Меню Рубрики

Открытый рот ребенок аденоиды

Затрудненное носовое дыхание у детей: привычка дышать ртом, аденоиды. Внешние признаки и тренировка носового дыхания.

Природой человеку определено дышать носом. Воздух, вдыхаемый через нос, проходит по носовым ходам и протокам, увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, которая остается на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга.

Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.

Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция, образуются аденоиды — разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания — они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком, сморкаться поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.

Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания, у ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.

Привычное ротовое дыхание отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков. При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление мышц щек на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, образуетсянедостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается.. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.

У детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ. Это ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.

Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится. В таких случаях необходимо заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта. При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является эластичный трейнер и вестибулярная пластинка, которые ребенок использует два раза по полчаса днем и надевает на ночь.

Тренировка носового дыхания с помощью этих простых средств, выполненных из эластичного гипоаллергенного силикона, не требует специальных навыков — достаточно поместить пластинку или трейнер в рот и мягко сомкнуть губы. Вестибулярный щит, располагаясь между зубами и губами, стимулирует смыкательный рефлекс губ, давая хорошую нагрузку на круговую мышцу рта и мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков. Трейнер обеспечивает комплексное воздействие — специальный «язычок» в верхней части трейнера помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков, специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы, способствуя нормализации роста нижней челюсти. Регулярные занятия не менее часа днём плюс ночное применение обеспечивают значительное улучшение тонуса круговой мышцы рта уже через носовое дыхание у ребенка постепенно восстанавливается, и свободная вентиляция носовых ходов способствует прекращению аденоидных разрастаний. Исследования показали, что при регулярной дыхательной гимнастике с использованием вестибулярной пластинки или трейнера носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3,2 месяца у 87% детей в возрасте лет и за 3 месяца у 83% детей При этом у детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание при лечении по этой методике восстанавливается даже без операционного вмешательства.

В первую-вторую неделю тренажер может выпадать ночью изо рта из-за слабого тонуса круговой мышцы, но тренировку нужно продолжать, дозируя нагрузку: три раза в день, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами, постепенно добавляя по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности временем их расслабления. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений, затем с каждым разом необходимо увеличивать их количество.

Применение миофункционального трейнера или вестибулярной пластинки гораздо эффективней обычных дыхательных упражнений — в контрольной группе, где дети занимались исключительно лишь дыхательными упражнениями без применения каких-либо аппаратов, дыхание через 6 месяцев восстановилось всего у 32% детей в возрасте и лишь у 12% детей — в

Регулярное использование трейнера в возрасте лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации формы нёба и даже носовой перегородки — дно полости носа опускается, и нёбо приобретает нормальную форму. Во второй половине сменного прикуса такого эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирования языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс — располагаясь нёбно, язык поддерживает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ширину. Поэтому корректировать тип дыхания необходимо как можно раньше, поэтому на сегодняшний день разработана модель трейнеров и для молочного прикуса. Его использование не занимает времени — ребенок может параллельно делать уроки, читать, играть. Нормализуя положение языка, тип дыхания и давление мышц, окружающих зубные ряды, трейнер не сдерживает естественного роста челюстей, а лишь направляет его. В результате заметно улучшаются черты лица ребёнка, нормализуется осанка и улучшается общее развитие детского организма.

источник

Екатерина Крюкова:

В эфире программа «ЛОР-заболевания с доктором Рамазановой». В студии доктор Разаманова и я, Екатерина Крюкова. Мы сегодня обсудим лечение аденоидов без операции, Гюнай Рамазанова будет нам рассказывать об этой детской проблеме.

Гюнай, о чем говорит ситуация, когда ребенок плохо дышит ртом или носом, всегда ли это будут аденоиды?

Гюнай Рамазанова:

Для того, чтобы это понять, надо обследовать ребенка, надо записываться на прием. Правильное дыхание – это только дыхание носом; ребенок или взрослый неважно, вне зависимости от возраста, от динамики роста, человек всегда должен дышать носом. Здоровый человек дышит носом, новорожденный всегда дышит носом. Если новорожденный ребенок не может дышать носом, он погибает, настолько это важная деталь. Человек должен дышать носом. Если у Вашего ребенка есть постоянное затруднение дыхания, это неизбежно приводит к ротовому дыханию; если ребенок не дышит носом, он открывает рот и начинает дышать ртом. У часто болеющих детей частота ротового дыхания выше, чем у остальных людей. Из-за чего? Из-за того, что у часто болеющего ребенка, когда он заболевает, отекает слизистая носа, отекает аденоидная ткань, увеличиваются аденоиды. В связи с этим получается блок носа, ребенок плохо дышит в течение 7-10-15 дней, за эти дни он открывает рот и дышит ртом.

Природа создала нос, и только нос, как фильтр. Если мы дышим носом — у нас увлажняется, очищается и согревается воздух, который мы вдыхаем, в ротовом дыхании такого эффекта нет. Поэтому эти дети часто болеют, у них нет фильтра, у них в течение года частые заболевания, частое ротовое дыхание. Это приводит к вредной привычке, к так называемому ротовому дыханию. В связи с недостаточностью проходимости воздуха по носовым каналам ребенку ничего не остается, как дышать ртом, а это приводит к такой проблеме, как изменения костей скелета лица. Когда ребёнок начинает дышать ртом, открывается рот, опускается язык и ребенок начинает дышать ртом. Щечные мышцы справа и слева давят на верхнюю челюсть – это в норме, а противовес к этому должен стоять язык. Из-за того, что ребенок задышал ртом, у него сразу язык спустился вниз, и наверху идет сужение верхнечелюстной дуги. При ротовом дыхании происходит инфантильное глотание, в течение суток мы глотаем 2600 раз. Если так глотает ребенок и язык упирается в зубы, появляется открытый прикус, появляется изменение прикуса. Язык стоит не на своем месте внизу и приводит к инфантильному глотанию, и сужению верхнечелюстной дуги.

Мы уже рассказывали, что на верхней челюсти есть 2 пластины, это твердое небо. Твердое небо костное, когда оно сужается, кость приподнимается кверху, к дну носа и уменьшает объем полости носа. У часто болеющего ребенка отек слизистой носа, отек аденоидов, был блок носа, и еще дополнительно в связи с изменением костей скелета лица уменьшился объем носа – возникает порочный круг. Когда верхнечелюстная дуга сужена, языку стоять негде. Нормальное место языка от природы — под твердым небом, когда щечные мышцы давят на верхнюю челюсть, язык должен стоять как противовес. Можете сейчас сами сделать, открыть рот и закрыть рот, и проследить, куда идет ваш язык. Язык должен грибочком стоять наверху, а у детей с ротовым дыханием язык спускается вниз. Это приводит к изменениям костей скелета лица и некрасивому лицу. Дети попадают в порочный круг. Из-за того, что у них язык стоит на дне носа или между зубами, они уже рот не смогут закрыть, пока мы не изменим им кости.

Екатерина Крюкова:

Гюнай, скажите, я правильно поняла, что достаточно подышать ребенку ртом очень недолго, чтобы с ним начались эти неприятные изменения?

Гюнай Рамазанова:

Да, Вы правильно говорите. Если не считать генетические заболевания, все нормальные люди рождаются с определенными пропорциями лица. У ребенка, когда он рождается, нет прикуса, прикус появляется, когда появляются молочные зубы. Есть много теорий, почему появляются изменения прикуса: открытый рот, ротовое дыхание. Одна из причин — генетическая проблема, вторая – дети не сосут грудь, грудное вскармливание прошло не так и у них идет недоразвитие нижней челюсти. Когда идет сужение верхней челюсти в связи с носовым дыханием, вслед за ним сразу идет сужение нижней челюсти. Это приводит к разным изменениям прикуса, о чём, конечно, больше расскажет ортодонт. Наша цель – это верхняя челюсть, когда снижается объем полости носа. Когда у детей с 3-4-х лет до 9 лет происходит смена прикуса, у них меняются молочные зубы на постоянные зубы, они страдают от сужения верхнечелюстных дуг, потому что у них нет места для постоянных зубов. Это большая ортодонтическая проблема, а по ЛОР-органам это приводит к ротовому дыханию, а ротовое дыхание, как мы уже обсудили, приводит к частым заболеваниям ребенка. Из-за того, что ребенок часто болеет, у него не дышит нос, он дышит ртом, опять получается порочный круг и срочно надо такому ребенку помочь. При своевременном обращении к нам эти явления можно убрать. Надо поторопиться, не ждать необратимых изменений костей скелета лица и как можно раньше возвращать детям их носовое дыхание.

Когда мы дышим носом, у нас увлажняется, очищается и согревается вдыхаемый воздух. В ротовом дыхании такого эффекта нет.

Екатерина Крюкова:

Получается, что всегда, когда ребенок начинает дышать только ртом, это связано с ростом аденоидной ткани? Или это может быть простуда, и важно дифференцировать, что и где?

Гюнай Рамазанова:

Не обязательно при ОРВИ. Обычно ОРВИ должны пройти в течение 5-7 дней. Когда нос заложен, он проходит. Обычные воспалительные изменения должны пройти за определенный срок, 5-7, максимум до 10 дней проходят. Если не проходят – доктора помогают, и так далее. В связи с тем, что ребенок часто встречается с бактериями, вирусами, патогенными микробами, у него увеличиваются аденоиды.

Екатерина Крюкова:

Как родителям понять по простым, наглядным признакам?

Гюнай Рамазанова:

Если Ваш ребенок дышит ртом, если у Вашего ребенка храп, если он большую часть времени ходит с не сомкнутыми губами, даже если 1-2 миллиметра не сомкнуты, если у них нарушается речь, если асимметрия лица, если они неправильно глотают, они глотают усилием околоротовых мышц. Если у них проблемы с ростом постоянных зубов, если у них частые ОРВИ, отиты, снижение слуха, и Вы все явления видите, значит, нужно срочно обращаться к ЛОР-врачам, к ортодонтам. Вообще, обращайте внимание на ротовое дыхание, это очень важно. С нашим новым методом, можно этим детям помочь, от 3 до 6 месяцев мы закрепляем результаты. Если детям вовремя диагностировать миофункциональные нарушения – то, что я уже озвучила: это язык, околоротовые мышцы и изменение прикуса, этим детям можно помочь в течение 6-ти месяцев. Все дети смыкают губы в течение 6-ти месяцев при нормальном обследовании и лечении.

Екатерина Крюкова:

В чем тогда заключается проблема широко распространенной официальной медицины, что предлагают при детских аденоидах и почему Вы решили придумать и продвинуть свой метод? В чем его минусы, может быть?

Читайте также:  Когда у детей начинают уменьшаться аденоиды

Гюнай Рамазанова:

Аденотомия – это операция удаления аденоидов. Операция – это все-таки травма, всегда могут быть последствия операции, это может закончиться осложнениями в виде кровотечения. Это психологическая травма. Аденоиды – иммунный орган. Сейчас во всем мире стараются беречь иммунный орган, стараются не удалять аденоиды, различными методами помочь детям вылечиться. Мы в прошлой передаче говорили, в каких случаях точно надо удалять аденоиды, чтобы не навредить ребенку. Но есть определенная группа детей, которых мы берем на первичном визите. У нас есть специальная программа, которая длится около 6-ти месяцев, и всего 6 визитов. То есть, за 6 месяцев ребенок с родителями приходит к нам всего 6 раз. Этих детей мы берем на лечение на первичном приеме, обследуем их. Не всех детей можно взять в программу, есть определенные противопоказания, например, перекрестный прикус, большой открытый прикус, например, ребенок неадекватный, нас слушать не будет, наши трейнеры носить не будет. На первом визите, мы это все видим и выбираем тех детей, которые будут лечиться у нас. Поэтому обязательное условие – попасть хотя бы на первый визит.

На первом визите мы смотрим на ребенка, на его осанку, на его ротовое дыхание, анкетируем родителей. В анкете есть определенные вопросы в связи с прикусом, с храпом, со звуком, со звукопроизношениями, в связи с ОРВИ, отитами и так далее. Также я всегда прошу родителей снимать видео, как ребенок спит, как ребенок разговаривает, как ребенок глотает. Эти видео мы смотрим на приеме и с вместе родителями решаем, берем ребенка на наше лечение или нет. На втором визите (его можно совмещать с первым визитом, в тот же день), мы примеряем ребенку трейнер, обучаем, как его носить и как к нему привыкать, и отпускаем ребенка домой привыкать к трейнеру. Обычно через 2-3 недели дети привыкают к трейнеру. Даем небольшой блок мышечных упражнений, чтобы привыкнуть к ношению трейнера. Через 2-3 недели ребенок возвращается, мы снова смотрим, фотографируем ребенка, даем первый блок мышечных и дыхательных упражнений. Итого 6 визитов. У нас всегда в визиты до и после лечения ребенка включен ортодонт, и, если у ребенка есть логопедические проблемы, у нас с ним занимается логопед. За 6 визитов к нам Вашего ребенка по нашей программе наблюдают 3 специалиста по функциональным нарушениям.

Екатерина Крюкова:

В каком возрасте лучше всего приступать к этой программе? В каком возрасте аденоиды дебютируют ярче всего и чаще всего?

Гюнай Рамазанова:

Во всем мире сейчас говорят о 2,5 лет, но я не думаю, что ребенок 2,5 лет может носить трейнеры, делать наши упражнения. Упражнения, может быть, и смогут делать, потому что они интересные, сняты на видео, ребенок смотрит и повторяет, но трейнер носить очень сложно, надо мотивировать ребенка к его ношению. У нас есть опыт: берем детей с 3-х лет и занимаемся. Опять-таки это зависит от интеллекта ребенка, насколько он контактный или не контактный. Эти все нюансы видны на первом визите, как я уже говорила, всегда понятно, будет ребенок у нас команде или не будет. Некоторые дети категорически отказываются, потому что мы им во время первого визита надеваем трейнер, смотрим, как он себя чувствует. Есть дети с повышенным рвотным рефлексом, им тоже сложно. Мы стараемся узнавать, чем можно ребенка обмануть или привлечь к лечению. Кстати, дети даже не знают, что их лечат, они думают, что это игра, что им просто дали каппу носить, и они очень позитивно относятся к нашим трейнерам. Мягкие трейнеры, двучелюстные – верхняя челюсть и нижняя челюсть. Надевается трейнер, и ребенок с ним должен спать всю ночь.

Екатерина Крюкова:

В чем же там дискомфорт? Он такой миленький, мягонький.

Гюнай Рамазанова:

Потому что рты у детей маленькие. Это как инородное тело, бампер высокий, достаточно дискомфортно, но все дети привыкают за 2 месяца.

Екатерина Крюкова:

Может быть, есть компромиссы? Достаточно походить днем, допустим, несколько часов. А ночью не надевать, если не нравится, не получается, или передышку сделать, например?

Гюнай Рамазанова:

Надо обязательно регулярно носить, потому что только при давлении в течение 6 часов и выше кости скелета начинают раздвигаться, менять свое положение. 6 часов можно носить только во сне, в течение дня 6 часов носить невозможно, поэтому всю ночь. Днем почему носятся? Чтобы ребенок быстрее привык к трейнеру, чтобы сознательно понимал, что у него во рту есть инородное тело и к нему нужно привыкнуть.

Как понять причину ротового дыхания? Вы сами, самостоятельно причину ротового дыхания определить не сможете, потому что нужен целый набор исследований. На первичном приеме детям надо делать эндоскопию носоглотки, тимпанометрию надо делать, оценить состояние прикуса, как глотает, оценить состояние околоротовых мышц, где стоит язык, изучать небо, зубные ряды, увидеть ребенка – как он разговаривает, какая речь, какая осанка. Это важно, это отличает нас от других ЛОР-врачей, другие ЛОР-врачи на это внимание обращать не будут. Наверняка, другие ЛОР-врачи будут обращать внимание только на аденоидную ткань и, максимум, тимпанометрия ушей. Никто не обращает внимания на то, какой у ребенка прикус, как у ребенка растут кости скелета, есть ли там какие-либо изменения, если ли проблемы с мышцами, гипертонус или гипотонус, то есть усиление и уменьшение тонуса мышц, стоит ли язык на своем месте, говорит ли ребенок правильно, глотает ли ребенок правильно. Все важные детали нужно увидеть одномоментно на первом визите. Это так и называется: миофункциональное нарушение, то есть нарушение работы мышц языка, околоротовых мышц и так далее.

Аденоиды – иммунный орган. Сейчас во всем мире стараются беречь иммунный орган, стараются не удалять аденоиды, различными методами помочь детям вылечиться.

Почему настолько важно выявление нарушения работы мышц? Потому что, как я уже говорила, постоянное давление щечных мышц приводит к изменению костей. Чтобы изменить кости обратно, нужно ортодонтическое лечение в течение 2-3 лет, может быть, оперативное лечение, чтобы вернуть красоту лица детям. У детей страдает их красота, у них постоянно открыты рты, глуповатый вид, у некоторых детей бывает слюнотечение, и всегда у них изменяется речь, почти у всех детей меняется осанка. Это дорогого стоит, надо красоту ребенку возвращать и вообще профилактически этим заниматься, чтобы не было необратимых изменений. Это очень важная деталь, я считаю. Врачи не думают о красоте, о социальном аспекте, что в школе могут дразнить, им будет неприятно в дальнейшем, если будут кривые зубы, если постоянно будет открыт рот, если будет некрасивая осанка, если у ребенка удлиненное лицо. Эти все явления убираются одним нашим методом лечения. Насколько это важно – пусть думают родители. Лучше заниматься профилактически с 3-4-х лет, чем ждать до 9 лет. Мне часто звонят родители детей 9-8 лет, уже старшие дети, когда у них уже изменился прикус и им очень сложно помочь. Им нужно помочь, конечно, но лечение будет не 6 месяцев, а очень длительный процесс, чтобы вернуть измененные кости скелета в нормальное положение.

Екатерина Крюкова:

Полгода неудобств, но потом такой задел на будущее для красоты, здоровья Вашего ребенка. У нас люди говорят, что все индивидуально, мой ребенок индивидуален, красота индивидуальна. Из Ваших слов я понимаю, что есть понятия нормы здоровья уха, горла, носа, и нам нужно к нему стремиться. Всегда можно скорректировать ситуацию, по крайней мере, Вашим методом реально. Можно прийти к стандарту?

Гюнай Рамазанова:

По нашим методам мы увидели, что в течение 6 месяцев мы можем, и имеем право, и лечим, и успешно вылечиваем этих детей. Например, детям, которые с ротовым дыханием ходят к обычным ЛОР-врачам, назначается оперативное лечение – аденотомия, то есть удаляются аденоиды. Нашим детям, которые приходят с ротовым дыханием, мы сразу не говорим: «Удаляйте аденоиды». Мы их сначала обследуем. Если их нос хоть в какой-то степени дышит, мы этих детей берем на безоперационное лечение с назначением определенных трейнеров, дыхательных мышечных упражнений.

Нельзя терять время. Самое главное, хочу родителям сказать: не теряйте время, вовремя обращайтесь к специалистам, они будут Вам подсказывать. На первом приеме родители слышат то, о чем я говорю, и, когда я показываю на ребенке, то вопросы уже не возникают. Они понимают, насколько важно все патологические изменения убрать сейчас, чтобы в дальнейшем не было необратимых изменений, чтобы в дальнейшем не было долгого ортодонтического лечения. Например, чтобы ребенок часто не болел в дальнейшем, чтобы, в конце концов, не пришлось оперировать ребенка. Надо вовремя вмешаться в ситуацию, чтобы вылечить воспаленные аденоиды у ребенка, надо вмешаться сразу, чтобы вылечить слабость околоротовых мышц, чтобы вернуть смыкание губ, вернуть ребенку носовое дыхание. Для этого нужно обращаться в клинику с ребенком, чтобы мы его видели, вместе всё обсудили.

Каждый ребенок, конечно, индивидуален. На приемах мы видим грубые нарушения. Родители даже не понимают, что их ребенок дышит ртом. Он всю ночь дышит ртом, у него пересыхает горло, часто из-за этого болеет, у него еще и горло болит из-за того, что он дышал ртом и не увлажнял воздух носом. Родители, после того, как мы им подсказываем, понимают и видят, над чем надо работать. Есть дети, которые сосут палец, сосут карандаши и другие инородные предметы; у них также постоянные проблемы с ротовым дыханием из-за изменения прикуса, эти явления тоже все уходят. Есть дети, которые неправильно глотают, инфантильное глотание, они глотают с помощью околоротовых мышц – эти явления тоже уходят с назначением миофункциональной терапии. Как мы уже обсудили, воспаленные аденоиды, аденоидиты эффективно лечатся нашим методом, наши дети все начинают дышать носом через 3 месяца. Еще в связи с аденоидами у детей частые отиты, снижение слуха, потому что аденоиды прикрывают устье слуховых труб и вместо воздуха в среднем ухе собирается экссудат, ребенок из-за него начинает плохо слышать. Снижение слуха тоже в течение 3-х месяцев возвращается в норму. Экссудат надо вывести из среднего уха, для этого надо выдвигать нижнюю челюсть вперед, этим занимается наш трейнер в течение 8-ми часов ночи. Челюсть выдвигается вперед, и экссудат, жидкость выходит из среднего уха, в среднем ухе восстанавливается нормальная воздушная сфера, и ребенок начинает нормально слышать.

Екатерина Крюкова:

Много информации. Главное, что я поняла, что у бытовых причуд ребенка часто может быть медицинское объяснение. Нужно присматриваться и быть внимательными к своим детям.

Кроме тренажёра, у вас есть некие видео, которые ребенок дома смотрит и повторяет. Что это такое и как выглядит? Давайте об этом поподробнее.

Гюнай Рамазанова:

Кроме трейнера, детям назначаются мышечные и дыхательные упражнения. Сначала мы это показывали в виде дневников к трейнеру, есть распечатанные дневники, продаются вместе. Сначала детям давали дневники. Дома родители были заняты тем, что постоянно занимались с детьми по этим дневникам, делали упражнения и так далее. Потом мы решили делать видео, чтобы родителей разгрузить дома, потому что в течение полугода ребенок должен регулярно выполнять упражнения. Мы решили делать видео, сделали очень красивые видеоролики. Эти ролики потом нам смонтировали с музыкой, со звуковым сопровождением, как делать и что делать, с видеорядом, как выполняет ребенок. В ролике двое детей, мальчик и девочка, делают упражнения, и ребенок, который сидит дома, смотрит на них и считает себя в группе, так же все делает. Мы специально сделали несколько повторов некоторых упражнений, все повторы идут на видео. Родители могут включить видео, и ребенок самостоятельно может повторять, сколько ему понадобится. Раньше мы просили родителей делать повторы 3-5 раз, и родители были привязаны к занятиям, а сейчас ребенок сам повторяет за детьми, которые показывают ему с экрана, как что делать.

Екатерина Крюкова:

Упражнения выполняются каждый день?

Гюнай Рамазанова:

Это делается ежедневно. Первый блок – это дыхательное упражнение 5 минут, второй блок – 7 минут, третий блок – с трейнером делается 5 минут. Ничего сложного, 30 минут подряд самостоятельно все делают, они повторяют даже не 15 минут, а дольше, сами хотят и сами повторяют. Это только плюс. Как фитнес для мышц. Слабость околоротовых мышц, слабость языка и неправильное положение языка – всё убирается упражнениями. Мы должны обучать наши мышцы, как в обычном фитнесе. Есть дыхательное упражнение, когда ребенок надевает трейнер, зажимает одну ноздрю и дует на шарик пинг-понга. Дыхательное упражнение идет как игра. Есть разные интересные логопедические упражнения. Все дети, которые у нас лечились, имели очень выраженные логопедические изменения, до нас ими занимались логопеды, успехи невыраженные. Здесь, из-за того, что возвращаем тонус околоротовым мышцам и тонус языку, у детей занятия с логопедом идут эффективнее, чем раньше, и, естественно, ребенок дышит носом. Например, у нас был ребенок, девочка, которая занималась зимним видом спорта. Тренер за 3 месяца сам увидел, что ребенок при физической нагрузке стал дышать только носом. Ранее он всегда делал замечания ребенку, что надо губы смыкать, что холодный воздух, часто будешь болеть. На самом деле, она часто болела. В течение полугода ребенок полностью выздоровел, она трейнер больше не носила. За каких-то полгода ребенок стал меньше болеть, смыкать губы и начал эффективно заниматься спортом.

Екатерина Крюкова:

Наличие аденоидов — это не единственное показание к Вашей расширенной терапии, тренировке, к программе? С чем еще можно прийти и поработать над собой?

Гюнай Рамазанова:

Мы называем себя борцами за носовое дыхание. Мы боремся с ротовым дыханием. Если у Вас ребенок дышит ртом, это не означает, что у него аденоиды, не всегда проблемы с носом. Вначале его надо обследовать, как мы уже говорили. В первую очередь обследовать носовую полость и носоглотку. У ротового дыхания много причин, надо найти самую настоящую причину. Она всегда есть. Никогда ротовое дыхание не бывает просто так, это называется вредная привычка. Причина обязательно есть, ребенок не родился с ротовым дыханием. Я вначале говорила, что новорожденный ребенок всегда дышит носом. Если ребенок или взрослый дышит ртом – это патология, однозначно. Давайте искать причину.

Мы занимаемся не симптоматикой, а именно нахождением причины и её лечением, чтобы дети больше не страдали ротовым дыханием. У детей, которые у нас вылечились, которые научились правильному месторасположению языка, уже проблем с ротовым дыханием не должно быть на всю оставшуюся жизнь, потому что мы вернули нормальное место языка. Все вредные привычки уходят в течение не менее 90 дней, поэтому нужно регулярное ношение трейнера, регулярные упражнения. 90 дней – это 3 месяца. В течение 4-5-ти последних лет, мы видим у детей результаты регулярных занятий нашими упражнениями. Мы пошагово ведем детей: как носить трейнер, как себя вести, у них за 90 дней у всех уходят вредные привычки в виде ротового дыхания, в виде сосания пальца, в виде неправильного месторасположения языка, в виде неправильного глотания, некрасивой осанки. Самое главное – они задышали носом, и им не пришлось оперировать аденоиды, потому что аденоиды не воспаленные, они уже здоровы, они оздоровились и начали беречь этого ребенка от инфекций. Часто болеющим детям их аденоиды им не помогают. Наоборот, их аденоиды являются очагами инфекции. Это так и называется: хронический аденоидит. По словам родителей, дети не выздоравливали в течение года. У них, может быть, только месяц летом нет выделений из носа. У них постоянно, то по задней стенке постоянно стекает слизь, то из носа выделения, и этот ребенок почти целый год плохо дышит носом. Так себя ведет хронический аденоидит. У детей, естественно, появляется вредная привычка — ротовое дыхание. Еще раз говорю: у ротового дыхания не одна-единственная причина – аденоиды, эта причина может быть в изменении прикуса, в изменении костей скелета лица, и, самое главное, изменение тонуса околоротовых мышц и языка.

Нельзя терять время. важно все патологические изменения убрать в раннем возрасте, чтобы не наступили необратимые изменения, не было долгого ортодонтического лечения, чтобы ребенок часто не болел в дальнейшем.

Екатерина Крюкова:

Читайте также:  Настойка прополис от аденоидов у детей

У взрослых, наверное, такие же проблемы? Кто-то с детства не знает, как дышать носом. Можно ли им помочь в этой ситуации?

Гюнай Рамазанова:

Очень много родителей ко мне обращаются: «Да, у нас тоже такая проблема, у нас папа такой». У детей первая причина – это аденоиды, как мы всегда говорим, носовое дыхание. У взрослых первая причина, в основном, искривление перегородки носа или аллергический вазомоторный ринит. Это все идет параллельно, поэтому их тоже надо осматривать. Если у них, например, искривленная перегородка выпрямилась, то есть сделали операцию и выпрямили перегородку, но человек не дышит носом, значит, у него также есть слабость околоротовых мышц, или у них есть ортодонтические проблемы. Рекомендую обращаться к ортодонтам. Мы же родителям даем видеоупражнения, я их просила делать вместе с детьми эти упражнения. Упражнения очень полезные, вреда от этого не будет точно. Они тоже делают. Я не знаю какие результаты, но им тоже можно всё назначать.

Первое, что должны делать дети и взрослые – приходить на первичный прием. Все люди индивидуальны, нельзя сказать, что у всех аденоиды, или у всех прикус изменен. Мы всегда показываем и взрослым, и детям на экране, что у них внутри носа, что у них творится в носу, например, в ушах. Это все видеокамерой демонстрируется на экране, очень интересно. Когда взрослый человек приходит, ему говоришь, что у него перегородка искривлена – он не верит, он не понимает. Он говорит: «Как искривлена? У меня травмы не было, нос не сломан». Когда ему показываешь искривленный хрящ, он его видит, видит, что с одной стороны прямо, с другой стороны криво, он сам все понимает и оценивает ситуацию, что да, ему надо исправлять перегородку и начинать дышать наконец-то носом.

Еще есть причина ротового дыхания – аллергический ринит. Когда будет весенний сезон, у нас часто будут дети с ротовым дыханием с аллергическим ринитом. Наш метод к аллергическим ринитам тоже подходит. Почему? Потому что наш трейнер – это медицинский гипоаллергенный силикон. Очень много моих пациентов с серьезными аллергическими патологиями носят наш трейнер. Они, как говорят родители, меньше стали капать в нос лекарство, меньше начали употреблять гормоны. Почему? Потому что, опять-таки, включился фильтр в носу, ведь нос фильтрует и пыльцу. Весной летит аллергенная пыльца, нос фильтрует и обеззараживает. Этим детям тоже нельзя дышать ртом, они должны больше, чем остальные дышать носом. Эти дети охотно носят трейнер, им тоже помогаем. Их мало в нашем методе лечения, но я призываю: если есть какие-то проблемы, связанные с аллергическим ринитом, пусть приходят, и поможем, чтобы это не превратилось в привычку ротового дыхания. У детей с аллергическим ринитом, как минимум, 2 раза в год сильнейшим образом отекает слизистая носа, они долго, может быть, 20 дней не дышат носом из-за аллергии. У таких детей есть предрасположенность к ротовому дыханию.

Чтобы не было порочного круга, о котором мы говорили, чтобы быстро очищать воздух, который попадает в организм, их тоже надо обучать дышать носом. Им всегда назначали дыхательные упражнения, и раньше тоже назначали. Сейчас у нас в виде видеоуроков, они могут взять видеоблоки и делать дома упражнения, им даже трейнер носить не надо, потому что трейнер не во всех случаях показан. У нас есть дети, которым я назначаю только блоки видеоупражнений, потому что у них нет грубых изменений ни глотания, ни мышц, ни прикуса, им трейнер не назначаем. Мы всем подряд трейнер не назначаем, некоторым детям достаточно назначения дыхательных и мышечных упражнений. Они больше выигрывают, потому что сложнее носить трейнер, чем делать упражнения. К радости, они пришли пораньше, они пришли вовремя. Ребенку, которому 3 года и у него нет изменения прикуса, мы трейнер не назначаем, мы назначаем ему только упражнения.

Екатерина Крюкова:

Мне врачи часто рассказывали, как здорово помогает гомеопатия при аденоидах у детей. Какой Ваш опыт в этом направлении? Назначаете Вы или нет гомеопатию совместно с программой, или не доверяете?

Гюнай Рамазанова:

Нет доказательной базы по гомеопатии. Я назначала когда-то в начале карьеры, она не помогала. Традиционная медицина много назначает гомеопатию.

Екатерина Крюкова:

Почему-то исключительно в случае аденоидов.

Гюнай Рамазанова:

Я считаю, что там играет роль время. Потому что гомеопатию на 10-20 дней не назначают, её назначают месяцами. За это время, я думаю, ребенок, скорее всего, выздоравливает. Я не назначаю. У меня были 2 или 3 ребенка, которые долго лечились у гомеопатов, они пришли к нам с необратимыми изменениями слуха, то есть, они потеряли время. У них в среднем ухе долго стояла слизь. Это не просто вода, это протеин определённой густоты, она превратилась в адгезивный отит, то есть в рубцы внутри ушей. Этим детям и мы не поможем, им нужна операция на рубцах. Я таких детей видела, у нас есть такие кейсы. Нельзя так делать, я считаю. Если гомеопаты меня слушают – хотя бы отиты не надо так лечить. Наши диссертации доказали, что трейнеры и упражнения лечат экссудативные отиты. Доказано официальной медициной, что 86 % детей у нас выздоравливали, объективное исследование слуха показало, что пролеченные нашим методом дети выздоравливают. Пусть гомеопаты мне тоже покажут объективные выводы с историей болезни, с видео – то, что мы делаем, видео с эндоскопией. Например, мы делали 4 видео эндоскопии у одного и того же ребенка, 4 тимпанометрии у одного и того же ребенка. Мы получили такие результаты и об этом сейчас везде говорим. Пусть гомеопаты мне покажут такие доказательные базы, тогда я с ними соглашусь.

Екатерина Крюкова:

Спасибо Вам большое за экспертное мнение! Мы были рады провести эфир. Будьте здоровы!

источник

Аденоиды, или аденоидные вегетации, представляют собой разращение ткани носоглоточной миндалины. Она расположена глубоко в носоглотке. В отличие от небных миндалин разглядеть ее без специального инструмента ЛОР-врача не представляется возможным. У человека она хорошо развита в детстве. По мере взросления детского организма миндалина становится меньше, поэтому у взрослых аденоиды встречаются крайне редко.

Носоглоточная миндалина, как и остальные миндалины, — это часть иммунной системы человека. Их основная функция — защитная. Именно миндалины первыми встают на пути бактерий и вирусов, проникающих в организм, и уничтожают их. Аденоиды располагаются непосредственно у дыхательных путей, чтобы быстро реагировать на присутствие патогенных микроорганизмов. Во время проникновения инфекции глоточная миндалина начинает усиленно вырабатывать иммунные клетки для борьбы с внешним врагом, увеличиваясь в размерах. Для детского возраста это норма. Когда воспалительный процесс «сходит на нет», носоглоточная миндалина возвращается к исходному размеру.

Если ребенок часто болеет, аденоиды постоянно находятся в воспаленном состоянии. Миндалина не успевает уменьшаться, что приводит к еще большему разрастанию аденоидных вегетаций. Ситуация доходит до того, что они полностью перекрывают носоглотку, полноценное дыхание носом становится невозможным.

К разращению аденоидных вегетаций могут привести:

  • наследственность;
  • постоянные простудные заболевания;
  • «детские» заболевания, поражающие носовую полость и глотку: скарлатина, корь, краснуха;
  • слабый иммунитет;
  • несоблюдения норм проветривания, влажности в помещении, пыль;
  • аллергические проявления;
  • неблагоприятная экология (выхлопы, выбросы).

Постоянно атакуемый вирусами организм малыша в сочетании с неразвитым иммунитетом приводит к гипертрофии носоглоточной миндалины, вследствие чего происходит комплексное нарушение процесса носового дыхания, слизь в носу застаивается. К этой слизи «прилипают» патогенные микроорганизмы, проникающие извне, и аденоидные вегетации сами превращаются в очаг сосредоточения инфекции. Отсюда бактерии и вирусы могут распространиться в другие органы.

Аденоиды I степени: начальная стадия, характеризующаяся небольшим размером вегетаций. На этой стадии перекрывается верхняя часть сошника (задний отдел носовой перегородки). Ребенку некомфортно только ночью, когда во время сна дыхание становится затрудненным.

У детей с аденоидами II степени вегетации закрывают больше половины сошника. Они среднего размера. Отличительные черты этой стадии: ребенок ночью постоянно храпит, а днем дышит с открытым ртом.

На III стадии разрастания достигают своего максимального размера: они занимают большую часть промежутка между языком и нёбом. Дышать через нос становится невозможным. Дети с воспаленными аденоидами III степени дышат исключительно только ртом.

  • затрудненное или невозможное дыхание через нос;
  • ребенок дышит ртом;
  • аденоиды у маленьких детей (грудничков) вызывают проблемы с процессом сосания (малыш не доедает, капризничает и плохо набирает вес);
  • анемия;
  • проблемы с обонянием и глотанием;
  • ощущение присутствия инородного тела в горле;
  • ребенок разговаривает тихо;
  • гнусавость в голосе;
  • храп во время сна, расстройство сна;
  • повторяющиеся отиты, хронический насморк;
  • проблемы со слухом;
  • жалобы на головные боли по утрам;
  • избыточный вес, чрезмерная активность, снижение успеваемости в школе.

Ребенка с хроническим заболеванием (помимо классических симптомов) отличают немного выпученные глаза, выступающая вперед челюсть, неправильный прикус (верхние резцы выступают вперед), полуоткрытый рот и искривленная перегородка носа. Чаще обращайте внимание на то, как выглядит ребенок.

Если вы заметили у ребенка несколько из выше перечисленных признаков — это повод обратиться к оториноларингологу, чтобы диагностировать проблему и выбрать эффективный метод лечения с комплексным подходом к решению проблемы.

Не стоит путать аденоидные вегетации с аденоидитом. Аденоиды — это разрастание носоглоточной миндалины, мешающее нормальному дыханию. Аденоидит — это воспаление в самой миндалине, по признакам схожее с симптомами простуды. Это две разные проблемы, соответственно и подходы к терапии тоже разные. Вылечить аденоиды (гипертрофию миндалины), то есть удалить лишнюю ткань в носоглотке, без хирургического вмешательства нельзя. Аденоидит же наоборот лечится консервативными способами: снимается отечность, воспаление исчезает, пропадают симптомы.

Аденоидит сопровождается следующими симптомами:

  • повышение температуры тела;
  • постоянно заложен нос, применяемые сосудосуживающие капли не эффективны;
  • гнусавый голос;
  • дыхание через рот;
  • боль в горле;
  • нарушение аппетита;
  • кашель.

Разращение аденоидных вегетаций может привести к проблемам со слухом вплоть до его потери. Слуховой аппарат человека имеет несколько отделов. В среднем отделе есть слуховая труба, она же евстахиева, отвечающая за регуляцию давления внешнего (атмосферного) с давлением в носоглотке. Глоточная миндалина, увеличиваясь в размерах, перекрывает устье евстахиевой трубы, воздух не может беспрепятственно циркулировать между носовой полостью и ухом. В итоге барабанная перепонка становится менее подвижной, а это отрицательно сказывается на способности слышать. В тяжелых случаях подобные осложнения не поддаются лечению.

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Когда нормальная циркуляция воздуха невозможна, в ухе развивается инфекция и возникают воспаления (отиты).

Постоянное дыхание ртом приводит, как упоминалось ранее, к деформации лицевого скелета, а также снижению насыщаемости мозга кислородом: ребенок быстро утомляется и не выдерживает школьной нагрузки, работоспособность резко снижается.

Постоянное сосредоточение инфекции в носоглоточной миндалине приводит к общей интоксикации организма и распространению вирусов на другие органы. Малыш подвергается частым бронхитам, ларингитам и фарингитам.

К неприятным последствиям также можно отнести проблемы с ЖКТ, недержание мочи по ночам, кашель.

Диагностика проводится в условиях ЛОР-кабинета под руководством врача-оториноларинголога. Доктор проводит общий осмотр пациента и опрашивает родителей на предмет жалоб и появления ярко выраженных симптомов.

Дополнительно применяют следующие виды обследования с помощью:

  • фарингоскопия — осмотр ротоглотки;
  • риноскопия — осмотр носовой полости;
  • рентген;
  • эндоскопия носоглотки — самый информативный метод, предоставляющий полную картину (результаты исследования можно записать на цифровой носитель).

Существует два способа лечения детей — хирургический и консервативный. Способы лечения назначаются только ЛОР-врачом, исходя из стадии разрастания вегетаций и состояния ребенка.

Лечить аденоиды консервативным методом значит применять лекарственные средства в комплексе с физиопроцедурами. Комплексный подход — залог эффективности лечения аденоидов. Врач назначает сосудосуживающие капли и противомикробные препараты.

Рекомендуется промывать нос с помощью раствора фурацилина, протаргола, риносепта и других лекарственных препаратов. Не возбраняется лечить аденоиды у детей народными средствами: для промывания отлично подойдут отвары ромашки, коры дуба, зверобоя, череды, хвоща и тд.)

Чтобы закрепить эффект от лечения, рекомендовано проводить физиотерапевтические процедуры: УФО, УВЧ, электрофорез и др.

Параллельно стоит принимать антигистаминные средства и витаминные комплексы. Детям с разросшимися аденоидными вегетациями рекомендуется посещать наши черноморские курорты.

В особых ситуациях оториноларинголог может назначить аденотомию — операцию по удалению вегетаций. Существует ряд показаний к аденотомии:

  • когда не удается эффективно лечить ребенка консервативными способами;
  • невозможность полноценно дышать носом приводит к частым болезням: ангина, фарингит и т.д.
  • повторяющиеся воспаления в ушах;
  • ребенок храпит, возникают остановки дыхания во сне (апноэ).

Вмешательство противопоказано при болезнях крови, в период обострения инфекционных заболеваний и детям младше двух лет.

Перед аденотомией нужно убрать воспаление, вылечив аденоидные вегетации. Сама операция длится всего 15-20 минут и проходит под местным наркозом. Пациент во время манипуляции располагается в кресле, немного запрокинув голову, а ЛОР-врач с помощью особого инструмента — аденотома — захватывает ткань вегетаций и отрезает ее резким движением руки. После манипуляции возможно небольшое кровотечение. Если операция прошла успешно и осложнений не выявлено, пациента отпускают домой.

Читайте также:  Чем полощут при воспалении аденоидов

Альтернатива стандартной операции, более современное вмешательство, — эндоскопическая аденотомия. Проводится с помощью эндоскопа. Этот способ значительно увеличивает процент проведенных операций без осложнений.

После вмешательства нужно сутки соблюдать постельный режим и пару недель ограничить себя в физических нагрузках и активности. Следует уменьшить время нахождения на солнце, противопоказаны горячие ванны. Оториноларинголог посоветует курс дыхательной гимнастики, который непременно поможет пациенту восстановиться и вернуться к нормальному образу жизни.

К профилактическим методам по предупреждению появления аденоидов можно отнести:

  • закаливание;
  • укрепление иммунитета;
  • прием витаминов;
  • правильное питание;
  • своевременное лечение инфекционных и простудных заболеваний;
  • гигиена носа;
  • своевременное обращение к врачу при первых симптомах заболевания.

источник

Аденоиды чаще всего бывают у детей. Причем возникает эта болезнь неожиданно: вдруг, после перенесенной простуды или гриппа, малыш начинает усиленно «сопеть» носом, по ночам храпит и спит очень беспокойно, днем капризничает.

Чтобы поставить этот диагноз, не надо быть специалистом. Внешний вид ребенка, у которого постоянно полуоткрыт рот, верхние зубы расположены беспорядочно и значительно выступают вперед, из носа текут сопли, грудная клетка похожа на «куриную» грудь. Все это не оставляет сомнений: у бедняги аденоиды или патологическое увеличение глоточной миндалины, которое является весьма распространенным явлением. Оно наблюдается у 50% всех детей с ЛОР-заболеваниями. Как лечить народными средствами этот недуг смотрите тут.

Высоко в глотке позади носа за мягким небом находится состоящее из лимфоидной ткани разрастание глоточной миндалины, которое называется аденоиды (от греч. aden — железа и eidos — вид). Глоточная миндалина (третья) является частью лимфаденоидного глоточного кольца и, как и другие его составные, относится к органам иммунной системы. Она имеет вид выпуклого четырехугольника и состоит из 4-5 долек, в которых имеется несколько неглубоких впадин — лакун.

Когда ребенок рождается, лимфоидная ткань миндалин еще незрелая, ее совершенствование происходит постепенно, по мере того как организм малыша адаптируется к воздействиям внешней среды, и в ответ на это ткань миндалин разрастается.

Это не бесконечный процесс, своего наибольшего развития аденоиды достигают лет в шесть. Примерно с 11-12 лет они начинают уменьшаться в размерах, а после 16 и вовсе атрофируются. У большинства взрослых аденоиды полностью отсутствуют.

Объясняется это явление тем, что лимфатическая система человека до шести лет только формируется, и основная нагрузка при защите организма ложится на лимфатический аппарат глотки. Когда заканчивается ее формирование, носоглоточная миндалина (аденоиды) постепенно атрофируется за ненадобностью.

Воспаление глоточной миндалины называется аденоидитом. Оно возникает вследствие сильного разрастания аденоидов, когда они становятся очагом размножения микробов, вирусов и грибков. В результате вдыхаемый воздух не увлажняется и не очищается в полости носа, а сразу попадает в нижние отделы дыхательных путей, из-за чего ребенок легко простужается и часто и подолгу болеет.

Условно аденоидит можно разделить на три степени:

1) аденоиды закрывают треть пространства носоглотки; 2) закрыты две трети; 3) носоглотка полностью закрыта аденоидами.

Какие процессы происходят в организме вследствие этого?

Если аденоиды закрывают только небольшую часть носоглоточного пространства, днем ребенок дышит свободно. Поскольку в горизонтальном положении тела объем аденоидов увеличивается, то во время сна дышать носом становится тяжелее.

Если аденоиды наполовину или полностью закрывают носоглоточное пространство, то дышать трудно и днем, и ночью. Это тот случай, когда приходится жить с открытым ртом круглосуточно. И это, несмотря на кажущуюся несерьезность положения, ведет к весьма серьезным проблемам.

Из-за того, что носовое дыхание затруднено, воздушная струя вынуждена «идти в обход» через рот. А это значит, что в дыхательные пути попадает не очищенный, не согретый и не увлажненный воздух, что, в свою очередь, категорически не «нравится» глотке, гортани, трахее, бронхам и легким, по которым он следует. Иногда они не справляются с нагрузкой. В них развивается воспаление, которое ведет к ангинам, ларингитам, трахеитам, бронхитам, пневмонии.

От «неправильного» дыхания страдает и нос. Его слизистая оболочка отекает, здесь вольготно размножаются микробы. Вот откуда сопливые носы со слизистогнойными выделениями, гаймориты, изменение голоса (он становится гнусавым).

Вынужденное дыхание через рот при аденоиде приводят к снижению тонуса мышц глотки. Возникает храп и даже задержка дыхания из-за перекрытия воздушных путей (это явление называется синдромом обструктивного апноэ сна, о котором мы подробно рассказывали в одной из глав этой книги). Не выспавшийся ночью ребенок быстро утомляется днем, становится раздражительным, у него снижаются внимание и память. В отдельных случаях страдает даже психическое развитие.

Аденоидные разрастания сказываются на нормальном функционировании среднего уха. Нарушение проходимости слуховых труб приводит к ухудшению слуха, а постоянные воспалительные явления в носоглотке — к бактериальному инфицированию среднего уха через слуховую трубу, вследствие чего возникают средние отиты.

При хроническом аденоидите ребенка может мучить кашель: его провоцируют стекающие из носоглотки патологические выделения. Более всего кашель донимает во время сна или при пробуждении.

В носоглотке усиливается и окончательно формируется тембр голоса. Из-за аденоидов, которые препятствуют прохождению резонансной волны, тембр искажается, становится гнусавым. Особенно не даются детям звуки «м» и «н». В их произношении они звучат как «б» и «д».

Если аденоиды не лечить, то изменяется форма лицевого скелета: постоянно открыт рот, нижняя челюсть отвисает, носогубные складки сглаживаются, твердое небо становится высоким (так называемое «готическое»), нарушается прикус зубов, резцы значительно выступают вперед. Это затрудняет пережевывание пищи и ведет впоследствии к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. При постоянно открытом рте нижняя челюсть пережимает кровеносные сосуды, питающие головной мозг, что ведет к хроническому кислородному голоданию мозга.

Иногда при аденоидах отмечается ночное недержание мочи.

Глоточная миндалина имеется у всех детей, но только у половины она становится источником развития заболевания. Кто же из малышей попадает в «группу риска», какие факторы способствуют появлению аденоидов?

Дают толчок к их разрастанию заболевания, при которых воспаляется слизистая носа и носоглотки: ОРЗ, корь, коклюш, скарлатина, дифтерия, грипп и т. д. Так организм пытается защититься от инфекции, выставляя дополнительные барьеры на ее пути.

Причиной возникновения аденоидов может быть наследственная предрасположенность. Не следует воспринимать это как неизбежность, но помнить о том, что наши дети есть наша плоть и кровь, все же стоит.

Часто аденоиды обнаруживаются у детей, страдающих диатезом, различными аллергическими заболеваниями. В этих случаях происходит увеличение лимфаденоидной ткани глотки, поэтому нередко аденоидам сопутствует еще и увеличение миндалин.

Перекармливание малышей может стать причиной разрастания аденоидов.

Способствует этому и нездоровая экологическая обстановка. Если в доме, где живет ребенок, слишком тепло, сухо, пыльно, аденоиды стараются приспособиться к вдыханию такого воздуха и увеличиваются в размерах. Так же они будут реагировать и на присутствие пахучих стиральных порошков, спреев, различных продуктов бытовой химии.

Если во время беременности, особенно на 7-9-й неделе, будущая мама переносит вирусное заболевание, если на протяжении всего периода вынашивания ребенка она принимает токсические медикаменты и антибиотики, происходит гипертрофия лимфаденоидного аппарата глотки, который начинает интенсивно вырабатывать активный иммунитет.

Начало гипертрофии ткани миндалин происходит у некоторых новорожденных вследствие родовой травмы, асфиксии во время родов.

Для того чтобы грамотно и эффективно лечить аденоидиты, надо помнить о том, что аденоидные разрастания связаны со снижением иммунитета, а значит, главная задача — не избавиться от аденоидов, а принять меры для того, чтобы повысить сопротивляемость организма.

Все способы лечения делятся на консервативные и оперативные.

Консервативное лечение назначают, когда аденоиды увеличены умеренно и нет осложнений. Это такие мероприятия:

прием общеукрепляющих средств (витамины, иммуностимуляторы); промывание носа специальными растворами; закапывание противовоспалительных, антиаллергических и антимикробных препаратов; физиотерапевтические процедуры; лечебная физкультура; специальные упражнения дыхательной гимнастики; постепенное закаливание организма.

В результате такого лечения (если родители проводят его не от случая к случаю, а в той последовательности, которую рекомендует врач-отоларинголог) ребенок будет значительно реже болеть острыми респираторными заболеваниями, что, в свою очередь, создаст предпосылки к уменьшению аденоидов. Кроме того, по мере роста ребенка объем носоглотки станет увеличиваться и носовое дыхание улучшится.

Если консервативное лечение не приносит результата, то надо подумать о хирургическом. Кстати, и это принципиально важно, показания к аденотомии определяются не размерами аденоидных разрастаний, а конкретными симптомами. В силу анатомических особенностей аденоиды III степени могут умеренно препятствовать носовому дыханию, а аденоиды I степени — привести к значительному снижению слуха.

Показания для проведения аденотомии (удаление аденоидов):

безуспешность консервативного лечения; стойкое затруднение носового дыхания, приводящее к частым простудным и инфекционным заболеваниям ребенка; снижение слуха; частые рецидивирующие отиты; осложнения со стороны околоносовых пазух (синуситы); синдром обструктивного апноэ во время сна.

Противопоказаниями к проведению аденотомии являются аномалии развития мягкого и твердого неба, расщелины твердого неба, возраст ребенка (до 2 лет), заболевания крови, подозрение на онкологические заболевания, острые инфекционные заболевания, острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, бациллоносительство.

Выполняют операцию как под местной анестезией, так и под общим обезболиванием (наркозом). Как правило, операция проводится утром и обязательно натощак.

Хирургическое вмешательство длится всего 1-2 минуты. Специальный кольцевидный нож (аденотом) вводится в область свода носоглотки, прижимается к нему и в этот момент аденоидная ткань входит в кольцо аденотома. Одно движение руки — и аденоиды удалены.

Это традиционный метод проведения операции. Разработаны и внедрены в повседневную практику и более современные методики: например, аспирационная и эндоскопическая аденотомия, аденотомия с применением шейверных технологий под общим обезболиванием. Вряд ли есть смысл вдаваться в непонятные неспециалисту тонкости, описывая технику проведения этих операций. Достаточно сказать, что они более точные и менее травматичные.

Следует знать, что в некоторых случаях после удаления аденоиды вырастают вновь. Вопреки досужему мнению, дело здесь не в выбранной методике проведения операции или недостаточной квалификации врача, а в том, что в процессе операции (поскольку форма носоглотки у всех разная) может остаться неудаленной какая-то часть аденоидов, которая и начинает расти. В таких случаях не рекомендуется вторичное операционное вмешательство, консервативное лечение предпочтительнее.

Аденотомия не является неотложной операцией, следовательно, к ней можно как следует подготовиться. Сначала необходимо вылечить воспаленные аденоиды и только потом их удалять, иначе есть вероятность развития осложнений. Необходимо также вылечить все иные очаги инфекции в организме, в первую очередь кариозные зубы. Нежелательна операция во время эпидемий гриппа, после перенесенных острых инфекционных болезней.

Лучше всего проводить операцию в тот период, когда ребенок ничем не болеет в течение 3-4 недель.

В послеоперационный период в течение недели следует оберегать ребенка от переохлаждения и перегревания (не купать в горячей ванне, бане), физического перенапряжения. Школьники освобождаются от занятий физкультурой. Не следует давать ребенку холодную, горячую, острую пищу, в том числе фрукты, соки. Детский сад или школу можно посещать уже спустя 3-5 дней после операции в зависимости от возраста ребенка.

Довольно часто, из-за длительного отсутствия нормального носового дыхания, дети даже после аденотомии не сразу начинают дышать носом. Для устранения такой привычки разработаны специальные дыхательные комплексы упражнений.

Вашему вниманию предлагается несколько комплексов упражнений, чтобы вы могли выбрать для своего ребенка наиболее ему подходящий.

Общие требования выполнения гимнастики такие.

Упражнения надо выполнять утром до завтрака и вечером после ужина в хорошо проветренной комнате.

При выполнении любого упражнения, наклоняясь вперед, в сторону, приседая, надо делать выдох, а выпрямляясь — вдох. Поднимая руки перед собой, вверх, разводя их в стороны — вдох, опуская руки — выдох.

Спокойно походите, делая удлиненный вдох и выдох через рот. Ходите, дыша через нос. Вначале на один шаг — вдох, на два шага — выдох, затем на два шага — вдох, на три-четыре — выдох. Бегайте на месте и приседайте, глубоко дыша через нос. Бегайте трусцой. На два-три шага — вдох, на четыре — выдох. Дышите попеременно через правую и левую ноздрю. Делайте рывки руками с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и выдохом через нос. Выполняйте наклоны, скользя руками по боковым поверхностям туловища, делая глубокий вдох через рот. Выполняйте наклоны туловища в стороны, произнося на выдохе звуки «м» и «н». Вдыхайте и толчкообразно выдыхайте через нос.

Примите такое исходное положение, чтобы грудь, шея и голова составляли прямую линию (живот и грудь при этом выпячены). Вдохните через нос, мысленно считая до 9, задержите дыхание, считая до 12, медленно выдохните через нос, считая до 12. Повторите упражнение 4-5 раз и делайте 4 раза в день. Втяните воздух полным ртом, сложив губы, будто для свиста (не надувая щек), с силой выдохните немного воздуха, остановитесь и задержите выдох, затем понемногу выдыхайте до тех пор, пока весь воздух не выйдет из легких.

В течение минуты ходите. Присядьте 4-5 раз. Бегайте в течение 5 минут. Присядьте 4-5 раз. Глубоко подышите через нос. Сядьте на скамейку, наклонитесь и на выдохе дотроньтесь руками до носков вытянутых ног, вернитесь в исходное положение, подняв вытянутые руки над головой. Повторите 5-8 раз. Возьмите мячик. Стоя, поднимите мяч над головой, на вдохе прогнитесь назад, на выдохе нагнитесь вперед и положите мяч на пол. Повторите 5-8 раз. Попрыгайте, разводя на вдохе ноги в стороны, на выдохе сводя их вместе. Повторите 5-8 раз. Лягте на спину, поднимите вытянутые ноги вверх и разведите их в стороны. Упражнение «Бабочка». Бегайте, разведя руки в стороны и взмахивая ими, как крыльями, в течение полминуты. Ходите на месте, высоко поднимая колени и взмахивая руками. Повторите 20 раз. Походите в течение 2 минут, постепенно замедляя темп. Посидите, отдохните, успокойте дыхание.

Плотно закройте рот. Повторяйте с ритмичными интервалами согласные звуки «б», «в», «м», «п», «т», «ж», «щ», «ф», при этом как бы выталкивая воздух через нос. Встаньте прямо, смотрите перед собой. Закройте правую ноздрю пальцами правой руки, медленно, плавно вдыхайте воздух через левую, затем наоборот. Приготовьте стакан теплой воды. Каждый раз, полоская горло, вначале произносите звук «а-а-а», затем «о-о-о». Повторяйте, пока не кончится вода в стакане. Выполняйте перед сном.

источник