Меню Рубрики

Диплом на тему сестринский процесс при бронхиальной астме

Речь на защиту диплома «Сестринский уход при бронхиальной астме на стационарном этапе»: пример, образец, бесплатно, скачать

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Сестринский уход при бронхиальной астме на стационарном этапе».

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей ВКР – «Сестринский уход при бронхиальной астме на стационарном этапе».

Актуальность: Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.

Цель работы — определить особенности сестринского ухода при бронхиальной астме в стационаре.

Задачи данной работы Вы можете увидеть на данном слайде.

Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Причины возникновения на данный момент не выяснены, однако можно выявить 5 групп факторов, представленных на слайде.

Существует несколько вариантов классификации БА: в зависимости от этапа развития, клинико-патогенетических вариантов, по степени тяжести и по уровню контроля.

Основой принципов лечения БА является комплексная терапия, которая включает в себя обучение больных, оценка и мониторинг тяжести БА, элиминация триггеров или контроль их влияния на течение болезни, медикаментозная терапия для постоянного лечения, медикаментозная терапия для купирования обострений и диетотерапия. При этом в определении тактики лечения имеет значение фаза течения заболевания (обострение и ремиссия) и осложнение.

Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра.

Сестринский процесс при БА включает в себя 5 этапов, представленных на слайде.

Отдельно стоит упомянуть основные проблемы и специфику вмешательства, среди которых можно выделить проблемы удушья, дыхательной недостаточности, гипоксии, кашля с мокротой.

Далее приведем результаты исследования заболеваемости органов дыхания и БА по данным ГБУЗ КО « Юргинская городская больница», которые представлены на слайде.

По приведенным данным видно, что процент по заболеваемости почти одинаковый с тенденцией к снижением на 0,2% в 2016 году. Заболевание БА за данные период без динамики по численности население старше 18 лет. Как можно увидеть из последнего графика ситуация стабилизировалась, количество больных, обратившихся за помощью остается приблизительно на одном уровне.

На слайдах 11 и 12 представлены наблюдения из практики, представляющие анализ сестринских историй болезни пациентов, страдающих БА, на основе которых видны различия в оказании медицинской помощи

В результате изучение теоретического и практического материала были разработаны рекомендации по комплексу мероприятия для снижения воздействия аллергенов клещей домашней пыли, уменьшению контакта с пыльцой, устранению контакта с аллергенами грибов, а также выявлены особенности диеты при различных формах БА.

источник

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В УХОДЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ.docx — ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В УХОДЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 2»
Коломенский филиал
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
(ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В УХОДЕ И
ПРОФИЛАКТИКЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ
Выполнила
Специальность
34.02.01 Сестринское дело
(базовой подготовки)
Группа 492 «А»
Руководитель Лютенберг Наталья Сергеевна ­_____________
преподаватель первой квалификационной категории
Коломенский филиал
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2
К защите допустить
Заведующий отделом по учебно­воспитательной работе
Коломенский филиал_____________ Я.Е.Садофьева
Выпускная квалификационная работа выполнена
с оценкой ___________________________________
Дата защиты «____» _______________ 20___ г.
Секретарь ГЭК ______________________________ ­ ____________________
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1 этап. Сбор информации. 18
ВВЕДЕНИЕ
Бронхиальная астма – проблема мирового масштаба. От этого серьезного
заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей
она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ
может возникнуть в любом возрасте.
За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена
тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более
тяжелому течению.
Большинство медицинских работников, так или иначе имеют дело с
больными бронхиальной астмы. Но, к сожалению, часто после постановки
диагноза у пульмонолога в поликлинике или пульмонологическом отделении
больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отправляют домой,
не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше,
как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды
обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья
учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной
вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое
состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей
болезнью, его страх перед приступами удушья усиливаются невежеством и
несвоевременностью.
2

Бронхиальная астма у детей обычно развивается в раннем детстве. Более
чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам
признаки бронхиальной астмы могут исчезнуть.
Бронхиальная астма является после обструктивной болезни легких
второй по распространенности болезнью системы дыхания у человека.
Анализ причин смерти от бронхиальной астмы свидетельствует о
недостаточной базисной противовосполительной терапии у большинства
больных и несвоевременной оказанной неотложной помощи при обострении.
В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в
разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой.
В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как
хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое
воспаление дыхательных путей .
Необходимо подчеркнуть, что эти программы ВОЗ оказались одними из
наиболее эффективных. В настоящее время она используется как позитивная
модель в решении вопросов профилактики и лечения и других заболеваний, и
не только системы дыхания.
Эта инициатива ВОЗ исходила из того факта, что бронхиальная астма
является нарастающей проблемой. За исторически очень короткий отрезок
времени эта болезнь вошла в число наиболее часто регистрируемых
хронических заболеваний у детского возраста.
Уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В
реализации этого плана велика роль медицинской сестры. Сестринский
процесс при бронхиальной астме у детей имеет свою цель нормализации
состояния больного и последующего его обучения самостоятельному
удовлетворению своих ежедневных потребностей.
3

Цель дипломной работы:
­определение роли медицинской сестры при сестринском уходе за детьми с
бронхиальной астмой.
Предмет изучения:
­медицинская сестра, участвующая в уходе за детьми с бронхиальной астмой.
Объект исследования:
­сестринский уход при бронхиальной астме у детей.
Цель исследования:
­исследование особенностей сестринского ухода за ребенком, страдающим
бронхиальной астмой.
Задачи:
Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:
­этиологию и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы;
­клиническую картину и особенности диагностики бронхиальной астмы;
­принципы оказания первичной медицинской помощи при бронхиальной
астме;
­методы обследований и подготовку к ним;
­принципы лечения и профилактики данного заболевания (манипуляции,
выполняемые медицинской сестрой).
Для достижения данной цели исследования необходимо
проанализировать:
­два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при
осуществлении сестринского процесса у пациентов с данной патологией;
­основные результаты обследования и лечения описываемых больных в
стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.
Методы исследования:
4

­научно­теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;
­эмпирический ­ наблюдение, дополнительные методы исследования:
­организационный (сравнительный, комплексный) метод;
­субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);
­объективные методы обследования пациента (инструментальные,
лабораторные);
­биографические (изучение медицинской документации);
­психодиагностический (беседа).
Практическое значение дипломной работы:
Подробное раскрытие материала по данной теме позволит медицинской
сестре повысить уровень знаний родителей по вопросам профилактики
бронхиальной астмы у детей, что поможет снизить риск развития и
осложнения этого заболевания.
Данная работа включает в себя следующие разделы:
­Введение
­Теоретическую часть: несет информацию о этиологии, патогенезе,
классификации, клинической картине и диагностике.
­Практическую часть: основана на исследованиях, проведении анкетирования,
обработке результатов анкетирования и изложения основных рекомендаций
по уходу и профилактике бронхиальной астмы у детей.
­Заключение
­Список использованной литературы
­Приложения
5

1.БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА У ДЕТЕЙ
1.1.Характеристика заболевания
Бронхиальная астма(БА) – хроническое воспаление дыхательных путей,
в развитии которого ведущее место принадлежит аллергическим реакциям.
Заболевание характеризуется гиперреактивностью (повышенной
реактивностью) бронхов к различным факторам внешней среды и обратимой
бронхиальной обструкцией, обусловленной спазмом бронхов, повышенной
секрецией слизи, отеком стенки бронхов. Клинические проявления астмы —
приступы удушья, свистящее дыхание, кашель.
Бронхиальная астма — довольно распространенное заболевание, в
различных регионах России ею страдают 5—10% детей. Наиболее часто
заболевание начинается у детей в возрасте 2—5 лет, но может начаться в
любом возрасте.[8]6

Бронхиальная астма, начавшись в детстве, может продолжаться и в
зрелом возрасте. Бронхиальной астмой нельзя заразиться от других больных
астмой.
У некоторых детей к периоду полового созревания симптомы данного
заболевания исчезают, и родители решают, что ребенок «перерос» астму. Но
гиперреактивность бронхов сохраняется, даже при длительной ремиссии, так
что говорить о выздоровлении нельзя. Под воздействием множества факторов
внешней среды кажущееся равновесие может быть нарушено, и симптомы
заболевания вернутся в любое время.
Бронхиальную астму излечить нельзя, но можно лечить и предупредить
возникновение приступов, научиться контролировать развитие болезни, и
тогда пациенты смогут вести нормальный, активный образ жизни, учиться в
школе и заниматься спортом.[1]1.2.Этиология
Существует целый ряд факторов риска, способствующих возникновению
и развитию бронхиальной астмы у детей:
1.Наследственностьесли бронхиальной астмой страдает один из
родителей – вероятность возникновения астмы у ребенка составляет 25­30%,
если оба родителя – до 75­80%.
Атопическая бронхиальная астма – аллергическая бронхиальная астма.
Наличие у ребенка или членов его семьи аллергического заболевания
(атопический дерматит, пищевая аллергия) является сигналом: может
развиться бронхиальная астма. У 60% детей с бронхиальной астмой
родственники страдают аллергическими заболеваниями.[22]7

В первый год жизни детей аллергены чаще проникают в организм через
желудочно­кишечный тракт (пищевая аллергия), а у более старших детей
преобладают поллинозы. Зачастую причиной возникновения этого
заболевания становится патологическая реакция на домашнюю пыль, пыльцу
растений, лекарственные препараты и пищевые продукты.
Наиболее выраженной способностью провоцировать спазмы бронхов
обладают микроскопические клещи, обитающие в домашней пыли, коврах,
мягких игрушках и постельных принадлежностях. Высокую
сенсибилизирующую роль играют также пух и перо птиц в одеялах и
подушках, шерсть и слюна домашних животных (собак, кошек, морских
свинок, хомячков), сухой корм для аквариумных рыбок. Даже после
удаления животного из помещения концентрация аллергенов в квартире
снижается постепенно, на протяжении нескольких лет.[14]2.Экологический фактор: вдыхание с воздухом вредных веществ
(выхлопных газов, сажи, промышленных выбросов, бытовых аэрозолей) –
частая причина развития астмы вследствие иммунных нарушений в
организме. Немаловажным фактором риска развития астмы является
курение (для маленьких детей – пассивное курение, или нахождение вблизи
курящего человека). Табачный дым – сильный аллерген, поэтому если хоть
один из родителей курит, риск возникновения у ребенка астмы значительно
возрастает.
Причиной возникновения астмы в первые месяцы жизни малыша может
быть курение женщины при вынашивании ребенка, избыточное употребление
ею аллергизирующих продуктов (меда, шоколада, рыбы, цитрусовых, яиц и
т.д.), инфекционные болезни во время беременности и применение
лекарственных средств.[17]8

3.Факторы физического воздействия на организм (перегревание,
переохлаждение, физические нагрузки, резкая перемена погоды с перепадами
атмосферного давления) могут спровоцировать приступ удушья.
Бронхиальная астма может стать следствием психоэмоционального
напряжения ребенка (стресс, испуг, постоянные скандалы в семье, конфликты
в школе и др).
4.Отдельная форма заболевания – «аспириновая» астма: приступ удушья
возникает после употребления аспирина (ацетилсалициловой кислоты). Сам
препарат не является аллергеном. При его применении выделяются активные
биологические вещества, они и вызывают спазм бронхов. Возникновению
приступов может способствовать прием лекарственных препаратов в цветных
капсулах. а также продуктов, содержащих пищевые красители.
1.3.Патогенез
В основе патогенеза бронхиальной астмы лежит гиперреактивность
бронхов, являющаяся прямым следствием воспалительного процесса в
бронхиальной стенке. Гиперреактивность бронхов ­ это свойство
дыхательных путей отвечать бронхоспастической реакцией на разнообразные
специфические (аллергические) и неспецифические (холодный, влажный
воздух, резкие запахи, физическая нагрузка, смех и др.) стимулы,
индифферентные для здоровых людей.[18]Несвоевременно взятый под контроль воспалительный процесс в бронхах
способствует увеличению чувствительности бронхиального дерева к
разнообразным стимулам с развитием состояния хроничеcкой
гиперреактивности бронхов и прогрессированием признаков бронхиальной
обструкции. Неспецифическая гиперреактивность бронхов является
универсальным признаком астмы, чем выше гиперреактивность ­ тем тяжелее
бронхиальная астма.
9

Бронхоспастический ответ на антигенное воздействие протекает в две
фазы: раннюю и позднюю. В основе появления ранней реакции, развивающейся
через несколько минут после антигенной стимуляции, лежит бронхоспазм,
обусловленный выходом из тучных клеток биологически активных веществ
(гистамин, лейкотриены и др.). Поздняя реакция характеризуется повышением
неспецифической реактивности бронхов и связана с миграцией в стенку
бронхов клеток воспаления (эозинофилы, тромбоциты), выделением ими
цитокинов и развитием отека слизистой бронхов.1
У значительной части больных бронхиальной астмой изменение
реактивности и чувствительности бронхов происходит в результате
аллергической реакции в бронхиальном дереве. При бронхиальной астме
развиваются в основном аллергические реакции I, III и IV типов (по Cell и
Coombs).
1.4.Классификация
Согласно классификации бронхиальной астмы у детей различают
эпизодическое, легкое, среднетяжелое и тяжелое течение заболевания.2
Таблица1 – Классификация бронхиальной астмы
Признак
Эпизоди­
ческая
астма
Легкая
персисти­
рующая
астма
Тяжелая
персисти­
рующая
астма
Персисти­
рующая
астма
средней
степени
тяжести
1 — 5.Батаева Н.А. Санаторно-курортные факторы: классификация, механизмы
действия и лечение ими больных // Лечащий врач.-2012 -№2 –С.11-13.
2 — Самигулина Н.В. Формирование бронхиальной астмы у детей //Лечащий врач.
-2013. -№10.- С.38-40.
10

Дневные
симптомы
Ночные
симптомы
Ограниче­
ние
активности
ОФВ1
Начальное
лечение
Менее 2
раз в
неделю
Менее 2
раз в
неделю
Нет
Более 2 раз
в неделю
3­4раза в
месяц
Ежедневно
В течении
дня
Каждую
ночь
Более 1
раза в
неделю
Небольшое Умеренное Выраженное
Более 80% Более 80%
Ступень 1
Ступень 2
60­80%
Ступень 3
Менее 60%
Ступень 4­5
1.5.Клиническая картина
Заболевание может начинаться незаметно, с проявлений атопического
дерматита, плохо поддающегося лечению. Развивается бронхиальная астма
чаще у детей до трехлетнего возраста и чаще болеют мальчики.[9]Насторожить родителей и заставить предположить развитие у ребенка
бронхиальной астмы должны такие проявления:
­периодически возникающее свистящее дыхание;
­появление кашля, преимущественно в ночное время;
­появление кашля или свистящего дыхания после контакта с аллергеном;
­кашель со свистящим дыханием после эмоциональной или физической
нагрузки;
­отсутствие эффекта от противокашлевых препаратов и эффективность
противоастматических средств.[6]Основное проявление бронхиальной астмы – приступ удушья. Обычно
такой приступ появляется на фоне ОРВИ. Вначале затруднение при дыхании
может возникать при высокой температуре, кашле (особенно в ночное время),
насморке. Затем приступы затрудненного свистящего дыхания становятся
чаще, возникают вне связи с простудными заболеваниями – при
контакте с животным или при физической нагрузке, вблизи растений с резким
запахом или при перемене погоды.[16]При возникновении приступа бронхиальной астмы у детей затруднен
выдох. В норме продолжительность вдоха и выдоха одинакова по времени, а
11

при астме выдох вдвое длиннее вдоха. Дыхание учащенное, свистящее,
шумное, слышное на расстоянии. Грудная клетка во время приступа
несколько раздута, лицо приобретает багровый оттенок. Ребенок принимает
вынужденную позу: сидит, слегка наклонившись вперед, опираясь на руки,
голова втянута, плечики приподняты ( так называемая «поза кучера»). Вдох
короткий, не обеспечивающий поступление достаточного количества
кислорода. При длительном приступе может появиться боль в нижних
отделах грудной клетки, причиной которой является повышенная нагрузка на
диафрагму. Приступ может длиться от нескольких минут до нескольких
часов. Кашель при этом вначале сухой, мучительный, а затем может
выделяться густая, вязкая мокрота.
Порой развивается и нетипичная разновидность бронхиальной астмы –
кашлевой вариант: классический приступ удушья при этом не возникает,
симптомом болезни является мучительный кашель с густой и вязкой
мокротой, возникающий преимущественно в ночное время.
Дети старшего возраста жалуются на нехватку воздуха, а малыши плачут,
проявляют беспокойство. Приступ чаще развивается очень быстро, мгновенно
после контакта с аллергеном. Но у некоторых детей ему могут
предшествовать «предвестники»: заложенность носа, жалобы на зуд в горле,
кашель, высыпания на коже и кожный зуд, а также раздражительность,
сонливость или беспокойство.
Кислородное голодание тканей (в том числе и головного мозга)
способствует отставанию ребенка, страдающего бронхиальной астмой, в
интеллектуальном, физическом и половом развитии. Такие дети эмоционально
лабильны, у них могут развиваться неврозы.[4]1.6. Диагностика
Диагностика бронхиальной астмы у детей требует участия различных
специалистов: педиатра, детского пульмонолога, детского аллерголога­
иммунолога.
12

В комплекс инструментального обследования входит проведение
спирометрии (детям старше 5 лет), тестов с бронхолитиками и физической
нагрузкой (велоэргометрией), пикфлоуметрии, рентгенографии легких и
органов грудной клетки.3
Лабораторные исследования при подозрении на бронхиальную астму у
детей включают клинический анализ крови и мочи, общий анализ мокроты,
определение общего и специфических IgE, исследование газового состава
крови. Важным звеном диагностики бронхиальной астмы у детей служит
постановка кожных аллергических проб.
В процессе диагностики требуется исключение других заболеваний у
детей, протекающих с бронхообструкцией: инородных тел бронхов, трахео­ и
бронхомаляции, муковисцидоза, облитерирующего бронхиолита,
обструктивного бронхита, бронхогенных кист и др.4
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРОЙ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У
ДЕТЕЙ
Для своевременного выявления проблем ребенка и предупреждения
бронхиальной астмы медицинская сестра осуществляет доврачебное
обследование в рамках сестринского процесса, который предусматривает:
системный подход, учет индивидуальных особенностей ребенка, клиническое
3- 20.Скороходина О.В. Бронхомоторные тесты в клинической диагностике
бронхиальной астмы // Лечащий врач.-2012. -№2//том 5.- С.25-26.
4- 3.Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. Пособие для врачей / В.Н.
Гребенюк, С.Н. Денисова.- Москва: 2012. -145с.
13

мышление, использование стандартов профессиональной деятельности,
повышение компетентности, творческую активность.[13]2.1. Роль медицинской сестры в организации помощи пациентам детского
возраста с бронхиальной астмой в условиях поликлиники.
Больной с бронхиальной астмой наблюдается как узкими специалистами
(пульмонологами, аллергологами), так и врачами первичной медико­
санитарной помощи (участковым педиатром, врачом общей практики или
семейным врачом).[15]Диспансеризация детей в поликлинике обеспечивает:
­раннее выявление детей с бронхиальной астмой;
­контроль за детьми с бронхиальной астмой ­ в соответствии с
индивидуальным планом наблюдения и диспансерной группой;
­амбулаторное лечение заболевания;
­выявление и санацию очагов хронической инфекции;
­отбор детей с бронхиальной астмой для этапного лечения: в местных
санаториях, специализированных детских санаториях, в специализированных
детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях;
­организацию восстановительного комплексного лечения с проведением
мероприятий для повышения общей реактивности организма ребенка;
­оформление медицинских заключений для детей инвалидов с тяжелыми
формами бронхиальной астмы;
Организация динамического контроля и адекватного восстановительного
лечения в амбулаторно поликлинических условиях является основным звеном
профилактики обострений.[21]Наблюдение за состоянием больного и предварительная оценка его статуса
перед врачебным приемом – прямая задача медицинской сестры в
поликлинике. Медицинская сестра проводит осмотр пациента, опрос о
14

самочувствии, проведение пикфлоуметрии, пульсоксиметрии, оценка
функции внешнего дыхания.
Медицинская сестра самостоятельно может обучить пациента и его
родственников правильно использовать ингаляционные препараты и
устройства (спейсер, небулайзер), а также может обучить соблюдению
гипоаллергенной диеты, созданию гипоаллергенного быта, правилам ведения
дневника самоконтроля, для контроля над заболеванием.[11]Больные дети и их родители должны быть хорошо информированы о течении
заболевания и признаках болезни, уметь распознавать обострение
заболевания, оценивать выраженность соответствующих симптомов,
анализировать влияние факторов окружающей среды на течение заболевания
для этого врач назначает ведение дневника самоконтроля, а медицинская
сестра должна обучить правилам введения и контролировать его заполнение.
Дневник самоконтроля должен вести каждый пациент, страдающий
бронхиальной астмой и ежедневно заполнять его. Заполнение дневника может
дать очень ценную информацию о течении заболевания для лечащего врача.
Дневник помогает пациенту самостоятельно управлять болезнью, и
распознавать приступы удушья и предупреждать их.
Обучение родителей созданию гипоаллергенного быта является важным
этапом в организации ухода за детьми с БА.
Гипоаллергенная диета должна быть индивидуальной, с исключением из
рациона аллергенных продуктов, специфичных для данного больного.
Астма­школа ­ это форма образования пациентов и их родителей,
включающая циклы лекций и практических занятий, необходимых для
повышения уровня знаний о болезни, приобретения навыков самопомощи и
самоконтроля, психологической коррекции поведения больного и членов
семьи. В обязанности медицинской сестры входит наблюдение посещаемости
больным Астма­школы.[24]15

Для выявления индивидуальной чувствительности организма к аллергенам, в
поликлинике специально обученная медицинская сестра по назначению врача
аллерголога проводит кожные аллергологические пробы методом
скарификации или уколочным методом, аппликационные пробы. Можно
проводить детям любого возраста с 6 месяцев.
Подготовка к кожным пробам: ­ за неделю до кожных проб отменить прием
антигистаминных препаратов; ­ за 2 недели отменяются любые формы
глюкокортикоидов (таблетки и мази), при невозможности полной отмены врач
должен откорригировать дозу препарата; ­ нет необходимости приходить
натощак. Диагностика пищевой аллергии целесообразна, т.к 90% детей
реагируют только на 1­2 пищевых аллергена. Встречаются
ложноотрицательные пробы.
По результатам кожных проб можно: подобрать диету для ребенка с БА;
уточнить наличие аллергии к бытовой пыли; определить аллерген,
вызывающий обструкцию при БА.
2.2. Роль медицинской сестры в организации помощи пациентам детского
возраста с бронхиальной астмой в условиях стационара.
Госпитализация больных бронхиальной астмой для лечения обострения,
коррекции сопутствующих заболеваний и углубленного обследования
осуществляется в специализированные отделения много профильных
стационаров или объединенных больниц, в стационарные отделения
республиканских, краевых, областных и городских, межрайонных
пульмонологических или аллергологических центров.[7]16

Показания для госпитализации детей, больных БА.
При обострении бронхиальной астмы у детей направление на
стационарное лечение показано при следующих ситуациях:
­невозможность или неэффективность (в течение 1–3 ч) лечения в домашних
условиях;
­выраженная тяжесть состояния больного;
­детям из группы высокого риска осложнений и при необходимости
установления природы обострений и подбора средств терапии при впервые
возникших приступах удушья.[12]
В задачи медицинской сестры при организации ухода в условиях
стационара входит выявление и решение проблем больного ребенка.
В сестринском процессе выделяют следующие этапы:
1) Обследование, проводимое лично медицинской сестрой. Данный этап
характеризуется сбором первичной информации посредством диалога с
пациентом. Устанавливаются его жалобы, пожелания, привычки,
проблемы. Налаживается тесный психологический контакт, который
является важной составляющей ухода.
2) Сестринская диагностика. На следующем этапе медицинская сестра
должна выяснить абсолютно все физиологические проблемы, с
которыми столкнулся ее пациент. Определить факторы, которыми они
были спровоцированы. В силу своих обязанностей найти оптимальное
решение этих проблем.
3) Составление плана ухода. Третий этап ухода очень важен, поскольку
именно на нем происходит фиксация и определение всех тех действий,
которые предпримет медицинский работник, начав свою
непосредственную деятельность.
4) Реализация плана по уходу. Этап, где происходит реальная работа
медицинской сестры, в ходе которой и оказывается вся необходимая
помощь, согласно заранее составленному плану.
17

5) Оценка сестринского наблюдения – анализ достижения целей, степени
успешности ухода, выявление нерешенных проблем или неожиданных
результатов, определение соответствующих действий.
Рассмотрим подробнее реализацию сестринского ухода и его особенностей
при бронхиальной астме у детей.
1 этап. Сбор информации
Субъективные методы обследования:
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
История(анамнез) заболевания: начало острое с повышением температуры
тела.
История(анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и
родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка
(дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды
свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние
часы.
Объективные методы обследования:
Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган,
вынужденная поза – сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край
стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные
свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа,
набухание шейных вен, кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой.
При аускультации – сухие свистящие и влажные хрипы.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
У пациента с бронхиальной астмой нарушаются потребности:
поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы: обусловленные бронхоспазмом, отеком слизистой
оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, с
участием в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия, кашель
с вязкой мокротой.
18

Потенциальная проблема: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса,
сердечной недостаточности.
3­4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в
стационаре
Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допускать развития
осложнений.
Сестринский процесс при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечить организацию и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и/или с его
родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и
профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре,
выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание режима щажения центральной нервной системы(ЦНС) и органов
дыхания. Расширение знаний.
2.Обеспечить организацию и контроль питания
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: проведение беседы с пациентом/родителями об
особенностях гипоаллергенной диеты, необходимости ее строгого
соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей. Профилактика обострений.
3.Организация досуга
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку
любимые книги, игры и др.
19

Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима.
4.Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и
регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья;
соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
5.Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме
пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения
гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое
сменное белье.
Мотивация:
Удовлетворить потребности быть чистым.
6.Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям
необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с
пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов.
Научить пациента и/или родителей правилам применения ДАИ
(дозированный ингалятор) и других устройств для ингаляций, методике
проведения пикфлоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей.
Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и
20

необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку
пациентам и родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных
показателей. Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий
лекарственных препаратов.
7.Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на
лечение
Реализация плана:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение
температуры тела утром и вечером; контроль ЧДД, ЧС; наличия и характера
одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении
общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и
профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия,
пациент выписывается под наблюдение педиатра, пульмонолога и аллерголога
в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об
особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о
необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех
рекомендаций.[10]Ребенок должен быть обеспечен индивидуальным ингалятором,
соответствующим его возрасту и индивидуальным потребностям.
21

Эффективность лечения во многом определяется правильным выбором
средства доставки и технике ведения лекарственного средства, поэтому в
обязанности медицинской сестры входит обучение больных этим правилам.
При использовании дозированного ингалятора требуется синхронизация
между нажатием на баллончик, который выбрасывает аэрозоль, и вдохом
ребенка. Для предотвращения технических ошибок рекомендуют применение
ДАИ со спейсером, что значительно снижает депозицию препарата в полости
рта и глотки.
Порошковый ингалятор удобен при использовании детьми, так как он
является ингалятором низкого сопротивления (требует небольшого усилия
вдоха) , обеспечивает высокий процент попадания в легкие.
Доставку препарата с помощью небулайзера осуществляют в течение 5–10
мин. При этом отсутствует необходимость в синхронизации вдоха,
осуществляется непрерывная подача лекарства с помощью компрессора, чем
обеспечивается быстрая доставка лекарственного препарата в дыхательные
пути.
2.3.Анализ роли медицинской сестры в проведении профилактики
бронхиальной астмы.
Анализ статистических данных по заболеваемости бронхиальной астмы.
Нами был проведен анализ статистических данных по заболеваемости
бронхиальной астмой за 2012 – 2015 год. Статистика представлена на
рисунке 1.
22

Рисунок1 ­ Динамика показателя наглядности заболеваемости
бронхиальной астмы у детей за 2012 – 2015гг.
23

При анализе данных о заболеваемости бронхиальной астмой у детей за
последние 4 года отмечается тенденция роста общей заболеваемости. Вместе
с тем отчетливо виден скачок показателей с 2014 по 2015 г.
Таким образом, анализ заболеваемости БА за период с 2012 года по 2015
год, подтверждает данные литературы о росте числа детей больных астмой.
Анализ степени информированности пациентов и их родителей по вопросу
третичной профилактики.[23]То, как пациент переносит свое заболевание и оценивает оказанную ему
медицинскую помощь, влияет знание профилактических мер, улучшающих
контроль бронхиальной астмы и предупреждение прогрессирования и
неблагоприятного исхода болезни.
Чтобы выявить уровень знаний пациентов и их родителей по вопросу
третичной профилактики бронхиальной астмы, нами было проведено
исследование. Исследование проводилось методом анкетирования, в нем
приняли участие 12 респондентов – пациенты, родители детей с бронхиальной
астмой в возрасте от 3 до 13 лет.
Таблица1­ Элиминационные мероприятия
24

Блюда
Разрешенные
Запрещенные
Овощи
Любые свежие и
консервированные овощи без
добавок
Хлебо­ булочные
изделия
Блюда из круп
Хлеб, булочки из рисовой,
маниоковой, соевой,
картофельной муки,
кукурузного крахмала, муки
из корневищ, маранты,
рисовые вафли и палочки,
маисовые лепешки, мучные
смеси без глютена
Воздушный рис и другие
блюда из риса, воздушная
кукуруза
Изделия, готовые картофельные
салаты, готовые рисовые смеси
Панированные, запеченные или
тушенные в соусе овощи (за
исключением приготовленных с
добавлением в рацион муки и круп),
готовые продукты из овощей и
салаты
Изделия, содержащие пшеницу,
рожь, ячмень, овес, отруби,
проростки, солод, просо, гречневую
крупу, сухое печенье, хрустящие
ржаные хлебцы, сухари, панировка,
пщеничный крахмал
Готовые изделия из круп: супы­пюре
с добавлением пшеничной муки,
манная, овсяная
25

Важная роль в организации сестринской помощи пациентам с
бронхиальной астмой, отводится проведению профилактической работы.
Третичная профилактика включает в себя: элиминационные
мероприятия, ведение самоконтроля, медикаментозную терапию, аллерген­
специфическую иммунотерапию.
В элиминационные мероприятия входит гипоаллергенная диета и
гипоаллергенный быт. (см. таблицу 1 на 23странице)
Пациентам и их родителям была предложена анкета, ответы на вопросы в
которой позволили получить следующие результаты.
На вопрос: «Источники получения информации по бронхиальной астме?» 38%
респондентов с БА получают информацию по заболеванию от беседы с
врачом, 31% ­ интернет, 17% ­ беседа с медсестрой, и 14% ­ памятки.
Результат опроса представлен на рисунке 2.
Источники получения информации побронхиальной астме

14%
31%
38%
17%
беседа с врачом
беседа с медсестрой
интернет
памятки
Рисунок2 – Информация о заболевании БА
Из этого следует, что большой процент респондентов получают
информацию по БА из интернета, что может указывать на искаженные
сведенья о заболевании.
26

Медицинская сестра должна проводить разъяснительные работы по
предложению получения информации от медицинских работников.
У ребенка с БА обострения заболевания могут вызвать как внешние
аллергены, так и аллергены помещений.
На вопрос: «Известны ли вам факторы, которые по вашему мнению в
большей степени способствуют обострению?» 7% респондентов ответили, что
влияет холодный воздух на обострение, 13% ­ ОРВИ, 20% ­ физические
нагрузки, а 60% ­ под воздействием различных аллергенов. Среди них
наиболее частыми являются домашняя пыль, эпидермальные аллергены
животных и птиц, пыльца растений, плесневые грибы(см. рисунок 3).
Факторы,
способствующие
возникновению
бронхиальной
Внешние
Внутренние
27

Антигены и
(аллергены)
гаптены
неаллергическо
Факторы
й природы
Хроническое
воспаление
дыхательных
путей
Гиперреактивн
ость бронхов
Бронхиальная
обструкция
Развитие
удушья –
приступ
астмы
бронхиальной
28

Рисунок3 ­ Факторы, способствующие обострению БА
Одним из основных факторов обострения являются аллергены.
Вследствие исключения прогрессирования болезни следует создать
гипоаллергенный быт, что позволит контролировать астму.
Положительное влияние на течение БА оказывает индивидуально
подобранная диета с исключением из рациона аллергенных продуктов,
специфичных для данного больного.
На вопрос: «Придерживаетесь ли вы гипоаллергенной диеты?» 8%
респондентов ответили, что не придерживаются, а 92% ответили, что
придерживаются. (см. рисунок 4)
Соблюдение гипоаллергенной диеты
8%
92%
придерживаются
не придерживаются
Рисунок 4 ­Гипоаллергенная диета
Гипоаллергенная диета является важным компонентом у детей с
пищевой аллергией, поэтому соблюдение ее предотвращает развитие
обострений БА.
Соблюдение гипоаллергенного быта максимально устраняет контакт с
аллергенами, это позволяет предотвратить возникновение приступа БА.
29

На вопрос: «Соблюдаете ли вы гипоаллергенный быт?» 25%
респондентов ответили, что они не соблюдают гипоаллергенный быт, а 75%
соблюдают. (см. рисунок 5)
Соблюдение гипоаллергенного быта
25%
75%
соблюдают
не соблюдают
Рисунок5­ Гипоаллергенный быт
Таким образом, изучив элиминационные мероприятия, было выявлено,
что в обязанности медицинской сестры входит проведение разъяснительной
работы о соблюдении гипоаллергенной диете и созданию гипоаллергенного
быта.
Воздействие табачного дыма на дыхательные пути приводит к
формированию БА. Для больных астмой людей, очень важно отказаться от
курения и избегать любого контакта с табачным дымом, так как это приводит
к возникновению приступа БА.
30

На вопрос: «Знаете ли вы о негативном влиянии курения на
бронхиальную астму?» 25% респондентов ответили, что им не известно о
влиянии курения, 75% ответили, что знают. (см. рисунок 6)
Влияние курение на БА
25%
75%
известно об этом
не известно
Рисунок6 ­ Влияние курения на БА
Респондентам, которым не известно о влиянии курения на БА, провести
просветительную работу по борьбе с курением.
Осуществление самоконтроля больных бронхиальной астмой
чрезвычайно важный момент в проведении качественного лечения болезни и
предупреждения возникновения ее осложнений. Самоконтроль больного
бронхиальной астмы включает в первую очередь измерение показателей
максимальной скорости потока выдыхаемого воздуха, который позволяет
оценить степень сужения просвета бронхов, а значит уровень контроля астмы
и эффективность предпринимаемого лечения.[2]На вопрос: «Известны ли вам методы самооценки и самоконтроля
заболевания в домашних условиях?» 8% респондентов ответили, что им
неизвестно, а 92% ответили – известно. (см. рисунок 7)
31

8%
неизвестно
известно
92%
Рисунок7 ­ Методы самооценки и самоконтроля
заболевания в домашних условиях
Дневник поможет отслеживать возбудителей астмы и соблюдать все
предписания врача.
На вопрос: «Ведете ли вы дневник самоконтроля?» 8% респондентов
ответили, что не ведут, а 92% ответили, что ведут дневник самоконтроля. (см.
рисунок8)
8%
ведут записи в дневнике
не ведут записи в дневнике
92%
Рисунок8 ­ Ведение дневника самоконтроля
32

Дневник самоконтроля помогает оценить эффективность лечения,
позволяет самостоятельно управлять болезнью, и распознавать приступы
удушья и предупреждать их.
Для ведения дневника самоконтроля необходим пикфлоуметр.
Пикфлоуметр оценивает степень бронхиальной обструкции. Регулярное
измерение показателей пикфлоуметрии даст возможность контролировать
эффективность терапии.
На вопрос: «Проводите ли вы пикфлоуметрию7» 5% респондентов
ответили – периодически, 47% ­ 2 раза в день, 48% ­ 1 раз в день. (см. рисунок
9)
5%
48%
переодически
2 раза в день
1 раз в день
47%
Рисунок9­ Проведение пикфлоуметрии
Большинство респондентов проводят пикфлоуметрию 1 раз в день.
Каждому больному рекомендована ежедневная пикфлоуметрия, 2 раза в день,
утром сразу же после сна, или рано утром, если пациент просыпается от
удушья, и вечером перед сном.
Пикфлоуметрия является одним из методов диагностики и контроля
над течением бронхиальной астмы.
На вопрос: «Знаете ли вы значение проведения пикфлоуметрии?»17%
респондентов ответили, что не знают значение проведения пикфлоуметрии,
41% ответили – для оценки тяжести приступа, 42% ответили ­ для контроля
состояния. (см. рисунок10)
33

42%
17%
41%
Кв. 1
для оценки тяжести
приступа
для контроля
состояния
Рисунок10 ­ Значение проведения пикфлоуметрии
Ознакомить респондентов, которым не известно значение проведения
пикфлоуметрии и объяснить, что пикфлоуметрия очень важна для пациентов
с бронхиальной астмой, именно она позволяет оценить эффективность
проводимой терапии.
Одним из разделов профилактики является проведение базисной
терапии, направленной на снижение аллергического воспаления слизистой
бронхов и предотвращение обострений.
На вопрос: «Какими препаратами вы пользуетесь для профилактики
приступов БА?» 6% респондентов ответили, что тербуталин, 7% ­ ипратерол,
20% ­ будесонид, 20% ­ беродуал, 20% ­ серетид, а 27% ­ сальбутамол. (см.
рисунок 11)
В настоящее время для проведения базисной терапии используют:
Будесонид, Сальбутамол, Серетид, Беродуал. Чаще пользуются
Сальбутамолом для профилактики приступов БА. Препараты, используемые
респондентами современны.
34

тербуталин
27%
ипратерол
6%
7%
будесонид
беродуал
серетид
20%
сальбутамол
20%
20%
Рисунок11­ Препараты для профилактики приступов БА
Для оказания эффективного воздействия на бронхиальное дерево
препараты должны быть правильно доставлены. Наиболее эффективным
является небулайзер.
На вопрос: «Какими средствами доставки вы пользуетесь?» 6%
респондентов ответили, что пользуются порошковым ингалятором, 11%
используют ДАИ со спейсером, 39% применяют ДАИ, а 44% респондентов
ответили, что пользуются небулайзером. (см. рисунок 12)
6%
11%
44%
порошковый ингалятор ДАИ со спейсером ДАИ небулайзер
39%
35

Рисунок12 ­Выбор средств доставки
При анализе рисунка 12 видно, что лидирующим средством доставки
является небулайзер, он обеспечивает быструю доставку лекарственного
препарата в дыхательные пути.
Анализ результатов исследования
1. Проведенный анализ исследования показал, что уровень знаний пациентов и
их родителей по вопросам третичной профилактики БА достаточно высокий.
Высокая степень информированности пациентов, и регулярная
профилактическая самодиагностика способствуют контролируемости
симптомов БА. Наиболее контролируемые симптомы заболевания у тех
пациентов, которые одновременно и хорошо информированы о заболевании, и
ежедневно утром и вечером выполняют пикфлоуметрию, регистрируя
показания в дневник самоконтроля.
2. Однако выявлен недостаток знаний в методах самоконтроля и соблюдению
гипоаллергенной диеты, гипоаллергенного быта.
3. Необходимо данную категорию респондентов информировать путем
индивидуальных бесед, разъяснительных работ и с помощью распространения
буклетов и памяток.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние годы в России, отмечается устойчивая тенденция к
увеличению заболеваемости бронхиальной астмой у детей и ее более
тяжелому течению.
Бронхиальная астма является одним из наиболее тяжелых хронических
заболеваний органов дыхания у детей.
Проведен анализ научно ­ теоретических источников по данной теме.
36

Выявлено, что БА имеет большую распространенность, а в последние
годы положение еще более усугубилось, увеличилась частота заболеваний
астмой и тяжесть ее протекания. В настоящее время астму можно хорошо
контролировать. Это достигается благодаря использованию комплексной
программы, которая включает: обучение пациента; выявление факторов риска
и прекращение контакта с ними; оценку состояния, лечение и
мониторирование БА; лечение обострений БА.
В результате исследования была определена роль медицинской сестры в
организации помощи детям с БА в условиях поликлиники и стационара.
Выявлено, что медицинская сестра в условиях поликлиники
контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет
разъяснительную работу, убеждая их проходить необходимые курсы лечения.
Проводит беседы с пациентами и родственниками о его заболевании, о
соблюдении диеты, элиминационных мероприятиях, обучает методам
самоконтроля, контролирует прохождение диспансеризации и посещение
врача.
Роль медицинской сестры в организации помощи детям в условиях
стационара заключается в своевременном выявлении проблем пациента, и
правильной организации ухода. Так же в обязанности медицинской сестры
входит подготовка больного к дополнительным методам исследования, забор
биологического материала для лабораторных исследований, оказания
доврачебной неотложной помощи.
Степень информированности респондентов по третичной профилактике
довольно высокая, однако имеется недостаток знаний в области самоконтроля
и проведении элиминационных мероприятий.
Медицинская сестра должна информировать пациентов и их
родственников путем проведения индивидуальных бесед, разъяснительных
работ и с помощью распространения буклетов.
37

С целью повышения информированности пациентов и их родителей, нами
были разработаны практические рекомендации по третичной профилактике
БА, что поможет им восполнить недостаток знаний в области самоконтроля и
способах проведения элиминационных мероприятий.
Информация в составленной брошюре по профилактики БА может быть
использована студентами медицинского колледжа, в учебной и практической
деятельности.
Работа над дипломной работой помогла глубже понять материал и стала
очередным этапом совершенствования моих навыков и знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ачкасов Е. Е. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов
дыхания. – М.: Триада, 2011. – 100 с.
2.Андреева И.П. Методы самоконтроля при бронхиальной астме­ 2014. –
Режим доступа: http://www.lung­all.ru/methods­of­self­control
38

3.Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. Пособие для врачей / В.Н.
Гребенюк, С.Н. Денисова. –Москва: 2012. ­ 145 с.
4.Балаболкин И.И. Современные проблемы детской аллергологии. Педиатрия.
1998, 4, 92­94с.
5.Батаева Н.А. Санаторно­ Курортные факторы: классификация, механизмы
действия и лечение ими больных // Лечащий врач. – 2012. ­ № 2. – С.
11 ­ 13.
6.Баранов А.А., Шиляев P.P., Чемоданов В.,В. и др. Болезни детей раннего
возраста. М.­Иваново, 2012
7.Бишарова А.С. Современные подходы к базисной терапии бронхиальной
астмы у детей раннего возраста / И.Н. Сормолотова // Лечащий врач. ­2013. ­
№ 5. – С. 63 – 65
8.Бородина А.А. Характеристика тяжелой бронхиальной астмы у детей //
Лечащий врач. – 2013. ­ № 6. – С. 36­37.
9.Белоусов Ю.Б., Омельяновский В.В. Клиническая фармакология органов
дыхания у детей. Руководство для врачей. М. «Универсум Паблишинг», 2014,
176 с.
10.Васютин А. М. Бронхиальная астма. Психологическая профилактика. –
Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 94 с
11.Гитун Т.В. Лечение бронхиальной астмы. Новейшие медицинские
методики. – М.: Эксмо, 2013. ­ 320 с.
12.Кириллов Ю.А. Полипозный риносинусит и бронхиальная астма:
взаимосвязь и лечение// Лечащий врач. – 20011. ­ №4. – С. 10.
39

13.Кириллов Ю.А. Неотложная терапия бронхиальной астмы у
детей//Лечащий врач. – 20011. ­ №4. – С. 46­47.
14.Кривова Н.В. Статистические данные по БА у детей в России­ 2012. –
Режим доступа: http://yadishu.com/asthma/obschee/statistika­bronhialnoy­astmyi­
v­rossii.html
15. Новик Г.А. Бронхиальная астма у детей // Лечащий врач. 2011г. ­№4. – с. 5
– 7.
16.Новиков Н.Д./Бронхиальная астма у детей: факторы риска, симптомы и
лечение: 2014. – Режим доступа: http://www.aif.ru/health/leksprav/1151752
17.Пыцкий В.И., Адрианова Н.В., Артомасова А.В. Аллергические
заболевания. М. «Медицина», 1991. 367 с.
18.Под ред. Рачинского С.В., Таточенко В.К. М. Болезни органов дыхания у
детей. Руководство для врачей. «Медицина», 1987, 495 с.
19. Самигулина Н.В. Формирование бронхиальной астмы у детей // Лечащий
врач. – 2013. ­ № 10. – с. 38 ­40.
20.Скороходина О.В. Бронхомоторные тесты в клинической диагностике
бронхиальной астмы // Лечащий врач. – 2012. ­ № 2 // том 5. – С. 25 – 26.
21.Чучалин А.Г. Национальная программа. Бронхиальная астма у детей.
Стратегия лечения и профилактика/ Волков И.К., Геппе Н.А. – Москва., 2011.
– 183 с.
22.Шамов Б.А. Современные особенности атопического дерматита и
бронхиальной астмы у детей / С.Н. Денисова, Т.Г. Маланичева – Казань: 2010.
­ 327 с.
23.Шушкин В.Н. Бронхиальная астма: новое в лечении // Вопросы
современной педиатрии. – 2013. ­ № 5. – С. 80 – 85.
24. Шалов Р.А. Профилактика бронхиальной астмы: 2007­2014. – Режим
доступа: http://www.polismed.ru/astma­post004.html
40

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
41

Анкета!
1.Укажите ваш пол:
­жен ­муж
2.Сколько вам лет: __________________________________________
3.Состоите ли вы на диспансерном учете?
­да ­нет
4.Посещаете ли вы Астма ­ школу?
­да ­нет
5.Известно ли вам о дневнике самоконтроля?
­да ­нет
6.Какими препаратами Вы пользуетесь для профилактики приступов
бронхиальной астмы?
___________________________________________________________
7.Какими средствами доставки Вы пользуетесь?
­ дозированный аэрозольный ингалятор(ДАИ)
­ ДАИ со спейсером
­ небулайзер
­ порошковые ингаляторы
8.Обучали ли вас пользоваться небулайзером?
­да ­нет
9.Проводите ли вы пикфлоуметрию?
­2 раза в день
­1 раз в день
­периодически
­только во время приступа
­не пользуюсь
­другое_____________________________________________________
42

10.Знаете ли вы значение проведения пикфлоуметрии?
­ для оценки тяжести приступа
­ для контроля состояния
­ не знаю
11.Известны ли вам методы самооценки и самоконтроля заболевания в
домашних условиях?
­да ­нет
12.Регистрируете ли вы показания в дневнике самоконтроля?
­да ­нет
13.Известны ли вам факторы, которые по вашему мнению в большей степени
способствуют обострению?
­физические нагрузки
­эмоциональное напряжение
­холодный воздух
­ОРВИ
­аллергены (шерсть животных, пыльца растений, грибковые аллергены)
14.Используете ли вы в быту гипоаллергенную бытовую химию?
­да ­нет
15.Знаете ли вы о негативном влиянии курения на бронхиальную астму?
­да ­нет
16.Умеете ли вы применять средства доврачебной самопомощи при появлении
симптомов?
­да ­нет
17.Придерживаетесь ли вы гипоаллергенной диеты?
­да ­нет
18.Боритесь ли вы с клещами домашней пыли?
­да ­нет
19.Знаете ли вы об экологии жилья и используете ли вы в быту очистителями
43

воздуха?
­да ­нет
20.Известно ли вам, что в излишне влажном помещении развиваются грибы
плесени, которые так же являются фактором развития бронхиальной астмы?
­да ­нет
21.Знаете ли вы, что одной из самых распространенных аллергий является
аллергия на пыль?
­да ­нет
22.Знаете ли вы как часто нужно проводить влажную уборку в квартире и в
детской комнате при бронхиальной астме?
­да ­нет
23.Знаете ли вы, что аллергическая реакция может проявиться на пыльцу
цветущих деревьев, трав или сорняков, разносимую ветром?
­да ­нет
24.Имеете ли вы дома или в машине кондиционер со специальными
противопыльцевыми фильтрами?
­да­нет
25.Как часто вы посещаете пульмонолога?
­1 раз в полгода
­1 раз в год
­1 раз в 2 года
­другое_____________________________________________________
26.Как часто вы проходите диспансеризацию?
­2 раза в год
­4 раза в год
­другое_____________________________________________________
27.Источники получения информации по бронхиальной астме?
­беседа с врачом
44

­беседа с медицинской сестрой
­памятки
­интернет
­школа для пациентов
­другое___________________________________________________
28.Нуждаетесь ли вы в дополнительной информации о заболевании?
­да ­нет
29.Откуда вы предпочли бы получать дополнительную информацию?
­журналы
­индивидуальные беседы
­интернет
­лекции
­медицинские книги
­другое___________________________________________________
45

Приложение Б
Таблица 1 – Форма ведения дневника самоконтроля
Объективные и
субъективные данные

20.09.2016
Хорошее
Дата
21.09.20016
Хорошее
22.09.2016
Хорошее
8ч, хороший
8ч, хороший
7ч, беспокойный
Хороший
Хороший
Удовлетворительный
62 удар/мин
72 удар/мин
10 удар/мин
60 удар/мин
72 удар/мин
62 удар/мин
72 удар/мин
10 удар/мин
60 удар/мин
72 удар/мин
68 удар/мин
82 удар/мин
14 удар/мин
90 удар/мин
108 удар/мин
1.Самочувствие
2.Сон
3.Аппетит
4.Пульс в минуту
лежа
стоя
разница
до тренировки
после тренировки
5.Масса тела
65 кг
64,5 кг
65,6 кг
6.Тренировочные нагрузки Ускорение 8х30 м,
бег 100 м,
темповый бег
6х200 м
7.Нарушение режима
Ускорение 8х30 м,
бег 100 м,
темповый бег
12 мин
Был на дне
рождения, выпил
8.Болевые ощущения
Нет
Нет
Тупая боль в области
9.Спортивный результат
Бег 100 м за 14,2с
печени
Бег 100 м за 14,8с
46

Приложение В
Таблица 2­ Схема диспансерного наблюдения детей
47

Цель осмотра
Оценка развития, общий анализ крови, мочи и кала на
я/г – 1 раз
Предупреждение патологии зрения
Осмотр специалиста
Педиатр ­1раз в год
Окулист ­1 раз в год
Стоматолог­ 1 раз в год Профилактика стоматологический заболеваний
Невролог ­1раз
Хиург­ортопед ­1раз
ЛОр­врач ­1раз
Логопед и психолог –
1раз
Оценка готовности к детскому саду, выявление
хронических заболеваний, определение группы здоровья
Возраст
3 года
При
поступлении
в детский
сад.
дополнительн
о
4 года
5 лет
6 лет
Педиатр и стоматолог
­1раз в год, др.
специалисты по
показаниям
Педиатр и стоматолог
­1раз в год, др.
специалисты по
показаниям
Педиатр ­1раз в год
ЛОР­врач ­ 1раз в год
Невролог ­1раз в год
Стоматолог ­1 раз в год
Хирург ­1раз в год
Ортопед ­1раз в год
7 лет
Педиатр – 1раз в год
ЛОР­врач ­ 1раз в год
Невролог ­1раз в год
Стоматолог ­1 раз в год
Хирург ­1раз в год
Ортопед ­1раз в год
Оценка развития, определение группы здоровья, общий
анализ крови, мочи и кала на я/г – 1раз
Оценка развития, определение группы здоровья, общий
анализ крови, мочи и кала на я/г – 1раз
Оценка развития, определение группы здоровья, общий
анализ крови, мочи и кала на я/г – 1раз
Оценка готовности к школе, выявление и профилактика
хронических заболеваний, разработка индивидуальной
подготовки к школе
Оценка развития, определение группы здоровья,
оформление медицинской документации для
поступления в школу.
Общий анализ крови, мочи и кала на я/г – 1раз
Выявление и профилактика хронических заболеваний,
оценка готовности к школе
48

Приложение Г
Таблица3 ­ Нормальная частота дыхания у детей
49

источник

Читайте также:  Продолжительность заболевания бронхиальной астмой