Меню Рубрики

Обоснование комплекса при бронхиальной астме

Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и других средств физической культуры и ЛФК при бронхиальной

Реферат по дисциплине Физическая культура на тему:

«Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и других средств физической культуры и ЛФК при бронхиальной астме»

1. Дыхательные упражнения 4

2. Физические упражнения 6

2.1 Комплекс физических упражнений при бронхиальной астме 6

3. Рекомендованные комплексы гимнастических упражнений при бронхиальной астме 8

3.1 Первый комплекс упражнений: 8

3.2 Второй комплекс упражнений: 8

4. Противопоказания при занятиях физической культурой при бронхиальной астме. 10

Список использованной литературы 11

Что такое бронхиальная астма?

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание бронхиального дерева на фоне нарушения иммунитета, аллергии и невроза. Бронхиальная астма сопровождается хроническим воспалением бронхов с инфекцией или без нее. Провоцировать развитие бронхиальной астмы может общая зашлакованность организма (печени, кишечника), наличие паразитов (токсоплазма, хламидия, аскариды) или хронических инфекций верхних дыхательных путей.

Обострение бронхиальной астмы может случаться от физической нагрузки, от холода, на фоне простуды, при перенасыщении организма аллергенами (с пищей. водой. воздухом).

Астма — заболевание, при котором периодически возникают приступы удушья из-за сужения бронхов. К сужению бронхов ведут три процесса: спазм мускулатуры бронхов, отек слизистой оболочки бронхов, избыточное образование слизи. Такие явления затрудняют дыхание, возникают одышка и удушья — основные симптомы приступа астмы. Характерные для приступа астмы хрипы — результат выдоха через суженные бронхи. Их можно сравнить со звуком, издаваемым воздухом, выходящим из воздушного шарика.

Как проявляется бронхиальная астма знают все. Это приступообразный кашель, с удушьем которое завершается отхождением скудной, вязкой мокроты. Астматический обструктивный бронхит — это предастма. Астматический бронхит наиболее хорошо поддается воздействию натуральных средств, поскольку главное в нем – активность инфекций, а ее можно убрать, через нормализации иммунитета.

Австралийские ученые из Сиднейского университета нашли простую и безопасную альтернативу ингаляторам, которая может помочь многим больным остановить развивающийся приступ удушья.

Правда, речь идет не о самых тяжелых больных. Новая методика помогает в основном пациентам с умеренным и легким течением астмы. Но благодаря своей простоте и безопасности она выглядит очень привлекательно. Речь идет о простых дыхательных упражнениях, не требующих никаких дополнительных тренажеров и устройств. Их выполнение в самом начале приступа астмы снижало частоту использования ингаляторов более чем на 80%.

В исследовании участвовали 57 добровольцев с умеренным течением астмы. Они были вынуждены пользоваться ингаляторами для лечения приступов удушья, по крайней мере, четыре раза в неделю. Всем им предложили в начале каждого приступа не хвататься сразу за ингалятор, а попытаться сделать несколько дыхательных упражнений. Если они не помогали в течение 3-5 минут, можно было воспользоваться привычным ингалятором. Больных наблюдали 28 недель, и за это время они стали пользоваться ингалятором меньше на 86%, чем до начала исследования.

Ученые предлагали пациентам использовать два типа дыхательных упражнений. При первом типе предлагалось как бы затруднить дыхание с помощью самых разных упражнений. Можно было дышать через нос, дышать поверхностно (это называется гиповентиляцией) или просто задерживать дыхание. Второй тип упражнений фиксировал все внимание пациента на темпе и ритме дыхания. Он должен был сосредоточиться на процессах вдоха и выдоха, совершая их ритмично с движениями рук, — поднимал их вверх, разводил в стороны, вращал.

И вот эти два типа незамысловатых упражнений помогали. Причем помогали одинаково. Почему? Некоторые усмотрят в первом типе упражнений, затрудняющих дыхание, нечто общее с лечением по Бутейко, весьма распространенным в России. И возможно, поклонники этого доктора попытаются объяснить это все целебным действием углекислого газа, накапливающегося в крови при затрудненном дыхании. С этой версией можно поспорить. Ведь углекислота точно так же накапливалась бы и при развивающемся приступе астмы, не оказывая никакого лечебного действия. С другой стороны, второй тип упражнений, не способствующий накоплению углекислого газа, помогал не хуже первого.

Австралийские ученые предполагают, что лечебный механизм упражнений не связан ни с углекислым газом, ни с какими-либо другими физиологическими эффектами. Они объясняют его психологическим действием. Сосредотачиваясь на дыхательных упражнениях, пациент переключает свое сознание с развивающегося приступа, как бы отключается от него, и успокаивается. Ведь известно, что в развитии приступа часто большую роль играет психологический фактор, и в частности страх удушья, уже знакомый людям по предыдущим приступам.

Как бы то ни было, но эта методика часто работает. Конечно, она вряд ли остановит развитие серьезного приступа. Но вот те случаи одышки, которые бы легко прервались ингалятором, упражнения успешно останавливают. И это главное — ведь они помогают избежать приема ингаляций с бета- адреномиметиками. Такие препараты астматикам хорошо знакомы, среди них сальбутамол, вентолин, беротек, астмопент и многие другие лекарства, вызывающие немало побочных эффектов. А значит, дыхательная физра стоит свеч. И плюс ко всему упражнения почти вполовину сокращали дозу гормональных кортикостероидов, которые тоже принимают в форме ингаляций. Но эти лекарства используют не для лечения самих приступов, а для их профилактики — это лекарства на каждый день. И сокращение их дозы очень важно, ведь они тоже нередко вызывают побочные эффекты.

Все физические упражнения и нагрузки так или иначе могут вызывать одышку, но она очень скоро проходит. Когда речь идет об астме, то все выглядит несколько иначе. Почти все астматики знают, что если приступ начался, то любые физические упражнения только усугубят его. Этот эффект особенно сильно проявляется, когда холодно и сухо. Обычно принимается во внимание, однако, что в некоторых случаях именно физические упражнения и нагрузки могут спровоцировать появление приступа.

На занятиях необходимо соблюдать следующие рекомендации:

— человек, страдающий бронхиальной астмой, должен всегда иметь при себе ингалятор;

— воздух в помещении, где проходят занятия, не должен быть сухим и холодным, так как вдыхание холодного сухого воздуха может вызвать рефлекторное сужение бронхов, что в свою очередь затрудняет выдох;

— необходимо обратить внимание на ровное правильное дыхание, акцентировать выдох;

— противопоказаны упражнения связанные с натуживанием и задержкой дыхания.

2.1 Комплекс физических упражнений при бронхиальной астме

  1. Бег. Умеренные занятия легким бегом на длинные и короткие дистанции помогают больным бронхиальной астмой тренировать свою дыхательную систему, сердечнососудистую систему, а также развивают выносливость.
  2. Велотренировки. Велосипедные тренировки также способствуют общему укреплению организма и должны присутствовать в жизни каждого человека. Больные бронхиальной астмой не исключение. При астме показаны любые упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы. Однако стоит помнить о мерах предосторожности и ограничениях, которые накладывает данное заболевание. Строгая дозировка упражнений, готовность к приступам астмы. Необходимо всегда, занимаясь спортом, иметь с собой ингалятор. Если заболевание протекает в легкой форме, то как альтернативу ингаляторам, можно рассматривать дыхательную гимнастику (комплекс дыхательных упражнений, позволяющий остановить начинающийся приступ).
  3. Зимой бег заменяется лыжными прогулками.
  4. В любое время года, если есть такая возможность, нужно заниматься плаванием. Этот вид спорта к сожалению в нашем городе не так доступен, как например бег или лыжи, т.к. требует определенных затрат времени и материальных средств, но это не повод от него отказываться. Ведь плавание лучше, чем любой другой вид спорта способствует улучшению состояния больных астмой. Микроклимат бассейна, повышенная влажность, минимальное количество пыли, постоянные нагрузки, расширяющие объем легких. Все это помогает больным улучшать свое состояние от тренировки к тренировке.
  5. Если у больного бронхиальной астмой есть желание заниматься силовыми видами спорта, нужно искать подходящий. В нашем городе выбор залов просто огромен. В каждом районе их не меньше сотни. Это и любительские полуподвальные помещения, переделанные под спортивные залы, и почти профессиональные с новейшими тренажерами. Предпочтение стоит отдать спортзалам близким к профессиональным, ведь там производится регулярная влажная уборка и увлажнение воздуха, а значит больные бронхиальной астмой будут чувствовать себя наиболее комфортно именно в таких залах. Рекомендации и противопоказания здесь те же, что и для любого вида спорта. Умеренные нагрузки и готовность к предотвращению приступов.

    Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

    3.1 Первый комплекс упражнений:

    Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

    Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

    Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати проводить дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный.

    Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке. Проводить наклоны туловища в стороны 4-6 раз. При наклоне- выдох, темп средний.

    Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.Отводить рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный. *Стоя, в руках мяч Поднять руки вверх с мячом – вдох, опустить вниз — выдох 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный.

    Стоя, правая рука на груди, левая – на животе. Диафрагменное дыхание 4-6 раз. На вдохе – брюшная стенка поднимается, на выдохе – опускается.

    Стоя, в руках набивной мяч. Передача мяча партнеру от груди 6-8 раз. Выполняется на выдохе.

    Стоя отвести руки в стороны под углом 45 градусов – вдох, опустить вниз – выдох, 4-6 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки.

    Стоя. Ходьба обычная 1 мин. Дыхание свободное.

    Сидя на стуле, кисти к плечам. Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей.

    Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Дыхание свободное.

    3.2 Второй комплекс упражнений:

    Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

    Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

    Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

    То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

    Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

    Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

    То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

    То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

    Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

    Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

    Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

    Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

    Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать.

    Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. Так как выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

    1. http://www.lordoctor.ru/c23. htm

    2. http://www.sunhome.ru/journal/ 115084

    3. www.buteykomoscow.ru/pages_19. html

    4. http://www.alldeti.com/bol/ astma.htm

    5. Немцов В.И. «Бронхиальная астма» — 160 с. ISBN 5-8174-0250-5

    источник

    ЛФК при заболеваниях дыхательного аппарата.

    При заболевании органов дыхания лечебная физкультура способствует ликвидации или уменьшению проявлений дыхательной недостаточности путем развития подвижности грудной клетки и увеличения жизненной емкости легких. В результате занятий исчезают застойные явления в легких, улучшается газообмен в тканях, восстанавливается полное глубокое дыхание. Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают лимфо- и кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек. Лечение острых заболеваний органов дыхания (в подострой стадии) физическими упражнениями значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность, а при хронических заболеваниях легких позволяет добиться нормализации нарушенной дыхательной функции. При применении физических упражнений надо учитывать, что вдох происходит активно, за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох – пассивно: при расслаблении этих мышц грудной клетки.

    Классификация специальной гимнастики при заболеваниях органов дыхания

    1. Респираторная гимнастика – рациональное сочетание специальных статических и динамических дыхательных упражнений, тренирующих равномерно фазы вдоха и выдоха, с общеразвивающими.

    2. Экспираторная гимнастика – выработка и закрепление навыка удлиненного выдоха путем развития силы вспомогательных и основных мышц, участвующих в выдохе.

    3. Релаксационно-респираторная гимнастика – равное значение уделяют дыхательным упражнениям и упражнениям на расслабление мышц с элементами аутотренинга.

    1. улучшение дыхательной функции;

    2. укрепление дыхательной мускулатуры;

    3. увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы;

    4. растяжение плевральных спаек и очищение дыхательных путей от патологического секрета.

    КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

    Средства ЛФК, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус и улучшается психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.

    Систематические физические упражнения, улучшая крово- и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. Структуры регенерирующих тканей приспосабливаются к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательной мускулатуры, суставного аппарата, грудной клетки и позвоночника.

    Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (эмфизема), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений становится восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений улучшает обменные процессы в органах и тканях.

    Кроме того, при бронхиальной астме страдают и многие другие системы организма, в первую очередь сердечно-сосудистая. Физические упражнения оказывают нормализующее влияние на кровообращение. Они положительно воздействуют на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к различным физическим нагрузкам.

    Следовательно, задачами ЛФК при бронхиальной астме являются:

    1. Нормализация механизма дыхательного акта.

    2. Увеличение силы дыхательной мускулатуры и подвижности грудной клетки

    3. Повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды.

    4. Повышение психологической устойчивости больного.

    Дата добавления: 2017-02-11 ; просмотров: 519 | Нарушение авторских прав

    источник

    Диета: питание ребенка должно соответствовать возрасту, быть полноценным. Рекомендуется калорийная, легкоусвояемая пища, фрукты и овощи, обильное питье (соки, компоты, морсы, чай с лимоном). Рекомендуется исключить из диеты цитрусовые, шоколад, острые и копченые продукты. Режим общий. Необходимо ежедневное проветривание палаты, кварцевание палаты 3-4 раза в день по 10 минут.

    1. Серетид — комбинированный противоастматический препарат для ингаляционного применения. Оказывает противоастматическое, бронходилатирующее, противовоспалительное средство. Действие Серетида обусловлено свойствами активных компонентов. Салметерол предотвращает возникновение бронхоспазма, флутиказона пропионат улучшает легочную функцию, подавляет воспаление и предотвращает обострения бронхоспазма.

    S. Применять в дозе 25250 по 2 дозы ингаляционно 2 раза в день.

    2. Для купирования приступа бронхиальной астмы Беродуал (фенотерол + ипратропиума бромид) — комбинированный бронхолитик для предупреждения и лечения удушья при хронических обструктивных заболеваниях дыхательных путей.

    S. Применять по 2 дозы препарата ингаляционно для купирования приступа бронхиальной астмы.

    — фонофорез с гидрокортизоном на сегментные зоны грудной клетки

    — индуктотермия на область надпочечников

    Бронхиальная астма принадлежит к числу наиболее распространенных заболеваний. По данным ВОЗ заболеваемость в ряде стран бронхиальной астмой превышает таковую туберкулезом, ревматизмом, злокачествннными опухолями.

    На распространенность бронхиальной астмы у детей влияют следующие факторы:

    1. климато-географические (D.J. Lane, A.Storr, 1979)

    2. степень загрязнения окружающей среды (W. Thall et all, 1977)

    3. влажность воздуха ( Адо А.Д., 1970)

    4. расположение местности по отношению к поверхности моря (Пагава И.К. и др, 1974)

    5. материально-бытовые условия (Н.А. Тюрин, 1974)

    6. социальные факторы (D.J. Lane, A.Storr, 1979)

    Согласно литературным данным, заболеваемость бронхиальной астмой приходится преимущественно на первые годы жизни. ( M.L. Peltonen, 1956)

    Основу формирования бронхиальной астмы составляет развитие сенсибилизации организма к веществам экзогенного и эндогенного происхождения, обладающих антигенными свойствами. Согласно классификации, предложенной А.Д. Адо и А.А. Польпером, все экзогенные аллергены делятся на следующие группы:

    1. неинфекционного происхождения:

    — бытовые (домашняя пыль и т.д.)

    — эпидермальные (шерсть животных)

    — пыльцевые (пыльца трав, цветов, деревьев)

    — пищевые аллергены животного и растительного происхождения

    — лекарственные и другие химические вещества

    2. инфекционного происхождения:

    — патогенные и непатогенные бактерии и продукты их распада и жизнедеятельности

    — грибковые (патогенные и непатогенные)

    — вирусные (различные варианты вирусов и продукты их взаимодействия с тканями)

    Образование эндоаллергенов в большинстве случаев является следствием повреждающего воздействия на ткани тех или иных факторов окружающей среды (бактерии, вирусы, высокие и низкие температуры, химические вещества, травмы).

    На формирование и течение бронхиальной астмы существенное влияние оказывают преморбидные факторы, в том числе и наследственная предрасположенность к аллергическим реакциям. По механизму реализации генетических факторов аллергические заболевания относятся к полигенным формам болезней с наследственным предрасположением. При этих формах болезнь передается не сама как таковая, а совокупность патогенетических звеньев, способствующих развитию заболевания (А.Д. Адо и Н.А. Адрианова, 1976)

    Перенесенная в антенатальном и интранатальном периодах гипоксия способствует раннему возникновению и более тяжелому течению бронхиальной астмы. Кроме того, формирование бронхиальной астмы легче происходит при наличии аллергического диатеза. Вирусная инфекция является в большинстве случаев пусковым фактором в развитии обострений у больных бронхиальной астмой (Sheinmann P. et all, 1983).

    Возникновение приступа бронхиальной астмы у детей является следствием аллергической реакции в бронхолегочном аппарате при повторном контакте с этиологически значимыми аллергенами. Результатом аллергической реакции у больных в ее патофизиологическую фазу является повышение возбудимости дыхательных путей с формированием обструктивного синдрома, развивающегося в результате спазма гладкой мускулатуры бронха, отека и воспалительной инфильтрации слизистой оболочки бронхиального дерева. В условиях развившегося аллергического воспаления динамическое равновесие между холинергическими и адренергическими процессами смещается в сторону первых. Это находит свое отражение в повышении синтеза простагландина F2a и циклического ГМФ, что приводит к избыточному накоплению ионов кальция и спазму гладкой мускулатуры бронхов.

    Классификация бронхиальной астмы.

    — легкая (эпизодическая, персистирующая)

    Возникновению бронхиальной астмы у детей предшествуют острые респираторные вирусные заболевания, которые нередко сопровождаются бронхитами и пневмониями. В течении бронхиальной астмы выделяют периоды: предприступный, приступный, постприступный и межприступный.

    В предприступном периоде меняется общее состояние ребенка: он становится капризным, раздражительным, снижается аппетит. Может появляться заложенность носа, чихание, кашель. Продолжительность различна.

    Приступный период характеризуется появлением симптомов бронхообструкции: экспираторная одышка, кашель на высоте приступа вязкой стекловидной мокротой. Грудная клетка расширяется, перкуторно определяется легочный звук с коробочным оттенком и опущение нижних границ легких. При аускультации определяются множественные свистящие приступы на фоне удлиненного выдоха. Границы абсолютной сердечной тупости не определяются. Рентгенологически определяется повышение прозрачности легочной ткани и усиление легочного рисунка. Продолжительность приступа от 10-15 минут до нескольких часов. Легкий приступ характеризуется возникновением небольшого затруднения дыхания при ненарушенном общем состоянии ребенка. Вспомогательная мускулатура в акте дыхания не участвует, цианоза нет. Среднетяжелый приступ характеризуется выраженным астматическим удушьем. Ребенок принимает вынужденное положение, участвует в акте дыхания вся дополнительная мускулатура, цианоз носогубного треугольника. Тяжелый приступ характеризуется появлением признаков дыхательной недостаточности на фоне астматического удушья. Астматический статус обусловлен глубокой блокадой b2-адренорецепторов. Первая стадия — относительной компенсации — представляет затянувшийся приступ. Вторая стадия характеризуется нарастанием дыхательной недостаточности вследствие тотальной обструкции бронхов вязкой стекловидной мокротой. Третья стадия — глубокая дыхательная недостаточность с синдромом тотального молчания по всем легочным полям.

    В постприступном периоде в течение 2-4 дней сохраняются рассеянные мелкопузырчатые хрипы.

    В межприступном периоде физикально определяемые признаки бронхообструкции отсутствуют.

    Диагностика бронхиальной астмы складывается из выяснения аллергологического анамнеза, постановки кожных проб, клинического и параклинического обследования.

    Лечение бронхиальной астмы складывается из терапии приступов и базисной терапии. Для лечения приступов используются ингаляционные агонисты бета2-адренорецепторов. Для базисной терапии используют пролонгированные симпатомиметики и глюкокортикостероиды. Используется физиолечение и лечебная физкультура. Проводится первичная и вторичная профилактика приступов бронхиальной астмы.

    источник

    Бронхиальная астма (БА) — это заболевание, которое начавшись у детей, часто продолжается в зрелом возрасте, становясь причиной инвалидности, а иногда и драматичных исходов. У детей раннего возраста БА в силу их анатомо-физиологических особенностей имеет своеобразные клинические симптомы и представляет значительные трудности как для диагностики, так и терапии. В клинической практике диагноз бронхиальной астмы в этом возрасте устанавливают не всегда своевременно.

    Выделяют три степени тяжести бронхиальной астмы:

    При решении вопроса о тяжести бронхиальной астмы необходимо учитывать:

  • * анамнез заболевания (частота, тяжесть, длительность приступов удушья и их эквивалентов, эффективность; лечебных препаратов и процедур);
  • * данные физикального обследования;
  • * данные инструментального обследования;
  • * результаты лабораторного обследования
  • 1. Легкая степень: характеризуется редкими приступами (реже 1 раза в месяц), сравнительно быстро исчезающими в результате лечения. В периоде ремиссии общее состояние не страдает, показатели внешнего дыхания колеблются в пределах возрастной нормы. Показатели функции внешнего дыхания 80% и более.
  • 2. Среднетяжелая степень: приступы удушья повторяются 3-4 раза в месяц. Протекают с выраженными нарушениями функции дыхания и кровообращения: тахипное, тахикардия, приглушение тонов сердца, отчетливо регистрируется колебание максимального АД во время дыхательного цикла — его повышение во время выдоха и снижение при вдохе. Показатели функции внешнего дыхания составляют
  • 3. Тяжелая степень: характеризуется частыми (несколько раз в неделю) приступами удушья, возникающими на фоне выраженного вздутия легких, одышки и тахикардии.
Читайте также:  Ребенок с астмой хочет в армию

Пациенты принимают вынужденное положение.

Кожные покровы бледно-серого цвета, выражен периоральный цианоз, цианоз губ, ушных раковин, кистей рук.

Кашель малопродуктивный, выдох шумный, продолжительный, появляется втяжение грудной клетки во время вдоха, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура.

Показатели функции внешнего дыхания составляют менее 60% (таблица.).

бронхиальный астма медицинский сестра

«Таблица» — Критерии тяжести бронхиальной астмы

Несколько раз в неделю или ежедневно

Клиническая характеристика приступов

Эпизодические быстро исчезающие, легкие

Отчетливые нарушения функций внешнего дыхания

Постоянное наличие симптомов, астматические состояния

Переносимость физической нагрузки и нарушение сна

Суточные колебания бронхопроходимости

Характеристика периодов ремиссии

Симптомы отсутствуют, нормальная функция внешнего дыхания

Неполная клинико-функциональная ремиссия

Неполная клинико-функциональная ремиссия (дыхательная недостаточность разной степени выраженности)

Длительность периодов ремиссий

Возможно отставание и дисгармоничность

Способ купирования приступов

Спонтанно или однократный прием ингаляционных бронхолитиков

Бронхолитиками (в ингаляциях и парентерально), по показаниям кортикостероидами (парентерально

Бронхоспазмолитиками парентерально, в сочетании кортикостероидами в условиях стационара

Базисная противовоспалительная терапия

Кромогликат натрия 4 разав сутки или недокромил натрия 2 раза в сутки

Кромогликат натрия 4 раза в сутки или недокромил натрия 2-4 раза в сутки при неэффективности через 6-8 недель замена на ингаляционные кортикостероиды

Ингаляционные и системные кортикостероиды

Сведения, полученные в рамках эпидемиологического исследования по программе ISAAC(International Study of Asthma and Allergy in Childhood), проведенного в России, демонстрируют, что распространенность симптомов БА сопоставима в разных регионах РФ: данный показатель в детской популяции составляет в Москве 16,9%, в Иркутске -10,6%, в Новосибирске — 11,1%, в Томске — 11,4%. В отличие от этого частота диагнозов, установленных в учреждениях практического здравоохранения, значительно ниже. Так, симптомы астмы (в среднем по РФ) зарегистрированы у 9,7% опрошенных, а диагноз был установлен лишь у 3,75% детей.

По данным исследователей [Coultas D.B. и Samet J.M., 1993], распространенность астмы варьирует в популяции в зависимости от половозрастных характеристик. Установлено, что в раннем возрасте чаще болеют мальчики, чем девочки (6% по сравнению с 3,7%), однако в пубертатном периоде частота заболеваний становится одинаковой у лиц обоего пола. Более высокая распространенность БА у детей характерна для экологически неблагополучных промышленных районов городов. У жителей города чаще регистрируют БА, чем у жителей села (7,1 и 5,7% соответственно). В исследованиях, выполненных в разных странах, показана большая распространенность БА в регионах с влажным и теплым климатом и меньшая частота болезни в высокогорных районах, что связано с различным уровнем насыщенности воздуха аэроаллергенами. Несмотря на множество существующих гипотез, ни одна из них не объясняет в полной мере рост БА и аллергических заболеваний во всем мире.

Развитие бронхиальной астмы связано с комплексным воздействием внутренних и внешних факторов:

  • · внутренние (врожденные) факторы обусловливают генетическую предрасположенность человека к возникновению бронхиальной астмы, атопии, гиперреактивности бронхов и на сегодняшний день остаются неуправляемыми;
  • · внешние факторы многочисленны и управляемы, непосредственно запускают манифестацию бронхиальной астмы или вызывают ее обострение. К числу основных из них относят воздействие аллергенов, преимущественно вирусных инфекций, диету, курение, социально-экономический статус семьи;
  • · наиболее частым фактором, ответственным за начало и обострение бронхиальной астмы у детей, является воздействие аллергенов и респираторных инфекций.

Причинами развития бронхиальной астмы могут быть шерсть, перхоть, слюна разнообразных животных (кошек, собак, морских свинок, хомячков и других грызунов). Кошачий аллерген, содержащийся в слюне, шерсти или перхоти, наиболее мощный из всех аллергенов и обладает исключительной стабильностью и способностью глубоко проникать в легкие. Он длительно сохраняется в окружающей среде, даже после того как кошку удаляют из дома. Аллергены собаки (из шерсти, слюны и перхоти) способны сохранять высокий уровень на протяжении нескольких месяцев, даже после удаления собаки из дома. Распространенными причинами развития приступов удушья являются также перхоть лошади, сухой корм для аквариумных рыбок, а также насекомые, особенно тараканы.

Серьезной причиной развития бронхиальной астмы могут быть споры плесени, содержащиеся в воздухе, кондиционерах, а также в сырых темных помещениях (подвалах, гаражах, ванных комнатах, душевых). Зимой, когда земля замерзает или покрывается снегом, плесень на улице перестает быть проблемой для детей-астматиков. Плесневые грибки начинают интенсивно размножаться в воздухе с начала мая, достигая пика в июле или августе и могут вызывать симптомы заболевания до первых заморозков. Плесневые грибки присутствуют во многих пищевых продуктах (выдержанные сыры, пиво, маринованные овощи, кефир, шампанское, сухофрукты, изделия из дрожжевого теста, квас, залежавшийся хлеб).

Пыльца цветущих растений у 30-40% детей, больных астмой, может быть причиной развития приступов удушья.

Пик заболеваемости, как правило, приходится на апрель-май и связан с пыльцой деревьев — березы, ольхи, лещины, клена, ясеня, каштана, ивы, тополя и др.

Если симптомы бронхиальной астмы возникают в июне-августе, то их причиной является пыльца злаковых трав — тимофеевки, овсяницы, райграса, ежи сборной, мятлика. Сорные травы (лебеда, амброзия, полынь, одуванчик, крапива) вызывают симптомы астмы в летне-осенний период года.

Спектр пыльцевых аллергенов и сроки цветения меняются в зависимости от климато-географический зоны.

У многих растений пыльца настолько легкая, что разносится по воздуху и беспрепятственно попадает в дыхательные пути. Более тяжелая пыльца (например, у роз и сосен) разносится низколетающими насекомыми, т.е. она менее аллергенна, чем пыльца, находящаяся в воздухе.

Предвестники протекают следующим образом:

  • · изначально у малыша после ночного сна из носа начинает выделяться водянистая слизь, из-за которой ребенок часто чихает, трет нос;
  • · по прошествии нескольких часов начинается несильный сухой кашель;
  • · после обеда или после дневного сна кашель становится заметно сильнее, но уже немного влажный (у детей старше 5 лет кашель становится более влажным к окончанию астматического приступа);
  • · сами симптомы проявляются только через 1-2 суток, когда кашель носит приступообразный характер.

После того, как предвестники закончились, проявляются симптомы приступа.

Основные признаки бронхиальной астмы у детей первого года жизни:

  • · сильный сухой кашель, чаще всего происходит приступообразно сразу после сна или перед ним;
  • · кашель может стать меньше, если ребенку придать вертикальное положение или посадить. При возврате в горизонтальное положение кашель снова становится интенсивным;
  • · незадолго до приступа малыш может сильно капризничать, плакать из-за наступившей заложенности носа;
  • · появляется одышка;
  • · дыхание становится прерывистым, а вдохи частыми и короткими. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух сопровождается свистом и шумом.

Дети старше года помимо вышеперечисленных признаков имеют также и следующие симптомы:

  • · сильное давление в груди, невозможность сделать полноценный вдох;
  • · при попытке дышать ртом появляется сильный сухой кашель;
  • · зуд, кожные высыпания или слезотечение — нетипичные признаки астмы;
  • · длительный сухой кашель без отделения мокроты;
  • · приступы кашля начинаются при одних и тех же условиях (домашнее животное рядом, использование каких-либо красок, на улице или сразу по приходу домой, посещение библиотеки, наличие свежего букета цветов дома и т.д.).
Читайте также:  Бронхиальная астма физиотерапия какая

Профилактика. Первичная профилактика бронхиальной астмы должна проводиться детям группы высокого риска. К ним относятся дети с наследственным предрасположением к аллергическим реакциям и заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезням органов дыхания, а также дети, в анамнезе которых имеют место указания на наличие атопического дерматита, повторные эпизоды крупа, бронхообструктивного синдрома при ОРВИ.

Мерами профилактики бронхиальной астмы являются:

  • — устранение профессиональных вредностей у матери во время беременности;
  • — прекращение курения во время беременности;
  • — рациональное питание беременной, кормящей женщины с ограничением продуктов, обладающих высокой аллергенной и гистаминлибераторной активностью;

— предупреждение острых респираторных вирусных инфекций у матери во время беременности и у ребенка;

— ограничение лекарственного лечения во время беременности строгими показаниями;

— уменьшение экспозиции ребенка к аэроаллергенам жилищ;

— прекращение пассивного курения;

— использование методов физического оздоровления, закаливания детей; — уменьшение контакта детей с химическими агентами в быту;

— благополучная экологическая обстановка.

Целью вторичной профилактики являются все предпринятые меры предосторожности, которые будут направлены на недопущение развития осложнений данного заболевания, а также на предотвращение острых приступов удушья у людей, которые уже болеют или болели раннее. А также и тех, чьи родственники уже болели бронхиальной астмой, и тех, у которых имеются различные аллергические заболевания, такие как атопический дерматит, пищевая аллергия, экзема и др.

В первую очередь им будет назначено профилактическое лечение с помощью противоаллергических (антигистаминных) препаратов, которые могут быть использованы также в целях десенсибилизации организма в целом. А вообще, человек, болеющий бронхиальной астмой, должен четко знать свой диагноз, потому что именно своевременная диагностика заболевания и его терапия может привести к хорошему результату и избежать прогрессирования болезни в дальнейшем.

Клиническая диагностика бронхиальной астмы у детей базируется на выявлении таких симптомов, характерных для данного заболевания, как эпизодическая экспираторная одышка, свистящие хрипы, чувство сдавления в груди, кашель.

Одышка носит, как правило, экспираторный характер с участием вспомогательной мускулатуры. Кашель имеет приступообразный характер, иногда с отхождением густой, вязкой мокроты.

Лечение бронхиальной астмы и наблюдение за ее течением у детей проводится в амбулаторных условиях педиатром, а при необходимости пульмонологом и аллергологом.

Основные принципы лечения бронхиальной астмы.

  • 1. Определение и исключение воздействия аллергезирующих факторов.
  • 2. Ликвидация или уменьшение клинических проявлений заболевания.
  • 3. Уменьшение частоты и выраженности обострений.
  • 4. Нормализация или улучшение показателей функции внешнего дыхания.
  • 5. Восстановление и поддержание жизненной активности, в том числе переносимости физических нагрузок.
  • 6. Выбор адекватной терапии.
  • 7. Отмена или снижение потребности в бронхолитической терапии.
  • 8. Предотвращение побочных эффектов лекарственной терапии.
  • 9. Обучение пациентов умению управлять своим состоянием.
  • 10. Предупреждение инвалидизации.
  • 11. Предотвращение развития угрожающих жизни состояний и летальных исходов.

источник

Клинико-физиологическое обоснование назначения лечебной физической культуры (ЛФК) при бронхиальной астме

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для улучшения вентиляции легких. Методика основных статических и динамических дыхательных упражнений. Рекомендованные комплексы гимнастических упражнений при бронхиальной астме и их основные противопоказания.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

С одной стороны, физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы). Однако с другой, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой. дыхательный гимнастика бронхиальный астма

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

Лечебная физкультура способствует:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Основные упражнения, используемые в лечебной гимнастике:

· дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

· дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;

· упражнения на расслабления мышц пояса верхних конечностей;

· упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

· массаж лица, грудной клетки и мышц предплечья.

Дыхательная гимнастика — один из необходимых методов лечения бронхиальной астмы, направленных на повышение функциональных возможностей дыхательного аппарата путем восстановления более свободного экономичного дыхания. При длительной обструкции дыхательных путей развивается повышенное напряжение всех дыхательных мышц, в результате может развиться напряжение всех мышц скелета. Диафрагма является основной инспираторной мышцей, обеспечивающей в состоянии покоя 60-90% дыхательного объема.

Лечение утомления и напряжения дыхательных мышц, в том числе и диафрагмы, является важным наряду с медикаментозными препаратами, оказывающими действие на состояние дыхательной мускулатуры. Широко используются различные тренировки, обеспечивающие нормальный режим работы мышц. Лечебная физкультура, направленная на уменьшение мышечного тонуса и улучшение бронхиальной проходимости, дает наилучший эффект при бронхиальной обструкции. Для больных бронхиальной астмой характерно неблагоприятное соотношение фаз вдоха и выдоха, напряженный и укороченный вдох сменяется удлиненным и ослабленным выдохом. Следует различать варианты дыхательной гимнастики, в которых главное внимание обращается на умение включать соответствующие дыхательные мышцы во время вдоха, выдоха, задержки дыхания.

Наиболее простым, но очень важным упражнением является тренировка дыхания с помощью создания положительного давления в конце выдоха (дыхательные упражнения с удлиненным выдохом). Эти упражнения показаны во все периоды болезни (при обострении и ремиссии), т.к. они улучшают механические свойства легких и нормализуют газообмен. Осуществить эти упражнения очень просто. Можно использовать негофрированные шланги различной длины, (например, коктейльную соломку), через которые дышит больной, и создать установку водяного затвора (банка, наполненная водой). После достаточно глубокого вдоха следует как можно медленнее выдыхать через шланг в банку, наполненную водой. Эти упражнения желательно повторять 4-5 раз в день по 10-15 минут. Если у вас есть свисток Люкевича, то его также можно использовать для выполнения этой группы упражнений.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для улучшения вентиляции легких

Комплекс лечебной дыхательной гимнастики улучшит вентиляцию легких. Выполняется стоя или сидя. На протяжении всей процедуры можно выполнять все семь физических упражнений или некоторые из них.

1. Исходное положение (ИП): стоя, руки опущены вниз, прямые ноги на ширине плеч. Фиксация позы: отведите назад руки с поднятыми вверх кистями, наклонитесь вперед, прогните поясницу, приподнимите голову, сохраните положение несколько минут. Дышите свободно.

2. ИП: стоя, руки подняты вверх, кисти в замке, ноги немного шире плеч. Фиксация позы: наклоните корпус вперед, кисти в замке, прогните поясницу, приподнимите голову, сохраните положение несколько минут.

3. ИП: то же. Фиксация позы: наклоните корпус в правую сторону на несколько минут, затем — в левую.

4. ИП: то же. Фиксация позы: поворот корпуса вправо на несколько минут, затем — влево.

5. ИП: стоя, ноги прямые на ширине плеч. Фиксация позы: наклон в правую сторону. Кисть правой руки скользит по правому бедру, затем по голени. Повторите позу, но с наклоном в левую сторону. Исключается излишнее физическое напряжение!

6. ИП: стоя, ноги прямые широко в стороны. Корпус наклонен вперед. Пальцы одной руки касаются пола. Другая рука отведена в сторону. Фиксация позы: поворот корпуса вправо с опорой на левую руку, правая рука отведена вверх. Повторите ту же позу, но с наклоном в левую сторону. Облегченный вариант: при наклоне корпуса вперед руку опустите на сиденье стула.

7. ИП: стоя, руки опушены вниз, ноги расставлены в стороны. Фиксация позы: наклонитесь назад, с поворотом вправо. Правой рукой коснитесь задней поверхности голени или пятки. Левую руку поднимите вверх, сохраните положение несколько минут. Повторите ту же позу, но с наклоном в левую сторону.

У больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом обязательно имеются нарушения дренирования дыхательных путей, проявляющиеся повышенным образованием мокроты, изменением ее реологических свойств и нарушением механической очистки легких. Для улучшения дренажной функции легких используются специальные дренажные положения и упражнения с форсированным удлиненным выдохом и так называемое диафрагмальное дыхание. Известно, что с развитием приступа удушья у больных в просвет бронхов выделяется густая, вязкая мокрота, плотно оседающая на стенках бронхов. Возникающий при этом кашель для ее выведения, как правило, безуспешен. С помощью диафрагмального дыхания и глухого кашля в конце упражнения можно способствовать эффективному дренажу бронхов. Напротив, если не помочь больному освоить дренажные упражнения, то возникающий непродуктивный кашель будет вызывать рефлекторное распространение удушья.

Статические дыхательные упражнения:

· Диафрагмальное дыхание. Исходное положение (И.п.): лежа на спине. На счет 1-3 мощный, длительный, предельной глубины выдох силой мышц брюшного пресса (живот сильно втянуть), на счет 4 — диафрагмальный вдох, предельно выпячивая живот. Затем глухо, мгновенным сокращением мышц брюшного пресса кашлянуть. Это упражнение можно делать сидя, лежа, стоя и без кашля. Мы учим наших пациентов диафрагмальному дыханию во время бега и при ходьбе. Сочетание бега и ходьбы при диафрагмальном дыхании очень важно для полноценного дренажа бронхов. Диафрагмальное дыхание также показано проводить после других дыхательных упражнении.

· Выжимание лежа: На счет раз — плотно подтянуть бедра к груди, обхватив руками голени, одновременно начать мощный выдох, завершить его на пределе, затем вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом, максимально выпячивая живот, глухо кашлянуть силой брюшного пресса. Выжимания проводят также стоя.

Специальные динамические дыхательные упражнения:

· И. п. — стоя на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы широко врозь. На счет 1 -мгновенно скрестить руки перед грудью, локти под подбородок так, что -кисти рук ударяют по лопаткам с одновременным громким и мощным выдохом.

· И. п. — стоя на носках; прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны вверх. На счет 1 — опускаясь на стопы, наклон вперед, округлив спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). Затем развести руки в стороны и снова скрестить перед грудью, 2-3 раза хлестнуть по лопатам кистями, продолжая выдох, вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом.

· И. п. — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх — назад пальцы сплетены (как бы держат топор). На счет раз — опускаясь на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, хлест руками вперед-вниз-назад, как рубка топором (громкий мощный выдох). На счет 2 — плавно вернуться в исходное положение.

· И. п. — стоя на носках, слегка нагнувшись вперед, ноги на ширине «лыжни», руки вперед, кисти «сжимают лыжные палки.» На счет 1, опускаясь на стопы, присесть и наклониться вперед до касания животом бедер, руки вниз-назад до отказа, кисти полураскрыть (мощных выдох), на счет 2-3 -оставаясь в наклоне, пружинить ногами и завершить выдох, вернуться в исходное положение диафрагмальным вдохом.

· И. п. — стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх ладонями наружу, кисти сжаты как для «гребка», на каждый счет, опускаясь на стопы, руки отводить назад — в стороны — вниз к бедрам (мощных выдох); поднимаясь на носки, вернуться в исходное положение, раздувая живот диафрагмальным вдохом. Специальные статические и динамические упражнения должны проводиться ежедневно до 2-4 раз по 15-20 минут.

Упражнения должны быть самыми простыми и легко выполнимыми. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу, что способствует отдыху и расслаблению мышц. Дозировка упражнений — 4-12, темп медленный и средний.

Первый комплекс упражнений:

1. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

2. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

3. Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати проводить дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный.

4. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке. Проводить наклоны туловища в стороны 4-6 раз. При наклоне- выдох, темп средний.

5. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.Отводить рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный. *Стоя, в руках мяч Поднять руки вверх с мячом — вдох, опустить вниз — выдох 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный.

6. Стоя, правая рука на груди, левая — на животе. Диафрагменное дыхание 4-6 раз. На вдохе — брюшная стенка поднимается, на выдохе — опускается.

7. Стоя, в руках набивной мяч. Передача мяча партнеру от груди 6-8 раз. Выполняется на выдохе.

8. Стоя отвести руки в стороны под углом 45 градусов — вдох, опустить вниз — выдох, 4-6 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки.

9. Стоя. Ходьба обычная 1 мин. Дыхание свободное.

10. Сидя на стуле, кисти к плечам. Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей.

11. Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Дыхание свободное.

Второй комплекс упражнений:

1. Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

2. Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

3. Стоя,1- -руки в стороны — вдох, 2-3 — расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

4. Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища — вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

5. То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

6. Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх — вдох, 2-3- наклон в сторону — выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

7. Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад — вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Читайте также:  Либексин можно пить при астме

8. Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

9. То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

10. То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны — вниз, локти назад — вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

11. Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища — вдох, 2 -и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

12. Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны — вдох, 3-4 — выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

13. Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

14. Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 — локти назад, прогнуться — вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

15. Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме

· Противопоказаны любые перегрузки.

· Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

· Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. Так как выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

· Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Описание бронхиальной астмы, факторы её возникновения. Влияние физических упражнений на состояние детей, страдающих бронхиальной астмой. Схема дыхательных и гимнастических упражнений, тренировки в период ремиссии и противопоказания при занятиях.

реферат [31,1 K], добавлен 29.11.2012

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

Этиология и клинические проявления бронхиальной астмы. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной гимнастики и массажа у детей, больных бронхиальной астмой. Физическая реабилитация больных астмой и пневмонией на санаторно-курортном этапе.

реферат [61,7 K], добавлен 11.01.2015

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Основные клинические симптомы бронхиальной астмы как хронического воспалительного аллергического заболевания дыхательных путей. Этиология заболевания, классификация его форм. Сестринский процесс при бронхиальной астме (характеристика по периодам).

презентация [864,6 K], добавлен 13.12.2016

Общая характеристика метода лечебной физической культуры. Цели, принципы и средства физической реабилитации больного. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений. Исследование способов дозирования физической нагрузки.

презентация [5,2 M], добавлен 16.05.2016

Патофизиологические механизмы хронического воспаления при бронхиальной астме и биологические маркеры в оценке воспаления дыхательных путей. Роль лечебной физкультуры в реабилитации детей с данным заболеванием, основные средства и формы кинезотерапии.

дипломная работа [569,8 K], добавлен 31.03.2018

Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

презентация [243,5 K], добавлен 25.01.2016

Строение и функции дыхательной системы. Здоровое дыхание и методики работы с дыханием. Основные методики лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой, Бутейко при бронхиальной астме.

реферат [41,7 K], добавлен 16.04.2009

Современные представления об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы. Определение газового состава артериальной крови. Исследование крови с подсчетом лейкоцитарной формулы на гематологическом анализаторе. Развитие гипоксии при бронхиальной астме.

дипломная работа [1,0 M], добавлен 27.01.2018

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Реабилитация при бронхиальной астме — это комплекс мероприятий, целью которых является максимально возможное устранение негативных последствий перенесенной болезни, восстановление здоровья, трудоспособности и естественных потребностей человека. Восстановление нарушенных функций включает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, устранение неблагоприятных факторов, нормализацию режима дня, специальную диету.

Порядок принятия реабилитационных мер подбирается в зависимости от состояния больного, с учетом длительности, тяжести заболевания, сопутствующих состояний. Выделяют такие этапы реабилитации, как:

  • Общеукрепляющие и профилактические мероприятия. К ним относят диету, обеспечение гипоаллергенной среды, режим дня.
  • Медикаментозное поддерживающее лечение.
  • Физиотерапия и вспомогательные процедуры, массаж, ЛФК, дыхательная гимнастика.

Гипоаллергенная диета, снижающая риск возникновения приступов, должна подбираться индивидуально, с учетом реакции именно вашего организма на конкретные продукты. Пока отметим основные моменты, подходящие большинству. Питание должно быть низкокалорийным, небольшими порциями, но частым: 5-6 раз в день. При пищевой аллергии нужно исключить те продукты, на которые возникает реакция.

  • Овощи: кабачки, патиссоны, бобовые, все виды капусты, картофель, огурцы, лук, свекла, морковь, тыква.
  • Зелень: сельдерей (зелень и коренья), петрушка, укроп, базилик, майоран. В небольшом количестве – щавель, шпинат, зеленый лук.
  • Фрукты: груши, сливы, яблоки, абрикосы, лимоны, апельсины, если на них нет аллергии. Отдавайте предпочтение тем фруктам, что растут у вас в регионе.
  • Ягоды: облепиха, шиповник, черника, клюква, брусника, черноплодная рябина. При отсутствии противопоказаний – малина, смородина.
  • Если ягоды и фрукты оказались для вас под запретом – используйте тепловую обработку и сухофрукты. Часто люди, не переносящие абрикосы в свежем виде, могут пить компот из кураги. А печеные зеленые яблоки, посыпанные корицей, могут порадовать аллергика без неприятных последствий. Естественно, все индивидуально!
  • Мясо: предпочтение отдается птице и нежирному мясу (кролик, говядина).
  • Морепродукты и нежирные сорта рыбы.
  • Молочные продукты: молоко, кефир, ряженка и творог, йогурт (без ароматизаторов), сметана, масло, сычужные и ферментированные сыры. Можно все!
  • Крупы и макаронные изделия: любые, какие вам захочется. Гречневая, ячневая, пшенная, рисовая, манная, пшеничная каши к вашему столу.
  • Масла: растительные (оливковое, льняное, подсолнечное, кукурузное), сливочные.

Не рекомендуются к употреблению кофе, какао и шоколад, алкоголь, яйца, жирные сорта мяса и рыбы, орехи и семечки, клубника и консервированные продукты. При «аспириновой» астме стоит исключить продукты, содержащие ацетилсалициловую кислоту: перец, томаты, малина, клубника, земляника, крыжовник, вишня, яблоки, персики. Ограничьте употребление соли и сахара, продуктов, содержащих искусственные ароматизаторы, красители и консерванты.

Как инфекционные, так и аллергические заболевания являются следствием нарушения работы иммунитета. В первом случае иммунная защита оказывается недостаточной, во втором – чрезмерной. Поэтому нормализация иммунного ответа — это важнейшая задача человека, имеющего приступы обструкции бронхов.
Способы укрепления иммунитета:

  • Ежедневные (с поправкой на погоду) прогулки на свежем воздухе. Если их еще нет в вашем распорядке дня, начинайте моцион в теплую погоду.
  • Физическая активность. Нагрузку нужно увеличивать очень плавно, не перестарайтесь. Если речь идет о ребенке, вы можете помочь ему, включив утреннюю зарядку в режим дня всей семьи – тогда малыш будет чувствовать себя не больным, которому нужно особое лечение, а здоровяком, который весело проводит время с семьей.
  • Закаливание. Не старайтесь сделать сразу много. Изменение образа жизни должно происходить понемногу, иначе это тоже окажется стрессом. Методик много, главное – постепенность и регулярность.
  • Нормализация сна и режима питания.

Все советы стары как мир. Но важно это не просто знать, а делать.

Медицинская реабилитация включает в основном применение бронхолитиков, муколитических препаратов, противовоспалительных и гипосенсибилизирующих средств.С целью очистить бронхи и бронхиолы от густой, порой стекловидной слизи применяют муколитики: ацетилцистеин (АЦЦ), амброксол (Лазолван, Аскорил, Бромгексин), карбоцистеин (Мукодин, Флюдитек).

Бронхолитики способствуют расширению просвета бронхов и снимают бронхоспазм. В период ремиссии рекомендуются β2-агонисты длительного действия, антихолинергические, а также комбинированные препараты (Сальметерол, Беродуал, Теопэк). Необходимость их применения, конкретные препараты и дозировку вам подберет врач.

В период восстановления назначаются поддерживающие дозы противовоспалительных и антигистаминных препаратов. Поскольку оба эти свойства есть в глюкокортикостероидах, то часто именно на них останавливают свой взор специалисты. Распространены такие препараты, как Пульмикорт, Флунизолид, Будесонид. В ситуации, когда у пациента аллергия на салицилаты и использование нестероидных противовоспалительных средств недопустимо, гормоны становятся единственным вариантом. Если вы делаете ингаляции с комбинированными препаратами, то гипосенсибилизирующий и муколитический эффект вы получаете одновременно.

Реабилитационные мероприятия с помощью физиотерапии направлены на расширение просвета бронхов с помощью уменьшения воспаления, отечности, разжижения и вывода мокроты. Для этих целей применяют баротерапию, электрофорез, фонофорез, низкочастотный ультразвук, магнитотерапию. Положительное влияние оказывают водолечение, рефлексотерапия (акупунктура и иглоукалывание), электросон. Можно разделить физиотерапевтические процедуры на несколько направлений.

Муколитики – средства, облегчающие разжижение и вывод мокроты. Благодаря муколитическим препаратам уменьшается количество вязкого бронхиального секрета в бронхах, который и является средой обитания для колоний патогенных микроорганизмов. Так снижается риск инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. Увеличивается просвет бронхов, поэтому вероятность обратимой бронхообструкции снижается и количество приступов становится меньше, а их интенсивность ниже.
Для этой цели применяется метод ингаляционной аэро- и гидроаэроионотерапии, вибрационный массаж, флаттер-терапия, электротерапевтические методики рефлексогенного типа, оксигенобаротерапия. Ведущую роль играют ингаляции.

Массаж при бронхиальной астме назначают курсами по 5-15 сеансов и повторяют от 2 до 4 раз в год. Разогревающие приемы улучшают циркуляцию крови, а постукивания способствуют улучшению отхождения мокроты. Воздействие на рефлекторные зоны укрепляет иммунитет.
Курс массажа проводят только в период вне приступов и при хорошем самочувствии. Помните, что массаж – лечебная процедура, требующая серьезного отношения, и имеет противопоказания. О возможности такого лечения стоит проконсультироваться с врачом.

Для уменьшения воспаления применяют ультрафиолетовое облучение (УФО) с разной длиной волны, электрофорез.
Воздействие на область надпочечников волновыми методами, ультразвуком, магнитным полем позволяет активизировать выработку собственных кортикостероидов.
Облучение лазером рефлекторных зон и биологически активных точек снижает интенсивность воспаления.

Для устранения бронхоспазмов и улучшения вентиляции легких применяют ультразвуковую терапию,электрофорез, воздействие постоянным током.

Гипосенсибилизация направлена на нормализацию иммунного ответа и снижение чувствительности к аллергенам.
При инфекционно-аллергической астме возможна вакцинация специальными многократно разведенными ослабленными вакцинами или аллергенами. Это делается для постепенного повышения сопротивляемости организма.
Следующий метод это аутогемопунктура, когда человеку вкалывается его же венозная кровь. Это стимулирует иммунитет на распознавание белков по системе «свой-чужой». А поскольку все клетки оказываются своими, то аллергии не возникает. Так нормализуется иммунный ответ.
В качестве иммуномодулятора используют также метод спелеотерапии – нахождение в лечебных соляных пещерах.
При пищевой аллергии возможно применение метода колоногидротерапии, когда стенки кишечника орошают периодически водой (лечебные клизмы). Очищение кишечника от скопившихся в слизи токсинов способно уменьшить частоту и силу аллергических реакций. Также клизмы стимулируют кровообращение и выработку витаминов группы В.

В периоды приступов нарушается снабжение сердца кислородом, поэтому сердечно-сосудистая система нуждается в поддержке. Углекислая ванна обладает не только кардиотоническим, но и противовоспалительным эффектом. Диоксид углерода стимулирует коронарный кровоток, в результате чего снижается вероятность ишемических заболеваний сердца.

Регулярные лечебные упражнения занимают важнейшее место в терапии астмы. ЛФК позволяет противостоять развитию эмфиземы, укрепляет дыхательные мышцы, повышает эластичность легочной ткани, способствует отхождению бронхиального секрета. Занятия начинают с легких упражнений, постепенно повышая нагрузку. При выраженной одышке или приступе физическая нагрузка противопоказана. Важно во время занятий следить за правильностью дыхания.

Есть несколько методик дыхательных упражнений при астме, но наибольшую известность заслуженно получила отечественная методика К.П.Бутейко. Суть его метода заключается в уменьшении глубины выдоха, благодаря чему достигается снижение количества углекислоты в крови. Подробнее эта тема раскрыта на видео.

Климатотерапия подходит не всем пациентам и возможна только в период длительной ремиссии и после тщательного обследования. Иногда астма прочно связана с конкретным местом обитания и в другом городе, регионе, климате проходит совсем. Однако смена климата может оказаться полезной одним пациентам и пойти во вред другим. Противопоказано такое лечение пациентам с частыми и затяжными приступами, сердечной и дыхательной недостаточностью 2 и 3 степени. Обсудите с врачом возможность поездки в санаторий.

  1. Приступая к реабилитации, важно определить порядок восстановительных мероприятий:
    Обеспечьте безопасную среду, избавившись от аллергенов в местах постоянного пребывания.
  2. Плавно, в течение 2-3 недель перейдите на новую диету, полностью исключив запрещенные продукты и сбалансировав меню.
  3. Привыкнув к измененному питанию, добавляйте лечебную физкультуру. Главное на этом этапе – привыкнуть к регулярным занятиям, на это хватит 2 недель.
  4. Следите за дыханием во время ЛФК, постепенно уделяя ему все больше внимания. И, наконец, включайте дыхательную гимнастику.
  5. Теперь, при хорошем самочувствии, можно приступать к физиотерапии. Порядок и сроки прохождения процедур определит врач. Он же может предложить вам другой порядок реабилитационных мероприятий, подобрав для вас индивидуальную программу восстановления.

Некоторые факторы способствуют развитию заболевания и возникновению новых приступов, их называют триггерами. Прежде, чем приступать к реабилитации, необходимо ограничить влияние этих факторов:

  • Избавьте квартиру от «пылесборников» — удалите ковры, мягкие игрушки, тканевые драпировки, декор из натурального меха и шкур. Книжные полки закройте дверцами, чтобы защитить их от скопления пыли.
  • Ежедневно проводите влажную уборку без моющих средств – обычная протирка увлажнит помещение, облегчая дыхание, и избавит дом от пыли.
  • Не заводите дома животных. От имеющихся питомцев отказаться нелегко. Поэтому сначала проведите аллергопробу на шерсть, слюну и перхоть именно вашего домашнего животного. Если тест отрицательный и состояние здоровья позволяет, можно попробовать оставить питомца. Но все процедуры с вычесыванием любимчиков должны проводить другие люди вне вашего дома. При положительном тесте вам придется отказаться от домашнего любимца.
  • Оградите себя от контактов с больными людьми. Перед визитом уточняйте, все ли знакомые здоровы. Если у друга насморк, встречу лучше перенести. Ребенка обучите соблюдать дистанцию в общении с незнакомыми людьми и заботиться о личной гигиене – несложные меры профилактики позволят предупредить болезнь.
  • Не допускайте курения в доме. Астматикам противопоказан контакт с табачным дымом.
  • Не менее раза в неделю проводите стирку и тепловую обработку постельного белья (гладить, сушить на солнце) для предотвращения распространения домашних клещей. Они часто являются триггерами (провокаторами) заболевания.
  • Астма может иметь психосоматический характер. Причинами приступов могут быть страхи, комплексы, негативные установки, отношения в семье. Для работы с этими факторами лучше обратиться к психологу. Ребенку с астмой чаще говорите о своей любви, вере в него и принятии, о том, что ему по силам любые дела.
    При правильно подобранной и тщательно пройденной программе реабилитации пациенты в течение долгих лет сохраняют качество жизни.

источник