Меню Рубрики

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме для детей 15 упражнений

Занятия дыхательной гимнастикой при развитии бронхиальных заболеваний, вопреки бытующему мнению о том, что при астматических заболеваниях запрещены любые физические и дыхательные нагрузки, оказывают максимально положительное воздействие на состояние больного.

Разумные дозированные упражнения способствуют улучшению дыхания и снятия симптомов удушья, которые достаточно часто сопровождают астматические заболевания. Дыхательная гимнастика при астме является одним из альтернативных видов лечения астматиков, но ни в коем случае такая методика не заменяет медикаментозное лечение, являясь лишь вспомогательным методом в комплексе лечения.

При помощи регулярных занятий гимнастикой, возможно, снизить острые симптомы заболевания и достигнуть значительного улучшения. Кроме того, отмечается следующее положительное воздействие:

  1. Дыхательные оболочки активно очищаются от слизистого содержимого.
  2. Увеличивается просвет дыхательных путей, что усиливает бронхиальную и легочную вентиляцию.
  3. Благодаря гимнастике нормализуется функциональность дыхательного аппарата.
  4. Снижаются случаи развития бронхоспазмов.
  5. Отмечается диафрагмальное и мышечное укрепление, отвечающие за работу дыхательных мышц.
  6. Восстанавливается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы.
  7. Благодаря нормализации дыхательных органов снижается частота приступов удушья, особенно у детей.
  8. Благодаря гимнастике пациент учится управлять собственным дыханием, самостоятельно снижая интенсивность приступов.

Кроме того, при дыхательной гимнастики, по мере нормализации общего состояния снимается стрессовое напряжение, являющееся частой причиной развития бронхиального приступа.

Необходимо помнить, что, как и любое лечение, дыхательная гимнастика может иметь противопоказания, поэтому от нее нужно отказаться в следующих случаях:

  • если у пациента острый приступ удушья, сопровождаемый сильным кашлем и бронхоспазмом;
  • в том случае, когда внешние погодные условия (мороз, жара, дождь, ветер и т.д.) не позволяют заниматься гимнастикой;
  • отсутствие возможности хорошего проветривания помещения для тренировки;

  • сразу после интенсивной ходьбы или пробежки, которые могут вызвать сбивчивое дыхание;
  • симптомы повышенной усталости и стрессовые ситуации;
  • недавно перенесенные пневмонии и острый бронхит.

В том случае, когда противопоказаний к проведению дыхательных упражнений не существует, можно приступить к занятиям. Однако даже в этом случае необходимо придерживаться определенных правил.

  1. Одно из главных правил — это дыхание ртом во время выполнения дыхательного упражнения. В противном случае возможно попадание носоглоточного содержимого в бронхи. Это может спровоцировать острый приступ заболевания, что особенно опасно для детей. Но необходимо помнить что некоторые методики подразумевают дыхание в основном носом
  2. Кроме того, при осложнении астмы и чрезмерном скоплении мокроты в легочной и бронхиальной системах необходимо выполнять упражнения только в промежутках между вдохом и выдохом. Иначе возможен бронхоспазм и сильный кашель.
  3. Еще одним важным моментом является умение дышать поверхностно, так как глубокое дыхание способно спровоцировать новые симптомы астмы. Кроме того, необходимо уметь контролировать свои эмоции.
  4. Дыхательная гимнастика может оказать полное лечебное воздействие только в том случае, если она выполняется на регулярной основе, с учетом индивидуальных особенностей организма и возраста пациента.

На сегодняшний день существуют 2 основные методики, которые наиболее эффективно проводят лечение бронхиальной астмы. К ним относятся гимнастика по Стрельниковой и Бутейко.

Эти 2 разновидности гимнастических упражнений рекомендуется выполнять даже детям и пожилым пациентам. Гимнастика выполняется не ранее чем через 1,5 часов после употребления пищи, а температура в помещении не должна быть чрезмерно влажной и холодной.

В том случае, когда при проведении занятия возникают неприятные ощущения, необходимо проконсультироваться и откорректировать дальнейшее лечение с лечащим врачом, так как при правильном проведении гимнастики дискомфортных ощущений возникать не должно.

Для того чтобы правильно выполнять гимнастику Стрельниковой или Бутейко необходимо придерживаться последовательности действий. Только в этом случае комплекс по Стрельниковой даст положительный результат.

Дыхательные занятия имеют огромное значение, поэтому необходимо подробнее познакомится с разработкой А.Н. Стрельниковой.

Методика Стрельниковой достаточно давно используется в комплексном лечении пациентов с дыхательными заболеваниями. Эффективность этого метода подтверждена многочисленными положительными результатами.

Гимнастический комплекс состоит из нескольких упражнений, которые выполняются без особой подготовки. Как правило, такие занятия требуют сжатия грудной клетки на вдохе. Именно при помощи такой методики можно приостановить приступы астмы. Кроме того, дыхательные занятия позволяют провести лечение не только астмы, но и хронического бронхита.

Положительные отзывы получило упражнение, называемое «насос». Оно обеспечивает снятие приступа, в том числе среди детей, поэтому необходимо заранее изучить правильность его выполнения.

1. Упражнение «Насос». Выполняется стоя, либо сидя на стуле. При положении сидя необходимо упереться обеими руками в колени. Упражнение выполняется серией по 2-4 резких коротких носовых вдоха. Не рекомендуется выпрямляться очень сильно и откидываться назад. Далее в руки следует взять свернутую в трубку газету или продолговатый предмет и изображается движение, как будто накачивается насосом автомобильная шина. При наклоне делается вдох, при разгибании выполняется выдох.

Наклоны выполняются спокойно, часто и легко. При этом голова должна быть слегка склонена, как будто пациент смотрит на насос. Наклоны следует проводить не ниже области пояса, а спина должна быть круглой. Вдох следует проводить носом, а выдох ртом. Важно соблюдать ритмичность движений (наподобие строевого марша). Необходимо делать не менее 8 вдохов подряд с перерывом в 5 секунд, после чего происходит повтор, еще 10 вдохов. Важно отметить, что лечение таким способом можно проводить не только в отношении бронхиальной астмы, но и сердечной, а также для снятия печеночных колик.

2. «Наклоны». Это упражнение также эффективно для профилактики астматического приступа, оно получило наиболее положительные отзывы пациентов. Для его выполнения рекомендуется слегка склониться вперед, опустив голову. Руки должны быть согнуты в локте. При этом выполняется шумный короткий вдох. При медленном выпрямлении необходимо выполнить выдох и повторить этот алгоритм еще 2-3 раза с перерывом в 5-7 секунд. Обязательно выполнение 2 вдохов (при движении с наклоном) и 4 вдоха.

Отсчитывать количество действий совсем не обязательно, они повторяются до тех пор, пока не наступит чувство небольшой усталости. Важно отсчитывать число вдохов в комплексе занятий (2 или 4). Средняя продолжительность упражнения составляет не более 15 минут.

При тяжелом развитии заболевания пациенту достаточно трудно выполнение вдохов на наклоне, разрешается присесть на стул. При этом тело слегка наклоняется вперед, а голова опущена, спина должна быть круглой, а локти следует поместить на колени. Это положение сопровождается шумным носовым вдохом не менее 2 раз. После каждых 2 вдохов необходимо сделать отдых на 5 сек. Важно учитывать, что в этом упражнении, конечно же, есть и выдох, однако он делается очень спокойно и легко, в отличие от вдоха, который выполняется на всю глубину легкого.

3. «Обними плечи». При выполнении этого упражнения следует согнуть руки в области локтя и поднять их на одном уровне с плечами. Ладони необходимо повернуть по направлению к лицу на уровне груди. Одну руку необходимо резко бросить навстречу другой руке. Одна рука должна прикоснуться к противоположному плечу, а вторая должна коснуться противоположной подмышечной впадины. Руки должны работать в параллельном направлении. Резкий шумный вдох необходимо повторять с каждым таким «объятием».

Кроме того, при занятиях по Стрельниковой требуются следующие навыки:

1. ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ВДОХА. Для того чтобы понять принципы правильного выполнения вдоха необходимо представить ситуацию, что в помещении присутствует запах гари. В соответствии с этой ситуацией необходимо принюхиваться, а также шумно вдыхать воздух. Это и будет правильной тактикой вдыхания по Стрельниковой.

2. ВЫДОХИ. Вдохи и выдохи должны выполняться через нос. Не следует напрягаться и ждать наступления выдоха. Он наступит самостоятельно. Для лучшего эффекта рот на выдохе нужно слегка приоткрыть, что способствует лучшей дыхательной деятельности.

3. ТЕМП. Для лучшего дыхания необходимо мысленно отсчитывать ритм при «накачивании шины». Темп вдохов должен составлять не менее 60-70 движений за 1 минуту. Вдох нужно делать громким, а выдох должен быть тихим. Нормой считается выполнение 100-200 вдохов с паузой в 3 секунды. В том случае, когда упражнения не способствуют нормализации дыхательной деятельности, рекомендуется использовать лекарственную терапию с традиционными бронхолитиками.

Для детей рекомендуется формировать групповые занятия по ЛФК, поскольку эмоциональное состояние ребенка позволяет лучше усваивать знание в среде сверстников. И только тогда, когда ребенок освоит в коллективе дыхательный комплекс по Бутейко или Стрельниковой, разрешается проводить самостоятельные занятия. Однако следует помнить, что рядом всегда должны находиться взрослые, а если они будут проводить совместные занятия, то это станет дополнительным стимулом для детей.

Для предупреждения развития астматического приступа у детей с помощью методики Стрельниковой, рекомендуется частое и быстрое дыхание через нос и обязательное выполнение упражнения «насос».

Многих пациентов интересует вопрос о принципиальной разнице между гимнастикой Бутейко и Стрельниковой. С помощью методики Бутейко за максимально короткий промежуток времени можно научить детей контролировать дыхательную деятельность. В этом случае дыхание выполняется на задержку, что гораздо проще отслеживается, чем вдохи и выдохи. Оба способа оказывают эффективное лечение астматических заболеваний, а грамотное лечение, в свою очередь, уменьшает число приступов и нейтрализует симптомы заболевания.

Занятия по Бутейко способствуют оптимизации легких при проведении вдоха и выдоха. В нормальном состоянии наблюдаются следующие показания:

  • вдох 2-3 сек;
  • выдох необходимо делать в промежутке между 2 и 4 сек;
  • пауза не должна превысить 4 – секунд.

Занятия по Бутейко разрешается проводить сидя. При этом грудная клетка должна быть максимально расправлена, а руки следует положить на колени. В основные дыхательные упражнения по Бутейко входят:

  • поверхностное носовое частое дыхание в течение 10-12 минут;
  • вдох нужно делать медленным, точно также, как и выдох, когда должны расслабляться все группы дыхательных мышц;
  • необходимо выполнять последовательные вдохи, чтобы включались все отделы легкого, от самых нижних, с максимальным раскрытием грудной клетки. Выдох нужно делать максимально долгим (не менее 5 секунд). Если в самом начале не удается достигнуть необходимых показателей дыхания, можно выполнять комплекс по Бутейко так, как получается, но ни в коем случае его нельзя прерывать;
  • вдох должен проводиться постепенно, задействуя разные легочные отделы с помощью обеих ноздрей. Для предупреждения попадания лишнего воздуха разрешается зажимать одну ноздрю;
  • все дыхательные движения выполняются носовым дыханием при втянутой диафрагме, что позволяет укрепить мышцы живота. Каждое движение выполняется от 9 раз;
  • самый сильный вдох или полный выдох следует выполнять в ускоренном темпе. Повторы можно делать через 1 минуту. Важно учитывать, что повышенная вентиляция легочной системы способна проявиться небольшим головокружением;
  • необходимое время вдоха составляет 1, 5 — 2 секунды с паузой между дыханием в 5 секунд, после чего проводится быстрый вдох. Полный цикл не должен превышать 4 минут. В дальнейшем занятия разрешается делать, как сидя, так и стоя, а также в сочетании с приседанием и легким бегом.

Адекватное восприятие дыхательных упражнений и неукоснительное соблюдение всех врачебных назначений, позволяет провести успешную терапию, особенно среди детей. Многочисленные отзывы подтверждают, что комплекс занятий по Бутейко — это спасение для многих пациентов. Раннее лечение способствует минимизации нежелательных последствий и более длительной ремиссии заболевания.

источник

Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако «прямая» наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания — бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.
Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.
Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При «влажной» бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы — спирали Куршмана или кристаллы Шарко—Лейдена — обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.

Лечение бронхиальной астмы у детей

Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых.
При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.
Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами:
а) растирание сухим полотенцем
б) комфортный душ
в) своевременная смена нательного и постельного белья
г) контрастное обливание
д) массаж лица
е) растирание подошв догоряча
ж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких
з) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.
В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура, потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия.
Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.
Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.
В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит:
— улучшение и нормализация бронхиальной проходимости
— улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева
— улучшение и нормализация внешнего дыхания
— улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта
— увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры
— десенсибилизация организма ребёнка
— нормализация основных нервных процессов
— предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата
— повышение неспецифической сопротивляемости.

Читайте также:  Медицинские показания при бронхиальной астме

Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.
К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:
1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом
2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков
3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе
4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки
5) корригирующие упражнения
6) упражнения для мышц живота.
Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.
Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.
В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков «О», «А», «У», «И», чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков «Д», «З», «Р», «Г» с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.
Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.
Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.
Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и «звуковая гимнастика», упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.
В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.
Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.
Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.
Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.
При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.
Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.

Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:

Комплекс №1.
1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 — руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 — наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 — вернуться в и.п. (естественный вдох).
3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 — наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 — плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад — в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).
5. И. П. – упор лёжа. 1 — упор присев (мощный выдох). 2 — толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 — подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 — подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.

Комплекс №2
1. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 — Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить «с-с». Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 — Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 — повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук «м-м». Повторить 4-5 раз.
3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 — поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 — руки опустить вниз.
3 — плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 — вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук «ф-ф». Повторить 3-4 раза.
4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 — поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 — медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук «с-с». Повторить 4-5 раз.
5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 — поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 — медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 — медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить «у-у-ух» до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 — руки с мячом к груди (вдох). 3-4 — толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха «б-р-у-ух». Сделать 5-6 бросков.
7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 — руки вверх за голову (вдох). 3-4 — бросок мяча вперёд с громким произнесением «ж-ж-о-х». Повторить 5-6 раз.
8. Ходьба на месте — 1 минута.
9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

Комплекс №3
1. И. П. – основная стойка. 1 — руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 — руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: «м-м-м». Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 — руки вперёд (вдох). 2-3 — наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: «з-з-з». Повторить 3-4 раза.
3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.
1 — вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: «у-х-х-х». 2 — вернуться в и.п. – вдох. 3 — наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: «у-х-х-х». 4 — и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 — вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: «п-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 — вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) — выдох. 2 — вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: «б-а-х-х». Повторить 3-4 раза.
6. И. П. – основная стойка. 1 — подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 — вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: «ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.
7. И. П. – основная стойка. 1 — руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 — медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: «о-х-х-х». Повторить 8-10 раз.
8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос — 1,5 минуты.
9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос — 1 минута.
10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 — руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 — медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 — вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: «ф-ф-ф».
Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.

Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:
1) Упражнение «Маятник»
И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 — ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 — вернуться в и.п. – выдох.
2) Упражнение «Тачка»
И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.
Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.
Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.
Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

Читайте также:  Перга для лечения астмы

источник

Дыхательная гимнастика при астме помогает укрепить организм без опасности спровоцировать удушье. Специальные упражнения повышают тонус, укрепляют систему дыхания и существенно снижают среднее количество астматических приступов в месяц.
Хотя лечебная гимнастика не может заменить медикаментозную терапию, она отлично справляется с ролью вспомогательного средства. И детям, и взрослым, страдающим от астмы, следует регулярно заниматься хотя бы по одному из общеизвестных курсов. Хорошо, если вы выучите не только стандартные движения, но и методики, помогающие восстановить дыхание при приступе: у вас появится помощь облегчить свое состояние даже в ситуации отсутствия ингалятора или противоаллергических препаратов.

Прежде, чем начать выполнять даже простейшие дыхательные упражнения при бронхиальной астме, убедитесь в отсутствии факторов, способных спровоцировать очередной астматический приступ. Занятия необходимо отложить в любом из следующих случаев:

  • Острый приступ удушья, характеризующийся постоянным сухим кашлем. Болезненное покашливание не может прекратиться из-за сильного спазма в бронхах. Устраните его медикаментами, а затем дайте своему организму отдохнуть – занимайтесь только после паузы.
  • Одышка, сбивчивое дыхание. Эти состояния провоцируются длительными забегами, интенсивной ходьбой, а иногда – пережитым стрессом. Успокойтесь, отдышитесь, проверьте пульс. Если Вы чувствуете себя подавленно, то одышка может возвращаться снова и снова, поэтому в первую очередь позаботьтесь о том, чтобы оказаться в более благоприятной психологической ситуации. Нет такой возможности? Задумайтесь об альтернативных нагрузках. К примеру, йога при астме позволяет научиться контролировать дыхание без опасности усугубления симптомов заболевания.
  • Неблагоприятные погодные условия (если Вы занимаетесь на свежем воздухе). Холод, ветреная погода, удушливый зной, сырость – дополнительные угрозы для больного с астмой. В такие дни даже на простых прогулках следует сохранять повышенную бдительность. Если Вы не хотите переносить тренировку, выполняйте упражнения дома или в спортзале.
  • Душное помещение (для занятий внутри). Хорошая вентиляционная система или регулярное проветривание – неважно, как Вы этого добьетесь, но в зале должно быть достаточно свежего воздуха. Если помещение не проветривается, в нем скапливаются частицы кожи и пота, воздух быстро становится влажным. Следите за микросредой, иначе эффект от занятий будет обратным.
  • Острые заболевания дыхательной системы, как текущие, так и недавно перенесенные. Стандартные упражнения при бронхиальной астме не предполагают перегрузок, но некоторые усилия приложить все же придется. Если организм уже нагружен борьбой с болезнью, стоит дать себе выздороветь и дождаться завершения восстановительного периода.

Поскольку гимнастические программы для астматиков рассчитаны на пациентов с любым уровнем физической подготовки, Вам не придется навсегда отказываться от тренировок из-за хронических заболеваний, индивидуальных особенностей физической подготовки и т.д. Как видно из списка выше, все противопоказания легко устранимы: в некоторых случаях необходимо сменить условия для занятий, в других – просто немного подождать.

Гимнастика при бронхиальной астме подразделяется на различные «школы» и ответвления: комплексы для детей и взрослых, программы от разных авторов и т.д. Следующие правила необходимо соблюдать при выполнении укрепляющих упражнений любого направления:

  • Дышите ртом, если нет противоположной инструкции. Так вы не только укрепите дыхательный аппарат, но и защитите себя от попадания выделений носоглотки в чувствительные бронхи. Пользуйтесь носовым дыханием только в том случае, если это специально указано в технике выполнения упражнения.
  • Откажитесь от глубоких вдохов. Забудьте обо всех рекомендациях в духе «дышите полной грудью». Любой комплекс дыхательных упражнений при астме выполняется на т.н. «поверхностном» дыхании, безопасном для пациентов, склонных к частым приступам удушья.
  • Совершайте движения сразу после вдоха, но до выдоха. На момент выполнения упражнения дыхательная система должна находиться в состоянии покоя. Это правило особенно актуально, если Вы страдаете от очередного астматического осложнения, и количество мокроты в бронхиальной системе повышено.

И помните: упражнения при астме дают максимальный положительный эффект только в результате регулярных тренировок. Количество подходов, как и оптимальную частоту занятий, можно обсудить с лечащим врачом.

Одобренная специалистами дыхательная гимнастика при бронхиальной астме доступна как детям, так и взрослым пациентам. Возрастного барьера здесь нет. Стандарты тренировок общие для всех: после принятия пищи необходимо подождать час-полтора, во время занятий нужно следить за своими ощущениями, при появлении недомогания – немедленно сообщить врачу.
Наибольшее распространение получили комплексы, разработанные Стрельниковой. На них и стоит сделать упор: в долгосрочной перспективе именно они дадут максимальный результат. Остальные техники могут выступать в качестве дополнительной стимулирующей нагрузки. Обучая ребенка дыхательной гимнастике любого типа, не забывайте, что для детей с бронхиальной астмой на первых порах желательны групповые занятия. В компании сверстников малыш быстро освоит упражнения для индивидуального выполнения дома под присмотром взрослых.

Если у Вас или Ваших близких диагностирована бронхиальная астма, то дыхательная гимнастика обязательна к освоению и регулярному выполнению. Чем быстрее вы включите в свою жизнь комплекс упражнений, тем быстрее получите первые результаты. Особое значение имеет дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме, позволяющая успокоить организм во время приступа.
Следующие движения выполняются при любом уровне физической подготовки. Они подходят как для облегчения дыхательной функции при удушье, так и в качестве профилактической меры:

  • «Насос». Встаньте прямо, ноги чуть уже, чем в положении по ширине плеч. Возьмите в руки продолговатый предмет – например, свернутую в трубочку газету. Если стоять тяжело, сядьте, обопритесь руками о колени для поддержки, но ноги расставьте так же. Выполните плавный прогиб к полу, округляя спину в процессе. Спина и шея должны быть расслаблены, голова – опущена, но не провисает. Оказавшись в нижней точке, резко и шумно вдохните воздух носом до 4 раз. Затем поднимайтесь в исходное положение. В верхней точке быстро и энергично выдохните ртом. Повторите 8-10 раз в частом, спокойном, ритмичном темпе, затем еще 10 раз. Двух подходов достаточно для начинающих и детей. Если чувствуете себя уверенно, можете выполнять упражнение по 3 подхода.
  • «Наклоны». Исходное положение – легкий наклон вперед с опущенной головой, руки согнуты в локтях. Выполните сильный, быстрый вдох и начинайте постепенно выпрямляться. В процессе подъема выталкивайте воздух из груди легкими, спокойными выдохами – до трех за движение. После второго подъема отдыхайте в течение 4-7 секунд, затем продолжайте. Упражнение не имеет четкой продолжительности: выполняйте его до тех пор, пока чувствуете себя комфортно, но не более четверти часа. Если чувствуете усталость при вдохе в нижней точке, замените исходное «стоячее положение»: сядьте на стул, округлите спину, обопритесь локтями на колени, затем выполняйте движение согласно обычной инструкции.
  • «Обнимаем плечи». Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на одном уровне с плечами, слегка разведены, ладони повернуты к лицу. Резким движением сведите руки, не опуская их, так, чтобы одна рука коснулась противоположного плеча, а другая – ушла под противоположную подмышечную впадину. Руки сводятся одновременно, в момент выполнения движения обязателен быстрый, глубокий вдох, на расслаблении – выдох. Если чувствуете себя уверенно, дышите носом на вдохе.

Гимнастика Стрельниковой при астме позволяет проработать «носовое» дыхание, поскольку механика движений практически полностью исключает опасность попадания мокроты в бронхи. Тем не менее, первые занятия лучше проводить с инструктором, чтобы избежать ошибок при привыкании к новым упражнениям.

Основные упражнения можно и нужно перемежать дополнительными занятиями. Так Вы быстрее привыкните к правильным ощущениям на вдохе и выдохе, и научитесь дышать наиболее полезным образом. Следующие техники позволяют снизить количество астматических приступов и оптимизировать дыхательную систему:

  • Занятия по Бутейко. Упражнения направлены исключительно на развитие дыхания, выполняются стоя или сидя. Методика заключается в чередовании поверхностного носового дыхания с медленными и глубокими вдохами, при этом вырабатывается привычка к правильному дыхательному темпу. Первые занятия обязательно проводить под наблюдением врача или инструктора. Взрослый, получивший профессиональные рекомендации, может обучать технике дыхания детей после того, как освоит ее сам.
  • Звуковая гимнастика. При бронхиальной астме крайне важно научиться плавно выдыхать. Пение гласных и произнесение определенных согласных на выдохе способствует освоению данного навыка. Методика лучше всего подходит детям, но рекомендуется и взрослым – для стабилизации самочувствия и хорошего настроения. Втяните воздух носом, затем продолжительно пропевайте гласную или тяните согласный звук, стараясь опустошать легкие ровным потоком. Повторите. Для разогрева следует начинать с гласных, затем переходите на наиболее легко тянущиеся согласные (р, с, з), завершайте шипящими (ж, ш, щ).

Специальные тренажеры также могут повысить глубину вдоха, но чрезмерно увлекаться ими не следует: легко перенапрячься. Общий объем занятий в любом из направлений не должен превышать часа-двух в сутки. Как правило, лечебная физкультура занимает не более 20-40 минут – такой нагрузки достаточно для профилактических упражнений.

Сочетайте выбранную методику с приемом лекарств и обычными физическими нагрузками, и астматические приступы сведутся к минимуму. Если же удушье застанет врасплох, повторите одно из выученных движений для облегчения своего состояния. Есть ли у Вас любимые лечебные упражнения, и доводилось ли Вам использовать их для нейтрализации приступа? Ответы присылайте в комментарии.

источник

Алёнушка — будущий врач

Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют около 300 миллионов людей.

Бронхиальной астмой страдают не только взрослые, но и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни. Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, что и обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.

Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхо — легочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.

Родители всегда, а при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.

Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается, возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).

Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.

Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.

Вот почему родители просто обязаны от двух до трёх раз в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.

При бронхиальной астме ухудшается общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.

Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы результаты лечения.

Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.

Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.

Курс дыхательных упражнений

Тренировка носового — диафрагмального дыхания.

1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.

2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).

3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.

4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».

5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.

6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.

Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.

Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора

1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.

2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.

3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.

4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.

5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.

Упражнения, способствующие усвоению гармонично-полного дыхания

1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.

2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.

3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.

4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.

Читайте также:  Перекись водорода лечить астму

5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.

Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.

Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.

1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.

2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.

3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.

4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).

5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.

6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.

Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).

источник

Бронхиальная астма — этот диагноз многие люди считают приговором и ставят на своей активной, радостной жизни крест. Но так ли все мрачно на самом деле? Неужели в век инноваций и стремительного развития медицины этот недуг так же страшен, как и раньше? Действительно ли, гормонотерапия — обязательный и основной компонент при лечении на всех стадиях заболевания? Ведь существуют и другие — немедикаментозные способы лечения астмы, такие как лечебная физкультура (ЛФК) и дыхательная гимнастика.

Включение в схему терапии ЛФК при всех заболеваниях лёгких обязательно. Занятия лечебной физкультурой способствуют более лёгкому течению болезни, уменьшению эпизодов обострений и приступов. Кроме того, методика не требует использования специального оборудования. Как правило, упражнения назначаются всем больным, не имеющим противопоказаний, в период ремиссии заболевания.

Список противопоказаний невелик:

  • сопутствующая сердечно-лёгочная недостаточность (ЧСС выше 120, частота дыхания более 25 в минуту);
  • острые инфекционные и вирусные заболевания с температурой тела 38 о С и более.

Систематические занятия способствуют:

  • восстановлению физиологической частоты и глубины дыхания;
  • нормализации газового состава крови — увеличению концентрации кислорода в тканях, улучшению их питания;
  • улучшению вентиляционной способности лёгких;
  • развитию адаптационных способностей организма;
  • уменьшению аллергических реакций и склонности к спазмам бронхов.

Все вышеперечисленное в результате приводит к снижению степени тяжести заболевания, уменьшению дыхательной недостаточности, сокращению числа обострений и улучшению качества жизни больного.

Упражнения при бронхиальной астме нельзя выполнять в период обострения болезни

При занятиях лечебной физкультурой обязательно соблюдать принцип постепенности. Резкое выполнение большого комплекса активных физических упражнений может спровоцировать приступ удушья. Следует идти от меньшего к большему.

Пациент на протяжении пяти дней выполняет начальный — подготовительный комплекс упражнений, тем самым постепенно даёт приспособиться и адаптироваться к физической нагрузке своему организму. Затем можно приступать к выполнению основного комплекса, более напряжённого, который больной использует на протяжении всей жизни.

Вводный подготовительный этап:

  1. Сядьте на стул, спина прямая, глубоко вдохните носом — выдохните через рот. Выполните 4–8 подходов.
  2. Сядьте на стул, неспешно вдохните. Подняв правую руку, сделайте паузу в дыхании на 1–2 секунды, выдохните, опустив руку. Выполните упражнение с левой рукой. Всего 4–8 подходов.
  3. Сядьте на краешек стула, руки лежат на коленях. Сгибайте и разгибайте суставы кистей и стоп. Выполните 9–12 подходов.
  4. Сядьте на стул, прижавшись к спинке. Максимально вдохните — выдохните, затем задержите дыхание на 1–2 секунды — выдох. Выполните 4–8 подходов.
  5. Нажмите ладонями на грудь, покашляйте, сделайте 5–6 подходов.
  6. Сядьте на стул, упритесь пальцами рук в колени. Сделайте вдох через нос — выдох ртом. Выполните 4–8 подходов.
  7. Встаньте, руки опущены «по швам», вдохните — поднимите плечевой пояс, на выдохе — опустите, 4–8 подходов.
  8. Комфортно устройтесь на стуле, расслабьтесь.
  1. Встаньте прямо. Наклонитесь вперёд, руки расслаблены. Глубоко вдохните носом, выдохните ртом. Сделайте 3–6 повторов.
  2. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Вдохните носом, поместив кисти рук в подмышки. На выдохе поднимите вытянутые руки вверх. Расслабьтесь, опустите руки. Сделайте 4–6 повторений.
  3. Исходное положение то же. Диафрагмальное дыхание: вдохните, надув живот и выпятив мышцы, выдохните — сдуйте живот и втяните мышцы. Выполнять 1 минуту.
  4. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Глубоко вдохните, на выдохе согните правую ногу и подтяните колено к грудной клетке. Выполните упражнение для левой ноги. Всего 4–6 раз.
  5. Сядьте на стул, спину прижмите к спинке, руки вдоль туловища. Сделайте вдох, выдохните, наклонитесь вбок, скользя рукой по туловищу. Выполните в другую сторону. Всего 4–6 раз.

Дыхательные упражнения — один из старейших, но действующих методов в лечении бронхиальной астмы и предупреждении развития её осложнений. Благодаря полноценному дыханию укрепляются не только лёгкие и бронхи, но и весь организм. Ткани и клетки насыщаются кислородом, это нормализует их работу и ускоряет регенерацию. В лёгких при грамотно подобранных дыхательных упражнениях происходят положительные изменения: бронхи и бронхиолы очищаются от скопившейся слизи, бактерий и вирусов, находящихся в ней. Улучшается мышечный тонус стенок бронхов, нормализуется их кровоснабжение.

Для получения результата от дыхательных упражнений нужна регулярность занятий. Упражнения выполняйте на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Дыхательная гимнастика имеет ряд противопоказаний:

  • период обострения болезни;
  • наличие острых инфекционно-воспалительных заболеваний;
  • обострение заболеваний других органов и систем;
  • плохие погодные условия.
  1. Упражнение «Доброе утро». Это упражнение выполняется утром, не вставая с постели. Подтяните колени близко к груди, одновременно делая медленный выдох ртом. Выпрямите ноги, расслабьтесь. Выполните 4–6 повторений.
  2. Упражнение «Воздушный шар». Встаньте прямо, вдохните носом, сильно выпятив живот. Резко выдохните, втянув живот. Выполните 6–8 повторов.
  3. Упражнение «Объятия». Встаньте на носки, руки вытяните по сторонам, параллельно полу, сделайте наклон вперёд. Глубоко выдохните, одновременно резко скрестите руки на грудной клетке, как бы обнимая себя, ударив кистями по лопаткам, снова разведите руки и повторите упражнение, продолжая выдох. Сделайте вдох и вернитесь в начальное положение.
  4. Упражнение с трубочкой. Поставьте перед собой банку с водой, возьмите трубочку, например, от детского сока. Сделайте через трубочку очень глубокий вдох, а потом постепенный выдох в воду. Упражнение выполняется 8–10 раз в день по 5 минут.
  5. Упражнение с воздушными шарами. Суть такова: нужно надувать воздушный шар, пока он не лопнет. Важно не переусердствовать: при ощущении лёгкого головокружения необходимо прекратить упражнение, сесть и спокойно подышать — вдох носом, выдох ртом.

Также полезно использовать упражнения с произнесением на выдохе различных гласных и согласных букв. На начальном этапе это гласные (и, о, у), а на тренировочном — согласные (з, ж, ш). Глубоко вдохните носом, медленно выдохните, произнося в этот момент определённый звук. Выдох может длиться от 5 до 30 секунд.

Ознакомьтесь с основными упражнениями:

  1. Встаньте прямо, руки согните в локтевых суставах, плавно вдохните носом, разведя локти по сторонам. Выдохните и сведите локти. Втягивая живот, произносите звук «ш»;
  2. Встаньте прямо, на вдохе поднимите плечи, на выдохе — опустите. Произносите при этом звук «кха»;
  3. Встаньте прямо, сожмите ладонями грудную клетку, вдохните через нос. На выдохе произносите следующие сочетания согласных: «пф», «бр», «бррх», «дррх». Начните с продолжительности выдоха 5 секунд, постепенно увеличивая до 30.

На востоке правильному дыханию издревле уделялась важная роль. Йоги называют его «полным». Полное дыхание – это такое дыхание, когда в акте вдоха и выдоха задействованы все части лёгкого и прилегающей мускулатуры. Именно на этом дыхании основаны все занятия йогов. Для овладения им выполняйте следующее упражнение: сядьте, скрестив ноги под собой — «по-турецки». Медленно вдохните через нос, разводя прямые руки по сторонам. Постарайтесь почувствовать движение воздуха внутри: вначале им заполняется живот, потом грудь и, наконец, воздух идёт к ключицам — в самые удалённые отделы лёгких. Задержите дыхание на 2–4 секунды, неспешно выдохните, приводя руки в начальное положение. Выполните 3–5 повторов.

Серия тренировочных упражнений:

  1. Встаньте прямо, медленно вдохните через нос. Выдыхайте малыми прерывистыми порциями. Важно, чтобы выдох был форсированным, нужно задействовать вспомогательные дыхательные мышцы — диафрагму и пресс. Выполните 3 раза по 5 сетов за день.
  2. Встаньте прямо, вдохните глубоко носом, подняв руки выше головы. На выдохе сделайте наклон вперёд. Расслабьтесь и верните руки в начальное положение, произнеся в этот момент звук «ха». Выполните 3–5 повторов.
  3. Звуковая вибрация. Вдохните носом, произнося на выдохе длинное «и-и-и». Выполните 3–5 подходов.

Йоги считают, что эти упражнения очищают внутренние органы, дают ощущение лёгкости. Звуковую вибрацию выполняют один раз в сутки. Регулярность занятий — залог успеха!

Эта методика успешно используется в лечении недугов дыхательной системы десятки лет. Известный врач хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Александровна Загорянская-Фельдман писала:

Более тридцати лет наблюдаю великолепный лечебный эффект стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актёров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребёнка, делает его здоровым.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой построена на освоении глубокого дыхания — «дыхания в спину». Все упражнения заключаются в сочетании резкого, форсированного вдоха через нос, совмещённого с определённым движением, и пассивного выдоха.

Предпочтительней начинать выполнять упражнения с врачом лечебной физкультуры или пульмонологом, но можно попробовать и самостоятельно, с помощью подробных инструкций и видеоуроков.

  1. Упражнение «Ладошки». Встаньте прямо, согните руки в локтях и поднимите — параллельно грудной клетке. Кулаки разжаты, ладони расположены от себя. Сделайте четыре быстрых, форсированных, громких выдоха носом, при каждом сжимая ладони в кулаки. Расслабьтесь и опустите руки, передохните 3–4 секунды. Сделайте 6 подходов. Сначала вы можете ощутить незначительное головокружение — это нормально и достаточно быстро пройдёт. Если дискомфорт сохраняется, делайте упражнение сидя.

Выполняя упражнение «Ладошки», не думайте о выдохе, активен только вдох

Упражнение «Погончики» можно делать сидя и даже лежа

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лёжа

Упражнение «Вдох-выдох» надо делать в темпоритме строевого шага

При возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы не поднимайте ноги высоко, уменьшите амплитуду подъёма

Этот метод был изобретён в 1952 году учёным-физиологом Константином Бутейко и успешно используется по сей день. Автор считает, что такие заболевания, как бронхиальная астма, различные аллергии, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь — происходят из-за гипервентиляции организма. При глубоком вдохе концентрация кислорода не увеличивается, но уменьшается концентрация углекислого газа. Недостаток CO2 приводит к спазму гладкой мускулатуры бронхов, сосудов, кишечника, желчевыводящих путей. Из-за спазма к органам и тканям поступает меньше крови, соответственно, кислорода тоже меньше. Запускается порочный круг — развивается хроническое кислородное голодание.

Суть методики заключается в увеличении времени между вдохами — уменьшении числа дыханий в минуту. В паузах между вдохами организм отдыхает, и накапливается недостающий углекислый газ. Для достижения результатов больному придётся преодолеть немало трудностей. Вначале это может быть незначительный дискомфорт, ощущение нехватки воздуха, снижение аппетита. На более продвинутых этапах может появляться полное отвращение к занятиям, резкое похудение, рвота, боли в суставах, носовые кровотечения. Всё это говорит лишь о том, что вы на верном пути.

Цель занятий: научиться правильному поверхностному дыханию. На вдох вы должны затрачивать не более трёх секунд, на выдох — не более четырёх. Пауза между ними 3–5 секунд.

  1. Поверхностное дыхание «верхушками» лёгких: вдох, выдох, пауза по пять секунд, 10 подходов.
  2. Дыхание диафрагмой и грудью: вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, 10 подходов
  3. Массаж кончиками пальцев рефлексогенных точек носа на высоте задержки дыхания. 1 подход.
  4. Дыхание правой, потом левой ноздрей. 10 подходов.
  5. Вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза — 5 секунд, на вдохе — живот втянуть, на выдохе — выпятить вперёд. 10 подходов.
  6. Глубокая вентиляция лёгких — 12 предельно глубоких вдохов за 60 секунд (по 5 секунд на каждый). По окончании нужно сделайте максимальную задержку дыхания на полном выдохе (1 раз).
  7. Редкое дыхание (по уровням):

    Первый уровень. За 60 секунд: вдох, выдох, перерывы по 5 секунд (четыре подхода в минуту).

    Второй уровень. За 120 секунд: вдох — 5 секунд, пауза — 5 секунд, выдох — 5 секунд, перерыв — 5 секунд (три подхода в минуту).

    Третий уровень. За 180 секунд: вдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд, выдох — 7,5 секунд, перерыв — 5 секунд (два подхода в минуту).

    Четвёртый уровень. За 240 секунд: вдох — перерыв — выдох — перерыв — все по 10 секунд (конечная цель — одно дыхание в минуту).

  8. Двойная задержка дыхания. Наибольший период без дыхания на выдохе, потом на вдохе. (1 подход).
  9. Наибольший период без дыхания в положении сидя (4–10 подходов).
  10. Наибольший период без дыхания при ходьбе на месте (5–10 подходов).
  11. Наибольший период без дыхания при приседаниях (5–10 подходов).
  12. Поверхностное дыхание (5–10 минут).
  13. Сделав упражнения, следует принять комфортное положение, расслабиться, выполнять грудное дыхание, с каждым разом уменьшая амплитуду дыхательных движений, пока дыхание не станет незаметным.

    Специалисты считают, что раннее начало занятий и маленький возраст ребёнка дают большие больше шансы на успех.

    ЛФК и дыхательная гимнастика разрешены с трёх лет и имеют такие же противопоказания, что и для людей постарше. Упражнения подобны упражнениям для взрослых, только проводятся с ребёнком в форме игры.

    Желательно, чтобы первый раз упражнения ребёнок осваивал вместе с врачом лечебной физкультуры, в присутствии родителей. Дома вы будете точно знать, как правильно выполнить то или иное упражнение. Основной задачей является научить дышать ребёнка через нос, освоить задержку дыхания, преодолеть неприятные ощущения при гипоксии на начальных этапах занятий.

    Важно: не спешите! Постепенность и позитивный настрой — залог вашего успеха. В среднем на освоение комплекса упражнений с малышом уходит около полутора месяцев.

    Подводя итоги, скажем, что бронхиальная астма не приговор. Всё зависит только от вас — от вашего желания быть здоровым, от вашей настойчивости и, конечно же, веры в себя. Соблюдение всех этих условий непременно поможет побороть грозный недуг. Будьте здоровы!

    источник