Меню Рубрики

Бронхиальная астма беседа с больным

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

источник

Профилактика бронхиальной астмы относится к наиболее важному направлению при лечении астмы. Довольно часто только профилактика способствует появлению устойчивой ремиссии и предотвращению осложнений.

Как и при любом другом заболевании, при бронхиальной астме требуется длительное и достаточно серьезное лечение как взрослых, так детей, поэтому профилактику необходимо выполнять в любых случаях, начиная от риска развития до снятия острого приступа астмы.

Профилактику условно разделяют на 3 направления:

При каждой профилактической форме назначаются специальные лекарственные препараты, закаливающие процедуры, укрепление иммунной системы, массаж и т.д.

Наиболее подвержены заболеванию следующие категории пациентов:

  • больные с генетической предрасположенностью к аллергиям;
  • немаловажную роль играет курение; >>> Подробнее о курении при астме
  • бронхообструктивные заболевания;
  • пациенты, работа которых связана с вредными производствами.

Кроме того, нередко бронхиальная астма развивается у маленьких детей в связи с недостаточно развитой иммунной системой.

Эта стадия профилактических мероприятий направлена, в первую очередь, на предотвращение причины заболевания, несмотря на отсутствие внешних признаков. Первичная профилактика бронхиальной астмы направлена на предупреждение заболеваний инфекционного характера, развивающихся в дыхательной системе, а также исключение возможности аллергической реакции.

Первичная профилактика заключается в следующем:

  • особую роль в этой стадии профилактики играет условие проживания пациента. Если возникает такая необходимость, то пациенту может рекомендоваться смена места на экологически чистые природные зоны. Кроме того, больному астмой необходимо заниматься деятельностью, не связанной с вредными производствами и своевременно принимать противоастматические препараты;
  • рекомендуется своевременно делать генеральную уборку в местах проживания больного, протирать пыль и увлажнять воздух. Это позволит избежать аллергического приступа, особенно у детей;
  • рекомендуется отказаться от содержания домашних животных, включая аквариумных рыбок. Пользоваться бытовыми химическими веществами можно только с защитой (резиновые перчатки, маски и т.д.). Важную роль играет отказ от вредных привычек и дозированная физическая нагрузка в совокупности с закаливанием.

Наряду с закаливающими процедурами могут назначаться лекарственные препараты для усиления иммунных сил. Помимо этого, медикаментозные препараты назначаются при хронических проявлениях дыхательной недостаточности во избежание обострения.

Профилактика бронхиальной астмы у детей предусматривает предупреждение развития аллергической реакции (дерматитов, диатезов и т.д.). Для детей рекомендуется как можно дольше сохранять грудное вскармливание, так как именно материнское молоко играет важную роль в развитии малыша, обеспечивая необходимыми питательными веществами и микроэлементами, способствующими естественному восстановлению иммунных сил и удержанию нужного баланса кишечной микрофлоры.

Из детского меню следует исключить продукты с высокой аллергенностью (цитрусовые, клубника, томаты и т.д.). Важно отметить, что в первых прикормах не применяют многокомпонентные продукты. Это позволяет отследить аллергическую реакцию и предотвратить возможные осложнения в связи с этим.

Необходимо обеспечить нормальные бытовые условия для проживания ребенка, исключив все возможные раздражители (табачный дым, бытовые реагенты, контакт с животными, косметические препараты для обработки и мытья ребенка).

Вторичная профилактика астмы необходима пациентам с выраженной предастматической стадией, для взрослых пациентов с наследственной предрасположенностью к бронхолегочным заболеваниям, а также при начальной степени болезни. Целью вторичной профилактики является предотвращение острого приступа удушья, чтобы предупредить связанные с этим осложнения.

  • вторичная профилактика предполагает регулярные врачебные осмотры и последующее выполнение его рекомендации. Кроме того, она включает выполнение физиотерапевтических процедур и прием лекарственных препаратов, согласно инструкции;
  • вторичная профилактика бронхиальной астмы направлена на соблюдение гипоаллергенной диеты, исключающей употребление продуктов, в которых присутствуют красители, консерванты и различные вкусовые добавки;
  • требуется регулярное проведение влажных уборок в помещении, избавление от пыльных книг, ковров, предметов мебели, комнатных растений и ароматизированной косметики. Это позволит предупредить обострения бронхиальной астмы;
  • особое внимание следует соблюдать во время цветения растений и при укусах жалящих насекомых. Для аллергиков это является достаточно опасным, так как их организм наиболее остро реагирует на атаку аллергенов. Поэтому при развитии первичной симптоматики необходимо принять антигистаминные препараты для предупреждения осложнения.

Требуется обязательное выполнение дыхательной гимнастики, так как ее воздействие положительно отражается на организме пациента. Кроме того, можно использовать массажные процедуры, физиотерапевтические мероприятия, совмещая их с прогулками на открытом воздухе и дозированными физическими нагрузками.

К третичной профилактике относится совместный прием лекарственных препаратов и профилактика. Такая методика применяется для минимизации тяжести симптоматики, снижающей обострения астматического приступа среди детей и взрослых пациентов.

Основная роль такой методики заключается во взаимодействии пациента с аллергенами. Иначе говоря, пациенту создаются специальные условия, при которых не могут возникнуть различные обострения. В этом случае важно определить тип аллергена (питание, пыльца растений, пылевые клещи, лекарственные препараты и т.д.).

  • третичная профилактика предполагает использование медикаментозной терапии для предупреждения обострения и осложнений астматиков. При третичной профилактике необходимо выполнять все врачебные рекомендации для предупреждения провоцирующих факторов возникновения астмы, соблюдая элиминационный режим;
  • для того чтобы осуществить подобные мероприятия следует выявить причины, вызвавшие аллергическую реакцию, а впоследствии астматический приступ и максимально предотвратить контакт с ними. Чаще всего этими причинами могут являться продукты жизнедеятельности животных, пыльца цветущих растений, пыль, споры грибов;
Читайте также:  Астма на пыльцу растений

  • для предупреждения негативного влияния внешних и внутренних раздражающих факторов, разработана памятка, которую следует выполнять: проводить своевременные влажные уборки, удалить из помещения домашние растения, мягкие игрушки, При этом домашняя работа должна проводиться в отсутствии больного, что позволит избежать обострения астматического приступа.

Кроме того, иногда причины заболевания могут быть спровоцированы насекомыми (тараканами), поэтому важно избавиться от их присутствия в кратчайшие сроки для того, чтобы не допустить обострения астмы.

Не только врачебное вмешательство и желание пациента снизить активность симптомов имеет значение на пути к выздоровлению. Именно роль медсестры в профилактических мероприятиях способно позволить сохранить активность пациентов и качество их жизни на протяжении длительного периода времени.

Работа медицинской сестры предусматривает причины появления тахикардии, а также определение нарушений в работе сердечно-сосудистой системы. Помимо этого в ее функцию входит регулярное измерение артериального давления (при астме оно значительно снижается) и определение степени тяжести осложнений у больного, которого сопровождает страх перед смертью от удушья. Как правило, причины удушья заключаются в спастических сокращениях мелких бронхиальных сосудов.

Если причины удушья устранены и отсутствуют осложнения, медсестра проводит ознакомительную беседу с больным по выполнению правильного дыхания, которое способствует предотвращению приступов бронхиальной астмы, рекомендуя осуществлять дыхание только через нос.

Медицинская сестра может оценивать результаты медицинского вмешательства и непосредственную реакцию пациента на проводимое лечение и мер по уходу. В том случае, когда на ее взгляд, этих мер недостаточно и работа проведена неверно, или, наоборот, некоторых назначений можно избежать, медицинская сестра обязана согласовать дальнейшие действия с лечащим врачом.

Основная роль профилактической работы принадлежит борьбе за здоровый образ жизни, особенно важно это для детей, так как будущее подрастающего поколения полностью лежит только на взрослых людях, и предупреждение возможных негативных последствий заболевания.

источник

[Профилактика бронхиальной астмы] имеет огромное значение в предупреждении развития заболевания, а также в остановке процессов осложнения недуга.

Чтобы знать, какие профилактические меры следует предпринимать при бронхиальной астме, необходимо понять, от чего развивается болезнь, и что является ее причинами.

[Бронхиальная астма] представляет собой хроническое воспаление органов дыхательной системы. Данный недуг сопровождается приступами удушья, при которых больному становится трудно дышать.

Иногда приступы могут быть настолько серьезными, что возможен и летальный исход (хотя такое случается крайне редко).

Приступ удушья происходит из-за того, что резко сужается просвет в ветвях бронхиального дерева. При попадании раздражителя внутрь бронхов их гладкая мускулатура резко сокращается, сужая просвет дыхательных путей.

Кроме того, внутренний слизистый слой бронхов также реагирует на раздражителя и начинает усиленно вырабатывать секрет. При этом просвет бронхов заполняется большим количеством слизи.

В итоге, просвет бронхиальных путей может вообще исчезнуть, и, соответственно, воздух не имеет возможности проникнуть в легкие. Наступает удушье.

У человека, страдающего бронхиальной астмой, приступ удушья могут вызвать так называемые внешние факторы, представленные ниже.

Это самая большая группа факторов, влияющих на развитие приступов. Наиболее распространенным аллергеном выступает домашняя пыль и живущие в ней пылевые клещи.

Пыль накапливается в коврах, книгах, подушках, одеялах, обивке мебели и т. д. Шерсть домашних животных также провоцирует приступы бронхиальной астмы.

Пух и перья птиц. У астматиков не должно быть в доме перьевых подушек и пуховых одеял.

Пыльца растений. Астматические обострения происходят чаще всего в период цветения растений и, особенно, в ветряную погоду.

Резкие запахи. Запах краски, густые тяжелые парфюмы и т. д. также вызывают удушье.

От некоторых продуктов питания астматикам стоит отказаться. К ним относятся яйца, рыба, цитрусовые, персики, орехи и пр.

На вирусы, бактерии, грибки бронхи пациента с астматической предрасположенностью могут слишком бурно отреагировать и вызвать бронхоспазм, влекущий за собой приступ.

Употребление слишком много жирной, калорийной пищи влечет за собой появление лишнего веса.

Лишний вес, в свою очередь, ведет к сбою работы сердечно-сосудистой системы и приводит к возникновению одышки, снижению подвижности.

Это один из шагов на встречу к бронхиальной астме. Кроме того, потребление соленой пищи приводит к накоплению жидкости в организме.

В итоге, поднимается артериальное давление, что может спровоцировать приступ удушья.

Риск развития бронхиальной астмы гораздо выше в регионах с жарким и сухим климатом, или напротив, слишком холодные и влажные климатические условия способствуют частым простудным заболеваниям, которые могут приобрести хронический характер и перерасти в бронхиальную астму.

В крупных мегаполисах и промышленных городах воздух, как правило, слишком загрязнен выхлопными газами и производственными выбросами в атмосферу. Даже организм здорового человека реагирует на такой воздух, не говоря уже об астматиках.

Волнения, стрессы приводят к учащенному сердцебиению и повышению артериального давления. Дыхание при этом учащается и может привести к приступу бронхиальной астмы.

При вдыхании табачного дыма токсины, присутствующие в нем, разъедают защитный внутренний слой бронхов, а смолы оседают на стенках.

Они также приводят к усиленной работе сердечно-сосудистой системы, учащению дыхания, что содействует возникновению приступа.

Со всеми перечисленными внешними факторами встречается каждый житель планеты. Однако, далеко не у всех развивается бронхиальная астма.

Для этого должны быть внутренние причины, к которым можно отнести:

  • Наследственность
    Если в роду имеются близкие родственники, страдающие атопическим дерматитом, аллергическими реакциями, то вполне возможно возникновение бронхиальной астмы. Но не стоит забывать, что по наследству передается не сама болезнь, а только предрасположенность к ней. Разовьется или нет бронхиальная астма на фоне этой предрасположенности, зависит от того, какой образ жизни будет вести человек, в каких условиях проживать и т. д.
  • Гиперчувствительность и повышенная реактивность бронхов
    Иногда пациент с рождения имеет чрезмерную чувствительность бронхов к раздражителю, что способствует развитию бронхиальной астмы.
  • Нарушения в иммунной системе
    При ослабленном иммунитете организма развиваются хронические заболевания дыхательной системы, что нередко ведет к бронхиальной астме. С другой стороны, высокая активность иммунных клеток вызывает аллергическую реакцию и развитие на этом фоне недуга.
  • Дефекты эндокринной системы
    Сбой в работе эндокринных желез зачастую связан с аллергическими проявлениями.

В зависимости от того, какие причины послужили развитию недуга, существуют следующие формы бронхиальной астмы.

Для экзогенной формы бронхиальной астмы характерно появление приступов удушья при попадании на слизистую оболочку бронхов аллергенов неинфекционного характера.

Это домашняя пыль, пыльца растений, шерсть домашних животных, запахи и пр.

Сюда же можно отнести и табачный дым, при оседании которого мелкие бронхиолы полностью забиваются слизью, что сначала приводит к появлению хронического кашля, а затем может дойти и до бронхиальной астмы.

Эндогенная форма астмы развивается под воздействием инфекций, чрезмерного охлаждения, физических перегрузок, психологических причин.

Прием аспирина у некоторых пациентов также вызывает приступы удушья. Это происходит из-за содержания в лекарстве веществ салицилатов. Такие же вещества содержатся в сале, луке, копченостях.

Когда экзогенная и эндогенная формы бронхиальной астмы объединяются, то получается смешанная астма, лечение и профилактика которой усложняется из-за большого количества причин, вызывающих ее.

Профилактика бронхиальной астмы условно делится на первичную и вторичную.

Первичная профилактика болезни подразумевает устранение, прежде всего всех причин, провоцирующих развитие бронхиальной астмы.

Первичная профилактика рекомендуется и здоровым людям, имеющим биологические дефекты, которые могут дать старт бронхиальной астме. К профилактическим мерам первичного характера можно отнести следующее:

  • В качестве профилактики бронхиальной астмы необходимо перейти на правильное и здоровое питание.
  • Для ухода за телом и лицом косметика также должна быть максимально щадящей.
  • Для уборки дома и стирки одежды необходимо использовать только гипоаллергенные средства.
  • Устранение контакта с домашними животными.
    Как бы человек ни любил кошек, хомячков, собак и других братьев наших меньших, ему не стоит заводить их в своем доме.
  • Содержание своего жилища в полной чистоте.
    Должна быть ежедневная влажная уборка. Необходимо устранить все возможные накопители пыли: ковры, мягкие игрушки, старые диваны, кресла и т. д.
  • Следует отказаться от духов, одеколонов, освежителей воздуха.
  • Ни в коем случае нельзя принимать лекарства без предписания врача, поскольку не только аспирин может послужить причиной удушья.
  • Курильщиком стоит расстаться со своей вредной привычкой.
  • Для профилактики бронхиальной астмы нужно заниматься физкультурой.
  • Отличными профилактическими мерами выступает отдых на курортах с благоприятным климатом. В таких местах, как правило, предусмотрены санатории для пациентов с бронхиальной астмой.

Первичная профилактика рекомендуется и здоровым людям, имеющим биологические дефекты, которые могут дать старт бронхиальной астме.

Вторичная профилактика астмы необходима для предотвращения развития осложнений у людей страдающих данным недугом, а также для сокращения числа приступов, их интенсивности и продолжительности.

При вторичной профилактике следует выполнять абсолютно все рекомендации, перечисленные в первичной профилактике.

Но к ним добавляются еще некоторые пункты:

  • В первую очередь, пациентам с бронхиальной астмой в профилактических целях назначаются противоаллергические средства.
  • Необходимо заменить все перьевые подушки и пуховые одеяла на современные гипоаллергенные, изготовленные из синтепона, холлофайбера и т. д. В этих материалах не заводятся клещи, продукты жизнедеятельности которых вызывают аллергические реакции.
  • Необходимо отказаться не только от курения, но и от алкоголя.
  • В период цветения растений рекомендуется поменять место пребывания. Можно уехать в регионы, в которых не цветет то или иное растение, взывающее аллергию.
  • Все инфекционные сезонные заболевания (синуситы, риниты, бронхиты и пр.) необходимо обязательно вылечивать, чтобы не дать им возможность перерасти в хроническую форму.
  • В качестве профилактики осложнений бронхиальной астмы следует ежедневно выполнять дыхательную гимнастику.
  • Необходимы также ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  • Для укрепления организма обязательно следует принимать витамины.
  • Рекомендуется также закаливание организма, например, ежедневное обтирание прохладным полотенцем.

Итак, профилактика такой серьезной болезни, как бронхиальная астма, включает в себя несложный ряд мер, которые позволят значительно повысить качество жизни пациента.

Ведите подвижный образ жизни, оставьте вредные привычки, исключите «неправильные» продукты, и тогда у вас и ваших близких будет отличное здоровье!

источник

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).
Читайте также:  Приступ бронхиальной астмы тяжелой степени

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

источник

Бронхиальная астма у малышей.

К сожалению, тенденции последних лет таковы, что все больше детей страдают от разного рода аллергических реакций, в том числе и от проявлений бронхиальной астмы. Проблемы лечения астмы возникли не сегодня, это достаточно долгая уже история. Однако, до сих пор бронхиальную астму у ребенка диагностировать очень сложно, а вот случаев бронхиальной астмы становится сегодня все больше. На сегодня такой диагноз ставится всем возрастам и проявляется она у любой расы, от нее могут страдать даже очень маленькие дети.

На сегодня по официальным данным в России с астмой насчитано 7 миллионов человек, у большей части болеющих приступы бывают редко и они легкие, но у некоторых детей приступы очень тяжелые и требуют серьезного лечения. А еще бронхиальная астма у детей маскируется за бронхиты, аденоиды, и даже болезни пищеварения, поэтому, на самом деле болеющих может быть в разы больше, чем говорит статистика. Давайте поговорим о признаках астмы, ее проявлениях, своевременном распознавании ее и многих других вопросах. Тема большая, разговор будет длинным.

Откуда берется астма?
Это первый вопрос, который задают себе и врачу родители, он же и самый сложный. Бронхиальной астмой мы называем тяжелую аллергическую патологию, которая характеризует воспалительные явления в бронхах, в результате которых нарушается нормальное проведение по ним воздуха при дыхании. Это явление в медицине называют бронхиальной обструкцией, от латинского слова «обструкцио» – закрытие.

В результате обструкции возникают затрудненное дыхание, приступы удушья, во время которых на расстоянии слышно хрипы свистящего характера, происходит теснение в области груди, может возникать кашель, который особенно мучает ребенка ночами или ранним утром. Этот кашель очень сухой и навязчивый, мокрота при нем практически не отделяется – она очень вязкая. Приступ проходит со временем сам или под воздействием медикаментов, однако для врача важно учитывать все эпизоды кашля, приступы, так как в тяжелых случаях астмы, при развитии астматического статуса, возможен летальный исход. Важно поговорить обо всех факторах риска и способах диагностики, важно обсудить основные принципы лечения астмы, чтобы вы поняли – астма это тяжелый диагноз, но вполне управляемый, терапию можно подобрать и добиться стойкой ремисии. С астмой надо научиться жить, это своеобразный стиль жизни, многие мамочки детей астматиков из группы в СМ могут поделиться с вами опытом и выступят экспертами в обсуждении статьи (я надеюсь).

Итак, начнем с аллергенов…
Как любая другая аллергическая реакция, бронхиальная астма имеет свои причины, вызывающие приступы, зачастую это аллергены из нескольких основных групп. Все аллергены можно условно поделить на несколько больших разделов, воздействие одного или нескольких факторов в комплексе может провоцировать приступы. Точное знание аллергена очень полезно, иногда полное разобщение с аллергеном позволяет добиться полного исчезновения астмы без применения медикаментов. Жаль, что не всегда мы можем точно установить причину.
Итак, разделяются аллергены на группу:
— бытовые типы аллергенов – пыль и клещи в ней, частицы шерсти, шелка, одежды,
— пыльцевые типы – растения, травы, цветы,
— аллергены пищи – это молоко, яйца, морепродукты, рыба, цитрусы, шоколадки.
— лекарственные – группа антибиотиков, жаропонижающих, аспирин, противокашлевые и т.д.
— химические аллергены (бытовая химия, консерванты, аэрозольные вещества т.д.)
— аллергены животных и насекомых – шерсть, перхоть, корм, яды.
Это довольно условные группы и можно делить их сколь угодно долго, суть не в разделении, а в выявлении конкретного аллергена для каждого ребенка.

Кроме всего прочего, в развитии аллергии и астматических приступов важную роль играет возраст малыша, так как в разные возрастные периоды спектр аллергенов будет своим и вычислить его иногда легче, зная возрастные особенности. Так, у детей до года астматические приступы чаще всего вызываются в ответ на пищевые продукты, особенно коровье и козье молоко, а также на лекарственные воздействия – это прием антибиотиков и препаратов для микрофлоры. С годовалого возраста, когда границы ребенка расширяются актуальнее становятся грибковые аллергены (плесень в ванной и на стенах дома), важными факторами становятся бытовые аллергены – стиральные порошки и кондиционеры, средства для мытья посуды и косметика родителей. Еще одним важным аллергеном для детей старше года становятся шерсть и перья животных и птиц, травы и растения. А в условиях дома и детского садика, когда помещение плохо проветривается и народу много, аллергены скапливаются, что усиливает проявления аллергии.

Иногда родители не могут понять, откуда взялась аллергия на шерсть, если в доме нет кошки, но частицы кожи и пуха годами могут лежать в щелях, нужно узнать историю вашей квартиры. В сырых и угловых комнатах зачастую поселяется плесень, и даже если ее не видно на обоях, это не значит, что ее нет. Многие аллергены действуют по накопительной, и когда их уровень в организме зашкаливает – они дают реакцию, а потом очень долго выводятся из организма. С трех лет наиболее актуальными аллергенами становятся реакция на новое питание или пыльцу, загазованность воздуха и концентрацию химических веществ в воздухе города.

Читайте также:  Как вывести слизь при бронхиальной астме

Факторы риска и провокаторы.
Помимо воздействия самих аллергенов, выделяется еще масса факторов риска, то есть провокаторов, которые сами астмы не вызывают, но в сочетании с действием аллергена, могут спровоцировать приступы или усилить их частоту. Самым основным фактором в развитии астмы является неблагополучная наследственность, бывает так, что в семье склонных к астме или аллергии родителей, заболевают несколько детей, а не один, только степени проявления у них различные. До 75% детей с астмой с детства имеют и другие аллергические проявления, их близкие родственники страдают разными формами аллергии и астмой.

На астму и ее возникновение влияет и течение беременности, влияния на плода и болезни матери, особенно аллергического плана. Вредными воздействиями обладают токсикозы и гестозы, профессиональные вредности производства, острые инфекции, проблемы в диетическом плане при наличии пищевой аллергии – эти факторы резко повысят вероятность рождения ребенка с аллергиями. Рискуют получить астму те дети, у которых во время беременности и в родах была гипоксия, когда малыш испытывал недостаток кислорода, его дыхательная система стала к нему очень чувствительна. Важно и развитие в родах удушья и реанимации, проглатывания околоплодных вод и первородного кала, если малыш находился на аппарате ИВЛ. Среди астматиков больше недоношенных детей.

Не могут не оставить отпечатка на малыше и его аллергофоне тяжелые инфекции младенчества, особенно если это были бронхиты или пневмонии. Они вызывают нарушение целостности слизистой оболочки в области бронхов, и тогда они становятся более проницаемыми для воздействия аллергенов. У таких бронхов, как говорят врачи, отмечается гиперреактивность – они склонны к сильным реакциям сужения в ответ на обычные, казалось бы, факторы – холод, ветер, пыль и т.д. Астматиков достоверно больше среди детей с тонзиллитами или аденоидитом, очаг постоянной инфекции аллергизирует организм, повышает уровень особых иммуноглобулинов аллергии – класса Е, они и отвечают за такие острые реакции на аллергены.

Не открою вам секрета, если скажу что астматиков больше в курящих семьях, так как дым от сигарет раздражающе действует на верхние дыхательные пути, и пассивно курить еще более вредно, чем делать это активно, по своей воле. Даже запах от кожи и волос курильщика может быть провокатором приступов.

Домашние клещи – это один из провокаторов астмы, а ведь они дома есть почти всегда – живут эти твари в коврах и покрытии мягкой мебели, в гардинах и тюле, на постели и даже в мягких игрушках, аллергены не сами клещи, а их фекалии и продукты метаболизма. А еще клещ любит тепло и влагу – у кого дом закрыты форточки и плохая вентиляция – первые друзья астмы. При таких условиях астма может быть круглый год, в большинстве же случаев астма – провоцируется сменой климата, уборками сменой потели, приступы такой астмы сильнее по ночам.

Как возникает приступ астмы.
Основу приступов астмы у ребенка составляет процесс воспаления, однако, не сосем понятно, чем такое воспаление отличается, например, от воспаления при бронхите или пневмонии? Чтобы это понять, давайте вспомним с вами беседу об иммунитете – помните, мы обсуждали механизм образования антител в ответ на попадание антигена? Так вот, при попадании аллерген в легкие или кровь, образуются особые комплексы ангиен-антитело, и они вместо того, чтобы выводиться обезвреженными, вызывают образование в ответ повышенных количеств особого иммуноглобулина Е, выделение лимфоцитов, тучных клеток и эозинофилов.

Эти клетки вызывают процесс воспаления в бронхах и отек их за счет выделения медиаторов воспаления. Тогда формируются неприятные симптомы астмы — в бронхах происходит спазм гладких мышц и отек стенок, в просвет бронха выделяется густая слизь и сужает бронхи. Это и есть приступ бронхообструкции и астмы.

Во второй части мы далее обсудим механизмы астмы и другие важные вопросы.

источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

источник