Меню Рубрики

Гипносуггестивная терапия при бронхиальной астме

Прямым показанием к применению внушения в гипнозе является истерический невроз. Особенно благотворно воздействие гипносуггестивной терапии при истерических моносимптомах: параличах, расстройствах речи, слуха, амнезиях, заикании и т. д. Детям при наличии истерических проекций и «рентных» установок, склонности к конфабуляциям и гипно-логическим галлюцинациям гипносуггестивная психотерапия противопоказана. Вместе с тем этот вид лечения показан при психогенном мутизме, невротическом заикании, респираторных тиках, выкриках, истерических расстройствах в виде амавроза, анестезии, парезов и параличей. Показана гипно-суггестия детям при аллергических иммунных нарушениях, ночном энурезе. Следует отметить, что хороший терапевтический результат при лечении ночного энуреза внушением в гипнозе отмечается не только у детей, но в еще большей степени — у пациентов в подростковом возрасте.

Показана гипносуггестивная терапия при нарушениях сна, неврастении. Невроз навязчивых состояний и различного рода фобии лучше снимаются при групповой психотерапии и классическом психоанализе. Но иногда и здесь удается добиться положительных результатов: можно уменьшить тревогу, эмоциональное напряжение, фиксированность на навязчивых состояниях.

Гипносуггестия показана в борьбе с вредными привычками у детей (кусание ногтей, гримасничанье, онанизм) и как метод коррекции девиантных форм поведения у подростков (правонарушения, суициды, сексуальные девиации и т. д.).

Целесообразно применение гипносуггестивной терапии при психогенных депрессиях. Иногда хорошие результаты, особенно в сочетании с другими методами лечения, гипносуггестия дает при лечении сексуальных неврозов, в т. ч. при половой неудовлетворенности, виргогамии и вагинизме у женщин. Хорошие результаты гипносуггестивная терапия дает при дисменорее, меноррагии, нарушении лактации, токсических рвотах у беременных.

Постоянно расширяется круг показаний гипносуггестив-ной психотерапии при соматических заболеваниях. Внушение в гипнозе с хорошим эффектом применяется при начальных формах гипертонической болезни, бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при различного рода аллергических состояниях. Хорошо снимаются внушением в гипнозе некоторые формы нарушения сердечного ритма, тревога и депрессия у больных, перенесших инфаркт миокарда.

Показана гипносуггестивная терапия при наркоманиях, алкоголизме и табакокурении.

Показанием для гипносуггестивной психотерапии являются многие заболевания кожи: экзема, псориаз, красный плоский лишай, узловатая эритема, бородавки, кожный зуд.

Широкие возможности внушение в гипнозе открывает для хирургии, анестезиологии, стоматологии. У нас в стране и за рубежом под анестезией, вызванной внушением в состоянии гипноза, проводятся достаточно сложные хирургические операции.

Широкое применение гипносуггестивная терапия нашла при лечении обширных ожогов. С одной стороны, внушенная анестезия позволяет уменьшить страдания обожженных и дает возможность обрабатывать раны при смене повязок, с другой — под гипнозом можно внушить улучшение аппетита, снять депрессию, что очень важно для выздоровления ожоговых больных (Chertok, 1972).

Противопоказаниемдля гипносуггестии являются психозы, прежде всего шизофрении с бредом отношения или физического воздействия, с синдромом психического автоматизма (синдром Кандинского — Клерамбо). Противопоказано лечение гипнозом лиц с выраженной дебильностью, а также больных, у которых гипнотизация провоцирует эпилептиформные припадки. К числу противопоказаний следует отнести болезненные состояния, сопровождающиеся выраженной интоксикацией, лихорадкой, нарушением сознания (сопор, кома).

Не следует применять гипносуггестию у больных с острым инфарктом миокарда и острым нарушением мозгового кровообращения. У этой категории больных при неосторожном применении гипноза могут появиться нежелательные вегетативно-сосудистые реакции, связанные с волнением перед сеансом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9582 — | 7563 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

Читайте также:  Медкомиссия в военкомате астма

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

Многие авторы указывают, что гипнотерапия очень подходит для лечения астмы. Обычно выясняется, что каким бы явным ни был аллергенный фактор, в этом заболевании значительную роль играет психологический аспект. Приступы астмы могут быть вызваны близостью искусственного цветка того сорта, который, по мнению пациента, вызывает приступы, конечно в том случае, если пациент считает цветок настоящим. Подобным же образом, если пациенту, страдающему аллергией на травяную пыльцу, неосторожно внушить, что ему следует побродить по летнему лугу, это может немедленно привести к приступу сенной лихорадки или астмы. Астматические эпизоды обычно тесно связаны с жизненными событиями и эмоциональным состоянием пациента в данный момент времени.

При астме рекомендуется соблюдать некоторые меры предосторожности в использовании гипноза. Пока у пациента затрудненное дыхание и он находится в состоянии бронхиального спазма, индуцированное расслабление может угрожать непрерывности дыхания.

Общее расслабление, освобождение от напряжения, выявление скрытых тревог, фрустрации и гнева могут быть очень полезны для уменьшения вероятности и тяжести астматических эпизодов и, в большей или меньшей степени, бронхоспазмов. Кроме того, использование образов, имеющих непосредственное отношение к освобождению бронхов и грудных мышц, может помочь пациенту обрести определенную степень личного контроля над собственным телом, особенно когда он чувствует, что начинается приступ, и может воспользоваться такими образами для профилактики.

Фактически при всех состояниях и переживаниях, связанных с болью, тревогой и напряжением, гипноз может принести пользу, хотя бы за счет облегчения эмоциональных страданий пациента. Во многих случаях тревога или другое отрицательное эмоциональное проявление создает дополнительную помеху улучшению состояния или положительной реакции на лечебное воздействие. Уменьшение и устранение такого эмоционального проявления будет способствовать более быстрому и полному выздоровлению. Если установки, ожидания, чувства и воображение пациента, как показывают некоторые научные отчеты и опыт работы, действительно могут непосредственно влиять на функционирование организма, то можно ожидать существенно больших успехов. Мы считаем доказанным, что эмоциональные состояния и когнитивные процессы влияют на такие проявления деятельности организма, как кровообращение и его распределение, пищеварение, частота сердечных сокращений, кровяное давление и т. д. Следовательно, изменение когнитивных и эмоциональных процессов можно умышленно использовать для того, чтобы влиять на такие процессы в организме, которые уменьшают вред, нанесенный болезнью или травмой, и тем способствовать заживлению и выздоровлению. Такое вмешательство в первую очередь заключается в расслаблении и освобождении от напряжения, а более конкретное — непосредственное или косвенное — внушение, например с помощью метафор, может способствовать ускорению обычного излечения и восстановления.

Астма и возможности самолечения Болезнь эта часто протекает вяло, причиняя жертве своей лишь временные неудобства, но иногда принимает острую форму, и это уже опасно: любой приступ тут может стать причиной удушья. Как бы то ни было, каждому астматику слишком хорошо

Читайте также:  Бронхиальная астма хриплый голос

Астма — заболевание аллергическое? Замечено, что астматики, сами того не замечая, в жизни совсем не плачут. Факт этот лёг в основу предположения о том, что астма есть не что иное, как «подавленный всхлип», а источником её является некий болезненный детский конфликт,

источник

Бронхиальная астма является хроническим рецидивирующим аллергическим или инфекционно-аллергическим заболеванием, проявляющимся приступами удушья. Приступ бронхиальной астмы обычно начинается ночью или рано утром. Предвестниками приступа удушья у многих больных являются развивающаяся вялость, зуд в носу, чихание или заложенность носа, чувство стеснения в груди. Как правило, приступ начинается с мучительного кашля без выделения мокроты, затем развертывается типичная картина одышки экспираторного типа: у больных затруднен выдох. Уже в начале приступа дыхание становится шумным и свистящим, слышится даже на расстоянии. Больной старается сохранять оптимальный покой, для этого он принимает сидячее положение в постели. Дыхание затруднено и происходит главным образом за счет участия межреберных мышц. Во время приступа могут отмечаться цианоз и бледность кожи лица.

Приступ обычно заканчивается кашлем с отделением светлой вязкой или густой гнойной мокроты.

Приступы удушья могут быть разной тяжести. Тяжелые приступы удушья, которые не удается купировать медикаментозно в течение 24 часов, переходят в так называемое астматическое состояние. Клинически при астматическом состоянии отмечается тяжелая экспираторная одышка с редким поверхностным дыханием. При длительном течении астматическое состояние может перейти в коматозное со смертельным исходом.

Причины, вызывающие бронхиальную астму, до конца не выяснены. Это и аллергические, и инфекционные, и стрессовые факторы.

В России изучение этиологии и патогенеза бронхиальной астмы началось с середины XIXвека.

А. Радосский (1863), являясь автором рефлекторной теории возникновения болезни, писал, что «в основе страдания лежит невроз центральной нервной системы». Он придавал важное значение в этиологии заболевания психическим переживаниям и отрицательным эмоциям. Однако он также считал, что для возникновения заболевания должен быть предрасполагающий (наследственно обусловленный) фактор.

Идеи А. Радосского в последующем нашли свое развитие в работах С.П. Боткина (1950) и других клиницистов. Параллельно с клиническими соматическими особенностями картины бронхиальной астмы, у больных возникают и специфические нервно-психические расстройства. Г.К. Ушаков (1978) описывает у больных бронхиальной астмой после приступа болезни колебания настроения, капризность, раздражительность, истощаемость, астению, слезливость, иногда истерические и фобические расстройства. По мнению автора, в преморбиде больных, страдающих бронхиальной астмой, обнаружена широкая вариабельность характерологических особенностей. Здесь и гармоничные личности, и личности с отдельными психопатическими и шизоидными чертами.

На приступы, возникающие пароксизмально, больные обычно давали реакции фобического характера. В отличие от описанных в литературе (страх смерти от удушья и невроз ожидания), эти реакции были более дифференцированными и многообразными. Страх задохнуться во время приступа и ожидания его, страх одиночества, страх потерять ритм дыхания, умереть во время приступа от разрыва сердца или от паралича, страх смерти от приступа во сне и др.

Невротические расстройства, по нашим наблюдениям, варьировали от легких стертых форм до выраженных в зависимости от тяжести астматического заболевания.

При легкой форме астмы неврозоподобные расстройства обычно являлись стертыми и выступали в виде легкой физической астении либо стертых неврастеноподобных нарушений. Иную картину приобретали они при бронхиальной астме средней тяжести. Отмечалось многообразие различных неврозоподобных расстройств. Наблюдались довольно глубокие и более стойкие астенические расстройства, истероформные либо смешанные неврозоподобные состояния.

При более выраженных клинических приступах астмы отмечались колебания настроения до выраженных депрессивных расстройств, с жалобами на комок в горле, выраженным тремором конечностей.

При тяжелом течении астмы на первый план выступают неврозоподобные расстройства с массивными явлениями физической и психической астении, вегетативно-сосудистыми нарушениями. Во время приступа у этих больных часто возникают суицидальные мысли. При длительном течении астмы у больных выявляются разнообразные ипохондрические построения.

Лечение больных бронхиальной астмой всегда представляло огромные трудности. Длительное время основной формой лечения бронхиальной астмы была медикаментозная терапия, которая довольно широко описана в литературе. Впервые гипнотерапия больных бронхиальной астмой была применена Wetterstrand(1888). В последующем в литературе приводятся единичные наблюдения отдельных авторов за лечением больных астмой путем гипносуггестивной терапии. Так, В.М. Белоус (1925) успешно применил гипноз при лечении 10 больных. Ф.К. Меньшиков и А.Б. Маленкович (1953) сообщили о лечении бронхиальной астмы гипнозом 8 больных. Авторы наблюдали также ряд больных, у которых после безуспешной попытки лекарственного воздействия применение гипнотерапии дало быстрое и полное устранение астматического приступа.

К нам обращались больные, страдающие бронхиальной астмой в различной степени ее выраженности. Все эти больные наблюдались пульмонологами и получали соответствующую медикаментозную терапию.

Большинство из обратившихся к нам больных были больные, на которых даже гормональная терапия (преднизолон) не оказывала должного эффекта. Нам было приятно работать с этими больными из-за их высокой внушаемости. Поразительным был тот факт, что уже одним погружением в гипнотическое состояние нам удавалось купировать приступ и выводить больных из него даже при затяжных приступах с выраженным астматическим состоянием.

Но все же большая часть больных с бронхиальной астмой характеризовалась «приступами» астматического типа, возникающими в связи с тяжелыми психотравматическими ситуациями. Наша модель гипносуггестивной терапии предназначена именно для такой категории больных.

На Iподготовительном этапе врач подробно разъясняет больному, что причиной его заболевания бронхиальной астмой является стрессовая ситуация (как и во всех других случаях невроза, врач подробно перечисляет, какие переживания вызвали болезненное состояние). В результате тяжелых переживаний произошло разрегулирование основных нервных процессов: тормозного и возбудительного. Изменились их основные свойства: сила и подвижность, то есть эти два процесса ослабели и стали менее подвижными. Центр, регулирующий функцию дыхательной системы, и, главным образом, работу гладкой мускулатуры бронхов, а также активность бронхиальных желез оказался заторможенным. В результате нарушения регуляции работы бронхов и бронхиальных желез развиваются застойные явления в бронхах, приводящие к спазму бронхов (приступ удушья) и проявлению всех невротических симптомов (перечисляются конкретные симптомы).

Далее врач продолжает разъяснять больному, что при проведении сеанса гипноза необходимо словесное внушение направить прежде всего на общее успокоение больного, на пробуждение у него ощущения здоровья. А затем все внушения направить на уравновешивание центральной нервной системы, ее основных нервных процессов: тормозного и возбудительного; на нормализацию этих двух процессов, повышение их силы и подвижности в результате уравновешивания центральной нервной системы происходит растормаживание центра, регулирующего функцию дыхательной системы, в связи с чем восстанавливается нормальная жизнедеятельность бронхов и бронхиальных желез, позволяющих нормализовать акт дыхания и устранить все имеющие место невротические симптомы, то есть добиться полного выздоровления.

Затем врач погружает больного в состояние лечебного сна (гипноза) (IIэтап).

Далее продолжается внушение (IIIэтап), нацеленное на общее успокоение больного и восстановление ощущения прежнего здоровья.

Затем врач продолжает внушения для уравновешивания центральной нервной системы (IVэтап). Он продолжает разъяснять больному, что под влиянием внушений происходит уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбудительного, что вследствии этого уравновешивания восстанавливаются свойства этих процессов: их сила и подвижность, в результате чего растормаживается центр, регулирующий жизнедеятельность дыхательной системы и восстанавливается весь дыхательный процесс. Кроме того, указывается врачом, что в нормализации жизнедеятельности дыхательной системы важную роль играет продолжающаяся нормализация вегетативной нервной системы. Заканчивается внушение в этом этапе тем, что уравновешивание деятельности центральной нервной системы будет способствовать не только нормализации деятельности дыхательной системы, но и устранению всех невротических симптомов болезни.

Далее внушения врача направлены на изменение отношения больного не только к отдельным болезненным явлениям, но и болезни в целом (VиVIэтапы). Врач продолжает внушать, что общее успокоение больного и нормализация деятельности центральной нервной системы позволяют больному все спокойнее и спокойнее реагировать на отдельные болезненные симптомы, в особенности приступы удушья; больные в связи с возрастающим спокойствием перестают ожидать очередные приступы удушья. Далее врач внушает больному, что наступило уравновешивание центральной нервной системы, что больной остается спокойным, что нормализовалась функция легочной системы, что дыхательный процесс нормализовался полностью. В это время врач предлагает сделать несколько глубоких вдохов (что больной делает легко), а затем внушает больному, что как легко больной вдохнул воздух в легкое, так же легко он будет выдыхать воздух (врач просит больного сделать выдох). Как правило, во время сеанса больной начинает свободно выдыхать воздух из легких. Это дает повод врачу похвалить больного и продолжить внушение, нацеленное на то, что и в бодрствующем состоянии больной сможет легко и свободно и вдыхать и выдыхать воздух из легких. Врач заканчивает внушение вытеснением из сознания больного всего периода болезни, подчеркивая роль вытеснения в быстрейшем выздоровлении.

Далее внушения врача направлены на повышение интереса больного к обыденным сторонам его жизни и деятельности и осознание значения этого для быстрейшего выздоровления (VIIэтап). Особое значение для быстрейшего выздоровления имеет соблюдение физкультурного режима, который сам по себе способствует повышению тонуса мозговых нервных клеток и ускоряет процесс быстрейшего и полного выздоровления.

Дальнейшие (VIIIэтап) внушения врача нацелены на возрастающую под влиянием словесного воздействия уверенность больного в себе и в возможности полного выздоровления.

Затем врач продолжает внушения для повышения роли самовнушения и саморегуляции в выздоровлении (IXэтап).

И завершается сеанс (XиXIэтапы) обобщающим внушением и пробуждением больного от лечебного сна. В заключительной части внушения, нацеленного на пробуждение больного из лечебного сна, врач указывает, что точно так же, как во время сеанса, больной смог свободно вдыхать и выдыхать воздух из легких, он это сможет делать и после пробуждения от лечебного сна. После пробуждения больного от лечебного сна врач предлагает больному сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Как правило, уже после первого сеанса большинство пациентов значительно легче производило выдох воздуха из легких.

Лечение больных бронхиальной астмой при помощи приведенной выше модели оказалось высокоэффективным. Как правило, нам удавалось не только нормализовать акт дыхания, но и полностью купировать приступы удушья (даже в тяжелых случаях).

Курс состоялся из 5-15 сеансов гипносуггестивной терапии в зависимости от длительности и тяжести заболевания. При тяжелых астматических приступах сеансы проводились ежедневно; при легких и средних «приступах» через день.

В процессе гипносуггестивной терапии, даже в тяжелых случаях, постепенно сокращался прием гормональных препаратов больным, вплоть до полной их отмены. Для многих больных в дальнейшем проводилась поддерживающая терапия из 10-15 сеансов один раз в 10 дней. У некоторых больных нам удавалось купировать удушье при проявлении предвестников. Катамнестические сведения разной продолжительности подтверждали эффективность нашей модели при лечении бронхиальной астмы.

источник

Гипноз —
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов
Гипнотерапевт

Среди заболеваний, в механизме возникновения которых нервная система занимает важное место, является бронхиальная астма. Это заболевание проявляется внезапно наступающими приступами удушья, которые длятся минуты, часы, а иногда и дни.

Еще в 1863 г. А. Родосский представлял бронхиальную астму как заболевание целостного организма и придавал в возникновении приступов удушья важное значение психическим переживаниям и отрицательным эмоциям. Он писал: «Моральные потрясения — гнев, испуг, оскорбленное самолюбие, неудовлетворенные страсти, усиленные напряжения — легко вызывают астматические припадки». Это чаще возникает если уже имеется предрасположение в виде инфекции, интоксикации или аллергии.

В нашей клинике уже было давно замечено, что на почве безусловных рефлексов легко могут образоваться различные рефлексы, даже тогда, когда токсико-инфекционный очаг в легких уже ликвидирован, а приступы тем не менее продолжаются. В качестве примера того, что условнорефлекторный механизм играет большую роль в проявлении приступов бронхиальной астмы, можно привести следующее. Известен случай, когда у женщины возникали приступы бронхиальной астмы от запаха роз. Однажды этой женщине был показан букет бумажных роз, и у нее развился приступ астмы!

В другом случае человеку, работающему конюхом, пришлось бросить работу на ипподроме из-за того, что он не мог переносить запаха лошадиного пота. Однажды в кино он увидел кадры кинофильма, где была показана конюшня и лошади. Ему пришлось покинуть кинозал, так как у него развился приступ удушья (приступ бронхиальной астмы). Таких случаев можно было бы привести множество.

С другой стороны, имеют место формы бронхиальной астмы, где ведущим является инфекция дыхательных путей. Естественно, при наличии инфекции гипноз будет бесполезен, в то время как при условнорефлекторном механизме приступов бронхиальной астмы эффект может быть поразительный.

Больная X., 62 лет, поступила в клинику с диагнозом: бронхиальная астма. Заболела в 1943 г. Первый приступ бронхиальной астмы возник в момент чтения письма, где сообщалось о гибели ее сестры с мужем и ребенком, расстрелянных оккупантами. Приступы начали повторяться по 2—3 раза в ночь в строго определенное время. Больная просыпалась от удушья и принуждена была принимать вынужденное положение с упором на руки. Учащению приступов способствовали и новые психические травмы (сообщение о гибели мужа на фронте), и сложные жизненные ситуации (возвращение мужа, считавшегося погибшим). Медикаментозная терапия была безрезультатной.

Читайте также:  Бронхиальная астма чучалин pdf

В 1943 г. начата гипносуггестивная терапия, на которую больная была направлена лечащим врачом. После 18-го сеанса гипнотерапии астматические приступы прекратились и бесприступный промежуток длился в течение 5 лет.

В 1948 г. в связи с новыми личными переживаниями вновь начала страдать приступами бронхиальной астмы. Вскоре последовала еще и тяжелая психическая травма, после которой приступы стали возникать как днем, так и ночью по 6-9 раз в сутки. Вся экстренная медикаментозная терапия эффекта не давала.

С 20 октября 1951 г. ввиду полной неэффективности лечебной терапии была направлена к нам на гипносуггестивную терапию. Уже после 5-го сеанса отмечено полное исчезновение приступов удушья. Всего проведено 28 сеансов гипнотерапии. Хорошее состояние прослежено в течение 2 лет и 3 месяцев. Приступов бронхиальной астмы нет.

Из приведенной истории болезни отчетливо видны как значение психической травмы, так и успех гипносуггестивной терапии, которая в данном случае, в отличие от медикаментозной терапии, дважды оказала стойкий положительный эффект.

В качестве примера приведем еще одну иллюстрацию, из которой также отчетливо виден нейрогенный механизм (значение психической травмы) в возникновении приступов бронхиальной астмы.

Больная Л., 61 года, поступила на лечение с диагнозом: бронхиальная астма. Заболела в 1946 г. Незадолго до заболевания была перенесена тяжелая психическая травма (дочь неудачно вышла замуж, в этот же месяц сын в результате ранения ослеп на оба глаза и потерял руку). Первый астматический приступ возник в момент ссоры дочери с мужем. В дальнейшем приступы удушья участились и стали возникать по 10—12 раз в сутки (между приступами держалось астматическое состояние). Позднее больная отметила, что приступы стали возникать, когда дочь приготавливала пищу или перебирала вещи, засыпанные нафталином. Вскоре астматическое состояние стало возникать при одном запахе нафталина или запахе пищи, позднее и от других запахов (керосин, цветы и пр.).

2 марта 1952 г. по просьбе лечащего врача начата гипносуггестивная терапия ввиду того, что обычная терапия эффекта не давала. С помощью гипнотерапии удалось не только прекратить приступы удушья бронхиальной астмы, но и устранить отрицательное влияние на больную перемен погоды и различных запахов. Отмечена прибавка в весе на 4 килограмма. Больная вернулась к работе. Результат прослежен в течение 2 лет и 4 месяцев.

При анализе этой истории болезни также заметна роль психической травмы (как разрешающего фактора), вызвавшей первый приступ бронхиальной астмы. В дальнейшем в механизме повторных приступов присоединяется условнорефлекторный фактор. Отчетливо видны преимущества в данном случае гипнотерапии перед другими методами лечения.

Следует отметить, что во всех случаях (200 больных) успешного лечения гипносуггестивной терапией больных бронхиальной астмой отчетливо выступают положительные сдвиги во всех лабораторно-инструментальных данных (кровь, мокрота, рентгеноскопия легких и проч.), которые наступили у больных под влиянием лечения гипнозом.

Источник книга П. И. Буля «Техника гипноза и внушения» (120 стр. Издательский дом «Сентябрь», 2001. 178 с .).

источник

Ключевые слова: бронхиальная астма, психотерапия.

Бронхиальную астму рассматривают как аллергическое заболевание, при котором происходят функциональные нарушения центральной нервной системы, что усугубляет течение болезни. Еще П.К. Булатов выразил мнение о том, что в возникновении приступов удушья лежит образование патологической доминанты. При бронхиальной астме меняется личностная структура, формируется невротическое развитие личности абсесивного либо астенического типа [2,3,13–15,17].

У детей, больных астмой, эмоциональные нарушения возникают чаще [1–9,15]. Наблюдаются тревожность, рассеянность, ограничение общения, социальная изоляция [15–18]. Большинство проблем – результат недостаточного лечения. Для предотвращения их необходимы ранняя диагностика, обучение пациента и эффективная терапия с самого начала заболевания. У значительной части больных достигается терапевтический эффект, однако для этого необходимо обучение пациентов и их родителей навыкам оказания помощи. Летальные исходы при астме более часты у подростков [18]. Эти пациенты требуют особого внимания, поэтому необходимо сочетать медикаментозную и немедикаментозную терапию, в частности метод психотерапии. Нервно-психические нарушения при бронхиальной астме значительно снижают эффективность традиционных видов лечения, способствуют фиксации и углублению функциональных нарушений, неадекватных соматическому компоненту. Это вызывает необходимость применения лечебных методов, направленных на нормализацию функционального состояния центральной нервной системы, а также психотических расстройств личности. Одним из таких методов и является психотерапия.

С.С. Либих и В.Е. Рожнов выделяют 3 возможности психотерапевтического воздействия:

  1. на невротический (или функционально-динамический) компонент соматического заболевания;
  2. на психический компонент комплекса этиологических факторов;
  3. на личность больного с целью изменения ее реакции на болезнь.

Об успешном применении психотерапии, в частности гипнотерапии, при бронхиальной астме у взрослых больных имеется ряд сообщений, приводятся данные об успешном использовании гипносуггестина, рациональной психотерапии и электросне при бронхиальной астме у 200 больных, из них возрастную подгруппу от 10 до 20 лет составили всего 22 человека. Других публикаций о применении гипнотерапии при бронхиальной астме в детской практике мы не нашли. И.Д. Игнатьева и соавторы сообщают о купировании приступа бронхиальной астмы убеждением ребенка в том, что с помощью специального ритма дыхания у него прекратится приступ. Эти же авторы с успехом применяли рациональную психотерапию в сочетании с транквилизаторами при бронхиальной астме у детей.

Мы использовали психотерапию как лечебный метод при бронхиальной астме у 43 больных в возрасте 10–12 лет, по полу дети распределились следующим образом: 25 мальчиков и 18 девочек. У этой группы больных в анамнезе имелись указания на возникновение приступов удушья при психоэмоциональном напряжении. Помимо психогенных факторов, анамнестически прослеживалась провоцирующая роль физической нагрузки, ингаляционных ирритантов, метеорологических факторов. У всех детей были проведены методы специфической диагностики в полном объеме. Результаты кожных аллергических проб приводятся в табл. 1.

Таблица 1. Результаты кожных аллергических проб у 43 больных

Количество случаев

Степень выраженности кожных аллергических проб

Как видно из представленной таблицы, самая высокая степень положительной кожной аллергической пробы была получена с бактериальными аллергенами – 31 (37,9%), затем – с бытовыми – 21 (25,6%) и пищевыми аллергенами – 15 (18,3%).

Среди полученных проб в 40 случаях (48,8%) резко положительными были с аллергенами инфекционного и неинфекционного происхождения. Полученные данные подтверждены провокационными назальными и ингаляционными пробами. В период наблюдения все дети находились в состоянии ремиссии и не получали медикаментов.

В стационаре лечение, как правило, было комплексным, т.е. уже к лечебным методам (медикаменты, ЛФК, физиотерапия) добавляли специальную психотерапию. Больные в поликлинике получали психотерапию без сочетания с другими лечебными методами. Психотерапевтические методы были включены в программу лечения после полного проведения курса астма-школы индивидуальной подготовки, предложенной нами [1].

Психотерапию проводили по следующему плану.

  1. Первичное исследование. На основании анамнестических данных беседы с ребенком и его родителями определяли такие свойства личности, как контактность, интеллект, адекватность самооценки, уровень переживаний по поводу болезни, уровень оптимизма. Большое значение придавали самой обстановке, наличию в анамнезе психогенных факторов, провоцирующих приступ, этиологии аллергических реакций. Если позволяло состояние ребенка, проводили пробы на внушаемость.
  2. Психотерапевтическая тактика при первом контакте с ребенком определялась поставленными задачами. Если же планировалось долговременное лечение, направленное на урежение и прекращение приступов бронхиальной астмы, первое посещение заканчивалось ободряющей беседой с элементами рациональной психотерапии, а также, если это позволяли возрастные и личностные особенности, обучением ребенка простейшим навыкам аутогенной тренировки.
  3. Дальнейшая психотерапевтическая тактика зависела от эффективности лечения. Если в результате проведения рациональной психотерапии, аутогенной тренировки, прослушивания магнитофонных записей с психотерапевтическим текстом (МП) отмечалось клиническое улучшение, тактику не меняли. При отсутствии клинического эффекта к проводимым методикам добавляли гипносуггестивную психотерапию. Погружение в гипнотическое состояние осуществляли вербальным внушением, на фоне гипнотического сна проводили целенаправленное внушение. Приводим примерную формулу внушения для мальчика среднего школьного возраста: Ты вполне здоровый мальчик, и теперь с каждым днем ты будешь чувствовать себя все лучше и лучше во всех отношениях… С каждым днем ты будешь становиться все спокойнее и спокойнее… Каждое утро ты будешь просыпаться с хорошим, бодрым настроением и свободным, легким дыханием… Ты будешь дышать легко и свободно в любую погоду: и теплую, и холодную, и влажную, и сухую… Ты будешь дышать легко и свободно и в школе, и дома, и на улице… И так будет каждый день…. Если глубина гипнотического погружения была достаточной и у ребенка появились внушенные галлюцинации, использовался прием, названный нами гипнотической десенсибилизацией. Суть этого приема состоит в следущем. Пациенту внушаются зрительные образы, соответствующие тем жизненным ситуациям, которые обычно провоцируют обострение болезни, например прогулка под дождем, употребление аллергизирующей пищи и т.д.; до вызывания галлюцинаций ребенок предупреждается о том, что он будет чувствовать себя хорошо и спокойно независимо от содержания внушенных картин. Это предупреждение необходимо для профилактики вегетативных и аллергических реакций на внушение. Продолжительность сеансов гипноза колебалась от 20 до 40 мин. В отдельных случаях проводились пролонгированные сеансы гипноза. Частота гипнотических сеансов не превышала 2–3 за неделю. Длительность курса 2 мес. У большинства пациентов параллельно с гипнотерапией проводилась МП с частотой 2–4 раза в неделю. МП назначали и после выписки ребенка из стационара с постепенным урежением частоты сеансов и полной их отменой в течение 2–3 месяцев. Амбулаторным больным после курса гипнотерапии вследствие его продолжительности МП не назначали.
  4. Семейную психотерапию проводили на всех этапах лечения. Основная направленность семейной психотерапии – снижение уровня тревожности всех членов семьи, а также нормализация внутрисемейных отношений. Методика – психотерапевтические беседы рационального и убеждающего характера.

Эффективность психотерапии оценивали по степени выполнения поставленных задач. При оказании скорой помощи 4 больным психотерапия оказалась эффективной во всех случаях. У 2 детей этой группы отмечены чисто психогенные приступы бронхиальной астмы. Возникали они обычно перед сном, когда дети не были заняты игрой и уроками. Повторение этих приступов отмечено у каждого ребенка более 5 раз. Снимались они сразу после инъекции (бронхолитики, седуксен, физиологический раствор). Клиническая картина характеризовалась внезапностью возникновения, диссонансом внешних проявлений (вынужденное положение, выраженная экспираторная одышка, испуганное выражение лица) и данными физикального обследования (удовлетворительное проведение дыхания во всех отделах легких, небольшое количество сухих хрипов). Во всех случаях выявлены психотравмирующие ситуации дома. Очередные приступы были купированы при помощи рациональной психотерапии и отвлекающих процедур. Двое детей этой группы страдали атопической формой бронхиальной астмы с тяжелым течением. Приступы провоцировались простудными заболеваниями, изменениями погоды, психогенными факторами. Все дети и их родители имели высокий уровень тревожности. 4 детей поступили в стационар в состоянии астматического статуса, и у 1 ребенка статус развился после госпитализации. Лекарственные препараты, как и другие традиционные методы, не оказывали действия. Рациональная психотерапия также оказалась неэффективной. Положительный результат был достигнут только при помощи гипносуггестивной терапии, причем в 4 случаях продолжение гипнотерапии привело к длительной ремиссии у этих больных. Плановая долговременная психотерапия проведена у 37 больных. Результаты оценивали на основании методических указаний по работе аллергологического кабинета:

а) отличный эффект – в течение года нет выраженной клиники заболевания;

б) хороший эффект – симптомы легче, но требуют приема лекарств, появляются реже;

в) удовлетворительный эффект – симптомы несколько легче, но клиническая картина та же;

г) без эффекта – течение заболевания не изменилось.

При анализе анамнестических данных у всех больных выявлены факторы, провоцирующие возникновение приступов бронхиальной астмы. Эти факторы, помимо прямого патогенного влияния, резко повышали уровень тревожности у детей и участвовали в формировании особого состояния, которое характеризуется постоянным ожиданием приступа от любых причин.

Целенаправленная психотерапия, снижая уровень тревожности и разрывая патологические условнорефлекторные связи, уменьшает патогенность этиологических факторов, что положительно влияет на течение бронхиальной астмы. Эффективность психотерапии во многом определяется адекватностью ее применения. При легких формах бронхиальной астмы и благоприятных для психотерапии свойствах личности – контактная психотерапия и аутогенная тренировка. При среднетяжелых и тяжелых формах высокая настроенность больных на переживание собственных ощущений затрудняет применение указанных методик. По нашим наблюдениям, в этих случаях наиболее эффективна гипносуггестивная терапия, не требующая активации волевых усилий детей.

Для оценки бронхиальной реактивности использовали ингаляционные провокационные пробы с ацетилхолином, контролируя состояние бронхиального дерева аускультацией и пневмотахометрией. С целью проведения провокационных проб использовали ингалятор российского производства ПАИ-2, а определения порога чувствительности бронхов – 0.01, 0.1, 0.5, 1% растворы ацетилхолина. Исследования проводили двукратно – до начала курса психотерапии.

У 43 больных детей до и после проведения психотерапии в стадии ремиссии болезни проводили провокационные ингаляционные пробы с ацетилхолином. Ацетилхолин ингалировали в нарастающих дозах по 3 мин с интервалами между ингаляциями 15 мин, при появлении после ингаляции першения в горле, кашля, сухих свистящих хрипов, снижении показателей пневмотахометрии на 20% и более от исходного уровня данная концентрация считалась пороговой и дальнейшие ингаляции прекращались. Бронхоспазм, спровоцированный ингаляцией медиатора, у большинства больных купировался самостоятельно или с помощью ингаляции спазмолитиками (новодрин, беротек, солбутамол и пр.).
Ниже приводятся результаты определения порога чувствительности бронхов у 43 детей до и после проведения курса психотерапии (табл. 2).

Таблица 2.: Результаты определения порога чувствительности бронхов

Концентрация инг. медиатора,%

источник