Меню Рубрики

Особенности ухода за больными с бронхиальной астмой

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?
Читайте также:  Смерть от астмы во сне

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

источник

Существует множество заболеваний, которые представляют опасность для жизни человека. Одним из них является бронхиальная астма. Вылечить данную патологию полностью нельзя, но можно держать под контролем. Опасность представляют приступы, которые начинаются неожиданно. Многие пациенты научились справляться с приступами в домашних условиях. Особенно тяжело детям, ведь они не всегда понимают и могут объяснить, что с ними происходит. В такие моменты необходима медицинская помощь. Рассмотрим, в чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме. Каковы его принципы и особенности?

Несколько слов о самой болезни. Бронхиальная астма относится к аллергическим заболеваниям. Источником могут стать продукты, пыль, пыльца растений, шерсть животных. Стойкий аллергический воспалительный процесс дыхательных путей захватывает слизистую носа и распространяется до самых мелких бронхов и бронхиол. Один из характеризующих признаков патологии — это приступы удушья. На то, как будет развиваться болезнь, влияет множество разных факторов. К таким относят:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Повышенную чувствительность бронхов.
  • Повышенное количество иммуноглобулинов Е.

Бронхиальная астма часто встречается в детском возрасте. И одной из причин развития патологии являются частые респираторные заболевания. В этом случае сестринский уход при атопической бронхиальной астме включает информирование взрослых о важности профилактики простудных заболеваний. Если болезнь не проходит продолжительное время, то это может привести к инвалидизации ребенка в самых тяжелых формах, даже к смерти.

Для каждого случая лечение подбирается индивидуально. В него входит:

  • Соблюдение диеты.
  • Проведение медикаментозной терапии.

В силу того, что приступы повторяются и представляют опасность для жизни, родители больных детей и взрослые должны уметь пользоваться ингалятором. Обучить этому обязана медицинская сестра. В чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме, рассмотрим далее.

Необходимо соблюдать при таком заболевании, как бронхиальная астма, уход и сестринский процесс в отношении пациента. Это залог скорейшего выздоровления и снижения частоты приступов болезни.

Хочется отметить, что сестринский уход может быть:

  • Зависимым. Медсестра выполняет указания врача.
  • Взаимозависимым. Процесс осуществляет вся медицинская бригада.
  • Независимым. Медсестра действует самостоятельно.

Рассмотрим этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1. Опрос пациента и сбор информации о развитии заболевания. Важно получить следующие данные:

  • В случае с детьми, опрашивают родителей или родственников.
  • Выявление сопутствующих патологий у пациента.
  • Наличие аллергических заболеваний у родителей или родственников.
  • Непереносимость лекарственных препаратов.
  • Выясняют, как часто случаются приступы, свистящее дыхание, отдышка.
  • Характер кашля в утренние и ночные часы.

2. Проводят осмотр пациента:

  • Занятая поза пациента.
  • Состояние кожных покровов.
  • Имеются ли хрипы.
  • Каков характер отдышки.

Характер сердечного ритма.

3. Выделяют имеющиеся проблемы у пациента:

  • Нарушение дыхания.
  • Отсутствие аппетита.
  • Проблемы со сном.
  • Имеется ли отдышка.
  • Кашель с вязкой мокротой.
  • Тахикардия. При этом возрастает риск развития пневмоторекса, сердечной недостаточности, эмфиземы, ателектаза.

4. Планируется оптимальный уход за пациентом, который согласовывается с лечащим врачом.

5. Реализация плана, а именно, сестринский уход за пациентами с бронхиальной астмой.

6. Оценивание результата ухода, прогноз для пациента на будущее.

Далее рассмотрим действия медицинской сестры в условиях стационара.

Сестринский уход в стационаре должен состоять из следующих пунктов:

  • Оказывать психологическую поддержку пациенту. Следить за соблюдением режима дня. Расширять багаж знаний о бронхиальной астме, о ее профилактике и особенностях лечения.
  • Необходимо организовать правильный рацион и осуществлять контроль за соблюдением режима питания.
  • Правильно организовать досуг пациента.
  • В палате должна проводиться регулярная влажная уборка, проветривание. Это существенно снизит риск развития приступов у пациента. Контролировать регулярную смену белья.

Сестринский уход при бронхиальной астме будет эффективным при соблюдении всех этапов.

Как указано выше, у пациента при бронхиальной астме есть проблемы, угрожающие и усложняющие жизнь, которые уметь решать входит в обязанности медицинской сестры. Перечислим еще раз эти проблемы:

Все эти состояния существует вероятность перенести при бронхиальной астме. Как необходимо действовать в таких ситуациях, в чем заключается сестринский уход?

При кашле с мокротой действия должны быть следующими:

  • Обеспечить введение бронходилататоров при помощи небулайзера.
  • Своевременно давать муколитики перорально, назначенные врачом.
  • Оказывать содействие в использовании ингалятора. Может быть «Амброксол», « Ацитилцистеин».
  • Контролировать выход секрета у тяжелобольных пациентов.
  • Фиксировать в листе наблюдения: частоту и особенности дыхания, цвет кожных покровов, характер отделяемого секрета.

Действия при панике у больного бронхиальной астмой.

В начале приступа пациентов охватывает чувство паники, страх удушья. Сестринский уход заключается в следующих шагах:

    Провести спокойную и убедительную беседу спациентом, объяснить механизм возникновения.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей обязательно включает обучение родителей. Контролировать свои эмоции и спокойно приступать к оперативной помощи. А также снимать стресс у ребенка.

Далее рассмотрим сестринский уход в решении более сложных ситуаций.

Состояние дыхательной недостаточности характеризуется учащением пульса, поднятием артериального давления, приступами тахикардии. Сестринский уход заключается в контролировании сердечных показателей и нормализации их в течение суток. Контроль необходимо сохранять после приступа еще час. Возможно назначение врачом «Нефидипина» или «Кордафена». Нельзя в такие периоды назначать бетаблокаторы.

Удушье является довольно опасным для пациента состоянием. В чем заключается сестринский уход в таких случаях:

  • Помочь человеку занять сидячее положение.
  • Ослабить ворот, освободить от тесной одежды.
  • В помещение обеспечить хороший приток воздуха.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Атровент» для взрослых, для детей используют «Сальбутамол».
  • Только по назначению врача вводить «Эуфиллин».
  • Необходимо подготовить кислородный аппарат, если ситуация усугубится.

Если наблюдается гипоксия у пациента, сестра должна проводить повторные кислородные ингаляции. В течение суток вести наблюдение за пациентом. У ребенка при гипоксии, как правило, может сильно снизиться артериальное давление. В этом случае необходимо ввести «Кордиамин» или «Этимизол» внутримышечно. После инъекций важно следить за такими показателями, как пульс, давление, температура, дыхание. Сестринский уход при бронхиальной астме в моменты обострений играет самую важную роль, так как есть угроза жизни пациента. От поведения медицинского персонала зависит жизнь пациента.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей основывается на активной работе с родителями:

  • Необходимо провести беседу с родителями о необходимости стационарного лечения. Также о важности исполнения всех предписаний врача, о возможных осложнениях. Рассказать о соблюдении щадящего режима ребенком, особенно, что касается органов дыхания.
  • Родители должны способствовать соблюдению диеты ребенком.
  • Маме и папе необходимо объяснить важность эмоционального состояния малыша. Нервные стрессы и перенапряжение повышают риск развития приступа.
  • Если ребенок проходит лечение в стационаре, пусть с ним будут его любимые книги, игрушки.
  • Необходимо осуществлять контроль над проведением влажной уборки, проветривания, соблюдением гигиенических процедур.
  • Важно обучить родителей пользоваться ингалятором и вести дневник контроля над состоянием ребенка. При прохождении процедур сестра должна присутствовать и осуществлять контроль над их проведением.
  • По окончании стационарного лечения медсестра должна объяснить ребенку и родителям важность соблюдения диеты, предписаний врача и регулярных осмотров.
Читайте также:  Структура заболеваемости бронхиальной астмой

Бронхиальной астмой болеют не только дети, но и взрослые. Рассмотрим особенности ухода за ними.

Сестринский уход при бронхиальной астме у взрослых заключается в следующем:

  • Обеспечение соблюдения палатного режима пациентом.
  • Своевременно проветривать и осуществлять влажную уборку помещения.
  • Эффективность лечения поддерживать соблюдением гипоаллергенной диеты, следить за тем, что приносят родственники больному, провести с ними на этот счет беседу, чтобы исключить любые аллергены.
  • Регулярно проводить наблюдения и фиксировать их в специальном журнале. За ЧСС, артериальным давлением, температурой, цветом кожных покровов, частотой дыхания.
  • Обучить пользоваться карманным ингалятором.

Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным.

Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем:

  • Прежде всего, обеспечить приток воздуха.
  • Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором «Хлорида натрия».
  • Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата.
  • Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол».
  • Ингаляции с увлажненным кислородом.
  • Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД.

Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача. Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом.

Это приступ удушья в затянувшейся форме. Этому состоянию характерны еще такие признаки:

  • Дыхательная недостаточность.
  • Бронхолитики не оказывают должного эффекта.
  • Дыхание шумное.
  • Синюшность кожных покровов и слизистой.
  • Одутловатость лица.
  • Артериальное давление низкое, при этом наблюдается тахикардия.
  • Также можно заметить заторможенность пациента.

При таких симптомах необходима срочная реанимация пациента. Сестринский уход при бронхиальной астме в реанимации заключается в следующем:

  • Запретить применение карманного ингалятора.
  • Провести кислородную терапию.
  • Провести инфузионную терапию.
  • Ввести «Эуффилин» внутривенно.
  • «Гепарин» внутривенно.
  • «Преднизадол» внутривенно каждые 4 часа.

Особенности сестринского ухода при бронхиальной астме заключаются в умении сохранять спокойствие, выполнять указания врача, не допускать состояния паники у пациента. Также сестра должна уметь обращаться с инновационными техническими средствами и применять новые методики в оказании помощи.

Для того чтобы проводить реанимационные действия, она должна иметь специальное образование.

Очень большую роль играет сестринский уход за больными бронхиальной астмой. Именно медсестра ведет наблюдение, замечая и фиксируя все изменения. Выделим несколько целей, в которых заключается сестринский уход:

  • Снизить или исключить приступы в ночное время.
  • Исключить обращения за неотложной помощью.
  • Обострения снизить до минимума.
  • Нормализовать функцию легких.
  • Снизить риск проявления побочных реакций от противоастматических препаратов.
  • Достигнуть долгого периода ремиссии.

Цели достигаются при грамотном выполнении всех этапов сестринского ухода за больным бронхиальной астмой. Это очень важно.

Принципы сестринского ухода при бронхиальной астме следующие:

  • Улучшение качества жизни пациента.
  • Облегчение состояния.
  • Подготовка пациента к возможным методам исследования.
  • Выполнение врачебных предписаний.
  • Устранение внешних раздражителей.
  • Недопущение нервного возбуждения и переутомлений.
  • Помощь в адаптации в социуме.
  • Проведение профилактических мер обострения заболевания.

Из статьи видно, как важен сестринский уход при бронхиальной астме. Медицина не стоит на месте, методы лечения болезни совершенствуются. Разработаны обучающие программы по купированию приступов для детей и родителей. Они заметно уменьшают число обострений, примерно в 2,5 раза. Это улучшает качество жизни пациентов и повышает эффективность лечения.

источник

При данном заболевании, по показанию лечащего врача требуется рентгенография. Вы можете заказать рентген на дому позвонив по телефону +7-495-22-555-6-8.

Общая стоимость (цена) услуги рентген на дому в Москве на май 2013 года — 5000 рублей

Бронхиальная астма — заболевание, при котором во время приступа происходит сужение дыхательных путей из-за повышенной чувствительности к некоторым факторам.

  • спазмом дыхательных путей;
  • отеком слизистой оболочки;
  • образованием в просвете бронхов слизистой мокроты.

Основным проявлением заболевания является приступ одышки, кашля и хрипов, сопровождающихся удушьем. Приступ иногда развивается внезапно, а иногда постепенно. Может проходить быстро, а может беспокоить больного длительное время. Приступ сопровождается тягостными переживаниями больного, страхом смерти от удушья. Во время приступа больной занимает вынужденное положение: инстинктивно садится, наклоняется вперед, напрягая мышцы грудной клетки для того, чтобы помочь дыханию. У больного возникает усиленное потоотделение как реакция на напряжение и беспокойство. При тяжелом приступе больной не в состоянии произнести несколько слов подряд и вынужден говорить отдельными словами, делая перерывы на то, чтобы вдохнуть воздух. Больной хватает воздух ртом как рыба, сознание его спутано, развивается сонливость, кожа приобретает синюшный цвет. Такие симптомы свидетельствуют об очень тяжелом состоянии больного, которое требует незамедлительной медицинской помощи.

Приступы бронхиальной астмы можно предотвращать! Необходимо создать условия, при которых больной мог бы их избегать. Если приступы бронхиальной астмы провоцируются физической работой, их можно предупредить, заранее принимая назначенные врачом лекарства.

  • изучать, какие внешние факторы способствуют развитию приступа у данного больного и предотвращать их;
  • избегать контакта с профессиональными вредностями (древесная пыль, аэрозоли, химические вещества);
  • избегать эмоционального перенапряжения;
  • избегать физической нагрузки, особенно в холодную погоду;
  • убрать ковры со стен комнаты, где живет или находится больной;
  • поддерживать в его комнате относительную влажность воздуха на низком уровне (предпочтительно ниже 50%);
  • отказаться от содержания кошек, собак, птиц;
  • избавиться от перьевых подушек;
  • проводить в комнате больного частую влажную уборку пыли;
  • не принимать продукты и пищевые добавки, на которые у больного аллергия;
  • удалить из комнаты больного цветы;
  • избегать раздражающих запахов, например, табачного дыма;
  • избегать приема аспирина и других нестероидных противовоспалительных препаратов.
  • рекомендовать больному бросить курить;
  • рекомендовать больному больше читать о своем заболевании;
  • следить за своевременным приемом больным назначенных врачом препаратов;
  • научить больного пользоваться ингалятором и буферной насадкой (в 35% случаев причина неэффективного лечения — неправильное пользование ингалятором);
  • побуждать больного к занятиям дыхательной гимнастикой и физическими упражнениями;
  • напоминать о необходимости носить с собой карманный ингалятор и следить за тем, чтобы он был полным;
  • начинать как можно раньше активное лечение приступа заболевания, не дожидаясь развития тяжелого приступа;
  • во время приступа оставайтесь с больным и старайтесь его успокоить и приободрить;
  • старайтесь отвлечь его внимание от ингалятора. Помните, что больной с удушьем склонен применять ингаляции гораздо чаще, чем положено. Это может привести к передозировке препарата, что приведет к усилению удушья и снижению реакции пациента на другие препараты.

Больному с приступом удушья необходима срочная консультация врача. До его прибытия следует:

  • создать атмосферу покоя для больного и окружающих его близких;
  • ухаживающему человеку необходимо самому сохранять спокойствие, т.к. его страх и растерянность передаются больному и усугубляют тяжесть его состояния;
  • помочь больному занять положение сидя или полусидячее положение в кровати, приподняв ее головной конец или подложив под больного достаточное количество подушек;
  • освободить от стесняющей одежды, убрать с верхней части туловища покрывающее больного тяжелое одеяло;
  • обеспечить доступ свежего воздуха, открыв в комнате форточку или окно и, по возможности, переместить больного ближе к открытому окну;
  • если есть соответствующее назначение врача, больному, страдающему бронхиальной астмой, необходимо дать карманный ингалятор и проконтролировать правильность его использования.

С помощью ингалятора лекарственный препарат должен попасть глубоко в воздухоносные пути. Препарат попадает в легкие только во время вдоха. Необходимо помнить, что 90% препарата не попадает куда должно, а оседает на слизистой ротоглотки. Существует два способа ингаляций: с открытым и закрытым ртом.

  • Снять колпачок и энергично встряхнуть ингалятор. Во время ингаляции дно баллончика должно быть направлено вверх.
  • Располагают наконечник ингалятора на расстоянии 4-5 см от губ.
  • Слегка откидывают голову назад и открывают рот.
  • Делают медленный выдох.
  • Затем начинают медленно делать вдох ртом и одновременно резко нажимают на баллончик.
  • Вдыхают медленно, пока легкие не наполнятся воздухом (это должно занять около 5-6 секунд). Нельзя вдыхать воздух носом!
  • Рот закрывают и задерживают дыхание на 4-6-10 секунд, затем осторожно выдыхают.
  • Спокойно дышат в течение 1 мин, затем ингаляцию повторяют.
  • Если больной использует для ингаляции аэрозоли гормональных препаратов (глюкокортикоиды), после ингаляции необходимо прополоскать рот прохладной водой для профилактики развития кандидоза полости рта.

При каждом нажатии на клапан из ингалятора выделяется 1 доза лекарственного препарата в виде аэрозоля.

Количество доз в каждом конкретном случае определяет лечащий врач.

отличается от предыдущего тем, что наконечник ингалятора плотно охватывается губами.

источник

Бронхиальная астма – неизлечимое хроническое заболевание. Терапия при возникающих обострениях оказывается в условиях стационара. Сестринский уход при бронхиальной астме должен обеспечивать необходимые условия для стабилизации состояния больного. Выполнение каждого из этапов работы, особенно, при работе с детьми, благотворно сказывается на общей картине лечения.

Сестринские вмешательства для пациентов, страдающих от бронхиальной астмы разделяются на три вида:

  • Независимые – выполняющиеся медсестрой на собственное усмотрение (измерение пульса, давления, помощь в составлении диетического меню);
  • Меры, после согласования с лечащим врачом – к ним относится назначение медикаментов;
  • Взаимозависимые – оказание сестринской помощи при бронхиальной астме проходит совместно с бригадой другого медицинского персонала (взятие лабораторных анализов).

Сестринский процесс при бронхиальной астме выполняет цели:

  • Сбор сведений о пациенте
  • Понимание потребностей пациента в медицинском обслуживании
  • Обозначение приоритетов в оказании медицинской помощи
  • Составление плана и по уходу за больным и следование ему
  • Определение эффективности ухода и того, достигнута ли его цель

Медицинская сестра выполняет задачи среди которых:

  • Своевременное реагирование при начале приступа бронхиальной астмы
  • Умение оказать квалифицированную медицинскую помощь
  • Установление причины астматического приступа и потребностей больного
  • Обучение астматика по самостоятельному купированию приступа в отсутствии медицинского персонала

Цель – облегчить состояние пациента, преодоление приступа.

Сестринский процесс при бронхиальной астме и взаимодействие с пациентами проходит поэтапно:

  • На первом этапе собирается информация;
  • Далее определяются проблемные моменты;
  • Исключаются болезни, имеющие схожую симптоматику;
  • Обеспечение ухода за больными, проходящими стационарное лечение;
  • Выполнение предписаний лечащего врача, отслеживание эффективности лечения.

Сбор сведений включает методы:

Главный из субъективных методов подразумевает разговор с астматиком, среди жалоб:

  • Затрудненное дыхание
  • Кашель, обостряющийся утром и вечером
  • Повышение температуры тела на начальном этапе заболевания
  • Одышка
  • Периодическое проявление свистящего дыхания

На беседе опрашиваются родственники пациента, чтобы исключить или подтвердить наследственную природу бронхиальной астмы. Медсестра выясняет:

  • Частоту проявлений астматических приступов
  • Обстоятельства, при которых они происходят
  • Провоцирующие факторы
  • Имеет ли место при приступе постороннее вмешательство или прием медицинских препаратов и если да, то какие это медикаменты
  • Наличие или отсутствие у пациента аллергической реакции

К объективному методу относится осмотр больного во время приступа, наблюдается следующая симптоматика:

  • Громкое дыхание, отчетливо различимые хрипы и свистки
  • Одышка
  • Раздутость носовых крыльев
  • Синеватый цвет кожи носогубного треугольника
  • Приступообразный кашель с отхождением вязкой мокроты
  • Астматика легко распознать по положению тела: пациент принимает сидячее положение с упором рук на горизонтальную поверхность

Медсестра обязана измерить артериальное давление и пульс пациента. По данным беседы и обследования она и лечащий врач составляют план базисной терапии и ухода за астматиком.

Приоритетные проблемы для персонала связаны с обеспечением жизненных потребностей пациента, страдающего от бронхиальной астмы:

  • Диета, если аллергическая реакция вызвана пищевыми продуктами
  • Удушающие приступы, нарушающие нормальный ритм дыхания
  • Нарушенный сон в связи с проявлением ночных астматических приступов
  • Ограничение двигательной активности (слишком сильная физическая нагрузка может спровоцировать астматический приступ)

Среди потенциальных проблем вызванных заболеванием:

  • Чувство психологической подавленности из-за факта постановки диагноза
  • Постоянное чувство страха перед внезапным началом удушья
  • Проблемы в общении с окружающими – эмоции провоцируют удушье, а разговор способствует проявлению одышки
  • Депрессивное состояние, вызванное невозможностью самовыражения и самореализации

Астматик не имеет возможности удовлетворить потребности:

  • В употреблении продуктов питания
  • В полноценном сне и отдыхе (астматические приступы проходят в ночное время, нарушают сон)
  • В общении
  • В нормальном дыхании

Сестринский уход при бронхиальной астме должен быть направлен на устранение возникающих сложностей.

Когда пациент проходит лечение в стенах стационара, основная задача сестринского процесса – стабилизировать его состояние. Под контроль берется диета, режим дня, времяпрепровождение. В палате организуются условия, обеспечивающие астматику комфортное проживание. Обеспечивается дополнительный уход во время кормления или помощь в гигиенических процедурах (как правило, если пациенты – дети). Медсестра контролирует исполнение врачебных предписаний и отмечает эффективность терапии.

Метод независимого вмешательства. Беседа проводится лично с пациентом, или с его родителями, если это ребенок. Медицинский персонал обязан проинформировать о:

  • Вероятных причинах развития заболевания
  • Особенностях лечения
  • О том, как и почему важно соблюдать врачебные рекомендации
  • О профилактических методах и возможных осложнениях в ходе лечения
  • Необходимости соблюдать подобранную диету не только в стенах учреждения, но и после выписки
  • Убедить самого пациента и его родственников о необходимости прохождения стационарного лечения (некоторые больные хотят лечиться дома)
Читайте также:  Почему не помогает ингалятор при астме

В обязанности медсестры входит обеспечение человеку, страдающему астмой комфортные условия проживания в палате и отслеживание:

Пациента или его родственников просят принести комплект по уходу, в который входят:

При уходе за ребенком медсестра остается с ним во время переодевания, расчесывания и чистки зубов, чтобы оказать необходимую помощь, если потребуется. Родным рекомендуется принести с собой то, что сможет отвлечь пациента от тяжелых мыслей о болезни (книги, рукоделие).

Базисная терапия занимает особое место в сестринском уходе. Медсестра должна не только точно соблюдать инструкции лечащего врача, но и донести пациенту информацию о необходимости приема медикаментов, и побочных эффектах. В обязанности входит выполнение задач:

  • Обучить астматика ведению дневника по контролю за своим состоянием и применению ингаляторов
  • Проводить на диагностику
  • Оказать психологической помощи пациенту и родственникам
  • Проследить состояния больного для своевременного распознавания побочных эффектов от приема медикаментов
  • Оповещение врача что лечение не приносит результатов, информирование о необходимости корректировки

Медсестра проводит регулярный опрос пациента о самочувствии, ежедневно выполняя комплекс мер:

  • Измерение температуры, числа сердечных сокращений
  • Определение частоты дыхания
  • Контроль состояния пациента при одышке и кашле
  • Выслушивание жалоб на самочувствие

Когда уход организован правильно, состояние астматика улучшается и его выписывают. Необходимо соблюдать все предписания, чтобы избежать осложнений.

Сестринский процесс при бронхиальной астме включает важный момент – помощь пациенту во время приступа:

  • Устранить взаимодействие с аллергеном (если он есть), вызвавшим аллергическую реакцию больного;
  • Использовать препараты, расширяющие бронхи;
  • Обеспечить пациента горячим щелочным питьем;
  • Сделать горчичную ванночку для ног.

Когда купировать приступ не удалось, пациенту дается антигистаминное средство, а также вводят под кожу симпатомиметики. Если приступ имел среднетяжелую или тяжелую степени тяжести, для купирования приступов вводят в вену глюкокортикостероидов. Такая мера обеспечивается в условиях лечебного учреждения, под контролем лечащего врача.

Продолжение приступа в течение нескольких дней, или его повторение после кратковременного улучшения, говорит о большом скоплении слизи в бронхах. Закупоренные бронхи провоцируют синдром «немого легкого» и могут развить астматический статус – тяжелую форму удушья, возникающего в результате диффузного нарушения бронхиальной проходимости.

Если у пациента присутствует астматический статус, применение ранее эффективных препаратов может негативно сказаться на самочувствии. Медсестре важно сохранять хладнокровие и помочь:

  • Запретить использование карманного ингалятора
  • Дать щелочное питье
  • Переместить больного в комфортное положение
  • Обеспечить приток увлажненного кислорода

Если не оказать медицинскую помощь, состояние пациента ухудшится приведет к коме или летальному исходу.

Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • Разговор проводится в спокойном мягком тоне, чтобы не напугать ребенка и не спровоцировать приступ удушья
  • Важно наладить доверительные отношения с маленьким пациентом
  • обучить родителей навыкам помощи ребенку, снятия паники и быстрой помощи при возникающем астматическом приступе
  • Важно посадить ребенка, поддерживать, успокаивать
  • Ингаляции проводятся с помощью препаратов, содержащих сальбутамол.

У детей возникает приступ гипоксии с резким снижением показателей артериального давления. Если симптом проявился, ребенку внутримышечно вводят стимуляторы центральной нервной системы.

Сестринский уход при бронхиальной астме улучшает состояние пациента. Астматик должен быть проинформирован о навыках самопомощи, приеме и дозировке медицинских препаратов, профилактических мерах. Перед выпиской медсестра проводит дополнительный инструктаж о диете, и режиме дня, проверяет, как пациент умеет пользоваться ингалятором.

источник

Гимнастические упражнения при бронхиальной астме

1. И. п. – сидя на стуле. В среднем темпе совершайте сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4 – 6 раз.

2. И. п. – прежнее. Сгибайте и разгибайте стопы с одновременным сжиманием пальцев рук в кулаки 6 – 8 раз в среднем темпе.

3. И. п. – стоя, с опорой руками на столик или спинку кровати. В медленном темпе дыхательное упражнение сочетайте с произношением буквы «Ж» 4 – 6 раз, выдох должен быть удлиненным.

4. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке. В среднем темпе проводите наклоны туловища в стороны 4 – 6 раз. Во время наклона – выдох, вернуться в и. п. – вдох.

5. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Отведите руки в стороны – вдох, сожмите обеими руками грудную клетку в нижней ее части – выдох.

Повторите 4 – 6 раз в медленном темпе с удлиненным выдохом.

6. И. п. – стоя, правая рука на груди, левая на животе. Диафрагменное дыхание 4 – 6 раз. На вдохе брюшная стенка поднимается, на выдохе опускается.

7. И. п. – стоя. Отведите руки в стороны – вдох, опустите вниз – выдох, повторите 4 – 6 раз.

8. И. п. – стоя. Ходьба на месте в течение 1 мин. Дыхание свободное.

Ходьба на месте приводит в работу все группы мышц и способствует глубокому ритмичному дыханию.

1. И. п. – стоя, в руках мяч. Передавайте его партнеру от груди на выдохе 6 – 8 раз.

2. И. п. – стоя, в руках волейбольный мяч. Бросайте мяч от груди на выдохе 8 – 10 раз.

3. И. п. – прежнее. Бросайте мяч одной рукой от плеча на выдохе 6 – 8 раз каждой рукой.

4. И. п. – прежнее. Бросайте мяч из-за головы на выдохе 8 – 10 раз.

5. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. Упражнение проводится на счет 1, 2 – 3: 1 – руки в стороны – вдох, 2 – 3 – расслабьте пояс верхних конечностей, опустите руки и голову – выдох. Повторите 4 – 6 раз в медленном темпе.

6. И. п. – стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку отведите в сторону, затем назад с поворотом туловища – вдох, и. п. – выдох. Повторите 8 – 10 раз в каждую сторону в среднем темпе.

7. И. п. – прежнее. Полное дыхание 4 – 5 раз.

8. И. п. – стоя боком к гимнастической стенке. Упражнение проводиться на счет 1, 2 – 3: 1 – рука дугой через сторону вверх – вдох, 2 – 3 – наклон в сторону – выдох. Повторите 6 – 8 раз в каждую сторону в медленном темпе.

9. И. п. – стоя спиной к гимнастической стенке, руки – на рейке на уровне пояса. Упражнение проводится на счет 1 – 2, 3 – 4: 1 – 2 – прогнуться, голову назад – вдох, 3 – 4 – выдох. Повторите 4 – 6 раз в среднем темпе.

10. И. п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью. Упражнение проводится на счет 1 – 2: 1 – руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 – и. п. – выдох. Повторите 6 – 8 раз, движения выполняйте поочередно в каждую сторону.

11. И. п. – стоя, руки к плечам. Упражнение проводится на счет 1 – 2, 3 – 4: 1 – 2 – правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3 – 4 – выдох. По 6 – 8 раз в каждую сторону в среднем темпе.

12. И. п. – стоя. Выполняйте ходьбу в медленном темпе 1 – 2 мин. Дыхание свободное.

13. И. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Упражнение проводится на счет: 1 – 2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3 – 4 – 5 – 6 – локти вперед, голову опустить – выдох. Повторите 4 – 6 раз в медленном темпе. На выдохе расслабляйте пояс верхних конечностей.

14. И. п. – стоя, правую руку – на грудь, левую – на живот. Полное дыхание 4 – 6 раз. На выдохе втягивайте брюшную стенку.

Одним из основных вспомогательных методов лечения бронхиальной астмы является дыхательная гимнастика. Целесообразно использовать ее постоянно как самостоятельный метод лечения, так и в комбинации с гимнастическими упражнениями. Помещение, в котором планируются занятия, должно быть убрано, проветрено. В теплое время года занятия лучше проводить на свежем воздухе. С помощью дыхательных упражнений можно научиться предотвращать и останавливать приступ бронхиальной астмы.

Выполняйте упражнения в постели сразу после пробуждения.

1. И. п. – лежа на спине. Согните ноги в коленных суставах и приведите их к груди, одновременно с этим движением выполните продолжительный выдох через рот. Упражнение повторите столько раз, сколько сможете. Во время него отмечается отхождение мокроты, скопившейся во время сна, дышать становится легче.

2. И. п. – стоя, можно сидя на стуле. Закройте левую ноздрю пальцем – вдох, затем закройте правую ноздрю пальцем – выдох. Поочередно дышать правой и левой ноздрями в течение нескольких минут.

3. И. п. – стоя, руки на талии. Сделайте вдох через нос (постарайтесь предельно надуть живот). Затем продолжительный выдох через нос, максимально втягивая живот. Повторите 3 – 4 раза.

4. И. п. – сидя на стуле, руки на коленях. Сделайте вдох – одновременно разведите руки в стороны, выдох – одновременно левое колено подтяните руками к животу. Повторите упражнение по 4 раза с каждой ногой.

5. И. п. – сидя, руки на сиденье стула. Вдох – прогнитесь, сведите лопатки, выдох – согнутые в коленных суставах ноги подтяните к груди. Повторите 4 раза.

6. И. п. – стоя, можно сидя. Вдохните через нос небольшими порциями на счет 1, 2, 3. Выдохните сквозь стиснутые зубы, произнося звуки «Ш» или «З». Повторите 5 – 6 раз.

7. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. Руки через стороны поднимите над головой – вдох; опустите их, одновременно покачиваясь с пятки на носок, – выдох. Повторите 5 – 6 раз.

8. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. Поднимите плечо на счет 1, 2, 3, 4 – вдох; опустите плечо на такой же счет со звуком «КХА» – выдох. Повторите 4 раза.

9. И. п. – стоя, руки согните в локтевых суставах. Локти разведите в стороны – вдох через нос. Опустите локти вдоль туловища, максимально втягивая живот, одновременно произнести звук «Ш» – выдох. Повторите 4 раза.

10. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. Глубокий вдох, на выдохе произнесите звуки [а], [о], [у], одновременно поколачивая реберные дуги спереди, а затем сзади. Повторите 4 раза.

При бронхиальной астме с помощью массажа можно восстановить нормальный ритм дыхания, увеличить подвижность ребер, избежать эмфизематозного изменения грудной клетки (перенасыщения легочной ткани воздухом), улучшить лимфо– и кровообращение в легких. Кроме того, массаж обладает общеукрепляющим воздействием на организм в целом.

Классический массаж при бронхиальной астме начинают с общего массажа грудной клетки. В положении больного лежа на спине с максимально расслабленными мышцами воздействие начинают с поглаживания грудной клетки снизу вверх по направлению к подмышечным лимфатическим узлам. Затем можно провести выжимание, разминание большой грудной мышцы, потряхивание. Каждый прием заканчивают поглаживанием массируемой зоны. Отдельно разминают мышцы в межреберных промежутках прямолинейными или зигзагообразными движениями. После этого необходимо проработать область грудины, особенно сочленение грудины и ключицы. Длительность массажа груди составляет 5 – 6 мин. У женщин область молочных желез массировать нельзя.

Далее продолжают массаж в области шеи и трапециевидной мышцы в положении сидя. Можно использовать те же приемы. Затем переходят к массажу спины. Приемы осуществляют по направлению от нижней реберной дуги к затылку, подмышечным впадинам, по лимфотоку. Начинают массаж с поглаживания, затем растирают и разминают мышцы спины в продольном и поперечном (по ходу межреберий) направлениях, заканчивают вибрацией с поглаживанием. Длительность массажа спины – 10 мин.

Курс массажа – 10 – 15 сеансов, всего для закрепления лечебного эффекта можно провести 2 – 3 курса.

Кроме классической техники массажа, в лечении бронхиальной астмы можно использовать сегментарный массаж, способствующий нормализации дыхания, стимуляции деятельности диафрагмы, препятствующий развитию эмфиземы. К тому же он обладает общеукрепляющим воздействием на организм.

Эмфизема – заболевание легких, сопровождающееся избыточным наполнением легочных альвеол и бронхиол воздухом. Данная патология приводит к нарушению газообмена между организмом и внешней средой и к развитию дыхательной недостаточности.

При выполнении сегментарного массажа пациент находится в положении сидя, максимально расслабляет все группы мышц. В начале надо растереть область спины, заднюю поверхность шеи, грудную клетку спереди и с боков. Затем в течение 10 мин выборочно осуществляют воздействие на спину, межреберья, надлопаточную область. Эффективно сочетать сегментарный массаж с дыхательными упражнениями. Заканчивают поглаживаниями, растираниями, поколачиваниями массируемой области.

источник