Меню Рубрики

Лфк при астме список литературы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:

«КИНЕЗОТЕРАПИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ»

Аллергология [Текст] : клин. рек. / гл. ред. Р. М. Хаитов, Н. И. Ильина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 228 с. — Библиогр. в конце глав. — Предм. указ.: с. 227.

Издание содержит клинические рекомендации по наиболее распространенным аллергическим заболеваниям и синдромам, подготовленные Российской ассоциацией аллергологов и клинических иммунологов. Клинические рекомендации включают алгоритмы действия врача по диагностике, лечению, профилактике и реабилитации и позволяют врачу быстро применить наиболее обоснованные клинические решения. Предназначено аллергологам, клиническим иммунологам, терапевтам, студентам старших курсов медицинских вузов.

Дубровский, В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль : учеб. для студ. мед. вузов [Текст] / В. И. Дубровский. — М. : МИА, 2006. — 598 с. : ил. — Библиогр.: с. 569-572.

В учебнике приведены современные данные о врачебном контроле над спортсменами и лицами разного возраста и пола, занимающимися оздоровительной физкультурой. Описаны средства реабилитации и профилактики возникновения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Впервые описан врачебный контроль над инвалидами-спортсменами, а также особенности тренировок и питания спортсменов в зонах жаркого и влажного климата и др. вопросы. Рассмотрены основы лечебной физкультуры; показания и противопоказания к применению ЛФК. Приведены примерные комплексы лечебной гимнастики при различных заболеваниях. В разделе «Лечебный массаж» в краткой форме представлены основные сведения по данному вопросу. Для студентов медицинских вузов, а также спортивных врачей, реабилитологов, физиотерапевтов, методистов, инструкторов ЛФК и других специалистов.

Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб. пособие / В. А. Епифанов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 568 с. : ил. — Библиогр.: с. 564-567 (40 назв.).

В учебном пособии изложена методика лечебной физической культуры (ЛФК) при заболеваниях внутренних органов, суставов и нарушениях обмена веществ; в травматологии, хирургии и ортопедии; при заболеваниях и повреждениях нервной системы; рассмотрены особенности ЛФК при заболеваниях детей, а также особенности занятий физическими упражнениями с отдельными контингентами населения (специальными медицинскими группами в школах и вузах, лицами среднего и пожилого возраста, беременными). В начале каждого раздела дается представление о болезни, ее этиологии (причинах) и патогенезе (механизмах развития), клинической картине и течении. Для аспирантов, инструкторов лечебной физической культуры, студентов высших учебных заведений, врачей и больных.

Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж [Текст] : учеб. / В. А. Епифанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 528 с. : ил. — Библиогр.: с. 521-522.

В учебнике представлены основные механизмы влияния различных средств лечебной физкультуры и массажа на организм больного, классификация физических упражнений. Выделены показания и противопоказания к применению физических упражнений и массажа, а также частные методики лечебной гимнастики при той или иной патологии, даны методические рекомендации. Механизмы влияния средств лечебной физкультуры на органы и системы представлены схемами и таблицами. Раздел, посвященный массажу, представлен обоснованием применения массажа при различных заболеваниях, травматических повреждениях. Выделены основные виды массажа, классификация его приемов. Определены показания и противопоказания к применению массажа, сочетание приемов лечебного, рефлекторно-сегментарного и точечного массажа. Описаны приемы массажа при заболеваниях отдельных органов и систем. Издание предназначено учащимся медицинских училищ и колледжей.

Ибатов, А. Д. Основы реабилитологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Д. Ибатов, С. В. Пушкина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 160 с. : ил. — Прил.: с. 148-153.

Вопросы реабилитации больных занимают важное место в современной медицине, они охватывают не только медицинские, но и социальные и психологические проблемы. Большое значение в восстановительном лечении занимает работа сестринского медицинского персонала. Реабилитология преподается на факультетах Высшего сестринского образования медицинских вузов страны, это и обусловило необходимость выпуска данного пособия. Учебник написан в соответствии с программой по реабилитологии для студентов медицинских вузов по специальности 040600 «Сестринское дело» и основан на опыте преподавания данной дисциплины на факультете высшего сестринского образования Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Пособие включает в себя общие вопросы реабилитации, вопросы физиотерапии, санаторно-курортного отбора и лечения, лечебной физкультуры, массажа и принципы реабилитации при патологии внутренних органов. Книга предназначена для студентов медицинских вузов.

Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : практ. пособие / Г. В. Каштанова [и др.] ; под общ. ред. Г. В. Каштановой. — М. : АРКТИ, 2006. — 101 с. : табл. — (Развитие и воспитание). — Библиогр.: с. 98.

Практическое пособие содержит рекомендации по профилактике заболеваний пищеварительной системы, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушений обмена веществ и реабилитации детей дошкольного и младшего школьного возраста с такой патологией. Даются подробные описания комплексов соответствующей лечебной гимнастики, которые могут быть использованы на занятиях в образовательном учреждении и в домашних условиях. Пособие адресовано врачам-педиатрам, врачам и инструкторам лечебной физкультуры, а также воспитателям, организаторам физического воспитания, родителям.

Малявин, А. Г. Респираторная медицинская реабилитация [Текст] : практ. рук. для врачей / А. Г. Малявин. — М. : Практ. медицина, 2006. — 416 с. — Библиогр.: с. 413-415.

В руководстве систематизированы сведения о возможностях медицинской реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания. Материал изложен таким образом, чтобы помочь практическим врачам четко ориентироваться в этой области и обеспечить максимально полное восстановление на всех этапах медицинской реабилитации. Представлена подробная информация о методиках респираторной реабилитации, в том числе о применении постоянных и переменных токов, электромагнитных волн, светолечения, механических воздействий, бальнео- и климатотерапии, респираторной физиотерапии, ЛФК и др. Возможности этих методик оценены с точки зрения доказательной медицины, а также представлены наиболее адекватные реабилитационные комплексы как с позиций синдромно-патогенетического подхода, так и с нозологических позиций. Для терапевтов, пульмонологов, торакальных хирургов, специалистов в области медицинской реабилитации и других врачей.

Наглядная пульмонология [Текст] : учеб. пособие / Д. Уорд [и др.] ; пер. с англ. под ред. С. И. Овчаренко. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 112 с. : ил. — Указ.: с. 106-109.

Учебное пособие включает в себя данные фундаментальной науки и патофизиологии. Приводятся описания случаев некоторых заболеваний и состояний, рассмотрены все основные вопросы строения и функции дыхательной системы. Во второе издание пособия включены новые темы: физическая нагрузка, анамнез и обследование; расширена глава по пневмонии; дополнены и переработаны большинство глав и рисунков. Пособие будет полезно студентам-медикам, врачам и медицинским сестрам.

Пульмонология [Текст] : клин. рек. / гл. ред. А. Г. Чучалин ; Рос. респираторное о-во. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 226 с. — Библиогр. в конце глав. — Предм. указ.: с. 223-225.

Издание содержит клинические рекомендации по наиболее распространенным заболеваниям органов дыхания, подготовленные и рекомендованные Российским респираторным обществом. Клинические рекомендации включают действия врача по диагностике, лечению, профилактике и реабилитации. В сборник вошли, в частности, рекомендации по хронической обструктивной болезни легких, внебольничной пневмонии, обострению бронхиальной астмы, артериальной легочной гипертензии и др. Предназначено практикующим врачам — терапевтам, пульмонологам, студентам старших курсов медицинских вузов.

Респираторная медицина [Текст] : рук. : в 2 т. / под ред. А. Г. Чучалина ; Рос. респираторное о-во. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — Т. 1. — 800 с. : ил. — Библиогр. на CD. — Предм. указ.: с. 787-797. — Прил.: CD.

Впервые в истории российского здравоохранения вышло в свет двухтомное издание — «Респираторная медицина. Руководство». Оно составлено ведущими учеными страны, объединенными совместной работой в рамках Российского респираторного общества. Этот проект ученые разрабатывали в течение нескольких лет; они стремились проанализировать достижения в респираторной медицине, которые так стремительно накапливались в мировой практике в последние десять лет. В руководстве изложены как фундаментальные вопросы респираторной медицины (они представлены в первом томе), так и на высоком профессиональном уровне рассмотрены (преимущественно во втором томе) клинические аспекты патологии органов дыхания. Каждая глава руководства нашла свое отражение в лекциях академика РАМН А.Г.Чучалина (100 лекций, прочитанных в последние три года для молодых врачей, и они в формате DVD приложены к руководству). Приобретен уникальный опыт, когда каждое положение руководства находит отражение в соответствующей лекции. Монографический и лекционный материал изложен в модульной системе, аналогичной системе рекомендаций Европейского респираторного общества. Руководство рассчитано на широкий круг специалистов: терапевтов, пульмонологов, фтизиатров, онкологов и других специалистов. Большую пользу получат преподаватели, они свободно могут пользоваться слайдами, которых более десяти тысяч, анимационными фильмами, интервью с больными, страдающими заболеваниями органов дыхания.

Респираторная медицина [Текст] : рук. : в 2 т. / под ред. А. Г. Чучалина ; Рос. респираторное о-во. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — Т. 2. — 816 с. : ил. — Библиогр. на CD. — Предм. указ.: с. 803-814. — Прил.: CD.

Впервые в истории российского здравоохранения вышло в свет двухтомное издание — «Респираторная медицина. Руководство». Оно составлено ведущими учеными страны, объединенными совместной работой в рамках Российского респираторного общества. Этот проект ученые разрабатывали в течение нескольких лет; они стремились проанализировать достижения в респираторной медицине, которые так стремительно накапливались в мировой практике в последние десять лет. В руководстве изложены как фундаментальные вопросы респираторной медицины (они представлены в первом томе), так и на высоком профессиональном уровне рассмотрены (преимущественно во втором томе) клинические аспекты патологии органов дыхания. Каждая глава руководства нашла свое отражение в лекциях академика РАМН А. Г. Чучалина (100 лекций, прочитанных в последние три года для молодых врачей, и они в формате DVD приложены к руководству). Приобретен уникальный опыт, когда каждое положение руководства находит отражение в соответствующей лекции. Монографический и лекционный материал изложен в модульной системе, аналогичной системе рекомендаций Европейского респираторного общества. Руководство рассчитано на широкий круг специалистов: терапевтов, пульмонологов, фтизиатров, онкологов и других специалистов. Большую пользу получат преподаватели, они свободно могут пользоваться слайдами, которых более десяти тысяч, анимационными фильмами, интервью с больными, страдающими заболеваниями органов дыхания.

Руина, О. Бронхиальная астма: профилактика и методы лечения [Текст] / О. Руина. — М. : Центрполиграф, 2006. — 128 с. : ил. — (Семейный доктор).

Опытный врач I категории, кандидат медицинских наук О. В. Руина написала эту книгу для тех, кто страдает бронхиальной астмой. В книге говорится о причинах, способствующих появлению и развитию этого заболевания, о профилактике и способах его лечения, о том, как жить с диагнозом «бронхиальная астма» полноценной жизнью.

Физиотерапия [Текст] : учеб. пособие / Г. Ш. Гафиятуллина [и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 272 с. : ил. — (Б-ка врача-специалиста). — Библиогр.: с. 261.

В книге представлены основные разделы общей физиотерапии, рассмотрены биофизические основы лечебного действия различных физических факторов. Изложены методики применения, показания, противопоказания, а также приведены сведения о том, как подбирать параметры воздействия аппаратными и природными физическими факторами, чтобы повысить эффективность лечебного воздействия. Учебное пособие предназначено для физиотерапевтов, терапевтов, а также интернов и студентов, обучающихся в медицинских вузах.

Цой, А. Н. Бронхиальная астма: новые решения [Текст] / А. Н. Цой, В. В. Архипов ; А. Н. Цой, В. В. Архипов. — М. : МИА, 2007. — 320 с. : ил. — Библиогр. в конце глав.

В книге освещены современные подходы к диагностике и лечению бронхиальной астмы в свете положений Глобальной инициативы по бронхиальной астме (GINA). Даны комментарии и уточнения ко многим аспектам руководства, рассказывается о новых направлениях в терапии. Издание способствует адаптировать применение международного руководства GINA в условиях отечественной медицинской практики. Для пульмонологов, аллергологов, терапевтов, аспирантов, ординаторов.

Статьи из периодических изданий

Айрапетова, Н. С. Хроническая обструктивная болезнь легких: лечение, реабилитация, профилактика [Текст] / Н. С. Айрапетова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. — 2009. — № 2. — С. 49-53. — Библиогр.: с. 53 (11 назв.).

Алеманова, Г. Д. Влияние гипобарической гипоксической стимуляции на клинико-иммунологическую эффективность и нейрогуморальную регуляцию при бронхиальной астмы у детей и подростков на этапе реабилитации [Текст] / Г. Д. Алеманова // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2010. — № 4. — С. 22- 27. — Библиогр.: с. 27 (15 назв.).

Алеманова, Г. Д. Клинико-иммунологическая эффективность гипобарической гипоксии у детей, страдающих бронхиальной астмой [Текст] / Г. Д. Алеманова // Казанский медицинский журнал. — 2010. — № 2. — С. 176-179. — Библиогр.: с. 179 (12 назв.).

Алеманова, Г. Д. Прогнозирование эффективности гипобарической гипоксии у детей и подростков с бронхиальной астмой [Текст] / Г. Д. Алеманова // Российский вестник перинатологии и педиатрии . — 2010. — № Т. 55, № 3. — С. 61-66. — Библиогр.: с. 66 (16 назв.).

Арипов, Б. С. Экстракорпоральные методы гемокоррекции в терапии тяжелой бронхиальной астмы [Текст] / Б. С. Арипов, Р. Р. Солиев // Туберкулез и болезни легких. — 2010. — № 10. — С. 26-30.

Бабаханова, Б. Н. Метод высокочастотной осцилляции грудной клетки в лечении детей с респираторной патологией [Текст] / Б. Н. Бабаханова, И. К. Ашерова // Вопросы современной педиатрии. — 2010. — № 3. — С. 117-120. — Библиогр.: с. 120 (3 назв.).

Балаболкин, И. И. Современные подходы к терапии острой бронхиальной астмы у детей [Текст] / И. И. Балаболкин // Аллергология и иммунология в педиатрии. — 2010. — № 3. — С. 12-19. — Библиогр.: с. 19 (7 назв.).

Балаболкин, И. И. Терапия бронхиальной астмы у детей: современные подходы к лечению [Текст] / И. И. Балаболкин, В. А. Булгакова, Е. С. Тюменцева // Медицинский совет. — 2010. — № 1-2. — С. 34-39. — Библиогр.: с. 39 (12 назв.).

Бондарева, Г. П. Астматическая триада [Текст] / Г. П. Бондарева // Доктор ру. — 2010. — № 2. — С. 19-24. — Библиогр.: с. 23-24 (45 назв.).

Борукаева, И. Х. Комбинированный метод лечения с интервальной гипоксической тренировкой и энтеральной оксигенотерапией в реабилитации больных бронхиальной астмой [Текст] / И. Х. Борукаева // Вестник восстановительной медицины. — 2010. — № 4 (38). — С. 65-68. — Библиогр.: с. 68 (12 назв.).

Бронхиальная астма как фактор риска развития осложнений у больных хирургического профиля [Текст] / Ю. М. Морозов [и др.] // Хирург. — 2010. — № 8. — С. 29-33. — Библиогр.: с. 33 (12 назв.).

Булгакова, В. А. Профилактика и терапия острой респираторной инфекции у детей с бронхиальной астмой [Текст] / В. А. Булгакова, И. И. Балаболкин // Медицинский совет. — 2010. — № 5-6. — С. 23-27. — Библиогр.: с. 27 (5 назв.).

Читайте также:  Бронхиальная астма причины возникновения и симптомы

Григорьева, Н. Основные принципы физической реабилитации при ХОБЛ [Текст] / Н. Григорьева, А. Кузнецов, Е. Шарабрин // Врач. — 2010. — № 10. — С. 70-71. — Библиогр.: с. 71 (11 назв.).

Емельянов, А. В. Бронхиальная астма: как улучшить отдаленные результаты лечения? [Текст] / А. В. Емельянов, Г. Р. Сергеева // Consilium Medicum . — 2010. — № 3. — С. 80-84. — Библиогр.: с. 84 (28 назв.).

Емельянов, А. В. Характеристика взаимосвязи аллергического ринита и бронхиальной астмы [Текст] / А. В. Емельянов, Т. Е. Елизарова, Г. Р. Сергеева // Российский аллергологический журнал. — 2010. — № 5. — С. 75-81. — Библиогр.: с. 81 (40 назв.).

Есауленко, И. Э. Возможности лазеропунктуры и КВЧ-пунктуры в лечении больных бронхиальной астмой [Текст] / И. Э. Есауленко, А. В. Никитин, О. Л. Шаталова // Вестник восстановительной медицины. — 2009. — № 2. — С. 61-64. — Библиогр.: с. 64 (11 назв.).

Есауленко, И. Э. Применение лазеропунктуры больным бронхиальной астмой с сопутствующим хроническим риносинуситом [Текст] / И. Э. Есауленко, А. В. Никитин, О. Л. Шаталова // Вопросы курортологии, физиотерапии лечебной физической культуры. — 2009. — № 1. — С. 37-39. — Библиогр.: с. 39 (8 назв.).

Изменения микрогемоциркуляции слизистой оболочки бронхов у больных с бронхо-легочной патологией [Текст] / Н. Е. Чернеховская [и др.] // Вестник лимфологии. — 2010. — № 2. — С. 32-36. — Библиогр.: с. 35-36 (8 назв.).

Изменения фосфолипидных компонентов легочного сурфактанта и их коррекция при атопической бронхиальной астме у детей [Текст] / Р. М. Ларюшкина [и др.] // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2010. — № 4. — С. 16-21. — Библиогр.: с. 21 (7 назв.).

Кароли, Н. А. Особенности функционального состояния эндотелия у больных бронхиальной астмой в зависимости от типов циркадного ритма артериального давления [Текст] / Н. А. Кароли, А. А. Рощина, А. П. Ребров // Артериальная гипертензия. — 2010. — № 4. — С. 390-394. — Библиогр.: с. 394 (15 назв.).

Клиническое занчение исследования показателей иммунного ответа у детей с бронхиальной астмой [Текст] / М. С. Седова [и др.] // Медицинский совет. — 2010. — № 7-8. — С. 9.

Колесникова, Н. О. Оценка эффективности вращающегося импульсивного магнитного поля в комплексной терапии больных бронхиальной астмой [Текст] / Н. О. Колесникова, Н. А. Рондалева, А. А. Букина // Здравоохранение. — 2010. — № 11. — С. 171-173.

Краева, В. Бронхообструктивный синдром [Текст] / В. Краева // Врач. — 2010. — № 10. — С. 27-29. — Библиогр.: с. 29 (17 назв.).

Крючков, Н. А. Биологические модели IgE-зависимой бронхиальной астмы: методологические особенности и перспективы применения [Текст] / Н. А. Крючков, Ю. Н. Башкатова, М. Р. Хаитов // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2010. — № 7. — С. 22-28. — Библиогр.: с. 27-28 (51 назв.).

Крючков, Н. А. Патогенетические аспекты бронхиальной астмы [Текст] / Н. А. Крючков // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2010. — № 8. — С. 46-51. — Библиогр.: с. 49-51 (81 назв.).

Кузнецова, Н. Р. Влияние кинезотерапии на физическое состояние больных бронхиальной астмой [Текст] / Н. Р. Кузнецова, М. А. Куценко // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 2008. — № 5. — С. 20-23. — Библиогр.: с. 23 (19 назв.).

Лукина, О. Ф. Современные методы исследования функции внешнего дыхания у детей с бронхиальной астмой [Текст] / О. Ф. Лукина // Аллергология и иммунология в педиатрии. — 2009. — № 3. — С. 14-19. — Библиогр.: с. 19 (11 назв.).

Медалиева, Р. Х. Аппаратное снижение концентрации аллергенов в зоне дыхания — новая методика немедикаментозного лечения больных тяжелой бронхиальной астмой [Текст] / Р. Х. Медалиева // Пульмонология. — 2010. — № 4. — С. 111-114. — Библиогр.: с. 113-114 (21 назв.).

Метод измерения сопротивления дыхательных путей у детей дошкольного возраста, основанный на технике кратковременного прерывания потока [Текст] / Н. В. Малюжинская [и др.] // Вопросы современной педиатрии. — 2010. — № 5. — С. 30-34. — Библиогр.: с. 34 (20 назв.).

Молчанова, Л. Ф. Оценка социально-экономической эффективности лечения больных бронхиальной астмой в амбулаторно-поликлинических условиях [Текст] / Л. Ф. Молчанова, И. В. Жукова // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2010. — № 4. — С. 76-79. — Библиогр.: с. 79 (8 назв.).

Овчаренко, С. И. Что может улучшить контроль течения бронхиальной астмы [Текст] / С. И. Овчаренко, М. Н. Акудова, А. Б. Смулевич // Consilium Medicum . — 2010. — № 3. — С. 62-67. — Библиогр.: с. 66-67 (23 назв.).

Огородова, Л. М. Оценка эффективности ведения больных бронхиальной астмой на уровне первичного звена здравоохранения [Текст] / Л. М. Огородова, О. С. Кобякова, Л. В. Абашина // Пульмонология. — 2010. — № 3. — С. 39-45. — Библиогр.: с. 43-45 (10 назв.).

Опыт применения бронхофонографии в диагностике бронхиальной астмы [Текст] / А. А. Гусейнов [и др.] // Вестник новых медицинских техологий. — 2009. — № 4. — С. 133-135. — Библиогр.: с. 135 (10 назв.).

Показатели контроля бронхиальной астмы у больных с холодной гиперреактивностью бронхов [Текст] / В. П. Колосов [и др.] // Пульмонология. — 2010. — № 3. — С. 53-56. — Библиогр.: с. 56 (15 назв.).

Порахотько, Н. А. Патогенетические особенности хронической обструктивной болезни легких и бронхиальной астмы [Текст] / Н. А. Порахотько, И. М. Лаптева // Пульмонология. — 2010. — № 3. — С. 120-123. — Библиогр.: с. 122-123 (33 назв.).

Проблема выбора технологий реабилитационно-восстановительного лечения [Текст] / И. В. Духанина [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. — 2009. — № 6. — С. 50-52. — Библиогр.: с. 52 (5 назв.).

Пыцкий, В. И. Причины и механизмы ремоделирования органов при болезнях почек, сердечно-сосудистой системы и бронхиальной астме [Текст] / В. И. Пыцкий // Журнал Сердечная Недостаточность. — 2010. — № 4. — С. 249-254. — Библиогр.: с. 254 (23 назв.).

Расстройства аффективного спектра при бронхиальной астме и их терапевтическая коррекция [Текст] / В. Н. Краснов [и др.] // Доктор ру. — 2010. — № 4. — С. 34-38. — Библиогр.: с. 38 (10 назв.).

Рахимова, Д. А. Методы немедикаментозной терапии в коррекции оксидативного стресса и тканевой гипоксии у больных бронхиальной астмой, осложненной легочной гипертезией [Текст] / Д. А. Рахимова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. — 2010. — № 6. — С. 9-12. — Библиогр.: с. 12 (11 назв.).

Респираторная инфекция и роль сывороточных биомаркеров при обострении атопической бронхиальной астмы [Текст] / Г. Э. Хаптхаева [и др.] // Пульмонология. — 2010. — № 3. — С. 46-52. — Библиогр.: с. 51-52 (45 назв.).

Савельева, М. И. Физические нагрузки, спорт и гиперреактивность бронхов [Текст] / М. И. Савельева, А. Н. Цой // Consilium medicum. — 2009. — № 3. — С. 37-44. — Библиогр.: с. 44 (21 назв.).

Симонова, О. И. Место кинезитерапии в базисном лечении хронических неспецифических заболеваний легких у детей: новые методики, ошибки и трудности [Текст] / О. И. Симонова // Вопросы современной педиатрии. — 2010. — № 4. — С. 143-146. — Библиогр.: с. 146 (14 назв.).

Смирнова, И. Н. Аэрозольтерапия минеральными водами в лечении больных хроническим бронхитом и бронхиальной астмой [Текст] / И. Н. Смирнова, Т. Н. Зарипова, И. И. Антипова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. — 2010. — № 3. — С. 18-22. — Библиогр.: с. 22 (6 назв.).

Современная классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей [Текст] // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2010. — № 4. — С. 6-15. — Библиогр.: с. 14 (4 назв.).

Сомов, Д. А. Применение лечебной физкультуры при острых пневмониях [Текст] / Д. А. Сомов, И. Н. Макарова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. — 2009. — № 2. — С. 45-49. — Библиогр.: с. 48 (63 назв.).

Титова, Л. А. Сравнительная оценка клинической эффективности применения местного и системного низкоинтенсивного лазерного излучения в комплексной терапии больных бронхиальной астмой на фоне гормональных нарушений [Текст] / Л. А. Титова, А. В. Никитин //Вестник новых медицинских технологий. — 2009. — № 4. — С. 217-219. — Библиогр.: с. 219 (4 назв.).

Федосеев, Г. Б. «Многоликая» бронхиальная астма [Текст] / Г. Б. Федосеев, В. И. Трофимов // Российский аллергологический журнал. — 2010. — № 1. — С. 40-52 . — Библиогр.: с. 50-52 (64 назв.).

Фридман, И. Л. Влияние тендерных различий на особенности течения бронхиальной астмы [Текст] / И. Л. Фридман // Казанский медицинский журнал. — 2010. — № 5. — С. 603-606. — Библиогр.: 606 (2 назв.).

Фридман, И. Л. Зависимость различных аспектов качества жизни больных бронхиальной астмой от социальных, клинических, лабораторных, функциональных показателей [Текст] / И. Л. Фридман, Е. В. Сухова // Пульмонология. — 2010. — № 5. — С. 90-93 . — Библиогр.: с. 93 (8 назв.).

Халикназарова, Р. М. Особенности течения и лечения бронхиальной астмы в зависимости от статуса курения [Текст] / Р. М. Халикназарова // Туберкулез и болезни легких. — 2010. — № 12. — С. 63-66. — Библиогр.: с. 66 (13 назв.).

Шмелева, Н. М. Сочетание ХОБЛ и астмы. Особенности диагностики и лечения в амбулаторных условиях [Текст] / Н. М. Шмелева, О. А. Пешкова, Е. И. Шмелев // Лечащий врач. — 2010. — № 9. — С. 19-22. — Библиогр.: с. 22 (7 назв.).

Экспертиза качества диагностики бронхиальной астмы в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях [Текст] / В. В. Мещеряков [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2010. — № 5. — С. 48-50. — Библиогр.: с. 50 (11 назв.).

Экспрессия цитокинов в конденсате выдыхаемого воздуха и ее взаимосвязь с клинико-функциональными показателями бронхиальной астмы [Текст] / И. Д. Дугарова [и др.] // Пульмонология. — 2010. — № 3. — С. 57-61. — Библиогр.: с. 61 (15 назв.).

Эффективность наблюдения врачом-аллергологом детей с бронхиальной астмой с оценкой их качества жизни [Текст] / Н. А. Ильенкова [и др.] // Вопросы современной педиатрии. — 2010. — № 4. — С. 168-170. — Библиогр.: с. 170 (6 назв.).

Эффективность стратегий достижения и поддержания контроля над бронхиальной астмой в условиях реальной клинической практики: данные многоцентрового исследования СТРЕЛА-АСТ [Текст] / Е. С. Куликов [и др.] // Пульмонология. — 2010. — № 1. — С. 80-86. — Библиогр.: с. 86 (13 назв.).

источник

  • Сулагаева Карина Андреевна , студент
  • Мифтахов Алмаз Фаридович , магистр, доцент, старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал)
  • ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ
  • БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
  • АСТМА
  • ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Для человечества важнейшей и актуальной темой в современном мире остаётся сохранение и укрепление своего здоровья, но многие люди не понимают этого, пока не заболеют, поэтому либо нужно с самого начало сохранять и укреплять своё здоровье, либо своевременно начать лечение.

Так, с помощью лечебной физической культуры можно одолеть множество заболеваний в организме. И заболевание, которое мы будем рассматривать далее, страдают от малого до великого, но есть интересный факт, что среди детей этой болезнью болеют чаще мальчики, чем девочки. Ряд исследований считает, что дыхательные пути у мальчиков короче, чем у девочек, и это способствует увеличению риска развития свистящего дыхания после перенесенной простуды и вирусного заболевания. Хотя после 20 лет это разница практически исчезает, но потом после 40 лет статистика уже меняется и чаще эта болезнь развивается у женщин.
Нам кажется, что все поняли про какую болезнь шла речь, после таких интересных и познавательных фактов? Нет!? Тогда мы вам раскрываем «маленькую тайну», мы говорили про бронхиальную астму.

Бронхиальная астма – тяжелое хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в основном аллергической природы. Для бронхиальной астмы характерны эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Все эти симптомы появляются в большей степени после контакта с аллергеном, сезонной изменчивостью и наличием родственников с бронхиальной астмой. Болезнь может проявлять себя либо только в определённое время или сезон, чаще всего весной, так как в воздухе идёт увеличение уровня определённых аэроаллергенов (например, пыльца разных трав, берёзы и амброзии), либо проявлять себя постоянно, но с сезонными ухудшениями.

Курс лечебной физической культуры при бронхиальной астме относительно делят на два периода:

  • подготовительный период – проходит в стационаре и его продолжительность примерно около 2-3-х недель;
  • тренировочный период – продолжается всю жизнь после выписки из стационара, так как если вы перестанете заниматься, то навыки регуляции дыхания быстро утрачиваются.

На стационарном этапе лечебную физкультуру при таком болезни лучше начать лечиться как можно раньше.

Важнейшими задачами лечебной физической культуры являются:

  • Расслабление дыхательной мускулатуры.
  • Налаживание тонуса центральной нервной системы, стабилизующее воздействие на дыхательный центр.
  • Уменьшение спазма бронхов и бронхиол, устранение застойного патологического очага.
  • Увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки, увеличение мышц, совершающих участие в акте дыхания.
  • Улучшение газообмена, активизация кровообращения.
  • Снижение минутного объёма дыхания, развитие механизма полного дыхания с преобладающей тренировкой выдоха, регуляция продолжительности фаз вдоха и выдоха
  • Обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его.

Противопоказания при занятиях лечебной физической культуры при бронхиальной астме:

  • Перегрузки, они строго запрещены.
  • Тахикардия больше 120 ударов в минуту.
  • Одышка более 25-40 дыхательных движений в минуту.
  • После первых признаков приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель и так далее, немедленно упражнения должны быть прекращены.
  • Интенсивный бег не допустим.
  • Предварительно должна быть проведена влажная уборка и проветривание в том помещении, где будет проходить сеанс лечебной физкультуры.
  • Противопоказано заниматься на улице в холодную погоду, дождь, ветер, одним словом в неблагоприятных погодных условиях, так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.
  • Упражнения, связанные с задержкой дыхания.
Читайте также:  Бронхиальная астма атопическая форма анализы

Наверняка, после прочтения противопоказаний у вас появился вопрос, можно ли вообще заниматься, да и мы уверены, что многие в вашем окружении твердят, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, так как физические нагрузки считают одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).
Мы можем вас успокоить и твёрдо сказать, что это ошибочное общепринятое мнение. Мы расскажем какая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой, чтобы снизить частоту и тяжесть приступов.
В занятиях для больных бронхиальной астмой включены самые лёгкие и просто выполнимые упражнения.

Перед началом упражнений, мы хотим вас ознакомить некоторыми правилами для выполнения лечебных упражнений:

Во-первых, дыхание должно быть только поверхностное, чтобы не было раздражений тканей бронхов.

Во-вторых, во избежание попадания содержимого носоглотки в ваши бронхи нужно не допустить очередной приступ вдох-выдох необходимо осуществлть только ртом, а не носом.

В-третьих, эффективность упражнений наблюдается только при систематическом их выполнении.

В-четвёртых, если мокрота скопилась внизу дыхательных путей, то выполняйте их в промежутке вдох-выдох.

Мы рассмотрели упражнения дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой при бронхиальной астме. Почему именно её упражнения? Потому что её упражнения может выполнить даже ребёнок, её методик весьма эффективна при многих заболеваниях дыхательной системы, так как направлена на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение воздухообмена в лёгких.

Рекомендуется дважды в день (утром и вечером) выполнять дыхательные упражнения больным бронхиальной астмой.

Исходное положение: стоя, ноги на уровне плеч, голова приподнята, руки свободно опущены вдоль туловища.
Вдох должен быть коротким и резким, он проходит через нос с шумом сочетается с сжатием пальцев в кулаки. После этого ровный, плавный выдох с отпусканием кисти.
Затем пауза 3-5 секунд после 4-х повторений упражнений, и далее ещё один подход – 4 раза. Впоследствии количество вдохов нужно увеличивать каждый раз на 4, это связано с натренированностью.

Исходное положение: стоя или сидя( расслабленная верхняя часть: спина, плечи и руки).
Упражнение начинается с наклона вперёд с круглой спиной, опущенной головой, свободно свисающими вниз руками. Редкий, короткий вдох производится в конечной точке наклона. Слегка выпрямитесь, когда будете выдыхать, выпуская воздух через рот.
Противопоказания при выполнения упражнения: следует органичить глубину наклона при вдохе пациентом с повышенным артериальным и внутричерепным давлением, с остеохондрозом и грыжей межпозвоночных дисков, при мочекаменных и желчекаменных болезнях.

Исходное положение: это упражнение вы можете выполнять как вам угодно можно стоя, сидя, лёжа. Так же, как и в упражнении «Насос» ваша верхняя часть должна быть расслаблены плечи и руки. Делаем короткий, резкий вдох который сочетается с поворотами головы вправо-влево. Непроизвольно производятся выдохи.

Рекомендуется выполнять упражнения «Насос» и «Повороты головы» при появлении признаков удушья больным бронхиальной астмой. Облегчит затруднённый выдох, если эти упражнения будете выполнять сидя, затянув на талии широкий ремень или препоясавшись полотенцем.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме.

  1. Исходное положение: сидя на стуле.
    Сгибаем и разгибаем руки в локтевых суставах 4-6 раз. После этого сгибаем и разгибаем стопы с одновременным сгибанием пальцев в кулак по 6-8 раз. Темп должен быть средним.
  2. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
    Вдох производим с отведением рук в стороны, а удлинённый выдох производится с последующим сжиманием грудной клетки в нижней части. Темп медленный.
  3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке.
    Проводим наклоны туловища в стороны 4-6 раз, выдох – при наклоне. Темп средний.
  4. Исходное положение: стоя, в руках набивной мяч.
    Понадобится партнёр. От груди передаём мяч партнёру 6-8 раз. Всё это упражнение выполняем на выдохе.
  5. Исходное положение: стоя.
    Обычная ходьба 1 минута. Свободное дыхание.
  6. Исходное положение: стоя, спиной к гимнастической стенке.
    Руки ставим на рейку на уровне пояса нужно 1-2-прогнуться. Вдох – голову назад, 3-4 выдох. Повторять 6-8 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Мы рассмотрели самую малую часть ЛФК при бронхиальной астме. В наше время существуют современные и модернизированные технологии, не требующие изнурительных занятий по несколько часов. Более того, чтобы достичь неимоверных успехов в борьбе с неизлечимыми недугами существуют тренажеры. Необходимо заниматься по 25-30 минут ежедневно, а это для того чтобы появился положительный результат. Конечно, говорить о полном исцелении ещё рано, но можно вернуться к нормальной и более здоровой жизни, а наши упражнения имеют много преимуществ и все они созданы для того, чтобы вы не калечили себя, а правильно следуя инструкциям шли к своим целям. Также, мы хотим напомнить, что сперва вам следует посетить врача, который посоветуем вам как правильно и качественно выполнить упражнения. Помните, что главное – не количество выполненных упражнений, а качество их выполнения.

В заключении хотелось бы сказать, что в каждой молекуле и каждой клетке организма проходит множество процессов от которого зависит наше с вами дыхание. Ваше здоровье только в ваших руках и всё зависит от вас самих. Будьте здоровы!

  1. Большая медицинская энциклопедия. М., 1989.
  2. Михаил Щетинин: Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. М., издание 2-е, перераб. и доп. – Москва, 2006 г.
  3. П.А.Фадеев Бронхиальная астма / П.А.Фадеев. – М.: книга по требованию, 2010.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Название: Лечебная гимнастика при бронхиальной астме
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: реферат Добавлен 20:20:10 16 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 4604 Комментариев: 14 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.7 Оценка: 5 Скачать
стр.
Введение………………………………………….……………. 3
Глава I. Что такое бронхиальная астма…………………… 4
§ 1.1. Общая характеристика заболевания……………. 4
§ 1.2. Причины возникновения………………………… 5
§ 1.3. Формы и стадии развития ……….………………. 6
Глава II. Традиционное лечение астмы …………………… 9
§ 2.1. Профилактика бронхиальной астмы…………….. 9
§ 2.2. Лечебная физкультура как элемент терапии приступов астмы………………………………….. 12
§ 2.3. Примерный комплекс упражнений………………. 14
§ 2.4. Дыхательные упражнения………………………. 16
Заключение…………………………. ……………………… . 18
Список использованной литературы………. ……. . 19

В последние десятилетия во всех развитых странах отмечается значительный рост частоты и тяжести протекания бронхиальной астмы. От 5 до 10 % мирового населения страдает бронхиальной астмой (по данным Всемирной Организации Здравоохранения). Причем, что не менее тревожно, тенденции к снижению распространенности этой болезни нет. Наоборот, число больных астмой неуклонно увеличивается во всех странах мира. В некоторых странах (например, Великобритания и Новая Зеландия) это заболевание объявлено «национальным бедствием».

В России, по официальным данным Минздрава, уровень заболеваемости астмой среди детей составляет 15%, среди взрослых — 10%. К началу 21-го века уровень смертности в мире по сравнению с 90-ми годами вырос в 9 раз! И около 80% детских смертей при бронхиальной астме приходится на возраст от 11 до 16 лет!

Слово «астма» в переводе с греческого означает «удушье», «тяжелое дыхание». Бронхиальная астма — это хроническое воспаление дыхательных путей, приводящее к их сужению, в следствие изменением чувствительности и реактивности бронхов к некоторым факторам. В результате этого появляются такие наиболее распространенные симптомы астмы как одышка, затрудненное дыхание, чувство сдавленности в груди, свистящие хрипы, а также кашель, заложенность носа и раздражение глаз.

Причин широкого распространения этой болезни много: плохая экологическая обстановка, неблагоприятные факторы труда и быта, перенаселенность городов, несбалансированное питание, нарушения иммунитета, длительное психоэмоциональное напряжение, характерное для современной жизни и многое другое.

Цель моей работы – комплексное исследование и обобщение причин возникновения этой болезни, методы и способы ее лечения.

Глава I . Что такое бронхиальная астма

§1.1. Общая характеристика заболевания

Исчерпывающего определения бронхиальной астмы до сих пор не существует. Однако большинство исследователей рекомендуют выделять основные признаки заболевания, которые описывают наиболее важные клинические и патоморфологические изменения.

Бронхиальная астма — это хроническое воспаление дыхательных путей (нередко аллергической природы), главным признаком которого является приступ удушья, возникающий в результате сужения просвета гладкой мускулатуры бронхиального дерева и отека слизистой оболочки бронхов, из-за чего к легким поступает недостаточное количество воздуха. В результате этого появляются такие наиболее распространенные симптомы астмы как одышка, затрудненное дыхание, чувство сдавленности в груди, свистящие хрипы, а также кашель, заложенность носа и раздражение глаз.

Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы, типичным для данного заболевания, является приступ удушья. Во время приступа гладкие мышцы бронхов спазмируются, а ткани, выстилающие дыхательные пути, набухают из-за воспаления и вырабатывают избыточное количество слизи. Диаметр дыхательных путей при этом уменьшается (такое состояние называется бронхоспазмом), и человеку требуется больше усилий, чтобы вдохнуть и выдохнуть. Характерные для приступа астмы хрипы — результат выдоха через суженные бронхи. Их можно сравнить со звуком, издаваемым воздухом, выходящим из воздушного шарика.

Исследования показывают, что это заболевание вызывается множеством причин. При бронхиальной астме дыхательные пути сужаются в ответ на воздействие факторов, которые на дыхательные пути здоровых людей не влияют. Сужение может быть вызвано отдельными пищевыми продуктами, пыльцой растений, клещами домашней пыли, шерстью животных, дымом, холодным воздухом и физической нагрузкой, различными микроорганизмами и лекарствами.

Бронхиальную астму могут вызвать аллергены инфекционного (вирусные и бактериальные инфекции) и неинфекционного происхождения.

Вирусные и бактериальные инфекции, рассматриваются как фактор риска, который может иметь отношение к развитию бронхиальной астмы, особенно в детском возрасте и провоцировать обострения основного заболевания. При этом, развивается инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы.

К неинфекционным аллергенам относятся:

· пыль бытовая и производственная;

· споры непатогенных грибов;

· частицы эпидермиса животных и человека;

· продукты химического производства;

Все эти факторы способны вызвать неинфекционно-аллергические формы бронхиальной астмы, такие как: бытовая и пыльцевая.

Бытовая бронхиальная астма (составляет 85% случаев неинфекционно-аллергической бронхиальной астмы). Аллергенная активность домашней пыли обусловлена ее многокомпонентным составом: микроскопические клещи, частицы тканных волокон, эпителий и волосы человека, шерсть и слюна домашних животных, частицы тел и экскременты насекомых (тараканов), споры грибов, бактерии и др.

Частицы шерсти и эпидермиса (перхоть) животных и человека обладают выраженным аллергенным действием. Практически все домашние и лабораторные животные могут быть фактором, провоцирующим бронхиальную астму. Имеют место редкие случаи «аллергии к человеку» (к жене, к мужу).

Пыльцевая бронхиальная астма (составляет 15% от всех случаев). Характеризуется четкой сезонностью заболевания, совпадающей с периодом пыления соответствующих растений. Вне периода пыления растений такая бронхиальная астма может никак себя не проявлять.

Пыльцевую астму, вызывает пыльца ветроопыляемых растений, гранулы которых, обладая аллергенной активностью, достаточно малы, чтобы длительно находиться в воздухе и легко переносится ветром.

Кроме того, есть еще целый ряд факторов, провоцирующих неинфекционно-аллергическую бронхиальную астму:

· погодные и климатические условия,

· психоэмоциональные и эндокринные факторы,

· ингаляционные (сильнопахнущие вещества, аэрозоли), лекарства,

Практика показывает, что наибольшее значение в этиологии бронхиальной астмы у взрослых имеет группа ингаляционных аллергенов, а у детей (особенно первых лет жизни), большая роль принадлежит пищевым аллергенам.

Астма – заболевание легких, при котором больной дышит, подобно человеку, выполняющему тяжелую работу, т. е. слишком часто. Это заболевание принадлежит к тяжелым и, если оно развивается у пожилых людей, приводит к смерти. Заболевание носит характер периодических приступов.

Различают инфекционно-аллергическую и неинфекционно-аллергическую формы бронхиальной астмы.

Инфекционно-аллергическая бронхиальная астма является самой распространенной формой, на ее долю приходится более 2/3 всех случаев болезни. Инфекционно-аллергическая бронхиальная астма развивается на фоне перенесенных инфекционных заболеваний дыхательных путей (пневмония, фарингит, бронхит, ангина). В этом случае аллергеном являются микроорганизмы.

При неинфекционно-аллергической форме бронхиальной астмы аллергеном могут быть различные вещества как органического, так и неорганического происхождения пыльца растений, уличная или домашняя пыль, перо, шерсть и перхоть животных и человека, пищевые аллергены (цитрусовые, земляника, клубника и др.), лекарственные вещества (антибиотики, особенно пенициллин, витамин В1, аспирин, пирамидон и др.), производственные химические вещества (чаще всего формалин, пестициды, цианамиды, неорганические соли тяжелых металлов и проч.). При возникновении неинфекционно-аллергической бронхиальной астмы имеет значение наследственная предрасположенность.

Независимо от формы бронхиальной астмы выделяют три стадии ее развития:

1. Предастма вызывается хроническим заболеванием бронхов или легких. В начальной стадии астмы приступы удушья развиваются периодически.

2. Приступы удушья начинаются чаще по ночам, продолжаются от нескольких минут до нескольких часов. Удушью предшествуют ощущение царапанья в горле, чихание, насморк, стеснение в грудной клетке. Приступ начинается с упорного приступообразного кашля, мокроты нет. Появляется резкое затруднение выдоха, стеснение в груди, заложенность носа. Напрягаются все мышцы грудной клетки, шеи, плечевого пояса, чтобы можно было выдохнуть воздух. Дыхание становится шумным, свистящим, хриплым, слышимым на расстоянии. Вначале дыхание учащено, затем становится реже — до 10 дыхательных движений в минуту. Лицо приобретает синюшный оттенок. Кожа покрыта испариной. К концу приступа начинает отделяться мокрота, которая становится все более жидкой и обильной. Исследуемые показатели принимают нормальные должные значения после ингаляции бронходилататоров.

3. Астматический статус — это состояние, при котором тяжелый приступ удушья не прекращается в течение многих часов или нескольких суток. В этом случае те лекарства, которые обычно принимает больной, оказываются неэффективными.

По степени тяжести бронхиальную астму классифицируют на легкое, среднетяжелое и тяжелое заболевание. Тяжесть течения определяется врачом на основании комплекса клинических и функциональных признаков, включающих в себя частоту, тяжесть и продолжительность приступов, а также состояния больного в периоды, свободные от приступов.

Так, при легкой степени тяжести, течение заболевания обычно характеризуется отсутствием классических развернутых приступов удушья, симптомы отмечаются реже 1-2 раз в неделю и кратковременны. Ночной сон пациентов характеризуется пробуждением от респираторного дискомфорта реже 1-2 раз в месяц. В межсимптомный период состояние больных стабильное.

Бронхиальная астма среднетяжелого течения характеризуется возникновением развернутых приступов удушья, возникающих чаще 1-2 раз в неделю. Приступы ночной астмы рецидивируют чаще двух раз в месяц.

Бронхиальная астма тяжелого течения характеризуется частыми обострениями заболевания, представляющими опасность для жизни пациента, продолжительными симптомами, частыми ночными симптомами, снижением физической активности, наличием сохраняющихся симптомов в межприступный период.

Глава II. Традиционное лечение астмы

§ 2.1. Профилактика бронхиальной астмы

Профилактика астмы проводится в несколько этапов. В связи с этим различаем первичную, вторичную и третичную профилактику бронхиальной астмы.

Первичная профилактика астмы предусматривает меры по предупреждению астмы у здоровых людей. По сути дела основное направление первичной профилактики астмы заключается в предупреждении развития аллергии и хронических болезней дыхательных путей. Меры первичной профилактики астмы несколько различаются у детей и взрослых.

Первичная профилактика астмы у детей. Наиболее частой формой астмы у детей является атопическая (неинфекционно-аллергическая) астма, которая напрямую связана с другими формами аллергии. При этом в развитии аллергии у детей основную роль играет неправильное питание в первые годы жизни и неблагоприятные условия жизни. Профилактические меры астмы (и аллергии) у детей включают:

· Грудное вскармливание новорожденных и детей первого года жизни. Роль грудного вскармливания, как меры профилактики астмы и других видом аллергических болезней доказана многочисленными клиническими исследованиями. Грудное молоко благоприятно влияет на развитие иммунной системы организма и способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника.

· Своевременное введение вспомогательного питания также является мерой профилактики астмы и аллергии. Современные рекомендации по кормлению детей первого года жизни предусматривают введение вспомогательного питания не ранее чем на 6 месяце первого года жизни. При этом категорически запрещается давать детям такие высокоаллергенные продукты как пчелиный мед, шоколад, куриные яйца, орехи, цитрусовые и пр.

· Обеспечение благоприятных условий жизни ребенка – это тоже важный метод профилактики астмы и аллергии. Показано, что дети, контактирующие с табачным дымом или раздражающими химическими веществами, гораздо чаще страдают аллергией и чаще заболевают бронхиальной астмой.

· Профилактика хронических заболеваний дыхательных органов у детей заключается в своевременном обнаружении и правильном лечении бронхита, синуситов, тонзиллита, аденоидов.

Первичная профилактика астмы у взрослых. У взрослых наиболее распространенной причиной бронхиальной астмы являются хронические заболевания дыхательных путей (такие как хронический бронхит) и длительный контакт с раздражающими веществами (табачный дым, химические вещества на месте работы). Ввиду этого методы профилактики бронхиальной астмы у взрослых сводятся к устранению раздражающих факторов и лечению хронических болезней дыхательных органов.

Вторичная профилактика бронхиальной астмы включает меры по профилактике болезни у сенсибилизированных лиц или у пациентов на стадии предастмы, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики астмы подбирается по следующим критериям:

· лица, родственники которых уже болеют бронхиальной астмой;

· наличие различных аллергических болезней (пищевая аллергия, атопический дерматит, аллергический ринит, экзема и пр.);

· сенсибилизация (повышение чувствительности организма к воздействию каких-либо раздражителей) доказанная при помощи иммунологических методов исследования.

В целях вторичной профилактики бронхиальной астмы у этой группы лиц проводится профилактическое лечение противоаллергическими препаратами. Также могут быть использованы методы по десенсибилизации.

Третичная профилактика астмы применяется для уменьшения тяжести течения и предупреждения обострений болезни у пациентов, которые уже болеют бронхиальной астмой. Основной метод профилактики астмы на этом этапе заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступ астмы (элиминационный режим).
Для качественного проведения элиминационного режима необходимо знать, какой именно аллерген (или группа аллергенов) вызывают приступы астмы у больного. Наиболее распространенными аллергенами являются домашняя пыль, тараканы, микроклещи, шерсть домашних животных, плесневые грибки, некоторые виды пищи, пыльца растений.
Для предотвращения контакта организма больного с этими аллергенами необходимо соблюдать определенные санитарно-гигиенические правила:

· В помещении, в котором проживает больной необходимо проводить регулярную влажную уборку (1-2 раза в неделю), сам больной на время уборки должен покинуть помещение;

· Из помещения, в котором проживает больной астмой должны быть удалены все ковры и мягкая мебель, а также другие предметы, в которых может накапливаться пыль. Также из комнаты больного следует унести комнатные растения;

· Постельное белье больного нужно стирать каждую неделю в горячей воде (60 ̊С) с хозяйственным мылом;

· Для подушек и матрацев больного нужно использовать специальные пыленепроницаемые чехлы;

· В комнату больного нельзя допускать домашних животных;

· Целесообразно провести меры по борьбе с тараканами и другими насекомыми;

· Из пищевого рациона больного следует исключить все продукты вызывающие аллергию.

Правильно спланированные и выполненные меры по профилактике бронхиальной астмы являются эффективным средством предотвращения и лечения этой болезни. Современная медицинская практика показывают, что правильное проведение мер профилактики астмы зачастую достаточно для излечения болезни либо для значительного уменьшения потребности больного в противоастматических лекарствах.

§ 2.2 Лечебная физическая культура как элемент терапии приступов астмы

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

· дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

· дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;

· упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;

· упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

· массаж грудной клетки и мышц предплечья.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

§ 2.3. Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

10. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Руки вверх — вдох; наклон вперед — выдох (5-10 раз).

11. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Руки к плечам, прогнуться — вдох; положить руки на нижние края грудной клетки (сбоку и немного спереди) и сделать выдох, надавливая руками на ребра (4-5 раз).

12. Повторить упражнение № 5, произнося звук «тру-у-у» (4-6 раз).

13. Сидя на стуле, руки на поясе. Приподнимая плечи и грудную клетку, вдохнуть; выдыхая, произносить звук «с-с-с», усиливая его в середине выдоха (5-8 раз).

14. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав неглубокий вдох, наклониться вперед, расслабленно опустить руки, коснувшись ими пола, — полный удлиненный выдох (5-7 раз).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

§ 2.4. Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30.
Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

От процесса дыхания зависят все процессы жизнедеятельности организма. Болезни дыхательной системы очень опасны и требуют серьезного подхода и по возможности полного выздоровления больного. Запускание таких болезней может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — это метод, основанный на использовании физических упражнений, направленный на достижение стойкого положительного терапевтического эффекта и профилактику осложнений различных заболеваний. ЛФК позволяет быстрее оправиться от болезни, обрести трудоспособность и сформировать правильный двигательный стереотип.

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий. Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее.

Список используемой литературы

6. Вершинина М.В. Бронхиальная астма. Современные подходы к диагностике и лечению. М.: Медицина, 2000 г.

7. Гитун Т.В. Лечение бронхиальной астмы. Новейшие медицинские методики. М.: Рипол, 2009 г.

8. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. М.: Гэотар-Мед, 2002 г.

9. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. М.: Медицина, 1985 г.

источник