Меню Рубрики

Муж не работает астма

Вполне возможно, ваш «хронический бронхит», аллергия или частые простуды — это и есть астма. Просто еще не диагностированная. Вообще в мире, по данным ВОЗ, астмой страдает 235 миллионов человек. То есть примерно 5% населения земного шара.

Отечественная система здравоохранения (особенно в «бесплатной» своей части) до сих пор работает так, чтобы не портить статистику. И поэтому официальный диагноз «бронхиальная астма» получают примерно двое из десяти действительно болеющих. Пока вы однажды не упадете с приступом удушья, участковый терапевт будет лечить вас от бронхита. Почему-то многие врачи свято убеждены: если нет удушья, значит, нет и астмы.

Антон Родионов, к.м.н, доцент кафедры факультетской терапии №1 Первого МГМУ им. Сеченова, автор книги «Лекарства: как выбрать нужный и безопасный препарат» объясняет, почему бессмысленно лечиться «от бронхита» по 6 месяцев в году.

Как заподозрить астму у себя

Многие полагают, что бронхиальная астма — это болезнь, которая обязательно проявляется приступами удушья. Это очень досадное заблуждение. Самый частый симптом астмы — это хронический сухой или малопродуктивный кашель, который возникает чаще ночью или после контакта с аллергеном.

Давайте перечислим признаки, которые встречаются у пациентов с бронхиальной астмой. Чем больше таких признаков, тем выше вероятность, что у вас именно астма, а не что-нибудь еще:

  • У вас отягощенная наследственность — кто-то из родных аллергик или страдает астмой.
  • У вас аллергия — все равно на что и все равно в какой форме (кожная сыпь от апельсинов или насморк от книг).
  • У всех кашель при простуде проходит за неделю, а вы после каждого ОРВИ кашляете месяц и больше, причем ни антибиотики, ни отхаркивающие препараты не помогают.
  • Вы просыпаетесь по ночам из-за сухого кашля или просто из-за того, что душно.
  • Физическая нагрузка или выход на мороз вызывают приступы кашля или затруднение дыхания. Возможно, речь идет о холодовой астме или астме физического усилия.

Если вы узнали себя по этому описанию, обратитесь к врачу для обследования. Для обследования, а не просто «послушать»!

Признаны два метода диагностики: спирометрия (исследование функции внешнего дыхания) и выявление маркеров аллергии — эозинофилов — в мокроте. Но и эти исследования интерпретировать не так уж просто.

Если сделать спирометрию в момент обострения, то прибор покажет сужение бронхов (бронхиальную обструкцию), затем надо вдохнуть бронхорасширяющий препарат через ингалятор и повторить исследование через 20-30 минут. Если проходимость бронхов увеличилась, значит, можно ставить диагноз астмы.

Спирометрия без бронхорасширяющих препаратов большого смысла не имеет. Как, собственно, и измерение вне приступа или обострения болезни. Если у вас, например, ухудшения возникают по ночам, а днем вам дышится хорошо, то спирометрия ничего не покажет. Надо бы повторить исследование в другой ситуации, провести «провокационную пробу» (в России ее практически не делают) или ориентироваться на другие критерии.

Выявление в мокроте эозинофилов — это очень важный диагностический критерий. Но если нет мокроты, то и анализ невозможен.

Тогда остается еще один хороший аргумент для постановки диагноза — пробное лечение бронхорасширяющим препаратом. Врач может порекомендовать пациенту ингаляции бронходилататоров (сальбутамол, фенотерол) в момент затруднения дыхания или приступа кашля. Если помогает, то диагноз астмы становится весьма вероятным.

Астма физического усилия — особая ситуация. Тут диагноз просто подтверждается: делается эргоспирометрия — оценка функции внешнего дыхания (ФВД) под физической нагрузкой.

источник

Бронхиальная астма — одно из самых распространённых хронических заболеваний: в мире, по данным ВОЗ, от него страдают не менее 300 млн человек. Астма собирает вокруг себя множество мифов и суждений, и наиболее частые из них прокомментировал Сергей Бабак, профессор, д.м.н., врач-пульмонолог Центра респираторной медицины.

  1. Астма — детское заболевание и ее часто «перерастают».

Примерно в 90% случаев астма начинается с детского возраста. В период созревания организма она может никак себя не проявлять, но это не означает, что болезнь отступила. В более старшем возрасте астма может снова дать о себе знать при тяжёлой пневмонии, выраженном стрессе, после родов или в период угасания фертильной функции у женщин. Внезапные проявления астмы в 45–50 лет чаще всего означают, что человек был астматиком с детства.

Редко, примерно в 10% случаев, астма развивается в зрелом и пожилом возрасте — после 65–70 лет. У пациентов накапливаются изменения ответа бронхов на внешнюю среду, которые со временем могут привести к развитию заболевания.

  1. Без аллергии астмы не бывает.

Такой стереотип возник не случайно: чаще всего астма действительно возникает на фоне аллергии. Однако врачи выделяют пять клинических фенотипов бронхиальной астмы, и только один из них аллергический. Например, астма, которая развивается в зрелом возрасте — это не аллергическая астма.

Астма — гетерогенное заболевание, она может вызываться разными воздействиями. Речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Психосоматическими заболеваниями занимаются психологи, неврологи, психиатры. Астму эти врачи не лечат, с ней работают аллергологи и пульмонологи.

  1. Астма — последствие частых простуд и недолеченных бронхитов.

При частых простудах развивается другое заболевание — хроническая обструктивная болезнь лёгких (ХОБЛ). А астма чаще возникает на фоне аллергии, которая переключилась на бронхи.

В редких случаях частые и недолеченные простуды запускают сложный рецепторный механизм, и возникает так называемая астма физического усилия. В этом случае пациент сталкивается с затруднённым дыханием и кашлем при физических нагрузках.

  1. Астма — наследственная болезнь.

Астма наследуется от ближайших родственников — то есть напрямую от родителей, не через поколения. Если родители астматики, то вероятность, что у ребёнка будет такой же диагноз, превышает 90%. Интересно, что эта статистика касается в основном первого ребёнка. У второго и последующих детей астмы может не быть. Однозначного объяснения этому явлению пока нет.

  1. Препараты, которые необходимо принимать пациентам с астмой, вызывают привыкание, так что лучше обходиться без них.

Без лекарства лечение астмы невозможно. Во-первых, препарат, который купирует приступ удушья, даёт астматикам ощущение безопасности. Когда такая уверенность есть, спазм скорее всего не случится, а если и случится, то пациент сможет с ним справиться. Во-вторых, лекарство от астмы необходимо, чтобы контролировать заболевание и не давать ему усиливаться в ответ на внешние факторы.

Препараты от астмы не вызывают привыкания. Они безопасны для пациента, не попадают в кровь и не влияют на внутренние органы, потому что действуют локально в дыхательных путях, куда доставляются с помощью специальных устройств. Это очень важный технологический момент: правильно подобранное лекарство в неправильном ингаляторе не окажет никакого эффекта. Ингаляторы выпускают и крупные глобальные медицинские компании, такие, как Philips Respironics, и более мелкие локальные производители. Такие приборы позволяют быстрее вводить лекарство и сокращают время процедуры.

  1. Если пациент пользуется ингалятором, значит, лечение астмы под контролем

Как показывает практика лечения астмы, недостаточно разработать действующее вещество и поместить его в ингалятор: врач должен подобрать подходящее для пациента устройство и обучить им пользоваться.

Ингаляторы бывают несколько типов – наиболее распространенными являются порошковые и небулайзеры. Порошковый подходит только пациентам, которые самостоятельно могут сделать сильный вдох, иначе лекарство осядет во рту и не попадёт в дыхательные пути. Поэтому тем, кто не может контролировать силу вдоха (ослабленные, пожилые люди, дети и т.д.) необходима другая технология — небулайзер. В нём используются жидкие лекарства, которые превращаются в облачко мелкодисперсных частиц. Для многих категорий пациентов небулайзер становится приоритетным, а иногда и единственным способом приёма лекарства.

  1. Вылечить астму нельзя.

Есть бытовое значение слова «вылечить», а есть медицинское. В бытовом смысле вылечить — значит избавить от болезни навсегда. Обычно это касается острых заболеваний: простуд, пневмонии и т.д. — они приходят и уходят. Но для хронических заболеваний такое понимание некорректно.

Вопрос лечения хронических заболеваний с медицинской точки зрения сводится к созданию условий, в которых пациент по своим возможностям, продолжительности жизни, ощущениям от жизни не уступает человеку без такого же диагноза.

В бытовом смысле астму вылечить нельзя — она никуда не уйдёт. Но с медицинской точки зрения можно — подобрать лекарство для регулярного приёма, которое будет блокировать воспаление и предупреждать приступы удушья. Тогда пациент сможет находиться в любой среде, заниматься любой физической активностью наравне со здоровыми людьми.

источник

Я понимаю, что это бред и идиотизм, но я реально не знаю, что делать с мужем! У него астма совершенно очевидно. Уже очень давно, лет 15. Началось еще до знакомства со мной, но так, очень редко и как-то не сильно страшно. Прямо перед знакомством со мной было не очень, лег в больницу в Зеленограде (почему-то, хотя он москвич), и после этой больницы доверие к врачам у него стало абсолютно подорвано. Он все эти приступы просто пережидает. Сейчас у нас уже дети, наследственные аллергики. С обструкциями. Я научилась снимать приступы, и понимаю, что у мужа именно это сейчас. От березы, которая недавно отпылила, у него пошло сильнейшее обострение, которое окончательно не снимается. Но он отказывается идти ко врачу. Раздражается. Говорит, что это не лечится и врачи ему ничем не помогут (
Как заставить 40-летнего мужика лечиться.
Это крик души ((

Ну вы ж знаете все схемы, взрослых лечат так же, как и детей. Выдайте ему лекарство и следите, чтобы дышал регулярно.

Да, он у меня сейчас дышит почти неделю по схеме младшего ребенка. При этом миллион раз ттт ребенок на этой схеме не выдает приступов, а мужа стабильно утром и вечером. То есть как мне кажется, терапия эта ему помогает только на снятие приступа, но явно не стабилизирует состояние

Сколько и чего вы ему даете? Если не держит, значит ему больше доза нужна, тем более он столько лет копил воспаление без лечения.

Беродуал 20 капель на 2 мл физраствора и потом пульмикрот по 0,5, это всё 2 раза в день

Думаю, неделя просто мало, не накопился еще гормон. А вообще сейчас странный всплеск аллергии, я только в детском здоровье ссылку дала.

Пульмикорт по дозе и частоте мало!! для взрослого там схема по 2 3 р в день. НО. это в том случае если у него именно обструкция.
ПУльмикорт серьезная штука.

аэрозолем он не хочет, дышит через небулайзер

Нормально, да? Диагноз- ладно, хоть 15 лет назад, но врач, видимо, поставил. А рекомендации по лечению на Евке выдавать — да чего уж, дозу добавим, авось пройдет. Автор, там столько всего, в этих легких. Не шутите, поговорите с ним жестко — что он, хочет детей сиротами оставить? Пусть идет и лечится. У моего мужа ХОБЛ, при обострении — тяжелейшая одышка, дойти от кровати до туалета — обливается пОтом. Да, все помрем когда-нибудь, но лучше попозже, когда дети и внуки вырастут . С мужиками сложно, до врача их дотащить. Но без врача может стать еще хуже. ХОБЛ тоже не лечится, это определенный образ жизни — не курить, не простужаться и т.д. И нормальная терапия, которую назначит врач. Также и любая болезнь — да хоть гастрит. Все, это уже образ жизни, диета. И то, что совсем вылечить нельзя, не повод не лечиться или заниматься самолечением.

Моему родственнику 92, ХОБЛ уже много ет. Смолит, зараза. Но небулайзер-четко по расписанию. Сознательный, видимо

Это идиотизм. Причины астмы ОЧЕНЬ индивидуальны. Как и лечение должно быть индивидуально подобрано. Вы его так угробить можете своим самолечением.
Прис уп можно снять дыханием по Стрельниковой. Но даже тут подбор дыхательной гимнастики индивидуален.
В моей семье три астматика, включая меня. У всех лечение разное было.

А вообще Стрельниковская гим-ка помогла кому то в семье? Кто-нибудь занимался ей на постоянной основе и длительно? У меня не астма, а др. диагноз легочный, гимнастика очень нравится , занималась ей довольно долго, но улучшений никаких,к сожалению(

Попробуйте народные методы.

От астмы? Совсем с ума посходили. Святой водичкой ещё предложите окропляться.

Да. В моем окружении есть ОЧЕНЬ положительный опыт.

ну какие? У меня знакомая утверждает что вылечила себе и ребенку астму. Так у них не была она диагностирована! У нее может совершенно другое было. Сейчас лечит зрение ребенку упражнениями из иоги и вегетарианством. Верит что все можно вылечить иглоукалыванием и диетой.

На нобелевскую премию по медицине подайте, надо же, излечение от астмы народными средствами, а широкая общественность не в курсе.

Угу, гомеопатию еще вспомните

Вы пробовали? Ингаляторы — путь к гормонам, а затем в гроб.

А без них — тоже гроб, только намного раньше.

Объяснить, что когда он заболеет серьезно, вам будет ОЧЕНЬ тяжело одной тащить его и детей. Поэтому, если он мужик ине собирается жить у вас на иждивении через десять лет, пусть собираетс с храбростью и идет к врачам. А если он считает, что он умнее всех врачей мира, то у него мания величия, что тоже вызывает беспокойство.

Попробуйте Симбикорт или Серетид, они комбинированные. Мой муж ничем дышать не будет, в периоды обострения только на это соглашается.

Во-первых всэ же ФДВ сделать нужно, может Беродуал не его случай. Пульмикорт тоже хорош не всегда.
О грустном. Муж няни моей младшей покинул этот мир 2 года назад. Одномоментно. Так же с Беродуалом и Пульмикортом во время обострений. Когда совем тяжко было-скорая, сальбутамол и больница на недельку. И дальше по новой-всё нормально, ко врачу не пойду. Она и скандалила, и умоляла-увы. Ушёл он в апреле, что-то сильно пылило. 48 лет.
О грустном часть 2. В этом году на НГ праздники в школе моего ребенка умерла учитель. 56 лет для женщины-ни о чём. Подзабила, слезла с базы сама, оставив себе только бронхолитик на всякий пожарный. Бронхолитик не помог, скорая не смогла уже ничего сделать. Бронхолитик был тот же Беродуал по умолчанию((( После этого мой реюёнок ведёт дневник с пикфлуометром без напоминаний.
Уговорите сходить, скажите как вы его любите и боитесь потерять, как он нужен вам и детям.

Читайте также:  Сезонная аллергическая бронхиальная астма

Если на цветение, то антигистамины обязательно добавьте на этот период.

Ох, сложно это — мотивировать на лечение.
Если честно, традиционная медицина не способна отправить астму в ремиссию при постоянном присутствии аллергенов. Мой личный пример тому подтверждение — все было бесполезно, ежедневные ингаляции, обструкции и неотложки, ужас на что была похожа моя жизнь. Я тайком от родителей пила теофедрин, только этот препарат облегчал состояние. Мужа Вашего понять можно, он знает, что облегчение дадут только лекарства(( поэтому и не хочет лечится, надо будет — использует лекарства.
А методы лечения есть — и именно нетрадиционные для меня оказались самыми эффективными.
Вылечил меня гомеопат. И йога, точнее, дыхание, которое не позволяет развиться приступу.

А меня ни иога, ни иглоукалывание не вылечили. Помогло именно знание на что у меня аллергия и борьба с этими самыми тригерами.

В приступе астматческого удушья можно умереть, отек пойдет и все.С астмой оформите инвалидность и льготу на лекарства или пусть загодя завещание напишет.

А что вы хотите? Чтобы Вашему мужу назначили какой-нить препарат, который будет снимать приступы, но гробить здоровье? Моя бабушка такая же как ваш муж. И только теперь, спустя годы, я понимаю, как она права была. После десятилетий астмы (которую я наблюдаю со своего детства) она согласилась на какой-то гормональный аэрозоль, уже через год посыпались зубы, осложнения начались . До это был только астмапент, сальбутомол (когда уже совсем все плохо) и голодание. Не лечат у взрослых астму. Это факт. Ваш муж прав.
Из народного — корень малины с солодкой заваривать пить. Долго пить, месяцами. Корень собирать осенью, помыть, порезать, насушить. Помогает в основном детям, взрослым хуже, но тоже бывает.
Если аллергия — то лечить иммунку, поднимать ее, те ми же травами, пищей, искусственные витамины вряд ли подойдут. У меня аллергия проходит, когда я пью поливитаминный чай, покупала у потомственного травника. И вообще, аллергия — это недостаток витаминов или неспособность организма их синтезировать, впитывать. Причины могут быть различные. Это лично мой опыт, на 100% верность не ручаюсь, но у кого-то, думаю, тоже именно так и есть.

Муж прав. Ничем врачи не помогут. Антигистамины в течение всего периода цветения березы и подходящую ему прыскалку. Тут нужно пробовать — одним одно помогает, другим другое -самые простые и дешевые Сальбутамол, Вентолин и далее по списку. Иногда, когда совсем кранты плюс к этому но-шпу и эуфиллин. Дополнительно можно использовать небулайзер.
Не надо делать из мухи слона. От астмы никуда не денешься. С ней просто нужно жить и знать, что предпринимать в критической ситуации.

Ох понимаю, у моего язва. Вот с месяц назад было обострение, ходил с черным лицом. А к врачу ни в какую — о УЖАС, заставят кишку ГЛОТАТЬ! Тьфу, тряпка!
Почитала, изучила что могла, посоветовалась со знакомым гастрологом и занялась самолечением. А что поделать, ждать пока кровотечение откроется?
Аллергия тоже есть, вернулись с дачи чихааает! Говорю ну выпей антигистамины, нет говорит, я простыл. Сделала ему сложные капли, 2 дня дома посидел, никакого насморка то и нет, ну явно аллергия, на пух скорее всего.

А как заставить? Если до 40 лет не понял — то пускай помирает.

Запишите его к пульмонологу сама, но ему скажите об этом только накануне. Может и согласится, поуговаривайте. Если ему в этот момент будет плохо, ну от обструкции на березу, он сразу согласится. Ну если не согласится, сходите к пульмонологу без него, объясните ситуацию и посоветуйтесь. Вам возможно даже назовут все лекарства и дозировки без присутствия мужа
Мужу расскажете, как сходили, какой был врач, что назначил и посоветовал. Предложите теперь ему самому сходить, можно вместе с Вами. Помните, что мужчины — это большие дети, и до старости такими останутся.

А зачем ему к врачу, если вы вместо врача вокруг него скачете?

У него астматические приступы, не исключено, что на фоне имеющейся аллергии, раз Вы заговорили о приступах на цветение. Я бы сказала мужу так: или он ложиться в институт иммунологии на обследование или я буду приглашать этих врачей на дом за деньги, что выйдет дорого для семейного бюджета.
Эта болезнь не лечится, но может быть введена в стадию ремиссии. Просто заблаговременно до цветения человек ложится, пролечивается где-то с недельку, а потом как огурчик спокойно переносит аллергены до следующего года.

Пусть ухудшается до такой степени, пока сам не осознает необходимость лечиться. По-другому — никак.

А я как астматик понимаю вашего мужа. Астма действительно не лечится. Если бы у него были реально сильные приступы, поверьте он не смог бы их просто пересидеть, это не реально.
У него видимо слабая форма, как и у меня.
Я проходила все возможные «лечения» пила брызгала дышала мазала жила на курортах и прочее прочее, улучшений нет, есть ухудшения. 30% бронхов в нерабочем состоянии.

потом мне повезло попасть к хорошему врачу, по другому вопросу. иглорефлексотерапевту, она же мне за 2 минуты сняла приступ, прошла у нее курс иголок, было 5 лет ремиссии.
Потом еще несколько курсов раз в несколько лет. В результате я уже более 10 лет нахожусь в ремиссии. Врачам лечащим астму не верю, не хожу, но не зарекаюсь конечно.
Прохожу специфическую имунотерапию против аллергенов, первый год пробую. В результате этот год живу без аллергии. До этого годами пользовалась антигистаминами. Мой текущий врач говорит что нельзя принимать антигистамины месяцами. Спреи в нос гормональные все, их нельзя больше 4 месяцев подряд. Если сезон алергии больше 4 месяцев то надо искать другие варианты защиты.

Поверьте от того что ваш муж пойдет к врачу ему лучше не станет. Выпишут ему в лучшем случае спрей для снятия приступов, эти спреи не лечат! Они гормональные, побочек у них столько что лучше не читать. Ну до кучи еще гормонов поесть выпишут, без них ни один врач не обходится к сожалению.

источник

Бронхиальная астма — одно из самых распространённых хронических заболеваний: в мире, по данным ВОЗ, от него страдают не менее 300 млн человек. Астма собирает вокруг себя множество мифов и суждений, и наиболее частые из них прокомментировал Сергей Бабак, профессор, д.м.н., врач-пульмонолог Центра респираторной медицины.

  1. Астма — детское заболевание и ее часто «перерастают».

Примерно в 90% случаев астма начинается с детского возраста. В период созревания организма она может никак себя не проявлять, но это не означает, что болезнь отступила. В более старшем возрасте астма может снова дать о себе знать при тяжёлой пневмонии, выраженном стрессе, после родов или в период угасания фертильной функции у женщин. Внезапные проявления астмы в 45–50 лет чаще всего означают, что человек был астматиком с детства.

Редко, примерно в 10% случаев, астма развивается в зрелом и пожилом возрасте — после 65–70 лет. У пациентов накапливаются изменения ответа бронхов на внешнюю среду, которые со временем могут привести к развитию заболевания.

  1. Без аллергии астмы не бывает.

Такой стереотип возник не случайно: чаще всего астма действительно возникает на фоне аллергии. Однако врачи выделяют пять клинических фенотипов бронхиальной астмы, и только один из них аллергический. Например, астма, которая развивается в зрелом возрасте — это не аллергическая астма.

Астма — гетерогенное заболевание, она может вызываться разными воздействиями. Речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Психосоматическими заболеваниями занимаются психологи, неврологи, психиатры. Астму эти врачи не лечат, с ней работают аллергологи и пульмонологи.

  1. Астма — последствие частых простуд и недолеченных бронхитов.

При частых простудах развивается другое заболевание — хроническая обструктивная болезнь лёгких (ХОБЛ). А астма чаще возникает на фоне аллергии, которая переключилась на бронхи.

В редких случаях частые и недолеченные простуды запускают сложный рецепторный механизм, и возникает так называемая астма физического усилия. В этом случае пациент сталкивается с затруднённым дыханием и кашлем при физических нагрузках.

  1. Астма — наследственная болезнь.

Астма наследуется от ближайших родственников — то есть напрямую от родителей, не через поколения. Если родители астматики, то вероятность, что у ребёнка будет такой же диагноз, превышает 90%. Интересно, что эта статистика касается в основном первого ребёнка. У второго и последующих детей астмы может не быть. Однозначного объяснения этому явлению пока нет.

  1. Препараты, которые необходимо принимать пациентам с астмой, вызывают привыкание, так что лучше обходиться без них.

Без лекарства лечение астмы невозможно. Во-первых, препарат, который купирует приступ удушья, даёт астматикам ощущение безопасности. Когда такая уверенность есть, спазм скорее всего не случится, а если и случится, то пациент сможет с ним справиться. Во-вторых, лекарство от астмы необходимо, чтобы контролировать заболевание и не давать ему усиливаться в ответ на внешние факторы.

Препараты от астмы не вызывают привыкания. Они безопасны для пациента, не попадают в кровь и не влияют на внутренние органы, потому что действуют локально в дыхательных путях, куда доставляются с помощью специальных устройств. Это очень важный технологический момент: правильно подобранное лекарство в неправильном ингаляторе не окажет никакого эффекта. Ингаляторы выпускают и крупные глобальные медицинские компании, такие, как Philips Respironics, и более мелкие локальные производители. Такие приборы позволяют быстрее вводить лекарство и сокращают время процедуры.

  1. Если пациент пользуется ингалятором, значит, лечение астмы под контролем

Как показывает практика лечения астмы, недостаточно разработать действующее вещество и поместить его в ингалятор: врач должен подобрать подходящее для пациента устройство и обучить им пользоваться.

Ингаляторы бывают несколько типов – наиболее распространенными являются порошковые и небулайзеры. Порошковый подходит только пациентам, которые самостоятельно могут сделать сильный вдох, иначе лекарство осядет во рту и не попадёт в дыхательные пути. Поэтому тем, кто не может контролировать силу вдоха (ослабленные, пожилые люди, дети и т.д.) необходима другая технология — небулайзер. В нём используются жидкие лекарства, которые превращаются в облачко мелкодисперсных частиц. Для многих категорий пациентов небулайзер становится приоритетным, а иногда и единственным способом приёма лекарства.

  1. Вылечить астму нельзя.

Есть бытовое значение слова «вылечить», а есть медицинское. В бытовом смысле вылечить — значит избавить от болезни навсегда. Обычно это касается острых заболеваний: простуд, пневмонии и т.д. — они приходят и уходят. Но для хронических заболеваний такое понимание некорректно.

Вопрос лечения хронических заболеваний с медицинской точки зрения сводится к созданию условий, в которых пациент по своим возможностям, продолжительности жизни, ощущениям от жизни не уступает человеку без такого же диагноза.

В бытовом смысле астму вылечить нельзя — она никуда не уйдёт. Но с медицинской точки зрения можно — подобрать лекарство для регулярного приёма, которое будет блокировать воспаление и предупреждать приступы удушья. Тогда пациент сможет находиться в любой среде, заниматься любой физической активностью наравне со здоровыми людьми.

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Читайте также:  Можно ли работать в полиции с бронхиальной астмой

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Читайте также:  Карта сестринского ухода при бронхиальной астме

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

Середина 90-х. Весна. Конец мая. Полутемное помещение общественной организации. Напротив двери на шкафу букет, на стене гирлянда из цветов. Приоткрывается дверь и в щель пролезает малыш лет 4−5 и втягивает за руку молоденькую маму, разговаривающую с кем-то в коридоре. Мама поворачивает голову, вступает в комнату и восклицает: «Тема, стой! Цветы!». Ребенок мгновенно краснеет и, уткнувшись, матери в подол, начинает задыхаться. Все присутствующие бросаются к нему.

Ребенок отходит от приступа удушья на улице, минут через 20−30, получив порции противоастматических препаратов. Задаю вопрос маме: «О каких цветах Вы говорили?» Она возмущенно отвечает: «Как, о каких? Понавесили там лилий, а он, как их унюхает, сразу начинает задыхаться. У него астма». — «Возможно, но там висят цветы без запаха. Они искусственные, ещё с 8 марта остались».

А вот другая история про больного астмой, которую я узнал в начале 2004 года из уст миловидной женщины лет 50, пришедшей ко мне с просьбой подсказать, что она может сделать, чтобы её сына не отчислили из девятого класса школы. Из разговора выяснилось, что у сына инвалидность II группы по бронхиальной астме и через месяц исполнится 19 лет. Спрашиваю: «А что, ему не дают доучиться из-за возраста?» — «Да нет. Он сам с ноября не ходит на занятия». — «А чем же занимается?» — «Устроился в автосервис, где подготавливает автомобили к покраске». — «С астмой?» — «Да». — «И что, у него не было за это время приступов?» — «Нет, и он не хочет идти на переосвидетельствование».

Меня заинтересовала данная ситуация, и мы разговорились. Выяснилось, что сын — второй ребенок, дочь родилась на 13 лет раньше. «Извините, а рождение сына, случайно, не было вызвано желанием спасти семью?» — спросил я. Она помолчала и тихо ответила: «Сейчас я думаю, что да!». Попросил рассказать обо всём подробнее, начиная с рождения дочери.

Женщина на мгновение задумалась, а затем поведала следующую историю: дочку она родила на последнем курсе института, перед защитой диплома. Муж, окончивший институт раньше, уже работал. Её и его родители помогли с первым взносом на кооперативную квартиру, остальное надо было выплачивать. Пронянчив дочку до двух лет, она стала работать по профессии. Дочка не болела, посещала садик, да и первое время неплохо помогали бабушки. На работе «попала в струю» и через несколько лет стала руководить небольшим коллективом, а затем назначили главным специалистом.

У мужа карьера была не столь стремительной, и ему все чаще и чаще приходилось одному заниматься домашним хозяйством и учебными делами дочери. Из-за этого иногда ссорились. Первый серьезный конфликт у неё с мужем произошел на одиннадцатом году их совместной жизни. Он ушел жить к родителям. Три месяца они жили раздельно, пока дочка не заставила её «упросить папу вернуться домой».

Год прошёл в ладу, а на второй год снова стали возникать конфликты, да и на работе все пошло вкривь и вкось. У мужа же дела шли лучше, он нашел дело, которое приносило неплохой доход. И она вдруг решилась родить второго ребенка. Родился крепкий и здоровый малыш. Мечта мужа о сыне сбылась. Быстро и легко пролетел декретный отпуск по уходу за ребенком до 3 лет.

Когда сыну исполнилось три года, она, несмотря на протесты мужа, вышла на работу. В стране во всю шла перестройка, на работе происходило что-то непонятное, дома встречал недовольный муж, старшее поколение помочь было не в силах, у дочки учеба, а сын все чаще и чаще стал болеть. Во время одного посещения педиатр записал в карточке, что у мальчика астматический бронхит. Вечером муж сказал что-то обидное и они повздорили. Сын, слышавший их перебранку, вдруг закашлялся, а затем стал задыхаться. Через час они оказались в больнице. Муж, отказавшись от выгодной командировки, каждый день их навещал, а после выписки на руках принес сына домой.

На работе стали задерживать зарплату, сыну нездоровилось, за дочерью нужен был глаз и глаз, и женщина решила стать домохозяйкой, благо у мужа дела шли хорошо. Как-то муж пришел сильно выпивший, произошел скандал, во время которого у сына начался приступ удушья, и опять они в больнице, через два месяца все повторяется снова. В очередной раз домой вернулись с диагнозом — астма.

После этого, у кого только не лечились, куда только не ездили, сколько истратили денег — не счесть. Сын с опозданием пошел в школу — оформляли инвалидность. Третий и четвертый классы учился дома, пятый класс освоил в два года. Во время учебы сына в пятом классе она обратила внимание на то, что приступы астмы у него обязательно происходили: во время ссор родителей, перед контрольными работами и, почти всегда, перед тем, как надо сделать какие-нибудь серьезные усилия. Она считала, что это естественно для данного заболевания, научилась предотвращать ссоры в присутствии сына, стала исподволь готовить его к предстоящим трудностям, заранее договаривалась с учителями о создании щадящих условий в классе.

Лето перед восьмым классом и последующие осень и зима прошли практически без приступов, но она положила его в больницу на обследование, достала нужные справки и заставила сына, пройдя переосвидетельствование, получить группу инвалидности и оформить в военкомате «белый билет». Через два месяца, как сыну отметили 18 лет, отец ушел из семьи и подал на развод. Сын неделю безвылазно просидел в своей комнате, ни с кем не разговаривая. На удивление всем, восьмой класс закончил успешно. Летом, не спросясь у неё, уехал в соседнюю область и проработал в клубе спортивного лагеря. В девятый класс пошел с удовольствием и вдруг бросил и ушел в автосервис…

Мы помолчали. «А не кажется Вам, что астма у вашего сына имеет психосоматический характер?» — осторожно спросил я. «Возможно, вы правы», — подумав, ответила она. Поинтересовался судьбой дочери — у неё все в порядке, но с братом предпочитает дело не иметь. Муж живет отдельно, общается только с детьми. Напоследок я ей рассказал, что можно сделать для получения её сыном свидетельства об окончании общей школы (9 классов).

Прошло около двух лет, я уже работал в другом месте, но она разыскала меня, «чтобы поблагодарить за подсказки». Поинтересовался как дела. Рассказала, что сын (по настоянию отца) обратился в клинику неврозов, где прошел «два курса психотерапии», готовится экстерном сдать за 9 класс и планирует учиться на вечернем в колледже. Инвалидность продлевать не стал. Муж живет отдельно.

Работая более полутора десятилетия в организациях, оказывающих социальную помощь семьям, имеющим детей из группы риска, я неоднократно участвовал в различных мероприятиях, проводимых для семей с детьми астматиками и аллергиками. У меня был некоторый опыт жизни с людьми, болеющими астмой. Это были мой отец и бабушка, которые, заболев после 50 лет, прожили активную жизнь до 80-летнего возраста. Поэтому меня жизнь людей, больных астмой, всегда интересовала. Отец часто говорил: «Когда наступает приступ, главное не паниковать, не пугаться, как бы ни было душно, через некоторое время наступит облегчение. Чем меньше пугаешься, тем оно быстрее наступает. Почувствовал нехватку воздуха, заставь себя подойди к окну, выйди на улицу, прими таблетку (аэрозоль) и, стараясь ровно дышать, успокойся».

Наблюдая за жизнью семей с детьми астматиками и аллергиками, я обнаружил, что во многих семьях царит нервозная обстановка. Её эпицентром, как правило, были: либо мать, либо пьющий отец, иногда авторитарная бабушка. Вроде бы все естественно. Как тут не нервничать, когда в семье больной ребенок? Но по оценкам многих психологов и психиатров не менее, чем в 70%, астма (да и аллергия) у ребенка является следствием развивающегося у него невроза, спровоцированного обстановкой в семье.

Уверен, что врачи, специализирующихся на излечении аллергии и астмы, обвинят меня в некомпетентности, а многие родители таких детей «спустят на меня всех собак». Только для первых «борьба» с этими заболеваниями — источник дохода, а вторым надо заставить себя признаться, как сделала моя вторая собеседница, в том, что их личные амбиции не всегда совпадают с интересами детей, а их нервозный стиль поведения опасен для здоровья окружающих.

При этом надо обратить внимание на то, что спецов по излечению астмы и аллергии вокруг нас несметное количество, а психологов и врачей психиатров, занимающихся неврозами, во много раз меньше, поэтому их голоса почти не слышно.

источник