Меню Рубрики

Лфк при астме у ребенка

Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако «прямая» наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания — бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.
Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.
Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При «влажной» бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы — спирали Куршмана или кристаллы Шарко—Лейдена — обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.

Лечение бронхиальной астмы у детей

Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых.
При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.
Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами:
а) растирание сухим полотенцем
б) комфортный душ
в) своевременная смена нательного и постельного белья
г) контрастное обливание
д) массаж лица
е) растирание подошв догоряча
ж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких
з) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.
В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура, потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия.
Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.
Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.
В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит:
— улучшение и нормализация бронхиальной проходимости
— улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева
— улучшение и нормализация внешнего дыхания
— улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта
— увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры
— десенсибилизация организма ребёнка
— нормализация основных нервных процессов
— предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата
— повышение неспецифической сопротивляемости.

Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.
К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:
1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом
2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков
3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе
4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки
5) корригирующие упражнения
6) упражнения для мышц живота.
Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.
Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.
В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков «О», «А», «У», «И», чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков «Д», «З», «Р», «Г» с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.
Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.
Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.
Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и «звуковая гимнастика», упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.
В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.
Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.
Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.
Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.
При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.
Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.

Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:

Комплекс №1.
1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 — руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 — наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 — вернуться в и.п. (естественный вдох).
3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 — наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 — плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад — в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).
5. И. П. – упор лёжа. 1 — упор присев (мощный выдох). 2 — толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 — подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 — подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.

Комплекс №2
1. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 — Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить «с-с». Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 — Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 — повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук «м-м». Повторить 4-5 раз.
3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 — поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 — руки опустить вниз.
3 — плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 — вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук «ф-ф». Повторить 3-4 раза.
4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 — поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 — медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук «с-с». Повторить 4-5 раз.
5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 — поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 — медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 — медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить «у-у-ух» до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 — руки с мячом к груди (вдох). 3-4 — толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха «б-р-у-ух». Сделать 5-6 бросков.
7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 — руки вверх за голову (вдох). 3-4 — бросок мяча вперёд с громким произнесением «ж-ж-о-х». Повторить 5-6 раз.
8. Ходьба на месте — 1 минута.
9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

Комплекс №3
1. И. П. – основная стойка. 1 — руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 — руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: «м-м-м». Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 — руки вперёд (вдох). 2-3 — наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: «з-з-з». Повторить 3-4 раза.
3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.
1 — вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: «у-х-х-х». 2 — вернуться в и.п. – вдох. 3 — наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: «у-х-х-х». 4 — и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 — вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: «п-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 — вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) — выдох. 2 — вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: «б-а-х-х». Повторить 3-4 раза.
6. И. П. – основная стойка. 1 — подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 — вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: «ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.
7. И. П. – основная стойка. 1 — руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 — медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: «о-х-х-х». Повторить 8-10 раз.
8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос — 1,5 минуты.
9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос — 1 минута.
10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 — руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 — медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 — вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: «ф-ф-ф».
Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.

Читайте также:  Что лучше при аллергии астме

Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:
1) Упражнение «Маятник»
И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 — ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 — вернуться в и.п. – выдох.
2) Упражнение «Тачка»
И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.
Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.
Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.
Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

источник

Физические упражнения, применяемые при бронхиальной астме у детей, воздействуя через нервную систему, способствуют нормализации деятельности дыхательного аппарата, снимают доминантный кортиковисцеральный рефлекс, оказывают психотерапевтическое действие, повышают нервный тонус больного. Важное значение в регуляции функциональных систем при выполнении физических упражнений имеет гормонально-гуморальный механизм. Во время выполнения физических упражнений происходит естественная стимуляция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. В результате этого увеличивается выброс в кровь глюкокортикоидов, что обеспечивает нормальную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, водно-электролитного баланса и повышает уровень свободных аминокислот, необходимых для синтеза биоферментов .

Учитывая психотерапевтическое воздействие самой процедуры лечебной гимнастики на больного бронхиальной астмой, при ее проведении обращают особое внимание на повышение положительной эмоциональной окраски, что достигается подбором упражнений с элементами легких спортивных игр.

Комплекс лечебной гимнастики строится по тем же принципам, что и для взрослых, в него входят общеразвивающие и специальные упражнения, которыми являются дыхательные упражнения. Занятия следует начинать с обучения больного правильному дыханию через нос. Для уменьшения спазма гладких мышц бронхов применяют специальные упражнения, расслабляющие мышцы пояса верхних конечностей, рук, туловища, которые следует сочетать с полноценным выдохом, что значительно повышает их эффективность.

В процессе занятий ЛФК желательно проводить частую смену исходных положений для осуществления постурального дренажа и повышения эффективности опорожнения бронхов.

Для профилактики и ликвидации уже имеющегося ателектаза легких вводят специальные дыхательные упражнения с максимальным использованием вспомогательных мышц во время вдоха с целью его углубления. В результате улучшения дыхательной функции легких увеличивается не только просвет бронхов и бронхиол, но и количество раскрывшихся альвеол, что приводит к уменьшению физиологического мертвого пространства легких, создает условия для коллатерального дыхания, снижает гипоксию. Улучшение бронхиальной проходимости, равномерная вентиляция легких, повышение пластических свойств легких, укрепление дыхательных мышц являются профилактикой эмфиземы легких, образования бронхоэктазов, возникновения повторных заболеваний. Повышение крово- и лимфообращения в легочной ткани способствует предупреждению развития пневмосклероза и других дегенеративных изменений в легких и бронхах.

1. Дети должны заниматься дома 2 раза в день (утром и вечером) не ранее чем через час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Продолжительность занятия 10-15 минут.

2. Комнату перед занятием необходимо проветрить, температура воздуха 10-18°.

3. Одежда не должна стеснять движений ребенка (трусы и майка).

4. Все упражнения выполняются без напряжения, в медленном темпе без

задержки дыхания, добиваться полного удлиненного выдоха.

5. Во время выполнения дыхательных упражнений нельзя допускать

чрезмерно усиленного вдоха и выдоха. Необходимо делать неглубокое, спокойное вдыхание через нос, а выдох через рот. Кроме того, следует регулировать правильную работу диафрагмы, при выдохе втягивать живот.

6. Во время выполнения дыхательной гимнастики с произношением на выдохе гласных и согласных букв надо также следить за правильностью дыхания. Важно добиваться постепенного увеличения продолжительности времени произношения букв до 30-40 секунд. В процессе выполнения указанных упражнений улучшается работа диафрагмы и заметно возрастает жизненная емкость легких.

7. Рекомендуется пребывание на свежем воздухе в любое время года. Про-

гулки проводятся в медленном темпе, с остановками для отдыха и обязательной тренировкой дыхания: 2-3 шага — вдох, 4-5 шагов – выдох и т. д.

8. Кроме лечебной гимнастики необходимы занятия спортивными упражнениями (плавание, лыжи, туризм, коньки, велосипед).

9. Большое значение имеет закаливание: прогулки на свежем воздухе, воздушные ванны. Воздушные ванны начинать с температуры не ниже 20-22° с 10 минут и довести до 1-2 часов. Закаливание водой: систематическое обливание ног перед сном водой (30-28°), с постепенным понижением температуры до 18°, обтирание тела водой (температура 37-35°, с понижением ее до 20-18°).

10. Полезно купание в реке при температуре не ниже 22° с понижением температуры до 18°.

11. От приема солнечных ванн до полного выздоровления следует отказаться.

Дозированная ходьба и прогулки являются важными средствами ЛФК в лечении бронхиальной астмы.

Методические указания к применению ЛФК в поликлинике

1. Курс лечения в поликлинике 6-8 месяцев с посещением 3 раза в неделю.

2. Помимо занятий в поликлинике дети должны заниматься дома 2 раза в день по 10-15 минут (утром и вечером) под наблюдением родителей.

3.В межприступный период по разрешению лечащего врача дети могут заниматься спортивными упражнениями (плавание, туризм, лыжи, коньки).

4. Врач должен ознакомить родителей с особенностями режима дня, питания, закаливания.

5. Из зала лечебной физкультуры должны быть удалены все предметы, которые могут быть источниками пыли или запаха (ковры, картины, мебель). Использование зала лечебной физкультуры в других целях запрещается.

6. Необходима влажная уборка зала после каждого занятия. Температура помещения 16-18°С.

7. Комплектуются группы по возрасту 3-6 лет, 7-14 лет до 10 человек в группе.

8. Инструктор следит во время занятий за каждым ребенком.

9. Обязателен врачебный контроль за занятиями (измерение пульса, дыхания, температуры до и после нагрузки).

10. Лечебная физкультура должна сочетаться с другими гигиеническими и лечебными мероприятиями.

В режиме дня большое значение следует придавать прогулкам перед сном, которые благоприятно действуют на ЦНС, улучшают сон.

Весь курс ЛФК при бронхиальной астме условно делят на три периода: вводный, основной (тренировочный) и заключительный. В вводный период происходит мобилизация нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В этот период применяются простейшие упражнения с небольшой нагрузкой, дозированная ходьба. Проводят 8-10 занятий. В основном периоде применяют специальные упражнения, направленные на удлинение выдоха, повышение тонуса дыхательных мышц, улучшение дренажной функции бронхов, укрепление вспомогательных дыхательных мышц. Этот период длится с перерывами 6-7 месяцев (80-100 занятий), рассчитан на тренировку организма с использованием дыхательных, общеукрепляющих упражнений, терренкура.

Больным с легко протекающей бронхиальной астмой в межприступный период занятия можно назначать через день или каждый день по 10-15 упражнений в течение 20-30 минут. При средней тяжести количество упражнений уменьшается до 8-10 на протяжении 15-20 минут. При развитии осложнений (эмфизема легких, легочное сердце, пневмосклероз) количество упражнений снижают до 6-8. При тяжелых формах бронхиальной астмы комплекс упражнений подбирается индивидуально. Эти упражнения направлены на укрепление мышц диафрагмы, межреберных, пояса верхних конечностей. Упражнения выполняются в медленном темпе (4-5 раз в 1 минуту). Заключительный период используют для разучивания физических упражнений, рекомендуемых к последующему их применению в домашних условиях. Он рассчитан на 10-12 заня

Важным мероприятием является ходьба. Ее используют в виде прогулок и специальной тренировки. При отсутствии противопоказаний прогулки рекомендуется проводить ежедневно, в утренние и вечерние часы. Место для прогулки должно быть защищено от ветра. Продолжительность, расстояние прогулки, характер местности и общий режим должны устанавливаться врачом в зависимости от стадии заболевания и состояния больного. Больному нужно указать время прогулки, скорость движения, примерное количество остановок для отдыха.

Терренкур является следующим этапом тренировки после прогулки и применяется с целью расширения функционального приспособления организма больного к физической нагрузке (ходьбе). Под терренкуром понимают тренировку, строго дозированную в отношении расстояния и времени, а также строго дозированную ходьбу по пересеченной местности с подъемами. Тренировка в виде ходьбы строится ежедневно (если нет противопоказаний) таким образом, чтобы больной с каждым днем проходил все больше расстояния с последовательным ускорением темпа движения и уменьшением количества остановок по мере адаптации организма больного к движению.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

1. «Трубач». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

2. «Каша кипит». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.

3.«На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

4. «Партизаны». Стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба: высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох; на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е». Повторять 1,5 мин.

5. «Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длинным выдохом и произношением звука «с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

6. «Регулировщик».Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р». Повторить 4-5 раз.

7. «Летят мячи». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, произнести при выдохе длинное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

8.«Лыжник».Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м-м». Повторять 1,5-2 мин.

9. «Маятник». Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – выдох с произношением звука «т-у-у-х-х-х». Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

10. «Гуси летят». Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны, на выдох – опускать вниз с произношением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1-2 мин.

Большим успехом у детей дошкольного возраста пользуются так называемые двигательные рассказы: «иду на охоту», «шаловливый зайка», «паровозики».

Примером эмоциональной игры, способствующей постановке правильного дыхания, удлиненного выдоха, может служить игра с перышками (дуть снизу, поддерживая все время в воздухе), с выдуванием воздуха через стеклянные трубочки в сосуд с водой и надувание мыльных пузырей и др.

Наибольшую ценность в системе гимнастики йогов имеет хатха-йога, в которую включены: физические упражнения — различные статические положения тела — асаны (позы), по-видимому, по механизму моторно-висцеральных рефлексов, благоприятно влияющие на органы и системы организма, и специальные дыхательные упражнения — пранайама, избирательно воздействующие на фазы дыхательного цикла и способствующие повышению толерантности организма к гипоксемии. Функционально оправданы и выгодны определенные сочетания асан и пранайамы.

Эти упражнения с общеоздоровительной целью могут выполнять люди от 6 до 65 лет. Но желательно начинать занятия в детском возрасте, когда эластичность связочного аппарата и гибкость суставов оптимальные.

Упражнения надо делать в хорошо проветриваемом помещении, на голодный желудок. Общая продолжительность занятий (от 15 до 45 минут) должна возрастать постепенно. Все упражнения нужно выполнять при замедленном ритмичном (полном) дыхании с активным вдохом и выдохом; дышать жела

тельно через нос. Каждое упражнение необходимо повторять от 3 до 5 раз. В период обострения болезни показаны лишь дыхательные упражнения. Для выполнения пранайамы наилучшие позы «лотоса», «полулотоса» или «портного».

ПРАНАЙАМА. В йоге различают 4 главные разновидности дыхания: верхнее (верхнегрудное), среднее (нижнегрудное), нижнее (диафрагмальное) и полное. Оптимальным считается полное дыхание. Полное дыхание (сидя в позе лотоса или портного), голова слегка опущена, глаза закрыты. После выдоха, медленно вдыхая через нос, совершать волнообразные движения живота и грудной клетки: живот выпячивается, нижние отделы грудной клетки расширяются в стороны, верхние отделы поднимаются вверх и вперед. Выдох выполняется в обратной последовательности. Выдох в 1,5-2 раза длиннее вдоха. Все движения совершаются непрерывно и плавно. Дышать следует через нос. Повторить не менее 3-х раз.

Дополнительные дыхательные упражнения:

Дыхание через правую ноздрю. И.п. — сидя в позе лотоса. Прижать левую ноздрю правым мизинцем и сделать подряд 4 полных дыхания. Повторить 4 раза.

Дыхание через левую ноздрю. Выполняется как предыдущее (прижать правую ноздрю правым большим пальцем).

Ритмичное дыхание на ходу. После полного выдоха сделать полный вдох в такт шагам на счет (в уме) 1,2,3,4. Выдох должен быть в 1,5-2 раза дольше. Упражнение выполняется без напряжения, вначале в течение 2-3 минут, постепенно время выполнения удлиняется до 15-30 минут. Вдох постепенно растягивается на 6-8 шагов, выдох — 12-16 шагов.

Вводное — «качалка». И.п. — сесть на подстилку, поджать ноги к груди, не отрывая ступней от пола. Обхватить ноги руками ниже колен, согнуть шею, прижать подбородок к груди, качнуться вперед и назад на позвоночнике. Вернуться в и.п., подражая движениям кресло-качалки. Дыхание произвольное.

Читайте также:  Бронхиальная астма профессиональная инвалидность

«Кобра». И.п. — лечь на живот, положить ладони по обе стороны груди, поджать локти. Ноги выпрямлены, сведены вместе, носки вытянуты. Сделать вдох, упереться на ладони и прогнуться в пояснице, приподнимая верхнюю часть туловища. Нижняя часть тела и таз остаются прижатыми к полу. Голову откинуть назад, смотреть вверх. Задержать максимально долго дыхание, медленно выдохнуть. Вернуться в и.п.

«Лук». И.п. — лечь на живот, поднять согнутые в коленях ноги, взяться руками за лодыжки. Сделать глубокий вдох и потянуть обе ноги вверх, выгибая спину. Оставаясь в таком положении, задержать дыхание, на выдохе медленно опустить ноги.

«Складной нож». И.п. — на спине, ноги вытянуты. Глубоко вдохнуть и поднять правую ногу. Обеими руками прижать колено к животу, задержав дыхание. Положить руки по сторонам туловища. Вытянуть ногу и на выдохе опустить ее. Сделать такое же движение другой ногой, затем обеими ногами вместе.

В Китае широко практикуется цигун-терапия — система укрепления здоровья и лечения заболеваний. «Ци» в переводе означает «воздух», традиционная китайская медицина полагает, что «истинная ци» в человеческом теле является побудительной силой его жизнедеятельности. «Гун» — это метод укрепления «ци».

Выделяют 3 вида Цигуна: неподвижный, подвижный, подвижно-неподвижный. Они включают в себя тренировку ума, дыхания и положения. Тренировка ума требует концентрации мысли на одном объекте, приводя кору головного мозга в особое заторможенное состояние. Дыхательные упражнения включают в себя выдох, вдох, глубокий выдох, быстрое короткое дыхание, придыхание со звуком, задержку дыхания. Тренировка поз включает принятие телом различных положений, которые грубо делятся на 6 видов: ходьба, стояние, сидение, лежание, стояние на коленях, массирование. Упражнения проводятся согласно движению энергии по 12 меридианам (специальная система, которая соединяет поверхность тела с внутренними органами и верхнюю часть тела с нижней, и связывает все твердые и полые органы).

Релаксационные и неподвижные упражнения (позы) обусловливают действие коры головного мозга по регулированию и восстановлению функций внутренних органов. После упражнений увеличивается содержание пролактина, т.е. активность дофамина как центрального медиатора снижается (возникает ощущение расслабления и покоя). Дыхательные упражнения регулируют функцию вегетативной нервной системы. При занятиях исчезают патологические очаги возбуждения в коре.

Начальные виды цигун-терапии разделяют на три: расслабление и успокоение в положении стоя, медленное выдыхание и вдыхание, три открытия и закрытия. Заключительные виды те же самые, но последовательность обратная.

Примеры: Расслабленный и неподвижный вид стоя включает в себя 18 стадий: стояние на плоских ступнях, сгибание коленей, расслабление бедер, округление промежности, подтягивание ануса, втягивание живота, опускание локтей поддержание подмышек пустыми, подбирание груди, вытягивание спины, опускание плеч, расслабление кистей, расслабление талии, подвешивание головы, сцепление щек, закрывание глаз, смыкание губ и прикосновение языка к верхнему небу.

Три глубоких выдоха и вдоха регулируют торможение и возбуждение вегетативных центров. Три открытия и закрытия «Ци»: открытие означает выдох, при котором брюшная полость расширяется; закрытие означает вдох (брюшная полость сжимается). При этом необходимо умственное сосредоточение на животе.

В системе Цигун имеется 6 видов дыхательных упражнений: выдох, вдох, глубокий выдох, задержка дыхания, короткое быстрое дыхание и придыхание (со звуком).

Выдох и вдох относятся к «нормальному дыханию» при условии успокоения. Глубокое дыхание — глубокий выдох через рот, который следует за соответствующим или менее глубоким вдохом. «Задержка дыхания» выбирается как метод дальнейшего углубления дыхания. «Короткое быстрое дыхание» — вдохи и выдохи через нос, это «дыхание ветра». К способам регулирования дыхания относится брюшное дыхание, ритмическое дыхание.

Методы дыхательной гимнастики, используемые в цигун-терапии нашли широкое применение в лечебной физкультуре, имеют обоснование с биологической, медицинской точки зрения. Положительной стороной является возможность использования у лиц различного возраста, с различной степенью подготовленности, с хроническими заболеваниями.

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ (1974)

«Гимнастика вдоха» была предложена автором для лечения болезней, связанных с потерей голоса. Позднее этот метод она стала использовать для лечения и профилактики многих заболеваний. («У нашей гимнастики нет противопоказаний. Наоборот, чем хуже ваше самочувствие, тем нужнее вам тренировка вдоха») . Для тренировки дыхательной мускулатуры предлагается создавать определенное сопротивление движениями, сжимающими грудную клетку.

При выполнении упражнений рекомендуется:

n сосредоточить все внимание только на вдохе;

n вдох обязательно должен быть шумным, коротким, активным;

n вдох должен быть небольшим по объему;

n внимание на выдохе не фиксируется, губы трубочкой не сжимаются.

Во время выполнения упражнений необходимо думать только о вдохе и следить за синхронностью вдоха и движения, за ритмом (вдох каждую секунду, вдыхать надо столько воздуха, сколько вдыхается само собой). Начинать надо данную гимнастику с 8 вдохов подряд, затем пауза. Нагрузка при этом увеличивается. Основная единица — 32 вдоха за 28-30 секунд. Пауза между вдохами от 1 до 5 секунд.

При выполнении упражнений не следует брать слишком быстрый темп. Движения подряд по 16, 332, 64 вдоха не следует делать ранее 8, 10 или 12 занятия. Начинать можно из исходного положения лежа, сидя, затем переходить в положение стоя, в ходьбе. Лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы рекомендуется начать с 600 вдохов за урок, затем увеличить до 800, 1000, 1200. После 4-5 уроков рекомендуется делать 2000 вдохов. Певцам, актерам, педагогам полезно тренировать вдох не только носом, но и ртом. Детям рекомендуется урок превратить в игру, добавить музыкальное сопровождение.

И.п. стоя. ноги слегка расширены, туловище выпрямлено, руки горизонтально –согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки правая кисть касается левого плеча (активный шумный вдох, воздуха захватить немного), левая кисть касается правого плеча (вдох) 8 раз подряд. повторить 24 раза в первый день. О выдохе не думать
И. п. стоя, руки скрестить на груди Приседание (короткий шумный вдох) 8 раз подряд, повторить 24 раза
И. п. стоя, руки на уровне плеч и разведены в стороны Приседание со скрещиванием рук на груди (вдох) 8 раз подряд, пауза – 1-5 секунд.. Повторить 24 раза
И.п. стоя, одна нога впереди другой. Перенос тела с одной ноги на другую с охватыванием грудной клетки руками (вдох) 8 раз подряд, пауза 1-5 секунд. Повторить 24 раза.
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты и согнуты в локтях. Наклон туловища вперед, руки соединить (вдох), разогнуться, (выдох) 8 раз. «беру дыхание в спину» Повторить 24 раза.
И.п. стоя, ноги на ширине плеч. Наклон туловища вперед, руки резко скрестить (вдох), наклон назад, руки резко скрестить (вдох) 8 раз, вводится не ранее 12-16 занятия.

Данная методика направлена на тренировку прежде всего дыхательных мышц, грудной клетки. При этом происходит воздействие и на весь организм: стимуляция ЦНС и всего организма, тренировка сердечно-сосудистой системы. К сожалению, в настоящее время не разработаны подходы к занятиям данной гимнастикой при различных заболеваниях. Проведение процедуры вызывает быстрое утомление. При обструктивных изменениях легочной ткани могут возникать осложнения в виде легочных кровотечений.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 2308 . Нарушение авторских прав

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Читайте также:  Бронхиальной астме как от него избавится

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в грудной клетке.

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от хронического бронхита является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема легких, за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием к врачу ЛФК, который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

источник