Методическая разработка практических занятий для студентов Практическое занятие № Тема: «бронхиальная астма»
Научиться распознавать различные формы пневмонии.
Научиться составлять план обследования больных с пневмонией.
Научиться составлять план лечения больных с пневмонией.
Научиться распознавать симптомы с пневмонии, заподозрить у больного осложнения пневмонии и оказать врачебную помощь.
Научиться проводить дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями (рак легкого, туберкулез легких, плеврит).
Научиться составлять план лечения больных с пневмонией, комплекс профилактических мероприятий.
Анатомию трахеобронхиального дерева.
Механику дыхания, обмен газов в легких.
Особенности формирования хронического иммунного воспаления. Реакции гиперчувствительности и их роль в развитии бронхиальной астмы.
Патофизиологию бронхоспазма. Вентиляционно-перфузионные нарушения. Мукоцилиарный клиренс и его роль в формировании хронических заболеваний органов дыханияю
Понятие о дыхательной недостаточности. Обструктивный и рестриктивный типы нарушения вентиляции.
Механизмы бронхообструкции при бронхиальной астме.
Методику обследования больных с бронхообструктивным синдромом. Уметь собрать анамнез, провести внешний осмотр, дыхательные пробы, топографическая и сравнительная перкуссия легких, подвижность нижнего легочного края, аускультация легких.
Лабор аторные и инструментальные методы исследования при бронхиальной астме с их интерпретацией: общий анализ крови, общий анализ мокроты, иммунограмма, спирография, проба с бронхолитиками, суточная вариабельность ОФВ1, рентгенография грудной клетки.
Механизм действия основных групп препаратов: мембраностабилизаторы, антилейкотриеновые препараты, В2-агонисты короткого действия и пролонгированные, М-холинолитики, метилксантины, глюкокортикоиды, муколитические средства.
Оценку состояния верхних дыхательных путей.
Инфекционные и неинфекционные аллергены. Роль различных микробных агентов в развитии бронхиальной астмы.
Методы диагностики аллергии заболеваний. Специфическая иммунотерапия.
Патоморфологические изменения при бронхиальной астме.
Вышеуказанные вопросы изучены ранее на следующих теоретических кафедрах:
Кафедра нормальной анатомии
Привес М.Г. Анатомия человека.-Спб: СПБМАПО, 2004.-720 с.
Кафедра нормальной физиологии
Нормальная физиология человека: Учебник.-М., Медицина, 2005.-928 с.
Кафедра патологической анатомии
Патологическая анатомия. В 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М. Аничков.-М.: Медицина, 2001.-528 с.
Кафедра патологической физиологии
Адо А.Д. Патологическая физиология.-М.: Триада, 2001.-574 с.
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней.-М.: Медицина, 2002.-592 с.
Харкевич Д.А. Фармакология.-М.: ГЭОТАР, 2005.-592 с.
продолжительность занятия и место его проведения
Место занятия – учебная комната кафедры и палата терапевтического отделения.
Время занятия – с 9:00 до 12:15.
методическое и материально-техническое ОСНАЩЕНИЕ
Схемы, таблицы, рисунки, слайды по теме практического занятия.
Больные с пневмонией, история болезни, амбулаторная карта.
Методическая разработка практических занятий для студентов.
Методическое пособие «Современная пульмонология».
Методическое пособие «Фармакотерапия внутренних болезней и их осложнений».
Хронометраж практического занятия:
30 мин. – текущий контроль – написание контрольных вопросов, тестов, решение типовых задач.
20 мин. – курация больных, микрокурация.
1 час – клинический разбор больного с бронхиальной астмой и опрос студентов по заданной теме на примере курируемого больного (этиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, осложнения, обследование, лечение).
1 час – тестовый контроль знаний студентов, решение типовых задачи по теме занятия
содержание ТЕМЫ «бронхиальная астма»
Клинико-патогенетические варианты БА.
Основные клинико – лабораторные и инструментальные диагностические критерии БА.
источник
Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма»
Название | Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» |
страница | 1/6 |
Тип | Методическая разработка |
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области |
«Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно – Ясенецкого)»
РАССМОТРЕНО Председатель ЦМК _____________ Е.А. Бечевина | УТВЕРЖДЕНО Председатель Метод . совета для преподавателя к практическому занятию по ПМ.03 МДК 03.01 Дифференциальная диагностика в терапии по теме «Бронхиальная астма» Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей программой ПМ. 03«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе». Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма». На изучение данной темы отводится 6 часов практических занятий согласно рабочей программе. Материалы данной методической разработки предусматривают получение знаний и умений, которые являются основой для формирования профессиональной компетентности фельдшера: ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. В методической разработке сформулированы содержание, цели, знания, умения обучающихся, указаны результаты освоения профессиональных и общих компетенций, время и место проведения занятия, форма обучения, тип и вид занятия, материально- техническое обеспечение, межмодульные и внутримодульные связи, перечень основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов, содержит технологическую карту и приложения. Приложения содержат задания для контроля исходного уровня знаний, материалы для объяснения темы для преподавателя, алгоритмы практических манипуляций, задания для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала. Даны критерии оценок, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний. Методическая разработка предусматривает сопровождение занятия с мультимедийным просмотром, видеофильмами. Дисциплина: МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.» ПМ 03. Неоложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Тема занятия: «Бронхиальная астма». Специальность: Лечебное дело Самостоятельная работа студентов: (135 минут) 3 часа. Место занятия: кабинет доклинической практики. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения, исследовательский. Форма обучения: индивидуально-групповая. Тип занятия: урока усвоения новых знаний и умений. Методы контроля: тестовый контроль, решение компетентностно-ориентированных заданий, кроссворда, формализованное наблюдение за выполнением практических манипуляций. 1. Обучающая: После изучения темы обучающийся должен — осуществлять уход за пациентами при бронхиальной астме, — проводить лечебно-диагностические, профилактические мероприятия при бронхиальной астме; — осуществлять сестринский уход за пациентом при бронхиальной астме, — применять карманный ингалятор, спейсер, небулайзер, пикфлоуметр, — консультировать пациента и его окружение по применению ингаляторов, — осуществлять фармакотерапию по назначению врача при бронхиальной астме, — оформлять направления и выписывать рецепты; — причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме, — пути введения лекарственных препаратов, применяемых для лечения бронхиальной астмы, — правила использования карманного ингалятора, спейсера, небулайзера, пикфлоуметра. — развивать логическое мышление и познавательные процессы, — развивать мыслительную активность обучающихся, — развивать умения, применять полученные знания на практике, — развивать способность к самостоятельной деятельности. — содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине, — способствовать выработке стиля поведения медицинской сестры при общении с пациентом, — прививать профессиональные качества: добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, аккуратность, уважение, милосердие. Результатом освоения темы является подготовка к овладению обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, в том числе профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода). ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий. ОП 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией. ОП 02 Анатомия и физиология человека. Субъективные методы обследования пациента. Объективные методы обследования пациента. Лабораторные и инструментальные методы исследования. 1. «Устройства для ингаляций лекарственных средств». 2. «Пользование пикфлоуметром». 3. «Пользование карманным ингалятором». Технические средства обучения: — бланки направлений, бланки рецептов. Мебель и медицинское оборудование: — передвижные манипуляционные столики- 5 шт., — шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий, — стол для преподавателя- 1 шт., — карманные ингаляторы – 5 шт., — мешки для сбора обходов классов А — 5 шт., — перчатки медицинские (стерильные) — 5 шт., Лекарственные средства и медикаменты: β2- адреномиметики, М- холиноблокаторы, спазмолитики короткого действия, α-, β- адреномиметики непрямого действия, глюкокортикоиды, отхаркивающие, муколитики, антигистаминные средства, Цифровой манекен – симулятор аускультации легких и сердца Z990, звуков легких и тонов сердца – 1 шт. Тестовый контроль по теме «Бронхиальная астма» 1. Ведущий симптом при бронхиальной астме: б) кашель с гнойной мокротой, 2. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы: б) горизонтальное с приподнятыми ногами, г) сидя, с упором руками на колени. 3. Пациент должен тщательно полоскать рот после приема: 4. Стекловидная мокрота выделяется при: 5. Неспецифическими включающими в мокроте при бронхиальной астме 6. Профилактика приступа бронхиальной астмы: г) прекращение контакта с аллергеном. 7. Приступ удушья при бронхиальной астме купируется: 8. Для профилактики приступа удушья при бронхиальной астме используется: 9. Пикфлоуметрия — это определение: б) жизненной емкости легких, г) пиковой скорости выдоха. 10. К бетта2- агонистам относятся все, кроме: 11. В мокроте больного бронхиальной астмой обнаруживается: в) кристаллы Шарко – Лейдена, 12. К аллергенам неинфекционной природы относятся, все кроме: в) аллергенов животного происхождения, г) аллергенов растительного происхождения. 13. Во время приступа удушья у больного бронхиальной астмой выслушиваются: а) везикулярное дыхание, хрипов нет, б) везикулярное дыхание, влажные хрипы, в) жесткое дыхание, дистанционные хрипы жужжащего и свистящего характера, г) ослабленное дыхание, сухие хрипы. 14. Приступ удушья, не купирующийся обычными противоастматическими лекарственными препаратами: 15. Приступ удушья при «аспириновой астме» вызывает: а) контакт с пищевым аллергеном, б) неспецифические раздражающие факторы окружающей среды, в) инфекционное заболевание, г) прием нестероидных противовоспалительных препаратов. 16. Транспортировка больного с приступом удушья: б) сидя или лежа с возвышенным головным концом, в) лежа с повернутой головой на бок, г) лежа с возвышенными конечностями. а) прибор, который определяет максимальную скорость прохождения воздуха по бронхам на выдохе, б) ингалятор индивидуального пользования – пенал, в) устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества, г) дополнительное устройство к аэрозольному ингалятору в виде трубки. 18. К бетта2-агонистам длительного действия относятся все, кроме: 19. При экспираторной одышке затруднен: 20. Экспираторный характер одышки отмечается при: источник ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема 1.01. 04: «Диагностика бронхиальной астмы» Составила: 1.Тема Тема: «Диагностика бронхиальной астмы» Формировать профессиональные компетенции: 1 3. 4. 5. 6. 1. 2. Оснащение лекции: Мультимедийная презентация методическая разработка лекции. 2 3 4 5 Описание этапа Организация группы 2 3 4 5 6 Список литературы для преподавателя: 1.Определение БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
источник МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для обучающегося Специальность 34.02.01. Сестринское дело ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1. Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях. Тема 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля Тема 1.7 Сестринский уход при бронхиальной астме краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владивостокский базовый медицинский колледж» Рассмотрено и согласовано Специальность 34.02.01. Сестринское дело ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1. Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях. Тема 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля Тема 1.7 Сестринский уход при бронхиальной астме Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело. Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности выпускников. Один из видов деятельности, к которому должен(а) быть готов(а)медицинская сестра, — это медицинская помощь пациентам различных возрастных групп терапевтического профиля. Составитель: Васина Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории 1.1.Обращение к обучающимся 1.2. Мотивация изучения темы 2.1. Структура теоретической части: 2.2.1.Определение, факторы риска, клиника. 2.2.3.Лечение, принципы ухода 3. Обобщение и систематизация изложенного материала 1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы Вы умели проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами под руководством врача, знали факторы риска, проявления, осложнения заболеваний, особенности их течения особенно у лиц пожилого возраста. 1.2. Мотивация изучения данной темы обусловлена тем, что В России бронхиальная астма все больше привлекает внимание общественности. Проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы приобрели международное значение. Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире наблюдается неуклонный рост заболеваемости бронхиальной астмой, особенно у детей. Наиболее распространена заболеваемость в районах с повышенной влажностью воздуха, в крупных городах. В России заболеваемость бронхиальной астмой среди детей колеблется от 2% до 15%, а среди детей с хроническими рецидивирующими заболеваниями легких, больные бронхиальной астмой составляют 70%. Среди взрослого населения цифры не утешительней, заболеваемость бронхиальной астмой составляет от 4% до 20% населения. Излечима ли бронхиальная астма? Этот вопрос тревожит наших пациентов. Бронхиальная астма – заболевание хроническое. «Неправильный» ответ бронхов – явление генетически обусловленное, то есть имеется наследственная предрасположенность. Влиять на наследственность сегодня, не представляется возможным. Поэтому полного выздоровления достичь нельзя. У пациентов всегда будет сохраняться возможность к «неправильной» реакции бронхов. Тем не менее контролировать свое самочувствие, не допускать обострения болезни, бороться с воспалением, причем успешно, можно и нужно. Если болезнь лечить грамотно, правильно проводить профилактику, то длительное время можно поддерживать качество жизни на высоком уровне. Для более полного изучения дисциплины в помощь студентам создано методическое пособие, которое следует использовать как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов. -добиться прочного усвоения знаний -логически рассуждать о факторах риска, проявлениях, осложнениях — применять теоретические знания на практике; -совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности — развивать культуру речи, память; — формировать общие человеческие ценности: гуманность, милосердие, сострадание, уважение к жизни и здоровью человека; — развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде. После изучения темы Вы должны формировать общие и соответствующие профессиональные компетенции, уметь осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий (ПК 3.3); использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05); — понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01); факторы риска, клинику заболеваний, особенности её течения у разных возрастных групп, методы обследования при различных патологиях. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь. Сестринский уход при бронхиальной астме Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит изменённая реактивность бронхов, вызванная иммунологическими и неиммунологическими механизмами, и проявляющееся приступом удушья, вызванным бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронха. По статистике бронхиальной астмой страдают от 3 до 10% населения. Современная этиологическая классификация
3 . Смешанная бронхиальная астма сочетает признаки экзогенной и эндогенной форм. ПАТОГЕНЕЗ аллергической реакции при бронхиальной астме.
Нередко приступу предшествует так называемая аура, проявляющаяся мигренью, чиханием, чувством першения в горле, крапивницей, отёком Квинке, приступообразным кашлем, кожным зудом.
Одним из тяжёлых осложнений является астматическое состояние , которое возникает вследствие блокады В 2- рецепторов бронхиальной стенки. ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ. Основным критерием назначения антиастматических лекарственных средств при бронхиальной астме является степень её тяжести. При определении степени тяжести учитывается:
Пиковая скорость выдоха – это максимальная скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время максимально быстрого и глубокого выдоха после полного вдоха. (ПСВ вечером – ПСВ утром)× 100%. Атопическая бронхиальная астма.
Направлено на подавление образования антител (иммуноглобулинов Е) и соединения их с антигенами.
Этот метод применяется при невозможности полного прекращения контакта с аллергеном. Используемые для иммунотерапии аллергены бывают различного вида: # активные фракции аллергенов # химические модифицированные аллергены # обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1:1000000 – 0,1 мл), в дальнейшем дозу увеличивают. – это использование средств и методов, вызывающих снижение гиперсенсибилизации к аллергенам. # лечение гистоглобулином, аллергоглобулином по схеме; # лечение адаптагенами, принимать в течение месяца:
Механизм действия глюкокортикоидов:
Глюкокортикоидная терапия при бронхиальной астме используется в 2 х вариантах: I вариант – лечение ингаляционными формами (в ыделяют два поколения ингаляционных глюкокортикоидов) Беклометазона дипропионат ( бекломет, бекотид, беклокорт, альдецин) (терапевтическая доза равна 400-800 мкг/сутки, 4 раза в день, поддерживающая доза 200-400 мкг/сутки при 2-кратном применении) будесонид (горакорт, пульмикорт) фликсотид (флютиказона пропионат) терапевтическая доза 100-500 мкг 2 раза в сутки Фликсотид обладает активностью в 18 раз больше дексаметазона, в 3 раза больше будесонида. Побочные действия ингаляционных глюкокортикоидов:
II вариант – лечение глюкокортикоидами внутрь и парентерально (системная глюкокортикоидная терапия). Системная глюкокортикоидная терапия проводится только по строгим показаниям:
Используют три группы глюкокортикоидов: 1я группа – группа преднизолона:
2я группа – группа триамцинолона:
3я группа – группа дексаметазона:
Для лечения больных бронхиальной астмой наиболее приемлема группа преднизолона. Побочные действия системного лечения глюкокортикоидами:
А нтигистаминные средства (II поколение препаратов), применяются при поливалентной аллергии (вне приступа удушья)
Селективные β 2 адренорецепторы короткого действия:
оказывают бронхорасширяющий эффект, улучшает почечный кровоток, усиливает диурез, понижает давление в МКК, улучшает функцию дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивает частоту сердечных сокращений. Частота приёма – 1 раз в сутки
Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам) Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;
Рабочая тетрадь составлена для студентов 4 курса специальности 060501 Сестринское дело для организации работ по прохождению учебной практики по ПМ 02. Участие в лечебно – диагн. Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания. Презентация на тему » СП при бронхиальной астме у детей»для проведения теоретических занятий по предмету ПМ 02. МДК 02.01.03 «Сестринский уход в педиатрии». Первая медицинская помощь при бронхиальной астме. Поурочный план теоретического занятия «Сестринская помощь при раке легких". Поурочный план практического занятия «Сестринская помощь при сахарном диабете". источник Методическая разработка семинарского занятия по теме «Бронхиальная астма» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и учебным планом по специальности 34.02.01 Сестринское делоГБПОУ «Ейский медицинский колледж» ПМ.02.Участие в лечебно — диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 4. Сестринский уход за терапевтическими пациентами Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) Методическая разработка семинарского занятия по теме «Бронхиальная астма» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и учебным планом по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки). Методическая разработка предназначена для преподавателей при подготовке и проведении семинарского занятия по ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 4. Сестринский уход за терапевтическими пациентами) в 6 семестре на 3 курсе. В рабочей программе ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, на изучение данной темы, отводится 2 часа. С целью улучшения восприятия темы предложены задания для контроля усвоения материала, а именно: тестовый контроль с эталонами ответов, терминологический диктант. На занятии используются технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, игровые технологии. Поскольку бронхиальная астма – заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам. С момента установления диагноза надо дать пациенту и его ближайшему окружению подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, чтобы по возможности их избегать, обучить самоконтролю за самочувствием. Задача медицинских работников состоит в создании позитивного отношения пациента к активному участию в лечебном процессе. С этой целью во многих учреждениях амбулаторного типа создаются школы для больных бронхиальной астмой, так как в последнее время очень большое внимание уделяется обучению пациентов. Проведение ролевой игры по обучению пациента позволяет студентам на примере имитационной деятельности медицинской сестры в работе школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой отработать навыки предоставления информации по заболеванию в доступном для пациента виде, консультирования пациентов и его окружения по применению лекарственных средств, осуществления фармакотерапии по назначению врача, проведения мероприятий по сохранению и улучшению качества жизни пациентов с бронхиальной астмой, помогает научить пациента жить со своим заболеванием, обучить приемам самопомощи при приступе удушья при бронхиальной астме для предупреждения прогрессирования заболевания и развития осложнений, что необходимо для повышения качества жизни, предупреждения инвалидизации и смертности. Учебный процесс организован таким образом, позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Образовательная: обобщить, углубить и систематизировать знания о бронхиальной астме, об особенностях сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой. Развивающая: развивать умение осуществлять поиск и использование информации необходимой для профессионального и личностного развития, содействовать осознанию обучающимися значимости изучаемого раздела модуля в профессиональной деятельности медицинской сестры, развивать культуру речи, развивать клиническое мышление. Воспитательная: воспитывать профессиональную направленность, дисциплину, стремление к самообразованию, профессиональному и личностному росту. Требования к знаниям, умениям: Уметь: готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам, осуществлять сестринский уход за пациентом при бронхиальной астме, консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств, осуществлять фармакотерапию по назначению врача, проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента с бронхиальной астмой. Знать: причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Тип семинара: комбинированный семинар Место проведения кабинет «Профилактики заболеваний и санитарно-гигиенического образования населения» Продолжительность 90 минут Образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые технологии. Методы и приемы обучения: репродуктивные, наглядные, дедуктивные (проблемно-поисковые), активные ( иммитационные). Раздаточный материал: тесты, карточки с терминами. Технические средства обучения: ноутбук. Электронные: мультимедийная презентация. Литература: Основные учебные издания: материал лекции № 17. Учебник «Сестринское дело в терапии с курсом ПМП» «Феникс», 2013 г Стр. 105-113. Дополнительная литература: интернет ресурсы, электронная библиотека. Карта межпредметных связей Учебная дисциплина Анатомия и физиология человека Тема: Анатомия и физиология органов дыхания Учебная дисциплина Основы латинского языка с медицинской терминологией Раздел 4. Клиническая терминология Учебная дисциплина Основы патологии Тема: Патология терморегуляции. Лихорадка. Тема: Патология иммунной системы. Аллергия. Учебная дисциплина Фармакология Тема: Средства, влияющие на функции органов дыхания Тема: Препараты гормонов и их синтетических заменителей Учебная дисциплина Гигиена и экология человека Тема: Основные принципы рационального питания. Лечебное, лечебно – профилактическое питание ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий Тема: Диспансеризация. Профилактика неинфекционных заболеваний ПМ.04.Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными Тема: Оценка функционального состояния пациента Тема: Медикаментозное лечение в сестринской практике Тема: Участие сестры в лабораторных методах исследования Тема: Участие сестры в инструментальных методах исследования ПМ.03 Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных состояниях МДК.05.02. Современные медицинские технологии в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) Тема: Инфекционная безопасность в организациях ПМСП ПМ.02 МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Тема: Заболевания органов дыхания у детей. Тема: Бронхиальная астма и поллинозы у детей. Тема: Аллергические дерматозы. Тема: Нагноительные заболевания легких. Тема: Аллергозы. Сывороточная болезнь. Тема: Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и системы пищеварения у гериатрических пациентов. ПМ 02 МДК.02.02. Основы реабилитации Тема: Реабилитационные мероприятия при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной системы. источник |