Меню Рубрики

Лфк при хроническом бронхите и бронхиальной астме

Аббревиатура «ЛФК» расшифровывается как «лечебно-физкультурный комплекс». ЛФК является методом дополнительной терапии при многих болезнях. ЛФК при бронхите — это одна из наиболее эффективных методик, с помощью которой можно победить заболевание.

Основная цель ЛФК при хроническом бронхите — реабилитация функционирования бронхов. Кроме этого, гимнастика имеет следующее положительное действие:

  • улучшает поступление кислорода в бронхи и легкие;
  • разрабатывает и укрепляет мышцы дыхательной системы;
  • предотвращает возможные патологические осложнения;
  • улучшает процесс поступления крови в район плевральной области, что способствует лучшему разжижению и выводу мокроты;
  • повышает усвояемость организмом лекарственных препаратов;
  • способствует регенерации ткани бронхов.

Кроме этого, выполнение упражнений ЛФК при бронхите повышает иммунитет. Организм эффективнее борется с инфекцией — первопричиной бронхита.

При бронхите в полости бронх накапливается немалое количество мокротных масс, что мешает нормальному процессу дыхания. Нередко при этом наблюдается спазмы, отеки, вентиляция легких нарушается. ЛФК эффективен и при обструктивном бронхите. С помощью гимнастики решаются следующие задачи:

  • очищение полости бронхов от мокроты;
  • усиление активности дыхания;
  • улучшение притока крови к бронхам;
  • препятствие воспалениям.

Особенно важна ЛФК при бронхите у детей, так как у них недостаточно развита мускулатура дыхательных органов, из-за чего процесс отхода слизи затрудняется. ЛФК помогает справиться с этой проблемой, стимулируя работу мышц.

Выполнение комплекса ЛФК при хроническом бронхите начинается с разминки.

Лучше всего, если это будет дренажный массаж. Если занятия проводятся в домашних условиях — то для начала нужно сделать следующее:

  1. Нос зажать указательными пальцами. В течение 3 минут глубоко вдыхать и выдыхать воздух.
  2. Губы сделать «трубочкой». Вдыхать и выдыхать воздух через дыхательное горло. Время — 3 минуты.
  3. Положение губ не менять. Совершить вдох через нос, выдох — через рот. Следующий вдох — наоборот: ртом, выдох — носом. Чередовать 10-12 раз.

Как только разминка завершена — начинается основной этап занятий. Стандартный набор упражнений:

  1. Поза — лежа на спине, руки вдоль тела. Вдохнуть и неторопливо поднять нижние конечности, заводя их за затылок. Также медленно опустить при выдохе.
  2. Принять лежачее положение на спине. Одну руку положить под голову, а другую — вдоль тела. Ритм дыхания должен быть ускоренным и глубоким. Чередовать (желательно быстро) положение рук в такт дыханию.
  3. Упражнение «велосипед». Лежа на спине, нужно поднять ноги и начать «крутить» ими в воздухе воображаемые педали, как при езде на велосипеде.
  4. Лечь на живот, руки развести и согнуть в локтях, прижать ладони к полу (в области плечевого пояса). Вдох — оторвать от пола торс, выгнуть поясницу. Выдох — вернуться в прежнее положение.
  5. Лечь на живот, руки — вдоль тела. Вдох — приподнять голову и плечи, стараясь сделать это на максимум. Выдох — первоначальное положение.
  6. «Мяч». Поза — на животе. Руки за голову. Нужно стараться дотянуться до воображаемого мяча и удержать его, сколько возможно. Дыхание свободное, темп — ритмичный, вдохи и выдохи глубокие.
  7. Лечь на левый бок, немного свернувшись клубочком. Вдох — поднять правую руку вверх, позвоночник разогнуть и выпрямить. Выдох — первоначальное положение.
  8. «Лыжи». Встать в позу, как будто на лыжах. В руки «взять» воображаемые палки. Вдох — подняться на носочки, нагнуть корпус вперед так, чтобы колени коснулись живота, руки назад. Выдох — исходное положение.
  9. «Дровосек». Встать, ноги по ширине плеч. Руки находятся в вытянутом положении, пальцы рук переплетены в «замочек». Вдох — руки над головой, выдох — энергичный взмах вниз, как будто при рубке дров.

Упражнения выполняются по 10-12 раз. Исключение — «велосипед»: его нужно повторять столько раз, насколько хватит сил.

Для детей рекомендуется выполнять фигуры йоги. Вот их перечень:

  1. «Журавль». Вдох —руками взмахнуть ввысь. Выдох — опустить, одновременно произнести звук «ку» (протяжно).
  2. «Полет». Имитация полета птицы в виде взмахов руками. Сначала малыш пускается в бег, постепенно переходя на ходьбу.
  3. «Жук». Сесть на пол, руки кулачками упираются в бока по линии пояса. Вдох — поворот корпуса, рука (в зависимости от направления, параллельно ему) отводится назад. Выдох — прежнее положение.

Каждое упражнение повторять по 5 раз. Чтобы ребенок не капризничал — родителям рекомендуется проделывать упражнения вместе с ним.

При тяжелом состоянии, когда прописан постельный режим: взять шланг или трубочку, один конец опустить в чашу с водой, другой — у рта. Сесть, вдохнуть максимально глубоко. Выдыхать медленно, с перерывами в течении 15 минут, сплевывая слизь через трубочку.

Для того, чтобы результат от выполнения комплекса ЛФК при бронхите был максимальным — необходимо не отступать от определенных:

  • проводить занятия в утренние и в вечерние часы (за 60-90 минут до отхода ко сну);
  • предварительно проветрить помещение;
  • температура в комнате — +10-18 0 ;
  • не должно быть посторонних громких, раздражающих и мешающих занятиям звуков;
  • не принимать пищу перед занятиями;
  • между упражнениями необходим перерыв на полминуты;
  • одежда должна быть комфортной и не препятствовать движениям.

База дыхательных упражнений — вдохи и выдохи разной интенсивности.

ЛФК при бронхите — а именно комплекс упражнений для дыхания — выполняется в 3 этапа:

Предварительно совершается разминка: 15 раз повторяется вдох-выдох ртом, затем носом.

Если наблюдается постоянное срабатывание кашлевого рефлекса — сначала нужно избавиться от мокроты. Для этого встать, ноги по ширине плеч, мышцы шеи расслаблены, голова чуть опущена. Пальцами слегка надавливать в районе пупка, при этом откашливая мокроту. Вниз можно подставить посуду с водой. Комплекс упражнений:

  1. Встать, ноги на ширине плеч. Вдох — подтянуться на носках, руки вверху, над головой. Выдох — через дыхательное горло со звуком «у», руки опустить.
  2. Шаги. Шагать на месте, руки развести. При совершении шага — вдох, стопа на полу — выдох. Длительность — 2 минуты.
  3. Поза лотоса. На вдохе — сжать ладони в кулачки, руки ввысь. Выдыхать без спешки, со звуком «х», руки на прежнее место.
  4. Махи руками. Дыхание глубокое, ритмичное, в такт движениям.
  5. Ноги вместе. Вдох — правая рука ввысь, левая — параллельно полу. Выдыхать не спеша, одновременно меняя руки местами.
  6. Наклоны. Руки вдоль тела. Вдох — наклон в одну сторону, выдох — в противоположную. Выполнять не спеша, дыхание размеренное.

Махи и шаги исполнять в течение 2 минут. Остальные упражнения исполнить 5-6 раз. Крайнее упражнение — обязательно 6 раз.

Специалисты советуют совмещать комплекс упражнений ЛФК при хроническом бронхите с дренажным массажем. Рекомендован такой порядок занятий: упражнения, дыхательная гимнастика, массаж.

Ароматерапия — прекрасное дополнение к гимнастике. Отличными дезинфицирующими свойствами обладают хвойные деревья. В комнату можно поставить веточку кедра, пихты, сосны, можжевельника. Также допустимо использование масел этих деревьев в аромалампах.

ЛФК при бронхите не заменит основное лечение — но значительно ускорит процесс выздоровления. Установлено, что те, кто придерживается выполнения упражнений, вдвое быстрее справляется с болезнью, чем те, кто от ЛФК отказался. Занятия и после выздоровления помогут избежать рецидива болезни и прекрасно укрепят общее состояние организма.

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой как профилактика заболеваний верхних дыхательных путей у детей с нарушениями речи.

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.
Читайте также:  Бронхиальная астма виды причины заболевания

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

Хронический бронхит – воспаление внутренней выстилки бронхов, которое проявляется влажным кашлем с отхождением мокроты и ощущением нехватки воздуха. ЛФК – эффективный вариант терапии при хроническом бронхите. Лечебная физкультура, применяемая при заболеваниях органов дыхания, включает гимнастические и дыхательные тренировки.

ЛФК успешно дополняет базовые терапевтические методики при заболеваниях дыхательной системы. Основными эффектами лечебной физкультуры являются:

  • Улучшение процессов обмена газов в легких;
  • Восстановление эластичности и упругости стенок бронхиального дерева;
  • Регуляция движений диафрагмы, межреберных, зубчатых и других мышц, обеспечивающих дыхательные движения;
  • Улучшение кровоснабжения легочной ткани, что способствует разжижению мокроты;
  • Снижение риска возникновения возможных осложнений бронхита;
  • Замедление прогрессирования заболевания;
  • Повышение доступности медикаментозных средств за счет стимуляции кровотока;
  • Общее тонизирование организма, тренировка иммунитета;
  • Ускорение процессов регенерации внутренней выстилки бронхов.

Подобные задачи ставятся не только перед физическими упражнениями, в целях лечебного воздействия на организм назначают также дыхательную гимнастику. Следует, однако, учесть, что есть ряд противопоказаний для проведения ЛФК на фоне хронического бронхита:

  • Гнойная полость (абсцесс) в легком;
  • Кровохарканье либо риск его развития;
  • Спадение (ателектаз) крупного участка легкого;
  • Накопление большого объема воспалительной жидкости в окружающей легкие плевральной полости;
  • Выраженная недостаточность дыхательной функции III степени.

При остром бронхите и во время обострения хронического бронхита на фоне высокой температурной реакции и выраженной одышки заниматься гимнастикой не следует.

В связи со слабостью дыхательной мускулатуры у детей обычно затруднен процесс отхождения бронхиального отделяемого, что может провоцировать развитие осложнений. Поэтому в детском возрасте главной задачей ЛФК при патологии дыхательной системы является укрепление мышц и улучшения оттока слизи из бронхиального дерева.

Детям младшего возраста бывает сложно объяснить необходимость занятий, в этом случае гимнастику следует проводить в развлекательной форме:

  • Выдувать мыльные пузырики;
  • Надувать воздушные шары;
  • Управлять в воде корабликом, изготовленным из бумаги, с помощью направленного дыхания.

Предложите малышу выполнить некоторые упражнения из арсенала йоги, они могут показаться ему интересными:

  1. Жук: Присесть на пол, ладошки установить на талии, при каждом вдохе разворачивать туловище в стороны, отводя при этом одноименную руку назад.
  2. Журавль: Ручки вытянуть перед собой. Вдох: поднять их выше головы, выдох: опустить, сопровождая это протяжным звуком «ууу».
  3. Полет: Бежать, одновременно взмахивая ручками. Постепенно уменьшить скорость и перейти на шаг.

Комплекс упражнений йоги следует повторить не меньше 5 раз. Ребенок будет заниматься более охотно, если привлечь к этому процессу кого-нибудь из взрослых.

Лечебная гимнастика у взрослых включает тренировки, которые способствуют улучшению общего состояния, активации кровообращения и уменьшению вязкости бронхиального отделяемого. Гимнастика при обструктивном бронхите (сопровождающимся спазмом бронхов) способствует расширению просвета бронхиальных структур и восстановлению их нормальной проходимости. Занятия рекомендуется проводить дважды в день: утром и в вечерние часы.

Вечерняя тренировка должна проводиться не позже, чем за час до отхождения ко сну, чтобы не спровоцировать бессонницу.

Важным условием эффективности занятий является их проведение в тихой прохладной комнате. Оптимальная температура составляет 10-18°C. Лучше всего делать упражнения натощак.

Сочетание ЛФК с ароматерапией позволит добиться лучших результатов. Для этой цели подойдут хвойные масла – ель, пихта, можжевельник, кедр. Они позволят решить такие задачи, как вывести мокроту из бронхов, расширить их просвет, уменьшить воспаление. Несколько капель масла капают в аромалампу и устанавливают ее в комнате, где проходит тренировка. Единственное, что нужно учитывать, это индивидуальная восприимчивость организма к эфирным маслам. Возможные аллергические реакции накладывают ограничения на их использование.

В течение первых нескольких тренировок занятия следует осуществлять осторожно, давая организму возможность адаптироваться к физическим нагрузкам. Повторять весь комплекс лучше в медленном темпе, сначала по 5 раз, затем, постепенно наращивая количество повторений, довести их до 14.

Выполнение специальных упражнений ЛФК при бронхите рекомендуется предварять перкуторным массажем, который повысит эффективность дальнейших занятий. Однако, если этот вариант невозможен, то нужно провести начальную разминку, которая даст толчок всей тренировке.

  1. Прижимаем пальцами ноздри к носовой перегородке, чтобы затруднить дыхание. В течение 3-х минут дышим через суженные носовые ходы.
  2. Складываем губы буквой «О», оставив между ними небольшое отверстие. 3 минуты дышим через рот.
  3. Делаем носовой вдох, выдыхаем воздух через такие же «удивленные» губы. Затем наоборот: вдох ртом, выдох носом.

После каждого выполненного упражнения не забываем делать 20-секундную паузу – это время ровного, глубокого дыхания.

  • Вводная часть
  1. Вытягиваем ноги, присев на стул, кисти ставим к надплечьям. Поглубже вдыхаем, руки отводим в стороны, кверху, прогибаемся назад. Во время удлиненного выдоха возвращаемся в прежнее положение.
  2. В той же начальной позиции осуществляем вращательные движения в плечевых суставах, по 4 раза вперед и назад.
  3. Сидя с опущенными по бокам туловища руками, на вдохе вытягиваем их вверх, во время продолжительного выдоха опускаем вниз.
  4. Садимся на стул со спинкой, ладони помещаем на талию. Поворачиваем туловище попеременно в разные стороны (по 3 раза), доставая локтевым суставом до спинки стула.
  • Основная часть
  1. Сидим на стуле, руки сгибаем в локтевых суставах. При вдохе поднимаем локти кверху, выдыхая через губы, образующие букву «О», опускаем их туловищу, слегка сжимая с боков ребра.
  2. Из того же положения отводим верхние конечности по сторонам. На вдохе подтягиваем к грудной клетке согнутую ногу, обхватываем ее руками и не очень сильно прижимаем. Выдох сопровождается звуками «пффф».
  3. Шагая на месте, поднимаем руки через стороны над головой на 2 шага во время вдоха, во время выдоха (4 шага) опускаем, пауза в дыхании – 4 шага.
  4. В положении стоя кладем ладони на нижние ребра с 2-х сторон. Глубоко вдыхаем. На выдохе имитируем звук «хха» и стискиваем грудную клетку.
  5. На вдохе вытягиваем руки через стороны выше головы, на выдохе наклоняемся вперед, достаем кончиками пальцев пол. Выдох сопровождается звуком «пффф».
  6. Кладем на живот кисти рук. Тренируем диафрагмальное дыхание. Вдыхая, выпячиваем брюшные мышцы вперед, выдыхая, втягиваем и прижимаем переднюю брюшную стенку ладонями.
  7. Берем гимнастическую палку, встаем на коленки. Вдох: поднимаем палку над головой в прямых руках. Выдох: присаживаемся на пятки и опускаем палку.
  8. В том же положении поднимаем палку кверху на вдохе, на выдохе поочередно садимся то вправо, то влево, палку при этом отводим в противоположном направлении.
  • Заключительная часть:
  1. Шаг на месте, руки тянем кверху на вдохе, на выдохе возвращаем вниз.
  2. Продолжаем ходьбу на месте с выполнением любимых дыхательных упражнений.
  3. Стоя поочередно покачиваем (потряхиваем) голенями, все группы мышц которых должны быть расслаблены.

Приведем пример более простых упражнений для легких и бронхов, которые выполняются в лежачем положении:

  1. Вдох: отводим верхние конечности по разным сторонам. Выдох: подбираем согнутые ноги к передней грудной стенке, «поймав» их руками.
  2. Руки лежат ровно по бокам от туловища. Вдох: вытягиваем их вверх выше головы. Выдох: возвращаем руки на кровать, но поднимаем одну ногу.
  3. Ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах. Вдох: отрываем ягодицы от кровати, опираясь на ступни. Выдох: возвращаем таз на кровать.
  4. Выдох: сесть из лежачего положения. Вдох: лечь обратно.

Дыхательная гимнастика при бронхите призвана решить сразу несколько задач:

  • Регулировать функцию легких и мышц, обеспечивающих дыхательные движения;
  • Улучшить кровообращение;
  • Стабилизировать обменные процессы;
  • Активировать иммунную защиту;
  • Уменьшить отечность;
  • Привести к норме уровень гемоглобина;
  • Облегчить выведение мокроты.

Занятия желательно проводить не реже двух раз за день. Длительность курса дыхательной гимнастики должна составлять чуть меньше месяца. Приведем ориентировочный список дыхательных упражнений для лечения хронического бронхита.

  • Вводный этап:
  1. 4 раза медленно и глубоко вдыхаем и выдыхаем поочередно то носом, то ртом. Перерыв между одним дыхательным движением – 10 секунд.
  • Основная часть:
  1. Сцепить кисти рук в замочек. Неспешно вдыхая, потянуться, замереть так на пару секунд, потом выдохнуть.
  2. Ходим на месте, стараясь приподнимать коленки повыше, поднимая и опуская руки, в течение 5 минут. Дыхание полноценное, ровное.
  3. Расставить ноги на ширину плеч. На вдохе наклоняемся вперед, протягивая руки горизонтально. На выдохе выпрямляемся, чуть выгибаемся и заводим руки назад.
  4. Поочередно выполняем махи руками вперед-назад. Вдыхать через рот, выдыхать носом.
  • Завершающий этап:
  1. Для возобновления привычного дыхания встаньте ровно, ноги вместе, расслабьтесь. Плавно наклоняем туловище поочередно в разные стороны. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом.

Для людей, у которых нет возможности выделять достаточно времени на тренировку дыхательных мышц, был разработан упрощенный вариант занятий:

  1. Глубоко вдыхать носом, слегка зажав носовые ходы с двух сторон, выдыхать через рот.
  2. Попеременно дышать одной ноздрей, зажав вторую.
  3. Дышать через губы, образующие букву «О». На высоте вдоха на пару секунд задерживать дыхание.
  4. Вдыхать широко раскрытым ртом, чтобы приподнимались мышцы брюшной стенки. Выдыхать через нос.
  5. Надувать воздушный шарик, максимально наполняя его воздухом за один выдох.
  1. Ходьба. Это один из вариантов ЛФК, действенный при хроническом бронхите. Нужно вышагивать на месте, ритмично, в быстром темпе, если позволяет самочувствие. Если почувствуете нехватку воздуха, головокружение, слабость, сбавьте темп и постепенно прекратите занятие. Особенно полезна ходьба на природе. Практиковать ее следует около часа каждый день.
  2. Массаж. Перкуторный (перкуссионный — см.видео) массаж передней грудной стенки помогает вывести скопления бронхиального отделяемого, профилактирует застойные процессы в легких, благотворно влияет на дыхательную мускулатуру. Особенно полезно его проведение перед сеансом ЛФК.

Регулярные систематические занятия ЛФК и дыхательной гимнастикой при хроническом бронхите – верный путь к победе над болезнью. Эти методики помогут приостановить развитие заболевания, уменьшить частоту рецидивов и снизить вероятность осложнений.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.
Читайте также:  Адаптивная физкультура при бронхиальной астме

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Бронхит – это заболевание, которое характеризуется кашлем со свистящими звуками, выделением мокроты, болью в области груди и одышкой. На начальном этапе многие пациенты не придают большого значения болезни, но если вовремя не начать курс лечения, то существует вероятность возникновения непоправимых изменений в легочной системе. После тщательного изучения рентгеновских снимков врач назначает лекарственные препараты, которые облегчают течение болезни, но специалисты рекомендуют использовать еще дополнительные методики. Например, ЛФК и дыхательная гимнастика при бронхите оказывают положительный эффект при комплексном лечении и осуществляют важную работу по поддержанию организма в целом. Преимущество вспомогательной методики заключается в том, что она доступна каждому, может осуществляться как в медицинском учреждении, так и домашних условиях и не требует финансовых затрат.

Выполнение дыхательной гимнастики при бронхите позволяет добиться скорейшего выздоровления

Комплексный подход при лечении бронхов обязателен как на начальной, так и на хронической стадии течения болезни. Врачи назначают ЛФК при бронхите, куда также входит дыхательная гимнастика, поскольку она содействует восстановлению дыхательной системы и скорейшему выздоровлению. Упражнения вдвое ускоряют процесс выздоровления и исключают повторное появление болезни, поскольку обычный бронхит в среднем через 3 месяца, в определенных случаях через год, перерастает в хронический, а острая фаза может перейти в пневмонию, бронхиальную астму или воспаление легких.

Таким образом, специалисты отмечают, что необходимыми условиями для эффективного лечения бронхита любой формы являются:

Дыхательная гимнастика и ЛФК являются дополнением к медикаментозному лечению бронхита

  • лекарственные средства, прописанные специалистом;
  • физические нагрузки;
  • лечебная дыхательная гимнастика;
  • кислородотерапия.

Также на время лечения желательно отказаться от курения.

Противопоказания к дыхательной гимнастике и ЛФК, а также рекомендации для пациентов:

  1. Физические упражнения нежелательны в острый период болезни, когда рекомендован постельный режим.
  2. Если есть обострения, которые мешают осуществлению физических и дыхательных упражнений, то перед тренировкой обязательно следует обратиться к врачу за получением заключения.
  3. Необходимо осторожно делать гимнастику при обструктивном бронхите, приступать можно только после того, как прошел острый период, отсутствует температура, слабость и нет сильных приступов кашля.
  4. По мере облегчения состояния не стоит начинать ЛФК с интенсивных и сложных тренировок, лучше приступить к легким заданиям, постепенно усложняя и увеличивая нагрузку.

Каждую минуту человек осуществляет около 16-18 дыхательных движений, их задача заключается в том, чтобы совершить доставку кислорода в организм и вывести углекислый газ из органов. Поэтому гимнастику рекомендуется делать не только во время болезни, как дополнение к основному лечению, но и на постоянной основе в качестве профилактики заболеваний дыхательной системы.

Физические нагрузки оказывают благотворное воздействие на организм:

  • содействуют выведению мокроты;
  • увеличивает объем легких, снимают спазмы и хрипы;
  • стимулируют циркуляцию крови, очищение бронхов;
  • осуществляют регенерацию тканей;
  • восстанавливают дыхание.

Зарядка предупреждает развитие хронических форм, осложнений и выполняет цель по насыщению клеток кислородом. Гимнастика является важным методом лечения бронхита и восстановления после острого и тяжелого состояния.

Основными целями комплекса являются:

  • укрепление мускулатуры дыхательных центров;
  • улучшение вентиляции и кровообращения;
  • увеличение дренажа отходящей мокроты;
  • повышение иммунитета в целом;
  • избавление от одышки, которая на начальной стадии ощущается как недостаток воздуха при осуществлении физических нагрузок, а в дальнейшем перерастает в серьезную дыхательную недостаточность.

Занятия должны быть постоянными, можно проводить их в любое время суток, утром в качестве зарядки или вечером перед сном.

Дыхательные упражнения при бронхите показаны как взрослым, так и детям

  1. Вводное задание. Первоначальная позиция: сидя на стуле, поставить ноги под прямым углом, стопы стоят параллельно друг другу. Далее глубоко вдохнуть, затем поднять прямые руки через стороны вверх, при этом максимально расширяя грудную клетку. На выдохе руки и тело опустить к полу. Вдох необходимо производить медленно через нос, а выдох через рот. Повторять это упражнение следует 5-10 раз.
  2. Задание «Развороты». Его можно делать не только сидя, но и в вертикальном положении. Стопы необходимо поставить на ширине плеч, сделать полный вдох и отвести одну руку назад, тело и голова поворачиваются вслед за рукой, на выдохе поворачивать корпус по диагонали и опустить руку к полу, то же самое повторить со второй рукой. Желательно сделать по 10 подходов на каждую руку.
  3. Задание «Корабль». Необходимо лечь на живот, руки расположить вдоль тела. Сделать большой глубокий вдох и одновременно поднять голову и плечи максимально вверх, прогнув поясницу, потянуться к потолку, на вдохе возвратиться в первоначальную позицию. Сделать упражнение следует минимум 15 раз.
  4. Задание «Воздушный шар». Следует лечь на твердую, ровную поверхность и положить руки на живот, на вдохе медленно надувать живот как воздушный шарик, через 5-10 секунд также медленно сдувать до последнего. Повторять упражнение 10-15 раз. Важно в этой тренировке не торопиться, каждый вдох выдох должен быть медленным и осознанным.
  5. Задание «Носорог». В течение 5-10 минут просто дышать поочередно каждой ноздрей, зажимая вторую ноздрю. Данный вид дыхания также помогает при заложенности носа или насморке.
  6. Задание «Цапля». Исходная позиция стоя, требуется выпрямиться и поставить ноги на ширине плеч, при вдохе развести руки широко в стороны и раскрыть грудную клетку, поднять одну согнутую ногу к себе и обнять ее двумя руками, на выдохе медленно опустить ногу, то же самое следует сделать со второй ногой. Выполнять упражнение рекомендуется не менее 10 раз на каждую ногу.

Если болен ребенок, то лечебную физкультуру лучше превратить в занимательную детскую игру, для этого достаточно попросить малыша надуть воздушный шарик, мыльные пузыри или воспроизвести крик индейца. Для пожилых людей лучше делать умеренную нагрузку исходя из ощущений и общего самочувствия.

Чтобы зафиксировать результат, в конце тренировки рекомендуется сделать дренажную гимнастику (массаж). Для этого необходимо похлопать ладонью по передней или задней части грудной клетки, удары должны быть легкими и активными. Упражнение поможет мокроте выйти из дыхательных путей.

Вышеуказанный комплекс упражнений подходит не только взрослым, но и подросткам и даже малышам, у которых дыхательные мышцы еще недостаточно развиты и болезнь может дать обструкцию. Во время тренировки важным является контроль над дыханием, оно должно быть спокойным, легким и свободным.

В случае если занятия комплексом происходят впервые, и в начале урока возникло легкое головокружение, то не стоит волноваться, оно улетучится к концу гимнастики. Если головокружение сильное, то можно выполнить комплекс в положении сидя, делая при этом паузы между упражнениями.

Для восстановления кровообращения дыхательную гимнастику необходимо чередовать с общеукрепляющей, для этого после 2-3 упражнений следует расслабить мышцы рук с помощью встряхивания кистей, а мышцы ног путем перекатывания их по очереди с носка на пятку, а также делая круговые движения стопами.

источник

Нередко ЛФК нами ассоциируется с комплексом упражнений, которые предотвращают, облегчают и ликвидируют заболевания опорно-двигательного аппарата. Такое воздействие на мышцы и суставы сомнений не вызывает. А вот в эффективность упражнений против различных болезней часто не верится. Тем не менее доказано, что лечебная физкультура не только укрепляет иммунную систему организма и способствует всестороннему оздоровлению, но и действенен для дыхательной системы, к примеру, – при бронхите.

К задачам ЛФК в плане борьбы с хроническим бронхитом относятся:

  • усиление резистентности организма к проявлениям инфекций;
  • укрепление иммунитета;
  • сокращение воспалительных процессов в бронхах;
  • предотвращение возникновения осложнений, типа эмфиземы или дыхательной недостаточности;
  • улучшение дыхательной мускулатуры.

Подобная физкультура доказала свою пользу для ускорения выздоровления. Какие же позитивные изменения оказывают влияние при поражении бронхитом, если выполнять особые упражнения?

  • влияние на рефлекторное возбуждение центров дыхания с улучшением газообмена;
  • повышение общего тонуса организма;
  • создание более позитивных предпосылок для использования всевозможных препаратов;
  • улучшение кровообращения, особенно это касается плевры. Идет необходимое рассасывание мокроты и ее выведение из легких;
  • предупреждение ряда потенциальных осложнений, что без активного воздействия могут иметь место в плевральной полости. Получается, что ЛФК – своего рода предотвращение иных проблем с дыханием;
  • способность восстановления эластичности тканей. Польза в том, что оболочка легких не претерпевает атрофирования, и выздоровевший пациент может вновь заняться обычной деятельностью;

Однако, соответствующая методика наносит и вред, если действовать самостоятельно. Ведь воспаление бронхов – сложная патология, что часто хронизируется и в будущем несет человеку много неприятностей.Поэтому любые шаги, включая применение комплекса упражнений, должны быть обсуждены и показаны терапевтом или пульмонологом.

ЛФК показана для дополнения основных методик курации при болезнях дыхательной системы. Она улучшает процессы газообмена в легких, укрепляет мускулатуру дыхательных центров, восстанавливает эластичность и упругость стенок бронхиального дерева, регулирует движения мышц, улучшает кровоснабжение, снижает степень возникновения осложнений, ускоряет процессы регенерации внутренней выстилки бронхов. Болезнь замедляет прогрессирование, организм тонизируется.

Для назначения физкультуры имеются противопоказания:

  • наличие дыхательной недостаточности 3 степени и абсцесса легкого;
  • отхаркивание кровью или его потенциальная угроза;
  • ателектаз легкого в полном мере;
  • содержание чрезмерного объема жидкости в плевральной области.

При острой форме бронхита, при внезапном обострении с присутствием высокой температуры и сильной одышки гимнастика также противопоказана.

Для максимальной эффективности от лечебной гимнастики следует придерживаться базовым правилам:

  1. Заниматься два раза в день – при пробуждении и незадолго до сна.
  2. Вечерние упражнения не проводить позднее, чем за 60 минут до предполагаемого сна во избежание бессоницы.
  3. Организация в тихом помещении с ощущением свежести; оптимальный температурный режим – 10-18°C.
  4. Желательно заниматься натощак.
  5. Сочетать ЛФК и ароматерапию. Хвойные масла ели, пихты, кедра, можжевельника выводят мокроту из бронхов, расширяют их открытость, сокращают процесс воспаления.

При начальных тренировках все выполняется очень плавно, чтобы организм прошел первую адаптацию к подобным нагрузкам. Комплекс оптимально делать медленно, с начальными повторами упражнений по 5 раз, потихоньку увеличивая их число до 14.

Осуществление ЛФК при проблемах с бронхами обычно предваряют перкуторным массажем, повышающим действенность будущих упражнений. Если так поступить нет возможности, то проводится начальный «разогрев» для дальнейшего толчка всей процедуры.

1. Для затруднения дыхания ноздри прижимаются к носовой перегородке с помощью пальцев. Следует в ближайшие три минуты дышать, благодаря суженным носовым ходам.
2. Из губ сформировать букву «о» и межгубной промежуток. В течение трех минут дышать через рот;
3. Выполнить вдох носом, а выдохнуть – через получившиеся губы «с выражением удивления». Далее поменять последовательность – вдохнуть ртом, а выдохнуть – носом.

  1. С расположением на стуле и вытянутыми ногами, кисти размещены к надплечьям. Глубокий вдох с отводом рук в стороны, потом – кверху, затем – прогиб. Совершая удлиненный выдох, следует принять исходное положение.
  2. В позиции, описанной выше, проводить вращения в плечах вперед и назад по 4 раза.
  3. Руки расположены по бокам тела. Делая вдох, их вытянуть вверх, а в период долгого выдоха – опустить вниз.
  4. Найти стул со спинкой и сесть на него, разместив ладони на поясе. Туловище повернуть по три раза в разные стороны – в одну и потом в другую, а локтевой сустав должен достать до спинки стула.
  1. С расположением на стуле согнуть рук в локтях. Во время вдоха последние поднимают кверху с выдохом посредством губ, формирующих букву «О». Далее локти опускаются к телу с небольшим сжатием ребра с боков.
  2. С идентичного положения руки отводят в стороны. Вдох предполагает подтягивание согнутой ноги к груди, последующий обхват руками и их прижимание, но не сильное. Сочетание «пффф» – сопровождение выхода.
  3. Выполнения шагов на месте с полнятием верхних конечностей через стороны над головой на пару шагов на время вдоха. В период четырех шагов и выдоха руки опускают и берут паузу в те же четыре шага.
  4. Исходная позиция – стоя. Ладони размещаются на нижних ребрах с обеих сторон с последующим глубоким вдохом. На выдохе выходит что-то вроде «хха» и происходит некое стискивание грудной клетки.
  5. Осуществление вдоха с вытягиванием рук через стороны над головой. С выдохом произвести наклон вперед, доставая пол с помощью пальцев. Звуковое сопровождение выдоха – «пффф».
  6. Кисти рук располагают на животе. Со вдохом брюшные мышцы выпячиваются вперед, а с выдохом – брюшная стенка впереди втягивается и прижимается с помощью ладоней.
  7. Размещение на коленях с заранее подготовленной гимнастической палкой. На вдохе предмет оказывается над головой, руки – прямые, а на выдохе – следует присесть на пятки и опустить палку.
  8. В положении из п.7 описанный предмет поднимается кверху во время вдоха. Выход предполагает поочередное расположение вправо и влево, с отводом предмета в противоположную сторону.
  1. Шагать на месте, на вдохе верхние конечности тянуть вверх, а на выдохе – возвращать вниз;
  2. Продолжение ходьбы, производя параллельно предпочитаемые дыхательные упражнения на личное усмотрение.
  3. Стоять и немного потряхивать то одной, то другой голенью. Мышцы не предполагают напряжения.
Читайте также:  Для бронхиальной астмы характерны элементы мокроты

В таком комплексе возможны некоторые изменения, о которых должен решить лечащий врач. А начало таких занятий возможно уже на второй или третий день после лечения медикаментами.

Эта методика базируется на вдохах и выдохах разной степени. Она также включает три части. В разминочную стадию входят полтора десятка вдохов и выдохов носом и ртом.

  • стоять с ногами на ширине плеч; во время вдоха сделать подтягивание на носочках, руки расположены вверху. Выдохнуть нужно посредством дыхательного горла с произнесением звука «у» и с опущенными руками;
  • две минуты топтаться с разведением рук. С совершением шага предполагается вдохнуть, а со стопой на полу – выдохнуть;
  • в позе лотоса во время вдоха произвести сжатие ладоней в кулаки, руки направлены ввысь. Выдыхать спокойно, без спешки;
  • производить махи руками. Важно иметь глубокое и ритмичное дыхание в такт упражнению;
  • с составлением вместе нижних конечностей расположить правую руку ввысь, а левую – параллельно полу. Делать неспешные выдохи со сменой рук местами;
  • выполнение наклонов с руками вдоль тела. При вдохе сделать наклон в одну сторону, а при выдохе – в другую. Неспешное выполнение с размеренным дыханием.

Упражнения с махами и шагами должны длиться две минуты; все остальные – 5 или 6 раз.

Главной чертой бронхита у детей считается сложность в процессе отделения мокроты. Поэтому ЛФК для детей станут дополнением для оздоровления организма. Необходимо лишь помнить о ее проведении после снижения температуры до нормальной. Упражнения укрепят мускулатуру и оптимизируют процесс выхода мокроты. Идеально, если заниматься ребенок станет с участием специалиста, хотя и самостоятельная работа дома даст желаемый результат.

Маленькие пациенты лучше всего воспримут физкультуру в форме игр, например:

  • надутие шариков;
  • пускание мыльных пузырей с последующим поддуванием для поддержки их в воздухе;
  • осуществление движения бумажного кораблика по воде при помощи дыхания.

Также неплохо для детского применения зарекомендовала себя и йога, например, такие варианты упражнений:

  1. «Журавль», при котором на вдохе следует сделать взмах руками ввысь, а на выдохе – опустить с произнесением протяжным образом сочетания «ку».
  2. «Полет», предполагающий имитацию птичьего перемещения с помощью ручных взмахов. Ребенок начинает бегать с плавным переходом на шаг.
  3. «Жук», с расположением на полу, а руки в кулачках упираются в бока по линии талии. На вдохе повернуть корпус тела с параллельным отводом руки назад, на выходе – вернуться в исходную позицию.

Предполагается пятикратный повтор каждого упражнения. Для предупреждения капризов, рекомендуется все сделать вместе с вашим чадом.

При постельном режиме запастись шлангом или трубочкой. Один конец поместить в сосуд с водой, другой – поднести ко рту. В положении сидя сделать максимально глубокий вдох, а выдохнуть медленно, с интервалами в четверть часа, при этом избавляясь от слизи с помощью плевков в трубочку.

Для лучшего и безопасного осуществления ЛФК не следует забывать о следующих рекомендациях:

  • заниматься после окончания острого периода заболевания, при нормализации температуры и без неожиданного кашля и упадка сил;
  • выполнение всех упражнений четко по предписаниям;
  • недопустимо осуществление подобных процедур через силу и общем неважном состоянии, особенно для пожилых людей с проблемами сердца и сосудов;
  • системный подход к занятиям – выполнение их каждый день, без перерывов и выходных дней в течение нескольких недель;
  • проведение всех вариантов физкультуры в тишине для ощущения личного дыхания;
  • занятие физкультурой натощак.

Регулярность и системность организации физкультуры и дыхательной гимнастикой при хроническом бронхите открывают реальную перспективу избавления от болезни. Подобные методы лечения способны приостановить развитие бронхита, снизить количество рецидивов и потенциальные осложнения.

источник

Лечебная физкультура (ЛФК) при бронхиальной астме предполагает различные виды гимнастик и некоторые ограничения. При составлении списка рекомендаций следует учитывать не только специфику заболевания, но и состояние больного. Некоторые упражнения не следует делать в период обострения, какие-то стоит усилить во время ремиссии. В целом все занятия должны облегчать дыхание, поскольку бронхоспазм, характерный для бронхиальной астмы, становится причиной удушья и не дает больному свободно дышать.

Предпосылки этой тяжелой болезни имеют воспалительную и аллергическую этиологию. Медикаментозное лечение заключается в применении средств, снимающих воспаление, очищающих и расширяющих бронхи. Но любая терапия более эффективна тогда, когда комплексно применяются несколько разных методов.

Лечебная физкультура назначается как вспомогательное лечение при многих заболеваниях. Она повышает жизненный тонус, насыщает организм кислородом, стимулирует обменные процессы и способствует укреплению иммунитета. Кроме того, она обеспечивает хорошим и позитивным настроем на долгое время. А при тяжелом заболевании это немаловажно.

При бронхиальной астме задачи ЛФК заключаются в благотворном воздействии на работу дыхательной системы:

  • повышается подвижность грудного отдела;
  • активизируется кровообращение в органах дыхания;
  • нормализуется дыхание;
  • улучшается дренаж бронхов;
  • активизируется процесс разжижения и отделения мокроты.

Кроме положительного влияния на легкие и бронхи, ЛФК оказывает благотворное действие на работу других систем организма.

Если не пренебрегать гимнастикой и заниматься систематически, то можно добиться ощутимых изменений: моменты обострений становятся более редкими, протекают не так тяжело, а количество употребляемых медикаментов удается уменьшить.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме назначается для каждого пациента индивидуально. Должны учитываться разные факторы: общее состояние больного, его самочувствие в данный момент (период ремиссии или же обострение), образ жизни, возраст, наличие других заболеваний.

Основные противопоказания при назначении лечебной физкультуры больным астмой носят как временный, так и постоянный характер:

  • сердечная недостаточность;
  • онкологические образования в тканях;
  • вероятность кровотечения, особенно внутреннего;
  • нестерпимая боль или дискомфорт при выполнении какого-либо упражнения;
  • повышенная температура, свидетельствующая о вялотекущем или остром процессе воспаления;
  • слишком холодный воздух в помещении, где выполняется гимнастика;
  • общее тяжелое состояние.

При бронхиальной астме не назначаются упражнения, основанные на задержке дыхания. Также учитывается наличие других тяжелых заболеваний.

Комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой назначается для всех индивидуально. Применение различных методик зависит от степени тяжести заболевания.

В первые несколько дней врач в стационаре определяет физические возможности и состояние пациента. Одновременно изучается история болезни, выявляются противопоказания и врач составляет план необходимых занятий.

После подготовительного этапа начинается тренировочный. Первые упражнения делаются сидя с опорой на спинку стула или кровати, чтобы больному было легче. Если пациент лежит, то край кровати со стороны головы необходимо приподнять. Это делается для того, чтобы грудная клетка хорошо двигалась, а воздух беспрепятственно проникал в легкие.

Постепенно состояние больного улучшается, и тогда можно переходить к более активным занятиям. Здесь добавляются упражнения для рук, ног и туловища в положении стоя. При этом дыхательные упражнения продолжают присутствовать в общем комплексе и чередуются с подвижными. Добавляется ходьба и движения во время нее. Через некоторое время можно понемногу использовать спортивные снаряды для увеличения нагрузки.

Адаптация организма, ослабленного астмой, основана на постепенном увеличении физических нагрузок и чередовании легких и дыхательных упражнений с более сложными и активными. Стандартный режим занятий ЛФК в стационаре – 3 раза в день. Желательно, чтобы не менее одного раза они проходили под присмотром специалиста.

Во время ремиссии физические нагрузки увеличиваются. Допускается спортивный инвентарь для отягощения. По-прежнему значительную часть гимнастики должны составлять дыхательные упражнения. Хорошо заниматься и активными видами спорта: бегом, ездой на велосипеде, плаванием. При этом нужно исключать возможность контакта с аллергеном. Например, если у больного аллергия на пыльцу, нельзя заниматься бегом в периоды цветения определенных растений. Если повышенная чувствительность к холоду, то не стоит бегать в сырую и холодную погоду. Любителям плавания нужно обратить внимание на то, что хлорированная вода в бассейне также может быть причиной приступов.

Когда приступы связаны с физической нагрузкой, перед тренировкой можно использовать ингалятор. Если же применение ингалятора оказывается необходимым каждый раз во время занятий физкультурой, то врач должен проанализировать назначенный курс и внести коррективы.

Упражнения для дыхания составляют основу лечебной гимнастики для больных, страдающих астмой. При улучшении самочувствия к дыханию добавляются движения руками, ногами, наклоны и другие элементы.

Перечислим некоторые упражнения:

  1. Сесть на стул. Мышцы рук и плеч расслабить. Через нос нужно сделать неглубокий вдох (чтобы не спровоцировать бронхоспазм), задержать дыхание на несколько секунд и затем выдохнуть, сложив губы трубочкой.
  2. Сидя с прямой спиной и опущенными руками, нужно делать вдох, а выдыхать, наклоняясь в сторону.
  3. Сесть на стул и поставить руки на пояс. После вдоха подтянуть колено к груди, выдохнуть и поставить ногу на пол. Повторить упражнение с другой ногой.
  4. Встать возле стула, держась за него. На выдохе присесть, на вдохе – встать.
  5. Встать, расставив ноги и поставив руки на пояс. Наклонившись, нужно коснуться руками стула и выдохнуть. Выпрямившись, снова вдохнуть.

При этой разновидности упражнений задействованы голосовые связки. Чередуя вдох и выдох, больной произносит гласные и согласные звуки в определенной последовательности. Голосовые связки образуют вибрацию, которая переходит на бронхи. Вследствие такого легкого массажа мышцы органов дыхания расслабляются и дыхание становится более чистым и свободным. Звуковая гимнастика показана больным в любом состоянии, навредить она не может. Тем не менее первые занятия лучше провести под наблюдением специалиста.

Во время подготовительного периода в занятиях используются гласные звуки: о, е, у, и. Когда больной переходит на тренировочный режим, подключаются согласные: р, з, с. Позднее добавляются сложные в произношении звуки: ш, щ, ж. Также допускаются различные сочетания гласных и согласных звуков. Важно, чтобы произношение было медленным, без напряжения и лишних усилий. Между упражнениями нужно делать перерыв в полминуты.

Начинать лучше с нескольких минут занятий в день и постепенно увеличивать время. Допускается заниматься звуковой гимнастикой до получаса 1-2 раза в день. Немаловажно и то, что занятия должны проводиться регулярно. Это, пожалуй, имеет большее значение, чем их продолжительность.

Когда у больного наблюдается тяжелый период и он соблюдает полупостельный режим, рекомендуется выполнять специальные щадящие упражнения. При этом недопустимо переутомление. При возникновении сильной усталости нужно немедленно прекратить занятия.

Комплекс упражнений в облегченном виде может быть следующим:

  1. Больному нужно принять такое положение, чтобы он полулежал на спине. Пациент должен выполнять диафрагмальное дыхание: вдыхать через нос (живот нужно поднимать), а выдыхать через рот (живот втягивать).
  2. Усадить больного на стул, чтобы он опирался спиной на спинку. При вдохе пациенту нужно поднимать к плечам согнутые руки. На выдохе – свести руки на груди.
  3. Сесть на стул. На вдохе больному нужно развести руки в стороны, а на выдохе – наклониться вперед и вниз и опустить руки.

Когда состояние больного улучшится, постепенно можно подключать упражнения для рук и ног. Далее добавляются более активные виды гимнастики. Между упражнениями обязательно нужно отдыхать и внимательно прислушиваться к своим ощущениям – во время занятий недопустимы болевые ощущения и дискомфорт.

источник