Меню Рубрики

Людвиг ван бетховен бронхиальная астма

(род. в 1770 г. — ум. в 1827 г.)

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне. Полагают, что частица «ван» может указывать либо на наличие фламандцев в роду, либо на стремление создать впечатление об аристократическом германском происхождении.

Дед композитора по отцу, тоже Людвиг, родом из Малина (Фландрия), человек музыкально одаренный, служил певчим в Генте и Лувене ив 1733 г. перебрался в Бонн, где стал придворным капельмейстером в капелле курфюрста-архиепископа Кельнского. Деда Бетховен почитал идеалом и портрет его всегда носил при себе. К несчастью, жена деда оказалась алкоголичкой, этот порок передался по наследству их единственному сыну Иоганну (остальные дети умерли в младенчестве), который служил тенором в придворной капелле.

От брака с Марией Магдаленой Лайм, дочерью повара, у Иоганна родилось семеро детей, из которых четверо умерли в младенчестве. Людвиг выжил. Иоганн был пьяницей, вообще довольно никчемным человеком. Ходили слухи, что он подхватил сифилис, которым наградил своих потомков. Так ли это, достоверно не известно; во всяком случае, при жизни у Людвига ван Бетховена никаких признаков наследственного сифилиса обнаружено не было, да и посмертное исследование его черепа также не дает оснований для подобного заключения.

Людвиг был привязан к матери, но тяжелая семейная рутина не оставляла ни времени, ни сил для ее общения с сыном. В школе Бетховен, одетый всегда небрежно и всклокоченный, учился весьма посредственно, избегал общества сверстников, сторонился соучеников. Людвиг чувствовал себя уверенно и спокойно только тогда, когда гулял за городом или занимался музыкой.

У него рано проявились незаурядные музыкальные способности, поэтому отец начал учить его музыке, заставляя часами просиживать у клавесина. Беда в том, что музыкальный дар сына подчеркивал посредственность отца, который, понимая это, нередко поколачивал сына и пренебрежительно отзывался о его ранних сочинениях.

К счастью для маленького Людвига, его музыкальным образованием занялся придворный органист. В 1778 г. состоялось первое публичное выступление Бетховена, о более ранних его концертах ничего не известно. К 12 годам Бетховен свободно играл с листа; ему были «подвластны» клавесин, скрипка, орган и другие музыкальные инструменты. Но слишком короткое детство — с 13 лет Бетховен стал кормильцем семьи — наложило отпечаток на характер композитора. Он отличался замкнутостью, стремлением к уединению и страстной любовью к природе.

В 11-летнем возрасте Бетховен оставил школу, однако незаурядные музыкальные способности позволили ему сблизиться с образованнейшими людьми, которые привили композитору любовь к классической культуре, литературе и философии. С одним из них, студентом-медиком Францом Ветел ером, впоследствии деканом медицинского факультета, Бетховен поддерживал дружеские отношения до конца своей жизни. Лишь из переписки мы узнаем о состоянии здоровья композитора.

Переломный момент в жизни Бетховена — появление Нёфе, нового наставника, который не просто упорядочил музыкальные фантазии юного композитора, но дисциплинировал самого ученика. Нёфе заставил его самостоятельно оценивать различные явления музыкальной жизни, пробудил интерес к проблемам современной культуры, этики, эстетики. По требованию наставника Бетховен изучает древние языки, философию, литературу, историю, стремясь проникнуть в сокровищницу человеческой мысли. Постепенно формировалось мировоззрение юного музыканта, его отношение к миру, к человеку, к самому себе. Бетховен отдавал симпатии сильным, целеустремленным людям, способным выдержать любое испытание, тем, кто не страшится жизненных бурь. В 1782 г. прозвучали первые произведения Бетховена-композитора.

В 1787 г. Бетховен, с трудом преодолевая затруднения, в первую очередь финансовые, едет в Вену, чтобы увидеться с Моцартом и выслушать его мнение о своем творчестве. Кроме того, он лелеял тайную мысль — «напроситься» в ученики к великому композитору. Но эта встреча не стала судьбоносной в жизни Людвига ван Бетховена. Хотя Моцарт высоко оценил его импровизации и предсказал ему великое будущее, из-за болезни горячо любимой матери Бетховен вынужден был незамедлительно покинуть Вену и вернуться в Бонн. Вскоре его мать — самый светлый человек, скрасивший его тяжелое детство, — умирает от туберкулеза. За смертью ее последовал длительный период тяжелейшей депрессии, которая чуть было не закончилась самоубийством.

Однако черный период миновал, и в восемнадцать лет Людвиг ван Бетховен стал главой семьи. Не только смерть матери, но и тот факт, что отец его превратился в законченного алкоголика, заставляют его задуматься о будущем семьи. В 19 лет Бетховен начинает работать придворным музыкантом, чтобы прокормить семью.

Одаренность юноши, его пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство Бройнинг, взявшее под свою опеку неуклюжего, но оригинального молодого музыканта.

Но зарабатывание денег не отвлекало его от главной страсти — музыки и сочинительства. Людвиг ван Бетховен написал около 50 произведений. Среди них небольшие фортепианные пьесы, три фортепианных сонаты, три фортепианных квартета и несколько произведений для ансамбля, две песни, две кантаты, короткий балет.

В 1789 г. в городе открывается музей, библиотека, национальный театр, которые, несмотря на стесненное материальное положение, Бетховен посещал. С самого начала своей профессиональной жизни он живет в атмосфере искусства. Людвиг все еще в поисках своего собственного музыкального пути. В так называемый Боннский период Бетховен особо тяготеет к инструментальной музыке. Бетховен-композитор искал новые формы, в которые хотел воплотить проблемы своего неспокойного времени. Он мечтал, чтобы музыка его жила в будущем.

Бетховен готов продолжить свое профессиональное образование, и в 1792 г. при поддержке графа Ф. Е. Г. Вальдштейна, своего восторженного почитателя, сумевшего переубедить эрцгерцога отпустить юного композитора, он вновь едет в Вену. Люди, встречавшиеся с молодым Бетховеном, описывают двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого в отношениях с друзьями.

Понимая недостаточность своего образования, он отправился к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки (Моцарт умер годом ранее). Бетховен приносит ему для проверки свои этюды и упражнения. Гайдн по достоинству оценил масштабы бетховенского таланта, а услышав произведения молодого композитора, согласился взять Людвига в ученики. Но, как ни грустно, между ними так и не возникло подлинного творческого взаимопонимания.

Бетховен прибыл в Вену в ноябре, а через месяц получил сообщение о смерти отца. Теперь он не покинул «свой ученический пост», как в случае с Моцартом. Отец не был для него тем человеком, ради которого юный Людвиг захотел бы рискнуть своим будущим. Кроме того, только профессиональный рост и удачная карьера, которые напрямую зависели от пребывания в Вене, могли обеспечить более или менее сносное будущее его семьи.

В Вену Бетховен прибыл практически «готовым» композитором и пианистом. Возможность публиковать и продавать свои произведения, концерты и наличие учеников позволили Бетховену заниматься творчеством, не поступая на службу (в 1796 г. он уже концертировал в Праге).

Среди виртуозов Вены Бетховен занял одно из первых мест. Манера его исполнения, по существу, была совершенно необычной и новой. Отбросив изящную, изысканно грациозную «моцартовскую» манеру игры, Бетховен создал свой стиль, рассчитанный не на камерный зал, а на огромные залы с массой слушателей. Первые несколько лет в Вене были, по его признанию, лучшими годами жизни.

Следующим учителем Людвига стал И. Г. Альбрехтсбергер, под руководством которого Бетховен проходил около полутора лет курс контрапункта. Но и на этот раз несхожесть характера и мышления стала непреодолимым препятствиям к творческому содружеству.

Более успешными, хотя и нерегулярными, были уроки по усовершенствованию вокального письма с оперным композитором Антонио Сальери. В этот период Бетховен пишет оперу «Фиделио», симфонии, сонаты и другие произведения. Тогда же он вошел в кружок, объединявший аристократов-любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Лихновский ввел молодого провинциала в круг своих друзей.

Ответ на вопрос, насколько среда и дух времени повлияли на творчество Бетховена, неоднозначен. Композитор читал произведения Ф. Г. Клопштока, одного из предшественников движения «Бури и натиска». Он был знаком с Гете, глубоко почитал поэта и мыслителя. Политическая и общественная жизнь Европы того времени была тревожной: когда Бетховен прибыл в 1792 г. вВену, город был взбудоражен вестями о революции во Франции. Людвиг восторженно приветствовал революционные лозунги и воспевал свободу в своих произведениях. Вулканическая, взрывчатая природа его творчества несомненно явилась воплощением духа времени, но только потому, что характер творца был в какой-то мере сформирован этим временем. Смелое нарушение общепринятых норм, мощная энергетика, грозовая атмосфера бетховенской музыки — все это немыслимо в эпоху Моцарта.

В 1792 году музыкант заболел бронхитом, обострения которого отмечались затем в течение всей его жизни. В своих письмах Бетховен жалуется на боли в животе («колики») и поносы, от которых он страдал. Д-р Андреас Игнац Вавруч, который впоследствии обобщил данные о болезни Бетховена, отмечал, что в этот период он начал употреблять алкоголь, объясняя это необходимостью улучшить аппетит и состояние кишечника.

С 1795 по 1802 год (конец Венского периода в творчестве композитора) отмечается стремительный взлет бетховенского гения: им создана 3-я Героическая симфония. «Мое искусство, — писал Бетховен, — должно посвятить только благу бедных. О, блаженная минута! Как счастлив буду я, когда смогу тебя приблизить!»

Эта симфония втрое длиннее, чем любые другие, написанные ранее. Часто утверждают (и не без оснований), что сначала Бетховен посвятил Героическую Наполеону, но, узнав, что тот провозгласил себя императором, снял посвящение. «Теперь он будет попирать права человека и удовлетворять только собственное честолюбие» — таковы были, по рассказам, слова Бетховена, когда он разорвал титульную страницу партитуры с посвящением. В конце концов Героическая симфония была посвящена одному из меценатов — князю Лобковицу.

В эти же годы Бетховена поражает глухота (сначала он оглох на левое ухо), сопровождавшаяся непрекращающимся звоном в ушах. Он скрывал это в течение трех лет — до 1812 года. Даже часто встречавшиеся с ним люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что в беседе он часто отвечал невпопад, приписывали плохому настроению или рассеянности. Позже, в 1814 г. в возрасте 44 лет, Бетховен полностью оглох.

Глухота наложила отпечаток на все творчество композитора. С 1800 по 1815 год, когда глухота уже прогрессировала, он пишет знаменитую Лунную сонату, Третью, Четвертую и Пятую симфонии. Будучи полностью глухим, тяжело больным, с расстроенной психикой, создает потрясающую Девятую симфонию и Messa Solemnis — Торжественную Мессу, которая первоначально предназначалась для службы в честь возведения эрцгерцога в сан архиепископа Ольмюцкого, но не была закончена в срок.

Глухота и связанные с нею нервно-психические нарушения увеличили пристрастие композитора к алкоголю. При этом значение приобретает не только количество потребляемого алкоголя, но и его качество. Бетховен предпочитал дешевые венгерские вина, в которые нередко добавляли фальсифицирующие добавки. Злоупотребление алкоголем снизило сопротивляемость инфекции: бронхит приобрел характер хронического, начали возникать абсцессы на пальце руки, нижней челюсти, ноги покрылись гнойниками, возобновились приступы лихорадки.

Злоупотребление алкоголем ухудшало ситуацию с кишечником: его продолжали беспокоить «колики» и постоянные поносы. Это вызывало страх перед едой, Бетховен ел очень мало и нерегулярно, что также неблагоприятно отразилось на здоровье.

Однако есть данные, позволяющие опровергнуть мнение о том, будто Бетховен злоупотреблял алкоголем. Исследователи его жизни утверждают, что в значительной степени заключение об алкоголизме Бетховена основано на воспоминаниях Шиндлера, который, как считается, был необъективен, — он ревниво отнесся к тому, что примерно в 1825 году Бетховен отстранил его от себя и стал дружен с Гольцем. Ссылаются на сказанное Гольцем, что если Бетховен и пьет, то никогда допьяна. Он также говорил, что при сочинении музыки Бетховен никогда не пьет, частенько даже не ест. В наиболее объективной и полной биографии, написанной Ерфукбом, также отмечается, что Бетховен любил выпить, но не больше, чем остальные люди.

В 1801 г. трагедия музыканта (глухота) обострилась трагедией личной: Бетховен полюбил молодую аристократку — графиню Джульетту Гвиччарди (именно ей посвящена Лунная соната). Он решился сделать ей предложение, но вовремя понял, что глухой музыкант — неподходящая пара для кокетливой светской красавицы. Другие знакомые дамы отвергли его; одна из них даже назвала его «уродом» и «полусумасшедшим».

Иначе обстояло дело с семейством Брунсвик, в котором Бетховен давал уроки музыки двум старшим сестрам — Терезе (Тези) и Жозефине (Пепи). Уже давно отброшено предположение, что адресатом послания «К бессмертной возлюбленной», найденного в бумагах Бетховена после его смерти, была Тереза, но современные исследователи не исключают, что этим адресатом является Жозефина. В любом случае идиллическая Четвертая симфония своим появлением обязана пребыванию Бетховена в венгерском имении Брунсвиков летом 1806 года.

Трагедия в личной жизни, ухудшение здоровья привели его к мысли о самоубийстве. Но Бетховен выстоял и, дабы меньше страдать понапрасну, переехал в Хейлингенштадт — во всяком случае, там он рассчитывал поправить свое здоровье. Однако курс лечения не оправдал его надежд. Душевно травмированный композитор запил, он конфликтует с врачами, опускается физически. В 1802 году его депрессия заходит так далеко, что он составляет так называемое «Хейлингенштадтское завещание» — мучительную исповедь терзаемого тяжким недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочесть и исполнить все указания после его смерти). В нем он пишет о своих душевных страданиях: мучительно, когда «человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!» — и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает эти слова.

Чтобы как-то преодолеть душевный кризис, Людвиг «пускается во все тяжкие» — пытается с помощью чувственных утех преодолеть пустоту, что воцарилась в его душе. Некоторые исследователи считают, что неразборчивые связи, в основном с представительницами «первой древнейшей профессии», могли стать причиной заражения Бетховена сифилисом, который в то время был широко распространен. В качестве доказательства приводятся как частые приступы лихорадки неизвестного происхождения, так и то, что композитор регулярно принимал содержащие ртуть препараты.

Но соединения ртути были в то время чем-то вроде панацеи — их назначали широко, и не только при сифилисе. В обширной переписке с д-ром Вегелером упоминания о каких-либо венерических заболеваниях не найдено. Кроме того, в семье Бетховена никаких признаков врожденного или приобретенного сифилиса не наблюдалось, и при жизни такой диагноз композитору никогда не ставился.

Спасением свыше можно считать тот факт, что именно в этот трудный для Бетховена период три вельможи назначают ему пенсион (1809 г.). Именно в эти годы к Бетховену приходит успех, которого он уже не ждал. Издатели охотились за его партитурами и заказывали сочинения. По предложению Мельцеля (механика-изобретателя) Бетховен пишет «Битву при Виттории» (1810 г., для симфонического оркестра). В это же время была создана и исполнена Седьмая симфония. А весной 1814 года поставлена опера «Фиделио».

Его заботливые друзья, особенно глубоко преданный Бетховену А. Шиндлер, наблюдая беспорядочный и губительный образ жизни музыканта, слыша его жалобы на то, что его «обобрали» (Бетховен стал беспричинно подозрительным и был готов обвинить в худшем почти всех из своего окружения), не могли понять, куда он девает деньги. Они не знали, что композитор откладывает их, но делает это не из скупости.

Когда в 1815 году умер его брат Каспар, композитор стал опекуном своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику, стремление обеспечить его будущее вступили в противоречие с недоверием, которое композитор испытывал к матери Карла (именно ей некоторые исследователи приписывают «факт» отравления композитора). В результате он постоянно ссорился с обоими, и эта ситуация окрасила в трагические тона последний период его жизни.

Читайте также:  Осложнение бронхиальной астмы астматический статус

С осени 1816 года Бетховена снова беспокоили «ревматические» боли. В конце 1817 года слух полностью пропал, но и раздражающий звон в ушах прекратился. В феврале того же года Бетховен для общения с окружающими был вынужден завести особые «разговорные книги». Окончательная потеря слуха так деморализовала Бетховена, что он впал в депрессию и до конца жизни оставался опять угрюмым мизантропом.

В 1821 году он заболел желтухой, но, несмотря на предостережения врачей, Бетховен пить не бросил, и желтуха проявилась повторно. В последние пять лет развился цирроз печени, в брюшной полости скопилась жидкость, появился асцит. Тяжелое поражение печени привело к понижению свертываемости крови и в связи с этим — к кровотечениям из носа, точечным кровоизлияниям на коже и кровохарканию.

В 1823 и 1824 годах у Бетховена появлялись резкие боли в глазах и светобоязнь, из-за чего он был вынужден накладывать на глаза повязку и находиться в затемненной комнате.

7 мая 1824 года состоялось последнее появление Бетховена на публике. Поводом послужило первое исполнение Девятой симфонии с хором в финале на текст оды Шиллера «К радости» (An die Freude). Грандиозная по масштабам, необычная по форме и стилю — многие современники посчитали ее произведением сумасшедшего. Но венские слушатели признавали благородство и величие бетховенской музыки, они осознали, что слушают в тот вечер поистине гениальную симфонию. Зал был покорен мощной кульминацией симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен так и не обернулся. К сожалению, он уже не слышал бурных оваций; только когда подбежавшая певица Унгер повернула его лицом к публике, Бетховен убедился, что восторг охватил слушателей.

Но даже признание уже не могло предотвратить приближение конца. Понадобился лишь небольшой толчок, чтобы окончательно свалить истерзанного бесконечными физическими и душевными муками человека. Таким толчком стала поездка Бетховена к брату Иоганну. Целью путешествия было желание Бетховена уговорить бездетного дядю составить завещание в пользу его племянника Карла. Не добившись результата, оскорбленный и возмущенный Бетховен спешно покинул дом Иоганна.

Возвращаться пришлось в холодную дождливую погоду, ночевать — в нетопленной комнате постоялого двора. Ночью Бетховен трясся от сильного озноба. Высокая температура, одышка, боли в правом боку, кашель, мокрота с примесью крови — типичная картина воспаления легких.

Через 7 дней «кризис» миновал, состояние Бетховена улучшилось, но его мучили рвота и понос, появилась желтуха, развился асцит. Врачи прокалывали ему живот и выкачивали до 20 литров жидкости в день. В то время лекари не были осведомлены об инфекции и необходимости стерилизации инструментов, поэтому инфицирование было неминуемо, возникло тяжелое воспаление полости живота, вероятно, перитонит. К счастью, все обошлось, но жидкость в животе продолжала накапливаться. Бетховен слабел, состояние его ухудшалось, нарастали явления почечно-печеночной недостаточности. Композитор впал в кому.

26 марта 1827 года весь день погода была ужасной, шел снег, слышались раскаты грома. В 6 часов вечера раздался страшный грохот, ярко вспыхнула молния. Находящийся в бессознательном состоянии глухой Бетховен будто услышал этот грохот: он привстал на постели, а потом упал и умер.

За всю свою жизнь (Людвиг ван Бетховен скончался в возрасте 57 лет) он написал 9 симфоний, 5 фортепьянных концертов и один скрипичный, 17 струнных квартетов, одну оперу и 32 фортепьянные сонаты.

источник

КАКАЯ ТАКАЯ АСТМА ?. Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей БА проявляется повторными эпизодами свистящих. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемwww.paracels.net

Презентация на тему: » КАКАЯ ТАКАЯ АСТМА ?. Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей БА проявляется повторными эпизодами свистящих.» — Транскрипт:

2 Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей БА проявляется повторными эпизодами свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля БА проявляется повторными эпизодами свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля Симптомы БА связаны с бронхиальной обструкцией различной выраженности Симптомы БА связаны с бронхиальной обструкцией различной выраженности

3 Астмой можно заболеть в любом возрасте возрасте Астмой нельзя заразиться от других Астмой нельзя заразиться от других людей людей Часто бывает так, что в одной семье Часто бывает так, что в одной семье астмой страдают несколько астмой страдают несколько человек человек

4 Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний у детей и взрослых Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний у детей и взрослых По данным ВОЗ во всем мире БА страдают до 300 млн. человек По данным ВОЗ во всем мире БА страдают до 300 млн. человек За последние годы наблюдается увеличение заболеваемости, особенно среди детей За последние годы наблюдается увеличение заболеваемости, особенно среди детей

5 Бронхиальной астмой страдали Людвиг ван Бетховен, Антонио Вивальди, Людвиг ван Бетховен, Антонио Вивальди, Чарльз Диккенс, Элизабет Тейлор и Чарльз Диккенс, Элизабет Тейлор и многие другие известные люди многие другие известные люди Астма не помешала им быть великими Астма не помешала им быть великими

6 Генетическая предрасположенность Аллергены: ингаляционные и пищевые, бактериальные и грибковые Вирусные инфекции Курение, в т.ч. пассивное Загрязнение воздуха на улице, на работе и дома Недоношенность, оперативное родоразрешение Пищевые факторы (триггеры) Физическая нагрузка ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ и ОБОСТРЕНИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

7 ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ АТОПИЯ Предрасположенность к реакциям на воздействие аллергенов ГИПЕРРЕАКТИВНОСТЬДЫХАТЕЛЬНЫХПУТЕЙ Увеличенная реакция бронхов в ответ на любые неблагоприятные воздействия

8 ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ Если один из родителей страдает БА – риск развития риск развития заболевания у ребенка составляет 50% Если оба родителя страдают БА — риск развития заболевания у ребенка составляет до 80% Чем больше родственников — аллергиков и астматиков, тем выше риск

9 АЛЛЕРГЕНЫ – НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРИЧИНЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Аллергены животных – присутствуют в каждом доме! — слюна, моча, в каждом доме! — слюна, моча, слущенный эпителий и шерсть кошек, слущенный эпителий и шерсть кошек, собак, грызунов, перья и помет птиц собак, грызунов, перья и помет птиц Аллергены тараканов Аллергены тараканов и др. насекомых

10 АЛЛЕРГЕНЫ – НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРИЧИНЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Микроскопические клещи Микроскопические клещи домашней пыли заселяют мягкую мебель, ковры,матрасы,подушки и т.д. и т.д. Грибки растут в темных, растут в темных, влажных, плохо проветриваемыхпомещениях

11 АЛЛЕРГЕНЫ – НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРИЧИНЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Пыльца растений береза, травы (злаки), одуванчик, амброзия,полынь, подсолнечник,кукуруза, лебеда, крапива и др.

12 НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРИЧИНЫ АСТМЫ: Загрязнение воздуха Химические агенты — профессиональные факторы риска: мучная пыль, химикаты, краски, древесная пыль, соли металлов, латекс и др. Аэрополлютанты (двуокись серы, углекислый газ, окислы азота, свинец, ртуть, выхлопы и продукты сгорания и др.)

13 АЛЛЕРГЕНЫ – НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРИЧИНЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Пищевые аллергены: Пищевые аллергены: молоко, яйца, рыба и морепродукты, пшеница, орехи, соя, арахис и другие бобовые, молоко, яйца, рыба и морепродукты, пшеница, орехи, соя, арахис и другие бобовые, цитрусовые, клубника, малина, дыня, виноград, персики, абрикосы, цитрусовые, клубника, малина, дыня, виноград, персики, абрикосы, экзотические экзотические фрукты, мед, какао и фрукты, мед, какао и шоколад, халва, шоколад, халва, кофе и др. кофе и др.

14 АЛЛЕРГЕНЫ – НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРИЧИНЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Лекарственные аллергены (антибиотики, сульфаниламиды, аспирин и другие НПВС, медикаменты в форме сиропов) Лекарственные аллергены (антибиотики, сульфаниламиды, аспирин и другие НПВС, медикаменты в форме сиропов)

15 Респираторные вирусные инфекции (!) Физические нагрузки Сигаретный дым (!) Загрязнение воздуха, пыль, резкие запахи Холодный воздух, изменение погоды Эмоциональные нагрузки, стресс ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ (триггеры БА)

16 Свистящие хрипы в груди / на расстоянии Свистящие хрипы в груди / на расстоянии Учащенное и/или шумное дыхание Учащенное и/или шумное дыхание Нехватка воздуха Нехватка воздуха Чувство «заложенности» в грудной клетке Чувство «заложенности» в грудной клетке Кашель (сухой, Кашель (сухой, навязчивый или навязчивый или с трудно с трудно откашливаемой откашливаемой мокротой) мокротой) КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ АСТМА?

17 Спазм мускулатуры бронхов Спазм мускулатуры бронхов Отек слизистой оболочки бронхов Отек слизистой оболочки бронхов Увеличение секреции слизи в бронхах Увеличение секреции слизи в бронхах ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ ПРИСТУПЕ АСТМЫ?

19 ТАК ВЫГЛЯДЯТ БРОНХИ ИЗНУТРИ Норма Приступ астмы

20 Жалоб ребенка и родителей Жалоб ребенка и родителей Истории жизни Истории жизни Осмотра Осмотра Исследования функции внешнего дыхания Исследования функции внешнего дыхания Дополнительных методов исследования Дополнительных методов исследования (общий анализ крови, иммуноглобулин Е, аллергопробы, ЕСР и др.) (общий анализ крови, иммуноглобулин Е, аллергопробы, ЕСР и др.) ВРАЧ СТАВИТ ДИАГНОЗ НА ОСНОВАНИИ: НА ОСНОВАНИИ:

21 Спирография (у врача) Спирография (у врача) Пикфлоуметрия (у врача и дома!) Пикфлоуметрия (у врача и дома!) Наибольшее значение имеют показатели: ОФВ1 ОФВ1 – объем форсированного выдоха в первую секунду (снижен), ПСВ ПСВ – пиковая объемная скорость выдоха=пикфлоу (снижена) ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ (ФВД)

22 Общий анализ крови: Общий анализ крови: Имеет значение повышенное количество Имеет значение повышенное количество эозинофилов – маркеров аллергии эозинофилов – маркеров аллергии Уровень специфических и общего Уровень специфических и общего иммуноглобулина Е, ЕСР (эозинофильного иммуноглобулина Е, ЕСР (эозинофильного катионного протеина) в крови катионного протеина) в крови При аллергии — повышены При аллергии — повышены ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

23 Легкая интермиттирующая астма (симптомы заболевания появляются лишь (симптомы заболевания появляются лишь время от времени) время от времени) Легкая персистирующая астма (симптомы Легкая персистирующая астма (симптомы наблюдаются практически постоянно на наблюдаются практически постоянно на протяжении длительного периода времени) протяжении длительного периода времени) Среднетяжелая астма Среднетяжелая астма Тяжелая астма Тяжелая астма КОНТРОЛИРУЕМАЯ или НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ? КОНТРОЛИРУЕМАЯ или НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ? ВАРИАНТЫ ДИАГНОЗА БА

25 ЦЕЛЬЮ ЛЕЧЕНИЯ АСТМЫ ЯВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ Нет ограничений в повседневной жизни Нет ограничений в повседневной жизни Нет ночных симптомов или пробуждений из-за астмы Нет ночных симптомов или пробуждений из-за астмы Нет одышки, чувства нехватки воздуха Нет одышки, чувства нехватки воздуха Нет дневных симптомов (или меньше 2 раз в неделю) Нет дневных симптомов (или меньше 2 раз в неделю) Нет потребности в препаратах для быстрого облегчения симптомов (или меньше 2 раз в неделю) Нет потребности в препаратах для быстрого облегчения симптомов (или меньше 2 раз в неделю) Нет обострений Нет обострений Нормальная функция легких Нормальная функция легких

26 ДОСТИЖЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ – ЭТО СОВМЕСТНЫЙ ТРУД ВРАЧА И СЕМЬИ ПАЦИЕНТА

27 ПОСТАРАЙТЕСЬ ВЫЯВИТЬ «СВОИ» ФАКТОРЫ РИСКА И ВИНОВНЫЕ АЛЛЕРГЕНЫ Научитесь гипоаллергенному образу жизни Научитесь гипоаллергенному образу жизни Обратите внимание на сопутствующие проблемы: аллергический ринит, аденоиды, полипоз носа, ожирение, рефлюкс и т.д. Обратите внимание на сопутствующие проблемы: аллергический ринит, аденоиды, полипоз носа, ожирение, рефлюкс и т.д.

28 ОГРАДИТЕ СВОЙ ДОМ ОТ ФАКТОРОВ РИСКА, ВЫЗЫВАЮЩИХ ОБОСТРЕНИЯ АСТМЫ Не держите животных дома Не держите животных дома Не курите и не позволяйте курить в доме Не курите и не позволяйте курить в доме Не пользуйтесь мылом, шампунями, аэрозольными дезодорантами, стиральными порошками и т.п. с резкими запахами. Не храните дома пахучие вещества, химикаты Не пользуйтесь мылом, шампунями, аэрозольными дезодорантами, стиральными порошками и т.п. с резкими запахами. Не храните дома пахучие вещества, химикаты Не пользуйтесь благовониями и духами Не пользуйтесь благовониями и духами Храните книги, игрушки и одежду в закрытых шкафах Храните книги, игрушки и одежду в закрытых шкафах

29 ОБУСТРОЙСТВО ДОМА ПРИ АЛЛЕРГИИ НА ПЫЛЬ / КЛЕЩЕЙ Уберите пледы и ковры, тяжелые занавески, мягкие игрушки, пуховые и перьевые одеяла и подушки Уберите пледы и ковры, тяжелые занавески, мягкие игрушки, пуховые и перьевые одеяла и подушки Наденьте специальные пыленепроницаемые Наденьте специальные пыленепроницаемые чехлы с молнией на матрасы, подушки, одеяла (стирайте их раз в 3-6 мес.) чехлы с молнией на матрасы, подушки, одеяла (стирайте их раз в 3-6 мес.) Стирайте простыни, наволочки и одеяла часто и в очень горячей воде (t 70-90°C) Стирайте простыни, наволочки и одеяла часто и в очень горячей воде (t 70-90°C) Сушите простыни и одеяла на солнце Сушите простыни и одеяла на солнце Используйте акарициды Используйте акарициды

30 ОБУСТРОЙСТВО ДОМА ПРИ БА Рекомендуется влажная уборка пола, уборка с пылесосом (не реже 1 раза в неделю) – с пылесосом (не реже 1 раза в неделю) – проводите её в отсутствие Вашего астматика проводите её в отсутствие Вашего астматика Не рекомендуется пользование спреями для Не рекомендуется пользование спреями для уничтожения насекомых; выбирайте ловушки уничтожения насекомых; выбирайте ловушки Не рекомендуется применение пахучих и Не рекомендуется применение пахучих и сильнодействующих чистящих средств; сильнодействующих чистящих средств; выбирайте экологичные продукты выбирайте экологичные продукты Избегайте приготовления пищи с сильным Избегайте приготовления пищи с сильным запахом; используйте вытяжку запахом; используйте вытяжку

31 ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ В ДОМЕ – ПРОФИЛАКТИКА АСТМЫ Откройте окна, если в комнате Откройте окна, если в комнате жарко или душно, если в помещении много жарко или душно, если в помещении много дыма или запаха от готовящейся еды дыма или запаха от готовящейся еды Если ваш дом отапливается дровами или Если ваш дом отапливается дровами или углем — держите окно приоткрытым для углем — держите окно приоткрытым для выветривания дыма выветривания дыма Закройте окна, если воздух на улице Закройте окна, если воздух на улице насыщен выхлопными газами, пылью, насыщен выхлопными газами, пылью, промышленными выбросами или пыльцой промышленными выбросами или пыльцой цветов и деревьев цветов и деревьев Ежедневно пользуйтесь воздухоочистительными приборами Ежедневно пользуйтесь воздухоочистительными приборами

32 ПРИ АЛЛЕРГИИ К ЭПИДЕРМИСУ ЖИВОТНЫХ Не держать дома НИКАКИХ животных Не держать дома НИКАКИХ животных После удаления животного необходимо провести многократно тщательную уборку После удаления животного необходимо провести многократно тщательную уборку помещения, стирку и пользоваться воздухоочистительными приборами помещения, стирку и пользоваться воздухоочистительными приборами Не посещать цирк, зоопарк, зоомагазины и и дома, где есть животные Не посещать цирк, зоопарк, зоомагазины и и дома, где есть животные Не пользоваться одеждой и постельными Не пользоваться одеждой и постельными принадлежностями из шерсти и меха принадлежностями из шерсти и меха животных, пуха и пера животных, пуха и пера

33 ПРИ АЛЛЕРГИИ К ПЛЕСНЕВЫМ ГРИБАМ После использования ванной тщательно После использования ванной тщательно вытирайте все влажные поверхности с вытирайте все влажные поверхности с использованием растворов, использованием растворов, предупреждающих рост плесени предупреждающих рост плесени Используйте вытяжку на кухне; не храните дома большие запасы круп, муки и т.п. Используйте вытяжку на кухне; не храните дома большие запасы круп, муки и т.п. Сушите одежду вне жилой комнаты Сушите одежду вне жилой комнаты Не участвуйте в садовых работах Не участвуйте в садовых работах осенью и весной, избегайте находиться осенью и весной, избегайте находиться вблизи собранных и горящих листьев, вблизи собранных и горящих листьев, сена, соломы (лежалые листья и трава – сена, соломы (лежалые листья и трава – источник плесени) источник плесени)

34 ПРИ АЛЛЕРГИИ К ПЛЕСНЕВЫМ ГРИБАМ Не рекомендуется разводить дома комнатные Не рекомендуется разводить дома комнатные растения растения Регулярно меняйте фильтры кондиционера Регулярно меняйте фильтры кондиционера Не рекомендуется употреблять в пищу: Не рекомендуется употреблять в пищу: сыры, копченые мясо и рыбу, сыры, копченые мясо и рыбу, квашеную капусту, кефир и кисломолочные квашеную капусту, кефир и кисломолочные продукты, квас, пиво, вина, свежую выпечку из дрожжевого теста, виноград, сухофрукты продукты, квас, пиво, вина, свежую выпечку из дрожжевого теста, виноград, сухофрукты Не применять антибиотики группы Не применять антибиотики группы пенициллина, витамины группы В, пивные пенициллина, витамины группы В, пивные дрожжи дрожжи

35 ПРИ АЛЛЕРГИИ К ПЫЛЬЦЕ РАСТЕНИЙ В сезон цветения «Ваших» растений рекомендует-ся выезд в другую климатическую зону, особенно к морю; В сезон цветения «Ваших» растений рекомендует-ся выезд в другую климатическую зону, особенно к морю; при невозможности – нужно сократить время пребывания на улице, ограничить выезды за город, в автомобиле держать окна закрытыми нужно сократить время пребывания на улице, ограничить выезды за город, в автомобиле держать окна закрытыми носить на улице очки, головной убор, закрытую одежду носить на улице очки, головной убор, закрытую одежду герметизировать окна, затянуть форточку герметизировать окна, затянуть форточку влажной марлей влажной марлей придя с улицы — сменить одежду, принять душ, прополоскать рот, промыть глаза и носовые ходы. Уличную одежду хранить в закрытых шкафах придя с улицы — сменить одежду, принять душ, прополоскать рот, промыть глаза и носовые ходы. Уличную одежду хранить в закрытых шкафах

Читайте также:  Симпатомиметик для лечения бронхиальной астмы препараты

36 ПРИ АЛЛЕРГИИ К ПЫЛЬЦЕ РАСТЕНИЙ Воздержаться от букетов и от разведения растений дома Воздержаться от букетов и от разведения растений дома Исключить употребление растительных пищевых продуктов, имеющих перекрестные аллергенные свойства с «Вашими» виновными растениями Исключить употребление растительных пищевых продуктов, имеющих перекрестные аллергенные свойства с «Вашими» виновными растениями возьмите памятку у врача возьмите памятку у врача Не использовать фитопрепараты, мед, продукты пчеловодства и Не использовать фитопрепараты, мед, продукты пчеловодства и растительные косметические средства растительные косметические средства

37 Бег, соревнования, занятия спортом или танцами также могут провоцировать симптомы бронхиальной астмы Врач может посоветовать вам пользоваться противоастматическим препаратом за минут до физических нагрузок Врач может посоветовать вам пользоваться противоастматическим препаратом за минут до физических нагрузок ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ НЕОБХОДИМА и ПОЛЕЗНА, НО …

38 Узнайте у врача, КАК ЛЕЧИТСЯ ВАША АЛЛЕРГИЯ Аллергия на клещей, пыльцу и плесневых грибков поддается лечению методом АСИТ

39 ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ* * Далее приводятся только международные непатентованные названия лекарственных препаратов

40 Препараты для базисной (профилактической, противовоспалительной) терапии: Позволяют контролировать заболевание и предупреждать приступы астмы Применяют регулярно и длительно для достижения и сохранения контроля над БА Препараты для облегчения симптомов: Являются средствами скорой помощи при обострении заболевания Применяют при обострении (приступе) астмы Лекарственные средства, используемые при бронхиальной астме

41 Препараты для облегчения симптомов β 2 – агонисты короткого действия Теофиллины короткого действия Сальбутамол Теофиллин, Эуфиллин Фенотерол Фенотерол+ Ипратропиум

42 Обеспечивают быстрое снятие спазма Обеспечивают быстрое снятие спазма бронха, в результате дышать становится бронха, в результате дышать становится легче легче Эти препараты необходимо применять Эти препараты необходимо применять сразу при появлении симптомов и только сразу при появлении симптомов и только по потребности; дозы и кратность по потребности; дозы и кратность ингаляций должны быть по возможности ингаляций должны быть по возможности наименьшими. ВЕДИТЕ ДНЕВНИК! наименьшими. ВЕДИТЕ ДНЕВНИК! Если Вы стали пользоваться ими чаще – БА вышла из-под контроля! Это обострение! Если Вы стали пользоваться ими чаще – БА вышла из-под контроля! Это обострение! ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ СИМПТОМОВ

43 Препараты для базисной (профилактической) терапии БА Антилейко- триеновые препараты Кромогликат Недокромил Кромоны Монтелукаст Зафирлукаст Будесонид Флутиказон Бекламетазон Ингаляционные кортико- стероиды (ИКС)

44 Препараты для базисной (профилактической) терапии Системные кортико- стероиды Сальметерол+Флютиказон Формотерол+Будесонид Формотерол+Беклометазон ИКС + β2– агонисты длительного действия Преднизолон Дексаметазон Теопэк, Теотард и т.д. Теофиллины длительного действия

45 Кромоны Применяются только при астме легкой степени у детей и молодых пациентов По данным исследований, эффективность невысока, поэтому современные рекомендации (GINA) не предлагают их в качестве альтернативы низким дозам Ингаляционным глюкокортикостероидам, в отличие от антагонистов лейкотриеновых рецепторов В большинстве случаев хорошо переносятся больными Применяются ингаляционно (ДАИ, небулайзер) 2-4 раза в день, имеют неприятный вкус Недокромил натрия, Кромогликат натрия

46 Антилейкотриеновые препараты (АЛТР) Применяются при астме легкой степени тяжести – в качестве монотерапии, при средней и тяжелой степени – в любых комбинациях с ИГКС и/или ДДБА+ИГКС ( Согласно GINA – лучше комбинации, чем наращивание дозы ИГКС!) Согласно GINA, являются альтернативой низким дозам ИГКС Эффективны при астме, когда обострения возникают на фоне ОРВИ и при физической нагрузке, особенно у детей и молодых пациентов; при аспириновой астме и сочетании БА с аллергическим ринитом Благоприятный профилем безопасности, даже при длительном приеме! Удобны в применении – применяются в форме таблеток Монтелукаст Зафирлукаст

47 Ингаляционные глюкокортикостероиды Применяются при любой степени тяжести БА Используются в качестве базисной терапии и при обострениях Применение у детей до 4 лет требует небулайзера. В виде дозированных ингаляторов (ДАИ со спейсером, ДПИ) – с 4-х лет После ингаляции обязательно прополоскать рот и горло Будесонид, Флутиказон, Беклометазон

48 Ингаляционные глюкокортикостероиды в комбинации с β2–агонистами длительного действия (ИГКС+ДДБА) Обладают комбинированным противовоспалительным и бронхолитическим эффектом; используются 2 раза в день Рекомендуются у детей старше 4 лет Применяются при среднетяжелой и тяжелой астме – ОПТИМАЛЬНАЯ СТАРТОВАЯ ТЕРАПИЯ! Имеют различные формы доставки препарата (ДАИ со спейсером; ДПИ — турбухалер, мультидиск, аэролайзер) для ингаляционного применения После ингаляции – прополоскать рот и горло Даже комбинированная терапия ИГКС+ДДБА не всегда позволяет достичь контроля – в таких случаях либо увеличивается доза, либо добавляется еще один противовоспалительный препарат (АЛТР)

49 Ингаляционный требуется обучение Ингаляционный требуется обучение Пероральный (таблетки) Пероральный (таблетки) Парентералный (внутримышечные и Парентералный (внутримышечные и внутривенные инъекции) внутривенные инъекции) СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

50 СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНГАЛЯЦИОННЫХ ПРЕПАРАТОВ Дозированный аэрозольный ингалятор (ДАИ) ДАИ со спейсером

51 СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНГАЛЯЦИОННЫХ ПРЕПАРАТОВ Спейсер-бэбихалер Ингаляция через компрессорный или МЭШ- небулайзер: мундштук, маска

52 СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНГАЛЯЦИОННЫХ ПРЕПАРАТОВ (ДПИ) Турбухалер Мультидиск Аэролайзер

53 ПОПРОСИТЕ ВРАЧА ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНГАЛЯТОРА

54 Регулярно посещать врача – аллерголога либо пульмонолога (3-4 раза в год) Регулярно посещать врача – аллерголога либо пульмонолога (3-4 раза в год) Исключить контакт с аллергенами и Исключить контакт с аллергенами и провоцирующими факторами провоцирующими факторами Тщательно выполнять назначения врача Тщательно выполнять назначения врача (базисная терапия!) (базисная терапия!) Вести Дневник пикфлоу (пикфлоуметрия дома) и оценивать контроль БА по опросникам АСТ, ACQ Вести Дневник пикфлоу (пикфлоуметрия дома) и оценивать контроль БА по опросникам АСТ, ACQ Задавать вопросы врачу: Ваш врач – это Задавать вопросы врачу: Ваш врач – это Ваш партнер в борьбе с астмой ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ КОНТРОЛЯ АСТМЫ, НЕОБХОДИМО…

55 Прекратить контакт с фактором, который вызвал обострение Принять бронхорасширяющее средство (β-агонист короткого действия); через полчаса оценить эффект Оставаться в покое в течение 1 часа. Действовать по разработанному совместно с врачом Плану Если ребенку не становится лучше – обратитесь к врачу немедленно! ЕСЛИ НАЧИНАЕТСЯ ПРИСТУП АСТМЫ, НЕОБХОДИМО.

56 Проводится ежедневно 2 раза в день для определения ПСВ (пиковой скорости выдоха) – лучшее из трех полученных значений заносим в дневник КОНТРОЛЬ ПИКФЛОУМЕТРИИ

57 Зеленая зона – ПСВ более 80% от Зеленая зона – ПСВ более 80% от нормы и хорошее самочувствие — хороший контроль астмы нормы и хорошее самочувствие — хороший контроль астмы Желтая зона – ПСВ=60-80% от нормы – Желтая зона – ПСВ=60-80% от нормы – частичный контроль астмы, начало обострения, нетяжелый приступ частичный контроль астмы, начало обострения, нетяжелый приступ Красная зона – ПСВ ниже 60% от нормы Красная зона – ПСВ ниже 60% от нормы тяжелый приступ БА тяжелый приступ БА КОНТРОЛЬ ПИКФЛОУМЕТРИИ

58 КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА В ВАШИХ РУКАХ .

источник

Бетховен — австрийско-немецкий музыкант и композитор, ярчайший представитель периода перехода от классицизма к романтизму. Родился 16 декабря 1770 года в Бонне, умер 26 марта 1827 года в Вене. До сих пор произведения Бетховена входят в число наиболее часто исполняемых.

Всем, знакомым с историей музыки, хорошо известно, что Людвиг ван Бетховен половину своей недолгой жизни страдал от глухоты. Потеря слуха заставила его отказаться от публичных выступлений, крайне негативно повлияла на и без того тяжелый характер композитора, и стала причиной злоупотребления спиртными напитками.

Ученые и медики до сих пор спорят о причинах потери слуха. Но на самом деле глухота была только одним из целого букета недугов, преследующих гениального музыканта.

Медицина в 18-19 веках, хотя и начала выходить из мрака заблуждений и дремучих суеверий, оставляла желать лучшего. Болеть было опасно: если пощадит недуг, могут залечить насмерть неумелые лекари. Да и лекарств эффективных еще не было.

Отец Людвига страдал от пьянства, от чего и умер. Еще раньше оставила этот мир мать Бетховена, скончавшаяся от туберкулеза. Эта же болезнь унесла жизнь одного из братьев будущего композитора, другой брат погиб от болезни сердца. Сам Людвиг с раннего детства был подвержен простудным заболеваниям. Есть также сведения о том, что в возрасте 5 лет Людвиг перенес несколько приступов астмы. Не обошла его стороной и оспа, на всю жизнь оставившая следы на его лице.

В возрасте 18 лет Бетховен начал мучиться болями в животе и проблемами с кишечником: тяжелейшие запоры сменялись не менее тяжелой диареей. К 1810 году боли стали так сильны, что Людвиг начал прибегать к алкоголю, чтобы заглушить ужасные колики. Постоянная боль лишила композитора аппетита, он начал страдать от анорексии и обезвоживания.

Глухота впервые дала о себе знать в возрасте 26 лет. Тогда в ушах стал появляться высокий звон, мешавший музыканту не только работать, но и просто общаться с окружающими. Глухота усиливалась, и к 40 годам Людвиг оглох окончательно.

Что такое для музыканта потеря слуха? Огромная трагедия. Бетховен, страдающий от депрессии, болей в животе, утративший возможность слышать, стал пить еще больше. Злоупотребление алкоголем только ухудшило состояние его здоровья: в 1822 году к букету недугов присоединилась подагра, в 1823 году — воспалительное заболевание глаз, в 1825 году врачи диагностировали у Бетховена желтуху. 1826 год принес с собой тяжелую пневмонию, чуть позже развился асцит. К весне 1827 года композитор был уже очень тяжело болен. Врач был вынужден прокалывать брюшину, чтобы откачать скопившуюся в брюшной полости жидкость. 24 марта Бетховен впал в кому, и через двое суток скончался.

Причины болезней и смерти гениального композитора оставались тайной для медиков. Тело Бетховена дважды эксгумировали, чтобы провести исследования и попытаться пролить свет на тайны его истории болезни. Споры велись вокруг причин его глухоты, нет единогласия и по вопросу причин его смерти.

Существует несколько мнений относительно потери слуха:

  • застарелое воспаление, вызванное привычкой окунать голову в холодную воду для бодрости;
  • отосклероз;
  • болезнь Меньера;
  • сифилитическое поражение и некоторые другие.

Наиболее интересна гипотеза, опубликованная недавно американскими учеными в журнале PLoS Genetics. В университете Южной Калифорнии были проведены исследования, позволяющие предполагать вероятность развития глухоты при наличии специфической мутации гена Nox3. Повреждения гена делают «улитку» уха крайне уязвимой к высоким звукам. Частота звука 8 килогерц вызывает быстрое разрушение чувствительных клеток органа слуха, приводящее к глухоте.

Что же касается преждевременной смерти музыканта, то наиболее убедительной выглядит версия о сочетании нескольких фатальных факторов:

  • хронического воспалительного заболевания кишечника, возможно — болезни Крона;
  • цирроза печени (кстати, вскрытие указывало на неалкогольный цирроз);
  • отравление свинцом от неправильного лечения: анализ волос и тканей тела показал высокое содержание свинца.

Когда вы услышите знакомые аккорды «Лунной сонаты» или мощные звуки Героической симфонии, вспомните о том, как жил автор этой музыки. Как творил, превозмогая боль, борясь с ускользающими звуками, одинокий страдающий гений. И поклонитесь ему мысленно.

источник

Происхождение. Детство и юность . Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фламандская кровь: дед композитора по отцу, тоже Людвиг, родился в 1712 в Малине (Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кёльнского. Это был умный человек, хороший певец, профессионально подготовленный инструменталист, он дослужился до должности придворного капельмейстера и пользовался уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн (остальные дети умерли в младенческом возрасте) с детства пел в той же капелле, но положение его было шаткое, поскольку он сильно пил и вел беспорядочную жизнь. Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.

Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.

Общее образование Бетховена было столь же несистематичным, как и музыкальное. В последнем, однако, большую роль играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть. К.Г.Нефе, с 1782 боннский придворный органист, стал первым настоящим учителем Бетховена (в числе прочего он прошел с ним весь Хорошо темперированный клавир И.С.Баха). Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кёльнским и начал проявлять заботу о музыкальной жизни Бонна, где располагалась его резиденция. В 1787 Бетховену удалось впервые посетить Вену – в то время музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой – его мать лежала при смерти. Он остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и двух младших братьев.

Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство Бройнинг, которое взяло опеку над неуклюжим, но оригинальным молодым музыкантом. Доктор Ф.Г.Вегелер стал ему другом на всю жизнь, а граф Ф.Е.Г.Вальдштейн, его восторженный почитатель, сумел убедить эрцгерцога послать Бетховена для учения в Вену.

Вена. 1792–1802. В Вене, куда Бетховен приехал во второй раз в 1792 и где оставался до конца своих дней, он быстро нашел титулованных друзей-меценатов.

Люди, встречавшиеся с молодым Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого в отношениях с друзьями. Понимая недостаточность своего образования, он отправился к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки (Моцарт умер годом ранее) и некоторое время приносил ему для проверки упражнения в контрапункте. Гайдн, однако, вскоре охладел к строптивому ученику, и Бетховен втайне от него стал брать уроки у И.Шенка и затем у более основательного И.Г.Альбрехтсбергера. Помимо этого, желая усовершенствоваться в вокальном письме, он посещал в течение нескольких лет знаменитого оперного композитора Антонио Сальери. Вскоре он вошел в кружок, объединявший титулованных любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Лихновский ввел молодого провинциала в круг своих друзей.

Вопрос, насколько среда и дух времени влияют на творчество, неоднозначен. Бетховен читал произведения Ф.Г.Клопштока, одного из предшественников движения «Бури и натиска». Он был знаком с Гёте и глубоко почитал мыслителя и поэта. Политическая и общественная жизнь Европы того времени была тревожной: когда Бетховен прибыл в 1792 в Вену, город был взбудоражен вестями о революции во Франции. Бетховен восторженно принимал революционные лозунги и воспевал свободу в своей музыке. Вулканическая, взрывчатая природа его творчества – несомненно, воплощение духа времени, но только в том смысле, что характер творца был в какой-то мере сформирован этим временем. Смелое нарушение общепринятых норм, мощное самоутверждение, грозовая атмосфера бетховенской музыки – все это было бы немыслимо в эпоху Моцарта.

Читайте также:  Как проверить дыхание при астме

Тем не менее ранние бетховенские сочинения во многом следуют канонам 18 в.: это относится к трио (струнным и фортепианным), скрипичным, фортепианным и виолончельным сонатам. Фортепиано было тогда для Бетховена самым близким инструментом, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства, а медленные части некоторых сонат (например, Largo e mesto из сонаты ор. 10, № 3) проникнуты уже романтическим томлением. Патетическая соната ор. 13 – тоже очевидное предвосхищение более поздних бетховенских экспериментов. В иных случаях его новаторство носит характер внезапного вторжения, и первые слушатели воспринимали его как явный произвол. Изданные в 1801 шесть струнных квартетов ор. 18 можно считать самым крупным достижением этого периода; Бетховен явно не спешил с публикацией, сознавая, какие высокие образцы квартетного письма оставили Моцарт и Гайдн. Первый оркестровый опыт Бетховена связан с двумя концертами для фортепиано с оркестром (№ 1, до мажор и № 2, си-бемоль мажор), созданными в 1801: в них он, по-видимому, тоже не был уверен, будучи хорошо знакомым с великими достижениями Моцарта в этом жанре. В числе наиболее известных (и наименее вызывающих) ранних произведений – септет ор. 20 (1802). Следующий опус, Первая симфония (опубликована в конце 1801) – первое чисто оркестровое сочинение Бетховена.

Приближение глухоты. Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался постепенно. Уже в 1798 он жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. В ужасе от перспективы стать объектом жалости – глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу – Карлу Аменде, а также докторам, которые посоветовали ему по возможности беречь слух. Он продолжал вращаться в кругу своих венских друзей, принимал участие в музыкальных вечерах, много сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту, что до 1812 даже часто встречавшиеся с ним люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали плохому настроению или рассеянности.

Летом 1802 Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт. Там появился потрясающий документ – «Хайлигенштадтское завещание», мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочесть и исполнить после его смерти); в нем он говорит о своих душевных страданиях: мучительно, когда «человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: в то же лето появляются светлая Вторая симфония, ор. 36, великолепные фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.

Второй период. «Новый путь». Согласно «трехпериодной» классификации, предложенной в 1852 одним из первых исследователей творчества Бетховена В. фон Ленцем, второй период приблизительно охватывает 1802–1815.

Окончательный разрыв с прошлым явился скорее осуществлением, продолжением тенденций раннего периода, нежели сознательной «декларацией независимости»: Бетховен не был реформатором-теоретиком, как Глюк до него и Вагнер после него. Первый решительный прорыв к тому, что сам Бетховен называл «новым путем», произошел в Третьей симфонии ( Героической ), работа над которой относится к 1803–1804. Продолжительность ее втрое больше, чем любой другой симфонии, написанной ранее. Первая часть – музыка необычайной силы, вторая – потрясающее излияние скорби, третья – остроумное, прихотливое скерцо, а финал – вариации на ликующую, праздничную тему — своей мощью далеко превосходит традиционные финалы в форме рондо, сочинявшиеся предшественниками Бетховена. Часто утверждают (и не без оснований), что сначала Бетховен посвятил Героическую Наполеону, но узнав, что тот провозгласил себя императором, отменил посвящение. «Теперь он будет попирать права человека и удовлетворять только собственное честолюбие», – таковы, по рассказам, были слова Бетховена, когда он разорвал титульную страницу партитуры с посвящением. В конце концов Героическая была посвящена одному из меценатов — князю Лобковицу.

Сочинения второго периода. В эти годы гениальные творения выходили из-под его пера одно за другим. Основные сочинения композитора, перечисленные в порядке их возникновения, образуют невероятный поток гениальной музыки, этот воображаемый звуковой мир заменяет его творцу уходящий от него мир реальных звучаний. Это было победоносное самоутверждение, отражение напряженной работы мысли, свидетельство богатой внутренней жизни музыканта.

Мы сможем назвать лишь самые важные сочинения второго периода: скрипичная соната ля мажор, ор. 47 ( Крейцерова , 1802–1803); Третья симфония, ор. 55 ( Героическая , 1802–1805); оратория Христос на Масличной горе , ор. 85 (1803); фортепианные сонаты: Вальдштейновская , ор. 53; фа мажор, ор. 54, Аппассионата , ор. 57 (1803–1815); фортепианный концерт № 4 соль мажор, ор. 58 (1805–1806); единственная опера Бетховена – Фиделио , ор. 72 (1805, вторая редакция 1806); три «русских» квартета, ор. 59 (посвящены графу Разумовскому; 1805–1806); Четвертая симфония си-бемоль мажор, ор. 60 (1806); скрипичный концерт, ор. 61 (1806); увертюра к трагедии Коллина Кориолан , ор. 62 (1807); Месса до мажор, ор. 86 (1807); Пятая симфония до минор, ор. 67 (1804–1808); Шестая симфония, ор. 68 ( Пасторальная , 1807–1808); виолончельная соната ля мажор, ор. 69 (1807); два фортепианных трио, ор. 70 (1808); фортепианный концерт № 5, ор. 73 ( Император , 1809); квартет, ор. 74 ( Арфа , 1809); фортепианная соната, ор. 81а ( Прощание , 1809–1910); три песни на стихи Гёте, ор. 83 (1810); музыка к трагедии Гёте Эгмонт , ор. 84 (1809); квартет фа минор, ор. 95 (1810); Восьмая симфония фа мажор, ор. 93 (1811–1812); фортепианное трио си-бемоль мажор, ор. 97 ( Эрцгерцог , 1818).

Ко второму периоду относятся наивысшие достижения Бетховена в жанрах скрипичного и фортепианного концерта, скрипичные и виолончельные сонаты, оперы; жанр фортепианной сонаты представлен такими шедеврами, как Аппассионата и Вальдштейновская . Но даже музыканты не всегда были способны воспринять новизну этих сочинений. Говорят, что однажды кто-то из коллег спросил Бетховена: неужели он считает музыкой один из квартетов, посвященных русскому посланнику в Вене, графу Разумовскому. «Да, – ответил композитор, – но не для вас, а для будущего».

Источником вдохновения для ряда сочинений стали романтические чувства, которые Бетховен испытывал к некоторым из своих великосветских учениц. Это, возможно, относится к двум сонатам «quasi una Fantasia», ор. 27 (вышли в свет в 1802). Вторая из них (позже получившая имя «Лунной») посвящена графине Джульетте Гвиччарди. Бетховен даже думал сделать ей предложение, но вовремя понял, что глухой музыкант – неподходяшая пара для кокетливой светской красавицы. Другие знакомые дамы отвергли его; одна из них назвала его «уродом» и «полусумасшедшим». Иначе обстояло дело с семейством Брунсвик, в котором Бетховен давал уроки музыки двум старшим сестрам – Терезе («Тези») и Жозефине («Пепи»). Уже давно была отброшено предположение, что адресатом послания к «Бессмертной Возлюбленной», найденного в бумагах Бетховена после его смерти, была Тереза, но современные исследователи не исключают, что этим адресатом являлась Жозефина. В любом случае идиллическая Четвертая симфония своим замыслом обязана пребыванию Бетховена в венгерском имении Брунсвиков летом 1806.

Четвертая, Пятая и Шестая ( Пасторальная ) симфонии были сочинены в 1804–1808. Пятая – наверное, самая известная симфония в мире – открывается кратким мотивом, про который Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». В 1812 были завершены Седьмая и Восьмая симфонии.

В 1804 Бетховен охотно принял заказ на сочинение оперы, поскольку в Вене успех на оперной сцене означал славу и деньги. Сюжет вкратце состоял в следующем: смелая, предприимчивая женщина, переодевшись в мужскую одежду, спасает своего любимого мужа, заключенного в тюрьму жестоким тираном, и изобличает последнего перед народом. Чтобы избежать путаницы с уже существовавшей оперой на этот сюжет – Леонорой Гаво, бетховенское произведение было названа Фиделио , по имени, которое принимает переодетая героиня. Конечно, у Бетховена не было опыта сочинения для театра. Кульминационные моменты мелодрамы отмечены превосходной музыкой, но в других разделах отсутствие драматического чутья не позволяет композитору подняться над оперной рутиной (хотя он очень стремился к этому: в Фиделио есть фрагменты, которые переделывались до восемнадцати раз). Все же опера постепенно завоевывала слушателей (при жизни композитора состоялось три ее постановки в разных редакциях – в 1805, 1806 и 1814). Можно утверждать, что ни в одно другое сочинение композитор не вложил столько труда.

Бетховен, как уже говорилось, глубоко почитал творения Гёте, сочинил несколько песен на его тексты, музыку к его трагедии Эгмонт , но познакомился с Гёте только летом 1812, когда они вместе оказались на курорте в Теплице. Изысканные манеры великого поэта и резкость поведения композитора не способствовали их сближению. «Его дарование поразило меня чрезвычайно, но, к сожалению, он обладает нравом неукротимым, и мир представляется ему ненавистным творением», – говорит Гёте в одном из писем.

Дружба с эрцгерцогом Рудольфом. Дружба Бетховена с Рудольфом, австрийским эрцгерцогом и сводным братом императора, – один из наиболее любопытных исторических сюжетов. Примерно в 1804 эрцгерцог, которому тогда было 16 лет, начал брать у композитора уроки игры на фортепиано. Несмотря на огромное различие в социальном положении, учитель и ученик испытывали искреннюю приязнь друг к другу. Являясь на уроки во дворец эрцгерцога, Бетховен должен был проходить мимо бесчисленных лакеев, называть своего ученика «ваше высочество» и бороться с его дилетантским отношением к музыке. И все это он проделывал с удивительным терпением, хотя никогда не стеснялся отменять уроки, если был занят сочинением. По заказу эрцгерцога созданы такие сочинения, как фортепианная соната Прощание , Тройной концерт, последний и самый грандиозный Пятый фортепианный концерт, Торжественная месса (Missa solemnis). Она первоначально предназначалась для церемонии возведения эрцгерцога в сан архиепископа Ольмюцкого, но не была закончена в срок. Эрцгерцог, князь Кинский и князь Лобковиц учредили нечто вроде стипендии для композитора, который прославил Вену, но не получал поддержки от городских властей, причем эрцгерцог оказался самым надежным из трех меценатов. Во время Венского конгресса в 1814 Бетховен извлек для себя немалую материальную пользу из общения с аристократией и любезно выслушивал комплименты – ему удалось хотя бы частично скрыть то презрение к придворному «блеску», которое он всегда испытывал.

Последние годы. Материальное положение композитора заметно улучшилось. Издатели охотились за его партитурами и заказывали такие, например, сочинения, как большие фортепианные вариации на тему вальса Диабелли (1823). Его заботливые друзья, особенно глубоко преданный Бетховену А.Шиндлер, наблюдая беспорядочный и полный лишений образ жизни музыканта и слыша его жалобы на то, что его «обобрали» (Бетховен стал беспричинно подозрительным и был готов обвинить в самом худшем почти всех лиц из своего окружения), не могли понять, куда он девает деньги. Они не знали, что композитор откладывает их, но делает это не для себя. Когда в 1815 умер его брат Каспар, композитор стал одним из опекунов своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику, стремление обеспечить его будущее вступили в противоречие с недоверием, которое композитор испытывал к матери Карла; в результате он только постоянно ссорился с обоими, и эта ситуация окрасила трагическим светом последний период его жизни. В годы, когда Бетховен добивался полного опекунства, сочинял он мало.

Глухота Бетховена стала практически полной. К 1819 ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша (сохранились т.н. разговорные тетради Бетховена). Полностью погруженный в работу над такими сочинениями, как величественная Торжественная месса ре мажор (1818) или Девятая симфония, он вел себя странно, внушая тревогу посторонним людям: он «пел, завывал, топал ногами, и вообще казалось, что он ведет смертельную борьбу с невидимым противником» (Шиндлер). Гениальные последние квартеты, пять последних фортепианных сонат – грандиозные по масштабам, необычные по форме и стилю – казались многим современником произведениями сумасшедшего. И все-таки венские слушатели признавали благородство и величие бетховенской музыки, они чувствовали, что имеют дело с гением. В 1824 во время исполнения Девятой симфонии с ее хоровым финалом на текст оды Шиллера К Радости ( An die Freude ) Бетховен стоял рядом с дирижером. Зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не оборачивался. Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился.

Судьба других поздних произведений была более сложной. Прошло много лет после смерти Бетховена, и только тогда наиболее восприимчивые музыканты начали исполнять его последние квартеты (в том числе Большую фугу, ор. 33) и последние фортепианные сонаты, открывая людям эти высшие, прекраснейшие достижения Бетховена. Иногда поздний стиль Бетховена характеризуют как созерцательный, абстрактный, в ряде случаев пренебрегающий законами благозвучия; на самом деле эта музыка – неоскудевающий источник мощной и разумной духовной энергии.

Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.

Вклад Бетховена в мировую культуру . Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета, намеченную его предшественниками. Однако его трактовка известных форм и жанров отличалась большой свободой; можно сказать, что Бетховен раздвинул их рамки во времени и в пространстве. Он не расширил сложившегося к его времени состава симфонического оркестра, но его партитуры требуют, во-первых, большего числа исполнителей в каждой партии, а во-вторых, невероятного в его эпоху исполнительского мастерства каждого оркестранта; кроме того, Бетховен очень чувствителен к индивидуальной выразительности каждого инструментального тембра. Фортепиано в его сочинениях – не близкий родственник изящного клавесина: используются весь расширенный диапазон инструмента, все его динамические возможности.

В областях мелодики, гармонии, ритма Бетховен нередко прибегает к приему внезапной смены, контраста. Одна из форм контраста – противопоставление решительных тем с четким ритмом и более лирических, плавно текущих разделов. Резкие диссонансы и неожиданные модуляции в далекие тональности – тоже важная черта бетховенской гармонии. Он расширил диапазон применяемых в музыке темпов и часто прибегал к драматичным, импульсивным сменам динамики. Иногда контраст выступает как проявление характерно бетховенского несколько грубоватого юмора – так бывает в его неистовых скерцо, которые в его симфониях и квартетах часто заменяют более степенный менуэт.

В отличие от своего предшественника Моцарта, Бетховен сочинял с трудом. Записные книжки Бетховена показывают, как постепенно, шаг за шагом из неуверенных набросков возникает грандиозная композиция, отмеченная убедительной логикой построения и редкой красотой. Только один пример: в первоначальном эскизе знаменитого «мотива судьбы», открывающего Пятую симфонию, он поручен флейте, а это значит, что тема имела совсем иной образный смысл. Мощный художественный интеллект позволяет композитору обратить недостаток в достоинство: моцартовской спонтанности, инстинктивному чувству совершенства Бетховен противопоставляет непревзойденную музыкально-драматургическую логику. Именно она – главный источник бетховенского величия, его несравненного умения организовать контрастные элементы в монолитное целое. Бетховен стирает традиционные цезуры между разделами формы, избегает симметрии, сливает части цикла, развивает протяженные построения из тематических и ритмических мотивов, на первый взгляд не содержащих в себе ничего интересного. Иначе говоря, Бетховен творит музыкальное пространство силой ума, собственной волей. Он предвосхищал и создавал те художественные направления, которые стали определяющими для музыкального искусства 19 в. И сегодня его произведения входят в число величайших, наиболее почитаемых творений человеческого гения.

Письма Бетховена: 1787–1811 . М., 1970
Альшванг А.А. Л. ван Бетховен. Очерк жизни и творчества . М., 1977
Письма Бетховена: 1812–1816 . М., 1977
Письма Бетховена: 1817–1822 . М., 1986

источник