Меню Рубрики

Как закалить ребенка с аденоидами

В огромном клубке инфекций, которыми «любят болеть» дети, ведущее место занимают инфекции верхних дыхательных путей. Это не только ОРВИ, насморк, гайморит, синусит и пр., но и аденоидит — воспаление глоточной миндалины. Не стоит путать с другим распространенным понятием «аденоиды», под которым понимают гипертрофию (патологическое увеличение) глоточной миндалины.

У совсем маленьких детей аденоидов, как правило, не бывает. Пик разрастания глоточной миндалины приходится на период с 3 до 7 лет, когда иммунитет ребенка встречается с огромным количеством возбудителей в детском саду и школе. Для того, чтобы противостоять распространению инфекции, лимфоидная ткань, из которой состоят миндалины, увеличивается. Если миндалины увеличиваются чрезмерно, такое состояние называют гипертрофия или аденоиды. После 7 лет глоточная миндалина начинает постепенно уменьшаться. Бывает, что глоточная миндалина не справляется с количеством микробов, и тогда ткань сильно увеличивается и воспаляется – развивается аденоидит.

Какие факторы способствуют появлению аденоидов? Как определить, что у ребенка увеличена глоточная миндалина, если при осмотре горла ее не видно, и чем это опасно? Давайте выяснять.

Основные причины появления аденоидов:

А) частые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей;

Г) наследственность: если оба родителя или один из них страдали аденоидами, то и у ребенка есть к этому предрасположенность;

Д) неправильное питание (в особенности переедание);

Е) слишком сухой и грязный воздух в месте проживания.

Снизить вероятность возникновения аденоидов поможет профилактика, направленная на повышение иммунитета: это и закаливание, и занятия спортом, и правильное питание, и поддержание правильной температуры и влажности в помещении. Важно помнить, что предупредить увеличение глоточной миндалины всегда легче, чем его лечить. Однако что делать, если все-таки у вашего ребенка диагностирована гипертрофия глоточной миндалины? Как правильно лечить насморк у таких детей?

Главные симптомы, которые должны заставить родителей насторожиться, — это нарушение дыхания и слуха. Степень затруднения дыхания зависит от того, какую площадь носоглотки аденоиды закрывают:

  • 1-я степень: аденоиды закрывают 1/3 пространства носоглотки. Если днем ребенок дышит свободно, то ночью, когда объем миндалин увеличивается из-за притока крови в горизонтальном положении, он спит с открытым ртом и храпит;
  • 2-я степень: аденоиды закрывают 2/3 носоглотки.
  • 3-я степень: носоглотка полностью закрыта аденоидами. Ребенок дышит ртом круглые сутки.

Постоянно затрудненное носовое дыхание и, как следствие, дыхание через рот приводят к недостаточному увлажнению, согреванию и очищению воздуха и в дальнейшем может стать причиной развития бронхитов и других воспалительных заболеваний нижних дыхательных путей.

Еще один из признаков аденоидов – так называемое «аденоидное лицо»: носогубные складки сглаживаются, теряется живая мимика, сухие, потрескавшиеся губы, рот открыт из-за заложенности носа. Кстати, постоянно открытый рот и связанное с этим напряжение мышц лица может вызвать изменение конфигурации растущего черепа ребенка: скелет головы удлиняется, верхняя челюсть выдается вперед, нижняя отвисает, голова вытянута вверх и вперед.

Также гипертрофия аденоидов сопровождается гнусавостью голоса, храпом по ночам, кашлем, постоянными насморками (нередко и гайморитами), ухудшением слуха и частыми отитами.

Если еще несколько лет назад приоритет отдавался хирургическому лечению аденоидов, то сейчас врачи операцию делать не торопятся, а встают на сторону консервативного способа лечения. Такой способ лечения направлен, как правило, на стимуляцию иммунных процессов.

Во-первых, огромное значение при лечении аденоидита имеет поддержание гигиены полости носа и носоглотки. Врачи рекомендуют проводить интраназальную ирригацию (иными словами, промывание) изотонического соляного раствора или стерильного раствора морской воды как минимум 2-3 раза в сутки. Такая терапия позволяет удалить большую часть вирусов и бактерий с поверхности слизистой оболочки носа и носоглотки, тем самым устраняя причины воспалительного процесса.

Во-вторых, при гипертрофии аденоидов могут помочь препараты, способствующие вырабатыванию антител к часто встречающимся возбудителям инфекций верхних дыхательных путей. Среди таких средств особенно эффективным считается иммуномодулирующий респираторный спрей ИРС ® 19. Он укрепляет иммунитет, усиливает барьерную функцию слизистой оболочки носа и помогает справиться с атакой вирусов и бактерий, передающихся воздушно-капельным путем.

В-третьих, для детей с гипертрофией аденоидов особое значение имеет профилактика респираторных заболеваний, особенно перед садом и школой. Даже, если ваш малыш уже не первый год посещает один и тот же класс или группу, тем не менее каждый раз он встречается с новыми возбудителями, атакующими его иммунную систему. Для данной цели также можно использовать назальный спрей ИРС ® 19.

Всегда стоит помнить, что предупредить появление аденоидов гораздо легче, чем лечить их. Таким образом, всей действия по профилактике аденоидов должны быть направлены на организацию образа жизни, способствующего нормальному функционированию системы иммунитета: правильное питание, кормление по аппетиту, закаливание, физические нагрузки, ограничение контактов с пылью и бытовой химией, оптимизация физических свойств вдыхаемого воздуха.

Но если аденоиды все-таки появились, лечить их надо и в срочном порядке: уж слишком опасны и непредсказуемы последствия, если не вмешиваться.

Список литературы:

  1. Полунин М.М., Титарова Л.С., Полунина Т.А. Комплексная терапия аденоидитов у детей. Педиатрическая фармакология. 2012;9(3):91-95
  2. Карпова Е. П., Тулупов Д. А. Хронический аденоидит у детей. Пособие для врачей. Москва. 2009.
  3. Инструкция по медицинскому применению препарата ИРС®19 от 17.05.2016 г.

опубликовано 02/09/2016 15:30
обновлено 02/09/2016

источник

из подходящих всем и всегда (но не так сильно, как монопрепараты) — комбинированные типа «эуфорбиум композитум» и тп

Мы эуфорбиум брызгали два месяца, ноль эффекта. Врач (другой ЛОР, обычный) прописывал его от аденоидов, но нам даже от насморка не помогало.

У мужа моего в детстве из-за аденоидов каждый насморк заканчивался гнойным отитом, по нескольку отитов за зиму было. Пока одна врач не посоветовала капать в нос масло туи. Все лето ребенку заливали в нос по целой пипетке, и больше ни одного отита у него не было. То есть — аденоиды пришли в норму.

Я чудес особых не ожидаю, но хотя бы совесть спокойна будет, что этот метод уже испробован. Через месяц пойдем проверяться, если будут положительные изменения — поверю в гомеопатию.

Гомеопатия действительно сугубо индивидуальная вещь, поэтому хочу предостеречь от использования перечисленных мною выше препаратов без консультации с врачом! Это не антибиотики, конечно, но вред все равно могут принести. Не хочу брать грех на душу.

Как интересно, а мы тоже у Нестеренко лечимся, только немного другие препараты.

А вообще аденойды лечаться на море, мы вот собираемся в сентябре поехать, говорят реально лучше становиться.

Как интересно, а мы тоже у Нестеренко лечимся, только немного другие препараты.

индивидуальный подход в гомеопатии как раз имеенно так и выражается — лечится не диагноз — «аденоиды» — а конкретные проявления у конкретного человека. так что разным пациентам назначаются разные средства. в идеале, конечно, надо подобрать конституциональное средство, которое подходит лично данному человеку по ВСЕМ симптомам одновременно (т.е. не только к аденоидам, но и ко всему остальному — напр., головные боли, ангины, отиты, потливость, кариес, лямблии, аллергии и пр., и пр.), оно отрегулирует работу организма в целом, тогда и такие частные симптомы как аденоиды уйдут сами по себе, т.к. организму они станут , как говорится, не нужны.

а вот комплексные препараты — это все-таки гомеопатический суррогат, т.к. предназначены как и обычные лекарства, для лечения «от чего-то», что противоречит самому принципу гомеопатии. ну, такие сведения уже, наверно, не всем «понравятся», так что если у кого есть желание спросить — пишите в личку, пообщаемся 🙂

а по поводу закалки, то скажу, наверное, банальность — кому-то подходит, кому-то — нет. обычно помогает тому, кто сам «жаркий» и кому от холода становится лучше (симптомы улучшаются)

Мы лечимся 1.5 месяца. Результаты вобщем есть, нос теперь не закладывает при первом возможном случае, но насморк есть — в платочек сморкаемся, когда спит нормально дышит. А вот это ужасный мокрый кашель после сна и днем иногда остался, меня он все время пугает, но врачи слушают — говорят легкие и бронхи чистые, горло хорошее, типо так мокрота отходит.
Вот сегодня на прием к ней идем, я еще обращу внимание на кашель, может добавит какое то лекарство или уберет, вобщем откорректирует наше лечение.

А насчет спортивной нагрузки для двухлетнего ребенка не знаю, может это надо делать когда постарше будет? Я вообще не очень представляю какая нагрузка должна быть в этом возрасте. Одеваю не так тепло, поскольку на улице мой в основном с мячом бегает. Дяденьки с площадки даже его Андреем Оршавиным прозвали:)

Я закаляю ребенка с аденоидитом (Антоху), точно так же как ребенка без аденоидита (Яну).;) Просто обливаю холодной водой из под крана обоих каждый вечер. Уже месяца 4.

С октября начали лечить Антоху гомеопатией. Результаты были очень заметными. После Нового года добавили закаливание. Месяц назад у ребенка уже вообще был идеальный нос — не храпел, не сопел.. Не болел с января, хотя в сад ходит.
Но в конце апреля началась какая-то ерунда. Сначала думали, что просто простудился, но потом нос заложило страшно — спать ночами не мог, хрипел, глаза стали опухать. Мрак. В ЛОР-НИИ поставили диагноз «аллергия». 🙁 Направили на анализы всякие, промывания и закапывания назначили. Вобщем я решила опять гомеопату его показать, т.к. не шибко верю в то, что традиционная медицина может с аллергией справиться. 🙁
До сих пор под впечатлением на самом деле. Ребенок выпил 5 горошков вчера вечером и сегодня утром почти здоров.:010: Ночью спал, а не хрипел, отек с глаз ушел. Почти 3 недели ничем не могли приступ этот снять, а тут каких-то 5 горошин. Чудеса да и только.

Я абсолютно согласна.
Закливание — это стиль жизни и обливания (особенно с последующим «отогревом») это не закаливание, а просто повышающая тонус процедура.
А вот так, чтобы и холод и жару — 2 in 1 — мне кажется невозможно. Действительно6 перегрев может вызвать болезнь так же, как и переохлаждение. Но можно в жару ходить голым (ну, в купальнике), и тогда теплоотдача за счет ветерка, испарения пота и пр. не даст телу перегреться. Вообще — если с рождения голышевать, терморегуляция правильная формируется.
У меня пример успешного закаливания по методу Никитиных (т.е. спартанским образом жизни — собственно, содержание ребенка голышом в помещении и с минимумом одежды на улице) перед глазами. Моя старшая. Там безо всяких проблем удалось претворить эту идею в жизнь.
Но должна отметить — в Крыму она всегда явно страдала от жары: поначалу часто краснели белки глаз, например. И в каждый приезд акклиматизация сопровождалась кишечными расстройствами. Зато перекупаться ей не грозило. Но жить-то нам не в Крыму. И ноги промачивать и без шапки бегать — это все тут, под нашим мокрым снегом и ветром.

А вот как быть с Грихой, у которого до сих пор не проходит периодическая заложенность носа (и явно скорреллирована с кратковременным охлаждением).

источник

Аденоиды встречаются преимущественно у детей от 3 до 12 лет и доставляют немало дискомфорта и хлопот и самим малышам, и их родителям, поэтому требуют безотлагательного лечения. Нередко течение болезни осложняется, после чего возникает аденоидит — воспаление аденоидов. Аденоиды у детей могут возникать в раннем дошкольном возрасте и сохраняться на протяжении нескольких лет. В средней школе они обычно уменьшаются в размерах и постепенно атрофируются. У взрослых людей не встречаются аденоиды: симптомы болезни характерны только для детского возраста. Даже если в детстве у вас было это заболевание, в зрелом возрасте оно не возвращается. Что представляют собой аденоиды? Аденоиды — это образования в полости носа, которые возникают вследствие накопления лимфоидной ткани на слизистой оболочке. Лимфоидная ткань ответственна за поддержание сопротивляемости организма чужеродным инфекциям.

В случае, если она разрастается и перекрывает дыхательные пути, могут возникать серьезные осложнения. Врачи-педиатры выделяют три степени аденоидов у детей, в зависимости от тяжести состояния: 1 степень — небольшой объем лимфоидной ткани. Если аденоиды не сильно увеличены в размерах, ребенок не испытывает проблем с носовым дыханием. Нарушения дыхания могут появляться только в горизонтальном положении. 2 степень — средний объем аденоидов, при котором носовое дыхание сильно нарушается. Ребенок вынужден дышать ртом практически круглые сутки. 3 степень — серьезное разрастание аденоидов. Образования перекрывают движение воздуха полностью. Чаще всего причиной возникновения аденоидов становятся детские инфекции, в ответ на которые организм выстраивает иммунную защиту. Педиатры отмечают, что аденоиды начинают разрастаться после перенесенной кори, скарлатины, коклюша, гриппа, ангины.

Симптоматика аденоидов у детей практически всегда идентична. Родителям обычно несложно понять, если ли у их ребенка аденоиды: симптомы болезни распознаются довольно быстро. Дети постоянно спят с открытым ртом, так как в горизонтальном положении носовое дыхание исчезает окончательно, а в дневное время суток дышат с трудом.

Нос часто заложен, из носовой полости выделяется слизь. По ночам при второй-третьей степенях аденоидов бывают приступы удушья, сон чаще всего беспокойный и поверхностный. Если ребенок страдает аденоидами третьей степени, у него может измениться тембр голоса и слух. Слух ухудшается, так как увеличенные аденоиды перекрывают слуховые трубы. Одним из симптомов аденоидита становится постоянный утренний кашель, поэтому родители детей, страдающих аденоидами, должны обратить на этот признак особенное внимание. Сухой кашель может свидетельствовать о начале воспалительного процесса в аденоидах.

Увеличенные в объеме аденоиды нарушают носовое дыхание и препятствуют свободному движению воздуха в верхних дыхательных путях. Таким образом, в полости носа формируется теплая и влажная среда, идеальная для развития болезнетворных бактерий.

Аденоиды превращаются в очаг инфекции, а воздух, попадающий в легкие, не очищается и не согревается, что еще сильнее увеличивает риск простудных заболеваний у ребенка. Из-за того, что ребенок постоянно вынужден дышать через рот, аденоиды у детей становятся косвенной причиной развития хронического тонзиллита, хронического ринита, фарингита, а также острых ангин и бронхитов. Иногда последствия аденоидов проявляются в хроническом гайморите, нарушении слуха, отитах, воспалениях среднего уха.

Лечение аденоидов проходит поэтапно. Для того чтобы назначить схему лечения, необходимо посетить ЛОР-врача, который определит, требуется ли ребенку хирургическое вмешательство. Тем не менее, не стоит волноваться, если вы обнаружили аденоиды у детей: лечение этой болезни может быть не только хирургическим, но и консервативным.

Даже если операции не избежать, для начала необходимо устранить источник инфекции, остановить воспалительный процесс, купировать очаг болезнетворных бактерий. Удаление аденоидов у детей производят только после того, как устраняются симптомы острого воспаления. В послеоперационный период организм очень ослаблен, поэтому любые воспалительные процессы в это время переносятся очень тяжело. Подорванной иммунной системе сложнее справиться с не до конца устраненным очагом инфекции, это может стать причиной осложнений, поэтому консервативное лечение при аденоидах всегда предваряет хирургическое. Если не провести медикаментозную терапию и физиотерапию, после операции аденоиды могут вырасти повторно.

Повторное удаление аденоидов у детей в такой ситуации, как правило, не производят. Операцию назначают только при аденоидах третьей и четвертой степени. Первая и вторая степень успешно лечится консервативными методами. Врач индивидуально подбирает для ребенка противовоспалительные препараты, а также средства, снимающие отек. Регулярно назначаются процедуры, улучшающие общее состояние ребенка: озонотерапия, лазеротерапия, промывания, соляная лампа. Чаще всего для промываний используют солевые антисептические растворы. Лекарственные травы также помогают лечить аденоиды: лечение народными средствами хорошо зарекомендовало себя в качестве сопутствующей терапии.

Читайте также:  Как лечить аденоиды у ребенка 3 лет фото

Иногда для лечения назначаются противовоспалительные травяные отвары.

Медики отмечают, что их нужно использовать с осторожностью, если у ребенка есть аденоиды: лечение народными средствами может повредить больному, если он также страдает синуситом или ринитом. Если есть сопутствующие заболевания носоглотки, отвары трав могут занести инфекцию и ухудшить состояние. Лучше всего промывать нос растворами морской соли, а в качестве подсушивающего средства использовать отвар коры дуба. Кора дуба, ромашка и другие природные антисептики хорошо помогают лечить аденоиды: лечение народными средствами, проводимое одновременно с традиционной физиотерапией, ускоряет выздоровление ребенка. Для того чтобы избежать ухудшения состояния, нужно соблюдать правила безопасности и не промывать нос ребенку непосредственно перед выходом на улицу. Промывание нужно делать за два часа до выхода на улицу, если на дворе зима, а в летнее время года нужно подождать не менее получаса после процедуры.

Каждая мама мечтает о том, чтобы ее малыш рос здоровым и крепким. Для этого она подольше старается кормить его грудным молоком, с рождения разговаривает с ним, поет колыбельные, гуляет по несколько часов в день и окружает максимальной любовью и заботой. Достаточно ли всего этого? Ведь слабый иммунитет, неблагоприятная внешняя среда, неправильный образ жизни и возникновение новых болезней, вирусов и инфекций часто становятся причиной того, что болеют и взрослые, и дети. Что же делать родителям, чтобы обезопасить своего малыша и защитить его от коварных недугов? Кроме всего вышеперечисленного, стоит проводить закаливание детей.

Начиная с рождения и до 7-ми лет, закаливание в домашних условиях способно предотвратить частые заболевания. Задача процедур закаливания заключается в том, чтобы сделать организм устойчивым к воздействию низких и высоких температур и неблагоприятному влиянию факторов внешней среды.

Педиатры рекомендуют проводить закаливающие процедуры, поскольку они:

  • укрепляют нервную систему малыша;
  • способствуют правильному развитию мышц и костей;
  • активизируют обмен веществ;
  • улучшают функционирование внутренних органов;
  • повышают сопротивляемость организма к действию болезнетворных факторов.

Процедуры закаливания показаны с 6-7 дня жизни, если в результате осмотра малыша врачом-педиатром не выявлено никаких противопоказаний для их проведения.

Для того чтобы детский организм по мере взросления адекватно реагировал на колебание температур и влажности, проводят общее и местное закаливание. К общим процедурам относятся:

  • прием солнечных и воздушных ванн;
  • банные процедуры;
  • контрастный душ.

К процедурам местного закаливания относят:

  • обливание ног;
  • хождение по земле, гальке, снегу;
  • полоскание горла прохладной водой;
  • умывание прохладной водой.

Процедуры закаливания в домашних условиях дадут хорошие результаты только тогда, когда станут ежедневным ритуалом. Они не займут много времени и принесут пользу ребенку, если родители усвоят несколько простых правил:

  • Для проведения закаливающих процедур в домашних условиях не существует никаких возрастных ограничений.
  • Процедуры закаливания проводят только тогда, когда ребенок здоров.
  • Чтобы достичь максимального эффекта, закаливание детей должно проводиться систематически с использованием факторов внешней среды (солнца, воды и воздуха), независимо от времени года.
  • Для получения ожидаемых результатов, сила раздражителя и время его воздействия на детский организм увеличиваются постепенно.
  • Позитивный настрой и положительные эмоции в процессе закаливания играют огромную роль, поэтому проводить его лучше в игровой форме.

Первая и основная процедура закаливания для грудничка – это воздушные ванны, во время приема которых малыша 1-2 минуты держат без одежды. Температура воздуха во время таких процедур не должна превышать 24 °С.

Грудничкам, родившимся летом, рекомендованы прогулки, начиная с 20-40 минут в день, постепенно увеличивая их продолжительность до нескольких часов в день. Единственным ограничением таких процедур является недопустимость пребывания ребенка под воздействием прямых солнечных лучей.

Ежедневное купание, в конце которого ребенка ополаскивают прохладной водой, умывание и общие влажные обтирания поддерживает врожденную устойчивость к естественному для человека окружению.

Если закаливание ребенка проводилось с рождения, в этом возрасте можно подключать контрастные методы:

  • общие обтирания;
  • душ;
  • купание в открытых водоемах;
  • прием солнечных ванн в утренние часы и после 16 часов, начиная с 10 минут и увеличивая время пребывания на солнце до 40 минут.

Ребенок с 3-х до 7лет должен находиться в помещении, где температура не поднимается выше 20 С. К вышеперечисленным процедурам закаливания можно добавить полоскание рта водой комнатной температуры или отваром лекарственных трав. Занятия гимнастикой становятся более сложными и длительными, добавляются пробежки на свежем воздухе, посещение сауны или русской бани.

Любые процедуры закаливания дадут хороший результат только в том случае, если ребенок соблюдает режим дня, правильно и сбалансированно питается. Безусловно, закаливание не способно уберечь от всех болезней, но дети, закаленные с рождения, болеют реже остальных, имеют крепкую нервную систему, более энергичны и подвижны, не испытывают проблем со сном и могут похвастаться хорошим аппетитом.

ИНСТРУКЦИЯ по проведению закаливающей водной процедуры «Полоскание носоглотки»

I. Общие сведения
Данная инструкция разработана на основе методических рекомендаций:
• Управления по образованию Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, Центра общественного здоровья: «Оздоровление детей в организованных коллективах» (1996 г.).
• Иванова Н.М. НИИ материнства и детства: «Оздоровительная работа с группой ЧДБ в условиях дошкольного учреждения» (1994 г.).
Закаливающая водная процедура «Полоскание носоглотки» (полоскание носоглотки и слизистой оболочки рта) направлена на профилактику ангин, разрастания аденоидов и миндалин.
Процедура проводится после обеда.

II. Показания и противопоказания
Водная процедура закаливания «Полоскания носоглотки» применяется детям от 2 лет и старше: с 2-3 лет дети приучаются полоскать рот водой комнатной температуры; с 4-5 летнего возраста детей приучают полоскать горло. Противопоказаний данного закаливания нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями.

III. Методика проведения
1. Подготовленная для полоскания вода (отвар трав) разливается в индивидуальные пластмассовые стаканчики на 1/3 объема.
Для достижения положительного эффекта от закаливания начальная температура воды (раствора) составляет 36-37 0С. Каждые 3-4 последующих дня температура воды (раствора) снижается на 1-2 0С и доводится до комнатной температуры, а в дальнейшем до 8-10 0С.
2. Дети полощут горло (рот) над умывальником: набирают в рот воды, запрокидывают голову несколько назад и произносят долгий звук «а – а – а – а» «булькают», затем сплевывают воду в раковину. Так насколько раз, пока вся вода не закончится. «Бульканье» воды в горле должно быть как можно долгим.
3. После процедуры стаканчики кладутся в тазик с дезинфицирующим раствором.

IV. Охладить воду (раствор) до необходимой температуры можно в холодильнике, заранее наполнив ею 1-2-х литровую банку, либо бидон.

Для ослабленных детей целесообразно использовать для полоскания отвары трав (зверобоя, ромашки).
В случае наличия патологических изменений на миндалинах приготавливают водно-солевой раствор из расчета 1 грамм поваренной соли и 0,5 грамма питьевой соды на стакан воды.

V. Примечание:
Данный вид закаливания проводится только после обязательной консультации врача, санации носоглотки.

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как. советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей. А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Источники: http://xn--k1agg.net/?view=throat-20, http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/zakalivanie-detej-metody-i-osnovnye-pravila.php, http://doshkolnuk.com/zakalivanie-detej-4

Синеет носогубный треугольник у новорожденного Родители часто отмечают посинение носогубного далее…

Ребенок часто просыпается ночью, что делать? далее…

Аденоиды у детей Аденоиды 2 степени закрывают у ребенка половину хоан и сошника. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, как вылечить аденоиды у ребенка необходимо…

Здоровье детей какой должен быть стул у ребенка 2х лет добрый день) моему сыну 2 года и 3 месяца. Он аллергик -…

Кашель – самое распространенное проявление простудных заболеваний у деток первых лет жизни. Несомненно, такое состояние любимого чада…

источник

Как самостоятельно определить эти степени? 1-я степень – ребенок свободно дышит и отлично слышит; 2-я степень – во время сна может быть затруднено дыхание, появляется храп. Ребенок начинает хуже слышать (середина носо­глотки – это уровень выхода евстахиевых труб, закрытых, возможно, увеличенными аденоидами). 3-я степень – ребенок постоянно плохо дышит и слышит.

Другая ошибка – удаление. Она тоже связана с родительской позицией ничего не делать. Да и многие врачи ничего другого не предлагают. Забывая, правда, при этом сказать, что аденоиды увеличиваются на фоне частых респираторных инфекций. Если аденоиды удалить, менее частыми инфекции не станут. А так как удалить их полностью физически невозможно, при сохранении частых респираторных инфекций они вновь вырастут – в течение 2–6 месяцев. Даже из одной оставшейся клетки…

И, наконец, аденотомия – все-таки операция. Возможны осложнения. В частности, летальный исход – 1 случай на 35 тысяч. Для справки: при вакцинации против полиомиелита летальность – 1 случай на 3 млн.

Вопрос об удалении аденоидов может и должен решаться только после подавления воспалительного процесса! Другими словами, справился врач с этим воспалительным процессом – и в подавляющем большинстве случаев удаление оказывается просто не нужным. Современная отоларингология все активнее склоняется в пользу консервативного лечения аденоидов.

Консервативное лечение быстрым не бывает – занимает минимум 2–3 месяца. Эффективность его зависит и от настроя родителей, и от подготовки конкретного врача. Например, если вашему ребенку в качестве основного рекомендовано гомеопатическое лечение или противовоспалительные и антибактериальные спреи, «чуда» можно не дождаться. Спреи «не добивают» до воспаленных аденоидов. «Детская» же гомеопатия нацелена на усиление оттока лимфы. В том числе от аденоидов. Увы, в 90% случаев они не уменьшаются.

В организме имеются группы клеток, выполняющие некие общие и схожие функции, эти клетки носят название «ткани». Есть клетки, ответственные за выработку иммунитета и формирующие т. н. лимфоидную ткань. Из лимфоидной ткани полностью состоит вилочковая железа, она (ткань) находится в кишечнике, в костном мозге. Открыв рот перед зеркалом, можно увидеть состоящие из лимфоидной ткани образования — миндалины — важнейшие органы лимфоидной системы. Эти миндалины называются небными.

Небные миндалины могут увеличиваться в размерах — такое увеличение называется гипертрофия небных миндалин; они могут воспаляться — воспаление миндалин называется тонзиллит. Тонзиллит может быть острым и хроническим.

Глоточная миндалина, и это уже понятно, тоже состоит из лимфоидной ткани. Глоточная миндалина может увеличиваться в размерах, и это состояние носит название «гипертрофия глоточной миндалины «.

Болезни небных миндалин достаточно очевидны. Воспалительные процессы (ангины, острые и хронические тонзиллиты) — легко обнаруживаются уже при осмотре полости рта. С глоточной миндалиной ситуация иная. Ведь посмотреть на нее не просто — это может сделать лишь врач (отоларинголог) при помощи специального зеркала: маленькое круглое зеркальце на длинной ручке вводится глубоко в полость рта, до задней стенки глотки, и в зеркале можно увидеть глоточную миндалину. Манипуляция эта проста только теоретически, поскольку «засовывание» зеркальца очень часто вызывает «нехорошие» реакции в виде позывов на рвоту и т. п.

В то же время, конкретный диагноз — «аденоиды » — можно поставить и без неприятных осмотров. Симптомы, сопровождающие появление аденоидов, весьма характерны и обусловлены, прежде всего, тем местом, где расположена глоточная миндалина. Именно там, в области свода носоглотки, находятся, во-первых, отверстия (устья) слуховых труб, соединяющих носоглотку с полостью среднего уха, и, во-вторых, там заканчиваются носовые ходы.

Вполне очевидно, что выраженность этих симптомов будет во многом определяться степенью увеличения глоточной миндалины (отоларингологи различают аденоиды I, II, и III степени).

Постоянно затрудненное носовое дыхание отражается и на работе самого носа — возникают застойные явления, отек слизистой оболочки носовых ходов, непроходящие насморки, нередко возникают гаймориты, изменяется голос — становится гнусавым. Нарушение проходимости слуховых труб, в свою очередь, приводит к ухудшению слуха, к частым отитам.

Внешний вид ребенка с аденоидами удручающий — постоянно открытый рот, густые сопли, раздражение под носом, платочки во всех карманах. Врачи даже придумали специальный термин — «аденоидное лицо».

Итак, аденоиды — серьезная неприятность, причем неприятность, главным образом, детская — своего максимального размера глоточная миндалина достигает в возрасте от 4 до 7 лет. В периоде полового созревания лимфоидная ткань значительно уменьшается в размерах, но к этому времени уже можно «заработать» очень большое количество серьезных болячек — и со стороны ушей, и со стороны носа, и со стороны легких. Таким образом, выжидательная тактика — дескать, потерпим лет до 14, а там, глядишь, и рассосется — однозначно неверна. Действовать необходимо, особенно с учетом того факта, что исчезновение или уменьшение аденоидов в подростковом возрасте — процесс теоретический, а на практике бывают случаи, когда и в 40 лет приходится лечить аденоиды.

Какие факторы способствуют появлению аденоидов?

  • Воспалительные заболевания носа, горла, глотки — и респираторные вирусные инфекции, и корь, и коклюш, и скарлатина, и ангины и т. д.
  • Склонность к аллергическим реакциям, врожденная и приобретенная недостаточность иммунитета.
  • Нарушения оптимальных свойств воздуха, которым дышит ребенок — очень тепло, очень сухо, много пыли, примесь вредных веществ (экологическая обстановка, избыток бытовой химии).

    Но если аденоиды есть, лечить надо — уж слишком опасны и непредсказуемы последствия, если не вмешиваться. В то же время, главное — коррекция образа жизни и только потом лечебные мероприятия.

    Что необходимо знать по поводу аденотомии:

    Операция возможна и под местной, и под общей анестезией.

    Аденотомия не является неотложной операцией. К ней желательно подготовиться, пройти нормальное обследование и т.д. Нежелательна операция во время эпидемий гриппа, после перенесенных острых инфекционных болезней.

    Восстановительный период после операции протекает быстро, ну разве что 1-2 дня желательно не очень «скакать» и не есть твердого и горячего.

    Наш эксперт – врач-отоларинголог Иван Лесков .

    Увеличиваются аденоиды в ответ на частые респираторные инфекции. Потому что, с одной стороны, аденоиды – это орган защиты организма. С другой – своеобразная «учебка» для иммунной системы. На каждого возбудителя здесь формируется свой иммунокомпетентный «клеточный ответ». При частых инфекциях сюда мигрируют лимфоидные клетки, в итоге – отек аденоидов. Но даже увеличенные, они все равно продолжают работать – и заниматься обучением иммунокомпетентных клеток, и обеспечивать первичную защиту верхних дыхательных путей от внешних инфекций.

    Врачи выделяют 3 степени аденоидита. 1-я степень – если аденоиды закрывают треть носоглотки, 2-я степень – если половину носоглотки, 3-я степень – носо­глотку полностью. За пределы носоглотки аденоиды выйти не могут. Если вашему ребенку поставили диагноз «аденоиды 4-й степени», вас обманули.

    Считается, что ребенок аденоиды «перерастет». Да, действительно, «перерастет». Но стойко увеличенные аденоиды – это всегда воспалительный очаг. Если с этим очагом ничего не делать, инфекция из него пойдет по всему лимфоидному кольцу. Ребенок не будет вылезать из болезней. Пусть даже аденоиды чуть уменьшатся…

    В лечении «детских» аденоидов многое зависит от «взрослости», самостоятельности родителей. Ребенок часто болеет? Не результат ли это хронической инфекции? Какой именно? За ответом – первым делом к иммунологу!

    Нет хронической инфекции? Отлично. Под присмотром педиатра занимаемся мероприятиями, повышающими барьерные функции организма. Параллельно ищем «своего» лор-врача.

    Читайте также:  Сухой кашель при аденоидах у детей народными средствами

    Уменьшить аденоиды – это, прежде всего, подавить воспаление. Нужны противовоспалительные, противоинфекционные средства. Их необходимо доставлять непосредственно на поверхность аденоидов. Показать, как правильно эти средства закапывать, должен врач. Другой вариант – использование специальных распылителей для носоглотки – они продаются.

    Обязательно промывание, с помощью которого удаляется гной с поверхности аденоидов. Методов два: «кукушка» (промывание носоглотки и придаточных пазух носа методом перемещения) и носоглоточный душ. В обоих случаях нужен врач. Промывать дома «долфином» – значит загнать гной еще глубже.

    В лечении аденоидов не обойтись без физиотерапии. Из всех ее способов работают только те, которые можно доставить в носоглотку. Подойдет кварц, но одновременно в нос и горло. Или лазерная терапия – с проведением световода через нос в носоглотку. Причем и эти процедуры должен делать отоларинголог, а не физиотерапевт.

    Небные миндалины не единственные лимфоидные образование глотки. Имеется еще одна миндалина. которая называетсяглоточной. Увидеть ее при осмотре полости рта невозможно, но представить, где она находится, несложно. Опять-таки, заглянув в рот, мы можем увидеть заднюю стенку глотки, поднимаясь по ней вверх, легко достигнуть свода носоглотки, и именно там расположена глоточная миндалина .

    Увеличение размеров глоточной миндалины называют аденоидными разращениями, или просто аденоидами. Зная основы терминологии, несложно заключить, что воспаление глоточной миндалины врачи именуют аденоидитом .

    Увеличение размеров глоточной миндалины, с учетом описанных анатомических особенностей, формирует два главных симптома. свидетельствующих о наличии аденоидов, — нарушения носового дыхания и нарушения слуха.

    Главным, наиболее существенным и наиболее опасным следствием аденоидов является постоянное нарушение носового дыхания. Ощутимое препятствие для прохождения воздушной струи приводит к дыханию через рот, а следовательно, к тому, что нос не может выполнять свои функции, которые, в свою очередь, очень важны. Следствие очевидно — в дыхательные пути попадает необработанный воздух — не очищенный, не согретый и не увлажненный. А это многократно увеличивает вероятность воспалительных процессов в глотке, в гортани, в трахее, в бронхах, в легких (ангины, ларингиты, трахеиты, бронхиты, пневмонии).

    Дети спят с открытым ртом, храпят, жалуются на головные боли, часто болеют респираторными вирусными инфекциями.

  • Наследственность — по крайней мере, если родители страдали аденоидами. ребенок в той или иной степени тоже с этой проблемой столкнется.
  • Нарушения питания — особенно перекармливание.

    Таким образом, действия родителей, направленные на профилактику аденоидов. сводятся к коррекции, а еще лучше, к изначальной организации образа жизни, способствующего нормальному функционированию системы иммунитета, — кормление по аппетиту, физические нагрузки, закаливание, ограничение контактов с пылью и бытовой химией.

    Все способы лечения аденоидов делятся на консервативные (их много) и оперативный (он один). Консервативные методы часто помогают, а частота положительных эффектов прямо связана со степенью аденоидов, что, впрочем, вполне очевидно: чем меньше глоточная миндалина, тем легче получить эффект без помощи операции.

    Выбор консервативных методов велик. Это и общеукрепляющие средства (витамины, иммуностимуляторы), и промывания носа специальными растворами, и закапывания самых разнообразных средств, обладающих противовоспалительными, антиаллергическими и антимикробными свойствами.

    Если консервативные методы не помогают — на повестку дня встает вопрос об операции. Операция удаления аденоидов носит название «аденотомия» . Кстати, и это принципиально важно, показания к аденотомии определяются не размерами аденоидных разращений, а конкретными симптомами. В конце концов, в силу специфических анатомических особенностей конкретного ребенка, бывает и так, что аденоиды III степени лишь умеренно препятствуют носовому дыханию, а аденоиды I степени приводят к значительному снижению слуха.

  • Суть операции — удаление увеличенной глоточной миндалины.
  • Операция по продолжительности — одна из самых коротких: 1-2 минуты, а сам процесс «отрезания» — несколько секунд. Специальный кольцевидный нож (аденотом) вводится в область свода носоглотки, прижимается к нему, и в этот момент аденоидная ткань входит в кольцо аденотома. Одно движение руки — и аденоиды удалены.

    Несложность операции не является свидетельством безопасности операции. Возможны и осложнения в связи с наркозом, и кровотечения, и повреждения неба. Но все это бывает нечасто.

    Обращаю внимание на тот факт, что вне зависимости от квалификации хирурга удалить глоточную миндалину полностью невозможно — хоть что-то, да останется. И всегда имеется вероятность того, что аденоиды появятся (вырастут) вновь.

    Повторное появление аденоидов является поводом для серьезных родительских раздумий. И вовсе не о том, что «попался» нехороший врач. А о том, что все врачи, вместе взятые, не помогут, если ребенка окружают пыль, сухой и теплый воздух, если дитя кормят с уговорами, если телевизор важнее прогулок, если нет физических нагрузок, если. Если маме и папе проще отвести ребенка к отоларингологу, чем расстаться с любимым ковром, организовать закаливание, занятия спортом, достаточное пребывание на свежем воздухе.

    Автор выражает искреннюю признательность детскому отоларингологу, кандидату медицинских наук Наталье Андреевне Головко — за консультативную помощь в подготовке материала.

    опубликовано 17/01/2007 18:20

    Современная фармакологическая индустрия производит массу новейших лекарственных средств, необходимых для лечения аденоидной инвазии у детей. «Авамис» при воспаленных, болезнетворных аденоидах у детей, по единодушному мнению, отзывам врачей педиатрии, относится к одному из самых безвредных назальных препаратов. Тем более что, являясь гормональным медикаментом, не вносит деструктивных изменений в естественный цикл гормональной ферментации в организме ребенка.

    Давайте, совместно с ведущими врачами детской отоларингологии, висцеральной детской медицины, еще раз обратим внимание на замечательный «Авамис» при аденоидах у детей. Компетентные отзывы практикующих педиатров послужат достоверной и гарантированной оценкой данному лекарству. Но, вначале краткие сведения о фармакологии медикамента.

    На фото структурная химическая формула основополагающего лечебного компонента «Авамиса» – флутиказона фуроата.

    Благодаря, именно этому синтетическому гормону, «Авамис» является лидером в аспекте лечения назальными впрыскиваниями, орошениями носоглоточных гиперемированных миндалин (аденоидов). Попутно с флутиказона фуроататом в состав входит дополнительный ряд компонентов:

    Относится к категории хлоридных альгаицидов. Активно применяется в фарм. производстве, как антигрибковый, противогнилостный, антибактериальный и микробный ингредиент.

    Прекрасный иммуномодулятор, обладающий интенсивными противовирусными свойствами. В состав многих лекарствах входит и известен, как динатриевая соль.

    Действенность этого составляющего компонента заключается в его способностях эмульгатора и сорбитана. Полисорбаты добавляют для того, чтобы равномерно смешивались водные и маслянистые элементы в составе лекарства, обеспечивали мельчайшую дисперсию, распыление.

    Также, имеет необходимые дисперсионно-суспензионные качества. Без целлюлозы лекарственный раствор загустеет.

    Это почти тоже, что и глюкоза. Вещества, повышающие углеводную подпитку организма, участвующие в витаминизации, реакциях метаболизма, улучшающие микробиологические процессы кроветворения и кровоснабжения.

    Статьи по теме Ингаляции при аденоидах у детей небулайзером: растворы

    В этот раздел следует добавить, что в готовом виде «Авамис» представляет собой аптечные упаковки с аэрозольными баллончиками (либо стеклянными флаконами) и носиком-насадкой, (аэрозольный клапан впрыскиватель). Доза одного (1 раза) впрыскивания, это лечебный объем для ребенка, количественное впрыскивание в течение суток – определяет лечащий врач.

    Важно! Обратите внимание на то, что дозировка препарата подразумевает различные параметры – выпускается от 30 доз/впрыскиваний, 60 доз и 120.

    Бесспорно, что указанное лечебное средство («Авамис») быстро и надежно устраняет патологическую клинику аденоидной вегетации:

  • Снижает в разы отечность внутренних слизистых поверхностей в носоглотке;
  • Кардинально уменьшает гнойные выделения инфицированной массы из токсичных очагов аденоидов (носовых проходов, носогортани);
  • При использовании «Авамиса» достигается стойкий результат в улучшении свободного носового дыхания;
  • Прекращаются ночные храпы.

    Отоларингологи отмечают динамику (в лучшую сторону) перехода аденоидов от 2-3 степени тяжести к первой стадии. При правильном соблюдении и точном использовании препарата (без явной передозировки) практически не фиксируются побочные осложнения. Но, детям, до 2-х летнего возраста, ни «Авамис», ни какие иные гормональные средства, не применяются!

    Особенно эффективно и результативно действие медикамента в начальных стадиях аденоидного заболевания у детей. Во многих случаях удается нормализовать клиническое состояние в детской носоглотке. Аденоидные разрастания аннулируются и миндалины сохраняют свои функциональные замечательные способности – защитные.

    Отзывы врачей об «Авамисе», как гормональном препарате при аденоидах у детей

    Несмотря на то, что препарат завоевал широкую популярность среди медицинского сообщества практикующих отоларингологов, ЛОР врачей, да и родителей больных детей, у «Авамиса» есть и союзники, и несогласные оппоненты.

    Например, известный педиатр, телеведущий, прекрасный специалист детских болезней Е.О. Комаровский считает, что «Авамис» (как, кстати, и иные гормональные назальные лекарства для детей) это крайняя мера влечении аденоидитов. Если, возникла острая потребность в активном лечении воспаленных аденоидов подобными препаратами, значит, были упущены важнейшие моменты в здоровье ребенка.

    Статьи по теме Супер способ избавиться от аденоидов навсегда: дорого, но надежно – Нобелевская премия «СТИОТРОНУ»

    Родители, не обратили на своевременные незначительные симптомы начинающегося аденоидного недуга, аденоидных проблем у ребенка. И, когда появились уже серьезные патогенезы в носоглотке, тогда, конечно, врачу ничего не остается делать, как приписывать сильнодействующее медикаментозное лечение.

    Врач детских ЛОР заболеваний Владимир Яцкив, поддерживает своего знаменитого коллегу. И считает также, что «Авамис» при аденоидах у детей, по собранным материалам (отзывам детских педиатров, отоларингологов) заслуживает положительной оценки в лечебном аспекте аденоидитов. И, соглашается с теми утверждениями Е.Комаровского, в которых он призывает заранее проявлять, со стороны родителей, активнейшее стремление к профилактике аденоидов у детей. Не доводить состояние носоглотки у ребенка до той степени, когда приходится «вливать» в детский растущий организм лекарственные составы. Пусть, даже, не особо вредные, такие. как «Авамис».

    Аденоидам присваивается вторая степень, когда, разрастаясь, они закрывают 2/3 носового прохода. Прогресс заболевания заметно отражается на детском организме. Симптомов болезни становится больше и они приобретают более серьезный характер, чем при аденоидах 1 степени.

    Аденоиды 3 степени у детей имеют такие же признаки, что и 2-ой, но они более выраженные.

    Эти проблемы мешают ему полноценно мыслить и общаться со сверстниками.

    В области носа находится множество рецепторов рефлекторных зон, отвечающих за разные функции организма. Из-за постоянного их раздражения аденоидами, может возникнуть недержание мочи, бронхиальная астма и другие осложнения.

    Аденоиды опасны своим воспалением, которое называют аденоидитом. Он имеет две формы:

  • острую, которую вызывает перенесенный грипп или простуда. Она протекает с высокой температурой;
  • хроническую, не сопровождающуюся повышенной температурой, но длительно протекающей с заложенностью носа и характерными выделениями слизи. В слизи просматриваются кровянистые и гнойные включения.

    Если у ребенка с аденоидами второй степени, аденоидита не обнаружено, то заболевание будет давать о себе знать лишь осложненным носовым дыханием и похрапыванием ночью.

    Как лечить аденоиды? Можно ли их вылечить без операции?

    На эти вопросы ответы есть. В настоящее время существуют эффективные методы профилактики и лечения этого заболевания. Основная тенденция в этом вопросе такова — испробовать все средства и методы лечения, чтобы избежать хирургического вмешательства.

    Если аденоиды 1 степени лечат только консервативно, то аденоиды 1-2 степени у детей и 2 степени лечат, исходя из степени осложненности заболевания.

    Воспаление аденоидов 2 степени, если подобрать правильное консервативное лечение, можно устранить. Но, если такое лечение не помогает и воспаления появляются и второй, и третий раз, то нужна операция.

    Чтобы поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение, необходимо сделать диагностику.

    Для этого есть несколько методов:

    1. Задняя риноскопия. Осматривают через рот с помощью специального зеркала. Опытный врач это делает практически безболезненно для ребенка;
    2. Передняя риноскопия. Осмотр производится через нос с предварительным закапыванием сосудосуживающих капель;
    3. Пальцевое исследование носоглотки. Такой осмотр «по старинке» проводится в клиниках, где нет должного оборудования. Процесс болезненный;
    4. Эндоскопический осмотр. В осмотре применяется эндоскоп (фиброскоп), который определяет степень воспаления. При осмотре делается местная анестезия;
    5. Рентген. Применяется для осмотра на предмет гайморита. Но полной картины этот метод не показывает;
    6. Лабораторное определение микрофлоры.

    Аденоиды лечат только в стадии обострения. В необостренной стадии их лечить нельзя, а можно лишь заниматься профилактикой заболевания. Профилактика помогает избежать воспаления. При отсутствии воспаления лимфоидная ткань расти не будет.

    Профилактика заключается в различных видах закаливании ребенка с одной стороны и медикаментозной профилактики с другой. Это — прием иммуномодуляторов и разные виды интерферона.

    Операция назначается, когда существует угроза необратимых осложнений в детском организме, а консервативные методы лечения не дают эффекта.

    Хирургическое вмешательство неизбежно, когда:

  • развитие ребенка явно замедленно;
  • у ребенка частые повторные воспаления аденоидов;
  • гайморит;
  • аденоидит провоцирует рефлекторные заболевания;
  • ребенок во сне впадает в состояние апноэ (остановка дыхания).

    Операции делятся на: аденотомию и аденэктомию.

    Аденотомия — для открытия носового прохода удаляют часть аденоида. Совсем глоточная миндалина не удаляется, т.к. может пострадать иммунитет. Ее делают, если аденоиды воспаляются не часто. Операция проводится под местным наркозом;

    Аденэктомия — показана при аденоидах крупных размеров и частых аденоидитах и делается под общей анестезией.

    Аденоиды 2-3 степень у детей лечатся такой операцией.

    Лечить аденоиды 3 степени также целесообразно аденэктомией.

    В послеоперационный период 2-3 дня нужен постельный режим и пища не должна быть горячей, твердой. Процесс реабилитации проходит быстро. После выписки необходимо избегать интенсивных занятий спортом.

    При отсутствии осложнений, через неделю ребенок может посещать школу или детский сад. В это время важно повышать иммунитет (гулять на свежем воздухе, полноценно питаться), чтобы не дать аденоидам разрастись вновь.

    Однако, аденоиды могут снова разрастись. В этом случае, при необходимости, операцию повторяют.

    Это очень важный момент в решении проблемы аденоидов у детей. Она включает в себя занятия спортом, закаливание, полноценное питание. Необходимо своевременно лечить заболевания верхних дыхательных путей и полости рта. Все эти меры способствуют повышению иммунитета, что является огромным препятствием для образования аденоидов.

    Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

    Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад. Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

    А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?

    Начнем с определения термина.

    Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

    Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать «, искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий — в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания. его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название «закаливающие процедуры «, взрослые отдавали отчет своим действиям.

    Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.

    Читайте также:  Аденоид и вазомоторный ринит

    Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

    Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.

    Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

    Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

    Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

    Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?

    Начать с того, что понять: на любого человека — неважно взрослый это или ребенок — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные) — знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации — место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

    Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

    Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократноеповышение устойчивости организма. снижение, как частоты, так и тяжести болезней.

    Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

    Читатели, разумеется, вполне могут возразить — дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании. как правило, не нуждаются!

    Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни. весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

    Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.

    Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было.

    Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

    Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание «! А закаливание тут при чем?

    Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

    Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано — в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С. В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.

    Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры. взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .

    Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания — сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.

    Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.

    Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.

    В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.

    Так что не закалять. Закалять. но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

    Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению — гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.

    Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

    Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.

    Перечень причин, мешающихзакаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».

    Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.

    Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.

    Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.

    Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий — собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!

    При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

    Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

    Итак, диагноз выставлен — аденоиды и картина известна. Что с ней делать дальше? Лечить аденоиды или подождать, пока все «рассосется» само собой? А если лечить, то как? Эти и множество других вопросов терзают родительское сознание, когда ребенку вынесен краткий и такой неоднозначный на первый взгляд диагноз «гипертрофия носоглоточной миндалины» или просто «аденоиды». Ответы на них — в нашей статье.

    >> На сайте представлена обширная подборка лекарственных препаратов для лечения гайморита и других заболеваний носа. Пользуйтесь на здоровье!

    источник