Меню Рубрики

Астма школы участие медсестры в организации

Посетив занятие в астма-школе Республиканской клинической больницы, я приняла участие в лекции о пикфлуометрах, дозированных ингаляторах и спейсерах, а именно выступила в качестве примера — демонстрировала правильное использование вышеупомянутых агрегатов. Также, в начале и в конце занятия, я самостоятельно провела анкетирование пациентов, которое состояло из следующих вопросов:

  • 1) Что такое пикфлуометр?
  • 2) Что такое ПСВ (пиковая скорость выдоха)?
  • 3) Для чего необходимо знать ПСВ?
  • 4) Для чего необходимо вести дневник пикфлоуметрии?
  • 5) Как правильно пользоваться пикфлуометром?
  • 6) Как правильно пользоваться дозированным ингалятором?
  • 7) Как правильно пользоваться спейсером?

Группа обучающихся состояла из 5 человек. Итоги первого анкетирования показали, что обучающиеся не имеют понятия о том, что такое пикфлуометр, как им пользоваться. На 1-5 вопросы 100% ответов были «не знаю». На 6 вопрос верно ответили 3 человека, на последний — только один. После завершения лекции, «ученикам» было предложено снова ответить на те же вопросы. Результаты второго анкетирования показали, что «ученики» усвоили материал лекции. На все поставленные вопросы, обучающиеся дали верные ответы. Подобные анкетирования проводятся на каждом занятии в начале и в конце лекции.

Занятие вела специально подготовленная медсестра. По словам врачей, медсестре легче наладить контакт с больным, нежели врачу, так как в беседе именно с медсестрой пациент чувствует себя свободнее и раскованнее.

В конце я ознакомилась со структурной организацией школы.

Руководит ею заместитель главного врача по медицинской части. Главная медицинская сестра поликлиники проверяет качество информационных материалов для занятий, а старшая медицинская сестра пульмонологического отделения выполняет следующие функции:

составление графиков работы школ

руководство работой среднего медицинского персонала и контроль ее качества;

контроль над состоянием и оснащением рабочих мест врачей и медицинских сестер отделения и соблюдением правил внутреннего распорядка отделения его сотрудниками и посетителями;

обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отделения;

проведение активной и систематической санитарно-просветительной работы среди пациентов по вопросам здорового образа жизни и предупреждения заболеваний;

систематическое повышение квалификации и уровня медицинских знаний среднего медицинского персонала;

представление отчета о численности обучающихся в школах пациентов в отделение медицинской статистики поликлиники;

соблюдение подчиненными принципов этики и деонтологии.

Для обновленной Школы разработана следующая документация:

специальные должностные инструкции врача и медицинской сестры для работы в Школе (в дополнение к основным должностным инструкциям);

анкета для опроса пациентов перед началом занятий в Школе и по окончании их цикла ;

журнал посещаемости; карта пациента Школы;

отчет о работе Школы; информация для пациентов Школы;

лекционный материал, слайды и т. п.

На занятиях в Школе до слушателей доводят разнообразную информацию о бронхиальной астме, о методах их лечения и самоконтроля, о диете. Все это, безусловно, является важной составляющей в лечении таких пациентов. Особое внимание уделяется причинам, механизму развития болезни. Пациенты получают специальные иллюстрированные материалы с информацией о бронхиальной астме и её лечении, разработанные сотрудниками ЛПУ и утвержденные заместителем главного врача по медицинской части.

Важную роль в обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении их профилактической направленности играют специалисты со средним медицинским образованием, повышенным уровнем образования или высшим медицинским образованием по специальности «сестринское дело». Именно такие кадры в основном задействованы в работе школ поликлиники. Так, занятия в Школе для пациентов с бронхиальной астмой помимо врача-пульмонолога проводит медицинская сестра со средним медицинским образованием и большим стажем работы. Высшее сестринское образование имеется у старшей медицинской сестры отделения, которая контролирует ее работу. В некоторых других школах поликлиники преподают медицинские сестры с повышенным уровнем образования.

Деятельность медицинской сестры Школы заключается в следующем:

в пропаганде здорового образа жизни среди населения;

оказании пациентам моральной поддержки в процессе обучения;

контроле посещаемости занятий и убеждении пациента в пользе этого;

организации лекций, подготовке наглядного материала в пределах своей компетенции;

подготовке документации (годовой отчетности о работе Школы, количестве проведенных занятий и обученных пациентов и прочем; журналов посещаемости и т. д.);

анкетировании пациентов в начале обучения и по окончании цикла занятий;

проведении анализа качества жизни пациентов на основании полученных данных.

На занятиях проводятся презентации с использованием плакатов, муляжей и пр. Для закрепления знаний демонстрируются обучающие мультимедиа материалы.

В начале и по окончании цикла занятий медсестра проводит анкетирование пациентов с целью выяснения их информированности о своем заболевании и определения степени усвоения материала соответственно.

источник

Сестринский процесс — это определенный порядок, или последовательность действий по выявлению потребностей составления плана ухода за пациентом.

Наблюдение за пациентом, страдающим одышкой, предусматривает постоянный контроль частоты, ритма и глубины дыхания. У здорового человека частота дыхания колеблется от 16 до 20 в минуту, уменьшаясь, во время сна и увеличивается при физической нагрузке. Регулярно измерять температуру тела с ведением температурного листа. Следить за А/Д, наблюдать за нервной системой — сон (спокойный, поверхностный, прерывистый). Уход за полостью рта, подача судна и мочеприемника, своевременная смена нательного и пастельного белья. Уход за кожными покровами и профилактика пролежней.

Согласно статьи в журнале сестринское дело №1, 2002г, для успешного лечения бронхиальной астмы необходимо сочетание двух основных факторов: правильно и своевременно назначенного лечения и осознанного, активного отношения пациента к своей болезни. Грамотные и своевременные рекомендации по лечению не изменят течения заболевания, если пациент играет пассивную роль. Астма-школа научит медицински грамотно и активно участвовать в собственном лечении. Цель обучения — обеспечение больного астмой необходимой информацией, отработка навыков самоконтроля и способности регулировать свое лечение в соответствии с планом, разработанным врачом. Однако как показало ряд исследований, строгое соблюдение больным рекомендации врача наблюдается только в 30-40% случаев. Это происходит вследствие того, что врач на приеме дает пациенту информацию малодоступной для того форме, а неподготовленный больной не в состоянии правильно воспринять новые для него сведения. Кроме того, обычно не времени для проверки правильности использования пациентом пикфлоуметров, дозированных ингаляторов и других средств доставки лекарственных средств. Как правило, у пациента возникают психологические проблемы, что препятствует успешному лечению. Ориентация пациента на правильное лечение возможна только при контакте с грамотным медицинским работником. Осознание того, насколько важно активное участие самого пациента в процессе лечения, привело к созданию в течение последних лет различных образовательных программ для страдающих астмой. Как правило, эти программы охватывают основные проблемы самоконтроля и лечения астмы.

1. Больным необходимо объяснить, что бронхиальная астма — это хроническое воспаление, протекающее в слизистой оболочке бронхиального дерева, а возникновение заболевания обуславливается воздействием аллергенов и провоцирует возникновение гиперреактивности бронхов.

2. Пациенты должны знать правила противоаллергического режима, а также триггерные факторы, провоцирующие приступы и обострения астмы. Необходимо правильно научить больных избегать возможных раздражителей. Пациенты должны уметь лечится при вирусной инфекции, и знать о вреде курения.

3. Самое главное научить пациента разбираться в группах лекарственных препаратов, правильно их применять. Необходимо объяснять обязательность ежедневного использования противовоспалительных препаратов, преодолевать отрицательное отношение к ингаляционным глюкокортикоидам, что связано с общим негативным отношением к гормональной терапии. Часто встречается и отрицательное отношение к аэрозольным формам вообще, боязнь привыкания к ним.

4. Важно научить пациентов правильно пользоваться ингаляторами, спейсерами и другими устройствами для оптимизации доставки аэрозольных форм препаратов.

5. Большое значение придается плану самоконтроля при астме, составленному по принципу светофора. Зеленый, желтый и красный цвета обозначают соответственно хорошее самочувствие, начинающееся обострение и тяжелое обострение астмы. Каждой зоне соответствует определенные симптомы заболевания и показатели пикфлоуметрии.

6. Пациент должен уметь распознавать ранние симптомы обострения астмы и справляться сними в соответствии с индивидуальным планом лечения, разработанным врачом.

7. Необходимо научить пациента правилам дыхательной гимнастики, физическим упражнениям, полезным при астме, принципам диетотерапии, закаливания. Страдающий астмой должен правильно относиться к не медикаментозным методам лечения заболевания.

Сегодня разработано много различных методик обучения пациентов с астмой, печатная продукция, видеофильмы. Наиболее широкое распространение получили астма-школы, которые, могут быть амбулаторные и стационарными, врачебными и сестринскими. На протяжении определенного времени больные приходят на занятия в группе, где им читают лекции, посвященные бронхиальной астме.

Обучением больных и первичным контролем занимается непосредственно медицинская сестра, и для этого имеются следующие основания:

1. Обычно медицинские сестры легче налаживают общение с пациентами, чем врачи. Пациенты чувствуют себя значительно свободней, когда беседуют с медсестрой, доверяя ей свои тревоги и задавая «глупые» вопросы.

2. Медсестра может составить представление о том, как пациент относится к своему здоровью и что он думает о болезни, еще до начала обучения.

3. Для того чтобы образование пациентов было эффективным, им нужны регулярные контакты с медицинским персоналом. Нередко медсестрам легче наладить такие контакты, чем врачам, к тому же они располагают большим временем для этого.

При помощи врача медсестра, получившая специальное образование, может выполнять целый ряд работ по обучению и оказанию помощи больным астмой. Расширение сферы деятельности медицинской сестры зависит от многих факторов, в том числе от навыков, образования и знаний, от знаний работающего с ней врача, условий работы. Объем помощи может быть разнообразным — от измерения пиковой объемной скорости выдоха и контроль за выполнением пациентом ингаляций в амбулаторных условиях до организации и руководства Астма — центром. Национальный центр обучения по астме выделяет следующие возможные ступени деятельности медицинской сестры в Астма — центре. Минимальная роль:

— составление картотеки больных астмой;

— составление структурной формализованной истории болезни;

— обучение пациентов пользованию на дому и заполнению дневника показателей пикфлоуметрии;

— демонстрация, инструктаж и контроль техники проведения ингаляции.

— участие в обучении пациентов;

— проведение более сложных исследований (тестов на обратимость обструкции, тестов с физической нагрузкой).

— составление структурного плана лечения в сотрудничестве с врачом и пациентом;

— подготовка назначений для их визирования врачом;

— советы пациенту по телефону;

— консультации по неотложной помощи пациентам с обострением астмы.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Читайте также:  Сколько длится время приступа астмы

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ: Освоить со студентами навыки и умения по работе в школе здоровье

Составить план работы школы «Здоровье»

Подготовить план занятия в школе «Здоровье»

Подготовить доклад «Моя работа в школе здоровье»

Подготовить памятку про школу «Здоровье»

Политику здравоохранения по организации школ «Здоровье»

Основные виды школ «Здоровье»

Функциональные обязанности медицинских сестер работающих в школах «Здоровье»

12.1.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Структура школы здоровья, функциональные обязанности медицинской сестры школы здоровья, план работы школы

Любая школа «Здоровья» начинает свою работу именно с организации. Существует структура: график, должностные инструкции, договора, план, помещения, оснащение (рисунок 5).

Рис. 5 Примерный график работы школ здоровья

№ п/п Наименование школы здоровья Рассматриваемые вопросы Ответственный за работу школы Место проведения Режим работы школы
1. По АГ (артериальной гипертензии) Основы представления об АГ, его причинах и факторах риска, об осложнениях, немедикаментозных и медикаментозных методах лечения. Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 Кабинет 607 Начало 18.00 Каждый вторник месяца
2. ИБС (ишемическая болезнь сердца) Понятие об ишемическом заболевании сердца, факторы риска и ее причины. Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 Кабинет 607 начало 18.00 Каждый четверг месяца
3. ХСН (хроническая сердечная недостаточность) Контроль за течением ХСН, методы самопомощи, регулярный контакт со специалистами для своевременной коррекции состояния. Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 Кабинет 607 начало 18.00 Каждый понедельник месяца
4. Перенесших инсульт Контроль медикаментозной терапии, направленной на снижение уровня факторов риска повторного инсульта, ранняя физическая реабилитация. Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 Кабинет 607 Начало 15.00 1 и 2 четверг
5. Борьба с курением Отрицательное влияние никотина на организм человека Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 Кабинет 607 Начало 18.00 2 и 3 четверг
6. Бронхиальная астма (для взрослых) Повышение базовых знаний о болезни, соблюдение противоаллергических и профилактических режимов. Заведующая 2 терап. отд. С.М.Бекеш 299-68-39 Кабинет 321А Начало 9.00 2 и 4 четверг
7. Школа третьего возраста Здоровый образ жизни пожилого человека, часто встречающиеся заболевания, особенности медицинского ухода и реабилитации. Врач отделения дневного пребывания 299-68-39 Кабинет 210-212 Начало 11.00 Ежедневно
8. Психопрофилактическая подготовка беременных к родам В программу школ молодых матерей включены вопросы профилактики послеродовых гнойно-септических инфекций родильниц и новорожденных, соблюдения правил личной гигиены и гигиены кормления, с практическим показом правил ухода. Зав. женской консультацией В.М.Трасковский 344-15-42 Кабинет 321А Начало 14.00 1 и 2 пятница месяца
9. Школа для беременных (в педиатрическом отделении и в женской консультации) Беседы по профилактике инфекционных осложнений родильниц и новорожденных, по правилам ухода за новорожденными в домашних условиях, по соблюдению правил личной гигиены и гигиены кормления, а также план занятий с беременными и родильницами Зав. женской консультациеВ.М.Трасковский 344-15-42 Заведующая педиатрическим отделением С.Н.Пригун 344-15-41 Кабинет 321А Начало 14.00 Каждый вторник месяца
10. Школа по подготовке детей в организованные коллективы Мероприятия по снижению показателей нетрудоспособности по уходу за больными детьми, а также с целью гигиены, по мерам специфической и неспецифической профилактике инфекционных заболеваний, для уменьшения числа часто и длительно болеющих детей. Заведующая педиатрическим отделением С.Н.Пригун 344-15-41 Кабинет 321А Начало 18.00 1 и 4 вторник месяца

Работа медицинской сестры в школе здоровья требует высокого профессионализма, грамотности и эрудиции. Содержательную часть работы в школе здоровья (рисунок 6) можно представить следующим образом: медицинская сестра изучает потребности обслуживаемого населения оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу этих мероприятий; медицинская сестра проводит первичную и вторичную профилактики: а) формирование здорового образа жизни: повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье; санитарно-гигиеническое воспитание, куда входит обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (режим питания, набор продуктов, методы приготовления пищи), ухода за жилищем привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьбе свредными привычками (курением, злоулотреблением алкоголем, наркоманией);
б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма (специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма);
в) проведение программ профилактики: предупреждение развития заболеваний социального характера, инфекционных и других заболеваний;
г) общеоздоровительные мероприятия: реабилитация пациентов перенесших острые заболевания; медицинская сестра проводит вторичную профилактику:
а) целевое санитарно-гигиеническое воспитание: создание тематических школ здоровья (для пациентов и их родственников):
повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, возникновения обострений и осложнений;
повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
формирование рационального отношения пациента к заболеванию мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений; формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др); формирование у пациентов практических навыков по анализу факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления; б) медико-психологическая адаптация к изменению состояния здоровья (адаптация инвалидов); в) информирование врача о необходимости проведения немедицинских мероприятий по коррекции модифицируемых факторов риска. Оценка работы школ здоровья достаточно сложна, критерии ее окончательно не разработаны однако в организационно-методическом письме «Организация школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения» от 2 августа 2002 года приведены некоторые индикаторы комплексной оценки качества профилактической медицинской помощи в рамках работы школы. Приказом 3 РФ Ю490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой» от 21 июня 2006 года утверждена учетная форма 039/у-’-06 «дневник учета работы медицинской сестры участковой» с приложением инструкции по ее заполнению.

Читайте также:  Всегда ли при астме удушье

проведения занятий Школы здоровья «Бронхиальная астма

№ п/п Тема занятия Время проведения Средства для проведения
1. Май 2012 (каждый вторник месяца 14.00 – 15.00) Теория Понятие о бронхиальной астме Факторы предрасполагающие и провоцирующие приступ БА Клиника БА Классификация БА Практическая часть: Вопросы – ответы Обучение методике дыхательных упражнений для пациентов с БА 30- 45 минут /теория/ 15- 30 минут /практика/ Иметь при себе блокнот, ручка. Памятки для пациентов о БА Схема дыхательных упражнений Таблица «Строение органов дыхания
2. Сентябрь 2012 (каждый вторник месяца 14.00 – 15.00) Теория Течение БА в периоде между приступами Методы лечения БА Медикаментозное лечение вне обострения Способы самоконтроля. Практическая часть: Коррекция ошибок в методике дыхательных упражнений Вопросы- ответы. 30- 45минут /теория/ 15- 30 минут /практика/ Иметь при себе блокнот, ручка. Иллюстрация препаратов для лечения Аэрозольные баллончики,спрейсы Бланки плана действия при БД Памятки о БА

Ответственная за проведение заведующаяотделением терапии

Школы здоровья «Бронхиальная астма»: Бекеш С.М.

Школы «Здоровья» существую в поликлиниках они тесно сотрудничают с кабинетами медицинской профилактики и центрамиздоровья.Это позволяет эффективно проводить оздоровительные мероприятия, медикаментозную и немедикаментозною коррекцию факторов риска, обеспечивают памятками, осуществляют диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту; повышают квалификацию врачей и работников со средним медицинским образованием.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

Что входит в понятие школа «Здоровье»? Какая структура школы «Здоровье»? Какие функциональные обязанности медицинской сестры школы «Здоровье»? Как составить план работы школы? Какая роль медицинских сестер в школах «Здоровье»? К какому структурному подразделению относится школа «Здоровье»? Кому предоставляются данные о работе школ «Здоровье»? Как правильно составить памятку?

В пример приведена задача с применением метода «Сестринский процесс». Составьте задачу по данной теме, применяя метод «Сестринский процесс».

Госпитализирована в инфекционное отделение девушка 18 лет, работник рынка с диагнозом острый гастроэнтероколит. Пациентка больна третий день. Пациентка предъявляет жалобы на частый, жидкий стул ( 4 — 6 раз в день), урчание боли в животе, озноб, слабость. Выделение каловых масс происходит каждые 2-3часа, наиболее часто стул ночью. Из за чего не высыпается. Старается поменьше пить, есть.

Объективно: Кожные покровы бледные, сухие. Зев чистый, дыхание везикулярное, хрипов нет. Под глазами темные круги. Температура 36,7 0 , пульс 69 уд. В мин.,АД 100 / 70 мм рт.ст.,чсс 18 в мин. Живот напряжен, болезнен в области пупка.

Назначено лечение: изотонический раствор натрия хлорида 9% -400,0 в/в капельно, раствор глюкозы 5 % — 100,0 в/в капельно, кордиамин в/м 1 раз в день, витамины В1, В6 1 раз в день чередовать,витамин В 12, 1,0 – в/м ё раз в день, мезим форте 1таб -3 раза в день во время еды,обильное питьё.

Решаем задачу с применением метода « Сестринский процесс ».

Обследование пациентки. Нам известно из анамнеза, что девушке 18 лет и она работает на рынке и болеет третий день.

Физиологическое обследование: общий осмотр, измерение температуры тела, пульса, артериального давления.

Лабораторные исследования: после осмотра и назначения лечения врачом.

Нарушенные потребности: спать, есть, отдыхать, общаться с друзьями, ходить на работу, поддержание в норме кратность стула.

Проблемы пациентки: жидкий стул,боли в животе,слабость,озноб.

Потенциальные: риск возникновения обезвоживания организма, ухудшение состояния, связанное с развитием осложнений.

План ухода за пациенткой.Приоритетные проблемы пациентки:жидкий стул, боли, урчание в животе.Краткосрочные цели:воспаление потери жидкости,нормализовать кратность стула,частое дробное питание,соблюдение мероприятий по личной гигиене,позвонить родственникам сказать что нужно принести пациентке,создать удобные условия в стационар своевременно выполнять назначения врача,заполнение медицинской документации.Долгосрочные:стремиться к быстрому выздоровлению пациентки,объяснить девушке после выписки из стационара для полного восстановления придерживаться диеты,соблюдать санитарно-гигиенические правила.

П Л А Н М О Т И В А Ц И Я
1. Физический и психологический покой обеспечить пациентке 1 Успокоить пациентку тем самым улучшить её состояние.
2. Обеспечение проведения назначений врача 2 Для восстановления водно-солевого баланса в организме
3. Обеспечить прием лекарственных средств 3 Для улучшения самочувствия пациентки и быстрого выздоровления
4. Обеспечить приём обильного питья 4 Восполнение потери жидкости в организме
5. Контролируем кратность, окрас стула. 5 Для своевременного распознавания возможных осложнений и оказания помощи.
6. Обеспечить индивидуальным судном и отгородить пациентку ширмой 6 Для комфортного нахождения в палате
7. Обеспечить дробное питание пациентки 7 Для нормализации консистенции стула.
8. Наблюдение за внешним видом и самочувствием пациентки 8 Контроль состояния пациентки
9. Измерение температуры тела 2 раза в день 9 Для предупреждения возможных осложнений состояния
10. Обеспечить гигиенический уход за кожей в области ануса 10 Профилактика воспалительных процессов на коже
11. Обеспечит смену нательного и постельного белья 11 Соблюдение мероприятий личной гигиены
12. Объясним пациентке цель обследования, лечения и кратность наблюдения 12 Для получения от пациентки информированного согласия

Выполнение плана: Независимая категория – осуществление ухода, согласно плана. Зависимая категория – выполнение назначений врача. Взаимозависимая категория – привлечение родителей девушки. Временная потребность – быстрое выполнение назначений врача, которые улучшат состояние девушки. Постоянная потребность – выполнение назначений врача и посещение родителей. Реабилитирующая потребность –после проведенного лечения в стационаре, выполнение рекомендаций врача. Методы ухода – для обеспечения ежедневных жизненно важных потребностей.Эффективность деятельности:Самооценка: медсестра удовлетворена своей работой. Она выполнила все назначения врача, своевременный и правильный уход за пациенткой.Мнение пациентки и родителей: Девушка и её родители остались довольны обслуживанием и питанием в стационаре.Мнение администрации: медсестра выполнила все назначения грамотно в соответствии с существующими стандартами. Соблюдала этику и деонтологии.

Нормативно-правовые акты

· Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

· Отраслевая программа развития сестринского дела Российской Федерации.

· Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.

· Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.

· Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение:

Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.

· Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.

Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.

· Руководство по медицинской профилактике/ Под ред. Р.Г. Оганова–

· http://dezsredstva.ru/ — методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

· http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

· http://www.recipe.ru/ — нормативные документы;

· www.med-pravo.ru – нормативные документы.

· www.rosmedlib. ru – медицинская студенческая библиотека

Основы профилактики необходимы медицинской сестре с ряда позиций:общего гуманитарного образования; профессиональной подготовки специалиста по проблемам сохранения и развития здоровья каждого человека, индивидуума, личности и общества целом, донозологической диагностики; фундаментальной базовой медико-биологической подготовки будущего специалиста, необходимой для знания нормативов эталонного уровня – параметров функционирования здорового организма для оценки оценки степени отклонений в диагностике патологических (нозологических) состояний формирования тактики и определения направлений и объемов превентивных лечебных воздействий;для формирования стратегических целей направлений и рекомендаций в стадии реабилитации; для определения стратегии и тактики собственного поведения студента-медик будущего специалиста. Считаем, что наши методические разработки смогут сформировать у студентов целостное представление осестринском обеспечении профилактических мероприятий.

НАБОРТЕКСТА

2. первая строка — отступ по левому краю

3. междустрочный— 1.5 строки

Дата добавления: 2018-10-15 ; просмотров: 1921 | Нарушение авторских прав

источник

Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором играют роль многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление вызывает сопутствующее повышение гиперреактивности дыхательных путей, приводящее к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства стеснения в груди и кашля, особенно ночью или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности бронхиальной обструкцией, которая часто является обратимой либо спонтанно, либо под влиянием лечения [4]. БА является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний. Количество больных этим заболеванием колеблется в зависимости от региона и составляет в среднем в большинстве государств от 5 до 15%, а в некоторых странах и того выше (34,0% в Новой Зеландии, 42,2% в Австрии и 56% (!) на острове Тристан — да Кунья) [4]. Распространенность БА среди взрослого населения в России колеблется от 5,6% в Иркутске до 7,3% в Санкт-Петербурге. Официальные цифры распространенности БА (по данным Минздравсоцразвития РФ) в России составили 0,66%. А в абсолютных цифрах общее число больных БА приближается к 7 мил. человек, хотя Минздравсоцразвития РФ учитывает менее 1 мил. больных, так как в первую очередь в официальную статистику поступают сведения о тяжелых больных, которые неоднократно вызывают скорую помощь, по несколько раз в год поступают в стационары и проходят длительные курсы лечения. БА занимает третье место — 6% — в структуре заболеваемости среди различных нозологических групп болезней органов дыхания [6]. Цель работы: изучить роль медицинской сестры в работе школы бронхиальной астмы. Задачи работы: 1) Рассмотреть понятие «Астма-школа»; 2) Изучить цели астма-школы: 3) Выявить роль медицинской сестры в организации образовательного процесса в астма-школе.

Таким образом, в практике терапевта, принимающего пациентов с бронхиальной астмой, медицинская сестра может играть важную роль. К сожалению, до сих пор не существует методических рекомендаций по данному вопросу, однако, по-видимому, это дело ближайшего будущего. Низкий уровень знаний больных о БА, о возможностях самоконтроля и самоведения, плохое выполнение рекомендаций врача в отношении базисной терапии БА (менее чем на 50%) – всё это послужило предпосылками для внедрения астма-школы в пульмонологическом отделении стационара. Обучение в астма-школе на стационарном этапе характеризуется высокой эффективностью. Обучение в небольших группах за относительно короткий промежуток времени позволяет существенно повысить уровень знаний больных БА о своем заболевании, о гипоаллергенном режиме, улучшить технику использования ингаляторов и спейсеров, освоить мониторинг пиковой скорости выдоха (ПСВ) с помощью пикфлоуметра. Занятия в астма-школе в стационаре позволяют быстро добиться взаимопонимания между пациентом и врачом, контролировать усвоение больными знаний и навыков, а также эффективность лечения. Выводы: 1) Астма-школой называют цикл занятий, проводимых врачом с группой больных бронхиальной астмой, дающий необходимые сведения о заболевании, позволяющий с большей эффективностью выполнять рекомендации врача. На занятиях больным рассказывают о патогенезе бронхиальной астмы, особенностях её течения, принципах использования препаратов, механизме их действия, методах профилактики обострений и многом другом. 2) Цели астма-школы: • Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня. • Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения. • Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течение астмы, предотвращать его. • Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы. • Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер, небулайзер и пикфлоуметр. • Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалистов клиники астмы, ведь от этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения. 3) Роль медицинской сестры в организации образовательного процесса в астма-школе состоит в проведении лекций и консультаций для больных. Рекомендации: 1) В каждом стационаре в отделении пульмонологии необходимо наличие астма-школ. 2) Начинать работу астма-школ нужно с обучения персонала. 3) Необходимо комплексное обучение и больных, и их ближайших родственников.

источник

Актуальность данного исследования определяется противоречием между традиционным подходом к организации медицинской помощи населению и необходимостью изменений в отношении к здоровью, как со стороны государства, так и человека.

В связи с введением новых подходов к здоровью меняется политика государства в области здравоохранения, и в этом контексте возрастает роль медсестры в охране здоровья. К сфере сестринской компетенции, несомненно, относится работа по сохранению здоровья детей. При таком подходе медсестра преобразуется из помощника врача в советника по вопросам здоровья. Следует отметить, что в нашей стране не полностью используются возможности сестринского персонала, функции которого зачастую сводится к выполнению технической работы, не требующей профессиональной подготовки. При максимальном использовании знаний и умений медсестер можно сократить затраты на медико-санитарную помощь и повысить качество услуг в этой области. Показатели заболеваемости и смертности могут быть индикатором профилактической работы медицинских работников первичного звена и прежде всего медсестер. Пропаганда здорового образа, раннее выявление заболеваний, информирование и обучение населения методам профилактики должны стать приоритетными задачами лечебно-профилактических учреждений. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.10 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», профилактическая работа — обязательный раздел деятельности медсестры.

Читайте также:  Окружающий воздух при астме

Основная цель — расширение доли участия медсестер в профилактических и образовательных мероприятиях, повышение роли «медсестринского персонала в уходе, увеличение информированности населения о мерах снижения риска развития заболеваний путем изменения стиля жизни и контроля за здоровьем. Почему мы решили рассмотреть данную тему на примере роли медсестры в организации помощи детям с с бронхиальной астмой?

В мире от астмы страдают более 100 миллионов человек (это примерно 5% населения), что наносит ущерб в виде затрат на лечение, потери трудоспособности и проблем в семье.

Распространенность возрастает, причем особенно быстро — среди детей. Частота бронхиальной астмы в среднем по РФ составляет 4-9 на 1000.

Однако поведение пациентов с бронхиальной астмой у нас в городе остается традиционным, т.е. позиция медработника «мы позаботимся о вас»

Проблема данной работы – изучение роли медсестры в связи с изменившимися подходами к здоровью на примере организации помощи детям с бронхиальной астмой.

Мы считаем, что если внедрить в сознание пациентов понятие «Вы сами ответственны за свое здоровье, и Вы проживете дольше, если последуете нашим советам», то эффективность профилактических мероприятий значительно повысится.

Объект исследования:

организация помощи пациентам с бронхиальной астмой в зависимости от разных подходов к здоровью.

Предмет исследования:

Роль медсестры в организации помощи пациентам с бронхиальной астмой.

Поиск путей совершенствования профилактических мероприятий на основе внедрения новых подходов к здоровью.

Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в повышении качества жизни пациентов с бронхиальной астмой в связи с изменившимися подходами к здоровью.

Задачи исследования:

  1. Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры в профилактике заболеваний;
  2. Изучение в сравнительном аспекте разных подходов к здоровью.
  3. Изучение учебно-методической литературы, касающейся как самого заболевания, так и его профилактики.
  4. Проанализировать ситуацию по заболеваемости Б.А. в г. Зее (статистическая обработка данных).
  5. Провести анализ эффективности профилактических мероприятий в соответствии с Докладом о соглашении в отношении диагностики и профилактики Б.А.
  6. Провести мониторинг качества жизни и здоровья, выявить преобладающие подходы к своему здоровью (традиционный, укрепление здоровья, повышение благополучия), сделать выводы и разработать предложения по повышению благополучия.

Методы исследования:

  1. Изучение научной, учебной, специальной литературы.
  2. Ретроспективный анализ ситуации по заболеваемости.
  3. Сравнительный анализ разных подходов к здоровью (Россия и Канада)
  4. Статистические методы обработки данных.
  5. Анкетирование.

Методологическая основа:

Основные понятия по этой проблеме сформулированы в серии учебной литературы «Образование медсестер» издательский дом «Гэотар – мед» Эдмонтон, Канада.

Элементы теоретической значимости:

В ходе исследования установлено, что предложения, сделанные на основе изученного теоретического материала и анализа полученных практических данных, могут быть рекомендованы для включения в комплекс мероприятий по профилактике обострений бронхиальной астмы, проводимых медсестрой.

Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методы исследования, показаны практическая значимость работы. В заключении подведены общие итоги исследования, изложены основные выводы и предложения.

В приложениях представлены схемы, таблицы.

В 1 главе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1.1. Философия сестринского дела в педиатрии.

«Медицинская сестра — это специалист, получивший профессиональное образование, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу. Она действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения» (Этический кодекс медицинской сестры России).

При планировании и осуществлении медицинской помощи детям особого внимания заслуживают следующие позиции:

  • Признание ребенка личностью;
  • Планирование здравоохранения с учетом поддержки семьи;
  • Принятие во внимание физических, психологических, социальных и духовных потребностей ребенка и его родителей;
  • вовлечение ребенка и его семьи в принятие решений;
    • Что такое бронхиальная астма?

1.3. Особенности разных подходов к здоровью

«вы сможете прожить дольше, если последуете нашим рекомендациям»

«вы ответственны за свое состояние и, проявив волю, вы приумножите здоровье»

Люди, принадлежащие к определенной культуре

Зависит от объема оздоровительной программы

1.4. Роль медсестры в организации помощи детям с бронхиальной астмой.

Во 2 главе был проведен анализ ситуации по заболеваемости бронхиальной астмой детей в г. Зея.

В городе Зея на учёте по бронхиальной астме на 2015 год состоит 37 человек.

  • Детей со средне-тяжёлой и тяжёлой степенями тяжести в г. Зея больше в 1,6 раза, чем по России;
  • мальчики болеют чаще, чем девочки (62 %);
  • диагноз «бронхиальная астма» у 54% детей был выставлен до 5 лет;
  • из анамнеза у 40% детей до 1 года был атопический дерматит и из них только 16% находились на естественном вскармливании, у 26% детей есть пищевая аллергия;
  • основные аллергены:1 место – бытовые аллергены; 2 — пищевые; 3 — эпидермальные; 4-лекарственная аллергия, но чаще аллергены множественные.

Мы провели анализ эффективности профилактических мероприятий в соответствии с Докладом о Соглашении в отношении диагностики и профилактики бронхиальной астмой и сделали следующие выводы:

  • Все наши пациенты состоят на учете у аллерголога, с ними проводится определенная индивидуальная работа по обучению, но в основном она направлена на рекомендации по лечению и профилактике осложнений, а не на ликвидацию дефицита знаний о причине заболевания, способах оценки тяжести, самоконтроле и т.д.
  • «Астма-школы» у нас в городе нет, хотя это очень важно даже в психологическом аспекте. Родители в основном полагаются на врача и не проявляют активной позиции в овладении знаниями.
  • То есть мы видим, что подход к здоровью остается традиционным «мы позаботимся о вас» и цель – лечение болезни, а не укрепление здоровья.
  • Наши пациенты мало знают об оценке тяжести с помощью объективных показателей, по крайней мере, ни у одного из опрошенных пикфлоуметров не было.
  • Пациенты в большинстве случаев знают свои аллергены. Однако, позиция многих безответственная, т.е. зная свой аллерген ничего не делают, чтобы изменить ситуацию, т. е. преобладает иждивенческое настроение «все виноваты, кроме меня» Это связано и с нашим менталитетом, человек не привык заботиться о своем здоровье. В этом отношении бесплатная медпомощь сыграла не последнюю роль, у пациентов сложилось иждивенческое отношение к своему здоровью, по принципу «пусть обо мне кто-нибудь позаботится», все лечение бесплатное.
  • В основном пациенты следуют рекомендациям врача, после введения схемы лечения отмечается положительная динамика: улучшение у 75%, ухудшение

В своей гипотезе мы предположили, что если внедрить в сознание пациентов понятие «Вы сами ответственны за свое здоровье, и Вы проживете дольше, если последуете нашим советам», то эффективность профилактических мероприятий значительно повысится. Пока наша гипотеза подтверждения не нашла, так как преобладает традиционный подход к здоровью, т. е. цель — это лечение болезни, позиция медработника — «мы позаботимся о вас», профилактика в основном третичная, в центре внимания – заболевание, то есть большая часть не только пациентов, но и медсестер не готовы работать в новых условиях.

Мы предлагаем внедрение новых подходов к здоровью.

Реализация нового подхода к здоровью подразумевает расширение доли участия медсестер в профилактических и образовательных мероприятиях, повышение роли медсестринского персонала в уходе, увеличение информированности населения о мерах снижения риска развития заболеваний путем изменения стиля жизни и контроля за здоровьем. Технология реализации данной деятельности – сестринский процесс.

  1. Организовать на базе поликлиники астма-школу. Так как, анализируя по разным источникам данные работы таких школ, мы увидели положительные результаты:
  • большинство пациентов считают, что соблюдение назначенного лечения и режима сказывается на них положительно;
  • у 66% проанкетированных после занятий в астма-школе улучшилось самочувствие;
  • 15% изменилось отношение к еде, они стали придерживаться диеты;
  • исло пациентов, придерживающихся базисной терапии, увеличилось на 15%.
  1. Ввести должность медсестры-инструктора по обучению больных бронхиальной астмой методам профилактики, самоконтролю, само- и взаимопомощи.
  2. Для реализации этой компетенции нами были разработаны цикл бесед, презентации, памятки.
  1. Зелинская Д.И. Философия сестринского дела в педиатрии.// Медицинская сестра. 2011.- с. 3-6
  2. Обзор Доклада о Соглашении в отношении диагностики и лечения бронхиальной астмы// Русский медицинский журнал 1995 №4-с.24-28
  3. Серия учебной литературы «Образование медсестер» издательский дом «Гэотар-мед» Эдмонтон Канада. Москва 2001, Модуль 2,10,15
  4. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии.– Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 113 с.
  5. Таточенко К.М., Рачинский А. Г, Болезни органов дыхания у детей — М. Медицина 2002 – 321с.
  6. Шлыкова М.Н., Петрова А.И. Обучение в астма-школе.//Медицинская сестра.2011.-№4- с.9-12
  7. Эрман М.В. «Лекции по педиатрии»- С.-Петербург, 2001г.-470с.

источник

Историческая справка о школах диабета

Самая первая школа для пациентов с СД была организована в Португалии еще в 1923 г. С этого момента началось бурное развитие этой формы лечебной и профилактической работы с населением. Специализированные школы по обучению пациентов с СД организованны и действуют во всех странах Европы. В Великобритании в 1934 г. Была основана школа для пациентов с СД доктором Р.Д.Лоуренсом и его пациентом Х.Г.Уэллсом. Первые научно подтвержденные эффекты обучения пациентов в школах были получены во второй половине 20 века Л.Миллером, Ж.-Ф.Ассалем, М.Бергером. С 1979 г. в Европе работает исследовательская группа по проблемам обучения пациентов с СД, созданная в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета.

В Казахстане в 1989 г. впервые было проведено исследование эффективности лечебной программы с обучением пациентов с СД типа 1, разработанной в клинике университета им. Г.Гейне в Германии (программа рекомендована ВОЗ). В результате 2-летнего наблюдения было доказано положительное влияние обучения на клинико-метаболические и медико-социальные параметры, а также на показатели, отражающие связанное с заболеванием поведение.

Организация работы школы «Сахарный диабет»

Школа пациентов с СД создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения. Как правило, это врач–эндокринолог (врач–диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана:

Обучение проводится по структуированным программам отдельно для каждой категории пациентов:

3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;

4. дети и подростки, больные СД и их родственники;

1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;

2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;

3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным диабетом.

1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;

2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;

3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

4. оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре;

5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].

В соответствии с задачами медицинский персонал «Школы диабета» осуществляет:

1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;

3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;

4. обучение пациента уходу за стопами;

5. обучение пациента методам самоконтроля;

6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8317 — | 7257 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник