Меню Рубрики

Лфк при реабилитации больных с бронхиальной астмой

Бронхиальная астма входит в тройку самых распространенных заболеваний дыхательной системы человека. Болезнь отличается острым течением и яркой симптоматикой, способной доставить человеку немало неприятных минут. Даже преодоление кризиса не гарантирует полного восстановления организма ввиду интенсивного негативного воздействия на организм всех ее проявлений.

В результате этого функциональность отдельных органов и систем резко снижается. Поэтому реабилитация при бронхиальной астме является одним из важнейших этапов комплексной терапии, направленных на нейтрализацию любых признаков заболевания и поддержание функциональности организма.

Бронхиальная астма является одной из наиболее опасных болезней дыхательной системы человека, имеющей воспалительный характер и отличающейся хронической природой. Спровоцировать развитие заболевания может множество факторов, среди которых особое место занимают следующие:

  • воздействие аллергенов;
  • инфекционные провокаторы;
  • механические воздействия и химические вещества;
  • климатические условия;
  • психологические перегрузки.

Эти факторы играют главенствующую роль в списке возможных причин возникновение и дальнейшего развития бронхиальной астмы. Каждый из них способен спровоцировать обострение и привести к стремительному ухудшению самочувствия. Главной особенностью болезни является острота и многообразие симптоматики, которая заключается в следующих проявлениях:

  • кашель;
  • одышка;
  • чувство заложенности в грудной клетке;
  • невозможность вдоха полной грудью;
  • боль и сдавленность в районе грудной клетки;
  • хрипы при вдохе-выдохе.

Все эти признаки носят комплексный характер и развиваются практически мгновенно в виде астматического приступа, имеющего тяжелые последствия вплоть до потери сознания. Кроме того, заболевание провоцирует изменения во многих органах и системах, сказываясь на их функциональности. Поэтому реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме играют важную роль и направлены на восстановление полноценной работы организма.

Реабилитация при астме включает в себя коррекцию рациона больного. Употребление определенных продуктов повышает риск развития аллергических реакций, что является одним из факторов возникновения астмы. Кроме того, употребление слишком жирной и высококалорийной пищи приводит к повышению нагрузки на желудочно-кишечный тракт, снижая общую устойчивость организма.

Специальная диета построена на принципах здорового питания с небольшими особенностями, обусловленными специфичностью заболевания. В целом коррекция рациона при астме имеет следующий вид:

  1. Дробное питание. Принимать пищу необходимо небольшими порциями через каждые 3-4 часа. Подобный шаг дает возможность не перегружать организм, систематически предоставляя ему необходимое количество калорий для полноценной работы.
  2. Исключение пищи, создающей аллергенную нагрузку на организм. Перечень подобных продуктов достаточно обширен. Однако ограничивать необходимо употребление только тех, которые представляют опасность в конкретном случае. Выявить определенный вид опасных аллергенов можно путем проведения специальных анализов.
  3. Ограничение употребления вредных продуктов. Консервы, жирные, чрезмерно соленые и жареные блюда, снеки, алкогольные напитки, майонезы и острые соусы — употребление подобной пищи оказывает серьезную нагрузку на организм, поэтому ее необходимо избегать.
  4. Употреблять меньше продуктов, содержащих простые углеводы (хлеб, выпечка, макароны) и насыщенные жирные кислоты (свинина, сало, сливочное масло). Именно эти вещества перевариваются наиболее тяжело, а их часть откладывается в виде жировых отложений.
  5. Ежедневно употреблять 1,5-2 литра чистой негазированной воды. Она участвует во всех физиологических процессах организма, обновляя клетки и выводя из них продукты метаболизма.
  6. Использовать в пищу больше зелени, свежих фруктов и ягод (только тех видов, которые не находятся под запретом). Их употребление дает возможность организму получить необходимые минеральные вещества и витамины, которые отсутствуют в другой пище.

Правильное питание является залогом успешного преодоления кризиса и скорейшего восстановления всех систем, функциональность которых была нарушена в результате астматических атак.

Использование медикаментов является неотъемлемой частью комплексного лечения бронхиальной астмы. Их действие направлено на уменьшение воспалительных изменений в тканях и нейтрализацию спазма, возникающего в бронхах в моменты приступа.

В зависимости от степени тяжести заболевания и основных факторов, способствующих его развитию, проводится подбор составляющих терапии. Медикаментозное воздействие может включать использование следующих препаратов:

  • бронхолитики;
  • муколитики;
  • антибактериальные препараты;
  • антигистаминные средства;
  • седативные препараты;
  • кортикостероиды.

Применение каждого из этих средств направлено на достижение конкретного результата. Бронхолитики применяются для уменьшения спазма и расширения просвета в бронхах. Муколитики способствуют отхождению и выведению мокроты из дыхательных путей. Антибактериальные средства призваны уменьшить воспаление и предотвратить развитие инфекции.

Противоаллергические средства блокируют иммунный ответ организма на аллергены. Седативные препараты используются при коррекции психоэмоционального фона. Кортикостероиды применяются для снятия воспаления, уменьшения отека бронхов.

Важно! Выбор конкретных методик лечения и основных их составляющих является прерогативой лечащего врача. Именно он на основании имеющейся клинической картины и результатов исследований подбирает наиболее безопасную, но в то же время действенную терапию. При этом самолечение и бесконтрольное применение медикаментозных препаратов категорически запрещено.

Лечебная физкультура занимает значимое место в реабилитации при бронхиальной астме, поскольку способствует развитию дыхательных мышц, укреплению ткани легких, выведению секрета из бронхов. Однако далеко не все виды физических упражнений допустимы, поскольку чрезмерные нагрузки способны привести к прямо противоположному результату и спровоцировать приступ.

Поэтому к проведению ЛФК необходимо подходить с умом и не переусердствовать. При правильном проведении всех упражнений лечебная физкультура дает возможность добиться следующих результатов:

  • укрепить диафрагму;
  • расслабить нервную систему;
  • повысить уровень выносливости организма;
  • улучшить кровоснабжение тканей и мышц;
  • увеличить скорость обменных процессов.

Одной из наиболее действенных методик лечебной физкультуры является дыхательная гимнастика. Использование подобных упражнений позволяет укрепить мышцы грудной клетки (в частности диафрагмы), а также способствует очистке бронхов от скопившейся в них мокроты.

Физиотерапия является одним из способов реабилитации, призванных ускорить восстановление функций дыхательной системы. Дополнительной задачей физиопроцедур является снижение уровня воспалительных процессов, отечности тканей и увеличение скорости отхождения мокроты. Для достижения этих целей используется множество методик, но самым эффективными считаются следующие:

  • массаж;
  • электрофорез;
  • кардиотоническое воздействие;
  • климатотерапия;
  • волновое влияние.

Все эти методики занимают значимое место в структуре реабилитационных процедур и успешно используются для нейтрализации последствий астмы. Однако наиболее популярным и действенным методом физиотерапевтического воздействия является массаж.

Именно он позволяет существенно сократить время восстановления за счет улучшения циркуляции крови в тканях. Кроме того, простукивания и растирания позволяют увеличить скорость отхождения мокроты, уменьшить негативные последствия заболевания для органов дыхания.

В большинстве случаев развитие астмы является следствием иммунного ответа организма на тот или иной раздражитель. В результате сбоя в работе защитных систем возникает конфликт, который выражается в виде астматических проявлений.

Исходя из этого, укрепление иммунитета является необходимой частью реабилитационных процедур, призванной восстановить баланс в организме. Для улучшения общего физического состояния используются следующие средства:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • умеренное закаливание;
  • занятия физкультурой;
  • увеличение двигательной активности;
  • правильное питание;
  • отказ от вредных привычек.

Соблюдение каждого из этих пунктов позволяет не только ускорить реабилитационный период, но и существенно укрепить организм. В результате систематического применения подобных методик на практике повышается выносливость, укрепляются все вид мышц, улучшается функционирование дыхательной системы. Глубина вдоха увеличивается, мышцы диафрагмы становятся крепче, что само по себе приводит к ускоренному отхождению мокроты и снижению риска развития приступа.

Реабилитационные мероприятия являются комплексными и состоят из нескольких равнозначных направлений. При этом их структура и составляющие определяются исключительно лечащим врачом, который сможет скомпоновать их оптимально и без риска для здоровья пациента. Порядок выполнения мероприятий имеет следующий вид:

  1. В месте постоянного нахождения больного устранить все виды аллергенов.
  2. Исключить воздействие эмоциональных и психологических раздражителей.
  3. Постепенно, чтобы не вызвать состояние стресса, перейти на необходимую диету, убрав из рациона запрещенные продукты и сбалансировав его.
  4. После привыкания к новому рациону в течение 1-2 недель ввести в распорядок дня упражнения ЛФК.
  5. Спустя 1-2 недели добавить другие методы реабилитации, такие как массаж, климатотерапия или электрофорез.
  6. Добавить дыхательные упражнения, а также следить за вдохом-выдохом во время занятия любыми видами гимнастики.

Используя подобную структуру занятий, минимизировать последствия астмы для организма не составит большого труда. При введении новых упражнений и методик необходимо делать небольшой перерыв, чтобы дать организму привыкнуть к новым условиям и не спровоцировать развитие обострения.

Реабилитация детей с бронхиальной астмой является важной частью комплексной терапии, поскольку организм ребенка способен перебороть болезнь. Благодаря возрастным особенностям поврежденные структуры быстро регенерируются, что дает возможность говорить о полноценном выздоровлении.

Единственной проблемой в лечении и реабилитации детей является несформированность иммунной системы. Нередко из-за неустойчивости защитных систем возникают рецидивные явления или развиваются новые аллергические реакции. Поэтому большая часть восстановительных процедур требует от родителей малыша полной самоотдачи.

Зарядка, массаж, прием медикаментов или физиопроцедуры должны проводиться под контролем взрослых и с их участием. Постоянное выполнение процедур и моральная поддержка ребенка дают возможность не только победить астму гораздо быстрее, но и полностью восстановить организм.

Проведение реабилитации при бронхиальной астме включает несколько правил, следование которым позволяет нейтрализовать ее негативные последствия быстрее. Выглядят они следующим образом:

  • соблюдение постоянной диеты;
  • непрерывность лечения, даже в том случае, если симптомы болезни полностью исчезли;
  • отказ от вредных привычек, способствующих угнетению защитных сил организма;
  • соблюдение сроков и дозировок при приеме медикаментов.

Выполнение этих простых правил позволяет существенно ускорить восстановление и дает возможность практически полностью исключить развитие обострений. Астма является серьезной болезнью, избавиться от которой не так уж и просто, а ее последствия будут напоминать о себе еще достаточно долго. Однако при своевременном лечении и качественной реабилитации победить ее возможно, как и полностью восстановить организм.

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.
Читайте также:  Чем вылечить астму с помощью небулайзера

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Реабилитация при бронхиальной астме — это комплекс мероприятий, целью которых является максимально возможное устранение негативных последствий перенесенной болезни, восстановление здоровья, трудоспособности и естественных потребностей человека. Восстановление нарушенных функций включает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, устранение неблагоприятных факторов, нормализацию режима дня, специальную диету.

Порядок принятия реабилитационных мер подбирается в зависимости от состояния больного, с учетом длительности, тяжести заболевания, сопутствующих состояний. Выделяют такие этапы реабилитации, как:

  • Общеукрепляющие и профилактические мероприятия. К ним относят диету, обеспечение гипоаллергенной среды, режим дня.
  • Медикаментозное поддерживающее лечение.
  • Физиотерапия и вспомогательные процедуры, массаж, ЛФК, дыхательная гимнастика.

Гипоаллергенная диета, снижающая риск возникновения приступов, должна подбираться индивидуально, с учетом реакции именно вашего организма на конкретные продукты. Пока отметим основные моменты, подходящие большинству. Питание должно быть низкокалорийным, небольшими порциями, но частым: 5-6 раз в день. При пищевой аллергии нужно исключить те продукты, на которые возникает реакция.

  • Овощи: кабачки, патиссоны, бобовые, все виды капусты, картофель, огурцы, лук, свекла, морковь, тыква.
  • Зелень: сельдерей (зелень и коренья), петрушка, укроп, базилик, майоран. В небольшом количестве – щавель, шпинат, зеленый лук.
  • Фрукты: груши, сливы, яблоки, абрикосы, лимоны, апельсины, если на них нет аллергии. Отдавайте предпочтение тем фруктам, что растут у вас в регионе.
  • Ягоды: облепиха, шиповник, черника, клюква, брусника, черноплодная рябина. При отсутствии противопоказаний – малина, смородина.
  • Если ягоды и фрукты оказались для вас под запретом – используйте тепловую обработку и сухофрукты. Часто люди, не переносящие абрикосы в свежем виде, могут пить компот из кураги. А печеные зеленые яблоки, посыпанные корицей, могут порадовать аллергика без неприятных последствий. Естественно, все индивидуально!
  • Мясо: предпочтение отдается птице и нежирному мясу (кролик, говядина).
  • Морепродукты и нежирные сорта рыбы.
  • Молочные продукты: молоко, кефир, ряженка и творог, йогурт (без ароматизаторов), сметана, масло, сычужные и ферментированные сыры. Можно все!
  • Крупы и макаронные изделия: любые, какие вам захочется. Гречневая, ячневая, пшенная, рисовая, манная, пшеничная каши к вашему столу.
  • Масла: растительные (оливковое, льняное, подсолнечное, кукурузное), сливочные.

Не рекомендуются к употреблению кофе, какао и шоколад, алкоголь, яйца, жирные сорта мяса и рыбы, орехи и семечки, клубника и консервированные продукты. При «аспириновой» астме стоит исключить продукты, содержащие ацетилсалициловую кислоту: перец, томаты, малина, клубника, земляника, крыжовник, вишня, яблоки, персики. Ограничьте употребление соли и сахара, продуктов, содержащих искусственные ароматизаторы, красители и консерванты.

Как инфекционные, так и аллергические заболевания являются следствием нарушения работы иммунитета. В первом случае иммунная защита оказывается недостаточной, во втором – чрезмерной. Поэтому нормализация иммунного ответа — это важнейшая задача человека, имеющего приступы обструкции бронхов.
Способы укрепления иммунитета:

  • Ежедневные (с поправкой на погоду) прогулки на свежем воздухе. Если их еще нет в вашем распорядке дня, начинайте моцион в теплую погоду.
  • Физическая активность. Нагрузку нужно увеличивать очень плавно, не перестарайтесь. Если речь идет о ребенке, вы можете помочь ему, включив утреннюю зарядку в режим дня всей семьи – тогда малыш будет чувствовать себя не больным, которому нужно особое лечение, а здоровяком, который весело проводит время с семьей.
  • Закаливание. Не старайтесь сделать сразу много. Изменение образа жизни должно происходить понемногу, иначе это тоже окажется стрессом. Методик много, главное – постепенность и регулярность.
  • Нормализация сна и режима питания.

Все советы стары как мир. Но важно это не просто знать, а делать.

Медицинская реабилитация включает в основном применение бронхолитиков, муколитических препаратов, противовоспалительных и гипосенсибилизирующих средств.С целью очистить бронхи и бронхиолы от густой, порой стекловидной слизи применяют муколитики: ацетилцистеин (АЦЦ), амброксол (Лазолван, Аскорил, Бромгексин), карбоцистеин (Мукодин, Флюдитек).

Бронхолитики способствуют расширению просвета бронхов и снимают бронхоспазм. В период ремиссии рекомендуются β2-агонисты длительного действия, антихолинергические, а также комбинированные препараты (Сальметерол, Беродуал, Теопэк). Необходимость их применения, конкретные препараты и дозировку вам подберет врач.

В период восстановления назначаются поддерживающие дозы противовоспалительных и антигистаминных препаратов. Поскольку оба эти свойства есть в глюкокортикостероидах, то часто именно на них останавливают свой взор специалисты. Распространены такие препараты, как Пульмикорт, Флунизолид, Будесонид. В ситуации, когда у пациента аллергия на салицилаты и использование нестероидных противовоспалительных средств недопустимо, гормоны становятся единственным вариантом. Если вы делаете ингаляции с комбинированными препаратами, то гипосенсибилизирующий и муколитический эффект вы получаете одновременно.

Реабилитационные мероприятия с помощью физиотерапии направлены на расширение просвета бронхов с помощью уменьшения воспаления, отечности, разжижения и вывода мокроты. Для этих целей применяют баротерапию, электрофорез, фонофорез, низкочастотный ультразвук, магнитотерапию. Положительное влияние оказывают водолечение, рефлексотерапия (акупунктура и иглоукалывание), электросон. Можно разделить физиотерапевтические процедуры на несколько направлений.

Муколитики – средства, облегчающие разжижение и вывод мокроты. Благодаря муколитическим препаратам уменьшается количество вязкого бронхиального секрета в бронхах, который и является средой обитания для колоний патогенных микроорганизмов. Так снижается риск инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. Увеличивается просвет бронхов, поэтому вероятность обратимой бронхообструкции снижается и количество приступов становится меньше, а их интенсивность ниже.
Для этой цели применяется метод ингаляционной аэро- и гидроаэроионотерапии, вибрационный массаж, флаттер-терапия, электротерапевтические методики рефлексогенного типа, оксигенобаротерапия. Ведущую роль играют ингаляции.

Массаж при бронхиальной астме назначают курсами по 5-15 сеансов и повторяют от 2 до 4 раз в год. Разогревающие приемы улучшают циркуляцию крови, а постукивания способствуют улучшению отхождения мокроты. Воздействие на рефлекторные зоны укрепляет иммунитет.
Курс массажа проводят только в период вне приступов и при хорошем самочувствии. Помните, что массаж – лечебная процедура, требующая серьезного отношения, и имеет противопоказания. О возможности такого лечения стоит проконсультироваться с врачом.

Для уменьшения воспаления применяют ультрафиолетовое облучение (УФО) с разной длиной волны, электрофорез.
Воздействие на область надпочечников волновыми методами, ультразвуком, магнитным полем позволяет активизировать выработку собственных кортикостероидов.
Облучение лазером рефлекторных зон и биологически активных точек снижает интенсивность воспаления.

Для устранения бронхоспазмов и улучшения вентиляции легких применяют ультразвуковую терапию,электрофорез, воздействие постоянным током.

Гипосенсибилизация направлена на нормализацию иммунного ответа и снижение чувствительности к аллергенам.
При инфекционно-аллергической астме возможна вакцинация специальными многократно разведенными ослабленными вакцинами или аллергенами. Это делается для постепенного повышения сопротивляемости организма.
Следующий метод это аутогемопунктура, когда человеку вкалывается его же венозная кровь. Это стимулирует иммунитет на распознавание белков по системе «свой-чужой». А поскольку все клетки оказываются своими, то аллергии не возникает. Так нормализуется иммунный ответ.
В качестве иммуномодулятора используют также метод спелеотерапии – нахождение в лечебных соляных пещерах.
При пищевой аллергии возможно применение метода колоногидротерапии, когда стенки кишечника орошают периодически водой (лечебные клизмы). Очищение кишечника от скопившихся в слизи токсинов способно уменьшить частоту и силу аллергических реакций. Также клизмы стимулируют кровообращение и выработку витаминов группы В.

В периоды приступов нарушается снабжение сердца кислородом, поэтому сердечно-сосудистая система нуждается в поддержке. Углекислая ванна обладает не только кардиотоническим, но и противовоспалительным эффектом. Диоксид углерода стимулирует коронарный кровоток, в результате чего снижается вероятность ишемических заболеваний сердца.

Регулярные лечебные упражнения занимают важнейшее место в терапии астмы. ЛФК позволяет противостоять развитию эмфиземы, укрепляет дыхательные мышцы, повышает эластичность легочной ткани, способствует отхождению бронхиального секрета. Занятия начинают с легких упражнений, постепенно повышая нагрузку. При выраженной одышке или приступе физическая нагрузка противопоказана. Важно во время занятий следить за правильностью дыхания.

Есть несколько методик дыхательных упражнений при астме, но наибольшую известность заслуженно получила отечественная методика К.П.Бутейко. Суть его метода заключается в уменьшении глубины выдоха, благодаря чему достигается снижение количества углекислоты в крови. Подробнее эта тема раскрыта на видео.

Климатотерапия подходит не всем пациентам и возможна только в период длительной ремиссии и после тщательного обследования. Иногда астма прочно связана с конкретным местом обитания и в другом городе, регионе, климате проходит совсем. Однако смена климата может оказаться полезной одним пациентам и пойти во вред другим. Противопоказано такое лечение пациентам с частыми и затяжными приступами, сердечной и дыхательной недостаточностью 2 и 3 степени. Обсудите с врачом возможность поездки в санаторий.

  1. Приступая к реабилитации, важно определить порядок восстановительных мероприятий:
    Обеспечьте безопасную среду, избавившись от аллергенов в местах постоянного пребывания.
  2. Плавно, в течение 2-3 недель перейдите на новую диету, полностью исключив запрещенные продукты и сбалансировав меню.
  3. Привыкнув к измененному питанию, добавляйте лечебную физкультуру. Главное на этом этапе – привыкнуть к регулярным занятиям, на это хватит 2 недель.
  4. Следите за дыханием во время ЛФК, постепенно уделяя ему все больше внимания. И, наконец, включайте дыхательную гимнастику.
  5. Теперь, при хорошем самочувствии, можно приступать к физиотерапии. Порядок и сроки прохождения процедур определит врач. Он же может предложить вам другой порядок реабилитационных мероприятий, подобрав для вас индивидуальную программу восстановления.

Некоторые факторы способствуют развитию заболевания и возникновению новых приступов, их называют триггерами. Прежде, чем приступать к реабилитации, необходимо ограничить влияние этих факторов:

  • Избавьте квартиру от «пылесборников» — удалите ковры, мягкие игрушки, тканевые драпировки, декор из натурального меха и шкур. Книжные полки закройте дверцами, чтобы защитить их от скопления пыли.
  • Ежедневно проводите влажную уборку без моющих средств – обычная протирка увлажнит помещение, облегчая дыхание, и избавит дом от пыли.
  • Не заводите дома животных. От имеющихся питомцев отказаться нелегко. Поэтому сначала проведите аллергопробу на шерсть, слюну и перхоть именно вашего домашнего животного. Если тест отрицательный и состояние здоровья позволяет, можно попробовать оставить питомца. Но все процедуры с вычесыванием любимчиков должны проводить другие люди вне вашего дома. При положительном тесте вам придется отказаться от домашнего любимца.
  • Оградите себя от контактов с больными людьми. Перед визитом уточняйте, все ли знакомые здоровы. Если у друга насморк, встречу лучше перенести. Ребенка обучите соблюдать дистанцию в общении с незнакомыми людьми и заботиться о личной гигиене – несложные меры профилактики позволят предупредить болезнь.
  • Не допускайте курения в доме. Астматикам противопоказан контакт с табачным дымом.
  • Не менее раза в неделю проводите стирку и тепловую обработку постельного белья (гладить, сушить на солнце) для предотвращения распространения домашних клещей. Они часто являются триггерами (провокаторами) заболевания.
  • Астма может иметь психосоматический характер. Причинами приступов могут быть страхи, комплексы, негативные установки, отношения в семье. Для работы с этими факторами лучше обратиться к психологу. Ребенку с астмой чаще говорите о своей любви, вере в него и принятии, о том, что ему по силам любые дела.
    При правильно подобранной и тщательно пройденной программе реабилитации пациенты в течение долгих лет сохраняют качество жизни.
Читайте также:  Дифференциальный диагноз бронхиальной астмы у ребенка

источник

Основными задачами ЛФК при бронхиальной астме являются:

1. Способствовать уменьшению спазма бронхов и бронхиол.

2. Обучить больного управлять своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа.

3. Активизировать трофические процессы в тканях.

4. Укрепить организм больного в целом, и в частности дыхательную мускулатуру, для предупреждения развития у больного эмфиземы легких.

5. Снять патологические кортико-висцеральные рефлексы и восстановить нормальный стереотип регуляции дыхательного аппарата.

6. Повысить нервно-психический тонус больного.

7. Повысить адаптацию организма больного к возрастающим нагрузкам, сохранение трудо- и работоспособности.

Основными средствами ЛФК при бронхиальной астме являются физические упражнения (в частности, дыхательные упражнения) в сочетании с естественными факторами природы. В условиях стационара чаще применяются гимнастические упражнения в форме урока или процедуры лечебной гимнастики и утренняя дыхательная гимнастика.

Перспективным, легко дозируемым упражнением при бронхиальной астме является ходьба. В стационаре она может применяться при выполнении лечебной гимнастики, а также в виде дозированной ходьбы и прогулок.

К дыхательным упражнениям, применяемым при бронхиальной астме, относятся статические (разновидности дыхания: верхнегрудное, реберное-нижнегрудное дыхание, дыхание диафрагмой и животом, полное дыхание; дыхательные упражнения, изменяющие различные фазы дыхательного цикла продолжительность вдоха-выдоха, выдох через свисток или специально сконструированное сопротивление, выдох и вдох по счету, вдох через трубочку и т.д.; звуковые упражнения — произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе; произнесение скороговорок на выдохе и т.д.). Вторую группу составляют динамические дыхательные упражнения, то есть такие, при которых дыхание сочетается с различными физическими упражнениями. Третью группу составляют дренажные физические упражнения, способствующие отхождению мокроты.

Следует особо остановиться на звуковой дыхательной гимнастике, которая широко применяется при бронхиальной астме. При астматическом бронхите и бронхиальной астме звуковые упражнения содержат жужжащие, шипящие и рычащие звуки, произносимые громко, энергично, возбуждающим образом, так как в основе их действия лежит принцип вибромассажа, действующего расслабляющим образом на гладкую мускулатуру бронхов. При хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки рекомендуется произносить тихо или даже шепотом, мягко, нежно, успокаивающим голосом (комплексы 1-3).

Примерный комплекс звуковых упражнений для занятий взрослых больных при отсутствии нарушений легочной вентиляции

Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф. -5-7 раз.

Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф. — 3 раза

Упражнение 2. «Закрытый стон» ммм. — 3 раза и пфф. — 1 раз.

Упражнение 3. бррух. (о, о, е. и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 4. грруф. (о, а, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 5. дррух. (о, о, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Упражнение 6. ррр. — 3 раза и пфф. — 1 раз.

Упражнение 7. бррух. (о, а, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 8. пррух. (о, а, е, и) — по одному разу и пфф. — 1раз.

Упражнение 9. жррух. (о, а, е, и) -по одному разу и пфф. — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 10. кррух. (о, а, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Упражнение 11. тррух. (о, а, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 12. фррух. (о, о, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Упражнение 13. чррух. (о, а, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 14, цррух. (о, а, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Упражнение 15. шррух. (о, а, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Упражнение 16. хррух. (о, а, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 18. гррух. (о, а, е, и) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Звуковые упражнения во время приступа бронхиальной астмы у взрослых больных

2. ммм. — 3 раза и пфф. — 1 раз.

3. бррух. — 3 раза и пфф. — 1 раз.

4. вррух. — 3 раза и пфф. — 1 раз.

5. шррух… — 3 раза и пфф. — 1 раз.

6. зррух. — 3 раза и пфф. — 1 раз.

7. вррот. — 3 раза и пфф. — 1 раз.

Примерный комплекс звуковых упражнений при бронхиальной астме с сопутствующим хроническим обструктивным бронхитом и легочным сердцем, а также при сопутствующих органических поражениях сердечно сосудистой системы

2. ммм. (короткой волной) — 3-5 раз и пфф. — 1 раз.

3. бррух. (о) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

4. джух. (о) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

5. бррах… (е) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

6. джах. (е) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

7. дзух. (о) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

8. гзух. (о) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

9. дзах. (е) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

10. гзах. (е) — по одному разу и пфф. — 1 раз.

Комплекс упражнений, включающий дыхательные, создающие навыки полного дыхания, развивающие подвижность грудной клетки и диафрагмы, тренирующие мышцы, прямо или косвенно участвующие в акте дыхания, в сочетании с гимнастическими упражнениями общеукрепляющего характера, получил название респираторной гимнастики (Стрельцова Э.В., 1987), которую можно использовать в качестве утренней гигиенической гимнастики (УГГ) у данного контингента больных.

В последние годы для лечения больных бронхиальной астмой стали более широко применять модифицированный метод волевого уменьшения глубины дыхания по К.П. Бутейко.

Показанием к применению волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) является наличие синдрома гипервентиляции (глубокого дыхания и дефицита углекислоты в легких). Противопоказания (относительные): 1) психические заболевания и умственные дефекты, не позволяющиебольному понять суть метода и освоить способ лечения заболевания; 2) инфекционные заболевания в остром периоде; 3) профузные кровотечения; 4) обострение хронического тонзиллита.

Перед началом лечения проводится проба с глубоким дыханием. Если у больного в момент обследования имеет место приступ удушья (бронхиальная астма), то ему предлагается тут же уменьшить глубину дыхания, то есть дышать очень поверхностно с включением пауз после выдоха на 3-4 секунд, вплоть до уменьшения или исчезновения удушья. При прекращении приступа больному предлагается вновь углубить дыхание, зафиксировав время появления затруднения дыхания. Проба считается положительной, если состояние больного при углублении дыхания ухудшается, а при поверхностном дыхании — улучшается. Указанная проба не должна проводиться, если больной незадолго до этого принял бронхорасширяющие средства (в пределах 4-6 часов).

Лечение способом ВЛГД, по мнению К.П. Бутейко, следует сочетать с другими методами терапии. Автор методики считает, что перед началом занятий больному необходимо объяснить, каким должно быть нормальное дыхание: каждое дыхание состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы; в покое и при физической нагрузке дышать надо только через нос; вдох медленный, 2-3 секунды, как можно более поверхностный (0,3-0,5 л), почти незаметный на глаз, за ним следует спокойный пассивный полный выдох 3-4 секунды, затем пауза 3-4 секунды, снова вдох и т.д. Частота дыхания должна быть 6-8 в минуту (МОД — 2-4 л/мин.), при этом содержание углекислоты в альвеолярном воздухе составляет 6,5±0,5 %. Тренировка должна проводиться постоянно, не менее 3 часов в сутки в покое (в начале), затем в движении, усилием воли больной уменьшает скорость и глубину вдоха, а также вырабатывает паузу после полного спокойного выдоха, стремясь постепенно приблизить дыхание к нормальному. Кроме того, необходимо не менее 3 раз в сутки (утром, перед обедом, перед сном) проделывать по 2-3 максимальных задержки дыхания после выдоха, доведя их продолжительность до 60 секунд и более. Максимальная задержка дыхания определяется сидя в удобной расслабленной позе. После ненасильственного выдоха зажать нос двумя пальцами в конце выдоха и зафиксировать время начала и конца паузы до появления ощущения предельной трудности задерживать дыхание. После каждой максимальной задержки дыхания больной должен 1-2 минуты отдохнуть на «малом» дыхании.

В последнее время для лечения бронхиальной астмы также применяется система гимнастики йогов, в основном хатха-йога: 1)физические упражнения, в которых используются различные статические положения тела — асаны; 2) специальные дыхательные упражнения — пранайама.

Пребывание больного бронхиальной астмой даже на протяжении 1 дня в пассивном состоянии отрицательно сказывается на кровообращении и функции дыхательного аппарата. Поэтому, если нет противопоказаний, покой может сочетаться с активными движениями. Покой и движения в режиме больного должны взаимно дополнять друг друга. Установленный соответствующий двигательный режим в течение дня для больного является важным условием успешного применения ЛФК.

Активные движения рекомендуются не только при общем, но и постельном режиме. В основе активного режима больного лежит правильное использование средств ЛФК. Переводить больного на более активный режим надо постепенно, после улучшения функции дыхания, уменьшения силы и частоты приступов удушья, снижения пульса до 85-90 ударов, а частоты дыхания — до 24-26 в 1 минуту.

При бронхиальной астме положительный терапевтический эффект получается от применения лечебной гимнастики в сочетании с физиотерапевтическими средствами — соллюксом, кварцем, суховоздушными ваннами, диатермией, массажем. В последнее время хорошие результаты получают от применения точечного массажа, иглотерапии в сочетании с ЛФК.

Для больных бронхиальной астмой большое значение имеет исходное положение, из которого выполняется физическое упражнение. Правильное, физиологически наиболее выгодное положение облегчает выполнение упражнения и обеспечивает наиболее полное воздействие его на организм больного. При выборе исходного положения учитывают характер заболевания, стадию процесса и общее состояние больного.

Основными исходными положениями (И.П.) являются: лежа, сидя, стоя. Для большинства больных с заболеваниями дыхательного аппарата физиологически наиболее выгодными исходными положениями являются лежа и стоя, при которых создаются наилучшие условия для деятельности дыхательного аппарата. Положение сидя менее выгодное, так как при нем не обеспечиваются оптимальные условия для работы дыхательного аппарата. Это исходное положение целесообразно применять временно при подготовке больного к вставанию. При занятии лечебной гимнастикой в постели можно использовать исходные положения: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в постели, стоя на четвереньках.

Положение лежа, как правило, применяется у больных с тяжело протекающей бронхиальной астмой, наличием изменений в легких и сердце, то есть при появлении признаков дыхательной недостаточности и легочного сердца.

Исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

— лежа на спине типичное: голова на подушке, руки вдоль туловища;

— лежа на спине горизонтально: голова на постели без подушки;

— лежа на спине с приподнятой верхней частью тела.

Типичное положение лежа на спине применяется у больных бронхиальной астмой без выраженной легочной недостаточности. Исходное положение на спине с приподнятым туловищем рекомендуется при наличии у больных бронхиальной астмой легочной, сердечно-легочной недостаточности, эмфиземы легких, пневмосклероза. Положение, лежа на спине с приподнятым ножным либо головным концом, а также лежа на животе, на боку чаще применяется у больных бронхиальной астмой, осложненной нагноительными процессами, например, бронхоэктазами и абсцессом легкого.

Исходное положение стоя применяют при занятиях ЛФК с больными, у которых отсутствуют приступы удушья, легочная и легочно-сердечная недостаточность, распространенные нагноительные процессы в легких.

В основу построения процедуры лечебной гимнастики при бронхиальной астме положены следующие принципы:

1. Подбор наиболее целесообразных общих и специальных физических упражнений для воздействия на организм в целом и, в частности, на дыхательный аппарат и сердечно-сосудистую систему с учетом патологических изменений и общего состояния больного.

2. Выбор физиологически наиболее выгодных исходных положений, из которых больные выполняют упражнения.

3. Соблюдение дозировки упражнений.

Ряд авторов весь курс ЛФК при бронхиальной астме условно подразделяет на три периода: вводный, основной (тренировочный) и заключительный [ ].

Подготовка больного к физической нагрузке начинается с момента прихода к нему инструктора или медицинской сестры для проведения лечебной гимнастики (ЛГ) или с момента явки больного в кабинет ЛФК. А.А.Ухтомский (1950) и другие ученые показали, что одно только воспоминание о предстоящей физической нагрузке уже сопровождается изменением гемодинамики, дыхания и газообмена. Представление о предстоящих занятиях ЛГ вызывает у больного положительные эмоции, изменяет в коре больших полушарий соотношение возбудительного и тормозного процессов с преобладанием возбуждения. В результате этого повышаются функции органов и систем, в том числе дыхательного аппарата.

Во вводном периоде происходит мобилизация нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем для выполнения более сильных по своей нагрузке физических упражнений, чем в основной период. Для этого во вводном периоде применяются простейшие упражнения с небольшой нагрузкой, дозированная ходьба. Проводят всего 8-10 занятий. Продолжительность вводного периода ЛФК в среднем равна 10-12 дней. Используется он для ознакомления с больными, выявления их индивидуальной реакции на физические упражнения, для разучивания основных упражнений в зависимости от степени тяжести заболевания, постановки правильного дыхания.

В основном периоде применяют специальные упражнения, направленные на удлинение выдоха, повышение тонуса дыхательных мышц, улучшение дренажной функции бронхов, укрепление вспомогательных дыхательных мышц. Он может длиться с перерывами 6-7 месяцев (80-100 занятий), рассчитан на тренировку организма с широким использованием дыхательных, общеукрепляющих упражнений, терренкура и т.д.

Больным с легко протекающей бронхиальной астмой во внеприступный период занятия можно назначать через день или каждый день по 10-15 упражнений общей продолжительностью 20-30 минут.

При наличии бронхиальной астмы средней тяжести количество упражнений уменьшается до 8-10 на протяжении 15-20 минут. В случае развития осложнений (эмфизема легких, пневмосклероз, легочное сердце) количество упражнений приходится снижать до 6-8. Одновременно уменьшается и темп выполнения их. Такие больные должны придерживаться руками за спинку стула или гимнастическую стенку для облегчения выполнения упражнений, либо делать упражнения лежа в постели с наличием балканской рамы, за которую в момент выдоха больной держится руками.

Большие трудности возникают при назначении ЛФК больным с тяжелой формой бронхиальной астмы, наличием изменений в легких и сердечно-сосудистой системе. Однако вообще отказываться от применения физических упражнений таким больным не нужно. В этом случае комплекс упражнений необходимо подбирать индивидуально. Больные должны выполнять упражнения лежа в постели на спине и на боку, можно сидя на стуле. Они направлены в первую очередь на укрепление мышц диафрагмы, межреберных, пояса верхних конечностей. Можно рекомендовать гимнастические упражнения с произнесением звуков или сочетать их с рефлексотерапией. Больные лучше себя чувствуют, если между 2-3 физическими упражнениями дышат в течение 15-20 секунд увлажненным кислородом. Упражнения выполняются в медленном темпе — 4-5 раз в 1 минуту (комплексы 4-6).

Важным для этого периода является целесообразное распределение нагрузки. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

1. Общая нагрузка для организма больного при выполнении ЛГ должна повышаться и снижаться постепенно.

2. Физические упражнения с наибольшей нагрузкой и, следовательно, значительно повышающие работу сердечно-сосудистой системы больного, следует применять в середине занятия. Увеличение нагрузки в середине процедуры ЛГ наиболее целесообразно, так как при этом кислородная задолженность в организме больных ниже, а работа сердечно-сосудистой системы — более умеренная, чем при другом распределении нагрузки. Упражнения с большой нагрузкой в середине занятия больные переносят легче, а учащенное дыхание у них менее выражено, чем при максимальной нагрузке в начале или в конце основного раздела процедуры.

3. После физических упражнений, вызывающих у больных учащение дыхания и сердечных сокращений, следует обязательно применять дыхательные упражнения, оказывающие успокаивающее влияние на дыхание и кровообращение.

4. Физические упражнения в основном периоде должны вовлекать в работу все мышечные группы (рук, ног, туловища).

Так, как длительная работа одних и тех же мышечных групп вызывает утомление центральной нервной системы и самих мышц, необходимо чередование работы различных групп мышц, которое способствует поддержанию высокого уровня работоспособности организма и обеспечивает нужный эффект тренировки.

5. В процессе занятий ЛГ рекомендуется периодически обновлять и усложнять физические упражнения, помня, что положительный эффект тренировки достигается в результате постоянной выработки новых условно рефлекторных связей и только благодаря систематическим занятиям.

Примерный комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой (слабая группа) на тренировочном периоде (щадящий двигательный режим)

Сидя на стуле. Откинувшись на спинку стула

Спокойное диафрагмальное дыхание

Поднять прямую руку вверх — вдох, опустить ее вниз — выдох. Пауза. То же другой рукой

Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях

Вдох. Выпрямить ногу в колене и подержать ее на весу — выдох. В И. П. — пауза. То же другой ногой

Читайте также:  Отечественное лекарство от астмы

Развести локти в стороны — вдох, свести их, слегка ссутулиться — выдох. В И.П. — пауза

Вдох. Согнуть правую ногу в колене и достать левый локоть — выдох. То же другой ногой

Сидя, руками упереться в колени

Вдох. На выдохе произносить брухх. (а, е, и, о). После каждого звукосочетания пфф. и пауза 1-2 секунды

Вдох. Согнуть руки в локтях и наклониться вперед — выдох. Пауза

Сидя, руки опущены виз вдоль туловища

Вдох. Наклониться в сторону и рукой достать пол — выдох. В И.П. — пауза

Вдох. Отвести прямую ногу в сторону — выдох. Пауза

Круговые движения головой

1,2 — вдох, 3,4,5 — выдох, 6,7 — пауза

Определение времени задержки дыхания после выдоха

Сидя, руки разведены в стороны

Поочередное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах

Сидя, держась руками за сиденье

Вдох. Подтянуть обе ноги к груди — выдох

Развести прямые руки в стороны — вдох, опустить их вниз, расслабиться — выдох. Пауза

Сгибание и разгибание стоп

Примечание. Необходимо соблюдать следующий ритм дыхания: 1-2 — вдох, 3-4-5 — выдох, 6-7 — пауза.

Примерный комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой (средняя группа) на тренировочном периоде (щадяще-тренирующий двигательный режим)

Вдох. Движение руками — как при плавании стилем «брасс» (вперед и в стороны) — выдох. Пауза.

Сидя, руки на коленях, ноги вытянуты вперед

На произвольном дыхании быстрое попеременное сгибание ног в коленных суставах

Сидя, руки вытянуты перед собой

Вдох. Круговые движения приподнятой и выпрямленной ноги на выдохе. Пауза. То же другой ногой

Вдох. Круговые движения выпрямленных на уровне плеч рук (вперед-назад) на выдохе. Пауза

На вдохе живот поднимается вверх, выдох через губы, сложенные трубочкой, живот при этом втягивается

Развести руки через стороны вверх — вдох; скрестно опустить их вниз и слегка наклониться вперед — выдох. Наклонившись — пауза. Вернуться в И.П.

Стоя, руки согнуты в локтях

Коленом правой ноги достать локоть левой руки

Средний с переходом на быстрый

Вдох. Поднять правую руку вверх и наклониться влево — выдох. Пауза

Стоя, руки вытянуты вперед

Вдох. Махом прямой правой ноги достать кисть левой руки, произнося на выдохе — бррах. Пауза

Руки s стороны — вдох, присесть, охватить колени руками — выдох. Пауза

Стоя, руки вдоль туловища, с небольшим наклоном туловища вперед

ЧД не более 14-16 в минуту

Ходьба на месте с переходом на бег на месте

1 мин. -ходьба и 1 мин. — бег

Развести руки в стороны — вдох, охватить плечи руками — выдох. Пауза

Перекаты с пятки на носок

Поднять подбородок вверх — вдох, опустить его на грудь — выдох. Пауза

Отработка частоты дыхания

На счет: 1-2 — вдох, 3 — пауза, 4-5-6 — выдох, 7-8-9 — пауза (ЧД при таком счете равна б в минуту).

Примерный комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой (сильная группа) на тренировочном периоде (тренирующий двигательный режим)

Вдох. Поднять ногу верх, хлопнуть под ней в ладони с произнесением ха. на выдохе. Пауза

Повороты туловища вокруг вертикальной оси

Развести руки в стороны — вдох, наклониться вперед, руками охватить ноги — выдох

Выдох медленный длинный через губы

Стоя, руки согнуты к плечам

Правую ногу отвести назад — вдох, выпрямить руки вверх, вернуть ногу в И.П. — выдох. То же другой ногой

Вдох. Пружинистые наклоны вперед, руками касаться пола (ноги в коленях не сгибать) — выдох. После выдоха — в наклоне пауза

Стоя, руки за головой, локти в стороны

Вдох, Наклониться в правую сторону — выдох, вернуться в И.П. Пауза 1-3 секунды. То же 8 другую сторону

Стоя, с небольшим наклоном туловища вперед, руки вдоль туловища

Ходьба на месте с высоким подниманием бедра

1-2 шага — вдох, 3-4-5 — выдох, 6-7 — пауза

Стоя, руками охватить нижнюю часть грудной клетки

Вдох. На выдохе, слегка сжимая грудную клетку, тянуть жж. Пауза 1 — 2 секунды

Поднять руки вверх — вдох. Наклониться вперед и опустить руки вниз — «рубка дров» с произнесением звука ух. на выдохе

Вдох, присесть, руками упереться в колени, произнести бррах. на выдохе. Пауза (сидя)

Согнуть руки к плечам и опустить их вниз с расслаблением

Попеременное сгибание и разгибание стоп

Вдох, подтянуть правое колено к груди — выдох. Пауза. То же — другой ногой

Руками упереться в колени (спина «круглая»). Урежение дыхания

На счет 1-2 — вдох, 3-4 — пауза, 5-6-7 — выдох, 8-9-10 — пауза и т.д. (при таком темпе ЧД равна 5-6 в минуту)

Откинуться на спинку стула, закрыть глаза, моги вытянуть. Полное расслабление

Проверка частоты дыхания и пульса

6. Заключительный период используют для разучивания физических упражнений, рекомендуемых к последующему их применению в домашних условиях. Проводят подробный инструктаж о порядке использования ЛФК после окончания курса лечения в поликлинических условиях. Он рассчитан на 10-12 занятий и длится 20-25 дней.

Кроме посещения кабинета ЛФК в поликлинике и ежедневного (утром и вечером) выполнения специально рекомендованного комплекса физических упражнений дома, важным мероприятием при бронхиальной астме является ходьба, которую используют в виде прогулок и специальной тренировки. Прогулки улучшают функцию нервной системы благодаря мышечной деятельности и успокаивающему влиянию на больного окружающей природы. Ходьба во время прогулки активизирует у больного дыхание, кровообращение, обмен веществ, тренирует опорно-двигательный аппарат и оказывает положительное действие на пищеварение.

Для страдающих бронхиальной астмой особенно ценны прогулки на свежем воздухе. Они облегчают дыхание, укрепляют дыхательный аппарат и организм в целом. При отсутствии противопоказаний прогулки рекомендуют проводить ежедневно в утренние и вечерние часы. Наилучшим местом для прогулки является сад или парк лечебного учреждения, или территория с зелеными насаждениями, примыкающая к больнице. Продолжительность и расстояние прогулки, характер местности и общий режим должны устанавливаться врачом в зависимости от стадии заболевания и осложнения бронхиальной астмы.

Больным с легкой формой бронхиальной астмы во внеприступный период без наличия осложнений можно начинать прогуливаться на свежем воздухе в течение 30-40 минут с преодолением расстояния до 1-1,5 км. Особенно полезны такие прогулки утром, еще до завтрака, натощак и вечером за 1,5-2 часа до сна. Если они не вызывают выраженной тахикардии (пульс не превышает 80 ударов в минуту), одышки (частота дыхания не более 22-24 в минуту), то таким больным можно увеличить время прогулки ежедневно на 5-8 минут и удлинять дистанцию на 30-40 м с таким расчетом, чтобы к концу адаптационного периода (30 дней) расстояние маршрута не превышало 3-4 км с затратами времени 1,5-2 часа.

Больные с неосложненной формой бронхиальной астмы средней тяжести во внеприступный период переносят прогулки труднее, однако довольно быстро приспосабливаются к ним. Таким больным рекомендуется начинать ходьбу с расстояния 300-400 м, преодолевая его за 30-40 минут. Через 30 дней расстояние увеличивается до 1,5-2 км, которое больные преодолевают за 1,5-2,5 часа.

Больным с тяжелой формой бронхиальной астмы и наличием астматического бронхита можно также рекомендовать прогулки, но строго индивидуально и обязательно под контролем частоты сердечных сокращений (ЧСС) и дыхания. Такие больные могут совершать прогулки на расстояние 100-150 м утром и вечером в медленном темпе. При этом ЧСС не должна превышать 90-100 в 1 минуту, а частота дыхания — 24-26 дыхательных движений в минуту. Желательно, чтобы больные за 25-30 минут до прогулки приняли спазмолитические, сердечные препараты, а перед выходом подышали увлажненным кислородом в течение 15-20 секунд.

Необходимую дозу нагрузки, которую больной должен получить во время прогулки, можно подобрать с помощью велоэргометра. Одним из ранних признаков наступающей недостаточности дыхания является потребность дышать через рот. При одышке и значительном учащении пульса, указывающих на недостаточность кислорода в организме, больному нужно уменьшить темп движения и сделать остановку для восстановления нормальной ЧД и ЧСС. Для более быстрого урегулирования дыхания и кровообращения хороший эффект дают простые дыхательные упражнения, выполняемые во время остановок.

Терренкур является следующим этапом тренировки после прогулок и применяется с целью расширения функционального приспособления организма больного к физической нагрузке (ходьбе), необходимой в быту и трудовой деятельности. Под терренкуром понимают тренировку, строго дозированную в отношении расстояния и времени, а также строго дозированную ходьбу по пересеченной местности с подъемами.

Тренировка в виде ходьбы проводится ежедневно (если нет противопоказаний) и строится таким образом, чтобы занимающийся постепенно, с каждым днем проходил все более значительное расстояние с последовательным ускорением темпа движения и уменьшением количества остановок по мере адаптации организма больного к движению.

В последнее время широко применяют тренажеры, с помощью которых можно определить энергетические затраты, регламентировать воздействие физических упражнений. С помощью тренажеров и тренажерных устройств можно целенаправленно воздействовать на укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной систем и способствовать развитию основных физических качеств. При применении тренажеров у больных бронхиальной астмой необходимо учитывать степень заболевания и наличие изменений в легких, длительность заболевания, физические возможности больного, системность и последовательность в занятиях. Тренировку с использованием тренажеров по возможности лучше начинать на ранних этапах восстановительного лечения и продолжать регулярно в течение длительного времени.

Разработаны различные модели устройств, имитирующих езду на велосипеде (велотренажеры), бег, ходьбу (движущаяся дорожка), греблю и др. Для получения выраженного эффекта необходимо использовать комплекс тренажерных устройств направленного действия. Последний можно рекомендовать больным, у которых пороговая мощность работы не менее 25Вт. При более низком уровне вначале назначают комплекс упражнений с возрастающей физической нагрузкой. При лечении больных бронхиальной астмой хорошо себя зарекомендовали такие тренажерные устройства, как «Гребля», «Диск здоровья», гимнастический комплекс «Здоровье». Упражнения, выполняемые на перечисленных тренажерах, направлены на укрепление мышц верхних конечностей, живота, спины, грудной клетки, сердца и легких.

При использовании тренажерных устройств Киевский НИИ медицинских проблем физической культуры рекомендует следующие методы занятий: равномерный, переменный, интервальный. Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением упражнений с заданными постоянными скоростью и мощностью. Для переменного метода характерно чередование упражнений с различной скоростью их выполнения. Интервальный метод сводится к выполнению упражнений с определенными интервалами между ними.

В одном занятии можно сочетать все три метода тренировки, так называемый круговой метод. В занятиях с больными бронхиальной астмой средней тяжести, при существенном снижении толерантности к физическим нагрузкам, рекомендуется применять равномерный или интервальный метод. При исчезновении приступов удушья, появлении определенной адаптации к физическим нагрузкам можно переходить на круговой метод. Занятия с использованием тренажеров могут быть групповыми, индивидуальными и самостоятельными.

При лечении бронхиальной астмы большое значение имеет сочетание физических упражнений с приемами постурального дренажа (дренаж положением). Методика занятий, помимо включения дренажных упражнений, улучшающих отслоение мокроты от стенок бронхов и отток ее, позволяет использовать положения тела, при которых зоны поражения легких располагаются выше бифуркации трахеи. Необходимым условием отделения мокроты является удлиненно-форсированный выдох. Усиление оттока мокроты достигается также применением в занятиях ЛФК частой смены исходных положений, легкого поколачивания по спине больного. Круговое растирание в области груди и спины, а также над предполагаемым местом поражения бронхов также усиливает отделение мокроты, улучшает дыхание, снижает бронхоспазм.

При локализации процесса в нижних долях легких мокрота выделяется при условии глубокого диафрагмального дыхания в положении больного лежа на спине или животе на наклонной плоскости (кушетке) под углом 30 40 градусов. Голова опущена вниз. Для опорожнения обтурированых слизью бронхов применяются упражнения, связанные с напряжением мышц живота, например, подъем одной ноги или обеих ног одновременно, скрестные движения ногами — «ножницы», круговые движения одной или одновременно двумя ногами и др.

Специальный постуральный дренаж, при котором секрет течет вниз под действием силы тяжести, также необходимо включать в занятия. Периодически, после упражнений, возбуждающих дыхание, больные должны принимать типичное для постурального дренажа положение. Больные молодого возраста могут выполнять постуральный дренах на специальном столике, закрепившись ногами за гимнастическую стенку. Ниже приводятся некоторые упражнения на дренажном столике:

1. И.П. — лежа на животе, ногами закрепиться за край столика или за рейку гимнастической стенки. Руки в упоре на полу. Руки выпрямить, оттолкнуться от пола, прогнуться — вдох, вернуться в И.П. — выдох. Повторить 2-3 раза. Темп медленный и средний.

2. И.П. — то же. Руки за головой. Прогнуться — вдох, вернуться в И.П. — выдох. Движения ритмичные. Повторить 3-4 раза, откашляться. Темп средний.

3. И.П. — то же. Повороты туловища вправо-влево. Повторить 3-4 раза, откашляться. Темп средний.

4. И.П. — то же. Руки в упоре на полу. Развести руки в стороны, прогнуться — вдох, вернуться в И.П. — длительный выдох через губы, сложенные трубочкой. Повторить 3-4 раза, откашляться. Темп средний.

Рекомендуется применять постуральный дренаж и дренажную гимнастику у больных бронхиальной астмой через 20 минут после ингаляции бронхолитиков.

В дополнение к дыхательным и дренажным упражнениям в занятия ЛГ включаются упражнения для повышения тонуса больших групп мышц. стимулирующих функцию сердечно-сосудистой системы. Особенно большое внимание следует уделять упражнениям, укрепляющим мышцы пояса верхних конечностей, живота и спины. Поскольку для больных бронхиальной астмой характерна сутулость, в комплекс ЛФК обязательно надо включать корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы спины.

Данные ряда авторов свидетельствуют о том, что физическую нагрузку больным бронхиальной астмой в условиях поликлиники необходимо назначать строго дозировано и в установленных пределах. Ими были разработаны три вида двигательного режима, рекомендуемых при данной болезни:

1. Щадящий показан больным бронхиальной астмой средней тяжести во в неприступный период с наличием хронического бронхита, пневмосклероза, легочной и сердечной недостаточности I степени, эмфиземы легких. Назначают также больным, у которых бронхиальная астма сочетается с гипертонической болезнью I-II стадии, стенокардией (напряжения, реже покоя), экстрасистолией (не более 1:10), нарушением функции проводимости (предсердно-желудочковая блокада I степени, неполная блокада правой ножки пучка Гиса и др.). При этом следует учитывать показатели функционального состояния легочной и сердечно-сосудистой системы. При общем удовлетворительном состоянии больного предельная ЧД до 18-20 в минуту, ЧСС в покое не превышает 80 ударов в минуту. Предельно допустимая величина АД — 160/100 мм ртхт. (21,3/13,3 кПа), ЖЕЛ — 50 % от должной, МВЛ — до 40 % от должной, пневмотахометрия выдоха — 40 % от должной.

Предельная ЧСС во время проведения лечебной гимнастики или других форм ЛФК не должна превышать 110 в минуту. При этом на высоте физической нагрузки допускается подъем ее до уровня порога толерантности на протяжении не более 1 минуты. При длительных физических нагрузках (ходьба, бег и др.) допустимая рабочая ЧСС — 100 ударов в минуту.

Общий уровень допустимых физических нагрузок не должен превышать 25 % от должного минутного поглощения кислорода (МПК).

2. Щадяще-тренирующий назначается больным с легко протекающей бронхиальной астмой во внеприступный период с наличием хронического бронхита сопровождающегося редкими и легкими приступами удушья; больным с пневмосклерозом или при полной компенсации процесса без признаков легочной и сердечной недостаточности и эмфиземой легких при полной компенсации. При наличии сопутствующей гипертонической болезни АД не должно превышать 140/90 мм рт.ст. (18,7/12,0 кПа). Стенокардия напряжения непостоянна и возникает обычно после эмоционального перенапряжения. Экстрасистолия отсутствует. Допустимо наличие неполной атриовентрикулярной блокады I степени. Предельная ЧСС в покое — 75 ударов в минуту. Величина АД в покое не должна превышать 140/90 мм рт.ст, ЖЕЛ — до 50-70 % от должной, МВЛ — до 40-60 % от должной, пневмотахометрия выдоха — до 40-60 % от должной. Допустимая ЧСС при продолжительных физических нагрузках — 100 ударов в минуту, предельная ЧСС (1 минута на пороге толерантности) — 110 ударов в минуту. Уровень допустимых физических нагрузок — до 25-40% от должного МПК.

3. Тренирующий двигательный режим показан больным с легкой стадией бронхиальной астмы во внеприступный период с наличием хронического бронхита или без него. Предельная ЧСС в покое — 70 в 1 минуту. Предельные показатели АД — 140/80 мм рт.ст. (18,7/40,7 кПа), ЖЕЛ, МВЛ, пневмотахометрия — свыше 80% от должной на выдохе. Допустимая ЧСС при длительных нагрузках — 110 ударов в минуту, предельная ЧСС — 130 ударов в минуту. Уровень допустимых физических нагрузок — до 80% от МПК.

Интенсивно-тренирующий режим, выделяемый рядом авторов, следует назначать после предварительной тренировки больным в возрасте до 45 лет с высокими функциональными показателями и стойкой ремиссией заболевания, при которой можно ожидать обратного развития процесса.

Это больные с легко протекающей бронхиальной астмой и ремиссией не менее 1 года, хроническим астматическим бронхитом в фазе длительной ремиссии без явлений сердечно-сосудистой патологии и дыхательной недостаточности.

источник