Меню Рубрики

Презентация бронхиальная астма актуальность

Актуальность исследования. Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Главный показатель эффективности терапии БА — достижение и поддержание контроля над заболеванием. Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.

Слайд 2 из презентации «Сестринский процесс при бронхиальной астме»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Сестринский процесс при бронхиальной астме.pptx» можно в zip-архиве размером 3433 КБ.

«Исследование в дипломной работе» — Теория развивающего обучения получила новое видение в работах А.В. Петрова [259]. Значительный блок работ последних лет в области … Все три части работы заканчиваются четкими и краткими выводами. Распечатанная работа переплетается и заключается в твердую обложку (папку). Задачи. К работе могут быть приложения.

«Исследование учащихся» — Выбирается учеником из готового списка вариантов. Первая форма — непродуктивная. Гипотеза, задача и методы исследования. Как ты понимал что движешься в правильном направлении? Как ты понял, что теоретический обзор готов? Условия осуществления исследовательской деятельности. развитие личностного своеобразия «Я — исследователь», механизмов рефлексии, самообучения и личностного опыта.

«Исследование на уроках» — Выдвижение итоговой гипотезы исследования. Виды уроков-исследований. Представление результатов наблюдений. Эксперты. Цели этапов урока-исследования. Общие цели уроков литературы по модели «Обучение как исследование». Эпиграфы: Петр(«Полтава») Петр(«Медный всадник») 2 группа. Определите размер стиха, способ рифмовки.

«Исследования XIX века» — 3.Освоение русской Америки. Русская Америка. План урока. Ситка. 2.2-я русская кругосветная экспедиция. История России. 5.Другие экспедиции. Кругосветные экспедиции совершили В.Головин-1807-11,Ф.Литке-1826-29 и составили 50 карт. XIX век. 4.Исследование Дальнего Востока. И.Айвазовский. 1.1-я русская кругосветная экспедиция.

«Генетические исследования» — Скончался 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика. Гомозиготность) синтез пигментов (у растений — хлорофилла, у животных — меланина). причина — делеция части 5-й хромосомы. Генетика сегодня Литература. Методы исследования генетики человека. Биохимический метод. — Наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов.

«Исследование воды» — Вода не имеет запаха. Направление: общеинтеллектуальное. Вода приобретает форму стакана. Опыт 2. Очищение воды. Экскурсии в краеведческий музей. 2 тройка игроков. Задачи на 3 этапе (3-4 классы). Формы деятельности (3-4 классы) (планируемые). Направления исследовательской деятельности (3-4 классы). 1 тройка игроков.

источник

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы.

Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром.

Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкции дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения (GINA, 2007) Учитывая высокую значимость проблемы БА в мировом масштабе, в 1993 году была создана «Глобальная инициатива по бронхиальной астме» (GINA).

Цели и задачи GINA были описаны в 1995 г.

в Докладе рабочей группы НИСЛК/ВОЗ «Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы».

Этот доклад (пересмотренный в 2002, 2006 и в 2007 гг.) и сопутствующие документы получили широкое распространение и были переведены на многие языки.

• гены, предрасполагающие к атопии

• гены, предрасполагающие к бронхиальной гиперреактивности Ожирение Пол Внешние факторыАллергены:

• аллергены помещений – клещи домашней пыли, шерсть домашних животных (собак, кошек, мышей), аллергены тараканов, грибы, в том числе плесневые и дрожжевые

• внешние аллергены – пыльца, грибы, в том числе плесневые и дрожжевые Инфекции (главным образом вирусные) Профессиональные сенсибилизаторы Курение табака:

• активное курение Загрязнение воздуха внутри и снаружи помещений Питание Факторы риска, влияющие на развитие и проявления БА Патогенез Главной чертой БА является воспаление дыхательных путей .

Клинические проявления БА возникают эпизодически, при этом воспаление дыхательных путей имеет постоянный, хронический характер.

Воспалительный процесс универсальный при разных клинических формах БА – аллергической, неаллергической и аспириновой – и не зависит от возраста больных.

Воспаление захватывает все дыхательные пути, включая верхние отделы и полость носа, однако патофизиологические последствия воспалительного процесса проявляются особенно ярко в бронхах среднего калибра.

Интересно, что между степенью тяжести БА и интенсивностью воспаления не установлено четкой взаимосвязи.

Важной составляющей патогенеза БА служит бронхиальная гиперреактивность, которая представляет собой характерное функциональное нарушение при БА.

Стимул в виде аллергена или другого аэрополлютанта, который безопасен для здорового человека, у больного БА вызывает сужение дыхательных путей, что проявляется бронхоконстрикцией и приступом удушья.

Бронхиальная гиперреактивность связана с воспалением в дыхательных путях и может уменьшаться под действием лечения.

Механизмы развития бронхиальной гиперреактивности установлены лишь частично, к ним относятся:

• Чрезмерное сокращение гладких мышц дыхательных путей является следствием увеличения объема и сократимости гладкомышечных клеток бронхов.

• Десинхронизация сокращения гладкой мускулатуры дыхательных путей вследствие воспалительных изменений бронхиальной стенки приводит к избыточному сужению просвета бронхов и исчезновению плато максимального бронхоспазма, характерного для дыхательных путей у здоровых лиц при вдыхании бронхоконстрикторных веществ.

• Утолщение бронхиальной стенки , обусловленное отеком и структурными изменениями, увеличивает степень сужения дыхательных путей при спазме гладких мышц бронхов за счет измененной геометрии бронхов.

• Воспалительный процесс способствует сенсибилизации чувствительных нервов , которая приводит к избыточной бронхоконстрикции в ответ на стимуляцию нервов.

Степень тяжести БАКритерии тяжести ИнтермиттирующаяСимптомы реже 1 раза в неделю Обострения кратковременные Ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц

• ОФВ1 или ПСВ ≥80% от должного

• Вариабельность ПСВ или ОФВ1 1 раза в неделю Ежедневный прием β2 -агонистов короткого действия

• ОФВ1 или ПСВ 60-80% от должного

• Вариабельность ПСВ или ОФВ1 >30% Тяжелая персистирующаяСимптомы ежедневно Частые обострения Частые ночные симптомы БА Ограничение физической активности

• ОФВ1 или ПСВ ≤60% от должного

• Вариабельность ПСВ или ОФВ1 >30% Классификация БА по степени тяжести по клиническим признакам перед началом лечения Клинические показатели Контролируемая БА (все нижеперечисленное) Частично контролируемая (имеется любое проявление в течение недели) Неконтролируемая БА Дневные симптомыОтсутствуют (или менее 2 эпизодов в неделю) Более 2 эпизодов в неделю Наличие трех и более признаков частично контролируемой БА в течение любой недели Ограничение активности ОтсутствуютЛюбые Ночные симптомы / симптомы пробуждения ОтсутствуютЛюбые Потребность в препаратах неотложной помощи Отсутствуют (или менее 2 эпизодов в неделю) Более 2 эпизодов в неделю Функция легких (ПСВ или ОФВ1) Нормальная 30 в мин Участие вспомогательных мышц в акте дыхания и западение надключичных ямок Обычно нетОбычно естьОбычно естьПарадоксальные движения грудной и брюшной стенок Свистящие хрипыУмеренные, часто только при выдохе ГромкиеОбычно громкиеОтсутствуют Пульс (в минуту) 120Брадикардия Парадоксальный пульсОтсутствует рт.ст.

Отсутствие позволяет предположить утомление дыхательной мускулатуры ПСВ после первого введения бронхолитика в % от должного или наилучшего индивидуального значения >80%60-80% рт.ст.

рт.ст., возможна дыхательная недостаточность SatO2 , % (при дыхании воздухом) >95%91-95% 500-1000>1000-2000 Будесонид («золотой стандарт») 200-400>400-800>800-1600 Циклесонид80-160>160-320>320-1280 Флунизолид500-1000>1000-2000>2000 Флутиказон100-250>250-500>500-1000 Мометазона фуроат200-400>400-800>800-1200 Триамцинолона ацетонид 400-1000>1000-2000>2000

источник

Бронхиальная астма. Бронхиальная астма (БА) — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется: ­ наличием обратимой. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемnovmed.net

Презентация на тему: » Бронхиальная астма. Бронхиальная астма (БА) — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется: ­ наличием обратимой.» — Транскрипт:

2 Бронхиальная астма (БА) — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется: ­ наличием обратимой обструкции бронхов, ­ наличием воспалительного процесса в области слизистой бронхов, ­ гиперреактивностью бронхов к факторам внешней среды. GINA (General Initiative for Asthma), пересмотр 2002 года.

4 Внутренние факторы: генетическая предрасположенность; генетическая предрасположенность; атопия (гиперпродукция IgE в ответ на поступление аллергена); атопия (гиперпродукция IgE в ответ на поступление аллергена); гиперреактивность дыхательных путей; гиперреактивность дыхательных путей; пол (чаще у женщин); пол (чаще у женщин); расовая принадлежность. расовая принадлежность.

5 Внешние факторы домашние аллергены: домашние аллергены: домашняя пыль (домашний клещ); домашняя пыль (домашний клещ); аллергены животных; аллергены животных; аллергены тараканов; аллергены тараканов; грибы (плесень); грибы (плесень); внешние аллергены: внешние аллергены: пыльца; пыльца; грибы; грибы; профессиональные (сенсибилизаторы); профессиональные (сенсибилизаторы); курение; курение; воздушные поллютанты; воздушные поллютанты; респираторные инфекции; респираторные инфекции; паразитарные инфекции; паразитарные инфекции; диета и лекарства; диета и лекарства; ожирение. ожирение.

6 Факторы, которые провоцируют обострение БА: домашние и внешние аллергены; домашние и внешние аллергены; поллютанты помещений и внешние поллютанты; поллютанты помещений и внешние поллютанты; респираторные инфекции; респираторные инфекции; физическая нагрузка и гипервентиляция; физическая нагрузка и гипервентиляция; изменение погодных условий; изменение погодных условий; двуокись серы; двуокись серы; пища, пищевые добавки, лекарства; пища, пищевые добавки, лекарства; чрезмерные эмоциональные нагрузки; чрезмерные эмоциональные нагрузки; курение (пассивное и активное); курение (пассивное и активное); ирританты (домашний аэрозоль, запах краски). ирританты (домашний аэрозоль, запах краски).

7 Клетки, участвующие в формировании воспалительного процесса при БА : Первичные эффекторные клетки: ­ тучные клетки (гистамин); ­ макрофаги (цитокины); ­ эпителиальные клетки. Вторичные эффекторные клетки: ­ эозинофилы; ­ Т-лимфоциты; ­ нейтрофилы; ­ тромбоциты.

8 Формы бронхиальной обструкции: острый бронхоспазм, острый бронхоспазм, отек стенки бронха (подострый), отек стенки бронха (подострый), хроническая обтурация слизью, хроническая обтурация слизью, ремоделирование стенки бронха. ремоделирование стенки бронха. В норме ОФВ1 (объем форсированного выдоха за первую секунду) — не менее 75% от ЖЕЛ. В норме ОФВ1 (объем форсированного выдоха за первую секунду) — не менее 75% от ЖЕЛ.

9 Степени легочной обструкции: ­ более 70% — легкая; ­ 69-50% — умеренная; ­ менее 50% — тяжелая.

10 КЛАССИФИКАЦИЯ БА (ПО МКБ Х): БА: атопическая (экзогенная); атопическая (экзогенная); неаллергическая (эндогенная, аспириновая); неаллергическая (эндогенная, аспириновая); смешанная (аллергическая + неаллергическая); смешанная (аллергическая + неаллергическая); неуточненная. неуточненная. Астматический статус (острая тяжелая БА). Астматический статус (острая тяжелая БА). Аспириновая: при БА наблюдается дефицит PG, а аспирин (как и другие НПВС) еще сильнее снижают их уровень. Салициловая кислота содержится в различных продуктах, поэтому важно не перепутать эту форму БА с пищевой аллергией. Аспириновая: при БА наблюдается дефицит PG, а аспирин (как и другие НПВС) еще сильнее снижают их уровень. Салициловая кислота содержится в различных продуктах, поэтому важно не перепутать эту форму БА с пищевой аллергией.

11 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЯЖЕСТИ БА Ступень 1: интермиттирующая БА ­ симптомы реже 1 раза в неделю; ­ короткие обострения; ­ ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц; ­ показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 80% и более от должных значений; ­ вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет менее 20%.

12 Ступень 2: легкая персистирующая БА симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 2 раз в месяц; ночные симптомы чаще 2 раз в месяц; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 80% и более от должных значений; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 80% и более от должных значений; вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет 20-30%. вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет 20-30%.

Читайте также:  Бронхиальная астма методические указания

13 Ступень 3: персистирующая БА средней тяжести ежедневные симптомы; ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных в2- агонистов; ежедневный прием ингаляционных в2- агонистов; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 60-80% от должных значений; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 60-80% от должных значений; вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет более 30%. вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет более 30%.

14 Ступень 4: тяжелая персистирующая БА ежедневные симптомы; ежедневные симптомы; частые обострения; частые обострения; частые ночные симптомы; частые ночные симптомы; ограничение физической активности; ограничение физической активности; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют менее 60% от должных значений. показатели ОФВ1 или ПСВ составляют менее 60% от должных значений.

15 ЛЕЧЕНИЕ БА Комплексная терапия больных БА 1. Обучение больных. 2. Оценка и мониторинг тяжести БА. 3. Элиминация триггеров или контроль их влияния на течение болезни. 4. Разработка плана медикаментозной терапии для постоянного лечения. 5. Разработка плана лечения в период обострения. 6. Обеспечение регулярного наблюдения.

16 Элиминация вредных факторов из окружающей среды больного астмой: ­ удалить ковры из спальни; ­ удалить перья; ­ применять непропускаемые постельные покрывала; ­ ежедневно стирать постель в горячей воде; ­ применять средства, ликвидирующие сапрофитов; ­ не держать в квартире животных и птиц; ­ не курить в помещениях, где находятся больные; ­ предупреждать инфекции дыхательных путей.

17 Лекарственная терапия I. Препараты для контроля за течением астмы ­ ингаляционные ГКС (беклометазона дипропионат, будесонид, флунизомид, флутиказон, триамцинолона ацетонид); ­ системные ГКС (преднизолон, метилпреднизолон); (!) п/э: кандидоз полости рта, охриплость голоса, кашель от раздражения слизистой; ­ натрия кромогликат (интал); ­ недокромил натрия (тайлед); ­ теофиллин замедленного высвобождения (теопек, теодур); ­ ингаляционные в2-агонисты длительного действия (формотерол, сальметерол); ­ антилейкотриеновые препараты: а) антагонисты рецепторов к цистеинил-лейкотриену 1 (монтелукаст, зафирлукаст), б) ингибитор 5-липооксигеназы (зилеутон).

18 II. Симптоматические средства (для неотложной помощи) ­ ингаляционные в2-агонисты быстрого действия (сальбутамол, фенотерол, тербуталин, репротерон); ­ системные ГКС; ­ антихолинергические препараты (ипратропиум бромид (атровент), окситропиума бромид); ­ метилксантины (теофиллин в/в, эуфиллин).

19 III. Нетрадиционные методы лечения ­ акупунктура; ­ гомеопатия; ­ йога; ­ ионизаторы; ­ спелеотерапия; ­ метод Бутейко; ­ и др.

20 Степень тяжести Ежедневный прием препаратов для контроля заболевания Другие варианты лечения Ступень 1 Нет необходимости Ингаляционные в2-агонисты по потребности Ступень 2 Ингаляционные ГКС ( мкг будесонида) + ингаляционные в2-агонисты длительного действия Теофиллин замедленного действия, или Кромон, или антилейкотриеновый препарат Ступень 3 Ингаляционные ГКС ( мкг будесонида) + ингаляционные в2- агонисты длительного действия Ингаляционные ГКС + теофиллин замедленного действия, или ингаляционный ГКС > 800 мкг, или ингаляционный ГКС мкг + антилейкотриеновый препарат Ступень 4 Ингаляционные ГКС (> 800 мкг будесонида) + ингаляционные в2-агонисты длительного действия + 1 или более препаратов, если это необходимо: ­ теофиллин; ­ антилейкотриеновый препарат; ­ пероральный в2-агонист длительного действия; ­ пероральный ГКС. 800 мкг, или ингаляционный ГКС 400-800 мкг + антилейкотриеновый препарат Ступень 4 Ингаляционные ГКС (> 800 мкг будесонида) + ингаляционные в2-агонисты длительного действия + 1 или более препаратов, если это необходимо: ­ теофиллин; ­ антилейкотриеновый препарат; ­ пероральный в2-агонист длительного действия; ­ пероральный ГКС.»>

источник

Бронхиальная астма— это заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхообструкцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов.

Что такое Бронхиальная астма?

— это заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхообструкцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов.

Факторы риска развития Бронхиальной астмы:

гиперреактивность дыхательных путей

— вызывающие развитие БА у предрасположенных к этому людей

— приводящие к обострению БА и/ или длительному сохранению симптомов болезни

  • антибиотики, особенно пенициллинового ряда,
  • сульфаниламиды,
  • витамины,
  • ацетилсалициловая кислота и другие нестероидные противовоспалительные препараты.

Внешние факторы, провоцирующие развитие или ухудшение течения бронхиальной астмы

  • Свистящие хрипы, обычно экспираторного характера
  • Одышку обычно приступообразную
  • Чувство «заложенности» в грудной клетке
  • Кашель, чаще непродуктивный
  • Иногда – отделение белой, «стекловидной» мокроты в конце приступа удушья.

  • При обострении заболевания больной может принимать вынужденное положение тела, при котором чувство нехватки воздуха беспокоит его меньше.
  • Наблюдаются экспираторная одышка, раздувание крыльев носа при вдохе, прерывистая речь, возбуждение, включение вспомогательной дыхательной мускулатуры.
  • Грудная клетка во время приступа расширяется и занимает инспираторное положение.

— затянувшийся приступ БА, устойчивый к проводимой терапии и характеризующийся выраженной и остро прогрессирующей дыхательной недостаточностью, обусловленной обструкцией воздухопроводящих путей, при сформировавшейся резистентности больного к адреностимулирующим средствам.

Диагностика Бронхиальной астмы:

  • Диагноз БА часто может быть поставлен только на основании данных анамнеза и осмотра.
  • Оценка функции легких и, особенно, обратимости обструкции, значительно повышает достоверность диагноза
  • Оценка аллергического статуса может помочь в выявлении и устранении факторов риска .

  • факторы, провоцирующие обострения; сезонность обострений;
  • повторные обструктивные бронхиты, протекающих на фоне нормальной температуры;

  • сопутствующие аллергические заболевания (атопический дерматит, аллергический ринит, аллергический конъюнктивит и т.д.);
  • наследственную отягощенность по аллергическим заболеваниям, в том числе БА;
  • исчезновение симптомов при устранении контакта с аллергеном (эффект элиминации);

  • При перкуссии над легкими определяется коробочный звук, нижние границы легких смещены вниз, подвижность краев во время вдоха и выдоха резко ограничена.
  • При аускультации отмечается удлиненный выдох, выслушивается большое количество сухих свистящих хрипов.

  • В случае астматического статуса количество сухих хрипов может уменьшаться («немое легкое»).
  • К концу приступа появляются жужжащие, влажные незвучные хрипы.
  • В анализах крови характерных изменений нет. Часто выявляется эозинофилия, однако ее нельзя считать патогномоничным симптомом.
  • при обострении определяются эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-ЛеЙдена.

Исследование кислотно-основного состояния и газового состава крови

  • возникновение гипокапнии,
  • увеличение парциального давления углекислого газа (рСО2).
  • Неспецифичность.
  • Во время обострений — признаки эмфизематозного вздутия легочной ткани, куполы диафрагмы уплощены, ребра расположены горизонтально.
  • При затянувшемся приступе могут развиться ателектазы и эозинофильные инфильтраты.
  • Во время ремиссий рентгенологические изменения чаще всего не определяются.
  • позволяют определить спектр сенсибилизации,
  • выявить факторы риска и триггеры, на основании чего в дальнейшем рекомендуются профилактические мероприятия и специфическая аллерговакцинация.
  • Однако следует учитывать, что у ряда больных кожные тесты могут быть ложно негативными или ложнопозитивными.
  • Оценивают степень обструкции, ее обратимость и вариабельность, а также тяжесть течения заболевания.
  • Функция легких считается нормальной при отношении ОФВ к ФЖЕЛ, равной более 80-90%.
  • Любые значения ниже предполагают бронхиальную обструкцию.
  • Ингаляция бронхолитика при БА вызывает увеличение ОФВ более 12%.
  • С помощью этих же методов подбирается наиболее эффективный для данного больного бронхолитик.

  • Для диагностики БА наибольшее значение имеют следующие показатели:
  • ОФВ 1 – объем форсированного выдоха в первую секунду,
  • ФЖЕЛ – форсированная жизненная емкость
  • ПСВ – пиковая скорость выдоха
  • Показатели гиперреактивности дыхательных путей

Тесты с метахолином, гистамином, физическими нагрузками.

При БА регистрируется не менее 20% падение показателя ОФВ 1 , измеряемым до и между возрастающими концентрациями ингалируемого агента.

Бронхоскопия проводится только В случаях трудной дифференциальной диагностики (инородное тело, пороки развития, онкология).

— определение пиковой скорости выдоха.

При БА пиковая скорость выдоха (ПСВ) увеличивается не менее чем на 15% после ингаляции бронхолитика.

Для контроля за БА также учитывается разброс показателей в вечерние и утренние часы.

Метод позволяет проводить пациентам самостоятельный ежедневный мониторинг своего состояния в течение 2-3 месяцев, что необходимо для коррекции терапии согласно ступенчатому подходу к лечению БА.

  • ХОБЛ;
  • аспирацию инородного тела;
  • бронхиолит;
  • муковисцидоз;
  • первичные иммунодефициты;
  • синдром первичной цилиарной дискинезии;
  • трахео- или бронхомаляцию;
  • стеноз или сужение дыхательных путей, связанные с наличием гемангиом или других опухолей, гранулем или кист;
  • облитерирующий бронхиолит;
  • интерстициальные заболевания легких;
  • пороки развития сосудов, вызывающие внешнее сдавление дыхательных путей;
  • застойные пороки сердца;
  • сердечную астму;
  • туберкулез;
  • бронхолегочную дисплазию;
  • долевую эмфизему;
  • синдром гипервентиляции (синдром Да Коста);
  • симптоматический бронхоспазм у больных истерией;
  • дисфункцию голосовых связок;
  • метастазирующий карциноид;
  • бронхоспазм у больных узелковым периартериитом;
  • диссеминированную эозинофильную коллагеновую болезнь;
  • коклюш;
  • психогенное диспноэ.

Дифференциальная диагностика (методы обследования)

  • рентгенография легких (выявление пневмоторакса, объемных процессов, поражения плевры, буллезных изменений, интерстициального фиброза и др.);
  • ЭКГ, ЭХОКГ (исключение поражения миокарда);
  • общий анализ мокроты;
  • общеклинический анализ крови;
  • бронхоскопия;
  • томография;
  • ФВД.
  • У большинства больных под систематическим наблюдением врача и при условии адекватного лечения удается добитьсяулучшения(в основном при средней тяжести течения).
  • Прогноз заболевания зависит от клинико-патогенетического варианта течения БА (при атопической БА он более благоприятный), тяжести, характера течения и эффективности терапии.
  • Если рассматривать течение бронхиальной астмы у детей, то возможно спонтанное выздоровление в пубертатном периоде.
  • Однако в 60-80% случаев бронхиальная астма, начавшаяся в детстве, продолжается и во взрослом периоде.

К понятию «выздоровление» при бронхиальной астме надо подходить с осторожностью, поскольку выздоровление при БА, по существу, представляет лишь длительную клиническую ремиссию, которая может нарушиться под влиянием различных причин.

БА – угрожающее жизни заболевание!

Лечение бронхиальной астмы

  • соблюдение противоаллергического режимамедикаментозноенемедикаментозное
  • соблюдение противоаллергического режима
  • медикаментозное
  • немедикаментозное

Ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС)

  • увеличивают апоптоз и снижают количество эозинофилов путем ингибирования интерлейкина-5 (lL-5),
  • приводят к стабилизации клеточных мембран, уменьшают проницаемость сосудов, улучшают функцию 3-адренорецепторов как путем синтеза новых, так и, повышая их чувствительность, стимулируют эпителиальные клетки.

Основные пути доставки лекарственных средств в дыхательные пути

  • дозированные аэрозольные ингаляторы (ДЛИ): обычные, «легкое дыхание», в комбинации со спейсером;
  • дозированные порошковые ингаляторы: одноразовые, мультидозовые резервуарные, мультидозовые блистерные;
  • небулайзеры: ультразвуковые, струйные.
  • аэрозоль (беротек, сальбутамол и др.);
  • таблетки (сальтос, действующих около 12 ч);
  • порошок — сальбен (сальбутамол в ингаляторе циклохалер).
  • Применяют при обострении заболевания перорально или внутривенно высокими дозами.
  • При длительном приеме формируют системные осложнения.
  • Назначение при персистирующей БА сразу определяет больного как тяжелого и требует назначения высоких доз игкс и ингаляционных β 2 -агонистов длительного действия.

Осложнения, возникающие при длительном приеме гк

  • остеопороз;
  • АГ;
  • сахарный диабет;
  • подавление гипоталамо- гипофизарно- надпочечниковой системы;
  • катаракта;
  • глаукома;
  • ожирение
  • респираторная терапия (тренировка дыхания, контроль дыхания, интервальная гипоксическая тренировка);
  • массаж, вибромассаж;
  • лечебная физкультура;
  • спелеотерапия и горноклиматическое лечение; физиотерапия;
  • иглоукалывание;
  • фитотерапия;
  • психотерапия;
  • санаторно- курортное лечение.

Лечебное питание гипоаллергенная диета

источник

Бронхиальная астма Выполнила: студентка 2 курса 202 гр Вагнер Ю.И.Преподаватель: Дурченкова И.Г.

Понятие о Бронхиальной астме БА-заболевание характеризующиеся хроническим воспалением воздухоносных путей, приводящие к гиперактивности в ответ на различные стимулы и повторяющиеся приступами бронхиальной обструкции.

Клиника Основными признаками бронхиальной астмы являются приступы удушья. Приступы удушья делятся на следующие периоды:ПредвестниковПриступныйПослеприступныйМежприступный

Период предвестников- наступает за несколько минут или сутки до приступа. Период характеризуется:БеспокойствомЧиханиемЗудом глазСлезотечениемГоловной больюНарушением снаСухим кашлем

Приступный период- характеризуется:ОдышкойСвистящим дыханиемХрипами Кожа бледная Небольшой цианозТахикардия и др. Во время приступа человек принимает сидячие положение и упирается руками о край кровати или кресла. Продолжительность приступа составляет 10-20 мин., при длительном течение до нескольких часов.

Внутренние факторы рискагенетическая предрасположенность; атопия (гиперпродукция IgE в ответ на поступление аллергена); гиперреактивность дыхательных путей; пол (чаще у женщин); расовая принадлежность.

Внешние факторы рискадомашние аллергены: домашняя пыль (домашний клещ); аллергены животных; аллергены тараканов; грибы (плесень); внешние аллергены: пыльца; грибы; профессиональные (сенсибилизаторы); курение; воздушные поллютанты; респираторные инфекции; паразитарные инфекции; диета и лекарства; ожирение.

Факторы, которые провоцируют обострение БА: домашние и внешние аллергены; поллютанты помещений и внешние поллютанты; респираторные инфекции; физическая нагрузка и гипервентиляция; изменение погодных условий; двуокись серы; пища, пищевые добавки, лекарства; чрезмерные эмоциональные нагрузки; курение (пассивное и активное); ирританты (домашний аэрозоль, запах краски).

Читайте также:  Таблетки для предотвращения астмы

Клетки, участвующие в формировании воспалительного процесса при БА: Первичные эффекторные клетки: тучные клетки (гистамин); макрофаги (цитокины); эпителиальные клетки.Вторичные эффекторные клетки: эозинофилы; Т-лимфоциты; нейтрофилы; тромбоциты.

Формы бронхиальной обструкции: острый бронхоспазм, отек стенки бронха (подострый), хроническая обтурация слизью, ремоделирование стенки бронха. В норме ОФВ1 (объем форсированного выдоха за первую секунду) — не менее 75% от ЖЕЛ

Степени легочной обструкции: более 70% — легкая; 69-50% — умеренная; менее 50% — тяжелая.

КЛАССИФИКАЦИЯ БА (ПО МКБ Х): БА: атопическая (экзогенная); неаллергическая (эндогенная, аспириновая); смешанная (аллергическая + неаллергическая); неуточненная.Астматический статус (острая тяжелая БА).Аспириновая: при БА наблюдается дефицит PG, а аспирин (как и другие НПВС) еще сильнее снижают их уровень. Салициловая кислота содержится в различных продуктах, поэтому важно не перепутать эту форму БА с пищевой аллергией.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЯЖЕСТИ БА Ступень 1: интермиттирующая БА симптомы реже 1 раза в неделю; короткие обострения; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 80% и более от должных значений; вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет менее 20%.

Ступень 3: персистирующая БА средней тяжести ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных в2-агонистов; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 60-80% от должных значений; вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет более 30%.

Ступень 2: легкая персистирующая БА симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 2 раз в месяц; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют 80% и более от должных значений; вариабельность показателей ПСВ или ОФВ1 составляет 20-30%.

Ступень 4: тяжелая персистирующая БА ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности; показатели ОФВ1 или ПСВ составляют менее 60% от должных значений.

ЛЕЧЕНИЕ БА Комплексная терапия больных БА1. Обучение больных.2. Оценка и мониторинг тяжести БА.3. Элиминация триггеров или контроль их влияния на течение болезни.4. Разработка плана медикаментозной терапии для постоянного лечения.5. Разработка плана лечения в период обострения.6. Обеспечение регулярного наблюдения.

Лекарственная терапия I. Препараты для контроля за течением астмы ингаляционные ГКС (беклометазона дипропионат, будесонид, флунизомид, флутиказон, триамцинолона ацетонид); системные ГКС (преднизолон, метилпреднизолон); (!) п/э: кандидоз полости рта, охриплость голоса, кашель от раздражения слизистой; натрия кромогликат (интал); недокромил натрия (тайлед); теофиллин замедленного высвобождения (теопек, теодур); ингаляционные в2-агонисты длительного действия (формотерол, сальметерол); антилейкотриеновые препараты: а) антагонисты рецепторов к цистеинил-лейкотриену 1 (монтелукаст, зафирлукаст), б) ингибитор 5-липооксигеназы (зилеутон).

II. Симптоматические средства (для неотложной помощи) ингаляционные в2-агонисты быстрого действия (сальбутамол, фенотерол, тербуталин, репротерон); системные ГКС; антихолинергические препараты (ипратропиум бромид (атровент), окситропиума бромид); метилксантины (теофиллин в/в, эуфиллин).

III. Нетрадиционные методы лечения акупунктура; гомеопатия; йога; ионизаторы; спелеотерапия; метод Бутейко; и др.

Методы обследованияРентгеноскопияИсследование мокротыИсследование крови

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Беседа на тему: Профилактика бронхиальной астмы Выполнила: студентка 4 курса специальности Лечебное дело Алексеева Е.Н. Преподаватель: Ивонина Т.В 2017 г.

Цель беседы: 1.Выяснить причины возникновения бронхиальной астмы; 2.Выяснить симптомы бронхиальной астмы; 3.Рассмотреть формы бронхиальной астмы; 4.Подробно рассмотреть меры, способствующие профилактике бронхиальной астмы.

Что такое бронхиальная астма? Бронхиальная астма (БА) — заболевание, которое характеризуется поражением дыхательных путей в результате воздействия аллергических раздражителей и представляет собой хроническое воспаление органов дыхательной системы.

-Психологические причины -Курение

Свистящие хрипы (в том числе дистанционные), обычно экспираторного характера (на выдохе) Одышку (затрудненное дыхание) обычно приступообразную Чувство «заложенности» в грудной клетке Кашель, чаще непродуктивный Иногда – отделение белой, «стекловидной» мокроты в конце приступа удушья. Симптомы БА:

1. Экзогенная форма 2. Эндогенная форма 3. Смешанная форма

1.Правильное и здоровое питание 2.Для ухода за телом и лицом косметика также должна быть максимально щадящей.

3.Для уборки дома и стирки одежды необходимо использовать только гипоаллергенные шампуни, моющие средства. 4.Устранение контакта с домашними животными. 5.Содержание своего жилища в полной чистоте.

6.Следует отказаться от духов, одеколонов, освежителей воздуха. 7.Ни в коем случае нельзя принимать лекарства без предписания врача, поскольку не только аспирин может послужить причиной удушья.

8.Курильщиком стоит расстаться со своей вредной привычкой. 9.Для профилактики бронхиальной астмы нужно заниматься физкультурой.

1.Необходимо заменить все перьевые подушки и пуховые одеяла на современные , изготовленные из синтепона. 2.Необходимо отказаться не только от курения, но и от алкоголя.

3.В период цветения растений рекомендуется поменять место пребывания. 4.Все инфекционные сезонные заболевания .

5.В качестве профилактики осложнений бронхиальной астмы следует ежедневно выполнять дыхательную гимнастику. 6.Необходимы также ежедневные прогулки на свежем воздухе.

7.Для укрепления организма обязательно следует принимать витамины. 8.Рекомендуется также закаливание организма.

Номер материала: ДБ-1324062

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Низкая стоимость обучения

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «ВБМК

Специальность 340201 Сестринское дело

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля Тема 1.1 Сестринское дело в терапии. Методы обследования пациента: субъективные, объективные Преподаватель Васина Н.В Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ВБМК Специальность 340201 Сестринское дело

Цели занятия Учебная: научить студентов применять знания и умения , полученные на теоретических занятиях по анатомии, физиологии, здоровому человеку и его окружению , сестринскому делу планировать обследование пациентов с заболеваниями различных органов и систем Развивающая: способствовать развитию у студентов собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность развивать клиническое мышление, и творческую деятельность развитие навыков, и умений самостоятельной работы развитие способности к обобщению знаний и умений, подученных при изучении предметов общеклинического цикла и других клинических дисциплин использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности заниматься самообразованием брать ответственность за работу членов команды Воспитательная: продолжать воспитывать у студентов: чувство профессиональной ответственности при обследовании больных, социальную значимость и сущность получаемой профессии, проявлять к ней устойчивый интерес культуру речи, поведения при обследовании пациентов, при работе в команде, коллегами, преподавателем деонтологические навыки.

Формируемые компетенции ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Терапия от греческого лечение, как клиническая дисциплина является главным разделом образования, занимающим центральное место в подготовке медицинского работника. Термин «терапия» в современной медицине употребляется в двух значениях: Как область клинической медицины, изучающая происхождение (этиологию), закономерности развития (патогенез), проявления (клинику), диагностику, лечение и профилактику заболеваний внутренних органов (синоним «внутренняя медицина»). Как общее обозначение консервативных методов лечения, к которым относят все нехирургические методы, в частности, лечение лекарствами, сыворотками, вакцинами, природными и физическими факторами (климатотерапия, бальнеотерапия, спелеотерапия , баротерапия, физиотерапия), диетотерапию, а также воздействие словом (психотерапия), трудовым процессом, воздействием на рефлексогенные зоны (иглорефлексотерапия).

: В соответствии с направленностью терапевтического воздействия выделяют Этиотропную или каузальную терапию, направленную на устранение причины болезни Патогенетическую терапию, направленную на процесс развития болезни, с целью его прерывания или остановки Симптоматическую терапию, направленную на ликвидацию проявлений болезни Реабилитационную или заместительную терапию, направленную на восстановление функций, нарушенных болезнью или их замещение.

Внутренние болезни — это наука о болезнях внутренних органов всего организма . Объект её изучения — болезни внутренних органов, серозных оболочек, суставов. Существуют различные подходы к определению сущности болезни. Здоровье и болезнь — различные, но взаимосвязанные формы жизнедеятельности организма в окружающей его среде. ЗДОРОВЬЕ — это физическое, психическое, социальное благополучие, характеризующееся наилучшей приспособляемостью организма к изменениям внешней и внутренней среды. БОЛЕЗНЬ — это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внутренних и внешних повреждающих факторов.

В течении болезни выделяют несколько периодов Латентный (скрытый) — когда видимые проявления отсутствуют. Продромальный — проявления общих для многих заболеваний признаков в виде недомогания, головной боли, слабости, снижения аппетита. Период разгара болезни — проявление специфических проявлений болезни; наряду с повреждением развиваются восстановительные и компенсаторные механизмы, но могут возникать и осложнения. Завершающий — или исход заболевания, зависит от степени тяжести, наличия осложнений. Возможны исходы: а) выздоровление, б) переход в хроническую форму, в) смерть больного.

ЭТИОЛОГИЯ — это учение о причинах и условиях возникновения болезни. Причины могут быть: экзогенными (внешними) — это физические, химические, психические, биологические, генетические, механические факторы эндогенными (внутренними) — находящиеся внутри организма сапрофиты, нарушения обмена веществ, изменения регуляции различных органов и систем, отсутствие биологически активных веществ, нарушение структуры органа, нарушение целостности органа, расстройство функции органов и систем. ПАТОГЕНЕЗ — это учение об общих закономерностях развития, течения, исхода болезней, а также механизмах развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.

Задачи, виды деятельности медсестры в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в России. Медицинское обслуживание населения осуществляется широкой сетью лечебно-профилактических учреждений. Их ведущие функции — проводить среди населения не только лечебную, но и разностороннюю профилактическую, санитарно-оздоровительную работу. Типовым ЛПУ для городского населения являются: городская больница, городская поликлиника, городская больница скорой медицинской помощи, станция скорой нео­тложной медицинской помощи, диспансеры, медико-санитарные части, фельдшерские пункты, офисы врача общей практики (семейного врача).

Приказ МЗ РФ № 237 от 26 августа 1992 г. «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» определил основное направление реформы в первичном звене здравоохранения. В приказе определены обязанности, права и ответственность врача и медсестры общей практики (фрагмент приказа). 1. Общие положения 1.1. Медицинская сестра общей практики является специалистом в области сестринского дела, работает совмес­тно с врачом общей практики (семейным врачом) и обеспечивает медицинскую помощь прикрепленному населению, включая профилактические и реабилитационные мероприятия. 1.2. На должность медицинской сестры общей практики назначаются медицинские сестры, прошедшие подго­товку по программе специализации «Медицинская сестра общей практики». 1.3. Медицинская сестра общей практики работает под руководством врача общей практики (семейного врача) или самостоятельно согласно условиям договора (контракта). 1.4. Медицинская сестра общей практики назначается и освобождается от должности в соответствии с действующим законодательством.

Читайте также:  У кого вылечить астму гомеопатией

2. Обязанности медицинской сестры общей практики 2.1. Выполнение профилактических, лечебных, диагностических мероприятий, назначаемых врачом в поликлинике и на дому, участие в проведении амбулаторных операций. 2.2. Оказание больным и пострадавшим первой довра­чебной медицинской помощи при травмах, отравлениях, острых состояниях, организация госпитализации боль­ных и пострадавших по экстренным показаниям. 2.3. Организация амбулаторного приема врача общей практики (семейного врача), подготовка рабочего места, приборов, инструментария, подготовка индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, проведе­ние осмотра больного, предварительный сбор анамнеза. 2.4. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий сте­рилизации инструментария и материалов, мер предупреж­дения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, СПИД согласно действующим инструкциям и приказам. 2.5. Ведение учетных медицинских документов (стати­стические талоны, карты экстренного извещения, бланки направления на диагностические исследования, посыль­ные листы во МСЭК, санаторно-курортные карты, конт­рольные карты диспансерного наблюдения). 2.6. Обеспечение кабинета врача общей практики (се­мейного врача) необходимыми медикаментами, стериль­ными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой. Учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета. Контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием. 2.7. Проведение персонального учета обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном ме­дико-социальном обслуживании. 2.8. Проведение в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебных профилактических осмотров населения. 2.9. Организация учета диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др.; контроль их посещений, своевременное приглашение на прием. 2.10. Участие в проведении санитарно-просветительной работы на участке: пропаганда гигиенических знаний, здорового образа жизни, рационального питания, закаливания, физической активности. 2.11. Подготовка санитарного актива участка, проведе­ние занятий по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, острых состояниях и несчастных случаях; обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первичной доврачебной помощи. 2.12. Подготовка больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований. 2.13. Своевременное ведение установленных учетно-отчетных, статистических документов. 2.14. Постоянное повышение, усовершенствование своего профессионального уровня, знаний, профессиональной культуры. 2.15. Выполнение правил внутреннего трудового распорядка, медицинской этики, требований по охране труда и техники безопасности.

3. Права медицинской сестры общей практики 3.1. Вносить предложения по вопросам организации труда, обеспечения необходимыми медикаментами, инструментами, перевязочными материалами, а также по вопросам улучшения лечебно-профилактической помощи населению в пределах своей компетенции. 3.2. Принимать участие в совещаниях (собраниях) по вопросам лечебно-профилактической и организационной работы на прикрепленном участке. 3.3. Постоянно повышать свои знания, не реже 1 раза в 5 лет на базе училищ (отделений) повышения квалифи­кации работников со средним специальным медицинским и фармацевтическим образованием. 4. Ответственность медицинской сестры общей практики 4.1. За осуществляемую профессиональную деятель­ность, неоказание медицинской помощи больным в состо­яниях, угрожающих жизни, за противоправные действия или бездействия, повлекшие за собой ущерб здоровью или смерть пациента, в установленном Законом порядке.

Методы обследования пациента Запомните план обследования больного. Расспрос (общие сведения, жалобы, история настоящего заболевания, история жизни) Оценка настоящего состояния ( status praesens ). Общий осмотр. Исследование органов и систем: Органы дыхания (осмотр, пальпация грудной клетки, перкуссия, аускуль­тация легких) Органы кровообращения (осмотр, пальпация области сердца, перкуссия, аускультация сердца, исследование сосудов, пульса, артериального дав­ления ) Органы пищеварения (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация живота) Печень, желчевыводящие пути, селезенка (осмотр, пальпация, перкуссия) Мочеполовая система (осмотр, пальпация, перкуссия) Эндокринная система (осмотр, пальпация) Система кроветворения Нервно-психическая сфера и органы чувств

Вам впервые предстоит расспросить пациента, провести обследование по органам и системам. Как справиться с дискомфортом? Большинство из Вас испытывают это чувство и это вполне закономерно. Расспрос пациента — процесс по своей сути необычный и требует определенных знаний. Для того чтобы расспрос оказался результативным, Вам предстоит задать практически незнакомому человеку много необычных и зачастую очень интимных вопросов. Многое зависит от Ваших знаний, такта и умения общаться вообще. Вы обязательно должны совместить информативность отчасти формального опроса с глубоким уважением к личности и достоинству пациента. К сожалению, некоторые врачи позволяют себе пересечь определенные границы. Нелегко избежать этого начинающему фельдшеру. Внимательно слушайте пациента, тактично задавайте уточняющие вопросы. Запомните! Нет специальностей: «инвалид» и «пенсионер»! Избегайте специальной медицинской терминологии. Будьте чуткими и тактичными!

Расспрос 1. Общие сведения Расспросите пациента и запишите общие сведения о больном. Фамилия Имя Отчество Возраст Профессия Адрес Дата и время поступления в клинику

2. Жалобы Соберите и опишите жалобы пациентов, разделив их на главные (основные) и второстепенные (дополнительные). Жалобы главные Жалобы второстепенные Проведите и запишите детализацию главных жалоб.

История настоящего заболевания ( anamnesis morbi ) Соберите анамнез заболевания по приведенной ниже схеме. Время начала заболевания. «С какого времени считаете себя больным?» С каких симптомов началось заболевание? Заболевание началось остро или постепенно? Периоды обострений, их частота, сезонность. Возможные причины, вызвавшие, по мнению больного, заболевание или его обострение (инфекции, погрешности в диете, охлаждение, др.). Результаты проводившегося ранее обследования, в том числе по выпискам из историй болезни. Результаты проводившегося ранее лечения, препараты, которые больной принимал ранее и принимает сейчас: (названия; эффективные дозы; побочные действия; переносимость; аллергические проявления; эффект проводимой терапии). Наличие инвалидности и ее давность. Причина настоящей госпитализации или обращения в поликлинику.

История жизни ( anamnesis vitae ) Схема для сбора истории жизни Место рождения. Развитие в детском и юношеском возрасте. Образование. Профессиональный анамнез. Служба в армии. Семейное положение. У женщин — гинекологический анамнез. Место и условия жизни в прошлом и в настоящем. Характер питания. Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков). Переносимость лекарств. Аллергологический анамнез. Перенесенные заболевания в хронологическом порядке и их течение. Перенесенные травмы и операции. Эпидемиологический анамнез. Наследственный анамнез (предрасположенность к развитию заболеваний).

Общий осмотр. Последовательность общего осмотра. Необходимо оценить: общее состояние; состояние сознания; положение больного; телосложение (конституция); рост, массу тела, индекс массы тела (ИМТ), окружность талии (ОТ); температуру тела; кожу и слизистые; волосы, ногти; подкожно-жировую клетчатку; лимфатическую систему; костно-мышечную систему; суставы; осмотр отдельных частей тела (головы, шеи, молочных желез, туловища, конечностей). Общие принципы обследования больного: от простого к сложному; от общего к частному; с поверхности внутрь; сверху вниз.

Общее состояние Удовлетворительное Средней тяжести Тяжелое Состояние сознания Ясное Помраченное Ступор Сопор Кома Эпизоды кратковременной потери сознания (обмороки) Изменения сознания (психические расстройства) Положение пациента Активное Пассивное Вынужденное Ортопноэ Сидя, с опорой на руки Лежа на больном боку Лежа на спине Лежа, с приведенными к животу ногами

Осмотр кожы и слизистых, пальпация Цвет Обычной окраски (либо в соответствии с расовой принадлежностью) Бледность Гиперемия Цианоз (центральный, периферический, акроцианоз ) Желтуха ( иктеричность склер) Гиперпигментация Депигментация Мраморность кожи Высыпания Папулы (узелки) Макулы (пятна) Везикулы (пузырьки) Буллы (пузыри) Пустулы (гнойнички) Локальные изменения кожи Родинки Витилиго Кровоизлияния Телеангиоэктазии Рубцы Стрии Ксантомы ( ксантелазмы ) тофусы Трофические изменения (язвы, пролежни, мацерации) Татуировки Влажность кожи Тургор кожи Волосы Тип оволосения Особенности оволосения Ногти Обычной формы «Часовые стекла» Койлонихии Утолщены Исчерчены Поражены грибком Подкожно-жировая клетчатка Степень развития подкожно — жирового слоя (в сантиметрах на уровне пупка) Взвешивание больного (индекс массы тела) Кахексия Ожирение (абдоминальное, бедренно-ягодичное , кушингоид ) Отеки Пастозность голеней, кистей, стоп Отеки лица Скопление жидкости в полостях (асцит, гидроторакс, гидроперикард , асцит, анасарка) Локальная отечность

Суставы Локализация поражения Деформация, девиация, контрактуры Ограничение движений ( шесть базовых типов движений в суставах ) Сгибание Разгибание Приведение Отведение Внутреннее вращение Наружное вращение Скованность (утренняя, её продолжительность) «Хруст», щелканье при движении Наличие высыпаний, узелков, гиперемии над пораженным суставом Локализация поражения

Лимфатическая система Локализация Затылочные Околоушные Нижнечелюстные Подбородочные Шейные (передние, задние) Надключичные Подключичные Подмышечные Локтевые Паховые Подколенные Голеностопные Форма (размер) Консистенция Болезненность Спаянность с подлежащей тканью

Костно-мышечная система Локализация поражения (преимущественное поражение) Степень развития мышц, слабость, болезненность при движении, пальпации Мышечная сила (местная атрофия) Расстройство функции мышц (параличи, парезы) Судороги Деформация и искривление костей Кифоз, сколиоз, лордоз Утолщение концевых фаланг Болезненность при пальпации (патологический «хруст») Симметричность поражения

Пальпация При пальпации следует соблюдать ряд условий: Положение больного должно быть удобным, обеспечивать свободу движений Температура воздуха должна быть 18-20°С Обследующий должен находиться справа от пациента Руки пальпирующего должны быть чистыми, теплыми, без ногтей и лака Движения рук при пальпации должны быть легкими и осторожными При пальпации обязательно нужно наблюдать за мимикой пациента Пальпация бывает двух видов: поверхностной и глубокой При пальпации кожи определяют: Влажность Тургор Состояние подкожно-жировой клетчатки Определение отеков Определение лимфатических узлов (подбородочного, подчелюстных, затылочных, шейных, надключичных, подключичных, локтевых, подмышечных, паховых, подколенных, голеностопных), определяют: Локализацию Размер Болезненность Консистенцию Спаянность с подлежащей тканью При пальпации мышц определяют болезненность, состояние развитости мускулатуры. При пальпации костей и суставов определяют болезненность, искривления, переломы, опухоли.

Перкуссия При перкуссии возникает звук, звуки различают по громкости, продолжительности и высоте. Громкость определяется величиной амплитуды колебания звучащего тела. При равной силе ударов громкость звука зависит от массы тела и его плотности: плотное тело с большой массой дает при нанесении удара тихий звук, тело с малой массой звучит громко. Продолжительность звука определяется временем, в течение которого затихают колебания, вызванные ударом. Колебания плотного тела затухают быстрее, чем плотнее тело, тем выше звук. При проведении перкуссии необходимо соблюдать ряд принципов: Площадь, на которую падает перкуссионный удар, должна быть малой, что дает большую точность в определении границ, поэтому в качестве плессиметра используют среднюю фалангу третьего пальца левой кисти По силе удара топографическая перкуссия тихая, при нанесении слабых ударов колеблется малый объем ткани, что дает точность в определении Удары, наносимые пальцем молоточком, должны быть отрывистыми В каждой точке перкуссии следует наносить не менее двух ударов (но не более трех), т.к. нанесение одного удара недостаточно для оценки звука, а нанесение более трех — затрудняет сравнение звуков Звуки сравнивают от более громкого к тихому, т.е. от ясного легочного к тупому. Это обусловлено особенностями нашего слуха: переход от более громкого к тихому улавливается лучше, чем переход от тихого к громкому Палец плессиметр необходимо располагать параллельно искомой границе, его следует перемещать по линии, до тупого звука, по межреберьям Над легочной тканью возникает ясный легочный звук , эта ткань содержит большое количество воздуха, и звук громкий, продолжительный, низкий. Над полостью, газовым пузырем возникает тимпанический звук Над уплотнением, паренхиматозным органом, мышечной тканью возникает тупой звук.

Аускультация При проведении аускультации соблюдают ряд условий: В помещении должно быть тепло и тихо Положение больного удобное, свободное Грудная клетка полностью обнажена, волосистая часть при необходимости смачивается водой Раструб стетоскопа должен плотно, но без нажима прилегать к поверхности тела Дыхание больного должно быть достаточно глубоким и равномерным, при необходимости по команде Аускультативные явления возникают, как правило, на большой глубине от поверхности тела. От проведения звуков на поверхность зависит не только возможность их восприятия, но и оценка физического состояния тканей, находящихся между источником звука и поверхностью тела. Хорошо проводят звуковые колебания плотные, однородные тела, мягкие, воздушные – плохо проводят звук, являясь звукоизолятором . Неоднородность тела ухудшает проведение звуков: при переходе колебаний из одной среды в другую они отражаются, гасятся. Хорошо проводятся звуки по трубкам, имеющим плотные, гладкие стенки.

источник