Меню Рубрики

Метод толкачева от астмы

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц)

Каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым, когда выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет только радость. Каждый из нас может и должен поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни. Это достигается соблюдением определенного режима труда и отдыха, рациональным питанием, отказом от вредных привычек, но прежде всего – регулярной физической активностью и закаливанием.

Читатель, однажды взявший эту книгу в руки, наверняка не поставит ее обратно на полку, так как она написана на интересующую всех тему – как стать здоровым, рассчитана на людей разного возраста – от грудного до взрослого, не только на здоровых, стремящихся с помощью физкультуры предотвратить недуг, но в первую очередь часто болеющих столь распространенными и далеко не безобидными респираторными заболеваниями.

«Не только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Это высказывание Гиппократа как нельзя лучше объясняет смысл книги Б. С. Толкачева. Автор убеждает читателя в том, что счастье быть здоровым в его собственных руках, и призывает обрести это счастье энергичным повседневным трудом. Физическая активность и закаливание – вот основа метода, который предлагается в книге.

Как правило, литература по закаливанию обычно рассчитана на здоровых людей, и рекомендуемые им темпы закаливания не подходят тем, кто страдает хроническими заболеваниями, так как постоянные обострения болезни сводят на нет все их предыдущие старания. Вот почему особый интерес представляет книга Б. С. Толкачева.

Автор впервые дает стройную систему физической реабилитации людей с частыми респираторными и хроническими легочными заболеваниями. На основании почти тридцатилетнего практического опыта по оздоровлению этой категории населения Б. С. Толкачев подробно описывает этапы проведения реабилитационной программы, которая включает физические упражнения, низкотемпературные водные процедуры, воздушные ванны, массаж и другие средства. В отличие от существующих программ предлагаются более активные методы физической реабилитации, позволяющие за короткий период времени почувствовать на себе целительное действие физической активности и водных процедур.

Система, предлагаемая в книге, достаточно гибкая – каждый может выбрать для себя определенные физкультурные мероприятия в соответствии с возрастом, состоянием здоровья. Например, кто ни психологически, ни физически не готов к холодным ваннам и обливаниям, может проводить комфортные и контрастные водные процедуры.

В целом рекомендуемая программа занятий физкультурой – от массажа до холодных ванн, комплексы физических упражнений (не только общеукрепляющих, но прежде всего дренажных, позволяющих эффективно откашливать секрет бронхов) помогает тренировать диафрагмальное дыхание, укрепляет организм, ослабляет болезнь. В короткий срок удается преодолеть полную незащищенность человека перед любой инфекцией верхних дыхательных путей и бронхолегочного аппарата, перед сквозняками и Холодовыми раздражителями.

Пожалуй, впервые автор указывает на то, что большое внимание необходимо уделять состоянию носоглотки, а не только отделам бронхолегочной системы. Именно с носоглотки следует начинать массаж и закаливание. Такая позиция является очень верной и в значительной степени способствует успеху оздоровления.

Надо отметить, что метод, используемый Б. С. Толкачевым, начинает находить поддержку специалистов. Так, научно-практические конференции Мосгорздрава и НИИ педиатрии АМН СССР приняли постановление о необходимости внедрения данной методики в работу медицинских учреждений.

Есть в книге и спорные вопросы, например, применение ледяных ванн в остром периоде гриппа, респираторных инфекций. По этому поводу нет еще четких медицинских рекомендаций. Несомненно и то, что при сопутствующих почечных, сердечно-сосудистых заболеваниях данный метод также противопоказан. Не следует использовать холодные ванны при ряде других серьезных инфекций, при осложнениях хронических легочных заболеваний в виде дыхательной, сердечной недостаточности. Словом, прежде чем приступить к выполнению изложенной в книге программы, надо обязательно посоветоваться с врачом.

Важно, что книга Б. С. Толкачева адресована самому широкому кругу читателей, написана живо, заинтересованно. Изложенный в ней метод ни в коей мере не противопоставляется другим методам, не исключает там, где это необходимо, использование определенных лекарственных препаратов, в том числе и гормональных. Он лишь направлен на максимальное сокращение всех принимаемых лекарств, а если возможно, и на полный отказ от них.

Уникальна разработка целой программы закаливания и тренировок для лиц с бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, хронической пневмонией, благодаря которой достигается повышение толерантности к физическим нагрузкам.

Несомненно, метод представляет большую ценность, вселяет уверенность в возможность если не полного, то хотя бы частичного выздоровления, возможность вести нормальный образ жизни без постоянного пребывания в клиниках. Все это во многом зависит лишь от настойчивости и упорства в тренировках и закаливании.

А. Г. Чучалин, академик АМН СССР

Когда в твоих руках дело, нужное буквально каждому человеку, когда ты понимаешь и чувствуешь чужую боль, то главной задачей становится стремление помочь незамедлительно и в полную меру своих сил, именно поэтому появилась эта книга. Речь в ней пойдет о важных вещах – о профилактике острых респираторных заболеваний средствами физкультуры и о физической реабилитации детей и взрослых, здоровье которых серьезно страдает от дыхательных инфекций.

…Однажды четырехлетний москвич Илюша Островский удивил меня своей непосредственностью и эрудицией в совсем не детской области человеческих знаний. Нашу беседу с папой прервал телефонный звонок. Илья первым овладел трубкой: «Алло, здравствуйте! Нет-нет, она скоро будет дома. Да-да, позвоните позже. Простите, а какой у вас диагноз? О, это же все очень просто: принимайте то-то и то-то (на чистейшем „медицинском“ языке последовало перечисление названий ряда лекарств), так-то и так-то. Что вы, не стоит благодарности. До свиданья».

Поразительно, но через полчаса тот же абонент и от мамы-доктора получил аналогичный совет по поводу своего лечения! Невольно подумалось: вот что значит родительские гены и острая детская память!

Маленький Илюша знаком с лекарственной терминологией, как оказалось, не только потому, что его мама врач. Где-то полгода назад (не сразу и не вдруг) приобрел огорчительный статус ребенка, страдающего бронхиальной астмой, как бы пошел по стопам своего отца. Весь вопрос заключался в том, что папа (в настоящем – мастер спорта по плаванию и скоростному подводному плаванию) заболел в более позднем возрасте и стал впоследствии здоровым только благодаря активным занятиям спортом. А здесь как быть? И возраст не тот, да и простуды – гораздо чаще. И вообще, что можно сделать родительскими руками до ожидаемого момента зачисления сына в спортивную школу?

Естественно, за советами по занятиям с ребенком домашней физкультурой дело не стало, за приобретением навыков – тоже. Был сделан и обоснованный расчет на благотворное влияние тренировок в плавании на организм больного мальчика, поскольку такие занятия должны были вот-вот начаться. И дела в этой семье пошли просто замечательно!

Достаточно быстро Илья закалился, окреп физически и стал делать завидные успехи в плавании. А через пять лет мальчик по конкурсному отбору был переведен из группы спортивного плавания в школу водного поло! А этим сказано все: слабым физически и тем более больным детям такая школа не может даже пригрезиться!

Таких историй я мог бы рассказать не один десяток, и даже не одну сотню. Конечно, ни в случае с Илюшей Островским, ни в других здоровье к детям и взрослым не пришло по мановению волшебной палочки. За ним – огромный каждодневный труд и ребят и их родителей. Да-да, труд – потому что совсем не легко (но обязательно надо!) проснуться ночью, чтобы принять холодную ванну, или встать задолго до обычного подъема, чтобы успеть проделать до школы (или детского сада) весь комплекс необходимых физкультурных мероприятий: специальные упражнения, массаж, водные процедуры.

Безусловно, принять решение о занятиях физкультурой – это только начало. Важно еще и в совершенстве овладеть разнообразными навыками и знаниями о применении той или иной методики. И если вы уже твердо приняли такое решение, пусть эта книга станет вашим добрым помощником.

Борис Сергеевич Толкачев, автор этой книги – педагог. Вот уже почти тридцать лет он проводит занятия физкультурой с детьми и взрослыми, страдающими респираторными заболеваниями, на стадионе «Трудовые резервы» в Измайлове в Москве. Метод физической реабилитации, разработанный Б. С. Толкачевым, привлекает сейчас огромное внимание специалистов-медиков. Материал книги комментирует кандидат медицинских наук, аллерголог Нина Алексеевна Колганова:

Мое знакомство с Б. С. Толкачевым состоялось в один из морозных дней 1986 года, когда мы с двумя сотрудниками кафедры, возглавляемой профессором А. Г. Чучалиным, ныне академиком Академии медицинских наук СССР, большим сторонником физической культуры, подъехали на машине почти к самой беговой дорожке стадиона «Трудовые резервы» в Измайловском парке, где тренировалась группа детей, страдающих бронхиальной астмой. Вел занятия доцент кафедры физического воспитания одного из вузов, автор разработанной методики Б. С. Толкачев. Занятия проходили прямо на снегу, на свежем воздухе. Дышалось полной грудью, легко, красота была вокруг неописуемая, и, глядя на одетых в легкие спортивные костюмы детей, выполняющих упражнения, которые под силу лишь спортсменам, с трудом верилось, что еще недавно эти дети задыхались от приступов бронхиальной астмы.

Большой энтузиаст своего дела, Б. С. Толкачев многие годы с помощью физической культуры (массажа, закаливания, упражнений и других средств) возвращал здоровье больным с респираторными заболеваниями. Борис Сергеевич, имея педагогическую подготовку, не владел, однако, специальными медицинскими знаниями, которые позволили бы ему обобщить на научной основе результаты более чем двадцатилетнего опыта. Мы же, медики, наоборот, не владели навыками специальной физической подготовки, а имеющиеся в нашем арсенале программы по лечебной физкультуре для больных бронхиальной астмой отличались статичностью упражнений и были лишены того эмоционального заряда, который сопровождает занятия в Измайловском парке. На стадионе мы увидели веселую спортивную игру с «плясками» на снегу, детей, легко, непринужденно и с удовольствием бегавших по заснеженным дорожкам, в то время как их мамы и папы, одетые в шубы и меховые сапоги, пританцовывали от холода. Глядя на розовощеких ребят, трудно было представить, что еще недавно они и не помышляли о физкультуре и ежедневно их мучили тяжелые приступы удушья.

Тогда на стадионе и был заключен «союз медицины и педагогики». Мы пригласили Б. С. Толкачева к себе в клинику, где решили применить методику для взрослых людей, находившихся на лечении. Это был контингент тяжелых больных, многие из них имели II группу инвалидности из-за бронхиальной астмы. Мы отобрали тех, кто психологически был готов повести упорную борьбу за свое выздоровление с помощью физкультуры и закаливания, так как для этого требовались ежедневный труд, большое усердие.

За больными был установлен строгий медицинский контроль, все они прошли тщательное клиническое обследование с использованием современных методов. Компьютеры выявили и обсчитали все физиологические данные наших пациентов, определив тем самым параметры дыхания, кровообращения. Ультразвуковые аппараты заглянули внутрь сердца.

Педагог-методист по физической культуре Наталья Константиновна Быкова, работающая в тесном контакте с Борисом Сергеевичем, оценила физические возможности испытуемых. По-видимому, излишне даже говорить, что показатели были весьма плачевными. Многие из наших больных не только бегать, но и ходить быстро не могли, хотя основную часть составляли люди не старше 50 лет. О водных процедурах с использованием холодной воды раньше никто из них не смел и думать. Основная установка была – одеваться потеплее, избегать сквозняков и открытых форточек, чтобы не простудиться. Многие использовали ингаляторы от удушья до 10–12 раз в сутки. Большинство за год по нескольку раз успевали побывать в стационаре с обострениями. Были среди них и так называемые гормонально зависимые больные, постоянно принимающие сильнодействующие препараты – стероидные гормоны.

И вот началась совместная работа медиков, педагогов и самих больных. Программу оздоровительных занятий мы назвали физической реабилитацией больных бронхиальной астмой. Несомненно, эта программа подходит и для страдающих другими хроническими бронхолегочными заболеваниями, а также частыми респираторными заболеваниями. Она неприемлема лишь теми, кто ленив, непоследователен и недостаточно упорен в достижении цели.

Использование описанной в книге методики противопоказано людям с тяжелыми сопутствующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, такими, например, как стенокардия, тяжелые формы аритмии. Нельзя рекомендовать эту программу почечным больным, так как она включает низкотемпературные водные процедуры. Выраженные проявления дыхательной и сердечной недостаточности, тяжелые заболевания печени, крови также являются противопоказанием для применения данного метода, хотя некоторые элементы, например массаж носа и придаточных пазух, пневмомассаж, могут быть использованы. Словом, приступая к занятиям по этой программе, следует обязательно посоветоваться с врачом.

Методика Толкачева достаточно гибкая, программы построены с учетом возраста и состояния здоровья занимающихся.

Успех данного метода в первую очередь – в комплексном подходе к реабилитации больных, включающем физические упражнения, тренирующие дыхательную мускулатуру грудной клетки и диафрагмальное дыхание, восстановление правильного носового дыхания, массаж с сильным раздражающим воздействием в зонах и точках кожной чувствительности, непосредственно связанных с дыханием.

Важный момент – закаливание с низкотемпературным режимом, направленным на быстрое приобретение устойчивости к холоду, простудным заболеваниям. Очень полезны специальные дренажные упражнения, позволяющие очищать бронхи от вязких, порой гнойных, выделений. Существенной стороной является меняющийся психологический настрой тяжелых больных, сильное психоэмоциональное воздействие с преобладанием положительных эмоций.

Если говорить о программе физической реабилитации с точки зрения специальных медицинских знаний, то занятия физкультурой по изложенному в книге методу – это сильное комплексное воздействие на симпатоадреналовую систему, способствующее закреплению стойкого рефлекса бронходилатации (расширение бронхов) благодаря регулярности и систематичности воздействия; это улучшение проходимости бронхов благодаря дренажным упражнениям и тренировке дыхательных мышц грудной клетки и диафрагмы; это расслабление и снятие синдрома утомления дыхательной мускулатуры; это повышение иммунитета (системы защитных механизмов организма) за счет закаливания и отказа от антибиотиков.

А вот результат проведенной нами совместно с педагогами работы: в группе больных, регулярно занимавшихся в течение двух лет, все сократили использование лекарственных препаратов вдвое-втрое, почти все прекратили прием гормонов, многие приступили к работе, отказавшись от инвалидности. Объективные показатели функции дыхания и кровообращения изменились в лучшую сторону, значительно уменьшилось число приступов. Увеличилась в 2–3 раза толерантность к физическим нагрузкам, более экономной стала работа сердца (по величинам сердечного выброса и пульса), отмечен прирост показателей функции внешнего дыхания.

Программа оказалась более эффективной, когда ее применяли на начальных стадиях заболевания. Это свидетельствует о том, что чем раньше человек приступил к занятиям физкультурой, тем выше эффект. Поэтому, если вы часто страдаете респираторными заболеваниями, бронхитами или другими бронхолегочными недугами, прочитайте и изучите эту книгу и, посоветовавшись с врачом, немедленно начинайте активную борьбу за свое здоровье. Желаем успеха!

У меня нет и тени сомнений в том, что эта книга находится в руках весьма заинтересованных читателей. Полагаю, что известны и истоки ваших устремлений к физической культуре. Отчетливо представляю себе и молодых родителей, поставивших перед собой цель закалить своего малыша уже с пеленок, и теряющую надежду на лучшее мать ребенка, исстрадавшегося от аллергии. Возможно, книга лежит на столе в уютном доме, где из-за болезней нет больше радости и постоянно витает в воздухе стойкий запах лекарств. Может, так, может, и иначе. Впрочем, в нашем разговоре это, наверное, не играет столь определяющей роли, а важен факт, что вы пришли к решению самостоятельно заниматься оздоровительной физкультурой, чтобы победить или предотвратить недуг. Что ж, так и будет, но прежде прочитайте эту главу, которая рассказывает, как сформировались выраженные нарушения состояния организма у одних, физическое несовершенство – у других, поразительная незащищенность от острых респираторных инфекций – у третьих. И пусть откроют вам причины нездоровья впечатляющие истории болезни взрослых и детей, которые наверняка как две капли воды похожи на ваши собственные. Итак…

Альфия Михайловна Безрукова, 36 лет, Тюменская область. В недавнем прошлом – машинист компрессорных установок, затем – инвалид II группы. Основной диагноз – инфекционно-аллергическая бронхиальная астма в тяжелой форме.

До 25 лет Альфия Михайловна была совершенно здоровым человеком. Охотно и успешно занималась спортом, любила туристские походы по чарующим просторам Сибири и не знала слова «болезнь». Вышла замуж, родился ребенок, забот у нее прибавилось – и от физкультуры и спорта отошла совсем. А раз отказалась от активного образа жизни, то начались простуды, а потом, очень скоро, женщина попала в больницу с воспалением легких.

Эта первая в ее жизни серьезная болезнь нагнала сумасшедший страх. К тому же совершенно неожиданно организм бывшей спортсменки ответил на лекарства аллергией в самом нежелательном варианте – развилась бронхиальная астма! Новая болезнь привела к новым лекарственным назначениям, но все тщетно. Может быть, поможет лечение в санаториях Крыма? Четыре года подряд самолет переносил ее к Черному морю, и каждый раз она возвращалась домой, чувствуя себя еще хуже – приступы удушья стали возникать уже по нескольку раз в сутки.

Читайте также:  Препараты для бронхиальной астмы в инъекциях

В надежде приостановить наступление недуга были сделаны попытки вновь вернуться к физкультуре, но очень неубедительные: традиционное закаливание – обливание даже теплой водой – уже через несколько дней заканчивалось жестоким насморком, а незначительные физические нагрузки каждый раз вызывали приступ удушья. И вот уже большую часть года Альфия Михайловна проводит в больничных палатах. Именно тогда была предпринята еще одна попытка исправить положение – лечение преднизолоном. К сожалению, и этот вариант борьбы с бронхиальной астмой не принес положительного результата и только усугубил ситуацию, поскольку повлек негативные побочные явления: неудержимо начал нарастать вес, расстроилось пищеварение, гораздо тяжелее стали приступы удушья. На что же оставалось надеяться?

Обратимся к одной из страничек дневника Альфии Михайловны: «После того как мне не помогло гормональное лечение, у меня действительно пропала уверенность, что я когда-нибудь поправлюсь, вернусь на работу и буду жить полноценно. И тут мне в руки попала книга „Физкультура против недуга“. Я прочитала ее и поняла, что все изложенные в ней практические советы – для меня! Но невольно подумала: почему же за все годы мучений мне никто из специалистов не предложил серьезно заняться физкультурой, а речь шла только о том, чтобы я поменяла работу, климат, лечилась у аллергологов, в санаториях на юге, рассталась в квартире с цветами, ковром, кошкой?…

Да, я сама загубила свое здоровье. Я должна была побороть элементарную простуду с помощью доступных средств, и прежде всего физкультуры, но… Впервые в жизни обратилась к антибиотикам, в необъяснимом страхе перед высокой температурой стала принимать жаропонижающие таблетки, и потянулись долгие недели недомогания при субфебрильной температуре, а потом – воспаление легких.

Но теперь, когда накоплен немалый и горький жизненный опыт я перестала быть „примерной“ больной и постараюсь сделать все для того, чтобы впредь мое здоровье защищала физкультура!»

На одних ли эмоциях родилось заключительное восклицание Альфии Михайловны? Наверное же нет! Одиннадцать лет лечения болезни при полном забвении физкультуры, а в результате ухудшение самочувствия – разве это не повод, чтобы разобраться в положении дел, перестроить сознание и принять верное решение? И то, что выбор был правильным, Альфия Михайловна доказала самым убедительным образом всего лишь за один год систематических тренировок.

Но одно дело, когда взрослый человек расплачивается здоровьем за свои ошибки. Стократ тяжелее родителям от сознания того, что они собственными руками подтолкнули ребенка к респираторным заболеваниям, потому что вовремя не привили ему любовь к физкультуре, не выработали у него необходимость заниматься ею так же регулярно, как чистить зубы.

…Счастье пришло в дом калужанки Наталии Львовны Тихоновой с появлением первенца. Сын Женя родился крепким и здоровым, материнского молока ему хватило до полутора лет. Впервые Женя серьезно заболел в 11 месяцев острым ларинготрахеитом со стенозом I–II степени, осложнившимся острым бронхитом и отитом. Последовало лечение, в семье создали для ребенка идеальный тепличный режим. Но, несмотря на все меры предосторожности, в последующие два года респираторные инфекции легко и часто настигали мальчика. Потом вдруг в болезнях наступило какое-то затишье. И родители сочли это самым подходящим моментом, чтобы укрепить здоровье сына щедрым солнцем и целительным морским воздухом юга.

В Крыму ребенок тут же сильно заболел и не дал родителям возможности осуществить задумку. Домой вернулись, как говорится в таких случаях, «на щите», пролив много слез, и с того момента младший Тихонов стал болеть практически непрерывно.

Ответные меры Наталии Львовны отнюдь не носили оригинальный характер: Женю и в теплое время года укутывала, как кочан капусты, форточки постоянно держала закрытыми, а пищу и питье давала только в подогретом виде. Но и это любящей маме казалось полумерами. Хотелось самого надежного, что только есть в арсенале лекарственных средств, не исключая самые последние новинки. Все, все для спасения ребенка! На почве незнания и слепой веры в выздоровление не останавливало и то, что на антибиотики и сульфаниламиды у Жени возникала сильная аллергическая реакция уже на второй-третий день, а родители хладнокровно завершали лечение каждый раз полным курсом!

Основные дежурные средства в доме – эуфилин, эфедрин, димедрол, солутан, отвары трав. Без устали лечили простуду горячим молоком с медом, соком столетника, нутряным салом, чаем с малиной, растирали ребенка жиром, прополисом, водкой, ставили медовые компрессы, для носоглотки использовали масло облепихи, в кабинетах физиотерапии получали электрофорез, УВЧ, кварц. Дома постоянно парили ноги и руки, делали ингаляции содой, травами, соком лука. И тем не менее, а точнее, из-за этого Жене становилось все хуже, он сдавал прямо на глазах.

Вот так постепенно в семью Тихоновых пришло настоящее горе. В тщетной надежде победить наконец болезни Наталия Львовна уволилась с работы, чтобы все время посвятить сыну, но и это не помогло. В редкие светлые промежутки, когда состояние ребенка несколько улучшалось, мама пыталась бегать с ним по улице, делала ему массаж, занималась дыхательной гимнастикой. Хотела закаливать сына по традиционной методике, но так и не осуществила это желание, так как необходимое выздоровление на целый месяц ни разу не наступило.

Жене было четыре года, когда пульмонолог поставил диагноз: рецидивирующий бронхит. Еще через месяц у ребенка были удалены аденоиды, что, против ожиданий, не принесло улучшения: насморк остался, а количество мокроты увеличилось. Собрали прибор «ионатор». Лечились серебряной водой, пили мумие, делали из него мазь для носа – и никакого эффекта.

Еще через несколько месяцев поставил свой диагноз аллерголог: инфекционно-аллергическая бронхиальная астма средней тяжести. Сразу же назначена антибактериальная терапия, прописана масса фармакологических средств. Это тоже не привело к успеху. Зимой дела пошли еще хуже, и Наталии Львовне казалось, что надеяться больше уже не на что…

К истории Жени Тихонова мы еще вернемся, ибо его «врачевателем» стала физическая культура и с болезнями он таки расстался. А сейчас проанализируем описанную ситуацию для тех, кто отчаялся найти лекарство от постоянных респираторных заболеваний, и тех, кому нездоровье еще неведомо: ведь болезнь легче предупредить, чем лечить. Проанализируем, чтобы не повторялись подобные ошибки.

Даже при самом благополучном стечении обстоятельств (родительские гены не несут «болезненной» информации, физиологически нормальные роды, кормление на первом году жизни материнским молоком, прекрасные жилищные условия, мир и любовь в семье) вам лишь считанные месяцы, а порой и недели удастся спать спокойно, без особой тревоги за ребенка, если вы не создадите ему условия для нормального развития. Но, возразите вы, малыш охотно берет грудь, спит – другим на зависть, в квартире нет сквозняков, тепло, при гигиеническом купании температуру воды всегда поддерживаем в границах 37°, ни дня без прогулок и сна на воздухе, профилактические прививки идут своим чередом. Чего еще желать?! А, оказывается, есть чего!

Дело в том, что нормальный, с вашей точки зрения, режим воспитания младенца весьма и весьма далек от того, при котором обеспечивается профилактика острых респираторных заболеваний средствами физической культуры, т. е. нет закаливающих водных и воздушных процедур, массажа, а при этом организм ребенка непременно ответит на перегревание тела, на избыточное питание и профилактические прививки отеком слизистой ткани носоглотки. Вот и возникло непременное условие для внедрения респираторной инфекции. И тогда в ваш счастливый дом войдет нездоровье.

Как и положено, с момента заболевания ребенок будет получать медикаментозное лечение согласно диагнозу и возрасту, что входит в компетенцию врачей. А какова роль родителей? Выполнять назначение доктора? Безусловно! Но параллельно взять в помощники и физкультуру! К сожалению, в практике миллионов семей этого нет и, объективно говоря, быть не может, так как нужных жизненно важных знаний и соответствующих навыков в этой области у родителей просто нет. А что делает с людьми страх, умноженный на незнание основ физической культуры, нельзя не увидеть в истории Жени Тихонова.

В ходе возрастного развития ребенка, если в семье не вспоминают о физической культуре, частые острые респираторные инфекции непреложно формируют в организме малыша хронические очаги инфекции, представляющие опасность не только для здоровья, но иногда и для жизни. И рано или поздно родители в своем абсолютном большинстве встают перед фактом: у их ребенка аллергия – лекарственная, пищевая, бытовая, на солнечную радиацию, на холод и пр. Иммунитет существенно понижен или его почти совсем нет, а это ли не самые благоприятные условия для торжества острых респираторных инфекций? К тому же к хроническим заболеваниям органов дыхания прибавляются нарушения деятельности жизненно важных органов и систем ребенка, резкое ухудшение его физического развития и физической подготовленности. Задумайтесь, пожалуйста, над тем, «что есть что» и «кто есть кто» в решении проблемы восстановления здоровья вашего ребенка. И, как говорится, дай вам бог побольше самокритичности, рассудительности и решительности в этих размышлениях. Ибо, как показал мой многолетний опыт физкультурно-оздоровительной работы, тогда и только тогда методические рекомендации, изложенные в этой книге, дадут самые добрые всходы.

Сейчас медицина проявляет все больший интерес к проблеме немедикаментозного лечения острых дыхательных инфекций, хронических заболеваний органов дыхания и аллергии. И то, что это не дань моде, а осознанна необходимость, в лучшей степени иллюстрирует история болезни Жени Шавлохова.

Женя родился здоровым ребенком. До полутора лет рос и развивался нормально и никаких тревог своей маме – доктору Любови Алексеевне не приносил: обычные простуды тщательно пролечивались и, казалось бы, не оставляли следа в организме ребенка. Но вот в 1 год 8 месяцев – мелкоочаговзя двусторонняя пневмония и впервые выраженная аллергическая реакция на пенициллин, поэтому дальнейшее лечение в течение трех недель велось другими антибиотиками.

Из стационара Женя был выписан домой здоровым, а уже через три дня у него появилась одышка, пока без хрипов. На это – новое лекарственное назначение: олеандомицин, бронхолитические порошки. Спустя неделю самочувствие ребенка резко ухудшилось: частота дыханий 42, пульс 132 уд/мин, затруднен выдох. На этот раз мальчик провел в больнице 2,5 месяца, был пролечен основательно и выписан домой в удовлетворительном состоянии. Теперь уже Женя ни на день не расставайся с антигистаминными препаратами. К сожалению, дома ребенку удалось побыть только четыре дня, а последующие три недели опять в больнице с диагнозом астматический бронхит.

После нового курса лечения Женя смог побыть дома целый месяц, а затем с прежним диагнозом вновь оказался все в той же больнице. Состояние его внушало врачам опасение, и началось лечение преднизолоном внутривенно. Женя был выписан в хорошем состоянии. Желание оградить ребенка от острых дыхательных инфекций заставило родителей пойти на создание идеального тепличного режима, но это не помогло: уже через два дня – насморк, кашель, затрудненное дыхание. Опять стационар, опять препараты, ингаляции… Развилась бронхиальная астма, проявилась пищевая и лекарственная аллергия, каждая ингаляция инталом немедленно стала вызывать приступ удушья.

источник

В своей статье, в которой я делилась личным опытом закаливания детишек, я упоминала об обязательных упражнениях, которые надо делать после обливания. Если кто-то еще не читал статью про закаливание, обязательно прочитайте ЗДЕСЬ — я пишу о том, как с помощью достаточно экстремальных методов мы ушли от очень серьезных проблем со здоровьем. То, что я сегодня здесь выкладываю — не просто какая-то гимнастика «от балды», а целый комплекс продуманных упражнений, включающий массаж для детей и дыхательную гимнастику. Если вы решили применять подобные методы закаливания на практике, тогда вам нужно выучить все эти упражнения, как дважды два. Предлагаю вам познакомиться с этими упражнениями:

Массаж и дыхательная гимнастика для детей при закаливании

по методу Б. Толкачева

Массаж (для детей) лица при остром рините

1. И.п.(исходное положение) ребенка (или взрослого) – сидя на стуле или стоя; и.п. родителя (или массажиста) – сидя на стуле или стоя лицом к массируемому. Выполняют поглаживание лба, волосистой части головы, шеи и плеч. Массаж проводят подушечками пальцев и ладонями 5–6 раз подряд на протяжении двух минут.
Вначале надо касаться кончиками пальцев кожи лба и затем движением в направлении к затылку скользить за ушами на шею, на плечи и руки (все движение совершают за 20–25 с).
2. И.п. ребенка – лежа на спине на кровати или кушетке с высоким изголовьем (в случае большой слабости), или сидя на стуле, или стоя; и.п. родителя – сидя на стуле или стоя лицом к ребенку. Воздействуют на мягкие ткани носа (крылья носа и кожа на верхней челюсти, примыкающая к носу ниже переносицы). Массаж выполняют передней и боковой поверхностью средних фаланг согнутых указательных пальцев колебательными движениями в лучезапястных суставах, слегка нажимая, с частотой колебаний до 240 в 1 мин (рис. 1).

[toggle title=»Методические замечания (нажмите на плюсик)«] [notice]Спину держите прямо, не напрягайтесь. Плечи расслаблены. Плечо и предплечье составляют прямой угол. Кисти вместе, указательные пальцы достаточно плотно прижаты к массируемому участку лица. Массируемый вдыхает ртом, а выдыхает достаточно шумно и без особой экспрессии, но максимально долго, что возможно только при отменной работе мышц брюшного пресса (говорите ребенку «выдыхай животом», «теперь раздуй живот так, как будто арбуз проглотил»; «опять выдыхай животом, долго-долго!» и т. д.). В результате массажа отек слизистой носа вскоре уменьшится, дыхание улучшится. С этого момента после 2–3 выдохов следует высморкаться.[/notice]

Очень может быть, что число колебаний кистей, особенно поначалу, будет у вас несколько меньшим – это позволительно. Жестких норм времени в этом приеме массажа не существует. Поступайте так: нет каприза, а выделения так и бегут – продолжайте работу. Появился протест – уступите и переключитесь на отвлекающие разговоры и на выполнение следующего приема. Применяя описанный прием массажа у совсем маленьких детей (а он им бывает крайне нужен!), не «атакуйте» младенца сразу, превратите это в увлекательную игру: «Вот я сейчас бабушке (папе, маме, братику) носик поглажу. Нравится тебе, бабушка?». Если все будет по-доброму, мягко, ласково и ребенок увидит счастливую улыбку своей бабули, то он и сам захочет участвовать в «игре».
При самомассаже этот прием удобно делать не указательными пальцами, а верхней и боковой поверхностью основных фаланг больших пальцев.

Завершив выполнение первого приема массажа лица, приступайте ко второму, который дети называют «морзянкой», а специалисты – «пневмомассажем» (рис. 2).

3. И.п. – то же. Воздействуют на мягкие ткани носа так же, как в приеме 1, но требуется плотно зажимать ноздри: при массаже больного – боковыми поверхностями основных фаланг указательных пальцев, при самомассаже – боковыми поверхностями ногтевых фаланг больших пальцев. Вдох делается ртом, выдох – сильно носом. Ваша задача – сыграть «морзянку» в ходе одного выдоха (произвольно получайте «точки» и «тире») и таким образом промассировать высоким давлением воздуха придаточные пазухи носа и сам нос. Повторить 3–5 раз.

[toggle title=»Методические замечания (нажмите на плюсик)«] [notice]Массировать можно сразу обе стороны (обе ноздри одновременно плотно закрывайте, обе открывайте). Можно выполнять прием на одной стороне. В этом случае, оставляя правую ноздрю постоянно закрытой, «морзянку» «играйте» на левой, и наоборот. При этом иногда закладывает уши, и от несколько неприятного (как в самолете) ощущения легко избавиться, делая несколько глотательных движений. Совсем маленьким детям «морзянку» сделать не удается, а более старшим этот прием нравится.
Особенно полезно сочетать массаж лица с водными процедурами. Для этого после окончания массажа нужно качественно выполнить следующее:
а) умойтесь четырьмя пригоршнями холодной (водопроводной, колодезной или родниковой) воды, хорошенько разотрите водой лицо;
б) втяните носом воду из пригоршни. Стоя, наклонившись вперед, поднесите полную пригоршню к носу и резко втяните в себя воду носом. Оставаясь в наклоне, хорошо высморкайтесь. Повторить 4 раза;
в) прополощите горло холодной водой. Взяв в рот довольно много воды, запрокиньте голову и долго-долго полощите горло. Затем, наклонившись вперед, выплюньте воду изо рта. Повторить 4 раза;
г) выпейте два больших глотка холодной воды.
Методические замечания. Даже если вы до настоящего времени не пользовались холодной водой, все эти четыре действия можете смело выполнять. Это с абсолютным успехом не раз проверено людьми с больной носоглоткой. О своих ощущениях от массажа и ледяной воды советую вам сделать запись в дневнике.
При гайморите, фронтите, тонзиллите и ангине пользоваться холодной водой не только можно, но и нужно, потому что она для таких больных очень полезна, особенно в сочетании с массажем лица. И только при отите воздержитесь от резкого втягивания воды носом.[/notice] [/toggle]
Читайте также:  Бронхиальная астма небулайзерная терапия лекарства

Массаж (для детей) лица при заболеваниях придаточных пазух носа и ангине

В этих случаях количество приемов массажа возрастает. Итак, сразу же по завершении первых двух приемов, которыми вы согрели нос и в какой-то мере открыли носовое дыхание, воспользуйтесь следующими.
4. И.п. ребенка – то же, что и в приеме 1; и.п. родителя – сидя на стуле или стоя сзади больного. Воздействуют на кожу лица от переносицы до уха (нос, верхняя челюсть). Массажист накладывает ладони (у лучезапястных суставов) на костную часть носа: средние, безымянные пальцы и мизинцы прямые, соединены подушечками друг с другом. Движения плавные, ладони мягко или с некоторым напряжением скользят по верхней челюсти, а пальцы по мере сдвигания ладоней к ушам проглаживают «жесткий» нос и верхнюю челюсть хлестообразным скольжением (рис. 3), собираясь в кулачок. Массаж продолжается до появления у ребенка прилива тепла. В зависимости от сноровки и умения массажиста достаточно сделать 6-15 движений.

5. И.п. – то же. Массажист накладывает ладони (у лучезапястных суставов) на нижнюю челюсть у подбородка, а прямые пальцы (указательные, средние, безымянные и мизинцы) с некоторым напряжением касаются подушечками друг друга. Тем же движением, что и в приеме 3, ладони легко или с некоторым напряжением скользят по нижней челюсти к ушам, затем включаются в работу и пальцы – указательный и средний скользят хлестообразно по лицевой поверхности нижней челюсти, безымянный и мизинец по ее нижней поверхности (рис. 4). Повторить несколько раз, до появления у больного прилива тепла.

6. И.п. – то же. Воздействуют на весь лоб. Как и в приеме 4, ладони (у лучезапястных суставов) и пальцы накладывают на лоб как можно ближе к его середине, затем легко скользят по лбу к вискам (рис. 5). Повторить 10–15 раз до появления у массируемого ощущения тепла.

Массаж (для детей) грудной клетки

Этот вид массажа исключительно благотворно влияет на организм человека, прежде всего на деятельность бронхов, легких и сердца. Практика показала, что он необходим во всех периодах болезни и просто незаменим для предупреждения и купирования приступов удушья у страдающих бронхиальной астмой.

[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button]

Правда, этот вывод резко расходится с мнением других авторов, отрицающих применение массажа в острый период заболевания, при приступе бронхиальной астмы и допускающих в благоприятные моменты улучшения самочувствия лишь краткие (до 10 сеансов) курсы массажа с последующими длительными перерывами.
Но с позиций современной науки и массаж, и физические упражнения, и ледяные ванны – глубоко физиологичные средства для организма человека и не могут рассматриваться для нашего рода больных противопоказаниями. Это подтверждает и мой тридцатилетний опыт работы с детьми и взрослыми, страдающими респираторными заболеваниями. Массаж грудной клетки уже «сказал свое веское слово» в деле физической реабилитации таких больных. И если вы в совершенстве овладеете его приемами, то защитите себя от респираторных недугов, так же как и мои воспитанники, доказавшие своим каждодневным трудом, что едва ли не все проблемы профилактики ОРЗ и обретения здоровья разрешимы с помощью физкультуры.
Массаж грудной клетки проводится в различных исходных положениях в зависимости от возраста и самочувствия больного. Так, грудному ребенку удобно его делать, когда он лежит на груди или спине, сидит у вас на коленях, а можно, чтобы ножками он стоял на полу, а грудью лежал на низком диване или стоял прямо, кем-нибудь поддерживаемый. Для детей постарше основные исходные положения: стоя согнувшись под прямым углом у скамейки (стула), опираясь о нее кистями или предплечьями, голова опущена и лежа на спине. При недомогании массаж допустим в положении лежа на груди и спине; стоя на четвереньках, опираясь на предплечья. В ситуации, когда надвигается или уже развернулся приступ бронхиальной астмы, больного следует усадить на табурет, колени врозь, согнуты под прямым углом, туловище наклонено вперед, голова опущена, взгляд направлен на середину живота, плечи расслаблены, руки свободно опущены между бедер.
Тот, кто будет делать массаж, должен стоять сзади или сбоку от массируемого, в зависимости от применяемого приема. Этих приемов достаточно много. Приведу их в той последовательности, в которой они должны быть выполнены.

Поглаживание. Выполняется ладонями и расставленными врозь пальцами обеих рук продольно от плеч к бедрам и от бедер к плечам тыльной стороной кисти (рис. 7), достаточно легко в темпе до 200 движений в обоих направлениях в 1 мин. Продолжительность до 30 с.

Растирание «враздрай». И.п. – правая ладонь массажиста на правой лопатке массируемого, левая ладонь – на пояснице слева. Выполняется ладонями резкими встречными движениями продольно по всей спине (рис. 8). Темп до 240 движений каждой ладонью в обоих направлениях в 1 мин. Продолжительность до 30 с.

Лопатки – руки. Вращательными движениями ладоней «разогрейте» лопатки и затем дважды погладьте руки скольжением вниз по внешней поверхности и вверх по внутренней до подмышек (рис. 9). Продолжительность до 30 с.

Живот – грудь. Под животом у бедер пальцы касаются подушечками друг друга. Движением вверх-вперед с силой скользите кистями по животу и бокам (усилие таково, что ноги ребенка поднимаются в воздух), затем по груди (рис. 10). На 4 счета нужно пройти таким образом живот и грудь. Повторить 5-б раз.

«Тесто». Стоя справа от массируемого, поработайте на противоположной стороне тела (грудь, живот, спина), как хорошая хозяйка с тестом (рис. 12). То же с другой стороны. Выполнять по 30 с.

Похлопывание. Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху, сбоку, снизу) ладонями, сложенными «лодочкой», движениями строго в лучезапястном суставе вверх-вниз (рис. 13) (частота – до 200 движений в 1 мин). Продолжительность – 1 мин (по 30 с с каждой стороны).

Рубление. Выполняется прием на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху и сбоку) краями кистей, пальцы при этом разведены и расслаблены, предплечья согнуты под прямым углом. Работают обе руки в лучезапястных суставах, причем ладони обращены друг к другу, движения очень быстрые (250–300 в 1 мин). Продолжительность – 1 мин (по 30 с с каждой стороны).

Поколачивание. Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху, сбоку, снизу) полураскрытыми кулаками (со стороны ладони), движением вверх-вниз в лучезапястном суставе (до 200 движений в 1 мин). Продолжительность – 1 мин (по 30 с с каждой стороны).

Вибрация. Стоя сзади или над массируемым (когда он лежит на спине), жестко поставьте пальцы в межреберные промежутки. Сохраняя давление, вибрируйте кистями, не отрывая пальцев. Это нужно проделать по всейпротяженности межреберных промежутков. Продолжительность до 1 мин.

«Гусеничка». Держа кисти вместе, поставьте соединенные восемь пальцев (указательные, средние, безымянные, мизинцы) подушечками на поясницу, а подушечки больших пальцев, отведенных назад, в 1–2 см от позвоночника с каждой стороны. Движением вдоль спины до шеи «ножки гусеницы» (8 пальцев), мелко-мелко «переступая» вперед, совершают множество легких постукиваний по спине, а большие пальцы, отставая вначале, лишь у шеи догоняют «ножки гусеницы» (рис. 17). Давление больших пальцев небольшое. При правильном выполнении приема возможно появление пунцовых полос на коже вдоль позвоночника (там, где ползли подушечки больших пальцев). Возвращают руки в и.п. скольжением подушечек пальцев рук по коже спины. Повторить 15–20 раз.

Выкручивание кожи в межлопаточной области спины («ушки»). Стоя сзади массируемого, положите кисти рук средними фалангами согнутых указательных пальцев на спину, строго по линии нижних углов лопаток. Крепко захватите кожу большими и указательными пальцами, максимально оттяните ее в стороны-вверх до образования возможно более высокого валика («ушка») и поворотом кистей внутрь соедините эти валики. Держите «ушки» в этом положении 2 с, затем отпустите. Следующие выкручивания – посередине между лопатками и на уровне верхних углов лопаток. Повторить 3–4 раза подряд, затем 5-б раз – прием «гусеничка».

При положении массируемого лежа на спине выкручивание делают на коже живота и груди строго по линии реберной дуги в трех точках: внизу, посередине и вверху реберной дуги. Повторить 3 раза.
Правильно выполнив выкручивание, вы непременно вызовете у массируемого сильную боль, что очень важно, так как болевой синдром мгновенно купирует спазм гладкой мускулатуры бронхов едва ли не у всех бронхо-легочных больных.
Хлест по лопаткам. Стоя сзади массируемого (он тоже стоит), расслабьте кисти и сильно ударьте его. Этот прием за счет болевого синдрома мгновенно уменьшает бронхоспазм. Особенно возрастает значение хлеста, когда дренаж бронхов крайне необходим и больной подчас сам просит помочь ему таким образом. Разумеется, этот прием следует делать, только если ребенок или взрослый не возражает.

[toggle title=»Методические замечания (нажмите на плюсик)«] [notice]При поглаживании массируемый обязательно почувствует прилив тепла, кожа спины у него порозовеет. Отсутствие розовой окраски пусть вас не смущает – просто это индивидуальная особенность человека. При растирании «враздрай» очень быстро возникает жар в ваших ладонях, а у массируемого появляется ощущение «кипятка» на спине. Это хорошо, но, когда вы в первый раз массируете ребенка, не перестарайтесь, чтобы не напугать его необычным ощущением.
Прием «живот – грудь» прямо как будто специально создан для ребенка – настолько каждому нравится взлетать вверх! Но этот прием требует от вас и соблюдения техники безопасности: исключите при приземлении возможные удары лицом об опору, на которой стоят кисти рук; проследите, чтобы приземление было мягким и ребенок не ушибся обо что-нибудь голенями. Направление движению рук снизу вверх задает расположение межреберных промежутков, но, например, при избыточной полноте их трудно нащупать.
При выполнении приема «плечо – шея», поглаживая кожу плеча, лопатки и шеи, вы способствуете расслаблению прилежащих мышц, которые при эмфиземе нещадно устают и сильно болят. В совершенстве освойте этот прием, его придется часто выполнять при предвестниках удушья и самом приступе для его купирования. При растирании перекрестно вы воздействуете на важные рефлексогенные зоны.
«Тесто», как правило, кажется новичкам весьма болезненным приемом. Это так, но через несколько дней боль проходит и массаж приносит чувство улучшения состояния и более легкое дыхание.
Качественно выполненное похлопывание обеспечивает в известной мере расслабление бронхов и создает наилучшие условия для хорошего дренажа бронхов. Рубление и поколачивание преследуют ту же цель, что и похлопывание, поэтому эти три приема можете произвольно комбинировать, советуясь, однако, с больным, так как его ощущения обязательно надо учитывать – кому как не ему знать, что в данный момент ему полезнее.
Вибрация всегда вызывает у людей чувство щекотки, но выполнять этот прием необходимо – после массажа открывается необычайно глубокое дыхание.
«Гусеничка» здоровому-то человеку весьма приятна, а больному, да при эмфиземе легких, приносит чувство блаженства – дыхание непроизвольна углубляется, одышка становится менее выраженной. Этому приему следует отдавать предпочтение и при купировании приступа бронхиальной астмы.
Выкручивание поначалу вызывает у новичков чувство боли, кстати вполне терпимое, но зато способствует свободному дыханию.[/notice] [/toggle]

Теперь рассмотрим, как составить комплекс массажа.
Если вы практически здоровы, а ваш ребенок вовсе не значится в досье педиатров, пульмонологов и аллергологов, непременно утром и вечером проделайте два сеанса массажа грудной клетки, применив следующий комплекс приемов: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки – руки», «живот – грудь», «плечо – шея» – все это в равных долях суммарно за 2 мин; растирание перекрест-но – 1 мин; «тесто» – 1 мин; похлопывание – 1 мин; «гусеничка» – 1 мин. Всего – 6–7 мин.
Вы только что получили простуду. Пока еще инфекция поразила лишь носоглотку, но не следует пассивно ждать, когда она проникнет в бронхи и легкие. И для этого есть свой действенный комплекс приемов массажа: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки – руки», «живот – грудь», «плечо – шея» – все это за 2 мин; растирание перекрестие, «тесто», похлопывание, «гусеничка», поколачивание и вновь «гусеничка» – каждый прием по 1 мин. Всего – 8–9 мин.
Диагностирован бронхит или пневмония. К комплексу приемов, применяемых при простуде, присоединяются вибрация на межреберных промежутках и выкручивание, причем вибрацию следует делать вместо поколачивания, а выкручивание завершает массаж. На все следует тратить до 10 мин. При удовлетворительном самочувствии массаж может быть продолжен в и.п. лежа на спине в комбинации приемов: поглаживание груди и живота, «тесто», вибрация на межреберных промежутках – по 1 мин. Всего – 3 мин.
Бронхит и пневмония протекают при общей слабости больного, с высокой температурой. В суточный физкультурный режим обязательно включите массаж грудной клетки после каждого купания или обливания больного, применяя при этом приемы, как при бронхите и пневмонии, но затрачивая на всю работу не больше б мин.
Если требуется освободить бронхи от мокротных пробок, столь частого явления у хронически больных людей, отлично послужат эти же приемы массажа, выполняемые многократно днем и ночью по 4-10 мин как в ходе тренировки, так и после купания и обливаний.
При обильной мокроте массаж проводите, как и при закупорке бронхов мокротными пробками, своевременно делая паузы для диафрагмального кашля, которым и будет обеспечен полноценный дренаж бронхов.
При предвестниках приступа удушья немедленно начинайте массаж грудной клетки в положении сидя на табурете или стуле в естественной позе. Рекомендую следующее сочетание приемов: поглаживание, «плечо – шея», «гусеничка», «тесто», вибрация, выкручивание. На все приемы отводится б мин. При этом постарайтесь выяснить, какие приемы в каждый данный момент наиболее эффективны для расслабления дыхательной мускулатуры, и отдайте им предпочтение.
При приступе бронхиальной астмы советую включать те же приемы массажа, что и при предвестниках удушья. В целом их вполне достаточно, но в любом случае в индивидуально подбираемых комплексах массажа грудной клетки удельный вес «гусенички», вибрации и выкручивания должен быть большим.

Растирание подошв догоряча

У ослабленного и больного человека ноги, как правило, чрезвычайно потливы. Это обстоятельство обязывает почаще менять носки, чтобы избегать простуды. Как профилактическое такое средство необходимо, но его недостаточно. Нужен также массаж стоп, и особенно подошв. В зависимости от ситуации растирайте стопы и у лежащего в постели ребенка или взрослого (в остром периоде болезни), и у бодрствующего (во всех остальных периодах болезни, когда к этому есть фактические показания) ладонями, подушечками пальцев, краем ладони, пальцами, сложенными в кулак, до хорошего согревания, затрачивая на массаж каждой стопы не менее 1–1,5 мин. Со временем, когда человек перейдет на тренировки босиком, необходимость в массаже стоп отпадет.

Дыхательная гимнастика

В вашей домашней физкультуре значительное место должны занимать специальные дыхательные упражнения. Систематическое их выполнение на свежем воздухе, особенно в зимнее время, – прекрасное закаливающее и лечебно-профилактическое средство: очищается слизистая дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от патологической микробной флоры, обеспечивается полноценный дренаж бронхов и таким образом предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические. В результате занятий специальными упражнениями дыхательная мускулатура человека, и прежде всего мышцы, участвующие в выдохе, обретает достаточную силу и выносливость, нормализуется кровообращение; физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся достигают хороших показателей.
Выполняя приведенные ниже упражнения, нужно обязательно дышать через рот, так как при форсированном дыхании через нос можно занести патологическое содержимое носоглотки в бронхи и тем самым дать новый толчок развитию болезни. В покое же дышите через нос.
И еще одно правило. Человеку, имеющему эмфизему, бронхит с обильной мокротой, упражнение надо начинать во время паузы между вдохом и выдохом, чтобы не вызвать неудержимый приступ кашля.
Каждому упражнению присвоен буквенный индекс. Знать их надо назубок, чтобы правильно расшифровать комплексы дыхательной гимнастики, приведенные в следующей главе, и без погрешностей выполнять их.

А. и.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, кисти с повернутыми вперед ладонями по возможности до предела отведены назад, пальцы разведены. На счет 1 – движением вперед руки молниеносно скрестить перед грудью, так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам (громкий мощный выдох), на счет 2 – плавно, медленно вернуться в и.п., диафрагмальным вдохом выпятить живот).

Б. и.п. – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны-вверх. На счет 1 – опускаясь на стопы, наклон вперед, округлив спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох), на счет 2–3 – руки плавно развести в стороны и снова скрестить перед грудью, 2–3 раза хлестнуть кистями по лопаткам, продолжая выдох, на счет 4 – вернуться в и.п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

Читайте также:  Приступ астмы во время сна

В. и.п. – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх-назад, пальцы сплетены (как бы держат топор). На счет 1 – опускаясь на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, резкое движение руками вперед-вниз-назад, как рубка топором (громкий мощный выдох), на счет 2 – плавно вернуться в и.п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

Г. и.п. – стоя, слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине «лыжни», правая рука впереди (кисть «сжимает лыжную палку»), левая далеко сзади (кисть раскрыта – «лыжная палка на ремне»). На счет 1– плавно присесть, правую руку вниз-назад к бедру (мощный выдох, завершаемый в момент, когда руках находится выше бедра); затем выпрямиться до и.п., левую руку вперед (кисть «сжимает лыжную палку»), правую далеко назад (кисть раскрыта), диафрагмальным вдохом выпятить живот, на счет 2 – то же, но другой рукой.

Д. и.п. – стоя на носках, слегка наклонившись вперед, ноги на ширине «лыжни», руки вперед, кисти «сжимают лыжные палки». На счет 1 – опускаясь на стопы, присесть и наклониться вперед до касания животом бедер, руки amp; вниз-назад до отказа, кисти полураскрыть (мощный громкий выдох), на счет 2–3 – оставаясь в наклоне, пружинить ногами (натуживаясь, завершить длительный выдох), на счет 4 – вернуться в и.п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

Е. и.п. – стоя, слегка наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, правая рука вперед-вверх, кисть сжата, как для «гребка», левая рука симметрично сзади, кисть расслаблена. На счет 1–2 – четыре-пять быстрых круговых движений руками, как при плавании кролем на груди (мощный выдох с натуживанием), на счет 3–4 – два медленных круговых движения руками, совершая полный диафрагмальный вдох, выпячивая живот.

Ж. и.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, ладонь повернута вправо и сжата, как для «гребка», левая рука внизу, расслаблена и повернута ладонью назад. На счет 1–3 – три круговых движения руками, как при плавании кролем на спине, выполняя повороты туловищем вслед за «гребущей» рукой (один мощный выдох с натуживанием), на счет 4 – медленно одно круговое движение руками, диафрагмальным вдохом предельно выпячивая живот.

3. и.п. – стоя на носках, слегка наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, руки вперед-вверх, кисти сжаты, как для «гребка». На каждый счет – «гребок», как при плавании баттерфляем, затем, опускаясь на стопы, руки вниз-назад к бедрам, немного согнув ноги и увеличив наклон (мощный выдох); руки через стороны вверх-вперед, кисти расслаблены, вернуться в и.п., раздувая живот диафрагмальным вдохом.

И. и.п. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вверх ладонями наружу, кисти сжаты, как для «гребка». На каждый счет, опускаясь на стопы, руки назад-в стороны-вниз к бедрам (мощный выдох); поднимаясь на носки, руки вперед-вверх, кисти расслабить, вернуться в и.п., раздувая живот диафрагмальным вдохом.

К. и.п. – упор лежа, опираясь прямыми руками о пол. На счет 1 – упор присев (одновременно мощный выдох), на счет 2– вернуться в и.п. толчком (диафрагмальный вдох). Оба движения выполнить за 1 с.

Л (пляска). и.п. – стоя, слегка присев на левой ноге, носок повернут влево, правая нога впереди на пятке, носок повернут вправо, голова поднята, руки согнуты в локтях, отведены в стороны. На счет 1 – подпрыгнуть и присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох), на счет 2 – подпрыгнуть, меняя положение ног – левая впереди на пятке, затем вернуться в и.п., раздувая вдохом живот. Все движения выполнить за 1 с.

М. и.п. – стоя правым боком к опоре на левой ноге, правая нога согнута назад в колене, стопа свободна, правой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счет, поднимаясь на носок опорной ноги, предельно возможный мах правой ногой вперед-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох) и сразу же предельно возможный мах той же ногой вниз-назад до касания стопой ягодицы, опускаясь на стопу левой ноги, выпячивая живот диафрагмальным вдохом. Все движения выполнить за 1 с. То же правой ногой.

ДДл (диафрагмальное дыхание лежа). и.п. – лежа на спине. На счет 1–3 – мощный, длительный, предельной глубины выдох силой мышц брюшного пресса (живот сильно втянуть), на счет 4 – диафрагмальный вдох, предельно выпячивая живот. Затем глухо, за счет мгновенного сокращения мышц брюшного пресса кашлянуть.
Диафрагмальное дыхание лежа можно делать и без кашля. Важно почаще упражняться, не давая застаиваться мокроте. Это же правило относится и к диафрагмальному дыханию сидя и стоя.

ДДст – то же, но в положении стоя.
ДДс – то же, но в положении сидя.

ДДб (диафрагмальное дыхание при беге). Выполняется во время тренировочных пробежек однократно или сериями из 3–4 выдохов-вдохов, без кашля, чередуя ДДб с естественным дыханием в пределах 30 с. Надо научиться выполнять диафрагмальный выдох на 12–16 шагов – на пределе выдоха силой мышц брюшного пресса удерживать живот втянутым, отводя на диафрагмальный вдох, когда живот выпячивается, как «арбуз», время, за которое совершается 2–6 шагов (рис. 32).

Диафрагмальное дыхание при беге увеличивает длительность выполнения этой физической нагрузки, поскольку не возникают условия для нарушения кровообращения (застоя венозной крови в брюшной полости, который неизбежно возникает у бегунов, пользующихся поверхностным дыханием – отсюда свинцовая тяжесть в ногах и боль в правом подреберье).
Сочетание бега и ходьбы при диафрагмальном дыхании очень важно для полноценного дренажа бронхов.

ДДх (диафрагмальное дыхание при ходьбе). Диафрагмальный выдох совершается, как и при беге. Диафрагмальный вдох производится в момент остановки, в легком наклоне вперед, до предельного выпячивания живота. Затем следует глухой кашель, совершаемый мгновенным сокращением мышц брюшного пресса. При обильной мокроте живот вдохом раздувается еще дважды и каждый раз после вдоха производится глухой кашель. После хорошего откашливания ходьба продолжается (рис. 33).

«Маятник». и.п. ребенка – обхватив ногами бедра или талию папы (или мамы), руки за головой; родителя – стоя прямо, держа ребенка руками, сцепленными «в замок». На счет 1 – ребенку наклониться назад (диафрагмальный вдох) (рис. 34), на счет 2 – вернуться в и.п. (мощный выдох за плечо папы или мамы).

«Маятник» отлично развивает силу мышц бедра и брюшного пресса, и, как показывает опыт, равнодушных к нему детей нет. Диафрагмальное дыхание при выполнении этого упражнения обязательно, так как оно создает условия для длительной работы (мои 8-летние воспитанники делают 100 и больше этих движений подряд).

«Ходьба» на руках («тачка»). и.п. ребенка (или взрослого) – упор лежа, опираясь прямыми руками о пол; родителя (или партнера) – стоя, поддерживая ребенка за голеностопные суставы. «Ходьба» на руках вперед, упражняясь в диафрагмальном дыхании.
«Ходьба» на руках прекрасно тренирует мышцы, а дети к тому же просто в восторге от этого занятия. Вам остается только напоминать о выполнении диафрагмального дыхания.

Маховые движения – распространенное упражнение легкоатлетов, только они выполняют его при естественном дыхании, все внимание уделяя свободе и амплитуде движения. Вы же, заботясь о правильной технике выполнения махов, не меньше думайте и о хорошем выдохе при махе вперед, равно как и диафрагмальном вдохе при махе назад. Этим упражнением, особенно после кросса или бега трусцой, обеспечивается весьма результативный дренаж бронхов.

Методические замечания. Выполняя упражнение А, необходимо следить за тем, чтобы кисти каждый раз непременно отводились далеко назад, создавая перерастяжение мышц рук. Этим обеспечивается молниеносность хлеста и лопатки (важная рефлексогенная зона) получат нужный по силе удар. А – отличное дренажное упражнение.
При выполнении упражнения Б обращайте внимание на полное разведение рук в стороны, кисти должны быть предельно подняты вверх. Только при таком условии хлест по лопаткам будет достаточно сильным. Как правило, новички в состоянии хлестнуть кистями по лопаткам в наклоне не больше трех раз. Физически окрепнув, они могут сделать этих хлестов вдвое больше. Для многих упражнение Б обеспечивает прекрасный дренаж.
Делая упражнение В, нельзя сгибать ноги в коленях (эта своего рода техника безопасности предупреждает ссадины на пальцах рук от удара о землю). «Рубка» у ряда больных вызывает хорошее откашливание мокроты.
Упражнения от Г до И призваны разнообразить тренировку и являются специальными подготовительными упражнениями перед уроком плавания и бегом на лыжах. Составляя тренировочные планы, в зависимости от обстановки (в зимний сезон, находясь у реки) произвольно заменяйте упражнения от Г до И упражнениями А, Б и В.
При выполнении упражнения К нельзя наклонять голову вниз – это травмоопасно (при движении из упора лежа в упор присев коленями можно разбить лицо). Голова, туловище и ноги должны составлять в упоре лежа прямую линию. В процессе работы плечи постоянно находятся над площадью опоры, то есть над кистями.
Когда будете учить ребенка пляске вприсядку, позаботьтесь о том, чтобы он видел пример, в котором танцор в приседании спину и голову держит прямо. Выдох должен начинаться в самой верхней точке (в подскоке перед приседанием) – этим достигается его предельная глубина.

[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button]

Физические приемы, направленные на дренаж бронхов

Среди людей, страдающих респираторными заболеваниями, немало таких, у кого отек слизистой бронхов настолько нарушает дыхание, что впору идти в стационар на бронхолаваж (механическое промывание бронхов и отсасывание мокроты), а у кого-то давно уже образовались в бронхах слизистые пробки, наносящие вред всему организму, и в первую очередь сердцу, и для них бронхолаваж давно уже не в диковинку.
Предлагаемые физические приемы направлены на очищение бронхов. Суть их заключается в том, что производится сжатие с большой силой грудной клетки больного в области нижних ребер и диафрагмы. Поэтому эти приемы называют выжиманиями (ВЫЖ). Выполняются они либо самостоятельно, либо с чьей-либо помощью, например ребенку выжимания делают родители.
В ходе выжимания, которое всегда нужно проводить предельно долго (в наших примерах 15–20 с), парциальное давление углекислоты в крови резко повышается, что рефлекторно уменьшает спазм гладкой мускулатуры бронхов. И достаточно сделать диафрагмальный вдох, как воздух пройдет до бронхиол, окажется под слизистыми пробками и мокротой, а это и есть необходимое условие для очищения бронхов от патологического содержимого кашлем в полном соответствии с законом Паскаля.
Интересно, что и образование пробок в бронхах тоже происходит в соответствии с законом Паскаля: при неполном вдохе воздух доходит только до мокроты, которой ничего другого не остается, как оседать под давлением воздуха, образующегося при кашле.
Выжимания – приемы действенные и эффективные, если ими пользоваться умело и своевременно, поэтому постарайтесь освоить их «на отлично». Напомню – само выжимание необходимо начинать строго во время паузы между вдохом и выдохом.

ВЫЖл (выжимание лежа, самостоятельно). И.п. – лежа на спине. На счет 1 – плотно подтянуть бедра к груди, обхватив руками голени (одновременно начать мощный выдох), на счет 2–7 = с большой силой прижимая руками голени к груди продолжить и завершить выдох на его пределе (рис.35), на счет 8 – вернуться в и.п., диафрагмальным вдохом максимально выпячивая живот, глухо кашлянуть только силой брюшного пресса.

ВЫЖст (выжимание стоя, самостоятельно). и.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях под прямым углом, предплечья на нижних ребрах и диафрагме плотно, кисти прижаты к бокам. На счет 1 – глубоко наклониться вперед, округлив спину, упереться предплечьями в бедра, слегка присев, голова на уровне колен, взгляд направлен вниз-назад (одновременно начать мощный выдох), на счет 2–7 – продолжить и на пределе завершить выдох, руки расслабленно опустить, раздуть диафрагмаль-ным вдохом живот и глухо кашлянуть, повторить вдох и кашель еще 2 раза (рис. 37), на счет 8 – возвратиться в и.п., диафрагмальным вдохом раздувая живот.

ВЫЖст-2 (выжимание стоя, с посторонней помощью). и.п. больного – стоя, ноги на ширине плеч; и.п. помощника – стоя вплотную сзади больного, предплечьями и кистями крепко захватив его нижние ребра и диафрагму (рис. 38). Выполнение приема аналогично ВЫЖст.

ДДб (диафрагмальное дыхание при беге). Выполняется во время тренировочных пробежек однократно или сериями из 3–4 выдохов-вдохов, без кашля, чередуя выраженное диафрагмальное дыхание с естественным дыханием в пределах 30 с. Важно каждому научиться выполнять такой выдох на 12–16 шагов, силой мышц брюшного пресса ‹удерживая живот выпяченным 2–6 шагов. Опыт показал, что при ежедневных 0,5-1-часовых кроссах диафрагмаль-ная мышца больного обретает силу оперного певца. Пожалуй, об этом нелишне знать.

ДДх (диафрагмальное дыхание при ходьбе). Для тех, кто еще не может бегать трусцой, и для тех, кому ходьба служит средством отдыха после хорошей пробежки, выраженное диафрагмальное дыхание особенно полезно. Кто-то получит необходимую физическую нагрузку, кто-то переключится с кросса, например, на гимнастику. Упражнение выполняется так. Начиная движение, сразу же стремитесь к форсированному выдоху, используя всю силу мышц брюшного пресса и, делая 3–4 шага, доведите выдох до предела. Остановитесь. Стоя в легком наклоне вперед, сделайте животом вдох и сразу же глухо кашляните (животом). Вдох и кашель повторите еще 1–2 раза. Затем продолжайте ходьбу.

[toggle title=»Методические замечания (нажмите на плюсик)«] [notice]Выжимания лежа и стоя лучше делать после массажа грудной клетки – в этом случае эффективность дренажа будет наибольшей. Когда вы упражняетесь с маленьким ребенком, лицо его на пределе выжимания может стать пунцовым, что не опасно, но сверхдлительность процедуры может и напугать его и вызвать капризы. Поэтому не стремитесь сразу к рекордам, лучше опытным путем найти золотую середину. Нужно быть готовым и к тому, что слабый ребенок никак не сможет при выжимании лежа выпятить живот на вдохе – это доступно человеку только с сильной диафрагмальной мышцей, поэтому, как только закончите выжимание, подхватите ребенка под затылок и переведите его в положение сидя в глубоком наклоне. И сразу же давайте команды: «Раздувай живот!», «Кашляй животом!» И сами над его ухом глухо кашляйте – подавайте ему пример! Именно таким способом можно научить диафрагмальному кашлю малыша.
Если у взрослого или у ребенка постарше мокроты мало, то и кашлять можно лежа, но когда мокрота обильная, то обязательно нужно сесть.
Приступив к выжиманиям больного, у которого с трудом выходят из бронхов слизистые пробки, после 3-б напряжений делайте паузу и используйте ее для массажа грудной клетки (приемы «гусеничка», «плечо – шея», «тесто», похлопывание, выкручивание).
Если у больного имеется к тому же еще и бронхиальная астма, то дренаж, проделанный описанным способом, доступен далеко не каждому, так как внезапное отхождение мокроты или продвижение отторгнутой пробки по ходу бронха иногда затрудняет дыхание и может испугать. Но и эта проблема разрешима с помощью специальных приемов, о которых и пойдет речь.[/notice] [/toggle]

Физические приемы направленные на дренаж бронхов и купирование удушья у страдающих бронхиальной астмой

Во многих случаях достаточно владеть выжиманиями стоя и лежа, чтобы в комплексе с ледяной водой, массажем достичь желанной цели. Но нередко бывает и так, что больной измучен и мгновенно впадает в жестокий бронхоспазм при малейшем физическом напряжении. И тогда остается прибегнуть к самому щадящему варианту – выжиманию сидя в определенном положении.
и. п. – сидя, глубоко наклонившись вперед (округлив спину), ноги согнуты в коленях под прямым углом и разведены, руки расслаблены и опущены между бедер, голова опущена на грудь, глаза закрыты или взгляд направлен на живот (см. рис. 7). Если прием выполняет ребенок, один из родителей находится сзади него и подает команды: «Выдохни подольше!», «Теперь раздуй живот маленьким-маленьким вдохом!», «Кашляни глухо-глухо животом!» – и сам в этот момент показывает, как надо правильно кашлять. После максимум двух выжиманий нужно проделать массаж грудной клетки (4–5 мин), затем снова должны следовать два выжимания и т. д.

P.S. Друзья, если вы хотите получить все, что здесь опубликовано и касается массажа для детей и дыхательной гимнастики, в одном файле к себе на e-mail, оформите подписку на БЕСПЛАТНЫЙ курс «12 причин нарушения здоровья детей» и данный материал придет к вам в одном из писем в качестве подарка!

Оформить подписку можно ЗДЕСЬ

Рекомендую к прочтению очень важную статью про ИММУНИТЕТ с интересными видеозаписями.

[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button]

Карту сайта и ссылки на самые интересные статьи вы можете найти на главной странице сайта

Связаться со мной: e-mail olga.rybkovskaya@gmail.com, Skype Olga_Rybkovskaya

Если статья показалась вам интересной, жмите на кнопки социальных сетей, делитесь информацией с друзьями. Спасибо!

источник