Меню Рубрики

Астма и подавленные эмоции

Господи до чего дожились Ради рекламы идут даже на такое? Ужас. Магазин .

5 откровений каннибалов о вкусе человеческого мяса (21+) В человеческой цивилизации каннибализ.

Тайский хлеб. Слабонервным не смотреть (27 фото) Тайский хлеб. Слабонервным не смотреть (27 фото).

В линиях ладоней зашифрована судьба Руки человека иногда настолько вырази.

Все люди от Бога, но лишь дурак К Богу. КОДЕКС «ДУРАКА»! 1. Ищите Дурака, да.

  • ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ ЖИТЬ КАК ВСЕ! РЕКОМЕНДУЮ. (433)
  • МАСТЕР-КЛАСС А.Давыдова (4)
  • МИХАИЛ ЛИТВАК и др — 1 (50)
  • МИХАИЛ ЛИТВАК и др — 2 (49)
  • Александр Палиенко — 1 — (50)
  • Александр Палиенко — 2 — (26)
  • Алекс Яновский -1 — (49)
  • Встреча длиною в 1т. жизней (28)
  • Как изменить свою судьбу. (13)
  • Это должен знать каждый (15)
  • О Мужчинах. М+Ж=Познать и Покорить. (42)
  • Мысль творит реальность.Как получить что хочешь (36)
  • Будь БОГатым ВНУТРИ.Верь в Себя (36)
  • Школа жизни.. (28)
  • ОРИС.. (7)
  • НОВОЕ УЧЕНИЕ О СЕМЬЕ (120)
  • Путы материнской любви/ ВТОРАЯ ЗРЕЛОСТЬ/ Род.Семья (44)
  • Пространство Любви/Учимся Любить/Поиск половинок (34)
  • Счастливая семья (42)
  • ВЕРЬ-НЕ ВЕРЬ,ХОШЬ ПРОВЕРЬ! (970)
  • АСТРОЛОГИЯ-НУМЕРОЛОГИЯ-ХИРОМАНТИЯ (64)
  • ГОРОСКОП (49)
  • СЕКРЕТЫ и ЗАКОНЫ -1- (50)
  • СЕКРЕТЫ и ЗАКОНЫ -2 (48)
  • СЕКРЕТЫ и ЗАКОНЫ -3 (50)
  • СЕКРЕТЫ и ЗАКОНЫ -4 (50)
  • СЕКРЕТЫ и ЗАКОНЫ -5- (50)
  • СЕКРЕТЫ и ЗАКОНЫ -6- (49)
  • СЕКРЕТЫ И ЗАКОНЫ — 7 (48)
  • СЕКРЕТЫ и ЗАКОНЫ -8- (5)
  • «Читаем» человека -1- (50)
  • «Читаем» человека -2- (50)
  • «Читаем человека»- 3- (12)
  • Будь Богатым -1- (50)
  • Будь Богатым -2- (50)
  • Денежный доктор (50)
  • БОГ-СМЕРТЬ-ДУША-1- (49)
  • БОГ-СМЕРТЬ-ДУША-2- (45)
  • БОГ-СМЕРТЬ-ДУША-3- (29)
  • МУДРОСТЬ ВЕЧНОСТИ (17)
  • Лун.ГОРОСКОП,КАЛЕНДАРЬ (50)
  • ЖИЗНЬ В ЛУННОМ РИТМЕ (24)
  • Молитвы,Заговоры,Приметы.. (48)
  • БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ и КРАСИВЫ (1228)
  • ПОЧЕМУ МЫ УМИРАЕМ (5)
  • ОЛЬГА ГУРЕЕВА/ОГУЛОВ А.Т (28)
  • ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ. (24)
  • 1.ДУМАЙ, ЧТО ЕШЬ ! (48)
  • 2. ДУМАЙ, ЧТО ЕШЬ! (48)
  • 3. ДУМАЙ, ЧТО ЕШЬ! (45)
  • 4. ДУМАЙ, ЧТО ЕШЬ! (39)
  • 5. ДУМАЙ, ЧТО ЕШЬ! (38)
  • ЙОГА ПО-ВЗРОСЛОМУ (24)
  • 1. Причины Болезни (49)
  • 2. Причины Болезни (49)
  • 3. Причины болезни (50)
  • Болезнь — Торсунов О.Г — (49)
  • УЗНАЁМ БОЛЕЗНИ по.. (49)
  • Психология тела (40)
  • СЕКРЕТЫ ИСЦЕЛЕНИЯ -1 (50)
  • СЕКРЕТЫ ИСЦЕЛЕНИЯ — 2 (50)
  • СЕКРЕТЫ ИСЦЕЛЕНИЯ — 3 (46)
  • СЕКРЕТЫ ИСЦЕЛЕНИЯ — 4 (45)
  • СЕКРЕТЫ ИСЦЕЛЕНИЯ-5 (37)
  • Лиз Бурбо-Л. Виилма-Л. Хей (30)
  • Психосоматика. Живое тело. (44)
  • 1. Женское Здоровье (50)
  • 2. Женское здоровье (50)
  • 1. КОПИЛКА СОВЕТОВ. (50)
  • 2. КОПИЛКА СОВЕТОВ (47)
  • Л.Гловацкая/Г.Шереметева (28)
  • БОРИС УВАЙДОВ (41)
  • Марва Оганян (49)
  • Бутакова Ольга/Фролов Ю.А/Виктория Бутенко (31)
  • Восстановление зрения.. (35)
  • Для тех,кто хочет жить120лет (18)
  • Алкоголизм-наркоман-курение-1 (50)
  • Алкоголизм-наркоман-курение-2 (4)
  • В. СИНЕЛЬНИКОВ/ЛАЗАРЕВ С.Н (156)
  • Возлюби свою болезнь(1) (47)
  • Возлюби свою болезнь(2) (49)
  • Лазарев С.Н. — 1 (45)
  • Лазарев С.Н. — 2 (15)
  • ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ (1005)
  • Глубинная психология. Азаров Андрей Станиславович! (10)
  • ДМИТРИЙ ТРОЦКИЙ (49)
  • 1. Жизненный Сценарий (50)
  • 2. Жизненный Сценарий (50)
  • 3. Жизненный сценарий (50)
  • 4. Жизненный сценарий (50)
  • 5. Жизненный Сценарий (49)
  • 6. Жизненный Сценарий (50)
  • 7. Жизненный сценарий (50)
  • 8. Жизненный Сценарий (31)
  • Системные Расстановки (18)
  • В.Раковский-ЖенщиныНаГрани (50)
  • В. Губанов/Ковалев С.В. (28)
  • Владимир Жикаренцев (18)
  • Статьи Геннадия Павленко (40)
  • Ксения Лебух/Михаил Цветков (27)
  • Наталья Северская (9)
  • Ion Bohemos /Вит Ценёв (49)
  • Познать Себя-1 (50)
  • Познать Себя-2 (49)
  • Познать Себя-3- (46)
  • Познать Себя-4- (49)
  • Одиночество/Страхи (49)
  • Самоанализ (50)
  • Ловушки.. (29)
  • А. СВИЯШ (16)
  • О Ч Н И С Ь ! (396)
  • Переворот в сознании (18)
  • 1. ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ (37)
  • 2. ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ (22)
  • 3. ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ! (45)
  • 4. ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ (47)
  • 5. ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ (47)
  • 6.ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ (45)
  • 7. ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ. (29)
  • 8. ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ (29)
  • 9. ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ (26)
  • Холопов А.В (25)
  • ОТЛИЧНЫЕ СОВЕТЫ (901)
  • ЭКО-ЖИЗНЬ (19)
  • Проблемы Человеч. Жизни -1- (47)
  • Проблемы Человеч. Жизни -2- (50)
  • Проблемы Человеч.Жизни-3 (50)
  • Проблемы Человеч. Жизни -4- (48)
  • Проблемы Человеч. Жизни-5- (22)
  • Мудрые жизненные советы (49)
  • Сексуальная психология (44)
  • Отличные Советы — 1 (50)
  • Отличные Советы — 2 — (49)
  • Отличные Советы — 3 — (50)
  • Отличные советы -4- (50)
  • Отличные советы — 5- (50)
  • Оооо, ЛЮБОВЬ.. (47)
  • Наше окружение — 1 — (50)
  • Наше окружение — 2 — (50)
  • Наше окружение — 3 — (45)
  • Наше окружение — 4 — (46)
  • Наше окружение -5- (46)
  • Наше окружение -6- (50)
  • Фильмы/Интересные МУЛЬТИКИ (10)
  • Работа-Карьера-Бизнес-Отдых (100)
  • — 1 — (50)
  • — 2 — (50)
  • ДЛЯ ДУШИ (94)
  • Краткость-сестра таланта. (40)
  • Лирика и притчи (49)
  • Удивило! (4)
  • ИЗМЕНИ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ! (346)
  • М.Лайтман (43)
  • РАМИ БЛЕКТ (49)
  • Ведическое Знание.. (45)
  • Рузов В.О. (38)
  • РУСЛАН НАРУШЕВИЧ.. (39)
  • Олег Гадецкий/Марина Таргакова (30)
  • Статьи.ОШО. (48)
  • Карма. (50)
  • ССЫЛОЧКИ. (4)
  • ТОРСУНОВ О.Г. (337)
  • Тайная Сила Женщины (40)
  • Семейные Отношения.. (50)
  • ОТНОШЕНИЯ. М и Ж (47)
  • 1. Торсунов О.Г (50)
  • 2. Торсунов О.Г (50)
  • 3. Торсунов О.Г (50)
  • 4. Торсунов О.Г. (50)
  • ДЕТКИ (840)
  • 1. Беременность (50)
  • 2. Беременность (50)
  • 3. Беременность (44)
  • 1. ПОЧЕМУ они такие? (50)
  • 2. ПОЧЕМУ они такие? (50)
  • 3. Почему они такие? (50)
  • 4. Почему они такие? (50)
  • 5. Почему они такие? (50)
  • Воспитание от 0 — (50)
  • Воспитание. СЫН. ДОЧЬ. (49)
  • 1. КАК их воспитывать (50)
  • 2. КАК их воспитывать (49)
  • 3. Как их воспитывать (50)
  • 4. КАК их воспитывать (19)
  • Взрослые,родители и дети-1- (50)
  • Взрослые, родители и дети-2- (49)
  • Болезни и Др.темы-1- (50)
  • Болезни/питание и др.-2- (47)
  • СОВЕТЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН. (1027)
  • 1. Для Женщин (50)
  • 2. Для Женщин (50)
  • 3. Для Женщин (50)
  • 4. Для Женщин (50)
  • 5. Для Женщин (50)
  • 6. Для Женщин (50)
  • 7. Для Женщин (7)
  • 1. Ольга Валяева (49)
  • 2. Ольга Валяева (49)
  • Юлия Боженова (40)
  • Полюбить Себя (39)
  • Женственность.. (48)
  • ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ (20)
  • рождённая ЖЕНЩИНОЙ -1 (50)
  • рождённая ЖЕНЩИНОЙ -2 (49)
  • Счастье быть Женщиной. (11)
  • ВИДЕО-СОВЕТЫ для Ж и М-1- (45)
  • О ЖЕНЩИНАХ и О МУЖЧИНАХ (46)
  • ВЕДЬМА. (7)
  • МУЖЧИНОСТРОЕНИЕ (47)
  • Павел Раков/Алексей Чернозём (48)
  • Волосы, кожа, зубки — УХОД (38)
  • СОВЕТИКИ-СЕКРЕТИКИ (41)
  • Подбор одежды (48)
  • Одежда и аксессуары (49)
  • ДЛЯ МУЖЧИН (247)
  • 1. Для Мужчин (50)
  • 2. Для Мужчин (50)
  • 3. Для Мужчин (50)
  • 4. Для Мужчин (50)
  • 5. Для Мужчин (47)
  • Лидия Забожко (94)
  • Творим семейное счастье. (50)
  • Творим семейное счастье-2- (44)
  • СЕКРЕТЫ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ (629)
  • 1. В Браке (50)
  • 2. В Браке (50)
  • 3. В Браке (50)
  • 4. В Браке (50)
  • 5. В Браке (50)
  • 6.В Браке (50)
  • 7. В Браке (43)
  • Татьяна Романова (13)
  • Вдохновляем Мужа -1- (49)
  • Вдохновляем Мужа -2- (50)
  • Вдохновляем Мужа -3- (50)
  • Вдохновляем Мужа -4- (50)
  • Вдохновляем Мужа — 5- (49)
  • Вдохновляем Мужа -6- (28)
  • ПАЛЬЧИКИ ОБЛИЖЕШЬ. (68)
  • вегетарианская кухня.. (34)
  • Тесто-Выпечка.Напитки.Крема. Украшения.Советы. (34)
  • ДОМ-ДВОР-ОГОРОД (103)
  • своими руками (32)
  • Двор-огород-ремонт-стройка (31)
  • советики.. (40)

Психологические причины бронхиальной астмы.

Психологические причины бронхиальной астмы.Дыхание — это жизнь. Почему же тогда возникают ситуации, когда наш организм отказывается дышать, попросту лишая нас возможности не просто нормально функционировать, а фактически ставя под угрозу само наше существование? Давайте поподробнее разберемся в том, каковы психологические причины бронхиальной астмы и механизм ее развития. Ведь узнав чуть больше о болезненной ситуации, мы получаем реальный шанс что-то изменить в своей жизни.

Бронхиальная астма представляет собой один из наиболее опасных видов аллергий. Она проявляется в виде приступов удушья, при которых человеку труднее сделать вдох, чем выдох. Т.о. организм как бы отказывается впускать в себя кислород и другие вещества, находящиеся в воздухе. На физиологическом уровне это выражается в сужении просвета бронхиол — мельчайших веточек нашего бронхиального дерева, через которые и поступает в легкие кислород. А просвет сужается благодаря спазму гладкой мускулатуры бронхиального дерева, что сопровождается также отеком слизистой и избыточным выделение мокроты. Как результат — невозможность сделать вдох, или сильные затруднения в этом процессе.

Поводом для запуска подобной реакции могут послужить самые разные причины — присутствие аллергена в воздухе, например пыли, пыльцы, шерсти животных и т.п., резкий запах, холод, физическая нагрузка, сильный стресс. Причина может быть довольно незначительной, но реакция может оказаться весьма серьезной и даже угрожающей жизни. Очень часто приступ удушья может запускаться т.н. якорями, т.е. повторяющимися ситуациями, в которых наблюдается схожий набор условий. И далеко не всегда необходимо физическое присутствие аллергена в воздухе. Аллергическую реакцию вполне можно запустить, просто думая о нем.
____________________________________

Психологические причины бронхиальной астмы:

Психологическая метафора бронхиальной астмы — неспособность дышать полной грудью в этом сложном мире, т.е. затруднение выживания. Дышать самостоятельно мы начинаем лишь тогда, когда появляемся из утробы матери. До тех пор мы получали необходимый для жизни кислород через надежно связывающую нас с нею пуповину. Первый вдох — это первое самостоятельное действие, совершенное нами в жизни. И действие достаточно болезненное, ведь в этот момент наши легкие разворачиваются, чтобы вместить в себя столь необходимый кислород.

До этого момента все наши нужды обеспечивались абсолютно автоматически и мы переживали чувство уюта и безопасности. Впервые попав в новый мир, мы получили возможность действовать более свободно, но уже не можем быть столь гарантированы в удовлетворении своих потребностей, как было раньше. Тогда мы чувствовали любовь и заботу о себе и хотим продолжать ощущать ее и дальше. Если же этой заботы становится для нас недостаточно, если нам мало той любви, которую изливают на нас родители, тогда и начинает сбоить самая первая наша самостоятельная система — дыхание. Хотя может быть и обратная ситуация, когда забота и опека родителей настолько чрезмерна, что ребенок почти не может сделать вдох или выдох самостоятельно, поскольку кто-то постоянно участвует в этом процессе. Т.о., как недостаток заботы, так и ее избыток, в равной степени лишают ребенка возможности дышать свободно.

В связи с этим возникает необходимость найти выход из тягостной для ребенка ситуации. Т.е. нужно изменить ситуацию таким образом, чтобы все получили необходимое им без вышеперечисленных негативных последствий. В результате меняется вся тактика спасения и развивается бронхиальная астма. Ведь демонстрируя симптомы затруднения дыхания, ребенок реализует вполне легальный и эффективный способ получить столь нужную ему заботу и внимание. Да и сверхопекающие родители получают хорошее оправдание своей чрезмерной заботе. Так что все остаются довольны, если бы не побочный эффект в виде затруднения дыхания…

Но почему именно так развивается симптоматика, спросите Вы? Ведь нарушения дыхания могут быть самые разные. Почему именно астма?

Все дело в том, что центральную роль в формировании нервно-психического механизма развития астмы играют отношения с матерью, а именно их нарушения. У ребенка формируется амбивалентное, противоречивое отношение к матери, сочетающее в себе желание нежности и страха перед ней. Иными словами это отношение можно определить словами люблю и ненавижу. Такое отношение ребенка к матери формируется тогда, когда мать по каким-то причинам отвергает его. Причины отвержения ребенка матерью лежат прежде всего в ее собственной эмоциональной незрелости и неразрешенных проблемах, имевших место в ее детстве. Тогда при сближении с ребенком мать чувствует свое раздражение по отношению к нему, что вызывает у нее вполне обоснованное чувство вины. Ведь она не хочет так относиться к своему ребенку, но ничего не может с собой поделать!

Ребенок же в свою очередь ощущает ее отношение и испытывает ответную агрессию по отношению к ней, а также тревогу и страх, поскольку полностью зависит от отвергающей его матери. Открытое проявление этих чувств, которое выражается в рыдании и плаче, запрещается матерью, которая говорит Не плач, Перестань кричать или Когда же все это кончится! В результате ребенок вынужден подавить свой гнев и негодование, чтобы взамен за хорошее поведение получить столь необходимую ему любовь и принятие.

В результате общение между матерью и ребенком переходит на другой уровень, когда формируется телесная коммуникативная связь, где астматические симптомы служат как бы запросом на получение тепла, любви и заботы со стороны матери. Кроме того, эти симптомы также являются доступным способом проявить свою подавленную агрессию в форме управления действиями окружающих. Ведь у близких астматика вся жизнь строится вокруг приступов удушья их чада. Т.о. проявления симптомов астмы становятся способом манипулирования окружающими, заставляющим их поступать выгодным для больного человека образом.

Вообще же, подавленная агрессия весьма характерна для астматиков. Поскольку собственная агрессивность переживается ими как нечто опасное, угрожающее их отношениям с окружающими, то они вынуждены оставлять ее внутри себя, не выпуская наружу. Они не выпускают свой гнев на воздух, что и проявляется в приступах удушья.

Подавляя свою внутреннюю агрессию, астматики также остаются чувствительными к агрессии извне. Поэтому они так остро реагируют на любое сильное воздействие окружающей среды посредством бронхиального спазма. Он служит своего рода защитой от агрессивного агента, пытающегося проникнуть в организм через верхние дыхательные пути. На более поздних этапах реакцию удушья запускает не только само присутствие аллергена, но и просто тревога поп поводу его возможного наличия. А дальше уже всякое тревожное событие может послужить пусковым механизмом для развития бронхоспазма.

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой часто забывают свою детскую историю, но реакции, выработавшиеся у них в детстве, остаются, и служат развитию и закреплению заболевания. В более зрелом возрасте обострение их заболевания происходит, как правило, тогда, когда астматикам необходимо проявить смелость, ответственность, независимость или же суметь пережить печаль и одиночество.

Характерными ситуациями, которые способствуют развитию заболевания, становятся те, которые требуют выражения враждебно-агрессивных либо нежных и преданных чувств. Часто одна и та же ситуация порождает в человеке одновременно противоречащие друг другу чувства и переживание, как то презрение и нежность, любовь и неприятие. Типичным для астматиков также является сближение с чувством особого ожидания (т.н. астма первой брачной ночи).

Можно также проследить связь между нарушением у астматика функции дыхания и существенным изменением его способности брать и отдавать. Для астматиков характерна выраженная тенденция к невозвращению, удержанию, сохранению, будь то физических или психологических ценностей. У тяжелых аллергиков также наблюдается стремление идентифицировать себя в общении с другими людьми, как бы быть сплавленным с ними.
______________________________________________

Психологические черты больных бронхиальной астмой:

Характерной чертой астматиков является то, что они переживают и выражают большее количество негативных эмоций, чем другие люди. У них также наблюдается недостаточная устойчивость к стрессам, инфантилизм, т.е. демонстрация детских форм поведения, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, низкий уровень осознания себя, своих переживаний, желаний, потребностей. Также для них характерно неадекватное представление о себе, которое выражается в заниженной самооценке и высокой зависимости от мнения окружающих.

У астматиков часто обнаруживается повышенная чувствительность к запахам, которая ничем физиологически не обусловлена. При этом нужно отметить, что такая сверхчувствительность относится, прежде всего, к тем запахам, которые каким-то образом связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью к запахам также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

На этом я закончу свой обзор психологических причин бронхиальной астмы и особенностей людей, страдающих этим заболеванием. Что же касается способов выхода их этой ситуации, то должна отметить, что психотерапия астматиков достаточно сложна и длительна, и может проводиться только профессиональным психологом, специализирующимся на решение такого рода вопросов. Поэтому, если Вы решили избавить жизнь свою и окружающих от зависимости от собственного самочувствия, наберитесь терпения, и у Вас все получится!

(с) Имейте мужество верить в себя-http://psyholog-praktik.ru/

Процитировано 5 раз
Понравилось: 2 пользователям

источник

Задавленная любовь. Неспособность жить для себя. Подавление чувств.

Возможное решение, способствующее исцелению

Я являюсь хозяином жизни. Я решила (решил) быть свободной (свободным).

Ухудшающая, подавляющая любовь. Неспособность дышать ради самого (самой) себя. Подавление, душение чувств. Подавленное желание плакать.

Возможное решение, способствующее исцелению

Для меня безопасно взять на себя ответственность за свою собственную жизнь. Я выбираю быть свободным (свободной).

Читайте также:  Ингаляторы от астмы названия и фото

Астма носит перемежающийся характер. Ее основным симптомом является затрудненное дыхание, причем выдох становится натужным и тяжелым, а вдох – легким и быстрым. Это затруднение дыхания сопровождается свистом в грудной клетке, который слышен в стетоскоп, а часто и без него. В перерывах между приступами дыхание нормализуется, свист исчезает.

Так как астматику легко вдохнуть, но трудно выдохнуть, его тело подсказывает ему, что он хочет слишком многого. Он берет больше, чем следует, и отдает с большим трудом. Он хочет казаться более сильным, чем он есть на самом деле, так как думает, что этим вызовет любовь к себе. Он не способен реально оценивать свои возможности и способности. Он хочет, чтобы все было так, как он желает, а когда это не получается, он привлекает к себе внимание астматическим «свистом». Астма для него также является хорошим оправданием того, что он не так силен, как ему хотелось бы.

Приступы астмы – серьезный сигнал о том, что твое желание как можно больше взять отравляет и душит твой организм. Пора тебе наконец признать свои слабости и недостатки, то есть признать себя человеком. Избавься от мысли, что власть над другими людьми может дать тебе их уважение и любовь, и не пытайся доминировать над близкими с помощью своей болезни.

Как правило, астматики в жизни совсем не плачут. Такие люди сдерживают слезы, рыдания. Астма — это подавленный всхлип, и часто его источником является какой-то детский конфликт, связанный с матерью; например, так и не осуществленное желание ребенка признаться матери в каком-то своем проступке.

Я заметил, что астматики — это люди, которые очень сильно зависят от матери. Эта связь прослеживалась мной практически в каждом случае астмы.

Астма — это попытка выразить то, что никаким другим путем выразить невозможно. Вы подавляете в себе определенные эмоции. У вас нет эмоционального самоконтроля.

Давайте проследим, как ведет себя астматик во время приступа. Он не может дышать сам. Ему нужна какая-то посторонняя помощь. Он убежден в том, что не имеет права дышать (а значит, жить) самостоятельно. Есть сильная зависимость от внешних факторов (в детстве — это сильная зависимость от родителей, чаще от матери). Такие люди не способны дышать для собственного блага, наслаждаться жизнью.

Астма у детей — это боязнь жизни. Сильный подсознательный страх. Нежелание быть здесь и сейчас. У таких детей, как правило, сильно развито чувство совести — они за все принимают вину на себя.

Ко мне на прием, как к врачу-гомеопату, пришла женщина со своим сыном, у которого периодически были приступы астмы. Назначенное мной гомеопатическое лечение дало очень хорошие результаты, но болезнь полностью не ушла.

Сразу на первом сеансе я про себя отметил, что причины болезни сына скрыты в поведении его матери. Это была одна из тех женщин, которые контролируют своих детей во всем. Своей такой «заботой» они буквально не дают им «свободно вздохнуть». Дальнейшее исследование подсознательной программы поведения матери показало, что к болезни сына привели постоянные страхи — страхи в отношении жизни, себя, своего сына. Эти страхи она унаследовала от своей матери, которая боялась буквально всего.

В процессе беседы женщина неоднократно использовала такие фразы: «Задыхаюсь от жизни», «Несусь куда-то и не могу остановиться и сделать передышку».

Замечено, что состояние астматиков улучшается в горах или на море. Находясь в горах, они чувствуют себя выше, около моря — чище. Такие природные условия помогают им справиться с их внутренней нечистотой, которая обусловлена «грязными» мыслями.

источник

До того времени, как сформировались научные представления об аллергической природе бронхиальной астмы, ее относили к разряду нервных болезней. И это неудивительно — ведь кроме затрудненного выдоха и нехватки кислорода во время астматического приступа человек испытывает нервное потрясение, становится недоступным и немного неадекватным.

Спровоцировать приступ болезни могут сильные эмоциональные переживания, нервные потрясения, стресс. Отсюда становится понятным влияние психики на течение астмы, и обратная зависимость.

В независимых клинических исследованиях установлена прямая связь между приступами астмы и психическими воздействиями. По мнению Ф. Б. Березина, бронхиальная астма — психосоматическое заболевание в классическом его понимании.

Так, П. К. Булатов доказал, что приступ астмы может быть безусловным или условным рефлексом на патологические раздражители. В его исследованиях обострение заболевания начиналось при произнесении определенного сигнального слова. Описаны случаи, когда приступ астмы прекращался под расслабляющим воздействием гипноза.

Один из механизмов реализации приступов болезни — спазм бронхиальных мышц. Они находятся под регулирующим влиянием вегетативного отдела нервной системы. К бронхиальной астме вполне применимо понятие «вегетативного невроза». Вегетативное сопровождение эмоций с выбрасыванием в кровь биологически активных веществ влияет на парасимпатическую иннервацию бронхов.

Физиологи расценивают бронхоспазм как защитную реакцию организма от вдыхания избытка аллергена. Симптомы тревоги, сопровождающие приступ астмы, играют ту же роль, но на другом, более высоком уровне.

Во время астматического приступа одним из симптомов его является страх смерти, имеющий ярко выраженную эмоциональную окраску.

Довольно часто обострения астмы — способ обратить на себя внимание, который больные используют неосознанно и симптомы болезни используются в качестве патологической адаптации. Отчетливо это заметно в семье, где родители занимают контрастные позиции: властная мать и подчиненный отец. Приступы астмы в подобных условиях — еще и защита от агрессии и нападения.

Можно выделить четыре характерных варианта нервно-психического механизма бронхиальной астмы:

  • Невростеноподобный, когда человек отмечает повышенную утомляемость и невозможность переносить долго физические и психические нагрузки;
  • Психостеноподобный, для психики которого характерны избыточная ранимость, застенчивость, робость и нерешительность;
  • Истероподобный, в случае которого человек излишне демонстративно проявляет свои эмоции, вплоть до громкого плача и судорог;
  • Смешанный, имеющий черты двух или нескольких перечисленных вариантов.

Общий психологический портрет астматика выглядит следующим образом — он:

  • Любит уединение, склонен к самоизоляции Больные другими заболеваниями легких, которые сопровождаются одышкой, легче идут на контакт и меньше отчуждаются, чем астматики. При хроническом течении астмы самоизоляция человека только усиливается. Такие люди склонны к самокопанию.
  • Капризен Астматик своенравен, ему сложно угодить и понравиться, в быту он излишне педантичен. Предпочитает, чтобы ход событий происходил по его прогнозу, и если этого не случается, сильно расстраивается и замыкается.
  • С трудом принимает решения В случае конфликтной или сложной ситуации человек с бронхиальной астмой долго не может решиться, как ему следует поступать. Если ему приходится принять точку зрения оппонента, то он принимает ее только внешне, а глубоко в душе все равно остается при своем мнении. Астматики не умеют справлять со стрессом, в результате он негативно влияет на психику и вызывает постоянные обострения астмы.
  • Нервозный, обидчивый Нервное возбуждение чувствуется даже при нахождении рядом с таким человеком, а тем более оно проявляется при общении. Для него характерна прерывистая, быстрая, зачастую негативно окрашенная речь и отрицательные эмоции. Возникает ощущение, что астматик остался непонятым окружающими, и выражает это всем своим видом.

Сдерживание и вытеснение — психические механизмы защиты при бронхиальной астме. Как сдерживание эмоций, так и вытеснение тревожащих мыслей, оказывают эффект, схожий с неконтролируемым стрессом. Это ведет к биохимическим и иммунным изменениям в организме, предрасполагающим к обострению астмы. В результате эмоции, которые не нашли выход, оказывают деструктивное влияние на здоровье.

Психоаналитики сравнивают приступ астмы со сдерживаемым плачем или криком ребенка, что является как бы протестом против потери защищенности. Они объясняют причину подавления плача упреками матери, если в детстве им подвергались дети, которые пытались плачем привлечь ее внимание.

В случае астмы происходит спазм гладких мышц, который невозможно снять осознанно, силой воли. Гладкая мускулатура способна расслабиться за счет соответствующего эмоционального фона. Психоаналитики считают, что от вербализации и осознания подавленных эмоций улучшают физическое и психическое состояние пациентов, страдающих астмой.

Существует много методик для разрядки негативных эмоций. Большое распространение получили различные дыхательные упражнения. Дыхание — это процесс, которым управляют и механизмы тела, и эмоции. Помочь нормализовать свой эмоциональный фон могут дыхательная психотерапия, рейки, йога, медитация, метод холотропного дыхания.

  • Дыхательная психотерапия устраняет энергетическую и физическую блокаду дыхания, она основана на сознательном подходе;
  • Рейки — энергетический способ лечения, когда при повышенной тревожности создается дополнительная энергетическая защита на бессознательном уровне, которую человек воспринимает в виде реальных симптомов;
  • Йога и медитация формируют умение расслабляться, избавляться от негативных мыслей и возвращают эмоциональное равновесие;
  • Холотропное дыхание заключается в учащенном поверхностном дыхании, в результате которого активируется подкорка и из сознания вытесняется переживание.

В заключении стоит подчеркнуть, что если психологический фактор и эмоции могут играть роль в обострении астмы, то на них можно и нужно воздействовать. Для этого существует много эффективных методик без применения медикаментов. Результатом их будут построение новых стратегий поведения, сохранение и развитие ресурсов организма, воспитание гибкости, а в итоге контроль над астмой и здоровье организма.

Ольга — молодой журналист, с большим интересом к медицине в целом и гомеопатии в частности. Ольга закончила Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского и сейчас ведет новостные разделы в нескольких местных медицинских газетах.

источник

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Читайте также:  Аспаркам при бронхиальной астме

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

источник

Вспомните, с чего начинается человеческая жизнь – вдох и крик. Именно по дыханию врачи определяют жизнеспособность и здоровье ребенка. Дыхательная система одна из важнейших систем организма. Это средство общения с миром. Органы дыхания помогают нам говорить, а если мы о чем-то не решаемся сказать, или если кто-то подавляет нас, то возникают психосоматические заболевания органов дыхания: астма, одышка, чувство удушья и кома в горле.

В психосоматике дыхание символизирует способность вдыхать жизнь. В спокойном состоянии дыхание ровное, а вот при психическом напряжении оно сбивается.

Что служит предпосылками, или психосоматика органов дыхания:

  • негативные эмоции и чувства (дыхание учащается);
  • длительное волнение (интенсивность работы легких возрастает);
  • психотравмирующие события (остановка, замедление дыхания);
  • неуверенность как черта личности (частое и прерывистое дыхание).

Дыхание участвует во всех важных процессах организма: циркуляция кислорода, окисление веществ, вывод углекислого газа, поддержание оптимальной температуры тела и сохранение водно-солевого баланса. Любые психологические изменения в дыхании вызывают физиологические нарушения. На фоне чего возникают болезни. Болезни дыхания подскажут, в какой сфере жизни у человека проблемы, чего не хватает для единства тела и души, какие чувства мучают, какие особенности характера мешают.

Из-за стресса человек пытается вдохнуть как можно больше воздуха, но спазм мышц не дает этого сделать. В результате чего образуется одышка, при которой вдохи по количеству превосходят выдохи. Дыхание становится сбивчивым и поверхностным.

Одышка возникает на фоне стресса, но сам механизм изменения дыхания бывает разным. Рассмотрим популярные причины проблем с дыханием на нервной почве.

Организм готовится бежать или нападать, возникает напряжение, выделяется много энергии. На уровне дыхания это проявляется учащенными вдохами, большим поглощением кислорода и большим выделением углекислого газа.

При желании остаться незамеченными или боясь умереть (часто наблюдается при сопутствующих болях в сердце), люди прибегают к поверхностному дыханию. При этом человек думает, что уменьшает нагрузку на организм, снимает напряжение. Но эффект получается обратным.

Другие люди предпочитают расслабляться при помощи напряжения мышц живота, спины, груди. Они считают, что снижают этим нагрузку на сердце и легкие. Но снова получается обратный эффект.

Стресс вызывает нарушение кровообращения, сужает капилляры носа. Спазм становится причиной пересыхания слизистой дыхательных путей. Возникает кашель, появляется ощущение заложенности носа.

Для точного определения причин и особенностей болезни нужно пройти полноценное медицинское и психологическое обследование. Нужно сдать анализ крови, пройти обследование на томографе, рентгене и т.д. Посетить больницу следует в первую очередь, а уже после этого идти к психотерапевту.

Вспомните, как в ситуации ужаса, растерянности или удивления перехватывает дыхание. Или как учащается дыхание в моменты гнева и замедляется при испуге. Так и работает психосоматика дыхательных болезней. Всему виной хронические стрессы и потрясения.

Психосоматика дыхания дополняется чувством жжения и тяжести в ногах. Иногда возникает чувство удушья, наблюдаются спазмы мышц, судороги и оцепенение рук, оледенение губ и страх смерти от удушения.

При астме отекает слизистая оболочка носоглотки, меняется характер выделений. Во время приступа человек страдает от удушья, не может вдохнуть. Как и другие проблемы органов дыхания, астма имеет психосоматическую основу. Причины приступа: гнев, злость, страх, обида.

Все эмоции, которые мы испытываем, отражаются на дыхании. Одни (гнев, агрессия) повышают возбудимость и учащают дыхание, что приводит к гипервентиляции легких. А другие замедляют дыхание и буквально душа нас (страх, обида). При радости мы вдыхаем очень глубоко, а при печали или обиде дышим поверхностно и часто.

Не только эмоции влияют на характер дыхания, но и особенности личности. Например, трусы дышат поверхностно и часто. Открытые люди дышат полной грудью, глубоко вдыхают и глубоко выдыхают. Люди, «задушенные» чужой заботой страдают от реальных приступов астмы. А те, кто привык подавлять эмоции и жить по чужой указке, боятся даже вздохнуть самостоятельно.

Психогенная одышка – форма невроза, возникающая в ответ на реальную или мнимую психотравму. Как правило, не имеет соматических оснований. Приступ возникает в любое время, при любом положении тела. Часто такой вид одышки сочетается с истерическим, депрессивным и паническим расстройством.

Люди с астмой не могут дышать полной грудью. Мир кажется им сложным, давящим, враждебным и нестабильным. Такая установка формируется еще в детстве. Причина: дефицит или избыток родительской любви.

Все больные имеют схожий психологический портрет:

  • подавленная агрессия;
  • постоянное эмоционально воздержание;
  • тревожность;
  • чувство неопределенности;
  • недоверчивость и подозрительность;
  • сексуальная холодность;
  • гиперчувствительность к неприятным запахам;
  • страх осуждения;
  • зависимость от чужого мнения.

Больные испытывают противоречивое сочетание потребности в любви, внимании, заботе и желания проявить агрессию, ответить злостью на непереносимость мира. Именно подавленная агрессия и становится основной причиной удушающего приступа.

Причина болезней – хронический стресс или одно сильное потрясение. Что именно станет травмирующим событием сказать сложно, но можно выделить несколько популярных психологических причин.

  • конфликты в семье, на работе, в отношениях с друзьями;
  • смерть значимого человека;
  • несчастный случай или другая ситуация, угрожающая жизни;
  • неудачи и трудности в жизни;
  • смена привычных условий;
  • развод или разлад в отношениях;
  • фобии;
  • неврозы;
  • психические расстройства.

Во время дыхания в работу включается не только сама дыхательная система, но и другие системы. Потому любые нарушения дыхания вызывают изменения во всем организме. Он подстраивается под колебания, что со стороны выглядит как одышка. Можно выделить несколько видов одышки:

  • инспираторная: нехватка воздуха при вдохе;
  • экспираторная: нехватка воздуха при выдохе;
  • смешанная: нехватка воздуха на вдохе и на выдохе.

Каждое из нарушений требует медицинской и психологической коррекции.

С ощущением плотного кома в горле сталкивались многие люди (вспомните выражение «встал ком в горле»). Обычно это возникает в ситуации сильного волнения. Что еще становится причинами:

  • обесценивание себя;
  • страх неудачи;
  • неприятный личный опыт;
  • обида;
  • грусть;
  • неуверенность в себе;
  • неспособность выразить мнение;
  • внутреннее сопротивление социальным нормам (чьим-то требованиям).

Иногда вместе с комом возникают другие неприятные ощущения в горле или вместо кома появляется нервное сглатывание. В редких случаях это дополняется дрожью губ.

При стрессе вырабатывается адреналин и кортизол (гормоны стресса, усиливающие накопление энергии в организме). Это и становится причиной проблем с дыханием. Что еще плохо влияет на дыхание:

  • скованность;
  • вынужденное положение;
  • напряжение;
  • духота и плохо проветриваемые помещения;
  • пыль;
  • экологически загрязненное место;
  • уныние;
  • сильное эмоциональное потрясение.

Психосоматические приступы проходят через пару минут после успокоения. Чтобы успокоиться быстрее, нужно провести самомассаж от макушки до живота.

Если организм подстраивается под сбои дыхания, то как вообще человек узнает, что это случилось? Нервная система посылает определенные сигналы в мозг. Они-то и говорят, что что-то не в порядке. А если проблемы носят чисто психологический характер, то тут все еще проще: человек сам себе подсознательно внушает проблему или ждет повторения предыдущего опыта.

Дыхательный невроз у детей возникает из-за проблем с родителями, в частности, в отношениях с матерью. Здоровье ухудшается у нелюбимых детей, которых мамы отталкивают на психологическом уровне. Или, напротив, у тех, кого матери «душат» гиперопекой. Авторитаризм и подавление тоже оказывает пагубное влияние. Агрессия, насилие, упреки, приказы заставляют ребенка замкнуться в себе, постоянно испытывать чувство страха, находиться в ожидании чего-то плохого.

Еще одна возможная причина – скандалы и драки между родителями, развод. Во-первых, детей пугает увиденное и услышанное. Во-вторых, нередко они записывают случившееся на свой счет. В отдельных случаях родители сами убеждают в этом ребенка: «из-за тебя отец ушел от нас», «пока ты не родился, все у нас было хорошо». Нездоровый психологический климат, подавленные эмоции и переживания делают свое дело – ребенок заболевает.

Выявить невроз можно только методом самонаблюдения или путем обращения к специалисту. Самостоятельно заподозрить проблему можно при осведомленности о симптомах дыхательного невроза.

Главный симптом – изменение дыхания. Человек совершает глубокие частые вдохи, но при этом все равно чувствует удушье. Кроме того наблюдается:

  • сжатие и тяжесть в грудной клетке;
  • желание обрести контроль над ситуацией;
  • ком в горле, чувство застревания воздуха;
  • сухой непрекращающийся кашель;
  • боль в ребрах;
  • зевание;
  • попытки изменить положение тела или раскинуть руки так, чтобы облегчить дыхание;
  • страх потерять свою жизнь от удушья.

В большинстве случаев проблемы с дыханием возникают в определенных ситуациях. Это трудные или неприятные жизненные ситуации, но у каждого человека свое представление о трудностях. Все зависит от особенностей психики, личного опыта и уровня стрессоустойчивости. Кто-то волнуется перед каждым экзаменом или сдачей отчета на работе. А кто-то даже при выходе из дома ощущает тревогу и беспокойство. Так или иначе, принцип один: возникает стресс, который нарушает гормональный баланс, а как следствие и нормальную работу органов дыхания.

В группу риска входят все люди, но особо уязвимы тревожные личности с хроническими болезнями и психотравмами, страхами, комплексами, подавленными желаниями и эмоциями, непринятием себя и неудовлетворенностью жизнью, работой, семьей.

Из-за того, что болезнь может иметь отсроченный характер, установить точную причину и подобрать лечение бывает сложно. Особенно сложно сделать это самостоятельно. Потому рекомендуем не рисковать (чем старее травма, тем сложнее ее лечить), а сразу посетить психолога. Но не будет лишним обратиться и к пульмонологу. А пока мы подобрали несколько упражнений и рекомендаций, которые помогут облегчить состояние.

Для полного исцеления необходимо избавиться от психотравмы. Поможет в этом психотерапия. Клиент должен понять, что воздух на самом деле не закончится. Приступ надуман, а страх, который возникает, только усугубляет его.

На сеансах терапии важно разобраться не только со старыми проблемами, но и заняться развитием личности. Астматик должен обрести самостоятельность, научиться принимать решения и нести за них ответственность. Необходимо научиться выражать все чувства, говорить о том, что волнует. То есть клиент должен понять и принять свое Я, научиться выражать и отстаивать свое мнение.

Для более качественного лечения психотерапевт должен узнать всю историю жизни клиента, полную историю болезни, в том числе наследственные риски. А кроме этого важно изучить особенности членов семьи, их анамнез. Причины астмы всегда заложены в семье больного.

Кроме сеансов психотерапии и коррекции образа жизни при дыхательном неврозе поможет дыхательная гимнастика и ряд рекомендаций:

  1. Откажитесь от сигарет и алкоголя, других вредных привычек.
  2. Проветривайте комнату.
  3. Занимайтесь спортом, старайтесь больше ходить пешком.
  4. Следите за режимом сна, труда и отдыха.
  5. Избегайте физического и интеллектуального переутомления.

Выполняйте ежедневно следующую дыхательную технику:

  1. Сядьте или встаньте, держите спину прямой.
  2. Сделайте глубокий вдох носом и округлите живот. Ощутите и представьте, как воздух заполняет ваш живот.
  3. Представьте, как воздух из живота поднимается выше.
  4. Задержите дыхание на несколько секунд и медленно выдохните.
  5. Ощутите, как воздух покидает ваш живот, грудь и другие части тела.

Повторите упражнение несколько раз. Проводите гимнастику ежедневно.

Для профилактики проблем нужно повышать стрессоустойчивость и убирать из жизни негативные факторы. Что еще важно делать в целях профилактики и преодоления приступа:

  1. Признайте, что вам тяжело дышать. И признайте, что это может случиться с каждым. Теперь вы знаете причины и механизм развития болезни.
  2. Усвойте, что это только временный сбой. Вы совершенно здоровы, но нужно поработать над сознанием.
  3. Дышите осознанно, глубоко и размеренно. Не забывайте практиковать дыхательную гимнастику.
  4. Анализируйте проблему, развивайте мышление.

Приступы удушья и одышка могут носить как патологический, так и временный характер. Их основа может быть как чисто психосоматической, так и медицинской в сочетании с психосоматической. При любых признаках болезни необходимо посетить врача. Не стоит запускать ситуацию – профилактика никогда не навредит.

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

Читайте также:  Приказ об утверждении стандарта лечения при бронхиальной астме

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник