Меню Рубрики

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме по иванову с м

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в грудной клетке.

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от хронического бронхита является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Читайте также:  Тест по терапии с ответами бронхиальная астма

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема легких, за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием к врачу ЛФК, который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

источник

3. Бронхиальная астма – каждый вдох на вес золота

Расскажем, что же такое бронхиальная астма

Вспомните библейскую легенду о сотворении человека: на шестой день творения создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо дыхание жизни и стал человек душою живою.

Земная жизнь человека начинается с первого вздоха, легкие наполняются воздухом, приходят в движение ткани внутренних органов, и человек подключается к миру живых существ. Он испустил последний вздох, – говорят про умершего человека, первое и последнее дыхание – это начало и конец: дыхание без сомнения основа жизни. «Дыхание», «духовный», «вдохновение» – все эти слова происходят от одного корня и смыслового значения. Обратите внимание на внешний вид легкого – оно похоже на перевернутое дерево: ствол, ветки, листья. Наш бронхолегочный аппарат подобен древу жизни. И корни жизни следуют искать в системе дыхания.

А вот эта система и поражается в первую очередь.

Бронхиальная астма – хроническое аллергическое рецидивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей.

Характеризуется измененной реактивностью бронхов, вход воздуха в легкие и боратный выход затрудняются, становится трудно дышать.

«Астма» (astma) в переводе с греческого значит «удушье» или «тяжелое дыхание». Упоминание об этом заболевании встречается у Гиппократа, Галена, Цельсия. В папирусах Эберса описана аллергическая астма у императоров Древнего Рима (Августа и Клавдия).

У одних людей возникает кашель, у других – свист, свистящий звук, возникающий при проталкивании воздуха через слишком узкие отверстия бронхиальных трубочек, некоторые люди просто ощущают нехватку воздуха. Воздух, находящийся в воздушных мешочках (альвеолах), оказывается в «ловушке». Дыхательные движения (вдох и выдох) становятся короткими, частыми, нерегулярными.

Заболевание нередко начинается приступообразным кашлем, сопровождающимся экспираторной отдышкой, с отхождением небольшого количества стекловидной мокроты (астматический бронхит). Развернутая картина бронхиальной астмы характеризуется появлением легких и средней тяжести или тяжелых приступов удушья. Приступ может начаться предвестником (обильное выделение водянистого секрета из носа, чиханье, приступообразный кашель и т. п.). Приступ астмы характеризуется сопровождающимися слышимыми на расстоянии хрипами, из груди вырываются свистящие звуки. Грудная клетка находится в положении максимального вдоха. В дыхании принимают участие мышцы плечевого пояса, спины, брюшной стенки, выслушивается множество сухих хрипов.

Приступ астмы проходит несколько этапов.

Бронхиальные трубочки окружены тонкими мышцами. Когда вдыхается воздух, содержащий раздражающие вещества, эти мышцы сокращаются и сдавливают бронхи. Воздух уже не сможет по ним свободно проходить в легкие. Поэтому они не получают достаточное количество свежего воздуха и не могут отдать уже ненужный организму отработанный воздух с углекислым газом.

2. Заполнение бронхов слизью.

Бронхиальные трубочки изнутри выстланы слизистой оболочкой, в которых есть клетки, вырабатывающие слизь. У здорового человека слизь сохраняет воздухоносные пути влажными. При бронхиальной астме при попадании в бронхи аллергенов (веществ, вызывающих приступ астмы) слизи вырабатывается больше, чем нужно, она закрывает просвет бронхов и еще более затрудняет дыхание.

3. Набухание стенок бронхов.

Бронхиальные трубочки от раздражения воспаляются. Они увеличиваются в размере, утолщаются так же, как опухает поврежденный палец, когда его травмируют. Утолщение внутренней оболочки приводит к еще большему сужению просвета бронха, и воздух с трудом проходит через бронхи при вдохе и выдохе. Чем больше сужены бронхи, тем труднее дышать.

К концу приступа, примерно через 1 ч, начинается покашливание, и отделяется небольшое количество стекловидной вязкой мокроты.

При этом заболевании изменяется строение бронхов, нарушается функция ресничек мерцательного эпителия, бронхиальный эпителий разрушается. Происходит сбой микроциркуляции в стенках бронхов, что приводит к склерозу. В воспалительном процессе в бронхах участвуют и тучные клетки, содержащие биологически активные вещества (гистамин, брадикинин, калидин, серотонин и др.).

Из-за всех этих изменений формируется синдром бронхиального спазма. В механизме бронхоспазма играет роль сужение бронха, отек слизистой оболочки бронхов, нарушение слизеобразования и склеротические изменения. Огромную роль в формировании этого синдрома играет гиперреактивность бронхов, т. е. повышенная реакция на воздействие самых различных раздражителей. Реакция бронхоспазма универсальная, т. е. раздражители могут быть различными, а реакция бронхов – той же самой.

Бронхиальная астма различается по причине возникновения и степени тяжести. До сих пор отсутствует единая мировая классификация бронхиальной астмы.

По степени тяжести бронхиальную астму делят на легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой степени тяжести обычно отсутствуют классические развернутые приступы удушья. Признаки бронхоспазма отмечаются не чаще 1?2 раз в неделю и являются кратковременными. От дыхательного дискомфорта по ночам больные просыпаются менее 1?2 раз в месяц. В межприступные периоды состояние таких больных стабильное.

При среднетяжелой форме приступы удушья бывают чаще 1?2 раза в неделю. Приступы же бронхиальной астмы по ночам возникают чаще 2 раз в месяц. Прием лекарственных препаратов необходим даже в межприступный период.

При тяжелом течении бронхиальной астмы отмечаются частые обострения заболевания. Причем они могут быть опасными для жизни человека. Приступы носят затяжной характер, случаются даже по ночам. Симптомы бронхиальных спазмов сохраняются в межприступном периоде. Приступы проявляются время от времени даже у человека, который живет в одном и том же месте и ведет неизменный образ жизни.

Заболевание носит рецидивирующий характер, т. е. имеет склонность регулярно обостряться.

Приступы, сочетающиеся с периодами благополучия, являются отличительной чертой этой болезни.

На развитие бронхиальной астмы влияют как внешние, так и внутренние факторы. То есть следует учитывать и влияние окружающей среды, и особенности самого организма (в частности, состояние иммунной и эндокринной систем). Так как главным и неотъемлемым признаком болезни являются приступы удушья, рассмотрим, что же может провоцировать их появление.

1) неинфекционные (их также называют атопическими) аллергены, содержащиеся в пыли, пыльце растений, а также производственные, пищевые (яйца, шоколад, грибы, земляника, цитрусовые), аллергены, продукты жизнедеятельности платяных клещей, насекомых, аллергены, содержащиеся в шерсти животных, чешуе рыб, и, несомненно, лекарственные аллергены (например, известно, что «безобидный» аспирин часто провоцирует острый приступ астмы у больных-аллергиков);

2) инфекционные аллергены (вирусы и бактерии, поражающие дыхательные пути, а также вездесущие микоплазмы и грибки);

Читайте также:  Может ли астма протекать без кашля

3) механические и химические воздействия (пары кислот, щелочей, неорганическая пыль);

4) интенсивная физическая нагрузка и метеорологические факторы (изменение температуры и влажности воздуха, колебания атмосферного давления и магнитного поля Земли);

Влияние всех перечисленных выше моментов испытывает каждый человек, но не у всех это приводит к патологическому процессу.

Кто же предрасположен к бронхиальной астме?

1. Наследственная предрасположенность, генетические факторы (если болен один из родителей, вероятность заболевания ребенка составляет 20?30 %, при заболевании обоих родителей – 75 %);

2. Особенности развития и болезни детей (раннее искусственное вскармливание, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, пищевая и лекарственная аллергия, частые острые респираторные вирусные инфекции).

3. Патология беременности (недоношенность плода, перенесенные во время беременности вирусные респираторные и аллергические заболевания могут повлиять на развитие болезни у будущего ребенка).

4. Особенности труда, быта и болезни взрослых (работа на «вредном производстве», контакт с химическими веществами в быту, частые острые и обострение хронических воспалительных заболеваний органов дыхания, нервно-психический стресс, расстройства центральной нервной системы, курение).

5. Врожденная повышенная чувствительность бронхов и трахеи к воздействию аллергенов, химических и физических факторов.

Итак, бронхиальная астма в большинстве случаев является аллергическим заболеванием. Она возникает у лиц с повышенной чувствительностью к некоторым веществам, ставшим для них аллергенами. Традиционно различают атопическую бронхиальную астму, вызываемую инфекционными аллергенами, и инфекционно-независимую.

Построение рационального питания больных бронхиальной астмой имеет решающее лечебное действие.

Следует исключить из рациона продукты, вызывающие аллергические реакции у больного: рыбу, крабы, сырую капусту, редис, землянику, цитрусовые. Диета должна быть достаточно разнообразной и калорийной, но не способствующей полноте. При бронхиальной астме надо обязательно использовать продукты, богатые солями кальция: сыр, творог, кисломолочные продукты, салаты, поскольку соли кальция обладают противовоспалительным и противоаллергическим действием. А вот соленья, маринады на время лечения бронхиальной астмы следует ограничить. Овощи и фрукты лучше есть сырыми.

Такие острые продукты, как чеснок, лук, горчица и жгучий перец, облегчают дыхание. Поэтому мы настоятельно рекомендуем не забывать о них, когда будете готовить себе еду. Больше же всего внимания уделите чесноку! Ведь он убирает застои и очищает забитые протоки, помогает отделению мокроты, снимает спазмы в бронхах, возникающие во время астмы и других респираторных заболеваний. Мы настоятельно советуем мелко натирать чеснок, смешивать его с солью и свежим сливочным маслом и намазывать эту смесь на хлеб или добавлять в разные блюда (на 100 г масла – 5 крупных долек чеснока, соль – по вкусу).

Лук обладает противовоспалительными и антигистаминными свойствами и поэтому уменьшает воспалительные процесса в бронхах. Горчица и жгучий перец очищают дыхательные пути от забивающей их мокроты. Не забывайте о репе! Например, можно 2 ст. л. измельченной репы залить 1 стаканом кипятка, варить в течение 15 мин, процедить и пить по 1/4 части отвара 4 раза в день или по 1 стакану на ночь.

Необходимо ограничить потребление бараньего, свиного и говяжьего жира. Это же ограничение касается и углеводов. Поменьше также поваренной соли! При появлении отеков необходимо уменьшить количество жидкости до 1?1,5 л в сутки. При составлении своего меню исключите продукты, повышающие возбудимость центральной нервной системы: крепкий чай, кофе, какао, крепкие бульоны, острые закуски, специи и маринады.

Мы рекомендуем включать в питание жидкую молочную кашу из геркулеса и жидкое картофельное пюре, приготовленные с большим количеством молока (эти блюда способствуют снятию бронхоспазма). Не забывайте о тертой редьке, которую заправляйте растительным маслом или сметаной. Из напитков можно посоветовать заваривать рожь, овес, ячмень с добавлением цикория или очищенного горького миндаля и пить их как обыкновенный кофе. Очень вкусен и полезен такой кофе с горячим топленым молоком. При изнуряющем кашле рекомендуется пить горячее молоко со щелочной минеральной водой. Маленьким детям дают пить отвар инжира в молоке.

Лечение керосином бронхиальной астмы по Н. А. Сухининой с соавторами

Раствор керосина 9 капель очищенного в 1 стакане теплой воды необходимо принимать внутрь каждые 2 ч по 1/3 стакана ежедневно.

В качестве альтернативы этому способу можно использовать растирания грудной клетки и спины больного мазью, которая изготовляется из керосина и вазелинового масла. Ингредиенты смешиваются в стеклянной емкости в процентном соотношении 1: 4. Готовая смесь втирается в кожу массирующими движениями ладоней по направлению от позвоночного столба к подмышечным впадинам и ключицам. Данный способ лечения производит максимальный эффект, если его сочетать с назначениями врача, традиционными процедурами.

Принимают 2 ч. л. порошка в день. Глину разводят холодной водой и принимают 2 раза в день за 1 ч до еды утром и вечером.

Травяная аптека Л. и Г. Погожевых

Трава багульника болотного – 25 г, лист крапивы – 15 г. Залить смесь 1 л кипятка, настаивать в течение 3 ч, процедить. Пить по 1/4 стакана 4 раза в день после еды. Детям – по 1 ст. л. 3 раза в день после еды.

Залить 3 ст. л. плодов боярышника 3 стаканами кипятка, настаивать в течение 3?4 ч, процедить. Пить по 1 стакану 3 раза в день.

Залить 2 ст. л. измельченной травы 2 стаканами кипятка. Настоять в течение 1 ч, процедить. Выпить в 3 приема за 30 мин до еды.

Залить 2 ст. л. листа земляники 2 стаканами кипятка. Настаивать в течение 3?4 ч, процедить. Принимать 3 раза в день за 30 мин до еды.

Залить 1 ч. л. измельченного листа крапивы 1 стаканом кипятка, довести до кипения, настоять в течение 3?4 ч, процедить. Пить 3 раза в день за 30 мин до еды.

Залить 4 ч. л. измельченного листа мать-и-мачехи 1 стаканом кипятка, настаивать в течение 30 мин, процедить. Пить по 1/4 стакана 4 раза в день.

Сбор: мать-и-мачеха, подорожник, почки сосны. Взять поровну листа мать-и-мачехи, листа подорожника, почек сосны, измельчить. Залить 2 ч. л. смеси 1 стаканом холодной воды. Настаивать в течение 2 ч. Затем прокипятить в закрытой посуде в течение 5 мин и процедить.

Принимать по 1 ст. л. 3 раза в день перед едой.

Залить 1 ст. л. измельченного листа подорожника 1 стаканом кипятка, настаивать в течение 15 мин, процедить. Принимать по 1 ст. л. 4 раза в день до еды.

Залить 1 ч. л. семян полыни 1 стаканом кипятка, настаивать в течение 3?4 ч, процедить. Пить по 1/2 стакана 3 раза в день перед едой.

Взять поровну травы тимьяна ползучего, сосновых почек, плодов аниса, плодов фенхеля, измельчить. Залить 1 ст. л. смеси 1 стаканом теплой воды, нагревать на кипящей водяной бане в течение 15 мин, охладить, процедить. Пить по 1/3 стакана 3?4 раза в день.

Взять поровну плодов аниса, травы тимьяна, плодов фенхеля, семян льна, измельчить. Залить 4 ч. л. сбора 1 стаканом теплой воды, настаивать в течение 2 ч, затем кипятить в течение 5 мин, процедить. Пить по 1/3 стакана 3 раза в день.

Взять поровну цветков бузины, травы росянки, листа подорожника, травы фиалки. Залить 4 ч. л. сбора 1 стаканом теплой воды, настаивать в течение 2 ч, кипятить в течение 5 мин, процедить. Отвар выпить в течение дня.

Фитотерапия при бронхиальной астме по Кортикову В. Н. и Кортикову А. В. (способы приготовления и употребления см. в народных средствах, собранных другими целителями):

агава американская (сок листьев);

алтей лекарственный (корни и плоды);

герань кроваво-красная (корневища);

скипидар из лиственницы сибирской;

подсолнечник (краевые язычковые цветка);

рожь посевная (цветущая трава);

сосновые почки, подорожник, мать-и-мачеха;

бузина черная, подорожник, фиалка трехцветная;

анис, бузина черная, корни ивы, мать-и-мачеха, шиповник.

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой

Хороший эффект при бронхиальной астме оказывает лечебная гимнастика. Она улучшает вентиляцию легких, устраняет закупорку бронхов, повышает качество выдоха. Этому в первую очередь служит тренировка дыхательных мышц, и особенно диафрагмы. Для больных астмой предпочтительнее брюшной тип дыхания.

Специальные упражнения помогут вам выработать умение управлять своим дыханием. Важно научиться делать вдох и выдох через нос, а также втягивать живот при выдохе. В частности гимнастика, разработанная А. Н. Стрельниковой или К. П. Бутейко, помогает понизить чувствительность бронхов к действию аллергенов – как внутренних, так и внешних. Гимнастика снимает налет с голосовых связок, трахеи и бронхов (он отторгается организмом вместе со слизью и мокротой). Со временем при регулярных ежедневных занятиях легкие полностью очищаются от вредных накоплений.

Кроме того, дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает осуществить заветную мечту многих женщин: наконец-то избавиться от лишнего веса и приобрести стройную фигуру.

Занятия лечебной гимнастикой нужно проводить постоянно, только так можно добиться положительных результатов. Упражнения делают в хорошо проветриваемом помещении, а в теплое время года лучше выйти на воздух.

Основное внимание в гимнастике уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, уметь затаить, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать – он уходит самопроизвольно.

Два главных упражнения: наклон и одновременно резкий и короткий вдох: сведение согнутых в локтях рук, помещенных перед грудью на уровне плеч, и одновременно короткий вдох.

При обучении гимнастике А. Н. Стрельникова советует выполнять четыре основных правила.

«Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка – тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный, и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому не стесняйтесь, яростно понюхайте воздух.

Выдох – результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно, но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите лишь за тем, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточные объем и глубину без особых усилий.

Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в ритме песен и плясок. И тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп – 60?72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока – 100?200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов – 1?3 с.

Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Весь комплекс состоит из 6 упражнений. Вначале – разминка. Встаньте прямо, вытянув руки по швам, громко шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Делая вдох, думайте: «Гарью пахнет! Откуда?»

Шагайте на месте и одновременно с каждым шагом делайте вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох (а не вдох-выдох, как в обычной гимнастике).

Сделайте 96 (100) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов длинные вдохи делать невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом – вдох, короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую – на правой. Получится что-то вроде рок-н-ролла. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Их должно быть столько, сколько вы сможете сделать легко.

Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом – вдох носом, короткий и шумный. 96 вдохов. Думайте: «Пахнет гарью! Откуда? Слева? Справа?» Нюхайте воздух.

Покачивайте головой, словно говоря кому-то: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.

Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?»

Ноги – на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую – на ту, в сторону которой вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился выдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимайте, смотрите вниз на воображаемый насос. Мгновенный вдох. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное. «Насос» особенно эффективен при заикании. Наклоны вперед делаются ритмично и легко. Низко не наклоняйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните: «накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага.

Делайте подряд уже не 8, а 16 вдохов-движений. Затем отдых в течение 3?4 с, и снова 16 вдохов-движений.

Это упражнение часто останавливает приступ бронхиальной астмы, сердечный и приступ печеночной колики.

Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.

Ограничения: это упражнение не рекомендуется делать при травмах головы и позвоночника; при повышенном артериальном, внутрипочечном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, в почках и мочевом пузыре.

Поднимите руки на уровень плеч. Согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, т. е. чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторяйте короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Не уводите руки далеко от тела. Они рядом. Локти не разгибайте.

Норма: «пошмыгайте» носом 3 раза по 32 вдоха-движения.

Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) – 3?4 с.

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя, лежа (при травме руки это упражнение можно делать одной здоровой рукой).

Ограничения: сердечникам (ИБС, врожденные пороки, перенесенный инфаркт) в первую неделю тренировок упражнение «обними плечи» не делать.

На второй неделе, выполняя это упражнение, делать только по 8 вдохов-движений. Затем отдых 3?5 с и т. д.

На третьей неделе тренировок можно делать уже по 16 или 32 вдоха-движения без остановки.

Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» – «обними плечи», «насос» – «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

Читайте также:  Сколько людей болеют бронхиальной астмой

Одна нога впереди, другая – сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога, стоящая сзади, чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив это движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Другие авторы добавляют еще несколько упражнений к комплексу. Их комментарии к уже перечисленным упражнениям для удобства выполнения движений включены в описание.

Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю – «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом в темпоритме строевого шага и одновременно сжимайте ладони в кулаки (делайте хватательные движения). Сделай подряд четыре шумных, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем опустите руки и отдохните 3?4 с – паузы. Помните: активный вдох носом ? пассивный выдох ртом после каждого вдоха.

Норма: «пошмыгайте» носом 24 раза по четыре.

Упражнение «ладошки» можно выполнять стоя, сидя, а в тяжелом состоянии – даже лежа. Если человек прикован к постели и обездвижен совсем, то можно просто «шмыгать» носом без всяких движений, по два-четыре вдоха. Затем отдых в течение 3?5 с, и снова два или четыре шумных, коротких вдоха.

В начале выполнения упражнения возможно легкое головокружение. Не пугайтесь – оно пройдет. При сильном головокружении сядьте и выполните упражнение сидя, делая паузы после каждых четырех вдохов-движений (отдыхать можно не 3?4 с, а от 5 до 10 с).

Встаньте прямо. Кисти сожмите в кулаки и прижмите к поясу. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти возвращаются в исходное положение на уровень пояса, плечи расслаблены, выдох ушел. Выше пояса кисти не поднимать.

Сделайте подряд уже не четыре вдоха-движения, а восемь. Затем отдых 3?4 с, и снова восемь вдохов-движений.

Норма: «пошмыгайте» носом 12 раз по восемь вдохов-движений.

Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя, лежа.

Всем, кто заинтересовался гимнастикой Стрельниковой, следует знать, что она оказывает общее влияние на весь организм и может применяться не только при бронхиальной астме. По наблюдениям М. А. Щетинина, при шумном коротком вдохе носом идет активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память.

Упражнение активно включает в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Гимнастика помогает подросткам, страдающим сколиозами, ликвидировать сутулость. В подростковом возрасте она дает возможность увеличить рост (особенно в период полового созревания). Для взрослой женщины гимнастика полезна и в случае опущения внутренних органов.

Гимнастика Стрельниковой излечивает заикание, благотворно влияет на состояние сердца и сосудов.

Дыхательная гимнастика по методу К. П. Бутейко

Цель этой гимнастики – научить человека контролировать свое дыхание, делать его более спокойным. Применительно к бронхиальной астме это очень ценный момент, так как судорожные вдохи во время приступа еще более усиливают спазм бронхиального дерева. Схематически нормальное дыхание здорового человека соответствует формуле: медленный неглубокий вдох (2?3 с), медленный выдох (3?4 с) и задержка дыхания (3?4 с). Чем длительнее задержка дыхания, тем лучше. Идеальная задержка дыхания для астматиков – 1 мин.

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме по Иванову С. М.

Тренировку дыхания осуществляют специальными дыхательными упражнения с произношением на медленном выдохе звуков-букв. Эти упражнения способствуют не только выработке у больного умения управлять своим дыханием, улучшению вентиляции легких, но оказывают и психотерапевтическое воздействие.

Наиболее пригодными для произношения при выдохе являются в начале занятия согласные звуки: «с», «з», «ш», «щ»; а затем согласные звуки: «ж», «р» и гласные «у», «е», «и», «а» (основные буквы для тренировки дыхания).

Обычно в начале тренировки произносят букву в течение 5?7 с, доходя в дальнейшем до 15?20 с.

Когда больной овладеет своим дыханием (произношением отдельных букв в течение 15 с), переходят к последней тренировке дыхания в виде произношения на одном выдохе комбинации из двух, а затем – трех букв. Когда больной освоит произношение на одном выдохе трех букв, переходят к произношению на выдохе гласных букв с прерыванием произношения в середине выдоха. Например, «БрУУУ»; «ПрУУУУ»; «МрОООО»; «ТрОООО» и т. п. Из приставок, облегчающих произношение гласных букв, можно применять приставки (произносимые кратко): «Бр», «Вр», «Гр», «Др», «Жр», «Кр», «Пр», «Шр», «Хр». На последнем этапе тренировки дыхания используют произношение какой-либо буквы с усилением ее в середине упражнения: например, «ссссССССсссс», «ШрииииИИИИиииии», «ДрааааААААаааа» и т. д.

Для разнообразия занятий можно проводить не четырехкратное повторение одной буквы, а однократное произношение разных букв, например «СССС», «ЗЗЗЗ», «ШШШШ», «Брииии», «Врееее», «ДрОООО», «ПрУУУУ» или комбинации из согласных и гласных букв, например «ГраАААА», «ЖЖЖЖЖ», «ПрИИИИ», «РРРР».

При проведении специальных дыхательных упражнений не следует форсировать вдох и особенно выдох. При воспроизведении звука-буквы последнюю следует произносить медленно до тех пор, пока хватит дыхания.

Нужно приучаться к вдыханию и выдыханию через нос (использование носоглоточного рефлекса), а также втягиванию живота при выдохе.

Таблица 1. Схема занятий по лечебной гимнастике для больных бронхиальной астмой по С. М. Иванову

Лечебная физкультура по Э. В. Кокосову и А. Н. Стрельниковой

Лечебная физкультура существенно закрепляет эффект лечения бронхиальной астмы. Комплекс упражнений рекомендуется выполнять в период между приступами. Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки, подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Лечебная гимнастика активизирует выделение гормонов надпочечника – адреналина, что в свою очередь обусловливает бронхорасширяющий эффект. Регулярно выполняемые упражнения увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что трудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Надо сказать, что учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что по современным представлениям может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2?3 с.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100?110 ударов в минуту, а дыхания – 20?24.

В течение 5 мин частота пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Примерный комплекс упражнений

1. И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены вдоль туловища. Ходьба на месте в течение 1 мин (2 шага – вдох, 4?5 ? выдох, 2 шага – пауза). Темп средний.

2. И. п. – то же. Делая шаг правой ногой вперед, развести прямые руки в стороны – вдох; вернуться в и. п. – выдох; пауза. На выдохе прогнуться, на паузе расслабиться. Повторите 3?4 раза каждой ногой.

3. И. п. – то же. Руки к плечам – вдох; наклоняя туловище в сторону, поднять руки вверх – выдох; пауза, расслабиться. Повторить 2?3 раза в каждую сторону.

4. И. п. – то же. Махи расслабленными руками вперед-назад в течение 20?30 с. Дыхание произвольное.

1. И. п. – откинуться на спинку стула, ноги на ширине плеч, руки на коленях и бедрах. Спокойное дыхание в течение 1 мин. Следить за плавностью вдоха, выдоха и соблюдением паузы.

2. И. п. – то же. Вдохнуть, выдохнуть, задержать дыхание. Подсчитайте, в течение какого времени удается задержать дыхание. Со временем вы сможете это делать более длительно. Следите, чтобы после задержки дыхания вдох был по возможности спокойным. Сделать один раз.

3. И. п. – то же. Развести прямые руки в стороны, взмахом поднять прямую ногу вверх – вдох; делая хлопок под ногой, выдыхая, произнести «ха»; опустить ногу и руки; пауза, расслабление. Повторить 3?4 раза каждой ногой.

1. И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Вдохнуть, развести прямые руки в стороны; возвращаясь в и. п., расслабляясь, – выдох. Темп средний. Повторить 4 раза.

2. И. п. – то же. Поднять руки вперед – вдох; взмах правой ногой к левой руке – выдох; вернуться в и. п. – пауза. Руки в и. п. опускать мягко, возможно больше их расслабляя. Повторить 3?5 раз каждой ногой.

3. И. п. – ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки опущены. Во время вдоха живот выпячивать, выдыхая – втягивать (брюшное дыхание). Дыхание спокойное, ровное. Выполнять в течение 1 мин.

4. И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Имитация гребли: поднять прямые руки вперед – вдох; согнуть их и приблизить к груди – выдох; вернуться в и. п. – пауза. Повторить 4?5 раз.

5. И. п. – то же. Кистями рук обхватить нижние боковые отделы грудной клетки. Во время выдоха произносить звук «р»; в конце выдоха сжимать нижнюю часть грудной клетки, как бы помогая выдоху; пауза. Упражнение повторить, произнося последовательно звуки «ж» и «з», а в дальнейшем и сочетание звуков «бррух» («бррах», «бррох», «бррих»), «жррух» («жррах», «жррох», «жррех»). Каждый звук и сочетание звуков тянуть в течение 10?15 с.

Больной может выбрать наиболее понравившийся ему звук или сочетание звуков и повторять только его в течение 1?2 мин, памятуя при этом, что, например, звук «ж» можно протянуть за минуту не более 4 раз, если придерживаться необходимого темпа, а сочетание звуков «бррах» – 6?7 раз, так как продолжительность их звучания значительно меньше.

1. И. п. – то же. Последовательные движения правой и левой рукой: на пояс, в сторону, на пояс, вниз с постепенным ускорением темпа. Дыхание произвольное. Повторить 5?6 раз.

2. И. п. – то же. Поднять плечи вверх – вдох; расслабляя их, опустить – выдох; пауза с расслаблением мышц плеч, рук, туловища. Повторить 4?5 раз.

3. И. п. – то же. Руки вперед, круговые движения вправо и влево в течение 15?20 с. Дыхание произвольное, свободное.

4. И. п. – то же. Поднять прямые руки через стороны вверх – вдох; скрестить руки на груди, опустить расслабленно вниз – выдох, пауза. Повторить 3?4 раза.

1. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Откинуться на спинку стула. Диафрагмальное дыхание в течение 1 мин: на вдохе живот поднимается вверх, на выдохе – втягивается. Расслабить мышцы. Отдохнуть в течение 3 мин. Дыхание свободное.

Выполняя упражнения, старайтесь дышать не чаще 18 раз в минуту. Часто дыхание может вызвать головокружение и одышку и даже спровоцировать приступ бронхиальной астмы. Идеально, если частота дыхания при выполнении упражнений – 12?14 в минуту.

Если во время выполнения комплекса приступы удушья не возникают, можно приступить к занятиям ходьбой в зеленой зоне, лучше за городом. Ходить следует по возможности ежедневно в удобное время, натощак или через 2?3 ч после еды. Частота дыхания в начале тренировки не должна превышать 20 мин, частота сердечных сокращений (пульс) – 60 ударов.

Тренироваться можно на грунтовой или асфальтовой дорожке длиной 1000?2000 м (средний шаг человека, рост которого 160?170 см равен 60?70 см).

Начинать ходьбу рекомендуется в среднем темпе (80 шагов в минуту) и в первое занятие достаточно пройти 500 м. Постепенно в течение двух недель расстояние можно увеличить до 2000 м, а темп ходьбы до 110 шагов в минуту. Частота пульса не должна превышать 120 ударов в минуту. Если появится затрудненное дыхание, не пугайтесь, попытайтесь сами его снять. Для этого надо остановиться, сесть, лучше на скамейку и выполнить следующие упражнения.

1. Вдохнуть. Произнести на выдохе «пфф» при плотно сжатых губах: пауза. Повторить 4?5 раз.

2. Вдохнуть. Произнести во время выдоха при закрытом рте звук «мм», закрытый стон. Пауза. Повторить 5?6 раз.

3. Подушечками безымянных пальцев произвести растирание обеих сторон носа снизу вверх, в трех точках: на крыльях носа, выше крыльев носа и у корня носа. Длительность массажа каждой точки – 1 мин.

4. Указательным или большим пальцем надавить сверху вниз на заднюю поверхность грудины в области яремной ямки до появления умеренной боли.

Если через 2?3 мин дыхание нормализуется, давление можно ослабить. Длительность однократного массажа этой точки – до 5 мин.

Если указанные меры не помогли, следует воспользоваться лекарствами, которыми вы обычно купируете приступ удушья. Продолжать тренировку в этот день не следует, ее следует провести на следующий день при условии хорошего самочувствия.

Дыхательная гимнастика по Болотову

При дыхательной гимнастике надо произносить определенные звуки, и на выдохе сначала быстро проговариваются согласные: «ш», «щ», «з», «с». Затем, по мере выдыхания воздуха из легких, к ним присоединяются гласные звуки: «у», «а», «е», «и». Эти упражнения сначала делаются в течение нескольких сунд, а затем время их произношения постепенно увеличивается до полуминуты.

1. Быстрая фаза – «ш», медленная фаза ? «у»: «ш-ш-у-у-у-у-у».

2. Быстрая фаза – «щ», медленная фаза ? «а»: «щ-щ-а-а-а-а-а».

3. Быстрая фаза – «з», медленная фаза ? «е»: «з-з-е-е-е-е-е».

4. Быстрая фаза – «с», медленная фаза ? «и»: «с-с-и-и-и-и-и».

Соединение согласных и гласных звуков можно выбирать произвольно, так, как наиболее удобно.

В программу движения, помимо предложенных дыхательных упражнений, необходимо включать простой комплекс дыхательных упражнений.

Очищение внутренних органов при бронхиальной астме

Периодически (по 1 неделе каждый месяц) нужно также проводить курс очищения для улучшения работы печени, поскольку это наш главный фильтр, очищающий кровь от токсических веществ, которые в противном случае могут попасть в слизистую бронхов и вызвать приступ. Наиболее мягкий способ чистки печени – прием травяного сбора.

Взять по 1 ч. л. спорыша (горца птичьего), березового листа и кукурузных рылец. Залить смесь 1 стаканом кипятка. Настаивать, укутав, в течение 1 ч. Пить настой в теплом виде до еды – весь стакан в течение дня. Курс, как и говорилось ранее, – 1 неделя.

Средство обладает желчегонным действием, освобождает печеночные желчные протоки от застойной желчи, а значит, и стимулирует активность самой печени.

Улучшение работы печени помогает справиться с дисбактериозом, поддерживающим течение бронхиальной астмы.

«Казалось бы, весной, когда вся природа оживает, пробуждается, цветут цветы, у меня появляются слезотечение, чиханье, насморк, головные боли».

источник