Меню Рубрики

Кроссворды на тему бронхиальная астма

1. Группа препаратов, которые при острой сердечной недостаточности надо применять только по назначению врача. 3. Мочегонный препарат, который используется для оказания неотложной помощи. 4. Мокрота, характерная для отека легких. 7. Одна из форм острой сердечной недостаточности. 10. Одна из причин развития острой правожелудочковой недостаточности. 11. Метод разгрузки малого круга кровообращения. 12. Функция сердца, нарушение которой приводит к сердечной недостаточности. 14. Дыхание, характерное для отека легких.

2. Тип одышки при острой сердечной недостаточности. 3. Одна из форм острой сердечной недостаточности. 5. Вещество, применяемое в качестве пеногасителя. 6. Жгуты, накладываемые при острой сердечной недостаточности. 8. Клиническая форма острой левожелудочковой недостаточности. 9. Синюшность кожного покрова. 13. Изменение со стороны легких при острой левожелудочковой недостаточности.

Выберите правильный ответ

1. Клинические формы острой левожелудочковой недостаточности:

2. Для приступа сердечной астмы характерно:

б) шумное клокочущее дыхание;

в) жидкая обильная мокрота;

г) приступ удушья с затрудненным дыханием.

3. Первая помощь при приступе сердечной астмы:

б) гипотензивные препараты;

г) венозные жгуты на конечности.

4. Для отека легких характерно:

а) шумное, клокочущее дыхание;

5. Первая помощь при отеке легких:

6. Каков характер мокроты, выделяющейся при кашле у больного с явлениями отека легких:

7. Какие жгуты накладываются при оказании доврачебной помощи при отеке легких:

8. Какой раствор в ингаляции применяется для купирования отека легких:

9. Возможно ли применение гликозидов при острой сердечной недостаточности, осложнившей инфаркт миокарда:

10. Необходимо ли применение наркотических средств при отеке легких:

КРОССВОРД: «ПРИСТУП БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ, ОТЕК ЛЕГКИХ»

Характеристика хрипов при приступе бронхиальной астмы. 3. Характеристика мокроты при приступе бронхиальной астмы. 4.Лекарственное средство для купирования приступа бронхиальной астмы. 8. Основной фактор, ведущий к развитию бронхиальной астмы. 12. Глубина дыхания при отеке легких. 13. Фаза дыхания, при которой затруднено дыхание во время приступа бронхиальной астмы. 14. Характеристика дыхания при приступе бронхиальной астмы. 16. Отвлекающая терапия при приступе бронхиальной астмы. 17. Частота дыхания при отеке легких. 18. Частота дыхания при приступе бронхиальной астмы. 19.Лекарственное средство для купирования отека легких. 20. Положение больного при отеке легких. 21. Тип одышки при приступе бронхиальной астмы.

1. Характеристика кашля при приступе бронхиальной астмы. 2. Характеристика мокроты при отеке легких. 5. Спирт, который применяют для купирования отека легких. 6. Характеристика дыхания при отеке легких. 7. Жгуты, накладываемые при отеке легких. 10. Немедикаментозное средство при отеке легких, возникшем на фоне гипертонического криза. 13. Характеристика кашля при отеке легких. 15. Лекарственное средство для купирования приступа бронхиальной астмы.

источник

Вопросы к кроссворду “Острая недостаточность”

По горизонтали:

2. Форма сосудистой недостаточности, характеризующаяся падением сосудистого тонуса.

3. Шок, развивающийся в результате сенсибилизации организма.

4. Снижение диуреза при коллапсе.

7. Кратковременная потеря сознания в результате обескровливания головного мозга.

8. Форма шока, характеризующаяся кратковременным возбуждением.

9. Одна из основных форм кардиогенного шока.

11. Препарат, вводимый для повышения артериального давления на фоне надпочечниковой недостаточности.

14. Нарушение почечной функции при шоке III степени тяжести.

16. Плазмозаменяющая жидкость.

По вертикали:

1. Одна из причин обморока.

5. Одна из причин развития коллапса.

6. Обморок в результате резкого подъема после длительной гиподинамии.

10.Наиболее выраженная форма сосудистой недостаточности.

13.Шок на фоне инфаркта миокарда.

15.Изменения кожных покровов при шоке.

17.Препарат, повышающий сосудистый тонус.

Кроссворд по теме «Ревматизм»

1 1 2
2
3 4
3
5
6
4
7
8
5
9
6 10
11 7
8
9

Кроссворд по теме «Ревматизм»

По горизонтали:

1. Орган, наиболее часто поражаемый при ревматизме.

2. Какой период ревматического процесса может проявляться бессимптомным течением или легким недомоганием.

3. Одна из двух фаз в классификации ревматизма.

4. Препарат, применяемый для сезонной профилактики ревматизма.

5. Один из предрасполагающих факторов при развитии ревматизма.

7. Поражение почек при ревматизме.

8. Препарат для лечения ревматизма, обладающий противовоспалительным, анальгетическим и жаропонижающим действием.

9. Характер шума у верхушки сердца, выслушиваемый при ревматическом миокардите.

По вертикали:

1. Номер диеты, предлагаемый больным ревматизмом.

2. Поражение нервной системы при ревматизме.

3. Поражение сосудов при ревматизме.

4. Характер температуры при ревматизме.

5. Один из нестероидных противовоспалительных средств, применяемый при лечении ревматизма.

6. какой миокардит проявляется выраженной одышкой, сердцебиением, перебоями и болями в области сердца.

8. Воспаление всех слове сердца при ревматизме.

9. Какой клапан чаще всего поражается при ревматизме.

10. Одна из жалоб при ревматическом миокардите.

11. Поражение мышц при ревматизме.

Кроссворд на тему «Хроническая сердечная недостаточность»

1
8 9 10
1 11
12 13
2
17 4
16
3 14 15
5
6


Вопросы к кроссворду по теме

«Хроническая сердечная недостаточность»

По горизонтали:

1. Одна из причин хронической сердечной недостаточности.

2. Наличие невоспалительной жидкости в плевральной полости.

3. Заболевание, при котором развиваются склеротические изменения в миокарде.

4. Необратимые изменения в органах и тканях больного при III стадии хронической сердечной недостаточности.

5. Изменение в печени, характеризующееся перестройкой долькового аппарата, в результате застоя крови в большом круге кровообращения.

6. Одно из кишечных проявлений застоя крови в малом круге кровообращения.

По вертикали:

7. При лечении больных с хронической сердечной недостаточностью большое значением имеет…

8. Другое клиническое проявления застоя крови в малом круге кровообращения.

9. То, за чем должна следить медсестра у больных с хронической сердечной недостаточностью.

10. То, что появляется на нижних конечностях при застое крови в большом круге кровообращения.

11. Невоспалительная жидкость.

12. Мочегонное, применяемое для лечения хронической сердечной недостаточности.

13. Скопление жидкости в брюшной полости.

14. Лекарство, содержащее соли калия.

15. Вынужденное положение больного при IIб и III cтадии.

16. Воспалительная жидкость.

17. Продукт питания, богатый солями калия.

Кроссворд на тему «Острая сердечная недостаточность»

8 12 10 3
5 7 1
15 9
11
14
4 6
16
2
13

Вопросы к кроссворду на тему

«Острая сердечная недостаточность»

По горизонтали:

2. Вынужденное положение больного при острой левожелудочковой недостаточности.

5. Инструментальный метод исследования при острой правожелудочковой недостаточности.

6. И сердечная, и бронхиальная.

11. Ганглиоблокатор, снижающий давление в малом круге кровообращения.

13. Внезапно возникшее чувство нехватки воздуха.

По вертикали:

1. Одна из причин острой сердечной недостаточности.

3. Одна из клинических форм отека легких.

7. И атеросклеротический и постинфарктный.

8. Характер удушья при сердечной астме.

9. Повышение тонуса этого нерва вызывает сужение коронарных сосудов.

10. Эту патологию эхокардиография выявляет при острой правожелудочковой недостаточности.

12. Метод лечения при высоком артериальном давлении.

14. При сердечной астме границы сердца чаще расширены …

15. Форма отека легких, продолжительность которой 4 – 12 часов.

15. Время суток, в которое преимущественно возникает приступ сердечной астмы.

Дифференциально – диагностические признаки

бронхиальной и сердечной астмы

Признаки Бронхиальная астма Сердечная астма
Анализ
Возраст начала заболевания
Факторы, способствующие развитию приступа
Характер одышки
Кашель
Мокрота
Положение
Форма грудной клетки

Дифференциально – диагностические признаки острой сердечной и острой сосудистой недостаточности

Диагностический признак Острая сердечная недостаточность Острая сосудистая недостаточность
Положение пациента
Цвет кожных покровов
Потливость
Состояние шейных вен
Пульс
Артериальное давление
Тоны сердца
Дыхание
Побочные дыхательные шумы

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Бронхиальная астма – это воспалительно-аллергическое заболевание, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов, обратимой бронхиальной абструкцией и проявляющееся приступами удушья на фоне наследственной предрасположенности к аллергическим заболеваниям.

Название болезни «бронхиальная астма» происходит от греческого слова asthma-тяжелое дыхание.

Бронхиальная астма (БА) – широко распространенное заболевание человека. В Москве распространённость бронхиальной астмы среди мужчин составляет 6,4%, среди женщин – 6,0%. Особенно широкое распространение БА отмечается в странах с жарким влажным климатом, минимальное – в зоне пустынь и в Заполярье[108].

Сведения о заболевании животных бронхиальной астмой весьма ограниченные.

Обобщение литературных данных (J. A.Dye,1992; J. A.Dye, N. S. Moise,1989; B. L. Moses, G. L. Spaulding,1985; G. L. Spaulding,1981; S. A. Center et coll.,1990; B. M. Corcoran et coll.,1995) и описание этого заболевания как астмоидного бронхита сделал Ш. Друар-Хельвин (2005)[32].

Этиология и патогенез . Закономерности развития бронхиальной астмы у животных, по-видимому, сходные с этиологией и патогенезом этого pаболевания у человека.

Наследственная предрасположенность к аллергии является пусковым фактором развития аллергически – воспалительной реакции. Она формирует внутренние условия для проявления своего влияния экзогенных и эндогенных этиологических факторов.

Из внешних этиологических факторов наибольшее воздействие оказывают аллергены. В формировании аллергического (иммунного) воспаления бронхов ведущую роль играют механизмы гиперчувствительности анафилактического или I типа, определяющего образованием повышенного количество IgE – антител, имеющих высокое сродство к тучным клеткам, базофилам, и макрофагам. Специфические IgE – антитела фиксируются на мембранах тучных клеток. При повторном поступлении аллерген взаимодействует с IgE – антителами на тучных клетках и активизирует их, что приводит к секреции тучными клетками ,иологически активных веществ (медиаторов – гистамина, серотонина, лейкотриенов С4 , Д4 , F4),простагландина Д2 , тромбоксана и др. Эти вещества воздействуют на ткани бронхов, вызывают повышение проницаемости сосудов, отёк ткани, сокращение гладкой мускулатуры, гиперсекрецию слизи, раздражение нервных рецепторов. В итоге формируется синдром бронхиальной астмы, в котором участвуют четыре класса генов:

1 класс – гены, предрасполагающие к атопии (увеличению общего IgE);

II класс — гены, влияющие на IgE – ответ; III класс – гены бронхиальной гиперчувствительности, не зависимой от атопии; IV класс – гены, формирующие воспаление путем воздействия «воспалительных» цитокинов независимо от IgE. (Г. Б. Федосеев,2004)[108].

Аллергенами, принимающими участие в развитии БА, являются домашняя пыль, пыльца растений, нетрадиционные корма, некоторые лекарственные препараты, а также стрепто — и стафилококки, различные грибы и др. Развивающаяся у животного сенабилизация организма лежит в основе аллергического повреждения тканей бронхов.

Имеются сообщения о том, что грибы рода Paecilomyces являются специфическими возбудителями, индуцирующими развитие бронхиальной астмы инфекционно-аллергической формы. (А. М. Ахунова,2000)[5]

В патогенезе БА принимает участие вегетативная нервная система: нарушается соотношение между симпатическим и парасимпатическим её отделами в сторону превалирования влияний последнего. Уменьшается число ß-адренарецепторов и повышается тонус блуждающего нерва, наблюдается брадикардия.

Центральное место в патогенезе бронхиальной астмы занимают нарушения мембранно-рецепторных комплексов клеток бронхов и легких. Мембранно-рецепторные нарушения проявляются в снижении активности ß-адренорецепторов и повышении активности α-адренорецепторов, снижении активности аденилатциклазы. Перечисленные выше изменения формируют адренергический дисбаланс.

Сложность патогенеза бронхиальной астмы предопределяет выбор средств этиотропной, патогенетической и другой терапии.

Симптомы. Заболевание протекает в легкой и тяжелой форме с появлением кашля или без него. При всех формах заболевания отмечается экспираторная одышка, т. е. затруднённый выдох. При тяжелом течение болезни наблюдаются приступы удушья, брадикардия. Симптомы БА у различных животных имеют некоторые особенности. Что касается кошек, то как отмечает Ш. Друар-Хельвин [32], что у этих животных в период приступа пасть бывает открытой, они находятся в грудном положении, язык цианотичный, отмечается дрожь мышц, беспокойство. Основным патогномотичным признаком болезни является выраженная экспираторная одышка.

При хроническом течении болезни часто констатируют кашель. Во время кашля аускультацией выявляются посвистывание и крепитация на выдохе.

Кашель у кошек считают патогноматичным признаком болезней респиратоных органов. При анализе крови выявляют, хотя и не всегда, повышение количества эозинофилов (у кошек более 8% в лейкограмме). В стадии ремиссии признаки бронхиальной астмы могут не проявляться или отличаться в слабой степени.

Диагностика. Диагноз на бронхиальную астму ставят по анамнестическим данным, клиническим признакам, результатам рентгенографии. Учитывают генетическую родословную.

Дифференцируют бронхиальную астму, прежде всего от хронического абструктивного бронхита, аллергического ринита, отёка лёгких. При хроническом абструктивном бронхите затрудненное дыхание и одышкк не имеют приступообразного характера, а сохраняются постоянно, и, несмотря на лечение полного восстановления проходимости бронхов не происходит. Возможно сочетание бронхиальной астмы с абструктивным бронхитом. В этом случае решающую роль играют признаки болезни в межприступный период.

Аллергический ринит часто протекает в сочетании с коньюнктивитом. Для этих болезней характерны – обильное двустороннее носовое истечение, покраснение слизистой оболочки носа и её набухание, гиперемия, отечность коньнктивы, обильное слезотечение.

Лечение. Лечение бронхиальной астмы направлено на устранение или предупреждение воздействие на организм аллергического фактора, подавление из тучных клеток выхода гистамина, серотонина и других медиаторов иммунно-восстановительного процесса, на облегчение дыхания, прохождения воздуха по бронхам, снижение вязкости секрета бронхов и усиления выделения его из бронхиального дерева, повышение иммунного статуса и естественной резистентности организма.

Читайте также:  Астма и повышенная утомляемость

Принимаются меры по исключению или уменьшению контакта животного с аллергенами – средства бытовой химии, подозреваемые корма, пыль, пыльца растений и др.

При установлении связи возникновения или обострения бронхиальной астмы, с какой либо инфекцией (вирусной, бактериальной, микробной) назначают антибиотики – макролиды (эритромицин, эритромицина сульфат, олеандомицина фосфат и др.), цефалоспорины (цефалоридин, цефалотин, цефалексин и др.), противогрибковые антибиотики (нистатин, леворин, низорал), сульфаниламиды (бисептол). Этиотропные средства назначают внутрь или парентерально в терапевтических дозах до исчезновения признаков, обусловливающих инфекцией.

На воспалительный компанент бронхиальной астмы воздействуют глюкокортикостероидами (преднизолон, метилпреднизолон, дексаметазон, триамцинолон и др.).

Преднизолон, таблетки по 0,005г назначают внутрь в суточной дозе 0,5-2мг/кг.

Метилпреднизолон (метипред, урбазон) таблетки по 0,004г внутрь в ориентировочной суточной дозе 0,2-0,5мг/кг.

Дексаметазон (дексакорт, дексазон, преднизолон – F), таблетки по 0,0005г, назначают внутрь в суточной дозе 0,02-0,05мг/кг в 2 приема.

Триамцинолон (колькортолон, кенакорт), таблетки по 0,004г, внутрь в ориентировочной суточной дозе 0,01-0,02мг/кг.

Кортикостероидная терапия показана короткими курсами; по достижению эффекта доза препарата может быть снижена в течение нескольких дней до полной отмены.

В медицинской практике применяются ингаляционные глюкокортикоиды: будесонид, беклометазон дипропионат (альдецин, бекотид, бекломет), триамцинол-ацетонид, флунизолид (ингакорт), будесонид (пульмикорт) и др. Ингаляционные глюкокортикоиды имеют большое сродство к рецепторам легких, высокую противовоспалительную активность.[32]

Будезонид (Апулеин, Пульмикорт, Турбухалер) – глюкокортикоидный препарат для ингаляционного применения. Оказывает противовоспалительное, противоаллергическое, противоэкссудативное действие. Препарат вводят в виде ингаляций. Форма выпуска, дозированная аэрозоль для ингаляций, содержащий в одной дозе 50,100 и 200мкг будезонида. Препарат вводят в дыхательные пути через небулайзер. Производится в Венгрии и Швейцарии. По сообщению В. П. Середы, А. С. Свистова (2004)[94] ингаляции суспензии будесонида через небулайзер в комплексном лечении тяжелых обострений бронхиальной астмы оказывает высокую клиническую эффективность подобную с таковой системных глюкокортикостероидов (преднизолон и др.).

Для снижения синтеза выделения гистамина и других медиаторов аллергической реакции, стабилизации мембран тучных клеток применяют традиционно антигистаминные средства. Из антигистаминных средств в ветеринарии возможно использование блокаторов Н1 –рецепторов. Блокаторы Н1 –рецепторы снижают реакцию организма на гистамины, снимают спазм гладкой мускулатуры, уменьшают проницаемость капилляров и отек тканей, устраняют другие эффекты гистамина.

При бронхиальной астме предпочтение отдается антигистаминным средствам второго и третьего поколения (кларитин, астемизол, бикарфен, перитол, зиртек, ксетин и др.).

Блокаторы Н1 –рецепторов второго покаления связываются с Н1 –рецепторами неконкурентно, с трудом вытесняются конкурентами, поэтому действуют продолжительно.

Кларитин (лоратидин) – антигистаминное средство. Показан при бронхиальной астме, аллергическом рините и других аллергических заболеваниях. Назначают внутрь 1 раз в сутки в ориентировочных дозах 0,1-0,5мг/кг. Выпускают таблетки по 0,01г. производится фирмой Шеринг-Плау. США. Противопоказан при беременности.

Астемизол (гисманал) – антигистаминный препарат, блокирующий Н1 –гистаминорецепторы. Показан при бронхиальной астме, аллергическом рините, кормовой аллергии и других аллергических болезнях. Дают внутрь 1 раз в сутки крупным живоным в дозе 0,1-0,15мг/кг, собакам, кошкам – 0,3-0,35мг/кг. Противопоказан при беременности. Выпускают таблетки по 0,01г. поставляют из Болгарии.

Бикарфен – антиаллергический препарат, сочетающий противогистаминное и противосеротонинное действие. Выпускают таблетки по 0,05г. Применяют при острых и хронических аллергических заболеваниях. Назначают внутрь после кормления 2 раза в сутки в течение 5-15 суток. Ориентировочные дозы 1-1,5мг/кг.

Перитол (адекин, апетиген, ципродин) – антигистаминное средство. Применяют для снятия аллергической реакции. Назначают внутрь: лошадям, крс – 0,04мг/кг, овцам, козам, свиньям – 0,07мг/кг, собакам, кошкам – 0,09-0,1мг/кг. Выпускают таблетки по 0,08г. Производят во Франции.

Стабилизаторами мембран клеток, подавляющими выделение медиаторов и цитокинов из тучных клеток, являются кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (тайлед).

В комплексной терапии бронхиальной астмы важное значение имеют бронхолитические средства – эуфиллин, теофиллин и их препараты, сальбутомол, фенотнрол и др.

Эуфиллин – сочетание теофиллина (80%) с этилендиамином (20%). Препарат возбуждает центральную нервную систему, усиливает сокращение миокарда, тормозит высвобождение медиаторов, выражено обеспечивает бронхорасширяющий эффект. Показан при бронхиальной астме, бронхоспазмах различного происхождения, гипертензии: для улучшения внутримозгового кровообращения. Выпускают таблетки по 0,015г, раствор 24% и 2,4% в ампулах. Назначают внутрь в дозе лошадям и крс – 2-8мг/кг, свиньям, овцам, козам – 8-10мг/кг, собакам, кошкам – 10-20мг/кг. Доза подкожно в два раза меньше. Кратность введения 2 раза в сутки.

Теофиллин таблетки 0,15г внутрь в дозе 2-3мг/кг 3 раза в сутки (кошкам 4мг/кг 2-3 раза в сутки). Аминофиллин внутрь кошкам 5мг/кг в сутки.

Теопек – препарат теофиллина пролонгированного действия, таблетки 0,3г внутрь ориентировочная доза 0,4-0,5мг/кг 1 раз в сутки.

Ретофил – препарат теофиллина пролонгированного действия, таблетки 0,2г внутрь в дозе 3-4мг/кг 2 раза в сутки.

Кроме перечисленных препаратов для медицинских целей выпускают бронхолитики в форме аэрозолей – сальбутамол, фенотерол гидробромид, сальметерол, формотерол, беродуал и др.[19,94]

В качестве муколитического средства предпочтение отдаётся бромгексину.

Бромгексин (Бисольвон, Паксиразол) повышает выделение секрета бронхиальными железами и уменьшает вязкость мокроты, что дает выраженный отхаркивающий эффект и облегчает дыхание. Применяют внутрь по 0,05-0,1мг/кг 2-3 раза в сутки. Выпускают в форме дрожже по 0,004г (4мг) в упаковке по 50шт. Производится в Германии, России.

Для повышения иммунного статуса и естественной реактивности организма назначают поливитаминные препараты, аскорбиновую кислоту.

В период ремиссии обеспечивают животных соответствующими кормами, условиями содержания, избегают стрессов.

источник

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Хроническая неспецифическая пневмония является результатом небла­гоприятно протекающего сегментарного воспалительного процесса с эле­ментами ателектазирования в бронхолегочной системе. Основными клини­ческими проявлениями ее служат рецидивы воспаления, постоянный кашель с выделением мокроты и стойкие хрипы в легких.

Анализ анамнестических, клинических и рентгенологических данных позволяет заподозрить данное заболевание и направить ребенка в специализированное пульмонологическое отделение.

Диагноз становится бесспорным только после проведения бронхоскопии и бронхографии. Сформировавшиеся необратимые морфологические изменения в бронхах стабильны и не имеют тенденции к изменению или трансформации.

Лечение может быть консервативным и хирургическим. Основополагающий метод — антибактериальная, в том числе внутрибронхиальная терапия, с учетом свойств пневмотропных возбудителей до полной ликвидации инфекционно-воспалительного процесса в бронхах.

Прогноз для жизни у большинства больных благоприятен при условии адекватного этапного лечения.

Бронхиальная астма (БА) — заболевание, в основе которого лежит хро­ническое аллергическое воспаление и гиперреактивность бронхов. БА ха­рактеризуется периодическими приступами удушья или рецидивами брон-хообструктивного синдрома. Обструкция дыхательных путей при БА явля­ется обратимой спонтанно или под влиянием терапии.

Распространенность БА среди детей в популяции в разных странах варьирует от 1,5 до 8—10%. Болезнь может начаться в любом возрасте. У 50% детей ее симптомы развиваются к 2 годам. В целом до 80 % больных заболевают уже к школьному возрасту. Смертность при бронхиальной астме относительно низкая. К факторам риска неблагоприятного исхода относятся тяжесть заболевания, несвоевременная медицинская помощь, подростковый возраст, невыполнение больным и родителями врачебных рекомендаций.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аллергия — измененная реактивность (гиперреактивность) организма, про-являющаяся при повторном введении какого-либо, обычно чужеродного, вещества (аллергена).

Атопия — семейная предрасположенность к аллергическим заболеваниям, нередко связанная с наследственно обусловленной способностью орга­низма к выработке повышенного количества 1§Е в ответ на воздействие аллергенов.

Гиперреактивность бронхов — повышенная реакция бронхов в виде бронхи­альной обструкции в ответ на воздействие, не вызывающее такой ре­акции у большинства здоровых лиц.

Небулайзер — прибор для проведения влажной ингаляции, состоящий из компрессора и самого небулайзера — специальной емкости, из которой распыляется лекарство с образованием аэрозоля, имеющего частицы оптимального для попадания в нижние дыхательные пути размера.

Пикфлоуметрш — мониторирование функции дыхания с помощью специ­ального портативного прибора — пикфлоуметра, определяющего пико­вую скорость выдоха.

Сенсибилизация — приобретение организмом специфической повышенной чувствительности к чужеродным веществам, чаще белковой природы.

Спейсер — пластиковая или металлическая камера различного размера, в которую впрыскивается препарат из дозирующего баллонного ингаля­тора. Ингаляция проводится несколькими вдохами из спейсера через мундштук или маску.

Элиминация — удаление факторов, провоцирующих приступ бронхиальной астмы. Этиология и патогенез. Согласно современной концепции патогенеза, основу заболевания составляют аллергическое воспаление дыхательных путей и связанная с ним гиперреактивность бронхов. Развитие бронхиальной астмы связано с воздействием как генетических, так и внешне-средовых факторов. Выделяют следующие группы факторов:

1) предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы (отягощенная аллергическими заболеваниями наследственность, атония, бронхиальная гиперреактивность);

2)причинные или сенсибилизирующие — способствующие появлению заболевания (аллергены, вирусные инфекции, лекарственные средства);

3)вызывающие обострение (триггеры), стимулирующие развитие воспаления в бронхах и(шш) провоцирующие острый бронхоспазм: аллергены, вирусные и бактериальные инфекции, неспецифические воздействия, такие как холодный воздух, табачный дым, эмоциональный стресс, физическая нагрузка.

Наиболее важными для развития сенсибилизации дыхательных путей являются ингаляционные аллергены (бытовые, эпидермальные, грибковые, пыльцевые). Ведущую роль в формировании бытовой аллергии играет домашняя пыль, представляющая собой комплекс аллергенов, главными из которых являются клещевые, а в последнее время — аллергены тараканов. Клещи питаются чешуйками слущенного рогового слоя кожи человека, обитают в кроватях и постельных принадлежностях (подушки, матрацы, одеяла и др.) и живут в симбиозе с плесневыми грибами. Плесень -— разновидность микроскопических грибов, которая обнаруживается в воздухе и на растениях, как вне, так и внутри дома. Сильными аллергенами являются слюна, выделения, роговые чешуйки, опущенный эпителий домашних животных. Они сохраняются длительно даже после удаления животного. Причиной развития пыльцевой бронхиальной астмы могут быть аллергены трех основных групп растений — деревья и кустарники, злаковые и сорные травы. У детей приступы удушья могут индуцировать лекарственные препараты — антибиотики, особенно пенициллинового ряда, сульфа­ниламиды, витамины, ацетилсалициловая кислота. Имеет значение и сенсибилизация к промышленным аллергенам: при техногенном загрязнении атмосферы может изменяться структура и повышаться иммуногенность пыльцы и других аллергенов.

У детей разного возраста роль различных аллергенов в формировании бронхиальной астмы неодинакова, сенсибилизация к ним происходит в определенной последовательности. В первые годы жизни преобладает пищевая и лекарственная аллергия, затем появляется аллергия к бытовым, эпидермальным, грибковым аллергенам, а с 3—4 лет присоединяется пыльцевая сенсибилизация.

Первым фактором, провоцирующим обструктивный синдром, нередко являются респираторные вирусные инфекции (респираторно-синцитиальная, риновирусная, гриппозная, парагриппозная и др.), в последние годы — хламидийная и микроплазменная. У детей бронхиальная астма — одно из проявлений атонии. Ключевая роль в ее патогенезе принадлежит немедленному реагинзависимому типу аллергической реакции. Повторный контакт с аллергеном приводит к сенсибилизации организма с активацией и пролиферацией различных клеток и избыточным образованием специфических 1§Е. В развитии аллергического воспаления участвуют тучные клетки, эозинофилы, базофилы, лимфоциты, тромбоциты, альвеолярные макрофаги, дыхательный эпителий, эндотелиалъные клетки, фибробласты, которые способны выделять широкий спектр медиаторов, вызывающих бронхиальную обструкцию. Большое значение в развитии хронического аллергического воспаления имеют Т-лимфоциты.

Комбинация различных медиаторов воспаления (гистамин, серотонин, тромбоцитактивирующий фактор, простагландины В2, лейкотриены и др.) вызывает комплекс патофизиологических изменений, включающих бронхоспазм, отек стенки бронха, гиперсекрецию слизи, формирование бронхиальной гиперреактивности. Воспаление при бронхиальной астме развивается независимо от степени ее тяжести и сохраняется в межприступный период.

Клиническая картина. К симптомам БА относятся эпизодически возникающие приступы экспираторного удушья или одышки, чувство сдавления в груди, вздутие грудной клетки, приступообразный кашель, особенно в ночные и предутренние часы, дистанционные свистящие хрипы.

Обострение заболевания может протекать в виде острого приступа или затяжного состояния бронхиальной обструкции. Приступ бронхиальной астмы — это остро развившееся и(или) прогрессивно нарастающее экспираторное удушье, затрудненное и(или) свистящее дыхание, спастический кашель или сочетание этих симптомов.

Затяжное состояние бронхиальной обструкции характеризуется длительным (дни, недели, месяцы) затруднением дыхания и кашлем, на фоне которых могут повторяться острые приступы астмы различной тяжести.

Бронхиальная обструкция сопровождается появлением сухих, нередко свистящих хрипов с обеих сторон. У детей первых лет жизни наряду с сухими могут выслушиваться разнокалиберные влажные хрипы.

Предвестниками приступа могут быть чувство усталости, головная боль, раздражительность, зуд и першение в горле, чиханье, сердцебиение, кашель, свистящее дыхание.

Положение в момент астматического приступа вынужденное (ортопноэ). Отмечается раздувание крыльев носа, набухание шейных вен, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры шеи, плечевого пояса.

Астматические проявления характеризуются эпизодичностью. По тече­нию различают легкую, средней тяжести и тяжелую бронхиальную астму. При легкой астме приступы эпизодические, быстро исчезающие, не чаще одного раза в месяц, ночные приступы отсутствуют, ремиссия сохраняется 3 мес и более, физическое развитие не нарушено. Бронхиальная астма средней тяжести характеризуется нарастанием частоты приступов до 3—4 раз в месяц. Приступы протекают с отчетливыми нарушениями функции внешнего дыхания, снижается переносимость физических нагрузок, появляются ночные приступы 2—3 раза в неделю. После приступа могут сохраняться покашливание с отхождением мокроты, рассеянные, непостоянные хрипы в легких. При тяжелой астме приступы возникают несколько раз в неделю или ежедневно, часто тяжелые или в виде астматических состояний. Ремиссии короткие, достигаются только на фоне длительного приема лекарственных препаратов. Возможны отставание и дисгармоничность физического развития.

Читайте также:  Аллергический приступ или приступ астмы как проявляется

В раннем возрасте бронхиальная астма может скрываться под масками респираторной вирусной инфекции, бронхиолита, бронхита с обструктивным синдромом. В пользу астмы свидетельствуют рецидивы бронхиальной обструкции, уменьшение клинических проявлений под влиянием бронхолитической и противовоспалительной терапии, отягощенная аллергическими заболеваниями наследственность, сочетание с атоническим дерматитом. Поскольку симптомы бронхиальной обструкции и кашель могут наблюдаться при многих других легочных заболеваниях, наиболее значимыми в плане дифференциальной диагностики являются обратимый характер обструкции бронхов и наличие их гиперреактивности.

Диагностику проводят, основываясь на данных анамнеза (аллергологического, семейного), клинической картине, результатах обследования ребенка. В крови выявляется эозинофилия. Аллергологическое исследование включает проведение кожных проб с различными аллергенами (скарификационный или уколочный метод), определение общего 1&Е, специфических иммуноглобулинов Е и О в крови.

Детям старше 5 лет и подросткам проводят спирометрию. При брон­хиальной астме определяются уменьшенная или нормальная форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ), снижение объема форсированного выдоха за 1 с (ОФБО, соотношения ОФВ]/ФЖЕЛ, пиковой скорости выдоха (ПСВ). Поскольку астматические проявления характеризуются эпизодичностью, показатели спирометрии могут быть нормальными, особенно при легкой и средней тяжести астме.

Для монитерирования функции внешнего дыхания, длительного кон­троля симптомов астмы и результатов терапии проводят пикфлоуметрию с определением пиковой скорости выдоха.

Для контроля за больным бронхиальной астмой, а также самоконтроля используют также систему цветовых зон по аналогии с сигналами светофора. В зеленой зоне состояние ребенка стабильно, симптомы отсутствуют или минимальны, пиковая скорость выдоха более 80 % нормы (т.е. нормальная). Ребенок может вести обычный образ жизни, не принимать лекарства или можно продолжать без изменений терапию, назначенную врачом. В желтой зоне появляются незначительные симптомы астмы, кашель, эпизоды свистящего дыхания, нарушается самочувствие, пиковая скорость выдоха ниже 80 % нормы. В это время необходимо усилить лечение, дополнительно принять лекарства, рекомендованные врачом. В красной зоне самочувствие ухудшается, появляются приступы удушья, ночные приступы. Пиковая скорость выдоха ниже 50 % нормы. Эти признаки являются показанием к срочной консультации с врачом. Если ранее больной принимал гормональные препараты, то ему необходимо немедленно дать преднизолон в рекомендованной врачом дозе.

Рентгенологическое исследование дает дополнительную информацию для диагноза. На рентгенограмме легких выявляется перибронхиальная инфильтрация и гиперинфляция. Однако эти данные не являются специ­фичными, поэтому рентгенологическое исследование проводят в неясных случаях, при необходимости дифференциальной диагностики, осложненном течении.

Лечение бронхиальной астмы представляет собой комплексную про­грамму, включающую:

— обучение пациентов и их родителей для того, чтобы они стали помощниками врача в лечении бронхиальной астмы;

— удаление (элиминацию) провоцирующих факторов;

— медикаментозную терапию; планы профилактики приступа в периоде ремиссии и лечения в период обострения;

— восстановительную (реабилитационную) терапию с использованием немедикаментозных методов и санаторно-курортного лечения;

— регулярное врачебное наблюдение с оценкой и постоянным

контролем степени тяжести заболевания.

Современная медикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей направлена на ликвидацию или уменьшение выраженности воспалительного процесса в дыхательных путях. Для базисной противорецидивной терапии используют кромогликат натрия, недокромил натрия, ингаляционные и системные кортикостероида, специфическую иммунотерапию. Принцип базисной ступенчатой терапии применяют в зависимости от тяжести бронхиальной астмы: дозу и количество лекарственных средств повышают по мере увеличения тяжести болезни или снижают при ликвидации симптомов. При легкой астме эпизодически используют бронхоспазмолитические препараты короткого действия (4—6 ч) и курсы лечения кромогликатом натрия (интал) и недокромилом натрия (тайлед) продолжительностью 2—3 мес. В первые годы жизни, особенно при сочетании бронхиальной астмы с атоническим дерматитом, эффективно лечение задитеном, зиртеком, кларитином.

При астме средней тяжести продолжительность лечения кромогликатом натрия и недокромилом натрия увеличивается до 4—6 мес, возможна комбинация с бронхоспазмолитическими препаратами длительного действия (сальметерол, оксис, теопек). При недостаточном эффекте используют ингаляционные кортикостероиды (ИКС) в низких или средних дозах (альдедин, фликсотид, будесонид, ингакорт). При тяжелой бронхиальной астме назначают ингаляционные кортикостероиды в средних или высоких дозах, в комбинации с бронхоспазмолитнками длительного действия. При необходимости применяют кортикостероиды внутрь или парентерально.

При приступе бронхиальной астмы необходимо срочно применить бронхоспазмолитики, которые обычно быстро облегчают состояние пациента. Используют три группы бронхоспазмолитических препаратов (р2-аго-нисты, метилксантины, ипратропиума бромид). Предпочтение отдают Р2-агонистам короткого действия — сальбутамолу (вентолину), беротеку. Эффект наступает через 3—5 мин после ингаляции и продолжается 4—-6 ч. Ингаляцию делают однократно, при необходимости ее повторяют под кон­тролем врача. Метилксантины (эуфиллин, аминофиллин) назначают в таблетках при легких симптомах или внутривенно при недостаточном эффекте Р2-агонистов. Ипратропиума бромид (атровент) назначают при нетяжелых приступах в ингаляциях, нередко в сочетании с р2-агонистами для усиления их эффекта.

Оказывая первую помощь при остром приступе, необходимо:

— обеспечить доступ свежего воздуха, придать ребенку удобное положение, помочь расслабиться;

— попытаться установить причину (триггер) приступа и удалить ее;

— сделать ингаляцию бронхорасширяющего препарата.

Если состояние улучшилось, но сохраняются затруднение дыхания и кашель, то можно повторить прием бронхолитика через 20 мин, выполнить несколько дыхательных упражнений. При отсутствии эффекта врач может ввести внутривенно эуфиллин, парентерально кортикостероиды и госпита­лизировать больного. К настораживающим признакам, требующим немед­ленной врачебной помощи, относятся усиление хрипов, несмотря на при­нятое лекарство, еще большие учащение и затруднение дыхания с напря­жением мышц, появление цианоза губ, ногтей.

Показаниями для госпитализации детей с бронхиальной астмой явля­ются:

• неэффективность бронхолитической терапии в течение 1—2 ч после ее начала;

• длительное (более 1—2 нед) обострение астмы;

• невозможность оказания неотложной помощи в домашних условиях;

• неблагоприятные бытовые условия;

• территориальная отдаленность от лечебно-профилактического уч­реждения.

Для ингаляции препаратов используют различные устройства. Наиболее часто это дозирующие аэрозольные ингаляторы, из баллончика которых под влиянием сжатого газа фреона (хлорфлюорокарбон) выбрасывается струя аэрозоля, содержащая дозу лекарства.

Подобная ингаляция включает следующие этапы:

1) переворачивают т встряхивают багтенчж с препаратом в течение 20 с;

2) снимают защитный колпачок;

4) подбородок слегка приподнимают для выпрямления дыхательных путей;

5) мундштук ингалятора плотно обхватывается губами (не закрывая вход языком);

6) одновременно с глубоким вдохом нажимают на дно баллончика ингалятора;

7) на несколько секунд задерживают дыхание;

8) делают спокойный медленный выдох через нос.

У детей раннего возраста, не способных координировать дыхание с ингаляцией, а также у части детей в приступном периоде используют дозирующий ингалятор со спенсером или со спейсером и маской. Спейсер позволяет уменьшать количество лекарства, оседающего в полости рта и глотки, лекарство значительно глубже проникает в дыхательные пути, упрощается техника ингаляции.

К современным эффективным способам доставки препарата в дыхательные пути относится небулайзер, в котором распыление препарата в форме влажного аэрозоля происходит с помощью сжатого воздуха, подаваемого компрессором. В действующем растворе образуются частицы диаметром 2—5 мкм, оптимальные для поступления в дыхательные пути. С помощью небулайзера можно распылять бронхоспазмолитические (сальбутамол, беродуал) и противовоспалительные (интал, пульмикорт) препараты. Небулайзерная терапия может использоваться как в стационаре, так и обученными родителями в домашних условиях. Особенно эффективна она в раннем возрасте.

При использовании небулайзера необходимо помнить некоторые пра­вила:

1) нельзя оставлять небулайзер, содержащий лекарство, присоединенным к компрессору;

2) после процедуры остатки лекарства выливают;

3) если в соединительной трубке есть влага, то нужно включить компрессор на несколько минут для удаления конденсата;

4) после использования все части небулайзера необходимо разобрать, промыть в горячей мыльной воде и тщательно прополоскать в проточной

5) все части небулайзера просушивают в разобранном виде. При коротком перерыве между процедурами для просушивания можно использовать фен. Дезинфекцию в домашних условиях проводят один раз в неделю, предпочтительно десятиминутным кипячением, в стационаре в соответствии с рекомендациями.

У детей в возрасте старше 5 лет могут использоваться порошкообразные формы лекарств. Порошкообразные формы доставляют в дыхательные пути с помощью специальных дозирующих устройств (дискхалер, мулътидиски, турбухалеры, циклохалер).

Специфическая иммунотерапия относится к базисной при легкой и среднетяжелой бронхиальной астме и проводится аллергологом в фазе ремиссии. Ее принцип заключается во введении в организм (парентерально, эндоназально, сублингвально) постепенно возрастающих доз одного или нескольких причинно-значимых аллергенов (домашняя пыль, пыльцевые и др.), что приводит к гипосенсибилизации и уменьшает частоту обострений.

Важную роль в терапии бронхиальной астмы играет антиастматическое образование пациентов и родителей. Информация о заболевании, принципах терапии, поведении во время приступа, получаемая в беседе с врачом или на занятиях в астма-школе, помогают бороться с заболеванием.

К немедикаментозным методам терапии, применяемым при бронхиальной астме, относятся различные виды дыхательной гимнастики, дозированные физические нагрузки, закаливание, массаж, рефлексотерапия. Применение немедикаментозных методов не исключает медикаментозной терапии, только при их сочетании удается добиться максимального эффекта.

Прогноз. Сведения об исходах бронхиальной астмы у детей проти­воречивы. После полового созревания выраженность ее симптомов может уменьшиться до полного исчезновения, сохраняться или усиливаться. Брон­хиальная астма, начавшаяся в детстве, у 60—80 % взрослых продолжается. Исчезновение симптомов отмечено в основном у больных с легкой формой. Существенное значение для исхода заболевания имеет раннее начало аде­кватного и систематического лечения.

Профилактика. В связи с многообразием факторов, участвующих в развитии заболевания, профилактика распространенности бронхиальной астмы существенно важна. Она включает улучшение экологической ситуа­ции, в том числе экологии жилища, снижение заболеваемости вирусными инфекциями, профилактику аллергических воздействий, начиная с периода внутриутробного развития. Снижение экспозиции аллергенов и воздействия курения, в том числе пассивного, уменьшает воспаление в бронхах, их гиперреактивность и в итоге благоприятно влияет на течение болезни.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 432 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области

«Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно – Ясенецкого)»

Председатель ЦМК _____________ Е.А. Бечевина

Председатель Метод . совета

для преподавателя к практическому занятию

по ПМ.03 МДК 03.01 Дифференциальная диагностика в терапии

по теме « Бронхиальная астма »

Составила : преподаватель Диф. диагностики внутренних болезней Батова О.В.

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей программой ПМ. 03«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе».

Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма».

На изучение данной темы отводится 6 часов практических занятий согласно рабочей программе.

Материалы данной методической разработки предусматривают получение знаний и умений, которые являются основой для формирования профессиональной компетентности фельдшера:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В методической разработке сформулированы содержание, цели, знания, умения обучающихся, указаны результаты освоения профессиональных и общих компетенций, время и место проведения занятия, форма обучения, тип и вид занятия, материально- техническое обеспечение, межмодульные и внутримодульные связи, перечень основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов, содержит технологическую карту и приложения. Приложения содержат задания для контроля исходного уровня знаний, материалы для объяснения темы для преподавателя, алгоритмы практических манипуляций, задания для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала. Даны критерии оценок, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний.

Читайте также:  Что пить при больных бронхиальной астмой

Методическая разработка предусматривает сопровождение занятия с мультимедийным просмотром, видеофильмами.

Дисциплина: МДК 03.01. « Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе. » ПМ 03. Неоложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

Тема занятия: «Бронхиальная астма».

Специальность: Лечебное дело

Самостоятельная работа студентов: (135 минут) 3 часа.

Место занятия: кабинет доклинической практики.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения, исследовательский.

Форма обучения: индивидуально-групповая.

Тип занятия: урока усвоения новых знаний и умений.

Методы контроля: тестовый контроль, решение компетентностно-ориентированных заданий, кроссворда, формализованное наблюдение за выполнением практических манипуляций.

1. Обучающая: После изучения темы обучающийся должен

— осуществлять уход за пациентами при бронхиальной астме,

— проводить лечебно-диагностические, профилактические мероприятия при бронхиальной астме;

— осуществлять сестринский уход за пациентом при бронхиальной астме,

применять карманный ингалятор, спейсер, небулайзер, пикфлоуметр,

— консультировать пациента и его окружение по применению ингаляторов,

— осуществлять фармакотерапию по назначению врача при бронхиальной астме,

— оформлять направления и выписывать рецепты;

— причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме,

— пути введения лекарственных препаратов, применяемых для лечения бронхиальной астмы,

— правила использования карманного ингалятора, спейсера, небулайзера, пикфлоуметра .

— развивать логическое мышление и познавательные процессы,

— развивать мыслительную активность обучающихся,

— развивать умения, применять полученные знания на практике,

— развивать способность к самостоятельной деятельности.

— содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине,

— способствовать выработке стиля поведения медицинской сестры при общении с пациентом,

— прививать профессиональные качества: добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, аккуратность, уважение, милосердие.

Результатом освоения темы является подготовка к овладению обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах , в том числе профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

Наименование результата обучения

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода).

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий.

ОП 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.

ОП 02 Анатомия и физиология человека.

Субъективные методы обследования пациента.

Объективные методы обследования пациента.

Лабораторные и инструментальные методы исследования.

Материально-техническое обеспечение занятия

1. «Устройства для ингаляций лекарственных средств».

2. «Пользование пикфлоуметром».

3. «Пользование карманным ингалятором».

Технические средства обучения:

— бланки направлений, бланки рецептов.

Мебель и медицинское оборудование:

— передвижные манипуляционные столики- 5 шт.,

— шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий,

— стол для преподавателя- 1 шт.,

— карманные ингаляторы – 5 шт.,

— мешки для сбора обходов классов А — 5 шт.,

— перчатки медицинские (стерильные) — 5 шт.,

Лекарственные средства и медикаменты: β2- адреномиметики, М- холиноблокаторы, спазмолитики короткого действия, α-, β- адреномиметики непрямого действия, глюкокортикоиды, отхаркивающие, муколитики, антигистаминные средства,

Цифровой манекен – симулятор аускультации легких и сердца Z 990, звуков легких и тонов сердца – 1 шт.

Тестовый контроль по теме «Бронхиальная астма»

1. Ведущий симптом при бронхиальной астме:

б) кашель с гнойной мокротой,

2. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы:

б) горизонтальное с приподнятыми ногами,

г) сидя, с упором руками на колени.

3. Пациент должен тщательно полоскать рот после приема:

4. Стекловидная мокрота выделяется при:

5. Неспецифическими включающими в мокроте при бронхиальной астме

6. Профилактика приступа бронхиальной астмы:

г) прекращение контакта с аллергеном.

7. Приступ удушья при бронхиальной астме купируется:

8. Для профилактики приступа удушья при бронхиальной астме используется:

9. Пикфлоуметрия — это определение:

б) жизненной емкости легких,

г) пиковой скорости выдоха.

10. К бетта 2- агонистам относятся все, кроме:

11. В мокроте больного бронхиальной астмой обнаруживается:

в) кристаллы Шарко – Лейдена,

12. К аллергенам неинфекционной природы относятся, все кроме:

в) аллергенов животного происхождения,

г) аллергенов растительного происхождения.

13. Во время приступа удушья у больного бронхиальной астмой выслушиваются:

а) везикулярное дыхание, хрипов нет,

б) везикулярное дыхание, влажные хрипы,

в) жесткое дыхание, дистанционные хрипы жужжащего и свистящего характера,

г) ослабленное дыхание, сухие хрипы.

14. Приступ удушья, не купирующийся обычными противоастматическими лекарственными препаратами:

15. Приступ удушья при «аспириновой астме» вызывает:

а) контакт с пищевым аллергеном,

б) неспецифические раздражающие факторы окружающей среды,

в) инфекционное заболевание,

г) прием нестероидных противовоспалительных препаратов.

16. Транспортировка больного с приступом удушья:

б) сидя или лежа с возвышенным головным концом,

в) лежа с повернутой головой на бок,

г) лежа с возвышенными конечностями.

а) прибор, который определяет максимальную скорость прохождения воздуха по бронхам на выдохе,

б) ингалятор индивидуального пользования – пенал,

в) устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества,

г) дополнительное устройство к аэрозольному ингалятору в виде трубки.

18. К бетта 2 -агонистам длительного действия относятся все, кроме:

19. При экспираторной одышке затруднен:

20. Экспираторный характер одышки отмечается при:

источник

9. К бронхообструктивному синдрому при хроническом бронхите относится все, кроме:

Г. затруднения выделения мокроты

Д. спиралей Куршмана в мокроте

10. Механизм действия эуфиллина:

В. противоаллергическое действие

Г. адреномиметическое действие

Д. антигистаминное действие

11. При хронических обструктивных заболеваниях легких возможны все осложнения, кроме:

А. Правожелудочковой недостаточности

В. Дыхательной недостаточности

Г. Левожелудочковой недостаточности

12. У больного БА эмфизема легких. Какая основная жалоба будет при этом заболевании?

13. Для хр. обструктивного бронхита характерны следующие изменения при спирографии:

А. ЖЕЛ 5000 мл (100% должн.), ФЖЕЛ 3900мл (96% должн.), индекс Тиффно 78% (в Н до 70%)

Б. ЖЕЛ 5000 мл (98% должн.), ФЖЕЛ 2600мл (94% должн.), индекс Тиффно 52%

В. ЖЕЛ 4600 мл (87% должн.), ФЖЕЛ 4000мл (105% должн.), индекс Тиффно 87%

14. Для приступа бронхиальной астмы характерно все, кроме:

Б. дискантовых сухих хрипов

В. мелкопузырчатые влажные хрипы

Г. кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой

15. Осложнениями БА при лечении глюкокортикоидами являются все, кроме:

Г. Патологические переломы костей

Е. Артериальная гипертензия

16. Нехарактерный симптом для БА:

Д. Частый непродуктивный кашель.

17. Следующие утверждения справедливы для бронхиальной астмы, кроме одного:

А. приступ купируется ингаляцией сальбутамола

Б. в мокроте могут быть найдены кристаллы Шарко-Лейдена

В. наличие эмфиземы легких

Г. при затянувшемся приступе выслушиваются влажные хрипы

Д. болезнь развивается в любом возрасте

18. Из ингаляционных глюкокортикостероидов самая низкая биодоступность у:

19. Каков механизм действия сальбутамола (беротека)?

Б. стимуляция бета-рецепторов

В. блокада альфа-рецепторов

Г. блокада гистаминорецепторов

Д. непосредственное влияние на гладкую мускулатуру бронхов

20. У 60-летнего больного, страдающего хроническим обструктивным бронхитом, в последнее

время стали возникать пароксизмы мерцания предсердий, проходящие самостоятельно или под

влиянием сердечных гликозидов. Обсуждается вопрос о назначении антиаритмических препаратов

для предупреждения пароксизмов. Какой из препаратов нецелесообразен в данной ситуации?

21. Для астматического состояния характерны все признаки, кроме:

Г. уменьшение дыхательных шумов

Д. признаки острого легочного сердца

22. Какой фактор не участвует в механизме удушья при бронхиальной астме?

Г. повышенная секреция слизи

Д. нарушение выделения мокроты

23. Компоненты бронхиальной обструкции следующие, кроме:

Д. отека слизистой оболочки

24. Что является противопоказанием для назначения бета-адреноблокаторов?

Б. желудочковая тахикардия

В. пароксизмальная наджелудочковая тахикардия

Д. артериальная гипертензия

25. При приступе бронхиальной астмы эффективны все препараты, кроме:

26. Какой показатель лучше всех показывает бронхиальную обструкцию при БА ?

А. диффузионная способность (по углекислому газу)

В. максимальная вентилляция легких (МВЛ)

Д. жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

27. К ß2 — адреномиметикам короткого действия относятся все, кроме:

28. К противовоспалительным негормональным препаратам относятся все, кроме:

29. К противовоспалительным ингаляционным кортикостероидам относят все, кроме:

30. К ß2 — адреномиметикам короткого действия относятся все, кроме:

31.К механизмам действия негормональных противовоспалительных средств для лечения БА

А. снижают выделение медиатором воспаления ( цитокинов и тучных клеток );

Б. уменьшение чувствительности нервных окончаний бронхов;

В. производят дезагрегантный и антикоагуляционный эффекты

Г. тормозят активность эозинофилов, макрофагов, нейтрофилов.

32. К причинам развития астматического статуса относят все, кроме:

А. массивный контакт с аллергенами;

Б. лекарственная аллергия и полипрагмазия (бета-блокаторы и др.);

Д. передозировка муколитиков.

33. К причинам развития хронического легочного сердца относят все, кроме:

А. заболевания бронхолегочного аппарата ( БА. бронхит, фиброзы, гранулематозы)

В. Заболевания с поражением сосудов легких ( васкулиты);

Г. торакодифрагмальные поражения ( кифоз, Бехтерева, плевральные шварты)

Д. ожирение ( синдром Пиквика).

34. В лечение астматического статуса используют все препараты, кроме:

35. В лечении легочного сердца применяются все препараты, кроме:

А. ингибиторы АПФ и антагонисты рецепторов АТ II;

Г. периферические вазодилятаторы и нитраты ( корватон);

36. Какой препарат относят к 1 ступени лечения БА?

А. ß2 — адреномиметики короткого действия

В. ингаляционные кортикостероиды (ИКС)

37. Какие препараты относят к 2 ступени лечения и контроля БА?

А. ß2 — адреномиметики короткого действия, интал, теофиллины

В. ИКС, пролонгированные теофиллины.

Г. ß2 — адреномиметики короткого действия, ИКС, интал.

38. Какие препараты относят к 3 ступени лечения и контроля БА?

А. ИКС, пролонгированные теофиллины, интал;

Б. ИКС, пролонгированные теофиллины, антихолинергические, ß2 — адреномиметики короткого

действия и пролонгированного.

В. ß2 — адреномиметики короткого действия, ИКС, интал, пероральные кортикостероиды

Г. ИКС, пролонгированные теофиллины, пероральные глюкокортикостероиды (ГКС)

39. Какие препараты относят к 4 ступени лечения и контроля БА?

А. ИКС и пролонгированные теофиллины

В. пероральные ß2 — адреномиметики или ß2 — адреномиметики пролонгированные;

Д. ингаляционные антихолинергические средства и ß2 — адреномиметики короткого действия.

40. К методам элиминационной терапии БА относятся все, кроме:

Б. создание гипоаллергенности быта;

В. соблюдение гипоаллергенной диеты;

Д. сведение к минимуму лекарственной терапии.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ПО ТЕМЕ «БА, ЛЕГОЧНОЕ СЕРДЦЕ»

1.В 9.Д 17.Г 25.А 33.Б
2.А 10.А 18.В 26.Г 34.А
3.А 11.Г 19.Б 27.Г 35.Б
4.Г 12.Г 20.Г 28.В 36.А
5.Д 13.Б 21.В 29.В 37.Г
6.Г 14.В 22.А 30.Б 38.Б
7.Г 15.А 23.Б 31.В 39.Г
8.Г 16.Б 24.Г 32.Д 40.А

Ф.И.О.________________________ 5 К. ГР______

ТЕСТ «БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА» ОТВЕТ

ЗАПОЛНЯТЬ ПУСТЫЕ КЛЕТОЧКИ

1. 9. 17. 25. 33.
2. 10. 18. 26. 34.
3. 11. 19. 27. 35.
4. 12. 20. 28. 36.
5. 13. 21. 29. 37.
6. 14. 22. 30. 38.
7. 15. 23. 31. 39.
8. 16. 24. 32. 40.

Ф.И.О.________________________ 5 К. ГР______

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 6038 | Нарушение авторских прав

источник