Меню Рубрики

Манипуляции выполняемые медицинской сестрой при бронхиальной астме

Название «Сестринский процесс при бронхиальной астме»
страница 2/3
Дата публикации 12.04.2015
Размер 378.96 Kb.
Тип Курсовая

d.120-bal.ru > Документы > Курсовая

Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией

Противопоказания: непереносимость лекарственного средства

Оснащение: ДАИ

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
1 Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту. Установление контакта с пациентом.
2 Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий. Мотивация пациента к сотрудничеству.
3 Получил согласие пациента. Соблюдение прав пациента.
4 Подготовил оснащение. Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.
II. Выполнение процедуры
5 Вымыл и осушил руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
6 Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях. Соблюдение прав пациента.
7 Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства. Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.
8 Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности – сидя или лежа). Более эффективное выполнение манипуляции.
9 Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике.
10 Сделал максимальный вдох. Подготовка дыхательных путей к вдоху.
11 Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами. Лекарственное средство должно

распыляться в ротовой полости.

12 Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика. Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям
13 Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек. Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства.
14 Сделал спокойный выдох через нос. Нормализация дыхания.
15 Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно Обучение пациента.
III. Завершение процедуры
16 При необходимости повторил п. 7-14. Обучение пациента.
17 Вымыл и осушил руки. Обеспечение инфекционной

безопасности

18 Отметил реакцию пациента на обучение. Документация оценки и реакции пациента на обучение.

2.1.2. Проведение пикфлоуметрии (ПФМ)

Цель: диагностическая (определение ПСВ)

Показания: диагностика и мониторинг БА

Даже у одного и того же человека могут быть существенные расхождения при показаниях пикфлоуметрии. Для каждого человека характерен свой дневной и ночной режим. С практической точки зрения, необходимо определить для каждого пациента его собственную норму. Это можно сделать, используя так называемые лучшие личные показатели пациента.

Оснащение: пикфлоуметр, сменный мундштук, кожный антисептик

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
1 Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно, представился. Установление контакта с пациентом.
2 Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий, показал правильное применение пикфлоуметра. Мотивация пациента к сотрудничеству.
3 Получил согласие пациента. Соблюдение прав пациента.
4 Подготовил оснащение. Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.
II. Выполнение процедуры
5 Сообщил пациенту что при каждом при каждом измерении он должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя). Более эффективное выполнение манипуляции.
6 Установил стрелку на ноль. Для получения достоверных данных.
7 Взял пикфлоуметр так, чтобы пальцы рук не перекрывали выходные отверстия и не мешали движению стрелки. Для предотвращения погрешностей.
8 Попросил принять нейтральное положение шеи (шея не согнута). Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.
9 Инструктировал пациента вдохнуть максимально глубоко. Для набора воздуха в легкие.
10 Попросил обхватить губами и зубами мундштук пикфлоуметра, избегая закрывания отверстия мундштука языком Для избегания попадания исходящего воздуха за пределы измерительного аппарата
11 Попросил с максимальной силой выдохнуть воздух, акцентируясь на силе выдоха, а не его количестве. Для получения данных об объеме выдыхаемого воздуха
12 Определил показания. Для получения достоверной информации о ПСВ.
13 Повторить пп.7-12 еще 2 раза Определение максимальный результат.
14 Наилучший результат занес в дневник самоконтроля. Для диагностики или оценки эффективности лечения.
III. Окончание процедуры.
15 Продезинфицировал ПФМ, прополоскал проточной водой, высушил. Профилактика ВБИ.

3.1.Наблюдение из практики 1

Больной А., 36 лет, поступил в пульмонологическое отделение.

Медицинский диагноз: бронхиальная астма инфекционно-аллергического генеза, среднетяжелого течения, обострение.

Жалобы на периодически возникающие приступы удушья, сопровождающиеся ощущением сжатия в области грудной клетки, чувством нехватки воздуха, громкими свистящими хрипами в груди, кашлем с трудно отделяемой мокротой. Приступы возникают до 4 раз в сутки, плохо купируются ингаляциями сальбутамола. Мокрота отходит с трудом, стекловидного характера.

В течение последних 5 лет страдает бронхиальной астмой инфекционно-аллергического генеза. Ухудшение состояния связывает с перенесенным простудным заболеванием.

Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Правильного телосложения. Кожные покровы чистые, бледные. Периферические лимфоузлы не увеличены. Пульс 86 ударов в мин., АД 140/90 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС 86 в мин. Экспираторная одышка, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 28 в мин. В легких перкуторно — легочный звук с коробочным оттенком, ограничение подвижности нижнего легочного края; аускультативно – жесткое дыхание, рассеянные сухие свистящие хрипы. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена.

Лечащий врач назначил пациенту ингаляции беродуала через ДАИ при приступах, но пациент не умеет им пользоваться, и обращается за помощью к медицинской сестре.

  1. Нарушенные потребности пациента:
  • физиологические:
  • есть (необходимость соблюдения гипоаллергенной диеты)
  • пить (необходимость приема обильного теплого щелочного питья)
  • дышать (одышка)
  • быть здоровым (заболевание)
  • избегать опасности (возможность развития осложнений)
  • двигаться (одышка)
  • спать, отдыхать (одышка, кашель)
  • психо-социальные:
  • общаться (кашель, одышка)
  • работать (временная нетрудоспособность)
  1. Проблемы пациента:
  • физиологические:
  • приступы удушья
  • кашель
  • трудно отделяемая мокрота
  • экспираторная одышка
  • психологические:
  • неумение пользоваться ДАИ
  • дефицит общения
  • социальные:
  • социальная изоляция
  • временная нетрудоспособность
  • духовные:
  • дефицит самореализации

Приоритетные:

  • кашель с трудноотделяемой мокротой,
  • экспираторная одышка.

Потенциальные:

  • риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, острой дыхательной недостаточности, утраты жизнедеятельности

Приоритетная проблема: экспираторная одышка.

краткосрочная: пациент отметит уменьшение одышки к концу 3 суток.

долгосрочная: пациент будет знать причины появления одышки и меры ее предупреждения к моменту выписки.

Сестринские вмешательства Обоснование
  1. Успокоить пациента, рассказать о преходящем характере одышки.
Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием
  1. При возможности – исключить воздействие аллергенов.
Для предупреждения прогрессирования приступа удушья
  1. Обеспечить соблюдение лечебно-охранительного режима.
Для улучшения состояния
  1. Объяснить необходимость приема удобного положения – сидя с упором на руки
Для облегчения дыхания.
  1. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, при необходимости – провести оксигенотерапию.
Для улучшения дыхания и газообмена в легких
  1. Обеспечить теплым питьем
Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.
  1. Обеспечить прием лекарственных препаратов по назначению врача: ингаляции беродуала, β2–агонистов длительного действия, ГКС.
Для оказания квалифицированной помощи.
  1. Объяснить необходимость ограничения физических нагрузок.
Для профилактики развития осложнений
  1. Контролировать внешний вид и состояние пациента: ЧДД, пульс, АД .
Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений.
  1. При удовлетворительном состоянии рассказать пациенту о причинах появления одышки и мерах ее предупреждения:
  • ДН,
  • соблюдения гипоаллергенной диеты,
  • соблюдения режима труда и отдыха,
  • постоянного приема ЛС,
  • при усилении одышки – пользоваться ДАИ (сальбутамол, беродуал)
Для профилактики развития осложнений.

Реализация:

  • зависимые вмешательства: 7
  • независимые: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10

Оценка:

Пациент отмечает уменьшение одышки до 22 в мин. к концу 3 суток.

К моменту выписки пациент знает причины появления одышки и меры ее предупреждения. Цель достигнута.

    1. Наблюдение из практики 2.

В пульмонологическом отделении к пациенту Власову Д. 48 лет, страдающему БА смешанного генеза, вызвали дежурную медицинскую сестру в связи с начавшимся у него приступом удушья.

Пациент жалуется на чувство нехватки воздуха, сухой кашель, свистящее дыхание. Ухудшение в течение 10 минут, самостоятельно пользовался беротеком, но без эффекта.

При сестринском обследовании выявлено следующее: состояние пациента тяжелое, положение вынужденное – пациент сидит, опираясь на край кровати, лицо цианотичное, отечное, набухшие вены шеи. Больной испуган, выражает страх смерти, на вопросы отвечает отдельными словами. Дыхание шумное, слышно на расстоянии, «дистанционные» хрипы, экспираторная одышка до 40 в мин. Пульс 105 в минуту, АД 150/90 мм рт. ст.

Неотложное состояние приступ бронхиальной астмы.

источник

Существует множество заболеваний, которые представляют опасность для жизни человека. Одним из них является бронхиальная астма. Вылечить данную патологию полностью нельзя, но можно держать под контролем. Опасность представляют приступы, которые начинаются неожиданно. Многие пациенты научились справляться с приступами в домашних условиях. Особенно тяжело детям, ведь они не всегда понимают и могут объяснить, что с ними происходит. В такие моменты необходима медицинская помощь. Рассмотрим, в чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме. Каковы его принципы и особенности?

Несколько слов о самой болезни. Бронхиальная астма относится к аллергическим заболеваниям. Источником могут стать продукты, пыль, пыльца растений, шерсть животных. Стойкий аллергический воспалительный процесс дыхательных путей захватывает слизистую носа и распространяется до самых мелких бронхов и бронхиол. Один из характеризующих признаков патологии — это приступы удушья. На то, как будет развиваться болезнь, влияет множество разных факторов. К таким относят:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Повышенную чувствительность бронхов.
  • Повышенное количество иммуноглобулинов Е.

Бронхиальная астма часто встречается в детском возрасте. И одной из причин развития патологии являются частые респираторные заболевания. В этом случае сестринский уход при атопической бронхиальной астме включает информирование взрослых о важности профилактики простудных заболеваний. Если болезнь не проходит продолжительное время, то это может привести к инвалидизации ребенка в самых тяжелых формах, даже к смерти.

Для каждого случая лечение подбирается индивидуально. В него входит:

  • Соблюдение диеты.
  • Проведение медикаментозной терапии.

В силу того, что приступы повторяются и представляют опасность для жизни, родители больных детей и взрослые должны уметь пользоваться ингалятором. Обучить этому обязана медицинская сестра. В чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме, рассмотрим далее.

Необходимо соблюдать при таком заболевании, как бронхиальная астма, уход и сестринский процесс в отношении пациента. Это залог скорейшего выздоровления и снижения частоты приступов болезни.

Хочется отметить, что сестринский уход может быть:

  • Зависимым. Медсестра выполняет указания врача.
  • Взаимозависимым. Процесс осуществляет вся медицинская бригада.
  • Независимым. Медсестра действует самостоятельно.

Рассмотрим этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1. Опрос пациента и сбор информации о развитии заболевания. Важно получить следующие данные:

  • В случае с детьми, опрашивают родителей или родственников.
  • Выявление сопутствующих патологий у пациента.
  • Наличие аллергических заболеваний у родителей или родственников.
  • Непереносимость лекарственных препаратов.
  • Выясняют, как часто случаются приступы, свистящее дыхание, отдышка.
  • Характер кашля в утренние и ночные часы.

2. Проводят осмотр пациента:

  • Занятая поза пациента.
  • Состояние кожных покровов.
  • Имеются ли хрипы.
  • Каков характер отдышки.

Характер сердечного ритма.

3. Выделяют имеющиеся проблемы у пациента:

  • Нарушение дыхания.
  • Отсутствие аппетита.
  • Проблемы со сном.
  • Имеется ли отдышка.
  • Кашель с вязкой мокротой.
  • Тахикардия. При этом возрастает риск развития пневмоторекса, сердечной недостаточности, эмфиземы, ателектаза.

4. Планируется оптимальный уход за пациентом, который согласовывается с лечащим врачом.

5. Реализация плана, а именно, сестринский уход за пациентами с бронхиальной астмой.

6. Оценивание результата ухода, прогноз для пациента на будущее.

Далее рассмотрим действия медицинской сестры в условиях стационара.

Сестринский уход в стационаре должен состоять из следующих пунктов:

  • Оказывать психологическую поддержку пациенту. Следить за соблюдением режима дня. Расширять багаж знаний о бронхиальной астме, о ее профилактике и особенностях лечения.
  • Необходимо организовать правильный рацион и осуществлять контроль за соблюдением режима питания.
  • Правильно организовать досуг пациента.
  • В палате должна проводиться регулярная влажная уборка, проветривание. Это существенно снизит риск развития приступов у пациента. Контролировать регулярную смену белья.

Сестринский уход при бронхиальной астме будет эффективным при соблюдении всех этапов.

Как указано выше, у пациента при бронхиальной астме есть проблемы, угрожающие и усложняющие жизнь, которые уметь решать входит в обязанности медицинской сестры. Перечислим еще раз эти проблемы:

Все эти состояния существует вероятность перенести при бронхиальной астме. Как необходимо действовать в таких ситуациях, в чем заключается сестринский уход?

При кашле с мокротой действия должны быть следующими:

  • Обеспечить введение бронходилататоров при помощи небулайзера.
  • Своевременно давать муколитики перорально, назначенные врачом.
  • Оказывать содействие в использовании ингалятора. Может быть «Амброксол», « Ацитилцистеин».
  • Контролировать выход секрета у тяжелобольных пациентов.
  • Фиксировать в листе наблюдения: частоту и особенности дыхания, цвет кожных покровов, характер отделяемого секрета.

Действия при панике у больного бронхиальной астмой.

В начале приступа пациентов охватывает чувство паники, страх удушья. Сестринский уход заключается в следующих шагах:

    Провести спокойную и убедительную беседу спациентом, объяснить механизм возникновения.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей обязательно включает обучение родителей. Контролировать свои эмоции и спокойно приступать к оперативной помощи. А также снимать стресс у ребенка.

Далее рассмотрим сестринский уход в решении более сложных ситуаций.

Состояние дыхательной недостаточности характеризуется учащением пульса, поднятием артериального давления, приступами тахикардии. Сестринский уход заключается в контролировании сердечных показателей и нормализации их в течение суток. Контроль необходимо сохранять после приступа еще час. Возможно назначение врачом «Нефидипина» или «Кордафена». Нельзя в такие периоды назначать бетаблокаторы.

Удушье является довольно опасным для пациента состоянием. В чем заключается сестринский уход в таких случаях:

  • Помочь человеку занять сидячее положение.
  • Ослабить ворот, освободить от тесной одежды.
  • В помещение обеспечить хороший приток воздуха.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Атровент» для взрослых, для детей используют «Сальбутамол».
  • Только по назначению врача вводить «Эуфиллин».
  • Необходимо подготовить кислородный аппарат, если ситуация усугубится.

Если наблюдается гипоксия у пациента, сестра должна проводить повторные кислородные ингаляции. В течение суток вести наблюдение за пациентом. У ребенка при гипоксии, как правило, может сильно снизиться артериальное давление. В этом случае необходимо ввести «Кордиамин» или «Этимизол» внутримышечно. После инъекций важно следить за такими показателями, как пульс, давление, температура, дыхание. Сестринский уход при бронхиальной астме в моменты обострений играет самую важную роль, так как есть угроза жизни пациента. От поведения медицинского персонала зависит жизнь пациента.

Читайте также:  Астма интермиттирующего течения что означает

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей основывается на активной работе с родителями:

  • Необходимо провести беседу с родителями о необходимости стационарного лечения. Также о важности исполнения всех предписаний врача, о возможных осложнениях. Рассказать о соблюдении щадящего режима ребенком, особенно, что касается органов дыхания.
  • Родители должны способствовать соблюдению диеты ребенком.
  • Маме и папе необходимо объяснить важность эмоционального состояния малыша. Нервные стрессы и перенапряжение повышают риск развития приступа.
  • Если ребенок проходит лечение в стационаре, пусть с ним будут его любимые книги, игрушки.
  • Необходимо осуществлять контроль над проведением влажной уборки, проветривания, соблюдением гигиенических процедур.
  • Важно обучить родителей пользоваться ингалятором и вести дневник контроля над состоянием ребенка. При прохождении процедур сестра должна присутствовать и осуществлять контроль над их проведением.
  • По окончании стационарного лечения медсестра должна объяснить ребенку и родителям важность соблюдения диеты, предписаний врача и регулярных осмотров.

Бронхиальной астмой болеют не только дети, но и взрослые. Рассмотрим особенности ухода за ними.

Сестринский уход при бронхиальной астме у взрослых заключается в следующем:

  • Обеспечение соблюдения палатного режима пациентом.
  • Своевременно проветривать и осуществлять влажную уборку помещения.
  • Эффективность лечения поддерживать соблюдением гипоаллергенной диеты, следить за тем, что приносят родственники больному, провести с ними на этот счет беседу, чтобы исключить любые аллергены.
  • Регулярно проводить наблюдения и фиксировать их в специальном журнале. За ЧСС, артериальным давлением, температурой, цветом кожных покровов, частотой дыхания.
  • Обучить пользоваться карманным ингалятором.

Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным.

Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем:

  • Прежде всего, обеспечить приток воздуха.
  • Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором «Хлорида натрия».
  • Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата.
  • Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол».
  • Ингаляции с увлажненным кислородом.
  • Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД.

Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача. Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом.

Это приступ удушья в затянувшейся форме. Этому состоянию характерны еще такие признаки:

  • Дыхательная недостаточность.
  • Бронхолитики не оказывают должного эффекта.
  • Дыхание шумное.
  • Синюшность кожных покровов и слизистой.
  • Одутловатость лица.
  • Артериальное давление низкое, при этом наблюдается тахикардия.
  • Также можно заметить заторможенность пациента.

При таких симптомах необходима срочная реанимация пациента. Сестринский уход при бронхиальной астме в реанимации заключается в следующем:

  • Запретить применение карманного ингалятора.
  • Провести кислородную терапию.
  • Провести инфузионную терапию.
  • Ввести «Эуффилин» внутривенно.
  • «Гепарин» внутривенно.
  • «Преднизадол» внутривенно каждые 4 часа.

Особенности сестринского ухода при бронхиальной астме заключаются в умении сохранять спокойствие, выполнять указания врача, не допускать состояния паники у пациента. Также сестра должна уметь обращаться с инновационными техническими средствами и применять новые методики в оказании помощи.

Для того чтобы проводить реанимационные действия, она должна иметь специальное образование.

Очень большую роль играет сестринский уход за больными бронхиальной астмой. Именно медсестра ведет наблюдение, замечая и фиксируя все изменения. Выделим несколько целей, в которых заключается сестринский уход:

  • Снизить или исключить приступы в ночное время.
  • Исключить обращения за неотложной помощью.
  • Обострения снизить до минимума.
  • Нормализовать функцию легких.
  • Снизить риск проявления побочных реакций от противоастматических препаратов.
  • Достигнуть долгого периода ремиссии.

Цели достигаются при грамотном выполнении всех этапов сестринского ухода за больным бронхиальной астмой. Это очень важно.

Принципы сестринского ухода при бронхиальной астме следующие:

  • Улучшение качества жизни пациента.
  • Облегчение состояния.
  • Подготовка пациента к возможным методам исследования.
  • Выполнение врачебных предписаний.
  • Устранение внешних раздражителей.
  • Недопущение нервного возбуждения и переутомлений.
  • Помощь в адаптации в социуме.
  • Проведение профилактических мер обострения заболевания.

Из статьи видно, как важен сестринский уход при бронхиальной астме. Медицина не стоит на месте, методы лечения болезни совершенствуются. Разработаны обучающие программы по купированию приступов для детей и родителей. Они заметно уменьшают число обострений, примерно в 2,5 раза. Это улучшает качество жизни пациентов и повышает эффективность лечения.

источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

o как часто происходят приступы удушья?

o какие обстоятельства им предшествуют?

o известно ли, что их провоцирует?

o насколько они интенсивны?

o проходят ли приступы сами по себе?

o если нет, какими медикаментами они снимаются?

o на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

o наличие или отсутствие вынужденной позы;

o присутствие и характер одышки;

o присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

2. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

· ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);

· нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);

· нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);

· ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

· подавленное состояние из-за самого наличия болезни;

· присутствие страха перед следующим приступом;

· ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника);

· ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);

· депрессии из-за невозможности самореализоваться;

· уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих).

2. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой бр а у дет

Правила пользования ДАИ

Цель: лечебная

Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией

Противопоказания: непереносимость лекарственного средства

Оснащение:ДАИ

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту. Установление контакта с пациентом.
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий. Мотивация пациента к сотрудничеству.
Получил согласие пациента. Соблюдение прав пациента.
Подготовил оснащение. Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.
II. Выполнение процедуры
Вымыл и осушил руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях. Соблюдение прав пациента.
Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства. Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.
Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности – сидя или лежа). Более эффективное выполнение манипуляции.
Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике.
Сделал максимальный вдох. Подготовка дыхательных путей к вдоху.
Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами. Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости.
Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика. Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям
Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек. Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства.
Сделал спокойный выдох через нос. Нормализация дыхания.
Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно Обучение пациента.
III. Завершение процедуры
При необходимости повторил п. 7-14. Обучение пациента.
Вымыл и осушил руки. Обеспечение инфекционной безопасности
Отметил реакцию пациента на обучение. Документация оценки и реакции пациента на обучение.

Дата добавления: 2016-12-31 ; просмотров: 945 | Нарушение авторских прав

источник

Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией

Противопоказания: непереносимость лекарственного средства

Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту.

Установление контакта с пациентом.

Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий.

Мотивация пациента к сотрудничеству.

Получил согласие пациента.

Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях.

Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства.

Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.

Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности — сидя или лежа).

Более эффективное выполнение манипуляции.

Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его

Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике.

Подготовка дыхательных путей к вдоху.

Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами.

Лекарственное средство должно

распыляться в ротовой полости.

Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика.

Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям

Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек.

Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства.

Сделал спокойный выдох через нос.

Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно

При необходимости повторил п. 7-14.

Отметил реакцию пациента на обучение.

Документация оценки и реакции пациента на обучение.

Проведение пикфлоуметрии (ПФМ)

Цель: диагностическая (определение ПСВ)

Показания: диагностика и мониторинг БА

Даже у одного и того же человека могут быть существенные расхождения при показаниях пикфлоуметрии. Для каждого человека характерен свой дневной и ночной режим. С практической точки зрения, необходимо определить для каждого пациента его собственную норму. Это можно сделать, используя так называемые лучшие личные показатели пациента.

Оснащение: пикфлоуметр, сменный мундштук, кожный антисептик

Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно, представился.

Установление контакта с пациентом.

Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий, показал правильное применение пикфлоуметра.

Мотивация пациента к сотрудничеству.

Получил согласие пациента.

Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.

Сообщил пациенту что при каждом при каждом измерении он должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя).

Более эффективное выполнение манипуляции.

Установил стрелку на ноль.

Для получения достоверных данных.

Взял пикфлоуметр так, чтобы пальцы рук не перекрывали выходные отверстия и не мешали движению стрелки.

Для предотвращения погрешностей.

Попросил принять нейтральное положение шеи (шея не согнута).

Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.

Инструктировал пациента вдохнуть максимально глубоко.

Для набора воздуха в легкие.

Попросил обхватить губами и зубами мундштук пикфлоуметра, избегая закрывания отверстия мундштука языком

Для избегания попадания исходящего воздуха за пределы измерительного аппарата

Попросил с максимальной силой выдохнуть воздух, акцентируясь на силе выдоха, а не его количестве.

Для получения данных об объеме выдыхаемого воздуха

Для получения достоверной информации о ПСВ.

Повторить пп.7-12 еще 2 раза

Определение максимальный результат.

Наилучший результат занес в дневник самоконтроля.

Для диагностики или оценки эффективности лечения.

Продезинфицировал ПФМ, прополоскал проточной водой, высушил.

источник

Выполнение внутримышечных инъекций

Оснащение: одноразовый шприц с иглой, дополнительная одноразовая игла, стерильные лотки, лоток для использованного материала, стерильный пинцет, 70° спирт или другой кожный антисептик, стерильные ватные шарики (салфетки), пинцет (в штанглазе с дезинфицирующим средством), ёмкости с дезинфицирующим средством, для замачивания отработанного материала, перчатки, ампула с лекарственным средством.

. Подтвердить наличие информированного согласия пациента.

. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры.

. Уточнить наличие аллергической реакции на лекарственное средство.

. Проверить название, срок годности лекарственного средства.

. Извлечь стерильные лотки, пинцет из упаковки.

. Собрать одноразовый шприц.

. Приготовить 4 ватных шарика (салфетки), смочить их кожным антисептиком в лотке.

. Надпилить ампулу с лекарственным средством, специальной пилочкой.

. Одним ватным шариком протереть ампулу и вскрыть её.

. Сбросить использованный ватный шарик с концом ампулы в лоток для использованных материалов.

. Набрать в шприц лекарственное средство из ампулы, сменить иглу.

. Положить шприц в лоток и транспортировать в палату.

. Помочь пациенту занять удобное для данной инъекции положение (на животе или на боку).

1. Определить место инъекции.

.Обработать ватным шариком (салфеткой), смоченным кожным антисептиком, кожу в месте инъекции дважды (вначале большую зону, затем непосредственно место инъекции).

.Вытеснить воздух из шприца, не снимая колпачок, снять колпачок с иглы.

.Ввести иглу в мышцу под углом 90°, оставив 2 — 3 мм иглы над кожей.

.Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное средство.

.Извлечь иглу, прижав ватный шарик (салфетку).

.Положить использованный шприц в лоток для использованных материалов.

Читайте также:  Астма перевод на латинский

1. Сделать легкий массаж места инъекции, не отнимая ваты (салфетки) от кожи.

.Поместить ватный шарик (салфетку) в лоток для использованных материалов.

.Помочь пациенту занять удобное для него положение.

.Уточнить состояние пациента.

.Провести дезинфекцию использованного оборудования в отдельных ёмкостях на время экспозиции.

.Снять перчатки, замочить их в растворе дезсредства на время экспозиции.

Алгоритм применение карманного ингалятора

. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие.

2. Прочитать название лекарственного средства.

. Дать пациенту баллончик с лекарственным препаратом.

Запомните! Не распыляйте лекарственный препарат в воздух! Это опасно для вашего здоровья.

  • 5. Предложить пациенту сесть (если его состояние позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия легких при этом эффективнее, но можно проводить ингаляцию сидя):
    • а)снять с ингалятора защитный колпачок;
    • б)перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;
    • в)сделать глубокий выдох;
    • г)взять в рот мундштук ингалятора, плотно обхватив его губами; голову при этом слегка запрокинуть назад;
    • д)сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика;
    • е)извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента!);
    • ж)сделать спокойный выдох.

. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук промыть водой с мылом и вытереть насухо

Запомните! Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.

  • 1. Закрыть защитным колпачком ингалятор после промывания и убрать его.
  • 2. Вымыть руки
  • 3. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».

источник

Этиология, диагностика и особенности лечения бронхиальной астмы. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса. Результаты обследования и лечения больных в стационаре, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения

по учебной дисциплине «Медицинская сестра стационара»

Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»

ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция

НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты

СОЭ — скорость оседания эритроцитов

АД — артериальное давление

ДАИ — дозированный аэрозольный ингалятор

ЧДД — частота дыхательных движений

ЧСС — частота сердечных сердцебиений

ПСВ — пиковая скорость выдоха

ВБИ — внутрибольничная инфекция

ДН — дыхательная недостаточность

ЛС — лекарственные средства

Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.

Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.

Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.

изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.

· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;

· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств; бронхиальный астма медицинский сестринский

сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.

Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.

Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.

Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.

Причины точно не известны.

ь Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность — определяют склонность организма к болезни.

Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.

ь Причинные факторы (индукторы) — сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)

ь Усугубляющие факторы — увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.

Триггерные факторы — провоцируют обострения БА:

ь аллергены (клещ домашней пыли, пыльца растений, перхоть животных, плесень, тараканы)

ь раздражающие вещества (табачный дым, вещества, загрязняющие воздух, резкие запахи, пары, копоть)

ь физические факторы (физическая нагрузка, холодный воздух, гипервентиляция, смех, крик, плач)

ь эмоциональные перегрузки (стресс)

ь лекарственные препараты (в-блокаторы, НПВП, пищевые добавки — тартразин)

ь эндокринные факторы (менструальный цикл, беременность, заболевания щитовидной железы)

ь время суток (ночь или раннее утро)

Классификация (Адо, Булатова, Федосеева)

ь биологические дефекты у практически здоровых людей

ь клинически выраженная бронхиальная астма

2. Клинико-патогенетические варианты БА:

ь дисгормональный (гормонозависимый)

ь первично измененная реактивность бронхов и др.

Классификация БА по степени тяжести:

симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.

симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.

Персистируюшая средней тяжести:

ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.

ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.

Классификация БА по уровню контроля:

полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии

Частично контролируемая БА:

наличие ограниченного числа симптомов.

обострение БА в течение 1 недели.

Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.

В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:

вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.

удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе — одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.

Период обратного развития приступа:

Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.

Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.

ь Клинический анализ крови: эозинофилия, может быть лейкоцитоз, увеличение СОЭ.

ь Анализ мокроты общий: мокроты стекловидная, при микроскопии — эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.

ь Аллергологическое обследование:

— кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные)

— в некоторых случаях — провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный).

ь Исследования иммуноглобулинов Е и G.

ь Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.

ь спонтанный пневмоторакс;

ь острая дыхательная недостаточность;

ь хроническое легочное сердце;

ь при длительном лечении БА гормональными препаратами — ожирение, гипертония, патологические переломы костей.

I стадия — затянувшегося приступа удушья: формируется рефрактерность к симпатомиметикам, нарушается дренажная функция бронхов. Приступ удушья не купируется 12 часов и более. Состояние тяжелое, незначительно изменяется газовый состав крови: может наблюдаться умеренная гипоксемия и гиперкапния, а в связи с гипервентиляцией — гипокапния и дыхательный алкалоз.

II стадия — «немого лёгкого» — прогрессируют нарушения дренажной функции бронхов (просвет их заполнен густой слизью), появляются участки над легкими, где дыхание не выслушивается. Наблюдаются резкие нарушения газового состава крови с артериальной гипоксемией и гиперкапнией. Состояние больного очень тяжелое: заторможеность, цианоз, кожа покрыта липким потом, тахикардия более 120 ударов в минуту, АД несколько повышено.

III стадия — гипоксемической гиперкапнической комы — в результате резкого изменения газового состава крови. Дыхание поверхностное, резко ослабленное, часто аритмия, снижается АД. Судорожный синдром, острый психоз, глубокая заторможенность и потеря сознания (кома). При несвоевременном лечении астматический статус может привести к смертельному исходу.

1.6 Помощь при неотложных состояниях

Доврачебная помощь при приступе БА:

1. При возможности — исключить контакт с причинно значимым аллергеном.

Для предупреждения прогрессирования приступа удушья

2. Придать пациенту удобное положение — сидя с упором на руки.

3. Расстегнуть стесняющую одежду.

4. Обеспечить доступ свежего воздуха.

5. Срочно вызвать врача через третье лицо.

Для оказания квалифицированной помощи.

6. Обеспечить теплым питьем.

Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.

7. Применить ДАИ с бронхолитиком (беротек, сальбутамол) или ингаляцию через небулайзер

Для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов.

8. Приготовить лекарственные препараты:

— бронхолитики: сальбутамол, тербуталин, беродуал, атровент, эуфиллин

— ГКС: преднизолон, гидрокортизон и др.

Для оказания квалифицированной помощи.

9. Постоянно контролировать состояние пациента, пульс, АД, ЧДД, характер мокроты.

Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений.

Цель лечения БА — достижение и поддержание контроля над клиническими проявлениями заболевания.

2. Элиминация (изгнание факторов риска) — обязательное условие лечения больных с БА.

3. Медикаментозная терапия

Исключение из рациона питания продуктов, которые провоцируют приступ БА (шоколад, клубника, цитрусовые, яйца, мясные и рыбные бульоны, копченные и консервированные продукты, кислая капуста, алкоголь, большое количество томата, шпината, арахиса, бананов).

ь базисная — для контроля над заболеванием:

— ингаляционные ГКС: беклометазон, будесонид, флутиказон

— системные ГКС: преднизолон, триамцинолон, дексаметазон

— длительно действующие в2-агонисты: сальметером, формотерол

— комбинированные препараты: симбикорт, серетид

— кромоны: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (тайлед)

— теофиллины длительного действия: теопэк, ретафил, теодур, теотард, неотеопэк

— антилейкотриеновые: монтелукаст, зафирлукаст

— антитела к иммуноглобулину Е: омализумаб

ь препараты для неотложной помощи:

— в2-агонисты короткого действия: тербуталин, сальбутамол, фенотерол

— теофиллины короткого действия: эуфиллин, аминофиллин

— системные ГКС: преднизолон, гидрокортизон

— ингаляционные ГКС: беклометазон, будесонид, флутиказон

ь ингаляционно (наиболее предпочтительный) — препараты доставляются прямо в дыхательные пути, что позволяет достигать локально более высокой концентрации лекарственного вещества и значительно уменьшает риск системных побочных эффектов.

ь парентерально (п/к, в/м или в/в).

Средства доставки ингаляционных препаратов:

— дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ)

— дозированные порошковые ингаляторы (мультидиск, дисхалер, спинхалер, турбухалер, хандихалер, аэролайзер, новолайзер)

1.8 Профилактика, реабилитация, прогноз

Всемирной организацией аллергологии предложено 3 уровня профилактики:

Первичная — направлена на предупреждение заболевания, проводится в группах риска. Направлена на устранение раздражающих факторов и лечение хронических заболеваний органов дыхания.

Вторичная — комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер по профилактике заболевания у больных на начальной стадии, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики имеет следующие критерии:

— лица, имеющие родственников болеющих БА;

— наличие различных аллергических заболеваний (поллиноз, нейродермит и др.)

— сенсибилизация, доказанная иммунологическими исследованиями.

Третичная — комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью полного восстановления социального и профессионального статуса.

Проведение реабилитационных мероприятий при БА направлено на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем.

С этой целью используется комплекс лечебно-восстановительных мер, включающий организацию лечебно-охранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воздействия.

Физиотерапевтические процедуры (используются в дополнение к базисной терапии):

— лечебная физкультура и гимнастика.

— воздушные и солнечные ванны

— сон на воздухе и на берегу моря

Характер и отдалённый прогноз заболевания определяются возрастом, когда возникло заболевание. У подавляющего большинства детей с аллергической астмой болезнь протекает относительно легко, однако возможно возникновение тяжёлых форм БА, выраженных астматических статусов и даже летальные исходы, особенно при недостаточной дозе базисной терапии.

Отдалённый прогноз БА, начавшейся в детском возрасте, благоприятен. Обычно к пубертатному периоду дети «вырастают» из астмы, однако, у них сохраняется ряд нарушений лёгочной функции, бронхиальная гиперреактивность, отклонения в иммунном статусе. Описаны случаи неблагоприятного течения БА, начавшейся в подростковом возрасте.

2. Сестринский процесс при бронхиальной астме

Сестринский процесс — научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра. План ухода составляется медсестрой по согласованию с пациентом для решения его проблем.

Цель сестринского процесса — поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма в соответствии с разработанными американским психологом А. Маслоу и модернизированными В. Хендерсон ежедневными потребностями человека в его повседневной деятельности.

Читайте также:  Можно ли есть помидоры при астме

Сестринский процесс при БА

I этап: сестринское обследование (сбор информации)

При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, чем они вызываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) пациент не переносит.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула) на характер одышки (экспираторная), наличие «дистанционных» хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.

При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, наполнение и напряжение), измеряется АД (повышено).

II этап: определение проблем пациента

Выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.

Возможные нарушенные потребности:

— есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов)

— спать (приступы удушья по ночам, утром).

— двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке)

— избегать опасностей (возможность развития осложнений)

— общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами — запахи духов)

— нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни)

— работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами)

Возможные проблемы пациента:

— кашель с трудноотделяемой мокротой

— снижение физической активности

— депрессия из-за приобретенного заболевания

— страх неустойчивости жизнедеятельности

— недооценка тяжести состояния

— страх из-за возможности возникновения повторных приступов

— дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами,

— утрата трудоспособности, ивалидизация

— материальные трудности в связи со снижением трудоспособности

— невозможность смены места жительства

— дефицит духовного участия

— риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, спонтанного пневмоторакса, эмфиземы легких

III этап: планирование сестринских вмешательств

Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.

IV этап: реализация сестринских вмешательств

— зависимые (выполняются по назначению врача): обеспечение приема лекарственных препаратов, выполнение инъекций и т.п.;

— независимые (выполняются медсестрой без разрешения врача): рекомендации по диете, измерение АД, пульса, ЧДД, организация досуга пациента и другие;

— взаимозависимые (выполняются медицинской бригадой): обеспечение консультации аллерголога, обеспечение проведений исследований.

V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств

Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема.

Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией

Противопоказания: непереносимость лекарственного средства

Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту.

Установление контакта с пациентом.

Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий.

Мотивация пациента к сотрудничеству.

Получил согласие пациента.

Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях.

Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства.

Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.

Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности — сидя или лежа).

Более эффективное выполнение манипуляции.

Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его

Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике.

Подготовка дыхательных путей к вдоху.

Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами.

Лекарственное средство должно

распыляться в ротовой полости.

Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика.

Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям

Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек.

Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства.

Сделал спокойный выдох через нос.

Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно

При необходимости повторил п. 7-14.

Отметил реакцию пациента на обучение.

Документация оценки и реакции пациента на обучение.

Проведение пикфлоуметрии (ПФМ)

Цель: диагностическая (определение ПСВ)

Показания: диагностика и мониторинг БА

Даже у одного и того же человека могут быть существенные расхождения при показаниях пикфлоуметрии. Для каждого человека характерен свой дневной и ночной режим. С практической точки зрения, необходимо определить для каждого пациента его собственную норму. Это можно сделать, используя так называемые лучшие личные показатели пациента.

Оснащение: пикфлоуметр, сменный мундштук, кожный антисептик

Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно, представился.

Установление контакта с пациентом.

Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий, показал правильное применение пикфлоуметра.

Мотивация пациента к сотрудничеству.

Получил согласие пациента.

Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.

Сообщил пациенту что при каждом при каждом измерении он должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя).

Более эффективное выполнение манипуляции.

Установил стрелку на ноль.

Для получения достоверных данных.

Взял пикфлоуметр так, чтобы пальцы рук не перекрывали выходные отверстия и не мешали движению стрелки.

Для предотвращения погрешностей.

Попросил принять нейтральное положение шеи (шея не согнута).

Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.

Инструктировал пациента вдохнуть максимально глубоко.

Для набора воздуха в легкие.

Попросил обхватить губами и зубами мундштук пикфлоуметра, избегая закрывания отверстия мундштука языком

Для избегания попадания исходящего воздуха за пределы измерительного аппарата

Попросил с максимальной силой выдохнуть воздух, акцентируясь на силе выдоха, а не его количестве.

Для получения данных об объеме выдыхаемого воздуха

Для получения достоверной информации о ПСВ.

Повторить пп.7-12 еще 2 раза

Определение максимальный результат.

Наилучший результат занес в дневник самоконтроля.

Для диагностики или оценки эффективности лечения.

Продезинфицировал ПФМ, прополоскал проточной водой, высушил.

3.1 Наблюдение из практики 1

Больной А., 36 лет, поступил в пульмонологическое отделение.

Медицинский диагноз: бронхиальная астма инфекционно-аллергического генеза, среднетяжелого течения, обострение.

Жалобы на периодически возникающие приступы удушья, сопровождающиеся ощущением сжатия в области грудной клетки, чувством нехватки воздуха, громкими свистящими хрипами в груди, кашлем с трудно отделяемой мокротой. Приступы возникают до 4 раз в сутки, плохо купируются ингаляциями сальбутамола. Мокрота отходит с трудом, стекловидного характера.

В течение последних 5 лет страдает бронхиальной астмой инфекционно-аллергического генеза. Ухудшение состояния связывает с перенесенным простудным заболеванием.

Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Правильного телосложения. Кожные покровы чистые, бледные. Периферические лимфоузлы не увеличены. Пульс 86 ударов в мин., АД 140/90 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС 86 в мин. Экспираторная одышка, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 28 в мин. В легких перкуторно — легочный звук с коробочным оттенком, ограничение подвижности нижнего легочного края; аускультативно — жесткое дыхание, рассеянные сухие свистящие хрипы. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена.

Лечащий врач назначил пациенту ингаляции беродуала через ДАИ при приступах, но пациент не умеет им пользоваться, и обращается за помощью к медицинской сестре.

I. Нарушенные потребности пациента:

— есть (необходимость соблюдения гипоаллергенной диеты)

— пить (необходимость приема обильного теплого щелочного питья)

— быть здоровым (заболевание)

— избегать опасности (возможность развития осложнений)

— спать, отдыхать (одышка, кашель)

— работать (временная нетрудоспособность)

— трудно отделяемая мокрота

— неумение пользоваться ДАИ

— кашель с трудноотделяемой мокротой,

— риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, острой дыхательной недостаточности, утраты жизнедеятельности

Приоритетная проблема: экспираторная одышка.

краткосрочная: пациент отметит уменьшение одышки к концу 3 суток.

долгосрочная: пациент будет знать причины появления одышки и меры ее предупреждения к моменту выписки.

1. Успокоить пациента, рассказать о преходящем характере одышки.

Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием

2. При возможности — исключить воздействие аллергенов.

Для предупреждения прогрессирования приступа удушья

3. Обеспечить соблюдение лечебно-охранительного режима.

4. Объяснить необходимость приема удобного положения — сидя с упором на руки

5. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, при необходимости — провести оксигенотерапию.

Для улучшения дыхания и газообмена в легких

6. Обеспечить теплым питьем

Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.

7. Обеспечить прием лекарственных препаратов по назначению врача: ингаляции беродуала, в2-агонистов длительного действия, ГКС.

Для оказания квалифицированной помощи.

8. Объяснить необходимость ограничения физических нагрузок.

Для профилактики развития осложнений

9. Контролировать внешний вид и состояние пациента: ЧДД, пульс, АД .

Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений.

10. При удовлетворительном состоянии рассказать пациенту о причинах появления одышки и мерах ее предупреждения:

— соблюдения гипоаллергенной диеты,

— соблюдения режима труда и отдыха,

— при усилении одышки — пользоваться ДАИ (сальбутамол, беродуал)

Для профилактики развития осложнений.

— зависимые вмешательства: 7

— независимые: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10

Пациент отмечает уменьшение одышки до 22 в мин. к концу 3 суток.

К моменту выписки пациент знает причины появления одышки и меры ее предупреждения. Цель достигнута.

3.2 Наблюдение из практики 2

В пульмонологическом отделении к пациенту Власову Д. 48 лет, страдающему БА смешанного генеза, вызвали дежурную медицинскую сестру в связи с начавшимся у него приступом удушья.

Пациент жалуется на чувство нехватки воздуха, сухой кашель, свистящее дыхание. Ухудшение в течение 10 минут, самостоятельно пользовался беротеком, но без эффекта.

При сестринском обследовании выявлено следующее: состояние пациента тяжелое, положение вынужденное — пациент сидит, опираясь на край кровати, лицо цианотичное, отечное, набухшие вены шеи. Больной испуган, выражает страх смерти, на вопросы отвечает отдельными словами. Дыхание шумное, слышно на расстоянии, «дистанционные» хрипы, экспираторная одышка до 40 в мин. Пульс 105 в минуту, АД 150/90 мм рт. ст.

Неотложное состояние — приступ бронхиальной астмы.

Информация, позволяющая определить неотложное состояние:

— внезапное развитие приступа у пациента, страдающего бронхиальной астмой,

— вынужденное положение пациента — сидя с упором на руки,

— экспираторная одышка, ЧДД 40 в мин,

— тахикардия, артериальная гипертензия

Алгоритм действий медицинской сестры:

1. Обеспечить пациенту физический и психический покой, успокоить, объяснить, что приступ носит обратимый характер.

Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием.

2. При возможности исключить контакт с причинно значимым аллергеном.

Для предупреждения прогрессирования приступа удушья

3. Придать пациенту удобное положение — сидя с упором на руки.

4. Расстегнуть стесняющую одежду.

5. Обеспечить доступ свежего воздуха.

6. Срочно вызвать врача через третье лицо.

Для оказания квалифицированной помощи.

7. Обеспечить теплым питьем.

Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.

8. Применить карманный ингалятор с бронхолитиком (беротек) или ингаляцию через небулайзер.

Для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов.

9. Приготовить лекарственные препараты:

— бронхолитики: сальбутамол, тербуталин, беродуал, атровент, эуфиллин

— ГКС: преднизолон, гидрокортизон и др.

Для оказания квалифицированной помощи.

10. Постоянно контролировать состояние пациента, пульс, АД, ЧДД, характер мокроты.

Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений.

Проанализировав обе сестринские истории болезни пациентов, страдающих БА, видны различия в оказании медицинской помощи:

— в первом случае, выполняя сестринский процесс, медицинская сестра выявляет нарушенные потребности и проблемы пациента, решая их с учетом приоритетности;

— во втором случае сестринский процесс заключается в оказании неотложной доврачебной помощи, связанной с ухудшением состояния и развитием угрозы для жизни пациента.

В ходе работы продемонстрировано использование всех этапов сестринского процесса, целью которого является удовлетворение жизненно-важных потребностей организма, поддержание и восстановление независимости пациента в самоуходе. И главная роль в этом принадлежит медицинской сестре.

Из проделанной работы можно сделать вывод, что главная роль медицинской сестры направлена на улучшение качества жизни пациента, облегчение состояния пациента, предотвращение обострения заболевания и адаптация человека в социуме после приобретения данного заболевания.

Работа в медицине подразумевает собой ответственность за жизни людей. Нужно не только помочь пациенту, но и, в первую очередь, не навредить ему.

Изучив теоретические вопросы бронхиальной астмы (этиологию, клиническую картину, осложнения, методы диагностики, особенности лечения и профилактики), проанализировав наблюдения из практики, я пришел к заключению, что цель моей курсовой работы достигнута.

Осуществляя сестринский процесс, медицинская сестра должна быть коммуникабельной, чтобы выявлять нарушенные потребности и проблемы пациента, уметь оценить способность к самоуходу. Но пациенты с одинаковыми диагнозами имеют различные приоритетные проблемы, что продемонстрировано в практических наблюдениях, поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

При бронхиальной астме у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, четко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. В этом и заключается особенность сестринского процесса при БА.

Бронхиальная астма — заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам.

С момента установления диагноза медсестре необходимо дать больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, правилах пользования различными средствами доставки лекарственных препаратов (ДАИ, мультидиск, спинхалер, турбухалер и т.д.), методах самоконтроля (ПФМ), чтобы предотвращать развитие обострений.

Работа над курсовой помогла мне закрепить теоретические знания и применить практические умения и навыки при осуществлении сестринского процесса. Работая над ней, я получил бесценный опыт для работы по своей профессии.

1. Ненашева Н.М. Бронхиальная астма: Карманное руководство для практических врачей. — М.: Издательский холдинг «Атмосфера», 2011. — 96 с., ил.

2. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы Под ред. Чучалина А.Г. — М.: Издательский холдинг «Атмосфера», 2012. — 108 с., ил.

3. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В.Смолева; под ред. К.м.н. Б.В.Кабарухина. — Изд. 5-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 473 с., ил.

Таблица 1 Сопоставимые дозы некоторых препаратов.

источник