Меню Рубрики

Осложнение на уши при аденоидах

Практикующие детские отоларингологи часто сталкиваются с различными по этиологии и патогенезу ЛОР заболеваниями – аденоиды и отит занимают лидирующие позиции по обращению малышей за консультацией. Патологии характерны для возрастной категории пациентов от года до пятнадцати лет, и при позднем обращении за медицинской помощью сопровождаются различными тяжелыми осложнениями.

Аденоиды у ребенка – это не что иное, как патологическое разрастание ткани носоглоточной миндалины, одного из элементов иммунной системы. Именно это анатомическое образование призвано сдерживать натиск патогенной флоры, ежедневно атакующей незрелый детский организм.

Глоточная миндалина имеется у всех детей, она хорошо развита. При проникновении болезнетворных бактерий, ее ткани начинают воспаляться и отекать, провоцируя значительное увеличение размеров. При частых обострениях ОРЗ миндалина не успевает полноценно восстановиться, формируется ее гипертрофия. В тяжелых случаях полностью перекрывается вся носоглотка.

Отоларингологи выделяют следующие основные причины появления недуга в детском возрасте:

  • наличие патологий верхних дыхательных путей с хроническим вариантом течения;
  • часто рецидивирующее поражение ткани носоглоточной миндалины воспалительной природы;
  • различные инфекционные респираторные заболевания, повторяющиеся у малыша чаще 1-2 раз за месяц.
  • негативная наследственная предрасположенность;
  • повышенный аллергический фон;
  • состояние иммунодефицита у крохи;
  • тяжелое течение беременности и родовые травмы;
  • общая неблагоприятная экологическая обстановка;
  • нескорректированный рацион.

Разрастание аденоидной ткани может произойти и после перенесения малышом ряда детских инфекций, к примеру, кори, дифтерии, скарлатины.

Отоларингологи придерживаются следующего разделения аденоидов по стадиям:

  1. На начальном этапе ткань носоглоточной миндалины увеличена незначительно – закрывая только треть придаточных раковин носа. В течение дня малыш не испытывает практически никаких затруднений с носовым дыханием. Но в ночные часы он может просыпаться из-за дискомфорта, может храпеть, вынужден дышать ртом.
  2. При отсутствии адекватной медицинской помощи процессы разрастания аденоидных вегетаций продолжаются – они уже перекрывают до половины пространства носоглотки. Дети испытывают затруднения с носовым дыханием не только в ночные часы, но и днем. У них часто отмечается храп, беспокойный сон, появляются признаки гнусавости голоса.
  3. Если при отоларингологическом осмотре врач наблюдает картину практически полного перекрытия придаточных раковин носа аденоидными тканями, речь уже идет о третьей степени заболевания. Выраженность симптоматики максимальна – ребенку трудно дышать, у него постоянно приоткрыт рот, голос гнусавый, изменяются черты лица.

Позднее обращение к отоларингологу приводит к формированию различных осложнений, к примеру, у младших дошкольников часто наблюдается отит при аденоидах.

Слишком разросшаяся ткань носоглоточной миндалины является механическим препятствием для полноценного поступления кислорода в детский организм. Возникают застойные явления в районе носа и прилегающих областей. Появляется такой характерный признак, как насморк при аденоидах у ребенка – постоянные выделения из носа, не поддающиеся проводимым в домашних условиях лечебным мероприятиям.

Аденоиды и отит у ребенка – частая комбинация патологий в практике отоларингологов. Поскольку у малышей евстахиева труба короткая и широкая, то проникновению патогенной флоры, при ее наличии на разросшихся аденоидах, ничего не препятствует, это ведет к застойным явлениям в барабанной полости.

Механизм формирования отита у малышей довольно прост – воспалительный процесс с носоглоточной миндалины распространяется на ткани уха.

Отит – это непосредственное следствие аденоидов, воспалительное поражение структур барабанной полости.

Частые отиты у ребенка с аденоидами проявляются следующими симптомами:

  • значительное понижение слуха на стороне поражения;
  • выраженный болевой синдром – малыш захлебывается от плача, настолько интенсивен у него дискомфорт;
  • подъем параметров температуры – вплоть до 39.5 – 40 градусов;
  • из слухового прохода могут выделяться гнойные массы;
  • наблюдается головокружение и общая слабость;
  • ребенка могут также беспокоить понижение аппетита, плаксивость, болевые ощущения в голове и шум.

Частые отиты при аденоидах становятся причиной стойкого понижения слуха в детском возрасте, вплоть до инвалидизации. Только своевременное проведение диагностических и комплексных лечебных процедур может предотвратить подобное тяжелое осложнение.

Распознать экссудативный отит и аденоиды и провести адекватную дифференциальную диагностику под силу только ЛОР врачу.

К основным инструментальным диагностическим методам относят:

  • риноскопия;
  • аудиометрия;
  • эндоскопия;
  • рентгенография;
  • КТ или МРТ органов;
  • различные анализы крови.

Аденоиды, как причина отитов, обследуются ЛОР-врачом не зависимо от остальных диагностических процедур.

Невылеченный вовремя отит у ребенка приводит к формированию множества тяжелых осложнений:

  • тугоухость;
  • существенное замедление речевого и интеллектуального развития;
  • прорыв барабанной перепонки из-за скопившегося гнойного экссудата во внутреннем ухе;
  • появление холестеатомы – особой ткани, перекрывающей слуховой проход и приводящей к ухудшению слуха;
  • воспалительное поражение сосцевидного отростка – мастоидит;
  • наиболее тяжелый вариант осложнения – менингит – воспаление мозговых оболочек ребенка.

Чтобы избежать вышеперечисленных осложнений, необходимо обращаться к ЛОР врачу при малейших отклонениях в здоровье любимой крохи.

Многие родители замечают, что даже после удаления гипертрофированной носоглоточной миндалины, у их малыша вновь рецидивирует отит.

Во время консультации специалиста частым вопросом является – почему возник отит после удаления аденоидов, и как с этим справиться. ЛОР врачи подчеркивают, что помимо аденоидных вегетаций, патогенная флора может находиться и в иных очагах инфекции, к примеру, кариозные полости в зубах, хронический синусит, гайморит, тонзиллит. И отит в этом случае будет уже осложнением вышеперечисленных заболеваний.

Чтобы предотвратить отек и застой во внутреннем ухе, необходимо не только избегать ОРВИ, но и вовремя лечить все возможные очаги с бактериальной флорой.

Лечение отита при аденоидах должно быть обязательно комплексным:

  • антибактериальные средства – назначаются только специалистом, исходя из индивидуальной переносимости медикаментов ребенком, а также восприимчивости к нему выявленного патогенного агента;
  • сосудосуживающие капли и спреи – являются только вспомогательным средством, поскольку способствуют облегчению дыхательной деятельности через нос, но не влияют на сам механизм возникновения патологии;
  • иммуностимуляторы – помогают активизировать защитные силы организма;
  • лазеротерапия;
  • озонотерапия;
  • фитотерапия.

В случае отсутствия положительной динамики на фоне проводимых лечебных мероприятий – стойкой гипертермии и выраженном болевом синдроме у малыша – ЛОР специалистом принимается решение о необходимости такой процедуры, как парацентез при отите. Манипуляция представляет собой создание искусственного микроотверстия в барабанной перепонке с целью облегчения вытекания скопившегося гнойного секрета.

Помимо вышеуказанных методов профилактики – избегать частых ОРВИ, вовремя санировать хронические очаги с бактериальной флорой, отоларингологи подчеркивают важность освоения правильного способа промывания носа:

  • малышу необходимо объяснить, что неэстетичное сморкание не только не красиво, но и приводит к скоплению у него патогенных агентов во внутренних структурах;
  • задача родителей наглядно показать, как же должна выполнять процедура промывания носа – наклонить голову над раковиной так, чтобы одна половинка носа была выше, ввести наконечник спринцовки с теплым раствором внутри в один носовой проход и выдавить в него целебный раствор, при этом из второй ноздри должна вытекать струйка жидкости с вымытым гнойным содержимым.

Именно такой способ демонстрируется ЛОР врачом во время консультации. Он помогает предотвратить распространение инфекции в структуры внутреннего уха.

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Аденоидами (аденоидными разрастаниями, вегетациями) принято называть чрезмерно увеличенную носоглоточную миндалину – иммунный орган, располагающийся в носоглотке и выполняющий определенные защитные функции. Данное заболевание встречается почти у половины детей в возрасте от 3 до 15 лет, что связано с возрастными особенностями развития иммунной системы. Аденоиды у взрослых встречаются реже и обычно являются следствием длительного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

В нормальных условиях глоточная миндалина представлена несколькими складками лимфоидной ткани, выступающими над поверхностью слизистой оболочки задней стенки глотки. Она входит в состав так называемого глоточного лимфатического кольца, представленного несколькими иммунными железами. Данные железы состоят преимущественно из лимфоцитов – иммунокомпетентных клеток, участвующих в регуляции и обеспечении иммунитета, то есть способности организма защищаться от воздействия чужеродных бактерий, вирусов и других микроорганизмов.

Глоточное лимфатическое кольцо образовано:

  • Носоглоточной (глоточной) миндалиной. Непарная миндалина, располагается в слизистой оболочке задне-верхней части глотки.
  • Язычной миндалиной. Непарная, располагается в слизистой оболочке корня языка.
  • Двумя небными миндалинами. Эти миндалины довольно крупные, располагаются в ротовой полости по бокам от входа в глотку.
  • Двумя трубными миндалинами. Располагаются в боковых стенках глотки, вблизи отверстий слуховых труб. Слуховая труба представляет собой узкий канал, который соединяет барабанную полость (среднее ухо) с глоткой. В барабанной полости содержатся слуховые косточки (наковальня, молоточек и стремечко), которые соединены с барабанной перепонкой. Они обеспечивают восприятие и усиление звуковых волн. Физиологической функцией слуховой трубы является выравнивание давления между барабанной полостью и атмосферой, что необходимо для нормального восприятия звуков. Роль трубных миндалин в данном случае заключается в предотвращении попадания инфекции в слуховую трубу и далее в среднее ухо.

Во время вдоха вместе с воздухом человек вдыхает множество различных микроорганизмов, постоянно присутствующих в атмосфере. Основной функцией носоглоточной миндалины является предотвращение проникновения данных бактерий в организм. Вдыхаемый через нос воздух проходит через носоглотку (где расположены носоглоточная и трубные миндалины), при этом чужеродные микроорганизмы контактируют с лимфоидной тканью. При контакте лимфоцитов с чужеродным агентом запускается комплекс местных защитных реакций, направленных на его нейтрализацию. Лимфоциты начинают усиленно делиться (размножаться), что и обуславливает увеличение миндалины в размерах.

Помимо местного антимикробного действия лимфоидная ткань глоточного кольца выполняет и другие функции. В данной области происходит первичный контакт иммунной системы с чужеродными микроорганизмами, после чего лимфоидные клетки переносят информацию о них в другие иммунные ткани организма, обеспечивая подготовку иммунной системы к защите.

Является одним из первых симптомов, появляющихся у ребенка с аденоидами. Причиной нарушения дыхания в данном случае является чрезмерное увеличение аденоидов, которые выступают в носоглотку и препятствуют прохождению вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Характерным является тот факт, что при аденоидах нарушается исключительно носовое дыхание, в то время как дыхание через рот не страдает.

Характер и степень нарушения дыхания определяются размерами гипертрофированной (увеличенной) миндалины. Из-за недостатка воздуха дети плохо спят по ночам, храпят и сопят во время сна, часто просыпаются. Во время бодрствования они часто дышат через рот, который постоянно приоткрыт. Ребенок может неразборчиво говорить, гнусавить, «говорить в нос».

По мере прогрессирования заболевания дышать ребенку становится все сложнее, ухудшается его общее состояние. Из-за кислородного голодания и неполноценного сна может появляться выраженное отставание в умственном и физическом развитии.

Более чем у половины детей с аденоидами наблюдаются регулярные слизистые выделения из носа. Причиной этого является чрезмерная активность иммунных органов носоглотки (в частности, носоглоточной миндалины), а также постоянно прогрессирующий воспалительный процесс в них. Это приводит к повышению активности бокаловидных клеток слизистой оболочки носа (данные клетки ответственны за продукцию слизи), что и обуславливает появление насморка.

Такие дети вынуждены постоянно носить с собой платок или салфетки. Со временем в области носогубных складок может отмечаться повреждение кожных покровов (покраснение, зуд), связанное с агрессивным воздействием выделяемой слизи (носовая слизь содержит особые вещества, основной функцией которых является уничтожение и разрушение проникающих в нос патогенных микроорганизмов).

Нарушение слуха связано с чрезмерным разрастанием носоглоточной миндалины, которая в некоторых случаях может достигать огромных размеров и буквально перекрывать внутренние (глоточные) отверстия слуховых труб. В данном случае становится невозможным выравнивание давления между барабанной полостью и атмосферой. Воздух из барабанной полости постепенно рассасывается, в результате чего нарушается подвижность барабанной перепонки, что и обуславливает снижение слуха.

Читайте также:  Инфракрасный лазер при аденоидах

Если аденоиды перекрывают просвет только одной слуховой трубы, будет отмечаться снижение слуха на стороне поражения. Если же перекрыты обе трубы, слух будет нарушен с двух сторон. В начальных стадиях заболевания нарушение слуха может быть временным, связанным с отеком слизистой оболочки носоглотки и глоточной миндалины при различных инфекционных заболеваниях данной области. После стихания воспалительного процесса отек тканей уменьшается, просвет слуховой трубы освобождается, и нарушения слуха исчезают. На поздних стадиях аденоидные вегетации могут достигать огромных размеров и полностью перекрывать просветы слуховых труб, что приведет к постоянному снижению слуха.

Если не лечить аденоиды 2 – 3 степени (когда носовое дыхание практически невозможно), длительное дыхание через рот приводит к развитию определенных изменений лицевого скелета, то есть формируется так называемое «аденоидное лицо».

«Аденоидное лицо» характеризуется:

  • Полуоткрытым ртом. Из-за затрудненного носового дыхания ребенок вынужден дышать через рот. Если такое состояние длится достаточно долго, оно может переходить в привычку, вследствие чего даже после удаления аденоидов ребенок будет по-прежнему дышать ртом. Коррекция данного состояния требует длительной и кропотливой работы с ребенком как со стороны врачей, так и со стороны родителей.
  • Отвисшей и удлиненной нижней челюстью. Из-за того, что рот ребенка постоянно открыт, нижняя челюсть постепенно удлиняется и вытягивается, что приводит к нарушению прикуса. Со временем происходят определенные деформации в области височно-нижнечелюстного сустава, вследствие чего в нем могут образовываться контрактуры (сращения).
  • Деформацией твердого неба. Происходит из-за отсутствия нормального носового дыхания. Твердое небо располагается высоко, может быть развито неправильно, что, в свою очередь, приводит к неправильному росту и расположению зубов.
  • Безразличным выражением лица. При длительном течении заболевания (месяцы, годы) значительно нарушается процесс доставки кислорода к тканям, в частности, к головному мозгу. Это может приводить к выраженному отставанию ребенка в умственном развитии, нарушению памяти, умственной и эмоциональной деятельности.

Важно помнить, что описанные изменения возникают только при длительном течении заболевания. Своевременное удаление аденоидов приведет к нормализации носового дыхания и предотвратит изменения лицевого скелета.

При появлении одного или нескольких из вышеописанных симптомов рекомендуется обратиться к оториноларингологу (ЛОР-врачу), который проведет тщательную диагностику и выставит точный диагноз.

Для диагностики аденоидов применяется:

  • Задняя риноскопия. Простое исследование, позволяющее зрительно оценить степень увеличения глоточной миндалины. Выполняется с помощью небольшого зеркала, которое вводится врачом через рот в глотку. Исследование безболезненно, поэтому может выполняться всем детям и практически не имеет противопоказаний.
  • Пальцевое исследование носоглотки. Также довольно информативное исследование, позволяющее на ощупь определить степень увеличения миндалин. Перед исследованием врач надевает стерильные перчатки и становится сбоку от ребенка, после чего пальцем левой руки надавливает на его щеку снаружи (чтобы предотвратить смыкание челюсти и травму), а указательным пальцем правой руки быстро обследует аденоиды, хоаны и заднюю стенку носоглотки.
  • Рентгенографические исследования. Простая рентгенография в прямой и боковой проекции позволяет определить аденоиды, которые достигли больших размеров. Иногда пациентам назначается компьютерная томография, которая позволяет более детально оценить характер изменений глоточной миндалины, степень перекрытия хоан и другие изменения.
  • Эндоскопическое исследование. Довольно подробную информацию может дать эндоскопическое исследование носоглотки. Суть его заключается во введении эндоскопа (специальной гибкой трубки, на одном конце которой закреплена видеокамера) в носоглотку через нос (эндоскопическая риноскопия) или через рот (эндоскопическая эпифарингоскопия), при этом данные с камеры передаются на монитор. Это позволяет визуально исследовать аденоиды, оценить степень проходимости хоан и слуховых труб. Чтобы предотвратить неприятные ощущения или рефлекторную рвоту, за 10 – 15 минут до начала исследования слизистая оболочка глотки обрабатывается спреем анестетика – вещества, снижающего чувствительность нервных окончаний (например, лидокаином или новокаином).
  • Аудиометрия. Позволяет выявить нарушение слуха у детей с аденоидами. Суть процедуры заключается в следующем — ребенок садится в кресло и надевает наушники, после чего врач начинает включать звуковые записи определенной интенсивности (звук подается вначале на одно ухо, затем на другое). Когда ребенок услышит звук, он должен подать сигнал.
  • Лабораторные анализы. Лабораторные анализы не являются обязательными при аденоидах, так как не позволяют подтвердить или опровергнуть диагноз. В то же время, бактериологическое исследование (посев мазка из носоглотки на питательные среды с целью выявления бактерий) иногда позволяет определить причину заболевания и назначить адекватное лечение. Изменения в общем анализе крови (повышение концентрации лейкоцитов более 9 х 10 9 /л и увеличение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) более 10 – 15 мм в час) могут указывать на наличие инфекционно-воспалительного процесса в организме.

В зависимости от размеров аденоидных вегетаций выделяют:

  • Аденоиды 1 степени. Клинически данная стадия может никак не проявляться. В дневное время ребенок свободно дышит через нос, однако в ночное время может отмечаться нарушение носового дыхания, храп, редкие пробуждения. Это объясняется тем, что ночью слизистая оболочка носоглотки слегка отекает, что приводит к увеличению размеров аденоидов. При исследовании носоглотки могут определяться аденоидные разрастания небольших размеров, покрывающие до 30 – 35% сошника (кости, участвующей в формировании носовой перегородки), слегка перекрывая просвет хоан (отверстий, соединяющих полость носа с носоглоткой).
  • Аденоиды 2 степени. В данном случае аденоиды разрастаются настолько, что покрывают более половины сошника, что уже отражается на способности ребенка дышать через нос. Носовое дыхание затруднено, однако еще сохранено. Ребенок часто дышит ртом (обычно после физических нагрузок, эмоционального перенапряжения). В ночное время отмечается сильный храп, частые пробуждения. На этой стадии могут появляться обильные слизистые выделения из носа, кашель и другие симптомы заболевания, однако признаки хронической нехватки кислорода возникают крайне редко.
  • Аденоиды 3 степени. При 3 степени заболевания гипертрофированная глоточная миндалина полностью перекрывает хоаны, делая носовое дыхание невозможным. Все описанные выше симптомы сильно выражены. Появляются и прогрессируют симптомы кислородного голодания, могут появляться деформации лицевого скелета, отставание ребенка в умственном и физическом развитии и так далее.

Выбор метода лечения зависит не только от размеров аденоидов и длительности заболевания, но также и от выраженности клинических проявлений. В то же время, стоит отметить, что исключительно консервативные мероприятия эффективны лишь при 1 степени заболевания, в то время как аденоиды 2 – 3 степени являются показанием к их удалению.

Целью медикаментозной терапии является устранение причин возникновения заболевания и предотвращение дальнейшего увеличения глоточной миндалины. С этой целью могут использоваться препараты из различных фармакологических групп, обладающие как местными, так и системными эффектами.

Медикаментозное лечение аденоидов

Механизм лечебного действия

Антибиотики назначаются только при наличии системных проявлений бактериальной инфекции либо при выделении патогенных бактерий со слизистой оболочки носоглотки и аденоидов. Данные препараты губительно воздействуют на чужеродные микроорганизмы, в то же время, практически, не влияя на клетки человеческого организма.

Гистамин – биологически активное вещество, которое обладает рядом эффектов на уровне различных ткани в организме. Прогрессирование воспалительного процесса в глоточной миндалине приводит к повышению концентрации гистамина в ее тканях, что проявляется расширением кровеносных сосудов и выходом жидкой части крови в межклеточное пространство, отеком и гиперемией (покраснением) слизистой оболочки глотки.

Антигистаминные препараты блокируют негативные эффекты гистамина, устраняя некоторые клинические проявления заболевания.

Внутрь, запивая полным стаканом теплой воды.

  • Детям до 6 лет – по 2,5 мг дважды в сутки.
  • Взрослым – по 5 мг дважды в сутки.
  • Детям до 6 лет – по 0,5 мг 1 – 2 раза в сутки.
  • Взрослым – по 1 мг 2 раза в сутки.

Данные препараты содержат различные витамины, которые необходимы для нормального роста ребенка, а также для правильного функционирования всех систем его организма.

При аденоидах особое значение имеют:

  • Витамины группы В – регулируют процессы обмена веществ, работу нервной системы, процессы кроветворения и так далее.
  • Витамин С – повышает неспецифическую активность иммунной системы.
  • Витамин Е – необходим для нормальной работы нервной и иммунной системы.

Важно помнить, что поливитамины – это лекарства, бесконтрольное или неправильное применение которых может вызвать ряд побочных реакций.

Внутрь по 1 капсуле в день в течение 1 месяца, после чего следует сделать перерыв на 3 – 4 месяца.

Внутрь по 1 таблетке 1 раз в сутки. Не рекомендуется принимать детям до 12 лет.

Данный препарат обладает способностью повышать неспецифические защитные функции иммунной системы ребенка, тем самым снижая вероятность повторных заражений бактериальными и вирусными инфекциями.

Таблетки следует рассасывать каждые 4 – 8 часов. Курс лечение 10 – 20 дней.

Местное применение лекарственных средств является неотъемлемой частью консервативного лечения аденоидов. Применение капель и спреев обеспечивает доставку медикаментов непосредственно на слизистую оболочку носоглотки и увеличенной глоточной миндалины, что позволяет добиться максимального терапевтического эффекта.

Местное медикаментозное лечение аденоидов

  • Детям – по 10 – 25 мг на килограмм массы тела (мг/кг) 3 – 4 раза в сутки.
  • Взрослым – по 750 мг 3 раза в сутки (внутривенно или внутримышечно).
  • Взрослым – по 1 – 2 таблетки 1 раз в сутки (утром или в обед).
  • Детям – по половине таблетки 1 раз в сутки в одно и то же время.

Механизм лечебного действия

Данные спреи содержат гормональные препараты, обладающие выраженным противовоспалительным действием. Уменьшают отечность тканей, снижают интенсивность образования слизи и приостанавливают дальнейшее увеличение аденоидов.

Препарат содержит протеинат серебра, обладающий противовоспалительным и антибактериальным действием.

Капли в нос следует применять 3 раза в день в течение 1 недели.

  • Детям до 6 лет – по 1 капле в каждый носовой ход.
  • Детям старше 6 лет и взрослым – по 2 – 3 капли в каждый носовой ход.

Содержит растительные, животные и минеральные компоненты, обладающие противовоспалительным и противоаллергическим действием.

При местном применении оказывает антибактериальное, противовоспалительное и сосудосуживающее действие, а также стимулирует иммунитет.

Закапывать по 2 – 3 капли в каждый носовой ход 3 раза в день в течение 4 – 6 недель. Курс лечения можно повторить через месяц.

При местном применении данный препарат вызывает сужение кровеносных сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки, что приводит к уменьшению отечности тканей и облегчению носового дыхания.

Спрей или капли в нос вводятся в каждый носовой ход 3 раза в сутки (дозировка определяется формой выпуска).

Длительность лечения не должна превышать 7 – 10 дней, так как это может привести к развитию побочных реакций (например, к гипертрофическому риниту – патологическому разрастанию слизистой оболочки носа).

Положительными эффектами промывания носа являются:

  • Механическое удаление слизи и патогенных микроорганизмов с поверхности носоглотки и аденоидов.
  • Противомикробное действие, оказываемое солевыми растворами.
  • Противовоспалительное действие.
  • Противоотечное действие.

Аптечные формы растворов для промывания выпускаются в специальных емкостях с длинным наконечником, который вводится в носовые ходы. При использовании домашних растворов (1 – 2 чайных ложки соли на 1 стакан теплой кипяченой воды) можно воспользоваться спринцовкой или простым шприцем на 10 – 20 мл.

Промывать нос можно одним из следующих способов:

  • Наклонить голову таким образом, чтобы один носовой ход оказался выше, чем другой. В вышерасположенную ноздрю ввести несколько миллилитров раствора, который должен вытекать через нижерасположенную ноздрю. Повторить процедуру 3 – 5 раз.
  • Запрокинуть голову и ввести в один носовой ход 5 – 10 мл раствора, при этом задержав дыхание. Через 5 – 15 секунд наклонить голову вниз и дать раствору вытечь, после чего повторить процедуру 3 – 5 раз.

Промывание носа следует выполнять 1 – 2 раза в сутки. Не следует применять слишком концентрированные солевые растворы, так как это может привести к повреждению слизистой оболочки носа, носоглотки, дыхательных путей и слуховых труб.

Ингаляция является простым и эффективным методом, позволяющим доставить лекарственный препарат прямо к месту его воздействия (к слизистой оболочке носоглотки и к аденоидам). Для ингаляций могут применяться специальные аппараты или подручные средства.

При наличии аденоидов рекомендуется применять:

  • Сухие ингаляции. Для этого можно использовать масла пихты, эвкалипта, мяты, 2 – 3 капли которых следует нанести на чистый носовой платок и дать ребенку подышать через него в течение 3 – 5 минут.
  • Влажные ингаляции. В данном случае ребенок должен дышать паром, содержащим частицы лекарственных веществ. Те же масла (по 5 – 10 капель) могут добавляться в только что вскипяченную воду, после чего ребенок должен наклониться над емкостью с водой и дышать паром в течение 5 – 10 минут.
  • Солевые ингаляции. В 500 мл воды следует добавить 2 чайные ложки соли. Довести раствор до кипения, снять с огня и подышать паром в течение 5 – 7 минут. В раствор также можно добавлять по 1 – 2 капли эфирных масел.
  • Ингаляции с помощью небулайзера.Небулайзер – это особый распылитель, в который помещается водный раствор лечебного масла. Препарат распыляет его на мелкие частицы, которые через трубку поступают в нос пациента, орошая слизистые оболочки и проникая в труднодоступные места.

Положительными эффектами ингаляций являются:

  • увлажнение слизистой оболочки (за исключением сухих ингаляций);
  • улучшение кровообращения в слизистой оболочке носоглотки;
  • уменьшение количества слизистых выделений;
  • повышение местных защитных свойств слизистой оболочки;
  • противовоспалительное действие;
  • противоотечное действие;
  • противобактериальное действие.

Воздействие физической энергии на слизистую оболочку позволяет повысить ее неспецифические защитные свойства, снизить выраженность воспалительных явлений, устранить некоторые симптомы и замедлить прогрессирование заболевания.

При аденоидах назначается:

  • Ультрафиолетовое облучение (УФО). Для облучения слизистых оболочек носа используется специальный аппарат, длинный наконечник которого вводится в носовые ходы поочередно (это предупреждает попадание ультрафиолетовых лучей в глаза и на другие участки тела). Обладает противобактериальным и иммуностимулирующим действием.
  • Озонотерапия. Нанесение озона (активной формы кислорода) на слизистые оболочки носоглотки оказывает противобактериальное и противогрибковое действие, стимулирует местный иммунитет и улучшает обменные процессы в тканях.
  • Лазеротерапия. Лазерное воздействие приводит к повышению температуры слизистой оболочки носоглотки, расширению кровеносных и лимфатических сосудов, улучшению микроциркуляции. Также лазерное излучение является губительным для многих форм патогенных микроорганизмов.

Дыхательная гимнастика подразумевает выполнение определенных физических упражнений, сопряженное с одновременным дыханием по специальной схеме. Стоит отметить, что дыхательная гимнастика показана не только в лечебных целях, но и для восстановления нормального носового дыхания после удаления аденоидов. Дело в том, что при прогрессировании заболевания ребенок может дышать исключительно ртом в течение длительного времени, таким образом, «забывая» как правильно дышать через нос. Активное выполнение комплекса упражнений помогает восстановить нормальное носовое дыхание у таких детей в течение 2 – 3 недель.

При аденоидах дыхательная гимнастика способствует:

  • снижению выраженности воспалительных и аллергических процессов;
  • уменьшению количества выделяемой слизи;
  • уменьшению выраженности кашля;
  • нормализации носового дыхания;
  • улучшению микроциркуляции и обменных процессов в слизистой оболочке носоглотки.

Дыхательная гимнастика включает следующий комплекс упражнений:

  • 1 упражнение. В положении стоя на ногах нужно сделать 4 – 5 резких активных вдоха через нос, после каждого из которых должен следовать медленный (в течение 3 – 5 секунд), пассивный выдох через рот.
  • 2 упражнение. Исходное положение – стоя, ноги вместе. В начале упражнения следует медленно наклонять туловище вперед, стараясь руками дотянуться до пола. В конце наклона (когда руки почти коснутся пола) нужно сделать резкий глубокий вдох через нос. Выдох следует выполнять медленно, одновременно с возвращением в исходное положение.
  • 3 упражнение. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Начинать упражнение следует с медленного приседания, в конце которого следует сделать глубокий резкий вдох. Выдох также выполняется медленно, плавно, через рот.
  • 4 упражнение. Стоя на ногах, следует поочередно поворачивать голову вправо и влево, затем наклонять вперед и назад, при этом в конце каждого поворота и наклона выполнять резкий вдох через нос, за которым должен следовать пассивный выдох ртом.

Повторять каждое упражнение следует по 4 – 8 раз, а весь комплекс следует выполнять дважды в день (утром и вечером, но не позднее, чем за час перед сном). Если при выполнении упражнений ребенок начинает испытывать головные боли или головокружение – следует снизить интенсивность и продолжительность занятий. Возникновение данных симптомов может объясняться тем фактом, что слишком частое дыхание приводит к усиленному выведению углекислого газа (побочного продукта клеточного дыхания) из крови. Это приводит к рефлекторному сужению кровеносных сосудов и недостатку кислорода на уровне головного мозга.

Народная медицина обладает большим набором лекарственных средств, способных устранить симптомы аденоидов и ускорить выздоровление пациента. Однако важно помнить, что неадекватное и несвоевременное лечение аденоидов может привести к ряду серьезных осложнений, поэтому перед началом самолечения нужно проконсультироваться с врачом.

Для лечения аденоидов можно использовать:

  • Водный экстракт прополиса. В 500 мл воды добавить 50 грамм измельченного прополиса и выдерживать на водяной бане в течение часа. Процедить и принимать внутрь по половине чайной ложки 3 – 4 раза в день. Оказывает противовоспалительное, противомикробное и противовирусное действие, а также укрепляет иммунитет.
  • Сок алоэ. Для местного применения следует закапывать по 1 – 2 капли сока алоэ в каждый носовой ход 2 – 3 раза в день. Оказывает антибактериальное и вяжущее действие.
  • Сбор из коры дуба, зверобоя и мяты. Для приготовления сбора нужно смешать 2 полные столовые ложки измельченной коры дуба, 1 ложку зверобоя и 1 ложку перечной мяты. Полученную смесь залить 1 литром воды, довести до кипения и кипятить в течение 4 – 5 минут. Охладить при комнатной температуре в течение 3 – 4 часов, процедить и закапывать по 2 – 3 капли сбора в каждый носовой ход ребенка утром и вечером. Оказывает вяжущее и противомикробное действие.
  • Облепиховое масло. Обладает противовоспалительным, иммуностимулирующим и антибактериальным действием. Применять следует дважды в день, закапывая по 2 капли в каждый носовой ход.

источник

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Нарушение слуха, при котором сохраняется восприятие звуков, но по некоторым причинам затруднено, в медицине называют тугоухостью.

Снижение слуха у ребенка является распространенной проблемой, при этом 0,3% детей страдают от врожденных форм тугоухости, а 80% маленьких пациентов приобретают проблемы со слухом в первые 3 года жизни.

У детей снижение слуха взаимосвязано с речью и интеллектом, поэтому крайне важно выявлять проблемы на раннем этапе и проводить эффективную терапию.

Специалисты выделяют врожденное, наследственное и приобретенное снижение слуха.

При патологии поражаются слуховые косточки, внутреннее ухо, слуховой нерв, барабанные перепонки, отделы слухового анализатора, наружное ухо.

Тяжесть заболевания оценивается по аудиометрическим данным:

  • Первая степень – ребенок не различает удаленную речь, звуки при посторонних шумах, но хорошо слышит разговор с расстояния не дальше 6м, шепот – не дальше 3м.
  • Вторая степень – различаются только разговоры с расстояния не больше 4м, шепот – не дальше 1м.
  • Третья степень – различается разговор с расстояния не более 2м, шепот не отчетливый.
  • Четвертая степень – не различаются разговоры.

Проблемы со слухом могут развиться до либо после появления речи.

В МКБ 10 снижение слуха у ребенка включено под кодом Н90.

[1], [2], [3], [4]

Причин снижения слуха у ребенка может быть множество. Практически 50% врожденных патологий слуха связано с наследственными заболеваниями. У некоторых детей нарушение слуха начинает формироваться ещё во время внутриутробного развития, как результат внешнего негативного воздействия: приема будущей матерью некоторых лекарственных средств, курение во время беременности и пр.

Помимо этого, снижение слуха у новорожденных детей может быть связано с родовой гипоксией.

Нарушение слуховой функции у детей может появиться и позже:

  • как осложнение после инфекционных болезней (гриппа, кори или свинки);
  • как следствие травм головы;
  • как результат приема ототоксических медпрепаратов.

Причинами понижения слуха могут стать невылеченные отиты, аденоиды, скопления серных выделений в ушках, а также инородные предметы, которые детки помещают в слуховые проходы.

Иногда снижение слуха у ребенка бывает эпизодическое, или временное. Такое состояние не связано с какой-либо патологией слуховых органов: это своеобразный детский ход, когда ребенок слышит лишь то, что хочет. Это можно подтвердить, проведя специальное исследование – аудиограмму.

Слух у ребенка может быть нарушен из-за различных причин. Среди основных можно выделить бесконтрольное использование лекарств, которые могут иметь ототоксичный эффект. Нестероидные противовоспалительные (индометацин) при длительном применении могут спровоцировать снижение слуха у ребенка, при своевременной отмене препаратов этой группы слух постепенно восстанавливается.

Антибиотики из группы аминогликозидов (стрептомицин, тобромицин и пр.) воздействуют на вестибулярный аппарат и могут спровоцировать потерю слуха (среди побочных эффектов отмечается шум в ушах).

Прием антибластомных препаратов или антидепрессантов также может отразиться на слухе ребенка. Такие препараты, в случае острой необходимости, назначаются в маленьких дозировках, при этом маленький пациент должен находиться под постоянным контролем врача.

Еще одной причиной снижения слуха могут быть нарушения в работе нервной системы, новообразования, травмы головного мозга, посторонние предметы в ушном проходе, образование серных пробок, увеличенные аденоиды, болезни ЛОР-органов.

В большинстве случаев после полного излечения основного заболевания слух восстанавливается.

Нарушение слуха может произойти из-за разрушения ворсинок, проводящих звук, вследствие слишком громких звуков (более 90 децибел), так называемая акустическая травма.

При поражении 25% ворсинок слух существенно нарушается, если отмирает более 50% — человек может полностью потерять слух.

К акустической травме в детском возрасте может привести звук петарды или хлопушки вблизи, сильный хлопок рядом с ухом и пр.

Нарушение слуха может спровоцировать прослушивание громкой музыки, особенно в наушниках, в которых звук может достигать 120 децибел и воздействовать не только на слух, но и на нервную систему.

Особую опасность для детского слуха представляют вакуумные наушники, поскольку они полностью закрывают слуховой проход и распространяют звук прямо к сенсорному аппарату. При этом важное значение имеет музыкальный жанр, к примеру, в роке преобладают низкие частоты, и такая музыка сильнее сказывается на слухе, в сравнении с классической.

Специалисты отмечают, что проблемы со слухом в детском возрасте нельзя игнорировать, ведь главное – это своевременно выявить проблему и приступить к лечению. Нередко ребенок сам не понимает, что у него нарушено восприятие звуков, поэтому родители должны обращать внимание на любые признаки (постоянные разговоры на повышенных тонах, частое переспрашивание и т.п.).

При подозрении на снижение слуха следует обратиться к оториноларингологу.

[5], [6], [7], [8]

Отит представляет собой воспалительный процесс в ухе. Специалисты выделяют несколько видов заболевания, которые зависят от причины, вида воспаления (с жидкостью, гноем), продолжительности болезни и характера течения, а также от того, какой отдел уха поражен (средний, наружный, внутренний).

Снижение слуха у ребенка чаще всего развивается при остром среднем отите, когда в слуховом отделе накапливается жидкость, барабанная перепонка становится менее подвижной и появляются проблемы с восприятием звуков.

Жидкость, которая накапливается в слуховом отделе, нередко рассасывается несколько недель и снижение слуха считается временным осложнением после болезни, в редких случаях проблемы со слухом могут наблюдаться более трех недель.

Носоглоточные миндалины, они же аденоиды, с одной стороны не пропускают вирусы и болезнетворные бактерии в организм, а с другой могут стать источником хронической инфекции (из-за накопления болезнетворных микроорганизмов в них).

Увеличение миндалин происходит преимущественно в детском возрасте 3-7 лет, именно в этот период иммунитет ребенка «знакомиться» с разнообразными бактериями и вирусами, которые атакуют организм в огромных количествах, а аденоиды являются одним из видов барьеров на пути патогенных микроорганизмов.

В пик полового созревания (12-14 лет) аденоиды постепенно уменьшаются в размерах и к 20-летнему возрасту, в большинстве случаев от органа практически ничего не остается.

Увеличение аденоидов в размерах происходит в период простудных заболеваний, при воспалительных процессах, особенно у часто болеющих детей.

Основным признаком увеличения носоглоточной миндалины является храп, кашель, сопение носом.

У одних детей аденоиды служат для защиты организма, у других становятся источником постоянной инфекции, в первую очередь, это дети со слабой иммунной защитой, с недолеченным насморком, который приводит к воспалению глотки, трахеи, бронхов, генетически предрасположенные.

Кроме того, повышают риск патологии пыль, выхлопы автомобилей, химические средства (моющие, порошки и т.п.).

Снижение слуха у ребенка при аденоидах является распространенным осложнением. Миндалины в носоглотке при увеличении могут перекрыть устье слуховой трубы и доступ воздуха в среднее ухо, из-за чего снижается подвижность барабанной перепонки.

Основным симптомом снижения слуха является плохое восприятие звуков. Тугоухость может поразить одно либо одновременно два уха.

При развитии патологии дети могут жаловаться на шум и заложенность в ушах, в редких случаях возникает тошнота, головокружения, потеря равновесия во время ходьбы.

Наиболее распространенным осложнением инфекционных заболеваний является снижение слуха у ребенка, после которых беспокойство должно вызвать отсутствие реакции на громкие звуки, жалобы на какой-либо дискомфорт в ушах.

Как правило, при громких звуках маленькие дети реагируют эмоционально, поворачивают голову в сторону шума, если реакция ребенка вызывает подозрение, необходимо срочно проконсультироваться с врачом.

В старшем возрасте проблемы со слухом связаны с плохой речью, ребенок не разговаривает, старается объяснить все жестами.

Также насторожить родителей должна привычка ребенка все переспрашивать, так как это тоже может быть вызвано проблемой со слухом.

[9], [10]

Тугоухость довольно тяжело заметить у ребенка, особенно, первого года жизни.

В 2-3 недели ребенок без нарушения слуха, обычно моргает или вздрагивает при громком звуке, замирает, слыша голоса окружающих, начинает поворачивать голову в сторону шума, реагирует на материнский голос.

С 1,5 до 6 месяцев реакция на шум может проявляться плачем или широко открытыми глазами.

В 2-4 месяца ребенок уже начинают сам воспроизводить некоторые звуки (гуление, лепетание и пр.).

В 8 – 10 месяцев малыш начинает произносить первые звуки, которые слышит от окружающих, а в год – начинает говорить первые слова.

При этом независимо от возраста, ребенок во сне может реагировать на громкий шум или крики.

При тугоухости наблюдается отставание в развитии, к примеру, задержка речи. Маленький ребенок не реагирует на голос, погремушки (не поворачивает голову, не вздрагивает при резком звуке, не пытается лепетать и пр.).

Снижение слуха у ребенка постарше может проявляться постоянными переспрашиваниями, слышит только громкую речь, не реагирует на шепот или тихую речь.

При любом подозрении на тугоухость нужно сразу обратиться к врачу, чтобы своевременно начать лечение (стоит отметить, что дети могут осознанно не реагировать на слова родителей или переспрашивать, но консультацией врача в любом случае не стоит пренебрегать).

[11], [12], [13]

Специалисты выделяют три типа тугоухости, которые зависят от участка поражения:

  • сенсоневральная (ветви слухового нерва)
  • сенсорная (волоски, отвечающие за восприятие звуков)
  • тугоухость центрального генеза (слуховые центры).

Также заболевание имеет разные степени тяжести: легкую (сохранена способность воспринимать звуки до 6м), средняя (восприятие речи до 4 м), тяжелая (слышимость звуков до 1 м).

Снижение слуха у ребенка может протекать в острой, подострой или хронической форме.

При остром течении болезнь развивается за несколько дней или часов, поражения обычно имеют обратимый характер.

При подостром – болезнь развивается 1-3 месяца.

При хроническом процессе болезнь развивается более трех месяцев.

[14], [15], [16]

Последствия тугоухости зависят от тяжести и особенностей детского организма.

Нарушение слуха может быть смешанным, слабой, средней или сильной степени тяжести, заболевание может развиться внезапно или постепенно, протекать стабильно, приступообразно или быстро прогрессировать, ребенок может не слышать весь или только определенный спектр звуков.

Сыграть свою роль также могут умственные способности, общее состояние здоровья (включая сопутствующие заболевания), возраст, в котором появилась болезнь, своевременный диагноз и адекватная терапия.

В большинстве случаев слух в некоторой степени сохраняется, только в 6% случаях наблюдается полная двусторонняя тугоухость, значительно снижающая качество жизни.

Снижение слуха у ребенка в раннем возрасте может повлиять на развитие речи, эмоциональное и социальное развитие, обучаемость.

Иногда случаются ошибочные диагнозы, так как дети с данной патологией, могут реагировать на окружающие звуки, учатся разговаривать, но некоторые задания для них не под силу.

Даже незначительное снижение слуха может повлиять на развитие и его способность к обучению, особенно у школьников.

Такие дети хуже воспринимают информацию при посторонних шумах, плохой акустике.

При невнимательности ребенка на школьных уроках, проблемах с речью, плохом поведении или учебе следует проверить ребенка на возможные проблемы со слухом.

[17], [18], [19], [20], [21]

При тугоухости возможны различные осложнения, наиболее тяжелым может стать полная глухота, при которой качество жизни ребенка существенно снижается.

Глухота возникает, если заболевание протекает без квалифицированной помощи, в этом случае снижение слуха у ребенка со временем только перетекает в более тяжелую форму, пока слух полностью не исчезнет.

[22], [23], [24], [25]

Диагностика тугоухости у детей имеет некоторые особенности, которые связаны с возрастом. Для подтверждения диагноза специалисты анализирует состояние здоровья ребенка (чем переболел в прошлом, хронические заболевания, общее состояние здоровья и пр.). Кроме этого, специалист выясняет состояние здоровья членов семьи, чтобы исключить наследственный фактор.

Снижение слуха у ребенка определяют при помощи теста Вебера, камертональной пробы, аудиометрии, импедансометрии.

Тест Вебера направлен на выявление односторонней или двусторонней тугоухости.

Камертональная проба необходима для установления проводимости слуха, импедансометрия – для выявления причин патологии и места поражения (слуховые центры, волоски и пр.), аудиометрия – для определения слуховой чувствительности и степени снижения слуха.

[26], [27], [28], [29], [30]

При тугоухости врач назначает анализы на определение свертываемости крови, функции печении, оценивает работу сердечно-сосудистой, эндокринной систем, назначает анализ мочи, крови на уровень сахара и гормонов.

[31], [32], [33], [34]

Снижение слуха у ребенка диагностируется при помощи аудиологических и акуметрических данных. В обязательном порядке назначается камертональные пробы и запись тональной пороговой аудиограммы.

Набор камертонов включает опыт Ринне (для сравнения воздушной и костной проводимости), опыт Желле (выявляет нарушение подвижности стремени), опыт Вебера (выявляет латерализацию звука), опыт Швабаха (выявляет поражение звуковоспринимающего аппарата).

Все данные, полученные во время исследования, записываются в специальном слуховом паспорте.

В качестве дополнительного диагностического инструмента может быть использована аудиометрия в частоте более 8 тысяч Гц. Исследование проводится сурдологом при помощи аудиометра (реже при помощи камертонов).

Такая диагностика позволяет изучить и воздушную, и костную проводимость. Результаты записываются на аудиограмме, по которой ЛОР делает заключительный диагноз.

Импедансометрия назначается для выявления разрыва цепи слуховых косточек, нарушений слуховой трубы, микроперфораций барабанной полости.

Данный метод диагностики включает тимпанометрию и регистрацию акустического рефлекса (проводится на частоте до 4000 Гц, на основании чего врач оценивает восприятие речи у маленьких детей). Диагностика проводится амбулаторно, без дополнительных медикаментов.

источник

Воспаление носоглоточной миндалины, или аденоидит у детей — о причинах и принципах современного лечения

На сегодняшний день аденоиды можно назвать одной из самых распространённых проблем ЛОР-органов у детей 3 — 7 лет. Более того, данная патология молодеет и прогрессирует со временем. Нередко она может осложняться таким состоянием, как аденоидит у детей. Своевременное и грамотное лечение позволит от них избавиться, а запущенное состояние в свою очередь может привести к серьёзным осложнениям и ухудшению качества жизни ребёнка.

Термин «аденоидит» подразумевает под собой воспаление глоточной миндалины. Как правило, данная патология развивается в детском возрасте в качестве проявления или осложнения инфекционных заболеваний. Малыши раннего возраста переносят его тяжелее в связи с физиологически узкими верхними дыхательными путями.

Миндалины являются скоплениями лимфоидной ткани, которые локализуются в области ротовой полости и носоглотки. В организме человека их всего насчитывается шесть штук: четыре парные (нёбные и трубные) и две непарные (язычная и глоточная).

Совместно с лимфоидными гранулами и боковыми валиками, находящимися на задней стенке глотки, они образуют так называемое лимфатическое глоточное кольцо, которое окружает вход в пищеварительные и дыхательные пути.

Глоточная миндалина крепится к задней стенке носоглотки своим основанием на месте перехода носовой полости в ротовую. Увидеть её без использования специального оборудования не представляется возможным.

Каждая миндалина является неотъемлемой частью иммунной системы, вместе они выполняют барьерную функцию, препятствуя тем самым дальнейшему проникновению в организм различных патогенных агентов. В них образуются лимфоциты – клетки, которые отвечают за клеточный и гуморальный иммунитет.

У новорождённых детей и малышей первых месяцев миндалины недоразвиты и ещё не выполняют свою функцию должным образом. В дальнейшем под влиянием постоянно атакующих патогенных вирусов, токсинов и бактерий начинается активное развитие структур глоточного кольца. Глоточная миндалина при этом формируется активнее других, что объясняется расположением её в самом начале верхних дыхательных путей. Складки её слизистой оболочки удлиняются, утолщаются и приобретают вид разделённых бороздками валиков. Примерно к двум-трём годам она достигает полного развития.

  • Детям от 6 до 12 лет – по 1 дозе (по 1 впрыскиванию) в каждый носовой ход 1 раз в сутки.
  • Взрослым и детям старше 12 лет – по 1 – 2 впрыскивания 1 раз в сутки.
  • Детям до 6 лет – по 1 впрыскиванию в каждый носовой ход 2 – 4 раза в сутки.
  • Детям старше 6 лет и взрослым – по 2 впрыскивания в каждый носовой ход 4 – 5 раз в сутки.