Меню Рубрики

Курсовая особенности сестринского ухода при бронхиальной астме у детей

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Энгельсский медицинский колледж»

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей

Студентка: 542 группы специальность

Утешева Галия Сатвалдовна

Руковадитель: преподаватель педиатрии,

Коновалова Татьяна Юрьевна

Заболевание органов дыхания. Бронхиальная астма

Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей

Роль медицинской сестры в оказания первичной медицинской помощи

Особенности лечение бронхиальной астмы у детей

Диета при бронхиальной астме детского возраста

Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у детей

Этапы исследовательской работы

Практическая часть. Наблюдение из практике

Список используемой литературы

Бронхиальная астма – проблема мирового масштаба. От этого серьезного заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ может возникнуть в любом возрасте.

За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более тяжелому течению. Большинство медицинских работников, так или иначе имеют дело с больными бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма у детей обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки бронхиальной астмы могут исчезнуть.

Бронхиальная астма является после абструктивной болезни легких второй по распространенности болезнью системы дыхания у человека. В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой.

В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей .

Необходимо подчеркнуть, что эти программы ВОЗ оказались одними из наиболее эффективных. В настоящее время она используется как позитивная модель в решении вопросов профилактики и лечения и других заболеваний, и не только системы дыхания.

Эта инициатива ВОЗ исходила из того факта, что бронхиальная астма является нарастающей проблемой. За исторически очень короткий отрезок времени эта болезнь вошла в число наиболее часто регистрируемых хронических заболеваний у детского возраста.

Целью работы является определение роли медицинской сестры при сестринском уходе за детьми с бронхиальной астмой .

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Изучить статистические данные о заболеваемости бронхиальной астмой детей в ГУЗ СО «Новоузенская РБ».

Проанализировать работу медицинской сестры педиатрического отделения при уходе за детьми данной патологии.

Объект исследования : бронхиальная астма у детей.

Предмет исследования : медицинская сестра, участвующая в уходе за детьми с бронхиальной астмой.

ГЛАВА 1 Сестринский уход при бронхиальной астме у детей

1.1. Особенности клинических проявлений в детском возрасте

Бронхиальная астма — это заболевание, при котором повышается возбудимость и реактивность бронхов, что приводит к их отеку и спазму, и в результате возникает затруднение дыхания.
Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы и начинаются с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой. Появляется одышка, для которой характерен затрудненный выдох. В легких прослушиваются разнообразные сухие и влажные хрипы.

У больного ребенка синеют губы, он принимает вынужденную позу, пытаясь облегчить свое состояние, вдыхании участвуют вспомогательные мышцы. Такими симптомами характеризуется развернутый приступ бронхиальной астмы.

Преобладающей формой бронхиальной астмы у детей является атопическая астма. Аллергеном чаще всего становится домашняя пыль, пыльца растений, шерсть животных. В ряде случаев бронхиальной астме сопутствует пищевая аллергия, особенно у детей первых лет жизни.

Многи дети плохо переносят низкие температуры, бытовую химию и табачный дым. Кроме того, вирусные заболевания резко повышают чувствительность бронхов к разнообразным раздражителям. Определенную роль в развитии болезни принадлежит наследственной предрасположенности.

Особенности развития у детей

При подозрении на астму обратите внимание на следующие признаки:

• Сильный кашель во время сна или после физических нагрузок.

• Хрипы в легких, свистящее дыхание, затрудненный выдох.

• Одышка после занятий спортом.

• Жалобы на стеснение в груди, нехватку воздуха.

Острые заболевания дыхательных путей (например, бронхит) могут сопровождаться хрипами и даже затруднением дыхания, поэтому иногда непросто поставить правильный диагноз.

Врачу понадобится некоторое время для обследования и установления диагноза. В этот период вас могут попросить записывать симптомы, которые появляются у вашего малыша, и следить за их развитием. Необходимо будет указывать, что в том или ином случае явилось провокацией для их возникновения.

Во время приступа клиническая картина выглядит очень характерно. Для выявления значимых аллергенов в межприступном периоде делают кожные пробы или определяют специфические антитела (Ig E) в анализе крови.

Основные симптомы приступа бронхиальной астмы — одышка, чувство нехватки воздуха, свистящее дыхание, приступообразный кашель с тягучей прозрачной мокротой (мокрота отходит тяжело), экспираторная одышка, вздутие грудной клетки, в наиболее тяжёлых случаях — удушье.

У детей раннего возраста эквивалентами приступа бронхиальной астмы могут быть эпизоды кашля ночью или в предутренние часы, от которых ребёнок просыпается, а также затяжной повторный обструктивный синдром с положительным эффектом бронхолитиков. Бронхиальная астма у детей нередко сочетается с аллергическим ринитом (сезонным или круглогодичным) и атопическим дерматитом.

Следует учитывать, что при обследовании больного аускультативных изменений может и не быть. Вне приступа при спокойном дыхании хрипы выслушивают лишь у небольшой части больных.

Тяжёлый приступ сопровождается выраженной одышкой (ребёнок с трудом говорит, не может есть) с ЧДД более 50 в минуту (более 40 в минуту у детей старше 5 лет), ЧСС более 140 в минуту (более 120 в минуту после 5 лет), парадоксальным пульсом, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (у грудных детей эквивалент участия вспомогательной мускулатуры — раздувание крыльев носа во время вдоха). Положение ребёнка в момент астматического приступа вынужденное (ортопноэ, нежелание лежать).

Отмечают набухание шейных вен. Кожные покровы бледные, возможны цианоз носогубного треугольника и акроцианоз. Аускультативно выявляют свистящие сухие хрипы по всем полям лёгких, у детей раннего возраста нередко бывают разнокалиберные влажные хрипы (так называемая «влажная астма»). Пиковая объёмная скорость выдоха (ПОС) составляет менее 50% возрастной нормы. К признакам, угрожающим жизни, относят цианоз, ослабление дыхания или «немое» лёгкое, ПОС менее 35%.

Тяжесть течения астмы (лёгкая, среднетяжелая, тяжёлая) оценивают исходя из клинических симптомов, частоты приступов удушья, потребности в бронхолитических препаратах и объективной оценки проходимости дыхательных путей.

Клиническая классификация бронхиальной астмы

Симптомы появляются реже I раза в месяц, короткие приступы (часы-дни)

Симптомы появляются 3-4 раза в месяц

Симптомы появляются несколько раз в неделю, тяжёлые приступы, астматические состояния

Ночные симптомы возникают редко или отсутствуют

Ночные симптомы 2-3 раза в неделю

1.2.Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей

-аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);

-инфекция верхних дыхательных путей;

-медикаменты (аспирин, адреноблокаторы);

-факторы внешней среды (изменение погодных условий);

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный).

различают три формы бронхиальной астмы:

-инфекционно-аллергическая(обязательное присутствия хронического очага инфекции);

При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания.

1.3. Осложнения бронхиальной астмы у детей

У детей, страдающих бронхиальной астмой, особенно при тяжёлом течении заболевания, могут возникать различные осложнения.

Ателектазы лёгочной ткани , возникновение которых связано с закрытием просвета спазмированных бронхов слизистой пробкой. Развитию ателектаза способствуют отёк слизистой оболочки бронхов, дискриния бронхов, неравномерность вентиляции, сопутствующий эндобронхит, а также присущая детскому возрасту узость просвета бронхов.

Ателектазы чаще возникают при бронхиальной астме у детей раннего возраста и реже у детей более старших возрастных групп, что может быть связано с увеличением просвета бронхов с возрастом. Возникают ателектазы преимущественно в средней доле правого и в верхней доле левого лёгкого, в переднем и язычковом сегментах, но могут развиваться сразу в обоих лёгких. У наблюдаемых нами детей с тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы констатировалось в 15% случаев.

Возникновение ателектазов лёгочной ткани происходит в периоде обострения бронхиальной астмы и сопровождается усилением одышки, в лёгких обнаруживаются участки ослабленного дыхания с укорочением перкуторного звука над ними.

Ателектазы лёгких у детей с бронхиальной астмой в большинстве случаев имеют благоприятный исход. Но при отсутствии надлежащего лечения при несвоевременном распознавании инфицированных бронхоэктазов последние могут быть причиной формирования пнвмосклероза и бронхоэктазов.

В редких случаях при бронхиальной астме у детей может возникнуть пневмоторакс, развитие которого обусловлено разрывом эмфизематозной лёгочной ткани на высоте тяжёлого астматического приступа.

При этом значительно ухудшается общее состояние больного, появляется резкая боль в грудной клетке, усиливается одышка и цианоз, отмечается значительное снижение артериального давления, обнаруживается отставание поражённое половины грудной клетки в акте дыхания, её выбухание, расширение и сглаженность межрёберных промежутков, ослабление или полное исчезновение дыхательных шумов, тимпанический звук на стороне поражения, смещение органов средостения в противоположную сторону.

У детей с тяжёлым течением бронхиальной астмы, особенно в старшем возрасте, может развиться хроническая эмфизема лёгких . Её возникновение сопровождается выраженными нарушениями лёгочных функций и деятельности сердечнососудистой системы.

Течение бронхиальной астмы у детей может осложниться хроническим неспецифическим бронхолёгочным процессом . По данным литературы у 12% детей старшего возраста, страдающих бронхиальной астмой в течение длительного времени, обнаруживаются бронхоэктазы. При тяжёлом и длительном течении бронхиальной астмы у некоторых детей старшего возраста может развиться хроническое «лёгочное сердце» и хроническая лёгочносердечная недостаточность.

К редким осложнениям бронхиальной астмы у детей относятся интерстициальная, медиастинальная и подкожная эмфизема , развитие которых связано с разрывом альвеол и последующим проникновением воздуха в результате повышенного внутриальвеолярного давления соответственно в интерстициальную ткань лёгких, средостение, подкожную клетчатку шеи, грудной клетки, иногда в подкожную клетчатку лица и живота. На подкожную эмфизему указывает появление крепитации воздуха в подкожной клетчатке.

Диагноз подтверждается обнаружением при рентгенографическом исследовании воздушных полостей в интерстициальной ткани лёгкого, средостении и подкожной клетчатке. Среди наблюдаемых нами детей со среднетяжёлым и тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы соответственно в 1 и 2% случаев отмечалось развитие медиастинальной эмфиземы; вместе с тем, у 2% детей с тяжёлым течением бронхиальной астмы констатировалось развитие подкожной эмфиземы в области шеи.

1.4 Роль медицинской сестры в оказания первичной медицинской помощи

• Если приступ бронхиальной астмы обусловлен аллергической реакцией, то в первую очередь медицинская сестра ограничивает контакт больного с аллергеном.

• Расстегивает ребенку ворот одежды или пояс. Это позволит немного облегчить дыхательный процесс.

• Если ребенок находится в помещении, то следует открыть окно или форточку для обеспечения притока свежего воздуха и выветривания возможного аллергена.

• Медицинская сестра помогает больному присесть, ноги при этом должны быть опущены вниз. Сидячее положение позволит легким значительно улучшить дыхательный процесс.

• Следует успокоить пациента. Поговорить на отвлеченные темы или рассказать, что во время приступа астмы нечего бояться.

• Если приступ только начался, то можно воспользоваться горячими ванночками. В теплую воду (40-45 градусов) можно опускать как руки, так и ноги (не более 10-15 минут).

• Затем следует купирование приступа бронхиальной астмы. Для этого медицинская сестра готовит противоастматическими средствами (карманные ингаляторы, небулайзер, медикаментозные препараты). Если ребенок сам не в состоянии выполнить эти действие, то необходимо помочь ему (примерно 2 вдоха на 1 минуту).

• Рекомендует производить теплое питье (вода, молоко), которое необходимо пить небольшими глоточками. Чтобы согреть больного ребенка можно укутать его пледом, поставить горчичники или банки.

• обучает родственников легкого массажу. Помассирует пострадавшему в области крыльев носа, это позволит снизить развитие одышки.

• Если приступ случился впервые или после оказанной помощи больному не становится лучше, вызывает бригаду скорой помощи.

1.5. Особенности лечение бронхиальной астмы у детей

Лечение бронхиальной астмы — сложный, трудоемкий процесс, требующий комплексного и индивидуального подхода. Дозы лекарств, курс лечения, длительность приема препаратов подбирает врач. Не пытайтесь лечить ребенка сами, обратитесь к специалисту.

Ингаляторы . Дети болеющие бронхиальной астмой часто пользуются ингаляторами (лекарство вдыхается из баллончика-ингалятоpa). Вдыхаемый препарат может быть в виде аэрозоля (газообразное состояние вещества) или в виде мельчайшего порошка.

Ингаляционно вводятся расширяющие бронхи препараты, гормональные лекарства и др. Однако, когда больной ребенок вдыхает лекарство из баллончика-ингалятора, до его бронхов доходит всего 10-20 % лекарства. Большая часть препарата оседает в пути, на задней стенке глотки. К тому же дети, особенно маленькие, плохо понимают указания и могут неправильно и неэффективно вдыхать лекарство из баллончика.

Для улучшения процесса вдыхания препарата используют специальные приспособления: спейсеры, турбухалеры, небулайзеры, систему «легкое дыхание» и др. В детской практике их применение обязательно, так как позволяет использовать меньшие дозы, иметь меньше затрат и снизить риск развития побочных эффектов. Обычно такие приспособления можно купить в аптеке, нередко они продаются вместе с баллончиком-ингалятором или лекарством для ингаляции.

Спейсер — вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозольного лекарства. Лекарство из баллончика-ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом. Таким образом, можно сделать не один вдох, а несколько, пока большая часть лекарства не попадет в легкие. Спейсер повышает процент попадания лекарства в легкие до 30 %. Спейсер применим только для аэрозоля, но не для сухого порошка.

Небулайзер — техническое устройство, переводящее лекарство в аэрозольное облако. Пути формирования аэрозольного облака различны, в зависимости от этого различают ультразвуковые и компрессорные (пневматические, струйные) небулайзеры.

С помощью небулайзера можно проводить длительные ингаляции аэрозолями растворов лекарственных веществ.

Система «легкое дыхание» активируется вдохом больного ребенка. Ингалятор срабатывает автоматически на вдох пациента, поэтому не нужно координировать вдох и момент нажатия на клапан баллончика-ингалятора. Используется вместе со спейсером. Скорость выброса лекарства в системе «легкое дыхание» в 4 раза ниже, чем в обычных ингаляторах, и созданное облако аэрозоля не ударяет в заднюю стенку глотки. При этом проникновение в дыхательные пути увеличивается в 2 раза.

Фитотерапия . Фитотерапия играет положительную роль в профилактике приступов бронхиальной астмы, удлинении межприступного периода, сокращения побочных эффектов от препаратов. Этот метод прекрасно дополняет традиционное медикаментозное лечение, повышая его эффективность.

Читайте также:  Рентгеноскопия при бронхиальной астме

1.6. Диспансеризация детей с бронхиальной астмой

Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием с периодами обострения и ремиссии, больные нуждаются в постоянном наблюдении.

Медикаментозное лечение также нуждается в постоянной коррекции в зависимости от тяжести болезни.

При легком и среднетяжелом течении необходимо осматриваться у пульмонолога или терапевта 2-3 раза в год, а при тяжелом – 1 раз в 1-2 месяца.

В развитии бронхиальной астмы большую роль играет аллергическая реакция на инфекционные и другие агенты, поэтому таким пациентам показаны консультации аллерголога( 1 раз в год).

При бронхиальной астме отмечаются нарушения со стороны нервной системы, поэтому желательно раз в год проходить осмотр у психотерапевта. Для санации очагов хронической инфекции нужно регулярно (не реже 1 раза в год ) посещать отоларинголога и стоматолога.

Нужно 2-3 раза в год сдавать общий анализ крови и мокроты для выявления воспалительного процесса в бронхолегочной ткани.

Для определения функционального состояния дыхательной системы 2 раза в год необходимо выполнять спирографию.

1.6. Диета при бронхиальной астме детского возраста

Главный принцип, который преследует диета, заключается в исключении из рациона питания продуктов, способных вызвать или усилить аллергию.

Потенциально аллергенными являются:

источник

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«КОВРОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Е. И. Смирнова»
Специальность 34.02.01«Сестринское дело»
КУРСОВАЯ РАБОТА
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ
ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК.02.01. Осуществление сестринского ухода в педиатрии.
Выполнил:
студент 2 курса 21 М группы Тулаева Елизавета Максимовна
Руководитель:
преподаватель: Зулунова Гулбахор Турсуновна
Допущен (а):_____ ___________
(дата) (подпись)
Защитил (а): _______ ________ ____________
(оценка) (дата) (подпись)

Ковров
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Сестринский уход при бронхиальной астме у детей
1.1 Клиническая картина бронхиальной астмы у детей
1.2 Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей
1.3 Осложнение бронхиальной астмы у детей
1.4 Особенности лечения бронхиальной астмы у детей
1.5 Диета при бронхиальной астме у пациентов детского возраста
1.6 Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей
1.7 Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у детей
1.8 Рекомендации родителям детей болеющих бронхиальной астмой
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
3
6
10
11
13
17
18
19
21
24
25
28
29

ВВЕДЕНИЕ
Бронхиальная астма – проблема мирового масштаба. От этого серьезного заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ может возникнуть в любом возрасте.
За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более тяжелому течению. Большинство медицинских работников, так или иначе имеют дело с больными бронхиальной астмы.
Бронхиальная астма у детей обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки бронхиальной астмы могут исчезнуть.
Бронхиальная астма является после абструктивной болезни легких второй по распространенности болезнью системы дыхания у человека. В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой.
В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей.
Необходимо подчеркнуть, что эти программы ВОЗ оказались одними из наиболее эффективных. В настоящее время она используется как позитивная модель в решении вопросов профилактики и лечения и других заболеваний, и не только системы дыхания.
Эта инициатива ВОЗ исходила из того факта, что бронхиальная астма является нарастающей проблемой. За исторически очень короткий отрезок времени эта болезнь вошла в число наиболее часто регистрируемых хронических заболеваний у детского возраста.
Актуальность исследования бронхиальная астма — заболевание, характеризующееся обратимой обструкцией дыхательных путей, вызванной их воспалением и гиперреактивностью. Бронхиальная астма является наиболее распространенным во всем мире заболеванием, представляющим значительную социальную проблему, как для детей, так и для взрослых. Чаще ею болеют мальчики, нежели девочки (6% по сравнению с 3,7%), однако с наступлением пубертатного периода распространенность заболевания становится одинаковой у обоих полов. Бронхиальная астма возникает во всех странах, независимо от уровня развития, но ее распространённость различается между популяциями даже внутри одной страны. Бронхиальную астму чаще наблюдают у городских жителей, чем у сельских. За последние 20 лет распространенность этого заболевания заметно возросла, особенно среди детей. Это заболевание, начавшись у детей, в большинстве случаев продолжается у взрослых, являясь причиной профессиональных ограничений, инвалидности, а в ряде случаев и смертельных исходов. Высокая распространенность и социально-экономическое влияние бронхиальной астмы на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при бронхиальной астме у детей является актуальным.
Знание особенностей течения бронхиальной астмы у детей позволит предупредить развитие заболевания у взрослых, что уменьшит осложнение и летальный исход.
Цель исследования: проанализировать роль медицинской сестры при уходе за детьми с бронхиальной астмой.
Задачи исследования:
1)Ознакомиться с основными этиологическими признаками развития бронхиальной астмы у детей;
2) Изучить патогенез заболевания детей с бронхиальной астмой;
3)Рассмотреть диагностику заболевания бронхиальной астмы у детей;
4)Изучить осложнения болезни бронхиальной астмы у детей;
5)Проанализировать работу медицинской сестры при уходе за детьми с бронхиальной астмой;
6) Рассмотреть роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у детей
Объект исследования: медицинская помощь при бронхиальной астме у детей.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в уходе за пациентами детского возраста, страдающими бронхиальной астмой
Методы исследования:
Обзор источников литературы по теме исследования
Работа в сети интернет
Практическая значимость: Результаты данной работы направлены на практическое применение полученной информации в профессиональной деятельности медицинской сестры с целью грамотной организации сестринского ухода за детьми, страдающими бронхиальной астмой.

1 Сестринский уход при бронхиальной астме у детей
1.1.Особенности клинических проявлений бронхиальной астмы в детском возрасте
Бронхиальная астма — это заболевание, при котором повышается возбудимость и реактивность бронхов, что приводит к их отеку и спазму, и в результате возникает затруднение дыхания. Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы и начинаются с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой. Появляется одышка, для которой характерен затрудненный выдох. В легких прослушиваются разнообразные сухие и влажные хрипы.
У больного ребенка синеют губы, он принимает вынужденную позу, пытаясь облегчить свое состояние, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы. Такими симптомами характеризуется развернутый приступ бронхиальной астмы.
Преобладающей формой бронхиальной астмы у детей является атопическая астма. Аллергеном чаще всего становится домашняя пыль, пыльца растений, шерсть животных. В ряде случаев бронхиальной астме сопутствует пищевая аллергия, особенно у детей первых лет жизни.
Многие дети плохо переносят низкие температуры, бытовую химию и табачный дым. Кроме того, вирусные заболевания резко повышают чувствительность бронхов к разнообразным раздражителям. Определенную роль в развитии болезни принадлежит наследственной предрасположенности.
Этиология: Развитие бронхиальной астмы у детей обусловлено генетической предрасположенностью и факторами окружающей среды. Выделяют три основные группы факторов, способствующих развитию заболевания.
Предрасполагающие (отягощенная аллергическими заболеваниями наследственность, атопия, бронхиальная гиперреактивность).
Причинные, или сенсибилизирующие (аллергены, вирусные инфекции, лекарственные средства).
Вызывающие обострение (так называемые триггеры), стимулирующие воспаление в бронхах или провоцирующие развитие острого бронхоспазма (аллергены, вирусные и бактериальные инфекции, холодный воздух, табачный дым, эмоциональный стресс, физическая нагрузка, метеорологические факторы и др.).
Сенсибилизацию дыхательных путей вызывают ингаляционные аллергены (бытовые, эпидермальные, грибковые, пыльцевые). Один из источников аллергенов — домашние животные (слюна, выделения, шерсть, роговые чешуйки, опущенный эпителий). Пыльцевую бронхиальную астму вызывают аллергены цветущих деревьев, кустарников, злаковых. У некоторых детей приступы удушья могут быть обусловлены различными лекарственными средствами (например, антибиотиками, особенно пенициллинового ряда, сульфаниламидами, витаминами, ацетилсалициловой кислотой). Несомненна роль сенсибилизации к промышленным аллергенам. Кроме прямого воздействия на органы дыхания техногенное загрязнение атмосферного воздуха может усиливать иммуногенность пыльцы и других аллергенов. Нередко первым фактором, провоцирующим обструктивный синдром, становятся ОРВИ (парагрипп, респираторно-синцитиальная и риновирусная инфекции, грипп и др.)
Патогенез: По современной концепции патогенез бронхиальная астма представляется как особый воспалительный процесс в бронхиальной стенке, который вызывает развитие бронхиальной обструкции и гиперреактивности (повышенная чувствительность бронхиального дерева к стимулам, индифферентным для здоровых лиц). Из числа многих клеток, принимающих участие в процессе воспаления и развития гиперреактивности бронхов, решающая роль, принадлежит тучным клеткам, эозинофилам и Т-лимфоцитам.
В патогенезе бронхиальной астмы принято выделять три стадии патологического процесса:
иммунологическую— происходит сенсибилизация, выработка антител и встреча антигена с антителом;
патохимическую , характеризующуюся выделением из тучных клеток биологически активных веществ — медиаторов аллергического воспаления — гистамина, серотонина, ацетилхолина и др.
активность медиаторов аллергического воспаления обусловливает третью стадию иммунологической реакции — патофизиологическую.
Воспалительный процесс формирует четыре механизма бронхиальной обструкции:
1) острая бронхоконстрикция (вследствие спазма гладких мышц);
2) подострая (вследствие отека слизистой дыхательных путей);
3) хроническое формирование слизистых пробок, которые обтурируют периферические бронхи;
4) необратимая перестройка бронхиальной стенки.
Морфологически обнаруживают признаки эмфиземы, обтурацию бронхов слизистыми или слизисто-гнойными пробкам, тотальный бронхоспазм [2].
Особенности развития клинической картины у детей:
При подозрении на астму обратите внимание на следующие признаки:
• Сильный кашель во время сна или после физических нагрузок.
• Хрипы в легких, свистящее дыхание, затрудненный выдох.
• Одышка после занятий спортом.
• Жалобы на стеснение в груди, нехватку воздуха.
Острые заболевания дыхательных путей (например, бронхит) могут сопровождаться хрипами и даже затруднением дыхания, поэтому иногда непросто поставить правильный диагноз.
Врачу понадобится некоторое время для обследования и установления диагноза. В этот период вас могут попросить записывать симптомы, которые появляются у вашего малыша, и следить за их развитием. Необходимо будет указывать, что в том или ином случае явилось провокацией для их возникновения.
Во время приступа клиническая картина выглядит очень характерно. Для выявления значимых аллергенов в межприступном периоде делают кожные пробы или определяют специфические антитела (Ig E) в анализе крови.
Основные симптомы приступа бронхиальной астмы — одышка, чувство нехватки воздуха, свистящее дыхание, приступообразный кашель с тягучей прозрачной мокротой (мокрота отходит тяжело), экспираторная одышка, вздутие грудной клетки, в наиболее тяжёлых случаях — удушье.
У детей раннего возраста эквивалентами приступа бронхиальной астмы могут быть эпизоды кашля ночью или в предутренние часы, от которых ребёнок просыпается, а также затяжной повторный обструктивный синдром с положительным эффектом бронхолитиков. Бронхиальная астма у детей нередко сочетается с аллергическим ринитом (сезонным или круглогодичным) и атопическим дерматитом.
Следует учитывать, что при обследовании больного аускультативных изменений может и не быть. Вне приступа при спокойном дыхании хрипы выслушивают лишь у небольшой части больных.
Тяжёлый приступ сопровождается выраженной одышкой (ребёнок с трудом говорит, не может есть) с ЧДД более 50 в минуту (более 40 в минуту у детей старше 5 лет), ЧСС более 140 в минуту (более 120 в минуту после 5 лет), парадоксальным пульсом, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (у грудных детей эквивалент участия вспомогательной мускулатуры — раздувание крыльев носа во время вдоха). Положение ребёнка в момент астматического приступа вынужденное (ортопноэ, нежелание лежать).
Отмечают набухание шейных вен. Кожные покровы бледные, возможны цианоз носогубного треугольника и акроцианоз. Аускультативно выявляют свистящие сухие хрипы по всем полям лёгких, у детей раннего возраста нередко бывают разнокалиберные влажные хрипы (так называемая «влажная астма»). Пиковая объёмная скорость выдоха (ПОС) составляет менее 50% возрастной нормы. К признакам, угрожающим жизни, относят цианоз, ослабление дыхания или «немое» лёгкое, ПОС менее 35%.
Тяжесть течения астмы (лёгкая, среднетяжелая, тяжёлая) оценивают исходя из клинических симптомов, частоты приступов удушья, потребности в бронхолитических препаратах и объективной оценки проходимости дыхательных путей.
Клиническая классификация бронхиальной астмы
Лёгкая:
Симптомы появляются реже I раза в месяц, короткие приступы (часы-дни)
Ночные симптомы возникают редко или отсутствуют
ПОС или ОФВ, >80% должного
Вариабельность ПОС 20-30%
Среднетяжелая:
Симптомы появляются 3-4 раза в месяц
Ночные симптомы 2-3 раза в неделю
ПОС или ОФВ, >60% и 30%
Тяжёлая:
Симптомы появляются несколько раз в неделю, тяжёлые приступы, астматические состояния
Частые ночные симптомы
ПОС или ОФВ, 30 [9].
1.2 Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей
Способствующие факторы развития и обострения бронхиальной астмы у детей:
-аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);
-инфекция верхних дыхательных путей;
-медикаменты (аспирин, адреноблокаторы);
-факторы внешней среды (изменение погодных условий);
-генетический фактор.
В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный).
различают три формы бронхиальной астмы:
-атопическая (аллергическая);
-инфекционно-аллергическая (обязательное присутствия хронического очага инфекции);
-смешанная.
При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания. [3]
Диагностика: в общем анализе крови характерна эозинофилия. В мокроте обнаруживают пласты и гранулы эозинофилов, вытесненные из разрушенных клеток ( кристаллы Шарко- Лейдена). В крови повышен уровень иммуноглобулинов Е. Для выявления специфического аллергена в межприступный период проводят кожные пробы с аллергенами. При необходимости- провокационные пробы [1].
1.3 Осложнения бронхиальной астмы у детей
У детей, страдающих бронхиальной астмой, особенно при тяжёлом течении заболевания, могут возникать различные осложнения.
Ателектазы лёгочной ткани, возникновение которых связано с закрытием просвета спазмированных бронхов слизистой пробкой. Развитию ателектаза способствуют отёк слизистой оболочки бронхов, дискриния бронхов, неравномерность вентиляции, сопутствующий эндобронхит, а также присущая детскому возрасту узость просвета бронхов.
Ателектазы чаще возникают при бронхиальной астме у детей раннего возраста и реже у детей более старших возрастных групп, что может быть связано с увеличением просвета бронхов с возрастом. Возникают ателектазы преимущественно в средней доле правого и в верхней доле левого лёгкого, в переднем и язычковом сегментах, но могут развиваться сразу в обоих лёгких. У наблюдаемых нами детей с тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы констатировалось в 15% случаев.
Возникновение ателектазов лёгочной ткани происходит в периоде обострения бронхиальной астмы и сопровождается усилением одышки, в лёгких обнаруживаются участки ослабленного дыхания с укорочением перкуторного звука над ними.
Ателектазы лёгких у детей с бронхиальной астмой в большинстве случаев имеют благоприятный исход. Но при отсутствии надлежащего лечения при несвоевременном распознавании инфицированных бронхоэктазов последние могут быть причиной формирования пнвмосклероза и бронхоэктазов.
В редких случаях при бронхиальной астме у детей может возникнуть пневмоторакс, развитие которого обусловлено разрывом эмфизематозной лёгочной ткани на высоте тяжёлого астматического приступа.
При этом значительно ухудшается общее состояние больного, появляется резкая боль в грудной клетке, усиливается одышка и цианоз, отмечается значительное снижение артериального давления, обнаруживается отставание поражённое половины грудной клетки в акте дыхания, её выбухание, расширение и сглаженность межрёберных промежутков, ослабление или полное исчезновение дыхательных шумов, тимпанический звук на стороне поражения, смещение органов средостения в противоположную сторону.
У детей с тяжёлым течением бронхиальной астмы, особенно в старшем возрасте, может развиться хроническая эмфизема лёгких. Её возникновение сопровождается выраженными нарушениями лёгочных функций и деятельности сердечнососудистой системы.
Течение бронхиальной астмы у детей может осложниться хроническим неспецифическим бронхолёгочным процессом. По данным литературы у 12% детей старшего возраста, страдающих бронхиальной астмой в течение длительного времени, обнаруживаются бронхоэктазы. При тяжёлом и длительном течении бронхиальной астмы у некоторых детей старшего возраста может развиться хроническое «лёгочное сердце» и хроническая лёгочносердечная недостаточность[5].
К редким осложнениям бронхиальной астмы у детей относятся интерстициальная, медиастинальная и подкожная эмфизема, развитие которых связано с разрывом альвеол и последующим проникновением воздуха в результате повышенного внутриальвеолярного давления соответственно в интерстициальную ткань лёгких, средостение, подкожную клетчатку шеи, грудной клетки, иногда в подкожную клетчатку лица и живота. На подкожную эмфизему указывает появление крепитации воздуха в подкожной клетчатке.
Диагноз подтверждается обнаружением при рентгенографическом исследовании воздушных полостей в интерстициальной ткани лёгкого, средостении и подкожной клетчатке. Среди наблюдаемых нами детей со среднетяжёлым и тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы соответственно в 1 и 2% случаев отмечалось развитие медиастинальной эмфиземы; вместе с тем, у 2% детей с тяжёлым течением бронхиальной астмы констатировалось развитие подкожной эмфиземы в области шеи[4].
1.4 Особенности лечение бронхиальной астмы у детей
Лечение бронхиальной астмы — сложный, трудоемкий процесс, требующий комплексного и индивидуального подхода. Дозы лекарств, курс лечения, длительность приема препаратов подбирает врач.
Медикаментозное лечение. Современная традиционная медицина предлагает множество препаратов, используемых для лечения бронхиальной астмы. Условно их можно разделить на две группы:
Средства скорой помощи для снятия приступа. Эти препараты обладают бронхорасширяющим эффектом. В детской практике используют сальбутамол, венталин и беротек в виде ингаляторов, эуфиллин в таблетках или инъекциях, а также некоторые другие сильнодействующие препараты.
Профилактические препараты, снимающие аллергическое воспаление. Специалисты называют их «базисными», необходимыми. Их несколько групп: антигистаминные противоаллергические препараты (супрастин, тавегил, кларитин и др.), стабилизаторы мембран (интал, тайлед, кетотифен и др.), гормональные препараты, антибиотики и др. Они подбираются индивидуально с учетом тяжести и особенностей течения бронхиальной астмы.
К сожалению, течение бронхиальной астмы хроническое, и в большинстве случаев препараты, предлагаемые для лечения, дают временный и нестойкий результат. К тому же, проявляются побочные действия этих препаратов: привыкание, дисбактериоз, аллергические реакции, нарушение функций желудочно-кишечного тракта, печени, почек, обмена веществ, сердца, тахикардия, повышение давления и др. Бывает, что ребенок испытывает страх возникновения приступа и самовольно превышает дозу бронхорасширя-ющего препарата в десятки раз, что может спровоцировать астматический статус.
Ингаляторы. Дети болеющие бронхиальной астмой часто пользуются ингаляторами (лекарство вдыхается из баллончика-ингалятоpa). Вдыхаемый препарат может быть в виде аэрозоля (газообразное состояние вещества) или в виде мельчайшего порошка.
Ингаляционно вводятся расширяющие бронхи препараты, гормональные лекарства и др. Однако, когда больной ребенок вдыхает лекарство из баллончика-ингалятора, до его бронхов доходит всего 10-20 % лекарства. Большая часть препарата оседает в пути, на задней стенке глотки. К тому же дети, особенно маленькие, плохо понимают указания и могут неправильно и неэффективно вдыхать лекарство из баллончика.
Для улучшения процесса вдыхания препарата используют специальные приспособления: спейсеры, турбухалеры, небулайзеры, систему «легкое дыхание» и др. В детской практике их применение обязательно, так как позволяет использовать меньшие дозы, иметь меньше затрат и снизить риск развития побочных эффектов. Обычно такие приспособления можно купить в аптеке, нередко они продаются вместе с баллончиком-ингалятором или лекарством для ингаляции.
Правила выбора устройств для ингаляций:
• детям до 2-х лет лучше использовать распылители (небулайзеры) или дозированные аэрозоли со спейсером и лицевой маской;
• детям от 2-х до 5-ти лет лучше применять дозированные аэрозоли со спейсером или распылители (небулайзеры);
• спейсер должен подходить к ингалятору, его объем соответствовать легочному и увеличиваться по мере роста ребенка;
• детям старше пяти лет, испытывающим затруднения при пользовании аэрозолями, следует сочетать их со спейсером или перейти на применение дозированных аэрозолей, активированных дыханием или порошковых ингаляторов[7].
Спейсер — вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозольного лекарства. Лекарство из баллончика-ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом. Таким образом, можно сделать не один вдох, а несколько, пока большая часть лекарства не попадет в легкие. Спейсер повышает процент попадания лекарства в легкие до 30 %. Спейсер применим только для аэрозоля, но не для сухого порошка.
Небулайзер — техническое устройство, переводящее лекарство в аэрозольное облако. Пути формирования аэрозольного облака различны, в зависимости от и компрессорные (пневматические, струйные) небулайзеры.
С помощью небулайзера можно проводить длительные ингаляции аэрозолями растворов лекарственных веществ . ( См. приложение А)
Система «легкое дыхание» активируется вдохом больного ребенка. Ингалятор срабатывает автоматически на вдох пациента, поэтому не нужно координировать вдох и момент нажатия на клапан баллончика-ингалятора. Используется вместе со спейсером. Скорость выброса лекарства в системе «легкое дыхание» в 4 раза ниже, чем в обычных ингаляторах, и созданное облако аэрозоля не ударяет в заднюю стенку глотки. При этом проникновение в дыхательные пути увеличивается в 2 раза.
Фитотерапия. Фитотерапия играет положительную роль в профилактике приступов бронхиальной астмы, удлинении межприступного периода, сокращения побочных эффектов от препаратов. Этот метод прекрасно дополняет традиционное медикаментозное лечение, повышая его эффективность. ( См. приложение Б)
При кашле и одышке во время обструктивного бронхита и в период приступа бронхиальной астмы применяют растения, обладающие отхаркивающим и разжижающим мокроту действием. Это одуванчик, ромашка, зверобой, подорожник, хвощ, спорыш, тысячелистник, крапива, мать-и-мачеха, календула, корень солодки. Их можно использовать в виде отваров, настоев, сухого порошка (таблеток), припарок, примочек и др.
Ароматерапия. Эфирные масла показаны только в микродозах. Применяют эфирные масла лаванды, тимьяна, чайного дерева. Добавляют в массажное масло, растирают грудную клетку (5 капель эфирного масла на 10 мл основы) или используют аромалампу 10 минут в день.
Физиотерапевтическое лечение. В лечении используют лечебную физкультуру, дыхательную гимнастику, массаж, иглорефлексотерапию, закаливание, лечение горным воздухом, санаторно-курортное лечение (особенно полезно высокогорье с разряженным воздухом, Приэль-брусье, Кисловодск, Южный берег Крыма) и др[5].
Диспансеризация детей с бронхиальной астмой: поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием с периодами обострения и ремиссии, больные нуждаются в постоянном наблюдении.
Медикаментозное лечение также нуждается в постоянной коррекции в зависимости от тяжести болезни.
При легком и среднетяжелом течении необходимо осматриваться у пульмонолога или терапевта 2-3 раза в год, а при тяжелом – 1 раз в 1-2 месяца.
В развитии бронхиальной астмы большую роль играет аллергическая реакция на инфекционные и другие агенты, поэтому таким пациентам показаны консультации аллерголога( 1 раз в год).
При бронхиальной астме отмечаются нарушения со стороны нервной системы, поэтому желательно раз в год проходить осмотр у психотерапевта. Для санации очагов хронической инфекции нужно регулярно (не реже 1 раза в год) посещать отоларинголога и стоматолога.
Нужно 2-3 раза в год сдавать общий анализ крови и мокроты для выявления воспалительного процесса в бронхолегочной ткани.
Для определения функционального состояния дыхательной системы 2 раза в год необходимо выполнять спирографию.
1.5 Диета при бронхиальной астме у пациентов детского возраста
Главный принцип, который преследует диета, заключается в исключении из рациона питания продуктов, способных вызвать или усилить аллергию.
При бронхиальной астме у детей назначается 9 стол. ( См. приложение В)
Особенности детского диетического питания: диета, страдающего бронхиальной астмой малыша, не должна содержать продукты, в состав которых входит тирамин и гистамин. Эти вещества при аллергическом рините или другом виде аллергии усугубляют их проявления.
Наибольшее содержание гистамина и тирамином отмечается в твердых сырах, квашеной капусте, говяжьих сосисках и сардельках, рыбных консервах, копченых колбасах. Эти продукты противопоказаны больным астмой, как при ее обострении, так и в период ее ремиссии.
У детей с бронхиальной астмой, пища не должна солиться. Она готовится без использования различных усилителей вкуса и пряностей. Лук, чеснок, перец и горчица раздражают слизистую оболочку кишечника и вызывают в ней воспаление[8].
1.6 Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей
У пациента с бронхиальной астмой нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.Настоящие проблемы пациента детского возраста с бронхиальной астмой, обусловленные бронхоспазмом, отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.
Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
План ухода:
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.Мотивация: создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний. 2. Обеспечивать организацию и контроль питания.Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты, необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.Мотивация: удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений. 3. Организация досуга.Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.Мотивация: создание условий для соблюдения режима 4. Создание комфортных условий в палате.Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.Мотивация: удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания. 5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.Мотивация: удовлетворение потребности быть чистым. 6. Выполнять назначения врача.Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам пользования ингалятором, небулайзем и др., методике проведения пикфлоуметрии и ведению дневника самоконтроля. Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.Мотивация: нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний. Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов. 7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.Мотивация: контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
1.7 Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у детей
Первичная профилактика: (для предотвращения развития бронхиальной астмы):
рациональное питание женщины в период беременности;
ограничение принимаемых медикаментов в период беременности и кормлению грудью;
соблюдение гипоаллергенного режима в помещении, где находится ребенок;
исключение пассивного курения.
Вторичная профилактика: (для предупреждения обострения заболевания):
следует исключить или ограничить контакт ребенка с аллергенами в быту;
при пищевой аллергии – соблюдение соответствующей диеты;
при физической нагрузке, изменении метеоусловий применять препараты из группы бета-2-агонистов, которые рекомендует пульмонолог или аллерголог;
вакцинация детей с бронхиальной астмой проводится по заключению аллерголога и иммунолога в период стойкой ремиссии не менее 3-6 месяцев на фоне приема антигистаминных препаратов;
родители должны четко знать последовательность действий в домашней обстановке при приступе удушья до тех пор, пока ребенок не будет госпитализирован или ему не будет оказана медицинская помощь[6].
1.8 Общие рекомендации родителям детей болеющих бронхиальной астмой
Рекомендации родителям: Для того, чтобы сократить количество приступов астмы, нужно минимизировать или вообще исключить контакт ребенка с провоцирующими их аллергенами. В идеале, конечно, нужно понять, какие это вещества. Для этих целей существуют аллергические кожные пробы, можно также исследовать кровь астматика на антитела к аллергенам. Если эти исследования не доступны, то просто старайтесь следовать общим правилам безопасности. Правила эти несложные и их легко запомнить:
Как можно чаще делайте в доме влажную уборку, особенно в комнате ребенка, а также там, где он чаще всего играет
Чаще пользуйтесь домашними увлажнителями воздуха. Избавьтесь от перьевых подушек и матрасов. Поменяйте их на синтетические.
Уберите с пола все ковры, паласы и ковровые дорожки
Не покупайте и следите, чтобы ребенку не дарили мягкие игрушки.
Следите внимательно, чтобы в вашем доме не было никакой плесени, а воздух не был слишком увлажненным. Нельзя допускать, чтобы в доме заводились тараканы. Продукты жизнедеятельности этих насекомых являются сильным аллергеном, часто приводящим к развитию бронхиальной астмы или учащению ее приступов
Старайтесь избегать всяких выездов на природу в тот момент, когда начинается цветение. В особенно сложных случаях даже рекомендуется уезжать в другой регион, туда, где период цветения уже закончился.

Читайте также:  Бронхиальная обструкция это астма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретические вопросы бронхиальной астмы у детей, я пришла к заключению, что цель моей курсовой работы достигнута. В ходе работы сделаны соответствующие выводы:
Развитие бронхиальной астмы у детей обусловлено генетической предрасположенностью и факторами окружающей среды. Три основные группы факторов, способствующих развитию заболевания: Предрасполагающие, сенсибилизирующие и Вызывающие обострение (так называемые триггеры)
В развитии всех форм бронхиальной астмы важное значение имеют аллергические механизмы.
Особенности клинической картины: выраженная интоксикация и быстрое приступообразное удушье с нарушением выдоха
Осложнениями бронхиальной астмы, являются такие заболевания, как: ателектазы лёгочной ткани, пневмоторакс, эмфизема лёгких.
Сестринский уход за детьми болеющими бронхиальной астмой, направлен на то, чтобы не допустить развития осложнений, повторных приступов; ребёнок (родственники) продемонстрируют знания о заболевании, способах лечения и профилактики.
Роль медицинской сестры в профилактике заболевания бронхиальной астмой у детей: первичная (для предотвращения развития бронхиальной астмы), вторичная (для предупреждения обострения заболевания)
Осуществляя сестринский процесс, медицинская сестра должна быть коммуникабельной, чтобы выявлять нарушенные потребности и проблемы пациента, уметь оценить способность к самоуходу. При бронхиальной астме у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, четко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. В этом и заключается особенность сестринского процесса при бронхиальной астме.
Работа над курсовой помогла мне закрепить теоретические знания и применить практические умения и навыки при осуществлении сестринского процесса. Работая над ней, я получил бесценный опыт для работы по своей профессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:
1) Тульчинская, В.Д ; Соколова, Н.Г. ; Шеховцова, Н.М.Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб.пособие для колледжей и училищ/ под общей редакцией Р.Ф. Морозовой; Изд.14-е « Феникс», 2011. -252 с.
2) Соколова, Н.Г. ; Тульчинская, В.Д. Сестринское дело в педиатрии( практикум) [Текст]:учеб.пособие для колледжей и училищ/ под общей редакцией Р.Ф. Морозовой ; «Феникс» 2014. -114 с.
3) Католикова, О. С. Сестринский уход в педиатрии. МДК 02.01 сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях [Текст]:учеб.пособие для колледжей и училищ / под общей редакцией Б.В. Кабарухина ; «Феникс» 2015. — 98с.
Дополнительные источники:
4) Ненашева, Н.М. Бронхиальная астма [Текст]: Карманное руководство для практических врачей. – М.: Издательский холдинг «Атмосфера», 2011. – 96 с.
5) Соколова, Н. Г. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст] учеб.пособие для средн.профес.учреждений / З.В. Тульчинская. 7-е издание. Феникс 2010. -110 с.
6) Пушко, Л.В., Овсянников, Д.Ю. Бронхиальная астма у детей [Текст] Учебно-методическое пособие. -М.: РУДН, 2012 — 24 с
7) Овсянников, Д.Ю. Бронхиолиты у детей. [Текст] Учебно-методическое пособие/. М.: РУДН, 2011.- 34 с.
8) Баранова, А.А. Детские болезни. [Текст] М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1008 с
9) Таточенко, В.К. Болезни органов дыхания у детей. [Текст] М.: Педиатр, 2012.- 480 с.
10) Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика», третье издание, М.,2008.- 106 с.; четвертое издание, М., 2013. 184- с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ингалятор
lefttop

Читайте также:  Обследование бронхиальной астмы в больнице

Техника применения карманного ингалятора:
1)Снимите с баллона защитную крышку, переверните его.
2)Тщательно встряхните аэрозольный баллончик.
3)Глубоко выдохните.
4)Плотно зажмите ртом трубочку аэрозоля, голову немного запрокиньте назад.
5)Глубоко вдохните и тем временем нажмите на дно баллончика: в этот момент подается доза аэрозоля.
6)Задержите дыхание на 5—10 секунд или так долго, насколько сможете терпеть без дискомфорта, потом достаньте препарат и сделайте медленно выдох.
7)Через несколько минут процедуру можно повторить, если вам нужно принять более одной дозы лекарства.
8)После проведения процедуры закройте баллончик с помощью колпачка.
Правила пользования небулайзером:
1)Не рекомендуется проводить процедуру после приёма пищи. Во время ингаляции нельзя разговаривать.
2)Если у ребёнка повышенная температура, то лечение небулайзером следует отложить.
3)Для лечения насморка и ангины следует глубоко дышать носом через маску. 4)Если воспалены средние респираторные пути (горло), то вдохи и выдохи следует делать через рот с использованием маски.
5)Нижние дыхательные пути лечатся через трубку.
6)Травяные отвары, изготовленные самостоятельно, могут засорить механизм прибора и вывести его из строя.
7)Всегда необходимо внимательно относиться к лекарственным препаратам и не давать их использовать детям, младше указанного возраста в инструкции к данному препарату.
8) При лечении маленьких детей небулайзером рекомендуется делать это в игровой форме, чтобы не испугать ребёнка.
9) Самыми эффективными ингаляциями считаются те, которые делаются перед сном.
Как проводить процедуру? Сначала рекомендуется проследить за тем, чтобы на ребенке не было одежды с тугой горловиной или воротничком. В контейнер наливается необходимое количество лекарственного раствора. Ребёнку одевается маска. Пусть малыш сделает несколько глубоких вдохов носом. Далее нужно задержать дыхание на 2-3 секунды. Делается выдох ртом.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фитосбор № 1
трава багульника — 5 частей,
листья крапивы — 3 части,
листья мать-и-мачехи — 2 части.
Фитосбор № 2(при бронхиальной астме):
корни солодки голой — 4 части,
корни девясила высокого — 4 части,
трава багульника болотного- 12 частей,
листья крапивы — 6 частей,
листья мать-и-мачехи — 10 частей.
Правила приготовления лекарственных отваров.
В эмалированной посуде на ночь залить 4 ст. л. сбора 1 л холодной воды, закрыть крышкой и оставить настояться. Утром кипятить на медленном огне в течение 7-10 минут от начала закипания, настоять 1-2 часа, отжать. Принимать в теплом или горячем виде, добавив 1 ст. л. молока, 5-6 раз в день. Отвар не хранят и ежедневно готовят новый.
Дозы:
детям до года — 1 ст. л.;
детям 1—3 лет — 2 ст. л.;
детям 3—10 лет — 3 ст. л.;
детям 10 — 12 лет — по 50 мл;
детям старше 12 лет — по 1/2 стакана
и взрослым — 5-6 раз в день.
Лекарственные фитосборы № 1 и № 2 чередуют каждые 3-4 недели. Принимают длительно.

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Потенциально аллергенными являются:
рыба и другие морепродукты;
яйца;
цитрусовые;
бобовые;
орехи;
гусиное и утиное мясо;
малина;
клубника;
томаты;
шоколад;
дыня;
персик;
дрожжи и изделия из них;
мед.
Именно эти продукты запрещены ребенку, страдающему бронхиальной астмой, и не должны присутствовать в его рационе в периоде обострения заболевания. Также стоит ограничить употребление:
манной крупы;
творога;
молока;
сметаны большой жирности;
пшеничного хлеба;
куриного, говяжьего и свиного мяса.
Эти продукты усиливают симптомы при аллергическом рините, дерматите и провоцируют зуд кожи.
В течение дня организму нужно получать полноценный рацион пищи. Здоровому ребенку и больному с астмой жизненно необходимы белки, жиры, углеводы, микроэлементы.
Они обеспечивают их нужным зарядом сил и энергии для адекватного роста и развития. У детей различного возрасту нужно минимизировать употребление легкоусвояемых углеводов, ведь они не только могут вызвать аллергию, но приведут к обострению симптомов заболевания.
Больному ребенку с бронхиальной астмой, для полноценного питания, рекомендуют регулярно употреблять блюда из продуктов:
мясо: кролика, телятины, индюшки;
фрукты и овощи различной кулинарной обработки (капуста, картофель, огурец, кабачок, груша, яблоко);
каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая);
растительные масла (кунжутное, оливковое, кукурузное, подсолнечное);
кисломолочные продукты (йогурт с низким содержанием сахара, ряженка, нежирный кефир);
сливочное масло;
компоты и отвары из фруктов и ягод, негазированная минеральная вода.
Витамины и микроэлементы будут поступать в организм малышей из овощей и фруктов, а ненасыщенные жирные кислоты – со сливочным и растительными маслами.

  • kursovaya
    Размер файла: 317 kB Загрузок: 153

источник

Курсовая работа по учебной дисциплине «Медицинская сестра стационара» Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения

«Медицинская сестра стационара»

Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»

Специальность Сестринское дело

1.6. Помощь при неотложных состояниях

1.8.Профилактика, реабилитация, прогноз

2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

2.1.1. Правила пользования ДАИ

2.1.2. Проведение пикфлоуметрии

3.1. Наблюдение из практики 1

3.2. Наблюдение из практики 2

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

АД – артериальное давление

ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

ЧДД – частота дыхательных движений

ЧСС – частота сердечных сердцебиений

ПСВ — пиковая скорость выдоха

ВБИ внутрибольничная инфекция

ДН – дыхательная недостаточность

ЛС – лекарственные средства
ВВЕДЕНИЕ

Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.

Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.

Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.

изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.

· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;

· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств;

сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.

Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.

Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.

Причины точно не известны.

ü Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность — определяют склонность организма к болезни.

Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.

ü Причинные факторы (индукторы) — сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)

ü Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.

Триггерные факторы провоцируют обострения БА:

ü аллергены (клещ домашней пыли, пыльца растений, перхоть животных, плесень, тараканы)

ü раздражающие вещества (табачный дым, вещества, загрязняющие воздух, резкие запахи, пары, копоть)

ü физические факторы (физическая нагрузка, холодный воздух, гипервентиляция, смех, крик, плач)

ü эмоциональные перегрузки (стресс)

ü лекарственные препараты ( β -блокаторы, НПВП, пищевые добавки — тартразин)

ü эндокринные факторы (менструальный цикл, беременность, заболевания щитовидной железы)

ü время суток (ночь или раннее утро)

Классификация (Адо, Булатова, Федосеева)

ü биологические дефекты у практически здоровых людей

ü клинически выраженная бронхиальная астма

2. Клинико-патогенетические варианты БА:

ü дисгормональный (гормонозависимый)

ü первично измененная реактивность бронхов и др.

Классификация БА по степени тяжести:

симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.

симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.

Персистируюшая средней тяжести :

ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.

ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.

Классификация БА по уровню контроля:

полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии

Частично контролируемая БА:

наличие ограниченного числа симптомов.

обострение БА в течение 1 недели.

Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.

В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:

вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.

удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.

Период обратного развития приступа:

Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.

Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.

ü Клинический анализ крови: эозинофилия, может быть лейкоцитоз, увеличение СОЭ.

ü Анализ мокроты общий: мокроты стекловидная, при микроскопии — эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.

ü Аллергологическое обследование:

— кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные)

— в некоторых случаях — провокационных тесты ( конъюнктивальный, назальный, ингаляционный ).

ü Исследования иммуноглобулинов Е и G.

ü Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.

источник