Меню Рубрики

Обучение детей с астмой

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

источник

Обучение является важной частью помощи детям с бронхиальной астмой. От него зависит соблюдение оптимального режима терапии и общий успех лечения на дому. Обучение делает больных и членов их семей партнерами врача в лечении этого тяжелого заболевания. Уже при первых посещениях лечебного учреждения нужно ознакомить ребенка и родителей с основами патогенеза бронхиальной астмы, что помогает им осознать необходимость соблюдения рекомендаций, имеющих целью уменьшение воспаления дыхательных путей. Врач должен в ясной и доходчивой форме объяснить, в чем заключается оптимальная компенсация бронхиальной астмы.

Понимание роли противовоспалительных средств в достижении компенсации заболевания и предупреждение об их возможных неблагоприятных эффектах могут воспрепятствовать быстрому отказу от применения таких средств и способствовать принятию мер по оздоровлению окружающей среды.

Основные элементы обучения при посещении лечебного учреждения по поводу бронхиальной астмы:
• Ознакомить с целями и задачами лечения бронхиальной астмы.
• Рассказать об основных механизмах развития бронхиальной астмы, в том числе об особенностях дыхательных путей больного бронхиальной астмой, связи между воспалением, раздражимостью и сужением бронхов, а также о лекарственных препаратах для долговременной компенсации бронхиальной астмы и быстрого облегчения ее симптомов.
• Привлечь внимание к возможным неблагоприятным эффектам медикаментозного лечения бронхиальной астмы.
• Рассказать и показать, как проводить ингаляцию с помощью ингалятора-дозатора с разделительной камерой и как измерять пиковую объемную скорость выдоха; проверить, освоил ли больной эти методики.

• Научить распознавать и избегать действия факторов, утяжеляющих течение бронхиальной астмы (факторы окружающей среды и сопутствующие заболевания).
• Составить письменный план лечения бронхиальной астмы из двух частей: план повседневного лечения и план действий на случай обострений.
• Подчеркнуть необходимость регулярных посещений врача: 2 раза в год (при недостаточной компенсации — чаще) с ежегодной проверкой функции легких.

Больных бронхиальной астмой и их семьи следует снабдить письменными рекомендациями, включающими:
1) план повседневного лечения, предусматривающий регулярное использование медикаментозных средств и другие меры компенсации заболевания;
2) план действий на случай обострения бронхиальной астмы с указанием, какие лекарственные препараты принимать, когда посещать врача и/или обращаться за срочной медицинской помощью.

Регулярные посещения врача способствуют поддержанию хорошей компенсации бронхиальной астмы. Во время таких визитов не только оценивается тяжесть заболевания, но и проверяется соблюдение врачебных рекомендаций, особенно в отношении ежедневного использования прописанных поддерживающих средств. Одновременно оценивается эффективность различных медикаментозных препаратов и способы их ингаляции. Проверяется умение пользоваться такими способами и правильность определения ПОСВ. При необходимости вносятся коррективы в план лечения.

Больных астмой детей рекомендуется направлять на консультацию к специалистам-аллергологам или пульмонологам, которые проверяют функцию легких и сенсибилизацию к тем или иным аллергенам, выполняют риноларингоскопию или бронхоскопию (с помощью гибких световодов) и провокационные пробы с аллергенами, оценивают условия жизни больного и дают рекомендации по их изменению, а также подробно инструктируют больных и их родителей. При заболеваниях верхних дыхательных путей может потребоваться консультация отоларинголога, а при чрезмерной тревоге — психолога.

Меры профилактики бронхиальной астмы лишь начинают разрабатываться. Учитывая роль хронического воспаления дыхательных путей в их патологической перестройке, ранняя противовоспалительная терапия у маленьких детей с повторными нарушениями дыхания или при наличии постоянных факторов риска может приостановить развитие заболевания. Предотвратить развитие бронхиальной астмы могут, по-видимому, и ранние иммуномодулирующие воздействия. «Гигиеническая гипотеза» исходит из того, что ранний контакт с микробами предохраняет иммунную систему oт сенсибилизации аллергенами и развития аллергического воспаления.

Следовательно, такой контакт снижает вероятность диффузного нейродермита у грудных детей, а также бронхиальной астмы и гиперчувствительности бронхов в более позднем возрасте. Если это действительно так, то открываются новые пути профилактики бронхиальной астмы.

Современные данные свидетельствуют о профилактическом значении и общих оздоровительных мер — исключении воздействия табачного дыма (начиная с пренатального периода), позднего отъема от груди (не раньше 4 мес), активного образа жизни и здоровой диеты. Считается, что иммунизация не увеличивает риск развития бронхиальной астмы. Поэтому детям, больным астмой, йожно делать все обычные прививки, в том числе против ветряной оспы, а также проводить ежегодную вакцинацию против гриппа.

источник

Организация медицинской помощи детям с заболеваниями органов дыхания в Москве: (1)

Н.А. Геппе, И.В. Гребенева, А.В. Карпушкина

Кафедра детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

Проанализированы результаты использования образовательной антиастматической программы в комплексе лечебно-профилактических мероприятий при бронхиальной астме у 120 детей и 100 членов их семей. Анализ эффективности и недостатков занятий в астма-школе в зависимости от тяжести заболевания и индивидуальных особенностей пациента показал, что образование оказывает влияние на течение заболевания, способствуя снижению частоты приступов, улучшает качество жизни пациентов. Достижение высокого уровня комплайнса, т.е. взаимодействия и взаимопонимания между врачом и семьей пациента, способствует более эффективному лечению и замедляет прогрессирование бронхиальной астмы у детей. Положительный эффект, по мнению детей, их родителей и врачей, отмечен более чем у 2/3 больных. Обоснована целесообразность включения образования в астма-школе детей и членов их семей в курс лечебно-профилактических мероприятий при бронхиальной астме.

Таблица 1. Критерии качества жизни и их составляющие (рекомендованы ВОЗ)
Kритерии Составляющие
Физические Сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых
Психологические Положительные эмоции, мышление, запоминание, изречение, концентрация, самооценка, внешний вид, негативные переживания
Уровень самостоятельности Будничная активность, работоспособность, зависимость от лекарства и лечения
Общественная жизнь Личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта
Окружающая среда Благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинской помощи и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология (поллютанты, шум, населенность, климат)
Духовная жизнь Религия, личные убеждения

Оценка качества жизни помогает определить, каким образом болезнь влияет на человека, помогает врачу сосредоточить внимание на позитивных аспектах жизни пациента.

Основными методами определения качества жизни являются опросники. Каждый из них имеет свои критерии и шкалы оценки. Опросники, применяемые в педиатрической практике, разработаны с учетом психоэмоциональной сферы и возраста ребенка [6]. К сожалению, до настоящего времени не существует российского варианта опросника для детей, поэтому в нашей стране используются зарубежные варианты анкеты (Paediatric Asthma Quality of Life Questionnaire, 1996; Life Activities Questionnaire for Childhood Asthma, 1993; Childhood Asthma Questionnaires, 1994), переведенные на русский язык и адаптированные к нашей экономической и социальной формации [7].

Эффективность терапии бронхиальной астмы у детей, улучшение качества жизни пациентов и их семей тесно связаны с тщательным выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Образование является необходимой составной частью комплексной программы лечения детей с бронхиальной астмой. В настоящее время одной из самых эффективных форм проведения образования для больных детей и их родителей считается астма-школа [8]. Основной ее целью является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у детей, обеспечение контроля за течением болезни и повышение качества жизни посредством образования родителей ребенка и/или самого пациента.

Общая философия программы образования в астма-школе основана на теории социального познания, согласно которой побуждение к изменению поведения возникает, если есть ощущение сопричастности (знание, вера, надежда на то, что можно успешно изменить свое поведение), если есть стремление к совершенствованию и надежда на то, что такое поведение будет иметь положительные последствия.

Целью настоящего исследования явилась оценка влияния образовательного курса в астма-школе на качество жизни пациентов с бронхиальной астмой.

Перед началом обучения уровень информированности пациентов и их родителей о заболевании изучался с помощью анкетирования. Исходно только 28% родителей и 5% детей имели представление об изменениях, происходящих в организме при бронхиальной астме, предрасполагающих и провоцирующих факторах. Регулярно следовали рекомендациям врача и использовали базисную терапию 52% семей. Правильной техникой ингаляции лекарственных средств владели 27% детей; в основном это были дети, которые повторно госпитализировались и ранее обучались ингаляционной технике. Важным методом самоконтроля при бронхиальной астме является измерение пиковой скорости выдоха при помощи пикфлоуметра с ведением дневника самоконтроля [1]. С пикфлоуметром были знакомы и периодически использовали его 10% пациентов. Регулярное измерение пиковой скорости выдоха с ведением дневника пикфлоуметрии не проводилось ни одним из детей. Отсутствие достаточной информации о заболевании и его лечении сопровождалось такими ошибками, как использование бронхолитиков в качестве профилактического лечения (48%), применение базисных противовоспалительных препаратов в качестве и профилактического и симптоматического средства (32%).

Качество жизни пациентов оценивалось с помощью анкетирования по адаптированному опроснику D. French [7], позволяющему оценить исследуемые параметры в баллах в различных возрастных группах: форма А — для детей 4-7 лет, В — для 8-12 лет и С — для 13-16 лет. Нами использовались параметры формы В данного опросника — для детей 8-12 лет и С — для 13-16 лет (табл. 2). В ходе анализа параметров качества жизни они оценивались в процентах от их максимальной величины в баллах.

Таблица 2. Шкалы опросников качества жизни для детей с бронхиальной астмой
Форма В Форма С
Kачество активной жизни — участие пациента в активных играх, занятиях физкультурой, спортом и т.д.

Kачество пассивной жизни — удовлетворение от чтения, просмотра телевизора, спокойного времяпровождения дома и т.д.

Дистресс — эмоциональное ощущение ребенком симптомов астмы и социальные проблемы, с ней связанные

Тяжесть — частота симптомов астмы, мнение ребенка о тяжести астмы у него, пропущенных школьных днях, ночных пробуждениях, эпизодах одышки, кашля

Kачество активной жизни — участие пациента в активных играх, занятиях физкультурой, спортом и т.д.

Kачество подростковой жизни — удовлетворение от типичной для подростков социальной активности

Дистресс — эмоциональное ощущение ребенком симптомов астмы и социальные проблемы, с ней связанные

Тяжесть — частота симптомов астмы, мнение ребенка о тяжести астмы у него, пропущенных школьных днях, ночных пробуждениях, эпизодах одышки, кашля

Реактивность — самоограничение вследствие болезни, избегания триггеров окружающей среды

Проводилось также дополнительное анкетирование родителей с целью выяснения частоты и тяжести дневных и ночных приступов у детей, отношения к медикаментозной терапии и способам контроля результатов лечения, социального уровня семьи, внутреннего уклада жизни.

Образовательный курс в астма-школе включает следующие темы, освещаемые на теоретической части занятий: сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания, симптомах обострения; информация о триггерах, факторах риска, методах профилактики, о гипоаллергенной диете и обстановке в доме; тактика оказания помощи при приступе, сведения о медикаментозной и немедикаментозной терапии бронхиальной астмы, базисных и симптоматических лекарственных средствах, алгоритм поведения во время приступа; информация о методах самоконтроля за течением заболевания и об оценке состояния по системе «цветовых зон», обсуждение планов действия пациентов в момент обострения бронхиальной астмы и в период ремиссии. Практическая часть занятий предназначена для обучения пациентов правильной технике ингаляции, использования пикфлоуметра, спейсера, выработки тактики правильного поведения больного ребенка и его семьи в различных жизненных ситуациях. Дети обучаются элементам дыхательной гимнастики, самоконтролю симптомов, подсчету пульса и частоты дыхания, решают ситуационные задачи. При проведении практической части занятий нами используется наглядный материал, видеофильм [9].

Информация по указанным выше темам предоставляется родителям и детям за 4 занятия. Ранее курс включал 8 занятий. Однако отмечено ослабление внимания к информации к концу цикла, ухудшалась посещаемость. Предоставление информации в компактном виде, выделение наиболее важных моментов в процессе занятия приводят к лучшему усвоению знаний. По окончании обучения дети и взрослые получают красочные сертификаты «Об окончании астма-школы», а также информационный печатный материал в виде памяток и брошюр.

Для оценки влияния обучения на качество жизни пациентов и течение основного заболевания через 6 мес после прохождения образовательного курса проведено повторное анкетирование детей и их родителей. Полученные показатели сопоставлялись с исходными, а также с показателями пациентов, не проходивших обучение в астма-школе (46 детей). Проведена статистическая обработка результатов.

источник

Среди детей дошкольного возраста бронхиальная астма давно перестала считаться редкой патологией. Наряду со многими другими проявлениями аллергии, она может возникать даже у ребенка в возрасте 3-5 лет. Однако, после начала школьного обучения течение астмы может ухудшаться, чаще возникают приступы затрудненного дыхания, эпизоды одышки и мучительного кашля, что связано со многими факторами. Поэтому важна предварительная подготовка к началу школьного обучения, которую нужно начинать уже сейчас, хотя до осени еще много времени.

По оценкам экспертов, бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний респираторного тракта у детей. Она затрагивает, по некоторым оценкам, до 5% детей в возрасте до 15 лет. У детей с бронхиальной астмой имеется хроническое воспаление, отек слизистых и чрезмерная чувствительность дыхательных путей, что приводят к эпизодам затрудненного дыхания. Хотя на сегодняшний день нет достоверно эффективного лечения бронхиальной астмы, которое бы полностью устраняло все проявления, ее можно эффективно контролировать. Когда бронхиальная астма находится под хорошим контролем, воспаление и обструкция дыхательных путей уменьшаются, нормализуется дыхание. Поскольку ребенок проводит большую часть своего дня в школе, важно, чтобы учителя и медицинские работники школы имели представление о болезни ребенка и могли оказать ему помочь в случае приступа кашля или формировании тяжелой одышки. Если ребенок научится полноценному управлению болезнью, это позволит ему учиться в школе наравне с другими детьми.

Триггеры (провокаторы) астмы — это те влияния, что ухудшают течение бронхиальной астмы сразу, немедленно или медленно с течением времени. Далеко не у каждого ребенка бронхиальная астма связана с аллергией, есть иные ее триггеры. Если это аллергия, нужно избегать контактов с аллергенами, которые провоцируют приступы кашля или сильной одышки, их стоит контролировать в школьной среде. Основные триггеры, которые могут усугубить астму, включают в себя физические раздражители (например, дым и жаркий сухой воздух), аллергены (например, перхоть животных, пыльца трав и деревьев), физические упражнения, инфекции, изменения погоды и эмоции.

Ранние признаки и симптомы, такие как кашель, хрипы или учащение дыхания являются признаками того, что у ребенка возникает приступ бронхиальной астмы. Мониторинг внешних признаков и симптомов астмы, контроль кашля очень важен для управления астмой в школе. Признаки и симптомы — это те ощущения, что чувствует сам ребенок или которые могут заметить взрослые, когда астма обостряется, возникает обструкция дыхательных путей. Общие симптомы, требующие внимания, включают хрипы, кашель, развитие одышки и стеснение в груди.

В дополнение к наблюдению за симптомами астмы, ребенок с астмой школьного возраста может контролировать свое дыхание в школе с помощью пикфлуометра. Этот портативный прибор измеряет поток воздуха при принудительном выдохе в литрах в минуту. Мониторинг пикового потока может помочь определить начало приступа астмы, часто еще до появления симптомов у ребенка. Чтобы оценить дыхание, результаты распределяются по цветам светофора. Они могут помочь самому ребенку и школьным специалистам принимать решение относительно использования лекарств и облегчения дыхания.

Все лекарства, которые ребенок принимает для лечения бронхиальной астмы, подразделяются на две группы: лекарственные средства длительного действия и быстродействующие препараты. Некоторые быстродействующие препараты (обычно это препараты, доставляемые при помощи ингалятора) действуют быстро, они направлены на то, чтобы расслабить мышцы вокруг дыхательных путей. Они используются для купирования симптомов астмы, за счет них устраняются хрипы и одышка, подавляется кашель.

Препараты длительного действия, которые обычно применяются внутрь (таблетки, растворы) ил ингаляционно, используются ежедневно для поддержания контроля над астмой и предотвращения тяжелых симптомов астмы. Лекарства для длительного контроля можно вдыхать (используя ингалятор или небулайзер) или принимать в виде таблеток. Большинство детей используют комбинацию препаратов длительного контроля и быстрого действия для максимально эффективного лечения астмы. Иногда ребенок использует спейсер, дополнительную камеру, которая прикрепляется к ингалятору для более точной дозировки лекарств, которые доставляются в дыхательные пути.

Ребенок и сотрудники школы должны знать, какие лекарства и когда необходимо принимать в период пребывания в школе. Лист с назначениями и рекомендациями должен быть у школьного медработника.

Физические упражнения являются распространенным триггером приступов астмы. Но ребенок, страдающий астмой, может заниматься лечебной физкультурой и заниматься спортом в школе под наблюдением учителя. Для этого, однако, важно обсудить уровень активности с врачом ребенка и составить письменный план по предотвращению проблем. Для некоторых детей хорошей практикой является использование ингалятора перед тренировкой во избежание затруднений дыхания. Также важно составить план действий, если у ребенка возникнут проблемы после занятий. Не нужно стесняться позвонить или отправить записку учителю физкультуры.

Следующие действия могут помочь ребенку заниматься физкультурой наряду с другими детьми. Важно убедиться, что ребенок принял дозу препарата до занятий в зале или других физических нагрузок, особенно на улице в холодную погоду. В теплую погоду, когда в воздухе много пыльцы, физические упражнения на открытом воздухе могут усугубить как астму, так и аллергию. Предварительный прием антигистаминных препаратов и интраназальных стероидов может значительно уменьшить эти симптомы.

Важно подобрать правильные занятия. Действия, сопровождаемые короткими периодами отдыха, могут позволить ребенку восстановить контроль над дыханием. Такие мероприятия, как бейсбол, софтбол, волейбол, теннис, горные лыжи, гольф, а также некоторые соревнования по легкой атлетике, все имеют короткие периоды отдыха. Спорт, требующий постоянной умеренной активности, такой как плавание, езда на велосипеде, бег на длинные дистанции и футбол, также могут подойти детям с астмой.

источник

Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?

Определение бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма – хроническое воспаление.

Строение дыхательных путей.

Что происходит при приступе бронхиальной астмы?

Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.

Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».

На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.

Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.

о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.

о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.

о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.

об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Аллергия – это повышенная чув­ствительность организма к воз­действию некоторых факторов окружающей среды: химических ве­ществ, микроорганизмов и продуктов их жиз­недеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиаль­ная астма, поллинозы (аллергия на пыльцу растений), крапивница.

Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различ­ные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве кор­ма для рыб. Среди факторов, способ­ствующих росту числа аллергичес­ких заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.

Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.

Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):

В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.

Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.

Необходимо проводить влажную уборку не ре­же 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.

На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.

Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.

На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.

Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.

Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».

Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.

Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.

Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.

источник

На приеме у врачей в поликлинических отделениях либо в больницах, где проводится стационарное лечение пациентов с бронхиальной астмой, бывает трудно получить все необходимые сведения о болезни. Именно поэтому все большее признание и даже популярность завоевывают школы здоровья для больных с бронхиальной астмой.

Подобные школы помогают разобраться, как полноценно жить и работать с диагностированным заболеванием, как строить распорядок дня и режим питания астматиков, кроме того, предоставляют общую и детальную информацию о сути патологии, ее потенциальных осложнениях и возможных последствиях. В абсолютном большинстве случаев пациенты получают ответы на все интересующие их вопросы, а завершив обучение, начинают смотреть на свое заболевание совершенно другими глазами.

Краткое содержание статьи

Бронхиальная астма является очень распространенной и достаточно серьезной патологией. Болезнь может поразить человека в любом возрасте. Большая часть пациентов имеет генетическую предрасположенность к болезни. Трудность течения заболевания, повторяемость симптоматики, которая часто угрожает здоровью и жизни больных, нередко создают предпосылки не только для физических, но и для психологических и эмоциональных проблем, отнимающих силы как самих пациентов, так и их родственников.

Как известно, эффективность терапии болезни напрямую связана с неукоснительным выполнением всех назначений и рекомендаций врача. Плохая информированность об основах оказания помощи и самопомощи, незнание правил специального режима жизни астматиков часто приводят к непредсказуемым ситуациям. Поэтому учеба в подобных центрах является необходимой составляющей общей программы лечения больных.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая длится не один год. На протяжении всей жизни астматики чаще или реже, но регулярно сталкиваются с периодами ремиссий и обострений. Общая задача школы здоровья — обучить группу больных контролировать свое самочувствие и научить их не допускать частых рецидивов.

Одной из самых прогрессивных форм учебы являются групповые занятия. Все уроки в школах проводят семейные доктора, терапевты, пульмонологи, аллергологи, психологи, а также квалифицированные и опытные медсестры. Центры бронхиального здоровья удобны тем, что они организовываются на базе поликлинических отделений для амбулаторных пациентов, а также в больницах, если пациенты находятся на стационарном лечении. Врачи выбирают группу больных, которые по их мнению наиболее нуждаются в прохождении обучающего курса. Также в списки врачи включают всех желающих пройти обучение и даже членов их семей.

ВАЖНО! Посещение занятий в школе здоровья для пациентов должно носить только добровольный характер.

Обычно группы подбираются так, что в них проходят учебу больные разного пола и возраста, а также с различным стажем болезни. Такой вариант подбора считается наиболее эффективным.

Отдельными группами набираются родители маленьких пациентов. На занятия взрослые приходят вместе с детьми. Детские школы организовываются на базе детских поликлиник. На занятиях врачи обучают детей и их родителей навыкам пользования специальными приборами, например, ингаляторами, небулайзерами и прочими. Уроки для детей проходят в форме игры, которая понятна и доступна для маленьких пациентов.

Важная и главная цель обучения — чтобы группа пациентов с астмой узнали о болезни как можно больше, научились с ней полноценно жить и справляться с приступами без помощи медиков.

Самые важнейшие задачи школ здоровья:

  • профилактика и предупреждение прогрессирования бронхиальной астмы и приступов болезни;
  • умение больных определять степень тяжести заболевания;
  • получение информации о первых симптомах астматического удушья;
  • научить пациентов всем доступным способам быстрого купирования приступа;
  • информирование пациентов о новых методах лечения бронхиальных проблем и новых эффективных медикаментах. Обсуждение с пациентами эффективной медикаментозной и немедикаментозной терапии и возможных побочных эффектах лечения;
  • информирование о факторах риска осложнений, прежде всего отказа от пагубных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем.

Кроме того, одна из важнейших задач занятий в подобных центрах — это формирование стойких доверительных и ответственных отношений между пациентом и лечащим врачом. Следует понимать, что они оба несут одинаковую ответственность за решение проблем, возникающих во время бронхиальной астмы. Ведь часто ситуация складывается таким образом, что астматик и его близкие люди в минуты обострения болезни сами должны действовать своевременно и грамотно, прежде чем им сможет помочь медицинский работник.

ВАЖНО! Определенную положительную роль в школах здоровья играет организация ролевых игр — они помогают отработать стратегию поведения во время неожиданного приступа.

Любой процесс образования требует правильной организации. Для этого важно выбрать теплое помещение с хорошим освещением. В обучающей комнате требуется разместить удобные столы и стулья, а также предусмотреть возможность подключения некоторого офисного оборудования — компьютера, принтера, ксерокса для размножения учебного материала на бумаге.

Обычно группа состоит из 8-10 человек. Большее количество больных считается неэффективным и может негативно отразиться на качестве образования — специалист может не успеть охватить вниманием каждого пациента, а также не услышать все вопросы и ответить на них. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные места для группы родных людей больного. Они тоже должны быть знакомы со всеми характеристиками болезни и умели помочь поддерживать соответствующий образ жизни своих больных родственников.

Как показывает практика занятий в бронхиальной школе здоровья, курс обучения должен быть от 7 до 10 занятий. Оптимальное время каждого занятия — не более чем 1,5 часа с 2 перерывами. Данного времени хватает, чтобы пояснить весь материал и дать необходимый объем полезных сведений для больных.

Школы здоровья, которые стабильно работают уже несколько лет, строят свою работу так, чтобы за год успеть организовать около 10 циклов обучения. Уроки здоровья строятся в виде бесед, а также должны состоять из лекционного и практического времени. План каждого урока оглашается заранее, но при желании обучающихся пациентов может немного корректироваться.

Название занятия Темы для изучения
Знакомство с Бронхиальной астмой Что такое БА.
Причины появления болезни.
Факторы риска возникновения БА.
Удушье. Что нужно знать об этом Причины развития приступа.
Алгоритм действий во время удушья.
Как предупредить приступ?
Ингаляционное лечение Как пользоваться ингалятором, небулайзером, спейсером?
Лекарства для ингаляций.
Немедикаментозная терапия БА Спелеотерапия и галотерапия.
Дыхательная гимнастика.
Виды и техники массажа.
Лечебная физкультура.
Закаливание.
Пикфлоуметрия Пикфлоуметрия — как метод самоконтроля течения болезни.
Как пользоваться пикфлоуметром?
Ведение графика пикфлоуметрии.
Оценка результатов.

ВАЖНО! Ведущим занятия врачам и другим специалистам желательно не оперировать специфическими медицинскими терминами, которые могут быть недоступны пониманию всех пациентов.

Врачи и другой медицинский персонал, имеющие не только необходимый уровень знаний, но и педагогические навыки, составляют план занятий на весь курс обучения. В некоторых центрах программные курсы немного разнятся, но в целом, учебные планы практически одинаковы. Ниже приведен примерный план учебы в школе бронхиальной астмы.

Один или несколько уроков должны быть посвящены таким важным психологическим темам, как:

  • как уменьшить тревогу и негативные эмоции на фоне заболевания;
  • эмоциональная и другая поддержка пациентов и членов их семей;
  • принятие того факта, что бронхиальная астма — это такая болезнь, которая навсегда останется с человеком, поэтому следует как можно быстрее научиться с ней существовать;
  • роль личной ответственности за проявление приступов и осложнений.

Полученный ранее опыт работы школ здоровья показывают, что взрослым пациентам лучше повторно проходить курс учебы через каждые 2-2,5 года, а дети и школьники должны обучаться через 8-12 месяцев.

Школы здоровья для больных бронхиальной астмой помимо полезных знаний и обучения навыкам борьбы с приступами дают надежду, что заболевший человек никогда не останется один на один со своими проблемами. Рядом с ним всегда будут находиться такие же «друзья по несчастью», им желают помочь медики и фармацевты, которые объединили свои силы с одной целью — избавить больных от тяжелой симптоматики болезни и улучшить качество их жизни.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Разработанные в «Глобальной стратегии по лечению и профилактике БА» принципы ступенчатой базисной противовоспалительной терапии БА оказались весьма эффективными, однако их применение сопряжено с необходимостью проведения объективного контроля и самоконтроля со стороны пациента за степенью выраженности воспалительного процесса в бронхах. Эту задачу удалось успешно решить при помощи измерений пикфлоуметра.

Таким образом, сложилась ситуация, когда для успешного применения эффективного метода лечения возникла необходимость формирования сознательного отношения больного к процессу лечения, выработке у него необходимых практических навыков использования современных средств доставки медикаментов, проведения пикфлоуметрического мониторинга и его оценки, изменения объёма лечения в зависимости от показателей пикфлоуметрии.

Элементы обучения всегда присутствуют при врачебной консультации или общении с пациентом, однако обучающий эффект неизмеримо выше, если эта работа проводится подготовленными специалистами по специально разработанной программе.

Обучение пациентов направлено на достижение взаимопонимания, обучение методам самоконтроля, выработку навыков пользования препаратами, возможность их гибкого дозирования.

Профилактика БА рассматривается как система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска ее развития, предотвращение или замедление прогрессирования астмы, уменьшения неблагоприятных исходов болезни. Всемирной организацией аллергии рассматриваются три уровня профилактики БА: первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика – это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболевания, общих для всех групп населения. Первичная профилактика проводится преимущественно на пренатальном и постнатальном периодах, направлена на предотвращение образования IgE-антител и состоит из следующих мероприятий:

— исключение активного и пассивного курения во время беременности, присутствия беременных в задымленных помещениях;

— исключение воздействия на беременную аллергенов и ирритантов на рабочем месте;

— обязательное грудное вскармливание детей до 4-6 месяцев;

— уменьшение действия домашних поллютантов на детей с высоким риском атопии в первые годы жизни (домашняя пыль, животные, тараканы).

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации астмы и аллергии, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности от астмы и аллергии.

Вторичная профилактика проводится после того, как произошла сенсибилизация к аллергену. Она направлена на прекращение контакта с причинно-значимыми аллергенами и сочетается с АСИТ и превентивной фармакотерапией.

Третичная профилактика (синоним – реабилитация) – комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса. Третичная профилактика предполагает правильное лечение имеющейся астмы и аллергии и совпадает с лечебно-реабилитационными программами.

Вакцинация может рассматриваться как одно из возможных направлений профилактики. Выделяются следующие целевые группы для проведения вакцинации:

— лица, проживающие в домах длительного ухода для престарелых;

— взрослые и дети, страдающие хроническими бронхолегочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями;

— взрослые и дети, подлежащие постоянному медицинскому наблюдению и находившиеся на стационарном лечении в предшествующем году по поводу метаболических расстройств (включая сахарный диабет), заболеваний почек, гемоглобинопатии, иммуносупрессии;

— дети и подростки, получающие длительную терапию аспирином;

— женщины во 2-3 триместре беременности;

— врачи, медсестры и другой медперсонал больниц и амбулаторных учреждений;

— сотрудники отделений сестринского ухода;

— члены семей, входящих в группу риска;

— медработники, осуществляющие уход на дому за лицами, входящими в группы риска.

Противогриппозная вакцинация должна проводиться ежегодно. Высокая степень очистки вакцин сделала реакции на них менее частыми.

В жилых помещениях не следует держать вещи, накапливающие домашнюю пыль: ковры, открытую одежду, книжные полки, мягкие игрушки, драпирующиеся занавесы, ворсовые, ковровые покрытия и прочие. В связи с тем, что излюбленная среда обитания наиболее агрессивных аллергенов: клещей домашней пыли — старая мягкая мебель, старые матрасы, перовые подушки, одеяла, перины, данные вещи следует изъять из употребления. Подушки и одеяла должны быть заменены на синтетические или зачехлены в специальные безаллергенные чехлы.

Не стоит разводить домашние цветы: в цветочных горшках присутствуют споры грибов, а цветущие растения могут вызывать аллергию. Не следует использовать духи и другие резко пахнущие вещества, особенно в спреях. При стирке вещей лучше использовать стирающие моющие средства без биодобавок, отдушек.

Отсутствие домашних животных, птиц, аквариумов – обязательное условие, даже если аллергия на них не была подтверждена аллергологическими пробами: серия эпидермального аллергена не всегда совпадает с аллергеном конкретно животного или птицы.

В помещении нельзя курить, запах табака может действовать как раздражающий фактор.

Покрытие стен в жилых помещениях не должно накапливать пыль, хорошо, если имеется возможность проводить влажную обработку стен. Не стоит использовать бумажные обои, а также латексный клей (аллергия на бумагу и резину — наиболее распространенный вид аллергии). Если в помещении установлен кондиционер, следует мыть фильтры не реже 1 раза в 2 недели: загрязненные фильтры являются прекрасной средой обитания для плесневых грибов и некоторых патогенных бактерий.

Следует чаще проводить влажную уборку или использовать для этого пылесосы с мощными фильтрами, проветривать помещения. Не стоит увлекаться использованием препаратов для уничтожения домашних клещей: бензилбензоат натрия (основной компонент препарата) сам может вызывать аллергию. В идеале жилые и рабочие помещения должны быть оснащены фильтрами для очистки воздуха.

Особенно важно соблюдение диеты в периоды обострения БА и до проведения аллергологического обследования.

Следует исключить из рациона питания:

Все сладкое (сахар, мед, конфеты), молоко, сливки, сыр, свинину, баранину, мясо птицы и бульоны, рыбу и рыбные бульоны, икру, крабы, раков, яйца, продукты, содержащие яичный белок, грибы, копченые изделия, помидоры, томатные консервы, соки, соусы, маринады, хрен, горчицу, майонез, пряности, цитрусовые, дыню, вишню, клубнику, землянику, смородину, соки и варенья из них, шоколадные изделия, кофе, какао, орехи, свеклу, морковь в сыром виде. Запрещены спиртные напитки.

Супы на вторичном бульоне,капусту свежую и квашеную, репу, картофель,отварную говядину, телятину, крольчатину,хлеб диабетический (несдобный),масло сливочное, растительное рафинированное, кисломолочные продукты, неострый плавленый сыр,кашу (овсяную, перловую, рисовую) на воде,яблоки без кожуры, кабачки,сахар заменяется на сорбит (ксилит).

Перекрестная пищевая аллергия:

Пациентам с сезонной аллергией на цветение растений важно помнить, что ряд продуктов может провоцировать приступы БА в течение всего года, что объясняется перекрестной пищевой аллергией. В тоже время, у больных с аллергической реакции на эти продукты, проявляющейся ринитом, конъюнктивитом, кожным зудом, высыпаниями, кашлем, не исключена пыльцевая аллергия на растения, сезон цветения которых приходится на отдельные месяцы года. Таким пациентам противопоказано лечение травами, а также использование БАДов на травяной основе (см. приложение).

Базисная терапии БА основана на ступенчатом подходе и предусматривает обязательное проведение комплекса элиминационных мероприятий.

Элиминационные мероприятия (исключение контакта с установленным или предполагаемым аллергеном) являются одним из основных требований при лечении БА. Нередко выполнение данных условий приводит к улучшению самочувствия и стабилизации БА в состоянии ремиссии.

Эти мероприятия предполагают:

— соблюдение гипоаллергенного быта;

— исключение использования лекарственных препаратов, наиболее часто ухудшающих самочувствие больных БА.

Данный метод применяется врачами аллергологами с 1911 г., и заключается во введении в организм пациента возрастающих доз того аллергена, к которому у больного выявлена повышенная чувствительность. Аллер­ген может быть использован в виде подкожных введений или приме­нен местно (ингаляционно, перорально, интраназально, сублингвально).

Учитывая довольно умеренную эффективность АСИТ по сравнению с другими методами лечения, следует учитывать риск развития побочных эффектов и неудобством длительного курса инъекционной терапии. Исследования, в которых бы проводилось сравнение специфической иммунотерапии с фармакологическим лечением БА, отсутствуют. Нет данных, подтверждающих эффективность иммунотерапии с использованием нескольких аллергенов. АСИТ проводиться только аллергологами-иммунологами в условиях аллергологического кабинета или стационара.

Противопоказания для АСИТ:

— тяжелые иммунопатологические состояния;

— тяжелые физиологические нарушения;

— серьезные сердечно-сосудистые заболевания;

— дети младше 5-летнего возраста;

— плохая переносимость АСИТ;

— тяжелая астма, плохо контролируемая фармакологическими пре­паратами.

Побочные эффекты АСИТ. Введение специфического аллергена может сопровождаться местными и системными побочными эффектами. Выраженность местной реакции может колебаться от немедленного появления небольшого волдыря и припухлости до обширного и болезненного поражения в рамках отсроченной аллергической реакции. Системные эффекты могут включать анафилактические реакции, в том числе опасные для жизни, а также тяжелые обострения БА. У больных с тяжелой БА были отмечены случаи смерти вследствие специфической иммунотерапии.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)

ХОБЛ — заболевание, характеризующееся хроническим диффузным воспалением бронхов, ведущее к прогрессирующему нарушению вентиляции по обструктивному типу и проявляющееся кашлем, одышкой и выделением мокроты, не связанными с поражением других систем и органов.

ХОБЛ включает в себя несколько нозологических форм: хронический обструктивный бронхит (ХОБ), эмфизема легких, поражение малых дыхательных путей.

Хронический бронхит (ХБ) обычно определяется клинически, как наличие кашля с продукцией мокроты на протяжении, по крайней мере, 3 месяцев в течение последующих 2 лет.

Обострение ХОБЛ характеризуется нарастанием одышки, усилением кашля, нарастанием числа свистящих хрипов, увеличением продукции мокроты и повышением ее гнойности, появлением заложенности в грудной клетке. Инфекции бронхиального дерева традиционно рассматриваются, как ведущая причина обострения ХОБЛ выявляются в 50–60% случаев. Кроме того, примерно в половине всех случаев причинами обострения заболевания могут выступать неинфекционные факторы.

Основным признаком заболевания является генерализованная медленно прогрессирующая необратимая бронхиальная обструкция с нарастающими явлениями хронической дыхательной недостаточности. Необратимая бронхиальная обструкция характеризуется как распространенное сужение бронхов, наблюдающееся более года и не поддающееся лечению бронхорасширяющими средствами, а также кортикостероидами.

Критерием прогрессирования обструкции бронхов является ежегодное снижение показателя ОФВ1 более чем на 50 мл в год. В зрелом возрасте в норме (у здоровых людей) отмечается ежегодное снижение ОФВ1 в пределах 30 мл в год.

Факторы риска ХОБЛ:

1. Курение активное, пассивное

2. Профессиональные факторы

3. Атмосферные (длит холод, влажность)

4. Домашние (NO, влажность, накопление продуктов орган топлива)

5. Наследственность (дефицит α1- антитрипсина)

6. Болезни органов дыхания в детском возрасте, недоношенность, малый вес при рождении (низкая эластичность бронхов)

Факторы риска обострения:

3. Обострение сопутствующей патологии (ХСН, аритмии, СД, др.)

Эпидемиологические исследования подтверждают, что активное курение сигарет является наиболее важным фактором риска развития ХОБЛ. Лишь 10% случаев ХОБЛ связаны исключительно с другими факторами риска: профессиональная вредность, генетические факторы.

Роль пассивного курения в развитии заболеваний легких больше изучена у детей, чем у взрослых. Тем не менее, метаанализ 6 исследований, посвященных изучению связи пассивного курения с развитием респираторных симптомов, выявил, что взрослые некурящие, подвергающиеся экспозиции табачного дыма из окружающей среды, могут иметь небольшое снижение функции легких (приблизительно на 2,5% ниже должного значения ОФВ1), Связь пассивного курения с развитием респираторных симптомов у детей является доказанной. Влияние курения матери на внутриутробное развитие плода, а также пассивное курение в детском возрасте приводят к нарушению развития легочной ткани и роста легких, что в будущем становится причиной преждевременного падения функции легких. Особенно опасным для нормального развития легких является воздействие курения на плод, пассивное и активное курение до 12-летнего возраста. Результаты некоторых исследований показывают, что женщины более восприимчивы к влиянию табачного дыма, чем мужчины.

Значимая интенсивность курения 20 сигарет/сут в течение 20 лет и более (стандарт Американского Торакального Общества).

Существуют три механизма, приводящие к падению функции легких:

• замедление развития легких, что приводит к значительному снижению максимально достигаемого уровня функции легких;

• преждевременное начало естественного снижения функции легких;

• ускорение падения функции легких.

Каждый из перечисленных механизмов может действовать самостоятельно или в комбинации друг с другом в результате активного или пассивного курения. Доказано, что табакокурение (как активное, так и пассивное) вызывает увеличение чувствительности (восприимчивости) воздухоносных путей к разным агентам, являющимся факторами риска развития ХОБЛ (профессиональные факторы, химические вещества, различные воздушные полютанты). В этом случае их воздействие будет приводить к ускорению падения функции легких. Наиболее раннее развитие ХОБЛ с выраженной обструкцией наблюдается у активных курильщиков, имеющих повышенную восприимчивость к компонентам сигаретного дыма.

Бронходилатационный тест

При отмене β2-АМ за 6 часов, β2-АМП – за 12 часов, теофиллинов пролонг. – за сутки, М-ХЛ – за 8 часов

1. ингал. β2-АМ по 2-4 дозы (200-400 мкг) или через небулайзер – измерение ОФВ1 или ПЭП через 15-30 минут

2. Ипратропиум 4 дозы — ОФВ1 или ПЭП через 30 -45 минут

3. Беродуал – только через небулайзер — ОФВ1 или ПЭП через 30 -45 минут

Всем с хроническим кашлем и продукцией мокроты при ФР (в т.ч. в анамнезе) даже при отсутствии одышки.

1. Измеряется ФЖЕЛ, ОФВ1, т. Тиффно, ПЭП.

2. Обструкция считается хронической, если снижение скоростных показателей и индекса Тиффно регистрируется не менее 3 раз в год.

У здоровых людей – падение менее 30 мл в год. Больные ХОБЛ – падение > 10% или 50 мл в год.

В программе GOLD (Глобальная стратегия: диагностика, лечение и профилактика хронической обструктивной болезни легких, 2001, 2003), основанной на докладе рабочей группы Национального Института сердца легких и крови и Всемирной организации здравоохранения, дано определение ХОБЛ.

Ключевыми положениями определения ХОБЛ являются: клиническая картина, патофизиологические механизмы, морфологические изменения, факторы риска.

Клиническая картина:продолжительный кашель, продукция мокроты, одышка, усиливающаяся по мере прогрессирования заболевания; в терминальной стадии – тяжелая дыхательная недостаточность и декомпенсированное легочное сердце.

Патофизиологические механизмы:обструктивный тип нарушения вентиляционной функции легких, мукоцилиарная дисфункция, депонирование нейтрофилов в слизистой дыхательных путей, ремоделирование бронхов и поражение паренхимы легких.

Основные признаки нарушения ФВД:

• изменение экспираторной части кривой поток-объем;

• снижение соотношения ОФВ1/ФЖЕЛ 10-пачка лет – достоверный риск ХОБЛ.

Эксперты международной программы Глобальная инициатива по Хронической Обструктивной Болезни Легких (GOLD – Global Strategy for Chronic Obstructive Lung Disease) выделяют стадии ХОБЛ. Каждая стадия ХОБЛ характеризуется определенными морфологическими изменениями в бронхах и легочной ткани.

Стадия 0 (повышенный риск)– катаральное воспаление, гиперплазия и гипертрофия желез, гиперсекреция слизи в бронхах диаметром более 2 мм.

Стадия I (легкое течение)– катаральное воспаление и гиперсекреция слизи в бронхах диаметром более 2 мм с присоединением умеренно выраженного продуктивного воспаления в бронхиолах диаметром менее 2 мм, при отсутствии изменений в зоне ацинусов респираторного отдела легких.

Стадия II (среднетяжелое течение)– к изменениям, характерным для I стадии болезни мелких бронхов, присоединяются выраженное продуктивное воспаление в бронхиолах диаметром менее 2 мм, с утолщением стенок бронхиол, возможно наличие бронхиолоэктазов и полипозного бронхиолита, признаки центролобулярной эмфиземы, преимущественно верхних долей легких, запустевание капиллярного русла, сокращение капиллярного ложа, утолщение стенок артериол за счет пролиферации интимы, а в зонах эмфиземы – и мышечной оболочки артериол.

Стадия III (тяжелое течение)– наряду с изменениями характерными для I и II стадии, могут возникать бронхиолоэктазы, полипозный бронхиолит. Как правило, возникает центролобулярная эмфизема с захватом значительного объема легких, происходит еще более выраженное запустевание капиллярного русла альвеол, появляется множество артериол с утолщенными стенками за счет пролиферации интимы и мышечной оболочки сосуда. Появляется мозаичная гипертрофия кардиомиоцитов правого желудочка.

Стадия IV (крайне тяжелое течение) – к изменениям, характерным для I-III стадиий, присоединяются обструктивный бронхиолит (бронхи диаметром менее 2 мм), как правило, двусторонняя центролобулярная, панлобулярная или иррегулярная эмфизема, морфологические признаки артериальной легочной гипертензии. Легочное сердце, как правило, в стадии декомпенсации.

Классификация ХОБЛ и клинические варианты

степень тяжести (стад по GOLD) характеристика
0 – группа риска ФР., N ФВД, кашель, мокрота (морфологически – ХНБ)
1 – легкое ОФВ1 ≥ 80%, ОФВ1/ФЖЕЛ 4р/г
4 – очень тяжелое т. Тиффно 45), ± ХЛС

Бронхитический – «синие одутловатики»

— чаще мужчины старше 55 лет

— преобладает над одышкой цианоз

— ФВД – преобладает обструкция

— гипоксия, гиперкапния, втор. полицитемия

— обострение чаще инфекционного генеза

— раньше ХЛС и его декомпенсация

Эмфизематозный тип – «розовые пыхтелки»

— чаще мужчины старше 65 лет

— одышка преобладает над кашлем

— ФВД – смешанные нарушения (обструкция, рестрикция)

— R-графия и клиника: признаки эмфиземы

— обострение чаще неинфекционного генеза

Астматический – признаки астматического бронхита

— преобладание дыхательных пароксизмов над кашлем и одышкой

— ФВД – преобладает обструкция

— м.б. эозинофилия крови, мокроты, бронхоальвеолярной жидкости

— обострение чаще неинфекционного генеза

Смешанный тип это комбинация двух или трех типов ХОБЛ, одинаковых по выраженности:

У больных с тяжелым течением ХОБЛ, далеко зашедшими структурными изменениями дыхательных путей и паренхимы легких обострение основного заболевания приводит к развитию острой дыхательной недостаточности (ОДН). У таких больных потребность в проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) достигает 20–60%, а госпитальная летальность достигает 10–30%.

По данным проспективного исследования, проведенного N. Anthonisen и соавт., важнейшими факторами 3-х летней выживаемости больных ХОБЛ явились возраст больных и выраженность бронхиальной обструкции. Наличие сопутствующих сердечно-сосудистых заболеваний и более 4 обострений в предшествующий год являются фактором риска повторных госпитализаций. Тяжелая дыхательная недостаточность также связана с неэффективностью антибиотикотерапии.

Терапия ХОБЛ

ü Исключение ФР и факторов прогрессии .

ü Ступенчатое увеличение объема терапии по тяжести.

ü Бронходиляторы занимают центральное место.

ü Все бронходилаторы увеличивают ТФН даже без повышения ОФВ1.

ü Муколитики при мукостазе.

ü ИГКС (при клинике, или ОФВ1

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 1321 | Нарушение авторских прав

источник

Читайте также:  Астма сердца народные рецепты