Меню Рубрики

Физкультура при тяжелой бронхиальной астме

Функция дыхания является основной для поддержания жизни человека. Медики давно заметили, что при нарушении этой функции страдает весь организм. Для восстановления нормального функционирования дыхательной системы применяются различные методы, в том числе и специальные тренировки дыхательных мышц.

Дыхательная гимнастика с успехом используется медиками при лечении заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, способствует быстрейшему восстановлению в послеоперационный период, повышает тонус организма в целом.

Бронхиальная астма – сложное заболевание органов дыхания, которое протекает в хронической форме и имеет в своей природе аллергический компонент. Проявляется заболевание в виде периодически наступающих приступов удушья, также постоянными симптомами астмы являются сухой кашель, чувство тяжести и давления в груди, затруднение дыхания. Терапия бронхиальной астмы должна быть комплексной.

Улучшение состояния и наступление продолжительных ремиссий достигается при совмещении лекарственной терапии, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры и санаторно-курортного лечения. Одним из методов лечебной физкультуры, применяемой при бронхиальной астме, является лечебная дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме является незаменимым средством, дополняющим медикаментозную терапию. Как известно, у астматиков происходят затруднения с выдохом из-за патологических изменений в бронхах: сужение просветов и спазм бронхиального дерева, заполнение бронхов густой мокротой, которой тяжело отхаркивается. При очень глубоком вдохе раздражаются рецепторы на внутренней оболочке бронхов, и происходит спазм бронхов. Поэтому необходимо знать о правильном дыхании тем, кто страдает этим заболеванием. Дыхательная гимнастика для астматиков научит, как правильно дышать при астме, приступы удушья будут появляться реже, улучшиться состояние важных органов и систем.

С помощью регулярных занятий можно добиться улучшения проходимости бронхов и даже снизить количество приступов удушья. Для этого нужно каждый день качественно выполнять упражнения, но не отказываться от приема лекарственных средств.

Дыхательная гимнастика – это дополнительный способ лечения бронхиальной астмы и не способен заменить медикаментозную терапию!

Полного излечения от бронхиальной астмы ждать не нужно. Бронхиальная астма – заболевание хроническое, прогрессирующее, нужно научиться жить с болезнью и постараться уменьшить количество приступов.

При регулярном выполнении комплекса дыхательных упражнений можно добиться следующих результатов:

  1. Мышечный слой в стенках бронхов расслабляется, в результате чего прекращается спазм, просветы бронхов становятся шире.
  2. Легче и быстрее происходит отделение мокроты, дыхательные пути очищаются от слизи, больше воздуха проходит в легкие.
  3. Укрепляются мышцы, непосредственно участвующие в акте дыхания: межреберные, околопозвоночные, диафрагма.
  4. Вы научитесь управлять своим дыханием, что поможет уменьшить количество приступов или предотвратить их появление.
  5. Дыхательная гимнастика благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему, улучшая кровообращение в органах, нормализует артериальное давление, повышает защитные силы организма, снимает стресс.

Преимущества данного метода:

  1. Дыхательную гимнастику может освоить любой человек.
  2. Не требует специальных приспособлений и денежных затрат.
  3. Имеет мало противопоказаний, нет ограничений по возрасту.
  4. При регулярных занятиях можно добиться стойкой ремиссии.

Прежде чем приступить к выполнению дыхательных упражнений, посоветуйтесь со своим врачом. В некоторых случаях лечебной физкультурой заниматься противопоказано.

  1. Астматический приступ или приступ сильного кашля.
  2. Не следует проводить упражнения в экстремальных погодных условиях: дождь, ветер, слишком низкая или высокая температура воздуха.
  3. Также занятия противопоказаны в душном не проветриваемом помещении.
  4. Следует отказаться в период острых заболеваний органов дыхания: острый бронхит, пневмония и т.д.
  5. Не заниматься при плохом самочувствии и упадке сил.

Положительный настрой и нацеленность на хорошие результаты – главные условия в борьбе с заболеванием! Для полноценных занятий нужно соблюдать минимум условий.

  1. Занятия должны проходить на свежем воздухе, не зависимо от времени года. Если нет возможности заниматься на улице, то в комнате необходимо открыть окна. В воздухе должно быть достаточное количество кислорода для насыщения им организма.
  2. Выполнять упражнения нужно в полной тишине, музыка и посторонние шумы не позволят слышать свое дыхание, вы не будете знать, правильно ли делаете упражнение.
  3. Лучше всего заниматься в одиночестве (исключение — специальные группы по лечебной гимнастике), чтобы никто из домочадцев не мешал вам и не сбивал дыхание.
  4. Гимнастика выполняется ежедневно – утром и вечером.
  5. Совмещаем занятия дыхательной гимнастики с физиопроцедурами.

Как уже говорилось, занятия должны быть регулярными и проводиться по возможности 2 раза в день. Начинаем тренировать дыхание, как только проснулись. Для этого не обязательно сразу вставать с постели.

Ноги согнуть в коленных суставах постараться подтянуть к грудной клетке, осуществляя продолжительный выдох ртом. Выполнять до легкого чувства усталости. Упражнение помогает выводить мокроту из бронхов.

Далее переходим к занятиям в положении стоя или сидя.

  1. Вдыхаем резко носом, считаем до трех и делаем выдох ртом, произнося при этом звук «з» или «ш».
  2. Закрываем правую ноздрю и вдыхаем ртом, затем выдыхаем через левую половину носа. Меняем ноздрю и проводим то же самое несколько раз.
  3. Делаем вдох через нос, выдыхаем не торопясь ртом, губы при этом нужно сделать в виде трубочки.
  4. Ежедневно надувать несколько обычных воздушных шариков. Эта методика широко применяется даже для лежачих больных.
  5. Сидя за столом, поставить перед собой стакан с водой и взять трубочку для напитков. Делать вдох через трубочку, а выдыхать в стакан с водой.
  1. Руки расположите на талии, во время вдоха постарайтесь надуть живот, чтобы он стал похож на шарик, сделать резкий выдох и втянуть живот.
  2. «Дровосек». Встать на носочки, руки замкнуты в ладонях и подняты над головой. На счет раз меняем положение с носочков на стопы и наклоняемся вперед, имитируя движение руками как при рубке дров. В этот момент происходит резкий выдох. На счет два возвращаем руки.
  3. В положении стоя, руки расположить в нижней части грудной клетки и немного сдавить ее. На медленном выдохе издавать следующие звуки: «ррр», «пфф», «брррох», «дррох», «бррх».
  4. Стоя, руки опущены вниз. Медленно на вдохе поднимаем плечи, медленно опускаем на выдохе и произносим звук «кха».

Подобных комплексов разработано большое количество, не нужно пытаться выполнить сразу все. Положительный эффект достигается лишь при регулярном и качественном выполнении. Для начала выберете несколько особенно понравившихся вам занятий и научитесь правильно их выполнять. В дальнейшем подключайте новые упражнения, овладейте десятком различных техник, ежедневно не забывайте их выполнять, и результат не заставит себя ждать. При появлении неприятных симптомов следует немедленно прекратить занятия.

Александра Николаевна Стрельникова – известный отечественный педагог-фониатр, разработала уникальную методику по восстановлению и улучшению голоса. В своей жизни она сама теряла голос и вынуждена была кропотливо работать над его восстановлением. Так появилась гимнастика Стрельниковой. Позже было доказано, что гимнастика по ее методу не только восстанавливает голос, но оказывает очень много положительных эффектов на организм. При регулярных занятиях улучшается дыхательная функция, облегчается состояние при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме; гимнастика оказывает общеукрепляющий эффект, помогает при нарушениях осанки и укрепляет диафрагму; лечит неврозы, помогает справиться с заиканием и улучшает голосовые данные.

Поэтому на сегодняшний день методику Стрельниковой советуют при разнообразных патологиях органов и систем, но в первую очередь это различная патология дыхательной системы. Несомненным плюсом является простота и доступность программы. Для ежедневных занятий не требуется много места и специальных приспособлений.

Гимнастика выполняется сидя или лежа, главное — правильно дышать. При соблюдении всех правил, Стрельниковская гимнастика не имеет ограничений по возрасту. Противопоказания имеются для гипертоников и больных с глаукомой.

При бронхиальной астме лечебная физкультура по Стрельниковой облегчает состояние и помогает даже предотвратить появление приступов удушья. При регулярных выполнениях улучшается вентиляция в легких, бронхи расширяются, мокрота легче выводится, внутренние органы получают больше кислорода, общее состояние значительно улучшается.

Основные принципы, которые необходимо усвоить перед выполнением лечебной физкультуры:

  1. Вдох должен быть коротким и производиться носом. Выполнять его нужно так, будто вы пытаетесь принюхаться к какому-то неприятному запаху.
  2. Выдох производится через рот и должен быть пассивным, то есть происходит сам по себе.
  3. Занятия лечебной гимнастикой производятся в определенном ритме под счет до 4.

Упражнения, эффективные при астме:

  1. «Кулачки».
    Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На резком и шумном вдохе носом сжимаем пальцы в кулак, на спокойном выдохе ртом – разжимаем
  2. «Насос».
    Можно выполнять стоя или сидя. Расслабить плечевой пояс, руки опущены, наклонится и представить, что качаете шину ручным насосом. Делать короткий и резкий вдох при наклоне, на выдохе — выпрямляемся. Делаем ритмично.
  3. «Погончики».
    В положении стоя, ноги расставить на ширине плеч. Руки расположить на уровне пояса, сжать в кулаки. На вдохе вытягивать руки резко вперед и вниз, разжимая при этом кулачки и растопыривая пальцы. На выдохе вернуться в изначальное положение.
  4. «Обними плечи».
    Выполняется стоя или сидя. Согнутые в локтях руки поднять до уровня плеч, на вдохе резко попытаться обнять себя за плечи, не допускать перекрещивания рук. На выдохе вернуться в исходное положение.
  5. «Повороты головы».
    На резком и коротком вдохе нужно проводить повороты головы влево-вправо, выдох будет происходить сам по себе, выдыхаем через приоткрытый рот. Можно делать данное упражнение, лежа в постели.

Последние два упражнения способны предотвратить приступ, если начать выполнять их при первых симптомах наступающего удушья.

Заниматься по Стрельниковой легко и интересно, можно подключить к процессу детей, но следует следить за правильным выполнением вдоха и выдоха. Только тогда результаты будут положительными. Конечно же, не стоит надеяться только на тренировку дыхания, лекарственную терапию никто не отменял. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению и повышает его эффективность.

Лечение йогой может применяться при бронхиальной астме, если выполняются специально разработанные упражнения, которые улучшают легочное дыхание, способствуют отхождению мокроты. Кроме того, при регулярном и правильном выполнении отмечается улучшения здоровья, симптомы заболевания проявляются реже, приступы становятся единичными или исчезают вовсе. Иногда возможно добиться снижения дозировок лекарственных препаратов против астмы, а в единичных случаях полностью отказаться от медикаментозного лечения.

  1. Сесть в классическую для йоги позу лотоса, если это невозможно, то просто скрестить ноги. Расслабиться, взгляд направлен на кончик носа. Делать равномерно вдох и выдох около 8 раз, затем сделать глубокий вдох и постараться задержать дыхание на пару секунд. Медленно произвести выдох носом. Повторять до чувства легкой усталости. Упражнение насыщает клетки органов кислородом, улучшает газообмен в тканях.
  2. В положении стоя вдохнуть медленно носом, так, чтобы ноздри приклеились к перегородке носа. Выдыхать следует мелкими порциями через губы, сомкнутые в трубочку. Выдох должен быть с усилием, чтобы напрягались мышцы пресса и диафрагма. При этом улучшается дренаж легких, мокрота разжижается и легче выводится.
  3. Следующее положение знакомо нам с уроков физкультуры как «стойка на лопатках» или «березка». Нужно лечь на спину, согнуть ноги в коленях, руки придерживают поясницу. Медленно поднимать ноги вверх, пока они не станут перпендикулярно полу, лопатки должны касаться пола. Постараться задержаться в таком положении некоторое время, затем плавно опустить ноги на пол.

Эффективными являются упражнения, где требуется пропеть различные звуки, а также самомассаж грудной клетки. Пение и массаж приводят в движение мерцательный эпителий бронхов, густая мокрота приходит в движение и направляется к выходу. Бронхи очищаются, через них свободно проходит воздух и насыщает организм кислородом.

Некоторые асаны из йоги противопоказаны при бронхиальной астме, поэтому заниматься йогой следует со специалистом в этой сфере, чтобы избежать ошибок при выполнении и не навредить здоровью.

Если вы не отличаетесь дисциплинированностью, то правильным решением будет посещать специальные группы по лечебной дыхательной гимнастике. Отделения лечебной физической культуры имеются практически в каждой городской больнице.

Проходя занятия в группе, вы не только поправите свое здоровье, но и почерпнете полезную информацию от общения с людьми, страдающими таким же заболеванием.

Вместе с другими пациентами легче будет настраиваться на длительные занятия, в компании занятия проходят веселее и время летит незаметно. Если в группе появятся друзья, то посещать занятия вы будете с удовольствием каждый день, а положительные эмоции помогут победить заболевание.

источник

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в грудной клетке.

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от хронического бронхита является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема легких, за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.
Читайте также:  Я сам убрал хрипы в бронхах при астме

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием к врачу ЛФК, который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Читайте также:  Персистирующая бронхиальная астма средней тяжести что это такое

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник

ЛФК при бронхиальной астме позволяет улучшить состояние человека на любой стадии болезни. Умеренные физические нагрузки помогают предупредить частые приступы и положительно сказываются на общем состоянии организма. Если регулярно использовать специальные комплексы упражнений, можно не допустить дальнейшее прогрессирование заболевания. Также спорт или лечебная физкультура показаны для людей, состояние которых характеризуется как предасматическое. При правильном подходе к занятиям можно сохранить хорошее самочувствие на долгие годы.

Астма – это заболевание хронического типа, которое поражает дыхательные пути. Часто ему передует хронический бронхит, проявляющийся почти теми же симптомами. Основной признак астмы – наличие приступов удушья. Во время периодов обострения человек наблюдает нарушение дыхательной функции, что сопровождается кашлем, свистящими хрипами. При наступлении астматического приступа применяют специальные препараты, которые расширяют просвет бронхов. Также в составе комплексной терапии входят противовоспалительные средства, направлены на устранение очагов заболевания.

Для предупреждения всех негативных процессов при развитии астмы, которые несут потенциальную опасность для жизни человека, просто необходима лечебная гимнастика. При ее использовании легко достигнуть следующего:

  • происходит восстановление нервной регуляции дыхательной функции, что ведет к снижению числа приступов;
  • наблюдается расслабление многих мышц на теле – на шее, грудной клетке, затылке. Они часто напряжены из-за нарушения дыхательной функции;
  • улучшается дренаж бронхов, что предупреждает скопление слизи в легких;
  • нормализуется дыхание из-за развития подвижности грудной клетки;
  • повышается выносливость, сила и общее развитие тела;
  • нормализуется кровообращение, укрепляется сердечная мышца. Это позволяет урегулировать доставку необходимого объема кислорода ко всем тканям и внутренним органам;
  • улучшается психоэмоциональное состояние человека.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме показана в период ремиссии заболевания, когда отсутствуют частые приступы. Она включает в себя дыхательные упражнения, которые сочетаются с физической нагрузкой небольшой интенсивности. Их можно выполнять исключительно в тех случаях, когда у больного отсутствует недостаточность кровообращения. Также физиотерапия при бронхиальной астме противопоказана в таких случаях:

  • тяжелое состояние больного, особенно при наличии сопутствующих патологий;
  • при повышенном риске внутренних кровотечений;
  • при развитии злокачественных процессов в любом органе или системе;
  • повышенная температура тела;
  • дыхательная недостаточность 3 стадии;
  • если присутствует отдышка, при которой человек делает больше 25 вдохов за минуту;
  • при наличии астмы физического напряжения необходимо исключить выполнение гимнастических и других упражнений, которые сопровождаются влиянием холодного воздуха на дыхательные пути. Также такой тип физиотерапии нужно использовать с осторожностью и при других формах заболевания;
  • наличие острых болевых ощущений в любой части тела, которые не снижаются при уменьшении интенсивности нагрузки.

При подборе программы ЛФК необходимо учитывать возраст больного, его общее состояние и степень физического развития. Перед началом тренировок необходимо несколько дней уделить подготовительному этапу. В это время рекомендуется проверить физическое и эмоциональное состояние человека, что поможет подобрать оптимальные упражнения для достижения положительного результата.

Для достижения стойкой ремиссии при бронхиальной астме рекомендуется использовать следующий комплекс упражнений:

  1. Дыхательная гимнастика. Выполняется стоя, руки свободно опущены вдоль туловища. На протяжении 30-40 сек. нужно глубоко дышать, постепенно сокращая промежуток между вдохом и выдохом. Также такая гимнастика производит еще лучший эффект, если во время выполнения упражнений произносить определенные звуки. Например, во время вдоха – «ж» или «ш», а выдоха – «о» или «а».
  2. Необходимо лечь на твердую поверхность, вытянуть конечности. На выдохе одну ногу нужно подтянуть к животу. При возврате в исходное положение совершается вдох.
  3. Исходное положение – сидя на стуле, руки свободно свисают вдоль туловища. На выдохе необходимо немного наклонить корпус в одну сторону. При этом рука должна скользить по ножке стула. При возврате в исходное положение выполняется вдох.
  4. Необходимо ровно стать, опираясь на спинку стула. На выдохе нужно медленно присесть, а на вдохе – вернуться в первоначальное положение.
  5. Человеку нужно прямо стать, руки опустить вдоль корпуса. На выдохе одну ногу приподнимают вверх. При помощи руки колено нужно подтянуть к животу. На вдохе нога опускается вниз.
  6. Нужно стать, расставить широко ноги, уложить руки на талию. На выдохе следует наклонить корпус вперед, а при вдохе вернуться в исходное положение.

Для улучшения состояния больного гимнастика должна проводиться на свежем воздухе или в комнате с открытой форточкой. Количество повторений зависит от физической выносливости человека (рекомендуется не меньше 5). Чтобы достигнуть положительного результата следует тренироваться ежедневно или делать перерыв в 1-2 суток. Лечебная гимнастика при бронхиальной астме не должна вызывать неприятных ощущений. При появлении кашля, першения в горле необходимо остановить занятие и продлить его после полной стабилизации состояния, но с меньшей нагрузкой.

Можно ли заниматься спортом при наличии бронхиальной астмы? Мнения врачей на этот счет идентичны. Астма и спорт сочетаемы между собой, если правильно подойти к выбору типа физической нагрузки. Она должна приводить к улучшению дыхательной функции, укреплению всех мышц и нормализации общего обмена веществ в организме. Умеренные физические нагрузки способны подготовить тело человека к гипоксии, которая будет появляться во время приступов. Это позволит больному легче переносить все неприятные симптомы и быть менее подверженным влиянию негативных факторов внешней среды. Если регулярно заниматься спортом при астме, можно достигнуть стойкой ремиссии и забыть о частых приступах. Но начинать тренировки можно только при облегчении общего состояния, когда проявления заболевания минимальны.

При астме рекомендуется отдать предпочтение следующим видам спорта:

  • плавание или аквааэробика;
  • легкая атлетика или спортивная ходьба;
  • командные игры – волейбол, баскетбол;
  • танцы;
  • аэробика;
  • единоборства;
  • велоспорт;
  • теннис.

При выборе типа физической нагрузки при астме как для взрослого, так и для ребенка следует отдавать предпочтение той разновидности, которая развивает плечевой пояс, диафрагму, что облегчает дыхание. При тяжелом течении заболевания следует исключить чрезмерную активность и сосредоточиться на простых упражнениях. В этом случае подойдет пилатес, йога, боди-флекс и т. д. Перед занятиями в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом, что поможет исключить опасные для жизни и здоровья осложнения.

источник

Бронхиальная астма — этот диагноз многие люди считают приговором и ставят на своей активной, радостной жизни крест. Но так ли все мрачно на самом деле? Неужели в век инноваций и стремительного развития медицины этот недуг так же страшен, как и раньше? Действительно ли, гормонотерапия — обязательный и основной компонент при лечении на всех стадиях заболевания? Ведь существуют и другие — немедикаментозные способы лечения астмы, такие как лечебная физкультура (ЛФК) и дыхательная гимнастика.

Включение в схему терапии ЛФК при всех заболеваниях лёгких обязательно. Занятия лечебной физкультурой способствуют более лёгкому течению болезни, уменьшению эпизодов обострений и приступов. Кроме того, методика не требует использования специального оборудования. Как правило, упражнения назначаются всем больным, не имеющим противопоказаний, в период ремиссии заболевания.

Список противопоказаний невелик:

  • сопутствующая сердечно-лёгочная недостаточность (ЧСС выше 120, частота дыхания более 25 в минуту);
  • острые инфекционные и вирусные заболевания с температурой тела 38 о С и более.

Систематические занятия способствуют:

  • восстановлению физиологической частоты и глубины дыхания;
  • нормализации газового состава крови — увеличению концентрации кислорода в тканях, улучшению их питания;
  • улучшению вентиляционной способности лёгких;
  • развитию адаптационных способностей организма;
  • уменьшению аллергических реакций и склонности к спазмам бронхов.

Все вышеперечисленное в результате приводит к снижению степени тяжести заболевания, уменьшению дыхательной недостаточности, сокращению числа обострений и улучшению качества жизни больного.

Упражнения при бронхиальной астме нельзя выполнять в период обострения болезни

При занятиях лечебной физкультурой обязательно соблюдать принцип постепенности. Резкое выполнение большого комплекса активных физических упражнений может спровоцировать приступ удушья. Следует идти от меньшего к большему.

Пациент на протяжении пяти дней выполняет начальный — подготовительный комплекс упражнений, тем самым постепенно даёт приспособиться и адаптироваться к физической нагрузке своему организму. Затем можно приступать к выполнению основного комплекса, более напряжённого, который больной использует на протяжении всей жизни.

Вводный подготовительный этап:

  1. Сядьте на стул, спина прямая, глубоко вдохните носом — выдохните через рот. Выполните 4–8 подходов.
  2. Сядьте на стул, неспешно вдохните. Подняв правую руку, сделайте паузу в дыхании на 1–2 секунды, выдохните, опустив руку. Выполните упражнение с левой рукой. Всего 4–8 подходов.
  3. Сядьте на краешек стула, руки лежат на коленях. Сгибайте и разгибайте суставы кистей и стоп. Выполните 9–12 подходов.
  4. Сядьте на стул, прижавшись к спинке. Максимально вдохните — выдохните, затем задержите дыхание на 1–2 секунды — выдох. Выполните 4–8 подходов.
  5. Нажмите ладонями на грудь, покашляйте, сделайте 5–6 подходов.
  6. Сядьте на стул, упритесь пальцами рук в колени. Сделайте вдох через нос — выдох ртом. Выполните 4–8 подходов.
  7. Встаньте, руки опущены «по швам», вдохните — поднимите плечевой пояс, на выдохе — опустите, 4–8 подходов.
  8. Комфортно устройтесь на стуле, расслабьтесь.
  1. Встаньте прямо. Наклонитесь вперёд, руки расслаблены. Глубоко вдохните носом, выдохните ртом. Сделайте 3–6 повторов.
  2. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Вдохните носом, поместив кисти рук в подмышки. На выдохе поднимите вытянутые руки вверх. Расслабьтесь, опустите руки. Сделайте 4–6 повторений.
  3. Исходное положение то же. Диафрагмальное дыхание: вдохните, надув живот и выпятив мышцы, выдохните — сдуйте живот и втяните мышцы. Выполнять 1 минуту.
  4. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Глубоко вдохните, на выдохе согните правую ногу и подтяните колено к грудной клетке. Выполните упражнение для левой ноги. Всего 4–6 раз.
  5. Сядьте на стул, спину прижмите к спинке, руки вдоль туловища. Сделайте вдох, выдохните, наклонитесь вбок, скользя рукой по туловищу. Выполните в другую сторону. Всего 4–6 раз.

Дыхательные упражнения — один из старейших, но действующих методов в лечении бронхиальной астмы и предупреждении развития её осложнений. Благодаря полноценному дыханию укрепляются не только лёгкие и бронхи, но и весь организм. Ткани и клетки насыщаются кислородом, это нормализует их работу и ускоряет регенерацию. В лёгких при грамотно подобранных дыхательных упражнениях происходят положительные изменения: бронхи и бронхиолы очищаются от скопившейся слизи, бактерий и вирусов, находящихся в ней. Улучшается мышечный тонус стенок бронхов, нормализуется их кровоснабжение.

Для получения результата от дыхательных упражнений нужна регулярность занятий. Упражнения выполняйте на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Дыхательная гимнастика имеет ряд противопоказаний:

  • период обострения болезни;
  • наличие острых инфекционно-воспалительных заболеваний;
  • обострение заболеваний других органов и систем;
  • плохие погодные условия.
  1. Упражнение «Доброе утро». Это упражнение выполняется утром, не вставая с постели. Подтяните колени близко к груди, одновременно делая медленный выдох ртом. Выпрямите ноги, расслабьтесь. Выполните 4–6 повторений.
  2. Упражнение «Воздушный шар». Встаньте прямо, вдохните носом, сильно выпятив живот. Резко выдохните, втянув живот. Выполните 6–8 повторов.
  3. Упражнение «Объятия». Встаньте на носки, руки вытяните по сторонам, параллельно полу, сделайте наклон вперёд. Глубоко выдохните, одновременно резко скрестите руки на грудной клетке, как бы обнимая себя, ударив кистями по лопаткам, снова разведите руки и повторите упражнение, продолжая выдох. Сделайте вдох и вернитесь в начальное положение.
  4. Упражнение с трубочкой. Поставьте перед собой банку с водой, возьмите трубочку, например, от детского сока. Сделайте через трубочку очень глубокий вдох, а потом постепенный выдох в воду. Упражнение выполняется 8–10 раз в день по 5 минут.
  5. Упражнение с воздушными шарами. Суть такова: нужно надувать воздушный шар, пока он не лопнет. Важно не переусердствовать: при ощущении лёгкого головокружения необходимо прекратить упражнение, сесть и спокойно подышать — вдох носом, выдох ртом.

Также полезно использовать упражнения с произнесением на выдохе различных гласных и согласных букв. На начальном этапе это гласные (и, о, у), а на тренировочном — согласные (з, ж, ш). Глубоко вдохните носом, медленно выдохните, произнося в этот момент определённый звук. Выдох может длиться от 5 до 30 секунд.

Ознакомьтесь с основными упражнениями:

  1. Встаньте прямо, руки согните в локтевых суставах, плавно вдохните носом, разведя локти по сторонам. Выдохните и сведите локти. Втягивая живот, произносите звук «ш»;
  2. Встаньте прямо, на вдохе поднимите плечи, на выдохе — опустите. Произносите при этом звук «кха»;
  3. Встаньте прямо, сожмите ладонями грудную клетку, вдохните через нос. На выдохе произносите следующие сочетания согласных: «пф», «бр», «бррх», «дррх». Начните с продолжительности выдоха 5 секунд, постепенно увеличивая до 30.
Читайте также:  Основные звенья патогенеза бронхиальной астмы

На востоке правильному дыханию издревле уделялась важная роль. Йоги называют его «полным». Полное дыхание – это такое дыхание, когда в акте вдоха и выдоха задействованы все части лёгкого и прилегающей мускулатуры. Именно на этом дыхании основаны все занятия йогов. Для овладения им выполняйте следующее упражнение: сядьте, скрестив ноги под собой — «по-турецки». Медленно вдохните через нос, разводя прямые руки по сторонам. Постарайтесь почувствовать движение воздуха внутри: вначале им заполняется живот, потом грудь и, наконец, воздух идёт к ключицам — в самые удалённые отделы лёгких. Задержите дыхание на 2–4 секунды, неспешно выдохните, приводя руки в начальное положение. Выполните 3–5 повторов.

Серия тренировочных упражнений:

  1. Встаньте прямо, медленно вдохните через нос. Выдыхайте малыми прерывистыми порциями. Важно, чтобы выдох был форсированным, нужно задействовать вспомогательные дыхательные мышцы — диафрагму и пресс. Выполните 3 раза по 5 сетов за день.
  2. Встаньте прямо, вдохните глубоко носом, подняв руки выше головы. На выдохе сделайте наклон вперёд. Расслабьтесь и верните руки в начальное положение, произнеся в этот момент звук «ха». Выполните 3–5 повторов.
  3. Звуковая вибрация. Вдохните носом, произнося на выдохе длинное «и-и-и». Выполните 3–5 подходов.

Йоги считают, что эти упражнения очищают внутренние органы, дают ощущение лёгкости. Звуковую вибрацию выполняют один раз в сутки. Регулярность занятий — залог успеха!

Эта методика успешно используется в лечении недугов дыхательной системы десятки лет. Известный врач хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Александровна Загорянская-Фельдман писала:

Более тридцати лет наблюдаю великолепный лечебный эффект стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актёров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребёнка, делает его здоровым.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой построена на освоении глубокого дыхания — «дыхания в спину». Все упражнения заключаются в сочетании резкого, форсированного вдоха через нос, совмещённого с определённым движением, и пассивного выдоха.

Предпочтительней начинать выполнять упражнения с врачом лечебной физкультуры или пульмонологом, но можно попробовать и самостоятельно, с помощью подробных инструкций и видеоуроков.

  1. Упражнение «Ладошки». Встаньте прямо, согните руки в локтях и поднимите — параллельно грудной клетке. Кулаки разжаты, ладони расположены от себя. Сделайте четыре быстрых, форсированных, громких выдоха носом, при каждом сжимая ладони в кулаки. Расслабьтесь и опустите руки, передохните 3–4 секунды. Сделайте 6 подходов. Сначала вы можете ощутить незначительное головокружение — это нормально и достаточно быстро пройдёт. Если дискомфорт сохраняется, делайте упражнение сидя.

Выполняя упражнение «Ладошки», не думайте о выдохе, активен только вдох

Упражнение «Погончики» можно делать сидя и даже лежа

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лёжа

Упражнение «Вдох-выдох» надо делать в темпоритме строевого шага

При возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы не поднимайте ноги высоко, уменьшите амплитуду подъёма

Этот метод был изобретён в 1952 году учёным-физиологом Константином Бутейко и успешно используется по сей день. Автор считает, что такие заболевания, как бронхиальная астма, различные аллергии, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь — происходят из-за гипервентиляции организма. При глубоком вдохе концентрация кислорода не увеличивается, но уменьшается концентрация углекислого газа. Недостаток CO2 приводит к спазму гладкой мускулатуры бронхов, сосудов, кишечника, желчевыводящих путей. Из-за спазма к органам и тканям поступает меньше крови, соответственно, кислорода тоже меньше. Запускается порочный круг — развивается хроническое кислородное голодание.

Суть методики заключается в увеличении времени между вдохами — уменьшении числа дыханий в минуту. В паузах между вдохами организм отдыхает, и накапливается недостающий углекислый газ. Для достижения результатов больному придётся преодолеть немало трудностей. Вначале это может быть незначительный дискомфорт, ощущение нехватки воздуха, снижение аппетита. На более продвинутых этапах может появляться полное отвращение к занятиям, резкое похудение, рвота, боли в суставах, носовые кровотечения. Всё это говорит лишь о том, что вы на верном пути.

Цель занятий: научиться правильному поверхностному дыханию. На вдох вы должны затрачивать не более трёх секунд, на выдох — не более четырёх. Пауза между ними 3–5 секунд.

  1. Поверхностное дыхание «верхушками» лёгких: вдох, выдох, пауза по пять секунд, 10 подходов.
  2. Дыхание диафрагмой и грудью: вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, 10 подходов
  3. Массаж кончиками пальцев рефлексогенных точек носа на высоте задержки дыхания. 1 подход.
  4. Дыхание правой, потом левой ноздрей. 10 подходов.
  5. Вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, на вдохе — живот втянуть, на выдохе — выпятить вперёд. 10 подходов.
  6. Глубокая вентиляция лёгких — 12 предельно глубоких вдохов за 60 секунд (по 5 секунд на каждый). По окончании нужно сделайте максимальную задержку дыхания на полном выдохе (1 раз).
  7. Редкое дыхание (по уровням):

    Первый уровень. За 60 секунд: вдох, выдох, перерывы по 5 секунд (четыре подхода в минуту).

    Второй уровень. За 120 секунд: вдох — 5 секунд, пауза — 5 секунд, выдох — 5 секунд, перерыв — 5 секунд (три подхода в минуту).

    Третий уровень. За 180 секунд: вдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд, выдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд (два подхода в минуту).

    Четвёртый уровень. За 240 секунд: вдох — перерыв — выдох — перерыв — все по 10 секунд (конечная цель — одно дыхание в минуту).

  8. Двойная задержка дыхания. Наибольший период без дыхания на выдохе, потом на вдохе. (1 подход).
  9. Наибольший период без дыхания в положении сидя (4–10 подходов).
  10. Наибольший период без дыхания при ходьбе на месте (5–10 подходов).
  11. Наибольший период без дыхания при приседаниях (5–10 подходов).
  12. Поверхностное дыхание (5–10 минут).
  13. Сделав упражнения, следует принять комфортное положение, расслабиться, выполнять грудное дыхание, с каждым разом уменьшая амплитуду дыхательных движений, пока дыхание не станет незаметным.

    Специалисты считают, что раннее начало занятий и маленький возраст ребёнка дают большие больше шансы на успех.

    ЛФК и дыхательная гимнастика разрешены с трёх лет и имеют такие же противопоказания, что и для людей постарше. Упражнения подобны упражнениям для взрослых, только проводятся с ребёнком в форме игры.

    Желательно, чтобы первый раз упражнения ребёнок осваивал вместе с врачом лечебной физкультуры, в присутствии родителей. Дома вы будете точно знать, как правильно выполнить то или иное упражнение. Основной задачей является научить дышать ребёнка через нос, освоить задержку дыхания, преодолеть неприятные ощущения при гипоксии на начальных этапах занятий.

    Важно: не спешите! Постепенность и позитивный настрой — залог вашего успеха. В среднем на освоение комплекса упражнений с малышом уходит около полутора месяцев.

    Подводя итоги, скажем, что бронхиальная астма не приговор. Всё зависит только от вас — от вашего желания быть здоровым, от вашей настойчивости и, конечно же, веры в себя. Соблюдение всех этих условий непременно поможет побороть грозный недуг. Будьте здоровы!

    источник

    ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

    Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

    Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

    • нормализация механического дыхания;
    • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
    • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
    • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
    • нормализация эмоционального состояния пациента.

    Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

    Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

    ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

    Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

    До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

    Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

    • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
    • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

    • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
    • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
    • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

    Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

    ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

    Рекомендованный комплекс ЛФК:

    1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
    2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
    3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
    1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
    2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
    3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
    4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
    5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
    1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
    2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
    3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
    4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
    5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
    6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

    Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

    На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

    Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

    Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

    Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

    Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

    Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

    Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

    источник