Меню Рубрики

Лфк при бронхиальной астме в период ремиссии

Бронхиальная астма (БА) — это хроническая болезнь, для которой характерны периодически повторяющиеся приступы удушья и свистящего дыхания, тяжесть и частота которых варьируются у разных людей. У людей, страдающих астмой, симптомы могут наступать несколько раз в день или в неделю, у некоторых людей приступы случаются во время физической активности или ночью. Во время приступа астмы эпителиальная выстилка бронхиол разбухает, что приводит к сужению дыхательных путей и сокращению воздушного потока, поступающего в легкие и выходящего из них. Повторяющиеся приступы астмы часто приводят к бессоннице, дневной усталости, пониженным уровням активности, а также пропускам школьных занятий и невыходам на работу. Приступы бронхиальной астмы возникают как днем, так и в течение ночи. Тяжелые затяжные приступы могут перейти в астматическое состояние – один из наиболее грозных вариантов течения болезни. Коэффициент смертности при астме относительно низкий по сравнению с другими хроническими болезнями.

Распространенность БА начала резко увеличиваться с середины 1960-х годов в странах Западной Европы и Северной Америки, а с середины 1980-х годов – в странах Восточной Европы.

По оценкам ВОЗ, в настоящее время от астмы страдают 235 млн человек и она является самой распространенной хронической болезнью среди детей.

Астма возникает из-за гиперчувствительности к раздражителям. Она может быть связана как с наследственной предрасположенностью к воспалительным процессам в бронхах, так и с различными факторами окружающей среды, которые могут вызвать типичные приступы удушья (разнообразные аллергены, частые инфекции дыхательных путей, холодный воздух и т.п.). Люди, перенесшие такие заболевания, как сенная лихорадка, нейродермит или экзема, или страдающие этими недугами, также имеют высокий риск развития бронхиальной астмы. Курение, как активное, так и пассивное, также делает органы дыхания уязвимыми для различного вида болезней. Кроме того, курение существенно понижает эффективность медикаментозного лечения астмы. Благоприятной почвой для возникновения бронхиальной астмы являются также частые инфекционные респираторные заболевания.

К внутренним факторам развития астмы можно отнести вирусные инфекции дыхательных путей, вызывающие воспалительные процессы в органах дыхания, которые приводят к судорогам и образованию слизи в бронхах, кашлю, одышке и т.д. Также к внутренним факторам относятся наследственные генетические факторы, пол, ожирение.

Наличие какого либо внутреннего фактора не означает 100% ной вероятности возникновения бронхиальной астмы, но значительно увеличивает шансы заболеть при воздействии внешних факторов.

В начале XX века произошло создание аллергической теории бронхиальной астмы. Принадлежала она русским ученым А.А. Манойлову и В.В. Голубеву. В конце 1960-х и начале 1970-х гг. аллергическая теория стала наиболее актуальной. В первую очередь основой патогенеза астмы считалась инфекционная аллергия.

Некоторые лекарства, такие как обезболивающие (аспирин) или нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) могут также вызвать астматический приступ. При этом речь идет не об аллергии, а о наследственной предрасположенности к непереносимости определенных лекарственных средств, которая со стороны может выглядеть как аллергическая реакция.

Согласно последнему пересмотру GINA бронхиальная астма является гетерогенным заболеванием, характеризующимся хроническим воспалением дыхательных путей, наличием респираторных симптомов, таких как свистящие хрипы, одышка, заложенность в груди и кашель, которые варьируют по времени и интенсивности и проявляются вместе с вариабельной обструкцией дыхательных путей.

Как хроническое заболевание БА имеет циклическое течение. Яркая симптоматика периода обострения сменяется латентным течением в ремиссии. Но для периода ремиссии БА также характерен ряд особенностей. В ремиссии БА нарушения легочной вентиляции часто сохраняются значительно дольше, чем клинические симптомы заболевания. Обструктивные вентиляционные нарушения могут не распознаваться субъективными методами обследования — скрытая обструкция. Часто отмечаются нарушения механики дыхания и высокая неспецифическая гиперреактивность дыхательных путей, особенно при длительном и тяжелом течении заболевания. Скрытые вентиляционные нарушения периода ремиссии приводят к неполному контролю над течением БА.

Приступ астмы характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. Воздух с трудом проходит при вдохе в бронхи и с трудом выходит, создавая характерное шумное, «свистящее» дыхание, нередко слышимое на расстоянии. Дыхание учащается, одышка усиливается при нагрузке или при разговоре.

3. Физические нагрузки в период ремиссии

Разнообразие методик лечебной физкультуры для бронхиальной астмы невероятно велико. Причем эти методики по характеру и направленности могут быть противоположны.

Бронхообструктивный эффект при БА обусловлен различными признаками – аллергенами, физической нагрузкой, изменением метеорологических условий, вдыханием холодного воздуха, гипервентиляцией и т.д. При выборе методики ЛФК необходимо учитывать, что при БА возникают четыре формы обструкции дыхательных путей: бронхоконстрикция – вследствие спазма гладких мышц, подострая обструкция – вследствие отека слизистой оболочки дыхательных путей, хроническая – вследствие обструкции бронхов образующимся вязким секретом и необратимая – вследствие склеротического процесса в стенке бронха.

Основу методик ЛФК при БА составляет дыхательная гимнастика в сочетании с выполнением физических упражнений. Наиболее распространенные методики дыхательной гимнастики ставят своей целью удлинение различными способами фазы выдоха. Это объясняется следующими обстоятельствами.

Спазм и отечно-воспалительные изменения бронхиол препятствуют прохождению воздуха. Возникающее повышенное сопротивление внутри бронхиального дерева увеличивает силы эластичной отдачи легких. Просветы бронхов и бронхиол ритмически изменяются – расширяются и сужаются при выдохе. У детей с БА даже в межприступном периоде бронхиальное сопротивление на выдохе больше, чем на вдохе.

Затруднение и усиление дыхания ведут к увеличению потока нервных импульсов от мышц к дыхательному центру и обратно, что обусловливает увеличение легочной вентиляции и нарушение взаимодействия процессов торможения и возбуждения в ЦНС. В процессе компенсаторного повышения минутной вентиляции у больных резко возрастают энергетические затраты на каждый литр вентилируемого воздуха. Энергозатраты возрастают в 10 – 20 раз в период приступа удушья и в 1,5 – 2 раза в период ремиссии.

Увеличение энергозатрат на дыхание ведет к снижению количества кислорода, идущего на нужды организма. Бронхоспазм повышает отрицательное грудное давление на вдохе и одновременно положительное на выдохе, вследствие чего происходит укорочение вдоха и затруднение выдоха.

Необходимость постоянного преодоления бронхоспазма превращает дыхание в тяжелую работу.

Все это обуславливает применение методик дыхательной гимнастики, направленных на удлинение выдоха.

Кроме того, следует учитывать, что методики, состоящие только из дыхательных упражнений, не создают соответствующий эмоциональный фон, без которого трудно рассчитывать на терапевтический эффект. Выбирая определенную методику, надо иметь ввиду, что у детей меньше растяжимость легочной ткани и более значительны энергозатраты на выполнение дыхательных упражнений.

В связи с этим в терапевтической практике более эффективны комплексные методики ЛФК, основанные на чередовании дыхательных и физических упражнений.

При выполнении физических упражнений наряду с их непосредственным воздействием на организм движения руками и сокращения мышц, совпадающие по фазе с дыханием, становятся условными раздражителями дыхательного аппарата. С помощью физических упражнений корригируется ритм дыхательных движений.

Единственным правильным и полноценным видом дыхания является полное дыхание, т.е. когда в дыхании участвуют и грудная клетка и диафрагма. чтобы добиться освоение правильного дыхания и выработать способность владеть своим дыхательным аппаратом, обучение начинается со статического дыхания. Для самоконтроля правильности дыхательных движений предлагается положить одну руку на грудь, а другую на живот. Необходимо не допускать форсированного вдоха и выдоха. Продолжительность выдоха увеличивается постепенно и никогда не доводится до предела. Дышать должно быть легко и удобно.

Следующим шагом является переход к динамическому дыханию. Динамические дыхательные упражнения выполняются одновременно с движением туловища и конечностей. Главная их задача – освоить и довести до автоматизма навык координации между мышечной деятельностью и дыханием. В качестве упражнений используются не только гимнастические, но и имитация движений, необходимых в повседневной жизни. Смена вида деятельности приводит к нарушению темпа и ритма дыхания, координации.

Учитывая это, постепенно переходят от простых упражнений к более сложным, помня, что каждый выработанный условный рефлекс облегчает образование последующего.

Вследствие высокой пластичности функций коры головного мозга данные движения наиболее эффективно усваиваются детьми.

При выполнении физических упражнений нужно следить за соответствием их амплитуды и темпа глубине и ритму дыхания. Для обеспечения нормального дыхания при выполнении многих физических упражнений важно сочетание фаз дыхания с фазами движения. Движение должно способствовать дыханию, а не препятствовать ему.

Например, при поднятии рук верх и в стороны, отведении их назад – делать вдох, при сведении их перед собой и опускании – выдох.

При наклоне туловища вперед, вниз, в стороны делать выдох, при выпрямлении и наклоне назад – вдох.

При поднимании ноги вперед, в сторону или сгибании е к животу, приседании делать выдох, при опускании ноги, отведении ее назад, вставании – вдох.

Ниже приведен пример методики ЛФК.

Статические дыхательные упражнения, направленные на изменение типа дыхания

1. Диафрагмальное дыхание. Исходное положение (и.п.) – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, права рука согнута в локте и лежит на животе, левая – на груди.

Вдох – брюшная стенка поднимается, правая рука поднимается, левая неподвижна. Выдох – живот втягивается, при этом правая рука слегка давит на живот, левая неподвижна.

Вдох – через нос, выдох – через рот. Сначала выдох спокойный, по мере овладения этим типом дыхания выдох усиливается и завершается предельным напряжением мышц передней брюшной стенки.

2. Грудное дыхание. И.п. – то же.

Вдох – правая рука неподвижна, левая поднимается вверх, за счет поднятия грудной клетки. Выдох – правая рука неподвижна, левая – опускается.

Вдох – через нос, выдох – через рот.

3. Полное дыхание. И.п. – то же.

Вдох – обе руки одновременно поднимаются. Выдох – обе руки одновременно опускаются.

Вдох – через нос, выдох – через рот.

Затем исходное положение меняют; сначала сидя на стуле, затем стоя. Особое внимание уделяется диафрагмальному дыханию.

Динамические дыхательные упражнения с усиленным выдохом

1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч и максимально отведены назад. На счет 1 мгновенно скрестить рукиперед грудью, так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти хлестнули по лопаткам, одновременно производится мощный выдох. На счет 2 плавно, медленно вернуться в и.п., спокойный вдох.

2. И.п. – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны, вверх. На счет 1 опускаясь на всю ступню, наклониться вперед, округлив спину, руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнув кистями по лопаткам, мощный и громкий глубокий выдох. На счет 2 – 3 в наклоне плавно развести руки в стороны и скрестить перед грудью, хлестнув кистями по лопаткам, предельным напряжением мышц передней брюшной стенки завершить выдох. На счет 4 вернуться в и.п., спокойный вдох.

3. И.п. – стоя. слегка наклонившись вперед, ноги как бы на ширине «лыжни», правая рука впереди, левая – далеко сзади. На счет 1 плавно присесть, правую руку отвести вниз – назад к бедру, мощный выдох, завершаемый в момент сведения рук у бедер. На счет 2, выпрямляясь, левую руку вынести вперед, правая – далеко сзади, спокойный вдох. На счет 3 – 4 вернуться в и.п.

4. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая расслаблена, внизу. На счет 1 – 3 выполняить 3 круговых движения руками, как при плавании кролем на спине, выполняя легкие повороты туловища вслед за «гребущей» рукой, мощный выдох с сокращением мышц передней брюшной стенки. На счет 4 выполнить один круг руками, спокойный вдох.

5. И.п. – упор лежа, кисти развернуты. На счет 1 перейти в упор присев, мощный выдох. На счет 2 вернуться в и.п., спокойный вдох. Оба движения выполнять за 1 – 2 секунды.

Парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

Обычно на занятиях ЛФК вдох совпадает с такими положениями или движениями, при которых создаются более выгодны условия для расширения грудной клетки и опускания диафрагмы. А выдох – с положениями или движениями, облегчающими спадение грудной клетки и подъем диафрагмы.

Однако такое сочетание способствует углублению дыхания, усилению неравномерности вентиляции. Этих недостатков лишено так называемое парадоксальное дыхание, при котором положение тела и движения препятствуют осуществлению вдоха и в то же время способствуют укреплению дыхательной мускулатуры без лишнего повышения вентиляции.

В процессе выполнения упражнений автор предлагает:

1. сосредоточить внимание на вдохе и строго следить за одновременным выполнением вдоха и движений руками и туловищем

2. вдох должен быть обязательно шумным, коротким, активным – как бы принюхиваясь, чем пахнет.

3. вдох должен быть неглубоким.

4. на выдохе губы не сжимать, не фиксировать внимание на выдохе.

Правила выполнения упражнений:

1. думать только о вдохе, следить за согласованностью вдоха и движений, за ритмом дыхания – вдох каждую секунду.

2. вдыхать и выдыхать следует столько воздуха, сколько получится само собой, не выталкивать воздух и не задерживать его.

3. Вдох и движения должны быть ритмичными и легкими

Читайте также:  Температура при сердечной астме

Для согласования движений и вдоха следует мысленно считать.

Физические нагрузки, не относящиеся к ЛФК

Физические нагрузки могут являться одной из причин приступов бронхиальной астмы. Заниматься спортом рекомендуется в период ремиссии.

Следует избегать чрезмерных нагрузок на организм в целом и в частности на дыхательную систему. Также стоит учитывать возможное негативное влияние и других факторов: чистота, влажность и температур в воздуха, химические раздражители, аллергены, стресс.

Многие виды спорта могут оказывать положительное влияние на общее состояние пациента с бронхиальной астмой. Ниже приведены несколько примеров.

Плавание помогает научится регулировать дыхание, развивает координацию, укрепляет дыхательную систему. Однако стоит учитывать, что одним из раздражителей, усугубляющих состояние при астме, может являться хлорированная вода.

Занятия беговыми лыжами также улучшает координацию и способствует укреплению дыхательной системы. Однако стоит избегать чрезмерно сухого, холодного воздуха, так как он раздражает дыхательные пути.

При бронхиальной астме важную роль в стабилизации состояния играет ЛФК. При выборе методики ЛФК необходимо учитывать, что при БА возникают четыре формы обструкции дыхательных путей: бронхоконстрикция – вследствие спазма гладких мышц, подострая обструкция – вследствие отека слизистой оболочки дыхательных путей, хроническая – вследствие обструкции бронхов образующимся вязким секретом и необратимая – вследствие склеротического процесса в стенке бронха.

Необходимо грамотно подбирать комплекс упражнений. Также следует помнить, что сочетание дыхательной гимнастики с физическими упражнениями дает наилучший результат. Необходимо применять как статические, так и динамические дыхательные упражнения.

Заниматься спортом рекомендуется в период ремиссии. Следует избегать чрезмерных нагрузок, как физических, так и эмоциональных. Необходимо с умом подходить к выбору вида спорта и условий, в которых будут проводится занятия.

Официальный сайт Университетской клиники г. Фрайбурга https://ims.uniklinik-freiburg.de/ru/leksikon-boleznei/pulmonologija/bronkhialnaja-astma.html

«Бронхиальная астма: от Гиппократа до наших дней», текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

«GINA 2014: обзор некоторых основных изменений», текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

«Бронхиальная астма. Доступно о здоровье», Павел Фадеев 2010 г.

«Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания», учебное пособие, С.В. Хрущев, О.И. Симонова

источник

Бронхиальная астма – хроническая патология воспалительной природы. Болезни присущи приступы удушья, которые без оказания необходимой помощи могут стать причиной смерти пациента.

ЛФК при бронхиальной астме входит в комплекс лечебных мероприятий, направленных на сокращение острых периодов, общее улучшение состояния органов дыхания.

Регулярная гимнастика, при условии соблюдения всех рекомендаций лечащего врача, способствует длительной ремиссии.

Комплекс упражнений разрабатывается таким образом, чтобы с помощью гимнастики можно было стабилизировать дыхательные процессы, снять симптоматику, уменьшить частоту приступов удушья.

В задачи ЛФК при бронхиальной астме входят:

  • нормализация дыхания;
  • укрепление мышц грудной клетки;
  • улучшение вентиляции легких;
  • восстановление функциональности бронхов;
  • профилактика осложнений (например, эмфиземы легких).

Гимнастика помогает стабилизировать работу дыхательного центра головного мозга, повышает стрессоустойчивость, толерантность к физическим нагрузкам.

Такое воздействие снижает риск приступа удушья при влиянии негативных факторов, повышает качество жизни больного.

Многочисленные исследования подтверждают, что нервным механизмам отведена главная роль в дыхательном процессе. ЛФК призвана улучшить работу не только легких, но и остальных систем организма.

Физические упражнения при астме стабилизируют работу головного мозга, нормализуют дыхательные рефлексы, что обеспечивает ритмичность дыхания, восстанавливает тонус сосудов. Это улучшает вентиляцию легких, предотвращает бронхоспазмы.

Зарядка укрепляет и тонизирует мускулатуру, активизирует кровоток в органах дыхания. Легкие становятся эластичнее, увеличивается их жизненная емкость.

У больных бронхиальной астмой выполнение упражнений улучшает проходимость бронхов, восстанавливая их способность к выводу мокроты. Нормализация легочного газообмена способствует полноценному насыщению тканей кислородом, активизирует сердечную деятельность, снимает отек слизистых оболочек.

Все это снижает зависимость дыхания от внешних факторов. Сокращается риск наступления приступа из-за воздействия аллергенов.

Выполнение гимнастики при астме успокаивает, психологическое состояние человека улучшается. Процессы торможения/возбуждения нервной системы нормализуются, снижается уязвимость дыхательного процесса к стрессовым состояниям.

Внимание: ЛФК не является самостоятельным лечением. Физкультуру необходимо сочетать с приемом лекарственных препаратов, назначенных врачом.

Расстройство дыхательной функции запускает в организме процессы компенсации. Если начать выполнять комплекс правильно подобранных упражнений на ранних этапах заболевания, можно оптимизировать компенсационные механизмы.

Подвергшиеся незначительным атрофическим или дегенеративным изменениям легочные ткани и дыхательные мышцы могут частично восстановиться. Такое воздействие позволяет добиться устойчивой ремиссии.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме в сочетании с другими методами дает благоприятный лечебный эффект. Гимнастику назначают не только тем, у кого заболевание уже диагностировано.

В профилактических целях ЛФК рекомендована курильщикам, людям, склонным к аллергии либо развитию воспалительных процессов в верхних дыхательных путях.

Упражнения разрешены не всем пациентам. Противопоказаниями к физической нагрузке при бронхиальной астме являются:

  • астматический статус – продолжительный приступ тяжелого удушья;
  • обострение любых хронических заболеваний;
  • респираторные инфекции;
  • сердечная недостаточность 3-й степени;
  • наличие злокачественных новообразований в дыхательных органах;
  • высокая температура;
  • одышка, когда частота дыхания превышает 25 вдохов в минуту;
  • острая дыхательная недостаточность.

Внимание: пациентам с астмой запрещено приступать к тренировкам без консультации с лечащим врачом!

Комплекс занятий разрабатывается индивидуально с учетом тяжести состояния больного, наличия сопутствующих заболеваний.

Упражнения при астме подбираются с учетом степени тяжести состояния пациента. Это помогает избежать осложнений, быстро достичь существенного облегчения состояния больного.

Перед занятиями врач проведет полное обследование, определит оптимальную физнагрузку.

  • сесть ровно, на вдохе согнуть ногу в коленном суставе, руки развести в стороны. Выдохнуть, руками подтянуть колено к грудной клетке. Сделать три повтора;
  • делать поочередные полуобороты, разведя руки по сторонам, ладонями вверх;
  • встать ровно, ноги на ширине плеч, руки на талии, максимально сводить локти перед собой;
  • сесть на стул, руки опустить вдоль корпуса, вдохнуть. На долгом выдохе наклонять тело вправо, затем влево;
  • на вдохе согнуть руки в локтях, на выдохе — выпрямить;
  • встать, держась за спинку стула. На продолжительном выдохе приседать, на вдохе — возвращаться в исходную позицию. Сделать 10 приседов;
  • встать, выпрямить спину, ходить на месте 3 минуты. Довести количество повторов за тренировку до восьми;
  • взять мяч, поднять руки, резким движением бросить его вниз. Затем сделать выдох, расслабить мускулы;
  • поместить ладони под грудь, на выдохе наклониться вперед, на вдохе — выпрямиться;
  • на выдохе бросать мяч с замахом от плеча, поочередно меняя руки.

Делать полноценную зарядку разрешается только во время ремиссии, но есть специальные упражнения при бронхиальной астме, которые помогают купировать обострение:

  • лечь на высокую подушку. Вдыхать, надувая живот, затем выдыхать, втягивая его;
  • сесть на край стула. Глубоко дыша, сгибать/выпрямлять стопы и сжимать/разжимать кулаки;
  • сесть, поясницей опереться о спинку стула. Сделать вдох, согнуть руки в локтях, прикоснуться к плечам. Удерживать позу пару секунд. На выдохе скрестить руки на груди.

Количество подходов для каждого упражнения определяет физиотерапевт, исходя из уровня физподготовки пациента. Принимается во внимание также возраст человека.

Гимнастика при бронхиальной астме для взрослых и детей имеет некоторые отличия. Выполнять комплекс надо на протяжении всей жизни.

Очень важно освоить правильное диафрагменное дыхание (глубокий вдох при продолжительном, плавном выдохе). Это важнейшая составляющая ЛФК.

Дыхательная гимнастика при астме – один из основных вспомогательных методов профилактики осложнений заболевания, реабилитации пациентов.

Методика направлена непосредственно на нормализацию дыхания путем укрепления стенок легких и бронхов, улучшения кровотока в тканях органов.

Сегодня используются две самые распространенные методики, сочетающие двигательные и дыхательные техники:

  • система упражнений по Стрельниковой основана на выполнении простых движений на сжатие грудной клетки во время коротких вдохов через нос;
  • тренировка по Бутейко направлена на развитие поверхностного дыхания. По мнению автора техники, спазм провоцирует избыток кислорода, который возникает во время глубокого вдоха.

Обучить дыхательным упражнениям может только квалифицированный инструктор. Он же обучит подходящим для конкретного случая приемам.

Примеры некоторых эффективных упражнений:

  • 60 секунд глубоко спокойно дышать, постепенно снижая частоту вдоха-выдоха;
  • в положении стоя вытянуть руки в стороны, тело наклонить вперед. На выдохе обхватить себя руками, ладонями дотянувшись до лопаток, развести руки. Вдохнуть, вернуться в исходное положение;
  • встать, руки вытянуть вдоль тела. На вдохе поднимать плечи, на выдохе – опускать;
  • лечь на спину, ноги поочередно сгибать в коленях и подтягивать к животу на глубоком вдохе, на длинном выдохе – возвращать в начальное положение;
  • сесть перед емкостью с водой. Взять трубочку, глубоко вдохнуть через нее, опустить кончик в воду, выдыхать как можно дольше;
  • встать ровно, одну руку приложить к животу, другую к груди. Полминуты дышать, работая мышцами пресса;
  • выпрямить спину, взяться руками за спинку стула, глубоко вдохнуть через нос, напрягая пресс. Держать позу 15 секунд, медленно выдохнуть, расслабить мышцы;
  • вдыхать через левую ноздрю, выдыхать – через правую. Затем наоборот;
  • надувать воздушный шарик, пока он не лопнет. При малейшем головокружении упражнение прервать, восстановить дыхание.

Внимание: любые задания, связанные с задержкой дыхания, должны выполняться под контролем врача!

Все упражнения подбираются индивидуально, с постепенным увеличением нагрузки: с 3 на первой тренировке до 11.

Большое значение в процессе лечения бронхиальной астмы имеет звуковая гимнастика. Установлено, что произнесение определенных звуков в сочетании с контролем вдоха/выдоха создает в грудной клетке вибрацию, расслабляющую дыхательные пути, облегчает их очищение от мокроты.

Каждое упражнение начинается с 2-секундного вдоха, делается секундная пауза, затем следует длительный выдох, во время которого произносятся звуки и слоги в следующем порядке:

Комплекс упражнений в большинстве случаев начинается с воспроизведения звука «м». Время «звукового выдоха» на начальном этапе занятий составляет 5 секунд, постепенно увеличивается до 30 секунд. Мышцы тела должны быть в расслабленном состоянии.

ЛФК при бронхиальной астме у детей незначительно отличается от занятий для взрослых, но имеет некоторые нюансы. Главный – продолжительность физкультуры: одно занятие не должно занимать более 30 минут. Дыхательные тренировки разрешены с трехлетнего возраста.

Упражнения похожи на те, что выполняют люди старшего возраста, но проводятся в игровой форме. Важно научить ребенка дышать носом, задерживать дыхание.

Внимание: занятия обязательно должны проходить в присутствии родителей или инструктора!

Торопиться не нужно: как показывает практика, на освоение полного комплекса упражнений требуется примерно полтора месяца. Нельзя ругать и нервировать малыша, если что-то не удается с первого раза.

Большое значение имеет позитивный настрой, удовольствие от тренировок. Поэтому детская лечебная гимнастика при астме предполагает групповые занятия со сверстниками. Дома дополнить тренировки можно контрастным душем и растиранием тела сухим полотенцем.

Если малышу в раннем возрасте поставлен диагноз «бронхиальная астма», упражнения увеличивают шансы на то, что заболевание пройдет в подростковом возрасте. Главное — делать их правильно, с соблюдением всех врачебных рекомендаций.

ЛФК при астме дает положительный результат при лечении пациентов разного возраста, вне зависимости от стадии болезни. Даже при тяжелом течении заболевания занятия разрешены, но перед физкультурой рекомендуется принять бронходилатирующее средство (лекарство, расширяющее бронхи).

Вне зависимости от того, какая методика ЛФК при бронхиальной астме рекомендована пациенту, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • тренироваться только при отсутствии обострений;
  • начинать с легкой разминки: сначала разогревать конечности, затем мышцы тела;
  • еженедельно менять упражнения;
  • гимнастику делать регулярно: ежедневно от 2 до 5 занятий;
  • нагрузки увеличивать постепенно — от легких заданий к сложным;
  • технику дыхания осваивать под контролем врача;
  • выдох по продолжительности должен превышать вдох минимум в два раза;
  • заниматься лучше на природе. Когда погодные условия это не позволяют, надо хорошо проветрить помещение;
  • не делать упражнения при бронхиальной астме сразу после еды.

Резкая боль, общее ухудшение состояния – повод немедленно прервать занятия, обратиться к инструктору, чтобы скорректировать нагрузку. Хорошо сочетать ЛФК с плаваньем, ходьбой, ездой на велосипеде.

Лечебная физкультура при астме относится к категории мер вторичной профилактики. Она рекомендована больным в периоды устойчивой ремиссии.

Служит прекрасным дополнением консервативной терапии, снижает количество принимаемых лекарственных препаратов. Проведенные исследования показали, что после трех месяцев регулярного выполнения упражнений частота приступов удушья у пациентов с бронхиальной астмой снизилась на 40-50%, а спустя полгода – на 60-80%.

Без консультации с врачом заниматься нельзя! Бесконтрольные нагрузки могут спровоцировать начало приступа или развитие осложнений.

Добиться желаемого эффекта можно только в том случае, если составлением индивидуального комплекса упражнений и методики занятий будет заниматься лечащий врач. Если соблюдать все назначения, гимнастика поможет на долгие годы забыть о заболевании.

источник

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Читайте также:  Книги про бронхиальную астму список

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в грудной клетке.

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от хронического бронхита является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема легких, за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием к врачу ЛФК, который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Читайте также:  Бронхиальная астма когда отходит слизь

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник