Меню Рубрики

Гимнастика при бронхиальной астме презентация

Презентация: «Физическая активность при бронхиальной астме». Автор: . Файл: «Физическая активность при бронхиальной астме.ppt». Размер zip-архива: 359 КБ.

Борьба с гиподинамией. Рациональная дыхательная гимнастика. Тренажер дыхательный индивидуальный. Техника проведения диафраграмального дыхания. Причины обращения за медицинской помощью при физических нагрузках.

В комплексной терапии больного бронхиальной астмой, направленной на урегулирование у него высшей нервной деятельности, — повышение нервно – психического тонуса, применение специфической терапии, воздействие на вегетативную нервную систему, большое место должно быть отведено применению лечебной физической культуры.

ликвидация глубокого дыхания)

Этот комплекс заключается в постепенном уменьшении глубины дыхания путем постоянного расслабления дыхательной мускулатуры, либо задержек дыхания до появления ощущения легкого недостатка воздуха. Тренировки производятся в условиях покоя и мышечной релаксации. Дышать следует только через нос.

Основные этапы методики: удобно сесть, расслабиться, сосредоточить внимание на дыхании; выполнить спокойный поверхностный вдох в течение 3 секунд (вдох от носа доходит только до ключиц); произвести спокойный сдержанный выдох в течение 3-4 секунд; задержать дыхание после выдоха (вначале на 3-4 сек, затем постепенно, по мере тренированности, длительность апное увеличивается). Задержка дыхания вызывает на короткое время гипоксемию и гиперкапию; выполнить спокойный неглубокий вдох и т.д.

Противопоказания: астматический статус; НК, вызванная декомплексным хранением легочного сердца или другими причинами; психические заболевания или психопатия с негативным отношением к ВЛГД; инфаркт миокарда.

Эта гимнастика чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливает нарушенное носовое дыхание улучшает дренажную функцию бронхов устраняет некоторые морфологические изменения в бронхиальной астме способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков ткани, восстановлению кровообращения и лимфообращения, устранению местных застойных явлений положительно влияет на обменные процессы налаживает нарушение функции ССС исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние

Упражнение «ладошки»- разминочное «погончики» «насос» (накачивание шины) «кошка» (приседание с поворотом) «обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки) «большой маятник» («насос»+»обними плечи»)

Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — — «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды — пауза; Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. Помните! Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот. Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4 вдоха. Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа. В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд)

Исходное положение: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8. вдохов-движений. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Кошка» можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох! Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя. Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника и смещениях межпозвонковых дисков упражнение «Большой маятник» делайте, ограничивая движения: слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при наклоне назад. Только хорошо освоив первые шесть упражнений комплекса, можно переходить к остальным. Добавляйте каждый день по одному упражнению из второй половины комплекса, пока не освоите все основные упражнения.

Предназначен для дыхательных тренировок с целью профилактики и лечения различных заболеваний, повышенных иммунитетных и адаптационных возможностей организма, реабилитации и восстановления при неблагоприятных (включая радиацию) экологических и производственных факторах, стрессах.

Комплекс упражнений на напряжения и расслабления Длительность 5-7 минут 2 раза в день. Цель научить умению расслабляться сохранять спокойствие во время приступа астмы. Выполняется сидя на стуле или лежа на полу. 1 Руки лежат на коленях или располагаются вдоль тела 2 Закрыть глаза и опустить подбородок на грудь. 3 Поочередно напрягают мышцы шеи, лица, плеч, предплечья. 4 Каждый раз после напряжения следует полное расслабление, которое сопровождается воображением пребывания в наиболее красивом и приятном месте.

Хрипы учащаются, несмотря на то, что принято лекарство. Дыхание учащается, несмотря на то, что лекарство должно было подействовать. Признаки тяжелого дыхания: грудь, шея, вытянуты, напряженное дыхание. Трудно ходить, говорить. Ребенок прекращает играть. Губы и ногти синие (если этот признак срочно. врача). Снижена пиковая скорость выдоха ниже 60 %.

Определить, что вызывает затрудненное дыхание Улица- пыльца растений, табачный дым При беге – физическая нагрузка В доме – домашняя пыль Эмоции- огорчения, смех, бурные игры Если приступ начинается сразу после еды Пищевые продукты- орехи, рыба, шоколад.

Устранить причину: уйти из этого места; прекратить физические нагрузки; попытаться успокоиться расслабиться, сделать дыхательные упражнения (см приложение №1); во время приступа необходимо принять удобную позу и расслабиться. Дыхание должно быть редким и равномерным. сделать 1-2 ингаляции; пить воду маленькими глотками; ребенок должен сохранять спокойствие; подождать, чтобы лекарство подействовало; постараться думать о другом; если в течении 15-20 минут самочувствие не улучшилось и симптомы нарастают вызовите врача; объяснить врачу свои симптомы и какое лекарство ты принял.

источник

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ Борьба с гиподинамией. Рациональная дыхательная гимнастика. Тренажер дыхательный индивидуальный. Техника проведения. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемwww.yazdorov-48.ru

Презентация на тему: » ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ Борьба с гиподинамией. Рациональная дыхательная гимнастика. Тренажер дыхательный индивидуальный. Техника проведения.» — Транскрипт:

1 ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ Борьба с гиподинамией. Рациональная дыхательная гимнастика. Тренажер дыхательный индивидуальный. Техника проведения диафраграмального дыхания. Причины обращения за медицинской помощью при физических нагрузках. ЗАНЯТИЕ 4

2 БОРЬБА С ГИПОДИНАМИЕЙ В комплексной терапии больного бронхиальной астмой, направленной на урегулирование у него высшей нервной деятельности, — повышение нервно – психического тонуса, применение специфической терапии, воздействие на вегетативную нервную систему, большое место должно быть отведено применению лечебной физической культуры.

3 РАЦИОНАЛЬНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА по К.П. Бутейко (волевая ликвидация глубокого дыхания) Этот комплекс заключается в постепенном уменьшении глубины дыхания путем постоянного расслабления дыхательной мускулатуры, либо задержек дыхания до появления ощущения легкого недостатка воздуха. Тренировки производятся в условиях покоя и мышечной релаксации. Дышать следует только через нос.

4 РАЦИОНАЛЬНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Основные этапы методики: удобно сесть, расслабиться, сосредоточить внимание на дыхании; выполнить спокойный поверхностный вдох в течение 3 секунд (вдох от носа доходит только до ключиц); произвести спокойный сдержанный выдох в течение 3-4 секунд; задержать дыхание после выдоха (вначале на 3-4 сек, затем постепенно, по мере тренированности, длительность апное увеличивается). Задержка дыхания вызывает на короткое время гипоксемию и гиперкапию; выполнить спокойный неглубокий вдох и т.д.

5 РАЦИОНАЛЬНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Противопоказания: астматический статус; НК, вызванная декомплексным хранением легочного сердца или другими причинами; психические заболевания или психопатия с негативным отношением к ВЛГД; инфаркт миокарда.

6 ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО СТРЕЛЬНИКОВОЙ Эта гимнастика чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливает нарушенное носовое дыхание улучшает дренажную функцию бронхов устраняет некоторые морфологические изменения в бронхиальной астме способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков ткани, восстановлению кровообращения и лимфообращения, устранению местных застойных явлений положительно влияет на обменные процессы налаживает нарушение функции ССС исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно- психическое состояние

7 ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ: упражнение «ладошки»- разминочное «погончики» «насос» (накачивание шины) «кошка» (приседание с поворотом) «обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки) «большой маятник» («насос»+»обними плечи»)

8 УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ» Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — — «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды — пауза; Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. Помните! Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот. Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4 вдоха. Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа. В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд)

9 УПРАЖНЕНИЕ «ПОГОНЧИКИ» Исходное положение: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха- движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8. вдохов-движений. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.

11 УПРАЖНЕНИЕ «КОШКА» Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Кошка» можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).

13 УПРАЖНЕНИЕ «БОЛЬШОЙ МАЯТНИК» Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох! Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя. Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника и смещениях межпозвонковых дисков упражнение «Большой маятник» делайте, ограничивая движения: слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при наклоне назад. Только хорошо освоив первые шесть упражнений комплекса, можно переходить к остальным. Добавляйте каждый день по одному упражнению из второй половины комплекса, пока не освоите все основные упражнения.

14 ТРЕНАЖЕР ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ Предназначен для дыхательных тренировок с целью профилактики и лечения различных заболеваний, повышенных иммунитетных и адаптационных возможностей организма, реабилитации и восстановления при неблагоприятных (включая радиацию) экологических и производственных факторах, стрессах.

15 ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ Комплекс упражнений на напряжения и расслабления Длительность 5-7 минут 2 раза в день. Цель научить умению расслабляться сохранять спокойствие во время приступа астмы. Выполняется сидя на стуле или лежа на полу. 1 Руки лежат на коленях или располагаются вдоль тела 2 Закрыть глаза и опустить подбородок на грудь. 3 Поочередно напрягают мышцы шеи, лица, плеч, предплечья. 4 Каждый раз после напряжения следует полное расслабление, которое сопровождается воображением пребывания в наиболее красивом и приятном месте.

16 ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПРИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ Хрипы учащаются, несмотря на то, что принято лекарство. Дыхание учащается, несмотря на то, что лекарство должно было подействовать. Признаки тяжелого дыхания: грудь, шея, вытянуты, напряженное дыхание. Трудно ходить, говорить. Ребенок прекращает играть. Губы и ногти синие (если этот признак срочно. врача). Снижена пиковая скорость выдоха ниже 60 %.

17 НЕСКОЛЬКО ШАГОВ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ В СЛУЧАЕ ПРИСТУПА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ: Определить, что вызывает затрудненное дыхание Улица- пыльца растений, табачный дым При беге – физическая нагрузка В доме – домашняя пыль Эмоции- огорчения, смех, бурные игры Если приступ начинается сразу после еды Пищевые продукты- орехи, рыба, шоколад.

Читайте также:  Терапия при персистирующей астме

18 ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ? Устранить причину: уйти из этого места; прекратить физические нагрузки; попытаться успокоиться расслабиться, сделать дыхательные упражнения (см приложение 1); во время приступа необходимо принять удобную позу и расслабиться. Дыхание должно быть редким и равномерным. сделать 1-2 ингаляции; пить воду маленькими глотками; ребенок должен сохранять спокойствие; подождать, чтобы лекарство подействовало; постараться думать о другом; если в течении минут самочувствие не улучшилось и симптомы нарастают вызовите врача; объяснить врачу свои симптомы и какое лекарство ты принял.

источник

Бронхит – это… … — Это распространенное воспалительное поражение бронхиального дерева, обусловленное длительным раздражением бронхов различными вредными факторами, имеющее прогрессирующее течение и характеризующееся нарушением слизеобразования и функции бронхиального дерева, что проявляется кашлем, отделением мокроты и одышкой.

Задачи ЛФК: уменьшить воспаление в бронхах; восстановить дренажную функцию бронхов; усилить кровообращение и лимфообращение в системе бронхов, способствовать профилактике перехода в хронический бронхит; повысить сопротивляемость организма.

Противопоказания для назначения ЛФК: дыхательная недостаточность III степени абсцесс легкого до прорыва в бронх кровохарканье или угроза его астматический статус полный ателектаз легкого скопление большого количества жидкости в плевральной полости

Методика лечебной гимнастики (постельный режим) С 3 по 5 день ип лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические Не следует допускать учащения пульса более чем на 5-10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4-8 раз с максимальной амплитудой движения. Продолжительность процедуры — 10-15 мин; самостоятельные занятия — по 10 мин 3 раза в день.

Методика лечебной гимнастики (палатный, полупостельный режим) С 5 по 7 день ип сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами Учащение пульса допускают до 10-15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8-10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15-30 мин, используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня — до 2 ч, занятия — индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

Методика лечебной гимнастики (общий режим) С 7 по 10 день Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса — до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия — 40 мин; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Упражнение в постельном режиме ИП — лежа на спине: Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

Упражнение в постельном режиме ИП — лежа на боку: На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю. Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Упражнение в палатном режиме ИП — сидя на стуле: Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох —в ИП, выдох— руки развести в стороны. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

Упражнение в палатном режиме ИП — стоя: В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок. Круговые движения руками — «гребля». В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед. Закончить комплекс в ИП сидя. ОбЩее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Упражнения в общем режиме: ИП — стоя: Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин). Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.

Упражнения в общем режиме: Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин). ИП — стоя, палка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП. Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

источник

ЛФК при бронхиальной астме.

С помощью занятий лечебной физкультуры можно побороть множество недугов в организме. Среди них бронхиальная астма. Что представляет собой это заболевание?

Астма, в переводе с греческого, означает удушье. Этот термин ввел врач древней Греции Гиппократ. Он же указал, что астма вызывает спазм бронхов и причина удушья — сырость и холод. Большой вклад в изучении данной болезни внесли многие врачи: древний врач Аретей, Римский врач Гален.

Итальянский врач Джеролама Кардано (эпоха Возрождения) поставив диагноз у пациента бронхиальная астма, назначил ему в качестве лечения физические упражнения, диету и замену перины на простую подстилку. Больной выздоровел.

Русские ученые, такие как Мудров М.Я., Сокольский П.И., Боткин С.П., Манойлов Е.О. и другие тоже много сделали в изучении данного заболевания.

Заметим, что бронхиальная астма раньше считалась редкой болезнью, но сейчас она распространена среди всех возрастов.

Бронхиальная астма, по сути, носит аллергический характер, но в основе этой болезни лежит несовершенство иммунной системы человека, из-за которого ему сложно противостоять вирусам и бактериям. Так же способствует возникновению заболевания плохая экология, частые инфекции дыхательных путей (ангина, гаймориты, пневмонии, бронхиты), из-за которых повышается чувствительность органов дыхания к аллергенам. Иногда бронхиальная астма может передаваться и по наследству, у некоторых людей болезнь возникает на нервной почве.

Итак, астма появляется приступообразно, больному становится тяжело дышать, особенно при выдохе. Прохождение воздуха по дыхательным путям становится затруднительным, т.к. стенки бронхов поражены аллергией. Больной принимает вынужденную позу, грудные мышцы напрягаются, чтобы преодолеть затруднение на выдохе, он пугается, кажется, что приступ никогда не закончится. Но это отнюдь не так. Скованность дыхания ослабевает, появляется першение в горле, кашель, отделяется вязкая мокрота. Дыхание постепенно восстанавливается. Приступы могут повторяться часто.

Почему же больному трудно дышать? А причина в следующем: через воздухоносные пути (нос, трахею, бронхи) воздух подходит и направляется в легкие (альвеолы), откуда кислород поступает в кровь. Во время выдоха, как мы знаем, выводится углекислый газ. Вдох происходит за счет сокращения дыхательных мышц, расширяющих грудную клетку. Объем легких при этом увеличивается. Мышцы эти действуют с запасом сил, поэтому, если стенки бронхов поражены аллергией, прохождение воздуха затруднено по дыхательным путям. До определенного момента мышцы справляются с увеличением нагрузки. Выдох же происходит пассивно, т.к. мышцы дыхания расслабляются, объем грудной клетки уменьшается. При бронхиальной астме прохождение воздуха затруднено во время выдоха. Поэтому человек не может сделать нормальный выдох и задыхается.

Итак, что бы легче перенести приступ, больной должен правильно дышать, научиться расслаблению мышц. А это достигается специальными упражнениями. Больной должен занять удобное положение на стуле или кровати, полусидя, опираясь на спинку.

В профилактике бронхиальной астмы, помимо медикаментозного лечения, смены климата, устранение аллергена, очень важны занятия лечебной гимнастикой, которая повышает устойчивость организма к инфекциям дыхательных путей, укрепляет здоровье, предотвращает астматические приступы. Полезно больше бывать на свежем воздухе, заниматься спортом без больших физических нагрузок, не переутомляясь.

Выполнение всех рекомендаций – залог успешного лечения.

Примерный комплекс упражнений лечебной гимнастики, сидя на стуле.

(по материалам Л.А.Горячкиной «Аллергия, конституция, наследственность и иммунитет»).

Первое упражнение: Прислониться к спинке стула, ноги на ширине плеч, полусогнуты, руки на коленях. Расслабить мышцы. Не отрывая пятки от пола, приподнять носки, а затем уронить их. Повтор 6-8 раз. Дыхание произвольное.

Второе упражнение: Попеременно поднимать согнутые в коленях ноги сантиметров на 10-15и «уронить» их. Повторить 3-6 раз.

Третье упражнение: Приподнять согнутую в локте руку, «уронить» ее. То же другой рукой. Повторить 3-6 раз. Дыхание произвольное.

Четвертое упражнение: Сесть прямо, не прислоняться к спинке стула, наклонить вправо и, как маятником, покачивать 8-10 раз правой рукой, встряхнуть ее и расслабить, оставить опущенной, вдоль тела. То же другой рукой.

Пятое упражнение : Поднять вверх голову, посмотреть на вдохе в потолок, на выдохе расслаблено уронить ее на грудь. Повторить 2-4 раза. Расслабиться, посидеть 30-60 секунд. Дыхание произвольное.

Шестое упражнение : Поочередно сгибать и выпрямлять в коленном суставе ноги, при этом стопы скользят по полу. Повторить 4-6 раз каждой ногой.

Седьмое упражнение : Сесть на край стула, опираясь на его спинку. Одну руку держать на груди, другую на животе. Диафрагмальное дыхание: на вдохе выпячивать живот, на выдохе втягивать. Повторить 3-6 раз. Упражнение выполнять 3-4 раза в день.

Восьмое упражнение : Слегка развести руки в стороны вдох, обнять себя, прижать подбородок к груди — медленный выдох через сомкнутые трубочкой губы. Повтор 5-8 раз. Затем расслаблено покачать руками, отдохнуть.

Девятое упражнение : На вдохе развести руки в стороны, медленно выдыхая, подтянуть руками колено к подбородку, при этом произносить звук «ж-ж-ж-ж-ж» то же другой ногой. Повтор 5-6 раз. Расслабиться, спокойно отдохнуть 20-30 секунд.

Десятое упражнение : Сесть прямо, не прислоняясь к спинке стула. На вдохе кисти привезти к плечам. Медленно выдыхая произнести звук «з-з-з-з», после чего сделать 2-4 круговые движения локтями вперед. Расслабленно «уронить» руки, отдохнуть. Повторить 4-8 раз.

Одиннадцатое упражнение : На вдохе поднять руки вверх, посмотреть на них. Медленно выдыхая, слегка наклониться вперед, а затем скользить руками по передней поверхности ног. Повторить 4-6 раз.

Теперь повторить седьмое упражнение (диафрагмальное дыхание). Отдохнуть.

Первые две недели заниматься ЛФК один раз в день, а затем – два раза (утром и во второй половине дня). Комплекс могут выполнять все, страдающие бронхиальной астмой и недавно перенесшие обострение.

Подготовила инструктор ЛФК отделения ЛФК и спортивной медицины Буряк М.Е.

источник

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

1. Восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

2. Уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

3. Активизация трофических процессов в тканях;

4. Обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

5. Обучение удлиненному выдоху.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

· дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

· дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;

· упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;

· упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

· массаж грудной клетки и мышц предплечья.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений — 4-12/мин, темп медленный и средний.

3.2.1. Первый комплекс упражнений:

Условные обозначения, используемые в тексте: ИП — исходное положение; ТМ — темп медленный; ТС — темп средний.

1. ИП — лежа на спине, руки — на грудной клетке. На высоте вздоха сдавить грудную клетку руками. 5-7 раз.

2. ИП — лежа. По очереди сгибание ног. Выдох делать медленно. 3-5 раз.

3. ИП — лежа. Руки в стороны — вдох, обхватить себя — выдох. 3-6 раз.

4. ИП — сидя. Сгибание ноги — вдох; выпрямление — выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

Читайте также:  Можно ли стать машинистом с астмой

5. ИП — сидя, руки в стороны. Повороты туловища влево — вправо. 5-7 раз.

6. ИП — сидя. Руки вверх — вдох, наклон вперед — выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

7. ИП — сидя, руки на поясе. По очереди выпрямление ног и рук. 5-7 раз.

8. ИП — сидя, руки на коленях. Отведение плеч назад — вдох; наклон вперед, плечи опущены — выдох. 4-6 раз.

9. ИП — стоя. Наклоны туловища влево — вправо. 5-7 раз.

10. ИП — стоя. По очереди отведение ног назад. 6-8 раз.

11. ИП — стоя. Руки вверх — вдох, на­клон туловища, руки опущены — выдох. 3-6 раз. Акцент на выдох.

12. ИП — стоя, руки «в замок». Вращение туловища. 5-8 раз.

13. ИП — стоя. По очереди отведение ноги и рук. 5-7 раз. Дыхание свободное.

14. ИП — стоя. Отведение рук и плеч назад — вдох, опустить голову и плечи — выдох. 4-6 раз.

15. ИП — руки в стороны. Наклоны вперед, руки скрестить — выдох. 3-5 раз.

16. ИП — сидя, руки к плечам. Отвести локти назад — вдох, наклон вперед, локти касаются грудной клетки — выдох. 4-6 раз.

17. ИП — руки на поясе. Наклоны влево — вправо. 5-7 раз.

18. ИП — стоя. Прогнуться — вдох, наклон вперед, руки расслаблены — выдох. 3-6 раз ТМ.

19. Ходьба по комнате или на месте 30-60 сек. ТС.

Примечание: кроме указанных упражнений, надо делать дыхательную гимнастику с выдохом через рот с одновременным произношением гласных 3.2.2. Второй комплекс упражнений:

· Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

· Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

· Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

· Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

· То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

· Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

· Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

· Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

· То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

· То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

· Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

· Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

· Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

· Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

· Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать. [12]

3.2.3. Третий комплекс упражнений:

· Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

· Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

· Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

· Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

· То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

· Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

· Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

· Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

· То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

· То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

· Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

· Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

· Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

· Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

· Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать. [12]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Причины распространения болезни; методика дыхательной гимнастики в ЛФК; примерный комплекс упражнений без предмета и с гинастической палкой; самомассаж.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Педагогический институт физической культуры и спорта

по ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Тема: «ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ

студентка 4 курса, 1 группы

— Бронхиальная астма бывает. 3

1. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БОЛЕЗНИ . 5

2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ . 5

3. МЕТОДИКИ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ПРИСТУПЫ АСТМЫ . 6

4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ . 7

5. МЕТОДИКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛФК . 9

6. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ . 11

6.2. Примерный комплекс упражнений без предмета. 12

6.3. Примерный комплекс упражнений с гимнастической

Используемая литература, источники. 16

В последние десятилетия во всех развитых странах отмечается значительный рост частоты и тяжести протекания бронхиальной астмы. В некоторых странах (например, Великобритания и Новая Зеландия) это заболевание объявлено «национальным бедствием».

В России, по официальным данным Минздрава, уровень заболеваемости астмой среди детей составляет 15%, среди взрослых — 10%. К началу 21-го века уровень смертности в мире по сравнению с 90-ми годами вырос в 9 раз! И около 80% детских смертей при бронхиальной астме приходится на возраст от 11 до 16 лет!

Слово «астма» в переводе с греческого означает «удушье», «тяжелое дыхание». Бронхиальная астма — это хроническое воспаление дыхательных путей (нередко аллергической природы), главным признаком которого является приступ удушья, возникающий в результате сужения просвета гладкой мускулатуры бронхиального дерева и отека слизистой оболочки бронхов, из-за чего к легким поступает недостаточное количество воздуха.

Бронхиальная астма бывает:

1. Наследственная предрасположенность (родственники страдали астмой или

аллергическими проявлениями крапивница, нейродермит, экзема, пыльцевые

ринит и конъюнктивит, непереносимость некоторых видов лекарств или пищевых продуктов).

2.Инфекционно зависимая бронхиальная астма . Возникает у предрасположенных лиц от частых вирусных инфекций, в результате хронического бронхита или повторных пневмоний. В противном случае это говорит об определенном дефекте иммунной защиты «врожденного» или приобретенного характера.

3. Аллергическая (атопическая) астма вызывается:

— аллергенами животного и растительного происхождения;

— химическим веществам, в том числе лекарствам;

— реже атопическая астма бывает проявлением аллергии к пыльце растений.

Атопическая астма развивается, если человек с аллергической наследственностью неправильно питается (потребляет большое количество жареного мяса, копченостей, цитрусовых, шоколада), живет и работает в неблагоприятных условиях, например, в запыленном помещении, а также

Эти три варианта бронхиальной астмы являются основными и наиболее часто встречающимися, но существуют и другие.

4. Аспириновая астма . Характеризуется непереносимостью аспирина и подобных ему по воздействию обезболивающих, приступами удушья, повторным появлением полипов в носу и придаточных пазухах. Такие пациенты часто не переносят окрашенные в желтый цвет таблетки или пищевые продукты из-за присутствия в них красителя тартразина, который вызывает приступы удушья, как и аспирин.

5. Астма физического усилия. Проявляется приступами удушья после физической нагрузки. Существуют виды физической нагрузки, наиболее «астмогенные» (игра в футбол, баскетбол, бег) и наименее «астмогенные» (плавание, подъем тяжестей). Наличие такой астмы связывают с перестройкой эндокринного баланса, иногда возрастного характера, например, при климаксе.

6. Психогенная астма. Возникает при длительным психоэмоциональном перенапряжении или однократном тяжелом психическом потрясении. У этой группы больных невротические симптомы выражены особенно ярко.

Последние три варианта бронхиальной астмы редко встречаются в «чистом» виде, обычно они наблюдаются вместе с признаками инфекционно зависимой или атопической астмы.

Все больные бронхиальной астмой в период обострения обладаюд рядом общих характерных признаков:

— бочкообразная, жесткая, не эластичная грудная клетка (бочкообразная клетка является результатом эмболизации альвеол)

— дыхание, осуществляемое только верхушками легких без участия диафрагмы

Существуют три основных метода снятия бронхоспазма:

1. химический (разрушение липопротеиновой оболочки эмбол),

2. воздействие на рецепторы и расслабление гладкой мускулатуры бронхов (ингаляция беротеком, астмопентом, инталом и др),

3. механическое разрушение эмбол (дренирующий массаж, статические физические упражнения).

К сожалению, ни один из этих методов не ведет к восстановлению адаптационных возможностей организма. Наиболее перспективным является применение целого комплекса реабилитационных мероприятий, включающих в себя дренирующий массаж, рефлексотерапию, дыхательную гимнастику, специальные комплексы лечебной физкультуры, не исключено и применение лекарственных препаратов.

1. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БОЛЕЗНИ

> Причины широкого распространения этой болезни:

— плохая экологическая обстановка, неблагоприятные факторы труда и быта, перенаселенность городов, бетонные здания с железобетонными конструкциями, облицованными «не дышащими» магнитоемкими материалами, несбалансированное питание, нарушения иммунитета, изменения генетического материала населения, длительное психоэмоциональное напряжение, характерное для современной жизни.

> Какие причины вызывают астму?

— Заболевание затрагивает практически только бронхи. Если для таких распространенных недугов как бронхиолит или бронхит главной причиной развития является болезнетворная инфекция, попадающая в органы дыхания , то в возникновении астмы эта причина является второстепенной. Главной же причиной является увеличение реактивности бронхов, являющееся аллергическим проявлением. Основным механизмом заболевания служит уменьшение просвета бронхов в период приступов астмы.

— Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы.

Возникающие в дневное время приступы обусловлены контактом с различными аллергенами и раздражителями.

> Симптомы и признаки астмы

— Течение приступа может быть различным у разных больных. При этом и факторы, сопутствующие развитию приступа различаются. Если имеет место атопическая форма заболевания, то приступ провоцируется взаимодействием с аллергеном. Если имеет место инфекционно-аллергическая форма заболевания, то приступ может быть спровоцирован эмоциональным перенапряжением на фоне недуга органов дыхания, а иногда развивается без видимых причин. Иногда перед приступом пациент ощущает зуд тела, истечение слизи из носа или давление за грудиной. Далее признаки приступа нарастают стремительно: пациент испытывает сильное давление за грудиной, тревожность, ему тяжело дышать.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

Классификация и диагностика астмы

Диагностика заболевания осуществляется постепенно:

— в первую очередь определяются признаки, обнаруженные самим пациентом, после чего осуществляется обследование пациента. Нередко одной беседы с больным достаточно для установления диагноза. Если же у врача есть сомнения, для уточнения диагноза и для выявления насколько изменена работа органов дыхания, назначают специальные анализы.

При атопической аллергической форме заболевания можно определить, какой именно фактор послужил аллергеном, проведя специальные аллергические пробы.

Приступы удушья могут быть вызваны любым аллергоном: бытовым, эпидермальным, растительным, пищевым, грибковым, химическим и лекарственным.

Первая стадия диагностики: беседа и осмотр пациента

Вторая стадия: лабораторные исследования

Спирометрия – этот способ основан на определении величин, говорящих о состоянии органов дыхания. При бронхиальной астме диаметр дыхательных путей уменьшается, что не может не повлиять на работу органов дыхания. Так, в ходе спирометрии изучают два параметра: ОФВ1 или объем форсированного выдоха и ФЖЕЛ или форсированная жизненная емкость легких. У пациентов со

здоровыми органами дыхания отношение этих двух величин друг к другу не менее восьмидесяти процентов. Если же оно менее восьмидесяти процентов – это говорит о наличии астмы.

Пикфлоуметрия – это обследование, которое определяет пиковую скорость выдоха. Определение этого параметра нужно осуществлять после ночного сна

Тесты с физическими усилиями применяются в определении бронхиальной астмы в период повышенных физических усилий у пациентов, уменьшаются основные параметры работы органов дыхания (ПСВ и ОФВ1).

Читайте также:  Льготы для людей болеющих астмой

Кожные аллергические пробы используются для выявления фактора, вызывающего аллергию при атопической форме заболевания. Обнаружение этого фактора дает возможность предотвратить приступы заболевания.

3. МЕТОДИКИ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ПРИСТУПЫ АСТМЫ

В традиционном лечении астмы выделяют неотложные мероприятия по купированию приступа удушья и выведению больных из астматического статуса. А также комплексную терапию, направленную на само заболевание, и вторичную профилактику приступов астмы. Показания к госпитализации в начале заболевания определяются тяжестью состояния больных при выраженных обострениях; госпитализация в аллергологические отделения желательна в фазе ремиссии болезни, когда можно проводить специфическую диагностику и иммунотерапию.

Неотложная терапия приступа бронхиальной астмы при легком течении и в ранней стадии его развития обычно осуществляется самим больным по ранее полученным рекомендациям врача.

При среднетяжелом и тяжелом приступе бронхиальной астмы , особенно при недостаточном эффекте дозированных ингаляций бронхолитиков, неотложную помощь оказывает врач, используя не только медикаментозные, но и нелекарственные воздействия на больного, в т.ч. п сихотерапию.

Большое внимание уделяют психическому состоянию больного , ликвидации нередко возникающей «дыхательной паники» — нерационального учащения дыхания, усугубляющих нарушения вентиляции легких. Больного необходимо успокоить, вселить уверенность в скором разрешении приступа, помочь больному выбрать оптимальные ритм дыхания и позу.

Интенсивная терапия астматического статуса, а при необходимости также и реанимационные мероприятия могут быть полноценно осуществлены только в условиях стационара. Поэтому все больные с астматическим статусом (как и при подозрении на его развитие) подлежат срочной госпитализации, по

возможности в отделение или палату интенсивной терапии и реанимации.

Комплексное лечение больных бронхиальной астмой направлено на достижение ремиссий болезни и вторичную профилактику ее обострений и приступов удушья.

Все методы лечения астмы условно можно разделить на:

> специфические (применяемые при аллергической астме) , и

> неспецифические , (применяемые при всех формах бронхиальной астмы) . Последние включают в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, курортное лечение, лечебную физкультуру, психотерапию и иглорефлексотерапию.

4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Средствами физической реабилитации считают:

массаж, самомассаж, лечебную физкультуру, физиотерапию, механотерапию,

е стественные факторы природы — Галотерапия (спелеотерапия) т.д.

Массаж − метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов дозированного механического воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами.

Массаж оказывает местное и общее (гуморальное и рефлекторное) воздействие на организм.

> Самомассаж улучшает крово- и лимфообращение, легочную вентиляцию, проходимость бронхов, увеличивает подвижность грудной клетки, тонус дыхательных мышц, облегчает отхождение мокроты, способствует рассасыванию остаточных явлений воспалительного процесса, повышает работоспособность.

Самомассаж (его можно проводить самостоятельно на дому) следует выполнять в период ремиссии, когда температура тела нормальная, нет слабости, потливости и других проявлений обострения заболевания. Общая продолжительность самомассажа — 12—16 минут. Делать его надо ежедневно или через день. После 15—20 процедур необходим перерыв в течение 10—15 дней.

Противопоказания к самомассажу:

обострение заболевания, легочно-сердечная недостаточность, частые приступы стенокардии, легочное кровотечение, злокачественные новообразования, туберкулез легких.

Если больной хорошо перенес самомассаж и он не вызвал у него обострения, то через 2—3 процедуры можно подключить и лечебные упражнения.

Их также выполняют раз, в день спустя 1—1,5 часа после самомассажа.

Лечебная физкультура является одним из ведущих средств реабилитации. Использование физических упражнений в лечении и реабилитации болезней, состояний перенапряжения основано на физиологическом эффекте специально подобранных и дозированных мышечных сокращений.

Лечебная физкультура имеет значение и как средство вторичной профилактики, и как вспомогательный элемент терапии приступов астмы.

Упражнения лечебной физкультуры следует выполнять в период ремиссии, когда температура тела нормальная, нет слабости, потливости и других проявлений обострения заболевания.

Для больных бронхиальной астмой большое значение имеет исходное положение, из которого выполняется физическое упражнение. Правильное, физиологически наиболее выгодное положение облегчает выполнение упражнения и обеспечивает наиболее полное воздействие его на организм больного. При выборе исходного положения учитывают характер заболевания, стадию процесса и общее состояние больного.

Основными исходными положениями (И.П.) являются: лежа, сидя, стоя.

Для большинства больных с заболеваниями дыхательного аппарата физиологически наиболее выгодными исходными положениями являются лежа и стоя, при которых создаются наилучшие условия для деятельности дыхательного аппарата. Положение сидя менее выгодное, так как при нем не обеспечиваются оптимальные условия для работы дыхательного аппарата.

Это исходное положение целесообразно применять временно при подготовке больного к вставанию. При занятии лечебной гимнастикой в постели можно использовать исходные положения: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в постели, стоя на четвереньках.

Физиотерапия применяется для лечения хронических воспалительных процессов в легких и придаточных пазухах носа, а также для стимуляции функции надпочечников.

Механотерапия представляет собой систему функционального лечения с

помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с

другими средствами и методами современной медицинской реабилитации

> Терапия в специализированных санаториях

одна из основных составляющих лечения данного заболевания.

По данным, полученным от практикующих аллергологов, после лечения в санатории у пациента надолго наступает период ремиссии, снижается необходимость в употреблении медикаментов, а также облегчаются приступы. Санатории и специализированные центры по терапии астмы – это учреждения, где можно получить практически все виды процедур, необходимые для нормализации состояния.

> Естественные факторы природы

Галотерапия (спелеотерапия) является одним из наиболее популярных в Европе и России методов альтернативной медицины при бронхиальной астме. Галотерапия – метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных карстовых пещер или соляных копей. Основными действующими факторами воздушной среды соляных копей, пещер или галокамер являются высокодисперсный аэрозоль хлорида натрия, а также отрицательные аэроионы.

5. МЕТОДИКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛФК

Дыхательная гимнастика ускоряет процесс реабилитации после заболеваний,

а также может выступать в качестве их профилактики, так какповышает

иммунитет и помогает организму преодолевать последствия стрессов.

Она включает в себя безаппаратные и аппаратные методы.

К безаппаратным методам дыхательной гимнастики относятся:

> М етод волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко;

Свою дыхательную систему К. П. Бутейко назвал «волевой ликвидацией

глубокого дыхания» (ВЛГД) . Основная идея автора заключалась в том чтобы с помощью ВЛГД попытаться регулировать соотношение углекислого газа и

кислорода в организме в соотношении 3:1. Для достижения такого

результата пациентам предлагалось делать слабые поверхностные вдохи,

создавая тем самым в организме преобладание углекислого газа

(накапливаемого при обменных процессах) по сравнению с поступающим в

процессе поверхностного дыхания небольшим количеством кислорода.

> Парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой;

Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого,

шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с

последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот

(о выдохе в стрельниковской гимнаcтике думать запрещено, организм сам

выбрасывает ненужное и оставляет необходимое!). Одновременно с вдохом

выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки.

Безаппаратные методы дыхательной гимнастики могут комбинироваться и дополнять друг друга при лечение различных заболеваний

К аппаратному методу дыхательной гимнастики относится:

> метод эндогенного дыхания В. Ф. Фролова.

Совместно с Е. К. Кустовым был создан индивидуальный дыхательный

тренажёр «Феномен Фролова». Этот тренажёр относится

к аппаратному методу дыхательной гимнастики.

Технология эндогенного дыхания, специально создана для больных

бронхиальной астмой. Успех лечения этого недуга с помощью тренажера

«Феномен Фролова» определяется техникой дыхания и системой занятий.

Эндогенное дыхание — это дыхание с помощью нижней диафрагмы. Благодаря

такому дыханию улучшается кислородное насыщение крови, повышается

иммунитет организма, снижается разрушение тканей, увеличивается общая

энергетика, нормализуются состояние нервной системы и психоэмоциональное

Обычное дыхание при астме сопровождается альвеолярной гипоксией и энергетическим дефицитом клеток, формирующих легочные капилляры. Все эти факторы действуют как сосудосуживающие. Дыхание же на тренажере устраняет все эти факторы.

Аппаратные методы дыхательной гимнастики могут использоваться как

вспециальных медицинских учреждениях, так и в домашних условиях.

Следует отметить, что все дыхательные системы отличаются простотой процедур, имеют достаточно широкий диапазон дозирования и контроля, практически не имеют противопоказаний и совместимы с большинством методов традиционной и нетрадиционной терапии.

Дыхание выступает одной из самых важных функций в жизни человека Без пищи человек может прожить 30 и более дней, без воды – 2–3 дня, а без кислорода смерть наступает через 5–7мин.

Использование лечебных грязевых процедур совместно с ЛФК (и массажем) способствует более быстрому улучшению здоровья больных с неспецифическими заболеваниями органов дыхания.

6. САМОМАССАЖ, КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ БЕЗ ПРЕДМЕТА

6.1. Самомассаж начинают в положении «сидя» с поглаживания (в чередовании с растиранием) ладонной или тыльной поверхностью кисти, кулаком надплечий, спины, шеи, плечевого пояса и передней поверхности грудной клетки. При самомассаже спины и плечевого пояса движения делают в направлении от позвоночника к грудине, а при самомассаже передней поверхности грудной клетки и подключичной области — от грудины к плечевым суставам и подмышечным впадинам. Для массажа спины, межлопаточного пространства можно использовать жесткое махровое полотенце.

> Затем, поглаживая, растирая и толчкообразно надавливая 2-м, 3-м и 4-м пальцами, массируют межреберные промежутки от позвоночника к грудине.

> Далее производят самомассаж затылка, задней поверхности шеи и плечевого пояса в направлении от волосистой части головы к плечевому суставу, поочередно с каждой стороны. Приемы самомассажа те же.

> После этого в положении «сидя» массируют переднее — боковую поверхность грудной клетки в направлении от грудины к плечевому суставу и подмышечной впадине (женщинам следует обходить молочную железу). Производят поглаживания, чередуя их с растираниями ладонной поверхностью кисти или кулаком, ослабляя воздействие над областью сердца. Затем рекомендуется легкое поколачивание кончиками пальцев передней поверхности грудной клетки.

> И в заключение — поглаживание в чередовании с растиранием спины, шеи, плечевого пояса и передней поверхности грудной клетки в течение 2—3 минут.

6.2. Примерный комплекс упражнений без предмета:

Стоя Ходьба обычна 1 мин. Дыхание

— Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4—6 раз Темп средний

— Сгибание и разгибание стоп с одновременным

сгибанием пальцев в кулак 6— 8 раз

— Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати

Дыхательное упражнение с произношением Ж 4—6 раз Темп

— Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке

Наклоны туловища в стороны 4—6 раз При наклоне

— Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены

Отведение рук в стороны (вдох) с последующим

сжиманием грудной клетки в нижней ее части

— Стоя, правая рука на груди, левая — на животе

Диафрагмальное дыхание 4—6 раз На вдохе —

— Стоя Ходьба обычна 1 мин. Дыхание свободное

— Стоя, с опорой руками о столик или спинку стула

Дыхательное упражнение с произношением Ж 4—6 раз Темп

— Сидя на стуле «Ходьба» 15—30 с Дыхание

— Сидя на стуле, кисти к плечам

Поднимание согнутых рук в стороны

(вдох) с последующим постепенным сжиманием

грудной клетки (выдох) 4—8 раз Максимально

Сгибание и разгибание стоп с

одновременным сгибанием пальцев в кулак 4—8 раз Дыхание

6.3. Комплекс упражнений с гимнастической палкой.

— Стоя ноги врозь, гимн. палка поднята над головой.

Наклон вправо — выдох, вернуться в и.п. — вдох. 2—3 раза в каждую

— Стойка ноги врозь, руки с палкой перед грудью,

Быстрые повороты вправо, влево. 3—4 раза в каждую

9. Стойка ноги врозь, руки с палкой внизу за спиной.

Согнуть руки в локтях, достать палкой лопатки

— вдох, вернуться в и.п. — выдох. 4—5 раз.

10. И.п. о.с, опираясь на палку, туловище слегка

выпятить живот — вдох, втянуть — выдох. 5—6 раз.

Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом.

> Основная цель реабилитации при бронхиальной астме — купировать бронхоспазм, закрепить этот эффект на максимально длительный период,

нормализовать или повысить показатели функции кардиореспираторной системы и подготовить больного к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Задачи реабилитации зависят от индивидуальных особенностей больных: одним показана только медицинская (включающая и физическую) реабилитация, другим — медицинская и профессионально-социальная.

> Соблюдение основных принципов восстановительного лечения (раннее начало, комплексность, индивидуальный подход, непрерывность, преемственность, учет функционального и общефизического состояния пациента, его социального статуса и профессиональных наклонностей) обычно является залогом положительных результатов всего процесса реабилитации.

> Чаще используют медикаментозное лечение больных астмой. У больных астмой часто применяют противокашлевые и отхаркивающие средства.

> Важную роль играют немедикаментозные способы лечения больных: лечебная физическая культура, массаж, физиотерапия, психотерапия, климатотерапия, то есть физическая реабилитация.

>Так как при бронхиальной астме нарушена подвижность грудной клетки, то наибольшее внимание уделяется специальным дыхательным упражнениям — как статическим, из которых важно выделить диафрагмальное дыхание, так и динамическим.

> Физическая реабилитация — необходимый этап в лечении больных бронхиальной астмой. Дело в том, что даже стойкое прекращение удушья, достигнутое в результате медикаментозной реабилитации, не является залогом полного восстановления функций легочного дыхания, миокарда и центральной гемодинамики. Процессы восстановления функции этих органов и систем, иммунологической реактивности организма идут медленно и зачастую запаздывают за динамикой клинических проявлений бронхоспазма.

> Отсюда вытекает и основная цель физической реабилитации

— ускорить и достичь наиболее полного восстановления функций организма, повысить защитные возможности его и способствовать созданию условий для

возможности выполнения более интенсивных физических нагрузок по

сравнению с теми, которые были под силу больному в период развития болезни.

Дыхание выступает одной из самых важных функций в жизни человек. Без пищи человек может прожить 30 и более дней, без воды – 2–3 дня, а без кислорода смерть наступает через 5–7мин.

источник