Меню Рубрики

Медицинский уход за детьми с бронхиальной астмой

Исследование форм, распространенности, факторов риска и развития бронхиальной астмы. Изучение особенностей течения заболевания у детей. Методы профилактики, диагностики и способы лечения. Роль медицинской сестры в уходе за детьми с бронхиальной астмой.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной»

на тему: «Принципы сестринского ухода за детьми с бронхиальной астмой»

1. Теоретическое обоснование бронхиальной астмы

1.1 Понятие бронхиальная астма

1.2 Роль медицинской сестры в уходе за детьми с бронхиальной астмой

Список используемой литературы

Бронхиальная астма у детей — заболевание, развивающееся на основе хронического аллергического воспаления бронхов, их гиперреактивности и характеризующееся периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов.

В последнее время, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост заболеваний дыхательной системы у детей. Такой подъем заболеваемости связан в первую очередь с постоянно увеличивающейся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения (прежде всего за счет продуктов бытовой химии). Среди болезней дыхательной системы особую актуальность имеет бронхиальная астма, которая принадлежит к числу распространенных аллергических болезней в детском возрасте. Во всем мире, в том числе и в России, отмечается тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой детей и ее более тяжелому течению. По статистике, астмой в России страдает около 10% взрослого населения и 15% детей. По некоторым данным, количество заболевших бронхиальной астмой, за последние 25 лет увеличилось в 2 раза. ЦЕЛЬ: выявить на теоретическом уровне современное состояние бронхиальной астмы у детей и особенности лечения.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть термин бронхиальная астма, формы, распространенность, факторы риска, развитие заболевания

2. Изучить особенности течения бронхиальной астмы у детей, методы профилактики, диагностики, а так же способы лечения.

Объект исследования: бронхиальная астма.

1. Теоретическое обоснование бронхиальной астмы

1.1 Понятие бронхиальная астма

Бронхиальная астма (БА) — это заболевание, которое начавшись у детей, часто продолжается в зрелом возрасте, становясь причиной инвалидности, а иногда и драматичных исходов. У детей раннего возраста БА в силу их анатомо-физиологических особенностей имеет своеобразные клинические симптомы и представляет значительные трудности как для диагностики, так и терапии. В клинической практике диагноз бронхиальной астмы в этом возрасте устанавливают не всегда своевременно.

Выделяют три степени тяжести бронхиальной астмы:

При решении вопроса о тяжести бронхиальной астмы необходимо учитывать:

* анамнез заболевания (частота, тяжесть, длительность приступов удушья и их эквивалентов, эффективность; лечебных препаратов и процедур);

* данные физикального обследования;

* данные инструментального обследования;

* результаты лабораторного обследования

1. Легкая степень: характеризуется редкими приступами (реже 1 раза в месяц), сравнительно быстро исчезающими в результате лечения. В периоде ремиссии общее состояние не страдает, показатели внешнего дыхания колеблются в пределах возрастной нормы. Показатели функции внешнего дыхания 80% и более.

2. Среднетяжелая степень: приступы удушья повторяются 3-4 раза в месяц. Протекают с выраженными нарушениями функции дыхания и кровообращения: тахипное, тахикардия, приглушение тонов сердца, отчетливо регистрируется колебание максимального АД во время дыхательного цикла — его повышение во время выдоха и снижение при вдохе. Показатели функции внешнего дыхания составляют

3. Тяжелая степень: характеризуется частыми (несколько раз в неделю) приступами удушья, возникающими на фоне выраженного вздутия легких, одышки и тахикардии.

Пациенты принимают вынужденное положение.

Кожные покровы бледно-серого цвета, выражен периоральный цианоз, цианоз губ, ушных раковин, кистей рук.

Кашель малопродуктивный, выдох шумный, продолжительный, появляется втяжение грудной клетки во время вдоха, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура.

Показатели функции внешнего дыхания составляют менее 60% (таблица.).

бронхиальный астма медицинский сестра

«Таблица» — Критерии тяжести бронхиальной астмы

Несколько раз в неделю или ежедневно

Клиническая характеристика приступов

Эпизодические быстро исчезающие, легкие

Отчетливые нарушения функций внешнего дыхания

Постоянное наличие симптомов, астматические состояния

Переносимость физической нагрузки и нарушение сна

Суточные колебания бронхопроходимости

Характеристика периодов ремиссии

Симптомы отсутствуют, нормальная функция внешнего дыхания

Неполная клинико-функциональная ремиссия

Неполная клинико-функциональная ремиссия (дыхательная недостаточность разной степени выраженности)

Длительность периодов ремиссий

Возможно отставание и дисгармоничность

Способ купирования приступов

Спонтанно или однократный прием ингаляционных бронхолитиков

Бронхолитиками (в ингаляциях и парентерально), по показаниям кортикостероидами (парентерально

Бронхоспазмолитиками парентерально, в сочетании кортикостероидами в условиях стационара

Базисная противовоспалительная терапия

Кромогликат натрия 4 разав сутки или недокромил натрия 2 раза в сутки

Кромогликат натрия 4 раза в сутки или недокромил натрия 2-4 раза в сутки при неэффективности через 6-8 недель замена на ингаляционные кортикостероиды

Ингаляционные и системные кортикостероиды

Сведения, полученные в рамках эпидемиологического исследования по программе ISAAC(International Study of Asthma and Allergy in Childhood), проведенного в России, демонстрируют, что распространенность симптомов БА сопоставима в разных регионах РФ: данный показатель в детской популяции составляет в Москве 16,9%, в Иркутске -10,6%, в Новосибирске — 11,1%, в Томске — 11,4%. В отличие от этого частота диагнозов, установленных в учреждениях практического здравоохранения, значительно ниже. Так, симптомы астмы (в среднем по РФ) зарегистрированы у 9,7% опрошенных, а диагноз был установлен лишь у 3,75% детей.

По данным исследователей [Coultas D.B. и Samet J.M., 1993], распространенность астмы варьирует в популяции в зависимости от половозрастных характеристик. Установлено, что в раннем возрасте чаще болеют мальчики, чем девочки (6% по сравнению с 3,7%), однако в пубертатном периоде частота заболеваний становится одинаковой у лиц обоего пола. Более высокая распространенность БА у детей характерна для экологически неблагополучных промышленных районов городов. У жителей города чаще регистрируют БА, чем у жителей села (7,1 и 5,7% соответственно). В исследованиях, выполненных в разных странах, показана большая распространенность БА в регионах с влажным и теплым климатом и меньшая частота болезни в высокогорных районах, что связано с различным уровнем насыщенности воздуха аэроаллергенами. Несмотря на множество существующих гипотез, ни одна из них не объясняет в полной мере рост БА и аллергических заболеваний во всем мире.

Развитие бронхиальной астмы связано с комплексным воздействием внутренних и внешних факторов:

· внутренние (врожденные) факторы обусловливают генетическую предрасположенность человека к возникновению бронхиальной астмы, атопии, гиперреактивности бронхов и на сегодняшний день остаются неуправляемыми;

· внешние факторы многочисленны и управляемы, непосредственно запускают манифестацию бронхиальной астмы или вызывают ее обострение. К числу основных из них относят воздействие аллергенов, преимущественно вирусных инфекций, диету, курение, социально-экономический статус семьи;

· наиболее частым фактором, ответственным за начало и обострение бронхиальной астмы у детей, является воздействие аллергенов и респираторных инфекций.

Причинами развития бронхиальной астмы могут быть шерсть, перхоть, слюна разнообразных животных (кошек, собак, морских свинок, хомячков и других грызунов). Кошачий аллерген, содержащийся в слюне, шерсти или перхоти, наиболее мощный из всех аллергенов и обладает исключительной стабильностью и способностью глубоко проникать в легкие. Он длительно сохраняется в окружающей среде, даже после того как кошку удаляют из дома. Аллергены собаки (из шерсти, слюны и перхоти) способны сохранять высокий уровень на протяжении нескольких месяцев, даже после удаления собаки из дома. Распространенными причинами развития приступов удушья являются также перхоть лошади, сухой корм для аквариумных рыбок, а также насекомые, особенно тараканы.

Серьезной причиной развития бронхиальной астмы могут быть споры плесени, содержащиеся в воздухе, кондиционерах, а также в сырых темных помещениях (подвалах, гаражах, ванных комнатах, душевых). Зимой, когда земля замерзает или покрывается снегом, плесень на улице перестает быть проблемой для детей-астматиков. Плесневые грибки начинают интенсивно размножаться в воздухе с начала мая, достигая пика в июле или августе и могут вызывать симптомы заболевания до первых заморозков. Плесневые грибки присутствуют во многих пищевых продуктах (выдержанные сыры, пиво, маринованные овощи, кефир, шампанское, сухофрукты, изделия из дрожжевого теста, квас, залежавшийся хлеб).

Пыльца цветущих растений у 30-40% детей, больных астмой, может быть причиной развития приступов удушья.

Пик заболеваемости, как правило, приходится на апрель-май и связан с пыльцой деревьев — березы, ольхи, лещины, клена, ясеня, каштана, ивы, тополя и др.

Если симптомы бронхиальной астмы возникают в июне-августе, то их причиной является пыльца злаковых трав — тимофеевки, овсяницы, райграса, ежи сборной, мятлика. Сорные травы (лебеда, амброзия, полынь, одуванчик, крапива) вызывают симптомы астмы в летне-осенний период года.

Спектр пыльцевых аллергенов и сроки цветения меняются в зависимости от климато-географический зоны.

У многих растений пыльца настолько легкая, что разносится по воздуху и беспрепятственно попадает в дыхательные пути. Более тяжелая пыльца (например, у роз и сосен) разносится низколетающими насекомыми, т.е. она менее аллергенна, чем пыльца, находящаяся в воздухе.

Предвестники протекают следующим образом:

· изначально у малыша после ночного сна из носа начинает выделяться водянистая слизь, из-за которой ребенок часто чихает, трет нос;

· по прошествии нескольких часов начинается несильный сухой кашель;

· после обеда или после дневного сна кашель становится заметно сильнее, но уже немного влажный (у детей старше 5 лет кашель становится более влажным к окончанию астматического приступа);

· сами симптомы проявляются только через 1-2 суток, когда кашель носит приступообразный характер.

После того, как предвестники закончились, проявляются симптомы приступа.

Основные признаки бронхиальной астмы у детей первого года жизни:

· сильный сухой кашель, чаще всего происходит приступообразно сразу после сна или перед ним;

· кашель может стать меньше, если ребенку придать вертикальное положение или посадить. При возврате в горизонтальное положение кашель снова становится интенсивным;

· незадолго до приступа малыш может сильно капризничать, плакать из-за наступившей заложенности носа;

· дыхание становится прерывистым, а вдохи частыми и короткими. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух сопровождается свистом и шумом.

Дети старше года помимо вышеперечисленных признаков имеют также и следующие симптомы:

· сильное давление в груди, невозможность сделать полноценный вдох;

· при попытке дышать ртом появляется сильный сухой кашель;

· зуд, кожные высыпания или слезотечение — нетипичные признаки астмы;

· длительный сухой кашель без отделения мокроты;

· приступы кашля начинаются при одних и тех же условиях (домашнее животное рядом, использование каких-либо красок, на улице или сразу по приходу домой, посещение библиотеки, наличие свежего букета цветов дома и т.д.).

Профилактика. Первичная профилактика бронхиальной астмы должна проводиться детям группы высокого риска. К ним относятся дети с наследственным предрасположением к аллергическим реакциям и заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезням органов дыхания, а также дети, в анамнезе которых имеют место указания на наличие атопического дерматита, повторные эпизоды крупа, бронхообструктивного синдрома при ОРВИ.

Мерами профилактики бронхиальной астмы являются:

— устранение профессиональных вредностей у матери во время беременности;

— прекращение курения во время беременности;

— рациональное питание беременной, кормящей женщины с ограничением продуктов, обладающих высокой аллергенной и гистаминлибераторной активностью;

— предупреждение острых респираторных вирусных инфекций у матери во время беременности и у ребенка;

— ограничение лекарственного лечения во время беременности строгими показаниями;

— уменьшение экспозиции ребенка к аэроаллергенам жилищ;

— прекращение пассивного курения;

— использование методов физического оздоровления, закаливания детей; — уменьшение контакта детей с химическими агентами в быту;

— благополучная экологическая обстановка.

Целью вторичной профилактики являются все предпринятые меры предосторожности, которые будут направлены на недопущение развития осложнений данного заболевания, а также на предотвращение острых приступов удушья у людей, которые уже болеют или болели раннее. А также и тех, чьи родственники уже болели бронхиальной астмой, и тех, у которых имеются различные аллергические заболевания, такие как атопический дерматит, пищевая аллергия, экзема и др.

В первую очередь им будет назначено профилактическое лечение с помощью противоаллергических (антигистаминных) препаратов, которые могут быть использованы также в целях десенсибилизации организма в целом. А вообще, человек, болеющий бронхиальной астмой, должен четко знать свой диагноз, потому что именно своевременная диагностика заболевания и его терапия может привести к хорошему результату и избежать прогрессирования болезни в дальнейшем.

Клиническая диагностика бронхиальной астмы у детей базируется на выявлении таких симптомов, характерных для данного заболевания, как эпизодическая экспираторная одышка, свистящие хрипы, чувство сдавления в груди, кашель.

Одышка носит, как правило, экспираторный характер с участием вспомогательной мускулатуры. Кашель имеет приступообразный характер, иногда с отхождением густой, вязкой мокроты.

Лечение бронхиальной астмы и наблюдение за ее течением у детей проводится в амбулаторных условиях педиатром, а при необходимости пульмонологом и аллергологом.

Основные принципы лечения бронхиальной астмы.

1. Определение и исключение воздействия аллергезирующих факторов.

2. Ликвидация или уменьшение клинических проявлений заболевания.

3.Уменьшение частоты и выраженности обострений.

4.Нормализация или улучшение показателей функции внешнего дыхания.

5.Восстановление и поддержание жизненной активности, в том числе переносимости физических нагрузок.

6.Выбор адекватной терапии.

7.Отмена или снижение потребности в бронхолитической терапии.

8.Предотвращение побочных эффектов лекарственной терапии.

9. Обучение пациентов умению управлять своим состоянием.

11.Предотвращение развития угрожающих жизни состояний и летальных исходов.

1.2 Роль медицинской сестры в уходе за детьми с бронхиальной астмой

Цель первичной профилактики состоит в предотвращении возникновения астмы. Цели вторичной профилактики состоят в предотвращении приступов астмы у тех, кто уже имеет заболевание, и предупреждении ухудшения состояния и смерти больных от астмы.

Первичная профилактика бронхиальной астмы должна проводиться людям (прежде всего детям) группы высокого риска. К ним относятся дети:

· с наследственным предрасположением к аллергическим реакциям и заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезням органов дыхания

· с признаками атопического дерматита

· с повторными эпизодами крупа

· с признаками бронхообструктивного синдрома при ОРВИ.

К ним относятся следующие люди:

· с наследственным предрасположением к аллергическим реакциям и заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезням органов дыхания,

· с признаками атопического дерматита,

· с повторными эпизодами крупа,

· с признаками бронхообструктивного синдрома при ОРВИ.

Мерами первичной профилактики бронхиальной астмы являются:

· устранение профессиональных вредностей у матери во время беременности;

· прекращение курения во время беременности;

· рациональное питание беременной, кормящей женщины с ограничением продуктов, обладающих высокой аллергенной и гистаминлибераторной активностью;

Читайте также:  Входит ли бронхиальная астма в статус инвалидности

· предупреждение острых респираторных вирусных инфекций у матери во время беременности и у ребенка;

· ограничение лекарственного лечения во время беременности строгими показаниями;

· уменьшение экспозиции к аэроаллергенам жилищ;

· прекращение пассивного курения;

· использование методов физического оздоровления, закаливания;

· уменьшение контакта с химическими агентами в быту;

· благополучная экологическая обстановка.

Вторичная профилактика обострений бронхиальной астмы строится на основе:

· борьбы с хронической легочной инфекцией, синуситами и др.,

· устранения контакта с аллергеном. В случае бытовой астмы, необходимо как можно чаще проводить влажную уборку помещений, где находится больной, удалить все коллекторы пыли (ковры, паласы, старую мебель), исключить его контакт с комнатными растениями, домашними животными и др., вызывающими приступы удушья. Также рекомендуется регулярное проветривание постельных принадлежностей на открытом воздухе в солнечную жаркую или морозную погоду. В квартирах больных бронхиальной астмой не рекомендуется содержать аквариумы, поскольку сухой корм для рыб (дафнии) обладает выраженной аллергенной активностью. У больных с выявленной чувствительностью к аллергенам пера птиц рекомендуется в качестве набивного материала в подушках использовать синтепон или аналогичные искусственные материалы. В связи с тем, что грибковая бронхиальная астма чаще всего вызывается сенсибилизацией к плесневым грибам, весьма важным в системе мер профилактики обострений этого клинического варианта астмы является устранение избыточной влажности и очагов плесени в жилых помещениях. У больных пыльцевой бронхиальной астмой уменьшение контакта с пыльцой причинно-значимых растений можно достичь путем ограничения прогулок, кондиционирования воздуха жилых помещений, а в случаях тяжелого течения пыльцевой бронхиальной астмы — путем временного переезда в климатические зоны, где период цветения причинно-значимых растений завершился или еще не начался. Из питания больных бронхиальной астмой должны быть исключены пищевые продукты, являющимися доказанной причиной обострения болезни. Подлежат полному исключению из применения лекарственные препараты, использование которых вызывало приступы удушья или другие аллергические проявления.

· проведения общего закаливание организма (сон на открытом воздухе круглый год). Необходимо использовать комплекс мер по снижению заболеваемости ОРВИ. У больных с тяжелой астмой при первых симптомах ОРВИ необходимо начать применение бронхолитических препаратов продолжить кортикостероиды.

· дыхательной гимнастики (поверхностное дыхание по Бутсйко, пародоксальная гимнастика Стрельниковой, использование небуляторов и др.),

· процедур по иглоукалыванию,

· исключение из рациона крепких алкогольных напитков ,

· полного отказа от курения.

Многочисленные связи соединяют человека с окружающей природой. По своей направленности и содержанию эпидемиологический анамнез приобретает не только клиническое, но одновременно и профилактическое значение. Продуманный и умело собранный, достоверный и своевременный анамнез не только облегчает распознавание болезни, но и становится своего рода контролем за состоянием окружающей обстановки, сигналом ее неблагополучия. Оздоровление окружающей среды — важнейшая государственная задача, одно из решающих условий для дальнейшего снижения инфекционной заболеваемости За последние годы в большинстве развитых стран отмечается рост распространённости и смертности, связанных с бронхиальной астмой (БА), несмотря на неуклонное увеличение числа аллергологов, пульмонологов, значительное увеличение числа выпускаемых разнообразных противоастматических и диагностических средств. Всё это явно свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы помощи. В данной ситуации приоритетным становится лечение больных БА в амбулаторных условиях с диспансерным их ведением и использованием дневных стационаров для лечения обострений. При этом большая роль в лечении и эффективном диспансерном наблюдении отводится участковым терапевтам. Поэтому столь актуальна проблема обучения этих врачей, в том числе и на данном цикле (поликлиническое обучение). Узким же специалистам отведена роль консультантов и лечение наиболее тяжёлых больных. Медицинская сестра активно участвует в процессе. Она контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет разъяснительную работу, убеждая их проходить необходимые курсы лечения, проводит санитарное просвещение.

Согласно данным эпидемиологических обследований в России наблюдается значительный рост заболеваний дыхательной системы у детей. Особую актуальность среди болезней дыхательной системы имеет бронхиальная астма, которая имеет тенденцию к увеличению. По статистике, астмой в России страдает около 10% взрослого населения и 15% детей. По некоторым данным, количество заболевших бронхиальной астмой, за последние 25 лет увеличилось в 2 раза.

Подъем заболеваемости связан в первую очередь с постоянно увеличивающейся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения.

Отмечается тенденция к более тяжелому течению бронхиальной астмы у детей.

У детей раннего возраста БА в силу их анатомо-физиологических особенностей имеет своеобразные клинические симптомы и представляет значительные трудности, как для диагностики, так и терапии. В клинической практике диагноз бронхиальной астмы в этом возрасте устанавливают не всегда своевременно.

Предпочтение, по возможности, при лечении детей с бронхиальной астмой следует отдать ингаляционным формам введения препаратов, позволяющим получить быстрый эффект и уменьшить общее воздействие на организм ребенка.

Список используемой литературы

1. Мельникова, И.Ю.Детские болезни [Текст]: учебник для студентов мед.вузов: в 2 т. + CD / И.Ю. Мельникова.- М.: ГЭОТАРМЕДИА,2009.-Т.1-672 с., Т.2- 609 с.

2. Александр Баранов, Детские болезни; Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. ГЭОТАР-Медиа 2012. — 1040 стр.

3. Князев, Ю.А., Никберг. И.И. Бронхиальная астма/ Ю.А. Князев, И.И Никберг. — М.: медицина, 2003.-237с.

4. Иванов, С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой./ С. М. Иванов — М.: Медицина, 2004.- 134.

5. Мухина, С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» / С.А. Мухина, И.И Тарновская. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2009. — 512 с.

6. Геппе Н.?А., Малышев B.?C., Лисицын М.?Н., Селиверстова Н.?А., Поденова Т.?А. Бронхофонография в комплексной диагностике бронхиальной астмы у детей //Пульмонология. 2002, № 5, с. 33-39

Возникновение бронхиальной астмы у детей. Наследственность в происхождении бронхиальной астмы. Клиническая картина и схемы оценки статуса больного с бронхиальной астмой. Анализ заболеваемости бронхиальной астмой у детей ММУ ГП№ 9 ДПО-3 (участок 23).

реферат [122,9 K], добавлен 15.07.2010

Факторы риска развития, триггеры бронхиальной астмы. Участие медицинской сестры в диагностике заболевания. Использование небулайзеров в лечении. Пикфлоуметрия и обучение пациента самоконтролю. Благоприятное воздействие спелеокамер, противопоказания.

дипломная работа [185,3 K], добавлен 27.06.2014

Рост заболеваемости бронхиальной астмой у взрослых и у детей раннего возраста в ХХ веке. Причины аллергического воспаления в бронхах: ингаляционные аллергены, инфекционные заболевания органов дыхания. Применение фитотерапии для лечения бронхиальной астмы.

реферат [23,9 K], добавлен 28.12.2012

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Характеристика методов лечения больных бронхиальной астмой: этиотропная терапия, неспецифическая десенсибилизация, гистаминофизиотерапия и акупунктура. Особенности профилактики бронхиальной астмы, которая должна быть построена по принципу диспансеризации.

реферат [21,1 K], добавлен 17.04.2010

Описание бронхиальной астмы, факторы её возникновения. Влияние физических упражнений на состояние детей, страдающих бронхиальной астмой. Схема дыхательных и гимнастических упражнений, тренировки в период ремиссии и противопоказания при занятиях.

реферат [31,1 K], добавлен 29.11.2012

История исследования заболевания бронхиальной астмой. Этиология бронхиальной астмы и ее аллергическая природа. Патоморфологические изменения у больных. Роль инфекции в патогенезе бронхиальной астмы. Клинические наблюдения психогенной бронхиальной астмы.

реферат [17,8 K], добавлен 15.04.2010

Особенности атопической бронхиальной астмы в сочетании с сенсибилизацией к промышленным и бактериальным аллергенам. Сенсибилизация организма в основе аллергического повреждения бронхиального дерева. Физические методы лечения больных бронхиальной астмой.

реферат [45,4 K], добавлен 17.06.2011

Этиология и клинические проявления бронхиальной астмы. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной гимнастики и массажа у детей, больных бронхиальной астмой. Физическая реабилитация больных астмой и пневмонией на санаторно-курортном этапе.

реферат [61,7 K], добавлен 11.01.2015

Клиническая картина и стадии заболевания. Одышка, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке как основные симптомы бронхиальной астмы. Порядок действий медицинской сестры во время лечения бронхиальной астмы вне приступа и при приступе.

презентация [562,3 K], добавлен 28.12.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«КОВРОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Е. И. Смирнова»
Специальность 34.02.01«Сестринское дело»
КУРСОВАЯ РАБОТА
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ
ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК.02.01. Осуществление сестринского ухода в педиатрии.
Выполнил:
студент 2 курса 21 М группы Тулаева Елизавета Максимовна
Руководитель:
преподаватель: Зулунова Гулбахор Турсуновна
Допущен (а):_____ ___________
(дата) (подпись)
Защитил (а): _______ ________ ____________
(оценка) (дата) (подпись)

Ковров
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Сестринский уход при бронхиальной астме у детей
1.1 Клиническая картина бронхиальной астмы у детей
1.2 Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей
1.3 Осложнение бронхиальной астмы у детей
1.4 Особенности лечения бронхиальной астмы у детей
1.5 Диета при бронхиальной астме у пациентов детского возраста
1.6 Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей
1.7 Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у детей
1.8 Рекомендации родителям детей болеющих бронхиальной астмой
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
3
6
10
11
13
17
18
19
21
24
25
28
29

ВВЕДЕНИЕ
Бронхиальная астма – проблема мирового масштаба. От этого серьезного заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ может возникнуть в любом возрасте.
За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более тяжелому течению. Большинство медицинских работников, так или иначе имеют дело с больными бронхиальной астмы.
Бронхиальная астма у детей обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки бронхиальной астмы могут исчезнуть.
Бронхиальная астма является после абструктивной болезни легких второй по распространенности болезнью системы дыхания у человека. В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой.
В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей.
Необходимо подчеркнуть, что эти программы ВОЗ оказались одними из наиболее эффективных. В настоящее время она используется как позитивная модель в решении вопросов профилактики и лечения и других заболеваний, и не только системы дыхания.
Эта инициатива ВОЗ исходила из того факта, что бронхиальная астма является нарастающей проблемой. За исторически очень короткий отрезок времени эта болезнь вошла в число наиболее часто регистрируемых хронических заболеваний у детского возраста.
Актуальность исследования бронхиальная астма — заболевание, характеризующееся обратимой обструкцией дыхательных путей, вызванной их воспалением и гиперреактивностью. Бронхиальная астма является наиболее распространенным во всем мире заболеванием, представляющим значительную социальную проблему, как для детей, так и для взрослых. Чаще ею болеют мальчики, нежели девочки (6% по сравнению с 3,7%), однако с наступлением пубертатного периода распространенность заболевания становится одинаковой у обоих полов. Бронхиальная астма возникает во всех странах, независимо от уровня развития, но ее распространённость различается между популяциями даже внутри одной страны. Бронхиальную астму чаще наблюдают у городских жителей, чем у сельских. За последние 20 лет распространенность этого заболевания заметно возросла, особенно среди детей. Это заболевание, начавшись у детей, в большинстве случаев продолжается у взрослых, являясь причиной профессиональных ограничений, инвалидности, а в ряде случаев и смертельных исходов. Высокая распространенность и социально-экономическое влияние бронхиальной астмы на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при бронхиальной астме у детей является актуальным.
Знание особенностей течения бронхиальной астмы у детей позволит предупредить развитие заболевания у взрослых, что уменьшит осложнение и летальный исход.
Цель исследования: проанализировать роль медицинской сестры при уходе за детьми с бронхиальной астмой.
Задачи исследования:
1)Ознакомиться с основными этиологическими признаками развития бронхиальной астмы у детей;
2) Изучить патогенез заболевания детей с бронхиальной астмой;
3)Рассмотреть диагностику заболевания бронхиальной астмы у детей;
4)Изучить осложнения болезни бронхиальной астмы у детей;
5)Проанализировать работу медицинской сестры при уходе за детьми с бронхиальной астмой;
6) Рассмотреть роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у детей
Объект исследования: медицинская помощь при бронхиальной астме у детей.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в уходе за пациентами детского возраста, страдающими бронхиальной астмой
Методы исследования:
Обзор источников литературы по теме исследования
Работа в сети интернет
Практическая значимость: Результаты данной работы направлены на практическое применение полученной информации в профессиональной деятельности медицинской сестры с целью грамотной организации сестринского ухода за детьми, страдающими бронхиальной астмой.

1 Сестринский уход при бронхиальной астме у детей
1.1.Особенности клинических проявлений бронхиальной астмы в детском возрасте
Бронхиальная астма — это заболевание, при котором повышается возбудимость и реактивность бронхов, что приводит к их отеку и спазму, и в результате возникает затруднение дыхания. Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы и начинаются с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой. Появляется одышка, для которой характерен затрудненный выдох. В легких прослушиваются разнообразные сухие и влажные хрипы.
У больного ребенка синеют губы, он принимает вынужденную позу, пытаясь облегчить свое состояние, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы. Такими симптомами характеризуется развернутый приступ бронхиальной астмы.
Преобладающей формой бронхиальной астмы у детей является атопическая астма. Аллергеном чаще всего становится домашняя пыль, пыльца растений, шерсть животных. В ряде случаев бронхиальной астме сопутствует пищевая аллергия, особенно у детей первых лет жизни.
Многие дети плохо переносят низкие температуры, бытовую химию и табачный дым. Кроме того, вирусные заболевания резко повышают чувствительность бронхов к разнообразным раздражителям. Определенную роль в развитии болезни принадлежит наследственной предрасположенности.
Этиология: Развитие бронхиальной астмы у детей обусловлено генетической предрасположенностью и факторами окружающей среды. Выделяют три основные группы факторов, способствующих развитию заболевания.
Предрасполагающие (отягощенная аллергическими заболеваниями наследственность, атопия, бронхиальная гиперреактивность).
Причинные, или сенсибилизирующие (аллергены, вирусные инфекции, лекарственные средства).
Вызывающие обострение (так называемые триггеры), стимулирующие воспаление в бронхах или провоцирующие развитие острого бронхоспазма (аллергены, вирусные и бактериальные инфекции, холодный воздух, табачный дым, эмоциональный стресс, физическая нагрузка, метеорологические факторы и др.).
Сенсибилизацию дыхательных путей вызывают ингаляционные аллергены (бытовые, эпидермальные, грибковые, пыльцевые). Один из источников аллергенов — домашние животные (слюна, выделения, шерсть, роговые чешуйки, опущенный эпителий). Пыльцевую бронхиальную астму вызывают аллергены цветущих деревьев, кустарников, злаковых. У некоторых детей приступы удушья могут быть обусловлены различными лекарственными средствами (например, антибиотиками, особенно пенициллинового ряда, сульфаниламидами, витаминами, ацетилсалициловой кислотой). Несомненна роль сенсибилизации к промышленным аллергенам. Кроме прямого воздействия на органы дыхания техногенное загрязнение атмосферного воздуха может усиливать иммуногенность пыльцы и других аллергенов. Нередко первым фактором, провоцирующим обструктивный синдром, становятся ОРВИ (парагрипп, респираторно-синцитиальная и риновирусная инфекции, грипп и др.)
Патогенез: По современной концепции патогенез бронхиальная астма представляется как особый воспалительный процесс в бронхиальной стенке, который вызывает развитие бронхиальной обструкции и гиперреактивности (повышенная чувствительность бронхиального дерева к стимулам, индифферентным для здоровых лиц). Из числа многих клеток, принимающих участие в процессе воспаления и развития гиперреактивности бронхов, решающая роль, принадлежит тучным клеткам, эозинофилам и Т-лимфоцитам.
В патогенезе бронхиальной астмы принято выделять три стадии патологического процесса:
иммунологическую— происходит сенсибилизация, выработка антител и встреча антигена с антителом;
патохимическую , характеризующуюся выделением из тучных клеток биологически активных веществ — медиаторов аллергического воспаления — гистамина, серотонина, ацетилхолина и др.
активность медиаторов аллергического воспаления обусловливает третью стадию иммунологической реакции — патофизиологическую.
Воспалительный процесс формирует четыре механизма бронхиальной обструкции:
1) острая бронхоконстрикция (вследствие спазма гладких мышц);
2) подострая (вследствие отека слизистой дыхательных путей);
3) хроническое формирование слизистых пробок, которые обтурируют периферические бронхи;
4) необратимая перестройка бронхиальной стенки.
Морфологически обнаруживают признаки эмфиземы, обтурацию бронхов слизистыми или слизисто-гнойными пробкам, тотальный бронхоспазм [2].
Особенности развития клинической картины у детей:
При подозрении на астму обратите внимание на следующие признаки:
• Сильный кашель во время сна или после физических нагрузок.
• Хрипы в легких, свистящее дыхание, затрудненный выдох.
• Одышка после занятий спортом.
• Жалобы на стеснение в груди, нехватку воздуха.
Острые заболевания дыхательных путей (например, бронхит) могут сопровождаться хрипами и даже затруднением дыхания, поэтому иногда непросто поставить правильный диагноз.
Врачу понадобится некоторое время для обследования и установления диагноза. В этот период вас могут попросить записывать симптомы, которые появляются у вашего малыша, и следить за их развитием. Необходимо будет указывать, что в том или ином случае явилось провокацией для их возникновения.
Во время приступа клиническая картина выглядит очень характерно. Для выявления значимых аллергенов в межприступном периоде делают кожные пробы или определяют специфические антитела (Ig E) в анализе крови.
Основные симптомы приступа бронхиальной астмы — одышка, чувство нехватки воздуха, свистящее дыхание, приступообразный кашель с тягучей прозрачной мокротой (мокрота отходит тяжело), экспираторная одышка, вздутие грудной клетки, в наиболее тяжёлых случаях — удушье.
У детей раннего возраста эквивалентами приступа бронхиальной астмы могут быть эпизоды кашля ночью или в предутренние часы, от которых ребёнок просыпается, а также затяжной повторный обструктивный синдром с положительным эффектом бронхолитиков. Бронхиальная астма у детей нередко сочетается с аллергическим ринитом (сезонным или круглогодичным) и атопическим дерматитом.
Следует учитывать, что при обследовании больного аускультативных изменений может и не быть. Вне приступа при спокойном дыхании хрипы выслушивают лишь у небольшой части больных.
Тяжёлый приступ сопровождается выраженной одышкой (ребёнок с трудом говорит, не может есть) с ЧДД более 50 в минуту (более 40 в минуту у детей старше 5 лет), ЧСС более 140 в минуту (более 120 в минуту после 5 лет), парадоксальным пульсом, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (у грудных детей эквивалент участия вспомогательной мускулатуры — раздувание крыльев носа во время вдоха). Положение ребёнка в момент астматического приступа вынужденное (ортопноэ, нежелание лежать).
Отмечают набухание шейных вен. Кожные покровы бледные, возможны цианоз носогубного треугольника и акроцианоз. Аускультативно выявляют свистящие сухие хрипы по всем полям лёгких, у детей раннего возраста нередко бывают разнокалиберные влажные хрипы (так называемая «влажная астма»). Пиковая объёмная скорость выдоха (ПОС) составляет менее 50% возрастной нормы. К признакам, угрожающим жизни, относят цианоз, ослабление дыхания или «немое» лёгкое, ПОС менее 35%.
Тяжесть течения астмы (лёгкая, среднетяжелая, тяжёлая) оценивают исходя из клинических симптомов, частоты приступов удушья, потребности в бронхолитических препаратах и объективной оценки проходимости дыхательных путей.
Клиническая классификация бронхиальной астмы
Лёгкая:
Симптомы появляются реже I раза в месяц, короткие приступы (часы-дни)
Ночные симптомы возникают редко или отсутствуют
ПОС или ОФВ, >80% должного
Вариабельность ПОС 20-30%
Среднетяжелая:
Симптомы появляются 3-4 раза в месяц
Ночные симптомы 2-3 раза в неделю
ПОС или ОФВ, >60% и 30%
Тяжёлая:
Симптомы появляются несколько раз в неделю, тяжёлые приступы, астматические состояния
Частые ночные симптомы
ПОС или ОФВ, 30 [9].
1.2 Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей
Способствующие факторы развития и обострения бронхиальной астмы у детей:
-аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);
-инфекция верхних дыхательных путей;
-медикаменты (аспирин, адреноблокаторы);
-факторы внешней среды (изменение погодных условий);
-генетический фактор.
В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный).
различают три формы бронхиальной астмы:
-атопическая (аллергическая);
-инфекционно-аллергическая (обязательное присутствия хронического очага инфекции);
-смешанная.
При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания. [3]
Диагностика: в общем анализе крови характерна эозинофилия. В мокроте обнаруживают пласты и гранулы эозинофилов, вытесненные из разрушенных клеток ( кристаллы Шарко- Лейдена). В крови повышен уровень иммуноглобулинов Е. Для выявления специфического аллергена в межприступный период проводят кожные пробы с аллергенами. При необходимости- провокационные пробы [1].
1.3 Осложнения бронхиальной астмы у детей
У детей, страдающих бронхиальной астмой, особенно при тяжёлом течении заболевания, могут возникать различные осложнения.
Ателектазы лёгочной ткани, возникновение которых связано с закрытием просвета спазмированных бронхов слизистой пробкой. Развитию ателектаза способствуют отёк слизистой оболочки бронхов, дискриния бронхов, неравномерность вентиляции, сопутствующий эндобронхит, а также присущая детскому возрасту узость просвета бронхов.
Ателектазы чаще возникают при бронхиальной астме у детей раннего возраста и реже у детей более старших возрастных групп, что может быть связано с увеличением просвета бронхов с возрастом. Возникают ателектазы преимущественно в средней доле правого и в верхней доле левого лёгкого, в переднем и язычковом сегментах, но могут развиваться сразу в обоих лёгких. У наблюдаемых нами детей с тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы констатировалось в 15% случаев.
Возникновение ателектазов лёгочной ткани происходит в периоде обострения бронхиальной астмы и сопровождается усилением одышки, в лёгких обнаруживаются участки ослабленного дыхания с укорочением перкуторного звука над ними.
Ателектазы лёгких у детей с бронхиальной астмой в большинстве случаев имеют благоприятный исход. Но при отсутствии надлежащего лечения при несвоевременном распознавании инфицированных бронхоэктазов последние могут быть причиной формирования пнвмосклероза и бронхоэктазов.
В редких случаях при бронхиальной астме у детей может возникнуть пневмоторакс, развитие которого обусловлено разрывом эмфизематозной лёгочной ткани на высоте тяжёлого астматического приступа.
При этом значительно ухудшается общее состояние больного, появляется резкая боль в грудной клетке, усиливается одышка и цианоз, отмечается значительное снижение артериального давления, обнаруживается отставание поражённое половины грудной клетки в акте дыхания, её выбухание, расширение и сглаженность межрёберных промежутков, ослабление или полное исчезновение дыхательных шумов, тимпанический звук на стороне поражения, смещение органов средостения в противоположную сторону.
У детей с тяжёлым течением бронхиальной астмы, особенно в старшем возрасте, может развиться хроническая эмфизема лёгких. Её возникновение сопровождается выраженными нарушениями лёгочных функций и деятельности сердечнососудистой системы.
Течение бронхиальной астмы у детей может осложниться хроническим неспецифическим бронхолёгочным процессом. По данным литературы у 12% детей старшего возраста, страдающих бронхиальной астмой в течение длительного времени, обнаруживаются бронхоэктазы. При тяжёлом и длительном течении бронхиальной астмы у некоторых детей старшего возраста может развиться хроническое «лёгочное сердце» и хроническая лёгочносердечная недостаточность[5].
К редким осложнениям бронхиальной астмы у детей относятся интерстициальная, медиастинальная и подкожная эмфизема, развитие которых связано с разрывом альвеол и последующим проникновением воздуха в результате повышенного внутриальвеолярного давления соответственно в интерстициальную ткань лёгких, средостение, подкожную клетчатку шеи, грудной клетки, иногда в подкожную клетчатку лица и живота. На подкожную эмфизему указывает появление крепитации воздуха в подкожной клетчатке.
Диагноз подтверждается обнаружением при рентгенографическом исследовании воздушных полостей в интерстициальной ткани лёгкого, средостении и подкожной клетчатке. Среди наблюдаемых нами детей со среднетяжёлым и тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы соответственно в 1 и 2% случаев отмечалось развитие медиастинальной эмфиземы; вместе с тем, у 2% детей с тяжёлым течением бронхиальной астмы констатировалось развитие подкожной эмфиземы в области шеи[4].
1.4 Особенности лечение бронхиальной астмы у детей
Лечение бронхиальной астмы — сложный, трудоемкий процесс, требующий комплексного и индивидуального подхода. Дозы лекарств, курс лечения, длительность приема препаратов подбирает врач.
Медикаментозное лечение. Современная традиционная медицина предлагает множество препаратов, используемых для лечения бронхиальной астмы. Условно их можно разделить на две группы:
Средства скорой помощи для снятия приступа. Эти препараты обладают бронхорасширяющим эффектом. В детской практике используют сальбутамол, венталин и беротек в виде ингаляторов, эуфиллин в таблетках или инъекциях, а также некоторые другие сильнодействующие препараты.
Профилактические препараты, снимающие аллергическое воспаление. Специалисты называют их «базисными», необходимыми. Их несколько групп: антигистаминные противоаллергические препараты (супрастин, тавегил, кларитин и др.), стабилизаторы мембран (интал, тайлед, кетотифен и др.), гормональные препараты, антибиотики и др. Они подбираются индивидуально с учетом тяжести и особенностей течения бронхиальной астмы.
К сожалению, течение бронхиальной астмы хроническое, и в большинстве случаев препараты, предлагаемые для лечения, дают временный и нестойкий результат. К тому же, проявляются побочные действия этих препаратов: привыкание, дисбактериоз, аллергические реакции, нарушение функций желудочно-кишечного тракта, печени, почек, обмена веществ, сердца, тахикардия, повышение давления и др. Бывает, что ребенок испытывает страх возникновения приступа и самовольно превышает дозу бронхорасширя-ющего препарата в десятки раз, что может спровоцировать астматический статус.
Ингаляторы. Дети болеющие бронхиальной астмой часто пользуются ингаляторами (лекарство вдыхается из баллончика-ингалятоpa). Вдыхаемый препарат может быть в виде аэрозоля (газообразное состояние вещества) или в виде мельчайшего порошка.
Ингаляционно вводятся расширяющие бронхи препараты, гормональные лекарства и др. Однако, когда больной ребенок вдыхает лекарство из баллончика-ингалятора, до его бронхов доходит всего 10-20 % лекарства. Большая часть препарата оседает в пути, на задней стенке глотки. К тому же дети, особенно маленькие, плохо понимают указания и могут неправильно и неэффективно вдыхать лекарство из баллончика.
Для улучшения процесса вдыхания препарата используют специальные приспособления: спейсеры, турбухалеры, небулайзеры, систему «легкое дыхание» и др. В детской практике их применение обязательно, так как позволяет использовать меньшие дозы, иметь меньше затрат и снизить риск развития побочных эффектов. Обычно такие приспособления можно купить в аптеке, нередко они продаются вместе с баллончиком-ингалятором или лекарством для ингаляции.
Правила выбора устройств для ингаляций:
• детям до 2-х лет лучше использовать распылители (небулайзеры) или дозированные аэрозоли со спейсером и лицевой маской;
• детям от 2-х до 5-ти лет лучше применять дозированные аэрозоли со спейсером или распылители (небулайзеры);
• спейсер должен подходить к ингалятору, его объем соответствовать легочному и увеличиваться по мере роста ребенка;
• детям старше пяти лет, испытывающим затруднения при пользовании аэрозолями, следует сочетать их со спейсером или перейти на применение дозированных аэрозолей, активированных дыханием или порошковых ингаляторов[7].
Спейсер — вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозольного лекарства. Лекарство из баллончика-ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом. Таким образом, можно сделать не один вдох, а несколько, пока большая часть лекарства не попадет в легкие. Спейсер повышает процент попадания лекарства в легкие до 30 %. Спейсер применим только для аэрозоля, но не для сухого порошка.
Небулайзер — техническое устройство, переводящее лекарство в аэрозольное облако. Пути формирования аэрозольного облака различны, в зависимости от и компрессорные (пневматические, струйные) небулайзеры.
С помощью небулайзера можно проводить длительные ингаляции аэрозолями растворов лекарственных веществ . ( См. приложение А)
Система «легкое дыхание» активируется вдохом больного ребенка. Ингалятор срабатывает автоматически на вдох пациента, поэтому не нужно координировать вдох и момент нажатия на клапан баллончика-ингалятора. Используется вместе со спейсером. Скорость выброса лекарства в системе «легкое дыхание» в 4 раза ниже, чем в обычных ингаляторах, и созданное облако аэрозоля не ударяет в заднюю стенку глотки. При этом проникновение в дыхательные пути увеличивается в 2 раза.
Фитотерапия. Фитотерапия играет положительную роль в профилактике приступов бронхиальной астмы, удлинении межприступного периода, сокращения побочных эффектов от препаратов. Этот метод прекрасно дополняет традиционное медикаментозное лечение, повышая его эффективность. ( См. приложение Б)
При кашле и одышке во время обструктивного бронхита и в период приступа бронхиальной астмы применяют растения, обладающие отхаркивающим и разжижающим мокроту действием. Это одуванчик, ромашка, зверобой, подорожник, хвощ, спорыш, тысячелистник, крапива, мать-и-мачеха, календула, корень солодки. Их можно использовать в виде отваров, настоев, сухого порошка (таблеток), припарок, примочек и др.
Ароматерапия. Эфирные масла показаны только в микродозах. Применяют эфирные масла лаванды, тимьяна, чайного дерева. Добавляют в массажное масло, растирают грудную клетку (5 капель эфирного масла на 10 мл основы) или используют аромалампу 10 минут в день.
Физиотерапевтическое лечение. В лечении используют лечебную физкультуру, дыхательную гимнастику, массаж, иглорефлексотерапию, закаливание, лечение горным воздухом, санаторно-курортное лечение (особенно полезно высокогорье с разряженным воздухом, Приэль-брусье, Кисловодск, Южный берег Крыма) и др[5].
Диспансеризация детей с бронхиальной астмой: поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием с периодами обострения и ремиссии, больные нуждаются в постоянном наблюдении.
Медикаментозное лечение также нуждается в постоянной коррекции в зависимости от тяжести болезни.
При легком и среднетяжелом течении необходимо осматриваться у пульмонолога или терапевта 2-3 раза в год, а при тяжелом – 1 раз в 1-2 месяца.
В развитии бронхиальной астмы большую роль играет аллергическая реакция на инфекционные и другие агенты, поэтому таким пациентам показаны консультации аллерголога( 1 раз в год).
При бронхиальной астме отмечаются нарушения со стороны нервной системы, поэтому желательно раз в год проходить осмотр у психотерапевта. Для санации очагов хронической инфекции нужно регулярно (не реже 1 раза в год) посещать отоларинголога и стоматолога.
Нужно 2-3 раза в год сдавать общий анализ крови и мокроты для выявления воспалительного процесса в бронхолегочной ткани.
Для определения функционального состояния дыхательной системы 2 раза в год необходимо выполнять спирографию.
1.5 Диета при бронхиальной астме у пациентов детского возраста
Главный принцип, который преследует диета, заключается в исключении из рациона питания продуктов, способных вызвать или усилить аллергию.
При бронхиальной астме у детей назначается 9 стол. ( См. приложение В)
Особенности детского диетического питания: диета, страдающего бронхиальной астмой малыша, не должна содержать продукты, в состав которых входит тирамин и гистамин. Эти вещества при аллергическом рините или другом виде аллергии усугубляют их проявления.
Наибольшее содержание гистамина и тирамином отмечается в твердых сырах, квашеной капусте, говяжьих сосисках и сардельках, рыбных консервах, копченых колбасах. Эти продукты противопоказаны больным астмой, как при ее обострении, так и в период ее ремиссии.
У детей с бронхиальной астмой, пища не должна солиться. Она готовится без использования различных усилителей вкуса и пряностей. Лук, чеснок, перец и горчица раздражают слизистую оболочку кишечника и вызывают в ней воспаление[8].
1.6 Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей
У пациента с бронхиальной астмой нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.Настоящие проблемы пациента детского возраста с бронхиальной астмой, обусловленные бронхоспазмом, отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.
Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
План ухода:
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.Мотивация: создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний. 2. Обеспечивать организацию и контроль питания.Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты, необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.Мотивация: удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений. 3. Организация досуга.Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.Мотивация: создание условий для соблюдения режима 4. Создание комфортных условий в палате.Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.Мотивация: удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания. 5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.Мотивация: удовлетворение потребности быть чистым. 6. Выполнять назначения врача.Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам пользования ингалятором, небулайзем и др., методике проведения пикфлоуметрии и ведению дневника самоконтроля. Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.Мотивация: нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний. Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов. 7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.Мотивация: контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
1.7 Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у детей
Первичная профилактика: (для предотвращения развития бронхиальной астмы):
рациональное питание женщины в период беременности;
ограничение принимаемых медикаментов в период беременности и кормлению грудью;
соблюдение гипоаллергенного режима в помещении, где находится ребенок;
исключение пассивного курения.
Вторичная профилактика: (для предупреждения обострения заболевания):
следует исключить или ограничить контакт ребенка с аллергенами в быту;
при пищевой аллергии – соблюдение соответствующей диеты;
при физической нагрузке, изменении метеоусловий применять препараты из группы бета-2-агонистов, которые рекомендует пульмонолог или аллерголог;
вакцинация детей с бронхиальной астмой проводится по заключению аллерголога и иммунолога в период стойкой ремиссии не менее 3-6 месяцев на фоне приема антигистаминных препаратов;
родители должны четко знать последовательность действий в домашней обстановке при приступе удушья до тех пор, пока ребенок не будет госпитализирован или ему не будет оказана медицинская помощь[6].
1.8 Общие рекомендации родителям детей болеющих бронхиальной астмой
Рекомендации родителям: Для того, чтобы сократить количество приступов астмы, нужно минимизировать или вообще исключить контакт ребенка с провоцирующими их аллергенами. В идеале, конечно, нужно понять, какие это вещества. Для этих целей существуют аллергические кожные пробы, можно также исследовать кровь астматика на антитела к аллергенам. Если эти исследования не доступны, то просто старайтесь следовать общим правилам безопасности. Правила эти несложные и их легко запомнить:
Как можно чаще делайте в доме влажную уборку, особенно в комнате ребенка, а также там, где он чаще всего играет
Чаще пользуйтесь домашними увлажнителями воздуха. Избавьтесь от перьевых подушек и матрасов. Поменяйте их на синтетические.
Уберите с пола все ковры, паласы и ковровые дорожки
Не покупайте и следите, чтобы ребенку не дарили мягкие игрушки.
Следите внимательно, чтобы в вашем доме не было никакой плесени, а воздух не был слишком увлажненным. Нельзя допускать, чтобы в доме заводились тараканы. Продукты жизнедеятельности этих насекомых являются сильным аллергеном, часто приводящим к развитию бронхиальной астмы или учащению ее приступов
Старайтесь избегать всяких выездов на природу в тот момент, когда начинается цветение. В особенно сложных случаях даже рекомендуется уезжать в другой регион, туда, где период цветения уже закончился.

Читайте также:  При астме как снять приступ без лекарств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретические вопросы бронхиальной астмы у детей, я пришла к заключению, что цель моей курсовой работы достигнута. В ходе работы сделаны соответствующие выводы:
Развитие бронхиальной астмы у детей обусловлено генетической предрасположенностью и факторами окружающей среды. Три основные группы факторов, способствующих развитию заболевания: Предрасполагающие, сенсибилизирующие и Вызывающие обострение (так называемые триггеры)
В развитии всех форм бронхиальной астмы важное значение имеют аллергические механизмы.
Особенности клинической картины: выраженная интоксикация и быстрое приступообразное удушье с нарушением выдоха
Осложнениями бронхиальной астмы, являются такие заболевания, как: ателектазы лёгочной ткани, пневмоторакс, эмфизема лёгких.
Сестринский уход за детьми болеющими бронхиальной астмой, направлен на то, чтобы не допустить развития осложнений, повторных приступов; ребёнок (родственники) продемонстрируют знания о заболевании, способах лечения и профилактики.
Роль медицинской сестры в профилактике заболевания бронхиальной астмой у детей: первичная (для предотвращения развития бронхиальной астмы), вторичная (для предупреждения обострения заболевания)
Осуществляя сестринский процесс, медицинская сестра должна быть коммуникабельной, чтобы выявлять нарушенные потребности и проблемы пациента, уметь оценить способность к самоуходу. При бронхиальной астме у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, четко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. В этом и заключается особенность сестринского процесса при бронхиальной астме.
Работа над курсовой помогла мне закрепить теоретические знания и применить практические умения и навыки при осуществлении сестринского процесса. Работая над ней, я получил бесценный опыт для работы по своей профессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:
1) Тульчинская, В.Д ; Соколова, Н.Г. ; Шеховцова, Н.М.Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб.пособие для колледжей и училищ/ под общей редакцией Р.Ф. Морозовой; Изд.14-е « Феникс», 2011. -252 с.
2) Соколова, Н.Г. ; Тульчинская, В.Д. Сестринское дело в педиатрии( практикум) [Текст]:учеб.пособие для колледжей и училищ/ под общей редакцией Р.Ф. Морозовой ; «Феникс» 2014. -114 с.
3) Католикова, О. С. Сестринский уход в педиатрии. МДК 02.01 сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях [Текст]:учеб.пособие для колледжей и училищ / под общей редакцией Б.В. Кабарухина ; «Феникс» 2015. — 98с.
Дополнительные источники:
4) Ненашева, Н.М. Бронхиальная астма [Текст]: Карманное руководство для практических врачей. – М.: Издательский холдинг «Атмосфера», 2011. – 96 с.
5) Соколова, Н. Г. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст] учеб.пособие для средн.профес.учреждений / З.В. Тульчинская. 7-е издание. Феникс 2010. -110 с.
6) Пушко, Л.В., Овсянников, Д.Ю. Бронхиальная астма у детей [Текст] Учебно-методическое пособие. -М.: РУДН, 2012 — 24 с
7) Овсянников, Д.Ю. Бронхиолиты у детей. [Текст] Учебно-методическое пособие/. М.: РУДН, 2011.- 34 с.
8) Баранова, А.А. Детские болезни. [Текст] М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1008 с
9) Таточенко, В.К. Болезни органов дыхания у детей. [Текст] М.: Педиатр, 2012.- 480 с.
10) Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика», третье издание, М.,2008.- 106 с.; четвертое издание, М., 2013. 184- с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ингалятор
lefttop

Читайте также:  Все ингаляторы для астмы

Техника применения карманного ингалятора:
1)Снимите с баллона защитную крышку, переверните его.
2)Тщательно встряхните аэрозольный баллончик.
3)Глубоко выдохните.
4)Плотно зажмите ртом трубочку аэрозоля, голову немного запрокиньте назад.
5)Глубоко вдохните и тем временем нажмите на дно баллончика: в этот момент подается доза аэрозоля.
6)Задержите дыхание на 5—10 секунд или так долго, насколько сможете терпеть без дискомфорта, потом достаньте препарат и сделайте медленно выдох.
7)Через несколько минут процедуру можно повторить, если вам нужно принять более одной дозы лекарства.
8)После проведения процедуры закройте баллончик с помощью колпачка.
Правила пользования небулайзером:
1)Не рекомендуется проводить процедуру после приёма пищи. Во время ингаляции нельзя разговаривать.
2)Если у ребёнка повышенная температура, то лечение небулайзером следует отложить.
3)Для лечения насморка и ангины следует глубоко дышать носом через маску. 4)Если воспалены средние респираторные пути (горло), то вдохи и выдохи следует делать через рот с использованием маски.
5)Нижние дыхательные пути лечатся через трубку.
6)Травяные отвары, изготовленные самостоятельно, могут засорить механизм прибора и вывести его из строя.
7)Всегда необходимо внимательно относиться к лекарственным препаратам и не давать их использовать детям, младше указанного возраста в инструкции к данному препарату.
8) При лечении маленьких детей небулайзером рекомендуется делать это в игровой форме, чтобы не испугать ребёнка.
9) Самыми эффективными ингаляциями считаются те, которые делаются перед сном.
Как проводить процедуру? Сначала рекомендуется проследить за тем, чтобы на ребенке не было одежды с тугой горловиной или воротничком. В контейнер наливается необходимое количество лекарственного раствора. Ребёнку одевается маска. Пусть малыш сделает несколько глубоких вдохов носом. Далее нужно задержать дыхание на 2-3 секунды. Делается выдох ртом.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фитосбор № 1
трава багульника — 5 частей,
листья крапивы — 3 части,
листья мать-и-мачехи — 2 части.
Фитосбор № 2(при бронхиальной астме):
корни солодки голой — 4 части,
корни девясила высокого — 4 части,
трава багульника болотного- 12 частей,
листья крапивы — 6 частей,
листья мать-и-мачехи — 10 частей.
Правила приготовления лекарственных отваров.
В эмалированной посуде на ночь залить 4 ст. л. сбора 1 л холодной воды, закрыть крышкой и оставить настояться. Утром кипятить на медленном огне в течение 7-10 минут от начала закипания, настоять 1-2 часа, отжать. Принимать в теплом или горячем виде, добавив 1 ст. л. молока, 5-6 раз в день. Отвар не хранят и ежедневно готовят новый.
Дозы:
детям до года — 1 ст. л.;
детям 1—3 лет — 2 ст. л.;
детям 3—10 лет — 3 ст. л.;
детям 10 — 12 лет — по 50 мл;
детям старше 12 лет — по 1/2 стакана
и взрослым — 5-6 раз в день.
Лекарственные фитосборы № 1 и № 2 чередуют каждые 3-4 недели. Принимают длительно.

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Потенциально аллергенными являются:
рыба и другие морепродукты;
яйца;
цитрусовые;
бобовые;
орехи;
гусиное и утиное мясо;
малина;
клубника;
томаты;
шоколад;
дыня;
персик;
дрожжи и изделия из них;
мед.
Именно эти продукты запрещены ребенку, страдающему бронхиальной астмой, и не должны присутствовать в его рационе в периоде обострения заболевания. Также стоит ограничить употребление:
манной крупы;
творога;
молока;
сметаны большой жирности;
пшеничного хлеба;
куриного, говяжьего и свиного мяса.
Эти продукты усиливают симптомы при аллергическом рините, дерматите и провоцируют зуд кожи.
В течение дня организму нужно получать полноценный рацион пищи. Здоровому ребенку и больному с астмой жизненно необходимы белки, жиры, углеводы, микроэлементы.
Они обеспечивают их нужным зарядом сил и энергии для адекватного роста и развития. У детей различного возрасту нужно минимизировать употребление легкоусвояемых углеводов, ведь они не только могут вызвать аллергию, но приведут к обострению симптомов заболевания.
Больному ребенку с бронхиальной астмой, для полноценного питания, рекомендуют регулярно употреблять блюда из продуктов:
мясо: кролика, телятины, индюшки;
фрукты и овощи различной кулинарной обработки (капуста, картофель, огурец, кабачок, груша, яблоко);
каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая);
растительные масла (кунжутное, оливковое, кукурузное, подсолнечное);
кисломолочные продукты (йогурт с низким содержанием сахара, ряженка, нежирный кефир);
сливочное масло;
компоты и отвары из фруктов и ягод, негазированная минеральная вода.
Витамины и микроэлементы будут поступать в организм малышей из овощей и фруктов, а ненасыщенные жирные кислоты – со сливочным и растительными маслами.

  • kursovaya
    Размер файла: 317 kB Загрузок: 153

источник