Меню Рубрики

Дети группы риска при бронхиальной астме

11 декабря – Международный день больного бронхиальной астмой.

Бронхиальная астма – неинфекционное заболевание дыхательных путей. Выражается приступами затрудненного дыхания, кашля, удушья. Одним из ранних симптомов является приступообразная одышка. Бронхиальная астма – одна из распространенных болезней, встречается в любом возрасте. Часто сочетается с аллергическим ринитом и коньюктивитом, дерматитами, часто встречается у детей как возрастное проявление. Можно выделить следующие виды бронхиальной астмы (по преимущественному раздражителю): атопическая и неаллергическая.

Почему я не могу дышать?

Как снять приступ?

Что опасно при астме?

Кто находится в группе риска?

Профилактика бронхиальной астмы

Ступени профилактики:

Аллергенные угрозы (триггеры):

Приемы и упражнения, которые помогут избежать астмы:

Взрослым на заметку. Если времени не хватает, а иммунитет нужно поднять:

Первичная профилактика бронхиальной астмы у грудных детей

Почему я не могу дышать?

Симптомы бронхиальной астмы возникают из-за того, что мелкие бронхи чрезмерно реагируют на внешние раздражители: сильно сужаются и обильно выделяют слизь, что и приводит к затрудненному дыханию, кашлю и даже удушью.

Как снять приступ?

Как мы уже выяснили, приступ удушья – следствие отека и спазма. На них и направляется действие лечебных препаратов, применяемых «по требованию». К таким ингаляторам относятся сальбутамол, фенотерол и другие. Если у вас нет специального ингалятора, быструю помощь может оказать выпитый стакан горячей воды, также нужно постараться делать медленные вдохи и выдохи. Если вы приняли привычный ингалятор, а одышка сохранилась или стала усиливаться, нужно срочно вызывать скорую помощь! Если количество приступов удушья за неделю превышает два-три, то нужно обратиться к участковому терапевту или пульмонологу для коррекции терапии. Больной бронхиальной астмой даже при стабильном течении заболевания должен осматриваться пульмонологом не реже 1–2 раз в год.

Что опасно при астме?

Стоит избегать сильных запахов (например: лаков для волос, строительных красок, духов с сильным или резким ароматом), аллергенов (наиболее распространенные: пыль, пыльца растений, табачный дым, кошачья шерсть).

Астма может развиться на фоне хронического бронхита, постоянного воспаления верхних дыхательных путей, частых «простуд» (ОРЗ, ОРВИ, гриппа, ангины). Курение – один из значимых факторов риска. Кашель необходимо лечить вовремя и правильно!

Людям с бронхиальной астмой или склонным к ней следует особенно внимательно относиться к своему здоровью, избегать переохлаждения, переутомления и контактов с «простуженными» людьми. Больному с бронхиальной астмой категорически запрещено курение! Даже самые современные лекарственные препараты будут малоэффективны на фоне курения, в том числе и пассивного.

Кто находится в группе риска?

— люди с наследственной предрасположенностью к бронхиальной астме и с другими аллергологическими заболеваниями,

— люди с бронхообстуктивным синдромом (сужением дыхательных путей),

— люди, работающие на «вредных» предприятиях или в условиях повышенной загрязненности воздуха,

— люди с хроническим воспалением верхних дыхательных путей.

Профилактика бронхиальной астмы

Ступени профилактики:

— первичная (показана всем без исключения и необходима, чтобы исключить сам риск заболевания);

— вторичная (показана людям со склонностью к бронхиальной астме и необходима, чтобы не допустить развитие болезни);

— третичная (показана людям, уже имеющим бронхиальную астму, и необходима, чтобы исключить обострение болезни). Заключается в ежедневном соблюдении всех рекомендаций врача, в том числе, в обязательном приеме лечебных ингаляторов. В первую очередь, к ним относятся ингаляторные гормоны.

Один из основных методов профилактики бронхиальной астмы – снижение чувствительности организма к острым запахам, аллергенам и инфекциям. И здесь можно выделить три направления: устранение источников угрозы, медикаментозная и физиотерапия (относятся к вторичной и третичной профилактике) и общее укрепление организма (повышение иммунитета).

Аллергены и триггеры:

— косметика, в том числе парфюм,

— шоколад, цитрусовые, пищевые красители, рыба, куры,

— пыльца растений, особенно в сухую и ветреную погоду,

Нужно вытирать пыль влажной тряпкой. Дома не должно быть ковров, тяжелых штор и других предметов, собирающих пыль. Стиральные порошки должны храниться в герметично закрытой таре. Необходимо использовать гипоаллергенные подушки и одеяла.

Приемы и упражнения, которые помогут избежать астмы:

— развивает легкие: дыхательные упражнения, в том числе – игра на духовых инструментах, плавание, ходьба, лыжи.

— нормализует дыхание и развивает легкие: лечебный массаж груди.

Лечение, дыхательные упражнения и / или массаж должен назначить врач, он же рекомендует нагрузку, режим и длительность курса. Заниматься самолечением недопустимо!

Как повысить иммунитет – подробно рассказал на нашем портале главный внештатный иммунолог Министерства здравоохранения Ульяновской области Вдовина Светлана Николаевна.

Взрослым на заметку. Если времени не хватает, а иммунитет нужно поднять:

  1. Прогулки: проведите выходные в сосновом лесу или парке.
  2. Закаливание быстро: каждый вечер после работы – на 5 секунд опустить ноги в ледяную воду на 10–15 см, затем хорошенько вытереть колючим полотенцем и надеть шерстяные носки.
  3. Контрастный душ: принимая раз в 1–3 дня душ, поверните холодный вентиль сначала в одну сторону, потом в другую. Тщательно вытритесь полотенцем, лучше – колючим.
  4. Проветривание: на 10–15 минут приоткройте форточку в спальне перед сном. Если на улице очень холодно – дайте комнате согреться в течение 5 минут, прежде чем ложиться спать. Пока идет проветривание, можно посмотреть телевизор, попить чай, принять душ или посидеть в соцсетях.
  5. Эндорфины: улыбайтесь, смейтесь, найдите в каждом дне что-нибудь яркое, радостное или смешное!

Первичная профилактика бронхиальной астмы у грудных детей

У совсем маленьких детей профилактика астмы направлена на снижение риска аллергических реакций: диатеза, высыпаний и др.

1. Грудное вскармливание в первые 6 месяцев. Иммунологи подчеркивают: у малышей на искусственном вскармливании риск аллергических реакций в несколько раз выше.

2. Своевременное и рациональное введение прикорма, не ранее 5–6 месяцев, начиная с 1–2 чайных ложек.

3. Исключение из меню малыша «аллергенных» продуктов (меда, шоколада, цитрусовых, клубники, киви, орехов, продуктов с консервантами и красителями). Куриные яйца лучше заменить перепелиными – не более 1 в день. Из мясных продуктов предпочтительно белое мясо птицы, растертое в пюре.

4. Повышение иммунитета и общее укрепление здоровья (ежедневные прогулки на свежем воздухе, закаливание и массаж).

5. Безопасные бытовые условия: в доме должно быть чисто, в спальне ребенка должно быть минимум мягкой мебели, ковров, мягких игрушек, которые набирают пыль и пыльных клещей. Крайне важно исключить табачный дым (нельзя курить при ребенке даже на улице!), аэрозоли и резкие запахи (от бытовой химии, косметики, парфюма, лаков и красок и др.)

источник

Определение и факторы риска формирования бронхиальной астмы

Бронхиальная астма – аллергическое заболевание, характеризующееся повторными эпизодами обструкции бронхов, патологическую основу которого составляет иммунное воспаление дыхательных путей и гиперреактивность бронхов, патогенетическую основу которого составляет иммунное воспаление дыхательных путей и гиперреактивность бронхов.

Нарушение бронхиальной проходимости проявляется одышкой, свистящими хрипами в легких, нередко слышимыми на расстоянии, спастическим кашлем, чувством стеснения в груди. Возникающая обструкция бронхов обратима под действием проводимого лечения либо спонтанно.

Актуальность вопроса

Бронхиальной астмой страдают 5-10% детского населения.

Распределение больных бронхиальной астмой по степени тяжести:

Факторы риска возникновения бронхиальной астмы

1. Генетическая предрасположенность:

— гены, ответственные за атопию,

— гены, ответственные за гиперреактивность бронхов.

Факторы риска возникновения бронхиальной астмы

Внешние факторы

Аллергены (причинные сенсибилизирующие факторы)

Домашняя пыль / клещи домашней пыли

Факторы перинатального и антенатального периодов

Аллергены животных, птиц, пух, перо

Курение (активное и пассивное)

Инфекции (преимущественно вирусные)

Грибы (плесневые и дрожжевые), плесени наружные

Воздушные поллютанты (внешние и помещений)

Факторы, вызывающие обострение бронхиальной астмы – триггеры

— Аллергены и вирусные инфекции

— Физическая и психоэмоциональная нагрузка

— Меняющиеся метеорологические условия

Классификация бронхиальной астмы у детей (НП, 2012)

Форма: атопическая, неатопическая

Периоды болезни: обострение, ремиссия

Тяжесть: легкая интермиттирующая, легкая персистирующая, средетяжелая, тяжелая.

Осложнения: ателектаз легкого, пневмоторакс, подкожная и медиастенальная эмфизема, легочное сердце, эмфизема легких.

Критериями атопической БА являются:

— положительный семейный атопический анамнез,

— сочетание с внелегочными проявлениями атопии,

— реализация симптомов при контакте с неинфекционными экзоаллергенами,

— выраженный уровень в сыворотке крови общего и специфических иммуноглобулинов Е,

— положительный результат кожных проб с неинфекционными аллергенами.

В случаях, когда анамнестически и комплексным обследованием наличие атопии определить не удается, форма БА у ребенка определяется как неатопическая.

Положительный атопический анамнез:

— наследственная отягощенность по атопии,

— высокая антигенная нагрузка в пре- и постнатальном периодах,

— наличие преморбидного аллергического фона (предыдущей атопии по другим органам).

Период болезни

— бронхиальная астма является хроническим и очень динамичным заболеванием, характеризующимся чередованием периодов обострения и ремиссии.

— обострение может протекать в виде острого приступа или затяжного астматического состояния.

— приступ БА – острый эпизод экспираторного удушья, затрудненного или свистящего дыхания, спастического кашля, четко отмечаемый пациентом и его окружающими, характеризующийся снижением ПСВ.

— затяжное асматическое состояние – затяжное течение клинически выраженного синдрома бронхиальной обструкции.

— ремиссия может быть полной или неполной.

— неполная ремиссия характеризуется небольшим снижением функциональных показателей, легкими симптомами дыхательного дискомфорта, не влияющими на жизненную активность.

Возрастные особенности клиники обострений

Ведущий компонент в генезе обструкции

Отек и гиперсекреция слизи

Ослабленное дыхание, диффузные мелко- и среднепузырчатые хрипы на вдохе и выдохе

Свистящее дыхание, дистантные хрипы, удлинение выдоха

Классификация БА у детей по степени тяжести (НП, 2012)

Частота симптомов затрудненного дыхания

Эпизодические, кратковременные, исчезают спонтанно или после однократного приема бронхолитика короткого действия

Эпизодические, кратковременные, исчезают спонтанно или при однократном приеме бронхолитика короткого действия

Переносимость физической нагрузки, активность и нарушение сна

Показатель ОФВ1 и ПСВ (от должного значения)

Суточные колебания бронхиальной проходимости

Характеристика периодов ремиссии

Симптомы отсутствуют, показатели ФВД в норме

Симптомы отсутствуют, показатели ФВД в норме.

Зависимость формирования сенсибилизации от возраста и условий проживания

Возраст и условия проживания

Ведущий тип сенсибилизации

В условиях постоянного контакта

Эпидермальная и грибковая

При проживании в загрязненных промышленных районах

Тип сенсибилизации

— О значимости пищевой сенсибилизация в развитии БА следует думать в случае очень раннего и упорного течения заболевания, при наличии преморбидного фона в виде атопического дерматита, при круглогодичном характере симптомов дыхательного дискомфорта, отсутствии эффекта элиминации из дома.

— Критериями бытовой сенсибилизации являются цикличность и круглогодичность обострений, развитие их преимущественно в домашних условиях и в ночное время, эффект элиминации из дома, положительный экспозиционный эффект.

— При эпидермальной сенсибилизации отмечается развитие острых симптомов дыхательного дискомфорта при случайной встрече с животными и упорнорецидивирующее течение заболевание у детей, проживающих в условиях постоянного контакта с источником эпидермальных аллергенов. Эффект элиминации при удалении из квартиры животных или птиц реализуется через 1.5-2 месяца при условии тщательной уборки помещения.

— Для пыльцевой сенсибилизации характерна сезонность, развитие обострений в весенне-летний и ранний осенний период, одновременное наличие риноконъюнктивального синдрома (РКС). При наличии перекрестной сенсибилизации к плодам соответствующих растений возможна круглогодичность проявления дыхательного дискомфорта.

— Предположение о грибковой сенсибилизации является обоснованием при проживании ребенка в сырой квартире, упорно-рецидивирующем течении заболевания, затяжном характере обострений, ухудшение состояния во влажный сезон года и в сырой местности. При грибковой сенсибилизации у детей может отмечаться непереносимость кисломолочных продуктов, сыра, дрожжевого теста, кваса, антибиотиков пенициллинового ряда.

Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы

— Острый обструктивный бронхит,

— аспирация инородного тела,

— синдром первичной цилиарной дискинезии,

— пороки развития бронхов и сосудов.

Лечение бронхиальной астмы

Основная цель терапии бронхиальной астмы у детей – достижение и поддержание контроля над заболеванием.

— Выявление причинно-значимых аллергенов и устранение их воздействия,

— Разработка индивидуальных планов базисной противовоспалительной терапии,

— Разработка плана реабилитации и диспансерного наблюдения,

— Просвящение и обучение больных детей и членов семьи,

— Профилактика прогрессирования заболевания (предупреждение инвалидности).

Программа лечения и контроля

— Выявление причинно-значимых аллергенов и исключение их воздействия (элиминационные мероприятия),

— базисная (длительная терапия)

— ситуационная терапия (обострений заболевания).

— Немедекаментозные методы лечения.

Неспецифическая гипоаллергическая диета, по показаниям – индивидуальная элиминационная

1. максимально избавить жилище от лишних вещей, собирающих пыль,

2. Хранить книги, одежду, постельное белье в закрытых шкафах,

3. Ежедневная (в отсутствии больного) влажная уборка помещений с использованием пылесоса с водным фильтром, проветрирование,

4. Постельные принадлежности должны быть из синтетических материалов, подушку следует менять ежегодно,

5. Использование антиаллегенных защитных чехлов для матрасов, подушек и одеял,

6. Еженедльная стирка постельного белья в горячей води (55-60 о С) или кипячение.

7. Поддержание низкого уровня влажности (30-40%)

8. Использование акарицидных средств (спрей Acarasan для обработки ковров и мебельной обивки, Acoril – для холодной стирки.

Фармакотерапия бронхиальной астмы

Базисная терапия — направлена на предотвращение развития приступов БА.

Симптоматическая (ситуационная) терапия – направлена ан их купирование.

Тактика ведения ребенка в приступе (алгоритм)

— Удаление причинно-значимых аллергенов и неспецифических триггеров,

— Уточнение ранее полученного лечения:

— количество доз бронхолитиков и пути введения,

— время, прошедшее с момента последнего приема бронхолитика,

— применялись ли кортикостероиды, дозы.

— Оказание помощи в зависимости от тяжести приступа.

— Наблюдение в динамике за клиническими симптомами, мониторирование ПСВ.

Критерии оценки степени тяжести приступа

Легкая. Ребенок ходит и может лежать

При разговоре. Плач тише, короче. Прием пищи затруднен.

источник

Главная → Здоровье → Симптомы и лечение → Астма: как вылечить и кто в группе риска

— Астма — это аллергическое заболевание нижних дыхательных путей, характеризующееся эпизодами бронхоспазма и патологической реакцией бронхов на какой-либо раздражитель. То есть вследствие воздействия определённого стимула возникает резкое сужение дыхательных путей, что в свою очередь приводит к тяжёлой одышке и удушью.

Происходит это следующим образом: при контакте с аллергеном или раздражающим веществом возникает тяжёлая аллергическая реакция, одновременно с которой возникает спазм мускулатуры бронхов. Образуется много густой мокроты, которая также не даёт нормальной дышать.

Астма — заболевание мультифакторное. Да, по сути, эта болезнь генетической предрасположенности, однако для её развития обязательно наличие определённых факторов окружающей среды. Как правило, в роду у астматиков есть родственники с аллергическими реакциями. При этом не обязательно, что каждый родитель с этим заболеванием передаст его ребёнку. К тому же чтобы наследственность проявилась, человеку нужно постоянно встречаться с определёнными аллергенами и иметь к ним чувствительность — сенсибилизацию.

Читайте также:  История болезни хронический бронхит бронхиальная астма

На самом деле причиной развития этого заболевания могут стать вполне привычные нам вещи. В основном это аллергены домашней пыли, микроклещи, живущие на коже кошек и собак, тараканы, плесень, грибок, запахи, сигаретный дым, бытовая химия, продукты животного происхождения (мясо, молоко, морепродукты). Но при этом интересно, что дети, которых всячески ограждали от столкновения с этими аллергенами, чаще заболевали аллергическими заболеваниями, чем те, кто с ними сталкивался постоянно. Точного объяснения этому феномену не существует.

Понятно, что при активном взаимодействии с кошкой у человека, склонного к астме, болезнь разовьётся быстрее. Но и в абсолютно стерильных условиях происходит то же самое.

Кроме того, спровоцировать приступ астмы могут инфекции: вирусы и бактерии, а также грибковая инфекция.

Проявиться астма может у и человека в довольно зрелом возрасте. Причём не факт, что она станет следствием реакции на перечисленные выше аллергены. Среди других факторов риска астмы могут быть нервные переживания, затяжная депрессия — всё это, в сочетании с упомянутыми ранее факторами, может привести к формированию астмы у взрослого человека. Существует и обратная ситуация: у астматиков уровень тревожности может быть выше, чем у здоровых людей. По сути, любой — даже незначительный — эмоциональный скачок может спровоцировать у них приступы удушья.

Раньше степень тяжести астмы была связана с так называемой степенью бронхиальной обструкции (показатель ОФВ1, измеренный при проведении функции внешнего дыхания — ФВД). Считалось, что чем меньше показатель ОФВ1, тем тяжелее астма. Современная классификация астмы предполагает разделение астмы на контролируемую, частично-контролируемую и неконтролируемую. Как видно из названия, контролируемая астма — это состояние, при котором пациент не испытывает ни дневных, ни ночных симптомов, его физическая активность и работа по дому ничем не ограничена, такой пациент использует сальбутамол (препарат скорой помощи при приступе) реже одного раза в неделю, его показатели ФВД достигают 80% и выше, а от последнего обострения прошло больше трёх месяцев. Частично контролируемая астма подразумевает наличие одного критерия, например ночные астматические симптомы или снижение показателей ФВД. Неконтролируемая астма — это наличие двух и более критериев. Тяжесть астмы определяется дозой препаратов, необходимых для достижения контроля.

У детей чаще всего первые симптомы астмы проявляются в раннем возрасте — до трёх лет. И здесь важно не перепутать ОРВИ с астматическим удушьем. Родители должны быть внимательными: если каждое ОРВИ сопровождается хрипами, их длительность превышает две недели и, более того, хрипы проявляются вне болезни, например на фоне физических нагрузок, — это серьёзный повод обратиться к врачу. При этом многие дети во время ОРВИ переносят эпизод бронхоспазма, который невозможно отличить от приступа астмы. Поставить диагноз астмы у детей младшего возраста очень сложно: ФВД маленьким детками провести невозможно, анализы не обладают должной чувствительностью и главное — специфичностью. Иногда требуется пробная терапия ингаляционными гормонами с последующей оценкой их эффективности.

— Признаки тяжёлого приступа астмы у ребёнка — частое дыхание, поверхностное дыхание, синева ногтей, носогубного треугольника, втягивание кожи в области шеи, межрёберных промежутков, крыльев носа, сонливость и главное — отсутствие речи и возможности разговаривать. В такой ситуации тут же вызывайте скорую. Во всех остальных случаях можно обойтись плановым визитом к пульмонологу или педиатру.

Кстати, страдающий астмой человек может спокойно заниматься спортом, но не в период обострения болезни. К примеру, если в сезон цветения растений пациент потерял контроль над течением заболевания, ему лучше прервать занятия или уменьшить интенсивность тренировок. В остальное же время он может спокойно заниматься на уровне здорового человека.

источник

АНАЛИЗ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДОШКОЛЬНИКА ИЗ ГРУППЫ РИСКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

Воронина Светлана Николаевна

– кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Маскова Галина Станиславовна

– кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии Ярославской государственной медицинской академии.

Аннотация. Проблема механизмов возникновения, течения и лечения психосоматических расстройств у детей становится все более актуальной для современной психологической науки. В статье представлен анализ медико-социально-психологических особенностей детей, страдающих бронхиальной астмой, и из группы риска по ее формированию.

Ключевые слова: дети, страдающие бронхиальной астмой, группа риска, дошкольный возраст, атопия, социальные факторы, психологический статус, семейное воспитание.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Проблема психосоматических взаимоотношений в детском возрасте не только чрезвычайно важна, но и имеет свои специфические особенности. Отрицательное влияние болезни на психику в детском возрасте, как правило, ведет к более тяжелым или даже необратимым последствиям, особенно если речь идет о длительном, хроническом, серьезном заболевании.

На сегодняшний день всеми авторами признается, что бронхиальная астма – это хроническое аллергическое воспаление в дыхательных путях и гиперреактивность бронхиального дерева. Несмотря на то, что у большинства детей удается доказать этиологическую роль экзогенных неинфекционных аллергенов, бронхиальную астму следует рассматривать, как заболевание, возникающее в результате взаимодействия целого ряда предрасполагающих и повреждающих факторов (Шабалов Н.П., 2004). Факторы, вызывающие приступы при бронхиальной астме у детей многообразны: аллергены, вирусные респираторные инфекции, изменение метеоситуации, экологическое воздействие ксенобиотиков, табачного дыма, физическая и психоэмоциональная нагрузка и др. (Rees L., 1964; Sharma, Nandkumar, 1981; Федосеев Г.Б., 1988).

Общепризнанным является, что бронхиальная астма взрослых относится к психосоматическим заболеваниям и локальный спазм бронхиол может быть спровоцирован как воздействием специфического аллергена, так и эмоциональными факторами. Вопрос же о соотношении и взаимодействии между соматическими и психологическими факторами, провоцирующими приступы бронхиальной астмы у детей и утяжеляющими её течение до настоящего времени остается дискуссионным.

В свое время Block выдвинул гипотезу о реципроктных отношениях между аллергией и психологическими переменными, задействованными в этиологии и патогенезе БА. Так он показал, что у детей, больных БА и имевших высокий аллергический потенциал, психопатологические явления выражены значительно меньше по сравнению с детьми, аллергии у которых выявлено не было (Block с соавт., 1964). Resh также отмечала, что пациенты «с астмой неясного происхождения психологически отличаются от больных, имеющих в основе заболевания выявленную аллергию» (Resh, 1970). На этом основании многими авторами предлагалось отделять так называемую «психосоматическую» астму от других форм этого заболевания, при которых имеются отчетливые свидетельства биологической обусловленности симптомов (Richter, Dahme, 1982). Такое деление имеет определенный смысл при назначении мер лечения астмы: очевидно, что эффективность, в частности, психотерапии будет различной в зависимости от степени участия психологических факторов в этиологии заболевания [25]. Даже в тех случаях, когда эмоциональные переживания «запускают» болезнь, они не обязательны для дальнейшего течения и новых обострений бронхиальной астмы. Кроме того, Wright считает, что при изучении роли различных факторов БА следует учитывать возможность маскировки эмоциональными переживаниями действия других этиологических факторов [17].

Остается открытым вопрос о том, являются ли аллергические и эмоциональные факторы независимыми друг от друга по своему происхождению. По данным J. Kiecolt-Glaser и R. Ader (1991) аллергическая предрасположенность и эмоциональная чувствительность взаимодействуют друг с другом, а восприимчивость к эмоциональной травме и аллергенам часто сочетается у одного человека и является проявлением одного и того же основного конституционального фактора.

Как выясняется в процессе эмпирических исследований, личностные признаки детей, больных бронхиальной астмой не являются только вторичными, зависящими от болезни чертами психики (в частности, проявлениями вторичной невротизации). По данным Mayer и Weitermeyer (1967) у детей-«астматиков» с самого начала болезни отмечаются определенные черты, которые не усиливаются, а наоборот могут нивелироваться на протяжении болезни: недостаточные способности, агрессивность, направленная на окружающих, и самообвинения в этой агрессивности. Для личности ребенка с бронхиальной астмой характерна боязливость с истерическими или ипохондрическими чертами [17].

Исследование черт личности больного бронхиальной астмой школьника в зависимости от степени тяжести болезни, выполненное В.И. Горемыкиным и А.А. Протопоповым [6], показало, что в целом у детей с бронхиальной астмой имеет место сниженная самооценка, повышенная тревожность и психастеничность, более выражены истероидно – демонстративные черты, всегда есть нарушения внутрисемейных отношений.

По мнению К. Леонгарда акцентуация характера детей так же зависит от степени тяжести болезни: у детей с легким течением астмы преобладают гипертимные черты (стремление к социализации) в 87% и перепады настроения – в 60% случаев; у детей со среднетяжелым течением чаще выявляется экзальтированность (в 61% случаев) и демонстративность (в 68% случаев); а при тяжелой бронхиальной астме диагностируется замкнутость у 65% пациентов и возбудимость – у 58% [16]. В исследованиях Е.Ю. Соловьевой [18], посвящённых изучению механизмов психологической защиты у детей 8-12 лет, страдающих бронхиальной астмой, обнаружено, что дети с бронхиальной астмой были склонны к вытеснению здоровья и уходу в болезнь, а здоровые – к различным формам «борьбы за здоровье».

По мнению большинства авторов, вероятно, не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех больных бронхиальной астмой. Чаще всего в поведении и чертах личности больных бронхиальной астмой обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений [8, 18, 20, 26].

Таким образом, особенности психологического статуса, с одной стороны, являются преморбидными факторами и могут способствовать возникновению БА у одних больных; с другой стороны – могут возникать на фоне болезни и влиять на её течение.

Огромное влияние на формирование личности ребенка оказывает его микроокружение (семья). Очень важна роль, которую играет болезнь в опосредовании семейных взаимоотношений. Чем болезнь является для ребенка, для родителей, как с помощью болезни родители воздействуют на ребенка и наоборот, «выгодна» ли болезнь ребенку и родителям? [7]. При этом важно учитывать не только воздействие на ребенка со стороны родителей, но и собственную активность ребенка. Его болезнь, как отмечает Е.В. Иванова, может стать средством решения проблем не только для него самого, но и для его родителей. Такое включение болезни в мотивационную структуру всех членов семьи приводит к снижению эффективности лечения (или даже к отсутствию его положительных результатов).

К психологическим семейным факторам, способствующим формированию и поддержанию заболевания бронхиальной астмой относят: инфантилизм матери, пониженную самооценку, коррелирующую с таковыми у ребенка, супружеский конфликт в семье [17, 22, 24].

Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (1990, 1999) отмечают, что семьи детей с бронхиальной астмой характеризуются сдержанностью в проявлении эмоций у ее членов. Родители стремятся контролировать и подавлять инициативу своих детей, блокировать несанкционированные ими эмоциональные проявления [16]. При бронхиальной астме в большинстве работ показано изменение психологического статуса матерей при болезни ребенка. Обнаружено преобладание сверхзаботливых, сверхактивных и во все вмешивающихся матерей, что приводит к чрезмерной зависимости ребенка [15]. Ю.Ф. Антропов и Ю.С. Шевченко [1] констатировали воспитание по типу кумира семьи и гиперопеки в семьях детей, больных бронхиальной астмой в 57,1% случаев.

Итак, на сегодняшний день очевиден существенный вклад психологических особенностей, как самого ребенка, так и его макросоциального окружения в развитие и течение бронхиальной астмы, разработаны разнообразные программы психотерапевтической помощи больным детям и их семьям. Однако не менее важно знать и учитывать психологические особенности детей на этапе предрасположенности к заболеванию, для того чтобы начинать превентивную психологическую помощь в группах риска по формированию болезни. Различным заболеваниям всегда предшествуют предболезненные состояния (психо-вегетативный синдром по А.В. Вейну), то есть реакции и состояния, не достигающие степени болезни и явлений дезадаптации. Задолго до появления явных психосоматических расстройств у детей можно обнаружить отдельные признаки стойкого, но обычно неявного эмоционального напряжения [8]. Хотелось бы подчеркнуть, что в доступной нам литературе мы не нашли описания психо-вегетативного синдрома у детей из группы риска по возникновению бронхиальной астмы и у детей, страдающих бронхиальной астмой в дошкольном возрасте, а также их личностных особенностей. В основном исследуются особенности личности при выраженных проявлениях респираторных расстройств с нередкой констатацией факта, что начало заболевания приходится на ранний детский возраст [8, 17, 23].

Целью нашего исследования было выявление особенностей психологического, социального и соматического статусов детей дошкольного возраста, страдающих бронхиальной астмой и из группы риска по развитию бронхиальной астмы, а также особенностей их семейного воспитания.

Работа выполнена на базе МУЗ детской поликлиники № 5 г. Ярославля в 2004-2007 г.г. Для выполнения поставленных в работе задач было обследовано 67 детей в возрасте 3-7 лет. Экспериментальную группу 1 (в дальнейшем обозначаемая ГБА – группа бронхиальной астмы) составили 40 детей с установленным диагнозом бронхиальной астмы в межприступном периоде болезни. Все дети имели атопическую форму БА, легкой или средней степени тяжести. Экспериментальную группу 2 (в дальнейшем обозначаемая ГВР – группа высокого риска) составили 27 детей из «группы риска» по возникновению БА. Согласно Национальной программе «Бронхиальная астма. Стратегии лечения и профилактика» 2004г. [2], в группу высокого риска по формированию астмы относятся дети с наследственным предрасположениями к аллергическим заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезням органов дыхания, а так же дети, в анамнезе которых имеют место указания на наличие атопического дерматита, повторные эпизоды крупа, бронхообструктивного синдрома при ОРВИ. Группу сравнения составили 30 здоровых детей (ГС – группа сравнения). Все группы были сопоставимы по возрасту и полу. Для изучения особенностей семейного воспитания были обследованы 67 матерей в возрасте от 23-45 лет.

Изучения соматического статуса детей проводилось совместно с врачом-педиатром с изучением генеалогического, биологического и социального анамнезов с комплексной оценкой уровня здоровья в соответствии с рекомендациями В.А. Доскина и З.С. Макаровой (1995).

Большинство исследователей на сегодняшний день первичным признаёт генетическую детерминированность болезни [4]. Однако, на возникновение заболевания, сроки его манифестации, тяжесть и течение влияет множество факторов на различных этапах онтогенеза ребёнка [2].

В частности, нами установлена высокая отягощённость в наследственности не только атопическими, но и психосоматическими заболеваниями родословной детей как больных астмой, так и из группы риска её развития.

Частота встречаемости атопических заболеваний в родословной как у детей с бронхиальной астмой, так и из группы риска БА была значительной. Психосоматические заболевания регистрировались в родословной больных астмой и детей из группы риска примерно у каждого второго ребёнка, в то время как у здоровых детей только в 13% случаев (рис.1).

Читайте также:  Глицин при бронхиальной астме

источник

Как развивается астма

Астма определяется врачами как заболевание, характеризующееся эпизодами бронхиальной обструкции (нарушения проходимости бронхов), полностью или частично обратимых. В основе ее лежит воспаление слизистой бронхов и бронхиальная гиперреактивность.

Во время приступа бронхиальной обструкции происходит сужение просвета как мелких, так и более крупных бронхов.

У всех больных астмой, когда нет приступа, тем не менее обнаруживаются признаки воспалительного процесса в слизистой оболочки бронха. Этот факт ставит вопрос о лечении воспалительного процесса — и не только во время приступа астмы. Такие препараты есть, так что настойчивое проведение длительного лечения должно стать основой борьбы с астмой.

Не менее важно и второе положение — о наличии у больных астмой бронхиальной гиперреактивности, то есть повышенной раздражимости бронхов, отвечающих спазмом даже на ничтожные количества раздражающих веществ во вдыхаемом воздухе. Это заставляет создавать для этих больных здоровую воздушную среду.

«Не все астма, что свистит»

Бронхиальная обструкция наблюдается не только при астме, но и при ряде других заболеваний. При большинстве из них, особенно у взрослых, заболевание не имеет ремиссии (светлых промежутков), что и отличает их от астмы.

Но в детском возрасте существует группа очень похожих на астму заболеваний, связанных с вирусной инфекцией. К астме они не имеют никакого отношения. И больной астмой грудной ребенок, и его сверстник без признаков аллергии могут дать эпизод обструкции на фоне ОРВИ. Разница состоит лишь в том, что у астматика приступы заболевания будут повторяться, причем не только при ОРВИ, но и в ответ на тот или иной неинфекционный аллерген, тогда как ребенок без аллергии заболеет обструктивным бронхитом и, скорее всего, «перерастет», так что бронхиальная обструкция после 1-2 подобных эпизодов прекратится. Именно этот факт порождает сложности в указанных выше «взаимоотношениях» с диагнозом «астма» у многих родителей, а также не полное принятие педиатрами определения астмы.

В чем отличие обструктивного бронхита на фоне ОРВИ и астмы? При некоторых вирусных инфекциях у грудных детей наблюдается воспаление слизистой оболочки бронха, которая утолщается, и увеличивается продукция слизи. Это ведет к сужению очень узких детских бронхов, что сопровождается, так же как при астме, затруднением выхода. Такая картина может повториться 1-2 раза, но с ростом ребенка и увеличением диаметра его бронхов новая инфекция, хотя и вызывает бронхит, существенного нарушения бронхиальной проходимости не вызывает.

То же происходит и у ребенка-аллергика, однако со временем, благодаря сохранению гиперреактивности бронхов, практически каждая новая инфекция будет сопровождаться бронхоспазмом. Более того, такой ребенок может дать приступы обструкции в ответ на вдыхание аэроаллергенов — а это и есть бронхиальная астма.

Среди детей первых трех лет, имеющих обструктивные заболевания, группой риска по бронхиальной астме являются:

— дети с аллергической предрасположенностью (аллергией у родителей, имеющих кожные аллергические проявления, положительные кожные аллергические пробы или высокий уровень иммуноглобулина Е);

— дети, обструктивное заболевание которых развивается без температуры (что говорит о роли неинфекционного аллергена);

— дети, имеющие более 3 обструктивных эпизодов.

В возрасте после 3 лет практически всем детям с обструктивными проявлениями уместно ставить диагноз бронхиальной астмы, правда, у многих из них через 1-3 года заболевание прекращается.

Формы бронхиальной астмы

Выше мы упоминали о двух формах астмы — аллергической и неаллергической. Этим деление астмы на формы не ограничивается.

У многих детей астма протекает без выраженных приступов, во время обострения у них возникает бронхит с явными признаками обструкции, который у нас принято называть астматическим бронхитом, что не должно успокаивать родителей: астматический бронхит есть форма бронхиальной астмы.

У некоторых детей приступ астмы протекает как упорный ночной кашель без выраженной одышки — это тоже форма астмы, которая со временем может переходить в типичную форму.

У ряда детей возникают одышка и затруднение дыхания в ответ на физическую нагрузку — это астма физического напряжения, а развивается приступ как результат бронхиальной гиперреактивности, стимулированной мышечными усилиями.

Многие родители замечают, что приступ астмы возникает при сильном волнении ребенка, иногда даже говорят о «психической астме». Вряд ли есть основания говорить о психическом механизме астмы, а вот в том, что при любой форме этой болезни волнения, особенно связанные с неспособностью ребенка справиться с той или иной проблемой, могут вызвать приступ, — сомнений нет. Поэтому в семье, где есть ребенок с астмой, очень важен здоровый психологический климат.

Как протекает астма

«Обычный» приступ развивается внезапно, учащается дыхание, затрудняется выдох, ребенок принимает сидячую позу и дышит поверхностно. Часто свистящее дыхание слышно на расстоянии, иногда оно ощущается только при поднесении уха ко рту ребенка. Затруднение выдоха ведет к задержке воздуха в грудной клетке, она обычно вздувается, если положить на нее руки, то ощущается дрожание на выходе.

Приступ может держаться от нескольких минут до многих часов, нередко он кончается самопроизвольно. Однако ждать, когда он пройдет, или применять сомнительные средства (их напридумано очень много) недопустимо: удушье — очень мучительное явление, так что каждая минута промедления с эффективным лечением усиливает страдания ребенка, пугает его, что само по себе может усиливать бронхоспазм. В более тяжелых случаях требуется интенсивная терапия.

Различаются больные и по характеру межприступного периода. У некоторых больных никаких изменений выявить не удается, тогда как у других и в межприступном периоде имеются существенные ограничения со стороны дыхательной функции.

Лечение астмы

Когда я смотрю больного астмой ребенка, первое, о чем я ставлю его родителей в известность, что астма не излечивается ни одним из известных средств. Возможно, это жестоко, но почему я говорю об этом? Потому что многие родители в поисках чудо-средства пробуют самые разные методы, большинство которых не только не приносят пользы, но и вредят больному.

Если не рассчитывать на излечение, то в чем смысл лечения? Смысл его состоит в том, чтобы уменьшить тяжесть астмы, научиться предотвращать приступы, по крайней мере сделать их более редкими, быстро снимать приступ в случае его возникновения. Короче, сделать жизнь ребенка полноценной — как у здорового ребенка.

А в отношении возможности излечения я всегда «облегчаю душу» родителей — в очень большом проценте случаев астма у ребенка проходит самостоятельно.

Ну, а как правильно лечить астму? Надо четко различать лечебные меры, помогающие избавиться от уже возникшего приступа, и средства, позволяющие смягчить течение болезни.

Как предупредить приступ? Предупреждение приступов является основной задачей базисного лечения. Но к этому следует добавить и меры по возможному предупреждению контакта с аллергенами, в первую очередь — с домашней пылью. Лучше убрать ковры и мягкую мебель, по крайней мере в комнате, где спит ребенок. Я нередко шучу — идеальная спальня для ребенка — тюремная камера, где, кроме койки, стола и табуретки, ничего нет. Важно закрыть книги в стеклянных полках, чаще использовать пылесос для уборки, причем лучше увлажняющий. Чтобы уменьшить контакт больного с клещом-дерматофагоидесом, следует обтянуть матрас ребенка полиэтиленовой пленкой и надеть 2 наволочки на подушки. С учетом аллергизирующих свойств пера птицы — следует заменить перьевые подушки на ватные или поролоновые.

Очень трудно расстаться с домашними животными, но это необходимо, если выявлена чувствительность ребенка к их шерсти. В комнате не следует иметь живых цветов — для больного могут быть опасны не только их запахи и пыльца, но и грибок-аспергилюс, который часто заводится в цветочных горшках. У маленьких больных астмой нередко приступ может быть связан с пищевыми аллергенами.

Вряд ли надо говорить о вреде курения в квартире, где есть больной астмой. Для него в первую очередь следует создать условия, обеспечивающие максимальное пребывание на свежем воздухе. Да и все другие меры предупреждения аллергии должны полностью соблюдаться.

Очень важно закалять ребенка — это уменьшит чистоту респираторных инфекций, которые часто являются причиной приступа и способствуют усилению бронхиальной гиперреактивности.

Очень многие дети с астмой плохо переносят физическую нагрузку — через 5-7 минут от начала бега или подвижных игр у них возникает бронхоспазм, вызывающий одышку, или даже приступ астмы. Для предупреждения этого следует сделать 1-2 ингаляции бета-мииетика или принять порошок эуфиллина, после этого бронхоспазм не разовьется, а через 20-30 минут под влиянием физической нагрузки бронхи, наоборот, расширятся, что очень полезно для больного.

Именно поэтому физическая культура, повышение физической выносливости входит в арсенал лечебных средств при астме. Более того, физическая тренировка повышает самооценку больного, способствует выработке у него уверенности в собственных силах и снижает зависимость от взрослых. Очень полезна дыхательная гимнастика, больные астмой в процессе занятий обучаются правильному дыханию.

Многие родители спрашивают, можно ли ребенку с астмой ехать на юг, к морю. Опыт показывает, что такая смена климата обычно провоцирует приступ астмы, так что к этому надо быть готовым. Но затем дети обычно чувствуют себя хорошо и получают много пользы от пребывания на море — ведь морской воздух очень чист, дыхание им снижает гиперреактивность бронхов. По возвращению домой многие больные вновь дают приступы астмы, и к этому тоже надо быть готовым. В целом, польза от такой поездки будет ощутимой, если пробыть на юге месяца полтора-два, не меньше.

Другой частый вопрос — о смене климата. В большинстве случаев «подобрать» климат не удается, так что я обычно не советую родителям пускаться в это очень непростое предприятие. Если астма четко связана с цветением определенного растения, на этот период иногда можно увезти ребенка в другой регион, но чаще всего полностью избавиться от астмы таким способом не удается. Это же относится и к поездкам в горы, где на высоте 1500-2000 метров очень мало аллергенов: это полезно (в том числе и с точки зрения физической тренировки), но полностью избавиться от астмы все же не удается.

Ну а как отнестись к лечению астмы в соляных шахтах? Там в воздухе нет аллергенов, и это способствует снижению гиперреактивности бронхов. Но ведь всю жизнь в шахте не просидишь, так что рассчитывать на излечение не приходится. А вот пребывание в галокамере (комнате, стены которой покрыты солью) представляется мне по меньшей мере сомнительным.

Альтернативные методы лечения

Многим приходилось слышать или читать о чудодейственных средствах — иглоукалывании, особых дыхательных приемах, о чудо-лекарствах, экстрасенсах, якобы излечивающих астму. Да, действительно, легкий приступ можно снять с помощью задержки дыхания или иглоукалывания, но я никогда не мог понять, чем иглоукалывание лучше ингаляции. Более того, задержки дыхания даже при среднетяжелой астме могут быть весьма опасны.

Я не знаю ни одного солидного исследования, в котором было бы доказано излечение астмы с помощью этих методов, а сведения типа «мы лечились у экстрасенса — и астма прошла» совершенно неубедительны: ведь у большенства детей астма рано или поздно проходит!

А вред от всех этих методов один — прибегая к ним, родители отвлекаются от тех мер, которые действительно помогают при астме, в частности — не проводят базисного лечения. Да и применение при приступе других лекарств (приходится слышать от родителей, что им рекомендовали бронхолитин, но-шпу, папаверин, солутан и даже антибиотики) недопустимо, так как они, как правило, не облегчают страдания ребенка.

Что ждет в будущем больного астмой? При правильном лечении, как правило, удается стабилизировать состояние ребенка, и если приступы не прекращаются совсем, то снижается их частота и тяжесть.

И не надо забывать, что очень часто астма проходит.

опубликовано 15/09/2011 21:15
обновлено 30/07/2018
— Болезни органов дыхания

источник

Вдох-выдох
Слово «астма» переводится с древнегреческого как «удушье», и впервые в медицине оно было употреблено самим Гиппократом. Уже тогда люди понимали, что астма — это крайне опасно, но понадобились столетия, чтобы ученые разобрались в причинах возникновения этого заболевания и создали эффективные способы борьбы с ним.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Бронхиальная астма — хроническая воспалительная патология легких. У людей, страдающих этой болезнью, повышена чувствительность бронхов: при воздействии пусковых факторов — триггеров — в бронхах происходит спазм мышц, а затем возникает отек и человек начинает задыхаться. Считается, что минимум 10% детей страдают этой болезнью, причем у половины из них она диагностируется в возрасте от 2 до 7 лет.

Признаки: основным проявлением астмы является затруднение дыхания. Во время приступа ребенок старается сесть и опереться на выставленные вперед или расставленные по бокам руки — такая поза приносит небольшое облегчение. Выдох сопровождается свистящими хрипами и дается с трудом, а вдохи получаются очень короткими и не могут обеспечить организм необходимым количеством кислорода. Часто, особенно при длительных приступах, возникает боль в нижней части грудной клетки, которая связана с усиленной работой диафрагмы. Нередко у малыша начинается кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Есть еще одна разновидность астмы, часто встречающаяся у детей, — так называемый кашлевой вариант. В этом случае классического затруднения дыхания не возникает и единственным проявлением заболевания становится мучительный (преимущественно ночной) кашель с мокротой.

ГРУППА РИСКА
Бронхиальная астма у детей — почему у одного ребенка астма развивается, а у другого нет? Дело в том, что существует ряд факторов, способствующих ее возникновению, и первый из них — наследственность. Известно, что если один из родителей страдает астмой, то вероятность развития этого заболевания у ребенка будет не меньше 25%; если же такой диагноз есть одновременно у мамы и у папы — риск увеличивается втрое и составляет уже 75%! «Почетное» второе место среди факторов риска занимает постоянное воздействие бытовых и промышленных аллергенов. Среди них и обычная домашняя пыль, содержащая большое количество микроскопических клещей, и выхлопные газы, и едкие моющие средства, и — обратите внимание! — табачный дым. Да-да, пассивное курение увеличивает риск развития бронхиальной астмы в несколько раз. Есть вероятность появления болезни и у детей-аллергиков, в особенности у тех, кто страдает поллинозом — ринитами и (или) коньюнктивитами, вызываемыми пыльцой растений. На знании факторов риска основана и профилактика бронхиальной астмы. Конечно, с наследственностью ничего сделать нельзя, но постараться оградить ребенка от вредного воздействия выхлопных газов, табачного дыма и бытовой пыли под силу любому родителю.

Читайте также:  Исследование фвд при бронхиальной астме

ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ
Итак, при появлении каких симптомов можно заподозрить бронхиальную астму? Конечно, если у ребенка развивается классический приступ удушья, то особых проблем с постановкой диагноза не возникает. Однако думать об астме надо и в том случае, если у малыша часто возникают хронический сухой кашель или обструктивные бронхиты.

Следующий этап диагностики — определение степени нарушения работы легких с помощью спирометрии и выявление аллергенов, вызывающих астму. Спирометрия позволяет оценить дыхательную функцию. При проведении этого исследования ребенок дышит ртом в трубку, а специальный прибор фиксирует объем воздуха в легких при спокойном полном вдохе, полном выдохе, резком выдохе и т.д. Нормы этих объемов рассчитываются индивидуально, с учетом возраста пациента, его роста и массы тела. Если показатели выдоха снижены, значит, есть сужение бронхов. Спирометрия безопасна и безболезненна, но, к сожалению, у детей этот метод может использоваться только после 4-5 лет: до этого возраста малыши просто не умеют управлять своим дыханием и поэтому не могут четко выполнить все задания. В домашних условиях применяют пикфлоурометрию. Исследование проводится с помощью специального прибора (пик-флоуметр), который измеряет максимальную скорость выдоха. При регулярном проведении эта процедура определяет степень тяжести заболевания, выявляет провоцирующие факторы, оценивает эффективность лечения и помогает подобрать самые подходящие для ребенка препараты. В сущности, пикфлоуметр необходим астматикам так же, как глюкометр — больным сахарным диабетом. Второй группой обязательных для постановки диагноза исследований являются анализ крови из вены на наличие антител к определенным аллергенам и кожные пробы. Кожные пробы —хоть и не самая приятная, но абсолютно необходимая процедура: на руке малыша делают несколько царапин, в которые закапывают специальные растворы аллергенов. Если вокруг ранки образовалось покраснение или уплотнение, значит, именно это вещество и вызывает приступы. В отличие от анализа крови, кожные пробы никогда не проводятся во время заболевания или сразу после него, т.к. они могут спровоцировать новое обострение.

УБРАТЬ ПРИЧИНУ
Лечение бронхиальной астмы у детей начинается не с приема лекарств, а с максимально полного исключения любых контактов с факторами, провоцирующими приступы. Их немало.

Уже упоминавшаяся домашняя пыль и клещи, живущие в ней. Больше всего пыли скапливается на коврах, мягкой мебели, матрацах, мягких игрушках, под плинтусами и на занавесках. Поэтому первое, что посоветует врач при подозрении на бронхиальную астму, это тщательная влажная уборка со специальными противоклещевыми средствами. Кроме того, необходимо полностью убрать плюшевые игрушки и поместить все книги в застекленные шкафы.

1. Шерсть, перхоть или слюна разнообразных животных. Не только кошки и собаки, но и лошади, морские свинки и даже аквариумные рыбки могут провоцировать развитие астмы. Да-да, сухой корм для рыб — это очень сильный аллерген, так же, кстати, как пух и перья птиц!

2. Поэтому одеяла и подушки у ребенка должны быть набиты специальными гипоаллергенными материалами.

3. Вызывать приступы могут такие бытовые гадости, как плесень и тараканы. Так что влажной уборкой в комнатах дело не ограничится, придется обрабатывать спецсредствами еще и ванную с кухней.

4. Пыльца растений опасна почти для половины астматиков. Пик
обострений, как правило, приходится на апрель — май и связан с цветением березы, ольхи, клена, ивы и других деревьев.

Если симптомы бронхиальной астмы возникают в июне — августе, то заподозрить можно злаковые травы: тимофеевку, овсяницу и мятлик. Чтобы уменьшить контакт ребенка с пыльцой, нужно занавесить все окна в доме специальной сеткой, предотвращающей попадание «вредной пыли» с улицы. Гулять с малышом в этом случае нужно по вечерам или сразу после дождя, когда пыльца хотя бы частично осела.

5. Приступы астмы могут провоцироваться не только «привычными» воздушными аллергенами. Есть дети, у которых они возникают через 15-20 минут после серьезной физической нагрузки,— такой вариант болезни называется «астма физического усилия». Соответственно, малышам, страдающим данной разновидностью астмы, противопоказаны бег, прыжки и прочие детские радости.

6. Пусковым фактором для развития приступа могут стать и лекарства (в особенности аспирин и похожие на него препараты). В этом случае кашель или удушье начинаются примерно через полчаса после приема таблеток.

МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Все лекарства, использующиеся при астме, можно разделить на две большие группы: для симптоматического лечения и для базисной терапии.

К первой группе относятся разнообразные бронхолитики — лекарства, которые уменьшают спазм, снимают отек слизистой и тем самым расширяют просвет бронхов. При тяжелых обострениях для остановки кашля и удушья к этим средствам добавляются гормональные препараты. В базовой терапии тоже иногда применяются гормоны — их могут назначать не для снятия приступа, а для уменьшения воспалительного процесса в бронхах и предотвращения обострения. Также базово применяют кромоны и ингибиторы лейкотриена. Эти лекарства не помогают во время приступа и не расширяют просвет бронхов, зато они уменьшают чувствительность организма к аллергенам и тем самым тормозят болезнь.

Помимо подбора медикаментов важным моментом в лечении астмы является и способ доставки нужных веществ в легкие. Пожалуй, наиболее эффективным методом являются ингаляции. Современные ингаляторы — небулайзеры — комфортные и безопасные приборы, в которых препарат под действием сжатого воздуха или ультразвука превращается в аэрозоль.

БЕЗ ЛЕКАРСТВ
Наряду с обычными пилюлями существует целый ряд не медикаментозных способов борьбы с астмой. И в первую очередь это аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ), которую можно проводить детям, начиная с 5 лет. В организм вводится небольшое количество аллергена, вызывающего приступы. Начинают с совсем маленьких концентраций, а затем постепенно увеличивают дозу, «приучая» к ней пациента. Один курс такого лечения длится не менее 3 месяцев, но при условии успешного его завершения приступы астмы, даже без использования лекарств, могут исчезнуть на много лет. К другим не медикаментозным способам относятся лечебная физкультура, разнообразные методики дыхания и физиотерапия, в том числе с использованием специального микроклимата (соляные пещеры и т.д.).

источник

Бронхиальная астма (БА) у детей принадлежит к числу распространенных аллергических болезней. За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечается тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой детей и ее более тяжелому течению. Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что от 4 до 8% населения страдают бронхиальной астмой. В детской популяции этот процент повышается до 5–10%, во взрослой – колеблется в пределах 5%. Распространенность ее у детей варьирует в различных странах и популяциях, однако среди хронической патологии она, безусловно, является одной из самых частых.

Бронхиальная астма – это заболевание дыхательной системы, при котором периодически возникает затрудненное дыхание, одышка, удушье, приступы кашля или свистящее дыхание, слышное на расстоянии.

Бронхиальная обструкция при бронхиальной астме у детей, как правило, обратима. Однако при длительном течении болезни и/или при отсутствии адекватной терапии вследствие развития склеротического процесса в стенке бронха может сформироваться необратимый компонент бронхиальной обструкции, что существенно ухудшает качество жизни и прогноз заболевания. Поэтому так актуальна ранняя диагностика и своевременная терапия.

Бронхиальная астма может возникнуть в любом возрасте. Чаще симптомы появляются в первые 5 лет жизни, но могут появиться и у подростков.

Как обнаружить астму у ребенка?

Родители должны знать, что симптомы астмы на ранних стадиях заболевания могут быть выражены не ярко. Свистящее дыхание может оказаться симптомом целого ряда заболеваний, однако, в подавляющем большинстве случаев это проявления астмы. Более трех эпизодов свистящего дыхания в период острой респираторной инфекции у ребенка первых лет жизни следует расценивать как бронхиальную астму. Астму следует заподозрить при наличии чувства стеснения или дискомфорта в груди, особенно в ранние утренние часы; кашля, причиняющего неудобство по ночам, в утренние часы и в течение дня; кашля, свистящего дыхания и чувства дискомфорта в грудной клетке после физической нагрузки или контакта с аллергеном; рецидивирующего обструктивного бронхита.

Что способствует развитию бронхиальной астмы у детей?

Причинные факторы. Их много и они достаточно разнообразны.

Наиболее частой причиной возникновения заболевания у детей до года становятся и пищевая и лекарственная аллергия. В возрасте от года до трех лет прибавляются бытовые и грибковые аллергены, с трех-четырех лет возрастает роль пыльцы.

Значимую роль играет наследственность. Если у родителей бронхиальная астма — у ребенка риск возникновения заболевания в 2-3 раза выше, чем у его сверстников.

Патологическое течение беременности у матери ребенка, вредные воздействия на беременную, курение, нерациональное питание могут влиять и на ребенка. У детей курящих родителей чаще развивается бронхиальная астма, они раньше начинают болеть респираторными и вирусными заболеваниями. У них более тяжелые формы, частые и более продолжительны приступы удушья. У детей с бронхиальной астмой, родившихся у активно и пассивно курящих матерей, заболевание развивается, как правило, уже к двум годам!

Бронхиальная астма у детей — экологически зависимое заболевание. Особенно агрессивен для дыхательных путей индустриальный и фотохимический смог.

Особую склонность к аллергиям имеют недоношенные дети. У детей с атопическим дерматитом риск развития бронхиальной астмы увеличивается в два-три раза.

Остановимся подробнее на некоторых аллергенах, которые провоцируют развитие бронхиальной астмы у детей.

Из пищевых продуктов могут быть причиной затрудненного дыхания рыба и морепродукты (креветки, раки, устрицы и т.д), коровье молоко, мед, орехи, продукты, содержащие грибковые аллергены, шоколад, цитрусовые. Правильное определение виновного пищевого аллергена и назначение специальной диеты приводит к полному исчезновению проявлений пищевой аллергии.

Некоторые лекарства также могут вызывать появление аллергии. Если появилась аллергия (спазм бронхов, сыпь или другие нежелательные реакции), необходимо сказать об этом врачу, запомнить лекарство и никогда его больше не принимать.

Бытовые. Это клещи домашней пыли, которые живут в коврах, драпировочных тканях, мягкой мебели и мягких игрушках, в домашней обуви и под плинтусами. Клещи прекрасно себя чувствуют при 22-26 тепла и относительной влажности выше 55%.

Аллергены животного происхождения. Это может быть пух, перо, экскременты, слюна различных животных (кошек, собак, морских свинок, хомячков, птиц). Сюда же следует отнести сухой корм для рыб (дафнии). Аллергены тараканов в последнее время являются все более частой причиной развития аллергических реакций. Но даже после удаления животных высокий уровень аллергенов в доме сохраняется в течение нескольких лет. Этому способствуют плохая вентиляция и скученность проживающих.

Грибковые аллергены. Сенсибилизация к плесневым и дрожжевым грибам выявляется у двух третей больных детей, и наблюдается обострение особенно в осенне-зимний период, а иногда и круглогодично из-за проживания ребенка в сырых, плохо проветриваемых помещениях.

Пыльцевые аллергены. Причиной развития пыльцевой бронхиальной астмы могут быть три группы растений. Это деревья и кустарники (береза, ольха, ива, дуб, каштан, тополь, ясень, вяз). Злаковые травы (тимофеевка, райграс, овсяница, лисохвост, мятлик, костер, пырей, рож, греча, пшеница). Сорные травы (лебеда, амброзия, одуванчик, конопля, крапива, полынь, лютик). В условиях средней полосы России отмечаются три пика обострения болезни: весенний (апрель — май), обусловленный пыльцой деревьев; летний (июль — август), связанный с пыльцой злаковых растений; осенний (август — октябрь), обусловленный пыльцой сорных трав. В зависимости от климатической зоны могут меняться и сроки цветения и спектр аллергенов.

Как предупредить развитие бронхиальной астмы у детей?

Весь комплекс причин, приводящих к развитию бронхиальной астмы, можно разделить на две группы: связанные с генетической предрасположенностью к болезни и зависящие от влияния факторов внешней среды.

Под профилактикой понимают предупреждение возникновения (первичная профилактика) и предупреждение обострений у тех, кто уже страдает бронхиальной астмой (вторичная профилактика).

Принципы профилактики бронхиальной астмы следующие:

● Определение триггеров и ситуаций, провоцирующих астму.

● Установление ранних признаков обострения заболевания, активное воздействие на них.

● Строгое выполнение предписаний врача. Решение с врачом любых проблем, касающихся здоровья.

● Здоровый образ жизни: правильное питание, достаточный отдых, постоянная физическая тренировка.

● Нормализация психологического климата в семье.

● Формирование интересов и профессиональной ориентации с учетом возможных аллергических проявлений.

В связи с наследственной предрасположенностью к бронхиальной астме, уместно обсудить критерии риска развития этой болезни и предложить мероприятия, предотвращающие развитие этого заболевания у детей из группы риска. Группу риска составляют дети, у которых есть различные проявления аллергии или аллергические реакции, имеются родственники с аллергическими заболеваниями.

Для предотвращения развития заболевания у ребенка следует:

● Устранять профессиональные вредности и вредные привычки

(курение, алкоголь) у матери во время беременности.

● Обеспечивать рациональное питание беременной и кормящей женщины с ограничением продуктов, обладающих высоким аллергенным потенциалом. Вопрос о диетических ограничениях нужно обсудить с врачом, т.к. существуют спорные взгляды на эту рекомендацию.

● Предупреждать развитие острых респираторных вирусных инфекций у матери во время беременности и у ребенка после рождения.

● Ограничивать прием лекарств во время беременности строгими показаниями.

● Обеспечить ребенку грудное вскармливание.

● Уменьшать контакт ребенка с выявленными аллергенами.

● Исключить пассивное и активное курение.

● Использовать методы физического оздоровления, закаливания детей.

Профилактика обострений у детей строится на основе устранения контакта с причинно-значимым аллергеном. В этом случае высока эффективность элиминационных программ лечения. Необходимо использовать комплекс закаливающих мероприятий для предупреждения развития респираторных инфекций.

Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием легких, то у большинства больных болезнь сохраняется на протяжении всей жизни. Вместе с тем, после полового созревания, являющегося одной из ступеней физиологического развития организма, симптомы бронхиальной астмы могут изменяться: уменьшаться до полного исчезновения, сохраняться или усиливаться. Но даже в том случае, когда симптомы бронхиальной астмы исчезают, это говорит лишь о длительной ремиссии хронического заболевания. Поэтому важно постоянно наблюдать за состоянием ребенка, предупреждать обострения и проводить профилактические мероприятия.

Задача врача и родителей – научиться контролировать болезнь ребенка таким образом, чтобы не допускать обострений.

Рзянкина М.Ф. – д.м.н., профессор, декан педиатрического факультета ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, заведующая кафедрой социальной педиатрии и здорового ребенка

30.06.2017

источник