Меню Рубрики

Домашнее обучение при бронхиальной астме

2195 дн. с момента
до 1 cентября 2013 г.

источник

Среди детей дошкольного возраста бронхиальная астма давно перестала считаться редкой патологией. Наряду со многими другими проявлениями аллергии, она может возникать даже у ребенка в возрасте 3-5 лет. Однако, после начала школьного обучения течение астмы может ухудшаться, чаще возникают приступы затрудненного дыхания, эпизоды одышки и мучительного кашля, что связано со многими факторами. Поэтому важна предварительная подготовка к началу школьного обучения, которую нужно начинать уже сейчас, хотя до осени еще много времени.

По оценкам экспертов, бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний респираторного тракта у детей. Она затрагивает, по некоторым оценкам, до 5% детей в возрасте до 15 лет. У детей с бронхиальной астмой имеется хроническое воспаление, отек слизистых и чрезмерная чувствительность дыхательных путей, что приводят к эпизодам затрудненного дыхания. Хотя на сегодняшний день нет достоверно эффективного лечения бронхиальной астмы, которое бы полностью устраняло все проявления, ее можно эффективно контролировать. Когда бронхиальная астма находится под хорошим контролем, воспаление и обструкция дыхательных путей уменьшаются, нормализуется дыхание. Поскольку ребенок проводит большую часть своего дня в школе, важно, чтобы учителя и медицинские работники школы имели представление о болезни ребенка и могли оказать ему помочь в случае приступа кашля или формировании тяжелой одышки. Если ребенок научится полноценному управлению болезнью, это позволит ему учиться в школе наравне с другими детьми.

Триггеры (провокаторы) астмы — это те влияния, что ухудшают течение бронхиальной астмы сразу, немедленно или медленно с течением времени. Далеко не у каждого ребенка бронхиальная астма связана с аллергией, есть иные ее триггеры. Если это аллергия, нужно избегать контактов с аллергенами, которые провоцируют приступы кашля или сильной одышки, их стоит контролировать в школьной среде. Основные триггеры, которые могут усугубить астму, включают в себя физические раздражители (например, дым и жаркий сухой воздух), аллергены (например, перхоть животных, пыльца трав и деревьев), физические упражнения, инфекции, изменения погоды и эмоции.

Ранние признаки и симптомы, такие как кашель, хрипы или учащение дыхания являются признаками того, что у ребенка возникает приступ бронхиальной астмы. Мониторинг внешних признаков и симптомов астмы, контроль кашля очень важен для управления астмой в школе. Признаки и симптомы — это те ощущения, что чувствует сам ребенок или которые могут заметить взрослые, когда астма обостряется, возникает обструкция дыхательных путей. Общие симптомы, требующие внимания, включают хрипы, кашель, развитие одышки и стеснение в груди.

В дополнение к наблюдению за симптомами астмы, ребенок с астмой школьного возраста может контролировать свое дыхание в школе с помощью пикфлуометра. Этот портативный прибор измеряет поток воздуха при принудительном выдохе в литрах в минуту. Мониторинг пикового потока может помочь определить начало приступа астмы, часто еще до появления симптомов у ребенка. Чтобы оценить дыхание, результаты распределяются по цветам светофора. Они могут помочь самому ребенку и школьным специалистам принимать решение относительно использования лекарств и облегчения дыхания.

Все лекарства, которые ребенок принимает для лечения бронхиальной астмы, подразделяются на две группы: лекарственные средства длительного действия и быстродействующие препараты. Некоторые быстродействующие препараты (обычно это препараты, доставляемые при помощи ингалятора) действуют быстро, они направлены на то, чтобы расслабить мышцы вокруг дыхательных путей. Они используются для купирования симптомов астмы, за счет них устраняются хрипы и одышка, подавляется кашель.

Препараты длительного действия, которые обычно применяются внутрь (таблетки, растворы) ил ингаляционно, используются ежедневно для поддержания контроля над астмой и предотвращения тяжелых симптомов астмы. Лекарства для длительного контроля можно вдыхать (используя ингалятор или небулайзер) или принимать в виде таблеток. Большинство детей используют комбинацию препаратов длительного контроля и быстрого действия для максимально эффективного лечения астмы. Иногда ребенок использует спейсер, дополнительную камеру, которая прикрепляется к ингалятору для более точной дозировки лекарств, которые доставляются в дыхательные пути.

Ребенок и сотрудники школы должны знать, какие лекарства и когда необходимо принимать в период пребывания в школе. Лист с назначениями и рекомендациями должен быть у школьного медработника.

Физические упражнения являются распространенным триггером приступов астмы. Но ребенок, страдающий астмой, может заниматься лечебной физкультурой и заниматься спортом в школе под наблюдением учителя. Для этого, однако, важно обсудить уровень активности с врачом ребенка и составить письменный план по предотвращению проблем. Для некоторых детей хорошей практикой является использование ингалятора перед тренировкой во избежание затруднений дыхания. Также важно составить план действий, если у ребенка возникнут проблемы после занятий. Не нужно стесняться позвонить или отправить записку учителю физкультуры.

Следующие действия могут помочь ребенку заниматься физкультурой наряду с другими детьми. Важно убедиться, что ребенок принял дозу препарата до занятий в зале или других физических нагрузок, особенно на улице в холодную погоду. В теплую погоду, когда в воздухе много пыльцы, физические упражнения на открытом воздухе могут усугубить как астму, так и аллергию. Предварительный прием антигистаминных препаратов и интраназальных стероидов может значительно уменьшить эти симптомы.

Важно подобрать правильные занятия. Действия, сопровождаемые короткими периодами отдыха, могут позволить ребенку восстановить контроль над дыханием. Такие мероприятия, как бейсбол, софтбол, волейбол, теннис, горные лыжи, гольф, а также некоторые соревнования по легкой атлетике, все имеют короткие периоды отдыха. Спорт, требующий постоянной умеренной активности, такой как плавание, езда на велосипеде, бег на длинные дистанции и футбол, также могут подойти детям с астмой.

источник

Среди детей дошкольного возраста бронхиальная астма давно перестала считаться редкой патологией. Наряду со многими другими проявлениями аллергии, она может возникать даже у ребенка в возрасте 3-5 лет. Однако, после начала школьного обучения течение астмы может ухудшаться, чаще возникают приступы затрудненного дыхания, эпизоды одышки и мучительного кашля, что связано со многими факторами. Поэтому важна предварительная подготовка к началу школьного обучения, которую нужно начинать уже сейчас, хотя до осени еще много времени.

По оценкам экспертов, бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний респираторного тракта у детей. Она затрагивает, по некоторым оценкам, до 5% детей в возрасте до 15 лет. У детей с бронхиальной астмой имеется хроническое воспаление, отек слизистых и чрезмерная чувствительность дыхательных путей, что приводят к эпизодам затрудненного дыхания. Хотя на сегодняшний день нет достоверно эффективного лечения бронхиальной астмы, которое бы полностью устраняло все проявления, ее можно эффективно контролировать. Когда бронхиальная астма находится под хорошим контролем, воспаление и обструкция дыхательных путей уменьшаются, нормализуется дыхание. Поскольку ребенок проводит большую часть своего дня в школе, важно, чтобы учителя и медицинские работники школы имели представление о болезни ребенка и могли оказать ему помочь в случае приступа кашля или формировании тяжелой одышки. Если ребенок научится полноценному управлению болезнью, это позволит ему учиться в школе наравне с другими детьми.

Триггеры (провокаторы) астмы — это те влияния, что ухудшают течение бронхиальной астмы сразу, немедленно или медленно с течением времени. Далеко не у каждого ребенка бронхиальная астма связана с аллергией, есть иные ее триггеры. Если это аллергия, нужно избегать контактов с аллергенами, которые провоцируют приступы кашля или сильной одышки, их стоит контролировать в школьной среде. Основные триггеры, которые могут усугубить астму, включают в себя физические раздражители (например, дым и жаркий сухой воздух), аллергены (например, перхоть животных, пыльца трав и деревьев), физические упражнения, инфекции, изменения погоды и эмоции.

Ранние признаки и симптомы, такие как кашель, хрипы или учащение дыхания являются признаками того, что у ребенка возникает приступ бронхиальной астмы. Мониторинг внешних признаков и симптомов астмы, контроль кашля очень важен для управления астмой в школе. Признаки и симптомы — это те ощущения, что чувствует сам ребенок или которые могут заметить взрослые, когда астма обостряется, возникает обструкция дыхательных путей. Общие симптомы, требующие внимания, включают хрипы, кашель, развитие одышки и стеснение в груди.

В дополнение к наблюдению за симптомами астмы, ребенок с астмой школьного возраста может контролировать свое дыхание в школе с помощью пикфлуометра. Этот портативный прибор измеряет поток воздуха при принудительном выдохе в литрах в минуту. Мониторинг пикового потока может помочь определить начало приступа астмы, часто еще до появления симптомов у ребенка. Чтобы оценить дыхание, результаты распределяются по цветам светофора. Они могут помочь самому ребенку и школьным специалистам принимать решение относительно использования лекарств и облегчения дыхания.

Все лекарства, которые ребенок принимает для лечения бронхиальной астмы, подразделяются на две группы: лекарственные средства длительного действия и быстродействующие препараты. Некоторые быстродействующие препараты (обычно это препараты, доставляемые при помощи ингалятора) действуют быстро, они направлены на то, чтобы расслабить мышцы вокруг дыхательных путей. Они используются для купирования симптомов астмы, за счет них устраняются хрипы и одышка, подавляется кашель.

Препараты длительного действия, которые обычно применяются внутрь (таблетки, растворы) ил ингаляционно, используются ежедневно для поддержания контроля над астмой и предотвращения тяжелых симптомов астмы. Лекарства для длительного контроля можно вдыхать (используя ингалятор или небулайзер) или принимать в виде таблеток. Большинство детей используют комбинацию препаратов длительного контроля и быстрого действия для максимально эффективного лечения астмы. Иногда ребенок использует спейсер, дополнительную камеру, которая прикрепляется к ингалятору для более точной дозировки лекарств, которые доставляются в дыхательные пути.

Ребенок и сотрудники школы должны знать, какие лекарства и когда необходимо принимать в период пребывания в школе. Лист с назначениями и рекомендациями должен быть у школьного медработника.

Физические упражнения являются распространенным триггером приступов астмы. Но ребенок, страдающий астмой, может заниматься лечебной физкультурой и заниматься спортом в школе под наблюдением учителя. Для этого, однако, важно обсудить уровень активности с врачом ребенка и составить письменный план по предотвращению проблем. Для некоторых детей хорошей практикой является использование ингалятора перед тренировкой во избежание затруднений дыхания. Также важно составить план действий, если у ребенка возникнут проблемы после занятий. Не нужно стесняться позвонить или отправить записку учителю физкультуры.

Следующие действия могут помочь ребенку заниматься физкультурой наряду с другими детьми. Важно убедиться, что ребенок принял дозу препарата до занятий в зале или других физических нагрузок, особенно на улице в холодную погоду. В теплую погоду, когда в воздухе много пыльцы, физические упражнения на открытом воздухе могут усугубить как астму, так и аллергию. Предварительный прием антигистаминных препаратов и интраназальных стероидов может значительно уменьшить эти симптомы.

Важно подобрать правильные занятия. Действия, сопровождаемые короткими периодами отдыха, могут позволить ребенку восстановить контроль над дыханием. Такие мероприятия, как бейсбол, софтбол, волейбол, теннис, горные лыжи, гольф, а также некоторые соревнования по легкой атлетике, все имеют короткие периоды отдыха. Спорт, требующий постоянной умеренной активности, такой как плавание, езда на велосипеде, бег на длинные дистанции и футбол, также могут подойти детям с астмой.

источник

Разработанные в «Глобальной стратегии по лечению и профилактике БА» принципы ступенчатой базисной противовоспалительной терапии БА оказались весьма эффективными, однако их применение сопряжено с необходимостью проведения объективного контроля и самоконтроля со стороны пациента за степенью выраженности воспалительного процесса в бронхах. Эту задачу удалось успешно решить при помощи измерений пикфлоуметра.

Таким образом, сложилась ситуация, когда для успешного применения эффективного метода лечения возникла необходимость формирования сознательного отношения больного к процессу лечения, выработке у него необходимых практических навыков использования современных средств доставки медикаментов, проведения пикфлоуметрического мониторинга и его оценки, изменения объёма лечения в зависимости от показателей пикфлоуметрии.

Элементы обучения всегда присутствуют при врачебной консультации или общении с пациентом, однако обучающий эффект неизмеримо выше, если эта работа проводится подготовленными специалистами по специально разработанной программе.

Обучение пациентов направлено на достижение взаимопонимания, обучение методам самоконтроля, выработку навыков пользования препаратами, возможность их гибкого дозирования.

Профилактика БА рассматривается как система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска ее развития, предотвращение или замедление прогрессирования астмы, уменьшения неблагоприятных исходов болезни. Всемирной организацией аллергии рассматриваются три уровня профилактики БА: первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика – это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболевания, общих для всех групп населения. Первичная профилактика проводится преимущественно на пренатальном и постнатальном периодах, направлена на предотвращение образования IgE-антител и состоит из следующих мероприятий:

— исключение активного и пассивного курения во время беременности, присутствия беременных в задымленных помещениях;

— исключение воздействия на беременную аллергенов и ирритантов на рабочем месте;

— обязательное грудное вскармливание детей до 4-6 месяцев;

— уменьшение действия домашних поллютантов на детей с высоким риском атопии в первые годы жизни (домашняя пыль, животные, тараканы).

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации астмы и аллергии, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности от астмы и аллергии.

Вторичная профилактика проводится после того, как произошла сенсибилизация к аллергену. Она направлена на прекращение контакта с причинно-значимыми аллергенами и сочетается с АСИТ и превентивной фармакотерапией.

Читайте также:  Что делать при приступе астмы у кошки

Третичная профилактика (синоним – реабилитация) – комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса. Третичная профилактика предполагает правильное лечение имеющейся астмы и аллергии и совпадает с лечебно-реабилитационными программами.

Вакцинация может рассматриваться как одно из возможных направлений профилактики. Выделяются следующие целевые группы для проведения вакцинации:

— лица, проживающие в домах длительного ухода для престарелых;

— взрослые и дети, страдающие хроническими бронхолегочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями;

— взрослые и дети, подлежащие постоянному медицинскому наблюдению и находившиеся на стационарном лечении в предшествующем году по поводу метаболических расстройств (включая сахарный диабет), заболеваний почек, гемоглобинопатии, иммуносупрессии;

— дети и подростки, получающие длительную терапию аспирином;

— женщины во 2-3 триместре беременности;

— врачи, медсестры и другой медперсонал больниц и амбулаторных учреждений;

— сотрудники отделений сестринского ухода;

— члены семей, входящих в группу риска;

— медработники, осуществляющие уход на дому за лицами, входящими в группы риска.

Противогриппозная вакцинация должна проводиться ежегодно. Высокая степень очистки вакцин сделала реакции на них менее частыми.

В жилых помещениях не следует держать вещи, накапливающие домашнюю пыль: ковры, открытую одежду, книжные полки, мягкие игрушки, драпирующиеся занавесы, ворсовые, ковровые покрытия и прочие. В связи с тем, что излюбленная среда обитания наиболее агрессивных аллергенов: клещей домашней пыли — старая мягкая мебель, старые матрасы, перовые подушки, одеяла, перины, данные вещи следует изъять из употребления. Подушки и одеяла должны быть заменены на синтетические или зачехлены в специальные безаллергенные чехлы.

Не стоит разводить домашние цветы: в цветочных горшках присутствуют споры грибов, а цветущие растения могут вызывать аллергию. Не следует использовать духи и другие резко пахнущие вещества, особенно в спреях. При стирке вещей лучше использовать стирающие моющие средства без биодобавок, отдушек.

Отсутствие домашних животных, птиц, аквариумов – обязательное условие, даже если аллергия на них не была подтверждена аллергологическими пробами: серия эпидермального аллергена не всегда совпадает с аллергеном конкретно животного или птицы.

В помещении нельзя курить, запах табака может действовать как раздражающий фактор.

Покрытие стен в жилых помещениях не должно накапливать пыль, хорошо, если имеется возможность проводить влажную обработку стен. Не стоит использовать бумажные обои, а также латексный клей (аллергия на бумагу и резину — наиболее распространенный вид аллергии). Если в помещении установлен кондиционер, следует мыть фильтры не реже 1 раза в 2 недели: загрязненные фильтры являются прекрасной средой обитания для плесневых грибов и некоторых патогенных бактерий.

Следует чаще проводить влажную уборку или использовать для этого пылесосы с мощными фильтрами, проветривать помещения. Не стоит увлекаться использованием препаратов для уничтожения домашних клещей: бензилбензоат натрия (основной компонент препарата) сам может вызывать аллергию. В идеале жилые и рабочие помещения должны быть оснащены фильтрами для очистки воздуха.

Особенно важно соблюдение диеты в периоды обострения БА и до проведения аллергологического обследования.

Следует исключить из рациона питания:

Все сладкое (сахар, мед, конфеты), молоко, сливки, сыр, свинину, баранину, мясо птицы и бульоны, рыбу и рыбные бульоны, икру, крабы, раков, яйца, продукты, содержащие яичный белок, грибы, копченые изделия, помидоры, томатные консервы, соки, соусы, маринады, хрен, горчицу, майонез, пряности, цитрусовые, дыню, вишню, клубнику, землянику, смородину, соки и варенья из них, шоколадные изделия, кофе, какао, орехи, свеклу, морковь в сыром виде. Запрещены спиртные напитки.

Супы на вторичном бульоне,капусту свежую и квашеную, репу, картофель,отварную говядину, телятину, крольчатину,хлеб диабетический (несдобный),масло сливочное, растительное рафинированное, кисломолочные продукты, неострый плавленый сыр,кашу (овсяную, перловую, рисовую) на воде,яблоки без кожуры, кабачки,сахар заменяется на сорбит (ксилит).

Перекрестная пищевая аллергия:

Пациентам с сезонной аллергией на цветение растений важно помнить, что ряд продуктов может провоцировать приступы БА в течение всего года, что объясняется перекрестной пищевой аллергией. В тоже время, у больных с аллергической реакции на эти продукты, проявляющейся ринитом, конъюнктивитом, кожным зудом, высыпаниями, кашлем, не исключена пыльцевая аллергия на растения, сезон цветения которых приходится на отдельные месяцы года. Таким пациентам противопоказано лечение травами, а также использование БАДов на травяной основе (см. приложение).

Базисная терапии БА основана на ступенчатом подходе и предусматривает обязательное проведение комплекса элиминационных мероприятий.

Элиминационные мероприятия (исключение контакта с установленным или предполагаемым аллергеном) являются одним из основных требований при лечении БА. Нередко выполнение данных условий приводит к улучшению самочувствия и стабилизации БА в состоянии ремиссии.

Эти мероприятия предполагают:

— соблюдение гипоаллергенного быта;

— исключение использования лекарственных препаратов, наиболее часто ухудшающих самочувствие больных БА.

Данный метод применяется врачами аллергологами с 1911 г., и заключается во введении в организм пациента возрастающих доз того аллергена, к которому у больного выявлена повышенная чувствительность. Аллер­ген может быть использован в виде подкожных введений или приме­нен местно (ингаляционно, перорально, интраназально, сублингвально).

Учитывая довольно умеренную эффективность АСИТ по сравнению с другими методами лечения, следует учитывать риск развития побочных эффектов и неудобством длительного курса инъекционной терапии. Исследования, в которых бы проводилось сравнение специфической иммунотерапии с фармакологическим лечением БА, отсутствуют. Нет данных, подтверждающих эффективность иммунотерапии с использованием нескольких аллергенов. АСИТ проводиться только аллергологами-иммунологами в условиях аллергологического кабинета или стационара.

Противопоказания для АСИТ:

— тяжелые иммунопатологические состояния;

— тяжелые физиологические нарушения;

— серьезные сердечно-сосудистые заболевания;

— дети младше 5-летнего возраста;

— плохая переносимость АСИТ;

— тяжелая астма, плохо контролируемая фармакологическими пре­паратами.

Побочные эффекты АСИТ. Введение специфического аллергена может сопровождаться местными и системными побочными эффектами. Выраженность местной реакции может колебаться от немедленного появления небольшого волдыря и припухлости до обширного и болезненного поражения в рамках отсроченной аллергической реакции. Системные эффекты могут включать анафилактические реакции, в том числе опасные для жизни, а также тяжелые обострения БА. У больных с тяжелой БА были отмечены случаи смерти вследствие специфической иммунотерапии.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)

ХОБЛ — заболевание, характеризующееся хроническим диффузным воспалением бронхов, ведущее к прогрессирующему нарушению вентиляции по обструктивному типу и проявляющееся кашлем, одышкой и выделением мокроты, не связанными с поражением других систем и органов.

ХОБЛ включает в себя несколько нозологических форм: хронический обструктивный бронхит (ХОБ), эмфизема легких, поражение малых дыхательных путей.

Хронический бронхит (ХБ) обычно определяется клинически, как наличие кашля с продукцией мокроты на протяжении, по крайней мере, 3 месяцев в течение последующих 2 лет.

Обострение ХОБЛ характеризуется нарастанием одышки, усилением кашля, нарастанием числа свистящих хрипов, увеличением продукции мокроты и повышением ее гнойности, появлением заложенности в грудной клетке. Инфекции бронхиального дерева традиционно рассматриваются, как ведущая причина обострения ХОБЛ выявляются в 50–60% случаев. Кроме того, примерно в половине всех случаев причинами обострения заболевания могут выступать неинфекционные факторы.

Основным признаком заболевания является генерализованная медленно прогрессирующая необратимая бронхиальная обструкция с нарастающими явлениями хронической дыхательной недостаточности. Необратимая бронхиальная обструкция характеризуется как распространенное сужение бронхов, наблюдающееся более года и не поддающееся лечению бронхорасширяющими средствами, а также кортикостероидами.

Критерием прогрессирования обструкции бронхов является ежегодное снижение показателя ОФВ1 более чем на 50 мл в год. В зрелом возрасте в норме (у здоровых людей) отмечается ежегодное снижение ОФВ1 в пределах 30 мл в год.

Факторы риска ХОБЛ:

1. Курение активное, пассивное

2. Профессиональные факторы

3. Атмосферные (длит холод, влажность)

4. Домашние (NO, влажность, накопление продуктов орган топлива)

5. Наследственность (дефицит α1- антитрипсина)

6. Болезни органов дыхания в детском возрасте, недоношенность, малый вес при рождении (низкая эластичность бронхов)

Факторы риска обострения:

3. Обострение сопутствующей патологии (ХСН, аритмии, СД, др.)

Эпидемиологические исследования подтверждают, что активное курение сигарет является наиболее важным фактором риска развития ХОБЛ. Лишь 10% случаев ХОБЛ связаны исключительно с другими факторами риска: профессиональная вредность, генетические факторы.

Роль пассивного курения в развитии заболеваний легких больше изучена у детей, чем у взрослых. Тем не менее, метаанализ 6 исследований, посвященных изучению связи пассивного курения с развитием респираторных симптомов, выявил, что взрослые некурящие, подвергающиеся экспозиции табачного дыма из окружающей среды, могут иметь небольшое снижение функции легких (приблизительно на 2,5% ниже должного значения ОФВ1), Связь пассивного курения с развитием респираторных симптомов у детей является доказанной. Влияние курения матери на внутриутробное развитие плода, а также пассивное курение в детском возрасте приводят к нарушению развития легочной ткани и роста легких, что в будущем становится причиной преждевременного падения функции легких. Особенно опасным для нормального развития легких является воздействие курения на плод, пассивное и активное курение до 12-летнего возраста. Результаты некоторых исследований показывают, что женщины более восприимчивы к влиянию табачного дыма, чем мужчины.

Значимая интенсивность курения 20 сигарет/сут в течение 20 лет и более (стандарт Американского Торакального Общества).

Существуют три механизма, приводящие к падению функции легких:

• замедление развития легких, что приводит к значительному снижению максимально достигаемого уровня функции легких;

• преждевременное начало естественного снижения функции легких;

• ускорение падения функции легких.

Каждый из перечисленных механизмов может действовать самостоятельно или в комбинации друг с другом в результате активного или пассивного курения. Доказано, что табакокурение (как активное, так и пассивное) вызывает увеличение чувствительности (восприимчивости) воздухоносных путей к разным агентам, являющимся факторами риска развития ХОБЛ (профессиональные факторы, химические вещества, различные воздушные полютанты). В этом случае их воздействие будет приводить к ускорению падения функции легких. Наиболее раннее развитие ХОБЛ с выраженной обструкцией наблюдается у активных курильщиков, имеющих повышенную восприимчивость к компонентам сигаретного дыма.

Бронходилатационный тест

При отмене β2-АМ за 6 часов, β2-АМП – за 12 часов, теофиллинов пролонг. – за сутки, М-ХЛ – за 8 часов

1. ингал. β2-АМ по 2-4 дозы (200-400 мкг) или через небулайзер – измерение ОФВ1 или ПЭП через 15-30 минут

2. Ипратропиум 4 дозы — ОФВ1 или ПЭП через 30 -45 минут

3. Беродуал – только через небулайзер — ОФВ1 или ПЭП через 30 -45 минут

Всем с хроническим кашлем и продукцией мокроты при ФР (в т.ч. в анамнезе) даже при отсутствии одышки.

1. Измеряется ФЖЕЛ, ОФВ1, т. Тиффно, ПЭП.

2. Обструкция считается хронической, если снижение скоростных показателей и индекса Тиффно регистрируется не менее 3 раз в год.

У здоровых людей – падение менее 30 мл в год. Больные ХОБЛ – падение > 10% или 50 мл в год.

В программе GOLD (Глобальная стратегия: диагностика, лечение и профилактика хронической обструктивной болезни легких, 2001, 2003), основанной на докладе рабочей группы Национального Института сердца легких и крови и Всемирной организации здравоохранения, дано определение ХОБЛ.

Ключевыми положениями определения ХОБЛ являются: клиническая картина, патофизиологические механизмы, морфологические изменения, факторы риска.

Клиническая картина:продолжительный кашель, продукция мокроты, одышка, усиливающаяся по мере прогрессирования заболевания; в терминальной стадии – тяжелая дыхательная недостаточность и декомпенсированное легочное сердце.

Патофизиологические механизмы:обструктивный тип нарушения вентиляционной функции легких, мукоцилиарная дисфункция, депонирование нейтрофилов в слизистой дыхательных путей, ремоделирование бронхов и поражение паренхимы легких.

Основные признаки нарушения ФВД:

• изменение экспираторной части кривой поток-объем;

• снижение соотношения ОФВ1/ФЖЕЛ 10-пачка лет – достоверный риск ХОБЛ.

Эксперты международной программы Глобальная инициатива по Хронической Обструктивной Болезни Легких (GOLD – Global Strategy for Chronic Obstructive Lung Disease) выделяют стадии ХОБЛ. Каждая стадия ХОБЛ характеризуется определенными морфологическими изменениями в бронхах и легочной ткани.

Стадия 0 (повышенный риск)– катаральное воспаление, гиперплазия и гипертрофия желез, гиперсекреция слизи в бронхах диаметром более 2 мм.

Стадия I (легкое течение)– катаральное воспаление и гиперсекреция слизи в бронхах диаметром более 2 мм с присоединением умеренно выраженного продуктивного воспаления в бронхиолах диаметром менее 2 мм, при отсутствии изменений в зоне ацинусов респираторного отдела легких.

Стадия II (среднетяжелое течение)– к изменениям, характерным для I стадии болезни мелких бронхов, присоединяются выраженное продуктивное воспаление в бронхиолах диаметром менее 2 мм, с утолщением стенок бронхиол, возможно наличие бронхиолоэктазов и полипозного бронхиолита, признаки центролобулярной эмфиземы, преимущественно верхних долей легких, запустевание капиллярного русла, сокращение капиллярного ложа, утолщение стенок артериол за счет пролиферации интимы, а в зонах эмфиземы – и мышечной оболочки артериол.

Стадия III (тяжелое течение)– наряду с изменениями характерными для I и II стадии, могут возникать бронхиолоэктазы, полипозный бронхиолит. Как правило, возникает центролобулярная эмфизема с захватом значительного объема легких, происходит еще более выраженное запустевание капиллярного русла альвеол, появляется множество артериол с утолщенными стенками за счет пролиферации интимы и мышечной оболочки сосуда. Появляется мозаичная гипертрофия кардиомиоцитов правого желудочка.

Стадия IV (крайне тяжелое течение) – к изменениям, характерным для I-III стадиий, присоединяются обструктивный бронхиолит (бронхи диаметром менее 2 мм), как правило, двусторонняя центролобулярная, панлобулярная или иррегулярная эмфизема, морфологические признаки артериальной легочной гипертензии. Легочное сердце, как правило, в стадии декомпенсации.

Классификация ХОБЛ и клинические варианты

степень тяжести (стад по GOLD) характеристика
0 – группа риска ФР., N ФВД, кашель, мокрота (морфологически – ХНБ)
1 – легкое ОФВ1 ≥ 80%, ОФВ1/ФЖЕЛ 4р/г
4 – очень тяжелое т. Тиффно 45), ± ХЛС

Бронхитический – «синие одутловатики»

— чаще мужчины старше 55 лет

Читайте также:  Для контролируемой бронхиальной астмы характерно

— преобладает над одышкой цианоз

— ФВД – преобладает обструкция

— гипоксия, гиперкапния, втор. полицитемия

— обострение чаще инфекционного генеза

— раньше ХЛС и его декомпенсация

Эмфизематозный тип – «розовые пыхтелки»

— чаще мужчины старше 65 лет

— одышка преобладает над кашлем

— ФВД – смешанные нарушения (обструкция, рестрикция)

— R-графия и клиника: признаки эмфиземы

— обострение чаще неинфекционного генеза

Астматический – признаки астматического бронхита

— преобладание дыхательных пароксизмов над кашлем и одышкой

— ФВД – преобладает обструкция

— м.б. эозинофилия крови, мокроты, бронхоальвеолярной жидкости

— обострение чаще неинфекционного генеза

Смешанный тип это комбинация двух или трех типов ХОБЛ, одинаковых по выраженности:

У больных с тяжелым течением ХОБЛ, далеко зашедшими структурными изменениями дыхательных путей и паренхимы легких обострение основного заболевания приводит к развитию острой дыхательной недостаточности (ОДН). У таких больных потребность в проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) достигает 20–60%, а госпитальная летальность достигает 10–30%.

По данным проспективного исследования, проведенного N. Anthonisen и соавт., важнейшими факторами 3-х летней выживаемости больных ХОБЛ явились возраст больных и выраженность бронхиальной обструкции. Наличие сопутствующих сердечно-сосудистых заболеваний и более 4 обострений в предшествующий год являются фактором риска повторных госпитализаций. Тяжелая дыхательная недостаточность также связана с неэффективностью антибиотикотерапии.

Терапия ХОБЛ

ü Исключение ФР и факторов прогрессии .

ü Ступенчатое увеличение объема терапии по тяжести.

ü Бронходиляторы занимают центральное место.

ü Все бронходилаторы увеличивают ТФН даже без повышения ОФВ1.

ü Муколитики при мукостазе.

ü ИГКС (при клинике, или ОФВ1

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 1320 | Нарушение авторских прав

источник

Бронхиальная астма: особенности заболевания, патогенез, клиническая картина и осложнения. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Лечение, диагностика, профилактика и реабилитация больных. Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    бронхиальный астма заболевание лечение сестринский
  • Введение
  • 1. Бронхиальная астма
  • 1.1 Особенности заболевания
  • 1.2 Патогенез
  • 1.3 Клиническая картина
  • 1.4 Осложнения
  • 1.5 Принципы оказания первичной медицинской помощи
  • 1.6 Лечение
  • 1.7 Профилактика
  • 1.8Реабилитация
  • 2. Сестринский процесс при бронхиальной астме
  • 2.1 Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме
  • Заключение
  • Литература

Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни.Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети — до 40 лет.Учитывая социальную значимость в соответствии с Правительства Российской Федерации от 30.07.94 №890 пациент с бронхиальной астмой имеет право на бесплатное получение лекарственных средств.Правительство регионов России приняло на ближайшие годы региональную целевую программу по лечению и профилактике бронхиальной астмы.

Целями этой программы является — увеличение продолжительности, улучшение качества жизни больных, снижение инвалидизации и смертности населения от бронхиальной астмы и ее осложнений, организация системы профилактики бронхиальной астмы ее осложнений, обеспечение своевременного, эффективного лечения больных бронхиальной астмой.Эффективность внедрения Программы можно оценить по уровню госпитализации больных с бронхиальной астмой. Появилась тенденция к снижению госпитализации больных с бронхиальной астмой, сокращение сроков лечения в стационаре больных с данным заболеванием.

Основной задачей медицинской сестры является обучение пациента самоконтролю и самопомощи при бронхиальной астме.

1.1 Особенности заболевания

Бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит воспаление дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся приступом удушья. При бронхиальной астме бронхи воспалены, вследствие аллергического, инфекционного или нейрогенного воздействия.

Словосочетания «тяжелое дыхание» и «задыхаться» впервые встречаются в древнегреческой литературе в поэмах Гомера, работах Гиппократа. Более подробную и точную клиническую картину астмы описал Аретемий Каппадокийский. Ибн Сина (Авиценна) в своей работе «Канон врачебной науки» дал описание астмы, как хроническая болезнь, сопровождающуюся внезапными приступами удушья, сходными своим спастическим характером.

В качестве этиологических факторов рассматриваются внутренние и внешние факторы. Семейный анамнез свидетельствует о том, что кровные родственники больных бронхиальной астмой больны различными аллергическими заболеваниями, в том числе и бронхиальной астмой.

Врожденная предрасположенность формирует внутренние причины болезни — наследственный фактор.

Причины бронхиальной астмы связаны с развитием воспаления бронхов, которое может быть:

с последующим формированием обструкции бронхов, которая проявляются клиническими признаками бронхиальной астмы.

В формировании иммунного (аллергического) воспаления бронхов при бронхиальной астме участвуют иммунные реакции.

Растворимые антигены взаимодействуют с антителами в жидкостных системах с образованием иммунных комплексов, что сопровождается активацией системы комплемента, агрегацией тромбоцитов с последующим повреждением тканей, на которых фиксировались иммунные комплексы.

В этиологии бронхиальной астмы участвуют эндокринные нарушения, нарушения функционирования нервной системы, нарушения мембрано-рецепторных комплексов клеток бронхов и легких.

Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы

· аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);

· инфекция верхних дыхательных путей;

· медикаменты (аспирин, в-адреноблокаторы);

· факторы внешней среды (изменение погодных условий);

· профессиональные факторы (эмоциональный стресс, физические нагрузки, гипервентиляция и др.);

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный), различают три формы бронхиальной астмы:

При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания.

В зарубежной литературе топическую форму бронхиальной астмы принято называть экзогенной, инфекционно-аллергическую форму — эндогенной бронхиальной астмой.

В центре клинической картины бронхиальной астмы — приступ удушья.

Чаще приступы удушья беспокоят больного по ночам. В случаях средней тяжести приступы удушья наблюдаются утром.

В развитии приступа бронхиальной астмы принято различать три периода:

· период обратного развития приступа.

Период предвестников (продромальный период) чаще встречается у больных с инфекционно-аллергической формой бронхиальной астмы и проявляется вазомоторными реакциями слизистой оболочки носа (чиханье, обильные водянистые выделения), кашлем, одышкой. В дальнейшем (иногда внезапно, без периода предвестников) у больных появляется ощущение заложенности в грудной клетке, мешающее им свободно дышать. Вдох становится коротким. А выдох, наоборот, продолжительным, шумным, сопровождающимся громкими свистящими хрипами, слышными на расстоянии. Появляется кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой. С целью облегчения дыхания больной принимает вынужденное положение (чаще сидя) с наклоном туловища вперед, опираясь локтями на спинку стула или колени.

В период разгара (во время приступа) лицо становится одутловатым, в фазу выдоха может наблюдаться набухание вен шеи. Грудная клетка как бы застывает в положении максимального вдоха.

При перкуссии грудной клетки отмечают коробочный звук, смещение вниз нижних границ легких и резкое ограничение их подвижности. Над легкими выслушивают ослабленное везикулярное дыхание с удлиненным выдохом и большое количество распространенных сухих (преимущественно свистящих) хрипов.

В период обратного развития. Улучшается отхождение мокроты, в легких уменьшается количество сухих хрипов, удушье постепенно проходит

Течение бронхиальной астмы протекает обычно с чередованием периодов обострения и ремиссии. При этом тяжесть ее течения может быть различной.

При легком течении обострения заболевания возникают не чаще 2 — 3 раз в год и хорошо поддаются амбулаторному лечению.

При среднетяжелом течении обострения бронхиальной астмы возникают 3 — 4 раза в год и уже требуют стационарного лечения.

Тяжело течение бронхиальной астмы характеризуется частыми (более 5 раз в год) и длительными обострениями заболевания с кратковременными периодами ремиссии или их полным отсутствием. При тяжелом течении могут возникнуть гормонозависимые и гормоно — резистентные формы заболевания.

Бронхиальная астма часто осложняется возникновением эмфиземы легких с присоединением вторичной легочно-сердечной недостаточности.

Очень серьезным осложнением бронхиальной астмы является астматическое состояние, или астматический статус (status asthmaticus). К его развитию могут привести передозировка в-адреностимуляторов, слишком быстрое уменьшение дозы глюкокортикостероидов, контакт с массивной дозой аллергена и т.д. В развитии астматического статуса выделяют три стадии:

Стадия I (начальная, или стадия относительной компенсации) представляет собой затянувшийся свыше 12 ч и некупирующийся приступ удушья. У больных развивается резистентность к бронхолитическим препаратам, перестает отходить мокрота. В следствие гипервентиляции возникают гипокапния и компенсированный алкалоз.

Стадия II (стадия декомпенсации) характеризуется резким нарушением дренажной функции бронхов. Просвет их забивается вязкой слизью, в связи с чем исчезают прежде хорошо выслушиваемые сухие хрипы (стадия, или синдром, «немого легкого»). Нарушается газовый состав крови, возникают гипоксемия (РаО2 снижается до 50 — 60 мм рт. ст.), гиперкапния (РаСО2 возрастает до 60 — 80 мм рт. ст.).

При отсутствии эффективных лечебных мероприятий развивается

III стадия астматического статуса — стадия гиперкапнической комы. В результате прогрессирования гипоксемии, гиперкапнии и ацидоза (РаО2 падает ниже 40 мм рт. ст., РаСО2 становится выше 90 мм рт. ст.) возникают тяжелые неврологические, в том числе церебральные, расстройства, гемодинамические нарушения и может наступить смерть больного.

При первичном осмотре больного оценивается тяжесть приступа.

Удаление причинно-значимых аллергенов; уточнение ранее проводимого лечения: количество доз бронхоспазмолитического препарата, путь введения; время, прошедшее с момента последнего приема бронхолитика.

Оказание неотложной помощи в зависимости от тяжести приступа.

Наблюдение в динамике за клиническими симптомами.

Обучение больного или родственников пользованию аэрозольным ингалятором.

Неотложная помощь при легком приступе бронхиальной астмы:

1-2 дозы одного из бронхоспазмолитических препаратов с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора через спейсер.

Комбинированный бронхоспазмолитик (агонист и М-холинолитик — беродуал).

Оценить эффект терапии через 20 минут.

Продолжить бронхоспазмолитическую терапию бронхолитика каждые 4-6 часов в течение 24 — 48 часов в ингаляциях. Метилксантины короткого (эуфиллин) или длительного (теопэк, теотард и др.) действия внутрь.

Прием базисных противовоспалительных препаратов по назначению врача.

Неотложная помощь при среднетяжелом приступе бронхиальной астмы:

Ингаляция 1-2 дозы одного из бронхоспазмолитических препаратов. Предпочтителен комбинированный бронхоспазмолитик (агонист и М-холинолитик) — беродуал.

При отсутствии дозирующего аэрозольного ингалятора — введение 2,4% раствора эуфиллина 4-5 мг/кг (0,15-0,2 мл/кг) в/в струйно медленно в течение 10-15 минут.

Оценить эффект терапии через 20 минут.

Лечение после ликвидации приступа: продолжить бронхоспазмолитическую терапию стартовым бронхолитиком каждые 4 часа бодрствования 1-2 дня в форме дозирующего аэрозоля.

Продолжить противовоспалительную терапию (недокромил натрия, кромогликат натрия, ингакорт, будесонид) с увеличением дозы препарата в 1,5-2 раза на 7-10 дней или использовать комбинированные препараты с противовоспалительным и бронхоспазмолитическим действием.

Проведение ингаляционной терапии: бронхоспазмолитики, используются агонисты (беротек, сальбутамол) периодически с интервалом 20 минут в течение часа, затем каждые 1-4 часа по необходимости;

При отсутствии дозирующего ингалятора или при недостаточном эффекте от ингаляционных методов, введение 2,4% раствора эуфиллина в/в струйно медленно в течение 20-30 мин 4-5 мг/кг

Одновременно с бронхоспазмолитиками ввести глюкокортикостероиды

Проведение инфузионной терапии;

Лечение после купирования тяжелого приступа: продолжить бронхоспазмолитическую терапию стартовым препаратом каждые 4 часа бодрствования в течение 3-5 дней, затем перевод на пролонгированные бронхолитики (агонисты, метилксантины); глюкокортикостероиды до купирования бронхообструкции; продолжить базисную противовоспалительную терапию (беклометазон, ингакорт, будесонид) с увеличением дозы выше среднетерапевтической, или использовать комбинированные препараты с противовоспалительным и бронхоспазмолитическим действием.

Проводят мероприятия, направленные на возможное прекращение воздействия на организм больного аллергенов (например, исключение контакта больного с определенными растениями в период их цветения, применение диет при пищевой аллергии, рациональное трудоустройство при профессиональной аллергии и др.). При выявлении реакции больного на определенные аллергены проводят специфическую гипосенсибилизацию с целью ослабления реакции организма на данный аллерген.

Для купирования приступов удушья в настоящее время широко применяют аэрозоли селективных в-адреномиметиков. Они оказывают быстрое бронхорасширяющее действие: орципреналинасульфат (астмопент), тербуталин, сальбутамол, фенотерол (беротек) и др. Доза препарата подбирается индивидуально и составляет чаще всего 2 вдоха дозированного аэрозоля. Для лечения используют также аэрозоли м-холинолитиков (ипратропиум бромид, или атровент, беродуал). Большой популярностью среди больных пользуются ксантиновые производные. Для купирования приступа бронхоспазма часто применяют медленное внутривенное введение 10-15 мл 2,4% раствора эуфиллина. Для предупреждения приступов удушья назначают пероральный прием пролонгированных препаратов этой группы (например, таблетки «Теопэк» по 0,3 г 2 раза в день).

В качестве симптоматического лечения для улучшения отхождения мокроты назначают отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.).

Пациенту с хроническим заболеванием бронхиальной астмой необходимо иметь дома небулайзер.

Небулайзер является устройством для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества.

Если ухудшение течения бронхиальной астмы сопровождается обострением сопутствующих заболеваний (хронического бронхита, хронической пневмонии), назначают антибактериальныесредства — эритромицин по 0,25 г. 4 раза в день, гентамицин по 40 мг 2 раза в день внутримышечно и др.

При прогрессирующем течении бронхиальной астмы с тяжелыми приступами удушья, когда использование препаратов оказывается безуспешным, назначают глюкокортикостероиды. В них нуждается примерно 20% больных бронхиальной астмой. Обычно применяют 15 — 20 мг преднизолона в сутки (в утренние часы).

Хороший эффект оказывает также ингаляционный способ применения гормональных препаратов (например, бекотида). Он дает меньше побочных эффектов.

При лечении астматического состояния применяют оксигенотерапию, внутривенное введение эуфиллина, высоких доз глюкокортикостероидов (60 — 90 мг преднизолона каждые 3-4 ч).

При возникновении синдрома «немого легкого» больных переводят на искусственную вентиляцию легких.

Проводят мероприятия, направленные на возможное прекращение воздействия на организм больного аллергенов (например, исключение контакта больного с определенными растениями в период их цветения, применение диет при пищевой аллергии, рациональное трудоустройство при профессиональной аллергии и др.). При выявлении реакции больного на определенные аллергены проводят специфическую гипосенсибилизацию с целью ослабления реакции организма на данный аллерген.

Читайте также:  Бронхиальная астма и ревматоидный артрит

Для лечения бронхиальной астмы используют следующие лекарственные препараты:

аэрозоли селективных в-адреномиметиков. Они оказывают быстрое бронхорасширяющее действие: орципреналина сульфат (астмопент), тербуталин, сальбутамол, фенотерол (беротек) и др. Доза препарата подбирается индивидуально и составляет чаще всего 2 вдоха дозированного аэрозоля.

аэрозоли м-холинолитиков (ипратропиум бромид, или атровент, беродуал). Большой популярностью среди больных пользуются ксантиновые производные.

медленное внутривенное введение 10-15 мл 2,4% раствора эуфиллина применяют для купирования приступа бронхоспазма

пероральный прием пролонгированных препаратов (например, таблетки «Теопэк» по 0,3 г 2 раза в день).

отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.) применяют для улучшения отхождения мокроты.

антибактериальные средства — эритромицин по 0,25 г. 4 раза в день, гентамицин по 40 мг 2 раза в день внутримышечно и др. Назначают, если ухудшение течения бронхиальной астмы сопровождается обострением сопутствующих заболеваний (хронического бронхита, хронической пневмонии).

глюкокортикостероиды назначают при прогрессирующем течении бронхиальной астмы с тяжелыми приступами удушья, когда использование препаратов оказывается безуспешным. В них нуждается примерно 20% больных бронхиальной астмой. Обычно применяют 15 — 20 мг преднизолона в сутки (в утренние часы). Хороший эффект оказывает также ингаляционный способ применения гормональных препаратов (например, бекотида). Он дает меньше побочных эффектов.

При лечении астматического состояния применяют оксигенотерапию, высоких доз глюкокортикостероидов (60 — 90 мг преднизолона каждые 3-4 ч), внутривенное введение эуфиллина.

При возникновении синдрома «немого легкого» больных переводят на искусственную вентиляцию легких.

Одной из основных задач медицинской сестры является обучения пациента самостоятельно правильно пользоваться вспомогательными устройствами такими как спейсер и пикфлоуметр.

Спейсер — это вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоли лекарства. Лекарство из баллончика ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом. Единственное предназначение спейсера — обеспечение максимальной эффективности и безопасности при применении дозированных аэрозольных ингаляторов.

· перед тем, как вставить ингалятор в спейсер, следует снять защитный колпачок с ингалятора и со спейсера; присоединить маску, если необходимо);

· баллончик ингалятора должен быть обращен дном кверху, а мундштуком вниз (не наоборот!);

· встряхивание аэрозольного баллончика в большинстве случаев рекомендуется производить уже после его соединения со спейсером (вместе со спейсером);

· перед ингаляцией следует сделать глубокий выдох;

· губы должны плотно охватывать мундштук ингалятора, зубы не должны быть стиснуты, чтобы не препятствовать попаданию аэрозоли;

· вдох из спейсера должен проводиться как можно быстрее после распыления аэрозоли (через 1-2, до 5 секунд). Вдох должен быть полным, глубоким и не слишком быстрым. В ряде спейсеров рекомендуется сделать несколько вдохов на одну дозу препарата;

· после ингаляции следует задержать дыхание на 5-10 секунд, потом сделать спокойный выдох;

· если назначена ингаляция нескольких доз, их следует ингалировать последовательно с промежутком около 30 секунд, а не одновременно;

· после ингаляции гормональных препаратов следует прополоскать рот (а при применении маски — еще и умыть лицо);

· спейсер следует вовремя мыть и менять на новый при повреждении или через указанные в инструкции сроки;

· обращайте внимание на инструкции по очистке: большинство спейсеров не допускают кипячения и применения агрессивных сред, часто их не рекомендуется вытирать тканью. Особую осторожность следует соблюдать в отношении клапанов.

Пикфлоуметр может использоваться как в больнице, так и дома, чтобы узнать, насколько легко человек дышит.

Он помогает врачу установить, болен ли человек астмой.

Он помогает оценить, насколько тяжел приступ астмы.

Он помогает оценить, насколько эффективно лечение.

Если больной пользуется пикфлоуметром дома каждый день, он может обнаружить начинающиеся проблемы с дыханием еще до того, как у него появятся кашель и хрипы. В этом случае он может заблаговременно принять меры, увеличив дозы лекарств.

Правила использования пиклоуметра:

· Опустите указатель пикфлоуметра вниз до упора на отметку «ноль».

· Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох открытым ртом.

· Держите прибор одной рукой, не дотрагиваясь пальцами до шкалы.

· Быстро плотно обхватите губами мундштук пикфлоуметра губами, не прикасаясь языком к его отверстию.

· Выдохните так быстро и мощно, как вы только можете.

· Указатель на шкале сместился. Не трогайте указатель руками. Найдите число, на котором остановился указатель.

· Запишите это число на листе бумаги или в таблице.

· Повторите измерения и запишите показатели еще два раза.

· Не забывайте ставить указатель на «ноль» перед каждым измерением

При бронхиальной астме назначают гипоаллергенную диету. Из нее удалены все продукты, которые являются раздражителями и вызывают приступы удушья. Чаще всего это цитрусовые, яйца, рыба, крабы, раки, острые соленые и консервированные продукты, орехи. В промежутках между приступами питание должно быть полноценным, но не слишком обильным. Необходимо ограничить содержание углеводов, особенно сахара, соли и жидкости. Полностью исключаются крепкие мясные бульоны и алкоголь.

Употребляемые продукты должны содержать достаточно витаминов А, В, С, Р. Питаться нужно небольшими порциями 5-6 раз в сутки. Последний прием пищи должен быть не позже, чем за 2 часа до сна. Если самочувствие больного позволяет, то можно назначить голодание на 1-2 дня. Во время голодания можно только пить по 6-8 стаканов слабого сладкого чая в день. После голодания, в течение следующего дня проводят гипоаллергенную диету с продуктами, которые не вызывают у больного аллергических реакций. Если не удалось точно выявить продукты, которые вызывают у больного аллергические реакции, то исключают наиболее распространенные аллергены.

Рекомендованные продукты и блюда:

· не жирное мясо, птица, рыба;

· молоко и кисломолочные продукты;

· крупы и макаронные изделия;

· овощи (капуста, картофель, морковь, свекла, лук, зелень);

· любые фрукты и сухофрукты кроме цитрусовых;

· хлеб белый, ржаной зерновой;

· фруктовые чай (кроме цитрусовых), овощные соки, отвар шиповника.

Профилактика бронхиальной астмы включает в себя устранение из окружающей среды больного возможных аллергенов, борьбу с профессиональными вредностями, курением, тщательную санацию очагов хронической инфекции (особенно в носоглотке). Выделяют два метода профилактики — предупреждение развития аллергии и профилактика хронических инфекций дыхательных путей. Профилактика астмы проводится в несколько этапов. В связи с этим различаем первичную, вторичную и третичную профилактику бронхиальной астмы.

Проблема реабилитации больных бронхиальной астмой, остается одной из самых значительных в пульмонологии. Это заболевание может стать причиной инвалидности, а иногда и драматичных исходов.

Благодаря санаторно-курортному лечению осуществляются специальные мероприятия, направленные на ликвидацию или уменьшение выраженности аллергических проявлений, восстановление или улучшение нарушенной функции дыхания, тренировку адаптационных механизмов организма, повышение его общей резистентности.

Обеспечение медикаментозного лечения

Медицинская сестра организует ингаляторный пероральный прием пациентами лекарственных средств,а также парентеральное введение назначенных препаратов.

Баллонные дозированные аэрозольные препараты применяются наиболее часто;ингаляция препарата в необходимой дозе и достижение наилучшего эффекта зависят от правильной техники ингаляции и применения спейсера

Как пользоваться карманным ингалятором?

· Необходимо принять положение стоя или сидя с упором на спинку стула

· Снять колпачок с мундштука

· Повернуть ингалятор вверх дном

· Сделать полный выдох через сомкнутые в трубочку губы

· Плотно охватить мундштук губами ,слегка запрокинуть голову

· Нажать дно ингалятора и одновременно сделать глубокий вдох через рот(обратите внимание больного на наличие медленного вдоха во время нажатия на баллончик).

· Задержать на несколько секунд дыхание

· Сделать медленный выдох,вынув мундштук изо рта

Не менее одного раза в день следует рекомендовать пациенту проводить очищение мундштука ингалятора.

Перед сестринскими вмешательствами необходимо провести опрос пациента или его родственников, провести объективное исследование — это позволит медицинской сестре оценить физическое и психическое состояние пациента, а так же своевременно выявить его настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую помощь ему и родителям. Сформировать план ухода.

Возможные проблемы пациента:

· нарушение дыхания из — за отека слизистой, бронхоспазма, гиперсекреции слизи, гипоксии;

· дефицит жидкости из — за гипервентиляции легких и недостаточного ее потребления;

· дискомфорт, связанный с необходимостью длительного лечения, нежелание принимать препараты;

· беспокойство, чувство тревоги, страх перед приступом;

· снижение переносимости нагрузок вследствие несоответствия поступления кислорода в организм его потребностям;

· социальная изоляция, вызванная вынужденным длительным пребыванием дома или госпитализацией;

· ограничение в выборе профессии;

· присоединение тяжелых осложнений.

Целью сестринского процесса является подготовка больного к дополнительным методам исследования, забора биологического материала (кровь, мокрота) для лабораторного исследования, выполнение врачебных назначений лечения больного, оказания доврачебной неотложной помощи, подготовки больного для консультации других специалистов.

Одной из основных задач медицинской сестры является обучение самопомощи и самоконтролю при бронхиальной астме.


· Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.


· Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.


· Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении астмы и предотвращать его.


· Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и пикфлоуметр, ингалятор, небулайзер.


· Помочь пациенту точно выполнить рекомендации врача, так как именно от этого зависит успех противоастматического лечения.

Медицинская сестра обязана обучить пациента самоконтролю и самопомощи при бронхиальной астме.Нужно объяснить и показать как нужно правильно пользоваться такими устройствами,как спейсер и пикфлоуметр, ингалятор, небулайзер.Очень важно объяснить пациенту,что нужно точно выполнять все рекомендации врача,так как от их успешного выполнения зависит дальнейшее состояние пациента.Нужно пациенту объяснить,как понять и различить признаки подступающего приступа,чтобы сразу же его предотвратить и нужно объяснить различия между базисным ингалятором и ингалятором,который является средством неотложной помощи.Ему должно быть объяснено,что базисный ингалятор пременяется только по назначению врача,а ингаляторы,которые являются средством неотложной помощи,пренимается во время приступа.

Благоприятного успеха в лечении и профилактике бронхиальной астмы можно достичь, только имея четкое представление о болезни, осмысленно выполняя рекомендации по нормализации и изменению образа жизни, придерживаясь правильного лечения, умея самостоятельно контролировать течение заболевания.

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: — ГЭОТАР — Медиа 2009. — 512 с.

2. Сестринское дело в терапии — ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. — 544 с.

3. Шапкин В.Е., Заздравнов А.А., Бобро Л.Н. Пасиешвили — Справочник по терапии с основами реабилитации — М.: — Феникс — 2007. — 275 с.

4. Медицинская сестра — Научно — практический и публицистический журнал — Издательский дом «Русский врач» — №1-2010, №5-2010.

5. Медсестра — Научно-практический журнал — Медиздат — №2-2011.

6. Ефстафьева О.Н.,Шкода И.А. «Сестринская деятельность при бронхиальной астме».Методические указания.

Ведущие патогенетические механизмы бронхиальной астмы. Классификация и этиологические формы заболевания. Клиническая картина и осложнения. Постановка диагноза, дифференциальная диагностика и принципы лечения. Современный подход к лечению обострений.

контрольная работа [34,5 K], добавлен 27.02.2010

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

Понятие и общее описание бронхиальной астмы, причины и предпосылки ее развития, клиническая картина и симптоматика, принципы диагностирования и построения схемы лечения. Профилактика данного заболевания и порядок проведения сестринского процесса при нем.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 21.11.2012

Этиология и патогенез заболевания «бронхиальная астма», воздействие производственных аллергенов. Классификация профессиональной бронхиальной астмы, её клиническая картина, осложнения и исходы. Диагностика, лечение и профилактика данного заболевания.

презентация [833,9 K], добавлен 08.11.2016

Этиология, диагностика и особенности лечения бронхиальной астмы. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса. Результаты обследования и лечения больных в стационаре, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

реферат [57,5 K], добавлен 30.10.2014

Основные клинические симптомы бронхиальной астмы как хронического воспалительного аллергического заболевания дыхательных путей. Этиология заболевания, классификация его форм. Сестринский процесс при бронхиальной астме (характеристика по периодам).

презентация [864,6 K], добавлен 13.12.2016

Историческая справка о бронхиальной астме. Определение и распространенность этого заболевания, этиология. Современная классификация факторов, влияющих на риск развития бронхиальной астмы. Ее клиника и симптомы, течение и прогноз. Диагностика и лечение.

реферат [48,8 K], добавлен 30.03.2014

Этиология возникновения и прогрессирования заболевания, его патогенез, роль аллергических реакций в развитии осложнений. Классификация форм бронхиальной астмы, ее клиническая картина и периоды протекания. Течение и осложнения болезни, ее лечение.

реферат [19,8 K], добавлен 18.11.2014

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Клиническая картина и стадии заболевания. Одышка, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке как основные симптомы бронхиальной астмы. Порядок действий медицинской сестры во время лечения бронхиальной астмы вне приступа и при приступе.

презентация [562,3 K], добавлен 28.12.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник