Меню Рубрики

Логопедические упражнения после удаления аденоидов

Ольга Никулина
Нарушения речи при аденоидах: пути коррекции

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и не согретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие, являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и тд., что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.

Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии, а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти, сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т. е. к нарушению фонематического анализа;

б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков ^)т

1: 4 в норме до 1: 2, 1: 1 у детей с аденоидами, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;

в) к нарушению произносительной

дифференциации — (из-за сильного носового оттенка

голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т («мебель»

= «небель», «Мила» = «мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина», «день» = «нень», «ладно» = «лано» и т. д.);

г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной акустической дисграфии.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора

1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;

2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т. к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:

а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации.

б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров.

3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога «в»).

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

Когда такой ребенок попадает к нам в логопедическую группу, возникает вопрос: что же делать? Ведь если просто заниматься непосредственно коррекцией речевого нарушения, это не будет эффективно. Конечно, в первую очередь мы направляем такого ребенка на консультацию к отолярингологу. А дальше? Как избавить малыша от привычки дышать ртом? Как научить его правильному носовому дыханию? В логопедической литературе существует много методик. Мы долго экспериментировали, пробуя одну за другой. Пока не познакомились с программой Михаила Львовича Лазарева «Здравствуй».

Его система дыхательных упражнений разработана на основе:

-различных школ восточных единоборств, которые уже имеют тысячелетнюю историю;

-на основе методики А. Н. Стрельниковой, которая успешно используется в работе с детьми, болеющими астмой; для профилактики респираторных заболеваний; для укрепления голосового аппарата певцов и артистов.

Некоторые из них мы рассмотрим:

(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)

И. П. — стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй (1 раз)

(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)

И. П. — стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)

(Обучение постепенно выдыхать воздух)

Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.

(На напряжение и расслабление мышц)

На вдохе — песок в руки, сжать (задержка дыхания). На выдохе посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела

(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания)

И. П. — стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.

(Способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол)

И. П. — стоя. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух.

Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе (1 раз).

Выдох, на вдохе животик надувается, как шарик. На выдохе поджимается назад.

Летают бомбардировщики («В», истребители («И», бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В», взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР», идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ».

Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…».

Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».

И. П. — стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. На сколько возможно задерживается дыхание.

Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

Учить делать вдох носом, а выдох — ртом, выработка дифференциального дыхания»

(надуваем либо воздушный шарик, либо надувную игрушку).

Такие простые упражнения мы выполняем систематически на логопедических занятия. Опыт показывает, что улучшается здоровье ребенка, формируется правильное носовое дыхание, и,как следствие, повышается эффективность логопедического воздействия на детей.

Никулина Ольга Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №5

Г. Уссурийск, Приморский край

Организация (обеспечение) двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей «Организация (обеспечение)двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей». Физкультминутка не является обязательным.

Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии Конспект занятия по коррекции произносительной стороны речи при стертой форме дизартрии (подготовительный этап) Цель: показать основные.

Консультация «Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников» В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них.

Плавание — эффективное средство коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата Плавание как – реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода»,.

Преодоление речевого нарушения при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников с ОВЗ Цель: Преодоление речевого нарушения в процессе взаимодействия учителя логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников старшего.

Консультация «Применение Су-Джок терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста» Применение Су-Джог терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью УО Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Заикание: пути коррекции Тарасова В. Ю. Учитель-логопед МБДОУ № 151 г. Казань Заикание у дошкольников: пути коррекции. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации.

источник

Операция по удалению аденоидов у детей не относится к числу сложных. Чаще всего проводится под общим наркозом не в силу физической боли, а для предотвращения сильного эмоционального переживания маленького пациента: вид инструментов, большое количество крови, длительное неудобное положение может вызвать психологическую травму или стресс. А это, в свою очередь, может спровоцировать осложнения в ходе вмешательства или в ранний послеоперационный период.

Хирурги не перестают повторять, что время реабилитации для дальнейшего здоровья не менее важно, чем сама операция. Поэтому следует знать особенности ведения послеоперационного периода у детей в домашних условиях, т.к. после удаления аденоидов при отсутствии явных осложнений стационарное лечение не предусмотрено.

Через несколько часов после удаления аденоидов ребёнка выписывают на амбулаторный режим наблюдения. Перед тем, как покинуть больницу, он проходит осмотр хирурга и педиатра на предмет отсутствия осложнений на прооперированном участке и последствий анестезии.

В послеоперационный период детям создают подходящие условия:

  • чистый дом, где ежедневно проводится влажная уборка;
  • спокойная обстановка без акцентирования пережитых волнений, но с уверенностью в полном выздоровлении;
  • отсутствие физических нагрузок, чрезмерной активности – занятия могут вызвать прилив крови к прооперированной части носоглотки, спровоцировать кровотечение;
  • возможность отдыхать, особенно в первый день – наркоз утомляет;
  • естественная забота близких, внимание с их стороны к любым нестандартным явлениям выздоровления.

Запомните! В большинстве случаев удаление аденоидов у детей проводят в холодное время года, но не лишним будет следующее предупреждение: в первое время не рекомендуется принятие солнечных ванн, купание в открытых водоемах, принятие теплых ванн, посещение бани. Запрещены перелеты и путешествия – домашний режим в послеоперационный период – обязательный этап восстановления даже при хорошем самочувствии.

Заживление на слизистых у детей после удаления аденоидов проходит достаточно быстро и, при отсутствии в послеоперационный период провоцирующих осложнение факторов, в основном безболезненно.

Читайте также:  Удаление аденоидов происходит с лет

Для бережного обращения рекомендуется внесение изменений в меню:

  • исключение твердой, грубой пищи, требующей значительных усилий для пережевывания;
  • запрет на продукты и приправы, вызывающие раздражение слизистых или их гиперемию – острые, кислые и соленые блюда;
  • употребление пищи комнатной и холодной температуры, исключение очень теплых и горячих блюд – предупреждение кровотечения.

Удаление аденоидов – повод угостить детей мороженым, и не раз. Предпочтение отдают твердым видам, фруктовому льду, а не мягким шарикам – избыток жира выстилает слизистые ротовой полости и плохо выполаскивается. На этой пищевой пленке легко поселяются и активно размножаются микробы.

В домашних условиях для сужения кровеносных сосудов иногда доктор рекомендует в послеоперационный период капли в нос.

Важно! Категорически не рекомендуется превышать указанную дозу назальных растворов и количество применений в течение суток! Слишком частое употребление может спровоцировать парадоксальное расширение сосудов и хронический насморк.

В первые дни послеоперационного периода рекомендуется ограничить контакты ребёнка с посторонними людьми, в том числе и с друзьями, знакомыми, одноклассниками. После любого хирургического вмешательства иммунитет направляет свои силы на заживление повреждений. Чужеродные микробы и вирусы, не являющиеся привычными, после удаления аденоидов могут вызвать заболевание.

Ежедневные гигиенические процедуры, в особенности чистку зубов, проводят тщательно – для уменьшения болезнетворных составляющих флоры полости рта. Но во время обработки соблюдают осторожность: избегать грубых прикосновений к слизистым, а также слишком энергичных полосканий.

Дважды в день измеряют температуру тела. В норме в послеоперационный период возможно ее небольшое повышение (в 1 – 2 день), но это не обязательно: болезненность в горле после удаления аденоидов далеко не всегда сопровождается жаром. Температура выше 38°С демонстрирует бурную реакцию организма, для предотвращения кровотечения разрешено применение жаропонижающих препаратов. Преимущественно используют средства на основе парацетамола (Панадол, Нурофен и т.п.)

Важно! Применение ацетилсалициловой кислоты (аспирина) в педиатрии не приветствуется вообще, а в послеоперационный период особенно: препарат разжижает кровь, т.е. препятствует заживлению открытых ран.

В целом, скорейшему выздоровлению после удаления аденоидов, как и в любой другой послеоперационный период, способствуют:

  • упорядоченный образ жизни – спокойное бодрствование и достаточный отдых, в том числе и сон;
  • хорошие гигиенические условия;
  • тщательное выполнение предписаний врача при выписке;
  • послеоперационное наблюдение у оториноларинголога (ЛОРа).

Чрезмерно разросшаяся железистая ткань, которая и приводит к операции, формируют у ребёнка особый тип дыхания, глотания и речи. После удаления аденоидов некоторое время сохраняется «гнусавость», затруднение дыхания, шум в ушах. Однако, это не норма, а по мере заживления операционного поля подобные явления проходят без следа. Если сохраняется ограниченность в функциях в отдаленный послеоперационный период – это повод обратиться к врачу.

Некоторым детям, выросшим с аденоидами, требуется корректировка дыхания и произношения. В домашних условиях необходимо как можно раньше приступить к логопедическим занятиям, в число которых входят специальные дыхательные гимнастические комплексы для укрепления мышц неба и глотки с включением речевых тренировок.

При проведении занятий следует учитывать несколько моментов:

  • не проводить зарядку в первые дни, во время острого послеоперационного периода;
  • обеспечить достаточное увлажнение воздуха в комнате для занятий (полезно для всех, а особенно в после удаления аденоидов) – чрезмерная сухость вдыхаемого воздуха может спровоцировать першение и кашель, что неполезно;
  • соблюдать принцип постепенности – каждое упражнение проводят от 3 раз, с постепенным увеличением по количеству через день на 1 – 2 раза и доведением до 12 раз;
  • новые варианты вводить также постепенно, по 1 – 2 в день, с постепенным нарастанием количества повторений;
  • при ухудшении состояния прооперированного органа снизить или отменить нагрузку до стабилизации заживления, восстанавливать с малых нагрузок;
  • добиваться тщательного выполнения каждого упражнения, прежде чем добавлять новые, не спешить с объемами, приоритет – правильности положения органов и достижения целей;
  • создать положительный психологический настрой во время занятий, а лучше превратить их в игру с рифмовками и персонажами – тогда такая спец зарядка станет хорошей привычкой и будет выполняться ребёнком с удовольствием еще долгое время самостоятельно.

В первые дни рекомендуется проводить дыхательную и речевую гимнастику в домашних условиях после проветривания помещения.

Важный совет! В последующее время можно использовать прогулки для выполнения упражнений. Свежий воздух – один из факторов благополучного выздоровления пациента после удаления аденоидов.

  1. Медленный подъем вытянутых рук через стороны вверх с одновременным вдохом через нос. Задержка дыхания на высоте подъема, выдох через рот при опускании рук. Варианты: регулируют силу и скорость вдоха и выдоха, период задержки дыхания, количество повторений и подходов во время гимнастики. Рекомендуется как начальное и заключительное упражнение.
  2. Грудное дыхание: при вдохе расширяют грудную клетку, а живот втягивают, при выдохе увеличивается объем живота, а грудь спадает. Вдох-выдох через нос.
  3. Брюшное дыхание: при вдохе расширяют живот, при выдохе живот подтягивают. Вдох-выдох через нос.
  4. Попеременное дыхание через 1 ноздрю: пальцем крыло носа прижимают к перегородке, вдох и выдох производят через свободную ноздрю. Можно комбинировать с упражнением №3, но не вместо, а после него.
  5. Активизация полости рта: вдох через нос, перед выдохом воздух направляют в рот, раздувают щеки. Перекатывают его от щеки к щеке, сверху вниз и по кругу, затем медленно под давлением выдыхают через небольшое отверстие между губами.
  6. Звуковые упражнения после вдоха через нос и на фоне выдоха ртом: произнесение звуков (плавно гласные и шипящие, прерывисто согласные). Чередуют звуки, количество и добиваются качественного произношения.
  7. Речевые упражнения: произнесение коротких фраз, рифмовок, поговорок, пословиц, скороговорок с элементами пальцевой гимнастики или использованием игрушек. Очень важно дозированное, но постоянное увеличение диапазона звуков. Следует добиваться чистоты произношения, увеличения скорости выполнения упражнения. Варианты: ритмичное чтение во время прогулок с подбором скорости передвижения.

Эти и многие другие упражнения помогут значительно улучшить речь, нормализовать дыхание, восстановить мозговую деятельность.

Гимнастика служит прекрасным средством профилактики простудных заболеваний после удаления аденоидов: активное дыхание через нос активизирует не только обменные процессы, но и иммунную систему.

Таким образом, послеоперационный период после удаления аденоидов не предусматривает больших проблем. Избежать осложнений и скоро выздороветь поможет соблюдение режима.

источник

При обнаружении аденоидов чаще назначают хирургическое вмешательство. Но перед операцией можно попробовать и альтернативные способы лечения. К одному из них относится дыхательная гимнастика, которая считается замечательным профилактическим средством и также показана после аденотомии.

Дыхание — это важная функция организма и правильно дышать необходимо для улучшения самочувствия. Гимнастика при аденоидах должна проводиться грамотно, поэтому перед применением специалист должен объяснить технику выполнения. Также он должен рассказать о положительных действиях упражнений и их недостатках.

Положительные свойства гимнастики:

  • Восстанавливаются обменные процессы
  • Уменьшаются лицевые деформации
  • Снижаются воспаления в полости носа
  • Укрепляется иммунитет и организм в целом
  • Повышается тонус сосудов носа
  • Улучшается мозговое кровообращение
  • Происходит быстрая поправка после операции
  • Укрепляются мышцы грудной клетки

К недостаткам относится:

Упражнения в основном разработаны для детей с трех лет, младшему возрасту трудно объяснять, как правильно дышать. Также они не усидчивы, поэтому добиваться полного выполнения задания трудно. Если переусердствовать с выполнением гимнастики, можно вызвать головокружение, недомогание.

Основой методики служат сочетание динамических и статических упражнений. Наиболее эффективными комплексами считаются метод Бутейко и гимнастика Стрельниковой. Выбирают наиболее подходящую для ребенка. Чтобы добиться эффекта в терапии, необходимо обучать ребенка концентрироваться на дыхании, так как оно обеспечивает поступление кислорода в мозг, стимулирует нервную, сосудистую систему.

  • Увеличивать нагрузку каждый день
  • Отдыхать одну минуту после очередного задания
  • Сочетать дыхание с физическими упражнениями
  • Проводить занятия не только в помещении, но и на свежем воздухе

Вернуться к оглавлению

  • Тщательно прочищать носовые ходы. Для этого ребенка кладут в горизонтальное положение, капают солевой раствор и хорошо очищают нос
  • Можно проводить разминку: похлопать, подуть
  • Воздух в помещении, где проводится гимнастика, необходимо увлажнять
  • Комнату перед процедурой проветривать

Вернуться к оглавлению

Данная физкультура для носа приводит к устранению насморка, установлению нормального носового дыхания.

  1. Ребенок должен вставать прямо, ноги на ширине плеч, немного сжатых в коленях. Совершаются повороты туловища в разные стороны, дыхание при этом естественное.
  2. Во втором упражнении исходная позиция такая же, но одна нога поднята к животу, другая чуть согнута в колене. Делается резкий вдох, пауза на несколько секунд и выдох, возврат в исходное положение. Повторять на другой ноге.

Вернуться к оглавлению

Гимнастика при аденоидах по Бутейко:

  1. Родитель должен зажать левый носовой ход ребенка, рот в это время закрыт. Совершать вдох и выдох через свободную ноздрю. Так делается с каждой ноздрей попеременно.
  2. Вдох делается левой стороной, а выдох через правую ноздрю. После двух минут отдыха то же самое с правой ноздрей.

Следующие упражнения на вентиляцию легких

  1. Необходимо вдыхать ртом, затем дыхание задерживается на 7 секунд и спокойно выдохнуть.
  2. Медленный вдох и выдох через рот.
  3. Вместе с дыхательной терапией для лечения аденоидов и всей носоглотки можно пробовать полоскания с травами ромашки и шалфея. Во время полоскания ребенок должен попытаться проговаривать буквы «о» и «а».

Вернуться к оглавлению

Аденоидит это воспаление миндалины глотки. Чаще болезнь затрагивает регулярно болеющих детей в возрасте от 3 до 7 лет. При данном патологическом процессе ребенок постоянно дышит ртом, болеет отитом, насморком, храпит по ночам. Не вылеченные аденоиды могут привести к гипоксии мозга и умственной отсталости ребенка. При их возникновении чаще прибегают к операции. Но она не всегда помогает, или помогает временно. Дыхательная гимнастика для аденоидов у детей необходима как профилактика заболевания и показана после операции.

После аденотомии назначаются лекарства, физиотерапия, закаливающие процедуры, специальное питание и дыхательная программа.

Начинать занятия в послеоперационный период можно через 10 дней. Тренинг сочетает в себе несколько этапов:

  • Становиться нужно прямо, вытягивать руки, делать 5 вдохов и выдохов с втянутым животом. Это упражнение малыш должен повторять пять раз с перерывом по одной минуте.
  • Стоять нужно прямо с заведенными руками на затылке, локти направлены прямо. Делать вдох и медленный выдох, локти при этом разводить и сводить обратно.
  • Туловище находится прямо, руки опущены. Необходимо делать одновременно следующие действия: медленно дышать, с втянутым животом, отводить руки назад и вставать на носочки. Повторять восемь раз.

Вернуться к оглавлению

Заболевания носоглотки и ее воспаления возможны из-за неверного дыхания. Смысл дыхания в том, чтобы легкие и мозг насытились кислородом.

Разъяснить ребенку, что такое дыхание, можно с помощью игры. Давать ребенку понюхать цветок, затем, дуть на одуванчик, свечу. Этими играми необходимо помочь ребенку почувствовать разницу.

Тренировать дыхание необходимо для развития мышц живота и грудной клетки, укрепления сосудов носа и избавления от постоянных респираторных заболеваний.

Дыхательная гимнастика при аденоидах для детей содержит курс занятий:

  • Повороты головой. Ребенок стоит прямо, поворачивает голову в стороны и делает короткий вдох, шею не напрягает.
  • Руки сжаты в кулаки над животом. При вдохе необходимо резко опускать кулаки вниз, на выдохе возвращать их на пояс. Повторять четыре раза, отдых десять секунд.

Для совсем маленьких детей подойдут следующие упражнения:

  • Одну ноздрю закрыть, через вторую подышать. Рот должен быть закрытым. Занятие с одной ноздрей продолжать 10 раз, после, проделать так же со второй.
  • Рот закрыт и попытаться, произнести буквы: Ш, Ф, В, П.

Все упражнения выполнять дважды в день.

При правильном выполнении комплекса дыханий, этот способ лечения считается безопасным. Но все-таки стоит обратить внимание на некоторые противопоказания:

  • Травмы (головы, позвоночника)
  • Кровотечения
  • Повышенная температура
  • Повышенная утомляемость, усталость
  • Внутричерепное давление
  • Болезни внутренних органов

После удаления аденоидов у детей необходимо соблюдать все предписания врача. Если сочетать рекомендации данных дыхательных упражнений с лекарственной терапией, можно добиться больших успехов в лечении.

источник

После удаления аденоидов вследствие недостаточной дифференцированности ротового и носового выдоха воздушная струя начинает проникать в носовую полость при произнесении не только носовых, но и ротовых звуков. Мягкое небо опущено уже «по привычке». И эту привычку можно убрать с помощью логопедических упражнений!

Читайте также:  Деринат помогает при аденоидах

Функциональная открытая ринолалия

С научной точки зрения ринолалия – это изменение тембра голоса, которое сопровождается искажением звукопроизношения, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. В результате этих нарушений, воздушная струя идёт «не тем путём», и звуки приобретают «гнусавый» оттенок.

После удаления аденоидов вследствие недостаточной дифференцированности ротового и носового выдоха воздушная струя начинает проникать в носовую полость при произнесении не только носовых, но и ротовых звуков. Кроме того, мягкое небо опущено уже «по привычке» (ведь раньше аденоиды закрывали проход в носовую полость, и мягкому нёбу не было необходимости выполнять эту функцию). И эту привычку надо убирать с помощью комплексных логопедических занятий.

Упражнения для укрепления мягкого неба при ринофании.

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

4. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

5. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).

6. Надувать щеки с зажатым носом.

7. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

8. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.

Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

9. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

Резко, отрывисто.

10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а.

Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Произносите “Ка — аа — аа — ар”. Смотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте повторить это беззвучно.

Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, старайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом. Повторите несколько раз.

Дифференциация ротового и носового выдохов. Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

    широко открыть рот и спокойно подышать носом.

    закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

    вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.

    вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать)

    вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)

    вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы

    вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

    дуть на шарики, бахрому, ленточки.

    игра «Мячик». У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

    игра «Мячик сдулся!». После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

    Эти упражнения необходимо проводить регулярно,

    источник

    Для дошкольников и учеников 1-11 классов

    16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

    Функциональная открытая ринолалия

    С научной точки зрения ринолалия – это изменение тембра голоса, которое сопровождается искажением звукопроизношения, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. В результате этих нарушений, воздушная струя идёт «не тем путём», и звуки приобретают «гнусавый» оттенок.

    После удаления аденоидов вследствие недостаточной дифференцированности ротового и носового выдоха воздушная струя начинает проникать в носовую полость при произнесении не только носовых, но и ротовых звуков. Кроме того, мягкое небо опущено уже «по привычке» (ведь раньше аденоиды закрывали проход в носовую полость, и мягкому нёбу не было необходимости выполнять эту функцию). И эту привычку надо убирать с помощью комплексных логопедических занятий.

    1. Позевывать с открытым и закрытым ртом .

    Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

    2. Произвольно покашливать.

    Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

    Покашливать с высунутым языком.

    3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

    4. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

    5. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).

    6. Надувать щеки с зажатым носом.

    7. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

    8. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.

    Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

    9. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

    Резко, отрывисто.

    10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а.

    Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

    11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

    Произносите “Ка — аа — аа — ар”. Смотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте повторить это беззвучно.

    Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, старайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом. Повторите несколько раз.

    широко открыть рот и спокойно подышать носом.

    закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

    вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.

    вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать)

    вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)

    вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы

    вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

    дуть на шарики, бахрому, ленточки.

    игра «Мячик» . У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

    игра «Мячик сдулся!». После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

    Эти упражнения необходимо проводить регулярно,

    источник

    Ключевая задача послеоперационной терапии – создание оптимальных условий для скорейшей регенерации слизистого эпителия в месте прооперированных тканей. Чтобы ускорить восстановление после удаления аденоидов у детей, необходимо четко соблюдать все врачебные предписания послеоперационного периода.

    Содержание статьи

    В противном случае не исключено развитие осложнений, влекущих за собой ухудшение самочувствия ребенка. После аденотомии основное внимание уделяется медикаментозному лечению, процедурам закаливания, дыхательным упражнениям и питанию. Уже через 2-3 часа после иссечения гипертрофированной глоточной миндалины ребенка выписывают домой. Но чтобы предотвратить послеоперационные кровотечения и септическое воспаление носоглотки, родители должны следить за соблюдением щадящего режима в течение последующих двух-трех недель.

    Аденотомия – хирургическое вмешательство, в ходе которого ЛОР-врач удаляет гиперплазированные лимфоидные ткани в своде носоглотки. Несмотря на то, что операция занимает немного времени, после иссечения аденоидных вегетаций многократно возрастает риск септического воспаления слизистых и послеоперационных кровотечений. Сразу после аденотомии пациентов переводят в общую палату, где в течение 2-3 часов за их состоянием здоровья следит специалист.

    Чтобы предотвратить аспирацию крови, после оперативного вмешательства необходимо проделать следующее:

    • уложить больного на кровать и перевернуть его на бок;
    • подложить под голову полотенце, в которое пациент будет отхаркивать слизь с кровью;
    • приложить к лицу смоченную в холодной воде марлю.

    Спустя 3 часа после операции отоларинголог должен провести фарингоскопический осмотр, чтобы оценить состояние слизистой носоглотки. При отсутствии кровотечения и сильного отека тканей на задней стенке гортаноглотки больного выписывают из больницы.

    Важно! В течение последующих 2 недель прооперированного ребенка необходимо приводить на осмотр к ЛОР-врачу.

    В послеоперационный период нужно внимательно наблюдать за состоянием ребенка и прислушиваться к его жалобам на состояние здоровья. Своевременное обращение к специалисту позволяет предотвратить развитие серьезных послеоперационных осложнений. В течение полумесяца родители должны следить не только за питанием больного, но и соблюдением щадящего режима:

    • исключите из рациона продукты, раздражающие слизистые ЛОР-органов;
    • ограничьте физические нагрузки, так как это может привести к кровотечениям;
    • четко соблюдайте медикаментозную терапию и используйте рекомендованные специалистом сосудосуживающие препараты;
    • откажитесь от применения антипиретиков, в состав которых входит ацетилсалициловая кислота;
    • регулярно проветривайте помещение и используйте увлажнители воздуха.

    Важно! После операции нельзя давать ребенку «Аспирин» для снижения температуры, так как он разжижает кровь и может спровоцировать кровотечение.

    В течение суток после аденотомии не исключено повышение температуры до субфебрильных отметок. Нежелательно использовать антипиретики для устранения гипертермии, так как это совершенно нормальная реакция организма на оперативное вмешательство. Но если субфебрильная лихорадка сохраняется в течение последующих 3-4 дней, обратитесь за помощью к врачу. Это может свидетельствовать о развитии воспаления в прооперированных тканях.

    Щадящая диета – одна из ключевых составляющих послеоперационного реабилитационного периода. Удаление аденоидов приводит к отеку тканей, что повышает риск травмирования слизистой. Чтобы предупредить повреждение мерцательного эпителия в гортаноглотке, следует отказаться от употребления острой и твердой пищи не менее чем на 2 недели.

    В первые дни после аденотомии следует ограничить потребление острых и горячих блюд, так как они могут спровоцировать раздражение слизистой ротоглотки.

    В рацион питания необходимо включить следующие продукты:

    • фруктовые и овощные пюре;
    • мясные бульоны и травяные отвары;
    • овсяную и манную кашу;
    • супы и котлеты на пару.

    После каждого приема пищи рекомендуется полоскать ротоглотку отварами на основе лекарственной ромашки, коры дуба или шалфея. В их состав входят фитонциды, которые подавляют развитие болезнетворных бактерий, что предупреждает развитие септического воспаления в прооперированных тканях.

    Нерациональное питание может не только вызвать воспаление, но и спровоцировать развитие абсцесса в паратонзиллярной и заглоточной области. Даже если ребенок будет требовать привычного режима питания, не следует потакать его прихотям, так как это может привести к нежелательным последствиям. Рекомендуется исключить из меню острые специи, горячие блюда, газированные напитки и ненатуральные соки.

    Пищевые красители вызывают аллергические реакции в прооперированных тканях, что приводит к снижению местного иммунитета и отеку слизистых оболочек.

    В течение 10 дней после аденотомии нежелательно употреблять следующие продукты:

    • консервированные и маринованные овощи;
    • кондитерские изделия (конфеты, пирожные, торты);
    • рыбные консервы и тушенку;
    • кислые фрукты и овощи.

    Наибольшую опасность для здоровья ребенка представляют кондитерские изделия. В их состав входит большое количество сахаров, которые являются подходящим субстратом для развития гноеродных бактерий.

    Дыхательная гимнастика – один из самых эффективных способов восстановления нормального носового дыхания после аденотомии. Занятия должны проводиться ежедневно в течение 1-2 недель после операции. Во время гимнастики нужно учитывать несколько важных рекомендаций:

    • в момент увеличения нагрузки на дыхательную систему (наклоны, приседы) ребенок должен делать глубокий выдох;
    • при расслаблении мышц и разведении рук в стороны нужно делать вдох;
    • выдохи и вдохи не должны быть резкими.

    Дыхательную гимнастику начинают делать через 5-6 суток после аденотомии. Со временем нагрузку увеличивают, чтобы ускорить восстановление функциональной активности носоглотки. Какие упражнения можно совершать в период после удаления аденоидов?

    • для брюшного дыхания: встаньте прямо, расположив руки вдоль тела; сделайте медленный выдох так, чтобы верхняя часть брюшной стенки втянулась в живот;
    • для грудного дыхания: сделайте глубокий вдох через нос так, чтобы грудная клетка приподнялась вверх, а живот – втянулся; задержав дыхание на 2-3 секунды, сделайте медленный выдох через нос;
    • для полного дыхания: совершите медленный вдох через нос, выпячивая живот вперед; на выдохе втяните живот, максимально «сжимая» грудную клетку.

    Нельзя проводить дыхательную гимнастику при развитии респираторных заболеваний, так как это только ухудшит самочувствие ребенка.

    Каждое упражнение нужно выполнять не менее 10-15 раз подряд в три подхода. Если ребенок будет жаловаться на головокружение, отложите занятия на 2-3 дня.

    Решившись на оперативное вмешательство, родители должны знать о возможных последствиях аденотомии. Несоблюдение правил реабилитационной терапии приводит к развитию местных осложнений. К числу часто встречающихся послеоперационных осложнений можно отнести:

    Читайте также:  Желтые сопли у ребенка с аденоидами

    • носовые кровотечения – отказ от применения сосудосуживающих препаратов приводит к носовым кровотечениям, что повышает риск аспирации кровянистых выделений и обструкции легких;
    • воспаление гортаноглотки – нерегулярная санация ротоглотки антисептическими растворами влечет за собой развитие гнойного воспаления, несвоевременное купирование которого приводит к развитию заглоточного или паратонзиллярного абсцесса;
    • аллергический отек мягких тканей – злоупотребление медикаментами нередко влечет за собой аллергические реакции и сильный отек слизистых ЛОР-органов, что затрудняет носовое дыхание;
    • парез неба – оперативное вмешательство негативно влияет на эластичность эпителиальных тканей, что может стать причиной развития открытой ринофонии.

    Во время оперативного вмешательства хирургу не всегда удается полностью удалить гиперплазированные аденоидные ткани. По этой причине нередко возникают рецидивы ЛОР-заболевания и повторное разрастание глоточной миндалины. В таком случае требуется повторное проведение хирургического лечения.

    Профилактические мероприятия предусматривают полный отказ от физических нагрузок в течение месяца после проведения оперативного вмешательства. На протяжении всего послеоперационного периода не рекомендуется купать детей в горячей воде, так как это может привести к расширению кровеносных сосудов и носовым кровотечениям. Кроме того, необходимо минимизировать пребывание пациента на солнце.

    Чтобы снизить вероятность развития респираторных болезней, в первые 10 дней после аденотомии рекомендуется ограничить контакт ребенка с окружающими.

    Ускорить процесс заживления ран в носовой полости можно с помощью назальных капель, обладающих антифлогистическим и регенерирующим действием. При наличии аллергических реакций на компоненты медпрепаратов нужно обратиться к лечащему врачу и заменить сосудосуживающие капли на более щадящие, не раздражающие слизистую носоглотки.

    источник

    Ольга Никулина
    Нарушения речи при аденоидах: пути коррекции

    Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.

    Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и не согретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

    В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие, являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.

    Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

    В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и тд., что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.

    Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии, а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

    Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти, сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица.

    Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

    Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.

    У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

    а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т. е. к нарушению фонематического анализа;

    б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков ^)т

    1: 4 в норме до 1: 2, 1: 1 у детей с аденоидами, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;

    в) к нарушению произносительной

    дифференциации — (из-за сильного носового оттенка

    голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т («мебель»

    = «небель», «Мила» = «мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина», «день» = «нень», «ладно» = «лано» и т. д.);

    г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной акустической дисграфии.

    Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора

    1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;

    2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т. к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:

    а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации.

    б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

    в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

    г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров.

    3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога «в»).

    Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

    Когда такой ребенок попадает к нам в логопедическую группу, возникает вопрос: что же делать? Ведь если просто заниматься непосредственно коррекцией речевого нарушения, это не будет эффективно. Конечно, в первую очередь мы направляем такого ребенка на консультацию к отолярингологу. А дальше? Как избавить малыша от привычки дышать ртом? Как научить его правильному носовому дыханию? В логопедической литературе существует много методик. Мы долго экспериментировали, пробуя одну за другой. Пока не познакомились с программой Михаила Львовича Лазарева «Здравствуй».

    Его система дыхательных упражнений разработана на основе:

    -различных школ восточных единоборств, которые уже имеют тысячелетнюю историю;

    -на основе методики А. Н. Стрельниковой, которая успешно используется в работе с детьми, болеющими астмой; для профилактики респираторных заболеваний; для укрепления голосового аппарата певцов и артистов.

    Некоторые из них мы рассмотрим:

    (Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)

    И. П. — стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй (1 раз)

    (Тренировка мышц, участвующих во вдохе)

    И. П. — стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)

    (Обучение постепенно выдыхать воздух)

    Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.

    (На напряжение и расслабление мышц)

    На вдохе — песок в руки, сжать (задержка дыхания). На выдохе посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела

    (Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания)

    И. П. — стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.

    (Способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол)

    И. П. — стоя. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух.

    Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе (1 раз).

    Выдох, на вдохе животик надувается, как шарик. На выдохе поджимается назад.

    Летают бомбардировщики («В», истребители («И», бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В», взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР», идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ».

    Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…».

    Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».

    И. П. — стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. На сколько возможно задерживается дыхание.

    Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

    Учить делать вдох носом, а выдох — ртом, выработка дифференциального дыхания»

    (надуваем либо воздушный шарик, либо надувную игрушку).

    Такие простые упражнения мы выполняем систематически на логопедических занятия. Опыт показывает, что улучшается здоровье ребенка, формируется правильное носовое дыхание, и,как следствие, повышается эффективность логопедического воздействия на детей.

    Никулина Ольга Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №5

    Г. Уссурийск, Приморский край

    Организация (обеспечение) двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей «Организация (обеспечение)двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей». Физкультминутка не является обязательным.

    Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда.

    Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

    Конспект занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии Конспект занятия по коррекции произносительной стороны речи при стертой форме дизартрии (подготовительный этап) Цель: показать основные.

    Консультация «Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников» В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них.

    Плавание — эффективное средство коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата Плавание как – реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода»,.

    Преодоление речевого нарушения при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников с ОВЗ Цель: Преодоление речевого нарушения в процессе взаимодействия учителя логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников старшего.

    Консультация «Применение Су-Джок терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста» Применение Су-Джог терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

    Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью УО Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью умственной отсталости.

    Заикание: пути коррекции Тарасова В. Ю. Учитель-логопед МБДОУ № 151 г. Казань Заикание у дошкольников: пути коррекции. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации.

    источник