Меню Рубрики

Могут ли аденоиды мешать развитию речи

17 апреля 2016, 16:22 Эксперт статьи: Курбанов Курбан Саматович 0 3,766

Аденоиды влияют на создание речевых звуков ребенком, а также общий уровень его развития. Детям становится тяжело дышать носом и этот процесс перебирает на себя рот. Из-за такого дыхания, к мозгу попадает недостаточное количество кислорода, нарушается его нормальное функционирование. Здесь наблюдается прямая зависимость между работой мозга и развитием речи у детей – второе невозможно без первого. Влияние аденоидов сказывается на слухе, произношении слов.

В образовании речевых фонем принимают участие такие органы:

В зависимости от места формирования звука, процесс предполагает участие разных органов. Если хоть один из органов, которые связаны с речью, отсутствует или неправильно функционирует – нарушается деятельность всего аппарата. Орган не занимает нужную позицию и пагубно влияет на произношение. Ребенок просто физически не сможет правильно выговорить нужный звук (в зависимости от локации органа, фонемы).

Обратите внимание на то, что дыхание также имеет важную роль в процессе формирования слов. Перед тем, как выговорить нужную букву, вы набираете через легкие воздух, чтобы сам звук был слышен окружающим. Воздух проходит через голосовые связки, органы артикуляционного аппарата, образуя звук, который слышит собеседник. Выдох, вдох для подобных действий должны быть определенной силы и размера (мы используем их подсознательно правильно).

Так какова связь между аденоидами и звуковым произношением? Аденоид может влиять на качество дыхания, речь, возможны анатомические, физиологические изменения организма. Миндалина (носоглоточная) разрастается , деактивирует функцию дыхания через нос.

  • Нарушение физиологического дыхания, которое приводит к нарушению речи (и речевого дыхания). Выдох во время произношения слов становится короче. Разговаривая с таким человеком, вы отметите нарушении мелодики, интенсивности, темпа его речи. Подобные нарушения могут отобразиться на трудностях в усвоении основ чтения, письма.
  • При аденоидном воспалении лицо ребенка приобретает нехарактерную форму, так называемое “аденоидное лицо”. Рот постоянно приоткрыт, нижняя губа отвисает, носогубные складки сглажены, аммиачное выражение лица. Лицо деформируется потому что органы у ребенка пребывают в стадии развития, они еще не приняли своих окончательных размеров.

Неправильное звукопроизношение, темп речи, задержка речи – это могут быть последствие аденоидов.

У ребенка наблюдается нарушения голоса, его базовых характеристик. Голос становится грубого носового оттенка, становится глухим, лишается обертонов, выразительности. Возможна дифференциация звонких, глухих согласных фонем.

Язык также слабо развивается и, соответственно, влияет на произношение некоторых звуков. Язык начинает мешать свободному поступлению воздуха. Ребенок перестает нормально дышать, развиваться, разговаривать. Нарушения звукопроизношения находятся в прямой зависимости от степени нарушения артикуляционного аппарата. Формирование детской речи обязательно для нормального развития, социального, общественного функционирования. Отсутствие базовых знаний/умений приводит к социальной дисфункции, нарушению мозговой деятельности.

Не затягивайте с лечением. Обратитесь за помощью к вашему лечащему врачу/ логопеду. Первоначально – вылечите аденоиды. Существует возможность оперативного вмешательства, если процесс невозможно остановить медикаментозным лечением. Чтобы восстановить детскую речь (догнать сверстников) воспользуйтесь услугами логопеда.

Чтобы восстановить нормальную речь, воспользуйтесь услугами логопеда. Будьте готовы к тому, что часть работы вы будете выполнять самостоятельно. Поддерживайте ваших детей, объясняйте, учите их заново, только тогда вы получите достойный результат.

  • Проводить игры для речевого развития (найти их в интернете, или спросить совет у специалиста не займет много сил или времени). Научите ребенка правильно различать, выстраивать темп речи, окончание/начало слов, различать отдельные предложения, слова, буквы, фонемы (поиск соответствующих методик можно также найти в интернете или проконсультироваться с доктором).
  • Развивайте детский пассивный словарь (существуют специальные игры для его развития). Со временем речь будет базироваться на этом словаре и постепенно станет активным словарным запасом.

Напомним о важности своевременного обращения к врачу, касательно проблемы аденоидов. Не игнорируйте проблему, а немедленно займитесь ее лечением. Более запущенные формы аденоидита, речевых задержек сложнее вылечить.

Нормальное развитие ребенка и функционирование его речевого аппарата зависит только от вас. Помогите ребенку пройти через трудный путь лечения/развития. Помогайте, поддерживайте его для получения максимального результата.

источник


Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики блога!
Сегодня я вам расскажу о том, как аденоиды влияют на речь ребенка. Что же это такое? Скорее всего многие слышали слова гланды, миндалины — это участки лимфоидной ткани. Они защищают носовую и ротовую полость от инфекции. Обычно известны всем небные миндалины, при их воспалении возникает ангина, тонзиллит. Но между ними находится одна носоглоточная, она имеет свойство разрастаться. Вот эти отростки и называются аденоидами.

Увеличиваясь, они затрудняют доступ воздуха и этим самым вызывая гипоксию, мозг испытывает недостаток кислорода. Это отрицательно сказывается на развитие нервной системы у детей. У них нарушается сон, ухудшается память, снижается аппетит, возникают головные боли, головокружение, отсюда и вялость, апатия, быстрая утомляемость. Возможны приступы бронхиальной астмы и ночное недержание мочи. Нарушаются обменные процессы, поэтому страдают функции многих органов. Наблюдается общая задержка психомоторного развития.

Аденоиды могут перекрывать евстахиеву трубу, в результате нарушается отток омывающей слизи в среднем ухе, она начинает скапливаться и падает острота слуха и может привести к отиту. Что сильно сказывается на речи и на развитии ребенка в целом. Даже если процент снижения слуха небольшой, все равно страдает понимание речи и фонематический слух. Ребенок плохо понимает инструкции, смысл выполнения заданий, пишет с ошибками.

Поскольку малыш не может дышать через нос, то начинает дышать через рот. Рот постоянно или периодически приоткрыт, носогубные складки сглаживаются, нижняя челюсть становится меньше. Образуется так называемый habitus adenoideus — аденоидный тип лица, неправильно формируется лицевой скелет. Нарушается строение челюстей, особенно верхней, она становится узкой, с высоким небным сводом., так называемое “готическое небо”.

Все это не может не сказаться на произношении в первую очередь. Страдает фонетическая сторона, голос, он становится гнусавый, с носовым оттенком. Это называется ринофония, при аденоидах она закрытого типа (в отличие от открытой при парезе мягкого неба при дизартрии). Усложняется постановка сонорных звуков. Если, например, для постановки Р нужно в среднем от 5 до 15 занятий с логопедом, то при аденоидах уйдет как минимум, 15 — 30 занятий. Это связано не только со слабым носовым выдохом, но и с кривым прикусом.

Когда я работала в логопедическом саду, то детей с аденоидитом туда не брали. В частной практике я беру таких детей, но сразу предупреждаю, что быстро не получится. Кроме того, сейчас изменилось лечение, оно стало более продуктивным, появилось много новых методов терапии в отоларингологии. Менее травматичной стала сама процедура по прижиганию этих отростков.

Но надо отметить, что после операции остается патологический рефлекс. Дети привыкают дышать через рот, надо их переучивать. Часто они не могут выдохнуть в нос, высморкаться. Дыхание обычно неправильное, поверхностное, верхнеключичное. Надо проводить с ними дополнительные занятия по отработке:

  • выдоха через рот и выдоха через нос
  • выдоха через нос и длительного выдоха через рот
  • диафрагмального дыхания
  • сочетание грудного и диафрагмального дыхания
  • работы носового резонатора на примере звуков М и Н
  • выдоха на твердой атаке
  • воздушной струи строго посередине языка на его кончик

Без отработки этих навыков часто просто невозможно поставить звуки Л и Р. Л будет стойко заменяться на Г или Н, а произношение Р непредсказуемо, может быть и горловое и боковое и в щеку и другие экзотические виды, которые потом очень сложно поддаются коррекции, особенно если при постановке не использовался логопедический массаж. Поэтому не надо форсировать, процесс, надо добиться, чтоб под хороший, качественный звук была подогнана мощная подготовительная база.

На этом заканчиваю писать статью, ждите продолжения, проблема с аденоидами настолько важна, что я затрагиваю ее постоянно. Как и особенности коррекции дефектов при дизартрии и при неправильном прикусе. Поэтому спешите подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить ничего интересного. Если возникли какие дополнения, замечания либо вы хотите поделиться опытом, то пишите в комментариях к статьям. Делитесь с друзьями и знакомыми в соцсетях. Всего хорошего!

источник

ВЛИЯНИЕ АДЕНОИДОВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Некоторые хронические заболевания влияют на возможности ребенка воспринимать, обдумывать и запоминать различную информацию. И речь в данном случае не идет о каких-то специфических неврологических заболеваниях. Сегодня мы хотим рассказать о таких распространенных проблемах, как аденоиды, которые встречаются у многих детей, и которые могут сказываться на возможностях ребенка к интеллектуальному мышлению и замедлять его развитие.

Заметив, что ребенок плохо дышит носом, спит с открытым ртом, подвержен частым простудными заболеваниям и отитам, любой родитель запаникует. Такие проявления могут быть связаны с аденоидами.

Аденоидное разращение — это увеличенная носоглоточная миндалина. Закрывая сошник, она вызывает, в первую очередь, затруднение дыхания, и, как следствие, понижение слуха и другие расстройства.

Функция аденоидов состоит в защите организма от различных бактерий. Они выполняют роль фильтров, увеличиваясь во время инфекции и возвращаясь в норму к моменту выздоровления. Но в связи с частыми простудами аденоидные вегетации не успевают вернуться в исходный размер и увеличиваются до такого состояния, что ребенку становиться сложно или невозможно дышать носом. Аденоидная ткань становится уже не защитой, а причиной более тяжелых заболеваний. отита, ангины и других.

    Влияние аденоидов на нарушение речи.

Известно, что носоглотка и околоносовые пазухи в нормальных условиях являются основными резонаторами звука, который образуется и поступает из гортани.

Затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на развитие речи ребенка, в частности, на формировании звуков, которые представляются нечеткими, плохо разборчивыми. При воспалении в выше указанных отделах верхних дыхательных путей, звук становится приглушенным, приобретает носовой оттенок. Это происходит за счет уменьшения объема воздуха в носоглотке и околоносовых пазухах. Консультацию логопеда таким детям рекомендуется проводить как можно раньше. Выявленные изменения и установленная связь с заболеваниями носоглотки и пазух требуют применения соответствующих лечебных приемов. Только после восстановления нормального состояния ЛОР-органов целесообразны различные логопедические занятия по коррекции речи.

Однако даже после устранения причины в речи таких детей остаются патологические изменения.

Нарушение физиологического дыхания ведет к изменению речевого дыхания. Фонационный выдох укорачивается, появляются паузы во время речевого высказывания, вызванные необходимостью сделать дополнительный вдох, даже по привычке. Это является причиной нарушения темпо-ритмического оформления речи, по внешним признакам сходного с заиканием. В будущем у таких детей возникают трудности в овладении навыком письма, а именно – трудности определения границ предложения, слова, слога. У детей с аденоидами выявляются нарушения голосообразования. Появляется назализация голоса (закрытая ринофония), так как носовой резонатор частично или полностью исключается из процесса голосообразования. После удаления аденоидов мягкое нёбо перестает работать в полном объеме, провисает, становится малоподвижным, неэластичным, не разделяет носовую и ротовую полости, что приводит к открытой ринофонии, голос звучит как у ребенка с расщелиной твердого неба. Вследствие нарушения работы носового резонатора голос лишается ряда обертонов, становится глухим, сиплым, речь в целом немодулирована, монотонна. Гласные звуки произносятся нечетко, часто редуцируются, находясь даже в сильной позиции, что часто приводит к замене одних гласных другими (картa = [кэрт^]), а также к стойким трудностям выделения гласных из слова, нарушению звукового анализа в целом. Сокращается длительность произнесения ребенком как гласных, так и согласных звуков, что ведет к затруднениям в овладении звуко-слоговым анализом слов, является одной из причин появления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Нарушено различение звуков Л-М-Н, Т-Д, Д-Н, М-Б-П, эти звуки могут произноситься искаженно, заменяться либо не произноситься вовсе (мебель – [н’эб’иj], мыло – [м’ин^], день – [н’эн’] и т. д.). Нарушается дифференциация глухих и звонких согласных (как твердых, так и мягких вариантов). Преобладает склонность к оглушению, однако изредка отмечается оглушение в одних случаях, озвончение в других. Как следствие появляется аккустическая дисграфия. Аденоиды часто приводят к недоразвитию или слабости мышц периферческого отдела речевого анализатора: Движения нижней челюсти ограничены. Мышцы нижней челюсти ослабевают, появляется гиперсаливация. При помощи языка ребенок рефлекторно пытается прикрыть вход холодного воздуха в ротовую полость, язык становится малоподвижен, мышцы кончика и спинки языка ослабевают, что влечет за собой изменение в произношении многих согласных и гласных звуков (межзубное произнесение свистящих, шипящих, трудности артикулирования соноров, вплоть до невозможности овладеть навыком произношения звуков Л, Р; нарушение произношения и дифференциации твердых и мягких звуков; нарушение произношения и дифференциации йотированных и нейотированных гласных и др.

Описанные речевые нарушения могут негативно повлиять на успешность обучения ребенка в школе. Поэтому следует отметить важность своевременного контроля и, при необходимости, коррекционной работы учителя-логопеда, направленной на устранение речевых нарушений, вызванных аденоидами у детей.

Не затягивайте с лечением. Обратитесь за помощью к вашему лечащему врачу. Первоначально — вылечите аденоиды. Существует возможность оперативного вмешательства, если процесс невозможно остановить медикаментозным лечением.

Чтобы восстановить нормальную речь, поможет учитель-логопед. Будьте готовы к тому, что часть работы вы будете выполнять самостоятельно. Поддерживайте ваших детей, объясняйте, учите их заново, только тогда вы получите достойный результат.

Подробно узнать о диагностике, лечении, операции и многое другое можно на сайте врача-отоларинголога Богданец Светланы Анатольевны.

источник

Ольга Никулина
Нарушения речи при аденоидах: пути коррекции

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и не согретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие, являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и тд., что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.

Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии, а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти, сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т. е. к нарушению фонематического анализа;

Читайте также:  Удаление аденоидов у детей в благовещенске

б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков ^)т

1: 4 в норме до 1: 2, 1: 1 у детей с аденоидами, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;

в) к нарушению произносительной

дифференциации — (из-за сильного носового оттенка

голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т («мебель»

= «небель», «Мила» = «мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина», «день» = «нень», «ладно» = «лано» и т. д.);

г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной акустической дисграфии.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора

1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;

2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т. к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:

а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации.

б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров.

3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога «в»).

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

Когда такой ребенок попадает к нам в логопедическую группу, возникает вопрос: что же делать? Ведь если просто заниматься непосредственно коррекцией речевого нарушения, это не будет эффективно. Конечно, в первую очередь мы направляем такого ребенка на консультацию к отолярингологу. А дальше? Как избавить малыша от привычки дышать ртом? Как научить его правильному носовому дыханию? В логопедической литературе существует много методик. Мы долго экспериментировали, пробуя одну за другой. Пока не познакомились с программой Михаила Львовича Лазарева «Здравствуй».

Его система дыхательных упражнений разработана на основе:

-различных школ восточных единоборств, которые уже имеют тысячелетнюю историю;

-на основе методики А. Н. Стрельниковой, которая успешно используется в работе с детьми, болеющими астмой; для профилактики респираторных заболеваний; для укрепления голосового аппарата певцов и артистов.

Некоторые из них мы рассмотрим:

(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)

И. П. — стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй (1 раз)

(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)

И. П. — стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)

(Обучение постепенно выдыхать воздух)

Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.

(На напряжение и расслабление мышц)

На вдохе — песок в руки, сжать (задержка дыхания). На выдохе посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела

(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания)

И. П. — стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.

(Способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол)

И. П. — стоя. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух.

Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе (1 раз).

Выдох, на вдохе животик надувается, как шарик. На выдохе поджимается назад.

Летают бомбардировщики («В», истребители («И», бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В», взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР», идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ».

Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…».

Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».

И. П. — стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. На сколько возможно задерживается дыхание.

Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

Учить делать вдох носом, а выдох — ртом, выработка дифференциального дыхания»

(надуваем либо воздушный шарик, либо надувную игрушку).

Такие простые упражнения мы выполняем систематически на логопедических занятия. Опыт показывает, что улучшается здоровье ребенка, формируется правильное носовое дыхание, и,как следствие, повышается эффективность логопедического воздействия на детей.

Никулина Ольга Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №5

Г. Уссурийск, Приморский край

Организация (обеспечение) двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей «Организация (обеспечение)двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей». Физкультминутка не является обязательным.

Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии Конспект занятия по коррекции произносительной стороны речи при стертой форме дизартрии (подготовительный этап) Цель: показать основные.

Консультация «Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников» В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них.

Плавание — эффективное средство коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата Плавание как – реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода»,.

Преодоление речевого нарушения при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников с ОВЗ Цель: Преодоление речевого нарушения в процессе взаимодействия учителя логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников старшего.

Консультация «Применение Су-Джок терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста» Применение Су-Джог терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью УО Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Заикание: пути коррекции Тарасова В. Ю. Учитель-логопед МБДОУ № 151 г. Казань Заикание у дошкольников: пути коррекции. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации.

источник

Вашему ребенку поставили диагноз аденоиды. Казалась бы какое отношение отолорингический диагноз имеет к нарушениям речи? В том то и дело , что самое непосредственное.

Для понимание этого вопроса надо разобраться, как образуется речь и к каким изменениям приводит увеличение носоглоточной миндалины.

Сначала поговорим о том , как образуется речевой звук? В этом принимает участие рот, язык, нос, губы. Любое анатомическое изменение даже одного из органов может привести к нарушению звукопроизношения. Попробуйте по очереди произнести такие звуки : М,Б,П. В этом вам помогли губы. Теперь : В,Ф. Тут уже задействованы верхняя губа и нижние зубы. Произнесите : К,Г,Х. Спинка языка приподнимается и упирается в небо. Перейдем к :Д,Т. Кончик языка прижат к верхним зубам. Скажите :Ш,Ж. Губы округлены и немного выдвинуты вперед , спинка языка поднята, а сам он принимает форму чашечки.
Теперь представьте, что один из этих органов сформирован неправильно. Это значит, что органы не смогут образовать необходимую позицию для произнесения звука. Это приведет к нарушениям произносительной стороны речи.
Надо еще обратить внимание на то , что перед произнесением звуков вы набирали воздух в легкие для того чтобы при помощи его был слышан сам звук. Потому как именно прохождение воздуха через голосовые связки и органы артикуляционного аппарата мы и слышим привычные нам звуки. И выдох при этом должен быть определенной силы и длины.
Теперь закономерный вопрос: какое это все отношение имеет к аденоидам? Для этого надо понимать к каким анатомическим и физиологическим изменениям приводят аденоидные вегетации.
Носоглоточная миндалина, разрастаясь не дает возможность дышать носом, а это ведет к тяжелым последствиям.
Во-первых, идет нарушения физиологического дыхания, а это в свою очередь приводит к нарушению речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Это отражается и на произнесении фразы, и на мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения, т.н. просодической стороны речи. Ее состояние влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Нарушение просодической стороны речи приводит к трудностям в усвоении чтения и письма.
Во-вторых, лицо ребёнка, имеющего аденоидные вегетации, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица. Так как ребенок растет, то все его органы в стадии формирования и еще не приняли свои окончательные размер и формы. Именно это и приводит в тому ,что у детей может развиться открытым передний прикус, если при открытом рте язык упирается в нижние зубы. Также это может отразится на формировании неба. В норме язык располагается в области неба и оказывает давление на верхний зубной ряд изнутри. Щеки оказывают давление снаружи. Под действием этих мышечных структур формируется форма верхней зубной дуги. При ротовом дыхании язык опускается вниз, давление мышц щек усиливается и происходит нарушение формирования верхней челюсти в ширину. Верхняя челюсть суживается и образует т.н. готическое небо. Часто при ротовом типе дыхания формируется перекрестный прикус и скученность зубов. По различным данным от 34% до 48 % зубочелюстные аномалии сочетаются с нарушением носового дыхания . А как мы уже выяснили нарушение в формировании органов ротвой полости и губ может привести к нарушению звукопроизношения.
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок. Голос лишается ряда обертонов и становится глухим, лишается своей выразительности. А это может привести к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков.
Аденоиды у детей приводят к неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков. Неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в]. Нарушения звукопроизношения зависит от степени нарушений в формировании артикуляционного аппарата.
Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что помимо частых болезней и возможных осложнений в виде отитов аденоидные вегетации могут сильно отразиться и на формировании речи ребенка. Поэтому не стоит долго затягивать с лечением , а при необходимости и с операцией. Если же пока вы не можете кардинально решить вопрос, необходимо тесное сотрудничество с логопедом. Ну, а если ваш ребенок давно не дышит носом, то консультация у ряда специалистов, помимо лор-врача, просто обязательна. Специалисты Школы правильной речи «Риторика» всегда готовы оказать квалифицированную помощь вашему ребенку.
И помните медлить нельзя, предупредить гораздо легче, чем потом долго лечить.

источник

01.07.2014 , Видеоответы, Статьи Один комментарий

Вы также можете использовать аудио-версию материала:

Сначала рассмотрим, что же происходит при аденоидите.

Во-первых, ребенку становится трудно дышать через носик, нарушается его носовое дыхание. Ребенок начинает все чаще и чаще дышать через рот вследствие чего к мозгу поступает гораздо меньше кислорода. А как вы знаете, полноценно мозг может функционировать только в том случае, если он поглощает достаточное количество кислорода. И наша речь может развиваться своевременно и в полном объеме только при полноценном функционировании мозга. И возникает прямая взаимосвязь – нарушается работа мозга и как следствие речь не может развиваться своевременно и полноценно и возникают разного рода речевые задержки.
Поэтому первое, на что влияет аденоидит, – нарушение работы мозга.

Следующий момент, аденоиды разрастаются и начинают влиять на слух.

Слух ребенка снижается и как следствие нарушается восприятие речи. На что это влияет? Наша речь в упрощенном виде делится на два основных блока – это понимание речи и это собственная речь человека, и в том числе ребенка. Самый важный и интересный момент заключается в том, что собственная речь ребенка может сформироваться и развиваться только в том случае, если у него достаточно хорошо развито понимание речи. Это такой очень важный момент и это необходимо знать. А понимание речи, главным образом, состоит из речевого слуха, тоже развитого в достаточной мере и хорошо сформированного пассивного словаря. Но самым главным ключевым звеном здесь является именно речевой слух. И когда ребенок начинает хуже слышать, в результате разрастания аденоидов, то естественно нарушается его речевой слух. То есть умение услышать, различить на слух звуки, слова, фразы. И конечно тогда не может в достаточной степени сформироваться понимание речи и как следствие нарушается, запаздывает и не развивается дальше собственная речь ребенка. Поэтому следующий момент влияния аденоидита на развитие речи: нарушается слух. И как результат нарушение восприятия речи. Тогда у нас цепочка разрывается и речь не может развиваться полноценно.

И третье, на что влияет аденоидит – нарушается звукопроизношение. Произношение звуков становится носовым, речь становится искаженной, нечеткой, неясной, невнятной. Именно таким образом происходит из-за аденоидита.

Думаю, теперь вы поняли, каким именно образом влияет аденоидит на развитие речи. И первая рекомендация, если у вашего ребенка аденоидит, то обязательно этот нужно держать под контролем совместно с врачом-отоларингологом или, более известно, ЛОР врачом. Вместе разрабатывать стратегию, тактику преодоления аденоидита и разработанной схеме следовать.

Следующее, что хотелось бы сказать, как развивать речь ребенка, если вследствие аденоидита у него уже началось отставание от норм. Если речь ребенка нарушена, если ребенок не говорит или говорит плохо, что же делать?

Возвращаемся к нашей схемке и вспоминаем основу и всю цепочку. Если у ребенка нарушился речевой слух, то мы, в первую очередь, проводим игры на развитие речевого слуха, на то, чтобы помочь ребенку этот самый речевой слух развить в достаточной мере и степени. Чтобы ребенок хорошо умел воспринимать и различать отдельные звуки родной речи, чтобы он умел различать слова, фразы, где у нас закончилось одно слово, началось другое слово. Чтобы он умел отличать темп речи и другие параметры.

Следующий момент, нам нужно обязательно развивать пассивный словарь . Без хорошо развитого пассивного словаря, понимания речи в достаточной степени не сформируется. Поэтому в первую очередь, мы проводим игры на развитие речевого слуха и игры на развитие пассивного словаря. Благодаря этим играм будет развиваться понимание речи и, на следующем этапе, мы это понимание речи переводим в собственную речь. То есть пассивный словарь переводим в активный словарь, из понимания слов мы помогаем ребенку начать пользоваться собственной речью. И все эти игры, как их проводить, какие именно игры поводить, вы сможете найти у нас на сайте, я буду с удовольствием делиться с вами этой информацией. Поэтому заглядывайте к нам почаще, следите за обновлениями сайта. А на сегодня у меня все, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.

Читайте также:  Фиброма аденоидов у детей

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Алена, у нас такая ситуация, аденоиды выросли в результате частых насморков, которые начались в 1,6, и речь затормозилась в развитии очень сильно на мой взгляд. О том что аденоиды могут влиять на речь, в первый раз услышала от невропатолога, узнала об этом, сразу поехали в краевой лор-центр, нам назначили операцию по удалению аденоидов. Весь месяц перед операцией лечились разными народными средствами, гомеопатией, еще раз обследовались – ничего не изменилось, поэтому решились на операцию. Прошло 2,5 месяца, все в порядке – соплей нет, дыхание восстановилось, но речь на низком уровне, нам 2,4 года, но речь совсем как у малышей, которые только начинают пробовать говорить, по Вашей таблице мы отстаем сильно. Подскажите, как нам развивать, в какой последовательности и порядке заниматься?

источник

Аденоиды у детей в носу влекут за собой шлейф самых разных видов патологических процессов в органах ЖКТ, сердечнососудистой, дыхательной системы, деформируют уродливыми изменениями скелетный каркас ребенка. Не говоря о том, что на фоне затрудненного носового дыхания у детей развивается кислородное голодание мозгового серого вещества, чем обуславливаются нервно-психические расстройства, затормаживание в умственном развитии ребенка.

Помимо этого, дети, у которых диагностировали симптомы пораженных аденоидами носоглоточных миндалин, приобретают специфический, бросающийся сразу в глаза (при обращении) дефект, – гнусавый, невыразительный голос (ринолалия). Речь утакого ребенка невнятная, при попытках разговора он брызгает слюной (гиперсаливация), не выговаривает не то что звонкую гласную букву «р», картавит, а большую часть алфавита (страдает дизартрией).

Таких детей трудно понять, что они хотят сказать. Помимо членов семьи, которые чаще находятся с таким ребенком и привыкли его понимать, для остального социального сообщества его нарушение речи становится неопредолимым препятствием для речевой коммуникации.

По какой причине у детей происходит подобная приобретенная патология – нарушение важнейшего коммуникативного способа общения с окружающим миром, – речи?

Основная причина известна – аденоидная вегетация, проявляющаяся аденоидами у детей в носу, глотке. Именно она, распространяя через кровеносное русло массу опасных бактерий, микробов из гипертрофированных миндалин интенсивно патогенезирует внутренний слой эпидермиса носоглотки. Под воздействием активной аденоидной интоксикации слизистый эпидермис этого висцерального сектора:

  • Гиперемизируется;
  • Поражается проявлениями асцита, гипергидролизации в тканях носоглотки;
  • Деструктурирует антропологические и морфологические параметры задней стенки носоглотки, носовых каналов, голосовые связки, слуховой орган (уши).

В совокупности этих факторов, проявляющихся в симптомах инвазии аденоидами у ребенка и, приплюсовывая клинические характеристики (стадии аденоидита, степени тяжести протекания, врожденный ослабленный иммунитет ребенка к аденоидному патогенезу), вырисовывается явная патозвуковая, резонаторная дисфункция, – нарушение способности, воспроизведение фонематической функции (четкость произношения речи).

Логопеды, дефектологи дифференцируют нарушение речи у детей на 2 типа:

  • ФФНР (функциональное фонематическое нарушение речи);
  • ОНР (общее (врожденное) нарушение речи).

Понятно, что по поводу второго пункта разговор в отдельной теме – генетические аномалии внутриутробного, наследственного фактора в аспекте нарушения речевой функции у детей. Тогда, как первый пункт подпадает исключительно, под тему данного обсуждения. Поэтому, два заявленные в названии раздела, клинические определения, – гиперсаливация и дизартрия возвращают читателей к продолжению разговора о злободневной проблеме (ФФНР), – патологическое нарушение речи, приобретенное по вине аденоидов, дисфункция речевых анализаторов у детей (низкий порог артикуляции, неразвитость около губных мышц, тромбирование инфицированной слизью носовых пазух). Что обозначают эти медицинские термины?

  1. Гиперсаливация. Словосочетание происходит от греческой словесной этиологии, состоящей из двух смысловых понятий – «Hyperis» (сверх возможности, преобладающая степень над-чем либо) и прибавление слова «слюна, слюноистечение» по-латыни – «Salivation». С позиции патомикробиологии выражается в чрезвычайной, обильной выработке секреторной жидкости в слюнных железах.

Внимание! Детская висцеральная медицина (сфера ЛОР заболеваний, отоларингологии) относит подобную картину при аденоидитах к патологическим проявлениям, ненормальным, приносящим действенный и стойкий удар по возрастному развитию детей. Зараженные аденоидновирусной инфекцией слюни скапливаются в носоглотке. Из-за оплывшей слизистой, затруднена возможность свободного оттока слюнных выделений. Поэтому они «заливают» резонаторные локации (Гайморовы пазухи, голосовые «пучки» связок).

  1. Дизартрия.Также имеет греческую родословную и обозначает – издавать ясное, членораздельное произношение звукового ряда (слова, фразы речи), – «Dysatrios» и «Arthroō». Клиницисты Лого педиатрии классифицировали виды дизартрии, распределили их по степени тяжести. Несомненно, по единому мнению отоларингологов, дефектологов, педиатров, дизартрия – намного тяжелее формация, патоклинический признак в ОНР, чем саливация. В случаях запущенного аденоидита либо в просроченных стадиях заболевания у ребят прогрессирует совместный патологический комплекс, – скелетно лицевая деформация + глухота+ поражение звуковых нейрорецепторных центров в головном мозгу.

Важно! Практически во всех дизартрических видах, которых насчитывается порядка 9-ти основополагающих, присутствует один объединяющий признак – заражение аденоидотоксинами жизненно важных мозговых участков (головы), областей коры и подкорковой структуры. Поражаются те физиологические площади, где сконцентрированы нейросенсорные сочленения, пучковые связки, которые задействованы в формировании синтеза/анализа поступающих звуковых сигналов извне.

К самым распространенным видам дизартрии относятся:

  • Бульбарная/псевдобульбарная патоформа – (парез лицевых мышц, участвующих в активной артикуляции, мимике);
  • Мозжечковая – (поражение аденоидной микрофлорой мозжечка);
  • Корковая/подкорковая – (инфицирование субарахноидальной мельчайшей капиллярной сети);
  • Экстрапирамидная (гиперкинетическая), при которой деструктурируют нейросенсорные, посылающие сигналы лицевым, глоточным нервным окончаниям;
  • Паркинсоническая (подвид болезни Паркинсона), при данном патогенезе характерна тянущаяся, запинающаяся речь, бессвязная, непроизвольные подергивания головы, подбородка;
  • Холодовая, при ней изменяется речь под воздействием температурных влияний (холодный воздух вызывает сбой в ритме речевого дыхания, в прерывности речевого потока, появляются обрывочные слова, звукосочетания).

Следует отметить и не забыть упомянуть о просодической стороне в патогенном нарушении речи у детей. Просодика – звуковая, речевая эмоциональность, внятность, оттеночная характеристика. У детей, с перечисленными патогенными проявлениями отсутствует просодическая окраска. Голос монотонный, невнятно бубнящий – глухой, «заложенного» тембра звучания. Голосовой ритм – медленный, растянутый, лишенный эмоциональных всплесков/понижений.

источник

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуитов, отитов, воспалений пазух носа и тд.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.

В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.

Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии), а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким, фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

  1. к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
  2. к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов;
  3. к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т («мебель» = «небель», «Мила» = «мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина», «день» = «нень», «ладно» = «лано» и т.д.);
  4. к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора:

  1. слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации (слюнотечение);
  2. неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
    • межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации;
    • нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
    • нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
    • трудности, часто невозможность артикулирования соноров.
  3. неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [В], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога «в»).

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Аденоидами (аденоидными разрастаниями, вегетациями) принято называть чрезмерно увеличенную носоглоточную миндалину – иммунный орган, располагающийся в носоглотке и выполняющий определенные защитные функции. Данное заболевание встречается почти у половины детей в возрасте от 3 до 15 лет, что связано с возрастными особенностями развития иммунной системы. Аденоиды у взрослых встречаются реже и обычно являются следствием длительного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

В нормальных условиях глоточная миндалина представлена несколькими складками лимфоидной ткани, выступающими над поверхностью слизистой оболочки задней стенки глотки. Она входит в состав так называемого глоточного лимфатического кольца, представленного несколькими иммунными железами. Данные железы состоят преимущественно из лимфоцитов – иммунокомпетентных клеток, участвующих в регуляции и обеспечении иммунитета, то есть способности организма защищаться от воздействия чужеродных бактерий, вирусов и других микроорганизмов.

Глоточное лимфатическое кольцо образовано:

  • Носоглоточной (глоточной) миндалиной. Непарная миндалина, располагается в слизистой оболочке задне-верхней части глотки.
  • Язычной миндалиной. Непарная, располагается в слизистой оболочке корня языка.
  • Двумя небными миндалинами. Эти миндалины довольно крупные, располагаются в ротовой полости по бокам от входа в глотку.
  • Двумя трубными миндалинами. Располагаются в боковых стенках глотки, вблизи отверстий слуховых труб. Слуховая труба представляет собой узкий канал, который соединяет барабанную полость (среднее ухо) с глоткой. В барабанной полости содержатся слуховые косточки (наковальня, молоточек и стремечко), которые соединены с барабанной перепонкой. Они обеспечивают восприятие и усиление звуковых волн. Физиологической функцией слуховой трубы является выравнивание давления между барабанной полостью и атмосферой, что необходимо для нормального восприятия звуков. Роль трубных миндалин в данном случае заключается в предотвращении попадания инфекции в слуховую трубу и далее в среднее ухо.

Во время вдоха вместе с воздухом человек вдыхает множество различных микроорганизмов, постоянно присутствующих в атмосфере. Основной функцией носоглоточной миндалины является предотвращение проникновения данных бактерий в организм. Вдыхаемый через нос воздух проходит через носоглотку (где расположены носоглоточная и трубные миндалины), при этом чужеродные микроорганизмы контактируют с лимфоидной тканью. При контакте лимфоцитов с чужеродным агентом запускается комплекс местных защитных реакций, направленных на его нейтрализацию. Лимфоциты начинают усиленно делиться (размножаться), что и обуславливает увеличение миндалины в размерах.

Помимо местного антимикробного действия лимфоидная ткань глоточного кольца выполняет и другие функции. В данной области происходит первичный контакт иммунной системы с чужеродными микроорганизмами, после чего лимфоидные клетки переносят информацию о них в другие иммунные ткани организма, обеспечивая подготовку иммунной системы к защите.

Является одним из первых симптомов, появляющихся у ребенка с аденоидами. Причиной нарушения дыхания в данном случае является чрезмерное увеличение аденоидов, которые выступают в носоглотку и препятствуют прохождению вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Характерным является тот факт, что при аденоидах нарушается исключительно носовое дыхание, в то время как дыхание через рот не страдает.

Характер и степень нарушения дыхания определяются размерами гипертрофированной (увеличенной) миндалины. Из-за недостатка воздуха дети плохо спят по ночам, храпят и сопят во время сна, часто просыпаются. Во время бодрствования они часто дышат через рот, который постоянно приоткрыт. Ребенок может неразборчиво говорить, гнусавить, «говорить в нос».

По мере прогрессирования заболевания дышать ребенку становится все сложнее, ухудшается его общее состояние. Из-за кислородного голодания и неполноценного сна может появляться выраженное отставание в умственном и физическом развитии.

Более чем у половины детей с аденоидами наблюдаются регулярные слизистые выделения из носа. Причиной этого является чрезмерная активность иммунных органов носоглотки (в частности, носоглоточной миндалины), а также постоянно прогрессирующий воспалительный процесс в них. Это приводит к повышению активности бокаловидных клеток слизистой оболочки носа (данные клетки ответственны за продукцию слизи), что и обуславливает появление насморка.

Такие дети вынуждены постоянно носить с собой платок или салфетки. Со временем в области носогубных складок может отмечаться повреждение кожных покровов (покраснение, зуд), связанное с агрессивным воздействием выделяемой слизи (носовая слизь содержит особые вещества, основной функцией которых является уничтожение и разрушение проникающих в нос патогенных микроорганизмов).

Нарушение слуха связано с чрезмерным разрастанием носоглоточной миндалины, которая в некоторых случаях может достигать огромных размеров и буквально перекрывать внутренние (глоточные) отверстия слуховых труб. В данном случае становится невозможным выравнивание давления между барабанной полостью и атмосферой. Воздух из барабанной полости постепенно рассасывается, в результате чего нарушается подвижность барабанной перепонки, что и обуславливает снижение слуха.

Если аденоиды перекрывают просвет только одной слуховой трубы, будет отмечаться снижение слуха на стороне поражения. Если же перекрыты обе трубы, слух будет нарушен с двух сторон. В начальных стадиях заболевания нарушение слуха может быть временным, связанным с отеком слизистой оболочки носоглотки и глоточной миндалины при различных инфекционных заболеваниях данной области. После стихания воспалительного процесса отек тканей уменьшается, просвет слуховой трубы освобождается, и нарушения слуха исчезают. На поздних стадиях аденоидные вегетации могут достигать огромных размеров и полностью перекрывать просветы слуховых труб, что приведет к постоянному снижению слуха.

Если не лечить аденоиды 2 – 3 степени (когда носовое дыхание практически невозможно), длительное дыхание через рот приводит к развитию определенных изменений лицевого скелета, то есть формируется так называемое «аденоидное лицо».

«Аденоидное лицо» характеризуется:

  • Полуоткрытым ртом. Из-за затрудненного носового дыхания ребенок вынужден дышать через рот. Если такое состояние длится достаточно долго, оно может переходить в привычку, вследствие чего даже после удаления аденоидов ребенок будет по-прежнему дышать ртом. Коррекция данного состояния требует длительной и кропотливой работы с ребенком как со стороны врачей, так и со стороны родителей.
  • Отвисшей и удлиненной нижней челюстью. Из-за того, что рот ребенка постоянно открыт, нижняя челюсть постепенно удлиняется и вытягивается, что приводит к нарушению прикуса. Со временем происходят определенные деформации в области височно-нижнечелюстного сустава, вследствие чего в нем могут образовываться контрактуры (сращения).
  • Деформацией твердого неба. Происходит из-за отсутствия нормального носового дыхания. Твердое небо располагается высоко, может быть развито неправильно, что, в свою очередь, приводит к неправильному росту и расположению зубов.
  • Безразличным выражением лица. При длительном течении заболевания (месяцы, годы) значительно нарушается процесс доставки кислорода к тканям, в частности, к головному мозгу. Это может приводить к выраженному отставанию ребенка в умственном развитии, нарушению памяти, умственной и эмоциональной деятельности.
Читайте также:  Препараты от аллергического аденоидах

Важно помнить, что описанные изменения возникают только при длительном течении заболевания. Своевременное удаление аденоидов приведет к нормализации носового дыхания и предотвратит изменения лицевого скелета.

При появлении одного или нескольких из вышеописанных симптомов рекомендуется обратиться к оториноларингологу (ЛОР-врачу), который проведет тщательную диагностику и выставит точный диагноз.

Для диагностики аденоидов применяется:

  • Задняя риноскопия. Простое исследование, позволяющее зрительно оценить степень увеличения глоточной миндалины. Выполняется с помощью небольшого зеркала, которое вводится врачом через рот в глотку. Исследование безболезненно, поэтому может выполняться всем детям и практически не имеет противопоказаний.
  • Пальцевое исследование носоглотки. Также довольно информативное исследование, позволяющее на ощупь определить степень увеличения миндалин. Перед исследованием врач надевает стерильные перчатки и становится сбоку от ребенка, после чего пальцем левой руки надавливает на его щеку снаружи (чтобы предотвратить смыкание челюсти и травму), а указательным пальцем правой руки быстро обследует аденоиды, хоаны и заднюю стенку носоглотки.
  • Рентгенографические исследования. Простая рентгенография в прямой и боковой проекции позволяет определить аденоиды, которые достигли больших размеров. Иногда пациентам назначается компьютерная томография, которая позволяет более детально оценить характер изменений глоточной миндалины, степень перекрытия хоан и другие изменения.
  • Эндоскопическое исследование. Довольно подробную информацию может дать эндоскопическое исследование носоглотки. Суть его заключается во введении эндоскопа (специальной гибкой трубки, на одном конце которой закреплена видеокамера) в носоглотку через нос (эндоскопическая риноскопия) или через рот (эндоскопическая эпифарингоскопия), при этом данные с камеры передаются на монитор. Это позволяет визуально исследовать аденоиды, оценить степень проходимости хоан и слуховых труб. Чтобы предотвратить неприятные ощущения или рефлекторную рвоту, за 10 – 15 минут до начала исследования слизистая оболочка глотки обрабатывается спреем анестетика – вещества, снижающего чувствительность нервных окончаний (например, лидокаином или новокаином).
  • Аудиометрия. Позволяет выявить нарушение слуха у детей с аденоидами. Суть процедуры заключается в следующем — ребенок садится в кресло и надевает наушники, после чего врач начинает включать звуковые записи определенной интенсивности (звук подается вначале на одно ухо, затем на другое). Когда ребенок услышит звук, он должен подать сигнал.
  • Лабораторные анализы. Лабораторные анализы не являются обязательными при аденоидах, так как не позволяют подтвердить или опровергнуть диагноз. В то же время, бактериологическое исследование (посев мазка из носоглотки на питательные среды с целью выявления бактерий) иногда позволяет определить причину заболевания и назначить адекватное лечение. Изменения в общем анализе крови (повышение концентрации лейкоцитов более 9 х 10 9 /л и увеличение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) более 10 – 15 мм в час) могут указывать на наличие инфекционно-воспалительного процесса в организме.

В зависимости от размеров аденоидных вегетаций выделяют:

  • Аденоиды 1 степени. Клинически данная стадия может никак не проявляться. В дневное время ребенок свободно дышит через нос, однако в ночное время может отмечаться нарушение носового дыхания, храп, редкие пробуждения. Это объясняется тем, что ночью слизистая оболочка носоглотки слегка отекает, что приводит к увеличению размеров аденоидов. При исследовании носоглотки могут определяться аденоидные разрастания небольших размеров, покрывающие до 30 – 35% сошника (кости, участвующей в формировании носовой перегородки), слегка перекрывая просвет хоан (отверстий, соединяющих полость носа с носоглоткой).
  • Аденоиды 2 степени. В данном случае аденоиды разрастаются настолько, что покрывают более половины сошника, что уже отражается на способности ребенка дышать через нос. Носовое дыхание затруднено, однако еще сохранено. Ребенок часто дышит ртом (обычно после физических нагрузок, эмоционального перенапряжения). В ночное время отмечается сильный храп, частые пробуждения. На этой стадии могут появляться обильные слизистые выделения из носа, кашель и другие симптомы заболевания, однако признаки хронической нехватки кислорода возникают крайне редко.
  • Аденоиды 3 степени. При 3 степени заболевания гипертрофированная глоточная миндалина полностью перекрывает хоаны, делая носовое дыхание невозможным. Все описанные выше симптомы сильно выражены. Появляются и прогрессируют симптомы кислородного голодания, могут появляться деформации лицевого скелета, отставание ребенка в умственном и физическом развитии и так далее.

Выбор метода лечения зависит не только от размеров аденоидов и длительности заболевания, но также и от выраженности клинических проявлений. В то же время, стоит отметить, что исключительно консервативные мероприятия эффективны лишь при 1 степени заболевания, в то время как аденоиды 2 – 3 степени являются показанием к их удалению.

Целью медикаментозной терапии является устранение причин возникновения заболевания и предотвращение дальнейшего увеличения глоточной миндалины. С этой целью могут использоваться препараты из различных фармакологических групп, обладающие как местными, так и системными эффектами.

Медикаментозное лечение аденоидов

Механизм лечебного действия

Антибиотики назначаются только при наличии системных проявлений бактериальной инфекции либо при выделении патогенных бактерий со слизистой оболочки носоглотки и аденоидов. Данные препараты губительно воздействуют на чужеродные микроорганизмы, в то же время, практически, не влияя на клетки человеческого организма.

Гистамин – биологически активное вещество, которое обладает рядом эффектов на уровне различных ткани в организме. Прогрессирование воспалительного процесса в глоточной миндалине приводит к повышению концентрации гистамина в ее тканях, что проявляется расширением кровеносных сосудов и выходом жидкой части крови в межклеточное пространство, отеком и гиперемией (покраснением) слизистой оболочки глотки.

Антигистаминные препараты блокируют негативные эффекты гистамина, устраняя некоторые клинические проявления заболевания.

Внутрь, запивая полным стаканом теплой воды.

  • Детям до 6 лет – по 2,5 мг дважды в сутки.
  • Взрослым – по 5 мг дважды в сутки.
  • Детям до 6 лет – по 0,5 мг 1 – 2 раза в сутки.
  • Взрослым – по 1 мг 2 раза в сутки.

Данные препараты содержат различные витамины, которые необходимы для нормального роста ребенка, а также для правильного функционирования всех систем его организма.

При аденоидах особое значение имеют:

  • Витамины группы В – регулируют процессы обмена веществ, работу нервной системы, процессы кроветворения и так далее.
  • Витамин С – повышает неспецифическую активность иммунной системы.
  • Витамин Е – необходим для нормальной работы нервной и иммунной системы.

Важно помнить, что поливитамины – это лекарства, бесконтрольное или неправильное применение которых может вызвать ряд побочных реакций.

Внутрь по 1 капсуле в день в течение 1 месяца, после чего следует сделать перерыв на 3 – 4 месяца.

Внутрь по 1 таблетке 1 раз в сутки. Не рекомендуется принимать детям до 12 лет.

Данный препарат обладает способностью повышать неспецифические защитные функции иммунной системы ребенка, тем самым снижая вероятность повторных заражений бактериальными и вирусными инфекциями.

Таблетки следует рассасывать каждые 4 – 8 часов. Курс лечение 10 – 20 дней.

Местное применение лекарственных средств является неотъемлемой частью консервативного лечения аденоидов. Применение капель и спреев обеспечивает доставку медикаментов непосредственно на слизистую оболочку носоглотки и увеличенной глоточной миндалины, что позволяет добиться максимального терапевтического эффекта.

Местное медикаментозное лечение аденоидов

  • Детям – по 10 – 25 мг на килограмм массы тела (мг/кг) 3 – 4 раза в сутки.
  • Взрослым – по 750 мг 3 раза в сутки (внутривенно или внутримышечно).
  • Взрослым – по 1 – 2 таблетки 1 раз в сутки (утром или в обед).
  • Детям – по половине таблетки 1 раз в сутки в одно и то же время.

Механизм лечебного действия

Данные спреи содержат гормональные препараты, обладающие выраженным противовоспалительным действием. Уменьшают отечность тканей, снижают интенсивность образования слизи и приостанавливают дальнейшее увеличение аденоидов.

Препарат содержит протеинат серебра, обладающий противовоспалительным и антибактериальным действием.

Капли в нос следует применять 3 раза в день в течение 1 недели.

  • Детям до 6 лет – по 1 капле в каждый носовой ход.
  • Детям старше 6 лет и взрослым – по 2 – 3 капли в каждый носовой ход.

Содержит растительные, животные и минеральные компоненты, обладающие противовоспалительным и противоаллергическим действием.

При местном применении оказывает антибактериальное, противовоспалительное и сосудосуживающее действие, а также стимулирует иммунитет.

Закапывать по 2 – 3 капли в каждый носовой ход 3 раза в день в течение 4 – 6 недель. Курс лечения можно повторить через месяц.

При местном применении данный препарат вызывает сужение кровеносных сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки, что приводит к уменьшению отечности тканей и облегчению носового дыхания.

Спрей или капли в нос вводятся в каждый носовой ход 3 раза в сутки (дозировка определяется формой выпуска).

Длительность лечения не должна превышать 7 – 10 дней, так как это может привести к развитию побочных реакций (например, к гипертрофическому риниту – патологическому разрастанию слизистой оболочки носа).

Положительными эффектами промывания носа являются:

  • Механическое удаление слизи и патогенных микроорганизмов с поверхности носоглотки и аденоидов.
  • Противомикробное действие, оказываемое солевыми растворами.
  • Противовоспалительное действие.
  • Противоотечное действие.

Аптечные формы растворов для промывания выпускаются в специальных емкостях с длинным наконечником, который вводится в носовые ходы. При использовании домашних растворов (1 – 2 чайных ложки соли на 1 стакан теплой кипяченой воды) можно воспользоваться спринцовкой или простым шприцем на 10 – 20 мл.

Промывать нос можно одним из следующих способов:

  • Наклонить голову таким образом, чтобы один носовой ход оказался выше, чем другой. В вышерасположенную ноздрю ввести несколько миллилитров раствора, который должен вытекать через нижерасположенную ноздрю. Повторить процедуру 3 – 5 раз.
  • Запрокинуть голову и ввести в один носовой ход 5 – 10 мл раствора, при этом задержав дыхание. Через 5 – 15 секунд наклонить голову вниз и дать раствору вытечь, после чего повторить процедуру 3 – 5 раз.

Промывание носа следует выполнять 1 – 2 раза в сутки. Не следует применять слишком концентрированные солевые растворы, так как это может привести к повреждению слизистой оболочки носа, носоглотки, дыхательных путей и слуховых труб.

Ингаляция является простым и эффективным методом, позволяющим доставить лекарственный препарат прямо к месту его воздействия (к слизистой оболочке носоглотки и к аденоидам). Для ингаляций могут применяться специальные аппараты или подручные средства.

При наличии аденоидов рекомендуется применять:

  • Сухие ингаляции. Для этого можно использовать масла пихты, эвкалипта, мяты, 2 – 3 капли которых следует нанести на чистый носовой платок и дать ребенку подышать через него в течение 3 – 5 минут.
  • Влажные ингаляции. В данном случае ребенок должен дышать паром, содержащим частицы лекарственных веществ. Те же масла (по 5 – 10 капель) могут добавляться в только что вскипяченную воду, после чего ребенок должен наклониться над емкостью с водой и дышать паром в течение 5 – 10 минут.
  • Солевые ингаляции. В 500 мл воды следует добавить 2 чайные ложки соли. Довести раствор до кипения, снять с огня и подышать паром в течение 5 – 7 минут. В раствор также можно добавлять по 1 – 2 капли эфирных масел.
  • Ингаляции с помощью небулайзера.Небулайзер – это особый распылитель, в который помещается водный раствор лечебного масла. Препарат распыляет его на мелкие частицы, которые через трубку поступают в нос пациента, орошая слизистые оболочки и проникая в труднодоступные места.

Положительными эффектами ингаляций являются:

  • увлажнение слизистой оболочки (за исключением сухих ингаляций);
  • улучшение кровообращения в слизистой оболочке носоглотки;
  • уменьшение количества слизистых выделений;
  • повышение местных защитных свойств слизистой оболочки;
  • противовоспалительное действие;
  • противоотечное действие;
  • противобактериальное действие.

Воздействие физической энергии на слизистую оболочку позволяет повысить ее неспецифические защитные свойства, снизить выраженность воспалительных явлений, устранить некоторые симптомы и замедлить прогрессирование заболевания.

При аденоидах назначается:

  • Ультрафиолетовое облучение (УФО). Для облучения слизистых оболочек носа используется специальный аппарат, длинный наконечник которого вводится в носовые ходы поочередно (это предупреждает попадание ультрафиолетовых лучей в глаза и на другие участки тела). Обладает противобактериальным и иммуностимулирующим действием.
  • Озонотерапия. Нанесение озона (активной формы кислорода) на слизистые оболочки носоглотки оказывает противобактериальное и противогрибковое действие, стимулирует местный иммунитет и улучшает обменные процессы в тканях.
  • Лазеротерапия. Лазерное воздействие приводит к повышению температуры слизистой оболочки носоглотки, расширению кровеносных и лимфатических сосудов, улучшению микроциркуляции. Также лазерное излучение является губительным для многих форм патогенных микроорганизмов.

Дыхательная гимнастика подразумевает выполнение определенных физических упражнений, сопряженное с одновременным дыханием по специальной схеме. Стоит отметить, что дыхательная гимнастика показана не только в лечебных целях, но и для восстановления нормального носового дыхания после удаления аденоидов. Дело в том, что при прогрессировании заболевания ребенок может дышать исключительно ртом в течение длительного времени, таким образом, «забывая» как правильно дышать через нос. Активное выполнение комплекса упражнений помогает восстановить нормальное носовое дыхание у таких детей в течение 2 – 3 недель.

При аденоидах дыхательная гимнастика способствует:

  • снижению выраженности воспалительных и аллергических процессов;
  • уменьшению количества выделяемой слизи;
  • уменьшению выраженности кашля;
  • нормализации носового дыхания;
  • улучшению микроциркуляции и обменных процессов в слизистой оболочке носоглотки.

Дыхательная гимнастика включает следующий комплекс упражнений:

  • 1 упражнение. В положении стоя на ногах нужно сделать 4 – 5 резких активных вдоха через нос, после каждого из которых должен следовать медленный (в течение 3 – 5 секунд), пассивный выдох через рот.
  • 2 упражнение. Исходное положение – стоя, ноги вместе. В начале упражнения следует медленно наклонять туловище вперед, стараясь руками дотянуться до пола. В конце наклона (когда руки почти коснутся пола) нужно сделать резкий глубокий вдох через нос. Выдох следует выполнять медленно, одновременно с возвращением в исходное положение.
  • 3 упражнение. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Начинать упражнение следует с медленного приседания, в конце которого следует сделать глубокий резкий вдох. Выдох также выполняется медленно, плавно, через рот.
  • 4 упражнение. Стоя на ногах, следует поочередно поворачивать голову вправо и влево, затем наклонять вперед и назад, при этом в конце каждого поворота и наклона выполнять резкий вдох через нос, за которым должен следовать пассивный выдох ртом.

Повторять каждое упражнение следует по 4 – 8 раз, а весь комплекс следует выполнять дважды в день (утром и вечером, но не позднее, чем за час перед сном). Если при выполнении упражнений ребенок начинает испытывать головные боли или головокружение – следует снизить интенсивность и продолжительность занятий. Возникновение данных симптомов может объясняться тем фактом, что слишком частое дыхание приводит к усиленному выведению углекислого газа (побочного продукта клеточного дыхания) из крови. Это приводит к рефлекторному сужению кровеносных сосудов и недостатку кислорода на уровне головного мозга.

Народная медицина обладает большим набором лекарственных средств, способных устранить симптомы аденоидов и ускорить выздоровление пациента. Однако важно помнить, что неадекватное и несвоевременное лечение аденоидов может привести к ряду серьезных осложнений, поэтому перед началом самолечения нужно проконсультироваться с врачом.

Для лечения аденоидов можно использовать:

  • Водный экстракт прополиса. В 500 мл воды добавить 50 грамм измельченного прополиса и выдерживать на водяной бане в течение часа. Процедить и принимать внутрь по половине чайной ложки 3 – 4 раза в день. Оказывает противовоспалительное, противомикробное и противовирусное действие, а также укрепляет иммунитет.
  • Сок алоэ. Для местного применения следует закапывать по 1 – 2 капли сока алоэ в каждый носовой ход 2 – 3 раза в день. Оказывает антибактериальное и вяжущее действие.
  • Сбор из коры дуба, зверобоя и мяты. Для приготовления сбора нужно смешать 2 полные столовые ложки измельченной коры дуба, 1 ложку зверобоя и 1 ложку перечной мяты. Полученную смесь залить 1 литром воды, довести до кипения и кипятить в течение 4 – 5 минут. Охладить при комнатной температуре в течение 3 – 4 часов, процедить и закапывать по 2 – 3 капли сбора в каждый носовой ход ребенка утром и вечером. Оказывает вяжущее и противомикробное действие.
  • Облепиховое масло. Обладает противовоспалительным, иммуностимулирующим и антибактериальным действием. Применять следует дважды в день, закапывая по 2 капли в каждый носовой ход.

источник

  • Детям от 6 до 12 лет – по 1 дозе (по 1 впрыскиванию) в каждый носовой ход 1 раз в сутки.
  • Взрослым и детям старше 12 лет – по 1 – 2 впрыскивания 1 раз в сутки.
  • Детям до 6 лет – по 1 впрыскиванию в каждый носовой ход 2 – 4 раза в сутки.
  • Детям старше 6 лет и взрослым – по 2 впрыскивания в каждый носовой ход 4 – 5 раз в сутки.