Меню Рубрики

Гимнастика по стрельниковой щетинин упражнения для астмы

В комплексном лечении бронхита может дать отличные результаты дыхательная гимнастика. Она поможет уменьшить дозировку медикаментов, ускорить процесс выздоровления. Гимнастика способствует стимуляции движения реснитчатого эпителия и улучшить реологические качества бронхиальной слизи. Это в свою очередь помогает быстро вывести из дыхательных путей мокроту и загрязнения. Помимо этого упражнения помогают активизировать скрытые резервы респираторной системы, ускорить процессы их восстановления после болезни и восстановить свободное дыхание. Отличные результаты дает гимнастика Стрельниковой при бронхите. Рассмотрим, что она собой представляет.

Дыхательные упражнения по Стрельниковой помогают при бронхите, пневмонии и прочих заболеваниях дыхательных путей. Изначально упражнения были направлены на восстановление голова после травм у артистов и певцов, но со временем было выяснено, что регулярно выполняемая дыхательная гимнастика помогает выздороветь после бронхита, облегчить состояние при бронхиальной астме и даже сердечном приступе.

Основы правильного дыхания по Стрельниковой следующие:

  • Нужно делать активный короткий вдох и естественный пассивный выдох. Воздух вдыхайте носом, совершая короткое шумное и сильное движение, а выдыхайте через рот.
  • Дыхательное движение и вдох должны совпадать по времени.
  • Важно соблюдать ритмичность движений в соответствии с ритмом марша.
  • Дыхательные упражнения нужно делать сидя, стоя или лежа в зависимости от состояния больного. С целью повышения эффективности рекомендуется выполнять их на свежем воздухе. Также можно делать упражнения при ходьбе.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой при бронхиальной астме и бронхите не применяется как самостоятельное средство, но можно выполнять ее как часть комплексной терапии уже через два дня после начала лечения антибиотиками. Эффективные упражнения помогут сделать дыхание свободным и ускорить процесс отхаркивания:

  • Кулачки. Исходное положение – стоя с опущенными руками. Ноги расставьте на ширине плеч, мышцы расслабьте. Сделайте сильный короткий вдох через нос, одновременно сжимая руки в кулак. Выдыхайте через рот без дополнительных усилий, при выдохе пальцы разгибайте. Повторить упражнение рекомендуется четыре раза, затем сделать перерыв в пять секунд и повторить подход. Всего нужно сделать шесть подходов.
  • Сбрасывание груза. Упражнение делается с исходного положения стоя с расставленными на ширине плеч ногами, руки находятся на поясе, кисти сжаты в кулак. При коротком и шумном вдохе напрягается плечевая мускулатура, затем руки опускаются, одновременно разжимаются кулаки и вытягиваются пальцы, будто вы избавились от тяжелой ноши. Выдыхая, немного разжимайте губы, примите исходное положение. Нужно сделать 12 подходов, в каждом из которых по 8 вдохов и выдохов.
  • Накачка мяса. Исходное положение как в первом упражнении. При активном резком вдохе корпус наклоняется вперед, голова опускается, плечи округляются, а руки вытягиваются вперед и расслабляются, свешиваясь вниз. Всего надо сделать 12 подходов по 8 наклонов и вдохов в каждом. Для детей игровая форма упражнения проводится с мячиком, который после каждого вдоха надо надувать. Так малыш легче усвоит правильную технику выполнения, и упражнения будут для него приятнее.
  • Кошачий танец. Исходное положение – стоя, с опущенными расслабленными руками, ноги стоят на ширине плеч. При вдохе руки согните в локтях, кисти сожмите в кулак, присядьте и разверните туловище влево. На выдохе вернитесь в исходное положение, на следующем вдохе делайте упражнение с разворотом уже в другую сторону. Детям можно предложить представить себя кошкой, которая будто выслеживает добычу.
  • Крепкое объятие. Исходная позиция – стоя, с расправленными плечами, ногами на ширине плеч. Руки выставите перед грудью, немного согнув их в локтях, ладони должны быть обращены вниз. При коротком шумном вдохе сильно сожмите пальцы и максимально отведите руки за спину, будто вы пытаетесь обнять самого себя. Выдыхая, примите исходное положение. Если техника выполнения упражнения верная, руки будут двигаться параллельно друг другу. Сделайте 12 подходов, по 8 вдохов и выдохов в каждом.
  • Наклоны. Исходное положение – стоя с расправленными плечами. Ноги расставьте на ширине плеч, а руки свободно поместите вдоль туловища. На вдохе сделайте наклон вперед, вытяните вперед руки до уровня колен, на выдохе вернитесь в исходное положение стоя, но не застывайте, а продолжайте движения корпуса назад. Немного прогнитесь в пояснице, отводя при этом руки за спину. Затем станьте прямо и сделайте новый вдох.
  • Повороты головы. Выполняется это упражнение с исходного положения стоя, руки должны быть расслабленно вытянуты вдоль тела. Мышцы пресса напряжены, спину держите ровно, ноги пусть находятся на ширине плеч. Сделайте интенсивный короткий вдох, одновременно поворачивая голову влево, спокойно выдохните, вернитесь в исходное положение и сразу вдохните снова с поворотом в иную сторону.
  • Наклоны головы. Исходное положение как в предыдущем упражнении. Делая резкий и короткий вдох, наклоните голову, прижимая ухо к своему левому плечу, сделайте плавный выдох и вернитесь в исходное положение. Без паузы вдохните снова, наклоните голову уже вправо. Сделайте 12 подходов по 8 вдохов и выдохов в каждом.
  • Наклоны головы вперед и назад. Исходное положение аналогичное. Наклоняйте голову на вдохе так, чтоб подбородок прижался к груди, сделайте спокойный выдох и вернитесь в исходное положение. Сделайте 12 подходов по 8 раз, между вдохами и выдохами в пределах одного подхода паузы не делаются. При этом движения головы должны быть спокойными и плавными.
  • Веселый танец. Упражнение делается из положения стоя, руки и плечевой пояс расслаблены, ноги сведены вместе. На вдохе сделайте шаг вперед с левой ноги, перенеся на нее вес тела. Левую ногу немного согните, правую перенесите на носок, согнутые руки в локтях отводятся влево и вперед. На выдохе вернитесь в исходное положение. Без паузы на следующем вдохе сделайте шаг уже другой ногой, повторив те же движения рук в противоположную сторону. Выдохнув, снова верните исходное положение.
  • Шаг вперед. Исходное положение аналогично предыдущему упражнению. В процессе шумного и активного вдоха левую ногу согните в колене и подтяните к животу, одновременно легко приседая на правой ноге. На выдохе вернитесь в исходное положение. При следующем вдохе-выдохе меняйте ноги.
  • Шаг назад. Аналогичное исходное положение. Но при вдохе теперь ногу нужно отводить назад, пытаясь согнуть ее таким образом, чтоб пятка касалась ягодицы, также одновременно приседаем на другую ногу. Вернитесь на выдохе в исходное положение. Упражнение начинается с левой ноги, на следующем вдохе ее меняют.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме и бронхите также включает в себя упражнение, помогающее быстро успокоить приступ кашля на начальном его этапе. Исходное положение – стоя или сидя, ладони свободно располагаются на животе таким образом, чтоб пупочная ямка оказалась между ними. Каждый раз перед началом кашля слегка надавливайте на живот ладонями в направлении сверху вниз, будто вы пытаетесь «вытолкнуть» кашель в пол.

Закончив комплекс упражнений, сделайте упражнения «Обними плечи» и «Насос». Если речь идет о хроническом бронхите и обструктивной болезни легких, то рекомендуется каждый день выполнять все упражнения комплекса в предложенной последовательности.

Велика роль дыхательной гимнастики в лечении заболеваний органов дыхания у детей. Если проводить терапию только медикаментами, то процесс выздоровления может значительно замедлиться, поскольку мокрота вовремя не уходит из дыхательных путей. Окончательно органы дыхания заканчивают формироваться к двенадцати годам, потому перенесенный в раннем возрасте тяжелый бронхит может стать причиной дальнейших патологий, лечить которые будет довольно сложно.

Гимнастика Стрельниковой поможет не только активизировать процессы самоочищения бронхов, но и укрепить дыхательную мускулатуру. Ребенок может выполнять упражнения вместе с кем-то из взрослых. Если занятия будут проходить в игровой форме, малышу они не будут казаться скучными. Учтите, что можно выполнять упражнения лишь тогда, когда состояние ребенка стабилизировалось, обострение прошло, температура тела нормальная, и с начала терапии медикаментами прошло не меньше трех дней.

Попробуйте увлечь малыша, превратив дыхательную гимнастику в увлекательную игру. В качестве упражнения для дыхания можно предложить выдувание мыльных пузырей или надувание воздушного шара, запуск парусников в ванной, применяя собственное дыхание в качестве ветра. 10-15 минут таких упражнений каждый день помогут увидеть первые результаты уже через пару недель. Дыхательные мышцы укрепятся, процессы дыхания нормализуются, улучшится кислородный обмен в тканях, а органы дыхательной системы вскоре восстановят свои функции.

Для закрепления результатов после дыхательной гимнастики лучше провести дренажный массаж. Суть его в том, что нужно легкими постукивающими движениями ладоней пройтись с задней и передней сторон грудной клетки. Это поможет улучшить процесс откашливания и поможет ускорить отхождение мокроты.

Предлагаем посмотреть видео на тему дыхательной гимнастики Стрельниковой.



источник

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой создавалась на рубеже 20-30-х годов прошлого века в нашей стране и через полтора десятка лет представляла собой комплекс дыхательных упражнений, включающих в активную работу не только органы дыхания, но и весь организм в целом, все части тела с головы до ног.

Официальным «днем рождения» Стрельниковской дыхательной гимнастики является 29 апреля 1941 года. Цитирую документ из Народного Комиссариата Здравоохранения, хранящийся в архиве А.Н. Стрельниковой: «Ваше предложение под названием «Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой» поступило в бюро изобретений Техсовета Наркомздрава СССР 29 апреля 1941 г., зарегистрировано под № 4268 и направлено на заключение…».

Но началась война, и стране было не до Стрельниковской гимнастики. И только в 1972 году Александра Николаевна Стрельникова получила авторское свидетельство № 411865 на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Подчеркиваю – «СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ», а не оздоровления. Свидетельство о полезности давала поликлиника Большого театра, ЛОР-кабинет Института им. Гнесиных и Институт хирургии им. А.В. Вишневского.

Александра Николаевна прекрасно понимала, что изобретенная ею гимнастика является именно ЛЕЧЕБНОЙ. То есть она не просто «разминает» и «тренирует» тело, как любые физические упражнения, которые делают по утрам после сна или на уроках физкультуры в школах и учебных заведениях. А оказывает лечебный эффект, прежде всего, на органы дыхания и вместе с ними на весь организм в целом. Здесь и опорно-двигательный аппарат, и желудочно-кишечный тракт, и мочеполовая система; болезни эндокринной и нервной системы и многое-многое другое. Вот почему рядом с Александрой Николаевной Стрельниковой всегда были врачи, которые не только лечились сами, лечили своих детей и внуков этой необычайно эффективной гимнастикой, но и проверяли ее воздействие на различные органы и системы в тех лечебных учреждениях, в которых они работали.

Применяя Стрельниковскую дыхательную гимнастику в Центральном НИИ туберкулеза РАМН вот уже более 25-ти лет, я не перестаю восхищаться ее поистине чудодейственными свойствами при лечении различных форм легочного туберкулеза.

Выполняя волю своей учительницы, я запатентовал изобретенную ею гимнастику тремя патентами на лечение болезней органов дыхания. Опять-таки, на ЛЕЧЕНИЕ, а не оздоровление. Александра Николаевна на протяжение своей полувековой практики сотрудничества с врачами всегда прислушивалась к их мнению и советам при лечении заболеваний (а у кого сейчас их нет. ), требующих профессиональных медицинских знаний. Она всегда радовалась, когда врачи направляли к нам своих пациентов, настоятельно рекомендуя им заняться Стрельниковской дыхательной гимнастикой. К инструкторам, учителям физкультуры, руководителям различных спортивных секций А.Н.Стрельникова тоже относилась уважительно. Но была абсолютно убеждена в том, что их знания и практический опыт применимы в фитнесе, аэробике и спорте, а не в медицине. И ее лечебной гимнастикой должны лечить ТОЛЬКО врачи.

Вот почему я готов обучать этой уникальной лечебной методике именно врачей, знающих анатомию и физиологию человеческого организма, способных оказать помощь пациентам с самыми разными заболеваниями. И не только органов дыхания.

«Наша гимнастика является абсолютно самостоятельной лечебной системой. Ее не следует совмещать ни с какими другими оздоровительными методиками. Если автор другого метода подкрепляет свою систему Стрельниковскими упражнениями, – значит его «творение» либо малоэффективно, либо вообще бесполезно. »

Александра Николаевна Стрельникова (1912–1989 гг.) – оперная певица, театральный педагог. В 1930-е годы была солисткой оперного театра под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Потеряв певческий голос, разработала вместе со своей матерью А.С. Стрельниковой комплекс дыхательных упражнений, превратившийся впоследствии в стройную оздоровительную систему. И сейчас эта система успешно применяется при лечении целого ряда различных заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, центральной нервной системы.

Но как и многим изобретателям, Александре Николаевне пришлось пройти трудный путь от неприятия своего метода официальной медициной до всенародной популярности.

Она была абсолютно здоровой женщиной до своего последнего дня, когда она трагически погибла в результате ДТП. Ей было 77 лет.

Но дело всей своей жизни – уникальную дыхательную гимнастику – она оставила нам, своим соотечественникам. Свои открытия она передала и завещала своему ученику – Михаилу Николаевичу Щетинину.

Познакомились они, когда Михаил Щетинин был студентом режиссерского факультета. Пришел со своей бедой – у него полностью пропал голос. С помощью Стрельниковской гимнастики он не только вернул потерянный голос, но и восстановил носовое дыхание, избавился от бронхиальной астмы. Удивительная гимнастика покорила его своей поистине гениальной простотой и эффективностью. С тех пор он становится последователем Стрельниковой, ее преданным учеником и ассистентом. По ее наставлению он получает второе, уже медицинское образование и теперь уже полностью «погружается» в медицину, апробируя «певческую» дыхательную гимнастику в необычайно эффективный немедикаментозный терапевтический метод.

Когда однажды на пресс-конференции Александру Стрельникову спросили, есть ли у нее ученики, она сказала: «Единственное, что у меня есть в жизни, – это моя гимнастика и мой Миша!». Михаил Щетинин был рядом со своей учительницей последние 12 лет ее жизни. Александра Николаевна научила его, как остановить приступ у задыхающегося астматика, как помочь сердечнику, как избавиться от простатита, аденомы предстательной железы и импотенции, как заниматься с прикованными к постели тяжелейшими больными, как вернуть гибкость позвоночнику и суставам, как сделать плавной речь заикающегося, улучшить звучание голоса актера или певца.

Читайте также:  Схема лечения при бронхиальной астме у ребенка

В настоящее время Михаил Николаевич Щетинин активно популяризирует метод Стрельниковой в прессе, на радио и телевидении, успешно внедряет его в практику лечебных учреждений. У Михаила Николаевича сохранился богатейший архив Александры Николаевны: ее записи, фотографии, совместные наброски и разработки новых упражнений. Она могла бы сделать еще очень и очень много, но не успела…

Михаил Щетинин – духовно щедрый и бескорыстный человек. Он не скупится на добро: на его счету многочисленные бесплатные лекции для пожилых и инвалидов, безвозмездные занятия с тяжелобольными детьми в туберкулезных клиниках, экстренные телефонные консультации для больных, находящихся в критических состояниях.

Михаил Николаевич говорит, что он счастливый человек: сам вылечился, других спасает. Пациенты Щетинина очень благодарны неутомимому пропагандисту и талантливому ученику Александры Стрельниковой. И сторонников оздоровления по-Стрельниковски становится с каждым днем все больше. Ведь Щетинин выступает с бесплатными лекциями в центрах социального обслуживания (ЦСО), детских центрах, центрах для детей-инвалидов, детских садах и школах, воинских частях. И каждый раз его слушатели поражаются удивительной эффективности парадоксальной дыхательной гимнастики. И немудрено: гимнастика Стрельниковой дает возможность с помощью несложных дыхательных упражнений в короткие сроки улучшить состояние практически при любом заболевании.

Дорогие читатели, желаем вам доброго здоровья и успехов в освоении Стрельниковской дыхательной гимнастики!

О.С. Копылова – ведущая передачи «Диалоги о здоровье» на Радио России.

В современном мире нет недостатка дыхательных гимнастик, и врачи пользуются разными методиками. Я, врач-фтизиопульмонолог, за свою многолетнюю практику применяла множество методик при лечении пациентов с бронхолегочной патологией, но вот уже более тридцати лет безоговорочно отдаю предпочтение дыхательной гимнастике Александры Николаевны Стрельниковой. Почему?

Во-первых, эта гимнастика потрясающе эффективна!

Во-вторых, выполнение упражнений доступно практически каждому, независимо от возраста и психофизического статуса.

В-третьих, дыхательную гимнастику Стрельниковой можно выполнять где угодно (дома, в медучреждении, на работе, в поездке…) и как угодно (лежа, стоя, сидя…)

После трагической гибели Александры Николаевны, с которой мы много лет тесно дружили и сотрудничали, продолжателем ее подвижнического дела стал Михаил Щетинин, единственный и многолетний ученик Стрельниковой. Он, медик по образованию, в совершенстве владеет всеми нюансами упражнений и является высококвалифицированным специалистом. Более того, он в течение десятилетий применяет, развивает и адаптирует этот лечебный комплекс для каждого пациента в зависимости от его возраста и тяжести заболевания. Именно поэтому я, имея более чем тридцатилетний опыт применения этой гимнастики во врачебной практике (для пациентов и для себя лично), периодически обращаюсь именно к Михаилу Николаевичу Щетинину за помощью, продолжаю сама у него учиться.

Почему именно к нему? Ответ прост: единственно М.Н. Щетинин – носитель оригинальной методы, получивший ее из рук автора и сохранивший все лучшее и ценное. В дыхательной гимнастике Стрельниковой самое основное и необходимое для получения лечебного эффекта – как раз именно техника упражнений, без самодеятельности и ленивых манипуляций. И здесь Михаил Николаевич – эталон и ментор, помогающий разглядеть и исправить ошибки и недочеты, незаметные для дилетантов. Он, как никто другой, чувствует грань между возможным компромиссом и невозможным упрощением, сводящим на нет усилия человека, практикующего дыхательный комплекс А. Н. Стрельниковой.

Более тридцати лет я рекомендую моим пациентам обращаться к Михаилу Щетинину за лечебной помощью и для обучения Стрельниковской дыхательной гимнастике, и не припомню, чтобы хоть единожды была разочарована результатом.

Врач высшей категории, кандидат медицинских наук,

Возникновению и разработке дыхательной гимнастики, восстанавливающей голос и улучшающей функции различных органов и систем организма человека, мы обязаны Александре Николаевне Стрельниковой. Поэтому, совершенно заслуженно гимнастика носит ее имя. Применение гимнастики Стрельниковой у больных, распространение гимнастики в России и за ее пределами – заслуга единственного ученика и продолжателя дела А.Н. Стрельниковой – Михаила Николаевича Щетинина. С именем Михаила Николаевича и благодаря его подвижнической деятельности гимнастика А.Н. Стрельниковой приобрела поистине всенародную популярность.

В настоящее время не все лечебные эффекты гимнастики исследованы и понятны. Однако ее применение, вне сомнения, приносит большую пользу многим и многим людям, позволяет отказаться от лекарственной терапии или, по крайней мере, снизить дозу лекарственных средств. Тысячи человек, дышащих «по-Стрельниковой» под руководством ее ученика М.Н. Щетинина, свидетельствуют о значительном терапевтическом эффекте. Важно грамотно применять методику, обучиться правильному дыханию под наблюдением специалиста, а затем уже заниматься самостоятельно. И многие недуги отступят. Дышите по методу Стрельниковой и Вы не только сохраните, но и значительно укрепите свое здоровье!

Доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Медицинского Института РУДН, член-корресподент РАЕН.

К сожалению, очень многие относятся к гимнастике А.Н. Стрельниковой как к обычной физической зарядке: вышел на стадион, помахал руками и ногами, и все в порядке – оздоровился! На самом деле это не так. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – это серьезный метод лечения. И здесь очень важен индивидуальный подход к каждому пациенту. Важно не только правильно выполнять технику дыхательных упражнений, но и соблюдать строгий темпо-ритм и дозировать нагрузку, учитывая возрастные особенности каждого пациента, его диагноз, анамнез, физическое состояние на данный момент. Поэтому, очень важно получить квалифицированную помощь специалиста, в совершенстве владеющего этим методом. Пока такой специалист только один – Михаил Николаевич Щетинин. Он находился рядом с автором этой гимнастики в течение 12 лет, является единственным официальным продолжателем ее дела и знает эту методику в совершенстве.

Мое глубочайшее убеждение – гимнастику А.Н. Стрельниковой должны практиковать только врачи, прошедшие обучение этой методики непосредственно у самого М.Н. Щетинина.

Александре Николаевне Стрельниковой повезло с учеником. Не исключено, что ее замечательная методика была бы забыта, если бы ее энергично не пропагандировал своими публикациями и выступлениями по радио и телевидению М.Н. Щетинин. Благодаря ему гимнастикой Стрельниковой сегодня у нас с успехом занимаются миллионы людей.

За те три десятилетия, на протяжении которых нет рядом его учительницы, он, следуя ее заветам, не только сохранил уникальную лечебную методику в авторском варианте, но и всячески оберегает ее от различного рода искажений и интерпретаций.

Более чем за двадцатилетнее сотрудничество с М.Н.Щетининым я убедился в том, что этот лечебный метод должны практиковать только врачи. Этого хотела сама Александра Николаевна Стрельникова, зарегистрировав свою гимнастику в Госреестре СССР как «Способ ЛЕЧЕНИЯ болезней, связанных с потерей голоса».

Департамента здравоохранения Москвы по функциональной диагностике у детей,

Главный специалист по немедикаментозному лечению бронхиальной астмы, доктор медицинских наук,

Анохин М.И., Северин А.Е., Щетинин М.Н.

Кафедра нормальной физиологии РУДН, Центральный НИИ туберкулеза РАМН, г. Москва, Россия.

Особенностью дыхательной гимнастики Стрельниковой (ДГС) является сочетание физических упражнений с резкими вдохами через нос. При этом улучшается клиренс дыхательных путей и снижается давление в малом круге кровообращения. Эффективность ДГС, подтвержденная спирометрией, показана на примере лечения 30 детей, больных средне-тяжелой бронхиальной астмой. Проведены наблюдения также за 1000 больными с различными заболеваниями, практикующими ДГС в течение многих лет.

Ключевые слова: дыхание, упражнения, немедикаментозная терапия, бронхиальная астма.

BREATHING EXERCISES OF STRELNIKOVA: PHYSIOLOGY. RESULTS Anokhin M.I., Severin A.E., Schetinin M.N.

Department of normal physiology PFUR. Moscow, Russia Abstract. Exercises of Strelnikova (ES) are a combination of exercises with strictly nasal fast breath-in. Forced inspirations through the nose hasten a clearance of airways and decrease a lung arterial pressure. Under the control of spirometry we have demonstrated an efficiency of ES in 30 children with bronchial asthma. Also it has watched 1000 patients with different diseases practiced ES for many years.

Keywords: breathing, exercises, therapy without medicaments, bronchial asthma.

В гимнастике А.Н. Стрельниковой (ДГС) интенсивных движения руками и всем телом сочетаются с короткими резкими вдохами через нос, тогда как выдох – пассивный через рот. Как показывает опыт, ДГС достаточно эффективна при хронических заболеваниях легких, особенно при бронхиальной астме (БА). Хотя физическая нагрузка провоцирует приступ, однако описано и положительное воздействие коротких нагрузок при этом заболевании [1,4].

Очень важно, что лечебное воздействие большинства немедикаментозных методов через 2-3 года применения ослабевает, – очевидно, из-за того, что главную роль в них играет эффект плацебо. Такого ослабления не наблюдается при ДГС, и больные продолжают занятия порой в течение десятилетий. Популярность ДГС с каждым годом растет [2,3].

Из патофизиологических механизмов ДГС отметим снижение системного артериального давления и ускорение клиренса верхних дыхательных путей, притом уровень СО 2 в выдыхаемом воздухе не снижается. Ускорение клиренса (очищения) слизистой дыхательных путей при ДГС доказано с помощью «сахаринового теста» [5] и оно улучшает эвакуацию слизи, что полезно для больных бронхолегочной патологией.

Прослежено состояние 1000 больных, практиковавших ДГС от 6 мес. до 20 лет. Лучшие клинические результаты получены при БА (147 больных), заболеваниях носоглотки (109), логоневрозе (29), а также при хроническом простатите (14) и энурезе (6). У 30 детей возраста 10–13 лет с атопической БА средне-тяжелой формы, болевших более 5 лет, проведены курсы ДГС из 12 занятий под контролем спирометрии. Улучшение отмечено у всех больных, и сезонные обострения астмы в дальнейшем у всех протекали легче и требовали меньшего медикаментозного лечения. Спирометрические показатели претерпевали положительную динамику.

Щетинин М.Н. 1 , Щетинина А.М. 1 , Северин А.Е., Анохин М.И.

1 Центральный НИИ туберкулеза РАМН

2 Российский университет дружбы народов 1

Православный лицей при Московской Патриархии, Москва, Россия

Анализируется применение дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой для устранения обструктивного апноэ сна и храпа.

Ключевые слова: Апноэ сна, профилактика, гимнастика А.Н. Стрельниковой, храп.

GETTING RID OF SNORING WITH THE HELP OF BREATHING EXERCISES OF A. N.) STRELNIKOVA

Schetinin M.N. 1 , Shchetinina A.M. 1 , Sever in A.E. 2 , Anokhin M.l.

1 Research Institute of Tuberculosis 2 PFUR

1 Orthodox Lyceum of Moscow Patriarchate, Moscow, Russia

Analyzers application date gymnastics of A. N. Relay to eliminate obstruction sleep apnea and grape.

Keywords: sleep Apnea, prevention, gymnastics of A.N. Strelnikova, snoring.

Бытует совершенно несправедливое мнение о том, что храп является не особенно приятным, но полностью безопасным для человека феноменом. На самом деле сильный храп во сне предвещает развитие болезни, которая называется синдром обструктивного апноэ во сне. Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) – заболевание, для которого характерно проявление остановок дыхания во время сна [1,2]. Одна из причин сонного апноэ – снижение тонуса подбородочно-язычной мышцы, других мышц носоглотки, западение корня языка и невозможности вдоха при обычном усилии дыхательных мышц. При усилении их сокращения вдох становится возможным, но он сопровождается храпом, который является не только неудобством, но и серьезным симптомом дыхательной недостаточности. Лечение и профилактика данного вида патологии кроме использования специальных дыхательных аппаратов (СИПАП терапии) включает и различные фонационные упражнения [3]. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой также может оказать значительный эффект при данной патологии. Произвольное диафрагмальное дыхание через нос, применяемое при гимнастике А.Н. Стрельниковой в высоком темпе в сочетании с блокадой реберного дыхания, позволяет активировать рефлекторное сокращение подбородочно-подъязычной мышцы (m. geniohyoideus) и других мышц диафрагмы рта, которые возникают при сокращении диафрагмы. Эти сокращения ослабляют давление корня языка на надгортанник и освобождают гортань для вдоха. Большую роль играет вдыхание через нос. Многократное повторение упражнений при гимнастике А.Н. Стрельниковой закрепляет рефлекс и впоследствии повышает тонус подбородочно-подъязычной мышцы. При регулярном занятии дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой сон улучшается, а проявления обструктивного апноэ сна купируются.

М.И. Анохин, А.Е. Северин, М.Н. Щетинин, клиника детских болезней ММА им. И.М. Сеченова, кафедра физиологии РУДН, Центральный НИИ туберкулеза РАМН.

Эффективное медикаментозное лечение многих болезней, появившееся в XX веке, полностью не решило проблемы, например, аллергических заболеваний и, в частности, бронхиальной астмы. Также в оздоровлении и укреплении организма большее значение, чем лекарства, имеют здоровый образ жизни, занятия спортом и лечебная гимнастика.

В методике Стрельниковой, когда ее практикует опытный методист, обязательно присутствует психотерапевтический элемент, но он опирается на определенные положительные физиологические эффекты. С помощью «сахаринового теста» доказано, что форсированное дыхание носом резко улучшает кровообращение дыхательных путей, и в итоге ускоряется очищение дыхательных путей. Второй механизм – снижение среднего давления в легких при форсированном дыхании через нос. В результате снижается также системное артериальное давление, что полезно при гипертонической болезни. Кроме форсированного дыхания, в лечебно-оздоровительной гимнастике Стрельниковой имеет значение также движение (физкультура) и изменение стереотипа дыхания. Все это объясняет эффективность и преимущества данной гимнастики перед другими немедикаментозными методами лечения, в частности, бронхиальной астмы и позволяет отнести методику к тому, что сейчас называется «доказательной медициной».

Методика применена у нескольких тысяч больных различными заболеваниями, из них около трети – дети, больные бронхиальной астмой.

Читайте также:  Особенности методики лфк и массажа при бронхиальной астме

источник

Текущая страница: 1 (всего у книги 26 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

А.Н. Стрельникова: я устала становиться на колени!

Дыхательная гимнастика – традиционная и стрельниковская

Механизмы действия дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и ее лечебная эффективность

Основной комплекс дыхательных упражнений

Упражнение «Большой маятник»

Упражнение «Повороты головы»

Упражнение «Маятник головой» или «Малый маятник»

Как нужно осваивать стрельниковскую гимнастику

Рекомендации при выполнении основного комплекса

Вспомогательный комплекс упражнений

Упражнение «Взлет вперед с присядью»

Упражнение «Взлет вперед с шагами»

Упражнение «Взлет назад с присядью»

Упражнение «Взлет назад с шагами»

Упражнение «Ножницы перед собой»

Упражнение «Ножницы вверху»

Упражнение «Ножницы с присядью»

Упражнение «Ножницы с шагами»

Упражнение «Весы с наклоном»

Упражнение «Вертушка вперед с присядью» и «Вертушка назад с присядью»

Упражнение «Вертушка вперед с шагами» и «Вертушка назад с шагами»

Упражнение «Отжатие от стены»

Упражнение «Отжатие от пола»

Упражнение «Круговые движения носочками»

Упражнение «Гарцевание ступнями»

Упражнение «Гарцевание коленями»

Упражнение «Гарцевание бедрами»

Упражнение «Круговые движения коленями»

Упражнение «Хала-хуп прямыми ногами» (стоя) или «Круговые движения прямыми ногами»

Упражнение «Хала-хуп коленями» (нагнувшись)

Упражнение «Большой батман»

Упражнение «Батман с присядью»

Упражнение «Батман с объятием»

Упражнение «Сложный батман»

Упражнение «Шаги на корточках вперед»

Упражнение «Шаги на корточках назад»

Упражнение для головы и позвоночника

Упражнение «Тройной буравчик»

Упражнение «Круговые движения головой»

Упражнение «Круговые движения туловищем»

Упражнение «Круговые движения бедрами»

Специальный комплекс упражнений для лечения заболеваний половых органов (урологический комплекс упражнений)

Упражнение «Шаги ягодицами»

Гимнастика экстремальных состояний

Помощь при обострениях и острых состояниях

Как остановить приступ удушья

Острые состояния: подкачка двойными наклонами

Что нужно сделать, чтобы быстрее отдышаться

Дыхательная гимнастика стрельниковой для лежачих больных

Упражнение «Ладошки» для лежачих больных

Упражнение «Погончики» для лежачих больных

Упражнение «Обними плечи» для лежачих больных

Упражнение «Повороты головы» для лежачих больных

Упражнение «Червячок» для лежачих больных

Гимнастика стрельниковой на ходу

Упражнение «Рок-н-ролл» на ходу

Рекомендации при выполнении упражнений вспомогательного комплекса

Показания к применению вспомогательного комплекса

Ошибки при выполнении дыхательной гимнастики стрельниковой

Особенности выполнения гимнастики стрельниковой при различных заболеваниях

Хронический насморк, аденоиды, гайморит

О порядке выполнения упражнений

Бронхиальная астма и бронхит

Сердечно-сосудистые и нервные болезни

Ишемическая болезнь сердца

Неврозы, невриты, депрессия

Заболевания эндокринной системы

Нарушение функции щитовидной железы

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Травмы в пожилом возрасте

Заболевания мужской половой сферы

Аденома предстательной железы

Гимнастика стрельниковой и зрение

Друзья, недруги и плагиаторы

Не терзайте стрельникову, господа!

Воспоминания друзей и любимых артистов

Анастасия Ивановна Цветаева, писательница

Лев Иванович Водолазов (доктор технических наук, профессор, лауреат государственной премии, заслуженный работник культуры)

Александр Михайлович Ломоносов (солист государственного академического большого театра, народный артист россии)

Анатолий Михайлович Мищевский (солист московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко)

Александр Анатольевич Васильев (певец)

Татьяна Викторовна Овчинникова

Ирина Дмитриевна Дунаева (кандидат педагогических наук, доцент кафедры оркестрового дирижирования московского государственного университета культуры и искусств)

Борис Григорьевич Тевлин (лауреат государственной премии ссср, премии им. Ленинского комсомола и государственной премии РСФСР им. Глинки, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, профессор искусствоведения, зав. кафедрой хорового дирижирования московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского)

Людмила Ивановна Касаткина (народная артистка СССР, лауреат государственной премии СССР и РСФСР)

Маргарита Борисовна Терехова (актриса, народная артистка России)

Анна Савовна Терехова (актриса)

Лариса Ивановна Голубкина (актриса, народная артистка России)

Ольга Борисовна Воронец (певица, народная артистка России)

Максим Максимович Штраух (народный артист СССР, лауреат ленинской и государственной премий)

Интервью с хирургом-оториноларингологом, фониатром, доктором медицинских наук, профессором В.А. Загорянской-Фельдман

Отзыв протоиерея казанского собора на Красной площади отца Валентина (в миру – В.Л. Чаплина, врача-фониатра музыкально-педагогического института им. Гнесиных, кандидата искусствоведческих наук)

Заключение врача-фтизиопульмонолога высшей категории, кандидата медицинских наук, заслуженного врача России Н.Д. Егоркиной

Заключение врача-физиотерапевта высшей категории З.П. Мелиховой

Заключение врача высшей категории, заслуженного врача россии, заведующей детско-подростковым отделением цнии туберкулеза РАМН З В. Евфимьевской

Заключение заведующей кафедрой детских болезней российского Университета Дружбы Народов, д.м.н., профессора Л.Г. Кузьменко

Отзыв врача высшей категории, аллерголога клинико-диагностического центра детской городской поликлиники № 69 Т.А. Гращенковой

Заключение врача-терапевта высшей категории Л.А. Моисеевой

Заключения медицинских учреждений

Напутствие тому, кто держит в руках эту книгу

Александра Николаевна Стрельникова, создатель лечебной дыхательной гимнастики, прошла, как и многие другие изобретатели, трудный путь от неприятия своего метода официальной медициной до всенародной популярности. В сентябре 1989 г. нелепая трагическая случайность оборвала жизнь этой гениальной целительницы. Она ушла, оставив нам, своим соотечественникам, то, ради чего она жила и сражалась – уникальную дыхательную гимнастику. Дело всей своей жизни она передала и завещала своему ученику – Михаилу Николаевичу Щетинину.

Михаил Щетинин пришел к Александре Николаевне студентом режиссерского факультета. Пришел со своей бедой – у него полностью пропал голос. С помощью стрельниковской гимнастики он не только вернул потерянный голос, но и восстановил носовое дыхание, избавился от бронхиальной астмы. Удивительная гимнастика покорила его своей поистине гениальной простотой и эффективностью. С тех пор он становится последователем Стрельниковой, ее преданным учеником и ассистентом.

Когда однажды на пресс-конференции А.Н. Стрельникову спросили, есть ли у нее ученики, она сказала: «Единственное, что у меня есть в жизни – это моя гимнастика и мой Миша!» М.Н. Щетинин был рядом со своей учительницей последние 12 лет ее жизни. Александра Николаевна научила его, как остановить приступ у задыхающегося астматика, как помочь сердечнику, как заниматься с прикованными к постели тяжелейшими больными, как сделать плавной речь заикающегося, улучшить звучание голоса актера или певца.

В настоящее время Михаил Николаевич Щетинин активно популяризирует метод Стрельниковой в прессе, на радио и телевидении, успешно внедряет его в практику лечебных учреждений. У М.Н. Щетинина сохранился богатейший архив Александры Николаевны: ее записи, фотографии, совместные наброски и разработки новых упражнений. Она могла бы сделать еще очень и очень много, но не успела.

На страницах этой книги доктор Щетинин делится секретами уникальной методики «парадоксального дыхания», дает конкретные рекомендации по ее выполнению при различных заболеваниях, исходя из своего 25-летнего опыта лечения больных стрельниковской дыхательной гимнастикой. Книга Михаила Щетинина – реальная помощь каждому, кто хочет вырваться из плена своих болезней.

Михаил Щетинин – духовно щедрый и бескорыстный человек. Он не скупится на добро: на его счету многочисленные бесплатные лекции для пожилых и инвалидов, безвозмездные занятия с тяжелобольными детьми в туберкулезных клиниках, экстренные телефонные консультации для больных, находящихся в критических состояниях. В Москве нет такого района, где бы М.Н. Щетинин не выступал с бесплатными лекциями в центрах социального обслуживания (ЦСО), детских центрах, центрах для детей-инвалидов, детских садах и школах, воинских частях.

Михаил Николаевич говорит, что он счастливый человек: сам вылечился, других спасает. Пользуясь случаем, хочется сказать ему огромное спасибо от всех нас – тех, кому он помог, ради кого он живет!

Главного специалиста по функциональной диагностике г. Москвы, пульмонолога, доктора медицинских наук, профессора кафедры детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова М.И. Анохина

Тысячи больных подтвердили высокую эффективность гимнастики Стрельниковой.

В отношении физиологического обоснования методики можно сказать следующее: различных систем дыхательной гимнастики множество, и, очевидно, все они полезны, так как иначе бы их не практиковали. Положительный фактор, свойственный им всем, – движение. Необходимость и полезность движения неоспоримы.

И.М. Сеченов в своей последней работе «К вопросу о влиянии раздражения чувствующих нервов на мышечную работу человека» показал значение импульсов, возникающих в работающих мышцах, для состояния нервной системы. И.П. Павлов писал о «мышечной радости». «Кинезофилия», «аэробика», «гипокинезия» – лишь некоторые из физиологических терминов, относящихся к изучению мышечной активности. Со своей стороны, психологи подчеркивают роль движения в развитии психических функций, и М.Н. Щетинин пишет, что по тому, как пациент выполняет упражнение, иногда можно поставить диагноз. С этим наблюдением сопоставимо указание знаменитого актера М.А. Чехова о том, что для вхождения в образ персонажа важно понять, как тот держит голову. Взаимосвязи психики с движением в французских мединститутах посвящен специальный курс под названием «psychomotrise».

Интенсивные физические нагрузки, создаваемые при занятиях дыхательной гимнастикой, важно правильно дозировать. Лучше и безопаснее, когда больной занимается с методистом. Тот подсчитывает пульс, чтобы не возникла аритмия и частота сердцебиений не превысила допустимой величины, контролирует артериальное давление (опытный методист умеет ориентировочно оценивать его по пульсу) и следит за общим состоянием больного. В идеале необходимы регистрация электрокардиограммы, измерение потребления кислорода и многое другое, хотя даже самые сложные измерения вопрос оптимизации нагрузки до конца не решают.

Движение полезно всем. В стрельниковской гимнастике оно циклическое, повторяющееся, что наиболее адекватно для вегетососудистой дистонии.

Специфический элемент гимнастики Стрельниковой – изменение стереотипа дыхания. Показано, что любое обучение оказывает трофическое укрепляющее воздействие на нервную систему. Леонардо да Винчи сравнивал мозг с бритвой, которая от неупотребления ржавеет. Трофическое действие может быть объяснено даже на уровне нервной клетки. Та имеет несколько дегенеративных коротких отростков и один длинный, работающий. Длинный отросток – это тот, который обогнал другие в конкурентной борьбе. Передавая нервные импульсы, он подпитывается от клетки, которую иннервирует. Так что для здоровья почти одинаково хорошо учить и астрономию, и астрологию. Другой пример: если шизофреника заставлять говорить на иностранном языке (как бы плохо он его ни знал), у него бред ослабляется. По аналогии, изменение стереотипа дыхания может быть патогенетической терапией логоневроза (заикания), бронхиальной астмы (поскольку при ней нарушена координация дыхательной мускулатуры и, в частности, наступает диафрагмальный спазм) и случаев потери голоса.

Третий элемент гимнастики Стрельниковой – психотерапевтический (в медицине его называют эффектом плацебо). Это эффект веры в исцеление (вспомним евангельское «вера твоя спасла тебя»). Психотерапевтический фактор присутствовал, когда в древности лечили при храмах, он имеет место и сейчас при любом лечении, в том числе медикаментозном и хирургическом. Само по себе обращение к врачу уже часто обеспечивает психотерапевтическое влияние, хотя врачом оно обычно не осознается. Почему трудно лечить самих врачей? Потому что они недоверчивы или даже в глубине души «почти не верят в медицину», т.е. выражаясь научно плацебонегативны. В книге есть знаменательное признание. Хирург, направляя больного к М.Н. Щетинину, говорит: «Только без фанатизма». На что Щетинин отвечает: «Если я буду заниматься без фанатизма, вы не будете присылать своих больных ко мне. Потому что они тогда не будут так быстро выздоравливать!»

Исключительно важен психотерапевтический фактор в ликвидации ощущения одышки, головной боли и других неприятных ощущений. Одышку удается «заговорить» так же, как «заговаривают» зубную боль. Этим объясняется известный факт, что больные астмой, получающие немедикаментозное лечение (по Бутейко, гомеопатию, рефлексотерапию и др.), чувствуют себя неплохо, в то время, как по данным спирографии бронхоспазм сохраняется. При тяжелых формах бронхиальной астмы исключить медикаментозное лечение на фоне немедикаментозного ни в коем случае нельзя. И вообще, любое лечение астмы следует контролировать функциональными методами (простейший из них – пикфлоуметрия).

Книга является также документом, отражающим вечную борьбу таланта с окружающей его посредственностью. Эта борьба была, – перефразируя поговорку, – «не на смерть, а на жизнь». Запоминается сцена осады квартиры целительницы, когда та, наперекор судебно-охранительным органам, раскрывает дверь и впускает больных. И конечно, замечателен портрет автора методики Александры Николаевны Стрельниковой – необыкновенно одаренной артистичной женщины, сохранившей благодаря своей гимнастике молодость в 77 лет!

«Вдох, приводящий в экстаз» – таков заголовок одной из газетных публикаций о гимнастике Стрельниковой. Мать Александры Николаевны занималась у ученицы Полины Виардо. «Если ты, – говорила великая певица, – приготовляясь петь, взяла дыхание и не пришла в экстаз – ты неверно его взяла. Ищи!»

В числе отзывов, приведенных в книге, профессор ларинголог говорит так: «Мы видим до сих пор, а Стрельникова – до сих!» И показывает первый раз до основания шеи, а второй раз до пояса. Правильно было бы показать ниже пояса и выше шеи, тем более, что гимнастика помогает не только при патологии органов дыхания.

Касаясь труднейших вопросов лечения хронических заболеваний, автор напоминает читателю, что болезнь не ограничивается лишь явно пораженным органом, что важно и состояние нервной системы, и половая функция и т.д. Такая позиция соответствует гиппократовскому «лечить больного, а не болезнь». «Холистический», как теперь называют, подход (от английского whole – целый) – едва ли не самая впечатляющая сторона данной книги.

Увлекаться на час, опьяняясь.

Не торгуясь – за все заплачу!

И ни в чем никогда не раскаюсь!

О детстве Александры Николаевны рассказала в письме ее родная сестра Нина Николаевна. Их мать Александра Северовна была в молодости очень красивой женщиной. Отец Николай Дмитриевич Стрельников тоже был замечательно красивым, но старше мамы на 17 или 20 лет. Последний раз сестры видели отца в 1919 г.

С 1920 г. Шура Стрельникова вместе с двумя сестрами и матерью Александрой Северовной жила во Владивостоке у тети Лиды – старшей сестры своей матери. Затем тетя Лида уехали с одной из сестер Шуры в Харбин. С Александрой Северовной остались 2 дочери. Последний раз они виделись с уехавшей сестрой в 1924 г. Переписывались, но в 1934 г. начались репрессии, и письма из белоэмигрантского Харбина лучше было не получать. Переписка оборвалась.

Читайте также:  Можно ли делать гастроскопию при бронхиальной астме

Волей случая репрессии обошли А.С. Стрельникову и ее дочерей. Александра Николаевна стала оперной певицей. Перед войной она пела в труппе Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а ее мать работала в Новосибирской филармонии педагогом вокалистом.

Как создавали свою гимнастику мать и дочь Стрельниковы, с чего все началось? Еще в довоенные годы А.С. Стрельникова уже применяла отдельные упражнения будущей уникальной системы. Просматривая старые бумаги Александры Николаевны, я обнаружил документ, присланный на имя А.С. Стрельниковой из Народного Комиссариата Здравоохранения: «Ваше предложение под названием «Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой» поступило в бюро изобретений Техсовета Наркомздрава СССР 29 апреля 1941 г., зарегистрировано под № 4268 и направлено на заключение. » Но началась война, и стало не до изобретений.

А.Н. Стрельникова вернулась в Новосибирск и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области. Вернулась в Москву она только в 1953 г. и привезла трех своих учеников. Двое из них поступили в Московскую консерваторию, третий – в Гнесинское училище. Позже приехала и мать. Дочь стала работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а мать – в Московской государственной эстраде. Жили они в Сокольниках в старом одноэтажном доме, в котором когда-то была конюшня. Тогда мать и дочь Стрельниковых знали лишь в узком кругу столичных певцов, поскольку их дыхательная гимнастика улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса у тех, для кого пение было профессией, и «делала» голос тем, кто хотел петь, не имея для этого природных данных.

Стрельникова младшая в то время была очень больна. Из-за тяжелых и упорно повторявшихся приступов у нее уже начало сдавать сердце. И хотя Стрельниковы имели связи в медицинском мире Москвы, никто из известных врачей не смог помочь Александре Николаевне. Однажды осенней ночью резкая боль в груди сковала тело и комом подступила к горлу. «Мама! – закричала Александра Николаевна, – я задыхаюсь!» В доме телефона не было, до ближайшего автомата – целый квартал. Александра Северовна распахнула все окна, чтобы дочери легче было дышать, но легче не стало. И в этот момент младшая Стрельникова, судорожно ловя ртом воздух, вдруг подумала: стрельниковская гимнастика! Не моя, не наша, а стрельниковская, как будто она уже ушла от них и стала достоянием всех людей. Собрав последние силы, она стала шумно нюхать воздух, делая по 4 коротких вдоха. И сразу же поняла, что доживет до утра.

В эти минуты мать и дочь Стрельниковы осознали, что они создали не только дыхательную гимнастику, возвращающую голоса актерам и певцам, а что-то гораздо большее, что-то великое, что может сделать практически любого человека здоровым.

Позже Александра Николаевна говорила об изобретении дыхательной гимнастики: «Будучи молодой певицей, я потеряла голос. И мама стала для меня искать способ его восстановить. Так постепенно была изобретена гимнастика».

Молва об удивительной гимнастике, после которой голос звучит чище и звонче, стала распространяться по Москве. К Стрельниковым на уроки пения начали приходить известные певцы и драматические артисты. Народная артистка СССР Людмила Касаткина, тогда уже известная актриса, снявшаяся в фильме «Укротительница тигров», побывала на уроках Стрельниковой и убедила руководство тогдашнего театра Советской армии взять в штат уникальных педагогов, ликвидировавших у нее за считанные дни кровоизлияние в голосовые связки, которое поликлиника Большого театра не могла вылечить в течение нескольких месяцев! Ведущие специалисты этой поликлиники хирург-фониатр В.А. Загорянская-Фельдман и врач-оториноларинголог Д.А. Шахова стали направлять к Стрельниковым певцов и актеров. Фониатр В.Л. Чаплин из института им. Гнесиных посылал к ним студентов-вокалистов, дикторов, учителей с «сорванными» голосами.

Окрыленная успехом, Александра Николаевна решается подать заявку на изобретение. К этому времени поликлиника Большого театра направляла к Стрельниковым актеров и певцов уже 17 лет, а ЛОР-кабинет Гнесинского института – 7 лет. В биологическом кабинете института им. Вишневского проверили результаты применения гимнастики Стрельниковой на спирографе и капнографе. Спирограф показал увеличение объема вдоха, капнограф – улучшение газообмена в первый же урок! Затем были обследованы люди, занимавшиеся этой гимнастикой много лет. У всех было отличное дыхание.

28 сентября 1973 г. Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 г. (авторское свидетельство № 411865).

Список болезней, при которых помогает стрельниковская дыхательная гимнастика, стал с каждым годом расширяться. Об уникальной гимнастике, излечивающей многие заболевания, писала центральная пресса. Но вместе с народным признанием усилилась и ненависть со стороны тогдашней официальной медицины. Высокопоставленные чиновники из Минздрава не хотели мириться с тем, что какая-то «самозванка», у которой не только медицинского, но и настоящего педагогического образования не было, посмела добиться результата в той области, где они, имея звания профессоров и докторов медицинских наук и используя новейшее медицинское оборудование, оказались бессильны.

Официальная медицина требовала от Александры Николаевны научного обоснования созданной ею гимнастики. Но людям, приезжавшим за помощью со всех концов Советского Союза, было глубоко наплевать на научное обоснование. Для них было важно, что дыхательная гимнастика реально избавляла от приступов удушья, головных болей и эпилептических припадков. Да и каких научных объяснений можно было требовать от моей учительницы, если она не работала в клинике и у нее не было лаборатории? Александра Николаевна была певицей. Но какой певицей!

Когда много лет назад она показывала в Московской консерватории несколько своих учеников-вокалистов, педагоги сказали ей: «То, что все они прекрасно поют и владеют хорошей школой, еще не доказывает правильности вашей методики. Вы собрали лучших самодеятельных певцов со всей Москвы!» И тогда Стрельникова встала и запела каторжное по сложности исполнения ариозо Кумы из оперы П.И. Чайковского «Чародейка». У профессоров и преподавателей из состава комиссии был самый настоящий шок! Замерев от восторга, они смотрели на женщину, которую еще несколько минут назад ненавидели только лишь за то, что она посмела говорить им о какой-то своей методике постановки голоса, идущей вразрез со всеми общепринятыми рекомендациями, традиционными для певческих школ Англии, Франции и даже Италии!

Гуго Натанович Тиц, будучи тогда деканом вокального факультета, рукоплескал певице, а бывшая солистка Большого театра профессор Елена Катульская не выдержала, сорвалась с места и, зарыдав в голос, закричала: «Боже! Какая певица! Я отказываюсь участвовать в этой гнусной травле!» И выбежала из зала.

У А.Н. Стрельниковой было какое-то внутреннее чутье: она не могла объяснить почему, но совершенно точно угадывала болезнь человека – ему достаточно было только начать в ее присутствии делать нашу гимнастику. Только потом, через несколько лет совместного лечения больных я понял: она определяла болезнь по тому, как человек; двигается, как дышит и как смотрит.

Однажды, придя вечером из театра Сатиры, она сказала: «Миронов и Папанов изменили манеру игры, и это мне не очень нравится». И я понял, что ей не нравится не сама новая манера игры выдающихся актеров, а что-то новое, неожиданно появившееся внутри каждого из этих больших артистов. Вскоре, возвратившись с работы поздно вечером, в прихожей она сообщила мне каким-то странным, неестественно глухим голосом: «Умер Папанов». И, прислонившись спиной к двери, тихо и обреченно произнесла: «И мне кажется, следующим будет Андрюша. » Вскоре не стало и Андрея Миронова.

Первым в нашей стране рассказал о необычной дыхательной гимнастике журнал «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1975 г.), который поместил фотографию Андрея Миронова, выполняющего несколько упражнений стрельниковской гимнастики, а в №8 за 1976 г. опубликовал комплекс упражнений.

В том же 1975 году журнал «Советский Союз», выходивший еще и в нескольких странах на Западе, напечатал в десятом номере небольшую заметку о Стрельниковой. Зачем это вдруг «главному журналу страны» понадобилось упоминание о дыхательной гимнастике, которую Минздрав СССР принял в штыки? Объяснение оказалось простым. Очень известная в то время эстрадная певица Лариса Мондрус на пресс-конференции в ФРГ заявила: «В СССР нет условий для творческой личности. Пример? Пожалуйста! Мой педагог по вокалу Александра Николаевна Стрельникова!» После этого буквально на следующий день журнал «Советский Союз» написал о том, что А.Н. Стрельникова – известный педагог и работает в лучших театрах Москвы. Таким образом, западный обыватель мог предположить, что Стрельникова имеет как минимум особняк в центре российской столицы и вообще у нее в жизни все в порядке. А Мондрус просто клевещет на советскую действительность.

Александра Николаевна Стрельникова всю оставшуюся жизнь была благодарна Ларисе Мондрус за этот поступок.

В это самое время Стрельникова металась из одной клиники в другую, прося, умоляя провести исследования и тем самым дать ей возможность доказать, что изобретенная ею гимнастика очень нужна задыхающимся людям, ведь от астмы ежедневно по всей стране умирают люди, которым официальная медицина бессильна помочь! И везде был один и тот же ответ: «Вы не медик! Не имеете права лечить!» К счастью, по советскому законодательству в связи с наличием авторского свидетельства она имела право принимать больных дома, благо никакого дорогостоящего оборудования для внедрения изобретения в практику не требовалось.

Из письма А.Н. Стрельниковой в газету «Правда»:

Француз, случайно наблюдавший результаты нашей гимнастики, сказал: «Не понимаю этой страны. Она могла бы озолотиться, эксплуатируя Стрельникову. Неужели это никому не нужно?!»

И далее из того же письма:

Еще в 1972 г. в Комитете открытий и изобретений мне объяснили, что наш способ имеет данные на патент, что патент выгоден государству, и я согласилась из патриотических побуждений. Но медики из Московского НИИ уха, горла и носа устроили мне такую травлю, что я не выдержала и отказалась, хотя меня в Комитете уговаривали.

Однажды к Александре Николаевне пришли две седые дамы, медицинские работники иностранных государств. Одна сказала: «Я писала Вам. Вы выслали описание гимнастики и, несмотря на то, что мне 63 года, и астма у меня тяжелая, мне стало лучше. Проверьте, все ли я делаю правильно?»

Другая сказала: «Я из Австрии, доктор медицинских наук. Проверьте и меня. Я считаю, что о такой необыкновенной гимнастике надо немедленно сообщить министру здравоохранения!»

Наша соотечественница, присутствовавшая при разговоре, тоже медик, возразила: «Да ее сразу удавят! Пусть сидит и не рыпается!» И Стрельникова сидела и не рыпалась.

Еще один случай, о котором мне рассказала моя учительница. На одном из вечеров в Доме актера к ней подошел ведущий врач-фониатр столицы и прямо в лицо прошипел: «Вас удавить надо!» Из этических соображений не буду называть имя этого доктора медицинских наук, скажу лишь, что до того, как я абсолютно безголосым попал к Александре Николаевне, я лечился в том числе и у этого врача. В течение нескольких месяцев он очень добросовестно пытался вернуть мне голос, выписывая прозерин в таблетках. Увы, безрезультатно.

В то время, как сама Александра Николаевна, устав от безуспешных попыток прорваться в какое-либо медицинское учреждение, принимала больных только у себя дома, советская пресса, к счастью, продолжала писать о ее успехах! Вслед за журналом «Советский Союз» о гимнастике Стрельниковой в 1975-76 гг. написали «Вечерняя Москва», «Московская правда», «Советская культура» и «Социалистическая индустрия».

В 1981 г. газета «Труд» опубликовала две прекрасные статьи о дыхательной гимнастике. Написавшего их журналиста Николая Гоголя уволили за это с работы. А к нашему дому (в то время я жил у Александры Николаевны в ее тесной двухкомнатной квартирке на Октябрьском поле) началось буквально паломничество! Очередь желающих попасть на лечение стояла во всю ширину лестничного пролета с первого этажа до четвертого. Некоторые соседи, естественно, стали звонить и писать в ЖЭК, в милицию, в Исполком, требуя выселить «целительницу» куда-нибудь подальше. Жалобы дошли до районной прокуратуры. Приехал молодой и энергичный главный прокурор Хорошевского (в то время Ворошиловского) района, посадил мою учительницу в служебную машину и привез в свой кабинет, где заставил написать заявление об отказе от частной практики.

Толпа на лестнице ломилась в дверь, я периодически выходил из квартиры и объявлял, что Александре Николаевне запретили принимать больных. Участковый, а иногда и целый наряд милиции несколько раз вваливались к нам в квартиру даже среди ночи посмотреть, не притон ли у нас! В течение нескольких дней задыхающиеся люди вместе с детьми молча стояли под нашей дверью. Иногда кто-то из малышей плакал – у него начинался приступ удушья. Наконец, когда смотреть на задыхающихся детей стало уже невыносимо, Стрельникова не выдержала. Рванулась к двери, распахнула ее настежь и сказала: «Входите!»

источник