Меню Рубрики

Динамическое наблюдение за пациентом с бронхиальной астмой

Детский организм очень уязвим к развитию различных заболеваний, в том числе и к бронхиальной астме. Недуг представляет собой хронический воспалительный процесс, который протекает с периодами ремиссий и обострений. Из-за того, что приступ может возникнуть внезапно, диспансерное наблюдение является необходимым для детей с бронхиальной астмой. Диспансеризация поможет предотвратить развитие серьезных осложнений и вовремя купировать приступы.

Краткое содержание статьи

Одну из важнейших ролей в развитии данного недуга играет наследственность. Если кто-то из родственников страдает от данного заболевания, то есть большая вероятность, что у ребенка могут также проявиться симптомы болезни. Существуют такие факторы, способствующие развитию бронхиальной астмы:

  • внутренние факторы: ожирение, генетика, пол;
  • внешние факторы: наличие аллергена, инфекции, контакт с табачным дымом, загрязнение воздуха, неправильное питание.

Если на внутренние факторы человек практически не в силе повлиять, то оградить себя от внешних можно постараться. В доме следует поддерживать чистоту, ведь это убережет от влияния пылевого клеща и различной плесени. Также не стоит заводить домашних животных и не допускать появления тараканов. Во время цветения растений следует принимать противоаллергенные препараты и избегать контакта с пыльцой. Необходимым условием является и ограждение от табачного дыма. Правильный рацион питания поможет укрепить иммунитет и предотвратит появление лишнего веса.

Главной целью диспансерного наблюдения малышей при бронхиальной астме является предотвращение развития недуга. Маленькие пациенты должны периодически проходить необходимые обследования, посещать участкового врача, который контролирует состояние пациента.

ВАЖНО! Диспансеризация проводиться не только для детей, у которых поставлен диагноз астмы, но и входящих в группу повышенного риска. В группу риска входят дети, которые склонны к аллергическим проявлениям атопического характера (крапивница, дерматит, ринит, отеки).

Диспансерное наблюдение за пациентами проводят врачи-педиатры и аллергологи в комплексе, что обеспечивает правильный подход к эффективному лечению. Также консультации могут давать отоларингологи, дерматологи и фтизиатры.

Для того, чтобы четко видеть состояние здоровья и развитие болезни, пациент проходит каждый год комплексные обследования, которое позволяет корректировать курс лечения. Помимо этого, дважды в год дети планово посещают врача при легкой форме заболевания. В тяжелых случаях диспансерное наблюдение требует визит в больницу раз в квартал, т.е. 4 раза в год.

В периоды ремиссий ребенок принимает назначенные врачом препараты и проводит процедуры, которые направлены на общее укрепление организма. К общеукрепляющим мероприятиям относятся:

  1. Массаж.
  2. Физические тренировки в легкой форме (ЛФК).
  3. Закаливание.
  4. Посещение оздоровительных курортов, которые размещены на морском побережье либо в лесу (особенно хвойном).
  5. Вакцинация (проводиться исключительно в период стойкой ремиссии, которая длиться около двух месяцев).

Для того, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал также следует придерживаться правильного питания и употреблять различные чаи с леченым эффектом.

Если у ребенка легкая либо средняя форма тяжести данного заболевания, то доктор назначает проведение ингаляций тайледом и инталом по определенной схеме. Препараты применяются также перед возможным контактом с аллергенами. Обязательным мероприятием является прием антигистаминных препаратов.

Дети с более тяжелой формой бронхиальной астмы нуждаются в назначении глюкокортикостероидных (гормональные) ингаляционных препаратов, которые способны вовремя купировать приступы. Помимо этого назначают бронхолитики и иммуностимуляторы.

Курс и схема лечения детей при бронхиальной астме практически не имеет отличий со схемой, которая показана взрослым с аналогичным заболеванием. Следует помнить, что в случае наличия тяжелых приступов удушья, ребенка следует госпитализировать.

Во время периодических визитов к врачу дети должны сдавать определенные анализы. Диспансерные мероприятия направлены на выявления осложнений состояния здоровья и своевременного устранения проблем.

ВАЖНО! Если придерживаться всех правил диспансерного наблюдения, то ребенок легко будет справляться с недугом. Состояние здоровья будет постоянно на контроле у лечащего врача, что обеспечит предотвращение осложнений.

Маленькие пациенты должны обследоваться следующим образом:

  • один раз в год, а при тяжелой форме заболевания два раза, сдавать кровь на иммунограмму;
  • два раза в год сдавать кровь на биохимический анализ;
  • дважды в год сдавать анализ мокроты;
  • дважды в год проходить спирографию для контроля состояния функции дыхания.

Помимо сдачи вышеуказанных анализов, дети в обязательном порядке должны периодически посещать врача стоматолога и отоларинголога. Данное мероприятие направлено на санацию очагов инфекции. Также следует посетить психотерапевта, ведь заболевание может вызвать нарушение нервной системы.

Диспансерное наблюдение является очень важным моментом в жизни малышей, которые имеют указанную проблему дыхательной системы либо находятся в группе риска. Для того, чтобы уберечь склонного к болезни малыша от ее развития, следует прилагать определенные усилия. Периодически отправлять ребенка в санаторные заведения, ведь чистый воздух благоприятно влияет на дыхательную систему и на весь организм в целом.

Во время делать вакцинацию от инфекционных болезней, а также укреплять иммунную систему. Питание должно быть сбалансированным и включать в себя все необходимые витамины и микроэлементы. Поддержание чистоты в доме также позволит уберечь малыша от проблем со здоровьем. Забота и любовь к детям позволит справиться со всеми возможными проблемами!

источник

Профилактику обостре­ния и разработку плана его лечения.

Разработку плана меди­каментозной терапии.

Элиминацию или кон­троль причинных факторов.

Динамический контроль тяжести заболевания и адек­ватности проводимой тера­пии с помощью клинических и функциональных исследова­ний.

Образовательную программу пациентов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕРАПИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

1. Комплексная лечебная программа БА включает в себя:

Известно, что в большинстве случаев причины неудовлетво­рительных результатов лечения больных БА связаны с недоста­точной информированностью больного о своем заболевании. Образование больного должно начинаться при встрече с медицинским работником. Необходимо дать пациенту све­дения о причинах и характере его заболевания, основных ме­ханизмах, приводящих к симп­томам болезни. Необходимо также научить больного пра­вильной технике ингаляционной терапии, применению спейсеров, использованию пикфлоуметра. Важным является веде­ние больным дневника самона­блюдения, где он мог бы отра­жать изменения симптомов, а также динамику показателей пикфлоуметрии при суточном и более продолжительном мониторировании. Динами­ческая пикфлоуметрия позво­ляет судить об амплитуде су­точных колебании ПОСвыд* как о критерии адекватности прово­димой терапии, о значимости экзогенных производственных или бытовых факторов в тече­нии заболевания, об эффектив­ности проводимого лечения, а также может свидетельствовать о наступлении обострения забо­левания.

Больному должен быть пред­ложен план поддерживающих мероприятий и лечения, а также план поведения в период обост­рения заболевания.

Большое значение имеет влияние на семью пациента с целью ознакомления с особен­ностями течения болезни и необходимыми санитарно-гигиеническими и профилактически ми мероприятиями. Следует побуждать создание организаций, целью которых является обуче­ние больных в различных фор­мах.

В большом проценте случаев заболевание, в особенности у детей, связано с экзогенным воздействием сенсибилизирующих факторов аллергенной и неаллергенной природы. Изо­лированная медикаментозная терапия при сохраняющейся экспозиции причинного фактора может быть недостаточно эф­фективной. В связи с этим ве­дение больного должно начи­наться с попытки элиминации (если это возможно) или уменьшения экспозиции воз­действия данного агента. Осо­бую значимость имеет сенсиби­лизация аллергенами бытового окружения пациента, что за­ставляет применять мероприя­тия, направленные на снижение их концентрации в жилище больного.

Наличие профессио­нальной БА заставляет рассма­тривать вопрос о смене рабоче­го места пациента. Важнейши­ми аспектами санитарно-гигие­нических мероприятий являются соблюдение гипоаллергенной диеты, входящей в ранг обяза­тельных мероприятий при нали­чии пищевой аллергии, под­держание чистоты воздуха в жилище пациента, отказ от курения.

При составлении плана ме­дикаментозного лечения БА представляется необходимым определить спектр основных противоастматических препа­ратов. К ним следует отнести:

противовоспалительные (базисная терапия):

Мембраностабилизирующие препа­раты Кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (тайлед) — Глюкокортикостероиды ингаляционные, парентераль­ные, пероральные.

симптоматические сред­ства:

* Селективные В2-агонисты короткого и пролонгированного действия

* Ксантиныкороткого и про­лонгированного действия

*Ингаляционные М-холинолитики .

Базисная терапия должна быть индивидуальной, в зависимости от тяжести течения, фазы болезни, наличия осложнений, переносимости пациентом лекарственных средств, проводится с целью предупреждения возникновения приступов.

1. ИНГАЛЯЦИОННЫЕ ГЛЮКОКОРТИКОСТЕРОИДЫ являются препаратами выбора, эффективны практически у всех больных, назначаются на ранних этапах лечения, применяются длительно. Сокращают частоту приступов, уменьшают симптомы астмы.

Расчетные эквивалентные дозы (мкг) ингаляционных кортикостероидов

Низкая доза
Беклометазон (Бекотид, альдецин, беклоджет) 200-500
Будесонид (Будесонид, Бенакорт,) 200-400
Флутиказон пропионат (Фликсотид-) 100-250
Средняя доза
Беклометазон 500-1000
Будесонид 400-800
Флутиказон 250-500
Высокая доза
Беклометазон >1000
Будесонид >800
Флутиказон >500

Пероральные ГКС преднизолон по 30-60 мг в сутки в 2 приема

2. Стабилизаторы мембран тучных клеток. КРОМОНЫ ( используются в качестве дополнительного средства, а также при невозможности применения ГКС: Интал, Тайлед, кетотифен.

3. Бета -2- агонисты короткого действия: Сальбутамол (Вентолин), Фенотерол (Беротек Н) Тербуталин (Бриканил)

4. β2-АГОНИСТЫ продленного действия применяют в комбинации с ингаляционными ГКС, позволяют снизить их дозу и улучшить контроль над БА, применяют в ингаляционной форме Сальмотерол — (Серевент), формотерол,

КОМБИНИРОВАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ: — Флутиказон+ Сальмотерол (Серетид), по 1-2 вдоха 2-3 раза в сутки — Будесонид+ Формотерол (Симбикорт) по 1-2 вдоха 1-2 раза в сутки. Ингаляторы.

5. Пролонгированные ТЕОФИЛЛИНЫ (метилксантины): теотард, дурофиллин, теодур, теопэк 100 мг 2 раза в сутки.

6. . АНТАГОНИСТЫ ЛЕЙКОТРИЕНОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ (используют в комбинации с другими препаратами, уменьшают потребность в ГКС: Зафирлукаст (Аколат), Монтелукаст (Сингуляр)

5. М –холиноблокаторы (холинолитики) Ипратропиума бромид (Атровент) по 1 вдоху 2-3 раза в сутки. Тиотропиум бромид (спирива) по 1 капсуле вдыхать через хандихалер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Убедительная просьба не использовать документ полностью, без изменений. Уважайте труд авторов.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОНСЕНСУС — НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ?

Мировое медицинское сооб­щество предпринимает интен­сивные попытки выработки единых подходов к диагностике и лечению этой патологии. Со­зданы рекомендации Европей­ского Респираторного Общест­ва. Американской Академии аллергологии и клинической иммунологии. Последним, наи­более полным и современным, является рекомендательный документ ВОЗ под названием «Global Initiative for Asthma» (Глобальная инициатива по астме), опубликованный в 1993 г. В настоящее время издана русская версия этого документа.

В соответствии с междуна­родными стандартами боль­шинство стран принимает свои методические рекомендации, адаптированные к социально- экономическим условиям, культурным

Современные научные знания впервые в истории изу­чения заболевания позволяют рассматривать БА как самосто­ятельную нозологическую фор­му. Это заключение построено на анализе этиологических факторов, патоморфологичес- ких признаков и клинических проявлений болезни, а также методов специфической и не- специфической терапии. Таким образом, при постановке диа­гноза БА врачам рекомендуется оформлять нозологический ди­агноз, аналогично тому, как это принято при ИБС или ревматиз­ме (с указанием формы болез­ни, степени тяжести, стадии те­чения, наличия дыхательной недостаточности и других ос­ложнений) .

Консенсус констатировал, что исчерпывающего определения БА не существует до настояще­го времени. Однако большинст­во исследователей рекоменду­ют выделять следующие основ­ные признаки заболевания, ко­торый описывают наиболее важные клинические и пата— морфологические изменения.

БА — хроническое воспали­тельное заболевание дыха­тельных путей, характеризу­ющееся обратимой бронхи­альной обструкцией и гипер- реактивностью бронхов. Вос­палительная природа заболева­ния, связанная с воздействием специфических и неспецифиче- ских факторов, проявляется в морфологических изменениях стенки бронхов — инфильтра­ции клеточными элементами, прежде всего эозинофилами, дисфункции ресничек мирна- тельного эпителия, деструкции эпителиальных клеток, вплоть до десквамации, дезорганиза­ции основного вещества, гипер­плазии и гипертрофии слизне тых желез и бокаловидных кле­ток. В воспалительном процессе участвуют также другие клеточ­ные элементы, в том числе туч­ные клетки, лимфоциты, макро­фаги.

Длительное течение воспа­ления приводит к необратимым морфофункциональным изме­нениям, характеризующимся резким утолщением базальной мембраны с нарушением мик- роциркуляции, и склерозу стен­ки бронхов.

Описанные изменения при­водят к формированию бронхо- обструктивного синдрома, обусловленного бронхоконстрикци- ей, отеком слизистой, дискри- нией и склеротическими изме­нениями. В зависимости от эти­ологического фактора заболе­вания, тяжести течения и этапа болезни можо преобладать -тот или иной компонент бронхиаль­ной обструкции.

Основным патофизиологиче­ским признаком считается ги- перреактивность бронхов, явля­ющаяся следствием воспали­тельного процесса в бронхи­альной стенке и определяемая как повышенная чувствитель­ность дыхательных путей к сти­мулам, индифферентным для здоровых лиц. Под специфиче­ской гиперреактивностью брон­хов понимают повышенную чувствительность бронхиально­го дерева к определенным ал­лергенам, поднеспецифической — к разнообразным стимулам неаллергенной природы.

БА может быть классифици­рована по этиологии и степени тяжести. До настоящего време­ни отсутствует единая мировая классификация БА по этиологическому фактору, однако боль­шинство исследователей выде­ляют БА атоническую (экзоген­ную, аллергическую, иммуноло- гическую) и неатопическую (эн­догенную, неиммунологичес- кую).

Под атопическим механиз­мом развития болезни подразу­мевают иммунологическую ре­акцию, опосредуемую специфи­ческим IgЕ. V детей этот меха­низм развития болезни является основным. Показано, что атония может наследоваться более чем в 30% случаев. Под неатопиче- ским вариантом подразуме­вают заболевание, не имеющее механизма аллергической сен­сибилизации. При этой форме болезни пусковыми агентами могут выступать респираторные инфекции, нарушения метабо­лизма арахидоновой кислоты, эндокринные и нервно-психи­ческие расстройства, наруше­ния рецепторного баланса и электролитного гомеостазады- хательных путей, профессио­нальные факторы и аэрополлю- танты неаллергеннои природы. Следует отметить, что, несмот­ря на очевидность причинной роли большинства этиологичес­ких агентов неатопической БА, механизмы формирования этой формы заболевания не до конца изучены. В последние годы осо­бое значение в формировании неаллергической БА придается загрязнению атмосферы про­дуктами урбанизационной дея­тельности человека, в том числе диоксидам азота и серы, озону.

По степени тяжести Б А классифицируют на легкое, среднетяжелое и тяжелое за­болевание. Тяжесть течения определяется врачом на ос­новании комплекса клиничес­ких и функциональных при­знаков, включающих в себя частоту, тяжесть и продолжи­тельность приступов экспи­раторного диспноэ, а также состояние больного в перио­ды, свободные от присту­пов. Степень тяжести течения заболевания может быть ха­рактеризована следующими критериями.

Читайте также:  Берут ли в летчики с астмой

При легкой степени тяжести течение заболевания обычно характеризуется отсутствием классических развернутых при­ступов удушья, симптомы отме­чаются реже 1-2 раз в неделю и кратковременны. Ночной сон пациентов характеризуется пробуждением от респиратор­ного дискомфорта реже 1-2 раз в месяц. В межей мптом н ый пе­риод состояние больных ста­бильное. Оценка функциональ- н ь [х п о казател ей дл я о п редел е — ния тяжести заболевания про­водится в период отсутствия эпизодов экспираторного дис- пноэ. ПОСвыд или ОФВ1> 80% от должных ёеличин, суточный разброс показателей менее 20%.

Исследуемые показатели принимают нормальные долж­ные значения после ингаляции бронходилататоров.

Астма среднетяжелого те­чения характеризуется возник­новением развернутых присту­пов удушья, возникающих чаще 1-2 раз в неделю.

Приступы ночной астмы ре- цидивируют чаще двух раз в месяц. Отмечается ежедневная потребность в Си м патом и мети- ках. ПОСвыд или ОФВ1 состав­ляет 60-80’% от должных вели­чин.

, восстанавливающийся до нормальных значении после ин­галяции бронхолитиков, суточ­ный разброс показателей ко­леблется в пределах 20-30%.

Астма тяжелого течения ха­рактеризуется частыми обост­рениями заболевания, пред-

ставляющими опасность для жизни пациента, продолжи­тельными симптомами, частыми ночными симптомами, сниже­нием физической активности, наличием сохраняющихся симптомов в межприступный период. ПОСвыд или ОФВ1 Соседние файлы в папке Внутренние

    #

источник

Необходимо 1 раз в год посещать отоларинголога, который оценит состояние миндалин и сможет выявить патологию на начальном этапе. Частые респираторные заболевания могут осложняться развитием бронхита с обструктивными явлениями, поэтому для оценки состояния дыхательной системы нужно проходить спирографию ежегодно. Кроме того, показано сдавать общий анализ мокроты (если она есть), чтобы исследовать состав патологической микрофлоры дыхательных путей и ее устойчивость к антибиотикам. Это позволяет назначить наиболее подходящее лечение.

Острый бронхит может привести к серьезным осложнениям. Возможно развитие хронического бронхита с бронхиальной обструкцией, эмфиземы легких, бронхоэктазов, поэтому так важно первое время после болезни наблюдаться у врача. В течение полугода нужно осматриваться у терапевта 1 раз в 2 месяца. Он сможет выявить патологические хрипы и шумы в легких. При наличии отклонений пациент направляется к пульмонологу. После перенесенного бронхита 1 раз в год нужно посещать отоларинголога и стоматолога с целью выявления и санации очагов хронической инфекции. Кроме того, 2 раза в год нужно сдавать общий анализ крови для выявления возможного воспалительного процесса по уровню лейкоцитов и скорости оседания эритроцитов (СОЭ). Рекомендуется 1 раз в год проводить исследование мокроты (если она отделяется) на определение видов патологических микроорганизмов дыхательных путей с целью назначения адекватной терапии.

Острый бронхит может осложнять развитием хронического бронхита с развитием бронхиальной обструкции. Бронхиальная обструкция — это патологическое состояние, при котором наблюдаются постоянное закрытие просвета бронхов слизью или временное спазмирование их стенок.

Больным 4 раза в год нужно консультироваться у терапевта, который назначит поддерживающее лечение, при наличии показаний направит больного на санаторно-курортную реабилитацию. Осмотры у отоларинголога, стоматолога показаны 1 раз в год. Причиной бронхообструкции могут быть аллергические реакции, проявляющиеся воспалением дыхательных путей. Поэтому 1 раз в год нужно посещать аллерголога. Обструктивный бронхит может привести к пневмонии, поэтому нужно 2 раза в год осматриваться у пульмонолога.

Пневмония — воспалительное заболевание легочной ткани, вызываемое бактериальными или вирусными инфекционными агентами. Это серьезное заболевание, которое требует подбора адекватной антибиотикотерапии, контроля состояния. Если лечение было подобрано неверно или вовсе отсутствовало, если у больного ослаблена иммунная защита организма, то возможно развитие осложнений (экссудативного или сухого плеврита, абсцесса легкого, бронхоэктазов). Чтобы выявить осложнения на начальной стадии развития, следует посещать терапевта в первые полгода 1 раз в 2 месяца, а при наличии показаний осматриваться у пульмонолога. Раз в полгода нужно сдавать общий анализ крови, при котором определяют уровень лейкоцитов, наличие или отсутствие сдвига в лейкоцитарной формуле, скорость оседания эритроцитов. Повышение перечисленных показателей свидетельствует о наличии в организме какого-то воспалительного процесса и является сигналом к продолжению обследования пациента. Кроме того, раз в полгода необходимо сдавать общий анализ мокроты с целью выявления патологических инфекционных агентов, контроля уровня лейкоцитов. Также раз в полгода нужно выполнять спирографию и флюорографию, чтобы обнаружить возможные патологические изменения в легочной ткани.

Эмфизема легких — это хроническое заболевание, приводящее к дыхательной недостаточности, бронхоэктазам, разрывам легочной ткани, поэтому такие пациенты должны находиться под постоянным наблюдением. Осматриваться у пульмонолога нужно 1 раз в год. При наличии патологической симптоматики со стороны дыхательной системы показаны томореспираторной пробы, выполнение бронхоскопии, исследования остаточного объема легких, проведение биохимического анализа крови для определения ее протеолитической активности.

Для санации очагов хронической инфекции раз в год нужно посещать отоларинголога и стоматолога. Для выявления воспалительного процесса раз в год следует сдавать общий анализ мочи. Также раз в год показано выполнение флюорографии. Поскольку при эмфиземе легких может развиваться гипертрофия миокарда, то 1 раз в год необходимо снимать электрокардиограмму.

Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием с периодами обострения и ремиссии, больные нуждаются в постоянном наблюдении. Медикаментозное лечение также нуждается в постоянной коррекции в зависимости от тяжести болезни. При легком и среднетяжелом течении необходимо осматриваться у пульмонолога или терапевта раза в год, а при тяжелом — 1 раз в

В развитии бронхиальной астмы большую роль играет аллергическая реакция на инфекционные и другие агенты, поэтому таким пациентам показаны консультации аллерголога (1 раз в год). При бронхиальной астме отмечаются нарушения со стороны нервной системы, поэтому желательно раз в год проходить осмотр у психотерапевта. Для санации очагов хронической инфекции нужно регулярно (не реже 1 раза в год) посещать отоларинголога и стоматолога.

Нужно раза в год сдавать общий анализ крови и мокроты для выявления воспалительного процесса в бронхолегочной ткани. Для определения функционального состояния дыхательной системы 2 раза в год необходимо выполнять спирографию.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

источник

Прочитайте:
  1. A) Нарушение конструктивной деятельности у больных с поражением лобных долей мозга
  2. B) Нарушение анализа смысловых структур у больных с поражением лобных долей мозга
  3. c) Нарушение решения арифметических задач у больных с поражением лобных долей мозга
  4. I. Ведение больных на начальном этапе госпитализации
  5. I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СИФИЛИСОМ
  6. II. ПЕРЕЧЕНЬ КУРИРУЕМЫХ БОЛЬНЫХ
  7. III.ОБЩЕГО НАБЛЮДЕНИЯ (общий надзор).
  8. IX Схема ориентировочной основы действия при лечении
  9. IX. ТУБЕРКУЛЁЗ У БОЛЬНЫХ СПИДОМ
  10. V. Ведение отраслевого стандарта «Протокол ведения больных. Профилиактика и лечение операционной кровопотери»
Степень тяжести течения Группа и кратность наблюдения Осмотр специалистами Объем обследования Основные лечебно-оздоровительные мероприятия Критерии эффективности диспансеризации
Легкое и средней степени тяжести Д III, 2-3 раза в год у терапевта По показаниям: пульмонолог, аллерголог, эндокринолог. 1 раз в год осмотр ЛОР-врача, стоматолога, психотерапевта, гинеколога ОА крови, мокроты, мочи, ФВД – 2-3 раза в год; ЭКГ, ФЛГ – 1 раз в год; аллергологическое обследование, бронхоскопия – по показаниям. Исключение контакта с аллергеном на бытовом и профессиональном уровне, безаллергенная диета, разгрузочно-диетические дни, неспецифическая гипосенсибилизирующая терапия 2 раза в год, специфическая – по показаниям. Санация очагов инфекции. Профилактика гриппа и острых респираторных инфекций (в том числе вакцинопрофилактика). ЛФК, дыхательная гимнастика. Иглорефлексотерапия, галокамера, спелеотерапия, психотерапия, санаторно-курортное лечение. Достижение контроля над астмой, снижение ВН. Перевод во II группу диспансерного наблюдения.
Тяжелое Д III, 6-12 раз в год у терапевта, пульмонолога Те же, что при легком и средней тяжести Те же, что при легком и средней тяжести. + При лечении СГКС анализ крови и мочи на сахар 2 раза в год. То же + санаторно-курортное лечение в местных санаториях. Достижение контроля над астмой, снижение ВН, снятие или снижение группы инвалидности. Перевод в группу Д II .
Стойкая ремиссия Д II, 2-3 раза в год у терапевта Те же, что при легком и средней тяжести ОА крови, мочи, мокроты, ФВД – 2 раза; ЭКГ, ФЛГ – 1 раз в год. То же, что при течении легкой и средней тяжести То же, что при течении легкой и средней тяжести

южные курорты осенью, поскольку их возвращение к месту постоянного проживания сопряжено с обострением заболевания вследствие контрастных климатических условий и сниженной способности к реадаптации. Нецелесообразны короткие курсы санаторного лечения, что связано с малым периодом адаптации.

При выборе курорта необходимо принимать во внимание не только климатическую зону, но и сезон, учитывая контрастность метеоусловий и пору цветения растений. Для больных БА с дыхательной недостаточностью не выше II степени показан лечение на климатических приморских низкогорных курортах Кисловодска, Сочинской группы. Они характеризуются относительно высоким атмосферным давлением, отсутствием резких перепадов температуры, чистотой и свежестью воздуха, при высоком содержании в нем озона, морских солей. Все это способствует повышению обмена веществ, усилению секреции эпителия бронхиального дерева, оказывает тонизирующее, закаливающее действие. Климат сибирского курорта «Белокуриха» также показан для лечения больных БА, так как отличается постоянным атмосферным давлением, большим количеством ясных и солнечных дней в году, умеренной влажностью, наличием теплых фонов в зимнее время года, большим количеством аэротонов.

Больные направляются на санаторное лечение в фазу ремиссии. При стероидозависимой БА, в фазе нестойкой ремиссии пациенты лечатся в местных санаториях.

Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 3601 | Нарушение авторских прав

источник

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.
Читайте также:  Угрожающее жизни состояние при бронхиальной астме

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

источник

1. Ф.И.О. пациента _______________________________________________

  1. Профессия и место работы ______________________________________
  2. Место жительства ______________________________________________
  3. Дата обращения ________________________________________________

Причина обращения

1. Мнение пациента о своем состоянии: ________________________________________________________________________

2. Ожидаемый результат: __________________________________________________

Источник информации (подчеркнуть):

Пациент, семья, мед. документы, мед. персонал, другие источники _______________

Возможность пациента общаться: ДА НЕТ

Речь: нормальная, нарушена, отсутствует

Зрение: нормальное, снижено, отсутствует

Слух: нормальный, снижен, отсутствует

Жалобы пациента в настоящий момент:

История заболевания: начало болезни, время, причины развития. Течение заболевания, частота обострений, осложнения (обструктивная эмфизема легких, ХДН, легочное сердце), обращение за медицинской помощью, лечение и его эффективность. Причины настоящего обращения

Информированность пациента о болезни:обучение в «Астма-школе», самоконтроль (пикфлоуметрия), самоуход (занятия ЛФК, пользование небулайзером), умения оказывать самопомощь при приступе удушья. Применение ингаляционных бронхолитиков ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия, в которых рос и развивался:

Условия труда, наличие вредных производственных факторов: пыль, газы, аэрозоли_________________________________________________________________

Наследственность (семейный анамнез):

Перенесенные в течение жизни заболевании и операции:

Гинекологический анамнез: __________________________________________________

Аллергологический анамнез: непереносимость лекарственных веществ, пищи, бытовых аллергенов (домашняя пыль, аллергены животных, клещей, тараканов, плесневых грибов), растительных (пыльца) и др. аллергенов. _________________________________________________________________________

Семейное положение пациента: _____________________________________________

Особенности питания (наличие основных питательных веществ, пищевых пристрастий): ________________________________________________________________________

Курение: НЕТ ДА (количество сигарет в день и стаж курения)_________________________________________________________________

Отношение к алкоголю (подчеркнуть): не употребляет, умеренно, избыточно

Образ жизни (занятия физкультурой и спортом, отдых, развлечения, культура, верования, моральные ценности)

Объективное исследование пациента (нужное подчеркнуть)

1.Сознание: ясное, спутанное, отсутствует

2.Поведение: адекватное, неадекватное

3.Настроение (эмоциональное состояние): спокойный, печальный, замкнутый, сердитый и прочее __________________________________

4.Положение в постели: активное, вынужденное (указать особенности положения)____________________________________________________________

8. Состояние кожи и слизистых:

Тургор и влажность: ______________________________

Цветкожных покровов (Бледно-розовый, бледность, цианоз, желтушность и др.): _______________________________________________________________________

Дефекты (пролежни, трещины, язвы и др.): __________________________________

Деформации скелета: НЕТ ДА (указать особенности)

Деформации суставов: НЕТ ДА (указать суставы) ________________

Число дыхательных движений:

Дыхание: глубокое, поверхностное

Характер одышки:экспираторная, инспираторная, смешанная

Форма грудной клетки: нормостеническая, эмфизематозная, паралитическая

Пульс (симметричность, ритмичность, частота, наполнение и напряжение): _____________________________________________________________________

АД на двух руках: ____________________________________________________

Наличие отеков: НЕТ ДА (локализация)

Аппетит (нормальный, снижен, отсутствует)

Глотание: (нормальное, затрудненное)

Язык: (чистый, обложен налетом)

Живот: обычной формы, увеличен в объеме (ожирение, метеоризм, асцит), симметричен

Стул: (регулярный, оформленный, запор, понос, недержание)

Мочеиспускание: (нормальное, учащенное, затрудненное, болезненное)

Цвет мочи: (обычный, изменен): ________________________________________

Наличие отеков: (локализация) _________________________________________

Сон: (нормальный, бессонница, беспокойный)

Парезы, параличи: НЕТ ДА (локализация)

Результаты дополнительных методов исследования:

Клинический анализ крови (патология):__________________________________________

Рентгенологические методы исследования:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарушенные потребности пациента:

1. Настоящие проблемы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Потенциальные проблемы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Приоритетные проблемы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План действий медицинской сестры для решения приоритетных проблем пациентов(оформить на обороте листа)

Карта сестринского наблюдения за пациентом с пневмонией

1. Ф.И.О. пациента _______________________________________________

3. Профессия и место работы ______________________________________

4. Место жительства ______________________________________________

5. Дата обращения ________________________________________________

Причина обращения

1. Мнение пациента о своем состоянии: ________________________________________________________________________

2. Ожидаемый результат: __________________________________________________

Источник информации (подчеркнуть):

Пациент, семья, мед. документы, мед. персонал, другие источники _______________

Возможность пациента общаться: ДА НЕТ

Речь: нормальная, нарушена, отсутствует

Зрение: нормальное, снижено, отсутствует

Слух: нормальный, снижен, отсутствует

Жалобы пациента в настоящий момент:

История заболевания: начало болезни, время, причины (предрасполагающие факторы), симптомы в начале болезни и их динамика, течение заболевания, осложнения, обращение за медицинской помощью, проведенные исследования, лечение и его эффективность:

Условия, в которых рос и развивался:

Условия труда, наличие вредных производственных факторов:

Перенесенные в течение жизни заболевании и операции:

Гинекологический анамнез: _________________________________________________________________________

Аллергологический анамнез (непереносимость лекарственных веществ, пищи, бытовых, растительных и др. аллергенов): _________________________________________________________________________

Семейное положение пациента: _____________________________________________

Особенности питания (наличие основных питательных веществ, пищевых пристрастий): __________________________________________________________________

Курение: НЕТ ДА (количество сигарет в день и стаж курения)

Отношение к алкоголю (подчеркнуть): не употребляет, умеренно, избыточно

Образ жизни (занятия физкультурой и спортом, отдых, развлечения, культура, верования, моральные ценности)

Объективное исследование пациента (нужное подчеркнуть)

1. Сознание: ясное, спутанное, отсутствует

  1. Поведение: адекватное, неадекватное
  2. Настроение (эмоциональное состояние): спокойный, печальный, замкнутый, сердитый и прочее __________________________________
  3. Положение в постели: активное, вынужденное (указать особенности положения), вынужденное
  4. Рост
  5. Масса тела (вес)
  6. Температура
  7. Состояние кожи и слизистых:

Тургор и влажность: ______________________________

Цвет (Бледно-розовый, бледность, цианоз, желтушность и др.): _________________________________________________

Дефекты (пролежни, трещины, язвы и др.): _________________________

Деформации скелета: НЕТ ДА (указать особенности)

Деформации суставов: НЕТ ДА (указать суставы) ________________

Число дыхательных движений:

Дыхание: глубокое, поверхностное

Характер одышки: экспираторная, инспираторная, смешанная

Форма грудной клетки: нормостеническая, эмфизематозная, паралитическая

Пульс (симметричность, ритмичность, частота, наполнение и напряжение): _________________________________________________________________

АД на двух руках: _________________________________________________

Наличие отеков: НЕТ ДА (локализация)

Аппетит (нормальный, снижен, отсутствует)

Глотание: (нормальное, затрудненное)

Язык: (чистый, обложен налетом)

Живот: обычной формы, увеличен в объеме (ожирение, метеоризм, асцит), симметричен

Стул: (регулярный, оформленный, запор, понос, недержание)

Мочеиспускание: (нормальное, учащенное, затрудненное, болезненное)

Цвет мочи: (обычный, изменен): _________________________________

Наличие отеков: (локализация) __________________________________

Сон: (нормальный, бессонница, беспокойный)

Парезы, параличи: НЕТ ДА (локализация)

Результаты дополнительных методов исследования:

Клинический анализ крови (патология):__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рентгенологические методы исследования:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие методы диагностики:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарушенные потребности пациента:

1. Настоящие проблемы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Потенциальные проблемы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Приоритетные проблемы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План действий медицинской сестры для решения приоритетных проблем пациентов(оформить на обороте листа):

источник

В результате сестринского обследования на момент осмотра были выявлены следующие проблемы пациента:

Физиологические:

Настоящие: приступы удушья, одышка, сухой непродуктивный кашель, нарушение аппетита из-за необходимости соблюдения гипоааллергенной диеты, трудно отделяемая мокрота, экспираторная одышка.

Приоритетная- приступы удушья

-Психологические:

-Страх при пользовании ингалятором

— нежелание принимать препараты

-невозможность посещения детского сада

Потенциальные проблемы.

-риск возникновения более частых приступов бронхиальной астмы,

-переход заболевания в астматический статус.

Возможные проблемы родителей:

2. Дефицит знаний о заболевании и уходе.

3.Дефицит знаний о создании гипоаллергенного быта.

4. Неумение пользоваться ингалятором

Программа сестринских вмешательств при решении проблем пациента с атопической бронхиальной астмой.

Проблема Цель сестринских вмешательств Независимые сестринские вмешательства (уход и наблюдение за пациентом) Зависимые сестринские вмешательства (выполнение врачебных назначений) Оценка эффективности сестринских вмешательств
Краткосрочная Долгосрочная
Приступы удушья Снизить приступы удушья в течение 3 дней Не допускать развития приступов удушья Успокоить больного и окружающих. · Обеспечивать приток свежего воздуха путём регулярного проветривания · Обеспечить оксигенотерапию · Во время приступа придать ребенку возвышенное положение в постели (приподнять головной конец кровати на 30°) · Расстегнуть стестняющую одежду · В качестве отвлекающей терапии провести простейшие физиопроцедуры: ножную ванну, массаж грудной клетки · Обеспечить постоянное динамическое наблюдение за ребенком · Создать атмосферу психологического комфорта, оказывать поддержку пациенту и его родственникам · Научить родителей правильно применять ингаляционные препараты для оказания неотложной помощи и комбинацию препаратов для контроля астмы, четко их дозировать. · Обучить родителей самоконтролю состояния: регистрировать данные в дневнике наблюдения · Ознакомить родителей с основными принципами гипо-аллергенной диеты · Консультация аллерголога Ингаляция через небулайзер с бронхолитиком (Сальмотек-100 мкр) Приготовить по назначению врача препараты: -эуфиллин 10 мг в/в струйно Приступ удушья прошел
Экспираторная одышка Родители ребенка отметят уменьшение одышки Родители ребенка будут знать причины появления одышки и методы самопомо щи. Возвышенное положение в постели, угол 30 градусов. Расстегнуть стесняющую одежду, открыть форточку. Объяснить необходимость приёма удобного положения — сидя, с упором на руки. Воспользоваться карманным ингалятором (См. Приложение 3.). Сделать больному тёплые ручные и ножные ванночки. Осуществлять динамическое наблюдение за дыханием, пульсом, АД, цветом кожных покровов, характером одышки. Проводить оксигенотерапию, по назначению врача. Обучить пациента дыхательной гимнастике, звуковой гимнастике, технике медленного дыхания. Оксигенотерапия. Ввести -внутривенно капельно 2,4 % раствор эуфиллина 5 мл. -внутривенно струйно преднизолон 120 Пациент отметил уменьшение одышки. Пациент знает причины появления одышки и методы самопомощи. Цель достигнута
Сухой непродуктивный кашель Кашель в течение суток перейдет во влажный Пройдет к моменту выписки Соблюдение СанЭпид режима в стационаре (поддерживать температуру в помещении 18-20 градусов, проветривать в любое время года 4-5 раз в день, увлажнять воздух, проводить УФО помещения, проводить влажную уборку палат). · Применять обильное, теплое, щелочное питье. · Освободить от стесняющей одежды · Выполнять физиотерапевтические процедуры (ножные ванны, согревающий компресс), если у больного ребенка нет температуры · Проводить динамическое наблюдение за состоянием пациента (частота дыхания, пульс, характер кашля, цвет кожных покровов, температура тела) · Обучить родителей пациента гигиене кашля · Обеспечить ребенка индивидуальной плевательницей · Проводить массаж грудной клетки · Создать ребенку дренажное положение для улучшения отхождения мокроты · Ознакомить родителей с основными принципами гипо-аллергенной диеты · Посоветовать родителям приобрести увлажнитель воздуха · Развесить влажные полотенца на батарее или поставить таз с водой (для увлажнения воздуха в палате) -ингаляции физраствор 2 мл. с Беродуалом по 5 капель- 3 раза в день , но-шпа по 0,5 табл. 2 раза в день Кашель прошел
трудно отделяемая мокрота. В течении двух дней улучшение отхождения мокроты Мокрота у ребенка исчезнет к моменту выписки Обеспечить приток свежего воздуха. Соблюдение СанЭпид режима в стационаре (поддерживать температуру в помещении 18-20 градусов, проветривать в любое время года 4-5 раз в день, увлажнять воздух, проводить УФО помещения, проводить влажную уборку палат). Чаще менять положения в постели. · Давать теплое обильное щелочное питье · Выполнять простейшие физиотерапевтические процеду­ры · Проводить вибрационный массаж грудной клетки · Обучить родителей ребенка комплексу упражнений дыхательной гимнастики · Соблюдать режим провет­ривания помещения ( не менее 4 раз в день) · Обеспечить оксигенотерапию · Создать удобное дренажное положение Муколитические средства, оказывающие влияние на эластичность и вязкость бронхиальной слизи Ингаляции с Беродуалом- по 5 кап. на физ. растворе. 3 р/день; Родители ребенка отметят улучшение отхождения мокроты к концу недели
Дефицит знаний о заболевании неумение пользоваться ингалятором Родители узнают о заболевании и уходе. К моменту выписки родители смогут самостоятельно ухаживать за ребенком Информировать родителей о факторах риска, клинических проявлениях периода предвестников приступа, обучить проведению неотложных мероприятий при развитии приступа. Обучить родителей девочки технике применения карманного ингалятора: (достать его, вынуть из упаковки, надеть насадку, перевернуть аэрозоль и сделать 1-2 нажатия таким образом, чтобы препарат во время распыления попал на область задней стенки глотки. В это время ребенок сделает несколько вдохов, и действующее вещество попадет в дыхательные пути). Оказать содействие в подборе спейсера. Порекомендовать родителям, постоянно контролировать прием лекарственных препаратов ребенком, акцентировать их внимание на том, что для достижения существенных результатов в лечении необходимо принимать препараты своевременно, рационально и бережно, правильно использовать их комбинации, систематически оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о побочных действиях. Создать атмосферу психологического комфорта, оказывать поддержку родителям, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству. Познакомить с другими пациентами , страдающими приступами Бронхиальной астмы Организовать беседу с врачом по вопросам, выходящим за рамки компетенции медсестры. Устранен страх родителей за ребёнка. Цель достигнута.
Страх при использовании инголятора Ребенок выполнит назначенные процедуры Ребенок будет выполнять назначенные процедуры без страха · Создать спокойную доброжелательную обстановку · Привлечь родителей · Объяснить ребенку суть процедуры · Показать на примере других детей безопасность проведения процедуры · Проводить физиопроцедуры только после согласия ребенка и его родителей Глицин 1 табл.-1 раз в день Ребенок охотно соглашается на выполнение процедур
нарушение аппетита из-за необходимости соблюдения гипоаллергенной диеты Аппетит появится в течение суток Девочка будет хорошо кушать к моменту выписки -Ознакомить родителей с основными принципами гипоаллергенной диеты, она должна соответствовать возрастным потребностям по калорийности, соотношению ингредиентов и оказывать десенсибилизирующее действие. Из пищевого рациона необходимо исключить облигатные пищевые аллергены: шоколад, какао, цитрусовые, гранаты, дыни, землянику, черную смородину, малину, помидоры, мед, рыбу, икру, орехи, грибы. Ограничить молоко и яйца (в 2 раза меньше по сравнению с возрастной нормой), но для снижения их аллергенной активности рекомендуется более длительная термическая обработка. Необходимо также исключить из диеты экстрактивные вещества, острые приправы, соленые блюда, пищевые добавки. Обеспечить пациента адекватным объемом жидкости в виде щелочной минеральной воды, разведенных соков, настоев из отхаркивающих трав. · Организовать прием пищи в спокойной обстановке (возможен просмотр мультиков) · Пища должна быть красиво оформлена · Поинтересоваться какие предпочтения в еде у ребенка Аппетит улучшился
Дефицит знаний о создании гипоаллергенного быта Восполнить дефицит знаний К моменту выписки родители создадут гипоаллергенный быт
  • Необходимо убедить изолировать ребенка от собаки, не допускать игр с собаками;
  • следует проветривать дом и не допускать высокой влажности;
  • ребенок имеет аллергию на клещей домашней пыли, то родителей необходимо ознакомить со следующими мерами, которые должны помочь уменьшить аллергическую реакцию:
  • регулярно стирать постельное белье при температуре минимум 60 градусов;
  • использовать специальное постельное белье для матрасов, покрывала и подушек;
  • по возможности не класть в постель мягкие игрушки или стирать их регулярно при температуре 60 градусов;
  • избегать „собирателей пыли“, включая ковры с длинным ворсом, особенно в спальной комнате;
  • необходимо применять специальный клещенепроницаемый чехол для изоляции матраса, одеяла и подушек, который немедленно и эффективно блокирует контакт с аллергическими возбудителями, клещами и их испражнениями;
  • желательно пользоваться увлажнителями для создания комфортных условий в комнате, воздухоочистителями для очистки воздуха в квартире и парогенераторами для уборки помещений;
  • необходимо обучить родителей ведению дневника бронхиальной астмы: Дневник по астме используется для фиксирования результатов измерений максимальной скорости выдоха. Кроме этих значений, в дневнике могут фиксироваться и другие особенности болезни, например: личные жалобы (кашель, мокрота, одышка); применение препаратов в случае неотложной ситуации;особенности, такие как одышка ночью и инфекции.

Тщательно записывая все полученные данные, родители смогут получить представление о течении болезни и лечении. Дневник помогает лучше понять болезнь и является очень полезным при обсуждении болезни с врачом.

Родители ознакомились с правилами ведения гипоаллергенного быта.
Читайте также:  Народные средства от астмы прополис

Программа сестринских вмешательств при решении потенциальных проблем пациента, страдающего атопической бронхиальной астмой.

Проблема Независимые сестринские вмешательства (сестринский уход и наблюдение) Зависимые сестринские вмешательства (выполнение врачебных назначений)
Астматичес Устранить действие По назначению врача введение
кий статус аллергена, обеспечить внутривенно 60—90 мг
доступ свежего воздуха, преднизолона. При необходимости
усадить больного в транспортировать пациента в
удобное положение, реанимационное отделение.
вызвать врача. Проведение оксигенотерапии.

Работа в медицине подразумевает под собой ответственность за жизни людей. Нужно не только помочь пациенту, но и в первую очередь не навредить ему.

Учитывая актуальность темы и изучив теоретический материал по вопросам сестринского ухода за пациентами с бронхиальной астмой, проанализировав наблюдения из практики, можно прийти к заключению о том, что осуществляя сестринский процесс медсестра должна быть коммуникабельной, профессионально компетентной. Это необходимо для выявления проблем пациента, умения оценить тяжесть состояния больного, необходимость проведения плановой и экстренной терапии, профилактической работы.

Необходимо помнить, что пациенты с одинаковыми заболеваниями имеют различные приоритетные проблемы, поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

При бронхиальной астме у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, чётко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит е только здоровье, но и жизнь пациента.

Бронхиальная астма — заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии. Повышается педагогическая роль медсестры, потому что пациент должен много знать и уметь сам для улучшения качества жизни. С момента установления диагноза медсестра даёт больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизм действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, правилах пользования небулайзером, методам самоконтроля, чтобы предотвратить развитие обострений. В этом и заключается особенность сестринского процесса при бронхиальной астме.

Таким образом, на основании проделанной работы

1. Обобщены и систематизированы знания о бронхиальной астме и роли медсестры в уходе за данными больными.

2. Описана база преддипломной практики ГБУЗ НО «Детская городская больница №42» и соматического отделения, где была осуществлена курация пациента.

3. Составлена и реализована программа сестринских вмешательств в процессе курации пациента с атопической бронхиальной астмой.

4. Оценена эффективность реализации программы сестринских вмешательств в процессе курации пациента с атопической бронхиальной астмой.

Задачи решены в полном объеме, цель ВКР достигнута.

Практическая значимость. Данная работа может иметь практическое значение, и ее материалы могут быть использованы в качестве учебного пособия для углубленного изучения бронхиальной астмы, как студентами медицинского колледжа, так и практикующими медицинскими сестрами ЛПУ.

1. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. — М., 2012. — 132 с.

2. Лещенко И.В. Распространенность бронхиальной астмы в Свердловской области//Пульмонология 2011; 2: 50-55.

3. Кондюрина Е.Г., Елкина Т.Н., Филатова Т.А.и др. Стандарты изучения эпидемиологии аллергических заболеваний у детей: бронхиальная астма // Вестник межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири». — 2015. — №2.-С. 10-16.

А.Овчаренко С. И. Бронхиальная астма: диагностика и лечение. — РМЖ,

5.Чучапин А. Г. Бронхиальная астма. — 2015.

6.Бшиченко Т.Н. Эпидемиология бронхиальной астмы. В кн.: Чучалин А.Г. (ред.) Бронхиальная астма. М.: Агар; 2015; т. 1,- С. 400-423.

7.Бронхиальная астма у взрослых. Атопический дерматит. Под редакцией А.Г. Чучалина. Атмосфера, 2012.

8. Власенко С.Ю., Лебедин Ю.С. Изучение специфического IgE-ответа на бытовые, эпи-дермальные и грибковые аллергены у больных бронхиальной астмой // Иммунология. — 2016. — № 4. — С. 39-41.

9.Емельянов А.В., Федосеев Г.Б., Сергеева Г.Р.и др. Распространенность бронхиальной астмы и аллергического ринита среди взрослого населения Санкт-Петербурга // Аллергология. — 2012. — №2. — С. 10-15.

10.Кондюрина Е.Г., Елкина Т.Н., Филатова Т.А., Еавалов С.М. Возрастные аспекты эпидемиологии бронхиальной астмы у детей Новосибирска // Пульмонология. -2013г. — №1. — С. 38-43.

11.https://ш.wikipedia.org/wiki/Бронхиальная астма глава 1.2.

12.http://extremed.ш/skorpom/28-np-od/627-npbronch- астматический статус.

13. http://vadishu.com/asthma/obschee/sestrinskiv-protsess-pri-bronhialnov- astme.html — этапы сестринского процесса при бронхиальной астме.

14. http://medlec.org/lek-68075.html — особенности сестринского процесса при бронхиальной астме.

16.http://tgp 1. ru/InformationF orPatients/Shkola-astmv/Pobedim-bronxialqnui u- astmu —

17. Комаров Ф. П., Даниляк И. Г. Подходы к лечению больных бронхиальной астмой. — Терх. арх., 2015, № 3, с. 9—13.

18. Кузнецова В. К. Механика дыхания. — В кн.: Руководство по клинической физиологии дыхания./Под ред, Н. Н. Канаева, Г. Г. Шика. — Л.: Медицина, 2010.

19. Путов Н. В., Бобков А. Г., Капаев Н. Н. и др. Руководство по пульмоно­логии./Под.ред. Н. В. Путова, Г. Б. Федосеева. — Л.: Медицина, 2017. — 504 с.

20. Канаев Н. И. Общие вопросы методики исследования и критерии оценки показателей дыхания. — В кн.: Руководство по клинической физиологии дыхания./Под ред. Н. Н. Канаева, Г. Г. Шика. — Л.: Медицина, 2010.

21. Канаев Н. И., Орлова А. Г. Методика и диагностические возможности спирографичеекого исследования. — В кн.: Функциональные методы исследования дыхания в пульмонологической практике. — Л.: Медицина,

22. Адо А. Д. Социальное и биологическое в проблеме бронхиальной астмы.— Клин, мед., 2010, № 2, с. 4—-10

Приложение 1

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник