Меню Рубрики

Презентация на тему сестринский процесс при бронхиальной астме

Презентация на тему » СП при бронхиальной астме у детей»

для проведения теоретических занятий по предмету ПМ 02. МДК 02.01.03 «Сестринский уход в педиатрии»

Бронхиальная астма У ДЕТЕЙ

Понятие о Бронхиальной астме БА — заболевание, характеризующееся хроническим воспалением воздухоносных путей, приводящие к гиперактивности в ответ на различные стимулы и повторяющиеся приступами бронхиальной обструкции.

Клиника Основными признаками бронхиальной астмы являются приступы удушья. Приступы удушья делятся на следующие периоды: Предвестников Приступный Послеприступный Межприступный

Период предвестников- наступает за несколько минут или сутки до приступа. Период характеризуется: Беспокойством Чиханием Зудом глаз Слезотечением Головной болью Нарушением сна Сухим кашлем

Приступный период- характеризуется: Одышкой Свистящим дыханием Хрипами Кожа бледная Небольшой цианоз Тахикардия и др. Во время приступа человек принимает сидячие положение и упирается руками о край кровати или кресла . Продолжительность приступа составляет 10-20 мин., при длительном течение до нескольких часов.

Внутренние факторы риска генетическая предрасположенность; атопия ( гиперпродукция IgE в ответ на поступление аллергена); гиперреактивность дыхательных путей; пол (чаще у женщин); расовая принадлежность.

Внешние факторы риска домашние аллергены: домашняя пыль (домашний клещ); аллергены животных; аллергены тараканов; грибы (плесень); внешние аллергены: пыльца; грибы; профессиональные (сенсибилизаторы); курение; воздушные поллютанты; респираторные инфекции; паразитарные инфекции; диета и лекарства; ожирение.

Факторы, которые провоцируют обострение БА: домашние и внешние аллергены; поллютанты помещений и внешние поллютанты; респираторные инфекции; физическая нагрузка и гипервентиляция; изменение погодных условий; двуокись серы; пища, пищевые добавки, лекарства; чрезмерные эмоциональные нагрузки; курение (пассивное и активное); ирританты (домашний аэрозоль, запах краски).

Клетки, участвующие в формировании воспалительного процесса при БА: Первичные эффекторные клетки: ­ тучные клетки (гистамин); ­ макрофаги (цитокины); ­ эпителиальные клетки. Вторичные эффекторные клетки: ­ эозинофилы; ­ Т-лимфоциты; ­ нейтрофилы; ­ тромбоциты.

Формы бронхиальной обструкции: острый бронхоспазм , отек стенки бронха (подострый), хроническая обтурация слизью, ремоделирование стенки бронха. В норме ОФВ1 (объем форсированного выдоха за первую секунду) — не менее 75% от ЖЕЛ

Степени легочной обструкции: — более 70% — легкая; ­ 69-50% — умеренная; ­ менее 50% — тяжелая.

КЛАССИФИКАЦИЯ БА (ПО МКБ Х ): БА: атопическая (экзогенная); неаллергическая (эндогенная, аспириновая ); смешанная (аллергическая + неаллергическая); неуточненная. Астматический статус (острая тяжелая БА). Аспириновая : при БА наблюдается дефицит PG, а аспирин (как и другие НПВС) еще сильнее снижают их уровень. Салициловая кислота содержится в различных продуктах, поэтому важно не перепутать эту форму БА с пищевой аллергией.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЯЖЕСТИ БА Ступень 1: интермиттирующая БА ­ симптомы реже 1 раза в неделю; ­ короткие обострения; ­ ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц; ­ показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 80% и более от должных значений; ­ вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет менее 20%.

Ступень 3 : персистирующая БА средней тяжести ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных в2-агонистов; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 60-80% от должных значений; вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет более 30%.

Ступень 2 : легкая персистирующая БА симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 2 раз в месяц; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 80% и более от должных значений; вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет 20-30%.

Ступень 4: тяжелая персистирующая БА ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют менее 60% от должных значений.

ЛЕЧЕНИЕ БА Комплексная терапия больных БА 1. Обучение больных. 2. Оценка и мониторинг тяжести БА. 3. Элиминация триггеров или контроль их влияния на течение болезни. 4. Разработка плана медикаментозной терапии для постоянного лечения. 5. Разработка плана лечения в период обострения. 6. Обеспечение регулярного наблюдения.

Лекарственная терапия I. Препараты для контроля за течением астмы ­ ингаляционные ГКС ( беклометазона дипропионат , будесонид , флунизомид , флутиказон , триамцинолона ацетонид ); ­ системные ГКС (преднизолон, метилпреднизолон ); (!) п/э: кандидоз полости рта, охриплость голоса, кашель от раздражения слизистой; ­ натрия кромогликат ( интал ); ­ недокромил натрия ( тайлед ); ­ теофиллин замедленного высвобождения ( теопек , теодур ); ­ ингаляционные в2-агонисты длительного действия ( формотерол , сальметерол ); ­ антилейкотриеновые препараты: а) антагонисты рецепторов к цистеинил-лейкотриену 1 ( монтелукаст , зафирлукаст ), б) ингибитор 5-липооксигеназы ( зилеутон ).

II. Симптоматические средства (для неотложной помощи) ­ ингаляционные в2-агонисты быстрого действия ( сальбутамол , фенотерол, тербуталин , репротерон ); ­ системные ГКС; ­ антихолинергические препараты ( ипратропиум бромид ( атровент ), окситропиума бромид); ­ метилксантины (теофиллин в/в, эуфиллин).

III. Нетрадиционные методы лечения ­ акупунктура; ­ гомеопатия; ­ йога; ­ ионизаторы; ­ спелеотерапия; ­ метод Бутейко; ­ и др.

Методы обследования Рентгеноскопия Исследование мокроты Исследование крови

источник

Презентация: «Сестринский процесс при бронхиальной астме». Автор: TERZA. Файл: «Сестринский процесс при бронхиальной астме.pptx». Размер zip-архива: 3433 КБ.

Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»

Курс 4­­­­ Группа 402 Специальность Сестринское дело

Выполнил студент Р.В.Ащаулов Руководитель С.Ю.Сундукова

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МК № 4)

Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Главный показатель эффективности терапии БА — достижение и поддержание контроля над заболеванием. Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.

Задачи исследования: изучить: этиологию, классификацию, клиническую картину, диагностику, осложнения, особенности лечения, профилактику, реабилитацию, прогноз; проанализировать: два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме; основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств; сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов. Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой. Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме. Методы исследования: научно-теоретический, аналитический, наблюдение за объектом исследования, сравнение.

БА – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной обструкцией, которая обратима либо спонтанно, либо под действием лечения.

Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность . Причинные факторы (индукторы) — пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.) Усугубляющие факторы –ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.

Триггерные факторы – провоцируют обострения БА

Контролируемая БА Частично контролируемая БА Неконтролируемая БА

Период предвестников: Период разгара: Период обратного развития приступа:

астматический статус; спонтанный пневмоторакс острая дыхательная недостаточность эмфизема легких хроническое легочное сердце ателектаз легкого пневмония; при длительном лечении БА гормональными препаратами — ожирение, гипертония, патологические переломы костей.

Клинический анализ крови Анализ мокроты общий Аллергологическое обследование кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные) провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный). Исследование иммуноглобулинов Е и G.

Рентгенография органов грудной клетки Спирография Пикфлоуметрия

Обучение больных. Элиминационная терапия Диетотерапия (гипоаллергенная) Медикаментозная терапия

Базисная – для контроля над заболеванием: ИГКС, системные ГКС длительно действующие ?2-агонисты комбинированные препараты кромоны теофиллины длительного действия антилейкотриеновые антитела к иммуноглобулину Е

Препараты для неотложной помощи: ?2-агонисты короткого действия м-холинолитики комбинированные системные ГКС ИГКС

Первичная профилактика Вторичная профилактика Третичная профилактика

Наблюдение 1 Больной А., 36 лет, поступил в пульмонологическое отделение с жалобами на периодически возникающие приступы удушья, сопровождающиеся ощущением сжатия в области грудной клетки, чувством нехватки воздуха, громкими свистящими хрипами в груди, кашлем с трудно отделяемой мокротой. Приступы возникают до 4 раз в сутки, плохо купируются ингаляциями сальбутамола. Мокрота отходит с трудом, стекловидного характера. В течение последних 5 лет страдает БА инфекционно-аллергического генеза. Ухудшение связывает с перенесенным ОРЗ. Объективно: Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Правильного телосложения. Кожные покровы чистые, бледные. Периферические лимфоузлы не увеличены. Пульс 86 ударов в мин., АД 140/90 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС 86 в мин. Экспираторная одышка, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 28 в мин. В легких перкуторно — легочный звук с коробочным оттенком, ограничение подвижности нижнего легочного края; аускультативно – жесткое дыхание, рассеянные сухие свистящие хрипы. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена. Лечащий врач назначил пациенту ингаляции беродуала через карманный ингалятор при приступах, но пациент не умеет им пользоваться, и обращается за помощью к медсестре.

Физиологические: есть пить дышать

Физиологические: приступы удушья кашель трудно отделяемая мокрота экспираторная одышка

Быть здоровым избегать опасности

Психологические: неумение пользоваться карманным ингалятором дефицит общения

Социальные: социальная изоляция временная нетрудоспособность

Духовные: дефицит самореализации

Работать иметь жизненные ценности

Приоритетные: кашель с трудноотделяемой мокротой, экспираторная одышка

Потенциальные: риск развития бронхоастматического статуса риск развития острой дыхательной недостаточности риск утраты жизнедеятельности

Приоритетная проблема: экспираторная одышка. Цель краткосрочная: пациент отметит уменьшение одышки к концу 3 суток. долгосрочная: пациент будет знать причины появления одышки и меры ее предупреждения к моменту выписки.

Успокоить пациента, рассказать о преходящем характере одышки.

Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием

Успокоить пациента, рассказать о преходящем характере одышки.

Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием

При возможности – исключить воздействие аллергенов.

Для предупреждения прогрессирования приступа удушья

При возможности – исключить воздействие аллергенов.

Для предупреждения прогрессирования приступа удушья

Обеспечить соблюдение лечебно-охранительного режима.

Обеспечить соблюдение лечебно-охранительного режима.

Объяснить необходимость приема удобного положения – сидя с упором на руки

Объяснить необходимость приема удобного положения – сидя с упором на руки

Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, при необходимости – провести оксигенотерапию.

Для улучшения дыхания и газообмена в легких

Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, при необходимости – провести оксигенотерапию.

Для улучшения дыхания и газообмена в легких

Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.

Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.

Объяснить необходимость ограничения физических нагрузок.

Для профилактики развития осложнений

Объяснить необходимость ограничения физических нагрузок.

Для профилактики развития осложнений

Контролировать внешний вид и состояние пациента: ЧДД, пульс, АД .

Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений.

Контролировать внешний вид и состояние пациента: ЧДД, пульс, АД .

Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений.

При удовлетворительном состоянии рассказать пациенту о причинах появления одышки и мерах ее предупреждения: ДН, соблюдения гипоаллергенной диеты, соблюдения режима труда и отдыха, постоянного приема ЛС, при усилении одышки – пользоваться ДАИ (сальбутамол, беродуал)

Для профилактики развития осложнений. Оценка: Пациент отмечает уменьшение одышки до 22 в мин. к концу 3 суток. К моменту выписки пациент знает причины появления одышки и меры ее предупреждения. Цель достигнута.

При удовлетворительном состоянии рассказать пациенту о причинах появления одышки и мерах ее предупреждения: ДН, соблюдения гипоаллергенной диеты, соблюдения режима труда и отдыха, постоянного приема ЛС, при усилении одышки – пользоваться ДАИ (сальбутамол, беродуал)

Для профилактики развития осложнений. Оценка: Пациент отмечает уменьшение одышки до 22 в мин. к концу 3 суток. К моменту выписки пациент знает причины появления одышки и меры ее предупреждения. Цель достигнута.

Реализация: зависимые вмешательства: 7 независимые: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 Оценка: Пациент отмечает уменьшение одышки до 22 в мин. к концу 3 суток. К моменту выписки пациент знает причины появления одышки и меры ее предупреждения. Цель достигнута.

лет, страдающему бронхиальной астмой смешанного генеза, вызвали дежурную медицинскую сестру в связи с начавшимся у него приступом удушья. Пациент жалуется на чувство нехватки воздуха, сухой кашель, свистящее дыхание. Ухудшение в течение 10 минут, самостоятельно пользовался беротеком, но без эффекта. При сестринском обследовании выявлено следующее: состояние пациента тяжелое, положение вынужденное – пациент сидит, опираясь на край кровати, лицо цианотичное, отечное, набухшие вены шеи. Больной испуган, выражает страх смерти, на вопросы отвечает отдельными словами. Дыхание шумное, слышно на расстоянии, «дистанционные» хрипы, экспираторная одышка до 40 в мин. Пульс 105 в минуту, АД 150/90 мм рт. ст. Неотложное состояние – приступ бронхиальной астмы.

Читайте также:  Манту противопоказания бронхиальная астма

Обеспечить пациенту физический и психический покой, успокоить, объяснить, что приступ носит обратимый характер.

Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием.

При возможности исключить контакт с причинно значимым аллергеном.

Для предупреждения прогрессирования приступа удушья

Придать пациенту удобное положение — сидя с упором на руки.

Расстегнуть стесняющую одежду.

Обеспечить доступ свежего воздуха.

Срочно вызвать врача через третье лицо.

Для оказания квалифицированной помощи.

Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.

Применить карманный ингалятор с бронхолитиком (беротек) или ингаляцию через небулайзер.

Для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов.

Приготовить лекарственные препараты: Бронхолитики (сальбутамол, тербуталин, беродуал, атровент, эуфиллин), ГКС (преднизолон, гидрокортизон) и др.

Для оказания квалифицированной помощи.

Постоянно контролировать состояние пациента, пульс, АД, ЧДД, характер мокроты.

Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений.

источник

«Сестринский процесс при бронхиальной астме» Выполнила студентка Егорова Л.В 301 группа очно-заочное отделение Преподаватели Суркова А.Г., Чернавских Е.Н. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемЛюбовь Егорова

Презентация на тему: » «Сестринский процесс при бронхиальной астме» Выполнила студентка Егорова Л.В 301 группа очно-заочное отделение Преподаватели Суркова А.Г., Чернавских Е.Н.» — Транскрипт:

1 «Сестринский процесс при бронхиальной астме» Выполнила студентка Егорова Л.В 301 группа очно-заочное отделение Преподаватели Суркова А.Г., Чернавских Е.Н

2 хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. Ключевым звеном является бронхиальная обструкция( сужение просвета бронхов),которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной обструкцией, которая обратима либо спонтанно, либо под действием лечения

3 Заболевание Бронхиальная астма(БА) вызывается аллергенами, которые приводят к сенсибилизации организма. Все аллергены делятся на две группы: Неинфекционные Инфекционные

4 I. ЭКЗОГЕННЫЕ : Бытовые – домашняя пыль, пух, перо подушек, плесень в ванных комнатах Пищевые – продукты питания: цитрусовые, яйца, шоколад, морепродукты, пищевые консерванты и красители и т.д. Дермальные: шерсть животных, волосы человека, домашний пылевой клещ Пыльцевые – пыльца растений: тополиный пух, цветение трав, пыльца берёзы, пырея, черёмухи, сосны и т.д. Лекарственные: антибиотики(чаще пенициллин),новокаин, препараты содержащие йод, вакцины (противостолбнячная), лидокаин Химические : бытовая химия, кислоты, щелочи, парфюмерия и т.д. Физические: изменение температуры, влажности, метеоусловий, таяние снега II. ЭНДОГЕННЫЕ Психоэмоциональное нарушение(острое нервное воздействие или длительные отрицательные эмоции) Гормональный дисбаланс

5 1. Стрептококки 2. Стафилококки 3. Грибы 4. Глистные инвазии

6 Наследственная предрасположенность ( БА у одного из родителей) Возраст родителей Тип конституции(гиперстенический) Патологическая беременность Особенности труда и быта ( выхлопные газы автомобилей; контакты с химическими веществами, лакокрасочными материалами и т.д.; загазованность на предприятиях) Заболевания в детском возрасте, особенности развития(пищевая аллергия, диатез, атопический дерматит, искусственное вскармливание, дисфункция ЖКТ) Курение активное и пассивное Респираторные инфекции

7 После воздействия триггеров начинается бронхоспазм

8 Бронхоспазм – сужение бронхов, вызванное сокращением мышц в ответ на действие ряда факторов. Количество приступов может зависеть от сезона года и пола(обострение в сырую, холодную погоду: осень, зима, ранняя весна; период цветения : май)

9 Психологические проблемы : Беспокойство, страх, паника Потенциальные проблемы : Риск развития астматического статуса(затянувшийся приступ более 12 часов) Риск развития лёгочно-сердечной недостаточности Риск развития эмфиземы лёгких Острая дыхательная недостаточность При длительном лечении БА гормональными препаратами — ожирение, гипертония, патологические переломы костей. Проблемы пациента вне приступа : Ограничение самообслуживания Риск потери работы Инвалидизация (II группа) Изменение социального статуса Невозможность иметь семью, детей

10 Клинический анализ крови Анализ мокроты общий Аллергологическое обследование : кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные) провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный). Исследование иммуноглобулинов Е и G.

11 Пикфлуометрия — определение скорости воздушного потока ( норма мл/с Оксигенометрия- метод измерения степени насыщения артериальной крови кислородом Спирометрия – метод исследования функции внешнего дыхания, который включает измерение жизненной емкости легких и скоростных показателей дыхания Бронхоскопия — это метод непосредственного осмотра и оценки состояния слизистых трахеобронхиального дерева Бронхография Рентгенография

12 В период предвестников приступа БА могут быть: Обильное выделение из носа ( чихание, обильный водянистый насморк) Зуд глаз и кожи Приступообразный частый кашель, начинается одышка, дыхание затрудненно Головная боль, головокружение Чувство беспокойства, тревожности, возбуждение Резкая слабость, усталость Поллакиурия(учащенное мочеиспускание).

13 Приступ БА, период разгара : Больной принимает вынужденное положение, фиксирует мышцы плечевого пояса и брюшной стенки, грудная клетка застывает в положении вдоха. Дыхание жесткое, в лёгких слышны свистящие хрипы на расстоянии. При аускультации слышны сухие хрипы над всей поверхностью лёгких. Кожа, кончик носа и губы становятся цианотично — багрового оттенка Приступ удушья сопровождается кашлем с трудноотделяемой вязкой мокротой. Продолжительность приступа может быть от нескольких часов до нескольких дней. В период обратного развития симптомы постепенно исчезают.

14 Цель: купировать приступ удушья Алгоритм доврачебной неотложной помощи 1. Успокоить пациента 2. Вызвать врача через третье лицо 3. Попробовать выяснить и исключить контакт с аллергеном 4. Помочь придать удобное положение сидя или стоя с фиксацией мышц плечевого пояса 5. Расстегнуть стесняющую одежду, снять всё, что мешает свободному дыханию 6. Обеспечить приток свежего воздуха (открыть окно) 7. Подать увлажненный кислород (если приступ случился в ЛПУ) 8. Подать имеющийся карманный ингалятор( Беротек, Сальбутомол, Астмопент, Вентодиск и т.д.) 9. Возможно применение отвлекающих процедур: горячие ванночки для рук (до локтей)и ног( до середины голени); приложить горчичники к стопам или на грудную клетку 10. Сделать вибрационный массаж грудной клетки и массаж рефлексогенных зон 11. Ингаляция через небулайзер с Беродуалом или Лазолваном(10-20 капель Беродуала мл. 0,9% изотонического раствора NaCl)

15 По назначению врача: 1. Приготовить систему для внутривенного капельного вливания, шприцы, жгут 2. Лекарственные препараты: Преднизалон мг в/в капельно мл. 0,9% изотонического раствора NaCl При тяжелом обострении БА с угрозой остановки дыхания, препаратом неотложной помощи является Эуфиллин, который вводят в/в струйно, очень медленно( в течении не менее 10 минут) 10 мл. 2,4% раствора разведенного в мл 0,9% изотонического раствора NaCl или в/в капельно ( капель в минуту). При введении Эуфиллина, положение пациента горизонтальное, медсестрой осуществляется контроль АД, пульса, ЧСС, ЧДД, общего состояния, контроль теофиллина в плазме крови(расширяет мускулатуру бронхов) При неэффективности ингаляционной и глюкокортикоидной терапии используют адреналин п/к, начиная с 0,2-0,3 мл. 0,1% раствора, при необходимости инъекцию повторяют каждые 20 минут в течении первого часа и через 4-6 часов. При развитии астматического статуса лечение проводится в реанимационном отделении, используют ИВЛ(искусственную вентиляцию легких)

16 Ингаляция — это самый эффективный способ доставки препаратов для лечения астмы. Главное преимущество ингаляционных препаратов — это их прямая доставка в пораженную болезнью область (бронхи и бронхиолы) и меньшее количество побочных эффектов в сравнении с многими лекарствами, применяемыми через рот или в инъекциях.

17 Все современные способы ингаляционной доставки лекарств представлены следующими устройствами: дозированные ингаляторы на основе фреона; спейсеры; порошковые ингаляторы (ротахалеры, циклохалеры, турбо холеры, мульти диски и т.д.); ингаляторы «Легкое дыхание«; небулайзеры.

18 β- адреномиметики короткого действия (срок действия до 6 часов) Беротек, Фенотерол, Астмопент, Сальбутомол, Вентодиск Длительного действия(около 12 часов) Сальметорол, Формотерол, Ретафил, Теопэк, Спирива Глюкокортикоиды Симбикорт, Бекодит, Беклофорт, Дипропионат, Флунизомед, Будесонид

19 1. Выписать направление на консультацию в аллергоцентр с целью выявления аллергена 2. Рекомендовать исключить контакт с аллергеном, провоцирующим приступы БА: Влажная частая уборка помещения, марлевые фильтры на форточки, проветривать Избавиться от вещей накапливающих пыль (мягкая мебель, ковры, тяжелые шторы), убрать пуховые подушки, одеяла Исключить контакт с животными Соблюдать гипоаллергенную диету при пищевой аллергии Смена условий труда при профессиональной аллергии При «аспириновой аллергии» исключить пищевые продукты(цитрусовые, сливы, помидоры, ягоды), а так же категорически запрещен приём ацетилсалициловой кислоты и других нестероидных противовоспалительных препаратов 3. Рекомендовать санировать очаги хронической инфекции( кариозные зубы, аденоиды, хронический тонзиллит), 4. Проводить профилактику респираторных инфекций и своевременно их лечить

20 5. Рекомендовать контролировать изменения метеоусловий, температуры окружающей среды, влажности. 6. При выраженных эмоциональных расстройствах необходимо квалифицированное обследование и лечение психотерапевта с индивидуальным подбором психотропных средств 7. Провести беседу об отказе от курения, беседу с родственниками о вреде курения в семье(пассивное курение) 8. Показаны регулярные занятия ЛФК,дозированной ходьбой и дыхательной гимнастикой(по Бутейко) 9. Профилактические методы: Иглоукалывание Солевые шахты, барокамеры Рефлексотерапия Физиотерапия Кумысолечение Светотерапия 11. Рекомендовать санаторно-курортное лечение( Крым, Кисловодск) 12. Рекомендовать иметь при себе карманный ингалятор, научить правильно использовать его( например: Интал –для предупреждения приступа )

21 ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ Больные БА легкой и средней степени тяжести: осмотр терапевта 2-3 раза в год, пульмонолог, ЛОР-врач, стоматолог – 1 раз в год. Обследование: общий анализ крови, мокрота, спирография 2-3 раза в год, ЭКГ – 1 раз. Больные БА тяжелой степени: Осмотр терапевта 1 раз в 1-2 месяца, пульмонолог — аллерголог 1 раз в год. Больным с гормонозависимым вариантом 2 раза в год анализ мочи и крови на глюкозу.

22 Несмотря на то что астма — заболевание неизлечимое, можно ожидать, что у большинства больных может и должен быть достигнут и поддерживаться контроль над заболеванием, который означает: 1. минимальное проявление хронических симптомов, включая ночные симптомы; 2. минимальные (редкие) обострения; 3. отсутствие состояний, требующих неотложной помощи; 4. минимальная потребность в применении бронхолитиков; 5. отсутствие ограничений физической активности, включая занятия спортом; 6. суточные колебания пиковой скорости вдоха(ПИВ) менее 20%;

23 1.Дополните: Бронхиальная астма –это……… 2. Развитию бронхиальной астмы могут способствовать факторы: 1) бытовые и промышленные поллютанты, 2) инфекция, 3) физическое усилие, 4) все перечисленное 3. Дополните: Бронхоспазм — это……… 4. Дополнительные методы обследования Пациентов с БА: 1) Пикфлуометрия 2) Спирометрия 3) Бронхография 4) Всё перечисленное 5. Приоритетная проблема пациента с бронхиальной астмой: 1) одышка при физической нагрузке инспираторного типа 2) насморк 3) приступ удушья экспираторного типа 4) зуд глаз и кожи 6. Положение больного во время приступа бронхиальной астмы: 1) активное, 2) пассивное, 3) вынужденное 7. При экспираторной одышке затруднен: a) Вдох b) Выдох c) вдох и выдох

24 8. Независимая сестринская помощь во время приступа БА: 1) Подать карманный ингалятор 2) Ввести эуфиллин 3) Расстегнуть стесняющую дыхание одежду,успокоить 9. Расставьте в нужном порядке: 1) психологически успокоить пациента; 2) ввести преднизолон; 3) срочно вызвать врача; 4) ввести эуфиллин; 5) применить карманный ингалятор. 10. Роль медсестры в профилактике обострений БА: 1) Провести беседу о вреде курения 2) Научить пациента правильно пользоваться карманным ингалятором 3) Обучить дыхательной гимнастике 4) Всё перечисленное

25 «Сестринский процесс при бронхиальной астме» Выполнила студентка Егорова Л.В 301 группа очно-заочное отделение Преподаватели Суркова А.Г., Чернавских Е.Н

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Открытое лекционное занятие «Бронхиальная астма» Курс СП в терапии ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе Специальность Сестринское дело Преподаватель Тореева Е.К. Ноябрь 2017 г ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»

План лекции Медицинская загадка Определение Эпидемиология Цели лечения Этиология Патогенез Клиника Обследование Лечение

Учебные цели После изучения данной темы студент должен знать: этиологию, патогенез, клиническую картину бронхиальной астмы; принципы лечения и ухода за пациентами с бронхиальной астмой; оказание неотложной помощи при тяжелом приступе бронхиальной астмы.

Говорят, что одним из первых слов, которые начал говорить Эрнесто, было слово «инъекция», «укол». Во время игры в регби по кромке поля бегал его приятель с ингалятором в руке. В футбол он играл как вратарь: болезнь не позволяла бегать. Зато он много читал и научился обращаться с пистолетом в пять лет! Работал фельдшером на грузовых и нефтеналивных судах, ассистентом преподавателя практической физиологии, но «…я покончил с медициной, чтобы стать бойцом-партизаном». Приступы удушья бывали у него по неделе или он начинал кашлять в тот момент, когда они были в засаде и кашель мог их выдать. «Я люблю мой ингалятор больше, чем пистолет…»

Эрнесто Гевара де ла Серна, «Че»

Бронхиальная астма — безжалостная болезнь, заставляющая человека дышать в четверть дыхания, говорить в четверть голоса, думать в четверть мысли и только задыхаться в полную силу без четвертей. К.Г. Паустовский

В мире ежегодно от бронхиальной астмы умирают 180 000 человек Китай – 36,7 на 100.000 человек Россия – 28,6 на 100.000 человек «Норма» — 7,9 на 100.000 человек В.Трофимов, 2005

Астма происходит от греческого слова Άσθμά, что означает “попытка вдоха”, или “затрудненное дыхание”, введено в обращение Гиппократом (460-370 г. до Р.Х.) Бронхиальная астма — хроническое заболевание, проявляющееся симптомами бронхиальной обструкции, основой которого является воспалительный процесс в дыхательных путях и гиперреактивность бронхов.

Читайте также:  Заболевания по симптомам похожие на астму

Рекомендации GINA 2015 Контроль симптомов БА Уровень контроля симптомов БА За последние 4 недели у пациента наблюдались Хороший контроль Частичный контроль Нет контроля Симптомы БА в дневное время возникают чаще, чем 2 раза в неделю Ничего из перечисленного 1-2 симптома 3-4 симптома Ночное пробуждение, вызванное БА Потребность в препаратах для купирования симптомов возникает более, чем 2 раза в неделю Любое ограничение активности, обусловленное БА

Терминология Атопия — (греч. atopia странность, необычность) — врожденная или конституциональная предрасположенность к развитию аллергических реакций. Индукторы — причинные факторы –разнообразные аллергены. Триггеры — усугубляющие, способствующие факторы.

Связь между астмой и жиром на брюшной стенке

Аллергены = антигены Лимфоциты вырабатывают защитные антитела + Иммуннологическая фаза Комплекс АГ+АТ оседает на тучных клетках, из которых высвобождается гистамин Патохимическая фаза Бронхоспазм, отек слизистой оболочки и гиперпродукция густой вязкой слизи. Патофизиологическая фаза 1 2 3 2

Что происходит в легких при астме? Здоровые легкие Гладкие мышцы дыхательных путей Поток воздуха в норме Дыхательные пути в норме Астме всегда сопутствует воспаление дыхательных путей Воспаление Образование вязкой мокроты Раздражение и отек Снижение воздушного потока Если воспаление не контролируется, оно приводит к бронхоспазму Бронхоспазм Сужение дыхательных путей Спазм мышц Снижение воздушного потока

Клиническая симптоматика: Затруднённое дыхание, чувство стеснения в груди, приступы кашля, преимущественно в ночное время или рано утром; Экспираторная одышка с удлинённым выдохом, свистящее дыхание (дистанционные хрипы) Приступы удушья. Характерным является обратимость этих симптомов (спонтанно, либо под влиянием бронхолитической или противовоспалительной терапии), их суточная и сезонная вариабельность.

Сестринское обследование Оценить общее состояние. Осмотреть больного: кожные покровы, вынужденное положение «ортопноэ», бочкообразная грудная клетка, Провести общую термометрию. Оценить тяжесть дыхательной недостаточности. Оценить гемодинамику.

Пикфлоуметрия – измерение пиковой (максимальной) скорости выдоха

Рентгенография легких Норма Эмфизема

Лабораторная диагностика В ОАК и анализе мокроты — большое количество эозинофилов. В мокроте – кристаллы Шарко-Лейдена (продукты распада эозинофилов), спирали Куршмана (слепки мелких бронхов). Аллергические пробы (скарификационные, внутрикожные или уколочные трик-тесты).

Доврачебная помощь при приступе БА

Приоритетные проблемы пациента при БА Вынужденное положение сидя. Затруднение дыхания (экспираторная одышка или удушье, чаще ночью). Свистящее дыхание, хрипы. Во время приступа – чувство страха смерти. Кашель с трудно отделяемой мокротой. Дефицит самообслуживания.

СМП при легком приступе Ингаляция увлажненного кислорода через носовой катетер со скоростью 2-6 литров в минуту Сальбутамол 2,5 мг (1 небула) через небулайзер в течение 5-15 минут или беродуал 1 мл (20 капель) через небулайзер в течение 10-15 мин. При неудовлетворительном эффекте повторить аналогичную ингаляцию бронхолитика до 3 раз в течение часа Результат: купирование приступа.

— тяжёлый, затянувшийся приступ БА (более 24 часов), характеризующийся выраженной и быстро прогрессирующей дыхательной недостаточностью, обусловленный обструкцией воздухопроводящих путей вследствие воспаления, диффузного отёка слизистой бронхов и полного прекращения эвакуации мокроты, при формировании резистентности к бронхолитической терапии. STATUS ASTHMATICUS:

Тактика СМП при астматическом статусе Ингаляция увлажненного кислорода через носовой катетер со скоростью 2-6 литров в минуту Сальбутамол 5,0 мг (2 небулы) через небулайзер в течение 5-15 минут или беродуал 3 мл (60 капель) через небулайзер в течение 10-15 минут + преднизолон 120 мг в/в + будесонид 2000 мкг через небулайзер в течение 5-10 минут При неэффективности – интубация трахеи, искусственная вентиляция легких. Госпитализация в реанимационное отделение. При неэффективности терапии тяжелой степени обострения и угрозе остановки дыхания возможно введение адреналина взрослым 0,1% — 0,5 мл (подкожно)

Пути введения противоастматических средств: Ингаляционный Инъекционный Пероральный

Основные темы «Астма школы» Необходимость лекарственной терапии Контроль функции дыхания (пикфлуометрия) Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы Вопросы профилактики Прививки больным с астмой Правовые аспекты

Курение в публичных английских местах было запрещено в июле 2007г. С апреля 1997г. по декабрь 2010г. было госпитализировано 502 тыс. больных астмой. Госпитализаций было больше в зимний период, чем в летний. Число неотложных госпитализаций взрослых за каждые 3 года после введения запрета на курение снижалось на 4,9%. Это интересно:

Контрольный вопрос Для астматического состояния характерны все признаки, кроме: а) нарушения сознания; б) тахипноэ; в) обильной мокроты; г) уменьшения дыхательных шумов; д) признаков острого легочного сердца.

Домашнее задание Выучить материалы лекции. Познакомиться с видеороликами «Монтелукаст» и «Омализумаб»

Лекция-визуализация на тему «Бронхиальная астма» предназначена для студентов специальности сестринское дело и является результатом использования принципа наглядности.

Наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Сугубо специальная информация дополняется примерами из жизни: политика, культура, живопись, знакомые и незнакомые молодежи известные личности способствуют повышению культурного уровня студента.

Лекция проводится с использованием аудио- и видеоматериалов, по ходу демонстрации делаются паузы, во время которых записывается опорный конспект.

Номер материала: ДБ-1335800

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Низкая стоимость обучения

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме. Информация о заболевании. Бронхиальная астма (БА) – самое распространенное хроническое заболевание дыхательных путей в детском возрасте. Частота ее продолжает расти. Заболевание, начавшееся в детстве, продолжается и в старшем возрасте. Длительно текущая бронхиальная астма может приводить не только к инвалидизации ребенка, но и к смерти.
Бронхиальная астма – это аллергическое заболевание, которое характеризуется повторными приступами удушья (бронхоспазма). В основе заболевания лежит стойкое аллергическое воспаление дыхательных путей от слизистой оболочки носа до мельчайших бронхов и бронхиол. Развитие бронхиальной астмы тесно связано с воздействием различных факторов.
Предрасполагающие факторы:
Атопия: выработка организмом повышенного количества иммуноглобулинов Е.
Гиперреактивность бронхов – повышенная реакция на раздражители в виде легкого и быстрого развития обструкции.
Наследственность – риск развития БА у ребенка, родители которого имеют признаки аллергии в 2-3 раза выше, чем у ребенка, чьи родители здоровы.
Причинные факторы:
Аллергены – пищевые, бытовые, эпидермальные, пыльцевые, грибковые, лекарственные, вирусы, химические вещества, вакцины. Под действием аллергенов у детей формируется сенсибилизация и аллергия. Формирование различных видов сенсибилизации происходит в определенной временной последовательности. У детей грудного возраста вначале формируется сенсибилизация к пищевым и лекарственным аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5 лет формируется сенсибилизация к бытовым, эпидермальным, грибковым и пыльцевым аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией. Ведущую роль в формировании БА среди бытовых аллергенов отводят клещам домашней пыли. Благоприятные условия для их размножения это влажный воздух, температура воздуха от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания являются мягкая мебель и постель, но они распространяются по всей квартире: мягкие игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками верхнего слоя кожи человека или домашних животных, плесенью, волосом, пером, растительной пищей. Аллергенными свойствами обладают покров и выделения клещей. Живут клещи около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей сохраняется месяцами и даже годами. Основной путь проникновения бытовых аллергенов в организм ингаляционный. Поэтому БА с бытовой сенсибилизацией характеризуется круглогодичным обострением, преобладанием приступов удушья ночью или при уборке квартиры.
К эпидермальным аллергенам относятся шерсть, пух, перо, перхоть, выделения, слюна домашних животных и насекомых (тараканов), сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что неаллергенных животных не бывает.
Пыльцевая сенсибилизация обусловлена пыльцой растений (дуб, береза, тополь, клен, ольха, злаки, сорняки и др.).
Действие причинных факторов усугубляют:
– Респираторные вирусные инфекции – вирусы повреждают слизистую оболочку, повышают ее проницаемость для аллергенов, усиливают гиперреактивность бронхов.
– Патологическое течение беременности – контакты с аллергенами, профессиональная вредность, нерациональное питание, инфекционные заболевания.
– Недоношенность, нерациональное питание ребенка – раннее искусственное вскармливание, ранее введение в рацион ребенка пищевых продуктов, обладающих сенсибилизирующей активностью.
– Наличие аллергического дерматита и других аллергических заболеваний.
– Пассивное или активное курение – 20 % детей из семей, где курит один родитель, заболевают БА уже в раннем возрасте.
– Факторы (триггеры), вызывающие обострение БА: Аллергены, вирусные респираторные инфекции, физические нагрузки, эмоциональные стрессы, изменение метеоусловий.
– Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая, нервно-психическая, паторецепторная и дисгормональная.
Степени тяжести БА:
– легкая – дневные редкие приступы удушья 1-3 раза в месяц при контакте с конкретным аллергеном. Снимается однократным использованием бронхолитика;
– среднетяжелая – приступы днем и ночью, 1 раз в неделю. Снимаются после повторного применения бронхолитика и гормонов:
– тяжелая – приступы несколько раз в неделю или ежедневно днем и ночью.
Современные методы диагностики: общий анализ крови: кожные тесты для выявления значимых аллергенов: радиоиммунные и иммуноферментные методы определения общего иммуноглобулина Е и специфических иммуноглобулинов в сыворотке крови; спирометрия для оценки функции внешнего дыхания у детей старше 5 лет; тест с физической нагрузкой для выявления бронхиальной гиперреактивности; пикфлоуметрия – мониторинг ПСВ (пиковой скорости выдоха) для оценки степени тяжести БА и контроля эффективности назначенной терапии; исследование мокроты; рентгенография легких; бронхоскопия.

1. Элиминационные мероприятия подбираются для каждого ребенка индивидуально.
Гипоаллергенная диета – исключение из пищевого рациона ребенка продуктов, содержащих аллергены: шоколад, шоколадные конфеты, кофе; мед. орехи, соки, содержащие различные консерванты и эссенции; газированные напитки; рыба и морепродукты; куриное яйцо, коровье молоко; грибы и консервированные продукты; острые и пряные продукты; овощи и фрукты красного, желтого и оранжевого цвета; ананасы, киви, бананы, дыня, черная смородина.
Гипоаллергенный быт – особенно детям при бытовой и эпидермальной сенсибилизации. Необходимо проведение мероприятий, направленных на борьбу с клещами домашней пыли и изменение экологии жилья: использовать специальные очистители воздуха для удаления аллергенных частиц в воздухе: уменьшить влажность за счет регулярного проветривания, просушивания постели, используя специальные осушители воздуха; убрать из квартиры, особенно из спальни ребенка настенные ковры, паласы, лишнюю мебель, комнатные растения: перьевую подушку заменить подушкой с синтетическим наполнителем, использовать противоаллергенные чехлы для матраца и других постельных принадлежностей; держать книги на закрытых стеклом полках; при проведении уборки желательно использовать специальные салфетки и пылесосы с одноразовыми съемными фильтрами; присутствие ребенка в момент уборки недопустимо; постельное белье менять 1 раз в неделю; промораживать или просушивать на солнце подушки, матрацы, одеяла и другие вещи (холодный воздух и солнечный свет вызывают гибель клешей) или 1 раз в год сдавать в химчистку, или стирать ежемесячно в горячей воде; мягкие игрушки стирать в горячей воде 1 раз в 3 мес. или класть на ночь в морозильную камеру; нахождение мягких игрушек в кровати во время сна ребенка недопустимо; применять различные химические препараты для уничтожения живых клещей – акрициды (милбиол и др.),но после обработки комнаты желательно в течение суток в ней не находиться, тщательно проветрить и провести сухую уборку пылесосом, желательно отказаться от домашних животных; исключить курение в квартире; исключить контакты ребенка с бытовой химией; в присутствии ребенка не использовать вещества с резким запахом.
2. Медикаментозная терапия.
– Базисная терапия: регулярный, ежедневный и длительный прием препаратов с целью снижения аллергического воспаления слизистой бронхов, предотвращения обострений: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (гайлед); бекотид, пульмикорт и др.; сальметерол, сальбутамол, оказывающие длительный бронхо-расширяюший эффект; комбинированные ингаляционные препараты; препараты группы теофиллина пролонгированного действия.
Выбор препаратов и дозы для базисной терапии зависят от степени тяжести БА. Эффективность базисной терапии зависит от правильного выбора и применения устройства для ингаляции. Детям младше 4 лет лучше использовать дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ) и спейсер с лицевой маской: детям в 4-6 лет – ДАН и спейсер с мундштуком; детям старше 6 лет – ДАИ, ДАИ со спейсером, дозированный порошковый ингалятор (ДПИ). Медицинская сестра должна обучить ребенка и родителей правилам использования ингаляторов и постоянно контролировать сохранения навыков.
– Лечение обострения (острого приступа или затяжного состояния бронхиальной обструкции): для восстановления проходимости бронхов используются бронхоспазмолитики: сальбутамол-ДАИ, вентолин-ДАИ, беротек-Н ДАИ: атровент-ДАИ, беродуал, беродуал-ДАИ. Теофиллин и эуфиллин используются в виде раствора для внутривенного введения.

Читайте также:  Астма и аллергия в чем разница

– Субъективные методы обследования:
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.
– Объективные методы обследования:
Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза – сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации – сухие свистящие и влажные хрипы.

У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.

Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений

Сестринский процесс при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства . Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты. необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
Независимые вмешательства : Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

источник