Меню Рубрики

Дети с астмой и музыка

«Мне поставили диагноз «бронхиальная астма». Врач, в числе прочих рекомендаций, дал и очень странную – петь. Желательно с преподавателем по вокалу, но можно и в домашнем караоке. Спросить я постеснялась, а теперь думаю, зачем мне пение при таком заболевании?»

Комментирует доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой доказательной медицины РГМУ им. Н.И. Пирогова, заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА Заурбек Рамазанович Айсанов.

– Врач дал вам верную рекомендацию. Дыхательные упражнения, которые человек выполняет на курсах вокала, действительно являются хорошим немедикаментозным методом оздоровления. Поэтому он может применяться в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких, сокращенно ХОБЛ.

Более того, сегодня подобные методики широко применяются в ведущих западных клиниках по лечению легочных проблем. Они называются «речевой терапией».

Однако стоит отметить, что занятия вокалом не могут назначаться отдельно. Только в комплексе с лекарствами, назначенными врачом. В этом случае они могут существенно повысить эффективность медикаментов, поскольку положительно влияют на функцию легких. И таким образом – снизить частоту обострений и госпитализаций у пациентов с ХОБЛ и астматиков.

Дело в том, что вокальная практика является разновидностью дыхательной гимнастики. Она учит пациента правильно дышать. Способна увеличить возможности легких по вентиляции и доставке кислорода разным органам и системам. Да и общее состояние организма и качество жизни в целом существенно улучшаются.

Комментирует одна из основателей и директор школы музыки в Москве «Music Story» Ольга Афанасьева.

– В моей работе было много случаев, когда ко мне приходили учиться петь люди, страдающие различными легочными заболеваниями. В том числе – и бронхиальной астмой. И я на своем опыте могу сказать, что вокальные уроки очень развивают дыхательную систему человека. И, что немаловажно, дают понять, как функционируют легкие. И как им помочь, учитывая все нагрузки, присущие болезням и жизни в городе.

Безусловно, если врач назначил лекарства, отказываться от них самовольно ни в коем случае не следует. Но помочь себе избежать приступов астмы можно с помощью тех упражнений, которые мы с учениками выполняем на уроках. К примеру, более глубокое дыхание, которое активизируется только вдохом через нос, помогает наполнить воздухом нижние отделы легких. Это уменьшает стресс, дает релаксацию и успокоение.

Такое дыхание способно также снизить давление, нормализовать пульс, стимулировать иммунитет. Более того, оно даже осуществляет своеобразный массаж сердца и всех внутренних органов за счет движения диафрагмы.

Заниматься пением я бы рекомендовала и людям без заболеваний легких и бронхов. Когда с помощью специальных упражнений вы научитесь дышать «животом», ваша жизнь изменится к лучшему. Как минимум, вы станете спокойнее, что в наше стрессовое время очень важно. А как максимум – еще и укрепите здоровье.

Единственный нюанс – домашнее караоке все же стоит предпочесть здоровым людям. Курсы профессионального вокала нужны именно для постановки правильного дыхания. А просто караоке такого навыка не даст. И эффект, возможно, будет противоположный. Ведь если органы дыхания не в порядке, порой трудно даже просто дышать – не то что петь!

Это интересно!

Эксперимент с пением проводился в одном из госпиталей Лондона. Пациентам с заболеваниями органов дыхания предложили на выбор два варианта проведения досуга: пение и просмотр кинофильмов. При этом и те, и другие получали совершенно одинаковое лечение.

После завершения испытаний выяснилось, что те, кто пел, субъективно лучше стали себя чувствовать. Исследователи полагают, что помогает не само пение, а определенные дыхательные упражнения, которые обязательно присутствуют на уроках вокала. Пациенты учатся регулировать свое дыхание и тем самым снижают частоту и интенсивность приступов.

источник

Музыкотерапия и вокал — еще два средства улучшения здоровья астматика ! Оказывается , музыка обладает целебным действием , и с ее помощью можно лечить бронхиальную астму и другие заболевания .

Инструмент аборигенов , как инструмент лечения астмы

Ученые из Австралии выяснили , что симптомы астмы облегчает игра на диджериду — музыкальном духовом инструменте аборигенов Австралии , одном из старейших духовых инструментов во всем мире .

10 местных мальчиков каждую неделю играли на диджериду в течение 6 месяцев . Они, конечно , находились под наблюдением ученого Роберта Эли из университета Южного Куинсленда . В ходе исследования выяснилось , что регулярная игра на этом инструменте способствует улучшению дыхания и в целом восстановлению здоровья . Роберт Эли считает , что ответственным за улучшение здоровья можно считать глубокое дыхание , требуемое для игры на диджериду .

Астму можно лечить пением

« Вдох и пауза на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы ( он ответственен за активизацию внутренних органов ), — объясняет физиологию пения доктор из Челябинска . — При бронхиальной астме , пневмонии и бронхитах симпатическая система перевозбуждается . Пение снимает приступ астмы . Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и игре на духовых инструментах ».

Музыкотерапия

О новом методе лечения астмы подробно рассказала Светлана Николаевна Шарая , терапевт московской Межведомственной клинической больницы № 38Министерства здравоохранения РФ .

Моцарт подарил нам Депардье

Раньше возможности музыки использовались в зависимости от интуиции и опыта врача . Объективных критериев , позволяющих прицельно выбрать то , что необходимо конкретному пациенту , не существовало .

К примеру , знаменитый французский актер Жерар Депардье отправился в молодости покорить Париж . На тот момент на его пути стояло серьезное затруднение — парень сильно заикался . Врач прописал ему каждый день не менее 2 часов слушать Моцарта . Через 2 месяца заикание прошло . Тогда доктор определил правильно , что именно нужно будущей звезде кинематографа , но подсказала ему это интуиция .

Сегодня появились современные компьютерные, технологии. Все изменилось. Благодаря такими возможностями, музыкотерапия стала эффективным и новым методом лечения.

Компьютер расширяет возможности специалиста, позволяет выяснить множество подробностей и деталей, быстро протестировать пациента. Но принимает решения человека. Уникальность музыкотерапии во многом определяется тем, что она одновременно врачует не только тело, но и душу пациента, помогает им слиться в единое гармоничное целое. Ведь появление музыкальной терапии глубоко связано с духовным богатством человечества — музыкой, со способностью воспринимать и переживать ее звуки и образы.

Кому «прописывают» музыкальное лечение?

— Используют музыкотерапию при лечении заболеваниях нервной системы: переутомлении, неврозах, неврастении, бессоннице. Гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, гастриты, бронхиальная астма, хронический бронхит, болезни мочеполовой системы тоже поддаются такому лечению. «Прописываем» музыкальную терапию и тем, кто страдает лекарственной аллергией и имеет другие хронические заболевания, которые связаны с психоэмоциональным состоянием пациента.

Кстати, существуют музыкальные программы, которые действуют как анальгетики, обезболивающие препараты. То есть существует еще одна сфера применения музыки — обезболивание.

Процесс лечения

— Пациент, пришедший на прием, заполняет специальную анкету. Так мы выясняем, какой вид и жанр музыки ему приятен, понятен и близок. Затем обязательно обследуем. Это необходимо даже в том случае, если у пациента имеется полное клиническое заключение о здоровье.

Оценить психоэмоциональное состояние пациента на сегодняшний момент и сделать экспресс-диагностику важнейших систем организма — задача врача-музыкотерапевта. С помощью специальных цветных карточек тестируют уровень психической активности и фон настроения. Разложив их перед человеком, предлагают выбрать самый приятный цвет. После карточку со стола или с экрана монитора убирают, и процедура повторяется до тех пор, пока самый малопривлекательный для человека цвет не останется в одиночестве.

Душевное состояние человека достоверно характеризует порядок выбора. После измеряют электрическое сопротивление в точках акупунктуры это позволяет уточнить диагноз. С помощью полученной информации музыкотерапевт составляет индивидуальную программу для пациента. Здесь важны и произведения, и музыкальные инструменты в них звучащие.

Например, на печень лучше влияет кларнет, а для сердца полезнее струнные. Лечение происходит большой комнате, которая неярко освещенной.

Чтобы почувствовать результат, как долго нужно слушать?
— От 30 до 45 минут — продолжительность одного сеанса. Общее их число может колебаться от 10 до 20 — это зависит от конкретных обстоятельств. Ведь в процессе лечения состояние человека изменяется и врач его контролирует.

Нужны ли пациенту наушники?

— В помещении с нормальной акустикой удобнее обходиться без них. Но можно использовать микронаушники, с их помощью музыкой удается воздействовать на точки акупунктуры. Для этого микронаушники прикладывают к соответствующим местам на коже, и обыкновенным пластырем закрепляют на время сеанса.

«Слушаем кожей»?

— Каждый орган человека имеет определенные колебания, скажем, индивидуальный звуковой «портрет». При помощи спецмикрофонов можно услышать и проанализировать «мелодию», в которую сложились эти природные колебания. Если работа органа нарушена, то искажается и его звучание.

Цель новой методики — музыкотерапии — в восстановлении гармонии звуковой палитры организма. В принципе, этот эффект можно достичь и при обычном прослушивании, но когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны, вызванные ею вибрации, напрямую налаживают игру нашего внутреннего «оркестра».

Музыкальное самоление
— Все-таки бороться с серьезными заболеваниями — это дело врача. Но музыкальное самолечение во многих ситуациях может принести пользу. Существуют специальные наборы аудиокассет лечебно-профилактической музыки. К примеру, вы пришли с работы уставшая, «антистрессовая» кассета поможет прийти в себя быстро.

И от бессонницы есть кассета. «Бронхиальная астма», «Гипертония», «Язвенная болезнь желудка» — вот неполный список названий существующих кассет.

Но воздержитесь от самовольной замены музыкой привычного лечения, возможно лишь избежать обострения, снизить дозы. Со временем, надеюсь, в каждой семье кроме традиционной появится и домашняя музаптечка.

источник

МОУДОД «Детская музыкальная школа № 40», г. Новокузнецк

Благотворное влияние игры на духовых инструментах на дыхательную систему человека

Музыкальное образование – одно из непременных условий всесторонне развитой личности, и все родители мечтают отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового учебного года родители активно записывают своих чад в разнообразные студии и школы. Особенно популярны сейчас музыкальные кружки.

Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера. Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта мода сохраниться десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте инструменты более универсальные.

Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на них играют музыканты. Ребенок наверняка проявит интерес к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье вашего ребенка. К примеру, нет ничего лучше для развития дыхания, чем занятия на духовых инструментах.

Страдающим астмой особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна и прочие, а для детей трёх лет — блокфлейта). Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их!

Духовые музыкальные инструменты — семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух» в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи.

Духовые инструменты — инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, в коллективах авангардных направлений современной музыки.

В музыкальных школах — целое «созвездие» инструментов, на которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре. Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовом отделении школы, мальчики могут получить специальность для службы в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в ВУЗах страны.

Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на саксофоне рекомендуют с 12 лет – к этому возрасту ребенок достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 10 лет уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или сопилке.

Многие родители приводят своих детей в школу именно для улучшения здоровья, – рассказывает преподаватель по классу духовых инструментов Юрий Федоренко: «У меня было несколько учеников, которые игрой на саксофоне лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям учиться играть было значительно интереснее, чем надувать воздушные шарики, как советуют врачи».

То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на саксофоне или другом духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки».

По медицинским показаниям. Если у Вашего ребенка астма или проблемы с дыханием, то нет ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба, кларнет, валторна – все что угодно! Тут Вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на небольшой деревянной или пластмассовой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и что самое главное – развивается дыхание! Знаю многие случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Тут всегда (за исключением валторны – иногда) нужно стоять и держать правильную осанку. За этим неусыпно будет следить преподаватель.

Читайте также:  Бенджамин фикус при астме

Астма — это заболевание трахеобронхиального дерева, которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и последующей обструкцией воздушного потока вследствие воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух, табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом обструкция воздушных путей носит динамичный характер и улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения.

Лечение астмы по-австралийски.

Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных ситуациях главное – иметь с собой компактный баллончик-аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно австралийские медики обнаружили новый способ лечения астмы – игрой на духовых музыкальных инструментах.

Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте австралийских аборигенов. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Южного Квинсленда (Австралия), показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом.

В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому способствовало глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента.

Любопытно, что девочки в исследовании не участвовали: во многих аборигенских племенах Австралии диджериду считается исключительно «мужским» инструментом. А избавиться от симптомов астмы девочки и женщины могут, если будут брать уроки вокала. Опыты показали, что пение существенно облегчает состояние астматиков обоих полов.

Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной до трех метров, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Инструмент обычно расписывается и украшается изображениями тотемов племени.

1. «Школа игры на кларнете», изд-во «Москва», 1978г., 247 с.

2. «Методика обучения игре на трубе», изд-во «Москва», 1982г., 354с.

источник

Сегодня из общего количества людей на земле чуть более 300 млн болеют бронхиальной астмой. Каждые 10 лет число астматиков увеличивается на 50%. По мнению медиков — это весьма удручающая статистика!

Интересно, что по статистике в развитых, цивилизованных странах астматиков больше и риск приобрести это заболевание в течение всей жизни гораздо выше, чем в тех регионах, где пока еще технический прогресс не представляет серьезную угрозу экологии.

В этом смысле связь бронхиальной астмы и качества окружающей среды очевидна — дышать «тяжелым» загрязненным воздухом людям (и детям — в особенности!) без риска для здоровья действительно сложно. Меж тем, точные и бесспорные причины возникновения и развития этой болезни до сих пор учеными не выявлены. В одном и том же регионе одни люди могут буквально задыхаться в ежедневных приступах бронхиальной астмы, а другие — даже не знать, что это такое.

Бронхиальная астма представляет собой хроническое воспаление дыхательных путей, которое усиливается под воздействием тех или иных факторов или раздражителей. Эти факторы (или раздражители) вызывают гиперреакцию бронхов, которая проявляется как сильнейший отек слизистой оболочки дыхательных путей, чрезмерным образованием слизи и бронхоспазмом. В итоге в дыхательных путях возникает так называемая бронхиальная обструкция — серьезное препятствие к полноценному дыханию.

Внешне приступ бронхиальной астмы хорошо узнаваем — ребенок хрипит и задыхается, в его горле слышен характерный повторяющийся свист, возникает одышка и признаки удушья.

Редко когда приступ бронхиальной астмы возникает «на пустом» месте, чаще всего его «вспышка» бывает спровоцирована определенным условиями или факторами: сильный резкий запах, чрезмерные физические нагрузки, стресс и т.п.

  • Дым (обычный и в особенности — табачный);
  • Шерсть животных (а если быть предельно точными, то не сама шерсть, а частички эпителия на ней);
  • Плесень внутри помещения;
  • Домашние клещи, которые обитают в бытовой пыли;
  • Пыльца некоторых растений;
  • Физические нагрузки;
  • Сильный стресс или эмоциональное потрясение;
  • Аллергическая реакция на некоторые лекарства (самое распространенное из них — аспирин);
  • Ожирение и малоподвижный образ жизни;
  • Холодный морозный воздух.

В основном все признаки и симптомы бронхиальной астмы у детей сводятся к затрудненному дыханию, которое проявляется время от времени на фоне вполне обычных обстоятельств. Например — ночью во время сна, после физической активности, или в момент эмоционального потрясения (испуга, восторга и т.п.).

Обратите внимание, что у ребенка затрудненное дыхание с хрипами и свистом может быть и при других заболеваниях: например, при сильном насморке у детей, при обычном бронхите или простуде (ОРВИ). Однако, в этом случае проблемы с дыханием будут сопровождаться и другими симптомами — повышенной температурой, отсутствием аппетита, слезотечением. Но как только пройдет сама болезнь, заметно улучшится и дыхание. И только при бронхиальной астме затрудненное дыхание случается «беспричинно» и в отсутствие прочих симптомов.

Бронхиальная астма — болезнь «со стажем», ее не вчера открыли. И если медикам пока еще не вполне ясны причины ее возникновения у того или иного человека, то уж эффективные планы ее лечения уже давно разработаны и усовершенствованы. В арсенале медиков существуют специальные протоколы, четко предписывающие, чем и как должна лечиться бронхиальная астма у того или иного ребенка в зависимости от степени тяжести приступов, которое у него случаются.

Эти протоколы поддерживающей терапии помогают существенно облегчить жизнь больных детей в 99,9% случаев заболевания бронхиальной астмой. Причем не только облегчить, но и позволить этим деткам жить полноценной жизнью: заниматься спортом, путешествовать, заводить домашних питомцев.

Основной группой лекарственных препаратов, с помощью которых осуществляется поддерживающая терапия при бронхиальной астме, так называемые топические стероиды.
И не нужно пугаться каких-либо (зачастую надуманных, а не реальных) побочных эффектов или привыкания. В случае лечения бронхиальной астмы, применяемые топические стероиды не оказывают влияния на весь организм в целом, попросту потому, что они не попадают в кровь.

Какой именно препарат группы топических стероидов подходит именно вашему ребенку, и как правильно его использовать — вам подробно расскажет лечащий врач.

В случае серьезного приступа бронхиальной астмы (который может случиться где угодно и когда угодно, внезапно и зачастую без причины), необходимо применять уже меры не поддерживающей терапии, а неотложной помощи.

Ведь в ситуации с мгновенным воспалением в дыхательных путях (отек, нагнетание слизи и бронхоспазм) нет иного способа быстро и эффективно облегчить дыхание посиневшему и задыхающемуся ребенку, кроме как доставить в его дыхательные пути сильное бронхорасширяющее средство. Наилучший способ сделать это — опять же использовать ингалятор, который позволяет мельчайшим частицам лекарства за секунды достичь пораженной области в бронхах. А один из наиболее эффективных и проверенных препаратов для экстренной помощи при приступе бронхиальной астмы у детей — это аэрозоль сальбутамол.

Назначить сальбутамол вправе только врач, но пользоваться им должен уметь всякий родитель, чей ребенок болен бронхиальной астмой.

Однако, правильно сделать вдох при нажатии на ингалятор (в момент пшика необходимо глубоко вдохнуть, чтобы лекарство достигло бронхов) способны не все дети — малыши примерно до 5-6 лет обычно сделать этого еще не могут. Но и эти крохи тоже страдают бронхиальной астмой!

Для таких деток разработаны особые ингаляторы — небулайзеры. Кроме того, при лечении малышей нередко используются так называемые спейсеры. Эти устройства являются своего рода переходным элементом между ингалятором (который вставляется в спейсер) и ребенком.

Как правило, один пшик ингалятора обеспечивает одну дозу лекарства. При остром приступе бронхиальной астмы ребенку с признаками удушья вводят 2-4 дозы препарата каждые 10 минут — до тех пор, пока его состояние не улучшится и он не начнет свободно дышать. Если же препарат не помогает и очевидных улучшений не происходит — это повод для экстренной госпитализации.

И не бойтесь пользоваться ингаляторами в условиях приступа! Даже если пшикать бронхорасширяющий препарат (типа сальбутамола) по 4 дозы каждые 10 минут в течение часа (ребенку любого возраста) — передозировки не будет. Такой режим одобрен и рекомендован ВОЗ при неотложной помощи в случае приступа бронхиальной астмы.

Упомянутый выше прибор пикфлоуметр поможет определить, насколько эффективно помогает (или не помогает) лекарство при приступе бронхиальной астмы. Нужно измерить силу выдоха до введения препарата, а потом измерить ее спустя 10-15 минут после использования аэрозоля. Показатели должны увеличиться минимум на 10-15%.

Итак, лечение бронхиальной астмы сводится к трем основным методам:

  • 1 Поддерживающая лекарственная терапия (которая позволяет держать под контролем воспалительный процесс в дыхательных путях и вести нормальный образ жизни);
  • 2 Избегание факторов, способных спровоцировать приступ бронхиальной астмы и удушья (почаще делайте влажную уборку в доме, удалите все «пылесборники» типа ковров, библиотек до потолка и оконных штор с рюшами и кистями);
  • 3 Умение самостоятельно (а постепенно вы должны обучить и своего ребенка) пользоваться карманным ингалятором для экстренной помощи в случае приступа бронхиальной астмы.

Увы, но не все приступы бронхиальной астмы заканчиваются благополучно — это заболевание имеет и свою статистику летальных исходов. И что самое досадное — нередко виновата в смерти маленьких астматиков не только болезнь, но и опрометчивые, неразумные действия взрослых, которые пытаются использовать для снятия приступа бронхиальной астмы не адекватные этой ситуации лекарства. Итак, ребенку с приступом бронхиальной астмы нельзя давать:

    Муколитики (отхаркивающие средства, используемые для лечения кашля). Муколитики стимулируют образование слизи в дыхательных путях, а ее при приступе астмы и так — избыточное количество;

Седативные препараты. Любые успокаивающие средства уменьшают глубину дыхания, что недопустимо при приступе астмы;

  • Антибиотики. Антибиотики имеют отношение к астме только в одном-единственном случае — когда возникает осложнение в виде воспаления легких, но в любом другом случае антибиотики при астме — самое бестолковое и никчемное «оружие».
  • Возможно, лет 20-25 назад астматики действительно были вынуждены «рабски» подстраивать свое существование под «прихоти» своей болезни: любой спорт (кроме разве что шахмат) был для них под запретом; перспектива завести котенка была для них примерно столь же удаленной, как и возможность слетать на Марс; заниматься домашней уборкой они могли разве что только в респираторе и т.п. И, конечно же, сильнее всех страдали дети с бронхиальной астмой — ни попрыгать, ни побегать, ни щенка потискать.

    Но в наши дни картина в корне иная! Сегодняшний уровень медицины позволяет астматикам (в том числе и детям с бронхиальной астмой) наслаждаться жизнью практически наравне со всеми остальными людьми.

    источник

    Способ лечения бронхиальной астмы у детей 5 13 лет в межприступном периоде, при котором проводят регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовых музыкальных инструментах. Курс занятий продолжается 2 3 мес. трижды в день, по 10 30 мин каждое занятие. На занятиях производят дыхательные упражнения на инструменте под руководством педагога-музыканта и под наблюдением врача, при которых после грудобрюшного вдоха носом производят выдох в инструмент ртом и постепенно от занятия к занятию изменяют протяженность извлекаемого звука от 2 до 60 с и его звуковысотность. Через 2 3 мес занятий наступает длительный период улучшения самочувствия пациента, приступы прекращаются. 1 табл.

    Изобретение относится к медицине, конкретнее к лечению бронхиальной астмы у детей нетрадиционным способом, и может быть использовано специально обученными педагогами-музыкантами под наблюдением врача-педиатра.

    Известен способ лечения заболеваний по А.Н.Стрельниковой (Чайковский А. М. Шенкман С.В. Искусство быть здоровым. М. Физкультура и спорт, 1984. Глава «Парадоксальная дыхательная гимнастика», стр. 297-302) путем дыхательной гимнастики. По этому способу «вдох первичен, выдох вторичен, вдох причина, выдох. следствие. Надо тренировать вдох короткий, резкий, активный, ритмичный, по возможности эмоциональный». Выдох при этом пассивен, он идет без волевой регуляции. При этом способе дыхательной гимнастики используется полная жизненная емкость легких: как при игре на духовом инструменте, однако мышцы выдоха пассивны.

    Известен способ лечения бронхиальной астмы у детей 7-13 лет по авт. св. N 1174025. При лечебной физкультуре по этому способу использовались ходьба, бег и упражнения для различных мышечных групп с акцентом на выдох и произношением гласных и согласных. Недостатком данного способа является применение препаратов наряду с гимнастикой и отсутствует целенаправленное укрепление мышц выдоха.

    Известен способ волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) по К.П.Бутейко, применяемый для лечения в том числе и бронхиальной астмы, который принимает за прототип ( З.Бутейко К.П. Метод Бутейко. М. Патриот, 1990, с. 148-165). Этот способ лечения заключается «в волевом постепенном уменьшении глубины дыхания путем расслабления до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки». Недостатком этого способа является сложность его применения для лечения детей, а именно: теория метода ВЛГД непонятна для сознания ребенка; однообразие упражнений по волевой регуляции процесса дыхания по Бутейко К.П. быстро утомляет маленьких пациентов; при самостоятельных занятиях ВЛГД отсутствуют простые критерии правильности выполнения дыхательных упражнений, особенно для понимания ребенка.

    Читайте также:  Можно ли работать на севере с бронхиальной астмой

    Сущность предлагаемого способа лечения больных бронхиальной астмой детей от 5 до 13 лет заключается в том, что с больным в течении 2-3 мес. проводят ежедневные индивидуальные занятия по волевой регуляции процесса дыхания путем игры на духовом музыкальном инструменте. Занятия проводят 3 раза в день по 10-30 мин, причем постепенно от занятия к занятию увеличивают протяженность извлекаемого при выдохе в инструмент от 2 до 60 с и более, в зависимости от индивидуальных особенностей больного.

    Способ лечения пригоден для больных бронхиальной астмой легкой и средней степени.

    Способ может быть реализован специально обученным педагогом-музыкантом под наблюдением врача-педиатра.

    Особенность способа заключается в том, что больному не внушают мысль о том, что игра на инструменте есть лечебная процедура, напротив, пациента заинтересовывают собственно игрой на музыкальном инструменте, что позволяет отвлечь его внимание от физических нагрузок, это в свою очередь дает возможность педагогу работать на пределе физических возможностей ребенка, постепенно расширяя их, и не акцентируя внимания на волевом компоненте процесса дыхания.

    На первых занятиях ребенку педагог-музыкант ставит грудобрюшной вдох, отличающийся от обычного музыкального тем, что его производят не ртом, а носом без задержки в носоглотке. Затем ребенка учат выдоху «на опоре» ртом. Чувство опоры возникает в результате напряженного равновесия мышц вдоха и выдоха, т.е. ощущается, что в легких воздух сжат, а через сжатые губы посылают упругий сконцентрированный поток воздуха.

    В период постановки дыхания, чтобы сделать занятия менее скучными и однообразными, пациента также обучают нотам и длительностям.

    После закрепления навыков музыкального исполнительского дыхания переходят непосредственно к занятиям на духовом инструменте.

    Каждое занятие условно делят на две части. Первая часть занятия представляет собой духовую гимнастику, при которой ребенок берет осознанный вдох и производит активный выдох в различных музыкальных длительностях от коротких к длинным в различных вариантах и на различных по высоте нотах. Извлечение различных по высоте нот требует различного напряжения мышц выдоха, что способствует постепенному, утонченному укреплению дыхательного аппарата.

    Вторая часть занятия предусматривает игру на инструменте музыкальных упражнений и пьес, что повышает интерес к занятиям.

    Наиболее эффективно проводить занятия на музыкальном инструменте с детьми трижды в день, хотя допустимо снижать число занятий в день. При снижении числа занятий эффективность лечения снижается, увеличивается продолжительность лечения.

    Продолжительность каждого занятия не должна быть меньше 10 мин чистой игры на инструменте и не более 30 мин, так как к этому времени у детей наступает утомление.

    Способ применим для лечения детей, начиная с 5-и летнего возраста, потому что в этом возрасте возникает интерес к игре на музыкальных инструментах, ребенка легко увлечь занятиями и улучшить его самочувствие.

    Можно этим способом лечить подростков старше 15 лет и взрослых, но сформированную личность тяжелее заинтересовать регулярными занятиями на духовом инструменте.

    По предложенному способу занятие по волевой регуляции процесса дыхания заключается в том, что точно дозируется объем воздуха, нужного для исполнения музыкальной фразы, и при вдохе, и при выдохе, причем правильность дыхания легко контролировать слухом по качеству звука как с педагогом, так и при самостоятельных занятиях.

    Опыт работы с больными детьми и взрослыми показал, что за два месяца ежедневных трехразовых занятий по способу настолько удается укрепить мышцы дыхательного аппарата, что дыхание становится спокойным, легким, а приступы бронхиальной астмы становятся редкими или прекращаются, т.е. через 2 мес, занятий на духовом инструменте по предлагаемому способу наступает период длительной ремиссии у большинства больных бронхиальной астмой.

    Улучшение состояния пациентов происходит за счет укрепления мышц выдоха, которые обеспечивают волевой выдох в самом начале приступа и приступа не происходит, поскольку обычно при приступе затруднен именно выдох. Если все же начался приступ бронхиальной астмы, то благодаря укрепленным мышцам дыхательного аппарата, его удается гасить волевым выдыханием воздуха, иммитирующим выдох на занятиях музыкой, и самочувствие пациента быстрее приходит в норму.

    3-й месяц занятий необходим как реабилитационный период. Если прекратились приступы, нет отдышки, то рекомендуется в дальнейшем (после завершения занятий по способу) продолжать занятия музыкой на духовых инструментах в музыкальной школе или духовом оркестре.

    Занятия музыкой по способу можно проводить со страдающими бронхиальной астмой на любых духовых инструментах, но необходимо учитывать возраст и состояние здоровья конкретного пациента.

    Нежелательны занятия на таких инструментах, как труба, труба волторна, саксофон, так как игра на них требует очень высокого напряжения при выдохе во время игры.

    П р и м е р. Больной Скрипалев Алеша, 12 лет направлен 2-й детской горбольницей г. Липецка на занятия по предлагаемому способу с диагнозом: аллергическая бронхиальная астма средней тяжести в послеприступный период. Страдает бронхиальной астмой с 4-х лет, аллергия на пищу, запах, сладкое. Каждую ночь отмечались непродолжительные приступы, которые снимались астмопеном. В 11 лет проходил курс лечения по методу К.П.Бутейко. Улучшение было незначительное, так как этот метод вызывал у ребенка отрицательные эмоции, связанные с трудностью выполнения волевых дыхательных упражнений. После окончания курса лечения по К.П.Бутейко вновь возобновились приступы.

    Алеша стал заниматься на духовом инструменте 2 раза в неделю с педагогом-музыкантом по 30 мин, и 3 раза в день по 20 мин с мамой. Для домашних занятий был разработан точный поминутный план и показаны критерии определения правильного вдоха и выдоха. В течении первых 20 дней занятия заметных улучшений не наблюдалось, за это время был один приступ. Медикаменты были исключены полностью с началом занятий. Начиная с 21 дня занятий, приступы полностью прекратились. В дальнейшем (до окончания трехмесячного курса занятий) самочувствие было хорошее, приступов не наблюдалось ни днем, ни ночью. ОРЗ, которое перенес ребенок во время курса занятий музыкой, никаких осложнений не проявило.

    Для оценки эффективности способа лечения по способу было проведено обследование пациента до начала занятий и повторно через 2 мес. Результаты обследования приведены ниже в таблице, из которой следует, что лечение по способу было эффективным.

    СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 5-13 ЛЕТ, включающий регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания в межприступном периоде, отличающийся тем, что занятия по волевой регуляции процесса дыхания проводят при игре на духовых инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот, при этом занятия музыкой осуществляют трижды в день по 10-30 мин в течение 2-3 месяцев с постепенным увеличением протяженности извлекаемого звука от 2 до 60 с.

    источник

    Бронхиальной астме подвержены, к сожалению, не только взрослые, но и дети — причём разного возраста. Болеют многие тяжело, потому что часто вовремя не ставится правильный диагноз и не начинается лечение… Бывает, виноваты не врачи, а родители — не обращаются за помощью или не следуют рекомендациям.

    Каковы первые признаки бронхиальной астмы у детей? . Ко мне как-то обратилась мама с годовалым ребёнком,— так начал разговор со мной врач-аллерголог. Семья неблагополучная, мальчик — третий по счёту. Педиатр часто предупреждал неразумную женщину: частый кашель и приступы удушья у малыша говорят о начавшемся заболевании.

    Но мама противоречила: «Подумаешь, кашель! Температуры же нет. Дадим сока редьки с сахаром — и всё пройдёт». Но ребёнок часто болел ни с того ни с сего — «просто так». А к тому же в доме не переводились собаки и кошки. Возможно, была аллергия на животных. Ко мне женщина согласилась пойти, когда приступы у сына стали чаще и малыш надолго попадал в стационар. На обследовании была выявлена бронхиальная астма…

    — А у шестилетней Ани приступов удушья пока не было — астма лёгкой степени,— рассказал мне следующую историю врач.— Почему возникла болезнь? Возможно, был виноват поздний токсикоз — беременность мама носила тяжело. И до года девочка наблюдалась у меня с постоянным дерматитом из-за пищевой аллергии. Потом ребёнок ничем не болел, но родители знали: проблемы с кожей у ребёнка первого года жизни предупреждают о возможном развитии астмы! За диетой дочери следили, но некоторые поблажки сыграли свою злую роль: на шестом году жизни у девочки две пневмонии подряд, следом — бронхиты. Постоянная усталость, вялость, снова высыпания на коже. Диагноз неутешительный — астма.

    У ребёнка постарше болезнь можно определить по тому же кашлю без температуры и одышки при физической нагрузке. На школьников могут жаловаться физкультурники: «На перемене бегает, а на уроке отказывается — плохо, мол, станет!» А ведь ребёнок ограждает себя от мучительного удушья после длинных дистанций. Вот как раз учитель и может раньше родителей диагностировать бронхиальную астму у ребенка. Соседка-учительница как-то пожаловалась: «С моих уроков одна девочка постоянно отпрашивается. Говорит, голова болит и сердце с перебоями стучит. Сначала отпускала Марину, а потом на контрольную всё же оставила. Так девочка через десять минут в кашле зашлась. Аллергия на меня, что ли?» В этом случае причиной оказалась реакция на запах духов учительницы.

    Так что реакция может быть на всё что угодно. На ржаную муку, а значит, на чёрный хлеб, на рыбу, на школьный мел… Раздражитель этот надо постараться исключить. Но не забывать: со временем круг аллергенов расширяется.

    А вообще астму можно контролировать. Определить продукт-аллерген поможет пищевой дневник. Каждый день подробно записывайте, что съел ваш ребёнок: вид каши, на воде или молоке приготовлена, с сахаром или нет; если колбаса, рыба, мясо, то какие; если сырок или мороженое — указывайте наполнитель. И обязательно отмечайте реакцию ребёнка.

    Как ни жалко, но животных всех придётся убрать. Птиц, черепах, морских свинок — всех без исключения. Рыбок тоже — аллергичен их корм. К сожалению, аллергены животного в доме ещё несколько лет сохранятся. Заметили аллергию на пыльцу трав и деревьев? Надо знать периоды цветения растений. Если есть возможность — на это время выезжать. Нет — начать заранее принимать лекарства. А в наиболее «опасное» время меньше выходить на улицу и особенно беречься в ветреный день. Вышли всё-таки из дома — по возвращении всю одежду оставьте в коридоре и примите душ.

    Специальными приборами — пикфлоуметрами (они продаются в аптеках) можно измерять пиковую скорость выдоха, норма её устанавливается по росту и состоянию ребёнка. А методика измерения проста: до приёма ингалятора три раза выдохнуть в прибор и средний показатель внести в таблицу (таблица 2). Через несколько дней можно будет строить графики — контролировать состояние и вовремя заметить наступление обострения. Чем меньше просвет бронхов, тем меньше и скорость прохождения по ним воздуха.

    Если показатели в зелёной зоне (100—80 % от нормы), значит, состояние удовлетворительное. График скатился в жёлтую (80—60 %) — предупреждает об ухудшении состояния, в красную (меньше 60 %) — сигналит об обострении заболевания. Если больные график ведут, то к врачу почти не обращаются. График свалился в жёлтую зону — удваивают дозу ингаляции, выходят в зелёную — на удвоенной дозе столько же дней идут, сколько были в жёлтой зоне.

    Разница между утренним показателем пиковой скорости выдоха (ПСВ) и вечерним должна составлять не больше 20 %. Высчитывается она по формуле: (вечерняя ПСВ — утренняя ПСВ) х 100 % / 0,5 (вечерняя ПСВ + утренняя ПСВ). Например, утром выдохнули на 350, вечером — 380. (380 — 350) х 100 % / 0,5(380 + 350) = 8,2 %. Значит, в пределах допустимого.

    Астма — это воспаление бронхов, и снимается оно только ингаляторами. Они хороши тем, что действуют местно и не вызывают привыкания. Есть баллончики для постоянного лечения, так называемой базисной терапии, и для скорой помощи.

    И те и другие у астматика всегда должны быть под рукой. Переволнуется ребёнок, расстроится из-за низкой оценки или запах неприятный почувствует — приступ удушья снимет ингалятор скорой помощи.

    Какова терапия бронхиальной астмы детей? Нельзя забывать про физическую нагрузку. Она многих выручает. Не все виды спорта, конечно, подходят таким больным. Бег, например, противопоказан. А вот бассейн даже рекомендуется. 14-летняя Марина рассказывала: на дачу на велосипеде 17 километров туда и обратно ездит легко, а бегать на физкультуре не может. С пяти лет занималась она танцами. Тяжеловато приходилось, но болела меньше.

    Год назад перестала ходить в студию — и опять частые простуды, тяжелейшие обострения… Так что полностью исключать занятия спортом нельзя. Надо только подобрать подходящий вид. Дети с лёгкой степенью астмы частенько не отстают в физическом развитии от сверстников и получают по физкультуре пятёрки.

    Обязательна для всех и дыхательная гимнастика. Шарики можно надувать или дуть на бумажные фигурки, подвешенные на нитке к потолку. Интересно ребятишкам пускать пузыри. Наливают в стакан воды, вздохнут поглубже и выдыхают через трубку — надо как можно больше на одном вздохе продержаться. Очень важно астматикам научиться дышать животом и стараться полностью выдыхать воздух. Возьмите зеркало, зажмите ребёнку одну ноздрю, и пусть он выдохнет другой. Если пятно маленькое — выдох недостаточный. Большое — хороший. Или сантиметровой лентой измерьте грудную клетку (под сосками) на вдохе и выдохе. Если разница меньше 4—6 см — значит, дышит неполной грудью.

    Читайте также:  Для диагностики бронхиальной астмы используется

    И самое главное — самоконтроль! Не курить, исключить контакты с животными. Часто поражает безалаберность больных. Наблюдаю я за одним мальчиком с астмой средней степени. Дыхание Миши в покое слышно рядом стоящему, и даже при небольшом физическом напряжении ему становится плохо. Но, несмотря на мои запреты, мальчик занимается конным спортом. А ведь перхоть лошадиная — сильнейший аллерген! Не прислушивается ребёнок к словам. Поэтому и обострения у него частые, и курсы лечения длительные…

    Где отдыхать ребёнку после учебного года? Ехать ли северянину на юг? На эти вопросы однозначного ответа нет. У Марины, например, заболевание проявилось именно на юге. Почти сразу, как сошла с поезда, заметила: открытые участки кожи покрылись сыпью. Испугалась, что чесотку в поезде подхватила. Но оказалось: аллергия на солнце. С тех пор как лето, так зуд и сыпь на лице, шее, открытых руках и ногах. С того времени астму ей и поставили. Теперь на лето уезжает в деревню — на юг Архангельской области. Говорит, дышится там легче.

    Но кто-то поспорит со мной: привезут ребёнка с дерматитом на юг — и на второй день отлетит вся короста. Да, и они правы. Климат подбирается индивидуально и для здорового человека! Часто даже городская экология влияет на течение болезни. Таню, например, на полгода вывозят к бабушке в Холмогоры, что в той же Архангельской области. Лес недалеко, речка около дома. Девочка купается, водой обливается, босиком ходит. И ест всё, что в городе аллергию вызывает: молоко коровье, козье, йогурты, пироги. Но как домой возвращается, вымоется после дороги — на третий день сыпью покрывается. Так на водопроводную воду реагирует ребёнок.

    Отправить учиться со всеми или оставить на индивидуальном обучении? Этот довольно серьёзный вопрос часто стоит перед родителями больного ребёнка. Но многие дети-астматики неплохо учатся даже в школах с углублённым изучением какого-либо предмета. Если занятий пропускает немного, успевает в учёбе — почему бы не быть вместе со сверстниками?

    Астма — психосоматическое заболевание, и его течение часто зависит от отношения к больному окружающих. Наблюдаю одну девочку: она не чувствует себя ущербной. «Многие болеют, — говорит. — Вот у Вити больные почки». Света не видит разницы между ОРЗ и своим заболеванием. Девочке просто повезло: одноклассники не считают её инвалидом, не смеются над ингалятором. Да она уже и приспособилась: ингаляции делает на переменке в медицинском кабинете.

    Велика тут роль классного руководителя: настроил детей, что одноклассница ничем не отличается от них, но беречь её надо. Быть милосердным не только не стыдно — достойно. Некоторые учителя больным детям сочувствуют и, бывает, завышают оценки. Зачем? Случается, ребёнок-астматик не может запомнить материал. Но не из-за того, что ленится — сказываются особенности заболевания: мозг страдает из-за нехватки кислорода.

    Бояться заболевания не надо. Очень многие астматики живут нормальной жизнью, среди них немало и известных всему миру спортсменов. Но больной ребёнок требует особого ухода и контроля. И при правильном лечении он ничем не будет отличаться от сверстников.

    источник

    Бронхиальная астма у детей – это хроническое заболевание дыхательных путей, связанное с гиперреактивностью бронхов, то есть повышенной их чувствительностью к раздражителям. Заболевание широко распространено: согласно данным статистики им страдает примерно 7% детей. Болезнь может манифестировать в любом возрасте и у детей любого пола, но чаще возникает у мальчиков от 2 до 10 лет.

    Основным клиническим признаком бронхиальной астмы у ребенка являются периодически возникающие приступы затрудненного дыхания или удушья, вызываемые распространенной обратимой обструкцией бронхов, связанной с бронхоспазмом, гиперсекрецией слизи и отеком слизистой оболочки.

    В последние годы частота заболеваемости бронхиальной астмой детей возрастает повсеместно, но особенно в экономически развитых странах. Специалисты объясняют это тем, что с каждым годом используется все больше искусственных материалов, средств бытовой химии, продуктов питания промышленного производства, содержащих большое количество аллергенов. Следует иметь в виду, что заболевание нередко остается недиагностированным, так как может маскироваться под иные патологии органов дыхания и, прежде всего, под обострение хронических обструктивных заболеваний легких (ХОЗЛ).

    Факторами риска развития бронхиальной астмы у детей являются:

    • наследственная предрасположенность;
    • постоянный контакт с аллергенами (продукты жизнедеятельности клещей домашней пыли, споры плесневых грибов, пыльца растений, белки высохшей мочи и слюны, перхоть и шерсть домашних животных, птичий пух, пищевые аллергены, аллергены тараканов);
    • пассивное курение (вдыхание табачного дыма).

    Факторами-провокаторами (триггерами), воздействующими на воспаленную слизистую оболочку бронхов и приводящими к развитию приступа бронхиальной астмы у детей, являются:

    • острые респираторные вирусные инфекции;
    • загрязняющие воздух вещества, например, оксид серы или азота;
    • β-адреноблокаторы;
    • нестероидные противовоспалительные средства (Аспирин, Анальгин, Парацетамол, Нурофен и т. д.);
    • резкие запахи;
    • значительная физическая нагрузка;
    • синусит;
    • вдыхание холодного воздуха;
    • желудочно-пищеводный рефлюкс.

    Формирование бронхиальной астмы у детей начинается с развития особой формы хронического воспаления в бронхах, которое становится причиной их гиперреактивности, то есть повышенной чувствительности к воздействию неспецифических раздражителей. В патогенезе этого воспаления ведущая роль принадлежит лимфоцитам, тучным клеткам и эозинофилам – клеткам иммунной системы.

    После полового созревания у 20–40% детей приступы бронхиальной астмы прекращаются. У остальных заболевание сохраняется всю жизнь.

    Гиперреактивные воспаленные бронхи реагируют на воздействие триггерных факторов гиперсекрецией слизи, спазмом гладких мышц бронхов, отеком и инфильтрацией слизистой оболочки. Все это приводит к развитию обструктивного дыхательного синдрома, который клинически проявляется приступом удушья или одышки.

    По этиологии бронхиальная астма у детей может быть:

    • аллергической;
    • неаллергической;
    • смешанной;
    • неуточненной.

    Как особую форму врачи выделяют аспириновую бронхиальную астму. Для нее триггерным фактором является прием ребенком нестероидных противовоспалительных средств. Часто осложняется развитием астматического статуса.

    В зависимости от степени тяжести выделяют несколько типов клинического течения бронхиальной астмы у детей:

    1. Легкое эпизодическое. Приступы возникают менее одного раза в неделю. В межприступный период признаки бронхиальной астмы у ребенка отсутствуют, функция легких не нарушена.
    2. Легкое персистирующее. Приступы возникают чаще одного раза в неделю, но не ежедневно. Во время обострения у ребенка нарушается сон, ухудшается нормальная дневная активность. Показатели спирометрии соответствуют норме.
    3. Среднетяжелое. Приступы удушья возникают практически ежедневно. В результате значительно страдает активность и сон детей. Для улучшения состояния они нуждаются в ежедневном использовании ингаляционных β-антагонистов. Показатели спирометрии снижены на 20–40% от возрастной нормы.
    4. Тяжелое. Приступы удушья возникают по нескольку раз в день, нередко и в ночное время. Частые обострения становятся причиной нарушения психомоторного развития ребенка. Показатели функции внешнего дыхания снижены более чем на 40% от возрастной нормы.

    Приступы удушья или затрудненного дыхания у детей, страдающих бронхиальной астмой, могут возникать в любое время суток, но чаще всего они происходят ночью. Основные симптомы бронхиальной астмы у детей:

    • приступ экспираторной одышки (затруднен выдох) или удушья;
    • непродуктивный кашель с вязкой трудноотделяемой мокротой;
    • учащенное сердцебиение;
    • свистящие сухие (жужжащие) хрипы, усиливающиеся в момент вдоха; они выслушиваются не только при аускультации, но и на расстоянии и поэтому их называют еще дистанционными хрипами;
    • коробочный перкуторный звук, появление которого объясняется гипервоздушностью ткани легких.

    Симптомы бронхиальной астмы у детей в момент тяжелого приступа становятся иными:

    • количество дыхательных шумов уменьшается;
    • появляется и нарастает синюшность кожных покровов и слизистых оболочек;
    • парадоксальный пульс (увеличение числа пульсовых волн в момент выдоха и значительное уменьшение вплоть до полного исчезновения в момент вдоха);
    • участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры;
    • принятие вынужденного положения (сидя, опираясь руками на кровать, спинку стула или колени).

    У детей развитию приступа бронхиальной астмы нередко предшествует период предвестников (сухой кашель, заложенность носа, головная боль, беспокойство, нарушение сна). Длится приступ от нескольких минут до нескольких дней.

    Если приступ бронхиальной астмы продолжается у ребенка свыше шести часов подряд, такое состояние расценивается как астматический статус.

    После разрешения приступа бронхиальной астмы у детей отходит густая и вязкая мокрота, что приводит к облегчению дыхания. Тахикардия сменяется брадикардией. Артериальное давление снижается. Ребенок становится заторможенным, вялым, безразличным к окружающему, нередко крепко засыпает.

    В межприступных периодах дети, страдающие бронхиальной астмой, могут чувствовать себя вполне удовлетворительно.

    Для правильной постановки диагноза бронхиальной астмы у детей необходимо учитывать данные аллергологического анамнеза, лабораторных, физикальных и инструментальных исследований.

    Лабораторные методы исследования при подозрении на бронхиальную астму у детей включают в себя:

    • общий анализ крови (нередко выявляется эозинофилия);
    • микроскопия мокроты (кристаллы Шарко – Лейдена, спирали Куршмана, значительное количество эпителия и эозинофилов);
    • исследование газового состава артериальной крови.

    Диагностика бронхиальной астмы у детей включает и ряд специальных исследований:

    • исследование функции легких (спирометрия);
    • постановка кожных проб для выявления причинно-значимых аллергенов;
    • выявление гиперактивности бронхов (провокационные пробы с предполагаемым аллергеном, физической нагрузкой, холодным воздухом, гипертоническим раствором натрия хлорида, ацетилхолином, гистамином);
    • рентгенография органов грудной клетки;
    • бронхоскопия (выполняется крайне редко).

    Необходима дифференциальная диагностика со следующими состояниями:

    • инородные тела бронхов;
    • бронхогенные кисты;
    • трахео- и бронхомаляции;
    • обструктивный бронхит;
    • облитерирующий бронхиолит;
    • муковисцидоз;
    • ларингоспазм;
    • острая респираторная вирусная инфекция.

    Бронхиальная астма широко распространена: согласно данным статистики ею страдает примерно 7% детей. Болезнь может манифестировать в любом возрасте и у детей любого пола, но чаще возникает у мальчиков от 2 до 10 лет.

    Основными направлениями лечения бронхиальной астмы у детей являются:

    • выявление факторов, вызывающих обострение бронхиальной астмы, и устранение или ограничение контакта с триггерами;
    • базисная гипоаллергенная диета;
    • медикаментозная терапия;
    • немедикаментозное восстановительное лечение.

    Медикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей проводится при помощи следующих групп лекарственных средств:

    • бронхорасширяющие препараты (стимуляторы адренергических рецепторов, метилксантины, антихолинергические средства);
    • глюкокортикоиды;
    • стабилизаторы мембран тучных клеток;
    • ингибиторы лейкотриенов.

    С целью профилактики обострений бронхиальной астмы детям назначают базисную медикаментозную терапию. Ее схема во многом определяется тяжестью течения заболевания:

    • легкая интермиттирующая астма – бронхолитики короткого действия (β-адреномиметики) при необходимости, но не чаще 3-х раз в неделю;
    • легкая персистирующая астма – ежедневно кромалин-натрий или глюкокортикоиды ингаляционно плюс бронхолитики длительного действия, при необходимости бронхолитики короткого действия, но не чаще 3-4 раз в сутки;
    • среднетяжелая астма – ежедневное ингаляционное введение глюкокортикоидов в дозе до 2 000 мкг, бронхолитики пролонгированного действия; при необходимости могут применяться бронхолитики короткого действия (не более 3-4 раз в сутки);
    • тяжелая астма – ежедневно ингаляционное введение глюкокортикоидов (при необходимости они могут быть назначены коротким курсом в виде таблеток или инъекций), бронхолитики длительного действия; для купирования приступа – бронхолитики короткого действия.

    Терапия приступа бронхиальной астмы у детей включает:

    Показаниями к госпитализации являются:

    • принадлежность пациента к группе высокой смертности;
    • неэффективность проводимого лечения;
    • развитие астматического статуса;
    • тяжелое обострение (объем форсированного выдоха за 1 секунду менее 60% от возрастной нормы).

    В лечении бронхиальной астмы у детей важно выявить и устранить аллерген, являющийся триггерным фактором. Для этого нередко возникает необходимость изменения образа питания и жизни ребенка (гипоаллергенная диета, гипоаллергенный быт, смена места жительства, расставание с домашним животным). Помимо этого, детям могут быть назначены антигистаминные препараты длительным курсом.

    Если аллерген известен, но избавиться от контакта с ним в силу тех или иных причин невозможно, то назначается специфическая иммунотерапия. Этот метод основан на введении пациенту (парентерально, перорально или сублингвально) постепенно возрастающих доз аллергена, что понижает чувствительность организма к нему, то есть происходит гипосенсибилизация.

    Как особую форму врачи выделяют аспириновую бронхиальную астму. Для нее триггерным фактором является прием ребенком нестероидных противовоспалительных средств.

    В период ремиссии детям с бронхиальной астмой показано физиотерапия:

    Основными осложнениями бронхиальной астмы являются:

    У детей, страдающих тяжелой формой заболевания, терапия глюкокортикоидами может сопровождаться развитием целого ряда побочных эффектов:

    • нарушения водно-электролитного баланса с возможным появлением отеков;
    • повышение артериального давления;
    • усиленное выделение из организма кальция, что сопровождается повышенной хрупкостью костной ткани;
    • повышение в крови концентрации глюкозы, вплоть до формирования стероидного сахарного диабета;
    • повышенный риск возникновения и обострения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки;
    • снижение регенеративной способности тканей;
    • повышение свертываемости крови, что увеличивает риск тромбозов;
    • пониженная сопротивляемость инфекциям;
    • ожирение;
    • лунообразное лицо;
    • неврологические расстройства.

    Прогноз для жизни у детей при бронхиальной астме в целом благоприятный. После полового созревания у 20–40% детей приступы бронхиальной астмы прекращаются. У остальных заболевание сохраняется всю жизнь. Риск летального исхода во время приступа удушья повышается в следующих случаях:

    • в анамнезе свыше трех госпитализаций в год;
    • в анамнезе госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии;
    • были случаи ИВЛ (искусственной вентиляции легких);
    • приступ бронхиальной астмы хотя бы однажды сопровождался потерей сознания.

    Важность профилактики бронхиальной астмы у детей переоценить невозможно. Она включает:

    • грудное вскармливание на протяжении первого года жизни;
    • постепенное введение прикорма в строгом соответствии с возрастом ребенка;
    • своевременное активное лечение заболеваний органов дыхания;
    • поддержание жилища в чистоте (влажные уборки, отказ от ковров и мягких игрушек);
    • отказ от содержания домашних животных (при их наличии тщательное соблюдение правил гигиены);
    • недопущение вдыхания детьми табачного дыма (пассивного курения);
    • регулярные занятия спортом;
    • ежегодный отдых на морском побережье или в горах.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    источник