Меню Рубрики

Аденоиды и вокальные пение

17 апреля 2016, 16:22 Эксперт статьи: Курбанов Курбан Саматович 0 3,766

Аденоиды влияют на создание речевых звуков ребенком, а также общий уровень его развития. Детям становится тяжело дышать носом и этот процесс перебирает на себя рот. Из-за такого дыхания, к мозгу попадает недостаточное количество кислорода, нарушается его нормальное функционирование. Здесь наблюдается прямая зависимость между работой мозга и развитием речи у детей – второе невозможно без первого. Влияние аденоидов сказывается на слухе, произношении слов.

В образовании речевых фонем принимают участие такие органы:

В зависимости от места формирования звука, процесс предполагает участие разных органов. Если хоть один из органов, которые связаны с речью, отсутствует или неправильно функционирует – нарушается деятельность всего аппарата. Орган не занимает нужную позицию и пагубно влияет на произношение. Ребенок просто физически не сможет правильно выговорить нужный звук (в зависимости от локации органа, фонемы).

Обратите внимание на то, что дыхание также имеет важную роль в процессе формирования слов. Перед тем, как выговорить нужную букву, вы набираете через легкие воздух, чтобы сам звук был слышен окружающим. Воздух проходит через голосовые связки, органы артикуляционного аппарата, образуя звук, который слышит собеседник. Выдох, вдох для подобных действий должны быть определенной силы и размера (мы используем их подсознательно правильно).

Так какова связь между аденоидами и звуковым произношением? Аденоид может влиять на качество дыхания, речь, возможны анатомические, физиологические изменения организма. Миндалина (носоглоточная) разрастается , деактивирует функцию дыхания через нос.

  • Нарушение физиологического дыхания, которое приводит к нарушению речи (и речевого дыхания). Выдох во время произношения слов становится короче. Разговаривая с таким человеком, вы отметите нарушении мелодики, интенсивности, темпа его речи. Подобные нарушения могут отобразиться на трудностях в усвоении основ чтения, письма.
  • При аденоидном воспалении лицо ребенка приобретает нехарактерную форму, так называемое “аденоидное лицо”. Рот постоянно приоткрыт, нижняя губа отвисает, носогубные складки сглажены, аммиачное выражение лица. Лицо деформируется потому что органы у ребенка пребывают в стадии развития, они еще не приняли своих окончательных размеров.

Неправильное звукопроизношение, темп речи, задержка речи – это могут быть последствие аденоидов.

У ребенка наблюдается нарушения голоса, его базовых характеристик. Голос становится грубого носового оттенка, становится глухим, лишается обертонов, выразительности. Возможна дифференциация звонких, глухих согласных фонем.

Язык также слабо развивается и, соответственно, влияет на произношение некоторых звуков. Язык начинает мешать свободному поступлению воздуха. Ребенок перестает нормально дышать, развиваться, разговаривать. Нарушения звукопроизношения находятся в прямой зависимости от степени нарушения артикуляционного аппарата. Формирование детской речи обязательно для нормального развития, социального, общественного функционирования. Отсутствие базовых знаний/умений приводит к социальной дисфункции, нарушению мозговой деятельности.

Не затягивайте с лечением. Обратитесь за помощью к вашему лечащему врачу/ логопеду. Первоначально – вылечите аденоиды. Существует возможность оперативного вмешательства, если процесс невозможно остановить медикаментозным лечением. Чтобы восстановить детскую речь (догнать сверстников) воспользуйтесь услугами логопеда.

Чтобы восстановить нормальную речь, воспользуйтесь услугами логопеда. Будьте готовы к тому, что часть работы вы будете выполнять самостоятельно. Поддерживайте ваших детей, объясняйте, учите их заново, только тогда вы получите достойный результат.

  • Проводить игры для речевого развития (найти их в интернете, или спросить совет у специалиста не займет много сил или времени). Научите ребенка правильно различать, выстраивать темп речи, окончание/начало слов, различать отдельные предложения, слова, буквы, фонемы (поиск соответствующих методик можно также найти в интернете или проконсультироваться с доктором).
  • Развивайте детский пассивный словарь (существуют специальные игры для его развития). Со временем речь будет базироваться на этом словаре и постепенно станет активным словарным запасом.

Напомним о важности своевременного обращения к врачу, касательно проблемы аденоидов. Не игнорируйте проблему, а немедленно займитесь ее лечением. Более запущенные формы аденоидита, речевых задержек сложнее вылечить.

Нормальное развитие ребенка и функционирование его речевого аппарата зависит только от вас. Помогите ребенку пройти через трудный путь лечения/развития. Помогайте, поддерживайте его для получения максимального результата.

источник

Ольга Никулина
Нарушения речи при аденоидах: пути коррекции

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и не согретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие, являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и тд., что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.

Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии, а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти, сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т. е. к нарушению фонематического анализа;

б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков ^)т

1: 4 в норме до 1: 2, 1: 1 у детей с аденоидами, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;

в) к нарушению произносительной

дифференциации — (из-за сильного носового оттенка

голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т («мебель»

= «небель», «Мила» = «мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина», «день» = «нень», «ладно» = «лано» и т. д.);

г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной акустической дисграфии.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора

1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;

2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т. к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:

а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации.

б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров.

3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога «в»).

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

Когда такой ребенок попадает к нам в логопедическую группу, возникает вопрос: что же делать? Ведь если просто заниматься непосредственно коррекцией речевого нарушения, это не будет эффективно. Конечно, в первую очередь мы направляем такого ребенка на консультацию к отолярингологу. А дальше? Как избавить малыша от привычки дышать ртом? Как научить его правильному носовому дыханию? В логопедической литературе существует много методик. Мы долго экспериментировали, пробуя одну за другой. Пока не познакомились с программой Михаила Львовича Лазарева «Здравствуй».

Его система дыхательных упражнений разработана на основе:

-различных школ восточных единоборств, которые уже имеют тысячелетнюю историю;

-на основе методики А. Н. Стрельниковой, которая успешно используется в работе с детьми, болеющими астмой; для профилактики респираторных заболеваний; для укрепления голосового аппарата певцов и артистов.

Некоторые из них мы рассмотрим:

(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)

И. П. — стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй (1 раз)

(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)

И. П. — стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)

(Обучение постепенно выдыхать воздух)

Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.

(На напряжение и расслабление мышц)

На вдохе — песок в руки, сжать (задержка дыхания). На выдохе посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела

(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания)

И. П. — стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.

(Способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол)

И. П. — стоя. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух.

Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе (1 раз).

Выдох, на вдохе животик надувается, как шарик. На выдохе поджимается назад.

Летают бомбардировщики («В», истребители («И», бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В», взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР», идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ».

Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…».

Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».

И. П. — стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. На сколько возможно задерживается дыхание.

Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

Учить делать вдох носом, а выдох — ртом, выработка дифференциального дыхания»

(надуваем либо воздушный шарик, либо надувную игрушку).

Такие простые упражнения мы выполняем систематически на логопедических занятия. Опыт показывает, что улучшается здоровье ребенка, формируется правильное носовое дыхание, и,как следствие, повышается эффективность логопедического воздействия на детей.

Никулина Ольга Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №5

Г. Уссурийск, Приморский край

Организация (обеспечение) двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей «Организация (обеспечение)двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей». Физкультминутка не является обязательным.

Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии Конспект занятия по коррекции произносительной стороны речи при стертой форме дизартрии (подготовительный этап) Цель: показать основные.

Консультация «Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников» В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них.

Плавание — эффективное средство коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата Плавание как – реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода»,.

Преодоление речевого нарушения при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников с ОВЗ Цель: Преодоление речевого нарушения в процессе взаимодействия учителя логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников старшего.

Консультация «Применение Су-Джок терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста» Применение Су-Джог терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью УО Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Заикание: пути коррекции Тарасова В. Ю. Учитель-логопед МБДОУ № 151 г. Казань Заикание у дошкольников: пути коррекции. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации.

источник

В соседней теме Fantanella писала ,что у ее сына обнаружены аденоиды.Моя старшая дочь тоже долго мучилась с аденоидами,уже дошло до того что ребенок даже днем дышал ротиком,начала плохо слышать.Врач настаивал на операции.Но я категорически была против координальных мер и решила сама заняться лечением,с помошью интернета, а также знаний по гомеопатии и медицине.
Итак.
начнем с того ,что
Разрастание аденоидов имеет три степени:
I СТЕПЕНЬ — днем ребенок дышит достаточно свободно, рот закрыт, а во время сна, когда объем аденоидов увеличивается в горизонтальном положении тела, дышать ему становится тяжелее, появляется посапывание.
II — III СТЕПЕНЬ разрастания наполовину или полностью закрывают хоаны (это задние отделы носа, отверстия, соединяющие полости носа с носовой частью глотки), дети часто храпят во сне, вынуждены дышать ртом круглые сутки.

Воспаление аденоидов называется — аденоидитом.
Он бывает острый и хронический.
Воспалённые аденоиды могут быть причиной частых ОРЗ, отитов, затяжных насморков, воспаления придаточных пазух носа и др.
Отсутствие носового дыхания может отрицательно влиять на состояние нёбных миндалин и нижних дыхательных путей.

Читайте также:  Чем опасны аденоиды 3 степени у детей

Схема комплексного лечения увеличенных аденоидов и аденоидитов.
1.Закапывание в нос сосудосуживающих капель.(напр.Називин)

В течение первых 7 — 10 дней применяйте сосудосуживающие капли для уменьшения объёма носовых раковин, улучшения дыхания и облегчения последующего промывания носа.

2. Промывание полости носа.

Подберите удобный для вас вариант.

Вариант №1: вставьте наконечник спринцовки в одну половину носа, на глубину примерно 0,5 — 1 см и направьте перпендикулярно к лицу. Голова должна быть наклонена вперед под углом примерно 45 градусов. Вливайте небольшими порциями, постепенно усиливая силу струи, после 3 — 5 раз — очистите нос по одной половинке и снова продолжайте промывать. В момент вливания раствора дыхание нужно задержать. Маленькому ребёнку такое промывание можно делать, положив его на животик.

Не направляете первые порции раствора в область переносицы — может возникнуть кратковременное жжение, из-за попадания раствора в верхние отделы носа, где расположена чувствительная, обонятельная зона.

Вариант № 2: через трубочку диаметром 5 -10 мм и длиной 15 — 20 см нужно втягивать носом жидкость и при попадании в рот — выплёвывать.
Положение головы — как в варианте №1. Такой вариант подходит для старших детей.

Вариант № 3: в ладонь наливается раствор и втягивается носом, положение головы — как в варианте №1. Такой вариант подходит для старших детей.

Выберите один или два из списка, промывайте нос, чередуя их, например, утром одним, вечером другим.

Эти растения или препараты можно применять как при увеличенных аденоидах, так и при их воспалении.

Настой полевого хвоща (1 чайную ложку хвоща залить стаканом кипятка, настоять 5 минут, охладить).
Отвар коры дуба, эвкалипта, зверобоя (3 — 6 г листьев на 200 мл воды).
Настой зверобоя.
Морская соль (1/2 ч.л. на 1 ст. воды). Можно применять при аденоидите.
Отвара ромашки 1 стакан + 1/2 столовая ложка мёда.
Ротокан (1 — 1/2 чайная ложка на 1 ст. воды).
Зелёный чай (1 ч.л. на 1 стакан кипятка, настоять 15-20 минут).
Элекасол (сбор трав, приготовить по инструкции и ещё развести пополам).
В стакане кипячёной воды развести 1/4 чайной ложки питьевой соды и 15 — 20 — 25 капель (зависит от возраста) 10% спиртовой настойки прополиса.
Фурацилин.
Марганцовка (розового цвета).
Или другие.

Количество раствора: от 100 до 250 мл. Температура: 38 — 40 градусов.
Количество промываний в день: 2 — 3 — 4 раза. Количество дней: 10 — 12 — 14.
ПЫСЫ Промывать носик дочка не разрешала Поэтому я просто капала ей настой полевого хвоща Из всех предложенных прпаратов ,он наиболее эффективен Капала очень долгое время.

3. Введение лекарств в нос.
Через 20 — 30 минут после промывания — закапайте 4 — 6 — 8 (зависит от возраста) капель свежего сока красного буряка, или заложите фитильки на 10 — 15 — 20 минут (голову при этом нужно запрокинуть немного назад).
А можно применить и такую смесь: сок красного буряка + сок лука + сок алоэ (или каланхоэ) + мёд, всё в равных частях. Её можно закапывать и вставлять фитильки.
Чистый сок красного буряка или смесь применяя 2 раза в день можно чередовать с напаром травы чистотела. Приготовление напара: 1 ст. ложка на стакан кипятка. Капать тёплый напар по 3 — 5 — 7 капель (зависит от возраста), троекратно с пяти минутными перерывами, 2 раза в день.
Можно закапывать отвар ряски малой по 3 — 4 капли (приготовление отвара: 2 ст. ложки ряски на 1/2 стакана воды, 5 минут кипятить на медленном огне, процедить и хранить в холодильнике не более 2 дней).
Неплохое действие оказывает настой кожи зелёного грецкого ореха, по 3 — 4 капли, до 4 раз в день (приготовление настоя: кожу измельченного зеленого грецкого ореха залить холодной водой, довести до кипения и настоять час, процедить).

Из аптечных препаратов можно применить один или два препарата из списка: протаргол 1 — 2%, колларгол 1 — 3%, диоксидин разведённый пополам физраствором, риносепт, пиносол, софрадекс, альбуцид, масло чайного дерева

Я выбрала ПРотаргол Таким образом чередровала в течении дня Хвощ с Протарголом.Общей сложности в день капала 5- 6 раз.

3 раза в день, в течение нескольких недель ребёнок должен дышать над паром отвара будры плющевидной (приготовление отвара: 15 г травы залить на 1-2 часа стаканом холодной воды, затем прокипятить полчаса на медленном огне, процедить и хранить в холодильнике не более 2 дней.

Ингаляция паровая с эвкалиптом, календулой, соком каланхоэ, содой. Можно отдельно или всё вместе, по 1/2 ч.л. каждого на пластмассовый ингалятор типа ментокларовского. Дышать 5 — 8 — 10 минут, 1 — 2 раза в день.

Ингаляция с готовыми препаратами куда входят растительные компоненты: ментоклар, бронхикум, цедовикс. Как пользоваться смотрите в прилагаемой инструкции

Ингаляцию моя дочка тоже не взлюбила делали пару раз В основном чайным деревом.перед сном я в аромакурительницу добавляла чайное дерево ,иногда эвкалипт.Этими парами и дашал ребенок.

Параллельно с местным лечением можно проводить и общее.
При аденоидах можно принимать капли фитотерапевтов Зубицких (г. Киев) — «Тризуб» (по 5 капель, растворённых в 30 гр. тёплой воды, 3 раза в день, за 30 минут до еды и четвёртый раз — перед сном, а также по 1 капле в каждую половину носа, 1 раз в день).

Способствует уменьшению аденоидов приём во внутрь настоя листьев чёрной смородины (приготовление настоя: 30 г сухих листьев залить 0,5 л кипящей воды, настоять полчаса). Принимать тёплым по 1/2 — 1 стакану, 3 раза в день до еды, 2 — 3 недели.

В возрастных дозировках целесообразны антигистаминные препараты: диазолин, пипольфен, супрастин, фекарол. Один из списка. От 7 до 14 дней.

Также желателен приём мультивитаминов с микроэлементами (особенно с витамином С и микроэлементом селеном), спирулины, иммунала (настойка эхинацеи). Как всегда полезны фрукты и овощи.

В ряде случаев назначают стимулирующие свои защитные силы средства: апилак, экстракт алоэ, ФИБС. Курс 10 — 15 дней.

Антибиотики, сульфаниламиды назначают только в острых случаях аденоидита, который, кстати, бывает изолированно довольно редко, чаще всего на фоне ОРЗ, гриппа. В этих случаях применять или не
применять эти препараты должен решить врач.

Мы применяли витамины и антигистаминные (10 дней-Кетотефен )

6. Гомеопатическое лечение и применение антигомотоксических препаратов.

Довольно много гомеопатических препаратов под разными названиями, которые неплохо помогают при воспалении или увеличении аденоидов. Надо только конкретно спрашивать препараты применяемые при аденоидах в гомеопатических аптеках. Применять согласно инструкции или рекомендаций врача-гомеопата.

Ниже приводится пример лечения антигомотоксическими препаратами немецкой фирмы Heel (это препараты для нейтрализации токсинов, которые вызывают заболевания, путём связывания их в нетоксические образования — гомотоксины).

Поскольку аденоиды, это проявление лимфатизма — показана длительная терапия под контролем врача.

Lymphomyosot (лимфомиозот) капли, по 10 — 15 капель, 2 раза в день, курс — 1,5 месяца.

Echinacea compositum (эхинацея композитум) ампулы. При увеличенных аденоидах в них всегда существует хронический очаг инфекции. Этот препарат устраняет воспаление. Применяется по 1 ампуле, 1 раз в неделю, 5 уколов, в/м.

Traumeel (траумель) таблетки. Применяют при значительном увеличении лимфоидной ткани. По 1 таблетке, 2 раза в день, 3 недели.

эти препараты достаточно неплохо работают самостоятельно, но эффект лучше при комплексном лечении т.е. применяя пункты схемы № 1 — 4.

После окончания всего этого курса ,дочка начала принимать препарат Иов -Малыш (тоже гомеопатический ).Сейчас уже ничего не принимаем ,кроме витаминов.
Иногда ночью просыпаюсь,становится странно что дочка спокойно и ровно дышит носиком (ттт)

источник

Дисклеймер: данный пост будет содержать информацию в максимально упрощенном виде для читающих без медицинского образования. Просьба коллег отнестись с пониманием.

Аденоиды. Гроза всех детей и страх всех родителей. Неведомая хворь, которую не видно, но при этом ребенку она мешает жить. Что же это? Как с ней бороться? И нужно ли вообще?

Итак, аденоиды — это общее название процесса увеличения (гипертрофии) носоглоточной миндалины. Миндалина эта входит в, так называемое, кольцо Вальдейра. Из-за особенностей расположения, ее увеличение может частично или полностью перекрывать сообщение между полостью носа и полостью глотки, тем самым делая затруднительным или невозможным носовое дыхание. Более того, такое увеличение этой самой носоглоточной миндалины может быть причиной перекрытия устья слуховой трубы, что нарушит вентиляцию барабанной полости с дальнейшим возможным исходом в снижение слуха вследствие экссудативного отита. Но обо всем по порядку.

Что же не так с отсутствием носового дыхания? Ведь можно дышать ртом! На этот вопрос давалось много ответов. Первый — ротовое дыхание хуже снабжает организм кислородом. Нет. По всем последним исследованиям ротовое дыхание в этом плане полностью компенсирует носовое. Второй — ребенок будет чаще болеть, ведь воздух не обеззараживается и не согревается. Нет. Концентрация различных возбудителей в поступившем в нижние дыхательные пути воздухе что через рот, что через нос примерно одинакова. Оказалось, что дело обстоит намного сложнее. Сейчас попытаюсь максимально просто объяснить.

Площадь наружного отверстия полости носа намного меньше, чем аналогичного отверстия полости рта. Соответственно, сопротивление току воздуха значительно больше при дыхании через нос. В акте дыхания важную роль играет диафрагма. Это мышца, находящаяся на границе грудной и брюшной полостей. Ее сокращения приводят к вдоху. То есть, чем сильнее сопротивление воздуха на входе в дыхательные пути, тем сильнее должна опуститься диафрагма.

Но у диафрагмы есть еще одна важная физиологическая роль. На вдохе она создает градиент давления, который регулирует отток крови по шейным венам. Вот здесь кроется самый важный момент отрицательного влияния ротового дыхания на организм. При сниженном сопротивлении току воздуха (дыхание через рот), диафрагма оттягивается меньше, градиент давления изменяется, кровь медленнее оттекает по шейным венам. А шейные вены собирают кровь и от головного мозга в том числе. То есть, в итоге мы имеем самое страшное и опасное следствие гипертрофии носоглоточной миндалины для ребенка — венозный застой в головном мозге. Венозная кровь содержит различные отработанные продукты жизнедеятельности головного мозга. Соответственно, продукты эти задерживаются в головном мозге дольше, оказывая отрицательное влияние на его функцию. Ну и плюс всяческие сопутствующие негативные моменты, вроде различных форм повышения внутричерепного давления и т.п.

Второй крайне неприятный момент, связанный с аденоидами, это их влияние на слух ребенка. Если гипертрофия носоглоточной миндалины начинает затрагивать слуховую трубу, частично или полностью перекрывая ее, в среднем ухе сначала падает давление. Барабанная перепонка втягивается, ее подвижность нарушается. Ребенок ощущает это как чувство «заложенности». При отсутствии лечения из-за постоянной присасывающей силы в барабанную полость начинает выпотевать жидкость из слизистой оболочки, что еще больше нарушает слух ребенка. Терминальной стадией этого процесса является формирование соединительнотканных рубцов в барабанной полости (так как жидкость содержит много белка), с исходом в адгезивный отит со стойкой утратой слуха.

Данные процессы крайне опасны у детей особенно в период речеобразования, так как могут привести к резкому нарушению этого процесса.

Но что же делать? Как обратить внимание, не пропустить?

Главное, не допускать затяжных насморков. Одна из самых частых причин гипертрофии носоглоточной миндалины — рецидивирующие или хронические аденоидиты.

Аденоидит — это ВОСПАЛЕНИЕ носоглоточной миндалины. То есть, если говорить максимально упрощенно, то она еще не увеличена стойко. Она увеличена за счет избытка в ней жидкости, отека, который еще может поддаваться консервативному лечению. Его соновными симптомами являются:

— затруднение носового дыхания;

— часто, отсутствие видимых выделений (родители часто употребляют словосочетание «внутренние сопли»), так как основной отток идет в носоглотку;

кашель (sic!) , особенно по утрам.

Своевременное лечение позволяет полностью убрать это заболевание, а несвоевременное приводит к хроническому течению с исходом в гипертрофию аденоидов. Лечится все банальными антибиотиками и топическими интраназальными стероидами.

Других причин увеличения носоглоточной миндалины может быть масса, начиная от наследственной предрасположенности, заканчивая инфицированием ВЭБ или цитомегаловирусом. Все они дискутабельны, да и особого смысла в их разборе нет.

Каковы же симптомы аденоидов?

стойкое затруднение носового дыхания. Если у вашего ребенка насморк в течение 5-ти дней, не бойтесь, это еще не аденоиды;

— храп. очень часто в сочетании с гипертрофией небных миндалин («гланд»);

В стародавние времена существовал подход по степеням. Увеличенные аденоидные вегетации, в соответствии с их расположением относительно определенного анатомического ориентира делились на три степени. Третья степень однозначно оперировалась, для остальных избиралась выжидательная тактика и всяческие околошаманские методы лечения, вроде физиотерапии и «сложных капель».

С приходом в наш мир доказательной медицины все несколько изменилось. Стало ясно, что состоявшаяся гипертрофия аденоидной ткани не поддается консервативному лечению. Капли могут быть любой сложности, а физио безмерно терапевтической, но воз и ныне там. Если аденоидные вегетации перекрыли сообщение с глоткой, либо устья слуховых труб — их не уберешь ничем. Но с другой стороны, они могут быть и второй, и даже третьей степени гипертрофии, но при этом располагаться так удачно, что дыхание остается нормальным, слух не снижается. Поэтому была разработана система показаний к оперативному вмешательству:

— стойкое затруднение носового дыхания;

— храп, остановки дыхания во сне;

— снижение слуха при доказанной обтурации слуховой трубы аденоидной тканью.

То есть, если аденоиды 1й степени лежат на слуховых трубах и не дают вентилироваться барабанной полости — мы их убираем. Если аденоиды третьей степени расположились так удачно, что не мешают дыханию — мы их не трогаем. Лучший вариант диагностики в таких случаях — эндоскопическое исследование носоглотки (фиброскопия).

Теперь об ужасе и главном ночном кошмаре всех родителей — операция. Раньше (да и сейчас в не особо развитых уголках нашей родины) аденотомия (удаление аденоидов) производилась в слепую, без обезболивания. Ребенок скручивался, в горло, для успокоения души «пшикался» 10%-й раствор лидокаина, и, пока можно было ребенка удержать, аденоидная ткань соскабливалась, без какого-либо визуального контроля. Что успели — то и выдернули. Отсюда и пошли легенды о том, что аденоиды вырастают вновь. Нет. Просто оставленные крупные куски аденоидной ткани подтягивались рубцами, создавая новый конгломерат.

Сейчас все обстоит иначе. Операция производится под общей анестезией (наркоз). Ребенок спи и ничего не чувствует. В продвинутых медицинских центрах производится эндосокпический контроль (изображение носоглотки транслируется на экран), в менее — контроль при помощи гортанного зеркала. Признаться, особой разницы нет, в обоих случаях визуализация вполне достаточна. Такой подход позволяет удалить ткань аденоидов максимально полно, а также максимально качественно предотвратить возможное кровотечение. Обычно, ребенок уходит домой через пару часов или на следующий день после операции.

Теперь о последствиях. А их нет. Полное восстановление носового дыхания происходит в течение месяца после операции. Никакого нарушения каких-либо иммунных функций организма не происходит. Во-первых, помимо носоглоточной есть и другие миндалины, а во-вторых, кольцо Вальдейра вообще принимает в иммунитете опосредованное участие и является больше органом, предоставляющем информацию о поступившем инфекционном агенте, а не участвующем в его уничтожении.

Бывают случаи, когда аденотомия совмещается с другими вмешательствами, например с тимпаностомией (наложением отверстия в барабанной перепонке для лучшей вентиляции), или тонзиллэктомией (при гипертрофии небных миндалин 3 степени, являющейся дополнительным фактором, вызывающим остановки дыхания во сне).

Читайте также:  Назик для детей при аденоидах

источник


Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики блога!
Сегодня я вам расскажу о том, как аденоиды влияют на речь ребенка. Что же это такое? Скорее всего многие слышали слова гланды, миндалины — это участки лимфоидной ткани. Они защищают носовую и ротовую полость от инфекции. Обычно известны всем небные миндалины, при их воспалении возникает ангина, тонзиллит. Но между ними находится одна носоглоточная, она имеет свойство разрастаться. Вот эти отростки и называются аденоидами.

Увеличиваясь, они затрудняют доступ воздуха и этим самым вызывая гипоксию, мозг испытывает недостаток кислорода. Это отрицательно сказывается на развитие нервной системы у детей. У них нарушается сон, ухудшается память, снижается аппетит, возникают головные боли, головокружение, отсюда и вялость, апатия, быстрая утомляемость. Возможны приступы бронхиальной астмы и ночное недержание мочи. Нарушаются обменные процессы, поэтому страдают функции многих органов. Наблюдается общая задержка психомоторного развития.

Аденоиды могут перекрывать евстахиеву трубу, в результате нарушается отток омывающей слизи в среднем ухе, она начинает скапливаться и падает острота слуха и может привести к отиту. Что сильно сказывается на речи и на развитии ребенка в целом. Даже если процент снижения слуха небольшой, все равно страдает понимание речи и фонематический слух. Ребенок плохо понимает инструкции, смысл выполнения заданий, пишет с ошибками.

Поскольку малыш не может дышать через нос, то начинает дышать через рот. Рот постоянно или периодически приоткрыт, носогубные складки сглаживаются, нижняя челюсть становится меньше. Образуется так называемый habitus adenoideus — аденоидный тип лица, неправильно формируется лицевой скелет. Нарушается строение челюстей, особенно верхней, она становится узкой, с высоким небным сводом., так называемое “готическое небо”.

Все это не может не сказаться на произношении в первую очередь. Страдает фонетическая сторона, голос, он становится гнусавый, с носовым оттенком. Это называется ринофония, при аденоидах она закрытого типа (в отличие от открытой при парезе мягкого неба при дизартрии). Усложняется постановка сонорных звуков. Если, например, для постановки Р нужно в среднем от 5 до 15 занятий с логопедом, то при аденоидах уйдет как минимум, 15 — 30 занятий. Это связано не только со слабым носовым выдохом, но и с кривым прикусом.

Когда я работала в логопедическом саду, то детей с аденоидитом туда не брали. В частной практике я беру таких детей, но сразу предупреждаю, что быстро не получится. Кроме того, сейчас изменилось лечение, оно стало более продуктивным, появилось много новых методов терапии в отоларингологии. Менее травматичной стала сама процедура по прижиганию этих отростков.

Но надо отметить, что после операции остается патологический рефлекс. Дети привыкают дышать через рот, надо их переучивать. Часто они не могут выдохнуть в нос, высморкаться. Дыхание обычно неправильное, поверхностное, верхнеключичное. Надо проводить с ними дополнительные занятия по отработке:

  • выдоха через рот и выдоха через нос
  • выдоха через нос и длительного выдоха через рот
  • диафрагмального дыхания
  • сочетание грудного и диафрагмального дыхания
  • работы носового резонатора на примере звуков М и Н
  • выдоха на твердой атаке
  • воздушной струи строго посередине языка на его кончик

Без отработки этих навыков часто просто невозможно поставить звуки Л и Р. Л будет стойко заменяться на Г или Н, а произношение Р непредсказуемо, может быть и горловое и боковое и в щеку и другие экзотические виды, которые потом очень сложно поддаются коррекции, особенно если при постановке не использовался логопедический массаж. Поэтому не надо форсировать, процесс, надо добиться, чтоб под хороший, качественный звук была подогнана мощная подготовительная база.

На этом заканчиваю писать статью, ждите продолжения, проблема с аденоидами настолько важна, что я затрагиваю ее постоянно. Как и особенности коррекции дефектов при дизартрии и при неправильном прикусе. Поэтому спешите подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить ничего интересного. Если возникли какие дополнения, замечания либо вы хотите поделиться опытом, то пишите в комментариях к статьям. Делитесь с друзьями и знакомыми в соцсетях. Всего хорошего!

источник

Вашему ребенку поставили диагноз аденоиды. Казалась бы какое отношение отолорингический диагноз имеет к нарушениям речи? В том то и дело , что самое непосредственное.

Для понимание этого вопроса надо разобраться, как образуется речь и к каким изменениям приводит увеличение носоглоточной миндалины.

Сначала поговорим о том , как образуется речевой звук? В этом принимает участие рот, язык, нос, губы. Любое анатомическое изменение даже одного из органов может привести к нарушению звукопроизношения. Попробуйте по очереди произнести такие звуки : М,Б,П. В этом вам помогли губы. Теперь : В,Ф. Тут уже задействованы верхняя губа и нижние зубы. Произнесите : К,Г,Х. Спинка языка приподнимается и упирается в небо. Перейдем к :Д,Т. Кончик языка прижат к верхним зубам. Скажите :Ш,Ж. Губы округлены и немного выдвинуты вперед , спинка языка поднята, а сам он принимает форму чашечки.
Теперь представьте, что один из этих органов сформирован неправильно. Это значит, что органы не смогут образовать необходимую позицию для произнесения звука. Это приведет к нарушениям произносительной стороны речи.
Надо еще обратить внимание на то , что перед произнесением звуков вы набирали воздух в легкие для того чтобы при помощи его был слышан сам звук. Потому как именно прохождение воздуха через голосовые связки и органы артикуляционного аппарата мы и слышим привычные нам звуки. И выдох при этом должен быть определенной силы и длины.
Теперь закономерный вопрос: какое это все отношение имеет к аденоидам? Для этого надо понимать к каким анатомическим и физиологическим изменениям приводят аденоидные вегетации.
Носоглоточная миндалина, разрастаясь не дает возможность дышать носом, а это ведет к тяжелым последствиям.
Во-первых, идет нарушения физиологического дыхания, а это в свою очередь приводит к нарушению речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Это отражается и на произнесении фразы, и на мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения, т.н. просодической стороны речи. Ее состояние влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Нарушение просодической стороны речи приводит к трудностям в усвоении чтения и письма.
Во-вторых, лицо ребёнка, имеющего аденоидные вегетации, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица. Так как ребенок растет, то все его органы в стадии формирования и еще не приняли свои окончательные размер и формы. Именно это и приводит в тому ,что у детей может развиться открытым передний прикус, если при открытом рте язык упирается в нижние зубы. Также это может отразится на формировании неба. В норме язык располагается в области неба и оказывает давление на верхний зубной ряд изнутри. Щеки оказывают давление снаружи. Под действием этих мышечных структур формируется форма верхней зубной дуги. При ротовом дыхании язык опускается вниз, давление мышц щек усиливается и происходит нарушение формирования верхней челюсти в ширину. Верхняя челюсть суживается и образует т.н. готическое небо. Часто при ротовом типе дыхания формируется перекрестный прикус и скученность зубов. По различным данным от 34% до 48 % зубочелюстные аномалии сочетаются с нарушением носового дыхания . А как мы уже выяснили нарушение в формировании органов ротвой полости и губ может привести к нарушению звукопроизношения.
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок. Голос лишается ряда обертонов и становится глухим, лишается своей выразительности. А это может привести к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков.
Аденоиды у детей приводят к неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков. Неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в]. Нарушения звукопроизношения зависит от степени нарушений в формировании артикуляционного аппарата.
Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что помимо частых болезней и возможных осложнений в виде отитов аденоидные вегетации могут сильно отразиться и на формировании речи ребенка. Поэтому не стоит долго затягивать с лечением , а при необходимости и с операцией. Если же пока вы не можете кардинально решить вопрос, необходимо тесное сотрудничество с логопедом. Ну, а если ваш ребенок давно не дышит носом, то консультация у ряда специалистов, помимо лор-врача, просто обязательна. Специалисты Школы правильной речи «Риторика» всегда готовы оказать квалифицированную помощь вашему ребенку.
И помните медлить нельзя, предупредить гораздо легче, чем потом долго лечить.

источник

Талантливый певец достоин восхищения. Голос его подобен редкому инструменту в руках мастера. И поэтому обращаться с ним нужно бережно, осторожно. Давайте вместе проследим, как сохранить голос певцу. Для предупреждения негативных отклонений рассмотрим возможные проблемы голосового аппарата.

Появляется в результате простуды. Для певцов он неприятен осложнениями носоглотки, гортани и трахеи, а впоследствии и гайморовых пазух (синусит). В дальнейшем возможно развитие хронической формы, что не позволит развиваться певческому таланту в полной мере. Лечиться необходимо у врача во избежание осложнений. Можно ли петь при насморке? Без температуры – да, с температурой – нет.

Инфекционное заболевание с воспалением слизистой оболочки зёва, глотки, нёбных миндалин. Ей свойственно: сильная головная боль, ломота, повышенная температура. Лечение показано у ларинголога, который проследит за тем, чтобы миновать последствий – воспаления среднего уха, ревматизма, эндокардита. Петь при ангине нельзя. Для певца удаление миндалин нежелательно, так как возможно изменение голоса из-за повреждения мышц зёва. Если операция необходима – то только у опытного хирурга.

Воспаление глотки. Симптомы: ощущение царапания, жжения, сухой кашель. Они усиливаются после пения. Усугубляющими факторами являются: курение, алкоголь, горячая и острая пища, холодные напитки, резкая смена температуры, пыль и другие. Лечебный эффект от полосканий, смазываний мал. Чтобы сохранить голос, необходимо отказаться от внешних раздражителей, осуществлять гигиенический уход за голосом.

Характеризуется неприятными ощущениями и болью в гортани, грубым охрипшим голосом. Связки увеличенные, ярко- красные. Болезнь возникает от переохлаждения, или как последствие гриппа и других инфекций. Происходить может также от вредных привычек, резкой смены температуры, злоупотребления холодными напитками. Длительное пение практически невозможно. Лечиться необходимо у врача.

Это воспалительный процесс соответственно трахеи и бронхов. Многие певцы особенно подвержены этим заболеваниям. Сохраняется обычная чистота голоса, но изменяется тембр, делаясь более жестким. Исчезает легкость, ровность в разных регистрах звучания. Верхние ноты при трахеите напряжены и склонны к детонированию. Возникают «шумы» при дыхании, форсировании звука, неправильном пении.

Профессиональное заболевание, которое широко распространено у певцов, чаще у женщин. Симптомы: хрипота в голосе, со временем усиливающаяся. Можно петь «форте», невозможно «пиано» и формирование звука. Существует также форма «острого узелка». Он характеризуется неожиданным резким срывом голоса. Способы лечения – консервативные вокальные упражнения, и хирургические. Чтобы избежать появления данного дефекта, необходимо остерегаться пения в больном состоянии.

Происходит от чрезмерного напряжения голоса, при неправильном пении (перегрузка дыхания). Влияние на связки оказывает возраст певца; у женщин – менструальный период. При пении слышна хрипота, порой наступает афония. Рекомендуется длительное «молчание».

Симптомы: быстрая утомляемость от пения (10-15 минут), неприятное ощущение в гортани, слабость в голосе. Связано заболевание с нервным расстройством. При волнениях происходит иногда так, что высокая нота просто не берется как обычно. Необходимо срочно успокоиться.

Выводы напрашиваются соответственные. Необходимо беречься от простуды и инфекций, переохлаждения, вредных привычек. Стараться вести «невозмутимый» образ жизни, наполненный положительными эмоциями. И тогда ваш голос будет звонким, крепким, плотным, исполняющим свое назначение – вдохновлять слушателей. Повышайте свой иммунитет! Будьте здоровы!

источник

Аденоиды, или аденоидные вегетации, представляют собой разращение ткани носоглоточной миндалины. Она расположена глубоко в носоглотке. В отличие от небных миндалин разглядеть ее без специального инструмента ЛОР-врача не представляется возможным. У человека она хорошо развита в детстве. По мере взросления детского организма миндалина становится меньше, поэтому у взрослых аденоиды встречаются крайне редко.

Носоглоточная миндалина, как и остальные миндалины, — это часть иммунной системы человека. Их основная функция — защитная. Именно миндалины первыми встают на пути бактерий и вирусов, проникающих в организм, и уничтожают их. Аденоиды располагаются непосредственно у дыхательных путей, чтобы быстро реагировать на присутствие патогенных микроорганизмов. Во время проникновения инфекции глоточная миндалина начинает усиленно вырабатывать иммунные клетки для борьбы с внешним врагом, увеличиваясь в размерах. Для детского возраста это норма. Когда воспалительный процесс «сходит на нет», носоглоточная миндалина возвращается к исходному размеру.

Если ребенок часто болеет, аденоиды постоянно находятся в воспаленном состоянии. Миндалина не успевает уменьшаться, что приводит к еще большему разрастанию аденоидных вегетаций. Ситуация доходит до того, что они полностью перекрывают носоглотку, полноценное дыхание носом становится невозможным.

К разращению аденоидных вегетаций могут привести:

  • наследственность;
  • постоянные простудные заболевания;
  • «детские» заболевания, поражающие носовую полость и глотку: скарлатина, корь, краснуха;
  • слабый иммунитет;
  • несоблюдения норм проветривания, влажности в помещении, пыль;
  • аллергические проявления;
  • неблагоприятная экология (выхлопы, выбросы).

Постоянно атакуемый вирусами организм малыша в сочетании с неразвитым иммунитетом приводит к гипертрофии носоглоточной миндалины, вследствие чего происходит комплексное нарушение процесса носового дыхания, слизь в носу застаивается. К этой слизи «прилипают» патогенные микроорганизмы, проникающие извне, и аденоидные вегетации сами превращаются в очаг сосредоточения инфекции. Отсюда бактерии и вирусы могут распространиться в другие органы.

Аденоиды I степени: начальная стадия, характеризующаяся небольшим размером вегетаций. На этой стадии перекрывается верхняя часть сошника (задний отдел носовой перегородки). Ребенку некомфортно только ночью, когда во время сна дыхание становится затрудненным.

У детей с аденоидами II степени вегетации закрывают больше половины сошника. Они среднего размера. Отличительные черты этой стадии: ребенок ночью постоянно храпит, а днем дышит с открытым ртом.

На III стадии разрастания достигают своего максимального размера: они занимают большую часть промежутка между языком и нёбом. Дышать через нос становится невозможным. Дети с воспаленными аденоидами III степени дышат исключительно только ртом.

  • затрудненное или невозможное дыхание через нос;
  • ребенок дышит ртом;
  • аденоиды у маленьких детей (грудничков) вызывают проблемы с процессом сосания (малыш не доедает, капризничает и плохо набирает вес);
  • анемия;
  • проблемы с обонянием и глотанием;
  • ощущение присутствия инородного тела в горле;
  • ребенок разговаривает тихо;
  • гнусавость в голосе;
  • храп во время сна, расстройство сна;
  • повторяющиеся отиты, хронический насморк;
  • проблемы со слухом;
  • жалобы на головные боли по утрам;
  • избыточный вес, чрезмерная активность, снижение успеваемости в школе.

Ребенка с хроническим заболеванием (помимо классических симптомов) отличают немного выпученные глаза, выступающая вперед челюсть, неправильный прикус (верхние резцы выступают вперед), полуоткрытый рот и искривленная перегородка носа. Чаще обращайте внимание на то, как выглядит ребенок.

Если вы заметили у ребенка несколько из выше перечисленных признаков — это повод обратиться к оториноларингологу, чтобы диагностировать проблему и выбрать эффективный метод лечения с комплексным подходом к решению проблемы.

Не стоит путать аденоидные вегетации с аденоидитом. Аденоиды — это разрастание носоглоточной миндалины, мешающее нормальному дыханию. Аденоидит — это воспаление в самой миндалине, по признакам схожее с симптомами простуды. Это две разные проблемы, соответственно и подходы к терапии тоже разные. Вылечить аденоиды (гипертрофию миндалины), то есть удалить лишнюю ткань в носоглотке, без хирургического вмешательства нельзя. Аденоидит же наоборот лечится консервативными способами: снимается отечность, воспаление исчезает, пропадают симптомы.

Читайте также:  Что такое аденоиды и их фотографии

Аденоидит сопровождается следующими симптомами:

  • повышение температуры тела;
  • постоянно заложен нос, применяемые сосудосуживающие капли не эффективны;
  • гнусавый голос;
  • дыхание через рот;
  • боль в горле;
  • нарушение аппетита;
  • кашель.

Разращение аденоидных вегетаций может привести к проблемам со слухом вплоть до его потери. Слуховой аппарат человека имеет несколько отделов. В среднем отделе есть слуховая труба, она же евстахиева, отвечающая за регуляцию давления внешнего (атмосферного) с давлением в носоглотке. Глоточная миндалина, увеличиваясь в размерах, перекрывает устье евстахиевой трубы, воздух не может беспрепятственно циркулировать между носовой полостью и ухом. В итоге барабанная перепонка становится менее подвижной, а это отрицательно сказывается на способности слышать. В тяжелых случаях подобные осложнения не поддаются лечению.

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Когда нормальная циркуляция воздуха невозможна, в ухе развивается инфекция и возникают воспаления (отиты).

Постоянное дыхание ртом приводит, как упоминалось ранее, к деформации лицевого скелета, а также снижению насыщаемости мозга кислородом: ребенок быстро утомляется и не выдерживает школьной нагрузки, работоспособность резко снижается.

Постоянное сосредоточение инфекции в носоглоточной миндалине приводит к общей интоксикации организма и распространению вирусов на другие органы. Малыш подвергается частым бронхитам, ларингитам и фарингитам.

К неприятным последствиям также можно отнести проблемы с ЖКТ, недержание мочи по ночам, кашель.

Диагностика проводится в условиях ЛОР-кабинета под руководством врача-оториноларинголога. Доктор проводит общий осмотр пациента и опрашивает родителей на предмет жалоб и появления ярко выраженных симптомов.

Дополнительно применяют следующие виды обследования с помощью:

  • фарингоскопия — осмотр ротоглотки;
  • риноскопия — осмотр носовой полости;
  • рентген;
  • эндоскопия носоглотки — самый информативный метод, предоставляющий полную картину (результаты исследования можно записать на цифровой носитель).

Существует два способа лечения детей — хирургический и консервативный. Способы лечения назначаются только ЛОР-врачом, исходя из стадии разрастания вегетаций и состояния ребенка.

Лечить аденоиды консервативным методом значит применять лекарственные средства в комплексе с физиопроцедурами. Комплексный подход — залог эффективности лечения аденоидов. Врач назначает сосудосуживающие капли и противомикробные препараты.

Рекомендуется промывать нос с помощью раствора фурацилина, протаргола, риносепта и других лекарственных препаратов. Не возбраняется лечить аденоиды у детей народными средствами: для промывания отлично подойдут отвары ромашки, коры дуба, зверобоя, череды, хвоща и тд.)

Чтобы закрепить эффект от лечения, рекомендовано проводить физиотерапевтические процедуры: УФО, УВЧ, электрофорез и др.

Параллельно стоит принимать антигистаминные средства и витаминные комплексы. Детям с разросшимися аденоидными вегетациями рекомендуется посещать наши черноморские курорты.

В особых ситуациях оториноларинголог может назначить аденотомию — операцию по удалению вегетаций. Существует ряд показаний к аденотомии:

  • когда не удается эффективно лечить ребенка консервативными способами;
  • невозможность полноценно дышать носом приводит к частым болезням: ангина, фарингит и т.д.
  • повторяющиеся воспаления в ушах;
  • ребенок храпит, возникают остановки дыхания во сне (апноэ).

Вмешательство противопоказано при болезнях крови, в период обострения инфекционных заболеваний и детям младше двух лет.

Перед аденотомией нужно убрать воспаление, вылечив аденоидные вегетации. Сама операция длится всего 15-20 минут и проходит под местным наркозом. Пациент во время манипуляции располагается в кресле, немного запрокинув голову, а ЛОР-врач с помощью особого инструмента — аденотома — захватывает ткань вегетаций и отрезает ее резким движением руки. После манипуляции возможно небольшое кровотечение. Если операция прошла успешно и осложнений не выявлено, пациента отпускают домой.

Альтернатива стандартной операции, более современное вмешательство, — эндоскопическая аденотомия. Проводится с помощью эндоскопа. Этот способ значительно увеличивает процент проведенных операций без осложнений.

После вмешательства нужно сутки соблюдать постельный режим и пару недель ограничить себя в физических нагрузках и активности. Следует уменьшить время нахождения на солнце, противопоказаны горячие ванны. Оториноларинголог посоветует курс дыхательной гимнастики, который непременно поможет пациенту восстановиться и вернуться к нормальному образу жизни.

К профилактическим методам по предупреждению появления аденоидов можно отнести:

  • закаливание;
  • укрепление иммунитета;
  • прием витаминов;
  • правильное питание;
  • своевременное лечение инфекционных и простудных заболеваний;
  • гигиена носа;
  • своевременное обращение к врачу при первых симптомах заболевания.

источник

Вопросы, которые родители часто задают врачам оториноларингологам об аденоидах

Хронический аденоидит очень часто заставляет обращаться родителей за помощью к детскому оториноларингологу. Это заболевание занимает второе место по частоте обращений к ЛОР-врачу после острых респираторных вирусных инфекций в детском возрасте. Поэтому принципы диагностики и методы лечения маленьких пациентов с хроническим аденоидитом чрезвычайно актуальны и всегда вызывают много вопросов у встревоженных родителей.

Окончила Новосибирский государственный медицинский университет в 2009 году по специальности «Педиатрия». В 2009–2011 гг. прошла обучение в клинической ординатуре по специальности «оториноларингология». В 2016 году — повышение квалификации, цикл «Актуальные вопросы оториноларингологии». В настоящее время врач-оториноларинголог в медицинском центре «Авиценна», группа компаний «Мать и дитя», Новосибирск.

У ребенка не дышит нос, у нас, наверное, аденоиды?! Что это такое, с какого возраста они могут проявлять себя и зачем они нужны?

Глоточная миндалина (аденоиды) расположена в куполе носоглотки и состоит из лимфоидных фолликулов и лимфоидной ткани в виде валиков.

Они в первую очередь встречаются с аллергенами, вирусами и бактериями, попадающими в полость носа. Аденоиды формируют местный и системный иммунный ответ у детей. Даже их незначительное увеличение приводит к затруднению и обструкции носового дыхания.

По частоте заболеваемости преобладают дети дошкольного возраста, особенно остро проблема стоит в организованных детских коллективах, когда обычно происходит манифестация аденоидита при встрече с разнообразной вирусно-бактериальной инфекцией. У детей раннего возраста глоточная миндалина развивается более активно, чем другие миндалины и достигает своего полного развития к 2–3 годам. Пик заболеваемости хронического аденоидита приходится на возраст 3–4 года, когда происходит активная перестройка местного и гуморального иммунитета. Инволюция аденоидов обычно происходит с 8–9 лет и к 14 годам глоточная миндалина окончательно исчезает. Аденоидит — это детское заболевание, встречающееся у взрослых всего в 2 % случаев.

Вообще диагностика гипертрофии аденоидов, хронического аденоидита в большинстве случаев не вызывает затруднений. Диагноз устанавливается на основании осмотра, жалоб и данных о течении заболевания.

  • затруднённое носовое дыхание;
  • длительный насморк на протяжении трех недель и более;
  • частые, более 6–8 раз за год, длительные острые респираторные заболевания, сопровождающиеся отитами;
  • сопение, храп во время сна;
  • ребенок стал невнимателен, переспрашивает;
  • гнусавость;
  • беспокойный сон, с частыми пробуждениями;
  • першение в горле, периодические «поперхивания», не связанные с приемом пищи;
  • ночной энурез в отдельных случаях.

Существуют три степени гипертрофии аденоидов:

I степень: является вариантом нормы у детей и никак себя не проявляет. Хоаны перекрыты на 1/3.

II степень: проявляется характерными жалобами и требует терапии. Хоаны перекрыты на 2/3.

III степень: аденоидная ткань полностью заполняет полость носоглотки. Хоаны перекрыты полностью.

Определить степень гипертрофии аденоидной ткани может только врач-оториноларинголог при проведении передней и задней риноскопии (осмотр полости носа и носоглотки с помощью зеркал). Если пациенту невозможно осуществить заднюю риноскопию, проводят пальцевое исследование носоглотки у детей, которое в настоящее время признано неинформативным в связи с резким спазмом мышц глотки, что не позволяет в полной мере определить величину аденоидов. Кроме того, пальцевое исследование негативно воспринимается маленькими пациентами и, конечно, их родителями. Но современные медицинские технологии позволяют проводить фиброэндоскопическое исследование носоглотки. Гибкие фиброэндоскопы позволяют безболезненно осматривать всю полость носа и носоглотку детям любого возраста. Осмотр превращается в игру с маленькими пациентами.

Проведение рентгенологического исследования считается неоправданным в связи с тем, что оно не отображает в полной мере объема аденоидной ткани, воспаления, а показывает только тени лимфоидной ткани и оказывает излишнее рентгенологическое воздействие на детский организм.

Проведение компьютерной, магнитно-резонансной томографии по показаниям при сопутствующих заболеваниях позволяет оториноларингологам видеть аденоидную ткань на снимках, ее объем заполнения носоглотки, их структуру, а также оценить состояние соседних органов.

Состояние аденоидов играет значительную роль в нормальной работе слуховой трубы и среднего уха у детей. В большинстве случаев перекрывание устьев слуховых труб воспаленной аденоидной тканью приводит к их дисфункции и патологии среднего уха, что проявляется клиникой тубоотита и среднего отита.

При хроническом аденоидите в большинстве случаев можно наблюдать клинические признаки тубоотита, экссудативного отита: ребенок жалуется на заложенность, боль в ушах, ощущение жидкости в ухе, переспрашивает родителей, делает погромче телевизор или подсаживается ближе к нему. При осмотре выявляется изменение барабанных перепонок, просматривается уровень жидкости (слизи) в среднем ухе. Целесообразно проведение исследования проходимости слуховых труб, слуха, при котором, как правило, отмечается кондуктивная тугоухость, имеющая обратимый характер при полноценном лечении глоточной миндалины и среднего уха.

Гипертрофированная аденоидная ткань препятствует прохождению вдыхаемого воздуха, появляется сап. В этом случае деятельность дыхательной мускулатуры создает избыточное отрицательное давление в полости глотки. Это, а также вынужденное дыхание через рот приводят к снижению тонуса мышц глотки. Мягкое нёбо начинает вибрировать, что проявляется храпом. Возможна даже задержка с остановкой дыхания во сне, так называемый синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). СОАС — прямое показание к оперативному лечению хронического аденоидита.

Длительный кашель в ночные и утренние часы и неэффективность противокашлевого, муколитического лечения являются поводом для консультации оториноларинголога. При консультации с лор-врачом выявляется стекание отделяемого по задней стенке глотки, что раздражает локальные нервные окончания и приводит к рефлекторному кашлю. Как правило, терапия аденоидита приводит к прекращению кашля и восстановлению нормального ритма жизни ребенка.

Недостаточность носового дыхания приводит к тому, что мозг ребенка постоянно находится в состоянии кислородного голодания, а это, в свою очередь, ведет к астеническому синдрому. У детей наблюдается повышенная утомляемость, снижение внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы. Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Слова прерываются необоснованными паузами большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох. У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок — гнусавость (так называемая закрытая ринолалия). После лечения аденоидита занятия с логопедом дают положительные результаты через 6 месяцев.

При осмотре ребенка, страдающего хроническим аденоидитом, врач стоматолог-ортодонт может выявить признаки деформации зубочелюстной системы в виде дистального прикуса, высокого стояния твердого нёба, сужения верхней челюсти, дефицита места в зубных дугах, которые в сочетании с ротовым типом дыхания формируют «аденоидный» тип лица. При несвоевременно начатом консервативном или оперативном лечении хронического аденоидита в дальнейшем нарушается постоянный прикус. В связи с этим стоматолог-ортодонт направляет пациента к оториноларингологу для восстановления носового дыхания, чтобы далее эффективно исправлять нарушенный прикус ребенку.

Каждый случай индивидуален. Случается, что родители отказываются от предложенного врачом оперативного лечения. Таких пациентов должен наблюдать врач-оториноларинголог регулярно 2 раза в год, прослеживая течение заболевания. Вообще, аденоиды III степени не приговор, ребенка может не беспокоить такой объем аденоидной ткани, и после проведенного консервативного лечения маленький пациент начинает дышать через нос, не часто болеет и нет клинических проявлений хронического аденоидита. Бывает и, наоборот, при аденоидах I–II степени при выраженной симптоматике хронического аденоидита в некоторых случаях органосохраняющая тактика неуместна и может быть показанием к удалению аденоидов.

Принцип терапии аденоидов — снятие отёка и воспаления.

Консервативные методы лечения хронического аденоидита — это:

  • элиминационно-ирригационная терапия, направленная на промывание полости носа стерильными морскими солевыми растворами либо изотоническими солевыми растворами;
  • промывание носоглоточной миндалины методом перемещения лекарственных веществ;
  • интраназальное применение антибактериальных спреев, сосудосуживающих средств, а также вяжущих средств;
  • прием противовоспалительных препаратов, мукорегуляторов, фитопрепаратов с секретолитическим, секретомоторным действием.

Комбинация разных методов терапии, в т. ч. физиотерапевтических, повышает эффективность лечения и снижает сроки течения заболевания.

При неэффективности курсов комплексного консервативного лечения по показаниям проводят хирургическое лечение. Показаниями являются:

  • СОАС;
  • нарушения слуха: кондуктивная тугоухость, рецидивирующие тубоотиты, наличие жидкости в среднем ухе, определяемое при проведении акустической импедансометрии;
  • отиты более 6 раз за год;
  • челюстно-лицевые аномалии;
  • осложнения со стороны полости носа, околоносовых пазух: рецидивирующие и хронические риносинуситы;
  • стойкое нарушение носового дыхания при гиперплазии аденоидной ткани (постоянная заложенность носа, дыхание через рот);
  • нарушение речи (дизартрии, алалии);
  • психоневрологические и рефлекторные расстройства (энурез, эпилептиформные расстройства);
  • отсутствие положительной динамики после курса комплексного консервативного лечения.

Я слышала истории, когда аденоиды вырастали после операции снова, если ее проводили в раннем детстве. Это правда возможно?

Риск рецидива разрастания аденоидной ткани зависит от чистоты выполнения оперативного лечения, а не от возраста пациента.

Данные методы предпочтительны, поскольку имеют минимальные риски рецидивов (1 %):

  • Эндоскопическая аденотомия с использованием шейверной методики: аденоидная ткань постепенно и равномерно удаляется с помощью микродебридера (специальной насадки) под четким контролем эндоскопа над объемом удаления аденоидной ткани.
  • Лазерная аденотомия: при проведении данной техники лимфоидная ткань коагулируется и валоризируется (выпаривается). Преимуществом данного метода является коагуляция сосудов, т. е. бескровность, возможность выбора интенсивности воздействия.
  • Коблационный метод с использованием хладоплазменного луча является самым современным методом аденотомии в наше время. «Холодная плазма» (электрический ток в стерильном солевом растворе электролита образует узкосфокусированное разрушающее облако) отличается минимальной глубиной воздействия (сотые доли миллиметра), при этом здоровые ткани не травмируются. «Холодная плазма» обладает обезболивающим и коагулирующим свойством, вследствие этого отсутствуют риски кровотечения после операции.

В большинстве случаев операции проводятся под наркозом, не нанося психологической травмы ребенку.

Классическая аденотомия с использованием аденотома Бекмана проводится «вслепую», то есть высок риск оставления кусочка гипертрофированной ткани.

Если удалить аденоиды, то инфекция сразу пойдет ниже и ребенок будет постоянно болеть бронхитами и пневмониями?

Это заблуждение. Воспаленные аденоиды как хронические очаги инфекции, локализованные в носоглотке, играют ведущую роль в генезе рецидивирующих заболеваний бронхо-лёгочного аппарата у детей.

Носоглоточная миндалина обладает защитной функцией, но после ее удаления ребенок не остается без иммунной защиты. Носоглоточная миндалина входит в состав лимфо-глоточного кольца Пирогова — Вальдейера, в котором насчитывается десять миндалин.

Таким образом, у ребенка остаются девять миндалин, которые будут продолжать защищать его от инфекций.

После оперативного лечения рекомендован домашний режим около 10–14 дней с целью минимизировать контакты ребенка с вирусной инфекцией. Так же рекомендовано ограничить физические нагрузки и воздержаться от посещения бассейна, саун, ванн. Назначаются капли в нос на основе серебра курсом не более 7–10 дней. Щадящая диета, направленная на снижение раздражения слизистой оболочки глотки. Важно отказаться от привычки дышать ртом, вновь научиться дыханию через нос, акцентируя на это внимание ребенка. Показана витаминотерапия.

  1. Борзов Е. В. Аденоиды // Детская оториноларингология (в 2 томах) Т. 1. / под редакцией Богомильского М. Р., Чистяковой В. Р. 2005.
  2. Карпова Е. П., Тулупов Д. А. Гипертрофия аденоидных вегетаций и аденоиды // Учебное пособие для врачей. РМАПО. Москва, 2013.
  3. Лазовская Л. Е. / Аденоиды и речевые нарушения у детей//Проект детской логопедии, 2013 г.
  4. Гипертрофия глоточной миндалины // Богомильский М. Р. Детская оториноларингология: учебник / М. Р. Богомильский, В. Чистякова. — М., 2012 г.
  5. Sadeghi-Shabestari M., Jabbari Moghaddam Y., Ghaharri H. Is there any correlation between allergy and adenotonsillar tissue hypertrophy? // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2011. Vol. 75, № 4.

0 комментариев 4414 просмотров

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

источник