Меню Рубрики

Анкета по бронхиальной астмы для пациентов по уровню знаний

Совместно с врачом терапевтом провела занятия в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой. Занятия проводились по программе обучения которая была указана ранее .На занятиях принимало участие 16 человек.

Для оценки исходного уровня осведомленности о своем заболевании и

степени выживаемости знаний после обучения в астме школе, нами была разработана анкета-тест «Информированность пациентов о бронхиальной астме».(Приложение А) Анкета содержит 22 закрытых вопросов с тремя вариантами ответов, один из которых верный, второй — ошибочный, третий вариант — «не знаю». Подсчитывается сумма правильно отвеченных вопросов и переводится в % от максимально возможного суммарного результата (100%). Оценивается исходный уровень о БА, навыков оценки собственного состояния и самопомощи, а также изменение осведомленности о причинах, проявлениях, лечении, профилактике данного заболевания.

Таблица 2 Результаты тестирование на первом занятии.

1. Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание бронхов?

2. Бронхиальная астма вызывается только аллергическими причинами?

3. Если у Вас есть аллергия на кошку, можно ли заводить собаку?

4. Яйца, орехи, цитрусовые — высокоаллергенные продукты?

5. Если есть аллергия на домашнюю пыль, можно ли спать на перьевой подушке?

6. Беродуал, формотерол и атровент применяют для профилактического лечения астмы?

7. Ингаляция беродуала или сальбутамола купирует острый приступ удушья?

8. Ингаляционные гормоны применяются для профилактического лечения астмы?

10. Если физическая нагрузка или выход на холодный воздух вызывают приступ удушья, предварительно нужно воспользоваться ингалятором?

11.Противопоказаны ли занятия физкультурой при астме?

12. Противопоказано ли обливание холодной водой при астме?

13. Может ли стресс вызвать приступ удушья?

14. После использования гормонального ингалятора нужно ли полоскать рот и горло водой?

15. Антибиотики лечат вирусную инфекцию?

16. Умеете ли Вы пользоваться пикфлоуметром?

17. Имеете ли Вы личный пикфлоуметр?

18. Ведете ли Вы дневник самонаблюдения?

19. Вы регулярно выполняете рекомендации своего лечащего врача?

20. Довольны ли Вы назначенным лечением?

21. Считаете ли Вы своего врача компетентным в вопросах лечения астмы?

22. Ощущаете ли Вы пользу от посещения астма школы?

После проведение тестирования на первом занятие было видно, что больные бронхиальной астмой имеют низкую (86%) степень информированности о своем заболевании.

После курса обучение в школе здоровье, на конечном пятом занятие была проведена повторная проверка знаний у пациентов. Контроль знаний показал, прошедшие курс обучения в астме школе, научились:

  • — самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении астмы и предотвращать его;
  • — самопомощи при развившемся приступе
  • — пользоваться такими приборами, как пикфлуометр, спейсер и небулайзер;
  • — узнали на собственном опыте, как необходимо выполнять все рекомендации врача и как это влияет на качество их жизни.

Опрос пациентов по окончании занятий в школе показал следующее:

  • — 72 % больных пересмотрели свой образ жизни и бытовые условия;
  • — 62 % постарались изменить свой пищевой рацион;
  • — 38 % увеличили привычный двигательный режим и пребывание на свежем воздухе;
  • — 88 % решили порекомендовать посетить астма школу своим знакомым, страдающим аналогичным недугом.

Обучение в школе здоровья способствовало повышению уровня знаний пациентов о ступенчатой терапии БА, овладению навыками самоконтроля, освоению техники ингаляционной терапии, что привело к уменьшению количества приступов удушья, улучшению функции внешнего дыхания.

источник

Анкета для опроса пациентов с бронхиальной астмой позволяет эффективно, дешево, а главное, быстро собрать и адекватно оценить информацию, особенно это важно для врача, когда речь идет о приеме больных в поликлинике.

Времени, чтобы определить тяжесть болезни и внести поправки в лечение, мало, а человек с этим заболеванием требует особого внимания для предотвращения опасных осложнений и даже инвалидизации и смерти.

По данным эпидемиологических исследований, количество больных с диагностированной бронхиальной астмой растет год от года. Современная медицина достигла больших успехов в изучении процессов возникновения этого заболевания, в раннем выявлении первых симптомов, в применении современных эффективных лекарственных средств и профилактических методов, но смертность от него увеличивается. Это связано со следующими причинами:

  • неадекватная оценка пациентами тяжести своего заболевания;
  • нерегулярность приема препаратов;
  • частичное или полное невыполнение рекомендаций лечащего врача;
  • неправильная техника использования ингаляционных лекарств.

Но астму можно успешно лечить и полностью контролировать, т.е. практически не испытывать неприятные симптомы ни днем, ни ночью, не принимать быстродействующие препараты для снятия приступа и даже жить полноценно, без ограничений, как люди со здоровой дыхательной системой.

Другими словами, контроль – это конечная цель терапии, когда в результате кропотливого труда врача и пациента удается достичь хорошего самочувствия при минимальном количестве препаратов.

На протяжении жизни одного человека симптомы астмы могут исчезать и появляться снова, поэтому разработан ступенчатый подход к лечению, при котором по мере нарастания тяжести заболевания увеличивается интенсивность приема лекарств.

Астматик должен всегда принимать базисный препарат, как правило, это гормональные препараты с противовоспалительным действием (ингаляционные глюкокортикостероиды). При ухудшении дозу лекарств увеличивают, добавляют препараты с другим механизмом действия, при улучшении – убирают. Цель лечения – достижение контроля течения бронхиальной астмы.

Но понятие контроля многоплановое, и долгое время не было единого объективного метода его оценки. Это привело к разработке множества диагностических систем, которые учитывают симптомы бронхиальной астмы, ночные приступы и их количество, историю развития заболевания (анкеты, вопросники), оценку результатов лабораторных исследований и показателей функции дыхания, полученных при пикфлоуметрии, спирометрии.

Аппаратными методами оценки функционирования дыхательной системы пользуются преимущественно для диагностики астмы, для ежедневного контроля они не подходят, так как сложны в исполнении, недоступны для детей до 5 лет. Их показатели могут искажаться на фоне приема бронхорасширяющих лекарств.

Анкета по бронхиальной астме стала более перспективным вариантом, и с 2008 г. публиковалось их большое количество. Наибольшее применение получили тест по контролю АСТ (Astma Control Test) и вопросник ACQ-5 (Asthma Control Questionnaire). Они имеют небольшие различия.

ACQ-5 не содержит вопросов о применении быстродействующих препаратов, снимающих спазм бронхов, поэтому его результаты могут быть несколько завышены. Его преимуществом над АСТ является возможность предсказать количество обострений у пациента в ближайший год и изменить лечение заранее.

Для оценки уровня контроля удобен простой тест АСТ, который больной может пройти сам и адекватно оценить свой статус. Его удобно проводить в любое время суток, на работе, дома или в поликлинике. Он представлен двумя формами: для взрослых и для детей. Ведущие пульмонологические центры одобрили АСТ для использования в медицинской практике.

Анкета по бронхиальной астме доказала свою достоверность: результаты теста совпадают с оцененным специалистом-пульмонологом состоянием пациента и с данными спирометрии. И если она покажет, что состояние пациента неудовлетворительное, то необходима консультация доктора для своевременной коррекции терапии.

С диагностическими целями врачом могут быть заданы дополнительные вопросы. Так в докладе рабочей группой GINA (Глобальная инициатива по бронхиальной астме) было предложено простое исследование. Необходимо задать вопросы больному астмой о состоянии его здоровья в течение последнего месяца:

  1. Дневные приступы астмы чаще, чем 2 раза в неделю?
  2. Были ли ночные приступы астмы?
  3. Принимали ли вы препараты быстрого действия чаще двух раз в неделю?
  4. Испытываете ли вы ограничение физической активности?

Результаты трактуются так:

  • контролируемая бронхиальная астма, если ответ «нет» на все вопросы. Лечение остается прежним;
  • частично контролируемая, если ответ «да» на 1-2 вопроса. Возможно внесение некоторых изменений в схему приема или дозировку лекарственных препаратов;
  • неконтролируемая, если положительные ответы на 3-4 вопроса. Требуется срочная коррекция базисной терапии, возможна госпитализация пациента.

Если вы сомневаетесь, под контролем ли ваша бронхиальная астма, ответьте на вопросы анкеты АСТ самостоятельно. Тест легко можно найти в Интернете или получить у лечащего врача. Есть отдельные варианты для детей и для взрослых. Методика проведения теста проста и понятна.

Опросник состоит из 5 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из предложенных вариантов ответа. За ответы начисляются баллы от 1 до 5, которые в итоге суммируются. По набранному количеству баллов можно оценить данные о течении заболевания за последние 4 недели.

  • 25 баллов – астма полностью контролируется.
  • 20-24 балла – хорошо контролируется.
  • Менее 20 баллов – астма контролируется неудовлетворительно, надо обратиться к медицинскому специалисту для изменения схемы лечения и предотвращения развития возможных осложнений.

Бронхиальная астма неизлечима, но с ней можно жить полноценно, без приступов удушья и затруднения дыхания, если контролировать свою болезнь. Анкетирование астматиков позволяет своевременно выявить обострение бронхиальной астмы, предотвратить развитие опасных осложнений.

Успех лечения будет зависеть не только от выполнения врачебных рекомендаций и приема препаратов, но и от уровня осведомленности об особенностях болезни. Получать полезную информацию нужно из надежных источников (медицинская литература, специализированные веб-сайты).

источник

Как часто вы замечаете у себя затрудненное дыхание? *
Чаще, чем 1 раз на день
Раз на день
1 или 2 раза в неделю
От 3 до 6 раз в неделю
Продолжительность заболевания? *
Частота возникновения приступов? *
Чем вы снимаете приступ? *
Посещаете ли вы врача?
Да
Редко
1 раз в неделю
Не посещаю
Посещаете ли Вы астма-школу ?*
Да
Нет
Какими средствами дозировки вы пользуетесь? *
Дозированный аэрозольный ингалятор (баллончик)
ДАИ со спейсеромПорошковые ингаляторы
Небулайзер
ПикфлоуметрКак часто вы пользуетесь быстродействующим ингалятором (Например: Вентолин, Беротек, Беродуал, Сальбутамол, Астмопен) или Небулайзером (аэрозольным аппаратом) с лекарствами (Например: Беротек, Беродуал, Вентолин)? *3 раза на день и чаще
1 или 2 раза на день
2 или 3 раза в неделю
1 раз в неделю или реже
Ни разу
Возникают ли у вас проблемы в приобретении препаратов, если «Да», то с чем они связаны? *
Есть ли у вас аллергия на что то, если «Да», то с чем это связано?
Нет
Да
Проводите ли вы пикфлоуметрию? *
2 раза в день
1 раз в день
Периодически
Только во время приступа
Не пользуюсь
Известно ли вам о ведении дневника самоконтроля? *
Да
Нет
Проводили ли вам спирометрию?
Да
Нет
Проводили но очень давно
Пользуетесь ли вы небулайзером?
Да
Нет
Пользуетесь ли вы спейсером?
Да
Нет
Соблюдаете ли вы диету?
Да
Нет
Занимаетесь ли вы физической активностью (закаливанием)?
Да
Нет

Исследовательская часть дипломной работы была выполнена на базе…………….
С целью решения задач дипломной работы было осуществлено анонимное анкетирование 15 пациентов: 8 женщин и 7 мужчин. Образец анкеты приведён в приложении . Самому молодому пациенту — 48 лет, наиболее пожилому — 86 лет.
20% анкетированных пациентов (шестеро пациентов из пятнадцати ) не считали нужным что-либо узнать о бронхиальной астме.
Осведомлённые о заболевании пациенты получили информацию примерно в 25% случаев из памяток, в 5% — из журналов, в 30% — из индивидуальных бесед, в 5% — из интернета, в 5% — из лекций, в 5% — из медицинских книг, в 10% — из радиопередач, в 15% — из телепередач.

Рисунок 1. Диаграмма источников информации
Из желающих получить дополнительные сведения о заболевании примерно 35% пациентов предпочли бы их обрести из памяток, 0% — из журналов, 40% — из индивидуальных бесед медработников с пациентами, 5% — из интернета, 5% — из лекций, 0% — из медицинских книг, 5% — из радиопередач, 10% — из телевизионных передач. (Рис.2)
1080135top
Рисунок 2. Диаграмма желаемых источников получения информации пациентами
Поэтому, выполнив две указанные разновидности профилактической деятельности, можно значительно улучшить информированность пациентов о бронхиальной астме. Для этого составила памятки и распространила их среди пациентов.
Пикфлоуметрию с регистрацией показаний в дневнике самоконтроля выполняют ежедневно трое, часто — семеро, иногда — двое, редко — двое, и один не осуществляет. Неприверженному комплайнсу пациентам была объяснена необходимость соблюдения рекомендаций медработников.
Указавших об отличной информированности было восемь, о высокой информированности — трое, о частичной информированности — двое, о слабой информированности — двое, а не информированным себя никто не счёл.
Контролируемость симптомов бронхиальной астмы была признана у троих пациентов отличной, у пятерых высокой, у двоих средней, у одного низкой и у четверых неудовлетворительной.
Допустим, что и информированность пациентов о заболевании, и регулярность пикфлоуметрии с регистрацией показаний равнозначно и линейно возрастают от 0% до 50%, давая одинаковый вклад в контролируемости симптомов, который при этом линейно увеличивается от 0% до 100%.
Была составлена (таблица 1) зависимости контролируемости симптомов бронхиальной астмы от информированности пациентов о заболеваемости и регулярности пикфлоуметрии с регистрацией показаний в дневнике самоконтроля. (Приложения Д и Е)
Таблица 1
Аналитическая зависимость контролируемости симптомов бронхиальной астмы от информированности пациентов о заболевании и регулярности пикфлоуметрии с регистрацией показаний в дневнике самоконтроля
Регулярность пикфлоуметрииЕжедневно 50% 62,5% 75% 87,5% 100%
Часто 37,5% 50% 62,5% 75% 87,5%
Иногда 25% 37,5% 50% 62,5% 75%
Редко 12,5% 25% 37,5% 50% 62,5%
Нет 0% 12,5% 25% 37,5% 50%
Нет Слабая Частичная Высокая Отличная
Информированность о заболевании
Спирометрию из пятнадцати пациентов проводят шесть пациентов, пять пациентов не проводили вообще и четверо проводили но давно. (Рис.3)

Читайте также:  Сердечная астма отек легких определение

Рисунок 3. Диаграмма проведение спирометрии
40%- пациентов проводят спирометрию ,33%- не проводят и даже не знают что его нужно проводить а 27%- пациентов проводили но они давно уже его не проводят.
Поэтому, выполнив указанные разновидности профилактической деятельности, можно значительно улучшить информированность пациентов для проведения спирометрии с бронхиальной астмой. Для этого составила памятку и распространила среди пациентов. (Приложение Б)
Небулайзером пользуются пять пациентов из пятнадцати, остальные десять пациентов не пользуются (Рис. 4)

Рисунок 4. Диаграмма пользование небулайзером
67%- пациентов не пользуются небулайзером, 33%- пользуются.
Поэтому, выполнив указанные разновидности профилактической деятельности, можно значительно улучшить информированность пациентов по пользованию небулайзером. Для этого составила памятку и распространила среди пациентов. ( Приложение Л)
Спейсером пользуются восемь пациентов из пятнадцати, а остальные семь не пользуются (Рис.5)

Рисунок 6. Диаграмма пользование спейсером47%- не пользуются спейсером и даже не знают как им пользоваться, а 53%- пользуются.
Поэтому, выполнив указанные разновидности профилактической деятельности, можно значительно улучшить информированность пациентов о необходимости пользованием спейсером. Для этого составила памятку и распространила среди пациентов. (Приложение М)
Диету соблюдают девять пациентов из пятнадцати а шестеро не соблюдают (Рис.7)

Рисунок 7. Диаграмма соблюдение диеты
40%- не считают что нужно соблюдать диету при бронхиальной астме , а 60%- соблюдают диету.
Поэтому, выполнив указанные разновидности профилактической деятельности, можно значительно улучшить информированность пациентов о необходимости соблюдения диеты при бронхиальной астме. Для этого составила памятку и распространила среди пациентов. (Приложение Ж)

  • 2370045
    Размер файла: 103 kB Загрузок: 0

источник

Рассмотрение особенностей функционирования медицинской школы в Чувашской Республике. Изучение клинической картины и основных причин бронхиальной астмы. Исследование эффективности деятельности медицинской сестры в работе школы бронхиальной астмы.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

медицинский сестра школа бронхиальный

За последние годы в Чувашской Республике наблюдается тенденция уменьшения, как заболеваемости, так и распространенности бронхиальной астмы. Если в РФ почти каждый 10 ребенок имеет тяжелое течение заболевания, ограничивающее его социальную активность, то в Чувашии почти в 3 раза меньше инвалидов. Среди больных с диагностированной бронхиальной астмой до 80% дети с легким течением.

В Чувашской Республике улучшилась не только ранняя диагностика бронхиальной астмы, но и соотношение легких, среднетяжелых и тяжелых форм. Удалось добиться уменьшения обострений аллергических заболеваний в 3 раза, частоты обращений за медицинской помощью на 45%, количества пропусков школьных занятий до 5%, количества дней нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком в 2 раза, числа госпитализаций в 2,5 раза. Это может быть связано с качественной медицинской помощью.

В последнее время особое внимание уделяется организации школ для больных бронхиальной астмой. Обучение больного и его ближайших родственников представляет собой чрезвычайно важную проблему.

В прогрессировании заболевания принимает участие ряд модифицируемых факторов риска, на которые возможно воздействовать в плане профилактики заболевания и его обострений. Выполнение этой задачи возможно, если больной активно участвует в лечебном процессе. Для этого он должен иметь определенные знания о своем заболевании, что достигается методами его обучения.

В настоящее время проблема обучения больных стоит остро еще и потому, что больные с данным заболеванием, при улучшении состояния часто прерывают лечение и не следуют рекомендациям врача. В здравоохранении внедряется приоритет качества в оценке работы медицинского работника, что заставляет особое внимание уделять комплаентности (приверженности больного) в лечении. Именно комплаенность во многом определяет течение и прогноз заболевания.

Таким образом, цель данной работы заключается в анализе деятельности медицинской сестры в работе школы бронхиальной астмы.

Задачи, необходимые для достижения указанной цели:

— изучить клиническую картину, причины бронхиальной астмы;

— рассмотреть особенности функционирования школы бронхиальной астмы;

-провести исследование по изучению эффективности деятельности медицинской сестры в работе школы бронхиальной астмы.

Объект исследования — пациенты БУ «Республиканская клиническая больница» г. Чебоксары, посещающие школу бронхиальной астмы.

Предмет исследования — деятельность медицинской сестры в работе школы бронхиальной астмы

В качестве базы исследования выступает БУ «Республиканская клиническая больница» г. Чебоксары.

Методы исследования: теоретический обзор литературы, анкетирование, опрос, наблюдение.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ХРОНИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

1.1 Бронхиальная астма: понятие, причины и клиническая картина

В переводе с греческого языка термин «астма» означает «тяжелое дыхание», которое описывали древние ученые в своих трактатах. Тем не менее, причина такого дыхания — одышки — оставалась неизвестной долгое время. И лишь в ХХ веке было установлено, что во главе угла бронхиальной астмы лежит аллергическая реакция, локальное воспаление бронхов в ответ на внешний раздражитель (химический, биологический, физический).

Согласно ВОЗ, «бронхиальная астма — это хроническое заболевание, в основе которого находится воспалительный процесс дыхательных путей, приводящий к бронхиальной обструкции различной степени тяжести. Данная бронхообструкция возникает в результате воздействия на организм человека внешних или внутренних стимулов, купируется самостоятельно или под действием лекарственных препаратов, полностью или частично».

Рис. 1.1 Изменение бронхов при бронхиальной астме

Бронхиальная астма встречается у людей всех возрастов, однако чаще всего она проявляется у детей — половина из них потом «перерастает» свою болезнь. Сейчас более 300 млн. человек в мире страдает этим заболеванием и число их постоянно возрастает.

Бронхиальная астма — полиэтиологическая (многопричинная) болезнь, основную роль играют аллергены — вещества, вызывающие аллергические реакции. Аллергены могут быть инфекционной и неинфекционной природы.

Аллергены неинфекционной природы:

-бытовые (домашняя пыль, книжная, библиотечная, дерматофагоидные клещи);

-растительного и животного происхождения (пыльца деревьев и трав, сено и т. д., шерсть животных, сухие останки насекомых и членистоногих);

-отдельные продукты (яйца, клубника, шоколад, хлебные злаки, рыба, крабы, мясо и др.);

-продукты химического производства (синтетические клеи, порошки и т. д.).

В возникновении приступов удушья могут участвовать несколько аллергенов. Бронхиальная астма, причиной которой служат неинфекционные аллергены, называется атопической.

К инфекционным аллергенам относятся:

-различные бактерии, вирусы;

-грибы (патогенные: кандида, дерматофиты и др. и непатогенные: аспергилла, пенициллиум и др.);

-гельминты, простейшие, они вызывают БА, называемую инфекционно-аллергической.

Основу развития бронхиальной астмы составляет такой патогенетический механизм, при котором развивается гиперчувствительность незамедлительного типа проявления, такой механизм чаще всего срабатывает в основе аллергических заболеваний. Характеризуется он тем, что с того момента, как произошло поступление аллергена, до того момента, когда начали развиваться соответствующие заболеванию симптомы, времени проходит минимум — это практически считанные минуты.

Причин, по которым мелкие бронхи приобретают повышенную раздражительность, очень много. Некоторые из них выступают в качестве фоновых состояний, поддерживающих воспаление и аллергизацию, а некоторые непосредственно провоцируют астматический приступ. У каждого больного это индивидуально.

1.Наследственная предрасположенность. Люди, болеющие бронхиальной астмой, имеют повышенный риск возникновения этого заболевания у своих детей. Отягощение наследственного анамнеза отмечается у трети больных с астмой. Такая разновидность заболевания носит атопический характер. Очень тяжело проследить факторы, которые провоцируют приступы удушья. Такая астма может развиваться в любом возрасте, как детском, так и зрелом.

2.Факторы из группы профессиональных вредностей. Достоверно зафиксировано повышение случаев заболеваемости бронхиальной астмой, как результата воздействия вредных производственных факторов. Это может быть горячий или холодный воздух, его загрязненность различными мелкими пылевыми частицами, химическими соединениями и парами.

3.Хронический бронхит и инфекции. Вирусные и бактериальные возбудители, вызывающие воспалительный процесс в слизистой оболочке бронхов, способны спровоцировать повышение реактивности их гладкомышечных компонентов. Свидетельством этому являются случаи бронхиальной астмы, возникающей на фоне бронхита с длительным течением, особенно с признаками бронхообструкции.

4.Качество вдыхаемого воздуха и экологическая обстановка. Жители стран с сухим климатом и сельское население болеет намного реже, чем жители промышленных регионов и стран с влажным и холодным климатом.

5.Курение, как причина астмы. Систематическое вдыхание табачного дыма приводит к воспалительным изменениям слизистой оболочки бронхиального дерева. Поэтому каждый курильщик болен хроническим бронхитом. У части из них процесс трансформируется в бронхиальную астму. Курение может выступать в качестве фактора, поддерживающего постоянный воспалительный процесс и, как провокатор каждого приступа.

6.Астма от пыли. Учеными зафиксирована причинно-следственная связь именно комнатной пыли с возникновением бронхиальной астмы. Все дело в том, что комнатная пыль является естественной средой для обитания домашних пылевых клещей. Кроме этих микроскопических агентов она содержит множество аллергенов в виде слущенных эпителиальных клеток, химических веществ и шерсти. Уличная пыль становится провокатором бронхиальной астмы только при наличии в её составе аллергенов: шерсти животных, пыльцы цветов, трав и деревьев. Попадая в бронхиальное дерево, они провоцируют массивную миграцию защитных иммунных клеток в слизистую оболочку, которые выбрасывают большое количество медиаторов аллергии и воспаления. Как результат — бронхиальная астма.

7.Лекарственные препараты. Виновниками бронхиальной астмы иногда могут стать медикаментозные средства. Это могут быть аспирин и любые средства из ряда нестероидных противовоспалительных. Очень часто такая астма носит изолированное происхождение с возникновением приступа только при контакте организма с ними.

Воспаление бронхов при бронхиальной астме характеризуется строгой специфичностью по сравнению с другими видами воспалительных процессов данной локализации. В его патогенетической основе лежит аллергический компонент на фоне, имеющегося в организме, иммунного дисбаланса. Эта особенность заболевания объясняет приступообразность его течения.

К базовому аллергическому компоненту присоединяется масса других факторов, которые и придают бронхиальной астме её характеристики:

1. Гиперреактивность гладкомышечных компонентов бронхиальной стенки. Любые раздражительные влияния на слизистую бронхов заканчиваются бронхоспазмом;

2. Определенные факторы внешней среды способны вызвать массивный выброс медиаторов воспаления и аллергии исключительно в пределах бронхиального дерева. Общих аллергических проявлений при этом никогда не возникает;

3. Основным воспалительным проявлением является отек слизистой оболочки. Эта особенность при бронхиальной астме приводит к усугублению нарушения проходимости бронхов;

4. Скудное слизеобразование. Приступ удушья при бронхиальной астме характеризуется отсутствием мокроты при кашле или её скудностью;

5. Поражаются преимущественно средние и мелкие бронхи, лишенные хрящевого каркаса;

6. Обязательно возникает патологическая трансформация легочной ткани на фоне нарушения её вентиляции;

Выделяют несколько стадий этого заболевания, в основе которых лежит обратимость бронхиальной обструкции и частота приступов удушья. Чем более они часты и длительны, тем выше стадия.

В диагнозе бронхиальной астмы они встречаются под такими названиями:

На основе приведенных данных бронхиальную астму можно охарактеризовать, как хронический вялотекущий воспалительный процесс в бронхах, в основе обострений которого лежит внезапно развивающийся приступ бронхиальной обструкции с удушьем по типу аллергической реакции на раздражающие факторы окружающей среды. В начальных стадиях процесса эти приступы быстро возникают и точно также быстро купируются. С течением времени они становятся более частыми и менее чувствительны к проводимому лечению.

1) по причине, вызывающей обострение — чаще встречаются атопическая бронхиальная астма (связанная с попаданием в бронхи специфического аллергена) и инфекционно-зависимая бронхиальная астма (развивающаяся на фоне инфекционного поражения дыхательных путей);

2) по тяжести течения — легкая, средней тяжести, тяжелая (за рубежом выделяют 4 ступени тяжести).

а) гормонально-зависимую бронхиальную астму, когда больному требуется длительное, иногда постоянное использование глюкокортикостероидных гормонов;

б) аспириновую бронхиальную астму — связанную с непереносимостью аспирина, других противовоспалительных препаратов (анальгин, бутадион, индометацин и др.) и сопровождающуюся обычно полипозом носа (полипы в носовых ходах).

Основные симптомы заболевания заключаются в следующих проявлениях: затрудненное дыхание, переходящее в приступ удушья, появление свистов или хрипов в груди. Усиление свистов может наблюдаться во время глубокого дыхания. В качестве достаточно частого признака бронхиальной астмы выступает также приступообразный кашель, в основном по характеру проявления такой кашель сухой, но допускается также возможность отхождения определенного количества мокроты светлого цвета, что в частности происходит к завершению приступа.

Читайте также:  Остановка сердца при астме

Кроме того, именно сухой приступообразный кашель может являться единственным признаком, на основании которого можно заподозрить бронхиальную астму у пациента.

Если заболевание проявляется именно так, то бронхиальную астму выделяют в отдельную, кашлевую форму.

Средняя степень тяжести бронхиальной астмы, а также тяжелая степень тяжести может определять такой дополнительный симптом этого заболевания, как одышка. Возникает она во время физической нагрузки, ее усиление отмечается в период обострения астмы.

1.2 Особенности функционирования школы бронхиальной астмы

Основными индикаторами качества профилактической помощи в школах являются:

-адекватность — соответствие программы обучения пациентов, форм и методов обучения достижению поставленных целей; действенность — сила воздействия обучающих программ в школах и степень достижения поставленной цели обучения;

-эффективность — величина, при которой программа обучения достигает цели улучшения состояния здоровья пациента;

-результативность — достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения;

-оптимальность — соответствие программы обучения в школах современным основам профилактической медицины и стандартам;

— преемственность и непрерывность — реализация программ обучения в школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля;

-удовлетворенность — соответствие программ обучения в школах, психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям (пациента и врача);

-законность — соблюдение конституционных прав, законодательных основ Российской Федерации об охране здоровья, международных актов;

— доступность — возможность получения пациентом обучения в школах в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и пр.).

Основной целью «Школы для больных бронхиальной астмой» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль за течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают следующую необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

«Школа для больных бронхиальной астмой» дает понять пациентам, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием — избавиться от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.

Другими целями обучения в Школах для больных бронхиальной астмой являются:

-Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах, тактике оказания помощи);

-Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющие риск развития его осложнений;

-Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.

-Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при бронхиальной астме;

-Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния на здоровье;

-Убедить в необходимости бросить курить;

-Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни;

-Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

Занятия в школах могут проводиться врачом-специалистом (кардиологом или терапевтом) или подготовленной медицинской сестрой в стационаре, поликлинике и даже на дому (очно с подготовленной медицинской сестрой или дистанционно — с помощью телефона или Интернет). Показано, что эффективность амбулаторных и домашних занятий выше, что связано с более стабильным состоянием больного, возможностью привыкнуть к получаемой медикаментозной терапии, оценить ее достоинства и недостатки, а потому — более активно обсуждать ее с врачом.

Больным необходимо понимать, что ответственность за эффективность назначенного лечения практически полностью лежит на них.

Занятия школы проводятся в интерактивном режиме с демонстрацией иллюстрированных материалов, пациенты могут задать вопрос по ходу лекции. Каждому слушателю выдаются специально разработанные медицинским персоналом брошюры, где изложены основные положения лекций. Занятия может посетить любой пациент — как проходящий лечение в стационаре, так и амбулаторный. Нередко школу посещают родственники больных, которые также нуждаются в информации об основных проявлениях сердечной недостаточности, мероприятиях по поддержанию стабильности состояния и признаках начинающейся декомпенсации. В российских и европейских рекомендациях по диагностике и лечению сердечной недостаточности есть специальные главы, посвященные обучению больных.

Программа лекций школы для больных бронхиальной астмой включает следующие разделы:

1. Что такое бронхиальная астма?

2. Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.

3. Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.

4. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

5. Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.

6. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.

7. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

8. Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.

9. Лечение обострения бронхиальной астмы.

10.Лечение и профилактика вирусной и бактериальной инфекции.

Работа школы бронхиальной астмы направлена на:

— проведение профилактической работы с больными бронхиальной астмой по снижению факторов риска развития осложнений,

-информирование о необходимости проведения постоянного медикаментозного и немедикаментозного лечения,

-самоконтроля основных физиологических параметров организма;

-повышение уровня медицинских знаний в области бронхиальной астмы;

-обучение методам профилактики,

-обучение больного и его родственников приёмам контроля за течением заболевания, методам самопомощи, создание регулярного контакта со специалистами для своевременной коррекции состояния и недопущения декомпенсации.

По мнению А.В. Евзерихиной, занятия в школах должны базироваться на всех правилах психологии и педагогики, сопровождаться формированием мотивации больного, использования обратной связи, тренировки и повторения пройденного. Необходимо обязательно использовать возможность решения ситуационных задач или разбора реальных проблем самих больных. В результате этого будет происходить их более активное вовлечение в диалог, а потому знания будут лучше закрепляться.

В процессе обучения могут использоваться мультимедийные презентации для больных, аудио- и видеоматериалы, раздаточные печатные материалы. Обязательно предлагается разбор практических навыков, которые включают мониторинг артериального давления, составление режима дня или рациона питания, разучивание комплекса физических упражнений и т.д.

Следующая форма обучения пациента — проведение школы для больных бронхиальной астмой на амбулаторном этапе. Последний вид обучения более рационален, он не исключает больного из привычной обстановки, дает ему возможность сразу же внедрить полученные знания и навыки в жизнь. К проведению школ с больными бронхиальной астмой подключены специально обученные медицинские сестры.
Одной из основных составляющих занятий в школе является встреча обучающего с родственниками пациентов, которым необходимо рассказать о всех проблемах при бронхиальной астме.

Обучение в группе усиливает действенность обучения: создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примерами из их жизни и др.

Групповое обучение более эффективно, если подкрепляется индивидуальным консультированием. В ряде ситуаций желательно, чтобы обучение проводилось на уровне семьи, в частности, когда консультирование затрагивает вопросы питания, физической активности, поведенческих привычек, которые, как известно, нередко носят семейный характер.

Школы как форма группового консультирования позволяют в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования: при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих привычек.

Таким образом, школы здоровья представляют собой не просто информационные технологии, передающие определенные знания. Школы — это новые информационно-мотивационные технологии, и они должны способствовать повышению приверженности пациентов к лечению, формировать у них мотивацию к сохранению своего здоровья и повысить их ответственность за здоровье, как за свою личную собственность. При достижении этих целей школы обеспечивают качество профилактической помощи населению, что содействует реализации профилактической направленности деятельности лечебного заведения.

При проведении школ для больных бронхиальной астмой должна присутствовать преемственность. Обучение следует начинать в стационаре, обязательно продолжить его на амбулаторном этапе, подключая дистанционные методы контроля

1.3 Особенности деятельности медицинской сестры в работе школы бронхиальной астмы

Охрана здоровья и профилактическая помощь населению являются составляющими сферы здравоохранения. Провозглашение профилактики в качестве стратегического направления развития содержится во всех государственных законодательных актах последнего десятилетия, касающихся охраны здоровья населения. Это утверждается в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», об этом настойчиво прописывается в «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и ряде законодательных актов самого последнего времени.

Значительная часть работы в школах возложена на сестринский персонал. Медицинские сестры обучают необходимым навыкам и умениям. В работе школ активно применяется метод наглядной пропаганды — это плакаты, рисунки, фотографии и видеофильмы.

Средний медицинский персонал является тем звеном здравоохранения, который наиболее близко контактирует с пациентами. Поэтому им отводится решающая роль в организации школ здоровья. Необходимо вести разъяснительную работу среди населения и пациентов клиник, лечебно-профилактических центров о вреде курения, употребления алкоголя, переедании. О необходимости здорового образа жизни, закаливании, занятии физическими упражнениями.

Основной метод обучения в школах бронхиальной астмы включает в себя лекционный курс, практические занятия по обучению навыкам самоконтроля с последующим ведением дневника.

С пациентами в школах проводятся анкетирование, лекции, беседы, конкурсы, викторины.

Деятельность медицинской сестры школы заключается в следующем:

-в пропаганде ЗОЖ среди населения;

-оказании пациентам моральной поддержки в процессе обучения;

-контроле посещаемости занятий и убеждении пациента в пользе этого;

— подготовке наглядного материала в пределах своей компетенции;

— анкетировании пациентов в начале обучения и по окончании цикла занятий.

Старшая медицинская сестра отделения медицинской профилактики в работе школ выполняет следующие функции:

-контроль за выполнением графика работы школ;

-руководство работой сестринского персонала и контроль ее качества;

-контроль за состоянием и оснащением помещений, в которых работают медицинские сестры отделения, и соблюдением правил внутреннего распорядка отделения его сотрудниками и посетителями;

-обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отделения;

-проведение активной и систематической санитарно-просветительной работы среди пациентов по вопросам ЗОЖ и предупреждению заболеваний;

-систематическое повышение квалификации и уровня медицинских знаний сестринского персонала;

-представление отчета о численности обучающихся в школах в отделение медицинской статистики;

-соблюдение подчиненными принципов этики и деонтологии.

Медицинская сестра при проведении практических занятий может использовать имеющиеся в их распоряжении наглядные материалы. Больным на руки выдаются методические пособия «Рекомендации для больных бронхиальной астмой», памятки для пациентов. Особое внимание уделяется умению пациента анализировать полученные данные и прогнозировать предкризовые состояния для своевременного оказания себе самостоятельной помощи.

На практических занятиях больные, а также лица с наличием у них факторов риска возникновения заболевания знакомятся с правилами поведения для изменения образа жизни, узнают о возможности воздействия на управляемые факторы риска.

Таким образом, медицинская сестра выполняет важную роль в работе школ бронхиальной астмы. С помощью данных школ медицинская сестра учит больного придерживаться щадящего режима, дает рекомендации по соблюдению рациональной диеты, способам применения аэрозолей.

Медицинская сестра объясняет больному, что исключение вредных привычек является важным компонентом терапии заболевания, убедить в пользе закаливания и дозированных физических нагрузок (прогулок, утренней гимнастики, ЛФК, отказа от курения).

С целью профилактики обострений заболевания медицинская сестра информирует о необходимости своевременного выявления и санации очагов хронической инфекции. Кроме того, медицинская сестра школы обращает особое внимание пациентов на необходимость отказа от табакокурения и употребления алкоголя, увеличение физической активности больных, а также борьбе с избыточной массой тела у лиц с ожирением.

Медицинская сестра в школе бронхиальной астмы информирует пациентов о:

1. внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.

2. внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете — его составе и защитных свойствах.

3. механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.

4. об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Также на занятиях данной школы медицинская сестра обучает слушателей пользоваться пикфлоуметром, дозированным ингалятором и спейсером. На занятии пациентам дается понятие о разграничении зон контроля на графике пикфлоуметрии, что крайне важно для своевременного распознавания обострения заболевания.

На занятии пациенты обучаются технике применения дозированных ингаляторов. В начале занятия одному — двум больным предлагается продемонстрировать технику пользования ингалятором. Как показывает практика, только единичные больные могли правильно продемонстрировать технику использования ингалятора. Как правило, больные делают одни и те же принципиальные ошибки: не делают предварительный выдох, не четко синхронизируют начало вдоха и нажатие на дно баллончика и т. д. После этого медицинская сестра рассказывает правильную технику ингаляций и сама её демонстрирует (с этой целью используется плацебо).

Читайте также:  Санаторий профиль бронхиальная астма

Итак, подводя итоги данной главы, отметим следующее. Бронхиальная астма является серьезным хроническим заболеванием, в основе которого находится воспалительный процесс дыхательных путей, приводящий к бронхиальной обструкции различной степени тяжести.

В последнее время особое распространение получили школы бронхиальной астмы, и важную роль в работе данных школ выполняет медицинская сестра. Она проводит санитарно-просветительскую работу о профилактике заболевания, способах и методах лечения и диагностики и т.д.

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РАБОТЕ ШКОЛЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

2.1 Статистика распространенности бронхиальной астмы в Чувашской Республике

В Чувашской Республике насчитывается около 8000 тыс. больных бронхиальной астмой, из них около 3000 — дети.

В республике создан регистр больных детей и подростков с бронхиальной астмой, куда внесены 2938 детей, в том числе с тяжелой формой — 7 (2,6%), средне-тяжелой — 383 (13%), легкой формой — 2480 (84,4%) и 578 взрослых с тяжелым течением бронхиальной астмы.

Рис. 2.1 Процентное соотношение детей Чувашской Республики на 2015 год, имеющие различные формы тяжести бронхиальной астмы, %

За последние годы в Республике удалось создать тенденцию к уменьшению, как заболеваемости, так и распространенности бронхиальной астмы. Если в РФ почти каждый 10 ребенок имеет тяжелое течение заболевания, ограничивающее его социальную активность, то в Чувашии почти в 3 раза меньше инвалидов. Среди больных с диагностированной бронхиальной астмой до 80% дети с легким течением.

В Республике улучшилась не только ранняя диагностика бронхиальной астмы, но и соотношение легких, среднетяжелых и тяжелых форм. Удалось добиться уменьшения обострений аллергических заболеваний в 3 раза, частоты обращений за медицинской помощью на 45%, числа госпитализаций в 2,5 раза.

Стоит отметить, что по возрастному признаку бронхиальная астма преобладает у детей в возрасте 4-7 лет.

Рис. 2.2 Соотношение детей, больных бронхиальной астмой по возрасту

2.2 Проведение исследования

Исследование проводилось на базе поликлиники БУ «Республиканская клиническая больница» г. Чебоксары.

Цель исследования — определить эффективность деятельности медицинской сестры в работе школы бронхиальной астмы.

В качестве объекта исследования выступают пациенты поликлиники БУ «Республиканская клиническая больница» в количестве 10 чел. Возраст испытуемых — от 18 до 45 лет.

Предмет исследования — деятельность медицинской сестры в организации работы «школы Здоровья».

В БУ «Республиканская клиническая больница» работают четыре обучающие Школы Здоровья.

Занятия в школе бронхиальной астмы проходят в зале на третьем этаже в первый четверг месяца с 14.00.

На занятиях присутствовали пациенты со стационарных отделений и поликлинического приема. Занятия проводились по плану с использованием видеоматериалов, стендов, плакатов, научно-методической литературы по профилактике бронхиальной астмы.

По стадиям среди испытуемых встречаются:

1. Легкое течение или интермитирующая — 20% человек

2. Среднетяжелое течение или персистенция легкой степени — 50%

3. Тяжелое течение или персистенция средней степени — 30%

Рис. 2.5 Стадии бронхиальной астмы больных, посещающих школу здоровья, %

Все больные получали медикаментозную терапию с включением всех стандартных лекарственных препаратов.

Структура занятия предусматривала ежедневное тестирование, причем на первом занятии оно касалось общей подготовленности слушателей по проблеме бронхиальной астмы, а на последующих — усвоения материалов предыдущих занятий.

Далее шло обсуждение темы, включавшее обоснование актуальности проблемы, важнейших сведений по этой теме и освоение каких-либо прикладных вопросов (например, правила пользования спейсером, ингаляторами.).

На занятиях школы бронхиальной астмы медицинская сестра уделяла внимание следующим вопросам:

— Общие представления о бронхиальной астме;

-Факторы риска прогрессирования бронхиальной астмы;

-Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы;

-Медикаментозная терапия бронхиальной астмы;

— Правила облегчения ночного приступа.

При этом каждая тема была сопровождена иллюстративным материалом.

План занятий школы бронхиальной астмы представлен в Приложении 1.

С целью получения достоверных результатов по изучению динамики работы школы нами были разработаны анкеты (Приложение 2). Анкетирование проводилось на начальном, а затем на завершающем этапе курсовых занятий в школе бронхиальной астмы. Обязательным условием для всех пациентов исследуемой группы являлось регулярное посещение всех занятий согласно расписанию, а также четкое и неукоснительное соблюдение всех рекомендаций врача и медицинской сестры.

При составлении анкет нами были использованы вопросы тестового типа. Анализируя заполненные пациентами анкеты, мы применили метод группировки. В ходе анализа результатов анкетирования мы поставили перед собой две задачи:

1)охарактеризовать, в общем, пациентов обучающейся группы на начальном этапе занятий с акцентом на имеющиеся проблемы со стороны здоровья, образа жизни и отношения к самому себе;

2) дать сравнительную характеристику основных пунктов анкеты, отражающих динамику явлений, качеств, понятий действий пациентов по окончанию курса занятий в школе бронхиальной астмы.

Наблюдаемая нами группа пациентов состояла из 10 человек, среди которых мужчин — 6 человек, женщин — 4 человек. Возрастная категория — от 18 до 40 лет.

Мы получили следующие результаты:

— из пациентов наблюдаемой группы абсолютно все знают о возможных осложнениях;

— 2 человека употребляют алкоголь (5 человек ответили «употребляю, но иногда») и 3 человека являются курильщиками;

— все 10 пациентов знают о необходимости избавления от лишнего веса и вредных привычек;

— абсолютно все пациенты знают, как вести себя в стрессовой ситуации и как оказывать самому себе помощь при ухудшении самочувствия;

— 4 человека из исследуемой группы ответили, что нуждаются в психологической поддержке.

Анализируя большинство пунктов анкеты, предложенной пациентам исследуемой группы в конце обучения можно сделать вывод, что в ходе проведенных занятий значительно изменилось в лучшую сторону отношение пациентов группы к своему здоровью, поскольку пациенты получили от медицинского персонала школы исчерпывающую информацию относительно самого заболевания, его осложнений, правил самоконтроля и самопомощи, методов профилактики возможных осложнений.

В процессе обучения в школе бронхиальной астмы больные освоили приемы наблюдения за своим состоянием, осмыслили рекомендации своего врача и тем самым получили уже на фоне посещения школы существенную положительную динамику симптомов бронхиальной астмы. К этому предрасполагали постоянные повторения материала, обмен впечатлениями между больными, стимуляция преподавателем школы активности в отношении улучшения своего здоровья.

В завершении занятий школы бронхиальной астмы, нами был проведен опрос по определению роли медицинской сестры в работе школы здоровья. По данным опроса, большинство 90% пациентов, посетившие школу бронхиальной астмы, оценили работу медицинской сестры как наиболее важную, ответственную и направленную на повышение эффективности проводимого лечения.

Итак, бронхиальная астма представляет собой хроническое заболевание, в основе которого находится воспалительный процесс дыхательных путей, приводящий к бронхиальной обструкции различной степени тяжести. Данная бронхообструкция возникает в результате воздействия на организм человека внешних или внутренних стимулов, купируется самостоятельно или под действием лекарственных препаратов, полностью или частично.

Основные симптомы заболевания заключаются в следующих проявлениях: затрудненное дыхание, переходящее в приступ удушья, появление свистов или хрипов в груди. Усиление свистов может наблюдаться во время глубокого дыхания. В качестве достаточно частого признака бронхиальной астмы выступает также приступообразный кашель, в основном по характеру проявления такой кашель сухой, но допускается также возможность отхождения определенного количества мокроты светлого цвета, что в частности происходит к завершению приступа.

При заболевании бронхиальной астмой особо актуальным является посещение школы бронхиальной астмы. Школа бронхиальной астмы рекомендуется всем пациентам, которые заботятся о своем здоровье и намерены качественно улучшить свое состояние и обеспечить себе активное долголетие.

После занятий в школе наблюдается увеличение внимания пациентов к состоянию своего здоровья. Степень приверженности пациента к лечению влияют следующие факторы: пол, возраст, уровень образования, личностные особенности пациента. Определенное значение имеют эффективность лечения (достижение целевого уровня АД), сложность режима терапии (количество таблеток в день, частота приема, фиксированное время приема), побочное действие, стоимость препаратов. Кроме того, немаловажную роль играют также характер заболевания, «врачебный» фактор (компетентность и «добросовестность» медицинской сестры, организующей занятия в школе бронхиальной астмы.

Пациенты, прошедшие такие школы, обретают реальные шансы значительно расширить ареал имеющихся жизненных интересов и реализовать свои способности в сфере общественно-полезного труда.

Несомненно, широкое внедрение разработанных программ и наглядных пособий в медицинскую практику будет полезным как для пациентов, так и для врачей в их повседневной работе.

Нами было проведено исследование по выявлению эффективности деятельности медицинской сестры в школе бронхиальной астмы — был проведен опрос по определению роли медицинской сестры в работе школы здоровья. По данным опроса, большинство 90% пациентов, посетившим школу бронхиальной астмы, оценили работу медицинской сестры как наиболее важную, ответственную и направленную на повышение эффективности проводимого лечения.

Таким образом, проведение занятий в школах бронхиальной астмы, в частности, работа медицинской сестры данной школы способствуют положительным сдвигам в отношении выраженности заболевания.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЫ «БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА»

источник

Исследование уровня информированности по вопросам бронхиальной астмы и соблюдением правильного образа жизни

Бронхиальная астма — является самым распространенным заболеванием. 235 млн. человек во всем мире страдают от этого заболевания. Оно может развиваться в любом возрасте. Учитывая высокую значимость проблемы бронхиальной астмы в мировом масштабе, в 1993 году была создана «Глобальная инициатива по бронхиальной астме». Печальным фактором является то, что, несмотря на полученные достижения в области этиологии и наличию новых лекарственных средств, заболеваемость от бронхиальной астмы постепенно возрастает. Болезнь оказывает большое влияние на социальное бремя общества. (Приложение 1, 2)

Основным направлением исследовательской работы являлось исследование пациентов с заболеванием бронхиальная астма, которое включало проведение анкетирования и пикфлоуметрии. Были предложены на выбор методы немедикаметнозной терапии. По окончанию работы был проведен анализ полученных данных, которые представлены в виде диаграмм и схем.

Исследование и анкетирование проводилось в терапевтическом отделении пациентов с заболеванием — бронхиальная астма.

Для выявления симптомов астмы было проведено следующее:

Первый этап — анкетирование пациентов.

В анкете были включены вопросы, затрагивающие все стороны данного заболевания. (Приложение 11)

Большинство пациентов считают, что основными причинами заболевания являются: курение, ожирение, неправильный образ жизни. Около 90 % пациентов отмечают наследственную предрасположенность к бронхиальной астме. Ограничивают себя в физической активности из — за чего имеют избыточный вес. При анкетировании были выявлены основные причины возниконовения заболевания. (Приложение 3, 4, 5, 6)

Следующим этапом исследования являлась пикфлоуметрия — пиковая объемная скорость форсированного выдоха. Помогает поддерживать состояние пациента при бронхиальной астме.

Исследование проводилось у 30 пациентов 2 раза в день — утром и вечером. Все показатели записывались и отмечались на специальных графиках.

В результате проведенной пикфлоуметрии было выявлено следующее:

У 4 пациентов — «зеленая зона»

У 20 пациентов — «желтая зона»

У 6 пациентов — «красная зона»

После проведения данной работы и анализа данных, пациентам были предложены на выбор методы немедикаментозной терапии для повышения своего качества жизни: аккупунктура, спелеотерапия, гирудотерапия, массаж, диета, закаливание, климатотерапия, дыхательная система по Бутейко.

Самыми эффективными методами по мнению пациентов были:

Дыхательная гимнастика по Бутейко — 45%

Эти методы, по мнению пациентов, являются самыми доступными и не занимают много времени.

После проведения этих методов, пациенты стали чувствовать себя значительно лучше. Особенно пациенты отмечают немедикаментозный метод такой как — дыхательная гимнастика по Бутейко и иглоукалывание, которые улучшили их самочувствие. Им стало легко дышать, нет одышки и чувства удушья. А также климатотерапию, которая помогла им не только справиться со своим заболеванием, но и отдохнуть и восстановить свои силы.

После применения этих методов, пациенты стали чувствовать себя лучше. Немедикаметозная терапия играет немаловажную роль в поддержании заболевания бронхиальной астмы, которые, несомненно, улучшают самочувствие пациента. На основании проведенной практической части, можно сказать, что бронхиальной астмой болеет приблизительно 3 % населения мира и у 2 % по данным проведенного исследования количество больных неуклонно возрастает. Только за последние 2-3 года количества их увеличилось в три раза. БА одно из наиболее распространенных аллергических заболеваний, которая представляет важную проблему. Более 25 % всех заболеваний, приходится на бронхиальную астму.

источник