Меню Рубрики

Если есть бронхиальная астма в семье

Передается ли действительно бронхиальная астма по наследству? Это довольно весомый вопрос, возникающий у родителей, которые долгое время страдают от симптомов заболевания и упорно занимаются их лечением. Ведь согласно медицинским исследованиям возникновение бронхиальной астмы напрямую связано с наследственностью. Однако в отличие от других наследственных патологий при соблюдении определенных правил жизни симптомы астмы можно предупредить.

С этой целью будущим родителям нужно точно определиться с причинами развития заболевания у матери и отца, а также определиться имеет ли место аллергическая предрасположенность, ведь именно из-за аллергии чаще всего развивается бронхиальная астма.

Краткое содержание статьи

Причиной возникновения заболевания является не наследственность, а совокупность факторов, что говорит о мультифакторности заболевания. С течением времени медицина выявляет новые причины провоцирующие возникновение бронхиальной астмы. Самыми распространенными факторами развития являются экзогенные и эндогенные.

К экзогенным или внешним факторам относят:

  • присутствие триггеров (пыльца, грибковая плесень, пыль, пищевые продукты и прочее);
  • наличие вирусов и бактерий;
  • предрасположенность к патологии из-за работы с вредоносными веществами;
  • плохая экология и курение;
  • неправильное питание.

Эндогенными или внутренними факторами являются:

  • избыточный вес;
  • частое заболевание бронхитом;
  • отягощенная генетическая предрасположенность;
  • гендерный признак индивида (большая тяжесть заболевания характерна для способа его передачи по женской линии).

ВАЖНО! Если заболевание передается по женской линии, то можно ожидать, что его симптомы, течение и лечение будет намного тяжелей, чем у болезни, передавшейся по мужской линии.

Если мать или отец страдают от бронхиальной астмы, то наследственная предрасположенность к недугу становится высокой. Однако паниковать нет смысла, а необходимо детально изучить вопрос генетического фактора.

Немало времени у ученых заняло проведение высоко опытных анализов, чтобы определить основополагающую причину возникновения заболевания. Современной медициной доказано, что в запуске механизма развития симптомов и бронхиальной астмы как патологии в целом участвует множество причин, а также генов различных типов. Соответственно, выработка организмом высоких норм специфических соединений, которые способствуют развитию аллергии, имеет генетическую обусловленность. Также согласно наследственности передается высокая клеточная и тканевая возбудимость тракта дыхательной системы, что однозначно влечет развитие бронхиальной астмы. Кроме того, у многих больных астмой наблюдается нарушение механизма ответа иммунной системы либо формирование специфических веществ, которые являются причинами воспалительных процессов.

Исследования ряда семей, способствовали определению ряда хромосомных пластов, которые берут участие в образовании склонности к болезни. Однако стремление выявить отдельные гены-провокаторы бронхиальной астмы не прекращается из-за неоднозначных результатов медицинских исследований.

Кроме генов, которые определяют линию развития болезни, есть гены, которые способны ответить на вопрос, какое лечение будет актуальным при астме и сколько времени уйдет на устранение ее симптоматики. Изучение подобных генов позволяет подробнее изучить развитие заболевания и причины таких разных реакций индивида на терапию.

Последние исследования ведущего медицинского института в Башкирии выявили, что бронхиальная астма в основном передается по материнской линии. Однако мужскому полу ребенка присущ больший риск развития заболевания. Особенно это касается мальчиков до 15 лет. В этом возрастном промежутке они болеют астмой в 2 раза чаще девочек этого же возраста.

ВАЖНО! Чем ребенок становиться старше, тем менее заметны симптомы патологии и возрастные различия. У взрослых же людей заболевание чаще встречается у женщин.

Первое на что стоит обратить внимание, так это то, что у бронхиальной астмы нет отдельного кодирующего гена. А это говорит о том, что все исследования последних десятилетий, утверждающие, что патология передается по наследству, однозначно не актуальны. Так ребенок, родивший у матери и отца астматиков, может и не приобрести данный недуг.

Если у женщины во время вынашивания плода наблюдается бронхиальная астма с легким течением, то ребенок будет вне опасности, его развитие будет в пределах нормы, родится он в срок, а риск патологии будет не высоким.

Однако при тяжелом течении болезни не исключены роды до положенного срока или недобор новорожденным нужного веса. Клиническими случаями также определено, что у недоношенных младенцев дыхательный тракт защищен в меньшей степени, а значит, опасность развития бронхиальной патологии становится выше. Исполнение советов врача относительно первого года жизни ребенка (грудного вскармливания, введения прикорма, режима дня и прочее), а также максимальное устранение бытовых триггеров болезни помогут избежать ее возникновения.

Кроме того, во врачебной практике есть случаи, когда симптомы недуга у новорожденного являются лишь способом привлечения внимания родителей. В этом случае необходима дополнительная консультация психотерапевта.

При бронхиальной астме, как и при любой болезни, лучше осуществлять профилактику, нежели заниматься лечением запущенного недуга. Важным аспектом является устранение воздействия рисковых причин, ведь уменьшить влияние врожденных и внутренних факторов нет возможности.

Важным залогом предотвращения заболевания у ребенка является отказ беременной женщины от курения. Эта пагубная привычка не должна возобновляться и после рождения малыша, ведь вторая важная профилактическая мера – это грудное вскармливание.

Профилактические меры относительно бронхиальной патологии можно разделить на 3 группы:

  1. Устранение влияния бытовых аллергенов.
  2. Снижение воздействия внешних провокаторов.
  3. Минимизация влияния прочих факторов.

К первой группе мер можно отнести:

  • регулярное проведение в доме влажной уборки и проветривание помещений;
  • устранение тараканов и грибковой плесени;
  • отказ родителей от курения;
  • периодическая замена комплектующих у системы кондиционирования.

Ко второй группе способов профилактики можно отнести:

  • недопущение проникновения растительной пыльцы в дом в период цветения растений;
  • избежание физической перегрузки в прохладную пору года или при плохой экологии в регионе проживания;
  • соблюдение меню, в котором нет аллергенных продуктов;
  • осторожное использование медикаментов (аспирина и нестероидных противовоспалительных средств);
  • своевременная противогриппозная вакцинация.

К третьей группе мер относят:

  • своевременное лечение сопутствующих недугов;
  • соблюдение норм веса;
  • минимизация сильных эмоциональных проявлений.

ВАЖНО! Бронхиальная астма довольно распространенная патология в силу того, что очень часто человек не может избежать ее развития, потому что имеет наследственную предрасположенность к данной болезни.

Ведущие специалисты утверждают, что заболевание однозначно не передается наследственным путем. Передается только предрасположенность к нему, а это значит, что при соблюдении профилактических указаний и врачебных рекомендаций можно свести риск появления астмы к минимуму.

источник

Помним, что в отношении ребенка (особенно до 8 лет), мы говорим о внутреннем состоянии родителей. Обычно (но не всегда – болезнь девочки – внутреннее состояние мамы; болезнь мальчика – папы).

Как правило, астматики в жизни совсем не плачут. Такие люди сдерживают слезы, рыдания.

  1. Астма — это подавленный всхлип, и часто его источником является какой-то детский конфликт, связанный с матерью; например, так и не осуществленное желание ребенка признаться матери в каком-то своем проступке.

Астматики — это люди, которые очень сильно зависят от матери. Эта связь прослеживалась практически в каждом случае астмы.

Астма — это попытка выразить то, что никаким другим путем выразить невозможно. Вы подавляете в себе определенные эмоции. У вас нет эмоционального самоконтроля.

Давайте проследим, как ведет себя астматик во время приступа. Он не может дышать сам. Ему нужна какая-то посторонняя помощь. Он убежден в том, что не имеет права дышать (а значит, жить) самостоятельно. Есть сильная зависимость от внешних факторов (в детстве — это сильная зависимость от родителей, чаще от матери). Такие люди не способны дышать для собственного блага, наслаждаться жизнью.

Астма у детейэто боязнь жизни. Сильный подсознательный страх. Нежелание быть здесь и сейчас. У таких детей, как правило, сильно развито чувство совести — они за все принимают вину на себя.

Замечено, что состояние астматиков улучшается в горах или на море. Находясь в горах, они чувствуют себя выше, около моря — чище. Такие природные условия помогают им справиться с их внутренней нечистотой, которая обусловлена «грязными» мыслями.

2. Астма, то есть сбой ритма дыхания, может возникнуть, если человек с детства находится под сильным контролем и вынужден скрывать свои эмоции и страхи. Чтобы избавить человека от астмы, нам приходится лечить его съежившуюся от страха душу, которая не позволяет себе жить открыто, свободно.

Когда-то желание этого человека быть свободным оказалось ограниченным, — это рана, что записалась на подсознательном уровне, и теперь эту информацию нужно менять. Потому что мысль материальна, и записанные на подсознательном уровне установки проецируются на весь организм.

Специалист по китайской традиционной медицине:

— Китайская медицина вообще не отделяет физиологическую норму — и, соответственно, патологию — от психологической. Китайский целитель, приступая к лечению тела, обращается к душе пациента и, помогая решить психологические проблемы, укрепляет защитные силы тела. Именно в Древнем Китае наиболее полно были изучены взаимодействия всех систем человеческого организма. Все в этом мире есть энергия. Наши переживания — это энергия эмоций. Наши мысли — это ментальная энергия. Своими реакциями человек каждую минуту производит то положительную энергию, то отрицательную. Негативные мысли и переживания нарушают энергетический баланс организма и влияют на физическое здоровье. Восстановление гармонии души снимает необходимость в лечении психосоматических заболеваний. Их симптомы уходят сами, благодаря законам природы, по которым живет организм. Есть древнейшие методы, позволяющие без синтетических лекарств «напомнить» организму об утраченной им способности жить в мире и помогающие справиться с внутренним душевным конфликтом.

— Однако бывает и так, что человек очень хочет избавиться от аллергии, соблюдает все рекомендации врача, даже принимает альтернативное лечение, но ничего не получается — болезнь не оставляет его.

— В психологии есть понятие «вторичная выгода болезни». Человек может, сам того не осознавая, «удерживать» хроническую болезнь как способ выживания, потому что система выживает не только тогда, когда себя защищает, но и тогда, когда подает во внешний мир явные сигналы о своем внутреннем неблагополучии. И если у человека нет других способов выживания, он начинает болеть: к примеру, если окружающие уделяют человеку недостаточно внимания, то, заболев, он может восполнить этот дефицит — больного будут навещать, освободят от определенных обязанностей, станут жалеть. Так что болезнь — это еще и возможность отдохнуть от нагрузки, физической или психологической. Если человек не способен или не понимает, что пора сделать передышку, организм «примет решение» за него — он заболеет и отдохнет. Бывает, что психосоматическое заболевание используется в качестве повода уклониться от решения какой-либо проблемы.

Влияние эмоций на функцию дыхания хорошо известно из повседневной жизни. О внезапном прекращении дыхания при сильных переживаниях мы говорим: «перехватило дыхание» или «захватило дух». Вздох — общераспространенное выражение печали. Плач — еще один комплексный экспрессивный феномен, в котором учавствует функция дыхания. Но, самое главное, дыхание — это важнейшийкомпонент речи.

Ввиду такой тесной связи между дыхательной и экспрессивно-эмоциональной функциями неудивительно, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы.

До обнаружения аллергических феноменов астма считалась главным образом нервным заболеванием и описывалась в старых медицинских учебниках как «asthma nervosa». С современной точки зрения ядром психологического конфликта у астматиков является неизжитая зависимость от матери. Черты личности, которые могут развиваться в качестве защиты от инфантильной фиксации на матери, очень разнообразны. Мы находим среди лиц, страдающих астмой самые разные психологические типы: агрессивных, амбициозных, бесшабашных людей, заядлых спорщиков, а также сверчувствительных эстетических типов.

Зависимость от матери проявляется не столько в оральном желании быть накормленным, сколько в желании быть защищенным, окруженным заботой матери или того кто ее замещает. Часто встречаются фантазии, связанные с внутриутробной жизнью, которые проявляются в форме символики воды или входа в пещеру, закрытых мест и т.д.

Все, что угрожает отделению пациента от защищающей матери, может провоцировать астматический приступ.

У детей астматическое состояние часто начинается с рождением в семье младшего ребенка, который грозит отвлечь на себя внимание матери.

Враждебные импульсы, направленные против объекта любви, также могут угрожать отношению зависимости и провоцировать приступ. Любое усилие направленное на достижение независимости, может возрождать глубоко укоренившийся конфликт между желаниями к независимости и зависимости, и тем самым провоцировать приступ.

Приступ астмы представляет собой подавленный плач, взывающий к матери.

Считается, что для больных бронхиальной астмой характерна повышенная потребность в зависимости. По мнению Alexander, у астматиков выражена сильная бессознательная потребность в защите и ласке со стороны матери (или лица, ее заменяющего). Приступы бронхиальной астмы развиваются при фрустрации этой потребности. Лечение проводят комплексно: терапевт, аллерголог и психотерапевт. В лечении используют разнообразные виды психотерапии (индивидуальные, групповые, поведенческие, гипноз). Большое значение имеет в ходе терапии преодоление у больного его выраженной зависимости от врача, обучение возможности самостоятельно облегчать приступ, освоение техник расслабления и дыхания.

Психологическая метафора бронхиальной астмы — неспособность дышать полной грудью в этом сложном мире, т.е. затруднение выживания. Дышать самостоятельно мы начинаем лишь тогда, когда появляемся из утробы матери. До тех пор мы получали необходимый для жизни кислород через надежно связывающую нас с нею пуповину. Первый вдох — это первое самостоятельное действие, совершенное нами в жизни. И действие достаточно болезненное, ведь в этот момент наши легкие разворачиваются, чтобы вместить в себя столь необходимый кислород.

До этого момента все наши нужды обеспечивались абсолютно автоматически и мы переживали чувство уюта и безопасности. Впервые попав в новый мир, мы получили возможность действовать более свободно, но уже не можем быть столь гарантированы в удовлетворении своих потребностей, как было раньше. Тогда мы чувствовали любовь и заботу о себе и хотим продолжать ощущать ее и дальше. Если же этой заботы становится для нас недостаточно, если нам мало той любви, которую изливают на нас родители, тогда и начинает сбоить самая первая наша самостоятельная система — дыхание. Хотя может быть и обратная ситуация, когда забота и опека родителей настолько чрезмерна, что ребенок почти не может сделать вдох или выдох самостоятельно, поскольку кто-то постоянно участвует в этом процессе. Т.о., как недостаток заботы, так и ее избыток, в равной степени лишают ребенка возможности дышать свободно.

В связи с этим возникает необходимость найти выход из тягостной для ребенка ситуации. Т.е. нужно изменить ситуацию таким образом, чтобы все получили необходимое им без вышеперечисленных негативных последствий. В результате меняется вся тактика спасения и развивается бронхиальная астма. Ведь демонстрируя симптомы затруднения дыхания, ребенок реализует вполне легальный и эффективный способ получить столь нужную ему заботу и внимание. Да и сверхопекающие родители получают хорошее оправдание своей чрезмерной заботе. Так что все остаются довольны, если бы не побочный эффект в виде затруднения дыхания…

Но почему именно так развивается симптоматика, спросите Вы? Ведь нарушения дыхания могут быть самые разные. Почему именно астма?

Все дело в том, что центральную роль в формировании нервно-психического механизма развития астмы играют отношения с матерью, а именно их нарушения. У ребенка формируется амбивалентное, противоречивое отношение к матери, сочетающее в себе желание нежности и страха перед ней. Иными словами это отношение можно определить словами люблю и ненавижу. Такое отношение ребенка к матери формируется тогда, когда мать по каким-то причинам отвергает его. Причины отвержения ребенка матерью лежат прежде всего в ее собственной эмоциональной незрелости и неразрешенных проблемах, имевших место в ее детстве. Тогда при сближении с ребенком мать чувствует свое раздражение по отношению к нему, что вызывает у нее вполне обоснованное чувство вины. Ведь она не хочет так относиться к своему ребенку, но ничего не может с собой поделать!

Ребенок же в свою очередь ощущает ее отношение и испытывает ответную агрессию по отношению к ней, а также тревогу и страх, поскольку полностью зависит от отвергающей его матери. Открытое проявление этих чувств, которое выражается в рыдании и плаче, запрещается матерью, которая говорит Не плач, Перестань кричать или Когда же все это кончится! В результате ребенок вынужден подавить свой гнев и негодование, чтобы взамен за хорошее поведение получить столь необходимую ему любовь и принятие.

В результате общение между матерью и ребенком переходит на другой уровень, когда формируется телесная коммуникативная связь, где астматические симптомы служат как бы запросом на получение тепла, любви и заботы со стороны матери. Кроме того, эти симптомы также являются доступным способом проявить свою подавленную агрессию в форме управления действиями окружающих. Ведь у близких астматика вся жизнь строится вокруг приступов удушья их чада. Т.о. проявления симптомов астмы становятся способом манипулирования окружающими, заставляющим их поступать выгодным для больного человека образом.

Читайте также:  Приказ диспансеризация дети бронхиальная астма

Вообще же, подавленная агрессия весьма характерна для астматиков. Поскольку собственная агрессивность переживается ими как нечто опасное, угрожающее их отношениям с окружающими, то они вынуждены оставлять ее внутри себя, не выпуская наружу. Они не выпускают свой гнев на воздух, что и проявляется в приступах удушья.

Подавляя свою внутреннюю агрессию, астматики также остаются чувствительными к агрессии извне. Поэтому они так остро реагируют на любое сильное воздействие окружающей среды посредством бронхиального спазма. Он служит своего рода защитой от агрессивного агента, пытающегося проникнуть в организм через верхние дыхательные пути. На более поздних этапах реакцию удушья запускает не только само присутствие аллергена, но и просто тревога поп поводу его возможного наличия. А дальше уже всякое тревожное событие может послужить пусковым механизмом для развития бронхоспазма.

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой часто забывают свою детскую историю, но реакции, выработавшиеся у них в детстве, остаются, и служат развитию и закреплению заболевания. В более зрелом возрасте обострение их заболевания происходит, как правило, тогда, когда астматикам необходимо проявить смелость, ответственность, независимость или же суметь пережить печаль и одиночество.

Характерными ситуациями, которые способствуют развитию заболевания, становятся те, которые требуют выражения враждебно-агрессивных либо нежных и преданных чувств. Часто одна и та же ситуация порождает в человеке одновременно противоречащие друг другу чувства и переживание, как то презрение и нежность, любовь и неприятие. Типичным для астматиков также является сближение с чувством особого ожидания (т.н. астма первой брачной ночи).

Можно также проследить связь между нарушением у астматика функции дыхания и существенным изменением его способности брать и отдавать. Для астматиков характерна выраженная тенденция к невозвращению, удержанию, сохранению, будь то физических или психологических ценностей. У тяжелых аллергиков также наблюдается стремление идентифицировать себя в общении с другими людьми, как бы быть сплавленным с ними.

В следующих статьях я расскажу о:

— Психотерапии больных бронхиальной астмой (применяемой совместно с медикаментозной терапией).

источник

Такой диагноз ставится, когда под влиянием самых разных причин сужается просвет бронхов. По данным последних исследований, от этого недуга сейчас страдают около 5% детей. У детей приступы обычно возникают из-за избыточной реакции организма на вирусную инфекцию и аллергены.

При ОРВИ у грудных детей слизистая бронхов воспаляется и утолщается, из-за обилия слизи и без того тонкие бронхи сужаются, и малыш испытывает трудности при дыхании. Воздух из легких начинает выходить с хрипом и свистом. Подобное может повторяться один-два раза, но, когда ребенок повзрослеет и диаметр бронхов увеличится, он эту обструкцию перерастет. Подобные эпизоды останутся в прошлом.

У ребенка-аллергика астма развивается по такому же пути, только по мере взросления приступы бронхоспазма не уходят, а, наоборот, начинаются на фоне любой инфекции и в ответ на контакт с аллергеном.

Если у грудничка из-за пищевой аллергии, обычно на коровье молоко, на коже появляются красные пятна, речь идет об атопическом дерматите. Через один-два года пищевая аллергия проходит, но появляется реакция на пыль и пыльцу – аллергический ринит. Такой поворот событий может привести к приступам бронхоспазма, не связанным с ОРВИ. Иногда картина настолько типичная, что диагноз «бронхиальная астма» ставится даже грудничку.

Здесь большое значение имеет наследственность. Если оба родителя – аллергики, вероятность того, что ребенок унаследует аллергию и она может развиться в бронхиальную астму, возрастает. Важно также, как протекала беременность, был ли после рождения младенец на искусственной вентиляции легких, на каком сроке беременности он родился, была ли у малыша внутриутробная пневмония.

Родителям следует насторожиться, если ребенок часто болеет и у него без симптомов ОРВИ несколько раз повторяются эпизоды частого, шумного дыхания. В этом случае надо обратиться к педиатру, который при необходимости направит малыша на консультацию к аллергологу. Бывает, что с возрастом астма уходит, но ждать, что малыш ее перерастет, нельзя. Недуг должен находиться под медицинским контролем.

Доктор подробно расспросит родителей о наследственных заболеваниях, узнает, есть ли в семье аллергики и астматики, когда и как часто бывают приступы затрудненного дыхания у ребенка. Обязательно послушает легкие малыша при помощи фонендоскопа. Но спазм мелких бронхов таким образом зафиксировать не удастся. Потому детям старше 5 лет исследуют функцию внешнего дыхания. Ребенок трижды изо всех сил дышит в специальный аппарат. Затем ему дают вдохнуть бронхорасширяющее средство. Если показатели значительно улучшились, значит, есть скрытый бронхоспазм и можно подозревать астму. Чтобы определить виновника приступов, назначается исследование крови на аллергены или делаются кожные пробы. Обычно рекомендуется показать малыша лор-врачу. Осмотр у этого специалиста также поможет определить, что виновато – аллергены или вирусы.

Приступ астмы начинается с навязчивого сухого кашля. Ребенок жалуется на ощущение сдавленности в груди, его дыхание становится частым и шумным, часто сопровождается свистом. Появляется одышка. Малыш не может лежать и принимает вынужденную позу: садится, опираясь ладонями о край стула или кровати. Благодаря этому межреберные промежутки расширяются, объем легких увеличивается и астматику становится немного легче, но ненадолго.

Справиться с этими симптомами поможет препарат первой помощи, расширяющий бронхи. Его вдыхают в течение 5–7 минут через ингалятор-небулайзер. Прибор переводит лекарство из жидкого состояния в туман, и оно доходит до самых нижних отделов дыхательных путей – мелких бронхов.

Когда даже гормоны оказываются бессильными, ингаляции приходится делать чаще трех раз в день, надо вызывать скорую помощь. Врач введет лекарство уже внутривенно. В очень тяжелых случаях может потребоваться госпитализация.

Часто кажется, что приступ начинается неожиданно. Ничего подобного! У него всегда есть предвестники. Обзаведитесь пикфлуометром – прибором, с помощью которого можно определить объем выдоха. В течение трех месяцев утром и вечером трижды выдыхая в трубочку и выбирая лучший показатель, можно понять, какие значения характерны для вашего случая. Если они уменьшаются, обратитесь к врачу, чтобы понять причину. Поводом для визита к аллергологу является и большой разрыв между утренними и вечерними показателями. Чтобы исправить ситуацию, доктор назначит терапию – бронхорасширяющие препараты и при необходимости гормоны. Есть и комбинированные лекарства «2 в 1». Эффект длится 12 часов. Обычно приступ удается предупредить и заблокировать на дальних подступах. Дозы и периодичность приема постепенно могут уменьшаться. Сегодня очень часто ремиссия длится годами, и к помощи лекарств можно прибегать достаточно редко.

Более того, сегодняшний уровень развития аллергологии позволяет контролировать даже очень тяжелые формы бронхиальной астмы.

Снижается и частота обострений. Препараты имеют минимум побочных эффектов. Доза зависит от веса и возраста ребенка. Вводят такие лекарства всего лишь один-два раза в месяц. Гормональную терапию это не отменяет, но дозы гормонов постепенно уменьшаются.

Виновниками приступов астмы могут стать самые разные аллергены: домашняя пыль, пыльца растений, шерсть и эпителиальные клетки, которые находятся в моче или слюне животных, сухой корм для рыб, загрязняющие воздух вещества. Потому чем аскетичнее домашняя обстановка, тем лучше для астматика. Избавьтесь от ковров и тяжелых портьер, держите книги на закрытых полках, регулярно делайте влажную уборку. Обзаведитесь увлажнителями и очистителями воздуха в квартире.

Если среди аллергенов числится пыльца растений, примерно за две недели до начала цветения назначаются противоастматические препараты. Они бывают антигистаминными или антилейкотриеновыми (гистамины и лейкотриены участвуют в аллергической реакции). Таким образом можно предотвратить спазм бронхов. Современные лекарства пьют раз в день. Они не вызывают сонливости. Предупредить аллергический насморк помогают антигистаминные спреи, а конъюнктивит – глазные капли. Рекомендовать их должен только доктор, он же должен их и отменять. Обычно курс продолжается до тех пор, пока не закончится цветение.

источник

Бронхиальная астма – хроническое заболевание верхних дыхательных путей, сопровождающееся мучительными приступами кашля и удушья, чувством заложенности в груди. Астма является достаточно распространенной болезнью дыхательной системы и занимает ведущие позиции в статистике заболеваемости населения Земли.

В настоящее время этой патологией страдает свыше 235 миллионов жителей планеты, большая часть из них дети. Однако это заболевание является полностью контролируемым с помощью корректной терапии. Как только человеку выставляется данный диагноз, он задумывается над тем, как теперь ему жить с астмой и что это вообще такое.

В механизме возникновения бронхиальной астмы преобладают местные воспалительные и аллергические реакции в ответ на поступление раздражающих веществ в организм. При взаимодействии слизистой с раздражающими агентами в бронхах происходит сразу несколько реакций:

  • сгущение секрета слизистой, образование «пробки»;
  • сужение просвета бронхов, что влечет за собой затруднение при вдохе и выдохе;
  • бронхоспазм и развитие обструкции (закупорки).

Спустя несколько минут появляются симптомы дыхательной недостаточности, такие как втяжение межреберных промежутков, раздувание крыльев носа, синюшность кожных покровов. Опытному специалисту не составит труда выставить правильный диагноз, увидев эти проявления.

Под термином «контролируемая астма» подразумевается полное управление симптомами с помощью грамотно подобранной схемы лечения. В нее включают препараты экстренной помощи и поддерживающие. Здесь важную роль играет ответственный подход к следованию выбранной лечебной тактике и доверие к врачу. Даже при обнаружении начальных приступов бронхиальной астмы необходимо обратиться за квалифицированной помощью, чтобы предупредить ухудшение состояния.

Для помощи людям с астмой создаются специализированные школы, в которых врачи беседуют с пациентами, помогают выбрать подходящий образ жизни, рассказывают о том, какие существуют тревожные симптомы и лучшие схемы лечения. Больные, в свою очередь, получают ответ на свой главный вопрос: сколько живут при астме? Продолжительность жизни таких дисциплинированных больных не отличается от таковой у здоровых людей. Многим даже удается добиться успеха на спортивном поприще.

В 21-м веке бронхиальная астма часто диагностируется на ранних этапах развития. Больной живет в своем обычном темпе, невзирая на болезнь. Для выяснения точной причины астмы врачом могут быть назначены аллергопробы на наиболее распространенные аллергены. Самыми действенными препаратами для лечения заболевания являются бронхолитики и глюкокортикостероиды:

  • бронхолитические средства оказываются расслабляющее действие на мускулатуру бронхов, что значительно облегчает дыхание. Чаще всего эти лекарства имеют в своем составе сальбутамол и фенотерол. Также подобные препараты назначаются для первоочередного приема при обострениях;
  • глюкокортикостероиды обладают выраженным противовоспалительным и противоаллергическим действием. Но, поскольку злоупотребление этими препаратами может привести к нарушениям гормонального фона, их нужно принимать строго по назначению врача.

Препараты для лечения астмы выпускают в виде таблеток, спреев, внутримышечных и внутривенных инъекций. Но самым современным и удобным способом является впрыскивание препарата ингалятором. Пациент захватывает губами выходное отверстие устройств и на вдохе резко нажимает на дно ингалятора.

Понадобится небольшая тренировка перед постоянным использованием, но это единственный минус данного метода. Ингалятор – самый портативный способ применения препарата в необходимой дозировке.

Обученные пациенты нередко понимают, что жить при астме можно так же полноценно, как и до нее.

Главной целью лечения является снизить до минимума частоту обострений болезни. Имея при себе необходимые средства поддерживающей терапии и препараты неотложной помощи, человек может заниматься спортом, путешествовать и продолжать работать. Для комфортной жизни при астме необходимо создать условия в своем доме: исключить пищевые аллергены, максимально увлажнить воздух в квартире, проводить ежедневную влажную уборку перед сном.

Многим пациентам помогает поездка к морю или в тропические страны, расположенные возле океана. Но в целом при осознанном подходе к приему препаратов астма позволяет жить, как удобно человеку.

Для уменьшения частоты приступов астматикам рекомендуется вести дневник наблюдений. Тогда намного проще будет понять, какие продукты стоит исключить из рациона, а какие безвредны.

Как правило, аллергенами являются орехи, молочные продукты, яичный белок, цитрусовые и некоторые сорта мяса. Эти продукты можно с легкостью заменить, при этом потребление полезных веществ не уменьшится. Можно прибегнуть к помощи диетолога или попытаться самостоятельно сбалансировать рацион.

Как же жить с бронхиальной астмой в обыденной жизни? При контролируемом течении заболевания ограничений в трудовой или семейной жизни нет. Астматики спокойно создают семьи, рожают детей и работают на любимой работе.

Важно соблюдать подобранную схему лечения и исключить воздействие раздражающих веществ. Для укрепления мышечного аппарата бронхиального дерева рекомендуется регулярно выполнять дыхательную гимнастику. Она поможет снять спазм бронхов и облегчит дыхание даже при нагрузках.

Больные бронхиальной астмой часто вынуждены избавиться от домашних животных. Но предварительно стоит выяснить истинную причину аллергического ответа. Если поддерживать порядок в доме и своевременно убирать пыль, питомцы могут и дальше радовать своим присутствием. Чаще бронхоспазмы вызывает не шерсть, а пыль.

Кроме этого, существует новый метод своеобразной иммунизации. Больному на протяжении некоторого времени вводят подкожно аллергены в минимальных дозах. Это позволяет избавиться от повышенной реактивности и оставить домашних животных.

Спортивная жизнь при контролируемой бронхиальной астме может быть достаточно активной. Не рекомендуется начинать с тяжелых видов спорта, но легкий бег и плавание подходит практически всем. Нагрузку необходимо дозировать в соответствии с текущим самочувствием. Не стоит увеличивать дозы физической активности, если недавно был перенесен приступ.

Если до выставления диагноза больной уже занимался определенным видом спорта, резкое возвращение к прежним нагрузкам может негативно отразиться на состоянии. С помощью врача и тренера можно составить индивидуальный план занятий и наслаждаться активной жизнью.

Контролируемая бронхиальная астма в современных реалиях не является тяжелым и инвалидизирующим заболеванием. Длительность и качество жизни полностью зависит от настроя и организованности пациента. Не нужно относиться к этой патологии как к приговору. Многие люди живут с бронхиальной астмой столько, сколько позволяет здоровье.

Но не стоит надеяться только на природные данные. Важно искать методы укрепления иммунных сил организма. Избегание стрессовых ситуаций также во многом продлит жизнь астматикам.

Только квалифицированный врач может помочь пациентам найти свою схему и настроиться на успех. Нетрадиционные методы лечения не всегда могут помочь, поэтому даже при незначительных проявлениях стоит обратиться за помощью к аллергологу или пульмонологу.

источник

Передается ли астма по наследству? Этот вопрос интересует родителей, страдающих от этого заболевания на протяжении многих лет. Опасность возникновения бронхиальной астмы у малыша заставляет серьезно задуматься некоторые семейные пары.

Для ответа на этот вопрос следует знать причины развития астмы, пути передачи и профилактические меры для предупреждения астматических заболеваний.

Многочисленные исследования ученых выявили, что бронхиальная астма является наследственным заболеванием, однако ее огромное отличие от других форм заключается тем, что соблюдая определенные правила, возможно, ее предупреждение. Поэтому будущим родителям необходимо выяснить анамнез заболевания со стороны матери и отца, а также определить возможную аллергическую предрасположенность, так как очень часто аллергия провоцирует развитие бронхиальной астмы.

Причинами развития заболевания являются несколько совокупных факторов, то есть бронхиальная астма, по сути, мультифакторное заболевание.С каждым годом обнаруживаются множество новых причин возникновения бронхиальной астмы, однако наиболее вероятными факторами развития являются:

  • как правило, заболевание может быть вызвано аллергенами (грибок, пыльца цветущих растений, насекомые и т.д.);

  • острые и хронические инфекции;
  • профессиональная деятельность, связанная с вредными веществами;
  • никотиновая зависимость;
  • неблагоприятная экология;
  • неправильное питание.
  • избыточная масса тела;
  • длительное заболевание бронхитом;
  • отягощенная наследственность;
  • пол больного (наиболее тяжело протекает заболевание, когда оно передается по женской линии).

Однако не следует поддаваться панике при наследственной предрасположенности пациента. Для этого необходимо более подробно узнать о том, что такое генетическая предрасположенность.

В этом случае генетика обусловлена особенностями строения и повышенной чувствительности бронхов, а также реакцией иммунной и эндокринной системы на воздействие раздражителя. В нормальном состоянии человек обладает гладкой дыхательной мускулатурой, которая сокращается при раздражении, отвечая защитной реакцией в виде кашля. Он способствует избавлению от слизи из бронхов.

Читайте также:  Ходил в армию с астмой

Существует определенное количество пациентов, которые обладают повышенной чувствительностью мускулатуры, выражаясь удушливым кашлем даже на незначительное раздражение (запах табака, духи и т.д.). Кроме того, могут передаваться по наследству иммунные реакции, провоцирующие аллергические приступы. Сочетание всех этих факторов, в свою очередь, приводит к развитию бронхиальной астмы.

Важно учитывать, что огромное значение имеет питание грудного ребенка. Малыши, которые находятся на искусственном вскармливании, намного чаще болеют бронхиальной астмой, чем дети, получающие грудное молоко. Взрослые пациенты тоже должны придерживаться диеты, предусматривающей повышенное содержание свежих фруктов и овощей, в которых присутствует большое количество клетчатки, способствующей хорошей работе пищеварительного тракта.

На ранней стадии заболевания достаточно выяснения причины развития бронхиальной астмы и максимально оградить пациента от возможных провокаторов симптоматики (нормализовать питание, сменить обстановку и т.д.). Однако при нарастании удушья необходимо срочное обращение за медицинской помощью.

  • В последнее время медикаментозная терапия чаще всего использует ингаляционные методы лечения, когда лекарственное средство при помощи ингаляции проникает в легкие. Кроме того, достаточно распространено назначение противовоспалительных препаратов (Тайлед, Интал и т.д.) в ингаляционной форме;

  • эти лекарственные средства называются ингаляционными адреномиметиками и направлены на нейтрализацию острого астматического приступа, сопровождающегося удушьем. Чаще всего такая методика используется при лечении детей, оказывая на них минимальное отрицательное воздействие;
  • хорошую эффективность показали небулайзеры при использовании для лечения пациентов любого возраста. Эти аппараты предназначены для превращения лекарственной жидкости в пар при нагревании, который вдыхает пациент для снятия астматического приступа;
  • лекарственные средства для небулайзеров абсолютно безопасны и, в отличие от остальных препаратов для лечения бронхиальной астмы, не оказывают побочного эффекта.

Одновременно с ингаляционными способами лечения активно используется иглотерапия, баротерапия и соляные комнаты.

Профилактические мероприятия по предотвращению наследственного возникновения бронхиальной астмы у детей, начинаются еще во время беременности будущей матери. Женщина должна придерживаться строгой диеты, избегая продуктов высокой аллергенности.

  1. Необходимо избавиться от вредных привычек и, особенно от курения в любой форме (пассивного и активного), так как даже вдыхание никотинового дыма может отрицательно сказаться на внутриутробном состоянии малыша. Доказано, что курение во время беременности в 90% случаев способно спровоцировать аллергическую симптоматику у новорожденного ребенка, что напрямую ведет к бронхиальной астме.
  1. Основной профилактической мерой от наследственной передачи заболевания ребенку является грудное вскармливание, особенно в первых 12 месяцев. В этот период времени происходит формирование иммунной системы ребенка и материнское молоко выполняет защитную функцию в организме малыша. Кроме того, необходимо своевременное проведение влажной уборки и проветриваний в помещении, где большую часть времени находится ребенок.
  2. В том случае, когда родители страдают бронхиальной астмой, важно защитить ребенка, убрав из комнаты все предметы, на которых может оседать пыль (ковры, мягкую мебель и т.д.). Кроме того, следует избегать возможных контактов с домашними животными, чтобы не спровоцировать аллергическую реакцию. Если есть опасение, что может возникнуть бронхиальная астма рекомендуется закалять ребенка по мере взросления.
  3. Благотворно влияет морской и лесной воздух, поэтому рекомендуется больше времени проводить на свежем воздухе и заниматься водными процедурами. Это позволит предотвратить возможного наследственного развития заболевания и связанных с этим тяжелых осложнений.

Несмотря на то, что бронхиальная астма представляет серьезную угрозу для современного общества, ученые утверждают, что это заболевание не способно передаваться наследственным путем. Передаваться может только предрасположенность к нему. При выполнении всех необходимых мероприятий существует возможность минимального риска астматических заболеваний.

СТАТЬЯ НАХОДИТСЯ В РУБРИКЕ — заболевания, астма.

ПОДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМ, ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ — “ Наследственный фактор передачи бронхиальной астмы ”

Мой муж в детсве болел бронхиальной астмой, еле вылечили. Скажите, какова вероятность, что наши дети могут тоже заболеть ей? Передается ли она, так сказать, по наследству?

Здравствуйте, как вы заметили, в самой статье говорится что астма НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ по наследству, однако учитывая то что один из родителей болеет астмой (или болел ранее), то по наследству может передаться только ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ к данному заболеванию. Это значит что риск заболеть при неблагоприятных обстоятельствах значительно возрастает у такого ребенка, по сравнению с тем у кого никто из родителей не болел этим заболеванием. При соблюдении всех профилактических мероприятий и ведении здорового образа жизни, есть больше шансов того что ребенок не заболеет вообще. Говорить о вероятности в процентном соотношении было бы неправильно, так как каждый организм индивидуален, к тому же на эту вероятность влияет очень много факторов, всех их учесть просто невозможно.

Copyright © 2015-2019 Аллергия. Материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью владельца интернет площадки. Копирование информации с данного ресурса, разрешено только при указании полной активной ссылки на источник. Перед применением материалов сайта, обязательна консультация с врачем.

источник

Глава 3 Бронхиальная астма: о психологии

Влияние эмоций на функцию дыхания хорошо известно из повседневной жизни. О внезапном прекращении дыхания при сильных переживаниях мы говорим: «перехватило дыхание» или «захватило дух». Вздох – общераспространенное выражение печали. Плач – комплексный экспрессивный феномен, в котором участвует функция дыхания. Дыхание – это еще и важнейший компонент речи.

Значение дыхания известно со времен сотворения мира. Господь, вдохнув в сотворенного из земли человека жизнь, дал ему душу и дух. Индивидуальная жизнь начинается со вдоха (первый крик новорожденного младенца) и заканчивается с последним выдохом, когда умирающий «выдыхает из себя жизнь».

Полярность жизни, непрерывная смена состояний напряжения и расслабления, наступления и движения, становления и завершения, отдачи и приема – все это в процессе дыхания можно увидеть яснее, чем в любой другой функции человеческого организма. При активном втягивании воздуха – состояние напряжения, при выпускании его (обычно пассивном) – расслабление.

Простое возбуждение как элементарная и еще не дифференцированная форма таких состояний, как страх, гнев, ярость и т. д., приводит к учащению дыхания. Длительно сохраняющееся, не находящее разрядки возбуждение (например, сексуальное) может проявляться актерным типом дыхания (гипервентиляцией). Уравновешенное, приятное настроение приводит к спокойному и гармоничному ритму вдоха и выдоха, как это бывает во сне. В состоянии ужаса, внезапного потрясения может наступить кратковременная остановка дыхания. Изменения характера дыхания внешне могут быть почти не заметны. Вдох растягивается, задерживается, наступает вздох. Выдох также может укорачиваться или затягиваться (акцентироваться), пока не наступит чувство облегчения при вздохе.

Таким образом, дыхание не только физиологическая функция, которая осуществляется и регулируется потребностями человека. Это фундаментальное свойство состояния собственного «Я», способ обмена и установления равновесия между индивидуумом и средой.

При отделении новорожденного от материнского организма он должен прежде всего дышать. Первый крик – это первое проявление самостоятельной жизни. Приравнивание дыхания к автономному существованию неразрывным образом запечатлевается в организме.

Поскольку существует тесная связь между дыхательной и экспрессивно-эмоциональной функциями, неудивительно, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы. Роль психологических факторов в развитии бронхиальной астмы изучалась и изучается многими исследователями (Александер, 2002; Бройтигам и др., 1999; Любан-Плоцца и др., 2000; Малкина-Пых, 2003; Менделевич, Соловьева, 2002; Радченко, 2001; Тополянский, Струковская, 1986; Федосеев, 1996)

3.1. Портрет личности, склонной к «астматическому» типу реагирования

Бронхиальная астма является классическим примером многофакторно обусловленной болезни, при которой взаимодействуют многочисленные компоненты. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у человека, биологически предрасположенного к ней, могут привести в действие астматический процесс.

Психологическая метафора бронхиальной астмы: затруднение выживания в связи с неспособностью «дышать полной грудью» в этом сложном мире, во-первых. Наличие способности при помощи симптома (хрипеть, кашлять, хватать воздух, синеть) настойчиво обращать на себя внимание, во-вторых.

Препятствия возникают у беззащитного ребенка, когда любви родителей недостаточно, а самостоятельное дыхание – это единственная функция человека, которая появляется только после рождения. Все другие признаки нашей жизнеспособности формируются еще в материнской утробе, где уютно и безопасно, а все жизненные потребности обеспечены автоматически (Радченко, 2001).

В психосоматической медицине исследование эмоциональных компонентов астмы имеет долгую историю. До того как были открыты явления аллергии, астма считалась в первую очередь нервным заболеванием и в старых учебниках по медицине именовалась «asthma nervosa» .

С развитием современной иммунологии, краеугольным камнем которой является феномен анафилаксии (греч. ana – обратно и phylaxis – защита) – одной из форм аллергии, внимание сосредоточилось на аллергическом компоненте, и прежний взгляд на астму как на нервное заболевание стал считаться устаревшим. Сравнительно недавно, в эпоху психосоматической ориентации, эмоциональные причины возникновения астмы вновь стали предметом изучения (Александер, 2002).

Многие концепции указывают на то, что корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма заключаются в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка.

В нашей культуре такие отношения, когда при сближении мать чувствует раздражение и чувство вины, а ребенок – материнское негодование и отчуждение, можно назвать «люблю и ненавижу». Это порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано с опасением оттолкнуть ее. Блокирование словесного канала коммуникации вызывает как компенсацию развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов. В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного равновесия.

Приступ астмы часто предстает в качестве эквивалента подавляемого плача.

Приступ сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности. Он является своего рода «сценой плача легких». В пользу подобной интерпретации говорит тот факт, что приступ бронхиальной астмы в ряде случаев может заканчиваться рыданиями. Объяснение психологическому механизму формирования тенденции к подавлению плача находят в тех упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком (Любан-Плоцца и др., 2000).

Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного внутрипсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.

Главным психологическим фактором развития болезни является конфликт, заключающийся в слишком сильной неразрешенной зависимости от матери. В качестве защиты от этой инфантильной потребности могут включаться самые разные личностные свойства. Соответственно, мы встречаем среди астматиков очень разные типы л ичности: агрессивные, амбициозные, бе сша башные, рассудительные, а также свер хчувствительные, эстетические типы.

Некоторые астматики обладают навязчивыми чертами характера, тогда как другие более истеричны. По-видимому, в данной ситуации бесполезно пытаться построить личностный профиль: его просто не существует.

Неосознаваемая зависимость от матери является постоянным свойством, вокруг которого могут формироваться различные типы характера.

Значение этой зависимости заключается не столько в желании быть накормленным, сколько в желании быть защищенным – окруженным матерью или образом матери. В отличие от язвенников у астматиков не замечаются фантазии о еде и пище. Вместо этого достаточно часто встречаются внутриутробные фантазии, появляющиеся в виде водной символики или входа в пещеры, закрытые пространства и т. д. Все, что содержит в себе угрозу разлучить пациента с его защищающей матерью или замещающей ее фигурой, может спровоцировать приступ астмы. Рождение второго ребенка, угрожающего привлечь к себе все внимание матери, часто совпадает с началом астматического состояния (Александер, 2002).

История материнского неприятия становится лейтмотивом жизни астматиков. Ребенок, который пока еще реально нуждается в материнской заботе, реагирует на материнское неприятие усилением чувства незащищенности и начинает сильнее цепляться за мать. В других случаях мать астматического ребенка настаивает на том, чтобы их ребенок раньше времени становился независимым. Подталкивая ребенка к этому, родители достигают совершенно противоположного эффекта: у ребенка усиливается чувство незащищенности, и он начинает зависимо цепляться за мать.

Иногда, в ситуации болезни, человек старается не показывать свое эмоциональное отношение и не проявлять своих чувств. Но бывают ситуации, когда типичный характер переживаний и установок в ситуации заболевания формировался следующим образом: «не хочу с этим иметь никакого дела»; «я хочу, чтобы все они убрались»; «мне хотелось бы поставить стену между мной и ими»; «я не переношу этого, не могу смотреть на это спокойно»; «мне было бы лучше всего улечься в постель и натянуть на голову одеяло» (Бройтигам и др., 1999).

В последние годы вновь получает широкое признание психосоматическая гипотеза о том, что хронические гнев и враждебность могут играть существенную роль в этиологии (от греч. aitia – причина) различных соматических заболеваний, в том числе и бронхиальной астмы. Было выяснено, что в целом астматики выражают и переживают больше негативных эмоций, по сравнению со здоровыми людьми. Поскольку агрессия у астматиков не вытесняется, поскольку переживается как опасная, больной не может ее выразить, «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Иными словами, астматики очень сильно переживают агрессивность, но не позволяют себе ее проявлять.

Рядом исследователей также подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется и не напрягается волевым усилием. Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния. Таким образом, гормоны, которые внедряются в циркулирующее русло, диктуют ей линию поведения. С этой позиции любой спазм – это реакция, которая нужна человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее. Затаивание дыхания, реакция беззащитного человека, во многом свойственно ребенку, который не может противостоять объекту, вызывающему страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. Это относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью к запахам также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Итак, если мы болеем астмой, возможно, это следствие глубокого страха перед самостоятельной жизнью, неспособностью раскрыться для нее. Мы, скорее всего, зависим от одного из родителей (чаще всего матери) или супруга. Астма показывает, как сложно чувствовать себя беззаботным в этом мире, а окружающая среда не всегда дружелюбна и безопасна. Она также может пр едставлять наше чувство вины из-за тог о, что мы не оправдываем чьих-то ожиданий, чувство страха или одиночества из-за того, что мы недостаточно хороши.

Это говорит о том, что нам необходимо научиться любить и принимать себя до такой степени, чтобы мы перестали нуждаться в чужом одобрении.

3.2. Основные психологические механизмы развития астмы

В целом психологи считают, что развитие и проявления бронхиальной астмы у взрослых выступают в роли защитного механизма, сформировавшегося из-за различных внутри– и межличностных конфликтов детского возраста. Были выделены четыре основных варианта психологического механизма патогенеза (греч. pathos – страдание + genesis – происхождение) бронхиальной астмы: истероподобный, неврастеноподобный, ипохондрический, «шунтовый» (от англ. shunt – шунтировать, переводить на запасный путь). Внешние проявления каждого из этих конфликтов зависят от личностных особенностей человека, варианта поведения, которое одобряется в данной микросоциальной среде и служит целям адаптации больного (Федосеев, 1996).

При истероподобном механизме больных отличает повышенный уровень притязаний к значимым лицам микросоциального окружения (семья, производственный коллектив, медперсонал) и привычка манипулирования лицами значимого окружения, когда желаемого результата больной достигает с помощью приступа. Рисунок поведения этих больных отличается тенденцией перекладывать ответственность за себя и за то, что с ними происходит в жизни, на окружающих, повышенными требованиями к окружающим и заниженными к себе.

Приступы удушья, провоцируемые по истероподобному механизму, приводят к устранению из поля внимания неприемлемого для больного мотива, отказу от самостоятельного решения трудностей, уклонению от реальной оценки собственной роли в конфликтной ситуации. Предшествующее эмоциональное напряжение при этом снижается, конфликтные переживания смягчаются, развивающиеся по такому механизму приступы удушья приобретают характер «условной приятности», «условной желательности», так как освобождают больного от трудной для него ситуации, точнее, от необходимости ее немедленного разрешения. В таком случае астматические приступы ведут вторично к частичному удовлетворению потребностей или приобретению выгод в жизни больного, что формирует тенденцию «бегства в болезнь».

Читайте также:  Получить военный билет при астме

Приступы часто служат отражением зависимости и жажды любви, с одной стороны, и гнева, в связи с отвержением или лишением автономии, с другой. Астма служит больному для привлечения внимания, признания, для адаптации в семье, являясь мощным орудием управления. Интересы здоровых членов семьи при этом игнорируются или недооцениваются, что может привести к нарастанию озлобления и негодования особенным положением больного в семье, его привилегиями и правами. В таких семьях постоянная суета вокруг больного может служить для подавления чувства вины, обусловленного несовместимостью отвергания больного с морально-этическими представлениями семьи.

В начале заболевания (главным образом у детей) человек почти осознанно, желая уйти от требований окружения, вызывает у себя приступ удушья. «Главное, настроить себя на приступ, взвинтить себя, понервничать, и приступ разовьется сам собой», – отмечают пациенты. Некоторые больные говорят, что выгоды, которые сулит развитие приступа, видятся им краем сознания. В таком случае больные формируют уже якобы спонтанно начавшийся приступ удушья.

Вначале у некоторых больных дыхательные расстройства лишь отдаленно напоминают приступ удушья при бронхиальной астме. Затем, однако, благодаря изолированному подкреплению вниманием со стороны членов семьи и врачей, реакции дыхательных расстройств, внешне напоминающих астматические, оттачиваются. Позже развиваются типичные астматические приступы. Механизм имитации имеет немаловажное значение в развитии приступов дыхательных расстройств в семьях, где уже кто-то болен бронхиальной астмой.

При неврастеноподобном варианте заболевания имеет значение внутриличностный конфликт, сходный с таковым у больных неврастенией. И решается он с помощью приступов удушья, которые можно рассматривать как способ психосоматической защиты. При поступлении внешних или внутренних сигналов, свидетельствующих о неадекватности представления больного о собственной личности, усилении конфликта между чрезмерной требовательностью к себе и недостаточностью личностных ресурсов, отмечается обострение заболевания (приступ удушья). В результате больной уходит от восприятия несоответствия образа «Я» и действительных личностных черт, подводит рациональный мотив под свою пассивность, увиливание от продуктивного разрешения внутриличностного конфликта.

В случае обострения неврастенического типа конфликта (с одной стороны, постоянное недовольство собой реальным, неприятие себя; с другой стороны, вечное стремление к воображаемому блистательному, недостижимому идеалу) болезнь позволяет пациентам уйти от необходимости следовать созданному идеалу собственного «Я». Они полнее принимают себя такими, какие есть, путем смягчения системы невротических требований к себе (фикция того, какими они должны быть, вместо принятия того, какие они есть на самом деле) не из-за ограничения личностных и других ресурсов, а в связи с заболеванием. Другими словами, это больные с заниженной самооценкой, непосильными, завышенными требованиями к себе и тягостным осознанием своей несостоятельности, защитой от которой становится приступ астмы.

Больные с ипохондрическим механизмом (греч. hypochondria – болезненная мнительность) фиксации приступов удушья, как правило, с детства воспитываются в семьях с атмосферой «культа болезни». Сверхзаботливое отношение к ним способствует формированию тревожно-мнительной личности, склонной к ипохондрической переработке соматической патологии. В связи с высоким уровнем тревоги эти больные госпитализируются чаще, длительно находятся в стационаре, принимают более высокие дозы медикаментов, чем того требует их объективное состояние. Появление даже легких дыхательных расстройств привлекает к ним внимание больного и встревоженных членов семьи, ипохондрически перерабатывается.

В случае «шунтового» механизма приступ появляется у робкого, тревожного больного при вовлечении его в качестве арбитра (или «стрелочника» – shunter ) в конфликт родственников. В этом случае приступ необходим для разрядки непродуктивной невротической конфронтации членов семьи и для получения внимания и заботы во время приступа инфантильным и зависимым астматиком.

Шунтовой механизм провокации приступов бронхиальной астмы можно понять с позиций «групповой психосоматической защиты». Часто в семьях больных бронхиальной астмой отрицалось наличие каких бы то ни было внутрисемейных проблем, кроме болезни ее члена, то есть в этих семьях имеются «тлеющие», не всегда осознаваемые конфликты, открытая конфронтация с которыми избегается. При начинающейся ссоре родителей у ребенка (или другого члена семьи) развивается приступ удушья, который уводит родителей от затруднительного для них выяснения отношений путем переключения на проблемы, связанные с болезнью. Вслед за приступом больной получает подкрепление в виде внимания и заботы конфликтующих членов семьи. Роль невольного «миротворца» разрешения конфликта с помощью бронхоспазма автоматизируется и прочно врастает в коммуникативную структуру семьи.

Если вы больны бронхиальной астмой, то у вас, скорее всего, уже возник вопрос: «А как же определить, какой именно механизм лежит в основе именно моей болезни?» Об этом мы поговорим в следующем разделе настоящей главы.

В целом же можно выделить ряд личностных черт, предрасполагающих к развитию и фиксации дыхательных нарушений, то есть бронихиальной астме. Это низкий уровень фрустрационной толерантности (недостаточная устойчивость к стрессам), инфантилизм, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, хрупкость и незрелость психологической защиты, неадекватное представление о себе, увеличение коммуникативной значимости «языка тела» (соматические ответы), низкий уровень сознавания – замечания актуально переживаемых эмоций, желаний, потребностей, вследствие нарушения способности к словесному выражению чувств.

Конечно, все ситуации заболевания невозможно привести к общему знаменателю. И все же с относительным единодушием можно говорить о наличии специфичности как характера требований, предъявляемых этими ситуациями, так и характерных шаблонов поведения астматиков в этих ситуациях. Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые требуют выражения либо враждебно-агрессивных, либо нежных и преданных чувств.

Закономерен вопрос, не являются ли личностные признаки астматиков вторичными, зависящими от болезни, чертами психики. При длительном течении болезни – годами или даже десятилетиями – влияние самой болезни, госпитализации, профессиональной непригодности, зависимости от семьи и врачей дает основания ожидать вторичных психических изменений, которые включаются в описания, казалось бы, специфических для болезни личностных структур. Но как раз у астматиков, в отличие от многих других психосоматических больных, мы уже с самого начала видим перечисленные выше черты, которые не усиливаются на протяжении болезни.

3.3. Причины возникновения бронхиальной астмы: что говорит психология

Давайте попробуем разобраться, каким образом формируются личностные особенности и соответствующая психологическая предрасположенность к бронхиальной астме, ведущие к различным механизмам ее протекания.

Так же, как адекватное снабжение кислородом необходимо для нормального физиологического роста и развития, постоянное и адекватное получение любви необходимо для нормального роста и развития человека. Как уже подробно обсуждалось в предыдущем разделе, материнское отвержение играет центральную роль в возникновении бронхиальной астмы. Установлено, что в ряде случаев материнское отвержение предшествовало не только заболеванию ребенка, но и его рождению. Причины такого поведения могут происходить из собственной эмоциональной незрелости матери, неразрешенных проблем, имевших место в ее детстве.

Момент рождения – это тяжелый труд и сильный страх: «Что за мир там, снаружи?» К счастью, там существуют мама и папа, которые способны обеспечить ту же безопасность и тот же комфорт. Но если их внимания и заботы не хватает, то первая система, которая подвержена риску сбиться и потерять правильный ритм, – это дыхание. Впрочем, бывает и другая причина – забота родителей так велика, что ни один вдох или выдох просто невозможно сделать самостоятельно, все время кто-то помогает. Недостаток заботы и ее избыток в равной мере лишают способности «дышать свободно».

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой забывают свою детскую историю, но обострение их заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость, суметь пережить печаль, одиночество.

Во время зачатия, внутриутробной жизни и особенно в момент рождения и первые несколько часов после него опыт, переживаемый человеком, абсолютно уникален и поэтому, запечатлеваясь, генерирует определенную поведенческую модель. Каковы свидетельства того, что момент рождения так важен для нашего поведения в дальнейшей жизни? Мнение З. Фрейда на этот счет таково, что рождение является нашей первой травмой и лежит в основе всех позднейших переживаний и психологических проблем. Он говорил, что поздние травмы оказываются в некотором смысле повторением и подкреплением первого родового переживания. Он утверждал также, что мы приобретаем способность не допускать в сознание это первичное тревожное состояние, что приводит к прерыванию связи с этой первоначальной родовой тревогой, в результате чего в нас остается некий изолированный страх, заявляющий о себе позднее в форме «блуждающего» тревожного состояния (Грэхем, 1993).

Таким образом, это вытесненное переживание, связанное с рождением, становится моделью для более поздних реакций тревоги и беспокойства, которые, соединяясь с упомянутым «блуждающим» беспокойством, превращаются в тормоз нашего развития и делают нас зависимыми от этого беспокойства.

Станислав Гроф, работающий с состояниями глубокой регрессии, в частности, с применением вещества ЛСД, вывел концепцию четырех стадий, или матриц, сознания, возникающих в процессе роста, начиная с внутриутробного существования и собственно момента рождения.

Первую стадию он определяет как «символическое целое». Речь здесь идет о жизни в материнском лоне и связанном с этим ощущении безопасности, защищенности, глубокой удовлетворенности и переживаний единства с космосом.

Вторая стадия носит название «антагонистической». Это реакция на первые родовые схватки и сжатие пространства, в котором располагается плод. На этом этапе возникает ощущение страха замкнутого пространства, физического страдания, экзистенциального кризиса и беспомощности, соединенной с чувством вины. Подобные состояния, заключенные в формулу: «Я должен покинуть это место немедленно», могут возникнуть в любом заполненном людьми месте, где вас подстерегает нечто, на ваш взгляд, опасное, а вы не можете изменить ситуацию. В подобной ситуации возможно также ощущение, выраженное словесной формулой: «Мне не следует находиться здесь» или даже «Я не имею права продолжать жить», могут возникнуть мысли о самоубийстве или острый страх перед неизлечимой болезнью.

Третья стадия получила, в концепции Грофа, название «синергизм» (греч. synergeia – сотрудничество, содружество). Эта стадия начинается с движением плода по родовому каналу. И здесь сталкиваются, с одной стороны, борьба за выживание, а с другой – угроза удушья и страх, что можно застрять в родовом канале.

Каждый момент рождения представляет собой уникальное переживание, соответственно, последствия этого момента в дальнейшем поведении человека различны. Эта стадия может порождить разрушительное чувство: «Они хотят избавиться от меня», – следствием которого является резко негативное поведение ребенка по отношению к матери: «После того, как она пыталась избавиться от меня или, может быть, убить меня, как могу я доверять ей? Но если я не доверяю матери, почему я должен доверять кому-либо еще?» Такие переживания создают классический тип личности, не доверяющей никому и ни для кого не делающей исключений в этом отношении. Если малыш отвергает свою мать в силу тех самых разрушительных чувств, о которых было сказано выше, мать, возможно, никогда не будет нежна с ребенком не потому, что она не хочет этого, а просто потому, что ребенок отверг и ее, и ее ласки. Однако в конечном счете ребенок будет жить, возвращаясь к переживаниям того дня, когда он отверг ее, то есть в результате все будет выглядеть так, как будто мать просто оказалась неспособной любить своего ребенка.

Четвертой стадией родовых переживаний, по классификации Грофа, является «отделение». Это состояние легкости и освобождения, сопровождаемое, однако, страхом одиночества и физической беспомощности. При этом, если ребенок «отсоединился» от своих чувств на предшествующей стадии родов и не почувствовал, что он уже появился на свет, в дальнейшем он будет испытывать потребность в зависимости, что резко ограничит выбор возможностей в его будущей жизни. Последствием этого будет «психологический вампиризм» – постоянный поиск людей, которых можно использовать как своего рода защиту и источник энергии.

Давайте попробуем взглянуть на некоторые поведенческие реакции, связанные с моментом рождения, а также на те органические явления, которые они вызывают. В действительности они оказывают серьезное влияние на функционирование органов, которые «приступают» к работе в первые часы после рождения, и в первую очередь на работу дыхательной системы.

Ребенок в процессе рождения может попытаться подавить сильный страх, который он испытывает, трансформируя его в некоторое напряжение. Это напряжение может «запечатлеться» в органах, которые уже действуют в полной мере в момент рождения, сердце или легких, в результате чего продуцируются астматические явления или речевые трудности.

Не всегда, но часто роды носят травматический характер. И когда это так, в силу полного отсутствия какого-либо опыта, ребенок испытывает предельный страх и тревогу. Травматические переживания при родах в силу своей неожиданности для ребенка несравненно сильнее аналогичных переживаний взрослого, а будучи непонятными, они претерпевают сильное искажение и в таком деформированном виде фиксируются в качестве поведенческого стереотипа. В результате во «взрослом» поведении оказываются унаследованными поведенческие реакции, приобретенные при рождении (в неизменной или модифицированной форме).

Говоря о травмах, связанных с родами, и их возможном воздействии, давайте спросим себя: почему, однако, не все из нас оказываются носителями этих травматических переживаний. Если наши родители вновь дарят нам то чувство любви, с которым мы жили до этого, и дают нам ощущение защищенности в этом большом мире, подобное тому, которое было у нас в материнском лоне, в таком случае последствия пережитого нами минимальны. К сожалению, многие родители не способны сделать это. И что же получается в результате?

3.4. Что происходит с нами в детстве

Особенности раннего детства, специфика протекания этапов нашего развития, «застревание» на определенном этапе обусловливает особенности характера человека. Характер проявляет себя типичными образцами поведения или направленностью – это устойчивый или структурированный способ реагирования.

В основе большинства психологических концепций развития лежит выдвинутое З. Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными, на протяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающим ребенка в первые годы жизни (в первую очередь – родителям), впоследствии проецируется, переносится на других людей, значимых для человека, определяя тем самым его взаимодействия в социуме, семейные отношения и пр.

Другой ведущей современной психологической концепцией периодизации личностно-социального развития является схема Э. Эриксона (Эриксон, 1996), с точки зрения которой психическое развитие человека, формирование идентичности (восприятия самого себя) проходит через ряд психосоциальных кризисов. На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт, определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношения в социуме. Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаются неразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом возрасте они могут проявляться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются, наслаиваются на уже произведенные в прошлом и закрепленные в структуре личности.

Теоретически общепринятыми считаются три фазы развития в детстве, предложенные З. Фрейдом:

1) первый год и половина второго года жизни;

2) промежуток от полутора-двух лет до трех;

3) время между тремя-четырьмя и примерно шестьюгодами.

Приблизительная периодизация этих стадий отражает индивидуальные различия детей, последовательность всегда одна и та же, даже если ребенок опережает или отстает в развитии.

На первой фазе (первый год и половина второго года жизни) основное значение имеет радость получать от других, эмоциональное принятие себя, доверие к миру. Потребности организма приводят к динамическому контакту с другим через область рта, как моторного центра. Согласно периодизации Э. Эриксона (1996) на данном этапе на основе коммуникации с матерью (или лицом, осуществляющим уход за ребенком) происходит формирование базового чувства доверия к окружающим, к миру (позитивный вариант развития) либо изначального недоверия, изолированности, сопровождающихся ощущением «отлученности», «разделения», «брошенности» (негативный вариант). Нерешенные внутренние конфликты данного периода могут позднее, в зрелом возрасте, приводить, по мнению Э. Эриксона, к аутизму, депрессии, «депрессивным формам страха пустоты и покинутости».

источник