Меню Рубрики

Бронхиальная астма ходить ли в школу

Среди детей дошкольного возраста бронхиальная астма давно перестала считаться редкой патологией. Наряду со многими другими проявлениями аллергии, она может возникать даже у ребенка в возрасте 3-5 лет. Однако, после начала школьного обучения течение астмы может ухудшаться, чаще возникают приступы затрудненного дыхания, эпизоды одышки и мучительного кашля, что связано со многими факторами. Поэтому важна предварительная подготовка к началу школьного обучения, которую нужно начинать уже сейчас, хотя до осени еще много времени.

По оценкам экспертов, бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний респираторного тракта у детей. Она затрагивает, по некоторым оценкам, до 5% детей в возрасте до 15 лет. У детей с бронхиальной астмой имеется хроническое воспаление, отек слизистых и чрезмерная чувствительность дыхательных путей, что приводят к эпизодам затрудненного дыхания. Хотя на сегодняшний день нет достоверно эффективного лечения бронхиальной астмы, которое бы полностью устраняло все проявления, ее можно эффективно контролировать. Когда бронхиальная астма находится под хорошим контролем, воспаление и обструкция дыхательных путей уменьшаются, нормализуется дыхание. Поскольку ребенок проводит большую часть своего дня в школе, важно, чтобы учителя и медицинские работники школы имели представление о болезни ребенка и могли оказать ему помочь в случае приступа кашля или формировании тяжелой одышки. Если ребенок научится полноценному управлению болезнью, это позволит ему учиться в школе наравне с другими детьми.

Триггеры (провокаторы) астмы — это те влияния, что ухудшают течение бронхиальной астмы сразу, немедленно или медленно с течением времени. Далеко не у каждого ребенка бронхиальная астма связана с аллергией, есть иные ее триггеры. Если это аллергия, нужно избегать контактов с аллергенами, которые провоцируют приступы кашля или сильной одышки, их стоит контролировать в школьной среде. Основные триггеры, которые могут усугубить астму, включают в себя физические раздражители (например, дым и жаркий сухой воздух), аллергены (например, перхоть животных, пыльца трав и деревьев), физические упражнения, инфекции, изменения погоды и эмоции.

Ранние признаки и симптомы, такие как кашель, хрипы или учащение дыхания являются признаками того, что у ребенка возникает приступ бронхиальной астмы. Мониторинг внешних признаков и симптомов астмы, контроль кашля очень важен для управления астмой в школе. Признаки и симптомы — это те ощущения, что чувствует сам ребенок или которые могут заметить взрослые, когда астма обостряется, возникает обструкция дыхательных путей. Общие симптомы, требующие внимания, включают хрипы, кашель, развитие одышки и стеснение в груди.

В дополнение к наблюдению за симптомами астмы, ребенок с астмой школьного возраста может контролировать свое дыхание в школе с помощью пикфлуометра. Этот портативный прибор измеряет поток воздуха при принудительном выдохе в литрах в минуту. Мониторинг пикового потока может помочь определить начало приступа астмы, часто еще до появления симптомов у ребенка. Чтобы оценить дыхание, результаты распределяются по цветам светофора. Они могут помочь самому ребенку и школьным специалистам принимать решение относительно использования лекарств и облегчения дыхания.

Все лекарства, которые ребенок принимает для лечения бронхиальной астмы, подразделяются на две группы: лекарственные средства длительного действия и быстродействующие препараты. Некоторые быстродействующие препараты (обычно это препараты, доставляемые при помощи ингалятора) действуют быстро, они направлены на то, чтобы расслабить мышцы вокруг дыхательных путей. Они используются для купирования симптомов астмы, за счет них устраняются хрипы и одышка, подавляется кашель.

Препараты длительного действия, которые обычно применяются внутрь (таблетки, растворы) ил ингаляционно, используются ежедневно для поддержания контроля над астмой и предотвращения тяжелых симптомов астмы. Лекарства для длительного контроля можно вдыхать (используя ингалятор или небулайзер) или принимать в виде таблеток. Большинство детей используют комбинацию препаратов длительного контроля и быстрого действия для максимально эффективного лечения астмы. Иногда ребенок использует спейсер, дополнительную камеру, которая прикрепляется к ингалятору для более точной дозировки лекарств, которые доставляются в дыхательные пути.

Ребенок и сотрудники школы должны знать, какие лекарства и когда необходимо принимать в период пребывания в школе. Лист с назначениями и рекомендациями должен быть у школьного медработника.

Физические упражнения являются распространенным триггером приступов астмы. Но ребенок, страдающий астмой, может заниматься лечебной физкультурой и заниматься спортом в школе под наблюдением учителя. Для этого, однако, важно обсудить уровень активности с врачом ребенка и составить письменный план по предотвращению проблем. Для некоторых детей хорошей практикой является использование ингалятора перед тренировкой во избежание затруднений дыхания. Также важно составить план действий, если у ребенка возникнут проблемы после занятий. Не нужно стесняться позвонить или отправить записку учителю физкультуры.

Следующие действия могут помочь ребенку заниматься физкультурой наряду с другими детьми. Важно убедиться, что ребенок принял дозу препарата до занятий в зале или других физических нагрузок, особенно на улице в холодную погоду. В теплую погоду, когда в воздухе много пыльцы, физические упражнения на открытом воздухе могут усугубить как астму, так и аллергию. Предварительный прием антигистаминных препаратов и интраназальных стероидов может значительно уменьшить эти симптомы.

Важно подобрать правильные занятия. Действия, сопровождаемые короткими периодами отдыха, могут позволить ребенку восстановить контроль над дыханием. Такие мероприятия, как бейсбол, софтбол, волейбол, теннис, горные лыжи, гольф, а также некоторые соревнования по легкой атлетике, все имеют короткие периоды отдыха. Спорт, требующий постоянной умеренной активности, такой как плавание, езда на велосипеде, бег на длинные дистанции и футбол, также могут подойти детям с астмой.

источник

Девочки, мамочки астматиков, как ваши дети ходят в школу? Много болеют по сравнению с другими детьми?? Как с успеваемостью? На физкультуру часто получается ходить.

У дочки на ОРВИ почти всегда идёт обострение, очень редко легко переносит. Сейчас вот уже заболела, ночью приступ был (( хотя до этого 2 года без настоящих приступов с удушьем… Видимо вирус такой , даже у папы бронхит (((

Мы перешли на серетид и пока все нормально. Ттт. У нас нет реакции на физ.усилия. Сын кроме физры посещает спорт.секцию 3 р в неделю.

У нас ещё и с сердцем проблемы, аритмия и тахикардия((

Подумайте о смене базисной терапии. Меня этот беклазон задолбал. Постоянно во время орз начинались обострения. А ведь так не должно быть. У тех кто на серетиде все норм. Препарат 1000р стоит. Может поэтому ваша врачиха не спешит заменить беклазон

У нас в октябре новая поликлиника откроется, может там будет какой то новый аллерголог.

Так ей то какая разница, не она же будет мне препараты покупать. В областной больнице тоже аллерголог за беклазон, просто сказала сразу при ОРВИ дозу повышать и не ждать. А я понадеялась что продержится на минимальной.

Вы ведь недавно перешли с беклазоне на серетид.

Во вторник пойдем к аллергологу, спрошу у нее про серетид .

Я вообще боюсь об этом думать… Мы планируем прививаться в этом году и грипп сразу, что б не дай бог совсем плохо не стало, и будем делать прививки на аллергены. Надеюсь на них. Что помогут и легче немного станет. Школа в следующем году, в этом году подготовка

На подготовку мы отходили нормально, там ведь не каждый день и детей меньше. 2 раза были на больничном и 2 Раза у нас все школы города сидели на карантинах из за пневмонии.

Мы от гриппа не делаем никогда, у меня и у дочки медотвод.

Может на домашнее обучение перейти? Я об этом думала и решили что если будет плохо начинаться, то всю насадку будем дома

Да ну, я не хочу. И дочке очень хочется общаться и ходить в школу. От всех микробов все равно не уберечь.

Лучше почаще на больничном сидеть, чем домашнее обучение.

Мне врачи сказали что любое ОРВИ нас к астме неизбежно будет приближать. По этому я боюсь

С такими диагнозами домашнее не дают.

У дочки астма уже с 2015 года. А у вас не выставлен диагноз.

Нам кстати предлагали домашнее обучение. Но у дочки помимо астмы и другие проблемы есть. Сейчас никто не хочет возиться с детьми, у которых есть какие то проблемы, проще на домашнее отправить и все

Домашнее дадут из без диагноза. Отказать не имеют права. Другой вопрос что упереться могут

Нет, я не разрешила ставить. Его по закону не имеют права ставить детям младше 5 -6 лет, без сдачи соответствующих дыхательных тестов, а дети раньше этого возраста не в состоянии их просто сдать правильно. А предположительный диагноз меня не устраивает.если она есть, мы ее всегда успеем поставить. А пока мы все делаем что б избежать его. И пока получается ТТТ, и болеем реже и не так серьезно и даже было за год 3 обычных ОРВИ, без хрипов, свистов и т.п.

Катя, мои не болеют практически. Купаются в любой воде, в любую погоду мороженное, играют в футбол.

Мы тоже все время гуляем, на велике катается, пьет с холодильника, мороженое ест. Но почти каждое ОРВИ даёт обострение((( приходится на большую дозу беклазона уходить каждый раз .

Катя, я Вам писала, что врач ваш вызывает у меня недоумение. Просто мы долго были на больших дозах и если обострение идет, то либо доза., либо препарат не годится.

У нас в октябре новая поликлиника откроется, может там будет другой аллерголог.

А наши все единодушны. Беклазон в поддерживающей дозе если все ок и большие дозы на обострение.

Мы с мая месяца на маленькой дозе шли хорошо, даже одно ОРВИ перенесли хорошо без хрипов, свистов. А в этот раз видимо надо было сразу поднять, но врач ведь слушала, сказала не хрипит. Я и не увеличила дозу сразу(( а вирус какой то жуткий в этот раз. Даже муж кашлем заходится(((

у нас немного другое… мы добоелись до астмы… у нас почему-то любое орз переходит в бронхиты и трахеиды и кашель выворачивающий месяцами… и вот бывает когда болеет месяцами уже и добавляться астматич… компонет… сколько мы уже всего объездили, пол Москвы объездили, во всех крупных больницах лежали на обследование, денег выбросили десятки тысяч и никто причину нам найти не может… нам не помогают ингаляции никакие, даже с гормонами… сейчас уже тупо поставили астму, хотя фвд в норме… от сульбатамолога эффекта нет, от гормонов тоже… школа для нас ад, инфекционный ад… любое орз на много недель, бывает остаточное не успеваешь вылечит-опять что-то хватает и кашель выворачивает бывает по 3 месяца..(( антибиотики раньше помогали, а сейчас и они почти не помогают..((мы не можем уже жить нормально, ходить на кружки, в основном дома, т.к. общественное место-орз, бронхит или трахеид и на неделями не спать..((и закалку пробовали и бассейн и гомеопатию и народную медицину и толку ноль..((причем иммунных проблем врачи не видят, какая-то физиология… если у вас реально астма, то вам проще… у вас должен быть всегда баллончик гормональный и на фоне орз вам должны помогать гормоны… нам вот они не помогают..(( знаю, что если астматику хорошо подобран гормона, то проблем не должно быть… нам вот ставят астму из-за того, что не знаю другого, но мой не задыхается и не помогают эти гормоны. (((я не работаю из-за сына, т.к. больничные у нас нонстопом..((

источник

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Читайте также:  Снять приступ астмы самостоятельно астмы

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Консультация

Добрый день. Моему сыну 6 лет, с 3.5 лет у него стоит диагноз бронхиальная астма. Живем мы в г. Пермь, прошли обследования у аллерголога (царапки), в пульмонологическом отделении стационара, сдавали кровь на различные аллергены. Выявлены были пищевые аллергены, все скорректировали по питанию. Ходил в садик в обычную группу, со временем поняли, что он реагирует на хлорку, забрали его из садика, уже более 1.5 лет не посещает детский сад. Приступ удушья у него возникал всегда на холодный воздух и физ нагрузку, а также во время заболевания ОРВИ. На данный момент, после всех корректировок удалось снизить возникновение приступов удушья до 3 раз в течение всего холодного периода, т. е. с сентября по май. Но это достигается путем жестких ограничений — весь холодный период он на пульмикорте 0.25 1 раз в сутки, при обострении дозу пульмикорта врач повышает до 0.5 по 2 раза в сутки. Летом он на сингуляре 4 мг. Объективно лучше всего он чувствует себя дома в любое время года (может дома беситься и носиться до 5 часов подряд, без возникновения приступа удушья, дома не ниже 26 град тепла даже зимой), а также отлично себя чувствует на улице летом при температуре +20 град и выше — может позволить себе кататься на роликах/самокате/велосипеде, активные игры. Чем ниже температура воздуха, тем больше ограничений появляется. Специальных условий дома для него не создается по совету пульмонолога, тк он себя дома отлично чувствует и может быть максимально активным. Если выполнять все ограничения, то можно добиться полного контроля астмы, но он ребенок, мальчишка, хочется, чтобы он мог бегать и быть активным на улице, как обычные дети. Он уже большой и сложно держать его постоянно на «привязи», да и он расстраивается, что есть такие ограничения почти круглый год. Врач пульмонолог, который его ведет изначально, пишет, что он в ремиссии. Приступ астмы у него легко купируется сразу вентолином или беродуалом однократно (при ОРВИ до 4-5 раз беродуал в сутки может быть, на вторые сутки уже не возникает приступов удушья, но пульмикорт повышенной дозировки сохраняем до полного выздоровления). Ставят ему легкую форму астмы. Ему конечно в разы лучше, чем было ранее, но хотелось бы еще улучшить его состояние. Он через год идет в школу, возникает вопрос с физкультурой. Он мальчик не хлюпенький, сильный, развитый, но он занимается под постоянным личным нашим присмотром, а там что будет — даже представить трудно. За эти 3 года мы уже 4 раза чуть не потеряли его только во время, когда он был в садике — зная о его диагнозе и имея под боком его личные препараты для помощи, взрослые не понимают, что ему плохо, позволяли ему бегать зимой и прочее. Он очень ответственный мальчик, он может сам «продышать» некоторые несилльные приступы, но он ребенок, и может просто не расчитать свои силы и ему просто необходима помощь извне, от взрослых, а ее он в садике не получал вовремя. Он сам брал свои препараты и на последних силах искал взрослых. Были случаи, когда и самые близкие не могли понять, что ему плохо и не оказывали ему должной помощи. Я и сама не всегда сейчас вижу по нему, что ему плохо, перепроверяю, если знаю, что он под воздействием провоцирующих факторов. Пугает школа, как оградить, защитить, контролировать, чтобы знать наверняка, что он в безопасности? Может необходимы другие препараты, которые хорош контролировать будут именно состояние в холодное время и при физ нагрузке? Или он действительно в ремиссии и это тот максимум, который нам уже не преодолеть?

источник

Россия и Китай лидируют по смертности от астмы

Астма — довольно распространенное и зачастую нарушающее дееспособность заболевание. По статистике, примерно каждый десятый ребенок и каждый двадцатый взрослый страдают от этого заболевания. К сожалению, астму трудно распознать на ранних стадиях, тем более у детей, поэтому очень важно для родителей как можно больше знать об этом недуге. Наш корреспондент обратился к доценту кафедры аллергологии Иркутского ИУВа Ирине Ивановне Воржевой с просьбой рассказать подробнее об астме.

По данным официальной статистики, в Иркутске бронхиальной астмой болеет около 2% детей. Как считает Ирина Ивановна, на самом деле больных астмой детей значительно больше — около 10%. Не диагностированной остается так называемая легкая эпизодическая бронхиальная астма — она протекает часто под маской повторяющихся ОРЗ, ларингитов, бронхитов.

Астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. Оно проявляется приступами одышки, которые зачастую сопровождаются свистом в груди и кашлем и могут перерастать в приступы удушья. Астма может быть разной степени тяжести и встречается у людей всех возрастов, однако чаще всего она проявляется у детей.

— Чтобы не запустить заболевание, родителям очень важно знать причины возникновения астмы, — говорит Ирина Ивановна. — Это прежде всего генетическая предрасположенность и воздействие различных внешнесредовых влияний, в первую очередь аллергенов жилых помещений, а также аллергенов пыльцы растений и плесневых грибов. Также существует понятие «провокаторы болезни», т.е. непосредственные причины приступов и затяжных обострений: респираторная инфекция, холодный воздух, резкие запахи, дым и др. Провокатором может быть и контакт с аллергенами. Сочетание этих причин приводит к хроническому и очень своеобразному воспалению бронхов, приводящему к отеку, утолщению их стенки, бронхоспазму и как следствие — нарушению прохождения воздуха.

Ночные приступы кашля у детей — стоит задуматься родителям

Диагноз «астма» ставится на основании типичных симптомов болезни и обследования, в том числе подтверждающего наличие аллергии у ребенка. Родители могут заподозрить, что у ребенка астма, если простуда всегда спускается в грудь, если есть ночные приступы кашля, если кашель и особенно свистящее дыхание или приступ одышки появляются при физической нагрузке, вдыхании холодного воздуха и резких запахов, при плаче. Заболеваниями, предрасполагающими к развитию астмы, являются аллергический ринит, хронический риносинусит, атопический дерматит (синонимы: аллергический диатез, детская экзема, нейродермит).

— Образование родителей, чьи дети болеют астмой, — это один из главных критериев успеха в лечении болезни. Знать об астме они должны многое: причины заболевания, методы лекарственного и немедикаментозного лечения и профилактики, способы объективной оценки состояния ребенка и др. Получить необходимую информацию они могут в первую очередь у врача, наблюдающего ребенка.

Кроме того, существуют астмашколы. Для грамотного лечения бронхиальной астмы больному (а в идеале и его родственникам) необходимо посещение такой школы, где он узнает основные меры профилактики приступов, изучит методику рационального дыхания, основные группы противоаллергенных и противоастматических препаратов. В Иркутске такие школы работают в клинике института педиатрии (Дальневосточная, 87), а также в областном диагностическом центре. В диагностическом центре очередной цикл из 5 занятий начнется 27 марта, записаться можно по тел. 211-240. Занятия в астмашколе бесплатные.

А вот что не должны делать родители, так это заниматься самолечением, пользоваться услугами «целителей» и советами из сомнительных печатных источников.

С астмой можно посещать обычные детские сады и школы

— Может ли ребенок-астматик ходить в обычную школу?

— Конечно, ребенок с правильно подобранным лечением астмы может посещать детский сад, полноценно учиться в школе и вообще мало в чем должен быть ограничен; у него должна быть жизнь, практически не отличающаяся от жизни сверстников. Правда, есть одно безусловное табу — это курение, в том числе пассивное. Интересно, что родители астматиков часто во всем винят «плохую экологию», а сами при этом курят. Некоторым детям с ярко выраженной аллергией на животных или на пищу приходится прибегать к определенным ограничениям, но они вполне легко переносятся. Однако конкретные рекомендации может дать только врач каждому ребенку индивидуально, т.е. нет универсальных советов.

— Что будет, если астму не лечить?

— Если астму не лечить, то постепенно в легких развиваются необратимые изменения, и ребенок, став взрослым молодым человеком, начинает ощущать постоянные проблемы с дыханием. Приходится во многом ограничивать свою жизнь, существенно снижается ее качество. Более того, если астму не лечить, то очередное обострение может закончиться самым печальным образом. К сожалению, Китай и Россия занимают первые места в мире по смертности от бронхиальной астмы. Хотя, безусловно, в последние годы и в России смерть от приступа астмы стала редкостью. А вот Иркутск в России по показателям качества лечения астмы выглядит вполне достойно, занимая место в первой пятерке среди областных центров.

— Если ее рано диагностировать и правильно лечить, то гарантирован не только хороший прогноз для жизни — возможно наступление стойкой ремиссии болезни, когда диагноз бронхиальной астмы есть, а симптомов нет. Но если человек совсем забудет, что у него была астма, и начнет игнорировать многие рекомендации врачей, то болезнь может вернуться в любом возрасте.

В Иркутске действует только один магазин для астматиков

— К сожалению, в Иркутске работает только один специализированный торговый дом для больных астмой и другими аллергическими заболеваниями с несколько необычным для подобных магазинов названием — «Апельсин». Для Иркутска это мало. Зато в этом торговом доме по рекомендации врача можно приобрести приспособления для правильной ингаляции лекарств (спейсер, небулайзер), прибор для определения скорости выдоха, необходимый для ежедневного контроля астмы (пикфлоуметр),специальное постельное и нательное белье, средства для борьбы с внутрижилищными аллергенами и многое другое.

Основные методы лечения астмы

1. Ограничение воздействия вредных для данного пациента факторов внешней среды;

2. Подавление аллергического воспаления в бронхах с помощью современных эффективных и безопасных лекарств. Вспомогательные методы (т.е. дополняющие основные) — лечебная физкультура, плавание, дыхательная гимнастика, закаливание, профилактика респираторных вирусных инфекций, включая вакцинацию, санаторно-курортное лечение и др.

Справка

Астматику необходимо держаться подальше от резких запахов — табачного дыма, средств бытовой химии, мыла, парфюмерии, дыма выхлопных газов и т.д. Показателем того, что астма носит аллергический характер, является то, что перед приступом у человека начинается насморк, появляются симптомы вегетативной дистонии, покашливание. После проявления первых приступов бронхиальной астмы необходимо пройти обследование у врача-пульмонолога. Однако иногда приступы астмы трудно диагностировать. Например, круп, бронхит, сердечные приступы, дисфункция голосовых связок также могут быть причиной острого приступа одышки, удушья и сухих хрипов. Для определения причины неаллергической астмы необходимо сделать анализ мокроты. Возможно, вам также будет необходимо сходить на консультацию к врачу-аллергологу.

Как помочь больному во время приступа?

Если вы столкнулись с приступом астмы, то прежде всего обеспечьте приток свежего воздуха в помещение. Помогите человеку принять положение, облегчающее его состояние (сидя или стоя с опорой на руки). Поставьте горчичники на грудь или икры и сделайте ножную горячую ванну. При тяжелом приступе необходимо вызвать скорую помощь.

Для лечения астмы используют симптоматические и базисные препараты. Симптоматические используют для снятия приступа — они восстанавливают проходимость дыхательных путей и снимают спазм. Базисные препараты уменьшают воспаление в бронхах и используются длительно для профилактики приступов.

Домашняя аптечка астматика

По словам врача-консультанта торгового дома «Апельсин» Натальи Геннадьевны Ивановой, у больного астмой всегда должен быть с собой пикфлометр для того, чтобы в любую минуту можно было измерить пиковую скорость выдоха. Благодаря этому можно заранее предотвратить приступ, приняв вовремя лекарства.

Кроме того, при себе нужно иметь спенсер — аппарат для доставки лекарств внутрь организма. Особенно в этом аппарате нуждаются дети, у которых легкие не так хорошо развиты, как у взрослого. Если баллончик с лекарством использовать обычным способом, то к ребенку попадет всего 5 процентов лекарства, к взрослому — 30 процентов.

Дома у больного должен быть также нубелазерный аппарат, который помогает доставлять лекарство к альвеолам, конечным разветвлениям наших легких. Этот препарат дробит лекарственное средство до размера 3—5 микрон, которые способны оседать в альвеолах и гораздо быстрее снимать приступ. Если частички будут крупнее, то они будут оседать в носу, если мельче, то улетают обратно и вообще не попадают в организм. Благодаря этому аппарату даже тяжелый приступ можно снять самому, без длительных ожиданий скорой помощи. Кроме того, этот аппарат помогает лечить бронхит, насморк и простуду.

источник

Если Вашему ребенку поставили диагноз астма, то Вы знаете о сложностях, с которыми Вам придется столкнуться, когда Вы будете пытаться справиться с симптомами астмы. У большинства детей, страдающих астмой, симптомы проявляются в школе. Именно поэтому важно, чтоб школа была задействована в лечении астмы, чтоб ответственный взрослый в школе знал, когда и каким образом следить за ингаляторами астмы и другими лекарственными препаратами для лечения астмы. Даже если у ребенка астма протекает в легкой форме, очень важно чтоб школьный учитель или воспитатели на продленке знали как правильно вести себя во время приступов у ребенка и как справляться с симптомами в легкой форме, пока они не ухудшились.

В США все чаще встречаются случаи заболевания астмой среди детей, во многих школах есть ученики, страдающие астмой. Большинство учителей – и конечно же школьная медсестра – знают, как помочь ребенку, страдающему астмой. И все же необходимо предпринимать меры, чтоб быть уверенным, что Ваш ребенок в школе получает достаточно внимания и что ключевые люди знают, что делать для того чтоб справиться с астмой ребенка и предотвратить проявление симптомом астмы в школе.

Как я могу предотвратить проблемы с астмой в школе?

Самым важным, что Вы можете сделать, чтоб предотвратить проблемы с астмой в школе, это поговорить со своим ребенком и в зависимости от его возраста, объяснить ему об астме ровно столько, сколько он может понять. В идеале ребенок должен следить за тем, когда необходимо принимать лекарство, как правильно пользоваться ингалятором, как правильно пользоваться пневмотахометром и что означают показания пневмотахометра, и что необходимо делать, если показания очень низкие.

Также необходимо убедиться, что работники школы осведомлены о том, как работать с астматиками. Они также должны знать, насколько серьезна степень астмы, что вызывает приступы астмы, как медицинские препараты против астмы используются и как правильно давать их, как использовать пневмотахометр и что делать в случае приступа астмы.

Специфические действия, которые необходимо предпринять, чтоб справиться с астмой в школе, должны быть записаны у ребенка в плане действий в случае приступа астмы. Этот план должен быть у каждого представителя школы, который задействован в уходе за ребенком. Очень важно быть уверенными в учителях ребенка и объяснить, что в план действий в случае приступа астмы включены раздражители, вызывающие астму, степень заболевания, общие симптомы и методы эффективного лечения.

Более того, Вы должны осмотреть классную комнату ребенка, а также другие места, которые он будет посещать в школе, чтоб знать, есть ли там какие-либо известные аллергены или раздражители, которые могут вызвать приступ астмы. Если Вы замечаете какие-либо раздражители в классных комнатах (обычно это пыль), то необходимо пообщаться с учителем, чтоб снизить влияние этих раздражителей на ребенка.

Также очень важно предоставить школьной медсестре все лекарства, необходимые ребенку, а также предоставить все необходимые инструкции, включая план действий в случае приступа астмы. Помните, что у некоторых лекарств от астмы очень трудно определить осталось ли еще лекарство или нет, например, в ингаляторах. Вам необходимо будет следить за датой, когда Вы отнесли лекарство в школу и регулярно заменять лекарственные препараты.

И наконец то – очень важно часто общаться с учителями и другим персоналом в школе, чтоб убедиться, что с астмой ребенка в школе все в порядке. В этом случае общение имеет очень важное значение – необходимо убедиться, что все должным образом проинформированы и все Вам помогают.

Кто в школе должен работать с астмой моего ребенка?

Чем больше учителей и других взрослых в школе знает про то, что ребенок болен астмой, тем лучше. Приступ астмы может произойти у ребенка, когда он находится на уроке рисования, на уроке музыки или в классе – в этот момент учитель может не находится в классе. Именно поэтому нижеперечисленные люди должны знать, что у ребенка астма:

Какие инструкции по оказанию первой медицинской помощи важны, когда речь идет о контроле астмы в школе?

Вы должны дать представителям школы план действий в случае приступа астмы. Если есть такая возможность, Вы также можете дать преподавателю пневмотахометр. В плане действий должно быть четко прописано, что делать, если показания на пневмотахометре очень низкие, или у ребенка симптомы астмы, которые нельзя остановить с помощью ингаляторов от астмы. Представители школы должны иметь четкое представление о том, когда звонить доктору, а когда вызывать скорую помощь. Вы должны убедиться, что в плане действий, который Вы педали представителям школы, есть телефон доктора, телефон больницы, а также Ваш контактный номер, номера телефонов воспитателей и телефон Вашего хорошего друга.

Когда необходимо посылать медикаменты против астмы в школу к ребенку?

Физиотерапевты и другие авторизированные медики уполномочены прописывать медикаменты, консультируясь с родителями и школьными медсестрами, должны учитывать ряд факторов для того, чтоб определить, когда стоит доверить ученику/студенту, страдающему от астмы и/или анафилаксией, самостоятельно контролировать прием прописанных медицинских препаратов в школе.

Большинство детей могут лучше справиться с симптомами астмы, если в школе самостоятельно контролируют прием ингаляторов против астмы и других спасательных медикаментов. У каждого ученика должен быть персональный план действий и план самостоятельного оказания помощи и приема медицинских препаратов. Если в школе ребенок обычно не принимает лекарства, то план действий должен включать в себя развитие необходимых навыков и моделей поведения, благодаря которым они смогут избежать приема медикаментов. Все школы должны считаться с законами, разрешающими детям приносить в школу и использовать ингаляторы астмы и автоинжекторы эпинефрина.

Доктор, лечащий астму, должен оценить ребенка и школу, в которую он ходит, чтоб определить должен ли ребенок носить в школу медикаменты и самостоятельно контролировать их прием. Доктора должны донести свои рекомендации до родителей и до воспитателей и учителей в школе, поддерживать общение со школой, особенно со школьной медсестрой.

Может ли мой ребенок самостоятельно контролировать прием медицинских препаратов в школе?

Вас может интересовать вопрос, достаточно ли ребенок взрослый, чтоб самостоятельно носить и контролировать прием ингаляторов от астмы и другие жизненно необходимые препараты в школе. Подумайте над следующими вопросами:

источник

Бронхиальная астма и спорт: разрешенные и запрещенные виды нагрузок. Можно ли ходить в баню при бронхиальной астме и чем это может обернуться

Бронхиальная астма – весьма распространенная, тяжелая, неизлечимая болезнь, которой страдают миллионы людей на Земле. Диагноз, поставленный в детстве или уже во взрослом возрасте, отпечатывается на всей последующей жизни больного. Ему необходимо справляться с приступами удушья и одышкой, оберегать себя от провоцирующих их факторов окружающей среды, пожизненно употреблять серьезные медикаментозные препараты, в том числе и гормональные, усиленно беречь себя от элементарных простуд, избегать физических нагрузок. Можно ли назвать такую жизнь полноценной? Влияет ли бронхиальная астма на работоспособность человека, положена ли ему инвалидность с таким диагнозом?

Несмотря на тяжесть заболевания, врачи МСЭ (медико-социальной экспертизы) считают, что жить и работать в полную силу с ним вполне возможно. Сама по себе бронхиальная астма не является основанием для оформления группы инвалидности, человека с таким диагнозом сходу не признают ограниченно трудоспособным или нетрудоспособным. Так случилось потому, что:

  • Астма развивается медленно.
    В момент, когда ставится такой диагноз, состояние взрослых или детей может быть вполне удовлетворительным. Приступы удушья случаются нечасто, быстро купируются.
  • Ярко выраженной дыхательной или сердечнососудистой недостаточности нет.
    Воспалительные процессы в бронхах и легких возникают нечасто. Больной долгие годы вполне может вести активный образ жизни, учиться или работать.
  • Болезнь можно сдерживать.
    Соответствующий образ жизни, диетическое питание, санаторно-курортное лечение, медикаментозные препараты не дают недугу прогрессировать, ухудшение состояния не произойдет.

Для того чтобы, оформить инвалидность, астматикам необходимо не только подтвердить свой диагноз, но и определить степень тяжести болезни. Детей, например, на освидетельствование направляют только через полгода после того, как у них выявили бронхиальную астму.

В Бюро МСЭ нужно прибыть с:

  • Направлением.
    Вопрос о том, чтобы оформить инвалидность, больной бронхиальной астмой впервые должен поднять на приеме у терапевта (педиатра, если это касается детей) или врача пульмонолога. Даже если эти специалисты считают, что оснований для этого нет, они обязаны выдать направление на медико-социальную экспертизу.
  • Документом, подтверждающим диагноз. В нем также отмечаются:
  1. Степень тяжести бронхиальной астмы.
  2. Частота и тяжесть приступов удушья.
  3. Есть ли у больного зависимость от гормональных препаратов или ее нет.
  4. Присутствуют у больного или нет такие осложнения, как легочная или сердечная недостаточность.
  • Обходным листом от терапевта, хирурга, кардиолога, невролога, эндокринолога.
  • Результатами медицинских обследований:
  1. Анализами крови (клинический, биохимический, на сахар), мочи и мокроты.
  2. Флюорографией/рентгеном легких.
  3. Спирограммой;
  4. Анализом гормонов надпочечников для тех, кто длительное время лечится кортикостероидами.
  • Выписками из стационара, если больной проходил лечение в медучреждениях.
  • Паспортом для взрослых.
  • Свидетельством о рождении для детей.
  • Полисом ОМС.

На приеме в Бюро МСЭ с больным бронхиальной астмой беседуют, изучают предоставленные им документы.

Экспертной оценке подлежат не только степень тяжести болезни, но и качество жизни больного, особенности его специальности и выполняемых им профессиональные функции, условия его труда. Основываясь на этом, они принимают решение, давать больному инвалидность или нет.

При бронхиальной астме дают одну из трех групп инвалидности.

Чтобы получить инвалидность третей группы, необходим сам диагноз «астма» и подтверждение средней тяжести протекания болезни. Продолжительные приступы удушья купируются достаточно быстро, но иногда для стабилизации состояния и предотвращения нового обострения болезни человек нуждается в госпитализации. Для детей такая группа означает ограниченную трудоспособность и ограниченные способности к обучению. Им противопоказаны физические нагрузки. Взрослые же могут быть переведены на сокращенное рабочее время или облегченные условия труда. Они должны работать в хорошо проветриваемых помещениях, избегать пыли, паров химических веществ, прочих неблагоприятных условий труда.

Вторая группа инвалидности дается больным, у которых астма осложнилась со стороны легких, эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем организма. Из-за постоянного ухудшения самочувствия и снижения физической активности у этих людей снижается уровень самообслуживания. Такие больные нуждаются в особых условиях работы, периодическом стационарном и санаторно-курортном лечении. Ребенок-астматик со 2-ой группой инвалидности часто не может посещать детский сад, а в школе его переводят на домашнее обучение.

Оформить первую группу инвалидности получается у больных астмой, в организмах которых из-за этой болезни произошли необратимые изменения. Часто основному диагнозу сопутствуют такие, как «эмфизема легких», «ишемическая болезнь сердца» и другие. Больной с трудом обслуживает себя и с трудом передвигается. Одышка у него присутствует и в состоянии покоя. К труду и обучению он не способен вовсе.
Больные бронхиальной астмой часто жалуются на то, что получить инвалидность им практически нереально. Они считают собственное состояние неудовлетворительным и даже тяжелым. Несмотря на это эксперты МСЭ приходят к выводу о том, что такие люди вполне могут сами себя обслуживать, работать и общаться в социуме, и на этом основании отказывают им в группе инвалидности. Не нужно во всем винить бюрократию. Оформление группы с астмой – сложная, порой длительная процедура. Если решение МСЭ не устраивает больного, он может оспорить его в суде.

Слова астма и астматик явно знает каждый человек, или же, ему доводилось их слышать. Люди, которые не являются медицинскими работниками и весьма далеки от этого, четко знают, что астма – это такая болезнь, при которой человек испытывает проблемы с дыханием, кашляет, задыхается. Астматик – это тот человек, который болеет астмой.

Сами больные астмой и их родственники знают о болезни гораздо больше, так как всячески хотят его облегчить и помочь больному ощущать все прелести жизни наравне со здоровым человеком. Что же такое астматик и почему возникает такая болезнь? Как ее пережить и можно ли с ней бороться?

Внимание! Так как много людей на сегодняшний день болеют астмой, при центрах здоровья организуются астма-школы, в которые могут ходить как астматики, как и здоровые люди. В астма-школах рассказывают о болезни, о мерах предосторожности, о правилах оказания первой медицинской помощи. Астма-школы могут посещать даже дети. Можно быть уверенным, что школы бронхиальной астмы не единожды помогали спасать чью-то жизнь.

  1. Обеспечить больного как можно большим притоком кислорода. Для этого нужно ослабить ремень, галстук, расстегнуть бюстгальтер, постараться избавить больного от тесной одежды. Кроме того, постарайтесь открыть форточку или хотя бы дверь.
  2. Посадите больного в кресло или уложите его. Постарайтесь сделать так, чтобы он максимально расслабился.
  3. Постарайтесь объяснить больному, что дышать в случае приступа нужно только носом.
  4. Облегчить приступ поможет массаж крыльев носа. Для этого возьмите в руки лицо больного и быстрыми круговыми движениями помассируйте ему крылья носа.
  5. Скорее всего, больной носит с собой ингалятор (это идеальный вариант), и хорошо бы помочь ему им воспользоваться, если он не может сделать этого сам. Нужно сделать одну ингаляцию и понаблюдать за больным. Если его состояние не улучшается через 15 минут, то ингаляцию следует сделать повторно. Вторая ингаляция тоже не помогает? Тогда придется незамедлительно вызывать бригаду скорой помощи. Врачам нужно подробно описать, как проходил приступ и при помощи каких лекарств Вы пытались его купировать.
  6. После того, как приступ прекратится, предложите больному теплый чай или другое питье. Это поможет ему расслабиться, так как должна пройти еще и физическая реабилитация при бронхиальной астме. Не давайте больному напитков, содержащих алкоголь! Бронхиальная астма и алкоголь, а также другие вредные привычки, не должны даже находиться рядом.

Внимание! Каждый человек, больной астмой, просто обязан всегда иметь с собой ингалятор, от этого может зависеть его жизнь. Бронхиальная астма и ее последствия могут быть самыми плачевными. Товары для аллергиков и астматиков можно приобретать в аптеках.

В жизни бывают и такие ситуации, когда ингалятора под рукой не оказывается, или же когда приступ случается у человека впервые. Что можно предпринять в таких случаях?

  1. Помочь снять приступ у пациентов может горячая ванночка для ног, поэтому постарайтесь как можно быстрее организовать ее для астматика. Кроме того, пар, который поднимается от нее, сможет помочь облегчить дыхание.
  2. Следите за тем, чтобы больной не начал впадать в панику, от этого ему может стать только хуже. Дыхание его должно быть по возможности ровным и глубоким. Пусть он делает вдох через нос, а выдыхает через рот.
  3. Можно попробовать дать больному крепкий чай или кофе. Это нужно для того, чтобы предотвратить одышку и помочь при затрудненном дыхании. Для этого служит кофеин, который содержится в этих напитках. Главное следить за тем, чтобы больной не подавился. Если приступ очень силен, то не стоит рисковать и давать астматику этот напиток.
  4. Если Вы уверены том, что приступ астмы вызван аллергией, то больному нужно дать противогистаминный препарат, желательно такой, который действует максимально быстро.
  5. Когда приступ застал человека на улице, можно попросить кого-то из прохожих быстро подойти в ближайшую аптеку и купить для больного ингалятор.

Если соблюдать все меры предосторожности и предписания врача, то даже астматик может вести нормальный образ жизни, сохранять свою трудоспособность и быть полноценным членом общества. Для того чтобы знать, как оказывать помощь астматикам, существует школа здоровья.

Противопоказания при бронхиальной астме вовсе не имеют ничего страшного, соблюдать их не трудно. На вопрос о том, как вылечить бронхиальную астму и как вылечить астму насовсем, врач может только рассказать о мерах профилактики.

  1. Если Вы являетесь астматиком, или же, с Вами в одном доме живет человек, то придется забыть про сильные запахи, раздражающие дыхание (табачный дым, пряности, парфюмерные ароматы, бытовая химия). Все это может стать причиной приступа.
  2. Курить в присутствии больного строго запрещается! Астма и курение совершенно несовместимы.
  3. Ежедневно, а лучше по нескольку раз придется проветривать жилое помещение, такая процедура в разы снижает вероятность развития нового приступа у пациентов. Климат для астматиков должен быть сыроватым, так как сухой воздух вызывает приступы удушья.
  4. Для пациентов с бронхиальной астмой рекомендовано отказаться от некоторых блюд, например, от острой пищи, и употреблять каждый день как можно больше продуктов растительного происхождения.

Чтобы определиться, можно ли ставить горчичники при астме, следует понять, какое действие такие физиотерапевтические процедуры оказывают на организм. Горчичные компрессы часто используют при лечении бронхита, фарингита и ларингита, но астма является хроническим заболеванием, при котором используется специфическое лечение. Чтобы состояние не ухудшилось, больному нужно знать к каким методам лечения можно прибегать, а к каким нет.

Горчичники активно применяются при различных патологиях дыхательных органов. Основными показаниями к применению являются такие заболевания и состояния:

  • респираторные патологии;
  • бронхит;
  • миозит и плеврит;
  • ринит разной этиологии.

Помимо этого, горчичники можно использовать для лечения остаточного кашля, который часто бывает после простудных и инфекционных заболеваний.

Горчичные компрессы оказывают местное раздражающее действие на организм человека. Они вызывают покраснение определённого участка кожи и улучшают кровообращение.

Горчица выделяет биологически активные вещества, которые расширяют сосуды.

Горчичники применяются не во всех случаях, есть определённые противопоказания, когда их использование строго запрещено. Не стоит прибегать к подобному лечению при:

  • туберкулёзе в любой форме;
  • онкологических патологиях;
  • температуре тела выше 37,5 градуса;
  • склонности к кровотечениям.

Горчичные аппликации запрещено располагать на костных выступах, родинках, невусах и родимых пятнах. Не рекомендуется их ставить на участках тела с повреждёнными кожными покровами, аллергическими высыпаниями и прыщиками. Не ставят компрессы на грудные железы, область почек и сердца.

Если горчичники поставлены неправильно, то состояние больного может сильно усугубиться.

Астма – это довольно опасное хроническое заболевание, которое характеризуется частыми приступами удушающего кашля. Причиной кашлевого приступа и удушья могут стать различные раздражители – пыль, пыльца и некоторые химические вещества.

В таком случае бронхи начинают продуцировать большое количество секрета, который скапливается в просвете. За счёт этого сильно нарушается дыхательный процесс. Следует учитывать, что астматики очень чувствительны к любым аллергенам, а эфирные масла горчицы тоже являются аллергенными веществами.

Так можно ли ставить горчичники при бронхиальной астме? Делать это нельзя ни в коем случае, особенно в период обострения. Астматику не стоит лечиться горячими компрессами, горчичниками и горячими ваннами, так как все эти физиотерапевтические процедуры могут привести к отёку бронхов. Сильный кашель у астматиков не лечат таким способом, так как любые горячие примочки способствуют сильному расширению сосудиков в бронхах, что приводит к интенсивным кашлевым приступам и дальнейшему удушью.

Особую опасность представляют горчичные компрессы в том случае, если астма спровоцирована аллергией.

Если астматик очень хочет поставить себе горчичные компрессы, он должен предварительно хорошо подумать. Такие процедуры при бронхиальной астме совершенно нецелесообразны. При прогревании грудной клетки возникает сильнейший кашель и удушье, у многих больных начинается панический страх за свою жизнь.

Бронхиальная астма всегда протекает с сильной обструкцией и если это вызвано аллергенами, то состояние больного станет только хуже после такой процедуры. Очередной приступ астмы может спровоцировать не только прогревание бронхов, но и эфирные масла горчицы, которые вдыхает больной человек.

Стоит помнить, что бронхиальная астма – это очень коварное заболевание. Шутить с дыхательными органами нельзя, так как могут быстро начаться серьёзные осложнения. Назначать лечение и контролировать его должен только врач.

Астматики должны соблюдать большую осторожность при выборе методов лечения. Особенно внимательно выбирают рецепты народной медицины.

Категорически запрещено лечение кашля горчичниками деткам до 2 лет. После этого возраста детям можно ставить горчичники, но через слой марли или обратной стороной. Ставить горчичные компрессы можно только в том случае, если температура у малыша нормальная, но его беспокоит сухой кашель.

Горчичные примочки располагают на груди и спине, сверху прикрывают простынкой и укрывают малыша тёплым одеялом. Процедура должна продолжаться не больше 5 минут, курс лечения не должен превышать 4 дней.

Горчичные компрессы при астме у ребёночка строго запрещены. Такая процедура может сильно ухудшить состояние больного малыша и привести к интенсивному кашлевому приступу. Иногда именно после горчичников детки-астматики попадают в больницу с обострением.

Так как горчичники при бронхиальной астме использовать нельзя, больные задаются вопросом, как можно облегчить состояние, особенно во время приступа? Есть несколько рекомендаций и народных рецептов, которые помогут купировать удушливый кашлевой приступ.

  • Во время приступа с больного снимают все сдавливающие предметы одежды.
  • Необходимо обеспечить приток свежего воздуха, для этого можно открыть окно или дверь.
  • Хорошо помогает массаж верхней части туловища. Массажные движения должны быть очень осторожными.
  • Во время приступа удушья область груди обтирают прохладной водой, смоченной в растворе воды с уксусом.
  • При резко начавшемся приступе можно прикладывать лёд к конечностям больного или растирать его щёки мягкими щёточками.
  • На блюдце зажигают сухие листики мать-и-мачехи и вдыхают дым.

Больным бронхиальной астмой категорически запрещено ставить горчичники и проводить любые согревающие процедуры. Есть масса способов облегчить состояние больного, но их желательно предварительно согласовать с врачом.

Вы человек достаточно активный, который заботится и думает о своей дыхательной системе и здоровье в целом, продолжайте заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, и Ваш организм будет Вас радовать на протяжении всей жизни, и никакой бронхит вас не побеспокоит. Но не забывайте вовремя проходить обследования, поддерживайте свой иммунитет, это очень важно, не переохлаждайтесь, избегайте тяжелых физических и сильных эмоциональных перегрузок.

Вы находитесь в группе риска, стоит задуматься о вашем образе жизни и начать заниматься собой. Обязательна физкультура, а еще лучше начать заниматься спортом, выберите тот вид спорта, который больше всего нравится, и превратите его в хобби (танцы, прогулки на велосипедах, тренажерный зал или просто старайтесь больше ходить). Не забывайте вовремя лечить простуды и грипп, они могут привести к осложнениям на легких. Обязательно работайте со своим иммунитетом, закаляйтесь, как можно чаще находитесь на природе и свежем воздухе. Не забывайте проходить плановые ежегодные обследования, лечить заболевания легких на начальных стадиях гораздо проще, чем в запущенном виде. Избегайте эмоциональных и физических перегрузок, курение либо контакт с курильщиками по возможности исключите либо сведите к минимуму.

Вы совершенно безответственно относитесь к своему здоровью, тем самым разрушая работу Ваших легких и бронхов, пожалейте их! Если хотите долго прожить, Вам нужно кардинально изменить все ваше отношение к организму. В первую очередь пройдите обследование у таких специалистов как терапевт и пульмонолог, вам необходимо принимать радикальные меры иначе все может плохо закончиться для Вас. Выполняйте все рекомендации врачей, кардинально измените свою жизнь, возможно, стоит поменять работу или даже место жительства, абсолютно исключите курение и алкоголь из своей жизни, и сведите контакт с людьми, имеющими такие пагубные привычки к минимуму, закаляйтесь, укрепляйте свой иммунитет, как можно чаще бывайте на свежем воздухе. Избегайте эмоциональных и физических перегрузок. Полностью исключите из бытового обращения все агрессивные средства, замените на натуральные, природные средства. Не забывайте делать дома влажную уборку и проветривание помещения.

На всем земном шаре болеющих бронхиальной астмой насчитывается 100 — 200 миллионов человек. И практически каждый задается вопросом о том, какой климат для постоянного жительства подойдет лучше всего, чтобы приступы заболевания происходили как можно реже.

Говорить о том, что астматикам может подойти какой-то определенный населенный пункт — абсолютно неправильно. Однако при выборе места жительства необходимо учитывать несколько факторов: температуру, влажность, аллергический статус и присутствие полезных веществ в воздухе. Опираясь на эти факторы, следует выбирать территорию, куда можно переехать для постоянного проживания.

Иногда городскому жителю достаточно поехать на несколько дней отдыхать на природу для того, чтобы больной почувствовал себя намного лучше. В этом случае чистый воздух оказывает положительное воздействие на организм.

Пациентам с атопическими формами астмы, особенно для родителей с больным ребенком, рекомендуется проживание в горной местности, в непосредственной близости от моря. Атмосфера, насыщенная хвойным запахом, рекомендуется пациентам, у которых заболевание сопровождается воспалительным процессом дыхательных органов.

Климат гор способствует усиленному функционированию легочной системы. Это связано с определенными особенностями: воздух в горах намного прохладнее и суше, чем на равнинах. Кроме того, горная атмосфера немного разряжена, а ее давление снижено, что хорошо отражается на пациентах.

Поэтому больным лучше выбирать горные районы для жизни и прекращения хронического кислородного голодания. Можно поехать в горные районы даже в кратковременный отпуск, «убежав» от привычных аллергенов для улучшения общего состояния организма.

Опытным путем выявлено, что для пациентов с бронхиальной симптоматикой, особенно у больного ребенка, положительное воздействие оказывает вдыхание хвойного воздуха. Вдыхание запаха хвои позволяет резко сократить количество астматических обострений. Если нельзя переехать на постоянное жительство в такие зоны, то рекомендуется выезжать на несколько недель на природу, чтобы полезный хвойный воздух насыщал организм кислородом.

Положительное воздействие хвои можно объяснить присутствием фитонцидов, оказывающих антивоспалительное и противобактериальное действие. В связи с этим хвоя лучше подпитывает легочную систему кислородом, а фитонциды препятствуют развитию воспалительных процессов.

Спасением для больных можно считать морской воздух, прогревающийся до температуры 25-30 градусов. Больным он полезен из-за высокого содержания в воздухе частиц соли и йода, которые оседают в дыхательных путях и препятствуют их закупорки слизью.

Помимо этого, необходимо помнить, что от выбора места жительства зависит состояние нервной системы. Это условие также нужно учитывать.

Поскольку астматические приступы возникают в результате совокупности внешних и внутренних факторов, включая температурные перепады, изменение уровня влажности и т.д. Защититься от них просто невозможно. Однако существуют определенные зоны и уголки света, климат в которых максимально благоприятен как для взрослого пациента, так и для ребенка, например Болгария.

Хорошим климатом для людей с бронхолегочными заболеваниями обладают:

  • Германия, Израиль, Франция;
  • Черногория и Словения, Хорватия;
  • Испания, Кипр;
  • Особого внимания заслуживает Болгария. В последнее время это государство пользуется популярностью у астматиков. Это, прежде всего, указывает на то, что Болгария обладает мягким сухим климатом, что положительно отражается на самочувствии больных.

Среди граждан России и ближнего зарубежья наиболее известны регионы, климат которых просто создан для таких пациентов:

  • Крым;
  • Алтай;
  • Краснодарский край;
  • Северный Кавказ.

Для большинства пациентов как нельзя лучше подходит Крым (Севастополь, Феодосия, Евпатория), с сухим и теплым климатом. Желательно выбирать регион для жизни поблизости с хвойными лесами. Благотворным воздействием обладает чистый воздух Феодосии.

Благодаря тому, что Крым (Феодосия, Евпатория и т.д.) характеризуются в основном умеренной климатической зоной, он достаточно давно используется в качестве лидера санаторно-курортного лечения бронхиальных заболеваний. Чаще всего больных направляют именно в Крым (Евпатория, Севастополь, благоприятные условия Феодосии).

Это позволяет снизить частоту приступов заболевания и свести к минимуму присутствие аллергенов. Мягкий климат Феодосии, Евпатории и т.д. сочетает воздух моря, равнин, хвойных лесов. Именно поэтому Крым (Евпатория, Феодосия и т.д.) рекомендуются для постоянного жительства бронхолегочных больных.

Минводы, Кисловодск, а также территорию вблизи Пятигорска считают классическим местом для пребывания людей с бронхиальной симптоматикой. Горный микроклимат способствует насыщению организма кислородом, облегчая дыхание и снижая развитие приступов удушья.

Абхазия (Батуми, Сухуми и т.д.) рекомендуются для постоянного проживания и лечения пациентов с бронхиальной симптоматикой. Она имеет достаточное количество благоприятных зон. Абхазия (старая часть), в которой находится курортный город Гагры, располагается на склонах гор и достаточно высоком уровне моря, будет идеальным местом, для лечения и профилактики астмы и аллергических заболеваний.

Абхазия славится своими хвойными лесами, очищающими атмосферу от вредных веществ и аллергенов, обогащая его полезными фитонцидами, что очень полезно при бронхолегочных заболеваниях. Благодаря этому, Абхазия рекомендуется для постоянного пребывания и лечения бронхолегочных больных.

Благоприятными являются Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Оренбургская области. Кроме того, полезен климат Татарстана и Алтай. Следует отметить, что это максимально выгодные варианты, куда можно порекомендовать уехать больным с бронхиальной симптоматикой. В том случае, когда симптоматика заболевания ярко проявляется у детей, рекомендуется переезд с ребенком поближе к этой области.

Краснодарский край, где сочетаются морской и горный воздух, чаще всего рекомендуется для лечения детей. Именно поэтому Анапа и Геленджик пользуются особенной популярностью среди астматиков.

Необходимо отметить, что вопреки распространенному мнению, не для всех пациентов хорош климат Сочи. Отмечены частые случаи обострений астматических приступов именно в Сочи. Это связано, прежде всего, с повышенной влажностью воздуха, поэтому предпочтительно выбирать Крым (Севастополь, Феодосия и Евпатория) и другие приморские климатические зоны, избегая Сочи.

В этой климатической зоне существуют соляные пещеры, которыми славится этот край. Такие пещеры есть в Карпатах (Трускавец), Солотвино (расположенное недалеко от румынской границы).

Залежи соли имеются также и в Виннице. В отличие от угольной пещеры, соляные — белые, блестящие и под ногами, вместо песка соль. Для астматиков очень полезно находится в соляных пещерах, и дышать парами выделяемой соли. Аналогичные пещеры существуют в Солигорске, находящемся в Белоруссии.

Противопоказано проживание в местах:

  • с низкой облачностью;
  • частым перемещением воздушных фронтов;
  • преимущественно глинистыми почвами;
  • повышенной влажностью.

Развитию бронхиальной астмы способствует холодный климат, поэтому людям с такой симптоматикой нельзя проживать в Антарктиде и Северном полюсе. Нежелательно проживание в тропическом климате из-за высокой влажности.

Чаще всего предрасположены развитию заболевания люди, проживающие в крупных городах. Для этого существует ряд провоцирующих факторов, к которым относится плохая экологическая ситуация.

В связи с этим можно с уверенностью сказать, куда не стоит переезжать. В первую очередь это такие города, как Санкт-Петербург, где сыро и влажно, что противопоказано для бронхолегочных больных. Кроме того, не рекомендуется проживание в Нижнем Тагиле и других городах с множеством промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду.

источник