Меню Рубрики

Методическая разработка по теме бронхиальная астма

Методическая разработка практических занятий для студентов Практическое занятие № Тема: «бронхиальная астма»

Научиться распознавать различные формы пневмонии.

Научиться составлять план обследования больных с пневмонией.

Научиться составлять план лечения больных с пневмонией.

Научиться распознавать симптомы с пневмонии, заподозрить у больного осложнения пневмонии и оказать врачебную помощь.

Научиться проводить дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями (рак легкого, туберкулез легких, плеврит).

Научиться составлять план лечения больных с пневмонией, комплекс профилактических мероприятий.

Анатомию трахеобронхиального дерева.

Механику дыхания, обмен газов в легких.

Особенности формирования хронического иммунного воспаления. Реакции гиперчувствительности и их роль в развитии бронхиальной астмы.

Патофизиологию бронхоспазма. Вентиляционно-перфузионные нарушения. Мукоцилиарный клиренс и его роль в формировании хронических заболеваний органов дыханияю

Понятие о дыхательной недостаточности. Обструктивный и рестриктивный типы нарушения вентиляции.

Механизмы бронхообструкции при бронхиальной астме.

Методику обследования больных с бронхообструктивным синдромом. Уметь собрать анамнез, провести внешний осмотр, дыхательные пробы, топографическая и сравнительная перкуссия легких, подвижность нижнего легочного края, аускультация легких.

Лабор аторные и инструментальные методы исследования при бронхиальной астме с их интерпретацией: общий анализ крови, общий анализ мокроты, иммунограмма, спирография, проба с бронхолитиками, суточная вариабельность ОФВ1, рентгенография грудной клетки.

Механизм действия основных групп препаратов: мембраностабилизаторы, антилейкотриеновые препараты, В2-агонисты короткого действия и пролонгированные, М-холинолитики, метилксантины, глюкокортикоиды, муколитические средства.

Оценку состояния верхних дыхательных путей.

Инфекционные и неинфекционные аллергены. Роль различных микробных агентов в развитии бронхиальной астмы.

Методы диагностики аллергии заболеваний. Специфическая иммунотерапия.

Патоморфологические изменения при бронхиальной астме.

Вышеуказанные вопросы изучены ранее на следующих теоретических кафедрах:

Кафедра нормальной анатомии

Привес М.Г. Анатомия человека.-Спб: СПБМАПО, 2004.-720 с.

Кафедра нормальной физиологии

Нормальная физиология человека: Учебник.-М., Медицина, 2005.-928 с.

Кафедра патологической анатомии

Патологическая анатомия. В 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М. Аничков.-М.: Медицина, 2001.-528 с.

Кафедра патологической физиологии

Адо А.Д. Патологическая физиология.-М.: Триада, 2001.-574 с.

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней.-М.: Медицина, 2002.-592 с.

Харкевич Д.А. Фармакология.-М.: ГЭОТАР, 2005.-592 с.

продолжительность занятия и место его проведения

Место занятия – учебная комната кафедры и палата терапевтического отделения.

Время занятия – с 9:00 до 12:15.

методическое и материально-техническое ОСНАЩЕНИЕ

Схемы, таблицы, рисунки, слайды по теме практического занятия.

Больные с пневмонией, история болезни, амбулаторная карта.

Методическая разработка практических занятий для студентов.

Методическое пособие «Современная пульмонология».

Методическое пособие «Фармакотерапия внутренних болезней и их осложнений».

Хронометраж практического занятия:

30 мин. – текущий контроль – написание контрольных вопросов, тестов, решение типовых задач.

20 мин. – курация больных, микрокурация.

1 час – клинический разбор больного с бронхиальной астмой и опрос студентов по заданной теме на примере курируемого больного (этиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, осложнения, обследование, лечение).

1 час – тестовый контроль знаний студентов, решение типовых задачи по теме занятия

содержание ТЕМЫ «бронхиальная астма»

Клинико-патогенетические варианты БА.

Основные клинико – лабораторные и инструментальные диагностические критерии БА.

источник

Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма»

Название Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма»
страница 1/6
Тип Методическая разработка

rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области

«Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно – Ясенецкого)»

РАССМОТРЕНО

Председатель ЦМК _____________ Е.А. Бечевина

УТВЕРЖДЕНО

Председатель Метод . совета

для преподавателя к практическому занятию

по ПМ.03 МДК 03.01 Дифференциальная диагностика в терапии

по теме «Бронхиальная астма»
Составила : преподаватель Диф. диагностики внутренних болезней Батова О.В.

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей программой ПМ. 03«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе».

Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма».

На изучение данной темы отводится 6 часов практических занятий согласно рабочей программе.

Материалы данной методической разработки предусматривают получение знаний и умений, которые являются основой для формирования профессиональной компетентности фельдшера:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В методической разработке сформулированы содержание, цели, знания, умения обучающихся, указаны результаты освоения профессиональных и общих компетенций, время и место проведения занятия, форма обучения, тип и вид занятия, материально- техническое обеспечение, межмодульные и внутримодульные связи, перечень основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов, содержит технологическую карту и приложения. Приложения содержат задания для контроля исходного уровня знаний, материалы для объяснения темы для преподавателя, алгоритмы практических манипуляций, задания для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала. Даны критерии оценок, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний.

Методическая разработка предусматривает сопровождение занятия с мультимедийным просмотром, видеофильмами.

Дисциплина: МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.» ПМ 03. Неоложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

Тема занятия: «Бронхиальная астма».

Специальность: Лечебное дело

Самостоятельная работа студентов: (135 минут) 3 часа.

Место занятия: кабинет доклинической практики.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения, исследовательский.

Форма обучения: индивидуально-групповая.

Тип занятия: урока усвоения новых знаний и умений.

Методы контроля: тестовый контроль, решение компетентностно-ориентированных заданий, кроссворда, формализованное наблюдение за выполнением практических манипуляций.

1. Обучающая: После изучения темы обучающийся должен

— осуществлять уход за пациентами при бронхиальной астме,

— проводить лечебно-диагностические, профилактические мероприятия при бронхиальной астме;

— осуществлять сестринский уход за пациентом при бронхиальной астме,

применять карманный ингалятор, спейсер, небулайзер, пикфлоуметр,

— консультировать пациента и его окружение по применению ингаляторов,

— осуществлять фармакотерапию по назначению врача при бронхиальной астме,

— оформлять направления и выписывать рецепты;

— причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме,

— пути введения лекарственных препаратов, применяемых для лечения бронхиальной астмы,

— правила использования карманного ингалятора, спейсера, небулайзера, пикфлоуметра.

— развивать логическое мышление и познавательные процессы,

— развивать мыслительную активность обучающихся,

— развивать умения, применять полученные знания на практике,

— развивать способность к самостоятельной деятельности.

— содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине,

— способствовать выработке стиля поведения медицинской сестры при общении с пациентом,

— прививать профессиональные качества: добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, аккуратность, уважение, милосердие.

Результатом освоения темы является подготовка к овладению обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, в том числе профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода).

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий.

ОП 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.

ОП 02 Анатомия и физиология человека.

Субъективные методы обследования пациента.

Объективные методы обследования пациента.

Лабораторные и инструментальные методы исследования.
Материально-техническое обеспечение занятия

1. «Устройства для ингаляций лекарственных средств».

2. «Пользование пикфлоуметром».

3. «Пользование карманным ингалятором».

Технические средства обучения:

— бланки направлений, бланки рецептов.

Мебель и медицинское оборудование:

— передвижные манипуляционные столики- 5 шт.,

— шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий,

— стол для преподавателя- 1 шт.,

— карманные ингаляторы – 5 шт.,

— мешки для сбора обходов классов А — 5 шт.,

— перчатки медицинские (стерильные) — 5 шт.,

Лекарственные средства и медикаменты: β2- адреномиметики, М- холиноблокаторы, спазмолитики короткого действия, α-, β- адреномиметики непрямого действия, глюкокортикоиды, отхаркивающие, муколитики, антигистаминные средства,

Цифровой манекен – симулятор аускультации легких и сердца Z990, звуков легких и тонов сердца – 1 шт.

Тестовый контроль по теме «Бронхиальная астма»

1. Ведущий симптом при бронхиальной астме:

б) кашель с гнойной мокротой,

2. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы:

б) горизонтальное с приподнятыми ногами,

г) сидя, с упором руками на колени.

3. Пациент должен тщательно полоскать рот после приема:

4. Стекловидная мокрота выделяется при:

5. Неспецифическими включающими в мокроте при бронхиальной астме

6. Профилактика приступа бронхиальной астмы:

г) прекращение контакта с аллергеном.

7. Приступ удушья при бронхиальной астме купируется:

8. Для профилактики приступа удушья при бронхиальной астме используется:

9. Пикфлоуметрия — это определение:

б) жизненной емкости легких,

г) пиковой скорости выдоха.

10. К бетта2- агонистам относятся все, кроме:

11. В мокроте больного бронхиальной астмой обнаруживается:

в) кристаллы Шарко – Лейдена,

12. К аллергенам неинфекционной природы относятся, все кроме:

в) аллергенов животного происхождения,

г) аллергенов растительного происхождения.

13. Во время приступа удушья у больного бронхиальной астмой выслушиваются:

а) везикулярное дыхание, хрипов нет,

б) везикулярное дыхание, влажные хрипы,

в) жесткое дыхание, дистанционные хрипы жужжащего и свистящего характера,

г) ослабленное дыхание, сухие хрипы.

14. Приступ удушья, не купирующийся обычными противоастматическими лекарственными препаратами:

15. Приступ удушья при «аспириновой астме» вызывает:

а) контакт с пищевым аллергеном,

б) неспецифические раздражающие факторы окружающей среды,

в) инфекционное заболевание,

г) прием нестероидных противовоспалительных препаратов.

16. Транспортировка больного с приступом удушья:

б) сидя или лежа с возвышенным головным концом,

в) лежа с повернутой головой на бок,

г) лежа с возвышенными конечностями.

а) прибор, который определяет максимальную скорость прохождения воздуха по бронхам на выдохе,

б) ингалятор индивидуального пользования – пенал,

в) устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества,

г) дополнительное устройство к аэрозольному ингалятору в виде трубки.

18. К бетта2-агонистам длительного действия относятся все, кроме:

19. При экспираторной одышке затруднен:

20. Экспираторный характер одышки отмечается при:

источник

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
2016/2017 УЧЕБНОГО ГОДА
Автор: Кулешова Марина Геннадьевна
Образовательная организация: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Красноярский базовый медицинский колледж им.В.М. Крутовского
Место: город Красноярск
Год издания: 2015
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КРАСНОЯРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
имени В.М. Крутовского»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ЦМК зам. директора по УР
________________ Роднина М.В.
«___»___________ __________________
протокол № _____ «___»_____________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ)
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин
Радел Пропедевтика в терапии
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Тема 1.01. 04: «Диагностика бронхиальной астмы»

Составила:
преподаватель Кулешова М.Г.

1.Тема
2.Продолжительность занятия
3.Место проведения занятия
4.Цели занятия
5.Методы обучения
6.Форма организации учебного процесса
7.Междисциплинарные связи
8.Внутридисциплинарные связи
9.Оснащение занятия
10.Программа занятия
11.Описание хода занятия
12. Литература для преподавателя
13. План лекции.
13. Конспект лекции.

Тема: «Диагностика бронхиальной астмы»
Продолжительность лекции – 90 минут:
Место проведения лекции: лекционный зал.
Цель лекции: Ознакомить студентов с диагностикой бронхиальной астмы.
Образовательная цель (обучающая):
Студент должен знать:
Определение бронхиальной астмы, факторы риска, этиология, патогенез, патанатомия, классификация. Формулировка предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями. Клиника. Диагностика. Лабораторно-инструментальные методы исследования и интерпретация результатов исследования.
Формировать общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК. 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК. 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК. 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различияпо отношению к природе, обществу, человеку.
ОК. 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК. 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Формировать профессиональные компетенции:
ПК. 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК. 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК. 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК. 1.6. Проводить диагностику смерти.
ПК. 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
Развивающая цель: Новые понятия в области диагностики бронхиальной астмы, которые в дальнейшем помогут в освоении соответствующих заболеваний в терапии
Воспитывающая цель Понимать важность правильного обследования пациента.
Методическая цель: Организовать проведение теоретического занятия с применением объяснительно — иллюстративного и мутимейдийной презентации.
Методы обучения: Объяснительно – иллюстративный метод и мутимейдийная презентация.
Форма организации учебного процесса: лекция

1
МДК.02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля
Лечение острого трахеита, острых и хронических бронхитов, эмфиземы легких дыхательной недостаточности
Лечение пневмоний, плевритов.
Лечение бронхиальной астмы

3.
МДК.02.01 Лечение пациентов инфекционного профиля
Лечение респираторных инфекций.

4.
МДК.02.01 Лечение пациентов гериатрического профиля
Лечение пациентов пожилого и старческого возраста с заболеваниями органов дыхания и с заболеваниями органов кровообращения

5.
МДК.02.02 Лечение пациентов хирургического профиля
Ведение пациентов в послеоперационном периоде

6.
МДК.02.02 Лечение пациентов с заболеваниями ЛОР-органов
Лечение острых и хронических заболеваний гортани и трахеи

1.
МДК.01.01.Пропедевтика внутренних болезней
Методика диагностики
заболеваний органов дыхания

2.
МДК.01.01.Пропедевтика внутренних болезней
Диагностика пневмонии, плевритов.
Диагностика острого трахеита, острых и хронических бронхитов, эмфиземы легких дыхательной недостаточности

Оснащение лекции: Мультимедийная презентация методическая разработка лекции.

2
Мотивация учебной деятельности

3
Формирование новых знаний

4
Обобщение и систематизация изученного материала

5
Подведение итога занятия. Задание на дом.

Описание этапа
Цель
Формируемые компетенции

Организация группы
Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия.
Подготовка студентов к работе
ОК. 1, 2, 12.

2
Мотивация учебной деятельности
Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника.
Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы
ОК. 1, 2, 3, 8, 11.

3
Формирование новых знаний
Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют.
Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать
ПК 1.1., 1.2., 1.7.
ОК 1 – 9, 11.

4
Валеологическая пауза
Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью
Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя (см. рекомендации)
ОК. 1, 2, 9, 12, 13.

5
Обобщение и систематизация изученного материала
Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции
Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию
ПК. 1.1., 1.2., 1.7. ОК. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

6
Подведение итога занятия. Задание на дом
Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов.
Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу
Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию.
ПК 1.1., 1.2., 1.7
ОК 1 – 9, 11

Список литературы для преподавателя:
Основная:
В.М.Нечаев «Пропедевтика клинических дисциплин» «ГЭОТАР-Медиа»2011
В.Т.Ивашкин, А.А.Шептулин «Пропедевтика внутренних болезней» Москва, «МЕДпресс-информ» 2008
К.К. Шелехов, Э.В. Смолева, Л.А. Степанова «Фельдшер скорой помощи» 2009г.
Г. Е. Ройтберг, А. В. Струтынский «Внутренние болезни. Лабораторная и инструментальная диагностика»
Дополнительная:
Ю.Ю.Елисеев «Справочник фельдшера» Москва «Эксмо» 2007 г.
И.В.Авдиенко «Большая энциклопедия фельдшера и медсестры» 2009
Лазарева Справочник фельдшера 2010 г.
А.Л.Гребнев «Основы общего ухода за больными» 1999
Рекомендуемая литература для студентов:
Основная:
В.М.Нечаев «Пропедевтика клинических дисциплин» «ГЭОТАР-Медиа»2011
В.Т.Ивашкин, А.А.Шептулин «Пропедевтика внутренних болезней» Москва, «МЕДпресс-информ» 2008
К.К. Шелехов, Э.В. Смолева, Л.А. Степанова «Фельдшер скорой помощи» 2009г.
Г. Е. Ройтберг, А. В. Струтынский «Внутренние болезни. Лабораторная и инструментальная диагностика»
Дополнительная:
Ю.Ю.Елисеев «Справочник фельдшера» Москва «Эксмо» 2007 г.
И.В.Авдиенко «Большая энциклопедия фельдшера и медсестры» 2009
Лазарева Справочник фельдшера 2010 г.
А.Л.Гребнев «Основы общего ухода за больными» 1999

1.Определение
2.Классификация
3. Этиология
4. Патогенез
5. Симптомы
6. Степени тяжести
7. Диагностика

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА – хроническое заболевание дыхательных путей, основным патогенетическим механизмом которого служит гиперреактивность бронхов, обусловленная воспалением.
МКБ-10
· J 45.
КЛАССИФИКАЦИЯ Общепринятой классификации не существует.
Классификация по форме:
— экзогенная (аллергическая) БА;
-эндогенная (неаллергическая) БА;
-смешанная БА.
Аллергическая БА обусловлена сенсибилизацией к аллергенам домашней пыли, библиотечной пыли, выделениям домашних животных и птиц, к плесневым и дрожжевым грибам, пыльце растений, профессиональным и пищевым аллергенам, инфекционным аллергенам.
Неаллергическая БА характеризуется отсутствием аллергической реакции в патогенезе (например «аспириновая» астма).
Смешанная БА подразумевает участие нескольких механизмов в патогенезе заболевания.
Факторы, индуцирующие бронхиальную астму.
Внутренние:
— генетическая предрасположенность;
— атопия (выработка повышенного количества антител иммуноглобулина Е);
— гиперреактивность дыхательных путей (состояние, при котором просвет бронхов сужается слишком сильно в ответ на провоцирующие вещества);
— пол (в детском возрасте чаще встречается у мальчиков, в пубертатном и взрослом возрасте – чаще у девушек и женщин);
Внешние факторы:
— домашние аллергены (домашняя пыль, животные, тараканы, грибки, плесень, дрожжи);
— внешние аллергены (пыльца, плесень);
— профессиональные вредности;
-курение (активное и пассивное);
— респираторные инфекции.
Патогенез.
В основе патогенеза бронхиальной астмы лежит хронический специфический воспалительный процесс в бронхиальной стенке, приводящий к спазму, отеку слизистой оболочки, гиперсекреции слизи и бронхиальной обструкции в ответ на воздействие различных триггеров.
Для воспаления при БА характерно увеличение в слизистой оболочке и просвете бронхиального дерева количества активированных эозинофилов, тучных клеток, макрофагов, лимфоцитов и нейтрофилов, а также дендритных клеток и тромбоцитов.
Признаки воспаления бронхов сохраняются даже в бессимптомный период заболевания. Воспаление бронхов при БА приводит к гиперреактивности бронхов. Это состояние, при котором просвет бронхов неадекватно мощно и легко спазмируется в ответ на воздействие триггеров. Вследствие острого бронхоспазма, отека стенки бронха, обтурации слизью развивается обструкция (обычно полностью обратимая). Клинически эти изменения проявляются повторяющимися эпизодами обструкции бронхов в виде одышки, чувства стеснения в груди, кашля, свистящих хрипов в легких, нередко слышных на расстоянии.
Таким образом, патогенетически астма двухкомпонентное заболевание, обусловленное воспалением дыхательных путей (отек, повреждение эпителия, инфильтрация клетками воспаления, утолщения базальной мембраны) и дисфункцией дыхательных мышц (бронхоконстрикция, гиперреактивность бронхов).
Результатом острого и хронического аллергического воспаления в дыхательных путях являются структурные и функциональные нарушения, характерные для БА. Структурные изменения в дыхательных путях, называемые ремоделированием, это гетерогенный процесс, приводящий к изменениям в соединительной ткани и нарушению структуры дыхательных путей вследствие динамического процесса дифференциации, миграции, развития и созревания структурных клеток.
Ремоделирование характеризуется увеличением массы гладких мышц, застоем в сосудистом русле и гипертрофией слизистых желез, что приводит к утолщению стенки и уменьшению диаметра просвета бронхов, а также повышением секреции слизи и воспалительного экссудата. Увеличение массы гладких мышц при астме происходит за счет гипертрофии и гиперплазии мышечных волокон либо дифференциации гладких мышц. Другим важным компонентом утолщения стенок является застой в сосудах, который также приводит к уменьшению диаметра бронхов. Избыточная секреция слизи результат не только гипертрофии слизистых желез, но и гиперплазии бокаловидных клеток. Повышенная продукция слизи вместе с воспалительным экссудатом формирует клейкие вязкие пробки, которые блокируют просвет бронхов.
СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ.
— приступообразный кашель продуктивный или малопродуктивный:
— одышка с затруднением выдоха;
— затруднённое свистящее дыхание;
— приступы экспираторного удушья, которым могут предшествовать предвестники: зуд в носоглотке, першение в горле, чихание, заложенность носа, зуд кожи;
— сердцебиение;
— снижение работоспособности.
СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
Различают 3 степени тяжести заболевания. Оценивается до начала лечения.
— Лёгкая степень БА: симптомы болезни возникают реже 1 раза в день, обострения могут влиять на физическую активность и сон.
— Средняя степень тяжести БА: характерны ежедневные симптомы, ночные приступы чаще 1 раза в неделю, обострения могут влиять на физическую активность и сон, имеется потребность в ежедневном приёме
·2- адренорецепторов короткого действия (беротек, сальбутамол). Физическая активность и другие факторы могут провоцировать приступы удушья.
— Тяжёлая БА: беспокоят ежедневные симптомы, частые обострения, частые ночные приступы. Физическая активность ограничена.
Больные с любой степенью тяжести БА могут иметь лёгкое, средней степени тяжести и тяжёлое обострения. У больных с лёгкой степенью тяжести могу наблюдаться тяжёлые и угрожающие жизни обострении на фоне длительных бессимптомных периодов.
Астматический статус (тяжёлое и опасное для жизни состояние) – затянувшийся приступ экспираторного удушья, не купирующийся противоастматическими препаратами в течение нескольких часов.
Фазы течения БА.
— фаза обострения;
— фаза ремиссии.
ДИАГНОСТИКА.
1. Опрос больного.
Пациенты жалуются на периодические приступы удушья, одышку, кашель, свистящее дыхание, сердцебиение.
Имеется положительный аллергологический анамнез:
— наличие аллергического заболевания у пациента и его родственников;
— развитие симптомов провоцирует контакт с аллергеном (пыль, пыльца растений, шерсть животного и т.д.), воздействие неспецифических раздражителей (резкие запахи, лаки, краска, парфюмерия, холодный воздух, химические вещества, физическая или эмоциональная нагрузка), заболевание ОРВИ и другими воспалительными заболеваниями респираторного тракта (бронхит, пневмония);
— наличие профессиональной вредности;
— жилищно-бытовые условия (домашние животные, птицы).
2. Физикальное (объективное) обследование.
Зависит от степени тяжести и фазы заболевания.
В период ремиссии и при отсутствии осложнений никаких отклонений от нормы не отмечается.
При обострении и тяжёлом течении может отмечаться:
— увеличение ЧДД;
— участие в акте дыхания вспомогательных мышц;
— при перкуссии коробочный звук, уменьшение подвижности лёгочного края;
— при аускультации сухие свистящие хрипы, преимущественно на выдохе;
— появляется бронхиальный секрет вязкого «стекловидного» характера.
3. Лабораторные исследования.
— общий анализ крови (наличие эозинофилии в период обострения);
— общий анализ мокроты (наличие эозинофилии, спиралей Куршмана, кристаллов Шарко-Лейдена);
— бактериологичесое исследование мокроты с определением чувствительности микрофлоры к антибиотикам.
4. Аллергологическое обследование.
— кожные тесты с с атопическими и инфекционными аллергенами;
— определение концентрации общего IgЕ в крови и содержание специфических АТ класса IgЕ в крови.
5. Инструментальные исследования.
— Рентгенография органов грудной клетки: малоинформативна для диагностики БА, необходима для дифференциальной диагностики с другими заболеваниями дыхательной системы и для выявления осложнений (эмфизема);
— изучение функции внешнего дыхания с оценкой ОФВ1 и ПСВ (важный диагностический критерий – увеличение ОФВ1 и ПСВ более, чем на 20% после ингаляции беротеком);
-диагностическая бронхоскопия: проводится при необходимости дифференциации с другими заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

  • file 23
    Размер файла: 83 kB Загрузок: 5

источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

для обучающегося

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 1. Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.

Тема 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

Тема 1.7 Сестринский уход при бронхиальной астме

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Владивостокский базовый медицинский колледж»

Рассмотрено и согласовано

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 1. Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.

Тема 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

Тема 1.7 Сестринский уход при бронхиальной астме

Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело.

Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности выпускников. Один из видов деятельности, к которому должен(а) быть готов(а)медицинская сестра, — это медицинская помощь пациентам различных возрастных групп терапевтического профиля.

Составитель: Васина Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории

1.1.Обращение к обучающимся

1.2. Мотивация изучения темы

2.1. Структура теоретической части:

2.2.1.Определение, факторы риска, клиника.

2.2.3.Лечение, принципы ухода

3. Обобщение и систематизация изложенного материала

1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы Вы умели проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами под руководством врача, знали факторы риска, проявления, осложнения заболеваний, особенности их течения особенно у лиц пожилого возраста.

1.2. Мотивация изучения данной темы обусловлена тем, что В России бронхиальная астма все больше привлекает внимание общественности.

Проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы приобрели международное значение. Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире наблюдается неуклонный рост заболеваемости бронхиальной астмой, особенно у детей.

Наиболее распространена заболеваемость в районах с повышенной влажностью воздуха, в крупных городах.

В России заболеваемость бронхиальной астмой среди детей колеблется от 2% до 15%, а среди детей с хроническими рецидивирующими заболеваниями легких, больные бронхиальной астмой составляют 70%.

Среди взрослого населения цифры не утешительней, заболеваемость бронхиальной астмой составляет от 4% до 20% населения.

Излечима ли бронхиальная астма? Этот вопрос тревожит наших пациентов.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое.

«Неправильный» ответ бронхов – явление генетически обусловленное, то есть имеется наследственная предрасположенность. Влиять на наследственность сегодня, не представляется возможным. Поэтому полного выздоровления достичь нельзя.

У пациентов всегда будет сохраняться возможность к «неправильной» реакции бронхов.

Тем не менее контролировать свое самочувствие, не допускать обострения болезни, бороться с воспалением, причем успешно, можно и нужно.

Если болезнь лечить грамотно, правильно проводить профилактику, то длительное время можно поддерживать качество жизни на высоком уровне.

Для более полного изучения дисциплины в помощь студентам создано методическое пособие, которое следует использовать как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

-добиться прочного усвоения знаний

-логически рассуждать о факторах риска, проявлениях, осложнениях

— применять теоретические знания на практике;

-совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности

— развивать культуру речи, память;

— формировать общие человеческие ценности: гуманность, милосердие, сострадание, уважение к жизни и здоровью человека;

— развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.

После изучения темы Вы должны формировать общие и соответствующие профессиональные компетенции, уметь

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),

выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий (ПК 3.3);

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05);

— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01);

факторы риска, клинику заболеваний, особенности её течения у разных возрастных групп, методы обследования при различных патологиях.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Сестринский уход при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит изменённая реактивность бронхов, вызванная иммунологическими и неиммунологическими механизмами, и проявляющееся приступом удушья, вызванным бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронха.

По статистике бронхиальной астмой страдают от 3 до 10% населения.

Современная этиологическая классификация

  1. Экзогенная (атопическая) бронхиальная астма, вызванная экзогенными этиологическими факторами (неинфекционными):
  • бытовые аллергены (домашняя пыль, плесневые и дрожжевые грибы;
  • пыльцевые аллергены (сорных злаков – тимофеевки, овсяницы; сорняков — полыни, лебеды, амброзии; деревьев – берёзы, ольхи, тополя);
  • лекарственные аллергены (антибиотики, ферменты, иммуноглобулины, сыворотки, вакцины);
  • пищевые аллергены (имеющие природный и синтетический краситель тартразин , а так же продукты, содержащие в свободном виде серотонин – чай, кофе, старый сыр, ананасы, бананы);
  • профессиональные аллергены (пыль муки, кофейных зёрен, чешуйки телец и крыльев бабочек в шёлковой промышленности, соли платины в металлообрабатывающей промышленности, эпидермальные аллергены в животноводстве и т.д.)
  1. Эндогенная (неатопическая) бронхиальная астма, не имеющая в своей основе аллергической сенсибилизации, и не связанная с воздействием аллергена. В качестве этиологического фактора могут выступать:
  • нарушения метаболизма арахидоновой кислоты («аспириновая астма»);
  • эндокринные нарушения;
  • нервно-психические нарушения;
  • нарушения рецепторного и электролитного баланса дыхательных путей;
  • физическая нагрузка.

3 . Смешанная бронхиальная астма сочетает признаки экзогенной и эндогенной форм.

ПАТОГЕНЕЗ аллергической реакции при бронхиальной астме.

  1. Иммунологическая – т.е. при первичном попадании аллергена в организм начинается активизация иммуноглобулинов, которые, соединяясь с аллергенами, образуют антитела.
  2. Патохимическая – заключается в том, что при повторном попадании аллергена в организм образуется комплекс АГ+АТ, который оседает на мембране тучной клетки шокового органа (слизистая оболочка бронхов). Тучная клетка открывается и выбрасывает медиаторы воспаления: ацетилхолин, серотонин, гистамин, брадикинин, лейкотриены, воспалительные простоглаидины, фактор, активизирующий тромбоциты.
  3. Патофизиологическая – развивается симптомокомплекс брохиальной астмы; приступ удушья , который возникает вследствие бронхоспазма, отёка слизистой бронхов, гиперсекреции.

Нередко приступу предшествует так называемая аура, проявляющаяся мигренью, чиханием, чувством першения в горле, крапивницей, отёком Квинке, приступообразным кашлем, кожным зудом.

  1. одышка на фоне резкого ограничения подвижности грудной клетки;
  2. свистящие дистанционные хрипы, меняющие свою интенсивность и локализацию после кашля;
  3. свистящие и жужжащие хрипы в лёгком при аускультации;
  4. кожные покровы бледные, сухие;
  5. в дыхании участвуют вспомогательные мышцы;
  6. приступ удушья всегда сопровождается тахикардией, глухостью тонов, загрудинными болями;
  7. больной принимает вынужденное положение (сидя, опёршись руками на край того, на чём сидит с наклоном вперёд);
  8. кашель чаще всего сухой, реже с вязкой, стекловидной мокротой.
  • Больной принимает вынужденное положение : сидя, наклон вперед, опершись руками о край того, на чем сидит. И в таком положении, его необходимо транспортировать в отделение.
  • Успокоить больного
  • Обеспечить доступ свежего воздуха.
  • Расстегнуть (по возможности снять) стесняющую одежду, горчичник на область бифуркации трахеи спереди, банки на межлопаточную область сзади, горячие ножные ванны.
  • Обильное, теплое (горячее) питье , по возможности щелочное (горячее молоко, подогретая минеральная вода, раствор 2% соды, отхаркивающие травы).
  • Увлажненный кислород
  • Вибромассаж грудной клетки
  • Сальбутамол (вентолин ) под строгим контролем, прием препарата не более 4-5 раз в сутки, из-за опасности полной блокады β-рецепторов бронхиальной стенки.
  • Преднизолон 5 мг на 1 килограмм веса (в 0,9%-200,0-400,0 мл раствора натрия хлорида внутривенно, капельно)
  • Серетид (2 дозы) ингаляционный препарат, содержащий глюкокортикостероид (флутиказон пропионат) и бронходилятатор короткого действия (сальметерол), препарат подействует, если бронхи еще проходимы
  • Если приступ не купируется, Преднизолон 30 мг порошком (независимо от времени суток, запить 0,5 литра молока) доза в 30 мг (6 таблеток) принимается в последующие дни до достижения терапевтического эффекта, затем, по схеме снижения глюкокортикоидов уменьшается на нет, а больной продолжает лечение ингаляционными глюкокортикоидами

Одним из тяжёлых осложнений является астматическое состояние , которое возникает вследствие блокады В 2- рецепторов бронхиальной стенки.

ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.

Основным критерием назначения антиастматических лекарственных средств при бронхиальной астме является степень её тяжести. При определении степени тяжести учитывается:

  1. Клинические признаки, характеризующие частоту, выраженность, время возникновения в течение суток эпизодов усиления симптомов, в т.ч. приступов удушья
  2. Результаты исследования пиковой скорости выдоха (ПСВ), измеряемой с помощью индивидуального пик-флоуметра

Пиковая скорость выдоха – это максимальная скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время максимально быстрого и глубокого выдоха после полного вдоха.

(ПСВ вечером – ПСВ утром)× 100%.

Атопическая бронхиальная астма.

  • Элиминационная терапия – это полное и постоянное прекращение контакта больного с аллергеном. Изоляция больного от окружающих его аллергенов (постоянная или временная перемена места жительства, работы).
  • Безаллергенные палаты применяются в институте иммунологии ( Москва) с 1981 года в лечении больных с ингаляционной аллергией. Эти палаты снабжены тонкой системой очистки воздуха 5 раз в сутки. Воздух очищается от всех примесей и поступает в палату.
  1. Воздействие на иммунологическую фазу

Направлено на подавление образования антител (иммуноглобулинов Е) и соединения их с антигенами.

  • Специфическая гипосенсибилизация (иммунотерапия).

Этот метод применяется при невозможности полного прекращения контакта с аллергеном. Используемые для иммунотерапии аллергены бывают различного вида:

# активные фракции аллергенов

# химические модифицированные аллергены

# обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами

Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1:1000000 – 0,1 мл), в дальнейшем дозу увеличивают.

– это использование средств и методов, вызывающих снижение гиперсенсибилизации к аллергенам.

# лечение гистоглобулином, аллергоглобулином по схеме;

# лечение адаптагенами, принимать в течение месяца:

  • экстракт элеутерококка 30 капель x 3 раза в сутки
  • сапарал (аралия маньчжурская) 0,05 г x 3 раза в сутки
  • настойка китайского лимонника 30 капель x 3 раза в сутки
  • настойка женьшеня 30 капель x 3 раза в сутки
  • настойка радиолы розовой 30 капель x 3раза в сутки
  • пантокрин 30 капель x 3 раза в сутки
  1. Воздействие на патохимическую фазу.
  • Мембраностабилизирующие препараты , предупреждающие дегрануляцию тучных клеток:
  • хромогликат натрия (интал, ифирал, кромолин, назалкром, оптикром)
  • недокромил натрия (тайлед)
  • кетотифен (задитен, позитан)

Механизм действия глюкокортикоидов:

  • стабилизируют тучные клетки, предупреждая их дегрануляцию и выход медиаторов воспаления;
  • увеличивают количество и чувствительность В 2 адренорецепторов бронхов к бронхорасширящим воздейсвиям адреномиметиков и симпатолитиков;
  • уменьшают отёк слизистой бронха.

Глюкокортикоидная терапия при бронхиальной астме используется в 2 х вариантах:

I вариант – лечение ингаляционными формами

(в ыделяют два поколения ингаляционных глюкокортикоидов)

Беклометазона дипропионат ( бекломет, бекотид, беклокорт, альдецин)

(терапевтическая доза равна 400-800 мкг/сутки, 4 раза в день, поддерживающая доза 200-400 мкг/сутки при 2-кратном применении)

будесонид (горакорт, пульмикорт)

фликсотид (флютиказона пропионат)

терапевтическая доза 100-500 мкг 2 раза в сутки

Фликсотид обладает активностью в 18 раз больше дексаметазона, в 3 раза больше будесонида.

Побочные действия ингаляционных глюкокортикоидов:

  • развитие фарингита, дисфонии, вследствие атрофии мышц гортани; кандидомикоза полости рта;
  • системные побочные эффекты – кушингоидный синдром, угнетение гипофизарно-надпочечниковой системы, развитие остеопороза.

II вариант – лечение глюкокортикоидами внутрь и парентерально

(системная глюкокортикоидная терапия).

Системная глюкокортикоидная терапия проводится только по строгим показаниям:

  • очень тяжёлое течение бронхиальной астмы при отсутствии эффекта от других методов лечения;
  • кортикозависимая бронхиальная астма;
  • астматический статус.

Используют три группы глюкокортикоидов:

1я группа – группа преднизолона:

  • преднизолон (по 0,005 г таблетки, ампулы в 1 мл – 30 мг)
  • метилпреднизолон (метипред, урбазон — таблетки 40 мг)

2я группа – группа триамцинолона:

  • триамцинолон, кенакорт, полькортолон, беликорт (таблетки 40мг)
  • кеналог (триамцинолон продлённого действия) 1 мл- 40мг

3я группа – группа дексаметазона:

  • дексаметазон, дексон, дексазон (таблетки 0,005 г, ампулы 1-2 мл 0,4% — 4 и 8 мг)

Для лечения больных бронхиальной астмой наиболее приемлема группа преднизолона.

Побочные действия системного лечения глюкокортикоидами:

  • ожирение (с перераспределением жира, преимущественно в области груди, живота, шейного отдела позвоночника, появление лунообразного лица)
  • психозы, эмоциональная лабильность
  • истончение, сухость кожи
  • атрофия мышц
  • остеопороз
  • гипергликемия (стероидный сахарный диабет)
  • артериальная гипертензия
  • задержка натрия и отёки
  • угнетение функции надпочечников
  • Препараты, блокирующие действие медиаторов аллергии, воспаления, бронхоспазма

А нтигистаминные средства (II поколение препаратов), применяются при поливалентной аллергии (вне приступа удушья)

  • терфенафин (терфен, трилудан, телдан) по 0,06 г 2 раза в сутки
  • астелизол (гисманал) 10 мг 1 раз в сутки (могут вызывать нарушения сердечного ритма, поэтому не принимаются при сопутствующих заболеваниях ССС)
  • лератидин (кларитин) 0,01 г 2 раза в сутки
  • акривастин (семпрекс) 1 капсула 2 раза в сутки
  • цетиризин (зиртек) 10 мг 1 раз вечером
  1. Воздействие на патофизиологическую стадию .

Селективные β 2 адренорецепторы короткого действия:

  • сальбутамол (вентолин) 100 мкг – 1-2раз в сутки
  • вентодикс – 200-400 мкг – 2-4 раза в сутки
  • сальмефамол – 200 мг — 2-4 раза в сутки
  • тербутилин (бриканил) 250 мкг — 2-4 раза в сутки
  • ипрадол – 200 мкг 2-4 раза в сутки

оказывают бронхорасширяющий эффект, улучшает почечный кровоток, усиливает диурез, понижает давление в МКК, улучшает функцию дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивает частоту сердечных сокращений.

Частота приёма – 1 раз в сутки

  • Отхаркивающие средства и фитотерапия .
  • Листья мать-и-мачехи, Трава душицы, Багульник, Березовые почки, Зверобой, Ромашка, Солодка (корни), Валериана (корни), Пустырник, Мята перечная
  • Физиолечение.
  • Электросон
  • Электрофорез
  • Ультразвук
  • УФО грудной клетки
  • Аэрофитотерапия
  • Дыхательная гимнастика
  • Барокамера
  • Ультрафиолетовое облучение крови (УФОК)
  • Лечение лазером (внутривенное)
  • Ингаляции
  • Массаж грудной клетки
  • спелеокамера

Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам)

Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;

  1. 1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Стр. 105-113
  2. Лекции

Рабочая тетрадь составлена для студентов 4 курса специальности 060501 Сестринское дело для организации работ по прохождению учебной практики по ПМ 02. Участие в лечебно – диагн.

Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания.

Презентация на тему » СП при бронхиальной астме у детей»для проведения теоретических занятий по предмету ПМ 02. МДК 02.01.03 «Сестринский уход в педиатрии».

Первая медицинская помощь при бронхиальной астме.

Поурочный план теоретического занятия «Сестринская помощь при раке легких&quot.

Поурочный план практического занятия «Сестринская помощь при сахарном диабете&quot.

источник

Методическая разработка семинарского занятия по теме «Бронхиальная астма» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и учебным планом по специальности 34.02.01 Сестринское дело

ГБПОУ «Ейский медицинский колледж»

ПМ.02.Участие в лечебно — диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел 4. Сестринский уход за терапевтическими пациентами

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Методическая разработка семинарского занятия по теме «Бронхиальная астма» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и учебным планом по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки).

Методическая разработка предназначена для преподавателей при подготовке и проведении семинарского занятия по ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 4. Сестринский уход за терапевтическими пациентами) в 6 семестре на 3 курсе. В рабочей программе ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, на изучение данной темы, отводится 2 часа.

С целью улучшения восприятия темы предложены задания для контроля усвоения материала, а именно: тестовый контроль с эталонами ответов, терминологический диктант.

На занятии используются технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, игровые технологии.

Поскольку бронхиальная астма – заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам. С момента установления диагноза надо дать пациенту и его ближайшему окружению подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, чтобы по возможности их избегать, обучить самоконтролю за самочувствием. Задача медицинских работников состоит в создании позитивного отношения пациента к активному участию в лечебном процессе. С этой целью во многих учреждениях амбулаторного типа создаются школы для больных бронхиальной астмой, так как в последнее время очень большое внимание уделяется обучению пациентов.

Проведение ролевой игры по обучению пациента позволяет студентам на примере имитационной деятельности медицинской сестры в работе школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой отработать навыки предоставления информации по заболеванию в доступном для пациента виде, консультирования пациентов и его окружения по применению лекарственных средств, осуществления фармакотерапии по назначению врача, проведения мероприятий по сохранению и улучшению качества жизни пациентов с бронхиальной астмой, помогает научить пациента жить со своим заболеванием, обучить приемам самопомощи при приступе удушья при бронхиальной астме для предупреждения прогрессирования заболевания и развития осложнений, что необходимо для повышения качества жизни, предупреждения инвалидизации и смертности.

Учебный процесс организован таким образом, позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Образовательная: обобщить, углубить и систематизировать знания о бронхиальной астме, об особенностях сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой.

Развивающая: развивать умение осуществлять поиск и использование информации необходимой для профессионального и личностного развития, содействовать осознанию обучающимися значимости изучаемого раздела модуля в профессиональной деятельности медицинской сестры, развивать культуру речи, развивать клиническое мышление.

Воспитательная: воспитывать профессиональную направленность, дисциплину, стремление к самообразованию, профессиональному и личностному росту.

Требования к знаниям, умениям:

Уметь: готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам, осуществлять сестринский уход за пациентом при бронхиальной астме, консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств, осуществлять фармакотерапию по назначению врача, проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента с бронхиальной астмой.

Знать: причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Тип семинара: комбинированный семинар

Место проведения кабинет «Профилактики заболеваний и санитарно-гигиенического образования населения»

Продолжительность 90 минут

Образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые технологии.

Методы и приемы обучения: репродуктивные, наглядные, дедуктивные (проблемно-поисковые), активные ( иммитационные).

Раздаточный материал: тесты, карточки с терминами.

Технические средства обучения: ноутбук.

Электронные: мультимедийная презентация.

Литература: Основные учебные издания: материал лекции № 17. Учебник «Сестринское дело в терапии с курсом ПМП» «Феникс», 2013 г Стр. 105-113.

Дополнительная литература: интернет ресурсы, электронная библиотека.

Карта межпредметных связей

Учебная дисциплина Анатомия и физиология человека

Тема: Анатомия и физиология органов дыхания

Учебная дисциплина Основы латинского языка с медицинской терминологией

Раздел 4. Клиническая терминология

Учебная дисциплина Основы патологии

Тема: Патология терморегуляции. Лихорадка.

Тема: Патология иммунной системы. Аллергия.

Учебная дисциплина Фармакология

Тема: Средства, влияющие на функции органов дыхания

Тема: Препараты гормонов и их синтетических заменителей

Учебная дисциплина Гигиена и экология человека

Тема: Основные принципы рационального питания. Лечебное, лечебно – профилактическое питание

ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий

Тема: Диспансеризация. Профилактика неинфекционных заболеваний

ПМ.04.Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Тема: Оценка функционального состояния пациента

Тема: Медикаментозное лечение в сестринской практике

Тема: Участие сестры в лабораторных методах исследования

Тема: Участие сестры в инструментальных методах исследования

ПМ.03 Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных состояниях

МДК.05.02. Современные медицинские технологии в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП)

Тема: Инфекционная безопасность в организациях ПМСП

ПМ.02 МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема: Заболевания органов дыхания у детей.

Тема: Бронхиальная астма и поллинозы у детей.

Тема: Аллергические дерматозы.

Тема: Нагноительные заболевания легких.

Тема: Аллергозы. Сывороточная болезнь.

Тема: Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и системы пищеварения у гериатрических пациентов.

ПМ 02 МДК.02.02. Основы реабилитации

Тема: Реабилитационные мероприятия при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной системы.

источник

Читайте также:  Кашель с мокротой и кровью при астме